1

Жиркова З.С. 1

1 ФГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск

Одной из главных задач педагогической практики является формирование основных видов профессиональной деятельности и профессиональной функции таких, как мониторинг качества преподавания, инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Проведены анкетирование студентов и анализ качества занятий практикантов с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной, а также всесторонняя диагностика и оценки деятельности практикантов во время прохождения педагогической практики с целью выявления его соответствия желаемому результату. В ходе педагогической практики студенты совершенствовали основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности.

педагогическая практика

профессиональная деятельность

мониторинг

формирование

рефлексия

результат

1. Андреев В.И.Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера. – М., 1995.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 148 с.

3. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 345 с.

4. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144 с.

5. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения. В 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика 1990. – Т. 5. – 528 с.

Изменения, происходящие в стране в связи с новыми рыночными отношениями, существенно повлияли на сферу образования. В условиях развития конкуренции на рынке образовательных услуг важными аспектами оптимизации вузовской подготовки являются:

    Практико-ориентированная направленность образования, которая обеспечивается интеграцией учебной, научно-поисковой и производственной деятельности;

    Выпуск интегрального типа специалистов, в которой цели, содержание и результаты обучения формируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности, подразумевающие не только квалификацию, но и личностные качества и компетентности.

Важным условием формирования профессиональной подготовки студентов является производственная практика. Назначение практики студентов заключается в подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, навыков, умений и профессиональной адаптации, т.е. вхождения в профессию, освоения социальной роли, профессионального самоопределения, формирования позиций, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Педагогическая практика - комплексный процесс, в котором студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

К.Д. Ушинский писал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой .

Ю.К. Бабанский в своей научной работе подчеркнул, что именно в процессе педагогической практики можно в полной мере осмыслить закономерности и принципы обу-чения и воспитания, овладеть профессиональными умениями и навыками, опытом практической деятельности .

В комплексе с учебными дисциплинами практическая деятельность студентов способствует определению направлений и перспектив профессионального роста в будущем, укреплению адекватной профессиональной самооценки, формированию личности будущего педагога, профессии.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

В педагогической практике студентов важными составляющими являются:

    Способность студента к изменениям своей социально-профессиональной активности, понимаемая как важнейшее качество личности, которое выражает ее творческое отношение к различным сторонам жизни, в том числе и к самому себе. В педагогической практике определятся, какова направленность этой активности в профессиональной сфере;

    Разносторонняя ориентация будущего учителя на все сферы педагогической деятельности: предметную, учебную деятельность обучающихся и ее методическую оснащенность, собственно воспитательное взаимодействие и его организацию, овладение методикой исследовательской работы;

    Формирование в условиях естественного педагогического процесса рефлексивной культуры, когда для учителя предметом его размышлений становятся средства и методы собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия практических решений. Анализ собственной деятельности помогает практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти грамотные пути их преодоления.

Указанные составляющие педагогической практики будущего учителя определяются следующими целевыми установками:

    Развитие профессиональной компетентности педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности;

    Формирование предметной области, рефлексивной культуры;

    Овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении с детьми. Студентам во время практики необходимо быть готовыми к реальной педагогической деятельности, где им придется выполнять все функции учителя. Показатели уровня знаний, умений, личностного развития и творческой активности обучающихся, теснейшим образом связаны с качеством образовательного процесса и являются более значимыми для определения эффективности качества образовательного процесса.

Одной из главных задач педагогической практики является изучение современного состояния учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях, т.е. мониторинга как постоянного наблюдения за каким- либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Прежде чем приступить к анализу качества выполнения студентами основных функций учителя, преподавательской деятельности, рассмотрим трактовки понятия «мониторинг».

В.И. Андреев рассматривает мониторинг как «систему диагностики качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций самообразования образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания и саморазвития личности и коллектива».

Матрос Д.Ш., Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова определяют образовательный мониторинг таким образом: «это система организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития» .

Таким образом,мониторинг качества образовательного процесса - это наблюдение за состоянием его развития в целях оптимального выбора задач и методов образования.

Технологии мониторинга качества образовательного процесса включают в себя три основных этапа:

    Контроль образовательного процесса;

    Его оценку по различным параметрам;

    Аттестацию образовательного процесса в целом.

Для реализации мониторинга качества преподавания необходимы эффективные инструментальные средства сбора данных, отвечающие требованиям, предъявляемым к качеству измерений. Унифицированным средством экспертизы качества преподавания является анкета. Анкета качества учебного занятия должна моделировать основные признаки урока, лекции, семинара. Только обеспечив необходимое качество измерителя, можно производить оценки качества педагогической деятельности .

Анкета, разработанная А.И. Севруком и Е.А. Юниной весьма доступна и очень удобна в использовании, так как легко встраивается в существующую систему, дает возможность всесторонней диагностики и оценки деятельности учителя, что позволяет планировать оказание ему помощи по повышению профессионального мастерства. Анкета характеризуется оптимальным количеством пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке. Все выделенные признаки анкеты характеризуют ее как объективное и эффективное средство оценки качества преподавания не только в общеобразовательной школе, но и в профессиональных образовательных учреждениях.

Нами было проведено исследование качества образовательного процесса с использованием анкеты качества урока, разработанной А.И. Севруком и Е.А. Юниной , при прохождении студентами преддипломной практики по дополнительной квалификации «Преподаватель» Педагогического института Северо-Восточного Федерального университета им. М.К. Аммосова.

Для анализа качества занятий практикантов, было проведено анкетирование студентов по пунктам анкеты матрицы (таблица).

Пункты анкеты

2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2009-2011 учебный год

1. Цель эксперта

2. Уверенно владеет учебным материалом

3. Качественная речь

4. Ненасильственные приемы обучения

5. Устанавливает межпредметные связи

6. Использует:

а) социальный опыт

б) раздаточные наглядные материалы

в) динамические дидактические материалы

7. Дает разноуровневые задания

8. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов

9. Поощряет:

а) инициативу и самостоятельность обучающихся

б) индивидуальные учебные достижения обучающихся

10. Реализует экзистенциальную направленность образования

11. Обращает внимание на качество речи обучаемых

12. Во время заканчивает урок, занятие

13. Использует приемы педагогических технологий:

а) дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения

б) проблемного обучения

в) диалогового обучения

г) рефлексивного обучения

д) коллективной мыслительной деятельности

е) здоровьесберегающие методики

В таблице показаны реализация пунктов анкеты качества урока практикантами и суммарное количество полученных баллов по учебным годам. Диаграмма построена на основе обобщенных данных анкетирования по 36 занятиям, проведенным студентами-практикантами в разных учебных группах и пока-зывает осредненные по всем наблюдениям данные о качестве образовательного процесса по учебным годам. Данные о качестве образовательного процесса по учебным годам решают задачи получения информации обратной связи (проблему контроля) и соотнесения реально полученных результатов образовательного процесса с планировавшимися результатами, с целями (проблему оценки). Чем больше пунктов реализовано, тем выше качество преподавания. По совокупности наблюдений производится оценка преподавания. Из таблицы видно, что сумма полученных баллов практикантами составляет в среднем половину от максимального количества, но затрагивает самые важные пункты анкеты. Это говорит о подготовленности студентов-практикантов к преподавательской деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что практиканты умеют ставить цели развития личностных качеств обучающихся и реализовывать их средствами учебного предмета. Уверенно владеют учебным материалом. Практикантами использованы ненасильственные приёмы обучения, т.е. отсутствовали отрицательные реплики, не перебивали учащихся, не навязывали свою точку зрения, Широко использовали раздаточные наглядные статистические материалы и динамические дидактические материалы. Умело использовали интерактивную доску, качественные презентации и слайды. На всех занятиях эффективно использовали приемы диалогового обучения, проводились интересные дискуссии, в которых активно участвовали студенты. В конце каждого занятия проводились рефлексии практикантов и студентов.

По матрице (см. таблицу) можно определить, какие из пунктов анкеты не реализованы на занятиях, например: практиканты испытывали трудности, связанные с установлением связи с другими предметами, с интеграцией учебного материала из разных сфер знаний, жизнедеятельности человека. На занятиях недостаточно используют стимулирование: аргументации ответов, поощрения инициатив и самостоятельности, индивидуальных учебных достижений студентов. Не реализованы приемы педагогической технологии проблемного обучения и формы коллективной мыслительной деятельности.

В ходе анализа исследования мы выявили пригодность анкеты для наиболее важных обобщенных оценок качества педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика студентов является обязательной составляющей учебного процесса, во время которой происходят реализация усвоенных на лекциях и семинарах способов деятельности, образовательных технологий, воплощение в жизнь идеалов образования. Педагогическая практика своеобразная проверка правильности сделанного выбора, способностей, интересов, ценностей. Одновременно проверяются качества профессиональной подготовки студента на конкретном рабочем месте, в реальной ситуации. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учащимися и освоения школьной действительности с позиций педагога.

В ходе проведения итоговой рефлексии по педагогической практике студенты отметили, что они:

Аманбаева Л.И., д.п.н., профессор педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.

Работа поступила в редакцию 11.04.2012.

Библиографическая ссылка

Жиркова З.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНЫМ ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-2. – С. 360-364;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29992 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

«тюменский государственный университет»

Филиал ТюмГУ в г. Ишиме

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для магистрантов направления подготовки

44.04.01 – Педагогическое образование (уровень магистратуры)

Направление подготовки

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

заочная

Объем 22 стр.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-иссследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5)

6. Перечень планируемых результатов обучения по практике:

В результате прохождения научно-педагогической практики студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

знать: сущность и содержание педагогической деятельности; методологию и методы профессионально-педагогических исследований; основные методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии;

уметь: анализировать учебно-методические материалы, программы учебных дисциплин, курсы лекций, планы семинарских занятий, научно-методические материалы, тематику научных направлений кафедры; разрабатывать конспекты учебных и внеаудиторных занятий и технологических карт по отдельным учебным дисциплинам; разрабатывать методическую базу для анализа и проведения самостоятельной педагогической деятельности; самостоятельно проводить учебные и внеаудиторные занятия по плану учебной дисциплины.

владеть: системой профессионально-педагогических знаний и умений; навыками самостоятельной научно-педагогической деятельности; навыками выступления перед аудиторией.

7. Место и период проведения практики

Педагогическая практика проводится на базе учреждений СПО.

Критерии выбора образовательных учреждений в качестве базы практики:

Укомплектованность учреждения кадрами педагогов профессионального обучения, обладающими высоким профессиональным уровнем;

Благоприятный психологический климат;

Достаточный уровень оснащенности учебных кабинетов и производственных мастерских;

Наличие технической инфраструктуры (компьютеры, мультимедийные проекторы, экраны, средства телекоммуникации, подключение к сети Интернет и т. д.) для применения современных информационных и коммуникационных технологий в процессе работы педагога профессионального обучения.

Научно-педагогическая практика проводится на 1-ом курсе в 1 семестре в течение 3-х недель.

8. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость практики составляет 3,6 зачетных единиц, 162 часа, из них часов, выделенных на контактную работу с преподавателем.

Научно педагогическая практика включает в себя три этапа: Подготовительный, рабочий, итоговый.

Подготовительный этап практики включает в себя решение всех организационных вопросов. Он начинается с установочной конференции, в рамках которой магистранты знакомятся с программой, задачами практики и формами отчетности по ней, согласовывают с руководителем требования к своей деятельности, решают другие необходимые вопросы.

Рабочий этап практики включает знакомство магистранта с учреждением, в котором он будет проходить практику, составление индивидуального плана работы, практическую деятельность в соответствии с этим планом. В течение рабочего этапа магистрант выполняет основные задания практики, анализирует и фиксирует в дневнике полученные результаты.

В ходе итогового этапа магистрант в течение 10-ти дней с момента окончания практики оформляет отчет по практике , получает письменный отзыв группового руководителя, в который вносится оценка работы практиканта.

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

1. Подготовительный

Ознакомление с материально-технической базой ОУ и методическим обеспечением образовательного процесса.-

2. Ознакомление с организацией планирования и учёта учебно-воспитательной работы в ОУ

3. Ознакомление с нормативными документами планирования, организации и реализации образовательного процесса в ОУ (по профилю преподаваемых дисциплин

1. 1.Запись в дневнике

2.Запись в дневнике

3.запись в дневнике

1.Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий у ведущих преподавателей в соответствии с профилем преподавания.

2. Подготовка и проведение лекционных (не менее 3-х, одно из них зачетное), семинарских и практических (не менее 3-х, одно из них зачетное)

5. Подготовка аннотации на раздел учебного пособия .

6. разработка тестовых заданий по учебной теме для оценивания процесса обучения

7.Взаимопосещения учебных занятий (не менее 5-и)

Анализ 3-х занятий с разными целями.

2.Планы или технологические карты занятий с их методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.)

3. Картотека литературных источников по педагогике и технологии профессионального обучения, преподаваемой дисциплине

5. Аннотация на раздел учебного пособия

6. Тесты для контроля знаний обучающихся

7. Протоколы и анализ эффективности просмотренных занятий

3. Итоговый

Анализ проделанной работы, рефлексия, Итоговая конференция.

Дневник, отчет о проделанной работе

Универсальная справочно-информационная полнотекстовая база данных “East View”

сторонняя

http://dlib. /

ООО "ИВИС".

Договор № 64 - П от 01.01.01 г. на период с 04 апреля 2014 года до 03 апреля 2015 года.

Электронная библиотека: Библиотека диссертаций

сторонняя

http://diss. rsl. ru/?lang=ru

подписка ТюмГУ (1 рабочее место, подписка в 2015 г.)

Межвузовская электронная библиотека (МЭБ)

корпоративная

http://icdlib. nspu. ru/

Совместный проект с ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

Автоматизированная библиотечная информационная система МАРК-SOL 1.10 (MARC 21) (Электронный каталог) библиографическая база данных

сторонняя

локальная сеть

Научно-производственное объединение «ИНФОРМ-СИСТЕМА». Гос. контракт № 000 от 01.01.2001 г., бессрочно

12. Перечень информационных технологий , используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

Программное обеспечение современными информационно–коммуникационными технологиями - рабочей программой не предусмотрено.

13. Материально-техническое обеспечение практики

Учебные аудитории; технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура, мультимедийный проектор, экран, компьютеры); носители информации (DVD и SD аудио, OSB – накопитель); учебно-наглядные средства (мультимедийные презентации к лекционным и практическим занятиям).

14. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

Для успешного прохождения научно-педагогической практики целесообразно использовать следующие материалы:

Примерная форма дневника

Приложение 2

Индивидуальный план работы

«Утверждаю»:____________
Руководитель магистерской
программы
Ф. И.О.__________________

«__»______________20___г.

Индивидуальный план работы

магистранта __________________на период с____по_______________20___г.

Виды
деятельности

Срок выполнения

Отметка о
выполнении

Примечания

проходил (а) научно-педагогическую практику ОУ____________________________
_______________________________________________________________________
За период научно-педагогической практики с ___ по __________ 20____года он (а) показал (а) себя_________________________________ (оценка отношения к практике, уровень теоретической подготовленности, своевременность выполнения заданий и поручений, аккуратность в ведении документации, активность в работе, инициативность, дисциплинированность).

Проведение учебно-методической работы ___________________________________

_______________________________________ (оценка уровня владения педагогическими знаниями, умениями и навыками, умение управлять группой, творческий подход к построению и проведению учебных занятий, отношение студентов к преподавателю-практиканту).

При проведении занятий практикант (ка) ______________________ показал (а)___________________ (степень владения технологией профессионального обучения, методами получения обратной связи, профессиональная эрудиция).

Выполнение заданий руководителя практики и куратора студенческой группы______________________________________

Оценка за практику:_______________________________________________________

Руководитель практики____________________________________________________
Куратор группы ________________________________________
«____» ____________ 20____г.

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2014/ 2015 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1.Структурно-содержательный компонент рабочей учебной программы в связи с переходом на стандарты ФГОС ВО.

2. Скорректировано учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля), в соответствии с предъявляемыми требованиями стандарта.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии «20» апреля 2015 г.

Заведующий кафедрой ____________________________ / /

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Направление:«Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

3 курсза очная форма обучения

Продолжительность - 06.04 - 23.04. 2015 года

Цель практики: Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности:знакомство будущих учителей начальной школы с основными формами и методами деятельности педагогических коллективов, овладение основными умениями и навыками учебно-воспитательной, методической и научной деятельности, необходимыми для дальнейшей работы.
Деятельность педагога профессионального обучения является сложной и многоаспектной, отсюда одна из задач педагогической практики - адаптация к условиям профессиональной деятельности, развитие интереса к профессии, формирование педагогического мышления и в конечном итоге выработка индивидуального стиля деятельности.

Задачи практики:

  • углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла;
  • формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
  • овладение нормами профессии в мотивационной сфере: осознание мотивов и духовных ценностей в избранной профессии;
  • изучение способов и средств профессионально-педагогической коммуникации;

способствовать приобретению практических умений и навыков планирования и организации деятельности педагога учебного учреждения.

Требования к отчету по практике.

Отчет должен содержать:

  • Дневник по практике с индивидуальным планом и его выполнением.
  • Конспект-анализ (исследования) по наблюдению и практической деятельности (тема, содержание, результаты, выводы, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы и т.д.), утвержденный преподавателем базы практики и методистом факультета.
  • Общий отчет о проделанной работе . В нем отражаются личностно-профессиональные изменения, произошедшие в студенте за время практики (личностно-профессиональный рост студента, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.), оценка собственных возможностей как профессионала.
  • Анкета-отчет характеристику с места прохождения практики, в которой указана предварительная оценка за практику. Документ подписывается заведующей или старшим воспитателем и заверяется печатью дошкольного учреждения.

Студенты-практиканты после прохождения практики должны представить:

  • отчет по приведенному образцу - конспект исследования
  • дневник практики;
  • анкета-отчет;
  • характеристику с места прохождения практики.

а) основная литература:

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. Гриф МО РФИздательство: Московский психолого-социальный университет. - М.: МПСУ, 2010. - 448 с.
  2. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 639 с.

б) дополнительная литература:

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. / А. Анастази. - М.: Педагогика, 1982.
  2. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. - М., 1997. - 351 с.
  3. Крейг П. Психология развития / П. Крайг. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.
  4. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы / А.Н. Лутошкин; под ред. Б.В. Вульфова. - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Просвещение, 1986. - 206 с.
  5. Мудрик А.В. Психология и воспитание / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2006. - 472 с.
  6. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 5-е изд. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 606 с.
  7. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розун - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. http://www.ychitel.com/ "Учитель". Педагогический журнал. Предназначен для учителей, преподавателей, воспитателей учебных заведений и внешкольных учреждений всех форм, типов и уровней. На сайте - новости российского образования; анонсы публикаций и тексты некоторых из них; законодательные документы об образовании; образовательные методики и педагогический опыт; материалы по правовому обучению.
  2. http://www.vestnik.edu.ru - Сайт журнала «Вестник образования».
  3. http://www.mon.gou.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  4. http://www.ug.ru/ "Учительская газета". На сайте представлены публикации газеты и материалы ее приложений.
  5. http://www.uroki.net Uroki.net. На страницах этого сайта можно найти следующую информацию: сценарии школьных праздников, классные часы, а также материалы для завучей, классных руководителей и директоров школ, лицеев, гимназий.
  6. http://window.edu.ru/window Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Cистема предоставляет свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Имеется также "Глоссарий терминов по образованию" и система новостей образования.
  7. http://www.den-za-dnem.ru Школа: день за днем. Педагогический альманах. На сайте представлены новости образования и календарь памятных дат; сведения об образовательных учреждениях; материалы к воспитательным мероприятиям и библиотека электронных текстов.
  8. http://ru.wikipedia.org . Википедия - свободная энциклопедия.
  9. http://www.voppsyl.ru/about/subscribe Вопросы психологии (электронный).

10.http://cyberleninka.ru/ Киберленинка.

  1. http://elibrary.ru . Научная электронная библиотека LIBRARY.RU.
  2. http://www.twirpx.com/files/ Электронная библиотека.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант имеет следующиеправа:

  • выбор типа учреждения в соответствии с индивидуальными интересами и тематической направленностью его научной работы (курсовой, ВКР и т. д.);
  • обращаться за консультацией по всем вопросам, возникающим в ходе практики, к руководителям практики, администрации учреждения и социальному педагогу, пользоваться научной и научно-методической литературой, иметь доступ к открытым нормативно-законодательным актам и другим документам, необходимым для выполнения заданий практики;
  • обращаться за методической помощью к факультетскому, групповому руководителю и преподавателю-методисту;
  • присутствовать на открытых занятиях педагогов, педагогических советах, психолого-педагогических консилиумах, планерках, конференциях, семинарах, родительских собраниях, проводимых в учреждении, где они проходят практику;
  • изучать опыт работы педагогов образовательных учреждений, специалистов, работающих в социальных учреждениях;
  • выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих конференциях;
  • собирать в ходе практики материалы для курсовых, выпускных квалификационных работ, организовывать необходимую опытно-экспериментальную работу,
  • вносить предложения о совершенствовании организации практики в учреждениях и на факультете,
  • творчески выполнять любое задание,
  • на продление сроков прохождения практики по уважительной причине (болезнь, академический отпуск, семейные обстоятельства).

Вобязанности студента входит:

  • организовывать свою практическую деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка базы практики;
  • выполнять распоряжения администрации и руководителей практик;
  • находиться в образовательном или социально-педагогическом учреждении ежедневно не менее 6 часов согласно графику своей работы, установленному в соответствии с режимом работы учреждения и по согласованию с групповым руководителем;
  • вести ежедневно дневник практики;
  • своевременно заполнять и сдавать документацию в день, установленный руководителем практики факультета;
  • сдать документацию, соответствующую целям и содержанию практики (перечень документации определяется и утверждается на заседании кафедры);
  • присутствовать на установочной и заключительной конференции;
  • пройти медицинское обследование.

В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики.

Студент, отстраненный от практики или получивший неудовлетворительную оценку, а также не сдавший практику в установленные сроки, считается не выполнившим учебный план данного семестра. Ему может быть предоставлена возможность вторичного прохождения практики в другом учреждении в дополнительно отведенные сроки.

Конспект-исследования

Конспект-исследования

  1. Характеристика образовательного учреждения
  1. Вид образовательного учреждения.
  2. Адрес.
  3. Фамилия, имя, отчество директора образовательного учреждения.
  4. В каком здании расположено, имеющаяся территория и её оборудование.
  5. Реализуемые программы (комплексные, парциальные, технологии, методики).
  6. Сведения о педагогических кадрах в классе (количество, образование, квалификация, педагогический стаж работы).
  7. Количество начальных классов.
  8. Предметно-развивающая среда в классе (соблюдение принципов её создания, обеспеченность материалами и оборудованием в соответствии с возрастом детей, реализуемой программой).
  9. Развивающая среда образовательного учреждения (наличие дополнительных помещений, их функция, оборудование, использование в воспитательно-образовательном процессе с детьми).
  10. Связь с социумом (с какими учреждения школа сотрудничает, с какой целью).
  11. Участие школы в мероприятиях города (района, области).
  1. Анализ - исследование физкультминутки в классе
  1. Какое место занимает физкультминутка в режиме дня школьника.

2. Основные требования к проведению физкультминуток.

  1. Сколько времени заняла физкультминутка?
  2. Соответствует ли подбор упражнений данной возрастной группе. Сколько взято упражнений.
  3. Каково качество выполнения детьми упражнений. Замечал ли учительнеправильное выполнение и как он реагировал на это?
  4. Какими приемами воспитатель добивался правильности выполнения упражнений.
  5. Опишите поведение учащихся во время проведения физкультминутки.
  6. Какое сопровождение использовал воспитатель при проведении физкультминутки. Как закончилась гимнастика.
  7. Поберите упражнения для проведения физкультминуток, с помощью методической литературы. Проведите под контролем учителя Опишите подробно.

3) Анализ поведения детей на перемене

1. Основные задачи перемены в учебной деятельности школьника.

2. Основные правила поведения учащихся на перемене.

3. Реакция учителя и учащихся на звонок перед переменой.

4. Опишите поведение детей во время перемены.

5. Использовались ли подвижные игры на перемене, опишите какие, все ли участвовали.

6. Подберите и проведите, используя литературу, игры для отдыха детей во время перемены. Опишите, подробно (цель, задачи, включенность учащихся)

4) Исследование урока

1. Организация детей на уроке.

2. Название, задачи, цель урока.

3. Оборудование и материал, используемый в работе с детьми.

4. Тон учителя, его речь.

5. Какие формы работы использовались: коллективные или индивидуальные.

6. Был ли материал, даваемый учащимся трудным или наоборот, не достаточно трудным?

7. Сколько детей обращалось за помощью к учителю.

8. Как и в какой форме оказывал учитель помощь учащимся на уроке?

9. Как дети слушали объяснения учителя в начале занятия, в середине и в конце?

10. Какие методы и приемы использовал учитель в работе с детьми?

11. После занятий побеседовать с учащимися, какие уроки им нравятся и почему?

12. Подобрать с помощью методической литературы одно занятие. Название, цель, задачи. Провести под контролем учителя. Описать подробно.

5) Провести классный час

Схема проведения классных часов.

  1. Определить тему, цель и задачи классного часа.
  2. Провести подготовительную работу с учащимися (индивидуальные занятия, подбор литературы и т.д.)
  3. Продумать оборудование и использование наглядности.
  4. Спланировать ход проведения:
  • Вступительная беседа;
  • Постановка проблемы;
  • Обсуждение темы. Высказывания учащихся.
  • Проведение упражнений (индивидуальных, групповых, парных заданий);
  • Делаем выводы.
  1. Подвести итоги.

Схема анализа классного часа

  1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной
    работы классного руководителя (классного воспитателя).
  2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их
    личностный смысл для каждого школьника.
  3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

а) своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

б) уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

в) педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

4. Ход классного часа:

а) убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и
задач классного часа;

б) соответствие содержания, тематической направленности и
технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

в) педагогическое мастерство классного руководителя в прове-дении классного часа: педагогическая культура, такт, обще-ние, внешний вид воспитателя; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа;
рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

5. Итоги классного часа:

а) достижение цели и задач классного часа;

б) позитивные и негативные аспекты проведенного мероприя-тия, их причины;

ДНЕВНИК СТУДЕНТА ПО ПРАКТИКЕ

Студент(-ка)_____________________________________________________________________

(имя, отчество, фамилия)

Форма обучения _________курса________группы____________________

профиля________________________________________________________________________

квалификации (степени) бакалавр__________________________________________________

(нужное подчеркнуть или вписать)

направляется на __________________________________________________________практику

(вид практики)

в (на) __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

(организация, предприятие, адрес)

Период практики

с «___»________________20___ г.

по «___» ______________20___ г.

Преподаватель-руководитель практики ______________________________________________

________________________________________________________________________________

(должность, ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия)

Кафедра ________________________________________________________________________

Телефон ___________________ e-mail _____________________

Образец ведения дневника практики

ОтчЁт

о прохождении __________________________________ практики

вид практики (учебная, производственная, педагогическая, преддипломная)

Место прохождения практики ____________________________________

сРОКИ ПРАКТИКИ:__________________________________________________

Руководители практики:

от (направляющей стороны)______________________/__________________________ (подпись) (фио, должность)

от (принимающей стороны)_____________________/________________________________

(подпись) (фио, должность)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за практику____________________________________________________________

Обучающийся-практикант___________________________ ______________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Руководитель организации ______________________ ____________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Отчет о прохождении учебной практики сдан «______» ________________20__г.

Оценка________________________________________________________________

Руководитель практики от (направляющей стороны)___________________________________

___________________

(подпись)

ОТЧЕТ-АНКЕТА

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В свободной форме опишите 1-2 ситуации, произошедшие лично с Вами на практике или при Вашем участии, которые Вам показались затруднительными (с детьми, преподавателями, родителями, администрацией)
  2. Опишите трудности и ошибки (если таковые имели место) в Вашей учебной практике.
  3. Каковы причины затруднений?

а) Недостаток знаний.

б) Недостаток практических умений.

в) Свойства и качества личности.

г) Недостаточная помощь педагога.

д) Другое (напишите).

4 . Готовы ли вы к работе в качестве педагога (воспитателя)

а) Да. б) Не вполне. в) Нет.

  1. Если «НЕТ или НЕ вполне», назовите причины.
  2. В чем вы видите положительное влияние практики?

а) В возможности применять знания, полученные в вузе.

б) В получении практических умений.

в) В возможности проверить правильность выбора профессии.

г) Другое (напишите).

  1. В чем вы видите недостатки практики?

а) В плане практики.

б) В коротком отрезке времени, отведенном для практики.

в) Другое (напишите).

  1. Довольны ли вы практикой?

а) Вполне. б) Скорее доволен, чем нет.

в) Скорее нет, чем да. г) Недоволен.

  1. Что, на Ваш взгляд, Вам больше удается в профессиональном общении и взаимодействии (с детьми, преподавателями, родителями)
  1. Ваши предложения, пожелания по совершенствованию практики.

Характеристика-отзыв студента,прошедшего учебную практику

Характеристика

На___________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

о прохождении учебной практики в учреждении №_______________

  1. Владение современными педагогическими технологиями воспитания и обучения дошкольников, способность к педагогическому творчеству, умение применять их в работе с детьми.
  2. Умение управлять детским коллективом, индивидуальный и личностно-ориентированный подход к детям.
  3. Качество и объем общественно полезной работы (оформление методического кабинета, пополнение его материалами, изготовление стендов и выставок).
  4. Отношение к практике, к своей профессии и к сотрудникам учреждения (организованность, дисциплинированность, доброжелательность, самокритичность, ответственность, инициативность и др.).
  5. Предложения по совершенствованию педагогической деятельности студента-практиканта.

Руководитель учреждения №

ОТЧЕТ

О прохождении производственной (педагогической) практики

Магистром I курса по направлению

«44.04.01 - Педагогическое образование»

Магистерская программа

«Образование в области безопасности жизнедеятельности»

ФИО магистранта

Ибаева Татьяна Губатуллиновна

Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович

Екатеринбург, 2018

ДНЕВНИК

Производственной (педагогической) практики

магистранта __1__ курса по направлениюОПОП 44.04.01 - Педагогическое образование. Образование в области безопасности жизнедеятельности.

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики: Уральский государственный педагогический университет. Факультет безопасности жизнедеятельности.

Сроки прохождения практики: 15.01.2018 – 25.03.2018;

21.05.2018 – 03.06.2018

Руководитель практики: заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности

Гафнер Василий Викторович

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Индивидуальный план работы магистранта

________ Ибаева Татьяна Губатуллиновна ____

(фамилия, имя, отчество )

Дата Содержание деятельности Форма отчетности Отметка о выполнении Подпись руководителя
15.01 Установочная конференция: ознакомление с задачами и содержанием практики, организационные вопросы Участие в работе конференции
17.01-17.02 Присутствие на занятиях педагогов эссе
18.02-25.03 Проведение занятий Конспекты занятий
18.02-25.03 Проведение контрольных и диагностических мероприятий Аналитический отчет
18.02-25.03 Анализ среды образовательного учреждения Аналитический отчет
21.05-03.06 Подготовка отчета Составление отчета по практике


Магистрант______________________ ФИО Ибаева Т.Г.


Отчет о прохождении производственной (педагогической) практики

________________Ибаева Татьяна Губатуллиновна ______________

(фамилия, имя, отчество )

Сроки и место прохождения практики: с 15.01-25.03. 2018г. _и с 21.05-03.06.2018г. Уральский государственный педагогический университет Факультет безопасности жизнедеятельности.

Виды работ, выполненные в период практики: в период прохождения производственной (педагогической) практики познакомилась с организационной структурой и основными направлениями деятельности университета, посетила занятия преподавателей, разрабатывала конспекты занятий и проводила на практике, где применялись современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса (кейс-технологии, тренинговые технологии); кроме этого разрабатывались - учебно-технологическая карта, индивидуальный образовательный маршрут и т.д.

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.): произошло развитие профессиональной компетентности как педагога, личностно-гуманистической ориентации, системного видения педагогической реальности, овладение педагогическими технологиям и способностью к интеграции с педагогическим опытом, расширение жизненного опыта.

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: повторила и закрепила теоретические знания, расширила и повысила основные профессионально-педагогические умения, навыки; вспомнила основы владения педагогическими технологиями и педагогической техникой; узнала современные методы мониторинга в процессе педагогической деятельности; проявила творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней; появились потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании.

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные: практика на базе университета отнимает много времени от постоянного места работы, работодатель неохотно идет на встречу

содержательные : возникли сложности преподавания в студенческой среде, так как до этого была ориентирована на школьников. У школьников урок 40 минут, у студентов 1,5 часа, это существенно по нагрузке на преподавателя, кроме этого манера изложения для школьника и для студента различается, студенты быстрее «схватывают» материал, быстро записывают и времени на это у них уходит меньше чем у школьника, было тяжело правильно распределить время занятия.

другие_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Оценка собственных перспектив профессионального развития: благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, активной жизненной позиции, коммуникабельности я стремлюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому школьнику. Овладение новыми образовательными технологиями, формами и методами преподавания, дает мне хорошую перспективу применения их в своей профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.