Практическая работа №1 8 класс

«Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».

Цель работы: ознакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, лабораторным оборудованием и приемами обращения с ним.

Оборудование : Лабораторный штатив с кольцом и лапкой, спиртовка, пробиркодержатель, колбы, стаканы, воронка, фарфоровая посуда, спички.

Примечание:

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Изучение техники безопасности при работе в кабинете химии.

2. этап работы : Строение и обращение с лабораторным штативом.

    Изучи строение лабораторного штатива, используя стр.106.

    Собери штатив для работы и разбери.

    Зарисуй строение штатива, отметь его назначение в тетради.

3. этап работы: Строение спиртовки, приемы работы с ней.

1. Изучи строение спиртовки, используя стр. 107.

2. Изучите приемы обращения со спиртовкой, используя инструкцию, выданную учителем.

3. Изучи строение пламени спиртовки, выясни, в какой зоне пламени следует производить нагревание и почему.

4. Нагрейте в пробирке воду, соблюдая приемы работы со спиртовкой.

5. В тетради зарисуйте спиртовку и укажите ее части, отметь назначение спиртовки и правила нагревания.

4. этап работы: Знакомство и обращение с лабораторным оборудованием и посудой.

    Внимательно следи за рассказом учителя, в тетради сделай вывод о том, как следует обращаться с оборудованием и посудой.

Заключение:

    Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делай аккуратно.

Практическая работа №2 8 класс

«Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание».

Цель работы: изучить явления, происходящие при горении свечи.

Оборудование : свеча, спички, изогнутая стеклянная трубка, предметное стекло, держатель, пробирка, стеклянная трубка с оттянутым концом в резиновой груше, два химических стакана разной емкости.

Примечание: 1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, явления физические и химические их отличие, внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Исследование формы пламени.

1. Зажгите свечу и определите форму пламени, вспомните какие зоны имеет пламя, почему свечу используют как источник света?

2. этап работы: Явления, происходящие при горении свечи.

1. Изучите ход выполнения этапа, использую стр.110.

3. Какое явление происходит при таянии парафина свечи?

3. этап работы: Обнаружение продуктов горения в пламени.

А) Обнаружение углерода

1. Закрепите предметное стекло в держателе и внесите в темную зону пламени, объясните что там появилось.

Б) Обнаружение водорода

1. Зафиксируйте перевернутую вверх дном сухую пробирку и подержите над пламенем свечи до запотевания, объясните наблюдаемое явление.

4. этап работы: Влияние воздуха на горение свечи.

1. Изучите ход выполнения этапа, используя стр. 111.

2. Осуществите этап на практике.

3. Объясните, как влияет воздух на горение свечи?

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, выводы рисунки делай аккуратно, убери рабочее место после себя.

Практическая работа №3 8 класс

«Анализ почвы и воды».

Цель: изучить состав почвы и некоторых характеристик образцов воды из разных источников, освоить практические приемы работы с веществами. Оборудование : лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирка с пробкой, пробирка, лупа, фильтрованная бумага, воронка, стеклянная пластина, стеклянная палочка, пинцет, пипетка, прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки), коническая колба с пробкой, нагревательный прибор, спички, индикаторная бумага (синяя и красная), лист с печатным текстом. Реактивы: образцы почвы, воды из водоема, водопроводной воды, дистиллированная вода.

Примечание:

    Правила по технике безопасности изучи, используя стр.105.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Опыт 1.
Механический анализ почвы.

В пробирку помещаем почву (столбик почвы высотой 2-3 см).
Добавляем дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закрываем пробирку пробкой и тщательно встряхиваем 1-2 мин.
Наблюдаем с помощью лупы за осаждением частиц почвы и структурой осадка.
Наблюдаемые явления: вещества, содержащиеся в почве, оседают с различной скоростью. Через некоторое время содержимое расслоится: внизу осядет тяжелый песок, выше будет мутный слой из зависших частичек глины, еще выше - слой воды, на ее поверхности - механические примеси (например, древесные опилки).
Вывод: почва - это смесь различных веществ.

Опыт 2.
Получение почвенного раствора и опыты с ним.

1. Готовим бумажный фильтр, вставляем его в воронку, закрепленную в кольце штатива.
Подставляем под воронку чистую сухую пробирку и фильтруем полученную в первом опыте смесь почвы и воды.
Наблюдаемые явления: почва остается на фильтре, а в пробирке собирается фильтрат - это почвенная вытяжка (почвенный раствор).
Вывод: почва содержит нерастворимые в воде вещества
2. Несколько капель этого раствора помещаем на стеклянную пластину.
С помощью пинцета держим пластину над горелкой до выпаривания воды.
Наблюдаемые явления: вода испаряется, а на пластинке остаются кристаллы веществ, ранее содержавшихся в почве.
Вывод: почва содержит растворимы в воде вещества.
3. На две лакмусовые бумажки (красную и синюю) наносим стеклянной палочкой почвенный раствор.
Наблюдаемые явления:
а) синяя индикаторная бумага изменяет цвет на красный.
Вывод: почва кислая.
а) красная индикаторная бумага изменяет цвет на синий.
Вывод: почва щелочная.
Опыт 3.
Определение прозрачности воды.

Прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5 см, высотой 30-35 см (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки) ставим на лист с печатным текстом.
Вливаем в цилиндр дистилированную воду до тех пор, пока через воду не будет виден шрифт.
Измеряем линейкой высоту столба воды.
Наблюдаемые явления: ... см - высота столба воды.
Аналогично проводим опыт с водой из водоема.
Наблюдаемые явления: ... см - высота столба воды.
Вывод: дистиллированная вода имеет большую прозрачность, чем вода из водоема.
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
Коническую колбу наполняем на 2/3 объема исследуемой водой, плотно закрываем пробкой и сильно встряхиваем.
Открываем колбу и отмечаем характер и интенсивность запаха, используя таблицу учебника.
Наблюдаемые явления: .... (например, запах отчетливый - неприятный, интенсивность - 4 балла).
Вывод: ... (например, неприятный запах может быть причиной отказа от питья).
Общий вывод по работе : в ходе выполнения данной практической работы изучались состав почвы, исследовались прозрачность и интенсивность запаха воды, совершенствовались практические приемы работы с веществами.

Практическая работа №4 8 класс

«Приготовление раствора сахара, с определенной массовой долей».

Цель работы: научиться готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, производить теоретические расчеты, которые можно применить на практике.

Оборудование : весы, мерный цилиндр, ложечка, химический стакан, стеклянная палочка, вода, сахар.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, формулы для расчета.

2. Внимательно слушай указания учителя.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Расчетная часть.

1. Получив задание от учителя, произведи расчет для выполнения практической работы.

2. этап работы: Взвешивание навески сахара.

1. На весах взвесьте требуемую навеску сахара, и высыпьте ее в стаканчик.

3. этап работы: Измерение объема воды.

1. Мерным цилиндром отмерьте рассчитанный объем воды и вылейте ее в стакан с сахаром.

4. . этап работы: Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей сахара.

1. Перемешайте стеклянной палочкой сахар с водой до полного его растворения.

Заключение:

1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, расчеты, рисунки делай аккуратно.

2. Сделайте правильные выводы по работе.

3. Уберите свое рабочее место.

Практическая работа №5 8 класс

«Признаки химических реакций».

Цель работы: Закрепить знания о признаках химических реакций; продолжить развивать умения: работы с веществами и химическим оборудованием, наблюдать и описывать проведенные реакции.

Оборудование : Спиртовка, пробирки в штативе, щипцы, медная проволока, соляная кислота, мрамор, серная кислота, сульфат натрия, хлорид бария, оксид меди (2), ложечка, фенолфталеин.

Примечание:

1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, признаки химических реакций.

2. Реактивы используем согласно требованиям и экономно.

Алгоритм проведения работы:

1. этап работы: Прокаливание медной проволоки в пламени спиртовки.

1. В щипцы возьмите медную проволоку и внесите в пламя спиртовки, нагрейте, обратите внимание на изменения, которые произошли с проволокой.

2. этап работы: Взаимодействие оксида меди (2) с серной кислотой.

2. Возьмите ложечкой оксид меди (2) , поместите его в пробирку, добавьте серную кислоту и нагрейте. Что происходит?

3. этап работы: Взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

1. Поместите в пробирку кусочек мрамора и добавьте соляную кислоту, что происходит?

4. этап работы: Взаимодействие гидроксида натрия и соляной кислотой.

1. Поместите в пробирку раствор гидроксида натрия и по каплям добавьте фенолфталеин, что произошло, затем добавьте раствор соляной кислоты, что происходит?

5. . этап работы: Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

1. Поместите в пробирку 2мл раствора сульфата натрия и добавьте несколько капель хлорида бария, что происходит?

Заключение:

1. Какие признаки химических реакций вы наблюдали во всех этапах работы.

2. Сделайте правильные уравнения реакции, определив их тип и выводы по работе.

Практическая работа №6 8 класс

«Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца».

Цель работы: Подтвердить и закрепить знания об условиях, при которых химические реакции между растворами электролитов идут до конца, формировать умение подбирать пары электролитов.

Оборудование : Штатив с пробирками, спиртовка, держатель, спички, предметное стекло, CuSO 4 , KCl, NaOH, Na 2 SO 4 , Na 2 CO 3 , HCl, HNO 3 , фенолфталеин.

Примечание: 1. Вспомните и соблюдайте правила поведения и техники безопасности.

Алгоритм проведения работы:

Проведение реакций между растворами электролитов:

А) .Сульфатом меди (2) и гидроксидом натрия.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (2) и добавьте по каплям гидроксид натрия.

Б) .Хлоридом калия и гидроксидом натрия.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора хлорида калия и добавьте по каплям гидроксид натрия.

В) .Сульфатом натрия и соляной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфатом натрия и добавьте по каплям соляной кислоты.

Г) .Карбонатом натрия и соляной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора карбоната натрия и добавьте по каплям соляной кислоты.

Д) .Гидроксидом натрия и соляной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора гидроксида натрия прилейте фенолфталеин и добавьте по каплям соляной кислоты.

Е) .Сульфатом натрия и азотной кислотой.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата натрия и добавьте по каплям азотной кислоты.

Заключение: 1. Что происходит в каждом этапе, объясните наблюдаемое, сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите рабочее место.

Практическая работа № 7 8 класс

«Свойства кислот, оснований, оксидов, солей».

Цель работы: Провести химические реакции, характеризующие свойства кислот, оснований, оксидов, солей, Формировать умение грамотно оформлять эксперимент, писать уравнения реакции в свете ТЭД.

Оборудование : Штатив с пробирками, стеклянная палочка, Н 2 SO 4 , Mg, CaO, BaCl 2 , CuSO 4

NaOH, FeCl 3 , синий лакмус, спиртовка, держатель.

Примечание: 1. Вспомните и соблюдайте правила поведения и техники безопасности, реактивы используйте экономно, эксперимент проводите согласно инструкции.

Алгоритм проведения работы:

1. этап: Осуществите реакции, характеризующие свойства Н 2 SO 4 , имея Mg, CaO, KOH, BaCl 2 .

1. Налейте в пробирку 1мл серной кислоты и поочередно добавьте предложенные вещества (не забудьте опыт проводите в одной пробирке, промывайте), что происходит, объясните наблюдаемое.

2. Составьте уравнение диссоциации кислоты и реакции ионного обмена между взятыми веществами.

2. этап: Получите Cu (OH) 2 , проделайте реакции, характеризующие его свойства.

1. Налейте в пробирку 1мл раствора сульфата меди (2) и добавьте по каплям раствор гидроксид натрия, что происходит?

2. Полученный осадок голубого цвета разделите на две пробирки, в одну добавьте серную кислоту, другую нагрейте, что происходит, объясните наблюдаемое.

3. этап работы: Проделайте реакции, характеризующие свойства FeCl 3 и CuSO 4 .

1. Налейте в пробирку раствор хлорида железа (3) и добавьте по каплям раствор гидроксида натрия, что происходит?

2. Налейте в пробирку раствор сульфат меди(2) и отпустите железную скрепку, что происходит?

3. Составьте уравнение реакции ионного обмена между взятыми веществами.

Заключение: Сделайте правильные уравнения реакции, выводы по работе, уберите свое рабочее место.

Практическая работа № 8 8 класс

«Решение экспериментальных задач».

Цель работы: Формировать умение решать экспериментальные задачи

Вариант №1

1. Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .

Вариант №2

1. Что означают формулы: 5Ca ; 2 F 2 ; S 8 ; Fe 2 O 3 ; 3CS 2 ; Mg (ОН) 2 .

_________________________________________________________________

Вариант №3

    Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3O 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CH 4 ; 3HNO 3 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

_________________________________________________________________

Вариант №4

    Что означают формулы: 2K ;3S 8 ; Cl 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuS ; H 2 CO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов брома;

б) из двух атомов бора и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 5

    Что означают формулы: 2Mg ; P 4 ; 3N 2 ; Mn 2 O 7 ; 2SiO 2 ;2HClO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов калия и одного атома серы.

Вариант № 6

    Чтоозначаютформулы: 2Mn ; S 8 ; 2NH 3 ; Na 2 O ; 3MgCl 2 ;H 2 SO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома меди и двух атомов хлора;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 7

    Чтоозначаютформулы: 2Fe ; N 2 ; 2P 4 ; Ag 2 O ; 2KOH ;H 3 PO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов хлора;

б) из двух атомов азота и пяти атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 8

    Что означают формулы: 3Mg ; F 2 ; 3O 2 ; Cu 2 O ; 5FeS ; K ОН.

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома железа и двух атомов хлора;

б) из двух атомов натрия и одного атома серы.

_________________________________________________________________

Вариант № 9

    Что означают формулы: 2Cu ; PH 3 ; 3S 2 ; 2Al 2 O 3 ; 2CuS ; 2HNO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома ртути и двух атомов хлора;

_________________________________________________________________

Вариант №1 0

    Что означают формулы: 2Si ; 3N 2 ; 3Cl 2 O ; Mn 2 O 3 ; CuSO 3 ; Fe (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

Вариант №1 1

    Что означают формулы: 2Na ; 2P 4 ; 3Cl 2 ; P 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома азота и трех атомов водорода;

б) из одного атома золота и двух атомов брома.

_________________________________________________________________

Вариант №1 2

    Что означают формулы: 2Ba ; PH 3 ; 3Cl 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuCl 2 ; Au (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов брома;

б) из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №13

    Что означают формулы: 2Ca ; P 4 ; 3Cl 2 ; Au 2 O 3 ; 2MgS ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома бария и двух атомов хлора;

б) из двух атомов натрия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 4

    Что означают формулы: 2K ; P 4 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CuF ; Ag ОН.

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов серебра и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 5

    Чтоозначаютформулы: 2Ba ; O 3 ; 3S 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuPO 3 ;HClO 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома магния и двух атомов хлора;

Вариант №16

    Что означают формулы: Ca ; P 4 ; 3Cl 2 ; MgCO 3 ; 2Cu 2 S ; HPO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 7

    Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3Cl 2 ; MnSO 3 ; 2CuOH ; AlPO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов фтора;

б) из двух атомов фосфора и пяти атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 8

    Что означают формулы: Ba ; F 2 ; 3NaCl ; Mn 2 O 3 ; 2CuCO 3 ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома бария и двух атомов хлора;

б) из двух атомов калия, одного атома углерода и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №1 9

    Что означают формулы: 2Na ; P 4 ; 3CO 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CaS ; Cu (ОН) 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов иода;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 20

    Что означают формулы: 2Fe ; P 4 ; 3O 2 ; Cu 2 O ; 2K 2 S ; Fe (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома азота и трех атомов хлора;

б) из двух атомов серебра и одного атома кислорода.

Вариант № 2 1

    Что означают формулы: 2Na ; S 8 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2CS 2 ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома магния и двух атомов хлора;

б) из двух атомов железа и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №22

    Что означают формулы: 2Ag ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; H 3 BO 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома меди и двух атомов брома;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 23

    Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3Br 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Hg (ОН) 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов хлора;

б) из двух атомов алюминия и трех атомов кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант № 24

    Что означают формулы: 2Ag ; 2P 4 ; Cl 2 ; Au 2 O 3 ; 2CuS ; Fe (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома углерода и двух атомов кислорода;

б) из двух атомов меди и одного атома серы.

_________________________________________________________________

Вариант № 25

    Что означают формулы: 2K ; H 2 ; 3Cl 2 ; Fe 2 O 3 ; 2SiO 2 ; Mg (ОН) 2 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома фосфора и трех атомов водорода;

б) из двух атомов натрия и одного атома кислорода.

Вариант №26

    Что означают формулы: 2Zn ; P 4 ; 3S 2 ; Al 2 O 3 ; 2CuC ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома железа и трех атомов хлора;

б) из одного атома калия, одного атома кислорода, одного атома кислорода.

_________________________________________________________________

Вариант №27

    Что означают формулы: 2Mn ; P 2 ; 3Br 2 ; Fe 2 O 3 ; 2K 2 S ; H 2 SO 4 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из одного атома кальция и двух атомов фтора;

б) из двух атомов золота и трех атомов кислорода.

___________________________________________________________________

Вариант № 28

    Что означают формулы: 2B ; P 4 ; 3Cl 2 ; Mn 2 O 3 ; 2CuS ; Al (ОН) 3 .

    Составить формулу вещества, если его молекула состоит:

а) из двух атомов железа и трех атомов серы;

б) из двух атомов калия и одного атома кислорода.

Нестандартное домашнее задание по химии. Составляем Таблицу Менделеева из нарисованных карточек.

Тема домашнего задания: нарисовать карточку отдельного химического элемента, присутствующего в живых организмах (биоген) с иллюстрацией его действия на живые организмы.

Класс - 8- 10 класс; сложность - высокая, межпредметная; время выполнения - 30-40 минут.

Тип задания - индивидуальное, а затем - в группе; способ проверки - сбор иллюстраций отдельных химических элементов формата А4, и составление из них общей таблицы Менделеева.

Учебники:

1) учебник химии 10 класс — О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Ю. Пономарев, углубленный уровень (ГЛАВА 7. Биологически активные соединения, стр.300).

2) учебник химии 8 класс - О.С. Габриелян, (§ 5. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов, стр. 29).

3) учебник экологии 10 (11) класс - Е. А. Криксунов, В.В.Пасечник, (Глава 6. Окружающая среда и здоровье человека, 6.1. Химические загрязнения среды и здоровье человека, стр. 217).

4) учебник биологии 10-11 класс - Общая биология. Базовый уровень. Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. (Глава 1. Химический состав клетки. § 1. Неорганические соединения, § 2. Биополимеры.).

Цели: освоениезнаний о биохимических процессах в живой клетке, геохимических процессах в природе, полученные школьниками самостоятельно и осмысленно, закреплённые рисунком, творческое рисование. Создание уникальных наглядных пособий для других учеников. Составление авторской уникальной «Таблицы Менделеева».

Пояснительная записка.

Суть домашнего задания в том, что ученики рисуют участие каждого химического элемента в геохимических процессах. А затем все рисунки объединяются в сводную "Таблицу Менделеева", которую можно вывесить на стене в классе. Образуется некий наглядный продукт совместного творчества: "Экология в картинках". В разных классах получаются разные "Таблицы Менделеева", главное сохранить табличную форму и проследить, чтобы все рисунки были на листе формата А4. А также, чтобы в углу листа был проставлен химический знак того элемента, о котором нарисован сюжет. Вначале каждый ученик выбирает конкретный химический элемент для изучения. Затем самостоятельно, или с помощью учителя ищет информацию, выбирает нужную, придумывает сюжет рисунка, рисует и размещает свой рисунок на стене в ячейку умозрительной таблицы Менделеева для соответствующего химического элемента. Можно упростить/усложнить задачу, из всех химических элементов выбрав только наиболее распространенные на земле, или, наоборот - наименее распространенные. Можно выбрать только биогены (химические элементы, входящие в состав живых организмов) и рисовать учебные карточки с сюжетами о них. Можно выбрать макроэлементы живых клеток, а можно - только микроэлементы и т.д. В экологических справочниках сейчас можно найти много различной информации на эту тему.

Справочный материал: Биогенными называют химические элементы, постоянно присутствующие в живых организмах и играющие какую-либо биологическую роль: O, C, H, Ca, N, K, P, Mg, S, Cl, Na, Fe, I , Cu .

Виртуальная «Таблица Менделеева». Вместо бумажной таблицы на стене в классе, можно организовать виртуальную таблицу и общую работу в ней учеников. Для этого учитель готовит макет таблицы в Google -документах и открывает доступ ученикам. Рисовать ученики могут с помощью компьютерных программ, а могут загружать рисунки, выполненные карандашами и красками. Вот первоначальный макет такой таблицы, частично заполненный учениками.

Отдельные учебные карточки , с ученическими скетчами на тему воздействия конкретных химических элементов на живые организмы (формат А4 каждой карточки).

ПРИЛОЖЕНИЕ. Таблица химических элементов-биогенов, как справочный материал для рисования сюжетов учебных карточек.

Пороговые концентрации химических элементов в почвах (мг/кг) и возможные реакции организмов

(по Ковальскому)

Химический элемент

Недостаток - нижняя пороговая концентрация

Норма

Избыток - верхняя пороговая концентрация

Кобальт

Меньше 2-7. Анемия, гипо- и авитоминоз В, эндемический зоб.

7-30

Более 30. Угнетение синтеза витамина В.

Медь

Меньше 6-13. Анемия, заболевания костной системы. Невызревание злаков, суховершинность плодовых деревьев.

13-60

Более 60. Поражение печени, анемия, желтуха.

Марганец

До 400. Заболевание костей, увеличение зоба.

400-3000

Более 3000. Заболевания костной системы.

Цинк

До 30. Карликовый рост растений и животных.

30-70

Более 70. Угнетение окислительных процессов, анемия

Молибден

До 1,5. Заболевания растений.

1,5-4

Более 4. Подагра у человека, молибденовый токсикоз у животных.

Бор

Меньше 3-6. Отмирание точек роста стеблей и корней растений.

6-30

Более 30. Боровые поносы (энтериты) у животных.

Стронций

Более 600. Уровская болезнь, рахит, ломкость костей.

Йод

Менее 2-5. Эндемический зоб у людей

5-40

Более 40. Ослабление синтеза йодистых соединений щитовидной железы.

Инструктивные карточки для проведения практических работ по химии

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.

Химический эксперимент – источник знаний о веществе и химической реакцииважное условие активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания устойчивого интереса к предмету, а также представлений о практическом применении химических знаний.

Реализация экспериментальной части программы требует от учителя высокой всесторонней профессиональной подготовки, глубокого понимания роли химического эксперимента в учебно-воспитательном процессе, творческой активности в применении эффективных методов обучения.

Разумеется, для проведения эксперимента на высоком научно-теоретическом и методическом уровне необходимо разнообразное оборудование, в том числе и новейшие технические средства, но далеко не каждая школа имеет такую оснащённость кабинета химии, поэтому для удобства работы учителя и учащихся предлагаются данные инструктивные карточки для проведения практических работ в 8,9,10,11 классах.

Инструктивные карточки составлены в соответствии с образовательной линией О. С. Габриеляна. Многие практические работы составлены с учётом замены химического оборудования и реактивов на более простые и доступные для каждого учителя.

Представленные инструктивные карточки содержат каткое описание выполняемых опытов, иллюстрации, показывающие как должен быть собран прибор для проведения опыта, что даёт возможность учащимся ясно видеть цель работы, не отвлекаться на чтение опытов, которые не будут выполняться в данной работе, а также даёт представление о том, какие записи необходимо сделать в тетради для составления отчёта о работе.

В ходе выполнения практических работ инструктивные карточки должны находиться на столах у учащихся и способствовать чёткой и слаженной работе во время проведения опытов.

Предлагаемые практические работы дают возможность расширить использование эксперимента в различных условиях, изучить особенности химических процессов, представить их разнопланово. Такой подход позволит учителям более эффективно использовать химический эксперимент с учётом конкретных условий каждой школы.

Практическая работа

Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Определение углерода и водорода.

    Соберите прибор, как показано на рисунке.

    Осторожно нагревайте вещества, находящиеся в горизонтальной пробирке.

    Зарисуйте в тетрадь установку для опыта.

    Напишите в тетрадь ответы на вопросы:

1) Как вы доказали наличие водорода в исходном образце?

Качественное определение хлора.

1. Изготовьте из медной проволоки тонкую спираль, используя стержень шариковой ручки.

2. Закрепите спираль в держателе для пробирок.

3. Прокалите спираль в пламени спиртовки, затем опустите в чашку с тетрахлорметаном и вновь внесите в пламя.

4. Составьте структурную формулу тетрахлорметана.

5. От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зелёный цвет?

Вывод: Наличие каких элементов в органическом веществе доказали?

Практическая работа

Получение этилена и опыты с ним

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

1. Соберите прибор, как показано на рисунке

2. Зарисуйте в тетрадь установку для опыта

3. Осторожно нагревайте содержимое пробирки.

4. Выделяющийся газ пропустите через раствор бромной воды, а затем через раствор перманганата калия

5. Попытайтесь поджечь выделяющийся газ.

Не забывайте о правилах работы с веществами!!!

6. Письменно ответьте на вопросы:

1) Составьте уравнение реакции получения этилена из этилового спирта. К какому типу она относится?

2) Составьте уравнение реакции взаимодействия этилена с бромной водой? Как изменяется окраска бромной воды и перманганата калия?

3) Составьте уравнение для реакции горения этилена.

Вывод: С какими свойствами этилена познакомились?

Практическая работа

Спирты.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Горение спиртов

Налейте в фарфоровую чашку небольшое количество этилового спирта и подожгите его, а затем проверьте горение изоамилового спирта.

1. Составьте уравнения реакций горения для этилового и амилового спиртов.

2. Чем отличается характер горения данных спиртов7

Растворимость спиртов в воде

Проверьте растворимость этилового и изоамилового спиртов в воде.

1. Какой спирт растворяется в воде? В чём причина различного поведения спиртов?

2. Почему изоамиловый спирт собирается на поверхности воды?

3. Какие органические вещества будут так же собираться на поверхности воды?

Получение глицерата меди

Из сульфата меди (II ) и гидроксида натрия получите гидроксид меди (II ) в пустой пробирке. К получившемуся осадку добавьте глицерин.

1. Составьте уравнение реакции получения гидроксида меди (II ).

2. Составьте уравнение реакции получения глицерата меди (II )

3. Как изменилась окраска гидроскида меди (II ) в результате химического превращения?

Задача: Вычислите объём углекислого газа, который образуется при горении 7 г 96% этилового спирта.

Практическая работа

Углеводы.

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II )

В пробирку с порошком глюкозы добавьте небольшое количество воды и растворите её.

К раствору глюкозы добавьте немного гидроксида меди (II ), а затем сульфат меди. Пробирку с полученным раствором нагрейте.

    Что можно сказать о растворимости глюкозы?

    Составьте реакцию взаимодействия сульфата меди ( II ) и гидроксида натрия.

    Запишите реакцию взаимодействия гидгоксида меди ( II ) с глюкозой.

Отметьте изменение окраски под соответствующими веществами.

Опыт 2

Приготовление крахмального клейстера и взаимодействие его с йодом

В пробирку с крахмалом налейте немного воды и встряхните смесь. В пустой пробирке вскипятите небольшое количество воды и влейте в неё раствор крахмала. Полученный клейстер разбавьте холодной водой и добавьте несколько капель йода.

    Что наблюдается при действии йода на крахмал?

Опыт 3

Обнаружение йода в пищевых продуктах.

    В каком продукте крахмала больше всего? Как обнаружили?

Вывод: Что является качественной реакцией на глюкозу и крахмал?

Практическая работа

Карбоновые кислоты

Цель работы:

Оборудование:

Реактивы:

Опыт 1

Взаимодействие уксусной кислоты с простыми веществами.

В пробирку с уксусной кислотой добавьте цинк. В другую пробирку с уксусной кислотой добавьте железо. Что наблюдаете?

Составьте уравнения проделанных реакций. Почему отличаются эти реакции по скорости?

Опыт 2

Взаимодействие уксусной кислоты со сложными неорганическими веществами.

а) К уксусной кислоте добавьте кусочек мела

б) В пробирку налейте немного щёлочи, подкрасьте её фенолфталеином и добавьте уксусной кислоты.

в) К оксиду меди (II ) добавьте уксусную кислоту и нагрейте до изменения окраски.

Составьте химические уравнения проделанных реакций. С какими классами неорганических веществ может взаимодействовать уксусная кислота?

Получение сложного эфира.

В пробирке находится смесь амилового (пентилового) спирта, уксусной кислоты и концентрированной серной кислоты. Нагрейте смесь в течении нескольких минут, а затем вылейте содержимое пробирки в стакан с холодной водой. Проверьте наличие эфира по запаху.

Составьте химическое уравнение проделанной реакции

Как называется этот тип реакции?

Какую роль при этом играет концентрированная серная кислота?

Вывод: Какими свойствами обладает уксусная кислота?