Введение

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы академической науки, а сама жизнь диктует психологии новые проблемы исследования. Если раньше психология в основном представляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время быстрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называемых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации. По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет, прежде всего, о практике обучения и воспитания детей.

Экспериментальная психология

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология .

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека. Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует, заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. В первых своих работах Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т.е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т.д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук - биологических, технических и социальных.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Методология экспериментальной психологии основывается на принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

2. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

3. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

4. Принцип фальсифицируемости - предложенное К.Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для экспериментальной психологии принципы:

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

В следующей главе мы рассмотрим экспериментальный метод в педагогической психологии.

ВОРОНЕЖ 2010

Психология

Курс лекций

ОПД.Ф.03 «Экспериментальная психология»

ст. преп. Сазонова В.Н.


Тема 1. Введение в экспериментальную психологию. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии 3

Тема 2. История развития экспериментальной психологии. 6

Тема 3. Методология экспериментального психологического исследования. 9

Тема 4. Виды и этапы психологического исследования. 19

Тема 5.Общее представление о системе методов в психологии. 27

Тема 6. Неэмпирические методы в экспериментальной психологии. 31

Тема 7. Эмпирические методы в экспериментальной психологии. 38

Тема 8. Психологические особенности эксперимента. 41

Тема 9. Теория психологического эксперимента. 45

Тема 10. Экспериментальные и неэкспериментальные планы.. 53

Тема 11. Корреляционные исследования. 63

Тема 12. Психологическое измерение. Элементы теории психологических измерений. 69

Тема 13. Анализ и представление результатов. 73

Тема 14. Эмпирические методы частнопсихологического значения. 80

Литература. 115


Экспериментальная психология – это самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим методам.

Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из дру­гих областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чте­ния некоторых психологических книг или статей у естественников или математи­ков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология - на­ука, то на психологический метод распространяются все требования к научному методу.

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практич­ность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, - это профессионал, который строит своею деятельность, руководствуясь критерием «истинность - ложность».

Кроме того, термин «наука» относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объясне­ние предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, струк­турной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности.

Однако научное познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов можно условно упорядочить на шкале «эмпирическое - теоретическое знание»: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.



Наука как система знаний и как результат человеческой деятельности характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность, прежде всего, характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый. Совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности - такое определение понятия «метод» можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования.

Т. Куно выделяет два различных состояния науки, революционную фазу и фазу «нормальной науки»: «Нормальная наука» означает исследование, прочно опирающееся на одно или не­сколько прошлых научных достижений. В наши дни такие достижения излагают­ся, хотя и редко, в их первоначальной форме учебниками - элементарного или по­вышенного типа». С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма - это общепризнанный эталон, пример научного исследования, вклю­чающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это - правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую па­радигму, заменяя ее новой.

Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии проблема становления парадигмы от­ражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонауч­ный эксперимент, психологи конца XIX- начала XXв. перенесли основные требо­вания к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабо­раторного эксперимента в психологических исследованиях, научные работники про­должают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного иссле­дования. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.

Огромный вклад в развитие научной методологии середины и конца XXв. внесли К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, П. Холтон и ряд других выдающихся фило­софов и ученых. Они основывались на анализе развития нужного знания и реальной деятельности исследователей. Особое влияние на их взгляды оказала революция в естествознании, затронувшая математику, физику, химию, биологию, психологию и другие фундаментальные науки. Изменился сам подход к науке и жизни в науке. В XIXв. ученый, обнаружив факт, закономерность, создав теорию, мог в течение всей жизни защищать свои взгляды от критических нападок и проповедовать их excathedra - наука не очень-то отличалась от философии, - надеясь на истин­ность и неопровержимость своих убеждений. Отсюда - принцип верифицируемости, фактической подтверждаемости теории, выдвинутый О. Контом. В XXв. на про­тяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность порой претерпе­вали кардинальные изменения. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Ученый в течение активной научной жизни мог для объяснения экспериментальных данных, полученных коллегами, выдвигать последовательно ряд теорий, опровергающих одна другую. Чело­век перестал отождествлять себя со своей идеей, «паранойяльная» установка оказа­лась неэффективной и была отвергнута. Теория уже не считалась сверхценностью и превратилась во временный инструмент, который, как резец или фрезу, можно зата­чивать, но в конце концов он подлежит за­мене.

Итак, любая теория есть временное со­оружение и может быть разрушена. Отсю­да - критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя приду­мать соответствующую процедуру, не мо­жет быть научным.

В логике следствие истинного утверждения может быть только истинным, а сре­ди следствий ложного утверждения встречаются как истинные, так и ложные. Каж­дая теория - всего лишь предположение и может быть опровергнута эксперимен­том. К. Поппер сформулировал правило: «Мы не знаем - мы можем только предпо­лагать».

С позиций критического рационализма (так характеризовали свое мировоззре­ние Поппер и его последователи) эксперимент - это метод опровержения правдо­подобных гипотез. Из логики критического рационализма исходят современная тео­рия статистической проверки гипотез и планирование эксперимента.

Принцип потенциальной опровержимости научной теории Поппер назвал принципом фальсифицируемости.

Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом :

1. Выдвижение гипотезы (гипотез).

2. Планирование исследования.

3. Проведение исследования.

4. Интерпретация данных.

5. Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

6. В случае опровержения старой - формулирование новой гипотезы (гипотез).

Эта схема в первую очередь говорит о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.

Новое знание рождается в форме научного предположения - гипотезы, через призму которой ведется интерпретация данных. А выдвижение гипотезы, построе­ние модели реальности и теории - это процессы интуитивные и творческие. Они находятся за пределами рассмотрения теории научного эксперимента.

Эксперимент, рассматриваемый с этих позиций, является лишь методом отбора, контроля, «выбраковки» недостоверных предположений. Новое знание добывается иными путями: эмпирическое - наблюдением, а теоретическое - путем рацио­нальной обработки интуитивных догадок.

Помимо метода в конструкции научного исследования присутствует еще одна непременная составляющая, а именно - проблема, «рамка», в которую вписаны и гипотеза, и интерпретация, и сам метод.

Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки изменяются и гипоте­зы, и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь с каждым циклом исследования.

Многие ученые склонны классифицировать не «науки» (ибо мало кто знает, что это такое), а проблемы.

Критический рационализм ничего не говорит о том, откуда берется новое зна­ние, но показывает, как умирает старое. В чем-то он схож с синтетической теорией эволюции, которая до сих пор не может объяснить возникновение новых видов, но хорошо прогнозирует процесс их стабилизации и исчезновения.

Итак, парадигма современного естествознания стала основой психологического метода.

Экспериментальная психология

Курс лекций

Введение в экспериментальную психологию

Методы и результаты многомерных исследований индивидуально - психологических особенностей личности

Методы сбора данных

Методы многомерного анализа данных

Психологическое тестирование

Общие вопросы надежности тестов.

Подходы к исследованию валидности тестов.

Методика решения психодиагностических задач

Статистика и обработка теста

Основной эксперимент

Корреляционный анализ

Заключение

Литература

Введение в экспериментальную психологию

В практической жизни теории личности не играют существенной роли. Психика человека чрезвычайно сложное явление и представляет значительные сложности для изучения.

Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на клинико-психологическую и экспериментальную . Первая возникла из вербальных теорий и наблюдений как стремление лечить и корректировать отклоняющиеся формы поведения. В этой области психологии известно множество выдающихся психологов (Адлер, Бехтерев, Фрейд и многие другие). Будучи научными по своим целям, эти теории достигли популярности, не имея строгого экспериментального обоснования. Измерение здесь заменено наблюдением, сбор данных - отбором показательных случаев, статистическая обработка - содержательной интерпретацией. Однако такая бедность экспериментальной процедуры позволяет манипулировать большим числом объясняющих переменных. Важно, что сторонники клинического метода стараются свести в единую систему все переменные, необходимые для формирования понятий о личности, без которых невозможно прийти к установлению реальных закономерностей.

Экспериментальная психология возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Количественное экспериментальное исследование делится на двумерное и многомерное. Оба подхода позволяют изучать взаимосвязи между переменными, но разными способами.

Двумерный эксперимент является переносом метода исследования, принятого в физических науках. Он предполагает выделение зависимой и независимой переменных с помощью экспериментального контроля. В многомерном эксперименте одновременно статистически учитываются все измеряемые факторы, взятые во всей их жизненной полноте.

Сторонники двумерного экспериментального метода считают, что выделение двух переменных необходимо для изучения психического феномена в чистом виде. По их мнению, при таком подходе устраняются второстепенные факторы. Но психический процесс никогда не протекает изолированно. Поведение сложно и определяется множеством внутренних и внешних факторов. По этой причине пытаются сформировать две группы лиц, идентичных во всех отношениях, кроме одного, и поставить их в одинаковые условия невозможно даже в лабораторном эксперименте.

Многомерный эксперимент требует измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна. Анализ связей между изучаемыми признаками позволяет выявить небольшое число скрытых структурных факторов, от которых зависят наблюдаемые вариации измеряемых переменных. Такой подход опирается на предположение, что исходные признаки - это только поверхностные индикаторы, косвенно отражающие скрытые от прямого наблюдения черты личности, знание которых позволит просто и понятно описать индивидуальное поведение. Таким образом, многомерный подход применяется в тех областях, где человеческое поведение рассматривается в естественных условиях. Того, чего невозможно добиться прямой манипуляцией зависимых и независимых переменных, можно добиться с помощью более сложного статистического анализа всего множества существенных переменных. Главным достоинством многомерного подхода является его эффективность в исследовании реальных ситуаций без риска их искажений побочными влияниями, возникающими при создании искусственных экспериментальных условий.

БГПУ им. М. Танка

Институт психологии

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Составитель Радчикова Наталия Павловна

В своей профессиональной деятельности психолог должен не только хорошо владеть теоретическими вопросами специальных предметов, но и видеть целесообразность и результативность применения на практике определенных методик проведения экспериментальных исследований. Такие методики составляют основу научного психологического объяснения и научного метода накопления психологического знания.

В то время как экспериментальные методы получают широкое распространение в области психологических исследований, растет необходимость в их методологической поддержке – организации “правильного” эксперимента. Поэтому курс “Экспериментальная психология” ориентирован, с одной стороны, на методологическую подготовку студентов к проведению различного рода экспериментальных исследований, а, с другой стороны -- на обеспечение студентов необходимыми рекомендациями для написания предстоящих курсовых и дипломных работ.

Главные цели данного курса заключаются

1) в обеспечении должного уровня подготовки будущих психологов в направлении теории и методологии исследований в области психологии;

2) в выработке у них необходимых умений в практическом проведении опытно-экспериментальной работы;

3) в выработке умения ориентироваться в специальной литературе и критически анализировать прочитанный материал, в особенности материалы экспериментальных исследований.

Задачи курса:

* дать основные понятия и определения, принятые в области экспериментальной психологии;

* последовательно ознакомить студентов со всеми стадиями проведения эксперимента - от зарождения идеи и формирования проверяемой гипотезы до представления результатов своей работы;

* ознакомить студентов с основными схемами и современными методами проведения экспериментов;

* разобрать возможные ошибки, трудности, достоинства и недостатки обсуждаемых экспериментальных схем;



* подготовить студентов к проведению самостоятельных экспери-ментальных психологических исследований.

ПРОГРАММА КУРСА

1. Философские основы экспериментальной психологии. Знание. Отличие научного знания от других форм знания. Виды убеждений. Природа научного объяснения. Рационализм. Эмпирицизм. Критическое мышление. Фальсификация. Промежуточные переменные. Подходы к оценке научных теорий.

2. Введение в экспериментальную психологию. Как начинать психологические исследования. Введение. Роль и место экспериментальной психологии. Цели и задачи курса по экспериментальной психологии. Содержание курса. Цели и задачи психологических исследований. Эксперимент. Понятие об эксперименте. Отличие эксперимента от остальных видов эмпирических исследований. Понятие переменной. Структура эксперимента. Зависимые, независимые и контрольные переменные. Эффект смешения. Экспериментальный исследовательский проект. Стадии экспериментального проекта. Источники идей. Разработка проверяемых гипотез. Анализ литературы. Разработка схемы эксперимента. Нуль-гипотеза. Пилотажные исследования. Сбор данных. Понятие о статистическом анализе данных. Уровень статистической значимости. Интерпретация результатов. Подготовка экспериментального отчета.

3. Наблюдения в психологических исследованиях. Роль наблюдений в психологии. Основные типы наблюдений. Валидность: внешняя валидность, внутренняя валидность, конструктивная валидность. Основные источники нарушения и способы повышения валидности. Описательные наблюдения: натуралистические, частные случаи (прецеденты), обзоры.– особенности, основные достоинства и недостатки. Зависимостные наблюдения. Понятие о корреляции. Корреляционная техника. Коэффициент корреляции. Интерпретация коэффициента корреляции. Проблемы в интерпретации коэффициента корреляции. Смешение. Ограниченный интервал данных.Причинные наблюдения. Эксперимент. Преимущества экспериментальных наблюдений. Пути повышения надежности наблюдений. Инструкции. Протоколы. Аппаратура, применяемая в экспериментальных психологических исследованиях.

4. Измерения в психологических исследованиях. Измерительные шкалы в психологии. Понятие шкалы. Типы измерительных шкал. Шкала наименований (номинативная шкала). Шкала порядка (порядковая шкала). Шкала интервалов (интервальная шкала). Шкала равных отношений. Свойства измерительных шкал. Свойство различия. Свойство величины. Свойство равных интервалов. Свойство существования настоящего нуля. Связь методов обработки данных со шкалой измерения. Связь интерпретации результатов со шкалой измерения. Психологические измерения. Измерение субъективной реальности испытуемого. Процедуры субъективного шкалирования. Метод ранжирования. Метод абсолютной оценки. Метод парных сравнений. Многомерное шкалирование. Измерение особенностей испытуемого и его поведения. Понятие о психодиагностике. Статистическая надежность и валидность. Экспериментальная надежность. Надежность теста. Надежность результатов.

5. Основы проведения эксперимента. Понятие об эксперименте. Особенности эксперимента. Идеи, лежащие в основе психологического эксперимента. История экспериментальной психологии как науки. Преимущества эксперимента. Идеальный и реальный эксперименты. Экспериментальная и контрольная группы. Переменные в эксперименте. Нулевой результат и его причины.

6. Экспериментальные схемы. Экспериментальная схема. Внутренняя валидность эксперимента. Межгрупповая экспериментальная схема. Техники распределения испытуемых по группам. Случайное распределение (рандомизация). Способы формирования групп случайным образом. Распределение по условиям. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании межгрупповой схемы. Интра-индивидуальная экспериментальная схема. Техники подбора последовательности испытаний в эксперименте. Случайное распределение испытаний (рандомизация). Случайное распределение блоками (блок-рандомизация). Уравнивание. Полное уравнивание. Частичное уравнивание. Латинский квадрат. Сбалансированный латинский квадрат. Преимущества и недостатки полного и частичного уравнивания. Возможные причины нарушения валидности эксперимента при использовании интра-индивидуальной схемы. Контрольная группа. Контрольные условия. Выбор экспериментальной схемы.

7. Многофакторные экспериментальные схемы. Эксперименты с несколькими независимыми переменными. Эксперименты с несколькими зависимыми переменными. Преимущества сложных (многофакторных) экспериментальных схем. Факторная экспериментальная схема. Сложная интра-индивидуальная схема. Смешанная схема. Главный эффект. Взаимодействие. Виды взаимодействия. Интерпретация результатов сложных экспериментов. Графическое представление результатов. Преимущества графического представления результатов. Графическое представление взаимодействия. Особенности и выбор сложных экспериментальных схем.

8. Особые виды экспериментов. Понятие об экспериментах с небольшим количеством испытуемых. Области применения экспериментов с небольшим количеством испытуемых. Психофизика. Эксперименты в области восприятия, памяти, речи. Эксперименты на тренажерах.

9. Квазиэксперименты Квазиэксперименты. Виды квазиэкспериментов. Анализ естественных событий. Взросление и история как эффекты, влияющие на внутреннюю валидность квазиэкспериментов. Способы повышения валидности - контрольная группа. Исследование частных случаев. Лонгитюдные исследования. Схемы лонгитюдных исследований. Особенности работы с переменными, характеризующими испытуемых. Возраст как особая переменная в психологических исследованиях. Техники работы с возрастом в психологических экспериментах. Внутренняя валидность квазиэкспериментирования. Недостатки квази-экспериментов. Возможные причины нарушения внутренней валидности квазиэкспериментов.

10. Проблемы экспериментальных исследований. Ошибки испытуемых. Влияние социальных ролей на проведение экспериментов. Ошибки при различных видах исследований (описательные и зависимостные наблюдения, эксперимент). Ошибки, связанные с реакцией испытуемых. Способы устранения возможных ошибок, связанных с реакцией испытуемых. Ошибки экспериментатора. Предубеждения экспериментатора. Сознательная предвзятость. Несознательная предвзятость. Способы устранения возможных ошибок экспериментатора. Надежность обмена информацией в научной среде. Внешняя валидность исследований.

11. Интерпретация данных. Роль интерпретации данных в психологическом исследовании. Интерпретация специфических результатов. Проблема потолочного эффекта. Проблема возврата к средней величине. Интерпретация устойчивых закономерностей. Экспериментальная надежность. Достоверность и повторение эксперимента. Прямое повторение эксперимента. Систематическое повторение эксперимента. Концептуальное повторение эксперимента.

12. Этика психологических исследований. Роль этики в психологических исследованиях. Проблемы этики в исследованиях, где испытуемыми являются люди. Инструктаж. Конфиденциальность и анонимность. Свобода неучастия. Защита от вреда. Устранение вредных последствий экспериментальных исследований. Проблемы этики в исследованиях с животными. Этические проблемы при обработке и анализе экспериментальных данных. Этические проблемы при составлении отчета об экспериментальном исследовании. Плагиат в научных работах.

13. Отчет об экспериментальном психологическом исследовании. Структура экспериментального отчета. Стандарты. Техника написания экспериментального отчета. Что включать в экспериментальный отчет.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К . Экспериментальная психология. Практический курс. СПб.: 2002

2. Готтсданкер, Роберт. Основы психологического эксперимента. - Москва: Изд-во Московского университета, 1982.

3. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. - Москва, 1997.

4. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. - Москва, 2002.

ОЦЕНКА КУРСА осуществляется по следующим критериям

Зачет

· Самостоятельная работа - критическая рецензия на журнальную статью об экспериментальном исследовании

· Контрольная работа - решение задач (проводится в зимнюю сессию, оценка влияет на экзаменационную оценку)

Экзамен (2 теоретических вопроса)


Введение в экспериментальную психологию.