Российский университет транспорта (МИИТ) создан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 15.08.2016 № Пр-174ГС и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 №2928-р Министром России на базе Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II.

Российский университет транспорта, как университет нового типа, будет вести подготовку кадров для всех видов транспорта, станет базовым для всей системы подготовки кадров в транспортном комплексе, будет развивать новые направления подготовки, а также решать следующие задачи: формирование центров превосходства в сфере науки и технологий по отраслевым проблемам, в том числе по мультимодальным перевозкам, государственно-частному партнерству, развитию региональных и городских транспортных систем, транспортной безопасности, обустройству границ, транспортному строительству, праву и экономике, выявлению конкурентных преимуществ страны на мировом рынке транспортных услуг, взаимодействию в рамках интеграционных межгосударственных объединений; создание научно-образовательных центров национального и мирового уровня в сфере инженерных задач.

Направления подготовки: бакалавриат, специалитет, магистратура и аспирантура, на которых обучается около 32 937 чел., СПО около 5 503 чел.

Численность профессорско-преподавательского состава около 2 154 чел.

В состав университета входят:

Академии, институты.

1. Российская академия путей сообщения (РАПС).

2. Российская открытая академия транспорта (РОАТ).

3. Гуманитарный институт (ГИ).

4. Институт международных транспортных коммуникаций (ИМТК).

5. Институт прикладных технологий (ИПТ).

6. Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС).

7. Институт транспортной техники и систем управления (ИТТСУ).

8. Институт управления и информационных технологий (ИУИТ).

9. Институт экономики и финансов (ИЭФ).

10. Русско-немецкий институт (РНИ).

11. Юридический институт (ЮИ).

12. Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства (НИИ ТТС).

Колледжи.

1. Медицинский колледж.

2. Московский колледж железнодорожного транспорта ИПТ.

3. Правовой колледж ЮИ.

Гимназия.

Факультеты.

1. Вечерний факультет.

2. Факультет довузовской подготовки.

3. Факультет повышения квалификации преподавателей.

4. Факультет подготовки научных сотрудников.

5. Факультет подготовки руководителей РАПС.

6. Факультет «Транспортные сооружения и здания» РОАТ.

7. Факультет «Транспортные средства» РОАТ.

8. Факультет «Управление процессами перевозок» РОАТ.

9. Экономический факультет РОАТ.

1. Кафедра «Автоматизированные системы и информационные технологии» РАПС.

2. Кафедра «Безопасность движения, экология и охрана труда» РАПС.

3. Кафедра «Железнодорожная медицина» РАПС.

4. Кафедра «Логистика транспортных систем» РАПС.

5. Кафедра «Менеджмент и маркетинг в сфере перевозок» РАПС.

6. Кафедра «Транспортная инфраструктура» РАПС.

7. Кафедра «Техника транспорта» РАПС.

8. Кафедра «Транспортная безопасность и мобилизационная подготовка» РАПС.

9. Кафедра «Управление персоналом» РАПС.

10. Кафедра «Финансовый менеджмент и учет» РАПС.

11 Кафедра «Финансы и право» РАПС.

12. Кафедра «Экономика» РАПС.

13. Кафедра «Здания и сооружения на транспорте» РОАТ.

14. Кафедра «Теплоэнергетика и водоснабжение на железнодорожном транспорте» РОАТ.

15. Кафедра «Транспортное строительство» РОАТ.

16. Кафедра «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» РОАТ.

17. Кафедра «Нетяговый подвижной состав» РОАТ.

18. Кафедра «Теоретическая и прикладная механика» РОАТ.

19. Кафедра «Тяговый и подвижной состав» РОАТ.

20. Кафедра «Электрификация и электроснабжение» РОАТ.

21. Кафедра «Техносферная безопасность» РОАТ.

22. Кафедра «Эксплуатация железных дорог» РОАТ.

23. Кафедра «Высшая математика и естественные науки» РОАТ.

24. Кафедра «Иностранные языки» РОАТ.

25. Кафедра «Учет, анализ и аудит» РОАТ.

26. Кафедра «Философия, социология и история» РОАТ.

27. Кафедра «Экономика, финансы и управление на транспорте» РОАТ.

28. Кафедра «Экономическая теория и менеджмент» РОАТ.

29. Кафедра «Лингводидактика» ГИ.

30. Кафедра «Менеджмент в спорте» ГИ.

31. Кафедра «Политология, история и социальные технологии» ГИ.

32. Кафедра «Психология, социология, государственное и муниципальное управление» ГИ.

33. Кафедра «Русский язык и межкультурная коммуникация» ГИ.

34. Кафедра «Сервис и туризм» ГИ.

35. Кафедра «Философия и культурология» ГИ.

36. Кафедра «Международные отношения и геополитика транспорта» ИМТК.

37. Кафедра «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ИМТК.

38. Кафедра «Технология транспортных процессов» ИПТ.

39. Кафедра «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты» ИПСС.

40. Кафедра «Геодезия, геоинформатика и навигация» ИПСС.

41. Кафедра «Государственный строительный надзор и саморегулирование в строительстве» ИПСС.

42. Кафедра «Математический анализ» ИПСС.

43. Кафедра «Менеджмент качества» ИПСС.

44. Кафедра «Метрополитены» ИПСС.

45. Кафедра «Мосты и тоннели» ИПСС.

46. Кафедра «Проектирование и строительство железных дорог» ИПСС.

47. Кафедра «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных и гражданских сооружений» ИПСС.

48. Кафедра «Путь и путевое хозяйство» ИПСС.

49. Кафедра «Системы автоматизированного проектирования» ИПСС.

50. Кафедра «Строительная механика» ИПСС.

51. Кафедра «Строительные конструкции, здания и сооружения» ИПСС.

52. Кафедра «Строительные материалы и технологии» ИПСС.

53. Кафедра «Теоретическая механика» ИПСС.

54. Кафедра «Транспортное строительство в экстремальных условиях» ИПСС.

55. Кафедра «Транспортные тоннели и метрополитены» ИПСС.

56. Кафедра «Физическая культура ИПСС».

57. Кафедра «Языкознание» ИПСС.

58. Кафедра «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» ИТТСУ.

59. Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» ИТТСУ.

60. Кафедра «Высшая и вычислительная математика» ИТТСУ.

61. Кафедра «Инновационные технологии» ИТТСУ.

62. Кафедра «Иностранные языки-4» ИТТСУ.

63. Кафедра «Машиностроение, проектирование, стандартизация и сертификация» ИТТСУ.

64. Кафедра «Менеджмент и управление персоналом организации» ИТТСУ.

65. Кафедра «Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы» ИТТСУ.

66. Кафедра «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта» ИТТСУ.

67. Кафедра «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава» ИТТСУ.

68. Кафедра «Управление безопасностью в техносфере» ИТТСУ.

69. Кафедра «Управления и защита информации» ИТТСУ.

70. Кафедра «Физическая культура ИТТСУ».

71. Кафедра «Электропоезда и локомотивы» ИТТСУ.

72. Кафедра «Электроэнергетика транспорта» ИТТСУ.

73. Кафедра «Автоматизированные системы управления» ИУИТ.

74. Кафедра «Высокоскоростные транспортные системы» ИУИТ.

75. Кафедра «Вычислительные системы и сети» ИУИТ.

76. Кафедра «Железнодорожные станции и узлы» ИУИТ.

77. Кафедра «Иностранные языки-5» ИУИТ.

78. Кафедра «Интеллектуальные транспортные системы» ИУИТ.

79. Кафедра «Коммерческая эксплуатация транспорта и тарифы» ИУИТ.

80. Кафедра «Логистика и управление транспортными системами» ИУИТ.

81. Кафедра «Логистические транспортные системы и технологии» ИУИТ.

82. Кафедра «Прикладная математика - 1» ИУИТ.

83. Кафедра «Теология» ИУИТ.

84. Кафедра «Транспортный бизнес» ИУИТ.

85. Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» ИУИТ.

86. Кафедра «Физика» ИУИТ.

87. Кафедра «Физическая культура ИУИТ» ИУИТ.

88. Кафедра «Химия и инженерная экология» ИУИТ.

89. Кафедра «Экономика, организация производства и менеджмент» ИУИТ.

90. Кафедра «Лингвистика».

91. Кафедра «Математика».

92. Кафедра «Международный финансовый и управленческий учет».

93. Кафедра «Физическая культура ИЭФ».

94. Кафедра «Современные технологии социально-экономического образования» ИЭФ.

95. Кафедра «Финансы и кредит» ИЭФ.

96. Кафедра «Экономика и управление на транспорте» ИЭФ.

97. Кафедра «Экономика строительного бизнеса и управления собственностью» ИЭФ.

98. Кафедра «Экономика труда и управление человеческими ресурсами» ИЭФ.

99. Кафедра «Экономическая информатика» ИЭФ.

100. Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» ИЭФ.

101. Кафедра «Международный бизнес» РНИ.

102. Кафедра «Производственный менеджмент высокоскоростного железнодорожного движения» РНИ.

103. Кафедра «Гражданское право и гражданский процесс» ЮИ.

104. Кафедра «Документоведение и документационное обеспечение управления» ЮИ.

105. Кафедра «Информационно-математические технологии и информационное право» ЮИ.

106. Кафедра «Общественные науки и профессиональные коммуникации» ЮИ.

107. Кафедра «Правовое регулирование транспортных отношений» ЮИ.

108. Кафедра «Таможенное право и организация таможенного дела» ЮИ.

109. Кафедра «Таможенная деятельность» ЮИ.

110. Кафедра «Теория права и природоресурсное право» ЮИ.

111. Кафедра «Транспортное право и административное право» ЮИ.

112. Кафедра «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» ЮИ.

113. Кафедра «Финансовое право и налогообложение» ЮИ.

1. Отраслевой центр подготовки кадров высшей квалификации.

2. Лингвистический центр.

3. Центр дополнительного образования по дизайну транспортных объектов.

4. Учебный центр по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности РАПС.

5. Центр неразрушающего контроля «Надежность и качество» РАПС.

6. Экзаменационный центр системы добровольной сертификации персонала в области неразрушающего контроля РАПС.

7. Международный научно-образовательный Центр «Арктические транспортные системы и технологии» ИМТК.

8. Отраслевой ресурсный учебно-методический центр доступной среды для инвалидов на транспорте ИМТК.

9. Российско-швейцарский учебно-научный центр компетенций ИМТК.

10. Центр языковой подготовки ИМТК.

11. Многофункциональный центр прикладных квалификаций ИПТ.

12. Центр независимой оценки и кадастровых работ ИПСС.

13. Центр развития дорожных технических средств, систем защиты, контроля и безопасности на рельсовом и автомобильном транспорте ИПСС.

14. Инжиниринговый центр ИПСС.

15. Научно-образовательный внедренческий центр «Инновационные технологии управления производственно-экономическим процессом» ИУИТ.

16. Научно-образовательный центр «Независимые комплексные транспортные исследования» ИУИТ.

17. Научно-образовательный центр «Промышленные технологии и энергосбережение на транспорте» ИУИТ.

18. Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте ИУИТ.

19. Научно-образовательный центр фотоники и инструментальных информационно-аналитических технологий ИУИТ.

20. Учебно-научный центр «МИИТ - ЭКСПЕРТ» ИУИТ.

21. Центр инновационных образовательных программ «Высшая школа управления» ИУИТ.

22. Центр мультимодальных транспортных систем ИУИТ.

23. Центр обработки данных ИУИТ.

24. Центр развития инфраструктуры, технологий, бизнеса вокзальных и транспортно-пересадочных комплексов ИУИТ.

25. Центр развития компетенций в области информационных технологий и управления на транспорте ИУИТ.

26. Учебно-научный центр Высшая транспортная бизнес школа ИЭФ.

27. Научно-технический центр «Сварка на транспорте» ИУИТ.

28. Международный центр развития высокоскоростных транспортных систем ИУИТ.

29. Центр обеспечения учебного процесса «Пушкино».

Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправильно называть это реформой. Скорее, отраслевое транспортное образование переживает закономерный этап своего развития. Мы руководствуемся конкретными задачами по подготовке кадров для отрасли и требованиями времени.

Система транспортного образования уникальна, имеет свою специфику, поэтому все шаги на этом пути надо делать глубоко продуманно.

Константин Пашков , директор Административного департамента Минтранса России

Сама история подсказывает решения. Более двухсот лет назад Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне ПГУПС) создавался именно в качестве комплексного транспортного вуза. То же самое можно сказать и об Императорском Московском инженерном училище ведомства путей сообщения (ныне МИИТ), основанном 120 лет назад. В составе упомянутых вузов помимо железнодорожных существовали различные профильные факультеты, которые готовили специалистов для строительства на огромных территориях России разветвленных систем сухопутных и водных путей сообщения. В 30-40-е годы прошлого века началась глобальная административная реформа, появились самостоятельные наркоматы по видам транспорта и, как следствие этого, отраслевые вузы. Возникли они не на пустом месте – это были сильнейшие факультеты из вузов путей сообщения. Так, МАДИ обязан своим рождением МИИТу, а МГАВТ (в 1980 г.) – филиалу ЛИИВТа, который тоже вышел из МИИТа. Все это было также требованием времени. В вузах транспортной направленности возникали новые специальности и направления подготовки, учили даже на конструкторов, ведь стране был нужен свой подвижной состав. Юристы и экономисты, хотя сейчас об этом забывают, готовятся также с 1920-х годов.

Рыночная экономика 1990-х годов поставила транспортную систему перед новыми вызовами. Технологии начали развиваться стремительно. Остро встал вопрос эффективного взаимодействия различных видов транспорта с новым уровнем их сопряжения.

Например, не всегда крупные логистические центры должны предусматривать складирование тех же контейнеров.

Лучше всего, когда товар перегружается, скажем, с железнодорожной платформы сразу в автомобильные фуры. Сейчас для этого есть все технические возможности. Появились подходы, о которых раньше не надо было задумываться. Транспортное планирование, перемещение больших групп людей, возрастающая плотность городов, принципиально новые транспортные средства. Появились такие понятия, как логистика, транспортная безопасность, мультимодальные перевозки. Вновь стал актуальным вопрос подготовки специалистов нового поколения, управляющих транспортным комплексом в целом. Еще один интересный пример. Недавно Минтрансу совместно с Минздравом было поручено определить порядок формирования перечня лекарственных препаратов, применение которых авиаперсоналом влияет на безопасность полетов. Начинают возникать вопросы на стыке различных областей знаний – медицины, транспорта и юриспруденции. Кому решать сегодня эти задачи? Не случайно создание Российского транспортного университета предполагает организацию в его составе институтов, которые должны на высоком научном уровне, с учетом специфики транспорта решить их. На мой взгляд, кроме традиционных для нас эксплуатационных и инженерных направлений появятся институты транспортной медицины, транспортного права, экономики транспорта и т. д.

Вернемся в 2004 год. Напомню, в транспортном образовании прошли кардинальные изменения. В результате административной реформы транспортные образовательные организации были переданы из ведения Минтранса России в ведение вновь образованных федеральных агентств, отнесенных к ведению министерства. Это было сделано, несмотря на очень жесткую позицию Минобразования, которое настаивало на слиянии транспортной системы с общеобразовательной. Мало кто помнит, что изначально в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 января 2005 г. № 64-р все железнодорожные, автодорожные, автотранспортные средние специальные учебные заведения должны были быть переданы в ведение Рособразования. И только благодаря настойчивости руководства Минтранса отраслевые техникумы отошли под крыло наших федеральных агентств, а в дальнейшем была проведена работа по созданию вертикально интегрированных образовательных комплексов. В результате мы получили 19 транспортных вузов и несколько десятков филиалов, а также училищ, техникумов и колледжей в качестве необходимого звена непрерывного образования. Исключение составили только автодорожные и автотранспортные техникумы и колледжи, которые в 2005 году были переданы в ведение Рособразования, а в 2012 году на региональный уровень – положение большинства из них в настоящее время весьма затруднительное.

В это трудно поверить, но такие очевидно необходимые преобразования вызвали крайнее недовольство консервативной общественности. Сколько мы выслушали критики, когда объединяли с вузами среднее звено, когда в вузы переходили институты и академии. Но время доказало нашу правоту. И здесь роль МИИТа была очень велика, поскольку авторитет ученых, сила Ассоциации вузов транспорта, которую возглавляет ректор МИИТа Б.А. Левин, существенно усилили позиции всей системы отраслевого транспортного образования. МИИТ – единственный вуз в России, который сохранил в себе всю образовательную цепочку от школы до академии последипломного образования. Примечательно и то, что только сейчас в Минобрнауки начинают задумываться о создании непрерывной цепочки образования: мол, уже на этапе школы надо открывать проекты, подобные «Универсариуму», налаживать тесный контакт с производством. Мы же как система находимся сегодня в плане профориентации, трудовых традиций, преемственности в более выигрышном положении.

Кстати, когда объединяли Университет водных коммуникаций с «Макаровкой», тоже были разные мнения. Но сейчас мы понимаем, что все только выиграли от этого решения. Росморречфлот создал уникальный вуз, в котором река и море взаимно дополняют друг друга. И это абсолютно нормально. Этим путем сейчас идет весь цивилизованный мир. Возьмите Китай, например, там за десять лет создали несколько общетранспортных университетов, сохранив и чисто отраслевое образование. Где теперь Китай?

В 2009 году на заседании президиума Госсовета РФ по вопросу инновационного развития транспортного комплекса был сформирован перечень поручений президента России Правительству РФ о создании в транспортной отрасли научно-образовательных центров, которые должны быть тесно связаны с производством и новыми технологиями.

А в 2011 году Председатель Правительства РФ Владимир Путин дает поручение о проработке реализации пилотного проекта по созданию национального исследовательского университета на базе МИИТа. В том виде оно подразумевало наше встраивание в систему только что образованных федеральных вузов. Мы попросили о создании отдельного федерального транспортного университета, на что получили решительный отказ Минобра. Дело в том, что концепция говорит о том, что такой вуз не может быть специализирован, что он один на федеральный округ, и все должно строиться вокруг целого ряда наук, а у отраслевых вузов своя специфика. Не дали нам возможность создать университет и со статусом национально-исследовательского. В 2012 году Минобрнауки России на основании результатов анализа деятельности национальных исследовательских университетов предполагалось провести очередной конкурсный отбор (третья очередь) программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», однако Минфином России бюджетные ассигнования на указанные цели выделены не были.

В том же 2012 году проект создания национального транспортного университета вносится на рассмотрение президенту РФ Дмитрию Медведеву. Принимается решение, что из всех программ развития транспорта образование надо исключить и передать в большую госпрограмму «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Однако мы уже минимум четыре года боремся за то, чтобы в этой госпрограмме для наших вузов были равные с другими условия. По нормативам средства выделяются, но в нашем формате это суммы мизерные. И если в вузах Минобрнауки строятся и ремонтируются корпуса, общежития, спортзалы и т.д., то транспортные вузы вынуждены большую часть средств зарабатывать самостоятельно. И когда создаются рейтинги эффективности, не учитывается, что отраслевым вузам часто приходится просто выживать. Не от хорошей жизни, к примеру, открываются коммерческие места.

На мой взгляд, создание Российского университета транспорта на базе МИИТа – это исторически обусловленное и закономерное решение: с более сильной научной базой, научными школами, инфраструктурой у нас вуза нет. В случае если Правительство РФ нас поддержит, на первом этапе будет проведен процесс реорганизации МИИТа в Российский транспортный университет с передачей функций учредителя от Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтрансу России. Это может произойти уже в этом году. Затем будут созданы структурные подразделения – прототипы будущих институтов и научно-образовательных центров по системным транспортным проблемам, будет развернута их деятельность. Одновременно будет проводиться оптимизация существующих структурных подразделений в целях укрупнения и повышения эффективности их деятельности. Позднее начнется проработка вопросов реализации новых образовательных программ и продолжится процесс оптимизации сети филиалов.

Недавно министр транспорта РФ подписал приказ о присоединении МГАВТа к ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова. К сожалению, МГАВТ стал единственным вузом из 18, который по итогам мониторинга был признан неэффективным. Таким образом, у нас теперь остается 17 вузов транспорта, и, хотя пока они признаны эффективными, некоторые находятся на пороговых значениях.

В настоящий момент в стадии обсуждения находится вопрос о создании филиала объединенного вуза водного транспорта в Москве, однако в составе Российского транспортного университета мы хотим создать на базе бывшего МГАВТа институт инженеров водного транспорта. Он будет нужен, чтобы концентрировать там соответствующие компетенции и развивать науку, а также готовить инженерные кадры.

Российский транспортный университет должен стать вузом нового типа, который будет готовить студентов на острие интеграционных и технологических процессов. Надеемся, он станет отличной площадкой для развития новых идей – например, на основе ГЧП-проектов.

Появится, надеемся, стимул у крупных компаний вкладывать деньги в развитие транспортного образования. Многие из них не жалеют средств на свои корпоративные университеты, они их пестуют и лелеют, но когда дело доходит до транспортных вузов, начинают говорить о том, что это государственная задача и что для них это нагрузка на бизнес. В результате у большинства транспортных вузов происходит снижение объемов выполняемых на основе контрактов с предприятиями транспортной отрасли научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Приведу красноречивый пример: несколько месяцев назад американская корпорация Boeing решила открыть свой авиационный учебный и научно-исследовательский центр в Сколково. Возникает вопрос: почему не в МГТУ ГА?

Мы в какой-то степени провоцируем бизнес и общественность, чтобы она тоже представила свое видение концепции нового вуза. А если завтра в Министерстве образования и науки создадут новые критерии оценки эффективности вузов? Что будет? Работодатели транспортного комплекса при необходимости будут использовать выпускников других, нетранспортных, но более «престижных» вузов, что приведет к реальному риску закрытия обучения по этим направлениям в силу аккредитационных требований.

Между тем сегодня пока нет конкретных решений о том, кто к кому будет присоединен. Да и не в этом суть. Те, кто не имеет четкой картины будущего, самоизолируются от реальной жизни и обречены на вымирание.

Что касается МАДИ, то есть соответствующее решение, поддержанное экс-министром образования и науки Дмитрием Ливановым (мы полагаемся на преемственность данного решения): как только мы создадим Российский транспортный университет, нам передадут МАДИ. И это будет возвращением домой, потому что когда-то автомобильно-дорожный факультет был в составе МИИТа. В противном случае мы окончательно потеряем подготовку автодорожных кадров.

Новых конвенционных специальностей открывать в вузе не планируется. У нас с задачей подготовки пилотов, судоводителей, экипажей авиации и флота великолепно справляются блестящие транспортные вузы – СПГУГА, УВАУГА, «Макаровка», «Ушаковка», Университет Невельского и другие.

МИИТ также будет продолжать готовить железнодорожников. Вместе с тем за счет осуществления подготовки кадров для всех видов транспорта будет создана уникальная возможность для развития новых направлений подготовки (в рамках существующих ФГОС и разработки новых) по межтранспортным и общетранспортным направлениям, развития программ подготовки по направлениям транспортного строительства, новых видов транспортной деятельности (ВСМ, интеллектуальные системы и т.д.) в сфере транспортного машиностроения и подготовки конструкторов транспортной техники. Нужно перенаправить инвестиционные потоки, тяготеющие к федеральным университетам, от крупнейших предприятий, которые являются заказчиками науки, в сторону транспортных вузов.

В Минтрансе России убеждены, что необходимость в создании Российского транспортного университета назрела. Понятно, что при этом не решатся в одночасье все проблемы. Но мы абсолютно уверены, что в новом качестве РТУ будет интересен зарубежным партнерам и инвесторам. Как федеральное автономное учреждение он получит больше экономической и административной свободы. Будет шире интегрироваться в процессы глобального образования. Появятся наблюдательный и попечительский советы, в которые войдут сегодняшние заказчики – руководители крупнейших компаний. Благодаря этому и тому, что учредителем станет Минтранс, появятся новые возможности для отстаивания интересов транспортного комплекса.

Необходимо создать структуру, подобную Академии генерального штаба (идея А.В. Нерадько), куда могут войти диссертационные советы (они, увы, во многих вузах сейчас закрываются), при такой концентрации представителей научного сообщества у нас появится возможность получить в Москве уникальные научные центры. Еще одно преимущество – возможности единой электронной библиотеки, которая объединит несколько миллионов экземпляров научной и учебной литературы, а также перспективы создания единого учебно-методического объединения. Давайте отбросим амбиции и признаем, что минимум 40% базовой подготовки в транспортных вузах совпадает. Мы сегодня не настолько богаты, чтобы позволить себе топтаться на месте и расточать ресурсы.

А в каком состоянии находятся филиалы транспортных вузов? Последний серьезный ремонт в некоторых из них осуществлялся в 2003 году, когда МПС, прежде чем его ликвидировали, направило приличные деньги на поддержку железнодорожных техникумов и колледжей. Состояние многих филиалов, скажем мягко, не самое благоприятное.

Мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы мы в когорте российского образования, которое идет вперед с новыми принципами и прорывами, заняли свою достойную нишу. Сегодня кто-то поднимает шумиху о том, что ряд вузов неправильно объединили, но, поверьте, через пару лет они покажут свое преимущество.

Транспортные вузы, обремененные текущими эксплуатационными задачами, слишком замкнулись на себе и боятся изменений. О каком развитии науки может идти речь? Красноречивый пример: в Министерстве образования сейчас реализуют проект 5-100, под этот конкурс выделили большие средства. А наши вузы даже не отвечали критериям конкурсного отбора.

У нас всегда была отраслевая наука, которая решала эксплуатационные вопросы. Но сегодня наступает другое время, и диссертации на такие темы не сильно востребованы. В основе диссертаций не должны быть только рационализаторские предложения, ведь наука – это открытие принципиально новых подходов.

Однако, если кто-то считает, что все это не так, давайте разбираться и налаживать диалог. В ближайшее время каждая отрасль должна представить свое видение концепции развития транспортного образования. На основе этих предложений и будут формироваться разделы документа, который затем будет представлен на общественное и экспертное обсуждение. Лишь потом проект документа будет представлен на утверждение министра. У каждого вида транспорта, исходя из задач транспортной стратегии, есть свои ориентиры, которым мы должны соответствовать. В целом вся эта система как раз и должна получить новое движение во главе с Российским университетом транспорта.

Морские вести России №13 (2016)

На базе Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II создаётся Национальный (Российский) университет транспорта. Учредителем нового образовательного учреждения станет Минтранс. Не исключено, что реорганизация ждёт и региональные отраслевые вузы.


- Борис Алексеевич, для чего создаётся Национальный университет транспорта?
- В соответствии с задачами Транспортной стратегии России очень важно обеспечить реальное взаимодействие различных видов транспорта. Логистика, техническое и технологическое сопряжение имеют сегодня большое значение. То же и с вопросами экологии, экономики, правового обеспечения - их решение должно стать общим для всей транспортной отрасли. Исходя из этого необходимы специалисты, способные решать общетранспортные задачи и проблемы. Так что создание объединённого транспортного вуза логично и актуально.


Объединение транспортных вузов - это следование тренду укрупнения образовательных организаций, заданному Минобрнауки?
- Идея создания национального транспортного вуза родилась более десяти лет назад, когда упоминаемый тренд ещё не существовал. Однако к решительному шагу нас подтолкнула именно реформа, проводимая сейчас Минобрнауки. Образовательная политика государства сегодня направлена на создание крупных университетов, поэтому в данном случае мы в общем тренде.
Но главное, что путём объединения вузов различных видов транспорта получим системную структуру, которая будет работать на кадровое и научное обеспечение единого транспортного комплекса. Под эту задачу планируется выстраивать образовательный процесс. Он будет решать двуединую задачу: подготовку специалистов общетранспортного профиля с гарантией кадрового обеспечения потребностей различных видов транспорта.

С чем связано то, что Национальный университет транспорта будет образован именно на базе МИИТа?
- Изначально Императорское Московское инженерное училище ведомства путей сообщения (позже - МИИТ) создавалось как комплексный транспортный вуз. В его составе помимо железнодорожного были различные профильные факультеты. В 30-40-е годы прошлого века, когда возобладала идея дезинтеграции транспортного образования, на базе этих факультетов было создано шесть вузов транспортного профиля, в том числе МАДИ и Ленинградский институт инженеров водного транспорта.
Так что сегодня мы возвращаемся к первоначальной идее общетранспортного вуза, и базой для него избран ведущий транспортный университет России. К нему планируется присоединить столичные вузы транспорта (МАДИ, МГАВТ, МГТУГА) и, возможно, научные организации Минтранса России.
Символично, что процесс создания Национального университета транспорта на базе МИИТа стартовал в год 120-летия вуза. В соответствии с сегодняшними планами Минтранса этот статус университет может получить уже в этом году.

Каковы будут структура и система управления вуза?
- Планируется, что в составе Национального университета транспорта будут водная, автомобильная, авиационная и железнодорожные академии, а также институты. Специфические подразделения вузов, которые готовят работников для конкретных отраслей (например, Институт транспортной техники и систем управления и Институт пути, строительства и сооружений МИИТа - для ОАО «РЖД»), будут функционировать в прежнем алгоритме с ориентацией на отраслевых работодателей.
Те же подразделения вузов, которые готовят для транспорта специалистов сходного профиля (юристов, экономистов, экологов и пр.), будут объединены, и специфика их деятельности будет связана с транспортом в целом. Стоит отметить, что Национальный университет транспорта должен стать головным для региональных транспортных вузов.
Наконец, надо признать, что факт отсутствия Национального университета для транспорта явно противоречит той роли, которую он играет для экономики и международного престижа. Надеемся, что это несоответствие скоро исчезнет.

Каким образом создание НУТ-МИИТ может повлиять на эффективность и престиж транспортного образования?
- Престиж транспортного образования вот уже более двух веков на самом высоком уровне. Надеюсь, что Национальный университет транспорта приумножит эти традиции.
А вот интеграция научно-педагогического потенциала отрасли в крупный научно-образовательный комплекс явится гарантией, что объединённое учебное заведение станет системным интегратором в области транспортного образования и науки, ведущим методическим и методологическим центром, разрабатывающим самые современные программы обучения для отраслевых учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.
Национальный статус вуза предусматривает его государственную поддержку. Будем надеяться, что для ведущих учёных страны появится мотивация преподавания в НУТ-МИИТ. Разумеется, будем продолжать готовить собственные высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

Как укрупнение может сказаться на преподавателях и студентах?
- Первостепенная задача - ни в коем случае не ущемить интересы работников и студентов присоединяемых к МИИТу вузов. В этом отношении у нас есть положительный опыт, когда в состав университета безболезненно вошли Российская академия путей сообщения и Российский государственный открытый технический университет путей сообщения - ныне Российская открытая академия транспорта.
В соответствии с параметрами определённой нам федеральной «дорожной карты» за последние пять лет мы сократили более тысячи сотрудников. Но этого никто не почувствовал, поскольку оптимизация штата вуза происходила в основном за счёт административного аппарата, работников, ушедших на пенсию, объединения функций и т.д. Профессорско-преподавательский состав объединённого вуза превысит 4 тыс. человек, и наша общая задача - соблюсти интересы каждого из них.

Идея такова, что выпускники НУТа должны быть специалистами широкого профиля. Не скажется ли это на уровне их подготовки для работы в конкретной отрасли?
- МИИТ уже реализует практически все общетранспортные направления подготовки: логистика, безопасность на транспорте, экология и экономика транспорта, транспортное право и т.д. Схожа и подготовка специалистов в области машиностроения для различных транспортных отраслей.
То же самое относится и к сфере транспортного строительства. В железнодорожных вузах готовят специалистов в области строительства железных и автомобильных дорог и мостов, транспортных тоннелей, гражданских сооружений. Фактически уже сейчас МИИТ, как и МАДИ, работает на кадровое обеспечение транспортно-строительного комплекса. В Национальном университете транспорта профиль таких смежных кадров станет ещё более широким.


Не все автодорожники и авиаторы в восторге от идеи единого научно-образовательного транспортного комплекса, ссылаясь на то, что это погубит их высшую школу. Нет ли таких опасений в отношении железнодорожного образования?
- Против объединения в основном выступают не сотрудники и студенты этих вузов, а их выпускники, уже работающие на производстве. Естественно, они высоко оценивают роль своих учебных заведений и опасаются, что после слияния нарушатся или сократятся объёмы подготовки работников для профильных отраслей. Но такой проблемы не возникнет. Ни ОАО «РЖД», ни любая другая транспортная компания не останется без качественных кадров.

Создание НУТа - исключительно столичная история? Или подобная реорганизация ждёт и региональные вузы?
- Есть вероятность, что все транспортные вузы рано или поздно будут иметь одного учредителя. Это позволит избавиться от филиальной сети, к которой у Минобрнауки имеется ряд претензий. К примеру, если Нижегородский филиал МИИТа интегрировать в состав Волжского государственного университета водного транспорта, то получим многопрофильный транспортный вуз в Нижнем Новгороде. Но надо понимать, что такая схема годится не для всех. В Санкт-Петербурге есть недавно объединённый университет морского и речного флота, а также сильный вуз гражданской авиации. Поэтому вопрос слияния их с ПГУПСом вряд ли актуален.

Каким образом будет строиться взаимодействие Национального университета транспорта и ОАО «РЖД»?
- В компании понимают, что объединение транспортных вузов - веление времени. Подготовка специалистов-железнодорожников будет одним из главных приоритетов НУТ-МИИТ, а взаимодействие с ОАО «РЖД» станет ещё более тесным.
Совместно с руководством холдинга мы решаем, что делать с обширной филиальной сетью МИИТа, ведь по требованию Минобрнауки у Национального университета не должно быть филиалов. Начался процесс передачи филиалов МИИТа другим вузам Росжелдора. Учреждения, которые реализуют программное обеспечение, в основном будут отданы ПГУПСу, РГУПСу и СамГУПСу. Что касается филиалов ВПО, есть предложение передать их учебные здания железным дорогам по территориальному принципу. После этого они на безвозмездной основе предоставят нам эти площади, чтобы, как и прежде, работники ОАО «РЖД» смогли обучаться на местах, не приезжая в Москву. Надеемся, что с этим согласится президент компании.


Когда можно ожидать открытия Национального университета транспорта?
- Сначала передача филиалов. Следующий шаг - переход университета в ведение Минтранса. Вполне вероятно, Национальный университет транспорта появится в конце этого года. Наши абитуриенты должны знать, что, поступая в вуз в этом году, они получат диплом об окончании Национального университета транспорта Императора Николая II (МИИТ).