АПН СССР), науч. учреждение, объединявшее ученых в области педагогики, психологии и др. наук, а также деятелей нар. образования. Создана по пост. СНК СССР от 6 окт. 1943 в Москве как Академия пед. наук РСФСР. В целях объединения науч.-пед. сил страны и координации исследований пост. ЦК КПСС и СМ СССР от 1 авг. 1966 преобразована в Академию педагогических наук СССР. Действовала до кон. 1991.

Президенты АПН: В. П. Потемкин (1943-46), И. А. Каиров (1946-67), В. М. Хвостов (1967-71), В. Н. Столетов (1972-81), М. И. Кондаков (1981-87), В. Г. Костомаров (1990-91).

Задачи и структура академии, права и обязанности действит. членов (академиков) и членов-корреспондентов определялись Уставом. АПН СССР действовала при Мин-ве просвещения РСФСР, Мин-ве просвещения СССР. После 1987 была подотчетна Гос. к-ту СССР по нар. образованию.

АПН вела психол.-пед. исследования с целью совершенствования уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях разл. типа; на АПН возлагались задачи: обеспечения участия творчески работающих педагогов в науч. исследованиях; обобщения и распространения опыта развития образования и пед. науки в СССР и за рубежом; координации в стране исследований по приоритетным направлениям развития пед. науки и осуществления науч. связи с АН СССР, отраслевыми и респ. академиями, науч. об-вами и др. орг-циями; установления в пределах своей компетенции прямых связей с заруб. науч. учреждениями, создания науч. проблемных советов по разл. направлениям развития пед. науки, организации науч. конференций и совещаний. Публиковала результаты исследований, издавала науч. и науч.-популярные журналы; присуждала премии и медали академии; осуществляла подготовку и повышение квалификации науч.-пед. кадров.

Высш. орган АПН - Общее собрание членов академии, к-рое созывалось 3 раза в год для обсуждения проблем развития пед. науки, решения важных организац. вопросов, выбора новых членов. Членами академии избирались ученые, творчески работающие учителя, преподаватели, деятели нар. образования и культуры. Деятельностью академии в периоды между сессиями руководил Президиум, избиравшийся Общим собранием сроком на 5 лет, в него входили президент, 3 вице-президента, гл. ученый секретарь, члены Президиума в числе, определяемом Общим собранием.

Структура АПН неоднократно менялась. В составе АПН (1990) было 69 д. ч. и 78 ч.-к.; отделения: методологии, теории и истории педагогики, общего и проф. образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии, образования и культуры; 20 Н.-и. ин-тов (часть из них с филиалами) в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате, Томске. В ведении академии находилось 17 эк-сперим. уч. заведений (св. 11 тыс. уч-ся и ок. 1000 учителей). По планам АПН работало ок. 700 учителей-экспериментаторов и св. 1000 базовых школ. При АПН был создан Всес. ин-т переподготовки и повышения квалификации науч.-пед. и руководящих кадров нар. образования. В аспирантуре НИИ АПН в 1990 обучалось св. 670 чел., в т. ч. св. 480 чел. очно, в докторантуре - 12 чел. При АПН имелись Гос. науч.-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского (см. в ст. Библиотеки педагогические), функционировавшая как Науч.-практич. центр пед. информации, Всес. заочная матем. школа, Науч. архив и Худож.-пед. музей игрушки (Загорск). При Президиуме АПН действовал редакц.-издат. совет. Издат. деятельность академии осуществлялась преим. через изд-во «Педагогика». АПН издавала журналы «Сов. педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Рус. язык в нац. школе», «Дефектология», совм. с АН СССР - журн. «Квант».

АПН присуждала премии академии, в т. ч. им. Н. К. Крупской (с 1969) и им. К. Д. Ушинского (с 1946). АПН регулярно организовывала Всес. пед. чтения и конкурсы учительских докладов.

Психологии и других наук, а также видных деятелей народного образования .

Создана в августе 1966 в результате преобразования АПН РСФСР. Согласно уставу, своей целью АПН ставила развитие и осуществление исследований по ведущим направлениям педагогики, психологии, возрастной физиологии и других наук, разрабатывающих вопросы воспитания и обучения подрастающего поколения. В задачи А. входило выявление возможностей в совершенствовании образования, воспитания и обучения, подготовка научных рекомендаций для использования их в системе народного образования, а также разработка механизмов совершенствования системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, на АПН была возложена координация исследований в области педагогических наук, содействие развитию педагогических наук в союзных республиках и распространению педагогических знаний. Структура АПН неоднократно менялась: в 1970 гг. в нее входили 3 отделения: теории и истории педагогики, дидактики и частных методик, психологии и возрастной физиологии. В составе АПН находилось 12 НИИ: общей педагогики, общей и педагогической психологии , физиологии детей и подростков, дошкольного воспитания, общих проблем воспитания, содержания и методов обучения, школьного оборудования и технических средств обучения, художественного воспитания, трудового обучения и профессиональной ориентации, преподавания русского языка в национальной школе, общего образования взрослых и дефектологии . Также на базе А. функционировали 10 экспериментальных школ, библиотека по народному образованию им. К. Д. Ушинского, Научный архив и другие учреждения. В 1990 в составе АПН СССР были отделения методологии, теории и истории педагогики, общего и профессионального образования; психологии, возрастной физиологии и дефектологии; философии, социологии, образования и культуры, а также 20 НИИ в Москве, С.-Петербурге, Казани, Иркутске, Ташкенте, Алма-Ате и Томске. Также в ведении АПН находилось 17 экспериментальных учебных заведений. При АПН был создан Всероссийский институт переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров и руководящих кадров народного образования. При АПН также имелись аспирантура и докторантура , государственный научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Всероссийская заочная математическая школа, Научный архив и Художественно-педагогический музей игрушки в Загорске. При Президиуме АПН действовал редакционно-издательский совет: издательская деятельность А. осуществлялась преимущественно через издание «Педагогика». АПН издавал журналы «Советская педагогика», «Вопросы психологии», «Семья и школа», «Русский язык в национальной школе», «Дефектология» и, совместно с АН СССР, журнал «Квант». АПН с 1946 присуждала премию им. К. Д. Ушинского, а с 1969 — им. Н. К. Крупской. Также АПН регулярно устраивала Всероссийские педагогические чтения и конкурсы учительских докладов, поддерживала связи с научно-педагогическими учреждениями 96 стран. Высшим руководящим органом АПН являлось Общее собрание ее членов, созываемое не реже 2 раз в год, а в период между сессиями Общего собрания — Президиум, избиравшийся сроком на 5 лет. Президенты АПН СССР: И. А. Каиров (1946-1967), В. М. Хвостов (1967-1971), В. Н. Столетов (1972-1981), М. И. Кондаков (1981-1987), В. Г. Костомаров (1990-1991). Преемницей союзной Академии в конце 1991 стала РАО.

Российская Историческая Энциклопедия

В дореволюционной России не было научных учреждений по педагогическим наукам и государственных высших учебных заведений и кафедр педагогики. Состав учителей гимназий и других средних учебных заведений пополнялся обычно из числа лиц с университетским образованием.

Только в последнее предреволюционное десятилетие были открыты на частные средства 5 высших педагогических учебных заведений: Педагогическая академия, курсы Лесгафта и Высшие Фребелевские курсы в Петербурге, Шелапутинский педагогический институт в Москве и Фребелевский институт в Киеве.

В процессе создания советской школы с большой остротой был поставлен вопрос о развитии педагогической науки и организации научно-педагогических учреждений. В результате в 1919-1920 гг. Наркомпрос открыл Центральный физико-педагогический институт, Центральный естественно-педагогический институт, Центральный гуманитарно-педагогический институт. В эти же годы был открыт Научный институт по детскому чтению. На базе центральных педагогических институтов был создан Научно-исследовательский институт методов школьной работы (1922 г.). Затем были открыты Ленинградский институт научной педагогики (1924 г.), Институт методов внешкольной работы с детьми (1923 г.) и Научно-исследовательский педагогический институт при Втором Московском университете (1926 г.).

Одновременно были организованы научно-исследовательские институты: планирования и организации народного образования, политехнического образования, начальной школы, программно-методический, внешкольного образования, Центральный институт просвещения национальностей, Институт игрушки, Дом художественного воспитания детей и др.

В качестве основной базы для разработки и обсуждения теоретических вопросов педагогики и психологии выступала педагогическая секция учебно-методического совета Минпроса РСФСР. На секцию и ее руководителя И. А. Каирова возлагалась координация всей научно-исследовательской работы в области педагогических наук.

Таким образом, создание Академии педагогических наук РСФСР как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее выдающихся ученых в области педагогических наук, явилось закономерным завершением процесса организации руководящего центра педагогической науки.

6 октября 1943 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «Об организации Академии педагогических наук РСФСР». Академии вменялось в обязанность: научная разработка вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах, подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров по педагогике и психологии. Академия была призвана обобщать опыт лучших педагогов страны, оказывать научную помощь школам, кафедрам педагогики высших учебных заведений в подготовке к изданию школьных учебников и учебных пособий.

Первым президентом АПН РСФСР был утвержден академик В. П. Потёмкин, Народный комиссар просвещения РСФСР.

Совет Народных Комиссаров утвердил Устав Академии педагогических наук РСФСР и определил следующий состав ее учреждений:
- Научно-исследовательский институт теории и истории педагогики;
- Научно-исследовательский институт методов обучения;
- Научно-исследовательский институт психологии;
- Научно-исследовательский институт дефектологии;
- Музей по народному образованию;
- Государственная библиотека по народному образованию.

Постановлением СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. был утвержден первый состав действительных членов (13 человек) и членов-корреспондентов (13 человек) Академии педагогических наук РСФСР.

В состав действительных членов вошли: профессора А. С. Барков , В. Н. Верховский, И. А. Каиров, К. Н. Корнилов, Е. Н. Медынский, Н. В. Чехов, академики АН СССР Н. С. Державин , С. П. Обнорский , А. М. Панкратова, В. П. Потемкин, Л. В. Щерба, А. Н. Толстой и член-корреспондент АН СССР А. Я. Хинчин.

Первому составу ученых Академии выпала задача разобраться со всеми поступающими предложениями, осуществить научное планирование работы Академии, укомплектовать состав институтов, определить, какие проблемы нужно разрабатывать в первую очередь.

Поскольку Академия была создана в дни Великой Отечественной войны, то в планах ее научно-исследовательской работы вполне естественно переплеталась мирная и военная тематика.

Не случайно, характеризуя работу Института психологии для фронта в эти годы, его директор С. Л. Рубинштейн говорил: «Оборонная тематика в основном шла по трем главным руслам. Первое русло ставило себе целью оказывать непосредственную помощь армии по улучшению дела наблюдения и разведки… Второе русло этой оборонной работы было связано с вопросом военного обучения - с обучением военных специалистов. Собственно, речь шла о первоначальном обучении летчиков и радистов… Третья линия оборонной работы была связана с проблемой восстановления функций послевоенных ранений и военных травм…».

К июню 1944 г. был разработан первый план работы Академии. В нем предусматривалась научная разработка и обоснование вопросов всеобуча, принципы размещения и планирования сети школ, совершенствование содержания образования и на этой основе повышение уровня учебно-воспитательной работы в школах, исследование проблем детской и педагогической психологии, общей и военной психологии, социальной педагогики.

Большое место в плане работы Академии отводилось изучению деятельности школ и учителей в дни Великой Отечественной войны. В Академии была учреждена особая комиссия для составления хроники жизни и деятельности школы в годы войны. В ее задачи входило собирание, систематизация и подготовка к изданию соответствующих материалов и документов.

Широкий объем работы, сложность разрабатываемых научных проблем настоятельно требовали постоянного внимания к задачам формирования руководящего состава Академии.

Согласно Уставу, в действительные члены Академии могли избираться ученые, обогатившие педагогическую науку трудами особого научного значения; в члены-корреспонденты - ученые в области педагогических наук и вместе с тем деятели народного образования. Избранию подлежали лица, активно принимающие участие в научной деятельности Академии.

Поэтому состав действительных членов и членов-корреспондентов Академии пополнялся преимущественно из числа ученых самой АПН РСФСР, ученых АН СССР, деятелей высшей школы, а также деятелей народного образования и творчески работающих учителей, проявивших интерес к науке.

На 1 июня 1952 г. в составе Академии состояло 94 человека, из них действительных членов - 35. В 1975 г. членами-корреспондентами Академии были избраны В. А. Сухомлинский (заслуженный учитель школы УССР, директор Павлышской школы Кировоградской обрасти Украины), М. И. Павлова (преподаватель географии из Рязанской области), С. И. Гореславский (директор Пятигорской средней школы Ставропольского края). В 1965 г. Академии было разрешено иметь 110 членов, из них 35 действительных и 75 членов-корреспондентов.

Становление и развитие Академии как высшего научного учреждения обеспечивалось четкой организацией административно-хозяйственной деятельности и глубокой разработкой ее основных уставных положений. Уточнялась сфера деятельности Академии и ее вспомогательных научных органов, обеспечивавших исследовательскую работу, определялась структура аппарата Президиума, утверждалось штатное расписание и бюджет. Много внимания уделялось созданию новых учреждений и преобразованию действовавших.

Еще в ноябре 1944 г. на базе лаборатории школьной гигиены и возрастной физиологии Института теории и истории педагогики был организован НИИ школьной гигиены, директором которого стал Н. А. Семашко. В 1949 г. это учреждение было реорганизовано в Институт физического воспитания и школьной гигиены (директор А. А. Маркосян).

Осенью 1944 г. под руководством И. А. Каирова была создана педагогическая лаборатория при школе № 349 Бауманского района Москвы для соединения научной работы с практикой школы. Все ее сотрудники вели учебно-воспитательную работу в школе, а учителя школы принимали участие в научных исследованиях.

В 1944 г. Академии был передан Центральный Дом художественного воспитания детей, преобразованный в 1946 г. в НИИ художественного воспитания (директор К. В. Головская, а затем В. Н. Шацкая). В те годы создание такого института имело большое значение для развития и улучшения художественного воспитания детей, для усиления эстетического воспитания в общеобразовательной школе, в системе внешкольной работы, в высших педагогических учебных заведениях.

В 1944 г. при Академии был открыт Музей по народному образованию (директор Н. А. Константинов). Развертывая свою работу по истории педагогики, он большое внимание уделял освещению деятельности передовых советских школ и учителей. Музей готовил передвижные выставки и подбирал материалы, показывающие опыт организационно-методической работы.

На базе кабинета педагогического образования Института теории и истории педагогики в апреле 1945 г. был организован Институт педагогического образования. К сожалению, отсутствие материальных условий и сложность в подборе кадров, особенно для разработки педагогики высшей школы, привели к тому, что Институт в 1948 г. был закрыт.

Особое место в развитии педагогической науки и школы занимали научные учреждения Ленинграда. В 1945 г. здесь был организован филиал Академии в составе трех отделений - теории и истории педагогики, методов обучения и психологии. Филиалу были переданы Институт специальных школ Наркомпроса РСФСР, библиотека бывшего Государственного института научной педагогики, а также педагогическая библиотека Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Председателем филиала Академии был утвержден П. Н. Груздев.

В 1945 г. были организованы издательство и типография Академии, что явилось важным шагом для дальнейшего развития ее научной деятельности. Большую роль в руководстве изданием трудов Академии, их оценке и планировании играл Редакционно-издательский совет (РИС). Его первоначальный состав был утвержден в количестве 14 человек. Председатель Совета - президент Академии В. П. Потемкин.

Такой состав РИСа подчеркивал как его правовое положение, так и высокий профессионализм и авторитет. В результате за годы своей работы издательством были опубликованы: а) собрания сочинений и избранные труды виднейших отечественных и зарубежных представителей педагогической мысли; б) монографии, сборники и методические пособия по различным предметам для учителей. Всего было издано 418 монографий и сборников капитальных трудов Академии и ее институтов по вопросам обучения и воспитания учащихся; в) Детская энциклопедия, Педагогическая энциклопедия, а также словарно-энциклопедические издания в помощь учителю; г) экспериментальные учебники и научно-экспериментальные труды институтов и лабораторий Академии, выполнявшиеся в порядке заказов. Издано 1206 названий; д) «Настольная книга для учителя начальной школы»; е) «Педагогические чтения» - серия книг, созданных на основе докладов, прочитанных на «Педагогических чтениях» Академии педагогических наук РСФСР. В 410 книгах данной серии опубликовано 2408 статей учителей; ж) журналы «Советская педагогика» (ежемесячный, тираж 55 тыс. экз.), «Семья и школа» (ежемесячный, тираж около 700 тыс. экз.), «Вопросы психологии» (двухмесячный, тираж 6 тыс. экз.), «Русский язык в национальной школе» (двухмесячный, тираж 14 тыс. экз.).

В августе 1966 г. АПН РСФСР была преобразована в АПН СССР, которая, в свою очередь, в 1992 г. реорганизована в Российскую академию образования.

ДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА РАО:
Об организации Академии педагогических наук РСФСР
Постановление СНК СССР
6 октября 1943 г.
Об Академии педагогических наук РСФСР
Постановление СНК РСФСР
14 февраля 1944 г.
О преобразовании Академии педагогических наук РСФСР в Академию педагогических наук СССР
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
1 августа 1966 г.
Устав Академии педагогических наук СССР
Утвержден Общим собранием Академии педагогических наук СССР
29 августа 1967 г.

ДОКУМЕНТЫ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РФ:
Постановление СНК СССР от 6 октября 1943 года № 1092 «Об утверждении проекта Постановления Совнаркома РСФСР "Об организации Академии Педагогических наук РСФСР"»
Постановление Совнаркома РСФСР от 6 октября 1943 года № 832 «Об организации Академии Педагогических наук РСФСР»
Постановление Совнаркома РСФСР от 14 февраля 1944 года № 138 «Об утверждении Устава Академии педагогических наук РСФСР»
Устав Академии педагогических наук РСФСР , утв. Пост. СНК №138 от 14.02.1944 г.
Постановление Совнаркома РСФСР от 11 марта 1944 года № 196 «Об утверждении состава действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук РСФСР» , взамен разосланного

Тема: Пренатальное развитие и новорожденность.

Основные вехи пренатального развития.

Триместр Период Недели Длина и вес тела Основные результаты развития
Первый герминальный 1-2 Дробление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) и образование бластоцисты («зародыша»). Бластоциста погружается в стенку матки. Начинают формироваться структуры, обеспечивающие питание и защиту развивающегося организма.
эмбриональный 3-4 0,6см Появляются зачатки головного и спинного мозга. Начинают развиваться сердце, мышцы, позвоночный столб, ребра и пищеварительный тракт.
5-8 2,5см Формируются многие внешние соматические структуры (лицо, руки, ноги, пальцы на руках и ногах) и внутренние органы. Начинает развиваться кожная чувствительность, и эмбрион приобретает способность реагировать движениями на соответствующие раздражители.
фетальный 9-12 7,6см; менее 30г Быстрое увеличение размеров плода. Начало функционирования нервной системы, органов, мышц и образования связей между ними. Появление новых моделей поведения - брыкания, сосания большого пальца, открывания рта, предварительные дыхательные движения. Наружные половые органы сформированы настолько, что по ним легко определяется пол плода.
Второй 13-24 30,5см; 0,8кг Продолжается быстрый рост плода. В середине текущего периода мать может почувствовать движения плода. Кожа плода покрывается первичным волосяным покровом - лануго (от лат. lапug - пух, пушок)и защитным слоем воскообразных выделений кожных желез, предохраняющим кожу. К концу 24-й недели формируются все нейроны головного мозга. Глаза становятся чувствительными к свету, и плод уже реагирует на звук.
Третий 25-38 50,8см; 3,4кг Ребенок, родившийся в этот период, жизнеспособен. Продолжается рост плода. Постепенно созревают легкие. Благодаря быстрому развитию головного мозга расширяется диапазон ощущений плода и форм его поведения. В середине этого периода образуется подкожный жировой слой. От организма матери плоду передаются антитела, защищающие его от болезней. Как правило, незадолго до родов плод переворачивается вниз головой.

НОВОРОЖДЕННЫЙ.

Что испытывает ребенок при рождении . Несмотря на наличие множества современных методов медицинской помощи, роды остаются событием, вызывающим сильный стресс. Тем не менее доношенные дети оснащены всем необходимым для того, чтобы благополучно пережить это событие. В последние минуты родов организм младенца вырабатывает большое количество адреналина и норадреналина - гормонов стресса. Резкий выброс адреналина компенсирует кислородную недостаточность и подготавливает новорожденного к дыханию через легкие. Почти в то же мгновение, как младенец оказывается в ярко освещенной, шумной и относительно холодной родильной палате, раздается его первый крик. Первые вдохи даются младенцу с трудом, так как жидкость, заполнявшая легкие, должна быть исторгнута, и миллионы микроскопических альвеол должны заполниться воздухом. Однако уже через несколько минут у большинства новорожденных устанавливается регулярное дыхание, сопровождаемое, как правило, сильным криком.

Испытывает ли новорожденный боль? В его кровеносной системе циркулирует большое количество естественных болеутоляющих веществ, называемых бета-андорфинами. Возможно, поэтому большинство младенцев сразу после родов отличается необычайно высокой активностью и восприимчивостью. Многие специалисты считают, что именно этот период повышенной активности, который длится лишь немногим более часа, является идеальным временем для первого контакта ребенка с родителями.

Внешний вид и размеры . В среднем вес доношенного новорожденного составляет от 2,5 до 4,3 кг, а рост - от 48 до 56 см. Кожа младенца может быть покрыта гладким, творожистым слоем образующимся во время фетального периода для защиты кожи плода. Она также может быть покрыта тонкими волосками, которые выпадают в течение первого месяца. Какое-то время голова ребенка может казаться деформированной и удлиненной вследствие процесса, называемого «конфигурацией». Благодаря конфигурации подвижные кости черепа, соединенные только хрящом, сближаются между собой при прохождении по родовым путям. В целом, вид новорожденного может несколько шокировать молодых родителей, которые ожидают увидеть пухленького младенца с гладкой кожей, похожего на тех 3-4-месячных ангелочков, каких показывают в рекламных роликах.

Период приспособления к новым условиям жизни . Несмотря на внешнюю беспомощность, доношенные новорожденные - жизнестойкие создания, уже сделавшие первый шаг на пути приспособления к новым условиям жизни, перешедшие от полной зависимости от матери к независимому самостоятельному существованию. Четырьмя главными сферами приспособления являются дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. В течение этого первого месяца приспособления к новым условиям малыша называют новорожденным.

Традиционным символом начала жизни нового человеческого существа является первый крик новорожденного при появлении на свет. Этот звук знаменует также важный шаг в развитии младенца, ибо с первыми глотками воздуха его легкие впервые раздуваются и начинает работать основной орган собственной дыхательной системы ребенка. В первые дни после родов у новорожденного случаются приступы кашля и чихания, вызывающие беспокойство у неопытных матерей, хотя в этом случае кашель и чихание всего лишь выполняют важную функцию очистки дыхательных путей ребенка от слизи и околоплодной жидкости.

Переход на легочное дыхание влечет за собой важные перемены в функционировании системы кровообращения новорожденного. Сердцу больше не нужно перекачивать кровь в плаценту для аэрации. Вместо этого кровь подается в легкие для насыщения кислородом и удаления углекислого газа. С этого момента система кровообращения перестает быть фетальной и превращается в систему полностью самостоятельного организма. Этот переход дыхательной и кровеносной систем к независимому функционированию начинается сразу после родов, но продолжается еще в течение нескольких дней. Недостаток кислорода в течение нескольких минут во время родов или в первые дни приспособления к новым условиям может привести к необратимым повреждениям головного мозга.

В течение пренатального периода питательные вещества, так же как и кислород, передаются младенцу через плаценту из организма матери, но после того, как новорожденный появляется на свет, должна начать функционировать его собственная пищеварительная система. Однако это процесс более длительный и постепенный, чем мгновенные и разительные перемены, происходящие в дыхательной и кровеносной системах. Другое постепенное приспособление имеет место в системе терморегуляции новорожденного. В матке всегда поддерживалась постоянная температура кожи плода, однако после родов кожа ребенка должна постоянно работать, обеспечивая изоляцию даже от незначительных изменений температуры окружающей среды. Поэтому в первые дни жизни младенцев имеет смысл потеплее укутывать. Вскоре они становятся способными лучше сохранять тепло собственного тела благодаря значительному слою жира, который накапливается в течение первых недель жизни.

Шкала Апгар . Не все новорожденные наделены от природы одинаковым запасом жизненных сил, необходимым для приспособления к резким переменам, связанным с родами, поэтому очень важно выявить слабые места как можно раньше. В последние годы в этом направлении удалось достичь значительных успехов. Одно время младенцев считали здоровыми просто на основании того, что они таковыми выглядели. И лишь после того, как в 1953 году Вирджиния Апгар разработала стандартную оценочную шкалу, врачи получили возможность быстро определять состояние здоровья новорожденных.

Оценка проводится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Измеряется пульс и оцениваются характер дыхания (в норме – крик), мышечный тонус (степень сгибания, активность движений), рефлекторная возбудимость (гримаса, крик), фиксируется окраска кожи (в норме – розовая). Максимальное количество баллов, которое можно набрать по шкале Апгар, равняется 10, а оценка в 7 и более баллов считается нормальной. Оценка ниже семи баллов говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и он нуждается в повышенном внимании и постоянном наблюдении. При оценке ниже четырех баллов необходимо немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.

Задания для самостоятельной работы (вариативная часть):

Задание к каждому УП по возрастным периодам.

  1. Прочитать УП и/или литературу по теме.
  2. Заполнить графы таблицы в соответствии с изученным материалом (1 балл за каждый конспект – таблицу по каждому возрастному периоду, составленный к моменту начала изучения темы).
  3. После изучения темы на уроке подготовиться к тесту на усвоение материала по этой теме, который состоится на следующем уроке (4 балла)

Сводная таблица по возрастным периодам.

Название возрастного периода Возрастные границы периода Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Новообразование возраста Развитие познавательной сферы Развитие эмоционально-волевой сферы Развитие личности

Похожая информация.


Учредительная конференция состоялась 21 февраля 1961 г. в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Конференция представителей советских общественных организаций приняла решение о создании агентства печати массовых общественных организаций под названием "Новости".

Высшим руководящим органом агентства являлась конференция организаций-учредителей агентства, созываемая не реже одного раза в пять лет. Конференция заслушивала отчеты правления, утверждала или изменяла устав.

3 апреля 1961 г. был принят устав агентства. В соответствии с уставом, АПН имело своей целью "путем широкого распространения за рубежом правдивой информации о СССР и ознакомления советской общественности с жизнью народов зарубежных стран всемерно содействовать взаимопониманию, доверию и дружбе между народами".

Девиз АПН: "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами".

Юридической особенностью общественного характера АПН являлось то, что советские государственные органы не несли ответственности за деятельность, финансовые обязательства и иные действия агентства, равно как и АПН не несло ответственности по претензиям, обращенным к Советскому государству и к другим советским организациям.

Общественный статус АПН позволял использовать в отношениях с другими зарубежными органами прессы различные виды обмена материалами и информацией, как безвозмездно, так и на коммерческой основе, взимая плату за свой материал либо в соответствии контрактом, либо на основании существующих в той или иной стране правил и законов.

Характерными жанрами журналистских материалов АПН были комментарии, статьи, репортажи, интервью.

В авторском активе агентства было более 7 тысяч человек. В АПН работали такие известные журналисты как Генрих Боровик, Владимир Симонов, Геннадий Герасимов, Владимир Познер, Владимир Молчанов, Виталий Третьяков и многие другие. Наряду с советскими авторами с Агентством сотрудничали зарубежные писатели, журналисты и общественные деятели.

Всемирно известны работы фотокорреспондентов АПН Бориса Кауфмана, Макса Альперта, Валерия Шустова, Дмитрия Донского, Владимира Родионова, Игоря Уткина Александра Макарова, Юрия Абрамочкина, Владимира Вяткина.

Журналы агентства на самых разных языках выходили в 110 странах мира, и большинство из них пользовались немалой популярностью.

Однако бестселлером агентства стал самый маленький из них, карманного формата "Спутник", дайджест всего лучшего, что публиковала отечественная журналистика.

Как вспоминает Владимир Познер, много лет проработавший в "Спутнике", дайджест был первым советским изданием, которое на собственный страх и риск печатали, продавали, рассылали по подписке зарубежные фирмы.
(АПН от Совинформбюро до РИА "Новости", Издательство ФГУП РИА "Вести", 2001, стр.31, 36)

Представительства АПН находились в более чем 120 странах мира , общественные отделения и корреспондентские пункты - во всех союзных республиках и крупных экономических районах СССР.

Агентство издавало 60 иллюстрированных газет и журналов на 45 языках мира разовым тиражом 4,3 млн экземпляров.

АПН имела свое издательство "Новости". Издательство АПН выпускало более 200 книг и брошюр общим тиражом около 20 млн экземпляров в год.

Совместно с ССОД АПН издавало газету "Московские новости". На русском языке "Московские новости" начали издаваться в 1980 г. под эгидой агентства печати Новости (АПН). С распадом СССР тиражи газеты стали падать, в 2000-х гг. "МН" несколько раз меняли владельцев и главных редакторов.

В 2008 г. выпуск издания был прекращен. Через год бренд "Московские новости" был передан РИА Новости , которое в настоящее время издает версии газеты The Moscow News на английском и арабском языках. В феврале 2011 г. в свет выйдет первый номер обновленного издания "МН".

АПН выпускало вестники : "По Советскому Союзу", "Международная информация", "Наука и техника", "Культура и искусство", "Спорт" (все с 1962 г.), "Молодежь - жизнь и проблемы", ежедневный обзор советской прессы на английском языке "Дейли ревью" ("Daily review", с 1963 г.) и др.

Фотослужба АПН готовила для прессы ежегодно более 120 тысяч фотосюжетов (свыше 2 млн отпечатков). Редакция теленовостей в сотрудничестве с иностранными телекомпаниями снимала телефильмы об СССР.

В 1989 г. в АПН был открыт телевизионный центр, преобразованный затем в телекомпанию ТВ-Новости.

С 1961 г. до 1980 г. агентство находилось на Пушкинской площади (теперь там располагается Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям). Здание на Зубовском бульваре строилось специально для АПН, сотрудники которого переехали в новое здание сразу после окончания ХХII Олимпийских игр в Москве.

Руководителями АПН в разное время были Борис Бурков (1961-1970), Иван Удальцов (1970-1975), Лев Толкунов (1975-1983), Павел Наумов (1983-1986), Валентин Фалин (1986-1988), Альберт Власов (1988-1990).

27 июля 1990 г. в соответствии с указом президента СССР Михаила Горбачева "О создании информационного агентства "Новости" на базе АПН было создано Информационное агентство "Новости" (ИАН), которое в сентябре 1991 г. было преобразовано в Российское информационное агентство "Новости".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости