Юлия Александровна Гледко

Общее землеведение: учебное пособие

Допущено

Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов учреждений высшего образования по специальностям «География (по направлениям)», «Гидрометеорология», «Космоаэрокартография», «Геоэкология»


Рецензенты:

кафедра физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка» (доцент кафедры физической географии кандидат географических наук О. Ю. Панасюк);

декан факультета естествознания, доцент кафедры географии и охраны природы учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Шарухо

Введение

Общее землеведение – это отрасль географии, изучающая закономерности структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки на разных территориальных уровнях: глобальном, континентальном, зональном, региональном, локальном. Роль общего землеведения в системе географических наук уникальна. Представления землеведения (зональность, целостность, системность, эндогенное и экзогенное происхождение ряда форм рельефа и т. д.) играют ведущую роль в формировании гипотез о строении внешних оболочек других планет Солнечной системы, определяющих программы их исследования с помощью космических средств. Большинство наук о Земле опираются на базисные представления землеведения о взаимосвязях атмосферы, гидросферы, растительности и рельефа, суши и океанов, различных природных зон.

Общее землеведение – основа географического образования, его фундамент в системе географических наук. Наиболее важной задачей дисциплины является изучение географической оболочки, ее структуры и пространственной дифференциации, основных географических закономерностей. Эта задача обусловливает теоретическое содержание дисциплины. Наиболее общим для географии является закон географической зональности, поэтому в курсе общего землеведения прежде всего рассматриваются факторы, формирующие географическую оболочку и основную ее структурную особенность – горизонтальную (широтную) зональность. Законы целостности, эволюции, круговоротов вещества и энергии, ритмичности рассматриваются для всех сфер географической оболочки с учетом экологических условий.

Концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте – географической оболочке – главным образом на протяжении XX в., в настоящее время приобретает дополнительную основу в виде космического землеведения, изучения глубинного строения Земли, физической географии Мирового океана, планетологии, эволюционной географии, исследования окружающей среды, ее сохранения для человечества и всего биологического многообразия. В связи с этим направленность общего землеведения заметно трансформировалась – от познания фундаментальных географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды и управления процессами, в том числе обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями, на планетарном уровне.

Современным направлением землеведения является создание единой интегрированной цифровой модели географической оболочки, подобной уже существующим моделям климатической системы, океанов, подземных вод и др. Ставится задача моделирования отдельных оболочек с целью постепенной интеграции их в единую модель планеты. Ключевым в построении данной модели в отличие от моделирования климата, океанов, оледенения является включение человеческой деятельности как основной силы, изменяющей географическую оболочку и в то же время зависящей от изменений, в ней происходящих. Перспектива создания такой модели заключается в широком использовании компьютерных технологий, развитии геоинформационных систем разного профиля и назначения, разработке новых принципов и средств сбора, обработки, хранения и передачи данных. Возникает необходимость во все большем объеме привлекать новые источники информации: аэрокосмические съемки, автоматические наблюдения с наземных и морских станций. Использование материалов аэрокосмических съемок позволяет получить новые фундаментальные знания о строении и развитии географической оболочки, организовать мониторинг геосистем разного ранга, обновить фонды топографических и тематических карт, а также создавать новые картографические документы научного и прикладного значения.

Представления и модели землеведения, существующие в настоящее время, наиболее ярко проявляются в процессе решения глобальных проблем, затрагивающих интересы всего человечества. Так, с концепциями землеведения связаны проблемы загрязнения атмосферы и гидросферы, включая переход локальных воздействий в глобальные, структурно-динамические изменения, происходящие в литосфере, нарушение регуляторной функции биоты и т. д.

Таким образом, спектр стоящих перед землеведением теоретических и практических задач огромен: исследование эволюции географической оболочки Земли; изучение истории взаимодействия природы и общества; анализ стихийных катастрофических природных явлений в их связи с хозяйственной деятельностью человека; разработка сценариев для моделирования отдельных оболочек с целью объединения их в единую модель планеты, прогнозирование глобальных изменений с учетом связей в системе «природа – население – хозяйство».

Место общего землеведения в системной классификации географических наук

1.1. Общее землеведение в системе географических наук

Географией называется комплекс тесно связанных между собой наук, который делится на четыре блока (Максаковский, 1998): физико-географические, социально-экономико-географические науки, картографию, страноведение. Каждый из этих блоков, в свою очередь, подразделяется на системы географических наук.

Блок физико-географических наук состоит из общих физико-географических наук, частных (отраслевых) физико-географических наук, палеогеографии. Общие физико-географические науки делятся на общую физическую географию (общее землеведение) и региональную физическую географию.

Все физико-географические науки объединяет общий объект исследования. Большинство ученых пришли к единому мнению о том, что все физико-географические науки изучают географическую оболочку. По определению Н.И. Михайлова (1985), физическая география – наука о географической оболочке Земли, ее составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации.

Географическая оболочка (ГО) – сложная внешняя оболочка Земли, в пределах которой происходят интенсивные взаимодействия минеральной, водной и газовой сред (а после возникновения биосферы – и живого вещества) под воздействием космических явлений, прежде всего солнечной энергии. Единой точки зрения по поводу границ географической оболочки среди ученых не существует. Оптимальными границами ГО являются верхняя граница тропосферы (тропопауза) и подошва зоны гипергенеза – граница проявления экзогенных процессов, в пределах которых находится основная масса атмосферы, вся гидросфера и верхний слой литосферы с живущими или жившими в них организмами и следами человеческой деятельности (см. тему 9).

Таким образом, география не является наукой о Земле вообще (такая задача была бы непосильной для одной науки), а изучает только определенную и довольно тонкую ее пленку – ГО. Однако и в этих пределах природа изучается многими науками (биология, зоология, геология, климатология и др.). Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук? Отвечая на этот вопрос, необходимо сделать одно пояснение. У каждой науки различаются объект и предмет изучения (объект науки – конечная цель, к которой стремится любое географическое исследование; предмет науки – ближайшая цель, задача, стоящая перед конкретным исследованием). При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней (таксонов) четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).

Вместе с географией в цикл наук о Земле входят геология, геофизика, геохимия, биология. Объектом всех этих наук является Земля, но предмет изучения у каждой из них – свой: для географии это земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения; для геологии – недра; для геофизики – внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в геосферах; для геохимии – химический состав Земли; для биологии – органическая жизнь.

Литература Неклюкова Н. П. Общее землеведение. –М. : Просвещение, 1967. – «Академия» , 2003. – 416 с. Савцова Т. М. Общее землеведение. М. : Издательский 335 с. 390 с. – 455 с. Шубаев Л. П. Общее землеведение. М. : Высшая школа, 1977. Мильков. С. Г. , Пашканг К. В. , Чернов А. В. Общее 1990. – центр Просвещение, 2004 – 288 с. Ф. Н. Общее землеведение. М. , землеведение. – Любушкина Неклюкова. Л. П. Общее. Бобков А. А. Землеведение. – М. : Изд. центр 2004. – Н. П. Данилов П. А. Землеведение и краеведение. Никонова М. А. , Ю. П. землеведение: В 2 ч. М. : Просвещение, М. : – М. : «Академия» , Селиверстов. Общее землеведение. М. : Высшая школа, 1974– 1976. – 366, 224 с Шубаев 1969. – 346 с. Любушкина С. Г. , Пашканг Половинкин А. А. Основы общего землеведения. краеведение. – М. : Гуманит. Изд. «Академия» , 2002. с. 240 К. В. Естествознание: Землеведение землеведение. М. , 1984. – 255 с. 304 с. 2002 – 456 Боков Б. А. , Черванев И. Г. Общее и. М. : Учпедгиз, 1958. – 365 с. Центр с. ВЛАДОС, К. И. , – Геренчук 2

Лекция 1 Введение 1. 2. 3. 4. 5. География в системе наук о Земле и жизни общества Объект, предмет общего землеведения Основоположники учения о географической оболочке Методы современного землеведения Научные и практические задачи 3

«Все науки делятся на естественные, неестественные и противоестественные» ЛАНДАУ Л. Д. (1908 -68), физик-теоретик, академик АН СССР, Нобелевский лауреат Современная наука – сложная система человеческих знаний, условно подразделяемая на три большие группы ¡Естественные науки, ¡Общественные науки, ¡Технические науки. 4

В процессе дифференциации произошло разделение наук на Фундаментальные ¡ математика, ¡ физика, ¡ механика, ¡ химия, ¡ биология, ¡ философия и т. д. Прикладные ¡ все технические включая сельскохозяйственные, науки. Цель фундаментальных наук заключается в изучении законов природы, общества, мышления. Цель прикладных наук – применение открытых законов и разработанных общих теорий к решению практических задач. 5

Географией называют систему естественных (физико-географических) и общественных (экономикогеографических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты. География физическая экономическая 6

Физическая география – греч. физис – природа, гео – Земля, графо – пишу. То же самое, дословно – описание природы Земли, или землеописание, землеведение. Физическая география слагается из ¡ ¡ наук, изучающих географическую оболочку и ее структурные элементы – природные территориальные и аквальные комплексы (общее землеведение, палеогеография, ландшафтоведение), наук, изучающих отдельные компоненты и части целого (геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, география почв, биогеография и др.). 7

Во второй половине XX в. наряду с дифференциацией стали проявляться интеграционные тенденции. Интеграция – это объединение знаний, а по отношению к географии – это объединение знаний о природе и обществе. 8

Естественнонаучный блок Общая физическая география изучает географическую оболочку как целое, исследует ее общие закономерности, например зональность, азональность, ритмичность и др. , и особенности дифференциации на материки, океаны, природные комплексы, которые выделяются в процессе ее развития. ¡ Ландшафтоведение – наука о ландшафтной сфере и ландшафтах, т. е. индивидуальных природных комплексах. Она изучает структуру ландшафтов, т. е. характер взаимодействия между рельефом, климатом, водами и другими компонентами комплекса, их происхождение, развитие, распространение, современное состояние, а также устойчивость ландшафтов к антропогенным воздействиям и др. ¡ Палеогеография исследует закономерности развития географической оболочки Земли и составляющих ее ландшафтов. Главная ее задача – изучение динамики природных условий Земли в прошлые геологические эпохи. ¡ 10

Геоморфология изучает рельеф Земли. Пограничное положение геоморфологии сказалось и на ее основных научных направлениях: структурной геоморфологии (связь с геологией), климатической геоморфологии (связь с климатом), динамической геоморфологии (связь с геодинамикой) и др. ¡ Климатология (греч. klima – наклон, т. е. наклон поверхности к солнечным лучам). В современной климатологии сформировались как теоретические, так и прикладные дисциплины. Это: общая (или генетическая) климатология, которая изучает вопросы образования климата на Земле в целом и в отдельных ее регионах, тепловой баланс, циркуляцию атмосферы и др. ; климатография, дающая описание климата отдельных территорий на основе обобщенных данных метеорологических станций, метеоспутников, метеоракет и других современных технических средств; палеоклиматология, занимающаяся исследованием климата прошлых эпох; прикладная климатология, которая обслуживает разные отрасли хозяйства (сельское хозяйство – агроклиматология; воздушный транспорт – авиационная метеорология и климатология), в том числе строительство, организацию, курортов, туристских баз и др. ¡ 11

¡ Гидрология изучает гидросферу, основной предмет – природные воды, протекающие в них процессы, закономерности их распространения. В связи с разнообразием водных объектов в гидрологии сформировались две группы дисциплин: гидрология суши и гидрология моря (океанология). Гидрология суши, в свою очередь, разделяется на гидрологию рек (потамологию), гидрологию озер (лимнологию), гидрологию болот, гидрологию ледников (гляциологию), гидрологию подземных вод (гидрогеологию). ¡ Океанология (за рубежом ее чаще называют океанографией) изучает физические, химические, термические, биологические особенности морских вод; исследует водные массы с их индивидуальными характеристиками (соленость, температура и др.), морские течения, волнения, приливы и др. ; занимается районированием Мирового океана. Океанология в настоящее время – это целый комплекс наук и направлений, объединяющий физику моря, химию океана, термику океана и другие и связанный с климатологией, геоморфологией, биологией. 12

¡ Почвоведение. Географы считают его своей наукой, так как почва – это важнейший компонент географической оболочки, конкретнее – ландшафтной сферы. Биологи подчеркивают определяющую роль организмов в ее формировании. Почва формируется под влиянием различных факторов: растительности, материнских горных пород, рельефа и др. Это определяет тесные связи почвоведения с другими физико-географическими науками. Вместе с тем в почвоведении сформировались и такие направления, как химия почв, физика почв, биология почв, минералогия почв и др. Наиболее тесно связана с ландшафтоведением география почв, изучающая закономерности распространения почв, неоднородность почвенного покрова, занимающаяся районированием почв и др. В почвоведении используются разные методы исследования: географические (составление почвенных карт, профилей и др.), химические и физические лабораторные, микроскопические, рентгеновские и др. Наука тесно связана с сельским хозяйством, особенно земледелием. 13

¡ Биогеография – наука, изучающая закономерности распространения растительного покрова, животного мира, формирования биоценозов. Кроме нее, в состав биогеографии входят ботаническая география и зоогеография. Ботаническая география изучает особенности распространения и географической обусловленности растительного покрова, занимается вопросами классификации растительных сообществ, районирования и др. Ботаническая география – фактически смежная наука между физической географией и ботаникой. Зоогеография (география животных) изучает в принципе те же проблемы, ориентированные на животный мир. Вопросы распространения животных имеют важное значение, поскольку последние весьма подвижны и области их обитания в течение исторического времени меняются. Специфической для зоогеографии проблемой является миграция животных, особенно птиц. Зоогеография, так же как и ботаническая география, сформировалась на стыке физической географии и зоологии. 14

Так, на стыке геохимии и ландшафтоведения сложилась очень интересная дисциплина – геохимия ландшафта. Геохимия – наука о распространении химических элементов в земной коре, их миграциях, изменениях химического состава за геологическую историю. Отдельные компоненты ландшафта (вода, почва, растительность, животные) имеют своеобразный состав химических элементов, а в пределах ландшафта наблюдаются и специфические миграции элементов. Геофизика ландшафта – формирующаяся наука, расположенная на стыке ландшафтоведения и геофизики. Напомним, что геофизические науки изучают физические процессы, протекающие как в целом на Земле, так и в отдельных геосферах – литосфере, атмосфере, гидросфере. Важнейшее свойство ландшафта – продуктивность – в значительной степени зависит от соотношения тепла и влаги на данной территории. Поэтому практической задачей геофизики ландшафта является полное использование энергетических ресурсов в сельском хозяйстве. Исследования излучательных и отражательных свойств природных систем находятся в основе радиофизики ландшафта. Это новое направление имеет отношение к радиолокации. Радиолокационные методы учитывают способность отдельных участков природной среды излучать и рассеивать радиоволны. 15

Биоклиматология, образовавшаяся на грани климатологии и биологии, изучает влияние климата на органическую жизнь: растительность, животный мир, человека. На основе ее сформировались медицинская климатология, агроклиматология и др. Прикладной ветвью физической географии является мелиоративная география. Здесь отметим только, что она изучает вопросы улучшения природной среды посредством осушения, орошения, снегозадержания и др. 16

Социально-экономический Общая социально-экономической география. Наряду с общей социально-экономической географией в блок входят отраслевые науки (география промышленности, география с/х, география транспорта, география сферы обслуживания), а также география населения, политическая география, экономико-географическое страноведение. ¡ География промышленности изучает территориальные закономерности размещения промышленности, условия формирования производств. Она опирается на связи, которые существуют между производствами. ¡ География сельского хозяйства изучает закономерности размещения сельскохозяйственного производства в связи с формированием агропромышленных комплексов страны, республики, области, района. ¡ География транспорта изучает закономерности размещения транспортной сети и перевозок, причем транспортные проблемы рассматриваются в комплексе с развитием и размещением отраслей промышленности, сельского хозяйства, экономическим районированием. ¡ География населения изучает широкий круг проблем, посвященных анализу формирования и размещения населения и населенных пунктов, сфер обслуживания. География населения тесно связана с социологией, демографией, экономикой, а также с географическими науками. Прикладные аспекты ее исследований направлены на закрепление населения в новых осваиваемых районах. ¡ Особый и важный раздел науки – география населенных пунктов. Знамением нашего времени являются почти повсеместная урбанизация, возникновение огромных городов и агломераций. География городов изучает вопросы размещения городских поселений, их типы, структуру (производственную, демографическую), взаимосвязи с окружающей территорией. Главная задача этой дисциплины – исследование пространственных аспектов урбанизации. Наука выясняет причины притока населения в отдельные города, оптимальные их размеры, изучает экологическую обстановку, которая в городах ухудшается. ¡ География сельского расселения (сельских поселений) изучает как общие вопросы размещения населения в сельской местности, так и особенности распространения поселений в отдельных регионах страны. ¡ Социально-экономическое развитие и политика стран различны, поэтому они разделяются на три основные группы: социалистические, капиталистические, развивающиеся. Географические аспекты политики разных стран, особенности их политического устройства – эти вопросы изучает политическая география, которая связана с 17 этнографией, историей, экономикой и другими науками. ¡

Природно-общественный блок Интеграционные процессы в географии протекают не только в рамках естественнонаучного или социальноэкономического блока, но и на рубеже этих блоков, где возникают науки, предметами исследования которых являются различного типа взаимодействия между природой и обществом. ¡ Геоэкология – наука о взаимоотношениях человека с конкретными особенностями природной среды. Основной предмет ее изучения – состояние природных систем, экологическая обстановка, сложившаяся в разных регионах Земли. ¡ География природных ресурсов – наука о размещении ресурсов развития хозяйства. Историческая география – это наука о взаимоотношениях общества и окружающей среды в историческом прошлом. Главная задача - анализ исторического изменения экологической обстановки на Земле, истории освоения территории, использования ресурсов. ¡ Медицинская география возникла на стыке экологии человека, медицины и географии. Эта наука изучает влияние природных и социально-экономических факторов на здоровье населения разных стран и регионов. ¡ С медицинской географией тесно связана рекреационная география, которая изучает географические аспекты организации отдыха населения в свободное время, когда восстанавливаются физические и духовные силы человека. В ее задачи входят оценка природных объектов, используемых для отдыха людей, изучение экономики организации отдыха, проектирование размещения домов отдыха, туристических баз, стоянок, туристских маршрутов и др. ¡ В последние годы как комплексное направление формируется география океана. В отличие от традиционной океанологии, о которой речь шла выше, эта наука изучает в единстве природные и общественные закономерности, проявляющиеся в океанах. Главная задача ее – разработать основы рационального использования природных ресурсов океана, сохранения и улучшения океанической среды. ¡ 18

«Сквозные» науки К их числу относятся дисциплины, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук. Поэтому их нельзя включить ни в один из уже рассмотренных блоков. Огромное значение для всех географических наук (и не только их) имеет картография. Основная ее цель – правильно отобразить существующий мир картографическими средствами. Картография широко использует математический аппарат, а внедрение и производство карт ЭВМ позволило автоматизировать этот процесс. Картография тесными узами связана с геодезией, которая изучает фигуру и размеры Земли и получает точные сведении о геометрических параметрах Земли, и фотограмметрией – дисциплиной, определяющей по аэро- и космическим снимкам положение и размеры объектов земной поверхности. История географии изучает развитие географической мысли и открытие человеком Земли. Она состоит из двух взаимосвязанных разделов: истории путешествий и географических открытий и истории географических учений, т. е. истории создания современной системы географических наук. 19

2. Предлагались разные термины для определения объекта географии: ¡ ¡ ¡ географическая оболочка, ландшафтная оболочка, геосфера, ландшафтная сфера, биогеносфера, эпигеосфера и др. Наибольшее признание получил термин «географическая оболочка» . 20

Итак, географы установили специфический ОБЪЕКТ своих исследований. Это – географическая оболочка, которая представляет собой единое и сложное образование, состоящее из взаимодействующих главных земных сфер или их элементов – литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Предметом изучения общего землеведения является исследование закономерностей структуры, функционирования, динамики и эволюции географической оболочки, проблемы территориальной дифференциации (т. е. пространственные соотношения развивающихся территориальных объектов). 21

3. Основоположники учения о географической оболочке А. Гумбольдт В. И. Веднадский Л. С. Берг В. В. Докучаев С. В. Калесник 22

Важнейшими общенаучными методами является ¡ материалистическая диалектика. Ее законы и основные положения о всеобщей связи явлений, единстве и борьбе противоположностей составляют методологическую основу географии; ¡ с материалистической диалектикой связан и исторический метод. В физической географии исторический метод нашел свое выражение в палеогеографии; ¡ общенаучное значение имеет системный подход к изучаемому объекту. Каждый объект рассматривается как сложное образование, состоящее из структурных частей, взаимодействующих друг с другом. 24

Междисциплинарные методы – общие для группы наук ¡ Математический метод – важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности. ¡ Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы. ¡ Модель – графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н. Н. Моисеева. Человечество поняло, что биосфера – одна для всех людей мира и сохранение ее является средством выживания. 25

К специфическим методам в географии относятся ¡ Сравнительно-описательный и картографический методы – самые старые методы в географии. А. Гумбольдт (1769– 1859) в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представлять результаты этих сравнений – благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, разграничивает сходные явления, делает незнакомое знакомым. ¡ Экспедиция – это хлеб географии. Геродот в середине V в. до н. э. совершил многолетние путешествия: побывал в причерноморских степях, посетил Малую Азию, Вавилон, Египет. В своем девятитомном труде «История» он описал природу, население, религию многих стран, привел данные о Черном море, Днепре, Доне. ¡ Разновидностью полевых исследований являются географические стационары. Инициатива их создания принадлежит А. А. Григорьеву (1883– 1968), первый стационар под его руководством был создан на Тянь-Шане. Широкой известностью пользуются географический стационар Государственного гидрологического института (ГГИ) на Валдае, географический стационар МГУ в Сатино. На их базе проводятся комплексные географические исследования. В МПГУ географическим стационаром является база в Тарусе, на материалах, полученных при полевых 26 исследованиях, написаны многочисленные курсовые и дипломные работы.

¡ Изучение географических карт перед выездом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты – конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи. ¡ Аэрофотосъемка используется в географии с 30 -х годов XX в. , космические снимки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты. Современный географ – это высокоэрудированный, многогранный исследователь с особым географическим, комплексным мышлением и взглядом на мир, способный за незначительным на первый взгляд явлением увидеть стройную систему временных и пространственных связей и взаимодействий. Он изучает окружающий мир в его природном и социально-экономическом многообразии. Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом. И, как в давние времена, племя одержимых жаждой знаний людей покидает уютные и обжитые места, отправляясь в составе экспедиций раскрывать тайны планеты, преобразовывать ее лик. 28

29

5. НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ¡ Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. ¡ Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель – основоположник аналитического направления в географии. ¡ В XVIII – XIX вв. , когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. ¡ В настоящее время на ноосферном этапе развития географической оболочки большое внимание уделяется географическому прогнозу и мониторингу, т. е. контролю за состоянием природы и предвидению будущего ее развития. ¡ Важнейшая задача современной географии – разработка научных основ рационального использования природных ресурсов, сохранения и улучшения природной среды. 30

Современной задачей общего землеведения будем считать познание закономерностей строения, динамики и развития географической оболочки для разработки системы оптимального управления происходящими в ней процессами. 31

В IХ-VIII вв. до н.э др. греки представляли землю в виде слегка выпуклого диска, похожего на щит воина, который со всех сторон со всех сторон омывается большой рекой-океаном. В древней Руси землю представляли в виде лепёшки, которую держут на 3-х китах. В древней Греции во времена Пифагора в VI в. до н.э. стали предполагать, что Земля – шар.

Первое доказательство шарообразности привёл в IV в. до н.э. Аристотель. К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время кот. тени от Земли подающая на поверхность Луны всегда круглая. Изменения звёздного неба при движении по меридиану на большие расстояния горизонта при поднятии; при подъеме вверх расширяется горизонт.Со 2-ой половины ХV в. начинается возрождение, наступил период великих географических открытий. Христофор Колумб в 1492 году достиг берегов Америки. Васко да Гама обогнув Африку, продолжил морской путь в Индию в 1497 году. Экспедиция Магеллана совершило первое кругосветное плаванье 1519-1522 года.

В конце ХVII в. Исаак Ньютон предположил, что Земля не может иметь форму правильного шара, при вращении возникает центральная сила, кот. Максимально будет на экваторе, на полюсах она отсутствует. В 1672 году астроном Рише переехал в Париж в Кайенну и заметил отставание своих маятниковых часов на 2 мин. 28 сек. в сутки, чтобы часы шли правильно, пришлось укоротить маятник.При вращении возникает центробежная сила, которая перпендикулярна оси вращения, и тем больше, чем больше скорость вращения. Точки географических полюсов в осевом вращении не участвуют, центробежная сила здесь отсутствует, угловая скорость для остальных точек земной поверхности 15 град/час, а линейная скорость зависит от длины параллели, она максимальна на экваторе- 464м/сек, от экватора к полюсам уменьшается. Из-за центробежной сил вещ-во внутри Земли перемещалось от полюсов к экватору, в результате чего возникло полярное сжатие и экв. растяжение. Сила тяжести на полюсе больше, чем на экваторе из-за того, что на полюсе отсутствует центробежная сила и ближе к центру Земли. Вес предметов различается на 0,6% . Ср. радиус Земли 6371км, полярное сжатие составляет 21,4км (382м). Существует также экваториальное сжатие, экв. радиус отличается на 213м. С учётом полярного сжатия фигуру Земли назвали эллипсоид вращения или сфероид. С учётом экваториального сжатия фигуру назвали трёхгранной Эллипсоид. Сев. полис приподнят по отношению к южному на 20-30м, такую фигуру назвали кардиоидом. Но истинная форма Земли ещё сложнее, в наст. вр. её называют геоидом. Поверхность геоида совпадает со средним уровнем воды в океане, мысленно продолженном под материками. Геогр.значение фигуры и размеров Земли:1) Из-за шарообразной формы угол падения солнечных лучей от экватора к полюсам постепенно уменьшается, это ведёт к уменьшению нагрева земной поверхности, что лежит в основе географической зональности(термические пояса). 2) Благодаря шарообразной форме. З. имеет оболочечное строение.3) З. постоянно разделена на освещённую и неосвещённую сторону. Вместе с осевым вращением это определяет суточную ритмику теплового режима её поверхности.4) Благодаря своим размерам и массе З.обладает силой притяжения достаточной для удержания атмосферы данного хим. состава и гидросферы. В наст. вр. научными доказательствами шарообразности З. считаются: фотография измерения из космоса с искусственных спутников З., градусные измерения по поверхности З. и лунное затмение.

25 . Экологические проблемы Москвы и московской области.

Ежегодно в атмосферу М. выбрасывается более 1,2 млн. тонн загрязняющих в-в. В атмосфере обл. 0,5млн. тонн. Загрязняющие в-ва: 1) вредные газы (угарный, углекислый) оксид азота, диоксид азота, аммиак и др. 2) соединение свинца, ртути, меди и др. тяжелых металлов; 3) аэрозоли, и пыль-сажа, азбест. Основные источники: В М. на автотранспорт приходится 77%, Предприятия энергетики (ТЭЦ) 10%, остальное др. отрасли промышленности. В МО кроме центральных районов особенно сильно воздух загрязнён на ю-в и в. М. Причины: 1) преобладают ю-з, с-з ветры; 2) на с-в, в и частично на ю-в низменность; 3) на ю-в до Октяборьской Революции находилось много промышленных предприятий. В наст вр. в этой части много предприятий, особенно много в г. Люберцы, Балашихе, Коломне, Воскресенске и др.

Землеведение в настоящее время будет фундаментальной наукой, основой для развития других физико-географических дисциплин, в частности — почвоведения, ландшафтоведения, биогеографии, космического землеведения, геологии, метеорологии, океанологии, климатологии и других. Землеведение изучает строение планеты Земля, ее непосредственное окружение, а также географическую оболочку — среду деятельности человека. Сегодня в окружающей среде наблюдается быстрое развитие негативных процессов, в частности, изменение климата, возрастание загрязнения и др.

Проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы в наши дни как никогда актуальны. Стоит сказать, для грамотного контроля за происходящими процессами крайне важно прежде всего знать строение нашей планеты и законы, управляющие ее развитием. Земля — наш общий дом, а от современных действий человеческого общества будут зависеть качество и комфортность проживания нашего и будущих поколений.

Как наука Землеведение прошло длительный путь исторического развития. Проблемы строения Земли волновали ученых с глубокой древности. Уже в древнем Китае, Египте, Не стоит забывать, что вавилоне составлялись изображения поверхности Земли. Планы города Не стоит забывать, что вавилон, побережья Средиземного моря сохранились до сих пор. Землеописание, т. е. география (от. гео — греч. «Земля» и графил — «описание») активно разрабатывалось в Древней Греции. Многих ученых античного периода интересовал вопрос о форме Земли. Высказывались различные идеи, в частности, что Земля находится на трех слонах, кᴏᴛᴏᴩые стоят на черепахе, плавающей в океане, и другие.

Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) в труде «Метеорологика» высказал гениальные идеи о строении Земли, ее шарообразной форме, о существовании разных «сфер», проникающих друг в друга, круговороте воды, морских течениях, зонах Земли, причинах землетрясений и т. д. Современные идеи землеведения во многом подтверждают его догадки.

Многих ученых интересовал также вопрос о размерах Земли. В наибольшей степени точные измерения были проведены Эратосфеном Киренским — древнегреческим ученым (около 276-194 до н.э.) Им были заложены основы математической географии. Стоит заметить, что он впервые вычислил окружность Земли по меридиану, и, что удивительно, полученные цифры близки современным вычислениям — 40 тыс. км. Эратосфен впервые употребил термин «географика».

Античная география выполняла в основном описательные функции. Значительную роль в развитии ϶ᴛᴏго направления сыграли работы древнегреческого географа и астронома Клавдия Птоломея (около 90-168 до н. э.) В ϲʙᴏем труде «Руководство по географии», включающем восемь томов, он предлагает различать географию и хорографию. География имеет дело с изображением всей известной части Земли и всем, что находится на ней. Хорография занимается подробным описанием местности, т. е. ϲʙᴏего рода краеведением, по современным понятиям. Птоломей составлял различные карты, и именно его считают «отцом» картографии. Им были предложены несколько новых картографических проекций. Наибольшую известность принесла ему идея о геоцентрическом устройстве мира, считавшая центром мироздания Землю, вокруг кᴏᴛᴏᴩой вращаются Солнце и другие планеты.

Считается, что труды Птоломея завершают античный период в развитии географии, занимавшейся тогда в основном описанием вновь открытых земель.

В эпоху Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) проявилось другое направление — аналитическое.

Началом формирования землеведения как самостоятельной научной дисциплины считается выход в свет в Голландии «Всеобщей географии» Бернхарда Не стоит забывать, что варениуса в 1650 г. В ϶ᴛᴏй работе представлены достижения в области астрономии и создания гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер) Наряду с данным обобщены результаты Великих географических открытий. Предметом изучения землеведения, по Б. Не стоит забывать, что варениусу, будет земноводный круг, состоящий из земли, воды, атмосферы, проникающих друг в друга. При этом значение человека и его деятельности было исключено.

Ведущей идеей ϶ᴛᴏго периода был анализ взаимосвязей между различными частями природы. В разработке ϶ᴛᴏй идеи большое значение имели работы Александра фон Гумбольдта (1769-1859), выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста, натуралиста, путешественника. Есть мнение, что труды Б. Не стоит забывать, что варениуса будут началом развития общего землеведения, а достижения Гумбольдта — ϶ᴛᴏ одна из замечательных вершин. А. Гумбольдт много путешествовал, изучал природу Европы, Центральной и Южной Америки, Урала, Сибири. Именно в его трудах доказано значение анализа взаимосвязей в качестве основной идеи всей географической науки. Анализируя взаимосвязи рельефа, климата, животного мира и растительности, А. Гумбольдт заложил основы географии растений и географии животных, учения о жизненных формах, климатологии, общего землеведения обосновал идею вертикальной и широтной зональности.
В его работах «Путешествие в равноденственные области Нового света», т. 1-30 (1807-1834) и «Космос» развивается идея о земной поверхности как особой оболочке, где не только существует взаимосвязь, но и взаимодействие земли, воздуха, воды, наблюдается единство неорганической и органической природы. А. Гумбольдт впервые употребляет термины «жизнесфера», что по смыслу ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует современному «биосфера», и «сфера разума», ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий «ноосфере».

Книга А. Гумбольдта «Картины природы» никого не может оставить равнодушным, поскольку в ней сочетаются достоверные факты и высокохудожественные описания природы. Его считают основоположником художественного ландшафтоведения.

Основателем первой кафедры географии в Берлинском университете будет живший в одно время с А. Гумбольдтом Карл Риттер (1779-1859) В ϲʙᴏих широко известных трудах по землеведению он рассматривал Землю как жилище рода человеческого, существующего благодаря силе Божественного провидения.

К. Риттер ввел в науку термин «землеведение». Стоит заметить, что он пытался количественно определить пространственные соотношения между разными объектами.

В многотомном труде «Земля и люди. Всеобщая география» Э. Реклю (1830-1905) достаточно подробно описывает большинство стран мира. Стоит заметить, что он считается основоположником современного страноведения.

Из учебных пособий по землеведению, выходивших в XIX в., следует отметить работы Э. Ленца (1851), А. Рихтгофена (1883), Э. Ленда (1851) При этом данные авторы исключали из ϲʙᴏих работ биогеографию.

В России в XVIII-XIX вв. развитие географических идей связано с именами выдающихся ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, С. П. Крашенинникова.

Материалистический подход к изучению явлений и процессов в природе особенно ярко наблюдался в трудах М. В. Ломоносова (1711 — 1765) В работе «О слоях земных» (1763) он изложил законы формирования рельефа Земли, в целом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие современным представлениям.

В XIX-XX вв. в России выходили труды по географии П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева, Д. Н. Анучина и др.

С 80-х годов XIX в. на передовых позициях в области общего землеведения оказалась Русская географическая школа. В работах В.В.Докучаева (1846-1903) «Русский чернозем» (1883) и А. И. Воейкова (1842-1916) «Климаты земного шара» вскрывается на примере почв и климата сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки.

В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Материал опубликован на http://сайт
Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность будет всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. Естественно-исторические зоны, существующие на земном шаре, будут пространственным выражением ϶ᴛᴏго закона. Зеркалом закона мировой географической зональности будут почвы, отражающие взаимодействие живой и неживой природы. Год выхода монографии «Русский чернозем» — 1883 г. — считается годом рождения новой самостоятельной науки — почвоведения. В. В. Докучаев стал основоположником научного почвоведения. В его труде «Русский чернозем» доказывается, что почва — ϶ᴛᴏ самостоятельное естественно-историческое тело, возникшее вследствие взаимодействия пяти факторов почвообразования: 1) материнской породы; 2) климата; 3) рельефа местности; 4) живых организмов (микроорганизмов, растений, животных); 5) возраста страны. Впоследствии присоединился еше один фактор — хозяйственная деятельность человека. В. В. Докучаев пришел к выводу, что крайне важно изучать не только отдельные факторы, но и закономерные связи и взаимодействия между ними. Стоит заметить, что он показал, что с почвенными зонами тесно связаны сельскохозяйственные области. Отсюда следует, что в каждой зоне сельское хозяйство имеет ϲʙᴏи особенности и ϲʙᴏи методы решения производственных задач.

Вместе с В. В. Докучаевым самостоятельно работали его ученики и последователи: А. Н. Краснов, В. И. Вернадский, Г. И. Танфильсв, Г. Н. Высоцкий, К. Д. Глинка, С. А. Захаров, Л. И. Прасолов, Б. Б. Стоит сказать - полынов и др. В 1894 г. в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) была создана кафедра почвоведения, кᴏᴛᴏᴩую возглавил В. Р. Вильяме (1863-1939) В его учебнике «Почвоведение», выдержавшем пять изданий, оббазируется идея тесной связи знаний о почвах с запросами земледелия. Ученик В. В. Докучаева и ботаника А. Н. Бекетова (Петербургский университет) А. Н. Краснов (1862-1914) в 1889 г. организовал кафедру географии в Харьковском университете, занимался изучением степей и зарубежных тропиков, создал Батумский ботанический сад. А. Н. Краснов обосновал черты научного землеведения, отличающие его от старой географии, в частности отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы, изучение генезиса (происхождения) явлений, а также изучение изменяющейся природы, а не статичной. Стоит заметить, что он создал первый русский учебник по общему землеведению для университетов. В учебнике А. Н. Краснов развивает новый взгляд на географию как науку, изучающую не отдельные явления и предметы, а географические комплексы — пустыни, степи и др.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что на протяжении столетий — от Аристотеля до Докучаева — предмет изучения физической географии усложнялся от двумерной земной поверхности до объемной географической оболочки с тесными связями между компонентами, ее составляющими.

В учебнике «Курс физической географии» II. И. Броунов четко сформулировал идею о том, что наружная оболочка Земли состоит из четырех сферических составляющих: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, проникающих друг в друга: отсюда задачей физической географии будет изучение ϶ᴛᴏго взаимодействия. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие физической географии.

Мысль о том, что именно природная оболочка Земли будет основным предметом изучения физической географии, развивалась постепенно, начиная с А. Гумбольдта.

При этом, что такое оболочка Земли, какие компоненты входят в нее, каковы ее границы, было неясно. Впервые данные вопросы были рассмотрены Андреем Александровичем Григорьевым (1883- 1968) в 1932 г. в статье «Предмет и задачи физической географии».

В ϶ᴛᴏй статье А. А. Григорьев впервые предложил термин «физико-географическая оболочка», в частности, он полагал, что «земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса». В 1937 г. выходит монография А. А. Григорьева, в кᴏᴛᴏᴩой он лает подробное обоснование географической оболочки как основного предмета физической географии, рассматривает границы географической оболочки и методы ее изучения.

Примерно в ϶ᴛᴏ же время Л.С. Берг развивает учение В. В. Докучаева о географических зонах и разрабатывает учение о ландшафтах. Ряд ученых в конце 1940-х годов развернули дискуссию, пытаясь противопоставить учение А. А. Григорьева и Л. С. Берга. При этом в фундаментальной работе С. В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955) было доказано, что данные два направления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Качественно новый этап в изучении географической оболочки наступил после запусков искусственных спутников Земли, полета 12 апреля 1961 г. Юрия Алексеевича Гагарина, выведения многочисленных лабораторий в ближний и дальний космос. Это дало возможность изучать географическую оболочку со стороны. Всех космонавтов восхищала красота Земли, наблюдаемая из космоса, и вместе с тем очевидным стало глобальное загрязнение человеком ее поверхности. Сохранение чистоты географической оболочки стало насущной задачей человечества, а теория охраны окружающей человека среды — основой современного землеведения.

Сегодня — ϶ᴛᴏ одна из основных отраслей в системе географических наук, изучающая закономерности географической оболочки, ее пространственно-временную организацию и дифференциацию; круговорот веществ, энергии и информации; ее функционирование, динамику и эволюцию. Современное землеведение исследует геосферы, слагающие географическую оболочку, следит за их состоянием, составляет региональные и глобальные прогнозы ее развития.

Все данные задачи землеведения решаются на базе как традиционных и новых методов географических исследований (картографического, статистического, геофизического и др.), так и новейших достижений геоинформатики, дистанционного зондирования, космического землеведения.

Транскрипт

1 1 Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И.Жук Регистрационный ТД- /тип. ОСНОВЫ ОБЩЕГО ЗЕМЛЕВЕДЕНИЯ Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: Биология; Биология. Дополнительная специальность; Биология. Валеалогия СОГЛАСОВАНО Председатель Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию П.Д. Кухарчик СОГЛАСОВАНО Начальник Управления высшего и среднего специального образования Ю.И. Миксюк Первый проректор Государственного учреждения образования Республиканский институт высшей школы И.В.Казакова Эксперт-нормоконтролер Минск 2008

2 2 СОСТАВИТЕЛИ: О.Ю.Панасюк, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент; А.В.Таранчук, доцент кафедры физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат географических наук, доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра общего землеведения Белорусского государственного университета; В.С.Хомич, заместитель директора по научной работе государственного научного учреждения Институт проблем использования природных ресурсов и экологии Национальной академии наук Беларуси, доктор географических наук, доцент РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой физической географии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 12 от 2 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (протокол 3 от 24 апреля 2008 г.); Научно-методическим советом по естественнонаучному образованию Научно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по педагогическому образованию (протокол 4 от 19 мая 2008 г.) Ответственный за выпуск: Н.Л.Стреха

3 3 Пояснительная записка В системе педагогического образования курс «Основы общего землеведения» является своеобразным связующим звеном между природоведческими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школе, и глобальным естествознанием. Ускоренное развитие научной мысли и наличие нового фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования её содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне. Новые данные, полученные во всех отраслях человеческих знаний, появление и активная разработка идеи устойчивого развития общества, коэволюции (сотворчества) человека и природы привели к необходимости отразить эти моменты в процессе рассмотрения вопросов возникновения и развития нашей планеты, существования и изменения на ней жизни. Программа по дисциплине «Основы общего землеведения» разработана в соответствии с образовательным стандартом «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень» для специальностей Биология; Биология. Дополнительная специальность, Биология. Валеология. Целью изучения дисциплины «Основы общего землеведения» является изучение общих закономерностей строения, функционирования и развития географической оболочки в единстве и взаимодействии с окружающим пространством на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома), установление путей создания и существования современных природных (природно-антропогенных) ситуаций и тенденций их возможного преобразования в будущем. Задачи дисциплины: изучение состава географической оболочки (её геосфер и компонентов); изучение структуры географической оболочки характера связей между компонентами геосфер, и процессов, обеспечивающих эти связи; выяснение причин и способов образования структуры географической оболочки; выявление закономерностей развития географической оболочки (её компонентов и всей в целом); выявление пространственных закономерностей формирования структуры географической оболочки (её компонентов и всей в целом); формирование знаний о строении, происхождении и современной динамике процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; изучение географической номенклатуры «Основы общего землеведения» является интегрированной дисциплиной, включающей знания по частным дисциплинам, таким как астрономия, геология, климатология, гидрология, геоморфология, почвоведение. При отборе материала в первую очередь учитывалась необходимость обеспечить наиболее полное раскрытие предмета изучения и задач данной

4 4 дисциплины. Основными методами (технологиями) обучения дисциплины являются проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии. Данная дисциплина логично связана с другими дисциплинами учебного плана по специальностям Биология; Биология. Дополнительная специальность. К числу дисциплин, изучение которых студентами необходимо для успешного изучения «Основ общего землеведения» относятся специальные дисциплины «Основы современного естествознания», «Ботаника», «Зоология». Сам курс является базовым для других дисциплин природоведческого профиля: «Эволюционное учение», «Основы сельского хозяйства», «Биогеография», «Зоология», «Ботаника». В соответствии с требованиями образовательного стандарта в результате изучения дисциплины «Основы общего землеведения» выпускник должен: знать: общие черты Вселенной и её эволюции, особенности строения и происхождения Солнечной системы и планеты Земля, космическое воздействие на Землю; общие особенности Земли как планеты, закономерности её внутреннего строения, происхождения, движения, свойства Земли и их географические следствия; структуру географической оболочки, состав и свойства ее основных частей; общие географические закономерности развития и функционирования географической оболочки; экологические проблемы, возникающие в географической оболочке; минимум географических названий, понятий и терминов; уметь: применять знания об основных понятиях, концепциях, теориях, закономерностях в отношении к конкретным объектам; объяснять основные природные явления, происходящие в сферах географической оболочки; объяснять взаимосвязи между компонентами географической оболочки и процессами, происходящими в ней; формулировать основные географические закономерности и определять границы их проявления; анализировать тематические карты, графики, диаграммы; составлять по различным источникам (учебным пособиям, тематическим картам, атласам) климатические, гидрологические и другие природные характеристики территорий; пользоваться литературными и другими источниками географической информации, иметь навыки их реферирования. Всего на изучение дисциплины «Основы общего землеведения» максимально отводится 162 часа, из них 68 аудиторных (36 лекции, 24 лабораторные занятия, 8 семинарские занятия).

5 Наименование разделов 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле 5 Примерный тематический план Количество аудиторных часов Всего 2 2 в том числе лекций лабораторных занятий семинарских занятий 2. Земля во Вселенной План и карта Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Рельеф Земли Атмосфера Гидросфера Биосфера Географическая оболочка Географическая среда и человеческое общество Итого:

6 6 Содержание учебного материала Раздел 1. Введение. Место курса «Основы общего землеведения» в системе наук о Земле Предмет и задачи курса «Основы общего землеведения». Земля и Вселенная. Современные представления о строении Вселенной. Галактика «Млечный путь» и место в ней Солнечной системы. Влияние дальнего Космоса на процессы, происходящие на Земле. Строение Солнечной системы. Влияние тел Солнечной системы на географическую оболочку Земли. Луна, как спутник Земли и ее характеристика. Гипотезы о происхождении Солнечной системы. Раздел 2. Земля во Вселенной Общая характеристика Земли как планеты. Форма Земли и ее географические следствия. Вращение Земли вокруг оси и его следствия. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена пор года. Раздел 3. План и карта План и карта, отличия между ними. Градусная сеть и географические координаты. Масштаб, его виды. Условные знаки карты. Способы отображения рельефа. Глазомерная съёмка местности. Способы ориентирования на местности. Раздел 4. Внутреннее строение и состав Земли. Литосфера Оболочечное строение Земли. Земная кора, мантия, ядро, их физические свойства и химический состав. Типы земной коры. Образование, миграция и дифференциация вещества. Минералы и горные породы, их происхождение и классификация. Литосфера составная часть географической оболочки. Современные представления о литосфере. Геохронология. Основные эпохи горообразования в истории Земли. Теория новейшей глобальной тектоники литосферных плит (неомобилизма). Раздел 5. Рельеф Земли Энергетические источники и процессы рельефообразования. Эндогенные процессы, их роль в деформации земной коры (тектонические движения, землетрясения, вулканизм). Рельефообразующая роль тектонических движений земной коры: складкообразовательные, разрывные, колебательные движения и их проявление в рельефе. Основные типы морфоструктуры Земли. Платформы, их строение, географическое распространение. Геосинклинали, их строение, эволюция. Географическое распространение горных систем разного возраста. Эпигеосинклинальные и возрожденные горы. Равнины. Генетические типы равнин. Географическое распространение крупнейших равнин. Современные тектонические проявления. Вулканизм, землетрясения. Географическое распространение и причины. Экзогенные процессы: выветривание - физическое, химическое, органогенное, денудация и аккумуляция. Проявление в литосфере экзогенных процессов. Морфоскульптура. Деятельность текучих вод. Формы

7 7 флювиального рельефа, созданные временными и постоянными водотоками. Карстовый и суффозионные рельеф, условия его образования и формы. Рельефообразующая деятельность ледников. Области современного развития гляциальных рельефообразующих процессов. Формы высокогорного рельефа, созданные ледником. Рельеф областей плейстоценового оледенения. Криогенные процессы, условия их проявления и формы рельефа в областях многолетней мерзлоты. Геоморфологические процессы, связанные с деятельностью ветра (дефляция, корразия, транспортировка, аккумуляция). Условия способствующие развитию эоловых форм рельефа. Формы рельефа характерные для аридных областей. Береговые процессы и рельеф морских побережий. Географические закономерности распространения экзогенного рельефа. Рельеф дна Мирового Океана. Антропогенный и биогенный рельеф. Раздел 6. Атмосфера Атмосфера. Состав и строение. Солнечная радиация, радиационный баланс. Температура воздуха, её суточный и годовой ход. Влажность воздуха. Осадки. Давление атмосферы и его измерение. Особенности распределения атмосферного давления. Ветер, скорость и направление ветра. Общая циркуляция атмосферы. Ветры местной и общей циркуляции. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погода и климат. Погода, её типы. Прогноз погоды. Климат, факторы климатообразования. Изменение климата под влиянием техногенных факторов. Охрана атмосферы. Раздел 7. Гидросфера Понятие о гидросфере как одной из оболочек Земли. Важнейшие свойства природной воды. Происхождение воды на Земле. Круговорот воды в природе и его роль в географической оболочке. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Физико-химические свойства морской воды: солёность, прозрачность, температура, плотность. Морские течения и их классификация. Географическое значение морских течений. Жизнь в Мировом океане. Биологические и минеральные ре6сурсы океана. Охрана морских вод. Подземные воды и их классификация по происхождению, условиям залегания, температуре, минерализации. Источники. Роль подземных вод в природе и хозяйственной деятельности. Охрана подземных вод. Реки. Водное питание рек и водный режим. Скорости течения, сток и расход воды в реках. Формирование продольного и поперечного профиля речной долины. Охрана рек. Озёра, классификация озёр по происхождению водной массы, озёрных котловин, минерализации. Водный и температурный режим озёр. Эволюция озёр. Значение озёр в природе и их охрана.

8 8 Водохранилища, пруды и их роль. Болота, особенности их образования. Типы болот, их распространение. Роль болот в географической оболочке. Охрана. Раздел 8. Биосфера Понятие о биосфере, ее состав, строение, границы. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ее эволюции, ноосфере. Роль живого вещества в атмосфере, гидросфере, литосфере, педосфере (почвенная сфера). Формирование почвенного покрова в разных природных зонах. Биологический круговорот вещества и энергии в биосфере. Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Жизненные сообщества организмов. Систематика живых организмов. Видовое многообразие растений и животных. Распространение живых организмов на суше и в океане. Характеристика биоценоза. Биогеоценоз. Биологическая продуктивность и биомасса. Пищевые (трофические) цепи живых организмов. Экологнческие пирамиды. Раздел 9. Географическая оболочка Представление о возникновении географической оболочки, ее границах. Основные этапы развития географической оболочки (добиогенный, биогенный, антропогенный, ноосферный). Общие закономерности географической оболочки: круговороты вещества и энергии, единство и целостность, ритмичность, зональность, азональность. Секториальность (секторность). Вертикальная поясность. Географические пояса и природные зоны. Дифференциация географической оболочки по зональным и азональным признакам. Общая и компонентная зональность. Природные комплексы. Значение системного подхода при изучении природных комплексов. Понятие о ландшафтах, как основных природно-территориальных комплексах. Динамика ландшафтов. Антропогенные и культурные ландшафты. Раздел 10. Географическая среда и человеческое общество Географическая среда и ее роль в развитии общества. История взаимодействия человека и природы. Расширение и углубление процесса техногенеза в эпохи научно-технического прогресса и его последствия в географической оболочке. Глобальные изменения в географической оболочке, вызванные естественными (внутренними и внешними) и искусственными (антропогенными) факторами. Негативные антропогенные изменения природной среды (опустынивание, изменение ландшафтов суши, нефтяное загрязнение океана, исчерпание минерального сырья, парниковый эффект, разрушение озонового слоя, проблема кислотных осадков, модели изменения климата, Чернобыльская авария и др.). Глобальные проблемы регионального масштаба (появление новых болезней, разрушение коралловых рифов, появление чуждых биологических видов, разрушение многолетней мерзлоты, таяние наземных ледников и др.). Мониторинг окружающей среды. Проблемы сохранения биологического разнообразия.

9 Основная 9 Список основной и дополнительной литературы 1. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение. М., Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванев И.Г. Общее землеведение. СПб., Кудло К. К. Землязнаўства і краязнаўства, Мн., Лісоўскі Л. А. Землязнаўства і краязнаўства. Мазыр, Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. М Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М., Неклюкова Н.П. Общее землеведение. М.,1974, Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. Землеведение и краеведение. Мн., Савцова Т.М. Общее землеведение. М., Шубаев Л.П. Общее землеведение. М., Дополнительная 1. Богословский Б.Б. Озероведение. М., Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. М., Долгушин Л.Д., Осипова Г.Б. Ледники. М., Донской Н.П. Основы экологии и экономика природопользования. Мн., Завельский Ф.С. Время и его измерение. М., Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М., Казначеев В.П. Проблемы экологии города и экологии человека. М., Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. М., Кац Н.Я. Болота земного шара. М., Леонтьев О.К., Рычагов Г.И. Общая геоморфология. М., Маврищев В.В. Основы экологии. М., Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К. и др. Ландшафты Белоруссии. Мн., Никонова М.А.Землеведение и краеведение. М., Панасюк О.Ю., Е.В.Ефременко, Вагнер Н.М. Вопросы и задания по изучению географической номенклатуры карты в курсе «Общее землеведение». Мн., Панасюк О.Ю., Н.М.Вагнер. Рельеф земной поверхности. Формы рельефа, созданные эндогенными процессами. Мн., Погосян Х.П. Общая циркуляция атмосферы. Л., Погосян Х.П., Туркетти З.А. Атмосфера Земли. М., Сладкопевцев С.А. Землеведение и природопользование. М., Степанов В.Н. Мировой океан. М., 1974.

10 Степанов В.Н. Планетарные процессы и изменения природы Земли. М., Чилидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М., Шубаев Л. П. Воды суши. М., Якушко О.Ф. Основы геоморфологии. Мн., 1997.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Землеведение имеет большое народно-хозяйственное значение, так как помогает планированию и размещению отраслей сельского хозяйства и промышленного производства, охране природы и рациональному

Цикл дисциплин АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «География» (Наименование дисциплины) Направление подготовки: 06.03.01 Биология Квалификация (степень): бакалавр Дата последнего обновления:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный аграрный университет» В.В. Стрельников, В.Г. Живчиков ГЕОГРАФИЯ В ДВУХ

География 6 класс Содержание раздела (темы) Планируемые результаты изучения раздела (темы) Раздел «Географическое познание нашей планеты» Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни

1. Цель освоения дисциплины ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ Сформировать систему знаний о наиболее общих закономерностях, строении, функционировании и динамике географической оболочки Земли как целостной природной

Приложение 2.3.1 к ООП ООО МБОУ «КСОШ 1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» 5 6 класс 2018 г. 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета Обучающийся научится: 1. использовать различные источники географической

Рабочая программа учебного предмета «География» Приложение 3.9 к основной образовательной программе основного общего образования 1. Требования к уровню подготовки В результате изучения географии ученик

География. (10 класс, 68 часов) Пояснительная записка Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. На изучение географии в

2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -называть методы изучения Земли; -называть основные результаты выдающихся географических

Муниципальное общеобразовательное учреждение Дунаевская основная общеобразовательная школа. Согласовано на заседании МО Учителей-предметников Протокол от «Утверждаю» Приказ от Рабочая программа предмета

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный университет Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Программа дополнительного вступительного испытания по специальности 1-31 80 17 Метеорология,

Урока Количество часов Календарно-тематическое планирование в 6 классе Тема Дата проведения Характеристика основных видов деятельности обучающихся ТСО, ИКТ, наглядность По кален Факт дарю Введение (1 час)

Рабочая программа по географии 6 класс. Пояснение Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17.12.2010г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 118» РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол 1 от «29» августа 2018 г. УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа 118 И.Л.Туйчиева

Содержание учебного предмета. Источники географической информации. География как наука. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления

Короновский Н.В. Геология: Учебник для эколог. специальностей вузов / Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 448 с. В книге рассмотрены форма, строение

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30.08.13г. Приказ 3

Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «География» составлена для учащихся 6 класса на основании следующих нормативно правовых документов: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской

Программа вступительного испытания по общеобразовательному предмету «География», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего образования. Программа составлена

СОДЕРЖАНИЕ 1. Дополнения и изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы 2. Цели и задачи освоения дисциплины «Гидрология» 3. Место дисциплины «Гидрология» в структуре основной

Содержание образования по географии в 6 9 классах Изучение географии направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М. ГУБКИНА «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе В. Г. Мартынов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Науки о Земле

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании в РФ» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Примерной программы основного

Результаты освоения учебного предмета Метапредметные результаты обучения Учащийся должен уметь: -ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя;

Образовательная программа по географии составлена на основе: Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково утверждённая приказом 98 от 31.08.2015 года - Примерные

Рабочая программа по географии составлена на основе: Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в последней редакции), Федерального государственного образовательного стандарта основного

1 Название раздела, темы урока Срок Вид урока Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки учащихся Практические работы Формы контроля Домашнее задание 2 1 География как наука.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ 1. Стандарт общего образования по географии для поступающих в вузы. 2. Основание: подготовка предэкзаменационных материалов. 3. Цели: Изучение географии на

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Щёлковского муниципального района Московской области Рабочая программа по географии (базовый уровень) 6 классы

Билет 1 1.Современная география и ее отрасли. 2.Атмосфера и её состав. Атмосферные слои. Значение, изучение и охрана атмосферы. 3.Практическое задание: определение масштаба карты. Билет 2 1. Открытие,

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях,

Общие требования Программы для поступающих. География На экзамене по географии поступающий в высшее учебное заведение должен: свободно ориентироваться по картам физическим, социальноэкономическим, политическим;

Тестовая работа по теме: «Биосфера. Географическая оболочка» Базовый уровень 1. Оболочка жизни 1) географическая оболочка 2) биосфера 3) литосфера 4) гидросфера 5) атмосфера 2. Первым (нижним) высотным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 4 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол 1 от 31.08. 2017 г. Приказ 162 от 31.08.2017 И.Б./ Директор 4 УТВЕРЖДАЮ:

«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МКОУ «СОШ 1» / / ФИО 20 г. «Согласовано» Руководитель МКОУ «СОШ 1» / / ФИО Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Мартыновой Любови Сергеевны, 1 квалификационная

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 163 Центрального района Санкт-Петербурга РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» для 6 классов (базовый уровень) всего 35

Практические работы по географии в 6 классе Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 2 3 1 Пояснительная

Тестовые задания для проведения вступительных испытаний по географии разработаны на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ» ФАКУЛЬТЕТ БИОТЕХНОЛОГИИ КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА вступительных

Приказ от «29» августа 206 г.. 43 Рабочая программа География 6 класс на 206 207 учебный год Козлов А.Е. Первая квалификационная категория г. Скопин, 206г. Предметным результатом изучения курса «География»

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета ЛИЧНОСТНЫЕ: - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных

Пояснительная записка Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования- формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Аннотация по географии 6 класс. Рабочая программа составлена в соответствии со ст. 12 «Образовательные программы» и ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 6 класса на 2018-2019 учебный год Учитель: Бичоева Марина Баразбиевна Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Б1.Б.11 Науки о Земле: геология, география, почвоведение. Общие сведения 1. Кафедра Естественных наук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 21» РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол 1 от 2018г. руководитель МО ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ для поступающих в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в 2014 году Пояснительная записка Содержание вступительных испытаний определяется на основе

Министерство образования Республики Беларусь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Республики Беларусь по образованию в области горнодобывающей промышленности РЖДАЮ заместитель Министра

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях

I. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 г., 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральным компонентом

1 Пояснительная записка. Рабочая программа по географии 6 класса разработана на основании: - Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии,

Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) 2. Календарно-тематическое планирование урока Тема 1 Введение. Что изучает география.

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Фундаментального ядра содержания общего

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 6 класс Кудинова Татьяна Михайловна, учитель географии и химии, I ая квалификационная категория 2016 год Пояснительная записка Рабочая программа по географии разработана

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2» Утверждено: Директор О.А. Сорокина Приказ 371 31.08.2016 Согласовано: Зам. директора по УР Лукьяновой Н.С.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 16» Городского округа Подольск Рабочая программа по географии (базовый уровень) 6А, 6Б класс Составитель: Гармель Елена Васильевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ушаковская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ: Директор школы М.Ю. Аскеров Приказ от 2016 г. М.П. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Единый государственный экзамен по ГЕОГРАФИИ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ) УТВЕРЖДАЮ Председатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» РАССМОТРЕНО: ПРИНЯТО: Приложение к приказу На заседании МС на педагогическом совете МБОУ «Школа 10» От «23»