Кариев А.Д., Сарсекова Г.К.

преподаватели кафедры педагогики,

Государственный университет имени Шакарима города Семей,

г. Семей, Республика Казахстан

Разработка семинара «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

Цель: формирование знаний о роли современных технологиях как инструмента управления качеством образования.

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация.

Методы обучения: работы в творческих группах, интерактивные методы («Подари цветок»,«Анкета-газета»)

План проведения семинара:

1. Метод «Подари цветок»

2. Увертюра (открытие семинара)

3. Резюме модератора семинара о роли современных технологий как инструмента управления качеством образования

4. Презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

5. Метод «Анкета-газета»

6. Закрытие семинара

Ход работы семинара

1. Метод «Подари цветок». Сейчас я кому то из участников подарю этот цветок и объясню, почему я это делаю, в свою очередь этому участнику необходимо подарить цветок кому – либо из участников семинара, пояснив мотивацию дарения цветка и т.д.

2. Увертюра (модератор открывает работу семинара и делает небольшое теоретическое вступление):

Тема семинара: «Современные технологии как инструмент управления качеством образования».

Цель семинара:формирование знаний о роли современных технологиях как инструмента управления качеством образования.

Семинар будет проходить в интерактивном режиме, т.е. с использованием комплекса интерактивных методов.

3.Резюме модератора семинара о роли современных технологий как инструмента управления качеством образования.

Ключевое понятие темы и содержания семинара - «Современные технологии»

4. Презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

На данном семинаре мы будем искать ответы на следующие проблемные вопросы:

1.Являются ли современные технологии инструментом управления качеством образования? Если да, то почему?

2.Какими современными технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции?

3.Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное развитие?

На сегодняшний день происходит процесс перехода от знаниевой образовательнойпарадигмы к компетентностной образовательнойпарадигме.

Для начала необходимо рассмотреть основные понятия нашего семинара: компетентность, качество образования, технология, педагогическая технология.

Компетентность - это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности .

Качество образования - совокупность свойств и характеристик услуг в области обучения и просвещения, придающих им способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности .

Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Селевко Г.К.) [ 3 ].

5. Метод «Анкета-газета»

Вам необходимо на ватмане выразить свое отношение или дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, сти­хотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.

6. Закрытие семинара

Семинар хотелось бы закончить следующими словами Френсиса Бэкона: Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.
Литература:

1. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения - СПб.: Питер, 2004. - 541 с

2. Паньшина, Т.В. Мониторинг качества образования: Учебное пособие. - Алматы: Триумф «Т», 2007. - 104 с.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816с.

Болдарева Светлана Александровна,

заведующий, МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи:

  • систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании «компетентностный подход», «компетентность»: смыслы и содержание понятий;
  • проанализировать и определить влияние применения современных технологий в контексте компетентностного подхода на качество образования детей;
  • обменяться имеющимся опытом работы по проектированию способов перехода на компетентностный подход в образовательной практике учреждений дополнительного образования

Оборудование: компьютер, проектор, мэкран, музыкальный центр; презентация «Современные технологии как инструмент управления качеством образования”; карточки для игры “Последствия”; памятки “Условия формирования ключевых компетенций”; визитки, мячик, ручки, чистые листы бумаги, фломастеры.

План проведения семинара-практикума

  1. 1.Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.
  1. Вступительная часть
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть

1. Деловая игра
2. Игра “Проблема на ладошке”
3. Игра “Последствия”

  1. Рефлексия
  2. Итог семинара

І . Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

2. Упражнение “Представление”

Каждый участник оформляет в произвольной форме карточку-визитку, где указывает своё имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитка крепится так, чтобы её могли прочитать.

Даётся 3-4 минуты для того, чтобы все участники сделали свом визитки и подготовились к взаимному представлению, для чего они объединяются в пары, и каждый рассказывает о себе своему партнёру.

Задача - подготовиться к представлению своего партнёра всей группе. Основная задача представления - подчеркнуть индивидуальность своего партнёра, рассказать о нём так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди представляют своего партнёра, начиная презентацию со слов: “Для … самое главное…”.

II. Вступительная часть

1. Эпиграф семинара.

Кто не хочет применять новые средства,
должен ждать новых бед

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон - один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата “Опыт и наставления нравственные и политические”

Учитель и ученик растут вместе:
обучение - наполовину учение. Ли Цзи

III. Теоретическая часть

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества - качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “Выпускника умеющего, творческого”, имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

“Компетенция” - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели.

“Компетентность” - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому педагогу для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Попробуем разобраться в этом вопросе.

IV. Практическая часть

1. Деловая игра

Участники делятся на три группы “обучающиеся”, “педагоги”, “эксперты”

Первый вопрос для обсуждения: когда обучающемуся не интересно учиться? Когда педагогу не интересно учить?

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и предоставляют группе “экспертов”, которые готовят информационную справку для аудитории.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее актуальные для данной аудитории проблемы и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие проблемы:

1. Недостаточный уровень владение педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.
2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.
3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и “пассивными” методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения: станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики?

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективные, по мнению данной аудитории, технологии и озвучивают их.

Предположим, что выделены следующие технологии:

- личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

- здоровьесберегающие технологии , отличительной особенностью которых является приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье - обязательное условие образовательного процесса;

- информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

- игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

- проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций.

- проектные технологии , суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Компетентностный подход предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения. Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки. Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

2. Практикум

Педагоги Центра применяют в практике своей деятельности современные технологии, активные методы обучения, новые формы проведения занятий и мероприятий.

Наиболее успешным мы считаем применение игровых технологий Н.Е.Щурковой. Мы имеем определённый опыт и результат в данном направлении.

Игра “Проблема на ладошке”

Ход игры:

Каждому участнику предлагается посмотреть на проблему как бы со стороны, как если бы он держал её на ладошке.

Ведущий держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к участникам семинара: “Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля - это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?” (музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

Участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.

Комментарий конце игры: успех игры возможен при соблюдении двух условий.

Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Это может быть свеча, цветок, орех, шишка… - практически любой предмет, но главное, отвечающий требованиям эстетического вкуса. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Предъявлять предмет не вещно, объективно, а в его социокультурном значении. Свеча - огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок - не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира.

Во-вторых, здесь не может быть “правильных” и “неправильных” ответов. Главное - движение мысли. Наши проблемы не могут существовать только внутри нас, если существование понимать как жизнь в мире людей.

Игра “Последствия (Приложение 2 )

Человеку, в отличие от животных, свойственно предвосхищать события, предвидеть будущее путём логических операций, анализа событий, поступков, слов, действий. На умение предвидеть последствия влияет наш опыт.

Ход игры:

  1. Участник сообщает о совершенном действии

(действия написаны на карточках: “Я принёс и вручил цветы хорошему человеку”, “Я грубо надсмеялась над коллегой”, “Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть”, “Я начала курить”, “Нашла чей-то кошелёк и присвоила себе деньги”, “Я много читаю”, “Начала по утрам делать зарядку”, “Я сказала некрасивой, что она некрасивая”, “Забываю, зачем прихожу на работу”, “всегда довожу любое дело до конца”).

  1. Перед участником возникают поочерёдно Последствия происшедшего, произнося: “Я

твоё последствие первое, я говорю тебе…”.

Последствие-1 сообщает, что последует “сейчас” после совершенного участником; Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта “через неделю”;

Последствие-3 рисует картину “через месяц”;

Последствие-4 предвидит неотвратимое “в зрелые годы”;

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придёт участник в конце жизни.

  1. Выслушав предсказания будущего, участник принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает участник, написано на карточке, которую он выбирает из корзины, то при отказе от действия на будущее играющий рвёт карточку, а при утверждении своего поступка оставляет карточку у себя в знак “присвоенного” поступка.

Вопрос участникам семинара в конце игры : что думалось во время игры?

V. Рефлексия

1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное - не навредить!”

2. Вопрос к участникам семинара:

Что является условием формирования или развития компетенций.

Итак, ключевые компетентности формируются , если (Приложение 3 ):

  • обучение носит деятельностный характер;
  • идет ориентация образовательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности обучающегося за результаты своей деятельности (для этого необходимо увеличить долю самостоятельности работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера);
  • создаются условия для приобретения опыта и достижения цели;
  • применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность педагога за результаты своих обучающихся (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, дифференцированное обучение, развивающее обучение);
  • происходит усиление практической направленности образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы);
  • педагог умело управляет обучением и деятельностью обучающихся. Еще Дистервег говорил, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить”, а для этого он должен сам обладать педагогической компетентностью).

VI. Итог семинара-практикума

1. Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам - предложи обучающимся - поделись с коллегами - найди единомышленников - объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

2. Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. - М.: ИКЦ “МарТ”: - Ростов н/Д, 2006.

2. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. - М.: Педагогическое общество России, 2002, - 224 с.

3. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет- журнал "Эйдос".

4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

Семинар учителей начальных классов МОУ Захаровская СОШ

Доклад на тему: «Современные технологии как инструмент управления качеством образования».

Глазкова А.П. учитель начальных классов Захаровская СОШ

1 слайд

2 слайд

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Киплинг

Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В России проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

3 слайд Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования.

Из чего оно складывается?

    4 слайд Из высокого уровня профессионализма педагогов

    Из создания комфортности в обучении школьников

    Прочности знаний учащихся

    Соблюдение санитарно-гигиенических норм

    Из материально-технического обеспечения школы.

5 слайд Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования.

Составляющие качества образования:

    качество обученности школьников по образовательным областям;

    качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

    качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);

    качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

    качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).

6 слайд Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это самый благородный; путь поражения – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый трудный» Нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии.

Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения.

Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, для повышения качества образования, учитель должен управлять:

целеполаганием учащихся;

мотивацией их деятельности;

формированием умений учащихся;

созданием обратных связей «учитель – ученик»;

созданием проблемных ситуаций;

комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием.

Методическая работа в начальной школе:

    следование традициям и внедрение новации;

    повышение компетентности учителя;

    освоение и внедрение в работу новейших информационных технологий;

    определение причин типичных затруднений школьников и их коррекция;

    выявление уровня сформированности системы качества знаний учащихся;

    накопление и фиксирование индивидуальных достижений школьников путём оформления портфолио;

    организация проектной деятельности, позволяющей развивать творческие способности учащихся.

Целевые направления:

    совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

    создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

    обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

    создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

    совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

    обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

    совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи:

    обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

    формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;

    создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;

    организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Задача учителя – создать благоприятные условия в классе для коллективной работы и умело управлять этим процессом.

7 слайд Технологии и методики, применяемые в начальной школе:

    технология личностно-ориентированного образования;

    технология уровневой дифференциации;

    технология игрового обучения;

    технология системно-деятельностного подхода (проблемное обучение);

    проектная деятельность;

    здоровьесберегающие технологии;

    информационно-коммуникационные технологии.

1) Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.

8 слайд 2 ) В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников - учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра - важное средство повышения у учащихся интереса к учению.

В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся.

Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.

9 слайд 3) Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Заслуживает внимания коллективная форма познавательной деятельности.

Что же собой она представляет? Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. – работа в парах, группах.

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить её результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий, которыми должен владеть современный учитель.

Основа Стандарта - системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:

    формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

    проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

    активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

    построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе:

    уметь выбирать и использовать современные

образовательные технологии

    использовать технологии оценки

    современные технологии проектирования образовательной среды

10 слайд Технология -

    это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология -

    это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Критерии, составляющие сущность педагогической технологии:

    однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

    отбор и структура содержания (что);

    оптимальная организация учебного процесса (как);

    методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

    учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

    объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Образовательная технология:

    легко вписывается в учебный процесс;

    позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

    обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

    обеспечивает интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

    обеспечивает доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

    отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

    четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Технологии

    Развивающее обучение;

    Проблемное обучение;

    Разноуровневое обучение;

    Коллективная система обучения (КСО);

    Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

    Исследовательские методы обучения;

    Проектные методы обучения;

    Технология « дебаты»;

    Технологию модульного и блочно- модульного обучения;

    Лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

    Технология развития «критического мышления»;

    Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

    Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

    Информационно – коммуникационные технологии;

    Здоровьесберегающие технологии;

    Систему инновационной оценки « портфолио»;

    Технологию дистанционного обучения

    технология мастерских

    групповое обучение

Большое распространение получили следующие образовательные технологии:

11 слайд

    коммуникативные технологии

    игровые технологии

    исследовательские технологии

(метод проектов, эксперимент, моделирование)

Что такое технология и чем она отличается от программы и методики?

Программа - это прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка-дошкольника.

А технология - это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются.

То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?».

А технология - на вопрос «как делать?».

Авторы некоторых программ пытаются сейчас прописать не только цели, задачи и содержание образования, но и ответить на вопрос «как этого достигнуть?» - разрабатывают технологию реализации своей программы. Но учитель сам в состоянии поискать ответ на вопрос «как реализовать программные задачи?», т.е. вполне может стать разработчиком собственной технологии.

Уважаемые коллеги! В концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их ресурсных возможности, подготовленности и готовности учителя и наличия различных условий и т.д.). Рекомендуем приоритет отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям (не отрицая использования и других).

Вне зависимости от реализуемого УМК для достижения нового качества образования новые стандарты рекомендуют использовать в образовательном процессе

    технологию деятельностного метода - строить процесс обучения на основе учебных ситуаций;

    технологию портфолио;

    учебный диалог как специфический вид технологии;

    технологию проблемного (эвристического) обучения;

    технологии уровневой дифференциации;

    коммуникативные технологии

    игровые технологии

    исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование)

    технологии дополнительного образования по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, проектная деятельность;

    технологии выявления и поддержки одарённых детей и др.

Исследование и проект?

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

Подготовка и защита презентации;

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования.

Выбор метода (методики) проведения исследования.

Описание процесса исследования.

Обсуждение результатов исследования.

Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Образовательные технологии деятельностного типа

(УМК «Планета Знаний»)

    проблемно-диалогическая технология;

    технология мини-исследования;

    технология организации проектной деятельности;

    технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов);

Классификация технологий

I. Современное традиционное обучение.

II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

    Педагогика сотрудничества;

    Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог);

    Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Николаевич - учитель литературы, Санкт- Петербург),

III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

    Игровые технологии;

    Проблемное обучение;

    Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Ефим Израилович - профессор Липецкого педагогического института);

    Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской (Китайгородская Талина Александровна - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова);

    Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова (Шаталов Виктор Федорович - профессор Донецкого открытого университета).

IV. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

    Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой (Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов, Москва);

    Дифференцированное обучение;

    Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова (Фирсов Виктор Васильевич - руководитель центра "Образование для всех", Москва);

    Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой (Закатова Ирина Николаевна - директор культурологического комплекса, г. Ярославль);

    Технология индивидуализации обучения (Инге Унт - профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич - доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса).

    Технология программированного обучения (Б.Скиннер - американский психолог, В.П. Беспалько);

    Групповое и коллективное обучение (Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, г. Красноярск);

    Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

V. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

    Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович);

    "Экология и диалектика" (Тарасов Лев Васильевич -. профессор);

    "Диалог культур" (Библер Владимир Соломонович - Российский гуманитарный университет, Москва, Курганов Сергей Юрьевич - учитель, г. Курган);

    Укрупненные дидактические единицы (Эрдниев, Пюрвя Мучкаевич - академик РАО).

VI. Технологии развивающего обучения:

    Система развивающего обучения Л.В. Занкова (Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог и психолог, академик АПН СССР);

    Развивающее обучение Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Эльконин Даниил Борисович (1918-1959) - виднейший советский психолог, Давыдов Василий Васильевич - академик);

    Технология саморазвивающего обучения (Селевко Герман Константинович - научный руководитель авторской школы, г. Рыбинск).

VII.Частнопредметные педагогические технологии:

    Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики);

    Технология обучения математике на основе решения задач (Хазанкин Роман Григорьевич - учитель, г. Белорецк);

    Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики, Санкт-Петербург);

    Система поэтапного обучения физике (Палтышев Николай Николаевич - преподаватель физики, г. Одесса);

    Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Андреева Елена Владимировна - преподаватель информатики, Москва, Фалина Ирина Николаевна - преподаватель информатики, Москва

Мы рассмотрели на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых обеспечивает высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Завершить хотелось бы словами В.П. Беспалько «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала».

4) Учебный проект «Использование современного оборудования и технологий в построении образовательной среды на основе деятельностного метода».

5) Проект «Развитие памяти» на уроках русского языка.

6) Предметные декады в начальной школе.

7) Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Информационно-коммуникативные технологии

С оснащением школ интерактивным оборудованием я стала изучать и активно внедрять в свою работу информационно-коммуникативные технологии. Благодаря наглядности и интерактивности класс вовлекается в работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Использую информационные технологии на любом этапе урока, будь то актуализация, введение новых знаний или контроль, а также во внеклассной работе. Активно применяю уже готовые обучающие компьютерные программы, так и создаю собственные презентации. Одним из основных направлений применения ИКТ в моей практике использование материалов электронных пособий по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», аудиоприложение «Литературное чтение» использую на этапе первичного восприятия литературного произведения и на этапе обучения выразительному чтению (после анализа произведения)

На этапе первичного закрепления знаний использую

интерактивную игру

Новый, велосипед, катится, руль, колесо, проехал, вы, круглый, они, быстрый, она, поездка, обгонять, я.

Распределяют слова по частям речи(имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение)

Игра «Помоги братьям Лосям спуститься на землю!»

Задание. Распредели слова по группам, опираясь на местоимения, которыми можно их заменить.

Он она оно они.

Озеро, ученики, платье, ребята, деревья, пальто, коньки, лисица, лампа, мальчик, книга, платок, ученица, облако.

Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

10 слайд

Проблемное обучение

Применение т ехнологии проблемного обучения , учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.

Использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.

Русский язык.2 класс. Тема: «Местоимение» Постановка проблемы.

Дети получают задание.

Задание. Прочитайте слова и распределите их по группам.

Синий, самокат, крутится, якорь, собака, учится, вы, красный, они, сильный, барабанщик, гуляет, я.

Все ли слова выписали?(Нет)

Почему не смогли выписать все слова?(Так как некоторые слова она, вы, они, я нельзя отнести ни к одной из известных нам частей речи)

На какой же вопрос нам предстоит ответить ? (Какой частью речи являются эти слова?)

Какие есть предположения?(ситуация затруднения, высказывают предположения)

Как же определить, какой частью речи являются эти слова?(Можно прочитать в учебнике) Откройте учебник на с.101 и прочитайте правило сначала про себя, а затем вслух.

Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.

Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

На уроках я провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, создали мини-проекты «Режим дня и здоровья», «Уход за зубами», «Сохранение зрения», «О вреде курения».

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю формировать на уроке у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.

Читая произведения по темам «Люблю природу русскую» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето») я учила детей воспринимать природу как лечебницу, как источник бодрости, радости и счастья.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.

На уроках русского языка использую для записи пословицы и поговорки о здоровье.

Например: Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду.

Русский язык. 2 класс. «Местоимение»

Гимнастика для глаз . Использовала на уроке офтальмотренажёр «Береги зрение», провела подвижную музыкальную физминутку.

Психологический климат на уроке.

Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Лист настроения». Из изображенных на нём смайликов они должны выбрать одну, соответствующую их настроению на данный момент.

  

В конце урока предлагаю выбрать смайлик снова. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок.

В своей работе применяю технологию уровневой дифференциации

Использую разные способы дифференциации заданий: по уровню творчества, по уровню трудности; по объёму учебного материала; по степени самостоятельности. Часто задаю на дом дифференцированные домашние задания.

Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам.

Карточка №1

Подчеркните местоимения.

Сынок, когда ты успел все убрать? На ветке сидел воробей, он чистил свои перышки.

Мы живем в одном доме. Они помогают мне учиться. Вы очень старались на уроке. Я учусь во втором классе.

Карточка №2

Вставьте местоимения.

Рисую елочку, а ____ что будешь рисовать? Завтра ____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь? Почему ____ улетают? Завтра _____ пойду в лес.

Карточка №3

1. Вставьте местоимения .

Рисую елочку, а ______ что будешь рисовать? Завтра _____ пойдем на речку. Кого _____ ждешь?

Почему ______ улетают? Завтра _____ пойду в лес. _____ очень старались на уроке. ____ учусь во втором классе.

Выбери любое одно предложение и распространи его второстепенными членами.

Я пою. Они поют. Мы поём.

______________________________________________________________________

Домашнее задание.

Задание 1.

Выпиши из словаря 10 слов и замени их местоимениями. Задание 2.

Спиши текст, заменив повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Самое большое гнездо у орла. Гнездо сделано из толстых сучьев. Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на берёзовой веточке. Задание 3.

Составь и запиши несколько предложений о сегодняшнем уроке, используя местоимения.

Показатель эффективности реализации:

    Повышается уровень мотивации учения.

    Каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей.

    Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать успех.

Технология использования игр и игровых форм организации учебной деятельности

Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Использую следующие виды игровой деятельности:

Короткие игры использую для усвоения конкретного правила, отработки навыка и т. д. (применяю на этапе введения, объяснения, закрепления, контроля)

«Дополни слово», «Эстафета», «Найди пару» (подобрать синонимы к словам) , «Аукцион»(подобрать как можно больше слов по схеме)и т.д.

Игровые оболочки (представление урока в виде целостной игры: урок-игра, урок-КВН, урок –путешествие, урок -сказка )

Например: «Путешествие в страну Глаголию»

Сюжетно-ролевые игры (разыгрывание ролей, имитация профессиональной деятельности и т.д.)

Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения процесс – воображение.

Например: Русский язык. 2 класс. Тема: «Местоимение»

Дети разыгрывают роли сказочных героев (лягушки и мышки) из сказки «Теремок»

Стоит в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

-Терем- теремок! Кто в тереме живёт?

- Я , мышка-норушка! А ты кто?

я лягушка – квакушка.

Иди ко мне жить!

Стали они вдвоём жить.

Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

На что указывает слово он ? (терем)

Кто себя называет словом я ?(мышка, лягушка)

Вместо каких имён существительных употребляется слово они ? (мышка, лягушка)

Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

Какой частью речи являются слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они?

- Что такое местоимение?

Игра «Узнай местоимение»

(хлопните в ладоши, если услышите местоимения)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я , и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

Т.Собакин

Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике использую предметные, межпредметные проекты.

Окружающий мир: «Родной город», «Города России», «Красная книга», « Профессии», « Моя родословная». Русский язык: «И в шутку, и всерьёз», «Рифма», «Пишем письмо Деду Морозу». Литературное чтение: «Мой любимый детский журнал», газета «День Победы -9 мая»

Математика: «Математика вокруг нас», «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами» Технология: «Убранство избы» , «Аквариум»

В рамках реализации программы «Школа –цветущий сад» выполнены проекты

«Зелёный двор», « Цветы для клумбы. Выращивание декоративной пальмы (клещевины)»,

« Кормушка» и др.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Технология Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех. Портфолио включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, о посещении выставок, спектаклей, фото и др.).
Портфолио моих учеников состоит из разделов:
“Я и моя семья”, “ Моё имя”, “ Семейное древо”, «Моя учёба» , «Моя жизнь»“ Копилка достижений”, « Моя самооценка».

Раздел «Я и семья» предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио и его семьи.


«
Моё имя» - ребенок помещает информацию о том, что означает имя.

« Семейное древо» - заполняют информацию о членах семьи.

В разделе “ Моя учёба” ребята размещают свои лучшие сочинения, диктанты, контрольные работы, успешно выполненные тесты, проекты, творческие работы (стихи рисунки, фотографии объёмных поделок)
“ Моя жизнь” в нем ученики помещают информацию, фотографии, рисунки, рассказывающие об участии во внеурочной деятельности.
“ Копилка достижений ” помещают сертификаты об участии в конкурсах, грамоты и дипломы.

«Самооценка» оценивает свои достижения и возможности.

Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно, повышается качество знаний по предмету.

Результативность применения современных технологий:

- повышение мотивации к обучению;

- 100% обученность по всем предметам;

- положительная динамика качества знаний (по результатам диагностических работ);

- повышение результативности участия в школьных, районных, городских и всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, для повышения качества образования необходимо:

    использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

    продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;

активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет






«Компетенция» - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая позволяет ставить и достигать цели. «Компетентность» - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к деятельности, основанной на знаниях и опыте.








Второй вопрос для обсуждения Станет ли педагогу интересно учить, а обучающемуся интересно учиться, если использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии и методики? Подберите как минимум по 3 довода, которые, по вашему мнению, доказывают эффективность технологии, способной повысить интерес к процессу обучения.


Требования компетентностного подхода к педагогам поиск новых форм, методов, технологий обучения; ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений; не тратить время на открытие уже известного. Владение системой технологических знаний важнейший компонент и показатель педагогического мастерства современного педагога




«Проблема на ладошке» Два условия успеха игры: Во-первых, - наличие предмета, символизирующего проблему. Профессионализм педагога заключается не в подборе предмета, а в умении предъявлять его детям. Свеча – огонь, свет, человеческая мысль, разум. Цветок – не растение, вырабатывающее кислород, а Красота мира. Во-вторых, здесь не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Главное – движение мысли.








Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования

Повышение качества образования является одной из основных задач модернизации российского образования. Важнейшим критерием педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. То есть педагог это мастер, который умеет учить всех детей без исключения. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

В основе управления качеством образования лежит переход от методики преподавания к внедрению в учебный процесс образовательных технологий.

Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика ― это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определённому учебному предмету. Методы обучения ― способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности. Понятие «методика» выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий обучения и воспитания.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, какие задачи решить, как организовать обобщение материала и т. д.), то в образовательных технологиях, как правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии предписывают определённую последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Существует множество определений технологии обучения, в которых, как отмечает Г.К. Селевко, в той или иной степени подчеркиваются следующие критерии технологичности. К таким критериям относятся концептуальность, системность, управляемость, эффективность о воспроизводимость.

Критерий концептуальности заключается в том, что каждая из технологий основана на одной или нескольких теориях (философских, педагогических или психологических). Например, программированное обучение основывается на бихевиористской теории; развивающее обучение - на теориях учебной деятельности и содержательного обобщения; интегральная технология - на идее укрупнения дидактических единиц и др.

Системность характеризуется логикой построения, взаимосвязью элементов, завершенностью и структурированностью материала и деятельности.

Управляемость ― это возможность эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся за счет диагностической постановки целей; проектирования процесса обучения; «встроенного» контроля, который позволяет корректировать результаты и сам процесс отбора средств и методов обучения.

Эффективность предполагает достижение запланированного результата с оптимальными затратами средств и времени на обучение.

Воспроизводимость предполагает возможность тиражирования, передачи и заимствования технологии другими педагогами.

Практическим воплощением методики является план урока учителя, где прописывается, в частности, определённая последовательность этапов, действий педагога, а иной раз – и учащихся.

Технология же будет содержать:

Диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия учащихся, которыми они овладевают на протяжении определённого отрезка учебного процесса. Эти действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют, приводят примеры, сравнивают, применяют и т.д.; цели могут быть определены также с помощью системы разноуровневых задач;

Наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий, которые приводят к запланированному результату;

Наличие в основе каждой технологии одной или нескольких педагогических или психологических теорий;

Возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология строится на объективных научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;

Наличие диагностических процедур, которые содержат показатели, инструментарий измерения результатов; эти процедуры представляют собой входной, текущий, итоговый контроль, который необходим для коррекции знаний, умений обучающихся и самого образовательного процесса.

Характеристика современных образовательных технологий,

обеспечивающих качество образования

В настоящее время в литературе описано множество технологий. Чтобы лучше понять сущность технологий, важно их упорядочить, найти основания для их систематизации. В качестве таких оснований различными авторами предлагаются: целевые установки, содержание обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся, способ управления познавательной деятельностью обучаемых, масштаб применения.

Основные современные технологии, направленные на обеспечение качественного образования, характеризуются переходом:

От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

От чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

От ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, кто конкретно воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Современному учителю как технологу учебного процесса необходимо свободно ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Наиболее популярными и широко используемыми являются: технология личностно-ориентированного обучения и воспитания, технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения, проектная деятельность, адаптивная система обучения, развивающее обучение, интеграция, дискуссионные формы обучения, игровые технологии, технология безотметочного обучения, информационные и компьютерные технологии, технология групповой деятельности, игровые технологии, проблемное обучение, технология учебного исследования, технологии различных видов самостоятельной работы учащихся.

Развитию познавательной активности, повышению учебной мотивации школьников и обеспечению качества образования способствуют также нестандартные формы организации учебного занятия (урок-игра, урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-путешествие, мультимедиа урок, урок-конференция, деловая игра, урок-викторина, урок-лекция, рыцарский турнир, телемост, урок-спектакль, урок-диспут, урок-КВН, дебаты).

Одной их современных технологий, направленной на повышение качества образования, является интерактивное обучение.

Преимущества интерактивных форм обучения очевидны, поскольку:

Обучающиеся осваивают новый материал не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников процесса обучения;

Сокращается доля классной нагрузки и увеличивается объем самостоятельной работы;

Обучающиеся приобретают навык владения современными техническими средствами и технологиями поиска, извлечения и обработки информации;

Вырабатывается умение самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности.

Интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов учителя и учащихся. Они делают образование более индивидуальным. При этом важно понимать, что использование сетевых ресурсов не должно исключать непосредственного общения учителя с учениками и учеников между собой.

Применение интерактивных форм эффективно там, где это действительно необходимо. Любая технология должна иметь определенную специфику в зависимости от возраста учащихся и содержания изучаемого материала.

В начальной школе требования к технологиям могут быть следующие:

Использование разнообразных технологий безотметочного обучения – безотметочная система оценивания на протяжении всей начальной школы, обучение детей само- и взаимооцениванию, свобода выбора школами системы оценивания;

Расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;

Построение образовательного процесса с использованием технологий организации учебного сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, их коммуникативного опыта в совместной деятельности, постепенный переход от устных к письменным видам коммуникации, в том числе – с использованием возможностей информационных технологий;

Использование игровых технологий, способствующих решению основных учебных задач на уроке.

В основной школе требования должны меняться. Основой интересов и потребностей подростков является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной, личностной. В связи с этим, технологический аспект основной школы должен заключаться в повышении многообразия видов и форм организации деятельности учащихся. Отсюда основными требованиями к условиям организации образовательного процесса на этом этапе школьного образования могут быть:

Увеличение проектных, индивидуальных и групповых видов деятельности школьников;

Использование разных форм модульного или концентрированного обучения;

Усиление роли самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации и базами данных;

Введение социальной практики и социального проектирования;

Дифференциация учебной среды: мастерская, лаборатория, библиотека, лекционный зал;

Переход на накопительную систему оценивания, например, использование технологии «портфолио».

В старшей школе основная идея должна быть связана с существенным расширением возможности выбора каждым школьником образовательных программ из предложенных ему, либо с созданием своей индивидуальной образовательной программы. При выборе образовательных технологий для старшей школы целесообразно руководствоваться двумя обстоятельствами:

Приоритет должен отдаваться тем технологиям, которые позволят дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса без применения селективных средств;

Чрезвычайно важную роль на этом этапе образования приобретают технологии развития самостоятельной познавательной деятельности.

Формулируя требования к отбору образовательных технологий для каждой из трех ступеней, необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь определенную преемственность и нет технологий, работающих эффективно только на одной ступени образования. Систему образовательных технологий необходимо выстраивать с учетом основных целей каждой ступени образования.

П е­даго­гичес­кие ин­но­вации, влияющие на качество образования

Инновации в образовании– это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н. Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в современной школе.

Первый блок ― блок создания нового в педагогике. Здесь рассматриваются такие категории, как новое в педагогике, классификация педагогических новшеств, условия создания нового, критерии новизны, мера готовности нового к его освоению и использованию, традиции и новаторство, этапы создания нового в педагогике, творцы нового.

Второй блок ― блок восприятия, освоения и оценки нового: педагогическое сообщество, оценка и разновидности процессов освоения нового, консерваторы и новаторы в педагогике, инновационная среда, готовность педагогического сообщества к восприятию и оценке нового.

Третий блок ― блок использования и применения нового. В данном блоке изучаются закономерности и разновидности внедрения, использования и применения нового.

Инновации, направленные на обеспечение качества образования, должны быть связаны с внесением изменений:

– в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

– в систему контроля и оценки уровня образования;

– в систему финансирования;

– в учебно-методическое обеспечение;

– в систему воспитательной работы;

– в учебный план и учебные программы;

– в деятельность педагога и обучающегося.

В связи с этим все инновации в сфере образования можно классифицировать следующим образом:

1. Внутрипредметные инновации: инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания.

2. Общеметодические инновации: внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области.

3. Административные инновации: решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

4. Идеологические инновации: первооснова всех остальных инноваций, вызваны обновлением сознания, веяниями времени.

Педагогическими инновациями могут быть педагогические идеи, процессы, средства, методы, формы, технологии, содержательные программы и т. п.

Педагогические инновации можно классифицировать следующим образом:

1) по видам деятельности :

– педагогические, обеспечивающие педагогический процесс;

– управленческие, обеспечивающие инновационное управление образовательными учреждениями;

2) по срокам действия :

– кратковременные;

– долговременные;

3) по характеру изменений :

– радикальные, основанные на принципиально новых идеях и подходах;

– комбинированные, основанные на новом сочетании известных элементов;

– модифицированные, основанные на совершенствовании и дополнении существующих образцов и форм;

4) по масштабам изменений :

– локальные, то есть независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов;

– модульные – взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций;

– системные – полная реконструкция системы как целого.

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. Можно выделить такие этапы разработки и реализации педагогических нововведений:

  • Выявление потребности в нововведениях – разработка критериев и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
  • Определение необходимости реформирования – всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы, подготовка специального инструментария.
  • Поиск образцов педагогических решений опережающего характера, которые можно использовать для моделирования нововведений.
  • Анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
  • Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей.
  • Постановка задач, закрепление ответственных, поиск средств решения, установление форм контроля.
  • Расчет практической значимости и эффективности.
  • Построение алгоритма внедрения новшеств в практику – поиск участков для обновления или замены, моделирование нововведения, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
  • Переосмысление и обновление профессионального словаря, то есть внедрение в профессиональную лексику новых понятий.
  • Защита педагогической инновации от копирования творческого метода педагога-новатора без его творческой переработки.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера. Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой, сидя за компьютером, может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время учителя, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ школьного и профессионального образования.

Список литературы

  • Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов. Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
  • Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
  • Леонов К.П. Современные образовательные технологии как фактор повышения качества образования.М 2007 г.
  • Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием. Инновации в образовании, 2005, № 5
  • Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  • Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001