Разделы: Внеклассная работа

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:

  1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
  2. Мониторинг развития качеств личности обучающихся.

Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» .

Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана - развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка,
- практическая подготовка,
- основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.

В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников» , выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Мониторинг развития качеств личности воспитанников

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой .

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
- в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
- в начале второго полугодия (январь),
- в конце учебного года (апрель, май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.

Методическое сопровождение мониторинговых исследований

Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.

Заместитель директора по научно-методической работе:

  • организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
  • оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
  • осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.

Педагог-психолог:

  • консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
  • консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
  • осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
  • участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.

Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. <рисунки 1, 2, 3>.

Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
  3. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
  5. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
  6. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.

Тема: Мониторинг в дополнительном образовании.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии.. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (наблюдение за образовательным процессом с целью выявления качества знания,)

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Мониторинг - это постоянно организованное наблюдение за каким- либо процессом с целью сопоставления последовательно сменяющих друг друга состояний с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких-либо процессов по чётко определённым показателям. Аспекты мониторинга: · качество образования и воспитания, · образовательные потребности учащихся и родителей, · результативность учебно- воспитательного процесса, · инновационная и экспериментальная деятельность, · эффективность и результативность образовательных программ и т.д.

Виды мониторинга: социологический, психологический, педагогический, образовательный, медицинский и т.д.

Разновидности педагогического мониторинга:

· дидактический /отслеживание различных сторон учебно- воспитательного процесса/,

· воспитательный /слежение за различными сторонами воспитательного процесса/,

· управленческий /отслеживание характера взаимоотношений на различных уровнях: руководитель- педагогический коллектив, руководитель-родители, руководитель- внешняя среда/, · социально- психологический: отслеживание должностных отношений, психологической атмосферы педагогического коллектива, родителей, детей,

· медицинский /отслеживание состояния здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий/.

Педагогический мониторинг включает следующие направления: · диагностика учебно- программной документации, · диагностика эффективности эффективности педагогической деятельности, · диагностика уровня образования учащихся, · диагностика развития личности учащихся.

Способы мониторинга : · текущее наблюдение, · тестирование, · анализ результатов учебной деятельности, · оценка и самооценка и т. д.

Этапы мониторинга: · стартовая диагностика /обзор первичной информации/, · прогнозирование /описание ожидаемых результатов/, · промежуточная диагностика, · коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/, · итоговая диагностика, · оценка результатов.

Этапы диагностической деятельности педагога д/о: · определение объекта, цели и задач диагностики, · подбор и освоение диагностической методики, · обработка полученных материалов, результатов, · выработка и формулировка педагогического диагноза объекта исследования и причина. вызывающая данное состояние, · выработка и формулировка · выработка коррекционных мер в форме определённого плана воздействий на объект с целью приведения его в желаемое состояние. Оформление результатов мониторинга: педагогического прогноза, тенденций развития данного объекта, · сводные таблицы, · диаграммы, · анализ, · информационные листы, · план коррекционной работы и т.д.

Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными.
Современная система образования многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, в ней преобладают процессы саморазвития личности. В данной связи она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество образования. Это мера соответствия между эталонными, определенными государством образовательными уровнями – цензами, с тем, что есть на самом деле, что является итогом обучения и воспитания. Примером таких цензов являются стандарты образования, которые призваны задавать структурный и содержательный минимум, и различные средства констатации достижения обучающимися этого минимума (в образовательной школе – это единый государственный экзамен, в дополнительном образовании – аттестация

обучающихся). Организация и проведение мониторинга в учреждении дополнительного образования детей – это процесс непрерывного научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения.
Изменившееся качество современной жизни сегодня требует от выпускника ОУ ДОД не столько умений выполнять указания педагога, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Любое действие признается качественным только тогда, когда за ним стоит личностный смысл, внутренняя составляющая, что и обеспечивает внешнее, признаваемое другими качество этого действия.
При организации и проведении мониторинга качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ ДОД особая роль отводится диагностике, что позволяет получить объективные данные об уровне воспитанности, развития и обученности обучающегося.
В учреждении дополнительного образования детей комплексная диагностика качества образования включает в себя три основных аспекта: дидактический, методический и психологический.
Дидактический аспект результативности включает в себя работу по двум направлениям: диагностика обученности и диагностика обучаемости.
Обученность – это последствия обучения, достигнутые результаты, т.е. результаты диагностирования уровня реализации намеченной цели. Принципами диагностирования обученности являются объективность, систематичность и наглядность.

Обучаемость предполагает измерение качества деятельности обучаемых в про-цессе обучения.
Методический аспект включает в себя анализ и оценку качества реализации образовательных программ, на основании которых осуществляется образовательно-воспитательный процесс в учреждении.
Психологический аспект включает: повышение уровня социально-психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности, креативности.
В свете выделенных аспектов мониторинг образовательно-воспитательного процесса в прово-дится по трем направлениям: развитие, воспитание, обучение. В зависимости от задач производится и выбор диагностического инструментария: тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, отчеты и др.
Важнейшим условием повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса в системе до-полнительного образования детей, совершенствования процесса обучения является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов воспитания, развития и обучения. Анализ полученных образовательных результатов позволяет судить о достижении целей. Путь анализа лежит через выявление про-блем как разрывов между требуемыми и реальными результатами, поиск их главнейших причин и построение стратегии, гарантирующей их устранение и продвижение вперед.
Анализ ключевых проблем в детских объединениях ведется от конца (т.е. результатов как следствий) к началу (т.е. к процессам и условиям как причинам).
Обученность как показатель качества образовательного процесса
Система диагностики обученности включает в себя:
1.Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.
2.Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.
3.Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.
4.Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.
5.Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.
Материалы по мониторингу обученности дают объективную оценку усвоения обучающимися материала про-граммы (программного материала) и отражаются в графиках и диаграммах, составленных педагогом или методистом. Отслеживанию подлежат следующие показатели:
–изменения наполняемости детского объединения за последние три года,

показывающие динамику измене-ния спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель);
–количество обучающихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фести-валях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель);
–количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель);
–период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования детей (косвенный показатель);
–творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель);
–мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).
Уровень обученности определяется с помощью проведения проверки знаний, умений, навыков – среза заня-тий, тестирования, проведения творческих отчетов, защиты творческих работ, участия в конкурсах, выставках и др.
Диагностика личностного развития обучающихся в ЦВР «Лад»
Диагностика воспитательных результатов – наиболее трудный аспект педагогической деятельности. В творческих объединениях сконцентрировано внимание на развитии Личности и Гражданина. Не столь важно, каким видом деятельности занят ребенок. Главное – создать условия, в которых его личный и творческий потенциал получит возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», мира, будущего, научить устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе.
Педагогическая диагностика позволяет создать психологический портрет обучающихся, изучить их личностные особенности и профессиональную направленность.
Диагностика личностного развития обучающихся в ЦВР «Лад» проводится два раза в год по следующим параметрам:
–характер изменения личностных качеств;
–направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей

Уровень развития детей определяется с помощью отчетов педагогов по результатам наблюдений, тестов, вопросников, анкет. Уровень воспитанности – по показателям развитости этической культуры, социально-психологических качеств с помощью анкет, тестов, вопросников, наблюдений педагога, оценок товарищей и самооценок, участия в массовых мероприятиях и общественной жизни коллектива.

Для диагностики уровня социально-психологической адаптации детей используются проективные методики («Рисунок семьи», «Не-существующее животное», «Дом-дерево-человек» и др.). Коммуникабельность детей определяется на основе проведения занятий с элементами ролевого тренинга, использования специальных тестов. Креативность детей определяется применением методик, разработанных А.Я. Пономаревым, теста Торранса и др.
Выводы проведенных исследований в ЦВР «Лад»
1.Динамика изменения спроса детей на обучение каждому виду деятельности за несколько последних лет позволяет увидеть степень заинтересованности детей и родителей в освоении того или иного вида деятельности. Повышение интереса может быть только в случае наглядного проявления высокого качества обучения, хороших творческих результатов детей.
По имеющимся спискам детей можно составить график или диаграмму сохранности контингента обучающихся по видам образовательной деятельности (срокам реализации образовательной программы педагога).
2.Результаты участия обучающихся в различных конкурсах, выставках, фестивалях любого уровня, выраженные в количестве завоеванных призовых местах, также могут быть отражены в графике или диаграмме. Эти данные показывают изменения профессионализма обучающихся по данной образовательной программе, т.е. качество полученного дополнительного образования в плане приобретения знаний, умений, навыков.
3.Количество детей, связавших свою дальнейшую профессию с изученным в учреждении видом деятельно-сти, яркий показатель способности педагога увлечь ребенка интересным делом, дать ему полноценные знания, способные четко сориентировать его в будущей профессии.
4.Годы, проведенные обучающимися в учреждении, говорят о поддержке педагогом их желания постигать мастерство, о качестве

реализуемых образовательных программ, актуальности и правильности выбранного педагогического направления. Если дети посещают учреждение много лет, значит им здесь интересно и полезно.
5.Творческие отчеты, конкурсы, выставки, спектакли и другие виды отчетной деятельности по мере реализа-ции образовательной программы четко показывают, какие знания, умения и навыки получены детьми за оп-ределенный период обучения, насколько они совпадают с поставленными в программе задачами. Уровень знаний и умений отражается в отчетах педагогов, мнениях родителей, товарищей по объединению, отзывах зрителей и пр.
6.Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в учреждении, является одним из весо-мых показателей мониторинга. Родители поощряют и способствуют обучению детей в учреждении только в том случае, если явно видят позитивные результаты творческого труда.
7.Возможно использование любых других параметров, если они позволяют увидеть и оценить знания, умения и навыки, полученные детьми.


Опыт становления мониторинга качества образования в ТМУДО ЦДТ «Юность». ТМУДО ЦДТ «Юность» является многопрофильным учреждением дополнительного образования и осуществляет образовательную деятельность по семи направленностям. Это определяет приоритетные направления его деятельности, связанные с решением комплекса задач: обеспечение развития системы дополнительного образования, обновление его содержания; программно-методическое обеспечение дополнительного образования; повышение профессионального, образовательного уровня педагогических работников, занимающихся вопросами дополнительного образования; развитие учебно - исследовательской деятельности воспитанников; сохранение и развитие системы массовых мероприятий на уровне муниципального района.


Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную. В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения. Такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное дополнительное образование. Вот почему вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость.


Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг. При рассмотрении вопроса «Педагогический мониторинг как действенный механизм управления качеством обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования детей» определился круг проблем: Нет четкого толкования понятия «качество дополнительного образования». Не определено, что может являться результатом образования в учреждении данного типа. Нет методик оценки качества образования и его результатов.


Таким образом, перед администрацией Центра детского творчества «Юность» встала задача создания собственной системы педагогического мониторинга для учреждения дополнительного образования детей. Объектом мониторинга в дополнительном образовании мы определили результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, а целью - изучение системы и качества образовательного процесса, т.е. педагогический мониторинг – это непрерывное наблюдение за состоянием и развитием образовательного процесса.


Основу педагогического мониторинга составляет мониторинговая карта (Приложение 1), которая включает в себя два направления: «Профессиональное мастерство педагогов» и «Образовательный уровень воспитанников». Мониторинговая карта составлена по следующему алгоритму: на первом этапе определены направления мониторинга, заключающие образовательный процесс в некую систему со всеми его гранями. Каждое направление основывается на ряде параметров мониторинга, преследующих определенную цель. Карта отражает систему методов диагностики для каждого направления, определяет исполнителей и форму фиксации результатов.


МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА Объект мониторинга: Результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения. Цель: Изучение системы и качества образовательно- воспитательного процесса в творческом объединении. Ф.И.О. педагога: ______________________ Исполнители:


Ф.И.О. исполнителя Параметры мониторинга Профессиональное мастерство Образова- тельный уровень детей Заместитель директора по УВР ХХХХХХХХХ Заведующий отделом по направлению ХХХХХХХХХХХ


Направления мониторинга Параметры мониторинга ЦельМетоды Испол нитель Фиксац ия резуль татов Профессиональное мастерство педагога. 1 Организационные условия работы творческого объединения. Состояние журнала учета работы творческого объединения. Своевременность и качество заполнения журнала. проверка журнала …справка 2 Планирование деятельности творческого объединения. Качество составления календарно- тематического планирования. проверка календарно- тематического планирования …справка 3 Выполнение образовательной программы. Соответствие календарно- тематического планирования учебному плану образовательной программы. Полнота реализации образовательной программы согласно календарно- тематическому планированию. проверка образовательно й программы, календарно- тематического планирования …справка 4 Планирование системы учебных занятий в соответствии с календарно- тематическим планированием. Качество поурочного планирования, его соответствие календарно- тематическому планированию. проверка поурочных планов, календарно- тематического планирования …справка


Направлен ия мониторин га Параметры мониторингаЦельМетодыИсполн итель Фиксация результато в 5Качество преподаван ия Соответствие темы занятия цели, задачам, содержанию материала. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ ---Экспертная карта 6Тип занятия, логичность и последовательность этапов в его структуре, рациональность распределения времени на каждом этапе. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 7Разнообразие и эффективность использования различных форм, методов и средств обучения. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 8Воспитательное влияние занятия. Культура труда воспитанников, выполнение уставных требований по технике безопасности. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ --Экспертная карта 9 Владение педагогом навыками самоанализа занятия. Анализ уровня методической грамотности педагога. наблюдение аспектный анализ ----Экспертная карта


Направления мониторинга Параметры мониторингаЦельМетодыИсполните ль Фиксация результатов 10 Содержание воспитательной работы. Планирование воспитательной работы творческого объединения. Качество планирования воспитательной работы в творческом объединении. анализ плана воспитательной работы …оценочный лист 11 Проведение воспитательных мероприятий в творческом объединении. Качество проведения воспитательного мероприятия. наблюдение оперативный разбор …оценочный лист мероприятия 12 Характер взаимоотношений педагога с воспитанниками. Определение рейтинга педагога среди воспитанников. анкетирование…экспертная карта 13 Формы работы с родителями.Эффективность работы педагога с родителями воспитанников. наблюдение собеседование …оценочный лист 14 Характер взаимоотношений педагога с родителями. Определение рейтинга педагога среди родителей. анкетирование…экспертная карта Образовательный уровень воспитанников. 15 Контингент воспитанников творческого объединения. Сохранность контингента воспитанников, занимающихся в творческом объединении. Изучение уровня сохранности контингента в творческом объединении. работа с журналом, приказами …Акты проверок, аналитическая справка 16 Умения и навыки воспитанников творческого объединения. Организация постоянно действующей выставки творческих работ воспитанников. Анализ уровня сформированности специальных умений и навыков воспитанников. наблюдение…аналитическая справка


Обобщение результатов диагностики: 1. Самооценка профессиональных умений педагога. 2. Заполнение экспертных карт и обобщение результатов. 3. Экспертная оценка профессионального мастерства педагога. 4. Составление обобщенной экспертной карты по итогам диагностики. Обсуждение итогов диагностики и принятие управленческих решений. Направление мониторинга Параметры мониторинга ЦельметодыИсполн итель Фиксация результато в 17Творческие способности воспитанников Уровень индивидуального развития воспитанников. Определение динамики развития воспитанников в творческом объединении. тестирование---Аналитиче ская справка диаграммы


Основные направления мониторинга в ТМУДО ЦДТ «Юность». Основными направлениями мониторинга в Центре детского творчества являются: профессиональное мастерство педагогического коллектива, образовательный уровень воспитанников. Для направления «Профессиональное мастерство педагогического коллектива» определены следующие составляющие мониторинга: организационные условия работы творческого объединения, выполнение образовательной программы, качество преподавания и содержание воспитательной работы. Так, исследуя первые два параметра, результаты оформляются в виде справок, которые позволяют зафиксировать качественные показатели мониторинга. Оценивая направление «качество преподавания», применяется адаптированная для учреждений дополнительного образования экспертная карта анализа занятия (Приложение 2). Эта форма является наглядной и удобной в работе, позволяющей увидеть в целом уровень проведенного занятия.


Приложение 2 ЭКСПЕРТНАЯ КАРТА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ Посещающий: _________________ Дата: «____» _________________ 200__г. Место проведения занятия: _________________________ Ф.И.О. педагога: ___________________________________ Творческое объединение: «_________________________» Тема занятия: «___________________________________» Цель посещения: ___________________________________ Присутствовало _______ воспитанников Качественные характеристики занятия:


П/пПараметры Уровень высокийсреднийнизкий 1. Наличие плана-конспекта занятия и его оформление. 2. Начало занятия: сообщение темы, постановка целей и задач. 3. Логичность и последовательность этапов занятия. 4.Подведение итогов каждого этапа занятия. 5.Целесообразность распределения времени. 6.Теоретический уровень изложения материала. 7.Практическая работа. 8. Эффективность использованных методов обучения.


ПараметрыУровень высокийсреднийнизкий 9.Эффективность использованных методов обучения. 10.Воспитательная сторона занятия. 11.Связь занятия с жизнью и практикой. 12.Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам. 13.Культура труда воспитанников. 14.Подведение итогов занятия. 15.Соответствие содержания занятия его задачам. 16.Методическая грамотность педагога. 17.Владение навыками самоанализа. Уровень проведенного занятия:


Аналогично проводятся замеры качества по четвертому параметру, используя оценочный лист мероприятия (Приложение3). Оценив все данные, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. Результаты обсуждаются на педагогическом совете, совещаниях, заседаниях отдела, в индивидуальных беседах с педагогами. Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального уровня становится необходимым. Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.


Приложение 3 Оценочный лист (массовое мероприятие в объединении системы дополнительного образования) Каждый параметр оценивается по 5-ти бальной системе. Разработка и оформление сценария с учетом методических требований. Мероприятие в системе воспитательной работы Центра. Реализация воспитательных задач. Оригинальность, музыкальное оформление, ТСО. Участие детей в представлении, психолого-педагогический подход к распределению ролей участников мероприятия. Рефлексия воспитанников. Количество баллов: Дата проведения мероприятия: Проверяющий: ______________________________________


Вместе с тем нельзя не отметить, что в результате деятельности по мониторингу профессионального мастерства педагогов возник ряд проблем. Во-первых, соотнесение результатов своего труда с общими показателями иногда приводит педагогов к неудовлетворенности своим трудом, к поиску виноватых в невысокой оценке своей деятельности. Для некоторых педагогов осознание недостаточной профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием. В связи с этим усилия администрации Центра направлены на повышение профессионального уровня педагогов через организацию обучающих семинаров, вовлечение педагогов в работу МО, самообразовательную деятельность, учитывая их личностные качества.


Направление «Образовательный уровень воспитанников» рассматривается через следующие показатели: 1.Количественные – анализируемые три раза в течение учебного года. Контрольными точками являются сентябрь, январь, май. Анализируется количество детей, возрастной состав, сохранность контингента (еженедельно), распределение по образовательным учреждениям. По итогам анализа составляется диаграмма распределения воспитанников по классам, образовательным учреждениям, акты по результатам проверки наполняемости объединений(Приложение4).




2. Качественные – результаты образовательно-воспитательной деятельности. Проведение педагогического мониторинга в данном направлении представляет собой использование таблицы показателей диагностики образовательного уровня воспитанника в течение учебного года (Приложение 5). Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.


МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ ВОСПИТАННИКОВ. Подготовительный уровень Начальный уровень Уровень освоения Уровень совершенствования 1234 «Знания, умения, навыки» (тестирование). Знакомство с образовательной областью. Владение основами знаний.Овладение специальными ЗУН. Допрофессиональная подготовка. «Мотивация к знаниям» (анкетирование). Неосознанный Интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Устойчивая мотивация. Ведущий мотив: добиться высоких результатов. Четко выраженные потребности. Стремление изучить предмет глубоко как будущую профессию. «Творческая активность» (наблюдение). Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Отказывается от поручений и заданий. Производит операции по данному плану. Нет навыков самостоятельного решения проблем. Социализация в коллективе. Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы решает, но при помощи педагога. Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить. Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко и быстро увлекается творческим делом. Оригинальное мышление, богатое воображение. Способен к рождению новых идей. «Достижения» (результативность работы). Пассивное участие в делах творческого объединения. Пассивное участие в делах творческого объединения, учреждения. Значительные результаты на уровне города, области. Значительные результаты на уровне города, области, России.


Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор воспитанников в учебные группы творческих объединений). Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения. Промежуточная диагностика проводится в январе. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.


Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебных программ. Итоговая аттестация проводится в апреле – мае. Формами ее проведения являются контрольные занятия, соревнования (спортивно-техническое направление), отчетные концерты (музыкальные творческие объединения), самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ. Проведение диагностики осуществляется администрацией, заведующими отделами, педагогами учреждения в форме тестирования, анкетирования, наблюдения. Мониторинг уровня воспитанности осуществляется с помощью компьютерной диагностики в разрезе объединения, Центра по следующим четырем методикам: удовлетворенность воспитанников отношениями в коллективе (Фридман Л.М.); удовлетворенность воспитанников образовательным процессом; уровень учебной мотивации; уровень воспитанности (Н.П.Капустина) (Анкеты в приложении 6). Анализ результатов диагностики осуществляется заместителем директора по УВР. Эти результаты, с выводами и предложениями, обсуждаются на МО, МС, итоговом педагогическом совете.


3. Результаты педагогического мониторинга. Проведя педагогический мониторинг по двум направлениям, получаем две группы обобщенных результатов образования и воспитания, различающиеся по способу и возможности их определения и измерения: Количественные результаты, т.е. результаты, выраженные в конечной форме достигнутого итога. Для Центра как учреждения дополнительного образования это такие показатели, как количество учебных групп, количество детей, показатели контингента воспитанников, сохранность контингента, количество участников конкурсов и количество победителей в них.


Результаты, которые можно определить качественно, описательно: качество обучения: качество преподавания, полнота реализации образовательной программы, стабильность работы творческих объединений. качество воспитания: планирование и качество воспитательной работы, уровень воспитывающей деятельности коллективов Центра, взаимодействие с родителями, воспитывающее воздействие педагога. развитие воспитанников: уровень индивидуального развития-зун, мотивация к знаниям, творческая активность, достижений. профессиональная компетентность педагогов: итоги аттестации кадров, уровень квалификации, освоение новых педагогических технологий


Оценив все параметры, администрацией учреждения обрабатываются полученные данные, составляется обобщенная карта мониторинга деятельности педагогов дополнительного образования учреждения. (Приложения 7-8). Результаты обсуждаются на педагогическом совете.


Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 1. Качество используемых программ Учебные программы отвечают всем требованиям Министерства образования (письмо от /16) и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму (Приказ от 28 июня 2001г. 390) Учебные программы требуют незначительной доработки в одном или двух разделах, несовершенство диагностики учебных достижений учащихся Учебные программы требуют значительной доработки, отсутствует один из разделов программы, несовершенство диагностики учебных достижений учащихся. 2. Качество ведения рабочей документации: Своевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Соответствие требованиям к оформлению. Своевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Наличие незначительных замечаний по оформлению документации. Несвоевременное заполнение и представление для отчета всей документации. Наличие значительных замечаний по оформлению.


Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 3. Использование разнообразных форм воспитательных мероприятий Использует помимо традиционных форм работы (занятие, беседа, утренник, конкурсная программа, чаепития, «огонек») праздники-шоу, организует выездные лагеря. Использует разнообразные формы воспитательных мероприятий: занятие, беседа, утренник, конкурсная программа, чаепития, «огонек». Использует только информирование: занятия, беседы. 4. Качество организации работы с родителями учащихся Систематически (не реже 1 раза в полугодие и в случае необходимости) информирует родителей об успехах/неудачах ребенка, прогнозе по обучаемости, о нормативных актах. Родители принимают участие в организации деятельности объединения. Систематически (не реже 1 раза в полугодие и в случае необходимости) информирует родителей только об успехах/неудачах ребенка. Контакт с родителями учащихся практически отсутствует.


Методика экспертной оценки деятельности педагога дополнительного образования. КритерииПараметры отнесения к уровню ВысокийДостаточныйНизкий 5. Качество методической работы педагога дополнительного образования. - Регулярно выступает на заседаниях МО ПДО, проводит мастер-классы и открытые мероприятия на школьном и городском уровнях, - обучается на семинарах и мастер- классах других педагогов; курсах повышения квалификации, - наличие методических разработок одобренных советом учреждения, ТОНМЦ, отмеченных на Российских конкурсах - Регулярно участвует в работе МО ПДО, семинаров, мастер-классов городского уровня, выступает на МО учреждения. - Проводит мастер-классы и открытые мероприятия на уровне ОУ. - Наличие качественных разработок. - Не регулярно участвует в работе МО ПДО - наличие разработок низкого качества. 6. Сохранность контингента учащихся % учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения 70-79% учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения Менее 70% учащихся (в соответствии с нормативом по наполняемости групп в данной категории учреждения и объединения) на конец учебного года продолжают посещать занятия объединения 7. Степень освоения учащимися программ обучения % учащихся освоили программу обучения 60-79% учащихся освоили программу обучения Менее 60% учащихся освоили программу обучения


П/ п Фамилия И.О. педагога груп пы Критерии оценки деятельности педагога дополнительного образования Методика экспертной оценки (приложение 1.5.) Прило жение 1.1. Приложение 1.2.Прило жение 1.3. При лож ение 1.4. Достижения учащихся в текущем учебном году (участие воспитанник ов в конкурсах, соревнования х различного уровня, выполнение нормативов спортивных разрядов, званий и т.д.) Взаимо приемл емость друг друга Состоя ние взаимоп омощи


Как видно, результаты образования разносторонни, сложны и взаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь результатов образования и влияние на них мониторинга мы постарались уложить в простую схему, своеобразный цикл, отраженный в мониторинговой карте. Управление качеством образования и воспитания – проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат. Прежде всего, он, наверное, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг неотъемлемой частью образовательного процесса.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4 СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ОРЛА»

«Проведение мониторинга деятельности педагогов и методистов внутри учреждения»

Стельмаченко Мария Алексеевна

Орёл - 2014

ПАСПОРТ


  • Название ««Проведение мониторинга деятельности педагогов и методистов внутри учреждения »

  • Автор -составитель: Стельмаченко Мария Алексеевна

  • Основная цель:
- Создание системы оценивания образовательного процесса внутри учреждения

  • Краткая характеристика:
Методическая разработка содержат теоретические и методологические основы создания системы мониторинга образовательного процесса, помогающие анализировать и оценивать качество осуществления образовательного процесса педагога дополнительного образования; методическую работу педагога дополнительного образования; оценивать результативность деятельности обучающихся.

Образцы представленной документации соответствуют современным требованиям системы образования РФ.

Представленные материалы имеют практическое значение, как для начинающих, так и для более опытных методистов.

Используемая литература:


  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012

  • Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008

  • Социальная сеть работников образования Внкшкольник.ru

  • Концепция дополнительного образования РФ

Пояснительная записка
Одним из ведущих направлений совершенствования образовательного учреждения на современном этапе является формирование системы управления качеством образования через мониторинг развития и контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.

Сегодня педагогический коллектив все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.

Всем известно, что в дополнительном образовании нет стандартной системы оценивания образовательного процесса, в связи с этим каждый педагогический коллектив самостоятельно разрабатывает способы отслеживания всех аспектов деятельности учреждения.

Мониторинг образовательного процесса в Доме детского творчества охватывает несколько направлений работы учреждения:


  1. Оценка качества осуществления образовательного процесса педагога дополнительного образования;

  2. Оценка методической работы педагога дополнительного образования;

  3. Оценка результативности деятельности обучающихся.
При оценивании качества осуществления образовательного процесса мы берем во внимание учебную и воспитательную работу, а также профессиональный уровень педагогов - квалификация, прохождение курсовой переподготовки, соответствие образовательной программы современным требованиям. Оценивается качество планирования учебного занятия, владение учебным материалом и умелое проведение занятий с использованием эффективных традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания, умение заинтересовать детей.

При оценивании методической работы педагога выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагогов.

Мониторинг результативности ведется по следующим показателям:


  • по итогам участия в выставках, конкурсах , соревнованиях,

  • по уровню усвоения теоретических знаний и практических навыков.
Цели и задачи мониторинга

2.1. Целями мониторинга являются: оценка соответствия имеющихся условий и результатов образовательной деятельности учреждения, обеспечение объективного информационного отражения состояния дополнительного образования, отслеживание динамики качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг, эффективности педагогической деятельности.

2.2. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:


  • Разработка и использование единых нормативных материалов.

  • Создание четкой структуры мониторинговых исследований.

  • Разработка и применение технологий сбора, обобщения, классификации и анализа информации .

  • Обеспечение получения достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса.

  • Систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности.

  • Совершенствование технологии информационно-аналитической деятельности.

  • Своевременное выявление изменений в сфере предоставления дополнительных образовательных услуг и вызвавших их факторов.

  • Координация деятельности всех субъектов мониторинга

  • Разработка технологии использования полученной информации в качестве информационной основы принятия управленческих решений.

3. Объекты мониторинга

Объектами мониторинга являются образовательные результаты, ресурсы и условия образовательного процесса, имеющийся нераскрытый потенциал.

3.1. Образовательная среда:

контингент обучающихся, его дифференциация;

кадровое (педагогическое) обеспечение;

родители (образовательный, социальный, культурный уровень);


3.2. Образовательный процесс:

анализ стартового, промежуточного и итогового контроля за уровнем освоения образовательных программ, достижений обучающихся;

структура дифференцированного обучения;

образовательные программы, программы развития;

учебные планы;

годовые планы;

инновационная деятельность;

конкурсное движение;

проектная деятельность и др.

3.3. Нормативно-правовая база:

нормативно- правовые документы об образовании;

локальные нормативно-правовые документы учреждения.
3.4. Методическое обеспечение образовательного процесса:

3.5. Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса:

социальный портрет детского объединения (образовательного учреждения, микрорайона);


3.6. Воспитательная система:

воспитательные программы;

сведения о работе студий, клубов, спортивных секций;

сведения о детских общественных организациях и объединениях;

работа музея-клуба;

сведения об участии в конкурсах различного уровня;

взаимодействие с окружающим социумом;

выполнение санитарных норм и правил организации образовательного процесса.
3.7. Обучающийся (студия/объединение, группы; клуб):


  • организация работы с одаренными обучающимися;

  • уровень учебных достижений, анализ качества знаний обучающихся;

  • уровень воспитанности обучающихся;

  • степень удовлетворения образовательных запросов обучающихся;

  • характеристики коммуникативных процессов (педагог – обучающийся, обучающийся - обучающийся);

  • информация об исследовательской работе учащихся;

Педагог / педагогический коллектив:

уровень профессиональной компетентности;

качество и результативность педагогической работы;

уровень инновационной деятельности;

анализ педагогических затруднений;

результативность работы по аттестации педагогических работников;

самообразовательная деятельность;

характеристики коммуникативных процессов (педагог - обучающийся, педагог – педагог, педагог – администрация, педагог - родитель).


4. Основные направления и виды мониторинга

4.1. К основным направлениям мониторинга относятся:

соблюдение законодательства в сфере образования;

оснащенность образовательного процесса;

уровень учебных достижений;

состояние здоровья обучающихся;

профессиональное мастерство педагогов;

организация управленческой деятельности;

социокультурная и досуговая деятельность;

эффективность воспитательных и образовательных систем;

инновационная деятельность;

реализация программ и др.

структурный и функциональный анализ образовательных систем.

4.2. Мониторинг качества дополнительного образования, организуемый по выбранным направлениям, использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, статистические и др.

4.3. Мониторинг может осуществляться как по отдельным видам, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.

4.4. На основании мониторинга фиксируется состояние качества системы дополнительного образования в Доме детского творчества в целом, прогнозируется ее развитие.
5. Информационная база мониторинга

5.1. Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:

Отчетности, утвержденной нормативными локальными актами учреждения;

5.1.2. Документов и материалов, полученных в ходе:

аккредитации и лицензирования Дома творчества;

аттестации выпускников по общеобразовательным программам;

повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;

экспертизы инновационной деятельности Дома творчества.

результатов тестирования;

результатов обследований, предусмотренных общеобразовательными программами учреждения и годовым планом работы;

результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований.

результатов диагностики по направлениям образовательной деятельности Дома творчества (художественно-эстетической, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, культурологической).


5.2. Для пополнения информационного фонда осуществляется заблаговременное предупреждение всех участников обследований, определяются сроки, формы сбора и представления материалов.

5.3. Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям:

объективность – должна отражать реальное состояние дел;

точность – иметь минимальные погрешности измерений;

полнота – источники должны быть оптимальными;

достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;

систематизированность – иметь четкую структуру сбора, пополнения, отчетности и хранения;

оперативность – информация должна быть своевременной;

доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения;

открытость – каждый субъект мониторинга может увидеть свой результат.

6. Организация и управление мониторингом

6.1. Мониторинг организуется с учетом целей и задач каждого уровня управления.

На институциональном уровне:

мониторинг осуществляется директором, заместителями директора, методистами)Дома творчества в соответствии с должностными обязанностями. В их компетенции - обобщенное системное представление о состоянии и деятельности Дома творчества в соответствии с заявленными образовательными стандартами реализуемых программ, Программой деятельности Дома творчества, поставленными целями функционирования и развития и выработка прогнозной информации.

На локальном уровне:

мониторинг осуществляется педагогическими работниками (педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами, педагогом-психологом) в ходе образовательной деятельности и представляет собой совокупность непрерывных контролирующих наблюдений и измерений, позволяющих определять уровень реализации индивидуального потенциала обучающегося и корректировать по мере необходимости процессы воспитания и обучения в его интересах.

6.2. Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются МС и администрацией Дома творчества.

6.3. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.

6.4. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы (сборники, служебные записки и т.д.), в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований. Указанные материалы включают аналитическую информацию и предложения по вопросам, решение которых находится в компетенции администрации Дома творчества.

6.5. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации и регулярное пополнение электронных баз данных.

6.6. Итоги мониторинга подводятся в аналитических отчетах Дома творчества с выводами о степени достижения целей.

6.9. Контроль за проведением мониторинга осуществляет директор Дома творчества.

6.10.Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:

Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, прослушиваний и фиксирует исходный уровень обучающегося.

Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.

Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.

Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении , воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с

В итоге, хочется отметить, что, несмотря на отсутствие федеральных нормативно-правовых документов, регламентирующих систему оценивания результативности деятельности в УДОД, каждое образовательной учреждение обязано выстраивать свою модель оценивания. В словосочетании «Дополнительное образование» главным, на мой взгляд, является слово «образование». Те образовательные услуги, которые мы оказываем, должны быть высокого качества, а создание системы оценки достижения результатов и является гарантом качества нашей работы.

Приложение 1
Карта посещения занятия

(начальный мониторинг)

Объединение «____________________________________»

Тема занятия «_____________________________________________»

Педагог дополнительного образования__________________________________


Таб.2 Определение сохранности контингента во время учебного года

Таб.3.Контроль образовательной деятельности (Баллы: 1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо)

Параметры



Дата

1. Кол-во детей

2. Подготовка кабинета

оборудование рабочих мест

наличие наглядных пособий

дидактический материал

ТСО

3. Ведение занятий

организационный момент

тема, цели, задачи


инструктаж по ТБ

проверочный этап

объяснение нового материала

практическая работа

подведение итогов

уборка рабочего места

дисциплина

использование наглядности

смена видов деятельности

индивидуальная работа

соответствие занятий программе

активность детей

воспитательные моменты

соответствие почасовой нагрузки на ребенка

4. Ведение документации

Журнал

Программа


Результативность(диагностика педагогом обучающихся)


5. Интеграция

Работа с одаренными детьми

Наличие индивидуального маршрута

Работа с детьми-инвалидами

Таб.4 Выполнение образовательной программы

Таб.5 Наличие личных дел

Ф.И.О.,должность

проверяющего:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Мониторинг методической работой.


Полугодие

1 полугодие

2 полугодие

Итог баллы

Формы работы:

  1. Индивидуальная работа методиста с педагогами.

  1. Самообразование.

  1. Семинары.

  1. Взаимопосещение.
(занятия педагогов)

  1. Педагогические советы.

  1. Опыт работы

  1. Аттестация
(работа с педагогами)

Итог /максимум 35 баллов /

Баллы,оценка выполнения различных форм работы

5 баллов - работа выполнена качественно и в срок

4 балла - нарушен срок выполнения работы (возможно по объективным причинам), но работа выполнена качественно

3 балла - срок нарушен, работа выполнена с нарушениями

2 балла - работа выполнена с нарушением срока и некачественно

0 баллов -означает невыполненную работу

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Измерение качественного уровня учебной работы фиксируется в следующих таблицах :

1. Возрастной состав обучающихся:

2.Состав обучающихся по годам обучения

3.Распределение обучающихся по направленностям

4.Сохранность контингента по годам обучения




Ф.И.О. Педагога

№ группы

Количество обучающихся

1 г.о

(норма/факт)



%

2 г.о

(норма/факт)



%

3 г.о

(норма/факт)



%

5.Контроль за образовательной деятельностью включает подготовку кабинета, ведение учебных занятий, контроль охраны труда, ведение нормативной документации.

6. Выполнение образовательной программы педагогами



Дополнительная образовательная программа

кол-во часов по программе

Ф.И.О. педагога

20..-20.. уч.год

1полугодие

2 полугодие

за год

кол-во часов

%

кол-во часов

%

кол-во часов

%

Приложение 4

Измерение качества уровня воспитательной работы отмечается в данных таблицах:


  1. Участие в воспитательных мероприятиях

  2. Работа с родителями

Приложение 5

Измерение профессионального уровня педагогов проводиться по следующим показателям
1.Общие сведения о педагогических работниках


основные

совместители

Всего педагогических работников:

По образованию

высшее

ср-проф.

по итогам аттестации

высшая категория

первая категория

вторая категория

по педагогическому стажу

от 0до 5 лет

от5 до 10 лет

от 15 лет до 20 лет

свыше 20 лет

по возрасту

от20лет до 25 лет

от25 лет до 35 лет

от 35 лет до 45 лет

от 45 лет до 55 лет

от55 лет и старше

  1. Сведения о повышении квалификации педагогических работников

Ф.И.О. педагога

тема курсов

Сроки

Приложение 6
Оценка методической работы педагога дополнительного образования

Измерение качественного уровня личностно- профессионального развития.


1.Уровень профессиональных знаний педагогического работника



Дата

Ф.И.О. педагога

Форма повышения

2.Публикации педагогов

Название статьи

Автор статьи

Издание

уровень

тема

год выпуска

3.Самообразование педагога


4.Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства


5.Награждение педагогов



Ф.И.О. педагога

Год награждения

Вид награждения

Приложение7

Результативность образовательного процесса


  1. Учет участия обучающихся в конкурсах, выставках, соревнования.

Название конкурса


Уровень конкурса



Творческое объединение, принявшее участие

Участники конкурса



Итог конкурса

  1. Индивидуальная карта освоения образовательной программы
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

Возраст_____________________________

Вид и название детского объединения

Ф.И.О. ______________________

Дата начала наблюдения___________________________________________________________


Сроки диагностики

Показатели


Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Октябрь

Май

Октябрь

Май

Октябрь

Май

1.Теоретическая компетентность:

2.Практическая компетентность:

3. Личностное развитие

4. Личностные достижения обучающихся

3.График мероприятий промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в творческих объединениях

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Районный центр внешкольной работы»

«Организация и проведение мониторинга

в учреждении дополнительного образования детей»

Составитель:

Анна Валерьевна Творогова методист МОУ ДО «РЦВР»

р.п. Ковернино

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

  • Мониторинг – постоянное наблюдение за каким – то процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным положениям.
  • Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Мониторинг

Это система сбора, обработки, хранения и распространения информации

Предназначен для информационного обеспечения управления образовательным процессом

Данные мониторинга позволяют выносить обоснованные суждения о состоянии объекта наблюдения в любой момент времени и прогнозировать его развитие

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Организация и проведение мониторинга в системе дополнительного образования детей

  • это процесс непрерывного научно – обоснованного диагностико – прогностического отслеживания за состоянием, развитием педагогического процесса, который осуществляется в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Виды мониторинга

Мониторинг

Образовательный

Воспитательный

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Система диагностики обученности включает в себя:

  • Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков учащихся
  • Текущая проверка в процессе усвоения каждой изученной темы, при этом диагностируется каждый уровень отдельных элементов программы
  • Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала
  • Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса
  • Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Показатели

  • Изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель).
  • Количество учащихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель).
  • Количество детей, связавших будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель)
  • Период времени, проведенный детьми в учреждении дополнительного образования (косвенный показатель)
  • Творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель)
  • Мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель)

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Диагностика воспитательных результатов

Диагностика личностного развития учащихся может проводиться два – три раза в год по следующим параметрам:

  • Характер изменения личностных качеств
  • Направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей

Критерии оценки

Критерии оценки уровня теоретической подготовки (примерные):

  • Соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
  • Широта кругозора
  • Свобода воспитания теоретической информации
  • Развитость практических навыков работы со специальной литературой
  • Осмысленность и свобода использования специальной терминологии
  • Критерии оценки практической подготовки (примерные):

  • Соответствие уровня практических умений и навыков программным требованиям
  • Свобода владения специальным оборудованием и оснащением
  • Качество выполнения практического задания
  • Технологичность практической деятельности
  • Критерии оценки уровня развития воспитанности детей (примерные)

  • Культура организации своей практической деятельности
  • Культура поведения
  • Творческое отношение к выполнению практического задания
  • Аккуратность и ответственность в работе
  • Развитость социальных способностей

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Принципы организации мониторинга

  • Принцип деятельностно – событийного подхода к организации мониторинга
  • Принцип концентрированности на учащихся
  • Принцип амбивалентности языка мониторинга (профессионально – педагогического, терминологического и непрофессионального, социокультурного)
  • Принцип информационной оперативности и доступности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Субъект, объект и предмет мониторинга в дополнительном образовании

  • Субъектом мониторинга является не только тот, кто собственно выполняет оценочную деятельность, но и тот, результат чьей деятельности оценивается
  • Объектом мониторинга в соответствии с современными требованиями к образованию детей может быть, например: цель деятельности, результаты обучения,
  • воспитания, развития детей, результаты реализации социально-педагогических функций

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Предмет мониторинга – динамика изменения результата

  • Предметом мониторинга на уровне ребенка могут стать изменения в личности ребенка – изменения в уровне его знаний, умений, навыков, черт характера, поведения, мотивов, эмоций, волевых устремлений, саморегуляции и других
  • Предметом мониторинга на уровне педагога м огут стать изменения в профессиональной позиции педагога – изменения в уровне построения отношений с детьми в образовательном процессе, достижения профессиональных целей, личностного роста и др.
  • Предмет мониторинга на уровне учреждения - реализация целей деятельности учреждения и влияния на достижение результата состояния всех компонентов системы деятельности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Критерии и показатели мониторинга

  • Критерий – мерило, оценка, суждение; правило, признак, на основе которого можно судить о достоверности или ценности чего-либо
  • Показатель – данные, по которым можно судить о состоянии или развитии чего-либо

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Показатели мониторинга

  • 1 группа – количественные показатели, которые дают частичное представление о результатах деятельности УДО.
  • К ним можно отнести: охват детей, сохранность контингента, достижения детей и педагогов, продолжительность обучения, а также количественные показатели ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, хозяйственного) и другие показатели.

  • 2 группа – показатели, характеризующие соответствие деятельности стандартам или заявленным программам.
  • К ним можно отнести: выполнение нормативов нагрузки, выполнение санитарных норм и правил, полнота реализации образовательных программ и другие показатели.

  • 3 группа – качественные показатели, к которым можно отнести, например, творческий потенциал педагогических кадров, ценности детей и педагогов, морально- психологический климат в коллективе, удовлетворенность детей и родителей условиями обучения и другие показатели.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

По компонентам (задачам) мониторинга:

  • методы отслеживания и фиксирования образовательных результатов: наблюдение; конспектирование («фотография»); видеофиксация; ведение журналов отчета; дневники педагогического наблюдения и самонаблюдения; книга успехов и достижений, банк достижений и т.п.)
  • аналитико-оценочные методы: анализ занятия; типологическая характеристика образовательного процесса; собственно метод анализа по заданным или выбранным параметрам; методы педагогической оценки и самооценки учащихся; тестирование; шкалирование и др.
  • методы обобщения результатов: методическое или практическое обобщение опыта, описание моделей эффективности образовательных процессов, аналитический отчет; к формам обобщения относятся матрицы, свободные таблицы, графические формы, систематизированный видеофонд и методический фонд.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По направленности мониторинга:

  • внешний мониторинг (аттестационные процедуры, открытые занятия; занятия - мастерские, совместный анализ занятия с педагогами и т.д.);
  • внутренний мониторинг (самоанализ; дневник самонаблюдений; коллективный анализ дела; решение проблемных ситуаций; взаимотестирование; зачетные книжки и т.п.).

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По количеству участвующих субъектов:

  • групповые способы
  • коллективные способы
  • индивидуальные способы.

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Классификация технологий мониторинга

По внешнему выражению способа:

  • вербальные способы (графические, письменные, технические)
  • творческо-активные способы (игра, специально организованная для наблюдения и выявления чего- либо; социальная проба; создание проблемной ситуации; поисково-исследовательские методы организации образовательного процесса)
  • По предмету мониторинга. При таком выборе основания для классификации может быть великое множество групп способов. Например, по масштабу предмета – способы мониторинга воспитательных, учебных и т.д. результатов

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Педагогическая диагностика учащихся объединений в дополнительном образовании

Традиционные:

  • усвоенные знания
  • освоенные способы деятельности (умения и навыки)
  • опыт эмоционально-ценностных отношений
  • Специфические:

  • опыт творчества
  • опыт общения
  • опыт самостоятельной деятельности
  • опыт социально-значимой деятельности

Параметры результативности образовательного процесса

I.Опыт освоения теоретической информации

II. Опыт практической деятельности

III. Опыт эмоционально-ценностных отношений

IV. Опыт творчества

V. Опыт общения

VI. Опыт самостоятельной деятельности

VII. Опыт социально-значимой деятельности

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Формы предъявления результатов

Нормы предъявления результата

Преимущества

Ограничения

Выставки

Наглядность, убедительность,

Оценки наблюдателей,

Дети участвуют с удовольствием,

Возможность сравнения работ (в т.ч. самими детьми)

Задействованы не все дети,

Зависимость от материально-технического оснащения,

Массовые

мероприятия

Яркость, зрелищность, праздничность

Ограниченное количество детей

Экзамены

Концерты

Наглядность, яркость, зрелищность,

Разнообразность тематики

Традиционная форма, наглядная, очевидная

Стресс для ребенка

Видеозапись

Зримость, наглядность. Можно хранить много лет

Зависимость от материально-технического оснащения

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для учащихся)

Методика «Образовательные потребности»

Карта самооценки учащимися и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося

Анкета «Мир ваших увлечений»

Методики изучения умений и навыков

Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

Анализ состава учащихся

Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня.

Информационная карта самооценки освоения образовательной программы

Анкета для изучения уровня удовлетворённости обучающихся

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Анкеты для родителей

«Позиция родителей в образовательном процессе»

«Мир увлечений вашего ребёнка»

«Исследование удовлетворённости родителей уровнем дополнительного образования детей»

«Организация и проведение мониторинга в удод» А.В. Творогова

Приглашаем к сотрудничеству!

606570 Нижегородская обл

р.п. Ковернино

ул. Карла Маркса, д.8