Разделы: Внеклассная работа

Пояснительная записка

Пятый год как мы живем в XXI веке, и мы вынуждены с определенным страхом подводить итоги прошедшего столетия. По утверждению многих ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. Так не хотелось бы, чтобы наши правнуки оказались последними жителями этой прекрасной планеты.

Поэтому наша задача воспитать то поколение, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет себя чувствовать не только крохотной частичкой нашей галактики, но и центром всей Вселенной, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Экологические проблемы региона диктуют необходимость все более настойчиво совершенствовать экологическое образование.

Праздник “Это Земля твоя и моя” рассчитан на детей младшего и среднего школьного возраста.

Целью праздника является показать актуальность проблемы охраны окружающей среды.

Задачи:

Цель: показать актуальность проблемы охраны окружающей среды.

Задачи:

  • формирование экологической культуры;
  • активизация экологической деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Оформление: Плакаты “Я Земля – ваш дом!”; “Пока не поздно”;

Выставки: “Земля моя – боль моя”; “Фотообвинение”; Стенд “Это интересно”; Коллаж репродукций “Как прекрасен этот мир”

Действующие лица: Ведущая, Земля, Девочка, Чтецы.

Музыкальное оформление:

Песня “Родная земля” / муз. В.Добрынина сл. Дербенева. [аудиозапись];

- “Маленький принц” [аудиозапись];

- “Как прекрасен этот мир” [аудиозапись];

- “Времена года” / Вивальди [аудиозапись]

Как пятнистая шкура оленя
Под ногами весною земля,
И березки в восходе алеют,
К небу тянутся тополя.
Даже снег, что тоскливо кружится,
Не пуская весну на поля, -
Жизни этой великой частица,
Что творит дорогая Земля.

Звучит песня “Родная Земля” (1 куплет).

Ведущий: Земля – это наша планета, возможно, единственный во Вселенной обитаемый остров. И поэтому, все живущее на ней – величайшая радость и редкость. Серебристые ели, ромашковые поляны, гомон птиц, прозрачная вода рек и озер – это все для нас. И рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник – мелочи, кажется. Но на самом деле – это страшная беда, это катастрофа. Каждый день на земле исчезает один вид животных, каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений. В минуту вырубается 20 га тропических лесов. Экологическая катастрофа нависла над нашей планетой, над каждым, живущим на ней.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах
Не растопчи её полей
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Ведущий: Ребята, сегодня в мире отмечается праздник День Земли, целью которого является сохранение, возрождение нашей с вами природы, нашей замечательной планеты по имени Земля.

Словно крыша над землей
Голубые небеса,
А под крышей голубой
Реки, горы и леса,
Океаны, пароходы,
И поляны, и цветы,
Страны все и все народы,
И, конечно, я и ты.

Вместе мы с тобой в ответе
За чудесное жилье,
Потому что на планете
И пушистые снежинки,
И река, и облака,
И травинки, и тропинки,
И вода из родника.

Дом кружится возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце
Заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не ругаясь не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.

Есть чудеса на белом свете,
Цветет, как мак, заря вдали…
На голубой своей планете
Встречайте, дети, День Земли!

Будоражит Земля нас в минуты любви:
“Посмотрите вокруг, полюбите меня,
Я для вас хорошо и цвету и пою,
Берегите меня для себя, для любви”.
Красота спасет мир, красота и любовь.
Полюбите весь мир и воскресните вновь.
Прогоните всю злость, призовите добро.
Для любви и добра душам тело дано.

Ведущий: История возникновения Дня Земли относится к 40–ым годам XIX столетия, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в штат Небраска. Здесь он увидел бескрайние просторы прерий с одинаковыми деревьями, которые были обречены стать строительным материалом и топливом для переселенцев. Семья Мортон занялась посадкой диких деревьев и кустарников. В США эта семья развернула широкую кампанию за бережное отношение к окружающей природной среде.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот…
Но мы ещё придем просить прощенье
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды.
Все меньше - окружающей природы…
Все больше – окружающей среды.

Ведущий: В 1882 году правительство штата Небраска объявило 22 апреля Днем дерева и официальным праздником штата. Этот праздник постепенно стали отмечать и в других штатах.

В 1969 году в США из скважины возле Санта–Барбары вылилось миллион тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. В память об этой катастрофе по предложению профессора Дениса Хейса каждый год 22 апреля проводится День Земли, который с 1994 года объявлен Всемирным. В тот год множество обрезков материи с надписями и рисунками в защиту природы было пронесено по нашей планете. Из них составили Флаг Земли площадью 660 кв. метров, символизирующий единство людей в заботе о будущем планеты и призывающий относится к окружающему нас миру с уважением.

Прости, Земля, прости, прости, прости…
Мы – люди – так тебя обидели,
Груз совести за это нам нести
На многое смотрели… и не видели.
Мы думали тогда – так было надо.
Мы рьяно жгли, сушили и рубили
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили.

Ведущий: Хозяйственная деятельность человека очень часто оказывает отрицательное воздействие на самого человека и на окружающую его природу. Если рана, нанесенная человеком, небольшая, то природа может самовосстановиться. Человек выбросил ведро мусора на компостную кучу. Прошел год, другой, и мусор превратился в компост, который затем используется для подкормки растений, природа с этим справилась.

Чернобыльская атомная станция во время аварии выбросила тысячи тонн радиоактивных материалов, которые на десятки лет сделали опасными для жизни человека многие города, озера, реки, поля, леса. Произошла экологическая катастрофа.

На самовосстановление Земли уходят годы. Наблюдения показывают: консервные банки могут ржаветь в течение трех десятилетий, на разрушение полиэтилена нужно два десятка лет, обыкновенная бумага разлагается только на второй год.

Зарницы в небе вспыхнули не зря,
Очнитесь, люди, и поймите, люди
У нас на всех всего одна Земля,
Другой Земли у нас уже не будет.

Вот она плывет, сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь.
За нас никто планету не спасет.
Спасти её мы сможем только сами.

Все чудеса – творения природы,
Иных на свете не было чудес.
Прекрасны вы в любое время года,
Река, цветы, деревья, дикий лес.
Все краски, формы, запахи и гаммы,
Которые известны нам сейчас,
Дала природа, чтоб могли мы с вами
Стать лучше, современней в сотни раз…

Или вот, День Космонавтики, 12 апреля. Этот праздник связан с первым полетом в космос Юрия Гагарина.

А будут ли у нас настоящие праздники, зависит от нас самих. Только от нас. Ведь настоящий праздник – это праздник добрых дел, любви к своей Земле, праздник человеческой души.

Ручаюсь, ребята,
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто ещё не успел,-
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.

Девочка: Я поняла! Я все поняла! Я хочу, чтобы у нас и у нашей планеты получился настоящий праздник! Эй, Земля, я хочу подарить тебе и людям настоящий праздник! Я хочу, чтобы вместе с нами радовались деревья и цветы, насекомые и рыбы, птицы и звери.

Звучит мелодия “Маленький принц” (1 куплет)

Девочка: Земля! Земля! Земля! Ты услышала нас? Ты говоришь с нами, Земля?

Земля: Я слышу вас всегда, но и вы прислушайтесь ко мне. Я в беде. Я не в силах исправить все зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух… Я не могу уничтожить столько мусора, сколько разбросал на земле человек…Скоро я не смогу спасти и вас, дети… Сил моих все меньше и меньше…

Ведущий: Люди Земли! Дети Земли! Внемлете мольбе о помощи! Не убираете, но хотя бы не загрязняйте более! Земля – мать, любит и жалеет нас, своих детей. За что же мы, её дети, отвечаем ей черной неблагодарностью? Горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда животные и растения. От всех нас требуется, чтобы мы сохранили наш общий дом чистым и уютным.

Девочка: Земля, Земля, неужели ты можешь погибнуть?

Земля: Дослушай меня до конца! У вас есть ещё немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Только вы можете это сделать. Только вы можете разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению. Тогда и наступит настоящий праздник. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Девочка: Земля! Земля! Скажи, что же мы должны делать? (Пауза.) Молчит. Может быть, у неё нет больше сил, чтобы говорить с нами?

Ведущий: Узы любви и дружбы связывают человека со своей планетой. Планета Земля не может обойтись без нас так же, как и мы не проживем без неё и секунды.

Слышишь, Земля! Слышишь, Земля,
Ты улыбнись людям,
Шелестом трав, звоном дождей
Радость даря.
Знаешь, Земля! Знаешь, Земля,
Как мы тебя любим
Имя твое в дальних мирах
Шепчем не зря.
Верь нам, Земля! Верь нам, Земля,
Как мы в тебя верим,
Добрый твой взгляд в сердце своем
Каждый сберег.
Помни, Земля! Помни, Земля,
Ты – наш родной берег
После разлук, после тревог,
Трудных дорог.

Ведущий: Планета величиной с дом есть у каждого человека, научитесь любить её, и наступит праздник. Ребята, помните, Земля сказала нам: “Прислушайтесь, продолжите дорогу к спасению”…

Но где же эта дорога?... А дорога очень проста. Нужно любить и беречь свою Землю, преумножать её богатства, знать законы природы, уметь защищать её. А что вы знаете об охране природы, о её законах, мы сейчас проверим.

Викторина “Земля. Природа. Человек” (Приложение 1)

Ведущий: Ребята, приближается время цветения черемухи. Давайте посмотрим сценку. Может быть, кто-то себя узнает.

Ведущий: Маленький принц из замечательной сказки Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” говорил: “Встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету”. Очень хочется, чтобы вы твердо запомнили это правило. Не менее важны и другие правила, которые придумал маленький принц. Давайте их прочитаем.

Дети зачитывают правила и дают им объяснения:

  1. “ИСКАТЬ НАДО СЕРДЦЕМ, САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ”
  2. “СУДИТЬ НАДО НЕ ПО СЛОВАМ, А ПО ДЕЛАМ”
  3. “ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ”.

Звучит мелодия песни “Как прекрасен этот мир”. Чтецы читают на фоне музыки.

Берегите Землю, берегите,
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинах солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите…
Берегите Землю! Берегите!

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных,
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

И надо нам понять сполна:
Мы – люди, мы - одна семья.
И нам дана на всех одна,
Звезда по имени Земля.

Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья,
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!

Нас много, ребята!
Везде, где живем,
Деревья посадим,
Сады разведем.

Вопросов много есть на свете,
И мы решить бы их смогли,
Когда б не День был на планете,
А наш Всемирный год Земли!

Ведущий: Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой наша планета или же превратится в безжизненную пустыню? От вас, от меня, от каждого зависит быть или не быть. Ребята, пусть каждая ваша встреча с планетой будет для её обитателей праздником.

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями
Как дружит солнце
Со всеми нами!

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!

Давайте будем
Беречь планету-
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна
Что будет делать
Без нас она?

Ведущий: Все ваши мечты о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас всех. Поднимите руки, кто с нами! … Спасибо. Наш праздник подошел к концу. И с этой минуты начинается наш путь к спасению своей планеты. Ведь:

Все дело только в человеке,-
Он может сделать чудеса:
Спасти зверей, очистить реки,
Разбить сады, взрастить леса.
Я рада, что мы вместе,
Вы – патриоты, видит Бог,
Спасти планету – дело чести
И высший наш гражданский долг!
Еще хочу от вас я, дети,
Чтоб каждый фразу заучил:
“Запомни - ты всегда в ответе
За тех, кого ты приручил”.

Ведущий: Поскольку сегодня праздник, я приглашаю вас в фито–бар.

Чаепитие.

Заключение

Патриарх всея Руси Алексий II говорил: “Одних знаний о том, как следует охранять природу, сегодня явно не достаточно, ибо бездуховный человек, к сожалению, и свои знания может использовать во вред. Главное сейчас укрепить духовность людей, воспитав в них высокую культуру добра ко всему окружающему их и чувства личной ответственности за все живое”

С помощью данного мероприятия была показана актуальность проблемы охраны окружающей среды.

Я надеюсь, что сценарий праздника “Это Земля твоя и моя” вызовет интерес и найдет отклик у библиотекарей, педагогов, организаторов досуга, классных руководителей, всех тех, кто заинтересован в экологическом воспитании подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Воронина, Н. Колокола тревоги: Сценарий экологического вечера [Текст] / Н.Воронина // Библиотека. – 1994г. - № 3 – С. 48 – 50.
  2. Зеленая волна: Сборник сценариев финалистов Всекузбасского конкурса “Лучшее массовое мероприятие по экологическому просвещению населения в библиотеках Кемеровской области” [Текст] / Государственное учреждение культуры Кемеровская областная юношеская библиотека; Сост. О.Л. Божик. – Кемерово, 2005. – 108с.
  3. Мы – дети Земли: Сборник сценариев [Текст] / Сост. и отв. за выпуск Н.В. Гусельникова. – Ясногорский: Центральная библиотека Кемеровского района, 2003. – 43с.
  4. Праздники круглый год: в учебное время и летом [Текст] / Сост. О.В. Калашникова. – Волгоград.: Учитель, 2001. – С. 76 – 82.
  5. Преймак, С.В. Экологический мини-спектакль на тему “Загрязнение планеты” [Текст] / С.В. Преймак // Завуч начальной школы. – 2005. - № 5. – С. 45 – 48.
  6. Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький принц: Сказка [Текст] / Перевод с франц. Н. Галь. – Кемерово: Кн. изд-во, 1983. – 64с.: ил.
  7. Экологический калейдоскоп: Сборник сценариев [Текст] / Сост. М.В. Филатова. – Кемерово, 2002. – 60с.

15 апреля библиотеки Петровского района приняли активное участие во Всероссийской библиотечной акции Единого дня действий «День экологических знаний».

Зарегистрировавшись на официальном сайте ФГБУК «Российская государственная библиотека для молодежи», Петровская МЦБ стала участницей акции под общим названием «Эта земля твоя и моя». В этот день на территории района прошли разнообразные по форме и содержанию мероприятия, объединенные обшей тематикой, целями и задачами.

По итогам Всероссийской акции Единого дня действий «День экологических знаний» можно сказать, что главная цель акции выполнена. В общей сложности было задействовано около 200 человек разного возраста. Экологическое просвещение населения уже давно является одним из приоритетных направлений в деятельности библиотек района, сегодня оно приобретает новые формы.

Филиал №2

Читатели Гофицкой сельской библиотеки с энтузиазмом откликнулись на предложение работников библиотеки очистить от мусора территорию, прилегающую к церкви, и центральный парк.

Мальчишки и девчонки, вооружившись перчатками, ведрами, метелками, с хорошим настроением и улыбками активно принялись за работу. Разбившись на три группы, старались не пропустить ни одной бумажки. Работали дружно, усердно и очень серьезно, и вскоре парк засиял на солнышке изумрудной молодой травкой. Дети вместе со взрослыми радовались результатам своего труда.

Были слышны разговоры о том, как важно заботиться о родной Земле, о своем уголке, где ты живешь, о каждом животном или травинке. А детские души получили наглядный пример доброго отношения к природе.

Филиал №3

В городской детской библиотеке состоялся экологический марафон «Береги планету, ведь другой похожей нету».

Марафон состоял из пяти остановок: «Экологический словарь», «Экологическая поговорка», «Экологическая проблема», «Литературно-пейзажная мозаика» и «Экологическая сказка».

Дети разбирались в экологических терминах, соревновались в знании экологических поговорок, узнали об экологических проблемах нашего города, состязались в знании литературных строк с описанием времен года и явлений природы.

В заключение на пятой остановке юные читатели с удовольствием инсценировали экологическую сказку «Росточек».

Филиал №4

Читатели городского филиала № 4 участвовали в экологической акции «Мы за чистые улицы». Ее поддержали взрослые читатели и учащиеся МОУСОШ № 5.

Главная цель акции – показать, что экологические проблемы начинаются с каждого человека, с порога каждого дома. Кто-то бросил один пакет с мусором, кто-то второй, к ним присоединился третий. И вот неприглядная куча мусора растет, оживает, пугая прохожих.

Все это инсценировали с задором юные артисты 2, 3, 4 классов: Софья Черниговская, Магомед Джарбаев, Роман Петровский, Ангелина Писаренко, Ксения Водопьянова, Дарья Дробина, Юлия Лоткова, Евгений Подольцев, Данил Черемисин, Богдан Горлачев.

Снимали инсценировку Софья Евдокимова и Юлия Несинова.

Филиал №6

В городском филиале №6 микрорайона Кисличее был проведен экологический урок «Птички – симпатички». Заведующая библиотекой рассказала ребятам о некоторых представителях пернатой планеты, об интересных моментах из жизни птиц, о бережном отношении ко всему живому. Дети активно отгадывали загадки, отвечали на вопросы, рассказали о зимующих и прилетающих весной в нашу местность птицах, об их привычках.

Из подручных средств была изготовлена кормушка для птиц, которая нашла свое место возле ДК. Этот день в библиотеке стал открытием новых знаний об удивительном и интересном мире наших пернатых друзей.

Филиал №10

Швединская сельская библиотека приняла участие во Всероссийской акции под девизом «Прикоснись к природе любящей рукой». Мероприятия проходили целый день.

На улице распространяли листовки, призывающие взрослых жителей села объединить усилия по сохранению окружающей среды.

Всех, посетивших в этот день библиотеку читателей, знакомили с выставками о природе: «Слово о Земле», «Путешествие по Земле».

Между учащимися 3 и 4 классов провели экологический турнир, где ребята соревновались в знании правил поведения на природе, отвечали на вопросы викторины «Барометры природы», связанные с поведением животных. Побывали на станциях «Очевидное – невероятное», где разговор шел о необыкновенных особенностях животных, и «Загадочная» – вспомнили из каких произведений сказочные животные. Конкурс «Угадай-ка», был посвящен растениям.

А в заключении детям вручили памятки «Как сохранить красоту природы».

Каждый ребенок, пришедший в библиотеку в этот день, взял книгу о природе на дом.

Филиал №11

Николино-Балковская сельская библиотека совместно со школой провела экологический урок «Зоны экологического бедствия».

Мусор – головная боль современной цивилизации. Космонавты наблюдают из космоса, как в океане плавают целые острова пластиковых бутылок. В городах не хватает мест для свалок. Экологическая обстановка в крае далеко не безоблачна. В Ставропольском крае сформировались полюса экологического неблагополучия, негативно влияющие на здоровье и продолжительность жизни людей. Беспокоят выбросы в атмосферу вредных веществ, промышленных предприятий.

Загрязнены практически все водоемы края. Особенно высокой степенью загрязнения отличаются малые реки. Такая ситуация не может не тревожить всех, кому небезразлично будущее края. Одной из важнейших проблем является нехватка воды на планете.

Основная масса воды на планете – соленая, пресной меньше 4%. Наличие воды зависит от того, как она сохраняется и используется. Одной из главных проблем является загрязнение пресной воды. Запасы питьевой воды не безграничны, и к 2025г. больше половины государств ощутят серьезную нехватку воды.

Об этом шел разговор на встрече с учениками средней школы. А встреча состоялась возле одной из достопримечательностей села – Вершинских колодцев. Сюда библиотекари пришли с учениками, чтобы узнать об экологическом состоянии в крае и селе и навести порядок у колодцев. Сюда каждый день приезжают и приходят люди, чтобы напиться ключевой воды и взять с собой. После зимы остались поломанные ветки, листья, нерадивые посетители бросали пластиковые бутылки, пакеты. Все это ученики убрали, вынесли, подмели. Весь мусор закопали в землю на расстоянии от колодцев.

После уборки было принято обращение ребят к главе администрации Чепко В.В. с просьбой отремонтировать срубы колодцев.

Филиал №12

В Рогато-Балковском филиале №12 прошел экологический час “Берегите Землю – наш общий дом” с учащимися 3 класса МОУ СОШ №16.

Ребята узнали, какую роль играет человек в охране природы. Обсудили экологические проблемы – загрязнение воздуха, воды, лесов. Ответили на вопрос «Что означает слово экология

Юные читатели поделились своим мнением о том, какую посильную помощь они могут оказать, чтобы сохранить природу для следующих поколений. Читали стихи, отгадывали загадки, участвовали в экологических викторинах “Интеллектуал” и “Эрудит”, а так же, в конкурсе “Как вести себя в лесу”.

Девочки инсценировали сценку “Разноцветные реки”, роли в которой исполнили Хлебникова Ульяна, Тенькова Полина и Скребцова Анна. Ребята ответили на их вопрос «Как помочь обитателям рек и озер?»

Во время мероприятия были представлены книги по экологии, детей познакомили с Красной книгой Ставропольского края.

В завершении экологического часа ребята обещали бережно относиться к окружающему миру, беречь и охранять природу.

Филиал №13

15 апреля библиотекари Ореховского филиала №13 совместно со школьниками, их родителями и учителями проводили акцию «Очистим планету от мусора».

В ней приняли участие 35 детей и 13 взрослых. Дети старшего возраста приняли участие в побелке деревьев и бордюров, а дети помладше вместе со взрослыми убирали парковую зону.

Филиал №14

В Высоцкой сельской библиотеке состоялся экологический диалог «Земля – наш дом, где мы живем и дышим».

Мероприятие посвящено вопросам экологии, разговору о том, как сберечь наш общий дом – планету Земля с ее природными богатствами и самого человека. И если мы хотим пить чистую воду, дышать полной грудью, то должны наводить порядок внутри себя, изменить свое отношение к окружающему миру. И начинать нужно с того места, где мы живем.

Ведущие – Галина Викторовна и Татьяна Вячеславовна напомнили ребятам о том, что Земля – наш общий дом, что нужно бережно относиться к окружающей среде, защищать и охранять животный и растительный мир планеты.

Мероприятие продолжилось экологическими конкурсами и викторинами: «Найди ответ в книге» (получив вопросы, ребята искали ответы в книгах), «Угадай животное» (угадывали по описанию животное, занесенное в Красную книгу). Ребята совершили путешествие в мир природы и узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они активно беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения на природе, познакомились с редкими растениями и животными леса.

В конце мероприятия ребятам напомнили правила поведения в лесу, на лугу, на речке, которые были записаны на лепестках специальной экологической ромашки.

К мероприятию была оформлена книжная выставка «Как прекрасен этот мир».

Филиал №15

«Берегите природу, ведь природа – наш дом!»

– Знает клич каждый взрослый, он и детям знаком…

А всё ли мы знаем о нашей природе, все ли ее тайны изведаны?..

Ответить на этот вопрос вызвались юные знатоки природы, принявшие участие в брейн-ринге «Путешествие в мир природы», посвященном Дню экологических знаний, который проводился в Просянской библиотеке.

Две команды знатоков – «Кактусы» и «Ягуары» – показали прекрасные знания зоологии, биологии, орнитологии, энтомологии. Если знатоки затруднялись в каких-либо ответах, то они могли обратиться в консультационный пункт – выставку «Маленькие чудеса большой природы».

Так как ребята были хорошо подготовлены, конкурс капитанов помог определить команду-победителя, которой стала команда «Ягуары». Она была награждена медалями и грамотами.

Филиал №16

Дон-Балковской сельской библиотекой была проведена экологическая акция «Украсим планету цветами».

К ней готовились заранее: были развешаны объявления, местная поэтесса Г.И. Сорокина написала стихотворение «Обращение к жителям села».

Девчонки молодые

И мамочки вдвойне,

И бабушки седые,

Что ходят по земле.

Мы просим Вас душевно,

Не стойте в стороне!

Откройте свое сердце

Для добрых дел в селе.

Не будьте равнодушными

Вы к акции простой,

Аллею из ирисов

Посадим всей семьей.

Чтоб сердце наше сельское

Стучало и цвело,

На площадь деревенскую

Всегда к себе звало.

Активное участие в акции приняли ученики 9 классов с преподавателем, Совет ветеранов села, работники ДК, предприниматели. На площади села на клумбах были высажены ирисы.

Жители села и ученики школы принесли более ста клубней, скосили траву и высадили цветы.

В библиотеке прошла беседа и обзор у книжной выставки «И нам дана на всех одна планета хрупкая Земля». Речь шла о состоянии окружающей среды, экологической обстановке не только в России, Ставропольском крае, но и, конкретно, в селе. Ребята смогли узнать об основных причинах, вызывающих экологические катастрофы: от природных стихийных бедствий до деяний человека, порой наносящих непоправимый вред окружающей среде. Познакомились с литературой, в которой освещаются вопросы охраны природы. С Красной книгой Ставропольского края в руках «прошлись» по заповедным местам Ставрополья.

Акция была проведена в целях развития экологической культуры и эстетического вкуса, воспитания личной ответственности молодежи за чистоту и уют в родном селе, а также патриотического воспитания подрастающего поколения.

Филиал №18

День экологических знаний Прикалаусская библиотека совместно с учащимися МКОУ СОШ № 15 отметила широкомасштабной акцией «Очистим Планету от мусора». Более 50 участников акции приняли участие в уборке центрального сквера поселка Прикалаусский. Убирали мусор, сорняки и сухостой, подметали дорожки.

В местах отдыха и у зданий ДК, администрации МО, филиала Сбербанка установили знаки воспитательного характера «Не сори! Выгребать будешь сам», «Не будь свиньей! Убери за собой!», «Путь мусора до урны лежит через наше сознание!». Раздавали памятки по экологическому воспитанию. Ребята проделали большую работу, результат которой увидели сразу все жители поселения.

Филиал №19

Экологические акции становятся традицией для библиотек, где от библиотечных методов переходят к активным действиям. Акции вносят реальный вклад в улучшение экологической обстановки.

Шангалинская библиотека организовала экологический трудовой десант «Зеленый наряд селу». Библиотекарь Журавлева В.И. рассказала участникам акции о том, что Указом Президента 2017 год объявлен Годом экологии.

В библиотеке была оформлена выставка «Тревоги родной Шангалы», на которой представлены фотографии, как красивых ухоженных мест села, так и загрязненных.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности и всячески стремятся ей помочь. Участники акции приняли решение помочь родной земле. На клумбы в своем селе они высадили розы, гладиолусы, лилии, георгины. Очень радостно, что на призыв помочь селу откликнулись не только участники акции, но многие его жители. Так, проходившая мимо ребят, О.К. Пекуш одобрила эту затею и поделилась луковицами цветов лилии. Варварская Е.Н. приняла участие в посадке цветов. Ребята младшего возраста собрали разбросанные фантики от конфет, пластиковые бутылки и пакеты.

Хочется верить, что этот десант не пройдет бесследно и со временем родное село станет еще зеленее и чище.

Филиал №23

15 апреля в городском филиале №23 была проведена экологическая акция «Давайте дружить с природой».

Работники библиотеки и читатели, живущие рядом с библиотекой, очистили от мусора территорию, примыкающую к библиотеке, подстригли разросшиеся кустарники, побелили деревья и кустарники, привели в порядок клумбу, посадили цветы.

На душе было приятно от того, что мы своими силами сделали красивее и чище маленький уголок нашей большой планеты.

    Жалоба №1

    Ответы

    Жалоба №2

    Ответы: Летучая мышь. Летучие мыши очищают местность от комаров. За 1 час съедают 160 - 170 комаров.

    Жалоба №3

    Ответы:

    Жалоба №4

    Ответы:

    Игра «Угадай кто я?»

    Зашифрованное изображение. Задание: чья команда быстрее угадает животное, спрятанное за клеточками. Ведущий открывает по желанию участников одну клеточку, и команда пытается отгадать животное; не отгадали - ход переходит к другой команде. (Изображение можно перевернуть вверх ногами). (Приложение №2)

    Игра «Экологическая семья»

    Известно что одна пальчиковая батарейка разлагаясь загрязняет 20 кв. м. земли, безопасный способ утилизации пока не нашли, но учёные нашли другой выход. Они складывают батарейки в пластиковые бутылки и закрывают крышками - консервируют. Так они будут хранить их до того момента пока не появятся современные и безопасные технологии переработки батареек. И всех нас призывают к этому.

    Подведение итогов.

    Вся Земля - наш общий дом

    Давай докажем, что не зря

    На нас надеется Земля.

    Давайте будем беречь планету,

    Другой такой на свете нет.

    Развеем над нею и тучи и дым,

    В обиду её никому не дадим.

    Ведущий: На этом путешествие наше заканчивается. Сейчас вы подсчитаете сколько «эко - знаков» получила каждая команда. Команда- победитель награждается медалями и грамотами. Поздравляем вас!

    Приложение №1

    > , >

    Больше леса - больше снега.

    Приложение №2

    Приложение №3

    Литература

    1. Данилова М.З. // Воспитание школьника. - 2005.- №5.
    2. Журнал «Педсовет» - 2000 - №6; 2001 -№ 6; 2003 - №6; 2004 - №11.

Просмотр содержимого документа
«Эта Земля - твоя и моя! (Путешествие по станциям)»

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей районный «Детский экологический центр»

Эта Земля – твоя и моя

(Игра - путешествие по станциям)

Гордиенко Светлана Викторовна,

Загребельная Людмила Анатольевна,

Педагоги дополнительного образования

МКОУ ДОД районного Детского

экологического центра,

365530 г. Светлоград, Петровский район,

Ставропольский край, пл. Выставочная

33 б, 8(86547) 4 – 20 -60

e-mail: [email protected]

Пояснительная записка

Экологическое воспитание становиться одним из важнейших направлений в воспитании детей. Необходимость понимания, что экологические проблемы одного региона могут перерасти в глобальные, заставляет всё больше внимания уделять работе с подрастающим поколением в плане экологического просвещения. Игровая форма даёт больше возможности для вовлечения детей в экологическую деятельность. Данная игра даёт возможность самим детям найти формы и методы природоохранной работы по тому или иному направлению, расширить знания в области биологии и экологии.

Игра командная, участвуют две команды по 8 – 10 человек. Возраст детей 10 – 12 лет. При прохождении каждой станции команда – победитель получает эко – знаки (жетоны). Оценивается фантазия участников, обоснованность ответа, нестандартность подхода, быстрота. В конце игры подводятся итоги и награждаются победители.

Эта Земля - твоя и моя!

(Путешествие по станциям)

Цель : приобщение детей к природоохранной деятельности с помощью празднования Всемирного Дня охраны окружающей среды.

Задачи : научить детей бережному и заботливому отношению к природе;

развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию;

показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Оборудование : стикеры жёлтого и зелёного цвета по количеству участников, цветные карандаши, эко – знаки, 6 лент размером 1,5 – 2 м., листы белой бумаги А4, карточки с заданиями, 2 пластиковые бутылки с крышками, пальчиковые батарейки, медали, грамоты.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды. Празднование этого дня рассчитано на то, чтобы пробудить в каждом человеке желание способствовать охране окружающей среды. Наша планета страдает от человеческого безразличия, злости, от необдуманных шагов, от уничтожения природы. Помочь планете мы можем только тёплым и добрым сердцем и своей широкою любовью.

Наше мероприятие называется «Эта Земля – твоя и моя!». Сегодня мы дадим вам возможность проявить себя в качестве защитников природы с помощью путешествия по станциям.

1 станция «Природа и я – одна душа!».

Сейчас мы с вами познакомимся. У каждого из вас есть стикеры, вы на них изображаете растение или животное, с которыми вы себя ассоциируете. Если у вас стикер зелёного цвета изображаете растение, если жёлтого цвета -изображаете животное. Например: (Света – ромашка, на стикере зелёного цвета рисуем ромашку, Люда – стикер желтого цвета, рисуем белочку).

Игра «Дружный круг»

Команда становится в круг, взявшись за руки – это исходное положение. Далее расцепим руки и повернемся в круг спиной, и вновь возьмемся за руки. Задание: команде необходимо не расцепляя рук вернуться в исходное положение.

Ведущий: При помощи стикеров делимся на две команды: зелёные стикеры - команда растения, жёлтые - команда животные.

Теперь, когда мы познакомились и поделились на команды, можно начинать игру. Та команда, которая выигрывает в конкурсе, получает «эко – знак». В конце игры «эко – знаки» подсчитываются, и выявляется команда – победитель.

2 станция «Лесная».

Игра «Заплети берёзку»

Шесть человек из команды становятся парами. Каждая пара берёт в руки свободные концы ленты и становятся друг напротив друга так, чтобы ленты находились параллельно. Участники, стоящие справа, крепко держат концы ленты, а участники стоящие слева, начинают двигаться с лентами, пытаясь заплести косу. Главное условие: ленту из рук не выпускать, не передавать другому игроку. Теперь участники, стоящие справа эту косу должны расплести. Какая команда быстрее сплетёт и расплетёт косу, та и победитель.

А сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду вам говорить свои действия, а вы показывать, если я буду поступать хорошо, вы хлопаете в ладоши, если плохо, то вместе топаем.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (топаем)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (топаем)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (хлопаем)

Если ветку подвяжу

Колышек поставлю? (хлопаем)

Если разведу костёр

А тушить не буду? (топаем)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (топаем)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (хлопаем)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (хлопаем)

Творческое задание «Загадки леса»

Каждой команде раздаётся по две поговорки о лесе. Ваша задача – зашифровать их при помощи рисунков. Команда – соперники должна разгадать и назвать поговорку. Например: Больше леса - больше снега. (показываем рисунок приложение №1)

    Лес – наше богатство!

    Лес – дом для зверей и птиц.

    Лес – зелёный наряд планеты.

    Лес – кладовая ягод, грибов и орехов.

3 станция «Жалоб и предложений».

К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов. Задание: разобрать жалобы. Ведущий зачитывает жалобы поочерёдно каждой команде, участники должны назвать имя жалобщика и ответить, обоснованная жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.

Жалоба №1

Ответы : Это сова они находятся под охраной закона. Одна сова за лето убивает до тысячи полёвок, которые могут уничтожить тонну зерна за лето.

Жалоба №2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравиться, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Обижают нас часто.

Ответы: Летучая мышь. Летучие мыши очищают местность от комаров. За 1 час съедают 160 – 170 комаров.

Жалоба №3

Сама знаю, что не красавица я. Когда я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

Ответы: Жаба, она сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Жалоба №4

Мы - первая зелень, и поэтому нас часто срывают, мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сорвут. Помогите нам!

Ответы: первоцветы, они занесены в красную книгу.

4 станция «В гостях у животных».

Игра «Угадай кто я?»

Зашифрованное изображение. Задание: чья команда быстрее угадает животное, спрятанное за клеточками. Ведущий открывает по желанию участников одну клеточку, и команда пытается отгадать животное; не отгадали – ход переходит к другой команде. (Изображение можно перевернуть вверх ногами). (Приложение №2)

Творческое задание «Разгадай ребус»

Каждой команде даётся по три ребуса с зашифрованным названием животного. Команда, которая первой справится с заданием, побеждает в этом конкурсе. (Приложение №3)

5 станция « Защитники природы».

Любите ли вы свой край, город? А как вы помогаете школе, родителям, чтобы природа вокруг вас была экологически чистой?

Игра «Экологическая семья»

Каждая команда поочерёдно называет больше добрых дел, которые помогают быть экологически чистыми вашему городу, улице.

А теперь посмотрим, как же вы на самом деле умеете убирать мусор.

Известно что одна пальчиковая батарейка разлагаясь загрязняет 20 кв. м. земли, безопасный способ утилизации пока не нашли, но учёные нашли другой выход. Они складывают батарейки в пластиковые бутылки и закрывают крышками – консервируют. Так они будут хранить их до того момента пока не появятся современные и безопасные технологии переработки батареек. И всех нас призывают к этому.

Следующий конкурс мы назовём «Консервация»

Каждый участник команды поочерёдно добегает до пластиковой бутылки, опускает в неё батарейку и возвращается, передаёт эстафету следующему. Последний участник закрывает бутылку крышкой.

Подведение итогов.

Вся Земля – наш общий дом

Мы все с рожденья в нём живём.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи и дым,

В обиду её никому не дадим.

Ведущий: На этом путешествие наше заканчивается.Сейчас вы подсчитаете сколько «эко – знаков» получила каждая команда. Команда- победитель награждается медалями и грамотами. Поздравляем вас!

Приложение №1


,

Больше леса - больше снега.

Приложение №2

Приложение №3

Литература

    Бакулина Г.В. // Читаем, учимся, играем.- 2003. - № 11.

    Данилова М.З. // Воспитание школьника. – 2005.- №5.

    Журнал «Педсовет» – 2000 - №6; 2001 -№ 6; 2003 - №6; 2004 - №11.

    Коган М.С. Игровая кладовая. Новосибирск, 2008.

    Норенко И.Г. «Экологическое воспитание в школе» 2007.

    Пензина О.В. Вожатское лето, Ставрополь 2009.

    Потапова Л.М. Детям о природе. Ярославль: Академия холдинг, 2002.

    Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Ярославль: Академия развития, 2003.