Третичное образование – обучение, продолжающее полное среднее образование с выпускным экзаменом. К третичному образованию относятся высшее и высшее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование доступно учащимся с полным средним образованием, завершенным сдачей выпускного экзамена. Система обучения практически тождественна системе высших учебных заведений, но на высшие профессиональные школы распространяются некоторые правила среднеобразовательной системы (каникулы, фиксированное расписание занятий и др.).

Высшее профессиональное образование углубляет общие и специальные знания, дневная форма обучения длится 3 года включая практику, на медицинских и некоторых других специальностях до 3,5 лет. Обучение завершается «абсолюториумом », специфическим экзаменом по избранным специальностям, практическим экзаменом и защитой письменной работы выпускника – все это должно быть связано с изучаемой специальностью. Одновременно с «абсолюториумом» учащиеся получают титул «дипломированный специалист» (аббревиатура DiS. пишется после имени).

В высших профессиональных школах обучение платное . Обычно оплата колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч крон в год.

Высшее образование доступно всем выпускникам с оконченным полным средним образованием (т.е. сдавшим выпускной экзамен), которые успешно сдадут вступительные экзамены. Систему вступительных экзаменов каждый вуз устанавливает самостоятельно и проверяет на них знания или способности абитуриентов.

Большинство университетов имеет следующие аккредитованные программы:

  • Бакалаврские : речь как правило идет о трехлетних специальностях, на которых студенты получают основное представление о высокоспециальных областях. Студенты могут по окончании этих трех лет завершить обучение, сдав государственный экзамен с защитой бакаларвской работы, или продолжать обучение по магистерской специальности, на которой они получат более узкую специализацию.
  • Магистерские : действуют как пятилетнее (либо четырех- или шестилетнее) обучение или как двухлетнее продолжающее после бакалаврского обучения. Студенты за время обучения получают как основное представление о высокоспециальных областях, так и определенный уровень специализации. В завершение студенты сдают необходимые государственные экзамены и защищают дипломную работу.
  • Инженерные : это касается технических и экономических специальностей.

После окончания этих типов высшего образования некоторые студенты продолжают дальнейшее углубление своей специализации в рамках докторантских программ. Окончание этих программ часто обусловлено определенными публикациями, а иногда и преподаванием.

В высших учебных заведениях можно выбрать очную (ранее дневная), дистанционную (ранее обучение при трудовой занятости) форму или комбинировать обе формы обучения (комбинированная форма).

Кроме стандартных видов обучения высшие учебные заведения предлагают и другие формы образования: переобучение, университеты третьего возраста, обучение, направленное на получение педагогической квалификации и другие.

С учетом растущего интереса в некоторых вузах Чешской Республики можно окончить обучение по программе, ведущей к получению титула Master of Business Administration . Обучение имеет проблемную ориентацию, работа проходит в командах, которые разрешают реальные ситуации из практики. Студенты обмениваются опытом из своей практики, их менеджерские знания и умения быстро растут.

Поскольку качество обучения раньше не гарантировалось Министерством образования, молодежи и физвоспитания ЧР (как это действует в отношении вузов), в 1998 году была создана Чешская ассоциация школ MBA , которая при успешном прохождении трудного аккредитационного процесса дает программе определенный «статус качества».

- допервичное образование (дошкольное в российской терминологии) не входит в основные показатели системы образования, включая охват населения образованием, структуру образования населения и т. д., но расходы на этот уровень учитываются в общей сумме расходов на образование.
Собственно образование делится, в соответствии с МСКО, на четыре уровня: первичное, вторичное (среднее), послесреднее нетретичное и третичное образование. Первичное образование включает ступень 1, в России этому уровню соответствует начальное школьное образование. Вторичное образование включает ступень 2 (низшее вторичное) и ступень 3 (высшее вторичное). В России 2-й ступени образования соответствует обучение в основной школе, 3-й ступени соответствует обучение по программе полной средней или старшей школы (кроме вечернего); обучение в средних специальных учебных заведениях на базе основной школы в течение первых двух лет обучения; а также обучение в дневных
учреждениях начального профессионального образования на базе основного общего образования и дневное обучение в УНПО молодежи, не получающей полного среднего образования.
К уровню послесреднего не третичного образования (ступень 4) в России относятся учащиеся, обучающиеся во всех остальных учреждениях начального профессионального образования (на базе полного среднего образования). Третичное образование включает ступени 5 и 6. Пятая ступень в свою очередь подразделяется на программы типа 5B (в России этому уровню соответствует обучение в учреждениях среднего профессионального образования на базе полной школы) и программы типа 5A (в России - обучение в высших учебных заведениях). Наконец, 6-я ступень, которая также относится к третичному образованию, охватывает «продвинутые исследовательские программы» или послевузовское образование (в России - аспирантура и докторантура).
С точки зрения формальной классификации известную трудность представляет обучение в средних специальных учебных заведениях на базе основной школы. Согласно МСКО, такое обучение относится не к третичному, а к вторичному уровню образования (уровень МСКО 3B, или так называемые программы допрофессиональной подготовки), поскольку условием классификации третичного уровня является предварительное получение полного среднего образования. Но по срокам обучения и содержанию обучение в техникумах относится к третичному уровню (ступень 5B). Поэтому в рамках МСКО обучение в техникумах на базе основной школы классифицируется как смешанное вторично-третичное (вида 3B+5B) и первые два года обучения относятся к вторичному уровню, равно как и лица, окончившие два года обучения в учреждениях СПО, считаются получившими верхнее вторичное образование (ступени 3B). В то же время выпускники учреждений СПО, обучавшиеся на базе основной школы, считаются получившими третичное образование ступени 5B, так же как и выпускники учреждений СПО, обучавшиеся на базе полной школы.
Вечернее обучение в учреждениях вторичного образования (в российском случае - в школах и в УНПО на базе основной школы) относится к разделу «программы образования для взрослых» и не включается во вторичный уровень. Но на послесреднем не третичном и на третичном уровне вечернее и заочное образование включается в соответствующие уровни.
Ступени образования согласно МСКО 1997 г. Название ступени по МСКО 1997 г. Эквивалент в российской системе образования МСКО 0 - ДОНАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Начальная стадия организованного обучения, предназначенная прежде всего, чтобы подготовить маленьких детей к обучению в условиях школы. Дошкольное образование МСКО 1 - НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ Обычно предназначена, чтобы дать учащимся базовые знания в области чтения, письма и математики. Начальное образование МСКО 2 - НИЖНИЙ УРОВЕНЬ ВТОРИЧНОГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ Нижний уровень среднего образования в целом продолжает базовые программы первичного уровня, хотя обучение в большей степени осуществляется по отдельным предметам, часто предполагает более специализированный преподавательский состав, который проводит занятия по своей специализации. Основное общее образование МСКО 3 - ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ ВТОРИЧНОГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ Заключительная стадия среднего образования в большинстве стран ОЭСР. Обучение часто организовано в большей степени по предметам, чем на уровне МСКО 2, и преподаватели обычно имеют более высокий уровень или квалификацию по отдельным предметам, чем на уровне МСКО 2.
МСКО 3А - Программы предназначены для обеспечения последующего продолжения обучения по программам МСКО 5А.
МСКО 3B - Программы разработаны для обеспечения продолжения обучения по программам МСКО 5В.
МСКО 3С - Программы не предназначены для непосредственного перехода к программам МСКО 5В или 5А. Эти программы обеспечивают прямой выход на рынок труда, продолжение обучения по программам МСКО 4 или другим программам уровня МСКО 3. Среднее (полное) общее образование в общеобразовательной школе и учебных заведениях повышенного уровня Дневное среднее профессиональное образование на базе основной школы (первые 2 года обучения)
Дневное начальное профессиональное об-разование на базе основной школы, дающее и не дающее диплом о полном среднем образовании МСКО 4 - ПОСЛЕСРЕДНЕЕ (ПОСТВТОРИЧНОЕ) НЕТРЕТИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С точки зрения международных сопоставлений эти программы находятся на границе между верхним уровнем вторичного (среднего) и послесредним образованием даже при условии, что в рамках национальных образовательных систем они могли бы быть четко отнесены к верхнему уровню вторичного (среднего) или к послесреднему образованию.
Обычно эти программы не намного более продвинуты, чем программы МСКО 3, и служат, чтобы расширить знания учащихся, которые уже освоили программы уровня МСКО 3. Учащиеся обычно старше, чем на уровне МСКО 3. Начальное профессиональное образование на базе полной средней школы
Название ступени по МСКО 1997 г. Эквивалент в российской системе образования МСКО 5 - ПЕРВАЯ СТАДИЯ ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ По содержанию программы этого уровня являются более продвинутыми по сравнению с МСКО 3 и 4.
Программы МСКО 5В являются в целом более практическими/техническими/профессионально ориентированными, чем программы МСКО 5A. Программы МСКО 5A носят в значительной степени теоретический характер и готовят учащихся к последующему переходу на следующую ступень образования или занятие профессией, требующей высоких профессиональных навыков. Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование (подготовка бакалавров, специалистов и магистров) МСКО 6 - ВТОРАЯ СТАДИЯ ТРЕТИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ведущая к получению ученой степени) Этот уровень выделен для программ третичного образования, которые ведут к получению ученой степени. Они посвящены углубленному изучению отдельных дисциплин и самостоятельным исследованиям. Послевузовское образование - аспирантура, докторантура Страны, по которым имеется сопоставимая информация по статистике образования, могут быть разделены на 3 группы по уровню подушевого ВВП по паритету покупательной способности в 2002 г.:
группа - страны с уровнем годового дохода более 25 тыс. долл. на душу (19 стран);
группа - страны с уровнем годового дохода 10-25 тыс. долл. на душу (11 стран);
группа - страны с уровнем годового дохода менее 10 тыс. долл. на душу (19 стран).
В соответствии с критериями Всемирного Банка, в 2002 г. все страны с годовым уровнем дохода выше 10 тыс. долл. на душу (страны групп I и II в нашей классификации) относились к странам с высоким уровнем дохода (high income). Страны, отнесенные нами к группе III, по критериям Всемирного Банка в большинстве своем относятся к странам с «высоким средним уровнем дохода» (upper middle-income) (годовой доход в диапазоне 3-10 тыс. долл. на душу), за исключением Индии и Зимбабве, которые относятся к странам с «низким средним уровнем дохода (lower middle-income) (годовой доход в диапазоне 750-3000 долл. на душу). Россия в 2002 г. относилась к числу стран с «высоким средним уровнем дохода» с подушевым ВВП по паритету покупательной способности 8,2 тыс. долл., занимая по этому показателю 34-е место в анализируемом нами списке из 49 стран.
Для обеспечения международной сопоставимости финансовые показатели по России пересчитывались в доллары США по паритету покупательной способности (ППС).

Третичное образование - обучение, продолжающее полное среднее образование с выпускным экзаменом. К третичному образованию относятся высшее и высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование доступно учащимся с полным средним образованием, завершенным сдачей выпускного экзамена. Система обучения практически тождественна системе высших учебных заведений, но на высшие профессиональные школы распространяются некоторые правила среднеобразовательной системы (каникулы, фиксированное расписание занятий и др.).

Высшее профессиональное образование углубляет общие и специальные знания, дневная форма обучения длится 3 года включая практику, на медицинских и некоторых других специальностях до 3,5 лет. Обучение завершается «абсолюториумом », специфическим экзаменом по избранным специальностям, практическим экзаменом и защитой письменной работы выпускника - все это должно быть связано с изучаемой специальностью. Одновременно с «абсолюториумом» учащиеся получают титул «дипломированный специалист» (аббревиатура DiS. пишется после имени).

В высших профессиональных школах обучение платное . Обычно оплата колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч крон в год.

Высшее образование доступно всем выпускникам с оконченным полным средним образованием (т.е. сдавшим выпускной экзамен), которые успешно сдадут вступительные экзамены. Систему вступительных экзаменов каждый вуз устанавливает самостоятельно и проверяет на них знания или способности абитуриентов.

Большинство университетов имеет следующие аккредитованные программы:

    Бакалаврские : речь как правило идет о трехлетних специальностях, на которых студенты получают основное представление о высокоспециальных областях. Студенты могут по окончании этих трех лет завершить обучение, сдав государственный экзамен с защитой бакаларвской работы, или продолжать обучение по магистерской специальности, на которой они получат более узкую специализацию.

    Магистерские : действуют как пятилетнее (либо четырех- или шестилетнее) обучение или как двухлетнее продолжающее после бакалаврского обучения. Студенты за время обучения получают как основное представление о высокоспециальных областях, так и определенный уровень специализации. В завершение студенты сдают необходимые государственные экзамены и защищают дипломную работу.

    Инженерные : это касается технических и экономических специальностей.

После окончания этих типов высшего образования некоторые студенты продолжают дальнейшее углубление своей специализации в рамках докторантских программ. Окончание этих программ часто обусловлено определенными публикациями, а иногда и преподаванием.

В высших учебных заведениях можно выбрать очную (ранее дневная), дистанционную (ранее обучение при трудовой занятости) форму или комбинировать обе формы обучения (комбинированная форма).

Кроме стандартных видов обучения высшие учебные заведения предлагают и другие формы образования: переобучение, университеты третьего возраста, обучение, направленное на получение педагогической квалификации и другие.

С учетом растущего интереса в некоторых вузах Чешской Республики можно окончить обучение по программе, ведущей к получению титула Master of Business Administration . Обучение имеет проблемную ориентацию, работа проходит в командах, которые разрешают реальные ситуации из практики. Студенты обмениваются опытом из своей практики, их менеджерские знания и умения быстро растут.

Поскольку качество обучения раньше не гарантировалось Министерством образования, молодежи и физвоспитания ЧР (как это действует в отношении вузов), в 1998 году была создана Чешская ассоциация школ MBA , которая при успешном прохождении трудного аккредитационного процесса дает программе определенный «статус качества».

Восточноевропейские страны часто не входят в список самых желанных мест для получения образования, поэтому Чехию можно назвать исключением из правил. Чехия предлагает российским студентам прекрасные возможности получить диплом, признаваемый во всем мире, и начать карьеру в самом центре Европы.

Плюсы

  1. Качество образования. Чешские вузы славятся не только солидным даже по европейским меркам возрастом, но и высоким уровнем образовательных услуг и отличной оснащенностью.
  2. Иностранные студенты, в том числе и российские, могут учиться в чешских вузах бесплатно при условии владения чешским языком. Даже если вам придется платить за учебу (на англоязычной программе или в частном вузе), стоимость высшего образования в Чехии намного ниже, чем в других странах Европы и Америки.
  3. Чехия находится в сердце Европы и входит в Шенгенское соглашение. Во время учебы у вас будет возможность недорого попутешествовать по Европе , а при поиске стажировки и работы вы сможете рассматривать предложения и в соседних странах и с легкостью ездить на собеседования.
  4. Возможность совмещать учебу и работу .
  5. Невысокая, особенно для Европы, стоимость жизни .

Минусы

  1. Для кого-то эта особенность чешском образования покажется плюсом, для кого-то минусом: учебный процесс в вузах не формализирован , и общение с преподавателем по электронной почте вместо посещения традиционных лекций и семинаров уже обычная практика. Для некоторых такая замена личного общения может показаться неэффективной и даже не комфортной. Другие, наоборот, оценят дистанционный аспект образования за возможность сэкономить время.
  2. Второй минус - это язык . Хотя молодежь в Чехии знает английский, старшее поколение помнит русский, а немецкий тоже в большом почете, для успешной карьеры и более комфортной жизни в стране знание чешского все-таки необходимо. Чешский не всегда легко дается русскоязычным студентам, хотя сначала может показаться простым.

Если не учитывать детских дошкольных образовательных учреждений, а также учреждений, предоставляющих гражданам Чехии базовое образование (гимназий, спецшкол, музыкальных и балетных училищ, базовых и вспомогательных школ), систему образования в Чехии следует рассматривать, как трехуровневую. Ниже описаны основные особенности каждого из ее уровней.

I. Среднее образование в Чехии

Средние школы подразделяются на средние профессиональные училища, гимназии и средние профессиональные школы. Соответственно, на три уровня можно разделить и все среднее образование, в целом.


Кроме того, администрации средних школ могут организовывать программы дополнительного обучения для тех граждан, у которых есть свидетельства об окончании, если их предыдущее трехлетнее обучение было направлено на специализацию, «родственную» той, по которой организовывается программа. Такое обучение длится не более двух лет.

II. Третичное образование

Этот уровень представляет собой обучение, которое продолжает среднее образование с выпускным экзаменом. Третичное образование подразделяется на высшее и высшее профессиональное.


III. Непрерывное образование

Положения образовательной политики Европейского Союза были сформулированы в 2000 году, на конференции в Лиссабоне. Одним из ее основных приоритетов является сфера, так называемого, «непрерывного образования», а также постоянного повышения уровня квалификации специалистов.

Для реализации этого направления образовательной политики было создано множество программ, в рамках которых университеты создают дополнительные курсы, предназначенные для абитуриентов, студентов, пенсионеров и любых других лиц, заинтересованных в повышении своего квалификационного уровня.

Также, в странах ЕС популярна организация «Университетов третьего возраста». Такие программы создаются, как правило, крупными университетами; они направлены, в основном, на людей пенсионного возраста. Обучение по таким программам - бесплатное. Цели создания «Университетов третьего возраста» - обучение пенсионеров новейшим знаниям в сферах полученных ими когда-то специальностей, а также стимулирование пожилых людей к активному образу жизни и поощрение в них интереса к событиям современного мира.

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в Чехии действуют все типы образования − школьное, базовое, среднее, высшее.

1. Дошкольное образование в Чешской республике

Первое образование в Чехии является лишь дополнением к воспитанию и развитию детей в семье. Это образование можно получить в яслях и детских садах еще до начала обязательного образования. В подобных учреждениях воспитывают основные навыки, необходимые для будущего обучении в школе, а также обеспечивают социальный контакт между детьми. Все эти обстоятельства важны для того, чтобы переход ребенка в базовые школы был не таким тяжелым.

В дошкольных учебных заведениях детей обучают логически мыслить, говорить свою точку зрения, тренируют память и воображение. Подобные навыки нужны для оценки уровня интеллектуальных данных и воспитания моральных качеств ребенка перед его поступлением в базовую школу.

2. Базовое образование в Чешской республике

Базовое образование дети могут получить в базовых школах. Этот тип образования длится 9 лет (с 6 до 15 лет). Такое образование можно получать в разных типах школ, по разным программам образования.

Типы школ, которые дают возможность получить базовое образование:

Базовая школа (может быть государственной или частной). В этой школе дети получают необходимое образование. Как правило, его разделяют на 2 уровня.

Гимназия : обучение длится 6 или 8 лет. По окончании гимназии, обучение можно продолжить на среднем уровне.

Музыкальные и балетные училища : танцевальные училища дают возможность студентам закончить базовое образование за 8 лет и продолжить его уже на среднем уровне.

Специальная школа : школа для детей с ограниченными возможностями. При помощи этой школы дети смогут интегрироваться в специальные классы базовых школ либо посещать специальную школу.

Вспомогательные школы . Они предназначены для умственно отсталых детей.

3. Среднее образование в Чешской республике

Для поступления в среднюю школу нужно завершенное обязательное девятилетнее образование. По окончании среднего образования ученики получают:

— Среднее образование, которое предполагает, что ученик после 1-2 лет учебы получит свидетельство о заключительном экзамене.

— Среднее образование (плюс свидетельство об окончании). Оно длится 2 или 3 года и по завершению учебы студенты получают документ о заключительном экзамене и справку о завершении, а также о профессиональной квалификации, к примеру, в областях ремесла. Зачастую, выпускники данных специальностей не продолжают учебу по классической системе образования Чехии, а начинают строить свою карьеру по выбранной специальности.

— Среднее образование с выпускным экзаменом. Учеба длится 4 года, выпускник получает свидетельство о сдаче выпускных экзаменов. Выпускной тест состоит из нескольких экзаменов, в которые входит сдача тестов по чешскому языку и другие экзамены, которые напрямую зависят от специализации обучении и частично от выбора самого ученика.

С 2008 года выпускной экзамен в Чехии состоит из двух частей: общая часть (государственная) и профильная (предназначена для отдельных типов школ). Они предназначены для того, чтобы лучше сравнить результаты данного экзамена между разными школами.

4. Третичное образование в Чешской республике

Третичное образование — это обучение, которое продолжает полное среднее образование с выпускным экзаменом. К третичному образованию относят высшее и высшее профессиональное образование.

Высшее профессиональное образование могут получить только ученики с полным средним образованием, которое завершается сдачей выпускных экзаменов. Система обучения в них одинакова с системой ВУЗов. На высшие профессиональные школы распространяются некоторые правила среднего образования (каникулы, фиксированное расписание занятий и так далее).

Высшее профессиональное образование расширяет общие, а также специальные знания учеников. Также, при дневной форме обучения, которая длится 3 года, предусматривается практика. Высшее профессиональное образование оканчивается "абсолюториумом". Обучение в высших профессиональных школах платное и плата, как правило, составляет от пары тысяч до нескольких десятков тысяч чешских крон в год.

Высшее образование в Чехии доступно всем ученикам, которые закончили полное среднее образование (то есть тем, кто сдал выпускной экзамен) и которые успешно сдадут вступительные тесты в . Отметим, что систему вступительных экзаменов учебное заведение устанавливает самостоятельно.

Большинство чешских университетов имеют такие аккредитованные программы.