ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 1923 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Глава I. Общие положения
1. На основании ст. 49 и 51 Основного закона (Конституции) Союза С.С.Р., образуется Народный Комиссариат Путей Сообщения.
2. На Народный Комиссариат Путей Сообщения возлагается: общее руководство и управление всем находящимся на территории или в ведении Союза С.С.Р. железнодорожным и водным (морским и речным) транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами общегосударственного и стратегического значения, а также общий надзор за всеми видами транспорта.
Глава II. Задачи Народного Комиссариата Путей Сообщения
3. Основными задачами Народного Комиссариата Путей Сообщения являются:
а) обслуживание Союза С.С.Р. железнодорожным и водным транспортом в соответствии с политическими, экономическими и хозяйственными интересами и нуждами, а также с требованиями обороны Союза С.С.Р.;
б) руководство в пределах действующих узаконений деятельностью государственных морских и речных пароходств;
в) заведывание торговыми портами, состоящими в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения;
г) содержание железнодорожных путей сообщения, их принадлежностей и подвижного состава, а также водных путей, шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения в состоянии, обеспечивающем безопасность и непрерывность движения по означенным путям;
д) развитие и усиление путей сообщения, находящихся в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения, в соответствии с общим планом развития и потребностями народного хозяйства, а также усовершенствование как самих путей сообщения, так и методов их эксплоатации и работы на научных основаниях; регулирование вопросов, связанных с технической эксплоатацией всех видов путей сообщения;
е) техническое регулирование сооружений железнодорожных, шоссейных, грунтовых и водных путей сообщения общесоюзного и стратегического значения, а также регулирование судостроения;
ж) надзор за техническим состоянием всех видов транспорта;
з) разработка и проведение транспортного плана, как части общесоюзного плана; регулирование выполнения перевозок по путям сообщения Союза С.С.Р.
Глава III. Права Народного Комиссариата Путей Сообщения
4. Для осуществления указанных в ст. 3 задач Народному Комиссариату Путей Сообщения предоставляется право:
а) издавать на основании соответствующих законов правила и распоряжения, регулирующие выполнение перевозок и отношения между транспортом, с одной стороны, и учреждениями, организациями и лицами, пользующимися услугами транспорта, с другой стороны;
б) разрабатывать и проводить в установленном порядке тарифы на перевозку пассажиров и грузов в железнодорожном и прямом железнодорожно-водном сообщениях, размеры сборов, связанных с выполнением перевозок, а также нормы оплаты услуг, оказываемых органами транспорта вне договора перевозки;
в) издавать правила и инструкции, регулирующие техническую сторону сооружения и эксплоатации железнодорожных, шоссейных, грунтовых и водных путей сообщения как общего пользования, так и прочих, а также обеспечивающие сохранность путей сообщения, безопасность и порядок пользования ими; привлекать к законной ответственности за нарушение вышеуказанных правил и инструкций; издавать обязательные постановления по предметам, предусмотренным настоящим пунктом, с наложением денежных штрафов за их нарушение, согласно особого о том постановления Совета Народных Комиссаров;
г) делать распоряжения и принимать меры, регулирующие выполнение массовых перевозок и распределение необходимых для них перевозочных средств;
д) организовывать с соблюдением действующих узаконений тресты и акционерные общества, связанные с деятельностью путей сообщения, вкладывая в них денежные капиталы и прочее имущество;
е) устанавливать в пределах утвержденного бюджета по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов порядок расходования поступающих в распоряжение Народного Комиссариата Путей Сообщения денежных средств и материальных ресурсов, а также порядок отчетности и контроля за таким расходованием;
ж) кредитоваться в государственных и в других кредитных учреждениях, выдавая векселя и другие обязательства, и оказывать кредит клиентам транспорта на устанавливаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения основаниях;
з) организовывать подсобные предприятия, складочные, экспедиционные, торговые и комиссионные и другие операции, связанные с деятельностью транспорта, в пределах особых о том постановлений, издаваемых в законодательном порядке;
и) производить хозяйственным способом разработку и заготовку материалов, необходимых для транспорта, организуя для этого вспомогательные предприятия;
к) переводить в установленном порядке отдельные хозяйственные органы транспорта на хозяйственный расчет, выделяя для них основной и оборотный капиталы;
л) созывать съезды и совещания как ведомственные, так и с участием представителей других ведомств и представителей других отраслей народного хозяйства по вопросам, связанным с деятельностью транспорта, а также принимать участие в таких съездах и совещаниях, созываемых другими ведомствами.
Глава IV. Структура Народного Комиссариата Путей Сообщения
5. В состав Народного Комиссариата Путей Сообщения входят:
а) Народный Комиссар Путей Сообщения и коллегия при нем;
б) Центральное Управление железнодорожного транспорта;
в) Центральное Управление морского транспорта;
г) Центральное Управление внутреннего водного транспорта;
д) Управление шоссейных и грунтовых дорог;
е) Центральное Административное Управление;
ж) Центральное бюро труда;
з) Отдел статистики и картографии;
и) Плановая комиссия по транспорту (Трансплан);
к) Научно-технический комитет;
л) Постоянное совещание по надзору и оценке работ железнодорожного, водного и местного транспорта;
м) Особое совещание по научной организации работ на транспорте;
н) Бюро правлений железных дорог;
о) Бюро правлений государственных речных пароходств;
п) Центральное Правление государственного торгового морского флота.
6. Народный Комиссариат Путей Сообщения имеет своих уполномоченных при советах народных комиссаров союзных республик, назначение и отзыв которых, а также права и обязанности определяются специальным положением, утверждаемым Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р., на основании общего Положения о народных комиссариатах Союза С.С.Р.
7. Местные органы Народного Комиссариата Путей Сообщения составляют:
а) округа путей сообщения;
б) правления железных дорог;
в) управления железных дорог;
г) правления государственных морских пароходств;
д) управления морскими торговыми портами;
е) правления государственных речных пароходств;
ж) управления внутренних водных путей;
з) окружные управления шоссейных и грунтовых дорог.
8. При Народном Комиссариате Путей Сообщения состоят следующие центральные и местные междуведомственные органы:
а) Тарифный комитет;
б) Финансово-контрольный комитет;
в) Центральный комитет по перевозкам;
г) Центральный комитет по портовым делам;
д) Общесоюзный регистр;
е) окружные комитеты по перевозкам и местные бюро по перевозкам;
ж) областные комитеты и совещания по портовым делам.
9. Положения об органах Народного Комиссариата Путей Сообщения, перечисленных в ст. ст. 5, 7 и 8, утверждаются в следующем порядке:
а) об Общесоюзном регистре, Тарифном комитете, Финансово-контрольном комитете, Центральном комитете по перевозкам и Центральном и областных комитетах и совещаниях по портовым делам, окружных комитетах по перевозкам и местных бюро по перевозкам, правлениях железных дорог, Центральном Правлении государственного торгового морского флота, правлениях государственных морских и речных пароходств и управлениях морскими торговыми портами - Советом Труда и Обороны;
б) о Плановой комиссии - Народным Комиссаром Путей Сообщения и председателем Государственной Общеплановой Комиссии;
в) о прочих органах - Народным Комиссаром Путей Сообщения.
10. Народный Комиссар Путей Сообщения назначает своих уполномоченных в отдельные местные органы транспорта, поименованные в ст. ст. 5 и 7 настоящего Положения, для руководства работой по управлению и заведыванию отдельными транспортными единицами и органами путей сообщения.
11. Должность уполномоченного при Совете Народных Комиссаров союзной республики и должность уполномоченного в местных органах транспорта (ст. 10 настоящего Положения) могут быть (в соответствии со ст. 6 настоящего Положения) совмещаемы в одном лице.
12. Уполномоченные Народного Комиссара Путей Сообщения (ст. 10) действуют по его директивам, при чем порядок осуществления прав и выполнения обязанностей уполномоченными, а также взаимоотношения их с должностными лицами на путях сообщения определяются ближайшим образом инструкциями, утверждаемыми Народным Комиссаром Путей Сообщения. Взаимоотношения же уполномоченных Народного Комиссариата Путей Сообщения (ст. 8) с уполномоченными Народного Комиссариата Путей Сообщения при советах народных комиссаров союзных республик определяются в порядке, указанном в ст. 6 настоящего Положения.
Глава V. Круг ведения органов Народного Комиссариата
Путей Сообщения
13. Народный Комиссариат Путей Сообщения через органы, входящие в его состав, осуществляет следующий круг ведения:
а) по Центральному Управлению железнодорожного транспорта регулирует эксплоатацию, ремонт и развитие железнодорожных путей и средств сообщения;
б) по Центральному Управлению морского транспорта ведает эксплоатацией, ремонтом и развитием состоящих в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения морских торговых портов и портовых устройств и осуществления надзора за деятельностью всего морского торгового флота, плавающего под флагом Союза С.С.Р.;
в) по Центральному Управлению внутреннего водного транспорта регулирует внутреннюю эксплоатацию, ремонт и развитие внутренних водных путей сообщения, а равно речное и озерное судостроение, руководит в пределах действующих узаконений деятельностью государственных речных пароходств и осуществляет надзор за деятельностью торгового флота на внутренних водных путях;
г) по Управлению шоссейных и грунтовых дорог регулирует ремонт и развитие шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, а также осуществляет общий надзор за состоянием остальных шоссейных и грунтовых путей на территории Союза С.С.Р.;
д) по Административному управлению ведает общими вопросами административного и юридического характера, учетом и распределением рабочей силы, вопросами охраны на путях сообщения, хозяйством Народного Комиссариата Путей Сообщения, как учреждения, и техническим аппаратом, обслуживающим Народного Комиссара, его заместителя и коллегию;
е) по Центральному бюро труда ведает вопросами поднятия производительности труда и улучшения быта работников транспорта, а также выяснением потребного фонда заработной платы, целесообразным его распределением и наблюдением за своевременной выплатой заработной платы;
ж) Отдел статистики и картографии руководит статистической работой и научной разработкой статистических материалов, относящихся к путям сообщения, на основе общих правил о государственной статистике;
з) Плановая комиссия по транспорту (Трансплан) разрабатывает транспортный план как часть общесоюзного хозяйственного плана с точки зрения организационной, технической, финансово-экономической и хозяйственной;
и) Научно-технический комитет разрабатывает с научно-технической стороны вопросы техники, транспорта и эксплоатации путей сообщения и рассматривает изобретения, касающиеся транспорта;
к) Постоянное совещание по надзору и оценке работ железнодорожного, внутреннего водного и местного (шоссейно-грунтового) транспорта ведает разработкой вопросов по надзору и оценке состояния и работы отдельных органов железнодорожного, внутреннего водного и местного транспорта в целях общего регулирования методов их деятельности и организации;
л) Особое совещание по научной организации работ на транспорте ведает разработкой вопросов организации труда на научных основаниях;
м) Бюро правлений железных дорог и Бюро правлений государственных речных пароходств образуются с целью выявления запросов и нужд отдельных транспортных единиц, согласования их интересов и деятельности;
н) по Центральному Правлению государственного морского торгового флота руководит в пределах действующих узаконений деятельностью государственных морских пароходств и согласует их работу.
14. Местные органы Народного Комиссариата Путей Сообщения имеют следующий круг ведения:
а) В целях объединения и направления деятельности путей сообщения на местах, равным образом для осуществления над ними надзора и контроля, местные управления путей сообщения, оставаясь самостоятельными оперативными органами, могут быть объединяемы в округа путей сообщения, образование и упразднение которых предоставляется Народному Комиссариату Путей Сообщения.
Район округа, состав входящих в него путей сообщения, его организации и отношение к Народному Комиссариату Путей Сообщения, а также к местным органам путей сообщения, определяются Народным Комиссаром Путей Сообщения в утверждаемом им положении об округах путей сообщения.
б) На правления и управления железных дорог возлагается непосредственное заведывание и управление отдельными железными дорогами.
На тех железных дорогах, на которых организованы правления, управление дороги, являясь исполнительным органом правления, выполняет функции, возлагаемые на него Положением о правлениях железных дорог.
Распределение рельсовых путей между отдельными дорогами устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
в) Правления государственных морских и речных пароходств, действуя на началах коммерческого расчета, осуществляют эксплоатацию транспортных средств водного (морского и речного) транспорта. Правления государственных пароходств действуют на основе уставов, утверждаемых для каждого государственного пароходства в отдельности в установленном порядке.
г) Управления морскими торговыми портами ведают содержанием, ремонтом и развитием портов и портовых устройств, а также наблюдают за правильной их эксплоатацией.
д) Управления внутренних водных путей ведают содержанием, ремонтом и развитием внутренних водных путей, обстановкой на них и наблюдают за правильной эксплоатацией их в техническом отношении, а также за техническим состоянием речного и озерного флота.
Распределение внутренних водных путей между отдельными управлениями устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
е) Окружные управления шоссейных и грунтовых дорог ведают содержанием и ремонтом шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, а также осуществляют общий надзор за содержанием прочих шоссейных и грунтовых путей, пролегающих в районе окружного управления.
Район деятельности окружного управления устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.
15. Междуведомственные органы, состоящие при Народном Комиссариате Путей Сообщения, имеют нижеследующий круг ведения:
а) Тарифный комитет ведает рассмотрением и разрешением в пределах установленных законом для всей территории Союза С.С.Р. дел, касающихся установления тарифов железнодорожного и внутреннего водного транспорта, изменения, дополнения, отмены и разъяснения, а равно осуществляет общее руководство тарифным делом на транспорте и разрешает связанные с ним вопросы;
б) Финансово-контрольный комитет ведает рассмотрением финансово-хозяйственных вопросов по транспорту;
в) Центральный комитет по перевозкам ведает вопросами и мероприятиями, связанными с полным и планомерным использованием провозоспособности всех путей сообщения Союза С.С.Р., согласованием и утверждением общих планов перевозок по Союзу С.С.Р., согласованием перевозок в смешанных железнодорожно-водных сообщениях; наблюдает за выполнением планов перевозок; объединяет и направляет деятельность местных органов по регулированию транспорта;
г) Центральный комитет, областные комитеты и совещания по портовым делам объединяют действия ведомств по отношению полного и планомерного использования пропускной способности морских торговых портов, рассматривают и разрешают в установленном порядке вопросы, касающиеся их эксплоатации и оборудования;
д) Общесоюзный регистр ведает регистрацией, классификацией и надзором за техническим состоянием торговых судов, плавающих под флагом Союза С.С.Р.;
е) окружные комитеты по перевозкам и местные бюро по перевозкам ведают планировкой и регулированием на местах перевозок по путям сообщения своего района, выяснением и всевозможным удовлетворением нужд последнего в области транспорта и согласованием в области перевозок интересов путей сообщения с интересами всех пользующихся их услугами.
Глава VI. Съезды
16. Для предварительного рассмотрения и разрешения в пределах, установленных Народным Комиссариатом Путей Сообщения, вопросов, связанных с деятельностью транспорта, созываются, на основе представительства от органов транспорта, съезды:
а) тарифные;
б) конвенционные;
в) по разбору претензий;
г) технические совещательные по отдельным отраслям транспортного дела.
17. Положения о съездах утверждаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения. Съезды тарифные, конвенционные и по разбору претензий созываются периодически в сроки, указанные в положениях о них, а технические совещательные - по мере необходимости, по распоряжению Народного Комиссара Путей Сообщения.
Председатель Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЧЕРВЯКОВ
Секретарь Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЕНУКИДЗЕ

Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926). Это имя навсегда связано с созданием и работой ВЧК, ставшей впоследствии знаменитым Комитетом государственной безопасности СССР.

При этом то, что Дзержинский принимал активное участие в ликвидации экономической разрухи, в восстановлении и развитии промышленности страны после революции обычно неизвестно рядовому читателю. «Железный» Феликс во времена становления Советского государства проявил себя талантливым руководителем железнодорожного транспорта. 14 апреля 1921 года Председатель ВЦИК М.И. Калинин подписал постановление о назначении Ф.Э. Дзержинского народным комиссаром путей сообщения, с оставлением его в должности председателя ВЧК и наркома внутренних дел.

Вот как описывал ситуацию с состоянием железных дорог в то время управляющий делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевич: «Несмотря на все постановления Совнаркома и Совета Труда и Обороны, транспорт всё время хромал на обе ноги. Нужны были чрезвычайные меры для приведения его в полный порядок. Нужен был человек, который обладал бы железной волей, был бы достаточно опытен в администрировании, авторитетен среди рабочих масс, твёрд в проведении принятых решений в жизнь, имел бы достаточный опыт в борьбе с саботажем, вредительством и прямым хулиганством, нередко проявлявшимся в то время на железных дорогах» и Г.М. Кржижановский, первый председатель Госплана: «Огромный транспортный механизм скрежетал во всех своих скрепах и грозил окончательным распадом. Достаточно было беглого проезда по любой дороге, чтобы видеть агонию транспорта. Развороченные мосты на деревянных срубах под железными фермами, явные перекосы полотна, невыправленные линии рельсов, убийственные стоянки-кладбища разбитых вагонов и паровозов, грязные развалины станций, движение поездов по вдохновению, а не по расписанию. Наглые хищения грузов, угрожающий рост крушений, «энергетика» на сырых дровах с самопомощью пассажиров, катастрофическое падение производительности труда, двойные, тройные комплекты бездействующего персонала, совершенная неувязка по линии промышленности и финансов. Даже самый опытный инженер-транспортник, будь он матёрым железнодорожным волком, дрогнул бы и смутился, если бы ему сказали, что отныне он ответствен за судьбы этого транспорта».

Феликс Эдмундович, вернувшись из Кремля в ВЧК, вызвал к себе начальника транспортного отдела Г.И. Благонравова и потребовал немедленно дать сводные данные о состоянии железных дорог. Представленные ему сведения рисовали такую картину: «...разрушенных мостов — 4322, разрушенных рельсовых путей — 2000 верст, разрушенных мастерских и депо — 400, свыше 60 процентов паровозного парка стоит на «кладбищах», вышло из строя треть товарных вагонов».

Приступив к работе, Дзержинский проводит обстоятельные беседы со специалистами, изучает потребности в транспортных перевозках, вскрывает причины сложившихся затруднений, затем лично предпринимает поездки на места. Из аппарата ВЧК были направлены специальные комиссии на обследование железнодорожных узлов. Результаты первых обследований были ужасающие. Белогвардейцы, диверсанты, бандиты и воры подвергали ограблению и станции, и пакгаузы, и груженые товарные вагоны. В Москве были обнаружены специальные тайные коммерческие конторы, которые принимали краденое имущество. Здесь продавались накладные сертификаты на товар, который вывозился с товарных дворов целыми эшелонами, подделывались подписи, печати учреждений, которым приходил ценный груз. Также были обнаружены подпольные мастерские, где изготавливали печати, штампы, оттиски подписей ответственных служащих, в том числе Ленина и Дзержинского.

В газете железнодорожников «Гудок» появилось воззвание, написанное Дзержинским: «Граждане железнодорожники! Вечное позорище царской России — система откупа, лихоимства и взяточничества свила себе прочное гнездо в наиболее чувствительной области нашего хозяйственного организма — в железнодорожном хозяйстве. На железных дорогах все возможно купить и продать за определенную мзду, которая умелыми подлыми руками развратителя пропорционально распределяется между стрелочником и высшими рангами. Бедствия, причиняемые этим злом государству, неисчислимы и кошмарны по своим последствиям». Дальше рабочие мастерских, путей и депо, сотрудники товарных станций и служащие правлений железных дорог читали грозное предостережение: «Где бы негодяй ни сидел: в кабинете ли за зеленым столом или в сторожевой будке, он будет извлечен и предстанет перед судом Революционного трибунала, карающий молот которого опустится со всей сокрушительной мощью и гневом, на которые он способен, так как нет пощады смертельным врагам нашего возрождения. Никакие обстоятельства не будут учитываться при вынесении приговора взяточнику. Самая суровая кара ждет его».

И призыв: «Советская власть призывает всех честных граждан, в ком живо гнетущее сознание несмываемого позора и разлагающего влияния взяток, прийти на помощь для обнаружения и извлечения негодяев - взяточников».

Кроме преступной деятельности, связанной с махинациями, взяточничеством и саботажем новый руководитель обратил внимание на значительное количество аварий на железных дорогах страны. Он потребовал рассматривать каждое аварийное происшествие как уголовно наказуемый случай.

Требуя самой строгой дисциплины, Ф. Э. Дзержинский всегда заботился о быте служащих вверенного ему наркомата, что значительно мотивировало его сотрудников и давало большой импульс всей работе на транспорте. По распоряжению Дзержинского на железных дорогах машинистам и всему составу поездных бригад стали выдавать в пути горячую пищу; паровозные машинисты за экономию топлива при высоких показателях вождения поездов получили премию; железнодорожникам, связанным с движением поездов, выдали обмундирование. Правительство выделило для этого необходимые фонды.

Были организованы правления дорог, в состав которых вошли работники промышленности, снабжения, финансов и сельского хозяйства. Восстановление транспорта стало делом всей страны. Железные дороги были распределены на три категории, по значимости в грузовых и пассажирских перевозках, и на решающих из них было сосредоточено особое внимание. Это позволило обеспечить в тех нелегких условиях сравнительно бесперебойную доставку угля по линии Донбасс — Москва — Петроград и перевозку хлеба по сибирской магистрали.

Дзержинский внимательно относился ко всем вопросам технической реконструкции железных дорог. Он сам отвечал на все письма рационализаторов и изобретателей, а авторов наиболее ценных предложений приглашал для личных переговоров.

Подбирая кадры на ответственные должности, Ф. Э. Дзержинский всматривался в каждого работника и изучал все его положительные и отрицательные качества. Он не придавал никакого значения титулам, званиям, даже партийности, если за званием члена партии не стоял опыт, особые знания, умения и преданность делу. Дзержинский считал, что никакие отчёты и докладные записки не способны прояснить обстановку так, как это можно сделать, находясь на месте. Для этого постоянно выезжал в командировки, посещал станции, депо, порты, верфи, мастерские, беседовал с инженерами, рабочими. На месте выяснял, что нужно сделать для того, чтобы наладить движение поездов, возобновить работу портов.

Первую поездку в качестве наркома путей сообщения Дзержинский совершил на Украину. Необходимо было организовать работу железной дороги и водных путей, морских судов и портов Чёрного и Азовского морей. Работа и без того парализованного гражданской войной транспорта Украины усугублялась разгулом бандитизма. Он посетил Харьков, Донецк, Николаев, Херсон, Одессу, Киев. В результате поездки были приняты меры к восстановлению дорог и полностью разрушенного стратегического Кичкасского моста через Днепр.

После поездки, Феликс Эдмундович вплотную занялся разработкой новой схемы организации железнодорожного транспорта. Подготовленный Дзержинским проект предусматривал значительное сокращение аппарата НКПС, предоставление больших прав железнодорожным округам и линейным отделам (дорогам), установление тесной связи транспорта с местными органами власти и развитие хозяйственной инициативы. В.И. Ленин поддержал проект, и в конце августа ВЦИК и Совнарком утвердили новое Положение о НКПС.

Особое впечатление на Дзержинского произвела долгая поездка в Сибирь в январе-марте 1922 года. Засуха, поражавшая два года подряд 34 губернии, вызвала не только голод в Поволжье, но отразилась и на других губерниях европейской России. Не было хлеба, чтобы накормить голодных, и не было семян, чтобы его посеять в наступившем 1922 году. А между тем в Сибири хлеб имелся, но его нельзя было вывезти из-за слабой пропускной способности железных дорог. В состав экспедиции уполномоченного входило сорок сотрудников Наркомата путей сообщения, Наркомата продовольствия, чекистов, членов военно-транспортного трибунала и профсоюзных работников. В поезде Дзержинский провел совещание, — «Товарищи! Нам предстоит в течение января — марта вывезти из Сибири не менее 15 миллионов пудов продовольственных грузов. Чтобы справиться с этой задачей, нужно ежедневно отправлять 270 вагонов, а в декабре из Сибири отправлялось в среднем только 33 вагона в сутки. От нас с вами потребуются поистине титанические усилия. И мы не решим своей задачи, если не сумеем опереться на партийные и советские органы Сибири, если не поднимем массы железнодорожников. Нужно добиться слаженной работы всех звеньев железнодорожного организма».

В одном из писем жене из Омска-Николаевска (Новосибирска) в феврале 1922 году он пишет: «Я пришёл к неопровержимому выводу, что главная работа не в Москве, а на местах. Что две трети ответственных товарищей и спецов из всех партийных (включая и ЦК), советских и профсоюзных учреждений необходимо перебросить из Москвы на места. И не надо бояться, что центральные учреждения развалятся. Необходимо все силы бросить на фабрики, заводы и в деревню, чтобы действительно поднять производительность труда, а не работу перьев и канцелярий. Иначе не вылезем. Самые лучшие замыслы и указания даже не доходят сюда и повисают в воздухе. Работа здесь была так запущена, что для того, чтобы наладить всё, нужно более продолжительное время, а Республика так долго ждать не может. Итак, работаем мрачные, напрягая все силы, чтобы устоять и чтобы преодолеть все трудности».

А вот строки из другого письма: «Для того чтобы быть народным комиссаром путей сообщения, недостаточно хороших намерений. Лишь сейчас, зимой, я ясно это стал понимать. Летом я был ещё желторотым». Феликс Эдмундович постоянно учился - учился и по книгам, и на собственном опыте. Он говорил: «Одной железной воли здесь мало. Я имел смелость учиться. Смотреть глазами своего аппарата - это гибель для руководителя».

Работа в Сибири, по собственному признанию Дзержинского, научили его больше, чем весь предшествующий год. Он знал, что делать. Введение платности услуг и хозрасчета вывели транспорт из положения «иждивенца» государства в отрасль, приносящую доход. Аппарат НКПС был сокращен в пять раз, упразднен бюрократический аппарат линейных отделов, и вместо них созданы правления дорог, кровно заинтересованные в их хозяйственной деятельности. Это дало возможность направить непосредственно на линию большое количество специалистов, сидевших ранее в канцеляриях наркомата. За счет сокращения излишней рабочей силы была повышена заработная плата транспортников и их материальная заинтересованность. Развитие транспорта увязано с нуждами промышленности и сельского хозяйства; транспорт перестал быть «извозчиком», который возит кого угодно и куда угодно.

Итогом деятельности Ф.Э. Дзержинского стала ХШ конференция РКП (б), состоявшаяся в Москве в январе 1924 года, констатировала, что «транспорт находится в таком состоянии, когда он без особых затруднений способен удовлетворять все предъявляемые к нему народным хозяйством требования».

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ С.С.С.Р.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

О НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

Глава I. Общие положения

1. На основании ст. 49 и 51 Основного закона (Конституции) Союза С.С.Р., образуется Народный Комиссариат Путей Сообщения.

2. На Народный Комиссариат Путей Сообщения возлагается: общее руководство и управление всем находящимся на территории или в ведении Союза С.С.Р. железнодорожным и водным (морским и речным) транспортом, шоссейными и грунтовыми дорогами общегосударственного и стратегического значения, а также общий надзор за всеми видами транспорта.

Глава II. Задачи Народного Комиссариата Путей Сообщения

3. Основными задачами Народного Комиссариата Путей Сообщения являются:

а) обслуживание Союза С.С.Р. железнодорожным и водным транспортом в соответствии с политическими, экономическими и хозяйственными интересами и нуждами, а также с требованиями обороны Союза С.С.Р.;

б) руководство в пределах действующих узаконений деятельностью государственных морских и речных пароходств;

в) заведывание торговыми портами, состоящими в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения;

д) развитие и усиление путей сообщения, находящихся в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения, в соответствии с общим планом развития и потребностями народного хозяйства, а также усовершенствование как самих путей сообщения, так и методов их эксплоатации и работы на научных основаниях; регулирование вопросов, связанных с технической эксплоатацией всех видов путей сообщения;

е) техническое регулирование сооружений железнодорожных, шоссейных, грунтовых и водных путей сообщения общесоюзного и стратегического значения, а также регулирование судостроения;

ж) надзор за техническим состоянием всех видов транспорта;

з) разработка и проведение транспортного плана, как части общесоюзного плана; регулирование выполнения перевозок по путям сообщения Союза С.С.Р.

Глава III. Права Народного Комиссариата Путей Сообщения

4. Для осуществления указанных в ст. 3 задач Народному Комиссариату Путей Сообщения предоставляется право:

а) издавать на основании соответствующих законов правила и распоряжения, регулирующие выполнение перевозок и отношения между транспортом, с одной стороны, и учреждениями, организациями и лицами, пользующимися услугами транспорта, с другой стороны;

б) разрабатывать и проводить в установленном порядке тарифы на перевозку пассажиров и грузов в железнодорожном и прямом железнодорожно-водном сообщениях, размеры сборов, связанных с выполнением перевозок, а также нормы оплаты услуг, оказываемых органами транспорта вне договора перевозки;

в) издавать правила и инструкции, регулирующие техническую сторону сооружения и эксплоатации железнодорожных, шоссейных, грунтовых и водных путей сообщения как общего пользования, так и прочих, а также обеспечивающие сохранность путей сообщения, безопасность и порядок пользования ими; привлекать к законной ответственности за нарушение вышеуказанных правил и инструкций; издавать обязательные постановления по предметам, предусмотренным настоящим пунктом, с наложением денежных штрафов за их нарушение, согласно особого о том постановления Совета Народных Комиссаров;

г) делать распоряжения и принимать меры, регулирующие выполнение массовых перевозок и распределение необходимых для них перевозочных средств;

д) организовывать с соблюдением действующих узаконений тресты и акционерные общества, связанные с деятельностью путей сообщения, вкладывая в них денежные капиталы и прочее имущество;

е) устанавливать в пределах утвержденного бюджета по соглашению с Народным Комиссариатом Финансов порядок расходования поступающих в распоряжение Народного Комиссариата Путей Сообщения денежных средств и материальных ресурсов, а также порядок отчетности и контроля за таким расходованием;

ж) кредитоваться в государственных и в других кредитных учреждениях, выдавая векселя и другие обязательства, и оказывать кредит клиентам транспорта на устанавливаемых Народным Комиссариатом Путей Сообщения основаниях;

з) организовывать подсобные предприятия, складочные, экспедиционные, торговые и комиссионные и другие операции, связанные с деятельностью транспорта, в пределах особых о том постановлений, издаваемых в законодательном порядке;

и) производить хозяйственным способом разработку и заготовку материалов, необходимых для транспорта, организуя для этого вспомогательные предприятия;

к) переводить в установленном порядке отдельные хозяйственные органы транспорта на хозяйственный расчет, выделяя для них основной и оборотный капиталы;

л) созывать съезды и совещания как ведомственные, так и с участием представителей других ведомств и представителей других отраслей народного хозяйства по вопросам, связанным с деятельностью транспорта, а также принимать участие в таких съездах и совещаниях, созываемых другими ведомствами.

Глава IV. Структура Народного Комиссариата Путей Сообщения

5. В состав Народного Комиссариата Путей Сообщения входят:

а) Народный Комиссар Путей Сообщения и коллегия при нем;

б) Центральное Управление железнодорожного транспорта;

в) Центральное Управление морского транспорта;

г) Центральное Управление внутреннего водного транспорта;

д) Управление шоссейных и грунтовых дорог;

е) Центральное Административное Управление;

ж) Центральное бюро труда;

з) Отдел статистики и картографии;

и) Плановая комиссия по транспорту (Трансплан );

к) Научно-технический комитет;

л) Постоянное совещание по надзору и оценке работ железнодорожного, водного и местного транспорта;

м) Особое совещание по научной организации работ на транспорте;

н) Бюро правлений железных дорог;

о) Бюро правлений государственных речных пароходств;

п) Центральное Правление государственного торгового морского флота.

6. Народный Комиссариат Путей Сообщения имеет своих уполномоченных при советах народных комиссаров союзных республик, назначение и отзыв которых, а также права и обязанности определяются специальным положением, утверждаемым Советом Народных Комиссаров Союза С.С.Р., на основании общего Положения о народных комиссариатах Союза С.С.Р.

7. Местные органы Народного Комиссариата Путей Сообщения составляют:

а) округа путей сообщения;

б) правления железных дорог;

в) управления железных дорог;

г) правления государственных морских пароходств;

д) управления морскими торговыми портами;

е) правления государственных речных пароходств;

ж) управления внутренних водных путей;

з) окружные управления шоссейных и грунтовых дорог.

8. При Народном Комиссариате Путей Сообщения состоят следующие центральные и местные междуведомственные органы:

а) Тарифный комитет;

б) Финансово-контрольный комитет;

в) Центральный комитет по перевозкам;

г) Центральный комитет по портовым делам;

д) Общесоюзный регистр;

е) окружные комитеты по перевозкам и местные бюро по перевозкам;

ж) областные комитеты и совещания по портовым делам.

9. Положения об органах Народного Комиссариата Путей Сообщения, перечисленных в ст. ст. 5, 7 и 8, утверждаются в следующем порядке:

а) об Общесоюзном регистре, Тарифном комитете, Финансово-контрольном комитете, Центральном комитете по перевозкам и Центральном и областных комитетах и совещаниях по портовым делам, окружных комитетах по перевозкам и местных бюро по перевозкам, правлениях железных дорог, Центральном Правлении государственного торгового морского флота, правлениях государственных морских и речных пароходств и управлениях морскими торговыми портами - Советом Труда и Обороны;

б) о Плановой комиссии - Народным Комиссаром Путей Сообщения и председателем Государственной Общеплановой Комиссии;

в) о прочих органах - Народным Комиссаром Путей Сообщения.

10. Народный Комиссар Путей Сообщения назначает своих уполномоченных в отдельные местные органы транспорта, поименованные в ст. ст. 5 и 7 настоящего Положения, для руководства работой по управлению и заведыванию отдельными транспортными единицами и органами путей сообщения.

11. Должность уполномоченного при Совете Народных Комиссаров союзной республики и должность уполномоченного в местных органах транспорта (ст. 10 настоящего Положения) могут быть (в соответствии со ст. 6 настоящего Положения) совмещаемы в одном лице.

12. Уполномоченные Народного Комиссара Путей Сообщения (ст. 10) действуют по его директивам, при чем порядок осуществления прав и выполнения обязанностей уполномоченными, а также взаимоотношения их с должностными лицами на путях сообщения определяются ближайшим образом инструкциями, утверждаемыми Народным Комиссаром Путей Сообщения. Взаимоотношения же уполномоченных Народного Комиссариата Путей Сообщения (ст. 8) с уполномоченными Народного Комиссариата Путей Сообщения при советах народных комиссаров союзных республик определяются в порядке, указанном в ст. 6 настоящего Положения.

Глава V. Круг ведения органов Народного Комиссариата

Путей Сообщения

13. Народный Комиссариат Путей Сообщения через органы, входящие в его состав, осуществляет следующий круг ведения:

а) по Центральному Управлению железнодорожного транспорта регулирует эксплоатацию , ремонт и развитие железнодорожных путей и средств сообщения;

б) по Центральному Управлению морского транспорта ведает эксплоатацией , ремонтом и развитием состоящих в ведении Народного Комиссариата Путей Сообщения морских торговых портов и портовых устройств и осуществления надзора за деятельностью всего морского торгового флота, плавающего под флагом Союза С.С.Р.;

в) по Центральному Управлению внутреннего водного транспорта регулирует внутреннюю эксплоатацию , ремонт и развитие внутренних водных путей сообщения, а равно речное и озерное судостроение, руководит в пределах действующих узаконений деятельностью государственных речных пароходств и осуществляет надзор за деятельностью торгового флота на внутренних водных путях;

г) по Управлению шоссейных и грунтовых дорог регулирует ремонт и развитие шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, а также осуществляет общий надзор за состоянием остальных шоссейных и грунтовых путей на территории Союза С.С.Р.;

д) по Административному управлению ведает общими вопросами административного и юридического характера, учетом и распределением рабочей силы, вопросами охраны на путях сообщения, хозяйством Народного Комиссариата Путей Сообщения, как учреждения, и техническим аппаратом, обслуживающим Народного Комиссара, его заместителя и коллегию;

е) по Центральному бюро труда ведает вопросами поднятия производительности труда и улучшения быта работников транспорта, а также выяснением потребного фонда заработной платы, целесообразным его распределением и наблюдением за своевременной выплатой заработной платы;

ж) Отдел статистики и картографии руководит статистической работой и научной разработкой статистических материалов, относящихся к путям сообщения, на основе общих правил о государственной статистике;

з) Плановая комиссия по транспорту (Трансплан ) разрабатывает транспортный план как часть общесоюзного хозяйственного плана с точки зрения организационной, технической, финансово-экономической и хозяйственной;

и) Научно-технический комитет разрабатывает с научно-технической стороны вопросы техники, транспорта и эксплоатации путей сообщения и рассматривает изобретения, касающиеся транспорта;

к) Постоянное совещание по надзору и оценке работ железнодорожного, внутреннего водного и местного (шоссейно-грунтового) транспорта ведает разработкой вопросов по надзору и оценке состояния и работы отдельных органов железнодорожного, внутреннего водного и местного транспорта в целях общего регулирования методов их деятельности и организации;

л) Особое совещание по научной организации работ на транспорте ведает разработкой вопросов организации труда на научных основаниях;

м) Бюро правлений железных дорог и Бюро правлений государственных речных пароходств образуются с целью выявления запросов и нужд отдельных транспортных единиц, согласования их интересов и деятельности;

н) по Центральному Правлению государственного морского торгового флота руководит в пределах действующих узаконений деятельностью государственных морских пароходств и согласует их работу.

14. Местные органы Народного Комиссариата Путей Сообщения имеют следующий круг ведения:

а) В целях объединения и направления деятельности путей сообщения на местах, равным образом для осуществления над ними надзора и контроля, местные управления путей сообщения, оставаясь самостоятельными оперативными органами, могут быть объединяемы в округа путей сообщения, образование и упразднение которых предоставляется Народному Комиссариату Путей Сообщения.

Район округа, состав входящих в него путей сообщения, его организации и отношение к Народному Комиссариату Путей Сообщения, а также к местным органам путей сообщения, определяются Народным Комиссаром Путей Сообщения в утверждаемом им положении об округах путей сообщения.

б) На правления и управления железных дорог возлагается непосредственное заведывание и управление отдельными железными дорогами.

На тех железных дорогах, на которых организованы правления, управление дороги, являясь исполнительным органом правления, выполняет функции, возлагаемые на него Положением о правлениях железных дорог.

Распределение рельсовых путей между отдельными дорогами устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

в) Правления государственных морских и речных пароходств, действуя на началах коммерческого расчета, осуществляют эксплоатацию транспортных средств водного (морского и речного) транспорта. Правления государственных пароходств действуют на основе уставов, утверждаемых для каждого государственного пароходства в отдельности в установленном порядке.

г) Управления морскими торговыми портами ведают содержанием, ремонтом и развитием портов и портовых устройств, а также наблюдают за правильной их эксплоатацией .

д) Управления внутренних водных путей ведают содержанием, ремонтом и развитием внутренних водных путей, обстановкой на них и наблюдают за правильной эксплоатацией их в техническом отношении, а также за техническим состоянием речного и озерного флота.

Распределение внутренних водных путей между отдельными управлениями устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

е) Окружные управления шоссейных и грунтовых дорог ведают содержанием и ремонтом шоссейных и грунтовых дорог общесоюзного и стратегического значения, а также осуществляют общий надзор за содержанием прочих шоссейных и грунтовых путей, пролегающих в районе окружного управления.

Район деятельности окружного управления устанавливается Народным Комиссариатом Путей Сообщения.

15. Междуведомственные органы, состоящие при Народном Комиссариате Путей Сообщения, имеют нижеследующий круг ведения:

а) Тарифный комитет ведает рассмотрением и разрешением в пределах установленных законом для всей территории Союза С.С.Р. дел, касающихся установления тарифов железнодорожного и внутреннего водного транспорта, изменения, дополнения, отмены и разъяснения, а равно осуществляет общее руководство тарифным делом на транспорте и разрешает связанные с ним вопросы;

б) Финансово-контрольный комитет ведает рассмотрением финансово-хозяйственных вопросов по транспорту;

в) Центральный комитет по перевозкам ведает вопросами и мероприятиями, связанными с полным и планомерным использованием провозоспособности всех путей сообщения Союза С.С.Р., согласованием и утверждением общих планов перевозок по Союзу С.С.Р., согласованием перевозок в смешанных железнодорожно-водных сообщениях; наблюдает за выполнением планов перевозок; объединяет и направляет деятельность местных органов по регулированию транспорта;

г) Центральный комитет, областные комитеты и совещания по портовым делам объединяют действия ведомств по отношению полного и планомерного использования пропускной способности морских торговых портов, рассматривают и разрешают в установленном порядке вопросы, касающиеся их эксплоатации и оборудования;

д) Общесоюзный регистр ведает регистрацией, классификацией и надзором за техническим состоянием торговых судов, плавающих под флагом Союза С.С.Р.;

е) окружные комитеты по перевозкам и местные бюро по перевозкам ведают планировкой и регулированием на местах перевозок по путям сообщения своего района, выяснением и всевозможным удовлетворением нужд последнего в области транспорта и согласованием в области перевозок интересов путей сообщения с интересами всех пользующихся их услугами.

Глава VI. Съезды

16. Для предварительного рассмотрения и разрешения в пределах, установленных Народным Комиссариатом Путей Сообщения, вопросов, связанных с деятельностью транспорта, созываются, на основе представительства от органов транспорта, съезды:

а) тарифные;

б) конвенционные;

в) по разбору претензий;

г) технические совещательные по отдельным отраслям транспортного дела.

17. Положения о съездах утверждаются Народным Комиссариатом Путей Сообщения. Съезды тарифные, конвенционные и по разбору претензий созываются периодически в сроки, указанные в положениях о них, а технические совещательные - по мере необходимости, по распоряжению Народного Комиссара Путей Сообщения.

Председатель Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЧЕРВЯКОВ

Секретарь Центрального

Исполнительного Комитета

А.ЕНУКИДЗЕ