Роман Коршунов
Содержание деятельности педагога-психолога в рамках медико-психолого-педагогической службы ДОУ

1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.

1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.

1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.

1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.

1.5. Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.

1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут) .

1. С педагогами .

2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ) .

2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ .

2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года) ; разработка рекомендаций.

2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам) .

2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом .

2.7. Психолого-педагогическое сопровождение познавательного и речевого направления и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.

1. С родителями.

3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года) .

3.2. Индивидуальное консультирование родителей.

3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу) .

3.4. Просветительская работа среди родителей.

3.5. Организация и проведение родительских собраний, семинаров, мастер-классов.

РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Психологическое сопровождение системы мониторинга

достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования :

Постоянный сбор информации о субъектах контроля, т. е. выполнение функции слежения;

Изучение субъекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс .

При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога -психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Определение направленности мониторинга предполагает следующим шагом разработку измерительного инструментария : критериев и методов проведения диагностических процедур в рамках мониторинга . В качестве методов мониторинга используются методы, схожие с методами педагогической диагностики : формализованные и мало формализованные методы.

Формализованные методы : тесты, опросники, методы проективной техники и психофизиологические методы. Для них характерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и другое, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать полученные результаты.

Малоформализованные методы : наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности . Эти методы дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, ценностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по своему содержанию (динамика интересов, состояний, настроений и так далее) . Следует иметь в виду, что малоформализованные методы очень трудоемки. Только наличие высокого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты диагностики.

Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения Программы и уровня развития интегративных качеств детей осуществляется 2 раза в год с использованием диагностики результатов, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.

В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога -психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.

1. Зона компетенции педагога -психолога в диагностическом обследовании дошкольников

Педагог -психолог осуществляет :

Психологическую диагностику познавательных процессов детей

Психологическую диагностику личностных качеств.

Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога -психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие параметры диагностирования до-школьников.

Младший возраст (3-4 года) :

Понимание речи;

Активная речь;

Сенсорное развитие;

Развитие пространственных представлений;

Рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.) ;

Поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками) .

Средний возраст (4-5 лет) :

Слуховое восприятие (различение неречевых шумов) ;

Зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений) ;

Пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов) ;

Мелкая моторика;

Связная речь (умение выразить свою мысль) ;

Развитие мышления;

Анализ продуктивной деятельности - рисунок , лепка, аппликация, словотворчество и т. д. ;

Игра - уровень игры, преобладающий вид общения;

Социальные навыки - общение со взрослыми и сверстниками.

Старший возраст (5-6 лет) :

Слуховое внимание;

Зрительно-пространственный гнозис - познание предметов, явлений, их значения и смысла;

Зрительно-пространственный праксис - способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану;

Общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;

Развитие графической деятельности ;

Латеральные предпочтения;

Мыслительная деятельность ;

Игровая деятельность ;

Анализ продуктов деятельности ;

Коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) :

Зрительно-моторная координация;

Ритмическое чувство;

Переключение движений;

Рядограммы (последовательность времен года, дней недели) ;

Звуковой анализ слов;

Умение определять состав числа;

Выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

Составление сюжетного рассказа по серии картин;

Понимание логико-грамматических конструкций;

Установление причинно-следственных связей;

Ориентировка на листе бумаги.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту, анализ которой позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию

Для рассмотрения специфики деятельности психолога, а также его личностных характеристик, представляется важным дать определение профессии психолог. Становление психологии как науки произошло в 1879 году, когда В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии, именно к этому периоду можно отнести зарождение профессии психолог. Существует значительное количество определений понятия "психология", одно из них звучит следующим образом: Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Предметом психологии является изучение психики человека. Из такого определения следует, что психологом можно назвать специалиста, занимающегося изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи. При рассмотрении специфики деятельности и личности психолога, отталкиваясь от концепции С.Л. Рубинштейна, в данной работе психолог будет рассматриваться "как личность и как субъект профессиональной деятельности, характеризующийся своей направленностью, мотивационно-потребностной сферой, ценностями, установками, своим характером и способностями".

Профессия психолога относится к группе социономических профессий, к профессиям типа "человек-человек". Важной характеристикой профессий "человек - человек" является профессиональное общение. При этом, следует отметить, что человек или группа людей выступают не как социальная среда, условие деятельности, а рассматриваются в качестве объекта и предмета деятельности психолога. В качестве предмета профессиональной деятельности психолога специалистами зачастую выделяется субъектность. Отношение психолога к клиенту можно отнести к категории профессиональных межличностных отношении?, в которых психолог выступает субъектом, а клиент объектом отношения.

Деятельность психолога, как и любая другая, имеет специфические цели, функции и способы оказания помощи. Для начала, необходимо определить функции деятельности психолога как субъекта психологической работы, представляющие собой объективные и наиболее характерные совокупности профессиональных задач. Деятельность психолога может носить очень разнообразный характер, она крайне разнопланово и полифункциональна по своему характеру, классификация, предложенная Зеер Э.Ф., включает в себя следующие функции:

1. диагностическая, подразумевающая психологическое изучение и регистрацию особенностей личности, коллектива на основе наиболее существенных параметров, а также диагностирование возможных отклонений от нормы, выявление и оценивание основных факторов, оказывающих влияние на успешности деятельности и психологического состояния людей;

2. исследовательская функция психолога заключается в изучении последних как научных, так и практических достижений в психологии, адаптация новых методик и расширение научно-методических знаний;

3. прогностическая функция подразумевает прогнозирование направленность развития и предсказание возможного состояния основных психологических характеристик изучаемого объекта;

4. информационная функция включает в себя сообщение клиентам сведений об их психологическом состоянии, повышение уровня их социально-психологической компетентности;

5. конструктивно-проектировочная функция означает отбор и структурирование материала, формирование и комплектование коллективов, групп, проектирование оптимальных условий состояния объекта и условий его деятельности;

6. учебно-методическая функция подразумевает обучение использованию на практике знаний психологии, разработку методических документов;

7. экспертная функция включает в себя оценку возможных вариантов решения проблем с точки зрения психологии, а также заключение о психологическом состоянии оцениваемого;

8. консультативная функция подразумевает оказание помощи людям, дача рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в сложных психологических ситуациях;

9. коррекционно-развивающая функция заключается в оказании помощи в изменениях, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению различных задач;

10. коммуникативная функция нацелена на установление контакта с партнером, обмен сообщениями, эмоциональным состоянием, раскрытие внутреннего мира собеседника, отслеживание его невербальных реакций, а также оказание взаимного влияния на поведение и мысли партнера по общению.

Становится очевидно, что каждая из функций деятельности профессионального психолога обладает отличается собственными задачами, особенным предметным содержанием, отсюда появляется необходимость в специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности специалиста и культуры. Деятельность психолога - профессионала имеет ряд своих особенностей, к которым относятся:

1. Наличие у специалистов теоретической базы, в которой собраны систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии;

2. Опора специалистами на метод научного познания, дающий возможность ориентироваться в многообразии научных проблем. Метод научного познания применителен специалистами как к самим себе, так и к своей научно-практической деятельности, что является основой их профессиональной рефлексии, другими словами, основой методологической базы психолога.

3. Применение специалистами специализированных методик для достижения научных, диагностических или формирующих целей. Данные методики представляют собой научно обоснованные и верифицируемые конкретные способы деятельности.

4. Необходимость постепенного формирования чувства ответственности у консультируемых клиентов.

5. Обязательный обмен опытом, повышение квалификации.

6. Обладание особым профессиональным тактом и следование профессионально-этическим нормам.

7. Способность к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала.

Важность соблюдения психологом всех вышеупомянутых условий обусловлена тем фактом, что психологическую деятельность можно отнести к помогающей, направленной на поддержание личности в критические для нее моменты жизнедеятельности, на активизацию в ней внутреннего психического потенциала. В основе выбора профессии психолога, как правило, лежит выраженная гуманитарная ориентация личности. Гуманитарные науки изучают нечто специфическое именно для человека, то, что трудно поддается принципам познания и объяснения, принятым в науках о природе. Понимание человека как особого явления требует особого подхода к его изучению, поскольку носит принципиально иной характер. Данная профессия подразумевает ориентацию на социальный интерес, интерес к личности, к взаимодействию между людьми. Субъект помогающей деятельности не просто осуществляет целенаправленный акт помощи, но и использует специальные навыки, знания при реализации акта помощи. В то же время, исследователи отмечают тот факт, что успешность профессиональной деятельности психолога в значительной степени зависит не просто от уровня владения психологическими знаниями, но и от особенностей развития его личности. Специалисты отмечают, что своеобразие помогающих профессий заключается в том, что сам субъект деятельности несет в себе первичный "инструмент" работы. Реализация помощи, в первую очередь, заключается в способности психолога устанавливать помогающие отношения. Психолог по роду своей деятельности постоянно взаимодействует с людьми, несет значительную ответственность, а также испытывает эмоциональную нагрузку. Развивающий и оздоравливающий эффект в ходе терапии возникает именно благодаря созданию уникальной атмосферы эмпатии, установлению искренних и теплых взаимоотношений между психологом и клиентом, способствующих самораскрытию. По этой причине к специалистам предъявляется ряд личностных требований. Как уже было сказано, основным инструментом, средством воздействия психолога на других людей является он сам, его воля, чувства, сознание, речь, поступки, его личность в целом. Б.С. Братусь в статье "К проблеме человека в психологии" задался вопросом, в чем же конкретно заключается специфика личности в качестве основного психологического инструмента. Согласно автору, "человек - единственный из всех живых существ, кто не принадлежит своему виду, роду по факту рождения", по этой причине ему необходимо присвоить человеческую сущность. Способность человека к формированию и самостроительству в самом себе человека предполагает существование своего рода психологического орудия или органа, отвечающего за руководство этим ни с чем не сравнимым процессом. Этот орган и есть сама личность человека. Таким образом, нельзя говорить о том, чтов самой личности заложен конечный смысл, напротив, этот смысл образуется благодаря ее складывающимся отношениям, связям с содержательными характеристиками бытия человека. При изучении человеческой сущности авторы сходятся во мнении, что смыслообразующая, наиболее значимая характеристика человека заключается в его отношении к другому человеку. Наиболее ярко эта мысль была выражена С.Л. Рубинштейном:". первейшее из первых условий жизни человека - это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. "Сердце" человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии. Здесь вместе с тем область "стыка" психологии с этикой". Нормальное развитие личности возможно только при условии отношения к другому как к самоценности, способности реализовать это отношение посредством любви и самоотдачи, к свободному проявлению воли. Таким образом, если рассматривать личность как способ или инструмент достижения человеком своего понятия, своей сущности и развития, мы можем оценивать психолога по тому, как он служит этому назначению, содействует приобщению личности к ее сущности. Но это не представляется возможным без постоянного развития личности самого специалиста, из чего можно говорить о еще одной специфики профессиональной деятельности психолога, которая заключается в значимость именно личностного развития в развитии профессионализма психолога. В ходе изучения динамики профессионального самосознания психологами-практиками, В.М. Просенковой было показано, что смысл данной профессии заключается в личностном росте, развитии субъективности и определенных личностных характеристик, к которым можно отнести осознание себя как профессионала, а также принятие силы и слабости Я. Возможно, профессия психолога сама по себе является источником постоянного развития, роста личности. Рост психолога в данном случае понимается в контексте его личностно-профессионального развития, что подразумевает непрерывный процесс как личностных, так и деятельностных, социокультурных изменений, происходящих в течение времени под влиянием соответствующего обучения, воспитания и самосовершенствования. Выбор "быть психологом" - это своего рода вызов, поскольку делает неизбежным постоянную работу личности над собой, познание самого себя, столкновение с собой. Поскольку психологи обращены к другим людям собой, очень важна способность честно отвечать на вопросы о том, каковы мои сильные и уязвимые стороны, чего я боюсь. Специфика данной деятельности подразумевает осознанное отношение личности к собственным потребностям, переживаниям, мыслям, влечениям, мотивам поведения, другими словами, развитого самосознания. Это подразумевает эмоционально-смысловую оценку собственных возможностей при основании выбора действий, соответствующих целям. Сознательность отношения к своему бытию благоприятствует образованию "образа Я", который лежит в основе акта целеполагание как в профессиональной деятельности, так и в жизни в целом.

Одна из особенностей деятельности психолога заключается в том, что это деятельность, требующая значительной эмоциональной вовлеченности личности, высокий уровень нравственности, личной ответственности за последствия профессиональной деятельности, поскольку требует от психолога участия в принятии ответственных решений, связанных с безопасностью человека. Так, нравственность и психология являются тесно связанными категориями, поскольку, будучи системным свойством, нравственность очерчивает мотивационно - смысловую сферу личности психолога, является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Говоря же об ответственности психолога за последствия собственных действий, Э.Ф. Зеер акцентирует внимание на социально-профессиональной ответственности как стремлении и умении оценивать собственное поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, профессионального коллектива или отдельной личности. Ответственность подразумевает осознание долга и социальных мер в ответ на социально важные, значимые поступки. Подобное взаимодействие становится фактом сознания, а в последствии приобретает смысл в профессиональном поведении.

В процессе выбора профессии человек постоянно сталкивается с влиянием самых различных факторов, что порой приводит к ошибочному решению, совершенному под давлением. Основная трудность заключается в том, что выбирающему профессию необходимо разобраться в огромном разнообразии профессий, понять их содержание, требования, которые они предъявляют человеку, кроме того, оценить адекватно собственные возможности, способности и интересы. Не следует также забывать о важности одобрения выбора направления деятельности значимого Взрослого. Именно по этим причинам возникает противоречие между существенной неопределенностью представлений и знаний учащихся о принципах, рациональных основаниях, лежащих в основе выбора профессии и достижении успеха в трудовой сфере, и настоятельной необходимостью и потребностью выбрать какой-то конкретный путь среди множества возможных вариантов, в связи с наступлением определенного возраста. По мнению специалистов, если бы выбор профессии совершался личностью на основании того, в какой степени личность по своим индивидуально-психологическим качествам соответствует требованиям профессии, определенного разочарования можно было бы избежать. Для понимания того, какими личностными качествами должна обладать личность, Р.Б. Кеттелл и его сотрудники (1979) впервые сделали попытку вывести типовой профиль личности психолога, который включает в себя развитые интеллектуальные способности, эрудированность, эмоциональную устойчивость, независимость, упорство и настойчивость, уверенность в себе, находчивость и оригинальность, способность к самоконтролю, высокий уровень сенситивности, стремление к самостоятельному анализу и пониманию фактов, событий, критичность мышления, а также терпимость, стремление к самопознанию. В психологическом портрете психолога ученый отметил выраженность трех шкал: А - готовностьк контактам, В-общая интеллектуальность, N - способность к поддержанию контакта. Однако было отмечено, что роль данных факторов различна у психологов-практиков и психологов-теоретиков. Так, практики имеют большую готовность к контактам (фактор А), им в большей степени свойственна не насыщаемость контактами с другими людьми, социальная смелость, в то время как у теоретиков более выражен фактор В, то есть общая интеллектуальность. Отечественные психологи также осуществили попытку выделить качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психологов, таким образом, ко всем вышеперечисленным качествам можно добавить безоценочное отношение к людям, развитая интуиция, умение прогнозировать события и творческое начало. Осознание собственных индивидуальных характеристик способствует успешному установлению взаимоотношений с другими людьми, построению партнерских отношений, что является важной способностью для будущего специалиста-психолога. Исходя из результатов изучения Т.А. Верняевой индивидуально-психологических свойств студентов психологических факультетов, можно предположить, что будущие психологи обладают определенным набором качеств, к которым можно отнести интуитивность, чувствительность, экстравертированность, а также способность к планированию. }