к нам пришли тригонометрия, алгебра и, самое главное, десятичная система исчисления. Древняя игра шахматы также родом из Индии. Индийские врачи знали кесарево сечение, достигли высокого мастерства в деле вправления костей, пластическая хирургия была развита у них выше, чем где бы то ни было в древнюю эпоху.

Какова же была система образования Индии в прошлом?

Согласно предписаниям священных сочинений обучение мальчика (брахмачарина) начиналось на четвертом или пятом году жизни и должно было проходить в доме наставника-брахмана (гуру). Ученик обязан был оказывать своему наставнику всяческое почтение, прислуживая ему и беспрекословно повинуясь. Обучению девочек уделяли меньшее внимание.

Обучение начиналось с усвоения правил выполнения сандхьи, т.е. утренних, полуденных и вечерних обрядов, состоявших в чтении «Гаятри», задержки дыхания, заглатывании и разбрызгивании воды, а также в возлиянии воды в честь Солнца, которое было скорее символом личного бога верующего, например, Вишну или Шивы, а не божеством само по себе. Обряды считались обязательными для всех и в различных формах выполняются до настоящего времени.

Основным предметом изучения были веды (гимны). Наставник читал наизусть веды нескольким ученикам, сидевшим перед ним на земле, и они с утра до вечера повторяли стих за стихом до полного запоминания. Иногда, чтобы достигнуть полной точности воспроизведения, гимны заучивались несколькими способами: сперва в виде связных отрывков, затем по каждому слову в отдельности (падапатха), после чего слова объединяли в группы по принципу аб, бв, вг и т. д. (крамапатха) либо еще более замысловатым способом. Благодаря столь разработанной системе тренировки терпения и мнемонического контроля у многих поколений наставников и учеников выработались те исключительные свойства памяти, которые позволили сохранить веды для потомства в той точной форме, в какой они существовали приблизительно за тысячу лет до нашей эры.

Ученики, жившие в доме гуру, не ограничивались изучением одних лишь вед. Существовали другие области знания, так называемые «Части веды», т.е. вспомогательные науки, необходимые для правильного понимания священных текстов. К этим шести ведантам относились: кальпа – правила выполнения ритуала, шикша – правила произношения, т.е. фонетика, чхандас – метрика и просодия, нирукта– этимология, т.е. объяснение непонятных слов в ведийских текстах, въякаранэ – грамматика, джьотиша – наука о календаре. Кроме того, наставники обучали специальным светским предметам – астрономии, математике, литературе.

Некоторые города прославились благодаря жившим в них знаменитым учителям и приобрели репутацию центров просвещения. Древнейшими и наиболее крупными центрами считались Варанаси и Такшашила (Таксила). Среди знаменитых ученых называют Панини, грамматика IV в. до н. э., брахмана Каутилью, основоположника науки о государственном управлении, а также Чараку, одного из светил индийской медицины.

Хотя по идеалам смрити под началом одного наставника должно находиться всего несколько учеников, тем не менее в «университетских городах» существовали более крупные учебные центры. Так в Варанасе было организовано учебное заведение на 500 учащихся при сравнительно небольшом числе учителей. Все они содержались на средства благотворительности.

С распространением буддизма и джайнизма образование можно было получить не только в доме учителя, но и в монастырях. В средние века некоторые из них стали настоящими университетами. Наибольшей известностью пользовался буддийский монастырь Наланда в Бихаре. Программа образования в Наланде не исчерпывалась одной лишь подготовкой неофитов в области буддийского религиозного учения, но включала также изучение вед, индуистской философии, логики, грамматики и медицины. В Наланде бесплатно обучалось не менее 10 тыс. студентов, которых обслуживал большой штат слуг.

Система гурукул не исчезла в Индии до сих пор. Современные гуру считаются воплощениями знаний, этики и заботы, а в образе шишья усилился волевой компонент, но это по-прежнему полный уважения ученик, который считает своего учителя маяком, озаряющим верный путь. Благодаря интегрированному подходу, студентам становится интереснее учиться, легче проявлять любопытство и вольготнее творить.

Слово «Учитель» звучит в Индии весьма респектабельно, ведь все понимают важность роли такой личности и для образования, и для общества всей страны.

День учителя празднуется 5 сентября, в день рождения доктора Сарвепалли Радхакришнана, и это дань памяти великого учителя.

Современная система образования сформировалась в Индии после обретения государством независимости в 1947 году.

Учебно-образовательная система страны включает в себя несколько этапов:

Дошкольное образование;

Школа (средняя и полная);

Средне-профессиональное образование;

Высшее и послевузовское образование с получением учёных степеней (бакалавр, магистр, доктор).

Государственная образовательная система действует по двум программам. Первая предусматривает обучение школьников, вторая - взрослых. Возрастной диапазон - от девяти до сорока лет. Также существует система открытого обучения, в рамках которой в стране работают несколько открытых университетов и школ.

Дошкольное образование начинается с трёх лет, обучение проходит в игровой форме. Процесс подготовки к школе длится два года.

Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в течение первых десяти лет (среднее образование) является бесплатным, обязательным и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-ого класса «наука» делится на привычные в России биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.

Достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идёт углубленное изучение предметов выбранного курса.

Индия богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию.

В школах Индии кроме родного (регионального) языка обязательно изучение «дополнительного официального» - английского. Объясняется это необычайно большим количеством языков многонационального и многочисленного индийского народа. Английский является общепринятым языком учебного процесса, на нём написано большинство учебников. Также обязательно изучение третьего языка (немецкий, французский, хинди или санскрит).

Школьное обучение ведётся шесть дней в неделю. Количество уроков варьируется от шести до восьми в день. В большинстве школ есть бесплатное питание детей. Система оценок в индийских школах не существует. Зато два раза в год проходят обязательные общешкольные экзамены, а в старших классах - национальные. Все экзамены письменные, сдаются в виде тестов. Подавляющее большинство учителей в индийских школах - мужчины.

Каникулы в школах Индии выпадают на декабрь и июнь. В летние каникулы, которые длятся целый месяц, в школах открываются детские лагеря. Там кроме отдыха и развлечений с детьми проводятся традиционные творческие познавательные занятия.

В системе среднего образования Индии работают и государственные и частные школы.

Высшее образование в Индии престижно, разнообразно и популярно среди молодёжи. В стране работают более двухсот вузов, большинство из которых ориентированы на европейские стандарты обучения. Система высшего образования представлена в привычной европейцу трёхступенчатой форме. Студенты в зависимости от срока обучения и выбранной профессии получают степени бакалавра, магистра или доктора.

Среди наиболее популярных и престижных университетов - Калькуттский, Мумбайский, Делийский, Раджастханский, в каждом из этих вузов обучается по 130-150 тысяч студентов. В последние десятилетия в связи с уверенным развитием индийской экономики возросло количество вузов инженерно- технической направленности. Одними из самых привлекательных и достойных выступают здесь индийский институт технологий и институт менеджмента. Причём в последнем 50% обучающихся - иностранные студенты. Доля выпускников-гуманитариев в Индии составляет порядка 40%. Послевузовское образование в Индии также может быть бесплатным, как и начальное вузовское. На эти цели институты регулярно выделяют гранты, для получения которых как минимум необходимо наличие диплома и всё то же знание английского языка.

Получение высшего образования в России становится всё более популярным среди индийской молодёжи. Объясняется это несколькими факторами:

Высокий и всё возрастающий уровень высшего образования в России;

В сравнении с европейскими ценами обучение в российских вузах обходится намного дешевле;

Общая невысокая стоимость проживания.

Примечательно, что для поступления в российские университеты на коммерческой основе с обучением на английском языке нет необходимости в сдаче вступительных экзаменов. Во многих вузах России, включая Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, проводят занятия русского языка (РКИ) для англофонов.

Все документы иностранных студентов должны быть легализированы: переведены на русский язык, заверены нотариусом.

Система образования в Индии на протяжении последних десятилетий претерпевает существенные изменения в сторону развития и усовершенствования. Причина тому - стремительный рост экономики страны и увеличение потребности в квалифицированных научных и рабочих специалистах. Большое внимание уделяется всем уровням образования - от дошкольного до высшего, получение хорошего образования и достойной специальности среди населения страны является одной из насущных жизненных задач.

Список литературы

1. Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. Пер. с англ., М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. 616с. С ил. (Культура народов Востока).

2. Индия: Обычаи и этикет / Веника Кингсленд; пер. с англ. Е. Бушковской. – М.: АСТ: Астрель,2009. – 128с. («Краткий путеводитель»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Структура среднего образования

Дети начинают ходить в школу с четырёх лет. Преподавание зачастую ведётся на английском языке.

Первая ступень образования составляет десять лет, вторая - два года. На этом обязательное среднее образование заканчивается. Следующие три года можно проучиться как в школе (подготовка к поступлению в университет), так и профессиональном колледже (здесь учащиеся получают среднее специальное образование). Существуют также специализированные ремесленные школы, где после восьми - десяти лет обучения ученик вместе со средним образованием получает какую-либо востребованную профессию: швеи, механика, слесаря.

В средней школе учащиеся получают общую общеобразовательную подготовку, затем они переходят в старшие классы (High school), где разделяются на два профиля: классическое образование и профессиональное. В разных индийских штатах обучение предусмотрены различные ступени обучения. Аттестат об окончании среднего образования выдается Советом по выдаче свидетельств о выпускных экзаменах по программе индийских школ.

Сдача предмета оценивается показателями, среди которых уровень 1 является высшей оценкой, а уровень 9 - низшей. Аттестат может быть выдан только при сдаче экзаменов в пределах с 1 по 7 уровням.

Стандартная оценка по внутреннему экзамену по предмету «Социально-полезная, производственная работа и граждановедение» (аббревиатура СППР и ГВ) определяется показателем в буквах, среди которых А является самым высшей оценкой, а Е - самой низкой. Аттестат может быть выдан только при сдаче экзамена в пределах уровня с А до Д.

Учащиеся, которым выдается аттестат, должны сдать внутренние экзамены в своей школе на «удовлетворительно» по следующим предметам: второй язык (хинди) - устный экзамен, третий язык (санскрит) - сдача материала с 5-го по 8 класс, искусство, физкультура, нравственные и духовные ценности. Аттестат о сдаче экзаменов выдается учащимся, которые выдержали стандарт экзаменов не менее чем по 5 предметам, в который должен быть включен экзамен по английскому языку. Аттестат о сдаче экзаменов не выдается, пока учащиеся не достигнут уровней процентного балла по предмету «Социально-полезная, производственная работа и граждановедение», который они должны сдать в пределах своей школы.

Высшая или старшая школа (High school) включает обучение классическим и техническим предметам, хотя в большинстве индийских штатов техническое образование можно получить и в колледжах. Разработаны годичные и двухгодичные программы технического обучения после восьмого и десятого класса, затем учащиеся могут получить производственное обучение. Кроме того, в Индии существуют ремесленные школы и курсы здравоохранения и по уходу за больными, курсы домоводства, курсы по предпринимательству для открытия своего бизнеса, обучающие молодых людей работе в тех или иных профессиональных областях и выпускающие работников сферы обслуживания. Так обеспечивается подготовка рабочей силы в индийских штатах. Большинство программ профессионально-технического образования и обучения являются государственными. В частных учебных заведениях средства на них также спонсируются государством. Учащиеся оплачивают учебу лишь частично, внося символическую плату за обучение (примерно около 50 рупий в год). Финансирование обучения осуществляют Отделение профессионального образования при Комитете школьного образования и Комитет технического образования в составе Министерства развития человеческих ресурсов, проводящие мониторинг прохождения программ профессионального и технического образования. После двух лет обучения учащиеся сдают экзамены, составленные Советами разных штатов по среднему/общему полному среднему образованию. Письменные задания, которые они выполняют во время учебы, не влияют на их итоговую оценку: она складывается из тех баллов, которые они получают по итоговому экзамену, проводимым Советом.

В современной Индии отличительной чертой развития образования является акцент на то, что воспитание, заложенное в наших детей, определит характер нации в будущем.

Система «учитель - ученик»

Старинные индуистские трактаты отображают исследовательский процесс обучения, где учителя и ученики совместно ищут истину, рассуждая и прибегая к вопросам. Впрочем, эти тексты всего лишь запечатлели еще более раннюю устную традицию, в которой взаимоотношения гуру (учителей) и шишья (учеников) стали чуть ли не основным религиозным компонентом индуизма. В традиционных индийских текстах одни учат, другие учатся, причем не всегда поучающие изначально выше по положению.

В системе гурукул любой, кто хотел учиться, шел в дом гуру и просил о том, чтобы его учили. Если гуру принимал его в качестве шишья, новоиспеченный ученик помогал ему по дому, заодно обучаясь хозяйствовать. А гуру тем временем рассказывал обо всем, о чем ребенок хотел узнать: от санскрита до священных текстов и от математики до метафизики. Ученик оставался у него столько, сколько хотел, до тех пор как гуру не почувствует, что уже преподал ему всё, что знает сам. Обучение было природным, жизненным и не сводилось к запоминанию отдельной информации.

А вообще индийский путь преподавания понимается как священный долг, миссия, этический акт, социальное обязательство, от надлежащего выполнения которого зависит благосостояние общества. Учитель ведет ученика из тьмы невежества к свету знаний, снимает крышку с лампы обучения и выпускает на волю свет. Санскритское andhakara (`тьма") означает не просто интеллектуальное невежество, но духовную слепоту, которую учитель должен иметь возможность ликвидировать. Древняя философия образования даже считала знание третьим глазом человека.

Сегодня само слово «Учитель» звучит в Индии весьма респектабельно, ведь все понимают важность роли такой личности и для образования, и для общества всей страны. День учителя празднуется 5 сентября, в день рождения доктора Сарвепалли Радхакришнана, и это дань памяти великого учителя.

В Индии педагоги доброжелательны, широко мыслят, вдохновляют студентов и оказывают им большую помощь в построении их карьеры. За известностью многих индийцев стоит огромный вклад их учителей, да и среди самих учителей немало прославленных людей. Индийские профессора славятся тем, что не ограничиваются чтением лекций, а еще и помогают своей аудитории выстраивать взаимосвязи с изучаемой предметной областью (в том числе после занятий и на дополнительных курсах). Благодаря такому интегрированному подходу, студентам становится интереснее учиться, легче проявлять любопытство и вольготнее творить.

Кстати, и система гурукул не исчезла в Индии до сих пор. Современные гуру считаются воплощениями знаний, этики и заботы, а в образе шишья усилился волевой компонент, но это по-прежнему полный уважения ученик, который считает своего учителя маяком, озаряющим верный путь.

индия образование гуру высший

Высшее образование

Высшее образование можно получить в 221 университетах страны. Среди них 16 являются центральными университетами, а остальные функционируют в соответствии с актами штатов. Общее число колледжей в стране составляет 10555.

Помимо традиционных, в Индии существуют университеты с ярко выраженной спецификой: Висва Бхарати; Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению; женский университет в Бомбее.

Среди университетов есть небольшие (от 1-3 тысяч студентов) и гиганты (более 100 тысяч студентов). Есть университеты с одной специальностью и одним факультетом, есть вузы с многими факультетами.

Крупнейшими университетами Индии являются: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М.К. Ганди (150 тыс.).

Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. В настоящее время 185 институтов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам, куда ежегодно поступают 16800 студентов. Кроме государственных институтов и технологических институтов в штатах, существуют и такие, которые находятся в совместном ведении центрального и правительств штатов, а также частные институты. Все они признаны регулирующим органом в области высшего технического образования - Всеиндийским советом по техническому образованию, основанном правительством Индии.

Среди главных институтов, готовящих технологов и управленцев, технические институты в Мумбаи, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Ченнаи и Гувахати, а также шесть институтов по управлению в Ахмадабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакхнау, Индоре и Каликуте. Для получения первой университетской степени требуется три года.

В пределах системы высшего образования в Индии имеются три уровня принципов квалификаций:

*Бакалавр / Undergraduate уровень,

*Магистр / уровень Аспирантов,

*Докторский / Pre-докторский уровень.

Бакалавриат - Bachelor / Undergraduate level

Для получения Степени Бакалавра в искусствах, торговле и науках требуется 3 года (после 12-летнего цикла школьного образования)

Бакалавр в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакопеи, ветеринарии - 4 года

Бакалавр в области архитектуры и медицины - 5-5 с половиной лет

Совершенно другие сроки получения степени Бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении - от 3- 5 лет, в зависимости от типа степени.

Магистратура - Master"s / Post-graduate level

Получение степени магистра имеет, как правило, двухгодичную подготовку. Программа обучения может включать либо посещение занятий и/или непосредственно написание исследовательской работы.

Докторантура - Doctoral / Pre-doctoral level

На Pre-докторский уровень (Master of Philosophy (M.Phil.)) зачисление происходит после завершения степени мастера. Данная программа может включать либо посещение классов и написание исследовательской работы, либо полную концентрацию на написание исследования.

Степень Доктора (PhD) присуждается по истечению дополнительно двух лет после получения M.Phil. или трёх лет после получения степени Магистра.

Программа докторантуры включает написание оригинального исследования

Уровень образованности (статистические показатели)

В настоящее время число грамотных составляет 562,01 млн. человек, из них 75% - мужчины и 25% - женщины.

По подсчетам статистических служб в Индии учатся в высших учебных заведениях всего 5-6% от общего числа молодежи в возрасте от 17-23 лет, кажется немного, но тем не менее это более чем 6,5 миллионов студентов. В последние годы превалирует количество студентов, обучающихся инженерно-техническим специальностям, при этом и гуманитарным наукам обучается около 40% студентов.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Классификация системы образования. Австралийская система образования, ее деление на пять секторов. Характеристика дошкольного образования. Система начального и среднего образования. Специфические особенности профессионального, высшего образования.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Проблемы системы образования - комплекса учреждений, стандартов, программ, характеристик, используемых в процессе образования. Классификация систем образования. Проблемы образования, исходящие от учеников и учителей. Социологический опрос преподавателей.

    реферат , добавлен 16.10.2014

    Система образования как показатель уровня образованности и социально-экономического и общественно-политического положения страны. Исследование уровня образованности населения Башкортостана, оценка негативного воздействия на него политики русификации.

    статья , добавлен 28.03.2010

    Характеристика элементарного, среднего и высшего образования в Канаде. Продолжительность обучения. Разделения по религии и языку. Подготовка перед университетом. Обучение в частных школах, частных университетах и духовных училищах. Уровни в образовании.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2015

    Управление системой образования. Атлантическая модель высшего образования. Качество обучения, система оценивания знаний. Кембридж – выбор возможностей. Система педагогического образования в Англии. Отношение к образованию, достижения британской науки.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Характеристика образования как социального института; его функции: трансляция знаний, генерирование и хранение культуры общества, обеспечение профориентации. Ознакомление с современными проблемами системы образования США, Индии, Великобритании, России.

    презентация , добавлен 26.11.2013

    Особенности системы образования в Канаде, региональные различия учебного процесса, регулируемые местными органами самоуправления. Уровень преподавания, стоимость обучения и проживания в Канаде, университеты. Трудоустройство студентов во время учёбы.

    реферат , добавлен 30.04.2011

    История развития среднего и высшего образования. Организация учебного процесса в университете, формы преподавания. Жизнь студентов. Ведущие университеты Испании, Великобритании, Франции, Германии, их основание, периоды кризиса и организация обучения.

Воронеж 2016

1. Система образования в Индии…………………………………………….
1.1. История индийского образования и основные принципы…………….
1.2. Школьное образование в Индии………………………………………...
2. Рейтинг лучших индийских вузов…………………………………………
3. Поступление в индийские вузы для иностранцев………………………..
3.1. Стипендии…………………………………………………………………
4. Условия жизни и расходы………………………………………………….
5. Особенности культуры, традиции…………………………………………
6. Плюсы и минусы индийского образования (таблица)…………………..
Список использованной литературы………………………………………...

У большинства россиян Индия ассоциируется, скорее, с отдыхом, экзотикой и дауншифтингом, чем со страной, где можно получить качественное образование британского образца. Индийское образование котируется во всём мире, в том числе в Европе и странах Северной Америки. Доказательством тому служит множество индийских студентов, аспирантов и учёных, которые впоследствии обучаются или работают в западных университетах. Индию называют «поставщиком талантов», ведь учёные из этой страны совершают открытия в самых разных областях. Так, за последние 20 лет 6 индийцев были удостоены Нобелевской премии. Поступить в хороший вуз в Индии очень трудно (большая популяция подразумевает и большой конкурс при поступлении), и те, кому это удалось, отдаются учёбе со всем рвением и прилежанием.

Система образования в Индии

История индийского образования и основные принципы

История развития системы образования в Индии - это продолжительный по времени этап, начало которого по разным оценкам приходится на V ве

к до нашей эры. Уже тогда в Древнем городе Таксила создавались образовательные учреждения, наделённые свойствами высшей школы. Древний город Таксила считался центром высшего образования Индии. Именно там вместе с индуистскими храмами и буддийскими монастырями впервые начали создаваться светские институты. Эти учреждения привлекали иностранцев обучением в области индийской медицины. Однако кроме изучения живой материи, индийское образование открывало дорогу к знаниям логики, грамматики, буддийской литературы .

Школьное образование в Индии

Страна придерживается главного принципа обучения своих граждан – «10 + 2 + 3». Такая модель предусматривает 10 лет школьного обучения, 2 года колледжа, плюс ещё 3 года учёбы отводится на первый этап высшей школы.

Десять лет школы включают в себя 5 лет образования в младших классах, 3 года в старших классах и 2 года профессионально-технического обучения. Систему образования наглядно иллюстрирует табличка.

Рис.1. Система образования в Индии.

Школьное образование Индии строится по единой схеме. Ребёнок начинает учиться в школе с четырёх лет. Обучение в первые десять лет (среднее образование) является бесплатным, обязательными и осуществляется по стандартной общеобразовательной программе. Основные дисциплины: история, география, математика, информатика и предмет, вольный перевод которого обозначается словом «наука». С 7-го класса «наука» делится на привычные в России биологию, химию, физику. Также преподаётся «политика», эквивалент нашему естествознанию.

Если в первой ступени школьного образования Индии программа одинакова для всех, то достигая четырнадцати лет и переходя в старшие классы (полное среднее образование), ученики делают выбор между фундаментальным и профессиональным образованием. Соответственно идёт углубленное изучение предметов выбранного курса .

Подготовка к поступлению в вузы происходит в школах. Ученики, которые выбрали профессиональное обучение, переходят в колледжи и получают среднее специальное образование. Индия также богата большим количеством и разнообразием ремесленных школ. Там в течение нескольких лет ученик также помимо среднего образования получает востребованную в стране профессию. В школах Индии помимо родного (регионального) языка обязательно изучение «дополнительного официального» - английского. Объясняется это необычайно большим количеством языков многонационального и многочисленного индийского народа. Не случайно английский является общепринятым языком учебного процесса, на нём написано большинство учебников. Также обязательно изучение третьего языка (немецкий, французский, хинди или санскрит).

Школьное обучение ведётся шесть дней в неделю. Количество уроков варьируется от шести до восьми в день. В большинстве школ есть бесплатное питание для детей. Оценок в индийских школах не существует. Зато два раза в год проходят обязательные общешкольные экзамены, а в старших классах - национальные. Все экзамены письменные, сдаются в виде тестов. Подавляющее большинство учителей в индийских школах - мужчины.

Каникулы в школах Индии относительно непродолжительные. Время отдыха выпадает на декабрь и июнь. В летние каникулы, которые длятся целый месяц, в школах открываются детские лагеря. Там кроме отдыха и развлечений с детьми проводятся традиционные творческие познавательные занятия .

В системе школьного образования Индии работают и государственные и частные школы. Получение среднего школьного образования в государственных школах обычно является бесплатным. Для детей из малоимущих индийских семей, которых в этой стране довольно много, действуют льготы в виде предоставления учебников, тетрадей, стипендий. Обучение в частных заведениях платное, но цены на обучение в них вполне доступны для семей даже с невысоким достатком. Отзывы о качестве обучения зачастую свидетельствуют в пользу частных школ. Существуют также элитные дорогие гимназии, работающие по индивидуальным программам.
1.3. Система высшего образования

Индия находится среди мировых лидеров по числу вузов в стране – она занимает третье место после США и Китая. Сейчас в Индии действуют свыше 700 вузов. Все они подразделяются по источнику финансирования на 3 основных вида: центральные, местные (в конкретном штате) и частные. Ещё есть «заведения, рассматриваемые в качестве университетов» (deemed universities) – они могут называться институтами, колледжами и так далее, но, по сути, являются университетами и финансируются либо из госбюджета, либо из частных средств. Список всех вузов можно найти на сайте University Grant Commission – комиссии по распределению грантов среди университетов, главного государственного органа, занимающегося финансированием вузов. Здесь же выставлен и список вузов-мошенников. Дело в том, что после получения Индией независимости в 1947 году число вузов начало расти с геометрической прогрессией. Этот рост продолжается и по сей день, и законодательство за ним не поспевает. Из-за существующих в законах брешей некоторые вузы выдают дипломы по специальностям, не утверждённым индийским правительством, поэтому рекомендуется поступать в большой и надёжный вуз и всегда проверять наличие лицензии.

Индия присоединилась к Болонскому процессу, поэтому система образования включает себя 3-ступенчатую структуру:

Бакалавриат,

Магистратура,

Докторантура.

Получение степени бакалавра свободных искусств занимает 3 года, профессионального бакалавра – 4 года и более (4,5 года для медицины и 5-6 лет для юриспруденции). На магистратуру уходит ещё 2 года. Сроки, необходимые для получения степени PhD, варьируются в зависимости от способностей студента и выбранной им области исследования .

Есть и множество программ, по прохождении которых студент не получает ни одну из вышеупомянутых степеней, а только диплом или сертификат. Продолжительность такой программы может быть от 1 до 3 лет. Академического престижа здесь нет, зато можно посетить уникальные курсы: аюрведа, санскрит, йога, хинди.

Сколько бы предметов не изучал в семестре студент, его будут аттестовать лишь по четырём, а остальные даются на самоконтроль. Тем не менее, принято посещать все лекции, какие есть в расписании. Преподаватели строго следят за посещаемостью и злостных прогульщиков могут не допустить к экзаменам. В середине семестра обязательно проводится предварительная аттестация. В этом индийская система высшего образования схожа с российской.


До 1976 сфера образования находилась в ведении штатов, в то время как центральное правительство координировало и определяло стандарты специального и высшего образования. В 1976 году в соответствии поправкой Конституции, правительства разделили ответственность за данную область. С этого времени решения по определению структуры образования принимаются штатами. Качество и стандарты образования определяет центральное правительство. Департамент образования Министерства по развитию человеческих ресурсов разделяет со штатами ответственность в вопросах планирования. Центральное управление образования, основанное в 1935 году, продолжает играть главную роль в развитии и контроле за политикой и программами в образовательной сфере, среди которых основными являются Национальная политика в области образования (1986 г.), Программа действий (1986 г.) и обновлённые варианты этих документов (1992 г.).

Начальное образование
В соответствии с Национальной политикой в сфере образования к 21 веку обязательное бесплатное образование достойного уровня должны получить все дети в возрасте до 14 лет. В результате усилий центрального правительства и правительств штатов сегодня практически в каждом населённом пункте в сельских районах имеются школы начального образования (в распоряжении 94% сельского населения начальные школы, расположенные в радиусе 1 км). Школы среднего образования в радиусе 3 км доступны 84% сельских жителей. Таким образом, с момента обретения независимости приём детей в возрасте от 6 до 14 лет в школы начального и среднего образования увеличился до 87 и 50% соответственно. В период с 1950 по 1997 гг. количество этих школ возросло с 223 тыс. до 775 тыс., в то время как число учителей в них за тот же период увеличилось с 624 тыс. до 3,84 млн. Значительно увеличилось и число обучающихся в школе девочек. На определённом этапе центральное правительство и правительства штатов разработали стратегию учёта детей, преждевременно покидающих школу, а также политику, направленную на улучшение успеваемости учащихся, где основное внимание уделяется следующим аспектам: 1) увеличение участия родителей; 2) улучшение школьной программы и процесса обучения (минимально необходимый уровень образования); 5) районная программа общего образования и 6) национальная программа питания в общеобразовательных школах. Для закрепления всеобщего права и обязанности получения начального образования Верхняя палата парламента внесла 83-ю поправку в Конституцию. Впоследствии группа экспертов по финансированию образования, созданная для изучения потребностей в дополнительных ресурсах, необходимых для введения обязательного образования для детей в возрасте 6-14 лет, представила доклад, который сегодня находится на рассмотрении правительства. Также была создана Национальная организация по вопросам начального образования. С тем чтобы наметить пути по введению всеобщего обязательного начального образования был создан Национальный Комитет министров образования штатов, председателем которого является министр по развитию человеческих ресурсов.

В 1987 году была запущена специальная программа (Operation Blackboard Scheme), которая была призвана обеспечить все начальные школы страны необходимыми условиями для обучения, в частности, предоставить двух учителей каждой школе и школьное оборудование. В 1993 количество учителей, предусмотренных программой, было пересмотрено и увеличено с двух до трёх при наборе, превышающем 100 детей. Также в рамках программы в средних школах увеличилось количество учителей, и на нужды школ были выделены дополнительные учебные пособия. Центральное правительство полностью покрывает расходы на учебные, методические пособия и выплачивает зарплаты учителям в период действия плана. Строительство школ является ответственностью штатов. В 1997-1998 гг. всем начальным и средним школам было выдано 522.902 и 125.241 учебников соответственно. Должность третьего учителя была санкционирована для введения в 53037 начальных школах, в то время как дополнительных учителей получили 71614 средних школ. В 1999-2000 гг. предложено одобрить введение ещё 30000 должностей третьего учителя в начальных школах и 20 000 дополнительных учителей в средних школах.

В 1979 году была запущена Программа неформального образования (Non-Formal Education), которая была призвана обеспечить образования детям в возрасте 6-14 лет, оставшимся за рамками формального образования. В главном фокусе программы стали 10 штатов с низким уровнем образования, однако она осуществлялась и в городских трущобах, горных, племенных и других отсталых районах.

Подготовка учителей
В соответствии с Национальной политикой в области образования и Планом действий 1986 г., спонсируемая центральным правительством Программа реорганизации подготовки учителей вступила в силу в 1987-88 гг. Программа предусматривала создание жизнеспособной институциональной инфраструктуры, академической и ресурсной базы для обучения и повышения педагогической квалификации школьных учителей, преподавателей для взрослых и неформальных образовательных учреждений, а также специалистов в области переподготовки учителей. В рамках данной программы в каждом районе было решено открыть образовательно-подготовительный институт с целью обеспечить академическую поддержку учителям начальных классов и преподавателям для взрослых и неформальных образовательных учреждений. Программа также предусматривала повышение статуса институтов подготовки преподавателей средней школы до уровня колледжей преподавательского образования и институтов фундаментальных исследований в сфере образования (Institutes of Advanced Studies in Education) для подготовки новичков и повышения квалификации действующих преподавателей. В задачу IASE входит проведение подготовительных программ для преподавателей начальных классов, программ повышения квалификации преподавателей начальных и средних школ и директоров средних школ, фундаментальные и прикладные исследования, особенно в междисциплинарных областях, подготовка методических пособий (руководств) для районных образовательных учреждений, а также оказание содействия колледжам по подготовке преподавателей. Всего к 31 марту 1999 года были выданы разрешения на открытие 451 районных образовательных институтов, 76 колледжей по подготовке преподавателей и 34 институтов фундаментальных исследований в сфере образования в различных штатах и союзных территориях. Двадцать Советов по исследованиям в области образования и подготовке кадров получили финансовую поддержку. Миллион учителей прошли подготовительный курс в рамках специальной программы по определению специализации школьных преподавателей, во время которого они учились работать с учебным материалом и оборудованием, а также знакомились с требованиями минимального уровня знаний (Minimum Levels of Learning), где упор сделан на преподавании языка, математики и изучении окружающей среды. В 1995 году правительством Индии был создан Национальный совет по подготовке педагогов. Его задачей является обеспечение планового развития системы подготовки педагогов, регламентирование и подержание стандартов и норм педагогического образования и др.

<Высшее образование>
В систему высшего образования входят примерно 178 университетов и 39 учебных заведений, считающих себя университетами, а также 11 учебных заведений общенационального значения, 65 исследовательских учреждений, 6759 колледжей общего профиля и 1770 колледжей, дающих профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение не нужно сдавать вступительных экзаменов.

Крупнейшими университетами Индии являются: Калькуттский (150 тыс. студентов), Бомбейский (Мумбайский, 150 тыс.), Раджастханский (150 тыс.), Делийский (130 тыс.), Университет имени М.К. Ганди (150 тыс.).

Помимо традиционных вузов, в Индии существуют университеты с ярко выраженной спецификой: Висва Бхарати и Индира Кала Сангитх в Хайрагархе, где знакомят исключительно с индийской музыкой; Рабиндра Бхарати в Калькутте, который ориентирован на обучение языку бенгали и тагороведению, ивестен так же женский университет в Бомбее.

В последние десятилетия преобладает число студентов инженерно-технических специальностей, хотя доля выпускников гуманитарных вузов остается высокой – около 40%. Техническое образование играет чрезвычайно важную роль в национальной экономике и развитии человеческих ресурсов Индии. За последние полвека данная область образования получила значительное развитие. В настоящее время 185 институтов предлагают аспирантуру по инженерии и техническим дисциплинам, куда ежегодно поступают 16,8 тыс. студентов. Кроме государственных институтов и технологических институтов в штатах, существуют и такие, которые находятся в совместном ведении центрального и правительств штатов, а также частные институты.

Среди главных институтов, готовящих технологов и управленцев, технические институты в Мумбаи, Дели, Канпуре, Кхарагпуре, Ченнаи и Гувахати, а также шесть институтов по управлению в Ахмадабаде, Калькутте, Бангалоре, Лакхнау, Индоре и Каликуте. Для получения первой университетской степени требуется три года. В пределах системы высшего образования в Индии имеются три уровня принципов квалификаций: бакалавр, магистр (уровень аспирантов) и докторский. Для получения степени бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо 3 года образования (после 12-летнего школьного образования). Для получения бакалавра в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакологии, ветеринарии срок обучения – 4 года, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (5-5,5 лет). Совершенно другие сроки получения степени бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Система высшего образования Индии дает три степени:
- бакалавр - Undergraduate уровень, время обучения от тех до пяти лет и более в зависимости от специальности,
- магистр - уровень Аспирантов, время обучения два года,
- доктор - Pre-докторский уровень,

Академическая Структура Квалификации:

Для получения cтепенb Бакалавра в искусствах, торговле и науках необходимо три года образования (после 12-летнего цикла школьного образования). Бакалавр в сельском хозяйстве, стоматологии, фармакопеи, ветеринарии требует обучения на протяжении четырех лет, в то время как на изучение архитектуры и медицины требуется более длительное время (пять и пять с половиной лет соответственно). Совершенно другие сроки получения степени Бакалавра в журналистике, библиотековедении и правоведении.

Получение степени магистра имеет, как правило, двухгодичную подготовку. Pre-докторский уровень принят после завершения степени Мастера.

Ключевые слова: Система образования в Индии, Система образования Индии, Образование в Индии, Школьное образование в Индии, Высшее образование в Индии, Индия, Высшие учебные заведения Индии
Key Words: India, Education, The education system in India
Список источников:
1.
2.





























Большинство российских абитуриентов и студентов, выбирая вуз, отдают предпочтение США и странам западной Европы. А вот многие европейцы и американцы едут учиться в Азию. Не последнее место в «большой шестерке» стран-участниц рынка восточного образования занимает Индия. Россияне, участвуя в специальной программе, могут получить высшее образование в Индии бесплатно в 2020 году.

Индия привлекает европейских и российских студентов не только возможностью получить образование по относительно невысокой цене. Главным преимуществом индийского образования является ориентация на европейские стандарты. Как и в европейских государствах, студенты имеют право поступить как в колледж, так и в любой выбранный вуз. Всего на территории индийского государства насчитывается более 15 тыс. колледжей и около 300 вузов.

В индийских университетах имеется трехступенчатая система. Учебные планы во многом аналогичны учебным планам университетов Европы. Особым уважением пользуются аспиранты, изучающие индийскую историю и культуру.

Основные преимущества

Главным плюсом получения образования в индийском государстве является демократичная стоимость услуг университетов и колледжей. Эта страна является бывшей британской колонией. Поэтому обучение здесь основано на английских традициях. Процесс обучения происходит на английском языке.

Если абитуриент плохо владеет английским языком, у него есть возможность пройти языковые курсы при выбранном университете. Уровень обучения в языковых школах достаточно высок. Английский там преподают носители языка. Сдавать специальные экзамены при поступлении необязательно. Не предъявляют строгих требований индийские университеты и к успеваемости иностранных абитуриентов.

Проживание на территории индийского государства намного дешевле, чем в других азиатских странах. Еще одним плюсом является предоставление студенту места в общежитии. Это позволяет ему сэкономить немалую сумму денег.

Выпускники индийских вузов имеют неплохие шансы на трудоустройство в любую из американских и европейских компаний. Специальностей здесь достаточно много. При желании можно поступить даже на самую «раритетную» специальность. Наибольшей популярностью пользуются следующие специальности:

  1. Менеджмент.
  2. Ювелирное дело.
  3. Фармакология.

Не менее популярны технологические и инженерные специальности. Сегодня на территории индийского государства находится немалое количество серьезных организаций, реализующих крупные международные проекты.

Учеба в Индии имеет ряд отличительных особенностей. Индийские преподаватели-предметники не только читают лекции, но и воспитывают в студентах мотивацию к изучению той или иной дисциплины. Многие студенты посещают дополнительные занятия, на которых преподаватели помогают им выстроить взаимосвязь с изучаемой дисциплиной.

Получение студенческой визы

Каждый человек, желающий получить образование в Индии в 2020 году, обязуется оформить студенческую визу. Этот документ дает право студенту находиться на территории индийского государства в течение всего периода учебы. Для получения визы абитуриент обязуется подготовить следующие документы:

  • качественную ксерокопию первой странички гражданского паспорта;
  • качественный фотоснимок;
  • выписку с банковского счета (сумма должна варьироваться от 1,0 до 2,0 тыс. долл. США);
  • письмо-подтверждение о зачислении в университет;
  • ксерокопию квитанции об оплате за обучение.

В среднем студенческий визовый документ оформляется от 5 до 10 дней. Но если хотя бы один из документов вызвал нарекания, то срок оформления может затянуться.

Тот, кто едет на обучение по программе ITEC, имеет право на бесплатное оформление визового документа. Все остальные обязуются оплатить визовый и консульский сбор.

Обучение по специальной программе

Не так давно у абитуриентов из России появилась возможность пройти обучение в индийском государстве по специальной программе ITEC. Эта программа отлично подходит каждому, кто желает усовершенствовать полученные знания и навыки. Также принять участие в программе может тот, кто желает повысить свою квалификацию.

Продолжительность курсов варьируется от 14 дней до 52 недель. Главным преимуществом этой программы является то, что платить за перелет, питание и проживание участнику не нужно. Принять участие в программе можно, заполнив и отправив анкету-заявление. Подать заявление на участие в программе можно в индийском дипломатическом учреждении. Скачать анкету можно на официальном сайте индийского посольства.

Окончательное решение относительно принятия иностранного студента за руководством университета. Если студент не соответствует основным критериям, то его заявление отклоняется.

Гранты предоставляются выпускникам российских университетов, а также абитуриентам и соискателям ученой степени по любой из дисциплин, преподающихся в индийских университетах. Студенты и выпускники медицинских ВУЗов на получение грантов рассчитывать не могут.