8 кл. ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА КИСЛОРОДА

(практическая работа № 3)

Цели: закрепить знания о способах получения и свойствах кислорода; сформировать у учащихся новые умения по исполь­зованию лабораторного оборудования, научить собирать кисло­род методом вытеснением воздуха и методом вытеснения воды, распознавать его и доказывать его свойства, проводить наблюдения; выполнять рисунки приборов, составлять уравнения реакций, делать выводы, со­блюдать правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: КМпО 4 , уголек, вата, сухое горючее, известковая вода, пробирки, пробка с газоотводной трубкой.

Ход урока

I . Подготовка к проведению практической работы.

    Инструктаж по технике безопасности при работе с сухим горючим.

    Технический инструктаж о проведении практической работы.

II Актуализация знаний

    Назовите реактивы для получения 0 2 . (Марганцовка, или перманганат К.)

    Опишите схему получения О 2

    Как проверить, что получен чистый кислород? (Горящей лучинкой.)

Учащиеся выполняют работу, пользуясь инструкцией учеб­ ника (с. 70, работа 3).

III . Проведение практической работы (по вариантам).

Вариант I

1) Соберите прибор по рис. 24, с. 54.

    Получите кислород.

    Соберите его методом вытеснения воздуха. Полноту за­полнения сосуда кислородом

проверьте с помощью тлеющей лучинки.

Вариант II

    Соберите прибор по рис. 25, с. 54.

    Проверьте его на герметичность.

    Получите кислород.

    Соберите его методом вытеснения воды. Полноту запол­нения сосуда кислородом

проверьте с помощью тлеющей лу­чинки.

    Сожгите в кислороде древесный уголь.

III . Закрепление знаний, умений, навыков.

После проведения работы сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, отчёт о работе занесите в таблицу:

Что делал,

Что наблюдали, уравнения

Домашнее задание: § 21; ответить на вопросы 11, 12 (с. 60); подготовить сообщение об охране атмосферного воздуха.

>> Практическая работа № 3. Получение кислорода и изучение его свойств

Практическая работа № 3

Получение кислорода и изучение его свойств

Перед выполнением работы внимательно прочитайте правила работы и техники безопасности в химическом кабинете (с. 14-15, 22).

Вспомните, как следует обращаться со спиртовкой, сухим горючим, как нагревать вещества в пробирках. В случае необходимости прочитайте соответствующий текст на с. 18-19, 21 учебника.

Будьте осторожны в обращении с огнем.

Опыт I

Получение кислорода нагреванием калий перманганата

Сборка прибора.

Прибор для получения газа состоит из пробирки и резиновой пробки с отверстием, в которое вставлена согнутая стеклянная трубка (её называют газоотводной).

Соберите его (рис. 59). Для этого плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, будто вкручивая ее. He прилагайте излишних усилий, чтобы не треснуло стекло.

Рис. 59. Прибор для получения газа

Проверьте прибор на герметичность. В небольшой стакан налейте воды до половины его объема. Конец газоотводной трубки погрузите в воду и согрейте пробирку рукой (рис. 60).


Рис. 60. Проверка прибора на герметичность

Если соединения пробирки, пробки и газоотводной трубки герметичны, то через несколько секунд из трубки начнут выходить пузырьки воздуха.

(Объясните этот эффект.) Если воздух из трубки не выделяется, то следует разъединить части прибора, а затем снова соединить их. Можно заменить пробирку или пробку с газоотводной трубкой на другие - большего или меньшего размера.

Насыпьте в пробирку кристаллический порошок калий перманганата слоем в 1,5-2 см. Поместите в нее, поближе к отверстию, комочек ваты, чтобы твердое вещество во время опыта оставалось в пробирке. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и закрепите ее в штативе с помощью лапки. Поставьте возле прибора небольшой химический стакан и опустите свободный конец газоотводной трубки почти до его дна (рис. 61).


Рис. 61. Получение кислорода

Проведение реакции.

Начните нагревать пробирку с калий перманганатом. Сначала равномерно прогрейте всю пробирку, а потом нагревайте ту ее часть, где находится вещество. Периодически проверяйте полноту заполнения стакана кислородом с помощью тлеющей лучинки. Когда стакан заполнится кислородом, накройте его стеклянной или керамической пластинкой.

Опыт 2

Реакция между кислородом и углеродом. Возьмите пинцетом кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Потом быстро внесите уголек в стакан с кислородом. Что наблюдаете?

Свои действия, наблюдения, выводы, а также уравнения реакций разложения калий перманганата и взаимодействия кислорода с углеродом запишите в таблицу:

145. На рисунке 62 изображены способы собирания кислорода. Благодаря каким свойствам кислорода можно использовать каждый способ?

146. Объясните, почему раскаленный уголек неодинаково ведет себя на воздухе и в кислороде.


Рис. 62. Собирание кислорода: а - вытеснением воздуха; 6 - вытеснением воды

Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Цель работы

Необходимое оборудование и реактивы

Оборудование:

  • штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель;
  • спиртовка;
  • два химических стакана;
  • стеклянная пластинка;
  • пробирка ;
  • пробка с газоотводной трубкой;
  • ложка для сжигания веществ;
  • спички;
  • лучинка;
  • вата.

Вещества:

  • перманганат калия (твердый) KMnO 4 ;
  • уголь С;
  • известковая вода - Са(ОН) 2.

Меры предосторожности

Работа со спиртовкой:

  • Не переносите горящую спиртовку с места на место.
  • Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
  • При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
  • Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
  • Дно пробирки не должно касаться фитиля.
Работа со стеклом:


Проверка прибора на герметичность:

  • Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Загрузите по очереди два следующих видео - опыта и внимательно наблюдайте за экспериментом:
1. Получение кислорода (нажмите "Посмотреть опыт")

Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород.

2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2

Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут.
2. Обнаружение кислорода
Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения
3. Горение угля в кислороде

Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ:

С+О 2 = СО 2

Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.

Оформите и сдайте отчёт о проделанной работе

Практическая работа №3

Получение и свойства кислорода

Цель работы :

Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства.

Приборы и оборудование : KMnO 4 – перманганат калия (марганцовка), С – древесный уголь, известковая вода, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спиртовка, спички, колба, вата, пробирка.

Ход работы :

Название опыта, рисунок

Наблюдения, выводы

Уравнение химической реакции

1. Получение и собирание кислорода

KMnO 4 t = K 2 MnO 4 +.?.+.?. (назовите продукты)