География представляет собой целую систему наук, в которые входят, как и естественные науки, так и общественные.

Понятие географии как науки

Совокупностью наук о планете Земля называют географию. Трудным является вопрос о разграничении географии с геологией, так как последняя наука находится в области физической географии и порой становится на ее место.

Но исторические данные говорят о том, что именно география начала раньше исследовать физико-географические вопросы. Сложность определения географии, как конкретной науки, подтверждается географическими конгрессами, которые географы проводят совместно с этнографами, геологами, физиками и астрономами. Все больше появляются проектов, которые раскрывают географию, как науку, в более полном объеме.

География: система наук

О географии принято говорить, как о целой системе наук, каждая из которых изучает природные, территориальные и производственные комплексы и компоненты, которые в них входят. География подразумевает комплексное и детальное изучение природы, населения и хозяйства, и объединение различных дисциплин в одной систему продиктовано их тесной взаимосвязью.

Изучение таких объектов происходит с целью наиболее эффективного применения всех природных ресурсов, создания благоприятной среды для проживания населения и размещения производства в рациональных параметрах. Система географических наук сформировалась в процессе дифференциации и развития самой географии, как науки знаний о хозяйстве, природе и населении разных территорий Земли.

Сам процесс развития науки привел к изучению отдельных компонентов природной среды – таких, как почва, климат и рельеф, или компонентов хозяйства, например, промышленность и сельское хозяйство. Со временем появилась надобность синтетического исследования территориальных сочетаний компонентов.

В системе науки география выделяют:

Естественные науки – физическая география, геоморфология, океанология, география почв, климатология, геокрилогия, биогеография, гидрология суши и другие;

Общественные науки географии, к которым относится общая экономическая и региональная география, география различных отраслей хозяйства (например, промышленности или транспорта), география сельского хозяйства, география населения или политическая география;

Страноведение;

Картография, специальная техническая наука, которая входит в систему современных наук географии по причине общности главных задач с иными географическими науками.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои веще­ства, которые в совокупности образуют географическую оболочку. Слово «география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.

Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Рис. 1. Изучение поверхности земли

География – одна из древнейших и основных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.

Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.

Ветви географии

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис. 2. Основные ветви географии

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

Физическая география и ее значение

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1. Описание природы.

2. Разъяснение особенностей природы.

3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

Что изучают в начальном курсе физической географии

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3. «Население Земли».

4. «Влияние природы на жизнь человека».

Рис. 3. Оболочки Земли

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

4. Электронная версия журнала География ().

МБОУСОШ№10

с углубленным изучением предметов

г. Сургут

Внеклассное мероприятие по географии.

«География. Связь с другими науками.»

Берсенёва Елена Борисовна

География. Связь с другими науками.

Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.

Задачи:

    Повторить, закрепить и расширить знания учащихся.

    Развивать мыслительную деятельность, научить грамотно, формулировать свои мысли, делать выводы из прочитанного и услышанного, пользоваться предметным языком.

    Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

    Развивать умение согласованно работать в коллективе.

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация.

Ход мероприятия:

Ведущий.

Географию называют наукой 21 века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - прогнозирование изменений в природе, сохранение природных ресурсов, проблемы экологии. Именно поэтому от успеха обучения географии, от ее качества во многом зависит наше будущее. В каком направлении будет идти вся мировая наука.

В нашем мероприятии мы постараемся показать связь географии с другими науками. Узнаем, как в других предметах используются географические понятия и явления.

И так мы начинаем.

Отправимся в путь без сомнений и муки

Чтоб тайны освоить великой науки

Ее изучали до нас очень многие,

Но все же она молода, как всегда,

Красавица в мире наук – География.

И начнем с царицы всех наук – МАТЕМАТИКИ,

Роль математики в географии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого созерцания к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установление связей между явлениями помогают открывать законы природы.

Вопросы из области математики.

ФИЗИКА,

Следующая наука, в которой необходимо найти связь с географией – ФИЗИКА.

Физика - это наука, изучающая разнообразные явления природы.Со многими из этих явлений мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга... Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни самолёт, ни холодильник, ни подъёмный кран, ни компьютер. Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики.

Попробуем ответить на вопросы из области физики.

ХИМИЯ.

Химия – наука о веществах и их превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль - всё это примеры веществ. Их сейчас известно очень много - несколько миллионов. У каждого вещества свои свойства. При определённых условиях из одних веществ могут возникать другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.

Попробуем ответить на вопросы из области химии.

Биология

Биология – наука о жизни. Без живого нельзя представить себе нашу планету. Разнообразные существа - бактерии, простейшие, грибы, растения, животные - заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Мы и сами - часть живой природы. Биология отвечает на многие вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются организмы, как они связаны между собой и с неживой природой.

Вопросы из биологии.

Астрономия .

Название этой науки происходит от греческих слов «астрон» - «звезда», «номос» - «закон». Астрономия - это наука о небесных телах: их происхождении, строении, составе, движении в космическом пространстве. Мир небесных тел, пожалуй, кажется нам особенно таинственной частью природы. И наверное, каждый, не раз вглядываясь в далёкое, завораживающее звёздное небо, чувствовал себя, всех людей и всю Землю маленькой частичкой огромного, необъятного мира - Вселенной. Астрономия уже раскрыла многие загадки Вселенной и продолжает их разгадывать, поражая воображение людей новыми открытиями.

Отвечаем на вопросы из области астрономии.

ЛИТЕРАТУРА

Процессы, происходящие в природе, можно изучать, не только используя географические средства обучения, но и литературные знания творчества поэтов и писателей.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Язык природы переводят для нас поэты: живые голоса птиц, шорох леса, шелест сада, шепот ручьев, гул морского прибоя…

Поэзия пытается проникнуть в тот смысл, который природа таит в себе. В русской литературе природа-храм и природа – мастерская не противопоставлены друг другу, молитва и работа – не антиподы. Изображение и воспевание природы в русской поэзии имеет большую историю. Ответим на литературные вопросы.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Алексей Толстой писал: « Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как, значит, и мыслить кое-как.

Свободное владение родным языком – надежная опора каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Как красиво написаны слова о природе в различных произведениях.

Для вас вопросы, связывающие знания русского языка и биологию.

ИСТОРИЯ.

Есть две науки обо всем на свете,

И им подвластна вся огромная Земля.

Своя история у каждого открытия, у каждого материка – история своя.

Науки древние, объединившись,

Придут к тебе на помощь сквозь века.

В одно мгновенье ты увидишь вечность

И небо в чашечке цветка.

И, вечно молоды, стремятся к истине познанья бытия

Науки древние – история и биология!

Вопросы из области истории.

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Что связывает такие разные предметы? Конечно латинский язык. Латинские названия имеют животные и растения – латинские буквы лежат в основе немецкого алфавита.

В настоящее время при изучении иностранного языка, кроме владения фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, большое внимание уделяется формированию толерантной личности. Формирование личности в немалой степени зависит от экологической культуры человека, от его отношения к природе. Без знаний этих реалий невозможно воспитать полноценного гражданина своей страны.

А теперь вопросы.

ТЕХНОЛОГИЯ

Образовательная облать « Технология» предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем, в способах художественной обработке материалов, моделирования и пошива одежды. Даже здесь необходимы знания из географии.

Вопросы по технологии.

МУЗЫКА

На свете много языков, но лишь одному подвластны умы и сердца людей всей Вселенной. Это язык музыки.

Музыка часто в нашем воображении вызывает разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Если, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом.

Ответим на музыкальные вопросы.

ФИЗКУЛЬТУРА

Дети, как известно, любят играть. И не только маленькие. А вы любите играть? Значит я права. Играя, мы лучше осваиваем различного рода физические, а в какой-то мере и нравственные навыки. Играя, мы учимся жить. Проживая различные роли, изображая животных и птиц, создаются представления о движении.

Кто смотрит на вещи уныло и хмуро,

Пусть примет наш добрый совет-

Получше, надежней дружить

С физкультурой

В ней юности вечной секрет!

Спортивные вопросы.

Подведение итогов. Награждение победителей.

1.2. Связь методики обучения географии с другими науками.

Всякий учебный предмет представляет собой педагогическую «проекцию» науки, построенную с учетом возрастных особенностей школьников и их предшествующей подготовки, а также специфики той социальной и природной среды, в которой школьники проживают.

Связи методики обучения географии с географическими науками имеют особенно большое значение при разработке содержания школьной географии, т.е. в решении вопроса о том, каков тот круг научных географических знаний и умений, которыми должны овладеть школьники в процессе обучения географии. Конструирование и совершенствование содержания географического образования – задача непреходящей важности и значения. Показательно, что одна из центральных задач совершенствования содержания географического образования состоит в том, чтобы полнее отразить в нем современный уровень развития и достижение системы географических наук. В современной школе изучаются основы географической науки, а не сама по себе научная география. Средства обучения и приемы работы с ними в значительной мере также определяются методами исследования географической науки. Так, например, картографический метод исследования, наиболее специфичный для географии, находит широкое применение в школьном обучении в виде системы работы с картами. В старших классах видное место занимает работа с экономической и демографической статистикой, что соответствует статистическому методу исследования, столь важному для экономической географии. Полевые методы исследования научной географии в школьном обучении представлены учебными экскурсиями и наблюдениями. Во всех курсах школьной географии широко применяется присущий географической науке территориальный, пространственный подход к рассмотрению объектов и явлений природы и общества.

Связи методики обучения с дидактикой. Дидактика образует общую научную основу методики всех учебных предметов. Методика обучения географии развивается в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой. Содержание школьной географии разрабатывается на базе теории содержания общего и политехнического образования в современной общеобразовательной школе, а система методов обучения географии и требования к ним соотносятся с дидактическими классификациями методов обучения вообще. В уроке географии реализованы важнейшие положения дидактики, касающиеся этой главной в современной общеобразовательной школе формы организации обучения и т.д. Связь методической науки с дидактикой является диалектически сложной: методика обучения географии не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю, выявляя особенности и пути успешного формирования знаний и умений, развития и воспитания учащихся в процессе обучения географии. Дидактика как общая теория процесса обучения не может успешно развиваться без обобщения специфических закономерностей обучения всем учебным предметам. В дидактику, например, вошли такие результаты исследований по методике обучения географии, как 1) способы объективной проверки и оценки знаний и умений учащихся, 2) условия и пути развивающего обучения, 3) общие подходы к определению системы мировоззренческих идей и пути их формирования у школьников и т.д.

Связи методики обучения географии с психологией. Методика обучения географии имеет тесные связи с психологией. Эти связи обусловлены тем, что открытые психологией закономерности помогают найти наиболее эффективные средства, методы и приемы обучения, воспитания и развития личности ребенка, сконструировать педагогически грамотный процесс формирования у учащихся основ географического мышления. Действительно, обучение географии не будет успешным, если педагог не сумеет использовать последние достижения психологии в изучении познавательной деятельности детей. В последние годы методические исследования все более широко опираются на данные общей, психологической и возрастной психологии, как следствие усиления внимания к тому, как учится ученик. Методическая наука использует данные психологии как опосредованно, через закономерности и принципы дидактики, так и непосредственно. Особенно большое влияние на развитие методики обучения географии оказывают психологические теории учения Н.А. Менчинской, Д.И. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Е.Н. Кабановой-Меллер и др. Основополагающими для современной методики обучения являются идеи и принципы теории развивающего обучения, выдвинутые Л.С. Выготским, а также его учениками и последователями. Согласно данной теории, обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития ученика; правильно организованное обучение всегда должно опережать развитие, идти впереди него и служить источником нового развития.

По мере развития методики обучения географии углубляются ее связи с логикой, кибернетикой, нейрофизиологией.

1.3. Цели обучения географии.

Строгое определение целей обучения имеет принципиально важное значение для решения всего комплекса проблем методики и психологии всякого учебного предмета, в том числе географии. От целей обучения зависят задачи, содержание, методы и приемы, организационные формы, средства, а также общая направленность процесса обучения географии.

По широте и многообразию целей обучения география занимает одно из ведущих мест среди других учебных предметов в современной общеобразовательной школе. Цели обучения географии традиционно объединяются в следующие три группы:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Дать учащимся знания основ современной географической науки, картографии, геологии и др., раскрыть научные основы охраны природы и рационального природопользования;

Способствовать экологическому, экономическому и политехническому образованию школьников;

Вооружить школьников доступными для них методами изучения природных и социальных объектов и явлений;

Сформировать у учащихся географическую культуру, подготовить школьников к самообразованию в области географии и смежных с ней наук.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

сформировать у учащихся диалектические взгляды на природу как на объективную реальность, находящуюся в непрерывном становлении, изменении, преобразовании и развитии;

Способствовать нравственному и экологическому воспитанию школьников, формированию у них гуманного, бережного и ответственного отношений к окружающей природной среде;

Внести вклад в трудовое воспитание и профориентацию, помочь в выборе будущей профессии и выборе жизненного пути;

3.РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать познавательные интересы к географическим знаниям и проблемам состояния окружающей природной среды;

Способствовать развитию у школьников таких высших психических функций, как осмысленное восприятие, творческое воображение, мышление в понятиях, произвольная память, речь и др.

Привить школьникам систему умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.), позволяющих успешно решать разнообразные проблемы реальной жизни.

В зарубежной литературе по проблемам методики обучения географии в качестве основной цели географического образования рассматривается формирование пространственных представлений, умений и навыков или совокупности географических реакций.

По нашему мнению, в качестве стратегической цели географического образования следует рассматривать формирование географического мышления как определенного способа решения задач типа «человек-природа-общество» в их территориальном или пространственном аспекте. Географическое мышление в указанном понимании является мышлением системным, комплексным, пространственным, научным, диалектическим, обобщенным. Оно развивается по мере роста детей и приобретения опыта об окружающем мире. С точки зрения культурно-исторического подхода, географическое мышление является одной из высших психических функций

Цели обучения географии имеют деятельностный характер, то есть они могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. Определение целей обучения имеет прямое отношение к разработке программ и созданию учебников, а также к организации процесса обучения географии в реальных условиях современной общеобразовательной школы.


Глава 2. Изучение страноведческого курса в школьной географии.


... (на территориях по месту жительства, учебы), т.е. своей местности в рамках так называемой «малой родины». Поэтому в данном исследовании, во главу угла экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования положен краеведческий принцип, то есть всестороннее комплексное изучение «малой родины» 47, 49. В целом региональная направленность образования...




Школьников практически отсутствует материал о значении научного предсказания возможных изменений в природе. Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России». 2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при...

России»). Материал повышает интерес учащихся к географии, обладает определенным профориентационным потенциалом, а также прививает учащимся интерес к чтению книг. 3. Методика формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии 3.1 Методические рекомендации по проведению недели географии «Памяти знаменитого полярника – Г.Я. Седова» Неделя географии в...

Связь географии с другими науками изменялася с течением времени. В далеком прошлом географы-путешественники, которые собирали материалы о природе, населении, хозяйстве новых территорий, содействовали этим формированию ботаники, зоологии, геологии, климатологии, этнографии и др. В итоге усилились обратные влияния и возникли геоморфология, биогеография, историческая география и др. В дальнейшем контакты географии с другими науками все больше расширялись.

В наше время в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания и географии в целом, каждая географическая дисциплина отдельно взаимодействуют с большим количеством разнообразных касательных наук. Общее число таких "контактных" дисциплин, наверное, достигает около ста. Поэтому создать своеобразную модель подобной взаимосвязи практически невозможно.

Какими бы не были взгляды географов, они, однако, всегда испытывали влияние методологических установок, которые производятся в смежных науках. Иногда эти влияния были достаточно конкретизированными. В другие периоды казалось, что географы едва улавливают отголосок идей данного времени, работая в относительной академической изоляции.

В целом можно выделить три источника влияний. Первый из них - это естественные науки, где физика выдвинулась на первое место относительно разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения. Второй - социология и близкие к ней науки, хотя связь с ними менее определена. Третий - история, которая оказала существенное влияние на мышление географов.

Следует подчеркнуть большую мобильность зоны контакта географии, геологии и биологии, связанную с тем, что экологическая ситуация на Земле постоянно изменяется, а методы её изучения совершенствуются. Поэтому можно в будущем ожидать формирования новых направлений научного поиска.

Природа в пределах географической оболочки Земли организована по меньшей мере на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном. О первых двух речь шла выше. Последний - уровень организации самых простых объектов (материальных тел и процессов), из которых в конечном итоге формируется не только вещественная энергетическая основа комплексов и компонентов географической оболочки Земли, но и вообще всех материальных объектов нашей планеты в целом, а может и более широкий класс объектов. Понятно, что элементарный уровень организации этих объектов - предмет исследования всех фундаментальных естественных наук, в том числе тех, которые конкретизируют исследуемую ими закономерность относительно специфических условий нашей планеты - геология, геохимия, геофизика, биология и тому подобное.

Физико-географ не безразлично относится к знаниям о материальных объектах природы на элементарном уровне их организации. Связь же физической географии с естественными науками, как справедливо отметил А. Д. Плахотник (1994), пролегает через компонентные физико-географические науки, а именно - их общие направления (общая гидрология, общая геоморфология и др.).

Когда пытаются исследовать один из компонентов природной среды в составе географической оболочки, то знание об этом объекте на элементарном уровне его организации, составляя предмет изучения общего направления соответствующей компонентной физико-географической науки, является неотъемлемой частью физико-географического изучения данного объекта. В то же время имеют место попытки изучать тот же объект на элементарном уровне представителями других естественных наук. В отличие от физико-географа, который проектирует взаимосвязь определенного компонента как бы "от себя", в неразрывной взаимосвязи со всеми другими компонентами географической оболочки, ученый из другой научной отрасли пытается как можно глубже проникнуть в закономерности функционирования и развития объекта природы, который его интересует. Другими словами, он исследует последний не как сам по себе, а "на себя" - во всех взаимосвязанных между собой все более мелких функциях.

География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействия общества и природы, как на региональном, так и на глобальном уровне имеет общеметодологическое значение, хотя географам и будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б. М. Кедровим как методологическая роль географии.

Учитывая историческую ретроспективу и актуальные направления развития географической науки, к сказанному выше прибавим следующее. Прежде всего заметим, что в географии всегда первостепенной была проблема взаимодействия методов при изучении Земли и взаимосвязей с другими науками. Между тем границы с касательными дисциплинами в XIX- в начале XX ст. оставались в известной мере размытыми. Во многих странах физико-географы работали на кафедрах геологии и наоборот. Так, знаменитый украинский геолог П. А. Тутковський (см. выше) в свое время объединял кафедру географии и этнографии в Киевском университете. В Германии известные своими капитальными географическими трудами О. Гумбольдт, К. Риттер,

Ф. Рихтгофен прежде всего были высокопрофессиональными геологами, а Ф. Ратцель пришел в географию после разведок почвы в отрасли геологии и биологии. В Англии труды известных геологов А. Е. Трюмена, О. Т. Джонса, Дж. К. Уарлсуорта, А. Вуда существенным образом повлияли на развитие физической географии и геоморфологии.

Геоморфология испытала наибольшее влияние со стороны геологии, а затем и геофизики. Развитию геоморфологии непосредственно содействовали достижения в руслах геологической съемки и картографирования, стратиграфической геологии кайнозоя. Это особенно отразилось в основополагающих трудах известного американского ученого В. М. Девиса, его учении об эрозийных циклах.

Большое значение имело проникновение методов естественных наук в физическую географию на протяжении 50-70-х годов XX ст., которая ощутимо переориентировалась на основательное изучение процессов. Недостаточность достоверной информации о процессах к этому времени была осознана многими учеными. В первую очередь необходимо было получить данные относительно характера и темпов действия процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. В конечном итоге, замена идеографического подхода номогетическим создала благоприятные условия для количественного анализа процессов. Многие из ветвей географии уже не могли обойтись без углубленных знаний именно о процессах.

Так, понимание ледниковых форм рельефа типа каров требовало соответствующего выяснения процессов движения льда и ледниковой эрозии, а интерпретация поверхностей выравнивания как результата действия абразии вызывала необходимость изучения характера и темпов развития процессов разрушения берегов.

В почвоведении интерес к процессам почвообразования и динамике почв содействовал возникновению новых представлений. Вместо изучения факторов почвообразования пришел процесуально ориентированный подход к исследованию почвенного профиля, основанный на анализе твердой и жидкостной фаз, миграции и трансформации продуктов почвообразования.

С активным проникновением в физическую географию методов и моделей физики, химии, механики, геологии, геофизики, геохимии возникла необходимость аксиологично четко выделять вклад разных специалистов в процесс проработки сугубо географических проблем. Эта проблема доныне имеет принципиально важное методологическое значение.

Что дало применение методов естественных наук в изучении географических процессов, можно в первую очередь показать на примере геоморфологии, методологический фундамент которой в достаточной степени кардинально трансформировался. В этом контексте внимание привлекает прежде всего труд Г. К. Гимберта о Западе США, в котором он не просто тривиальным образом описал естественные эрозийные процессы, но и выявил систему законов (закономерностей). Ценными являются оригинальные представления Гимберта относительно механики флювиальных процессов, перенесения обломочного материала, которые основываются на результатах модельных исследований.

Большое значение имеет труд американского исследователя Р. А. Бегнольда "Физика песков и пустынных дюн" (1941, 1959), в которой изложена основная закономерность ведущих геоморфологических процессов в пустынных поприщах. Он также оригинально объяснил формирование берегов под воздействием волновых процессов, опираясь на результаты экспериментов в искусственных водоемах.

Немалый вклад в изучение седиментационных и геоморфологичных процессов сделали шведские ученые Ф. Юльстрем и О. Сундборг. Основываясь на лабораторных опытах, они выявили любопытные зависимости между скоростью течения, размерами частиц наноса и процессами эрозии, транспорта и отложения теригенного материала.

Похвальных слов заслуживают ученые геоморфологической школы (научный руководитель А. Н. Стралер) Колумбийского университета, которые смогли целенаправленно применить в геоморфологических исследованиях основные принципы механики жидкостных сред. Это дало возможность обеспечить анализ рельефообразующих процессов как проявлений разных типов сопротивления сдвигу (гравитационному и молекулярному), оценивать широкий спектр напряжений, которые вызывают разнообразные процессы выветривания, эрозии, транспортировки и аккумуляции.

Выход в свет в США книги "Флювиальные процессы в геоморфологии" (1964) по существу знаменовал новый рубеж в развитии учения о геоморфологических процессах. В ней много в чем впервые в центре внимания очутились современные процессы и физико-химические принципы, которые лежат в их познавательной основе и дают возможность раскрывать механизмы и природу своеобразных геоморфологических процессов.

Широкое применение методов других наук в географии, активизация ее взаимодействия с касательными и более отдаленными научными отраслями, использование средств математики и информатики заострили проблему определения специфики географической науки. Между тем смещение ударений именно на исследование процессов выразительно подчеркнуло специфику географического исследования. Ведь реализация многих методов точных наук на метеорологической станции, в почвенном шурфе или на стоковой площадке дает по большей части вот такую точечную информацию. Но задание географа заключается в определении корректного применения полученных результатов на наиболее широком пространственном фоне и даже в глобальном масштабе. На протяжении последних десятилетий появилась реальная возможность осуществлять исследования именно на уровне последнего, поскольку уже собрано достаточно данных о процессах, чтобы выделить определенную пространственную закономерность в рамках отдельных стран и мира в целом. Кроме того, развивается международное сотрудничество с целью заполнения пробелов в обеспечении информацией о течении процессов в прошлом. Существенно расширились также возможности дистанционного наблюдения, что содействует определению глобальных характеристик процессов.

Своеобразная особенность взаимодействия географии с другими науками заключается в следующем. Вплоть до середины XX ст. прослеживалась самая тесная связь географии с историей. Эта связь отразилась, в частности, на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В течении последнего времени заметно выросли связи географии с экологическим знанием, все в большей степени внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

Среди теорий и идеологем, заимствуемых географией из области других наук, хоть и существенным образом трансформируемых, следует в первую очередь назвать использование биологического подхода к истолкованию географических объектов, в частности уподобление общества или страны единому организму ("органическая" теория общества Ф. Ратцеля). Модель стандартного экономического района, например, коррелирует с моделью строения атома Н. Бора. Некоторые модели разделения территориальной структуры хозяйства основываются на моделях теории строения белка. Среди идей, заимствуемых из физики, можно назвать гравитационную модель, законы распределения тока в электрическом цепи (использованные, например, во время анализа рынков как пространственной экономической системы), законы гидродинамики, использованные при анализе транспортных перевозок. Примером конкретного влияния теории относительности А. Энштейна можно назвать создание в картографии вариавалентных (переменномасштабних) проекций. Последние целенаправленно превращают изображение земной поверхности таким образом, чтобы их площадь была пропорциональной величине какого-то показателя, например численности населения, и при этом, чтоб мера их точности отвечала карте в обычной картографической проекции.

Сегодня сама логика развития географии привела к широкому целенаправленному применению математических методов и вычислительной техники с целью информатизации географического знания . Важными стимулами развития этого процесса стали, в частности, развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, разветвление международных систем статистических служб и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Это, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к организации сбора, обработки, анализа и синтеза географической информации.

Современная информатика изучает структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, поиском, переработкой, превращением, распространением и использованием в разнообразных сферах деятельности. Неотъемлемыми составляющими информатики стали целые разделы математики, прежде всего математической статистики. Корреляционный и регрессионный анализы, факторный анализ и распознавание образов, а также немало других направлений математики используются информатикой. По мере внедрения информатики в географию выяснилась ее тесная связь с проблемами автоматизации картографии, обработки космической информации и тому подобное.

Наиболее существенным результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция всех географических дисциплин на базе "информационной" парадигмы. Современные исследования непременно нужно осуществлять на общенаучной базе, что непосредственно связано именно с информатикой, а через нее с математикой, кибернетикой, системным подходом, синергетикой. Базовое значение для интеграции географического знания приобретает создание банков данных и геоинформационных систем. Именно всеобщность принципов построения последних для любой территории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин, не деформируя их научное своеобразие, отмены в объектах изучения, методологии как таковой.

Немалый опыт создания геоинформационных систем накоплен в картографии, где выстроены автоматические системы картографирования , основанные на компьютерной технике, что позволяет обрабатывать цифровые множества пространственно распределенных данных и выводить их в виде разнообразных картографических материалов. Важное значение имеет развитие специального картографического программирования и создание специализированных картографических баз данных. Переход от традиционных методик создания тематических атласов к автоматизированным приемам и процедурам - один из ярких примеров последствий проникновения информатики в картографию и географию в целом.

Картографические базы данных стали фундаментом своеобразных географических баз данных, в которых происходит постепенное накопление информации и файлов - от сугубо топографических к файлам по компонентам природной среды - геологической, метеоролого-климатической, гидрологической, глясиологической, почвенной, биотической информации. В географических базах данных, кроме обычных данных, привязанных к точкам координатной сети, можно использовать пространственные данные, которые основываются на обработке видеографической дистанционной информации.

Информатика в ряде случаев вынуждает серьезно корректировать сами методологические основы географического знания . Географические проблемы классификации, таксономии, районирование при решении их на информационной основе требуют переосмысления и последующего усовершенствования методолого-теоретического простора географии.

Новые подходы, связанные с теорией информации, системным подходом и синенергетикой привели к осознанию взаимодействующих географических процессов: пространственной самоорганизации, пространственного управления и самоуправления. В разных соединениях эти базовые процессы можно найти в любом конкретном географическом процессе - миграции населения, землепользовании, размещении производства и тому подобное.

Кстати, развитие информационных средств и методов в географии реально выявило изоляционизм ее "советской парадигмы", извращенность разделения общественной географии на "советскую" и "буржуазную", игнорирование действительно экономических категорий в советской экономической географии, когда на первый план выдвигались процессы централизованного планирования и управления. Рынок и его понятие о равновесии спроса и предложения по существу игнорировались в трудах советских географов. Это приводило к абсолютизации производства. С точки зрения физико-географа, подобное было неестественным: ведь не мог ландшафтовед сосредоточиваться на одном-двух, пусть очень важных, компонентах природы, совсем пренебрегая другими (Ю. Т. Липец, 1991).

В конечном итоге, необходимо подчеркнуть, что география - наука непременно с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связанная со всей системой культуры, в которой она выполняет разнообразные функции. Вся история географии - это история ее взаимосвязей с культурой в целом, наукой, техникой. География много в чем формирует общественное сознание, реализует потребности людей в условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности, для самоутверждения и развития.

Современная география по необходимости должна опираться на императив гуманитарного мышления, поэтому должна постоянно расти ее "эколого-культурная" функция. В этом контексте география тесно взаимодействует с историей культуры, изучая исторические культурные ландшафты, осуществляя анализ естественных и антропогенных процессов, которые разрушают культурные памятники и их окружение.

Особое значение приобретает историческая география как наука о взаимодействии общества и природы в историческом прошлом на конкретной территории. Исследование причинно-следственных связей дает возможность объяснить самобытность культурных традиций в пределах тех или других поприщ, их закономерное постоянство или изменчивость. Очень важным является исследование историко-географических областей - территорий, которые имеют историко-культурную целостность, которая проявляется в своеобразии экономического бытия, типах культовых и бытовых построений, фольклоре и тому подобное.

Одним словом, география и в практическом плане выступает как важный фактор культуры и мировоззрения. Посредством географии закладываются и формируются основы общественного сознания, природопользования, экономики, политики, социологии. Сегодня в мировоззренческом контексте именно география призвана поднять уровень экологического сознания людей. Ведь нехватка фундаментальных экологических знаний и вообще недостаточное их практическое использование привели и продолжают приводить к возникновению экологического кризиса, заострению противоречий и конфликтов между обществом и географической средой его жизнедеятельности.