Для него характерно многообразие подходов к сущности психики превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания обслуживающую интересы практической деятельности человека. Фрейда и акцентировали роль социальных и культурных детерминант в жизнедеятельности личности и общества. Основной недостаток бихевиоризма состоит в недостаточном учете сложности психической деятельности излишнем сближении психики животных и человека игнорировании процессов сознания высших форм научения творчества самоопределения личности и пр....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

10508. Конспект лекций по психологии для иностранного студента 54.6 KB
Объекты – человек и животное а предмет – конкретные факты психической жизни которые характеризуются качественно и количественно психологические законы закономерности механизм психической деятельности. Сознание – высшая интегрирующая форма психики результат общественноисторических условий и формирования человека в деятельности при постоянном общении с другими людьми. Очень популярны анкеты тесты и анализ творческой деятельности. Изучает особенности трудовой деятельности человека.
5973. История Отечества, курс лекций│ Конспект лекций по истории Отечества 391.13 KB
Конспект лекций по истории Отечества охватывает историю России начиная с древнего периода до наших дней. Актуальность изучения истории и прежде всего истории своего народа своего Отечества проявляется во-первых в необходимости разобраться в современных событиях опираясь на прошлый опыт; во-вторых в возможности предвидеть будущее развитие уяснив исторические закономерности и...
10576. Социология: конспект лекций 167.86 KB
Конспект лекций представляет собой подбор материала по курсу «Социология», охватывает основные темы программы. Издание предназначено для студентов средних и высших учебных заведений. Книга станет отличным помощником при подготовке к зачету или экзамену, а также для написания курсовых и контрольных работ.
10958. Логистика: конспект лекций 83.72 KB
Деятельность в области логистики многогранна. Как свидетельствует мировой опыт лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот кто компетентен в области логистики владеет ее методами. Знакомство с материалом главы поможет понять специфику логистики повысит эффективность учебного процесса. Понятие и сущность логистики.
19270. Политология, конспект лекций 51.38 KB
Политология как наука Сама структура слова политология указывает на то что название этой научной и учебной дисциплины связано с полисами вполне конкретным политическим образованием известным из античной истории. Мыслитель определил логос как универсальную осмысленность и закономерность процесса изменения форм бытия тождественную первостихии огня как судьбу подчиняющую себе даже богов. Как и всякая наука политология не появилась в более или менее завершенном виде а складывается и развивается при превращении различных форм знания в...
5888. Метрология, конспект лекций 241.26 KB
Оценки результата измерения. Введение Наша жизнь постоянно связанна с измерениями. Это можно обеспечить лишь путем измерения параметров характеризующих отдельные участки технологического процесса. Метрология как наука охватывает круг проблем связанных с измерениями.
10956. Философия: конспект лекций 138.23 KB
Главное назначение мифа не в том чтобы дать человеку какоето знание а в том чтобы оправдать существующий порядок вещей. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том что характеризуется вопервых субстанционализмом т. стремлением обнаружить во всех явлениях мира чтото постоянное и неизменное; вовторых универсализмом т. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное отбросив второстепенное.
5985. Статистика, конспект лекций 347.96 KB
Общее представление о статистике, ее историческое развитие. Предмет и задачи изучения статистики. Статистические закономерности и закон больших чисел. Статистические совокупности. Признаки в статистике и их классификация. Статистические показатели. Системы статистических показателей.
10326. Рынок ценных бумаг, конспект лекций 66.43 KB
Конечно, решения о сбережениях и решения об инвестициях принимаются по разным причинам. Люди делают сбережения, чтобы обеспечить будущее себе и своим детям и чтобы повысить уровень жизни с течением времени. Предприниматели инвестируют деньги, приобретая капитальные активы (здания, заводы, оборудование) в целях производства и в расчете на получение прибыли в будущем
1703. Конспект лекций по «Основам охраны труда» 8.81 MB
Охраны труда Конспект лекций по Основам охраны труда Для студ. В соответствии с этой статьёй государство даёт гарантии каждому своему гражданину на надлежащие безопасные и здоровые условия труда и на заработную плату не ниже той которая определена законом. Таким образом в Конституции за государством закреплена забота об условиях труда его научной организации и это является одним из основных направлений его политики. Проблемами связанными с обеспечением здоровых и безопасных условий труда зани –мается охрана...

ЧЕРНОЖУК Ю.Г.

модуль 1//Психология -наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развитияпредмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».


Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической наукисоставляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения.

модуль 1//Психология - наука о психике, психических явлениях и процессах

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы. Основные отрасли психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы , с их помощью человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь). Выделяют также эмоционально-волевые процессы (воля, эмоции, чувства).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.). Они регулируют общение человека с другими людьми, руководят его действиями и т.п. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как и любая другая наука, исследует четко очерченный круг вопросов. Главные из них – это:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Из истории развития предмета психологии

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х.Вольф, снабдив его эпитетом «рациональная».

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот етап продолжается до второй половины 19 в.

На третьем этапе (конец 19 – начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение), которые предлагают рассматривать в качестве предмета психологии – поведение.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики (показать на примере эмоции «гнев»).

Задачи психологии . Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Методы психологических исследований

Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.

Наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие тех или иных психических явлений без вмешательства в их ход.

Виды наблюдения:

Вид наблюдения

Стандартизированное

Перед началом процедуры наблюдения определяют что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, понимать, и на этом основании делать правильные выводы.

Свободное

Противоположно стандартизованному наблюдению, не имеет предварительно установленных рамок

Внешнее

Способ сбора психологической информации о человеке путем прямого внешнего наблюдения за ним

Внутреннее (самонаблюдение )

Исследование психических явлений, которые возникают в сознании самого психолога-исследователя или тех, кто проводит исследование по его заданию

Включенное

Исследователь является одним из участников процесса, который наблюдается

Невключенное

Не предусматривает личного участия наблюдателя в процессе, который исследуется

Фронтальное

Наблюдение за группой в целом

Индивидуальное

Наблюдение за отдельными членами группы

Способы регистрации данных наблюдения: протокол , записи в дневнике наблюдений.

Условия наблюдения:

1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);

2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;

3. систематичность наблюдения.

Опрос . Этот метод базируется на предположении, что нужные сведения о психологических особенностях человека можно получить, анализируя письменные или устные ответы на серию специально подготовленных, стандартных вопросов.

Анкетирование (письменный опрос ) - испытуемый не только отвечает на вопросы, но и сообщает определенные сведения о себе (возраст, пол, профессия, уровень образования, место работы, семейное положение и т.п.).

Опросник – список письменных вопросов, на которые должен ответить испытуемый. Вопросы могут быть «закрытыми» либо «открытыми».

Закрытые вопросы предусматривают стандартные ответы, из которых испытуемый должен выбрать один (да, нет, не знаю, согласен, не согласен, трудно сказать). Пример: Часто ли вы чувствуете состояние тревоги? (Да, нет, иногда, не знаю).

На открытые вопросы ответ дается в свободной форме. Пример: Расскажите о ситуациях, в которых вы чувствуете состояние тревоги. Встречаются также опросники смешанного типа (часть вопросов «закрытые», часть «открытые»). Пример.

Письменный опрос позволяет охватить сравнительно большое количество испытуемых.

Устный опрос имеет две формы. Первая - беседа . Беседа может проходить в свободной форме. Предварительно определяется только ее тема и основные вопросы, на которые должен ответить испытуемый. Во время беседы возможно изменение темы, появление новых вопросов.

Условия успешной беседы:

1. Установить эмоциональный контакт с испытуемым, поддерживать доброжелательную атмосферу разговора.

2. Избрать, а в случае необходимости, создать для нее неформальные условия.

3. Начинать беседу нужно с темы, которая интересует испытуемого, а затем постепенно перейти к той, которая интересует исследователя.

4. Отдавать преимущество непрямым вопросом.

Примеры беседы.

Вторая форма устного опроса - это интервью . Она отличается от первой тем, что содержание вопросов и их последовательность, жестко регламентированы.

После окончания устного опроса исследователь обязательно записывает его результаты.

Тестирование. Тест (от англ. test - «проба») - набор стандартизированных заданий, результат выполнения которых позволяет определить те или другие психологические характеристики испытуемого (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера). Результат тестирования - это в большинстве случаев количественные показатели, которые сравнивают с ранее установленными нормативами.

Виды тестов:

1. Тесты интеллекта (диагностика познавательных процессов, умственных способностей).

2. Личностные вопросники (исследование свойств личности).

3. Проективные методики, которые основываются на гипотезе о том, что любое поведенческое проявление человека является отпечатком (проекцией) его личности. Это совокупность процедур, в которых используются неоднозначные, неопределенные стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Примеры тестов.

Цель тестирования - первичный, предварительный диагноз. Исследователь должен быть специально подготовлен, владеть процедурами математической обработки и психологической интерпретации данных.

Анализ результатов (продуктов) деятельности . Одним из его вариантов является контент-анализ (от англ. content - «содержание»). Во время этой процедуры смысловому анализу по предварительно составленной схеме подвергаются письменные тексты испытуемых (стихотворения, школьные сочинения на свободную тему, записи в личном дневнике, письма и т.п.).

Задача контент-анализа заключается в том, чтобы, выделив в тексте ключевые слова, словосочетания, темы, использование которых свидетельствует о тех, или иных свойствах личности, поставить соответствующий психологический диагноз. Так, постоянное обращение к теме смерти в поэтическом творчестве может свидетельствовать о тайном желании автора покончить счеты с жизнью. Метод экспертных оценок . Экспертами могут быть компетентные лица, которые: а) являются специалистами в какой-либо сфере деятельности (учителя, классные руководители); б) хорошо знают испытуемых (школьников). Эксперты количественно оценивают выраженность того или иного качества (специальные способности: музыкальные, языковые, математические), а исследователь обобщает их оценки и дает им психологическую интерпретацию.

Пример: оценивание музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма) по 10 бальной системе. Желательно, чтобы в процедуре оценивания принимало участие не меньше троих экспертов.

Эксперимент . Этот метод предусматривает целенаправленное создание ситуаций, в которых обнаруживаются и могут быть оценены определенные психологические свойства испытуемых.

Виды эксперимента:

1. Естественный эксперимент - организуется и проводится в привычных для испытуемого жизненных условиях. При этом экспериментатор минимально вмешивается в ход событий, пытается наблюдать и фиксировать их в «естественном виде».

Пример: исследование зависимости продуктивности запоминания от установки на длительное сохранение материала в памяти.

В одной группе школьников знакомят с материалом, который им следует изучить, причем учитель говорит, что опрос по этому материалу состоится на следующий день. В другой группе при тех же условиях предъявления учебного материала ученикам говорят, что опрос будет произведен через неделю. В действительности учеников спрашивали через две недели в обеих группах. В ходе этого эксперимента были выявлены преимущества установки на длительное сохранение материала в памяти.

2. Лабораторный эксперимент . Он предусматривает создания искусственных, «нежизненных» условий, в которых возможно как можно лучше исследовать определенное психическое свойство или процесс. Лабораторный эксперимент проходить в специально оборудованных помещениях. Это дает возможность обеспечить максимальный контроль над его ходом и результатами. Пример: эксперимент с целью исследования «сенсорного голода» (долговременной, более или менее полной изоляции человека от информации, предоставляемой процессами восприятия и ощущения). Испытуемого, который находится в специальном, изолированном от информации аппарате погружают в воду.

Постепенно человек начинает чувствовать сенсорный и эмоциональный голод. При этом у него начинает активно работать воображение, возникают яркие образы, потом появляется заторможенность, депрессия, апатия, которая на короткое время сменяются эйфорией, раздражительность. В последующем наблюдаются стойкие нарушения внимания, памяти, мышления, появляются галлюцинации. Подобный эксперимент используется при подготовке специалистов «экстремальных» профессий.

Перечисленные методы психологического исследования следует применять в комплексе, так, чтобы данные, полученные с помощью одних методов, дополнялись и проверялись с помощью других.

В психологии, как и в медицине, действует закон: «Не навреди!», поэтому, проводя психологические исследования (например, для выпускной работы), необходимо соблюдать ряд этических норм.

1. Методы и приемы получения данных, сами данные, рекомендации, которые разработаны на их основании и т.п., не должны нанести психологический либо физический вред испытуемым.

2. Испытуемые должны, насколько возможно, знать о цели и задачах исследования, в котором принимают участие.

3. Не следует сообщать третьим лицам фамилии и имена испытуемых. В тексте выпускной работы следует приводить их только в зашифрованном виде.

4. Нежелательно передавать кому-либо материалы исследования. Исключение могут составить профессиональные психологи, работающие в учебных заведениях или фирмах, на базе которых написана работа.

Основные отрасли психологии

Структуру современной психологической науки составляют следующие дисциплины: общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она является основой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека;

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений);

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются: психология бизнеса , психология спорта , военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.

Тема № 1

«Предмет и задачи психологической науки»

План:

    Предмет и задачи

    Отрасли психологии

Психология – это наука, изучающая в процессах активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов и явлений психики.

Психология – наука о душе. (Аристотель, Платон) Возникла в 7-6 веке до н.э. в Древней Греции. Само слово психология впервые появилось в 16 в. в западноевропейских текстах.

Человек в психологии одновременно выступает, как объект и как субъект познания.

Предметом психологии – являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Т.о. предметом психологии, являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения.

Задачи психологии:

    теоретическая – накопление знаний

    практическая – проведение исследований

Этапы развития представлений о предмете психология

1 этап – предмет исследования – душа человека, примерно 2000 лет назад наличием души объясняли все непонятные явления в жизни человека.

2 этап – психология – стала рассматриваться как наука о сознании, возникает в 17 веке, этот период связан с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать – называли сознанием.

3 этап – психология – это наука о поведении человека

4 этап – психология – это психика человека, изучает закономерности и факты.

Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

Психика – это свойства высокоорганизованной материи мозга отражать объективную действительность и на основе формируется при этом психический образ, целесообразно реагирующий на деятельность и поведение.

Выделяют три основные подхода к изучению психики:

    Органический – попытка объяснить психику, например, с помощью физических терминов или исключительно телесными причинами;

    Магический – средства описаний психики выходят за рамки природной причинности;

    Психологический – психика анализируется изнутри с помощью специфического инструментария, создаваемого психологической наукой.

Формы проявления психики:

1. процессы 2. свойства 3. состояния

Восприятие - характер - стресс

Ощущение - темперамент - горе, печаль

Мышление -доброжелательность - депрессия

Память - трудоспособность - активность

Воображение - агрессивность

Отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой разветвленную психологию знаний, в которой выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающихся направлений научных исследований.

Все отрасли делятся на:

    Фундаментальные

    Прикладные

    Общие

    Специальные

    Фундаментальные или базовые отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведение людей.

    Прикладными отраслями – называют отрасли науки достижения которых используются на практике.

    Общие отрасли - ставят и решают проблемы одинаково важные для всех без исключений научных направлений.

    Специальные отрасли – выделяют вопросы представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп, явлений (детская, возрастная, генетическая и другие).

Психология относится к наукам, изучающим поведение, однако не любой уровень поведения относится к предмету её изучения. Рассмотрим, что же в поведении человека изучает психология.

Традиционно выделяют следующие уровни поведения: инстинкты (врожденные формы поведения), научение (приобретенные формы поведения), психологическая (интеллектуальная) деятельность.

    Инстинкты – связаны главным образом с удовлетворением физиологических потребностей организма и выполняют функцию сохранения или продолжения рода. Отличительный признак инстинктивных реакций: функционирование в силу наследственной структуры организма. Инстинкты возникают в ходе эволюционного развития, являются полезными приспособлениями к устойчивым условиям окружающей среды. Происхождение их объясняется законами эволюции (Ч. Дарвин).

    Следующий уровень поведения научение. Реакции этого уровня являются результатом лично накопленного опыта. Пример подобной реакции – условный рефлекс, описанный И. Павловым.

    Условные рефлексы, надстраиваясь над безусловными, их видоизменяют. Пример, опыт И. Павлова, который воспитал у собаки условный рефлекс на прижигание кожи электрическим током. Сначала на болевое раздражение животное отвечало бурной оборонительной реакцией. Затем же после длительной серии опытов, в которых болевое раздражение сопровождалось пищевым, собака стала отвечать на болевое раздражение пищевой реакцией.

Уровень разумного поведения, наиболее представленный у человека, дает шанс человеку, став личностью, овладеть своим поведением, стать субъектом своей деятельности, иметь возможность её формировать, регулировать, быть ответственным за её результаты, приобретя свободу выбора.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии – это изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления психологических явлений на макро-, мезо- и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях.

Предмет психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Тема № 2

«Методологические принципы»

План:

    Общая характеристика методов психологии

    Методологические принципы

Метод – это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки.

Методы психологии:

    Естественный (оценивающий) и лабораторный эксперимент – проводится в условиях лаборатории, должен быть хорошо продуман и только потом он может быть осуществлен.

Эксперимент – это научный метод исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно объясняющий причины того или иного психологического явления.

Эксперимент предполагает вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, с целью создания условий в которых выявляется психологический фактор.

Любой эксперимент имеет цель.

    Наблюдение – это целенаправленное и систематизированное восприятие окружающей действительности с обязательной последующей регистрацией наблюдаемой информации.

Разновидностью наблюдения является – интроспекция (вовнутрь), т.е. самонаблюдение (изучение души, внутреннего мира человека).

Для использования наблюдения необходимо:

    Цель

    Вести регистрацию информации

    Исследование продуктов деятельности человека – это могут быть поделки, сочинения, рисунки, графология, контент-анализ.

Контент-анализ – связан с толкованием, объяснением текстов или информации. Основан на выделении смысловых единиц.

Графология – это анализ подчерка человека, с целью выявления его индивидуальных особенностей.

Опрос – один из вспомогательных методов, психологически состоящий в выявлении отношений к определенным событиям и явлениям (система вопросов – продуманна заранее, бывают открытого и закрытого типа).

    Метод тестов и анкетирования

Тесты – стандартизированные системы вопросов или утверждений направленных на выявление различных особенностей испытуемых. Существуют проективные тесты – они дают возможность опосредованного ответа испытуемых, в отношении вопросов, либо графического стимульного материала.

Методологические принципы:

    Принцип детерлинизма – согласно этому принципу, всё существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.

    Принцип единства сознания и деятельности – это когда сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя её внутренний план.

    Принцип развития – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Методы практической психологии

К основным методам относятся:

1. Психологическое консультирование

2. Психотерапия

3. Психокоррекция

4. Психологический тренинг

Психологическое консультирование – это консультации со специалистами, наиболее популярный и распространенный метод в практической психологии. Осуществляется по различным направлениям и проблемам в соответствии с потребностями клиента.

Психотерапия – предполагает воздействие на клиента психологическими методами.

Психоррекция – направлена на изменение особенности поведения отдельной личности либо группы. Используется в школьной практике, в работе инспекции по делам несовершеннолетних, школьная неуспеваемость и т.д.

Психологический тренинг – представляет собой форму групповой работы, направленную на решение проблем об участниках группы.

Существует большое количество направлений психологического тренинга:

Тренинг уверенности

Тренинг лидерских качеств

Тренинг общения

Помимо указанных методов существуют и другие методы изучения психических явлений. Следует иметь ввиду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Тема № 3

«Личность»

План:

    Общее представление о личности в психологии.

    Типы личности

    Психологические образования личности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической и т.д.) осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности.

Слово «личность» (от латин.) первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц (герой, ревнивец, завистник и т.д.).

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка.

Развитие личности обусловлено разными факторами. От того насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

Биологические факторы:

    Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования её нервной системы, выраженная в соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлениями темперамента, эмоций и чувств.

    Анатомо-физиологические особенности личности, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающее серьезное влияние на психику и поведение (слабое зрение, слух, болезненность). В основе этих особенностей лежат задатки, представляющие собой врожденные характеристики организма, которые облегчают развитие способностей.

    Природно-географический фактор, например люди, выросшие на севере более выдержанные, организованные и т.д. Природные свойства индивида заложены в нем от рождения, в том числе активность и эмоциональность. Активность выражается в стремлении к разного рода деятельности, проявлению себя, в силе и быстроте протекания психических процессов.

    Макросреда – т.е. общество в совокупности всех его проявлений.

    Микросреда – т.е. микрогруппа, семья. Именно в ней закладывается нравственные и морально-психологические характеристики.

    Общественно-полезная деятельность, т.е. труд.

    Движущие силы психического развития – противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами.

    Предпосылки психического развития – желание индивида самосовершенствоваться.

Американский психолог Хорни выделила 3 типа личности:

    «Привязчивый тип» - это человек обладает повышенной потребностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то заботился, - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»

    «Агрессивный тип» - характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей. Такие люди стремятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?»

    «Отчужденный тип» - для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанция с другими людьми, так как они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств, встречаясь с другими людьми, они задают втайне себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности (Норакидзе):

1. Гармоническая личность – нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга, реальное поведение человека и т.д.

2. Конфликтная, противоречивая личность – присущ разлад между поведением и мотивами, т.е. действия, противоречат желаниям.

3. Импульсивная личность – поступает только по своему желанию, если у человека нет ярко выраженных желаний, то он поступает в соответствии с воздействиями извне.

Тема № 5

«Эмоциональные процессы и состояния»

План:

    Эмоциональные процессы

    Функции эмоций

    Виды чувств

    Влияние эмоций на поведение

Тема № 4

«Формирование и развитие личности»

В ходе формирования и развития личности, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Э. Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя все возможные промежуточные варианты личностного развития человека.

Жизненные кризисы. Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Стадии развития. Эриксон выделил восемь стадий развития личности, совпадающие с возрастными кризисами.

На первой стадии (первый год жизни) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. В случае любви, привязанности родителей к ребенку, заботе и удовлетворении его требований у ребенка формируется доверие к людям. Недоверие к людям, как личностная черта, может быть результатом плохого обращения матери с ребенком, игнорирования его запросов, пренебрежение им, лишение любви, слишком раннее отлучение от груди, эмоциональная изоляция. Т.о., уже на первой стадии развития могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия (от 1 года до 3 лет) определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Становление этих качеств, по Эриксону, также зависит от характера обращения взрослых с ребенком. Если ребенку дают понять, что он помеха жизни взрослым, то в личности ребенка закладывается неуверенность в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.

Третья и четвертая стадии (3-5 лет, 6-11 лет), закладывают в личности такие черты, как любознательность и активность, заинтересованное изучение окружающего мира, трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков. В случае аномальной линии развития формируется пассивность и безразличие к людям, инфантильное чувство зависти к другим детям, конформность, подавленность, чувство собственной неполноценности, обреченность оставаться посредственностью.

Названные стадии в концепции Эриксона в целом совпадают с представлениями Д. Б. а и других отечественных психологов. Эриксон, как и Эльконин, подчеркивает значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов Эриксона от позиций, на которых стоят наши ученые, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не познавательных умений и навыков (как принято в отечественной психологии), а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии развития личности в теориях отечественных психологов не представлены.

На пятой стадии (11-20 лет) происходит жизненное самоопределение личности и четкая половая поляризация. В случае патологического развития на этой стадии наблюдается (и закладывается на будущее) путаница социальных и половых ролей, концентрация душевных сил на самопознании в ущерб развитию отношений с внешним миром).

Шестая стадия (20-45 лет) посвящена рождению и воспитанию детей. На этой стадии наступает удовлетворенность личной жизнью. В случае аномальной линии развития наблюдается изоляция от людей, трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение.

Седьмая стадия (45-60 лет) предполагает зрелую, полноценную, творческую жизнь, удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. В случае аномальной линии развития наблюдается эгоизм, непродуктивность в работе, застой, болезни.

Восьмая стадия (свыше 60 лет) - завершение жизни, взвешенная оценка прожитого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, удовлетворенность прошедшей жизнью, способность примирится со смертью. В случае аномальной линии развития этот период характеризуется отчаянием, осознанием бессмысленности своей жизни, страхом смерти.

Положительную оценку вызывает позиция Эриксона, что приобретение человеком новых социальных ролей составляет основной момент личностного развития в старшем возрасте. Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э. Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э. Эриксона оказали сильное влияние и клиническая практика.

черножук Ю.Г., канд. психол. наук, доцент пнпу им. .Д.Ушинского

Конспект лекций по психологии

содержательный модуль І . ПсихологИя как наука . ПсихологИя личности

Тема 1. Предмет, задачи и отрасли психологии

Предмет психологии

Психология (от греч. «псюхе» - душа и «логос» - наука) - наука, которая изучает закономерности развития и функционирования психики. Психика - свойство мозга отображать объективный мир, выстраивать его субъективную картину и на ее основании регулировать поведение и деятельность человека. Психика обнаруживает себя в различных психических явлениях.

Во-первых, это психические процессы. Среди них выделяют те, с помощью которых человек познает мир (познавательные процессы : ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), а также может выражать свое отношение к миру, управлять собственными действиями (эмоционально-волевые процессы : эмоции, чувства, воля).

Во-вторых, это психические свойства (упрямство, работоспособность, эгоизм и т.д.) и психические состояния (возбуждение, интерес, меланхолия и т.д.).

Они определяют как ситуативное , так и устойчивое (т.е. типичное для конкретного человека) поведение. Психические процессы, свойства, состояния человека, его общение и деятельность, составляют единое целое, которое называют жизнедеятельностью .

Психология, как любая наука, исследует определенный круг вопросов. Главные из них:

Как человек ориентируется в окружающем мире (исследование восприятия);

Как влияет на него приобретенный опыт (исследование процесса овладения знаниями и навыками);

Как он запоминает и воспроизводит то, что запомнил (исследование памяти);

Как решает жизненные задачи (исследование мышления и интеллектуальных способностей);

Как переживает собственное отношение к определенным объектам; к процессу удовлетворения актуальных потребностей (исследование чувств и эмоций);

Как управляет собственной психикой и поведением (исследование воли, процессов саморегуляции);

Почему направляет деятельность на определенные объекты (исследование мотивации) и т. п.

Долгое время психология не была самостоятельной наукой, а развивалась в русле других наук. Первые научные представления о психике возникли в Древнем мире (Єгипет, Китай, Индия, Греция, Рим). Они отражались в работах философов, врачей, педагогов. Можно выделить ряд этапов развития научного понимания психики и предмета психологии как науки.

На первом этапе (6 – 5 вв. до н.э. – 17 в. н.э.) явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином «душа» и были предметом одного из разделов философии, названного «психологией». Современные исследователи спорят о происхождении этого термина. Существует две основных версии. Первая – он был придуман в 16 в. либо Ф.Меланхтоном, либо О.Кассманом, либо Р.Гоклениусом (книга последнего, изданная в 1590 г, называлась «Психология»). Вторая – этот термин в 17 веке ввел в употребление немецкий философ Х. фон Вольф.

Второй этап развития научной психологи начинается в 17 в. Прогресс естествознания, получивший свое отражение в трудах философов Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, обусловливает смену предмета психологи: им становится сознание , познаваемое человеком через самонаблюдение (интроспекцию ). Этот этап продолжается до второй половины 19 в. В конце 19 в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной экспериментальной наукой.

На третьем этапе (начало 20 века) сознание, как предмет исследования, а также интроспекция, как его метод, подвергаются резкой критике представителями бихевиоризма (от англ. «behavior» - поведение). Создатель этого научного направления, американский психолог Джон Бродэс Уотсон, полагал, что психология должна изучать только то, что можно непосредственно наблюдать, т.е. поведение , которое и предлагалось рассматривать в качестве предмета психологии. Поведение человека и животных может быть объяснено исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями на организм физических раздражителей (стимулов) и также непосредственно наблюдаемыми ответами организма (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма: «стимул → реакция» (S-R). Развитие бихевиористских идей привело к созданию необихевиоризма (Э.Толмен, Р.Скиннер) и социального бихевиоризм (А.Бандура, Дж.Роттер).

В 20 в. возникает еще ряд направлений психологической науки, каждое из которых имеет свой собственный предмет исследований. К ним относятся психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, когнитивная психология и др.

Психоана́лиз (глубинная психология) – психологическая теория, разработанная в конце 19 - начале 20 в. австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Психоанализ развивался в различных направлениях Альфредом Адлером (индивидуальная психология), Карлом Юнгом (аналитическая психология), а позднее Эрихом Фроммом, Карен Хорни, Гарри Салливаном, Жаком Лакан и др. (нео-фрейдизм). Основные положения психоанализа: 1) человеческое поведение, опыт и познание во многом определяются инстинктами, внутренними и иррациональными влечениями; 2) эти влечения бессознательны, попытки их осознания приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 3) индивидуальное развитие во многом определяется событиями раннего детства; 4) конфликты между сознанием и бессознательным (вытесненными из сознания фактами, воспоминаниями и т.п.) могут приводить к психическим нарушениям (невроз, страх, депрессия и т.п.); 5) освобождение от влияния бессознательного может быть достигнуто через его осознание (например, при поддержке психоаналитика).

г ештальт-психология была создана немецкими психологами Максом Вертгеймером, Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером в первой трети 20 в. Согласно гештальтистам, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не как сумма отдельных элементов, а как гештальты (целостные образы, структуры). При этом свойства гештальтов не равны сумме свойств их элементов. Так, восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей.

Гуманистическая психология (нач. 60-х гг. 20 в.) – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая стремится к самоактуализации, т.е. максимальной реализации заложенных в человеке возможностей. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Роло Мэй, Джеймс Бьюдженталь. Основное положение гуманистической психологии: человек творит самого себя, он обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл.

Когнитивная психология – раздел психологии, изучающий когнитивные (познавательные) процессы. Данное направление возникло в США в 50-60 гг. 20 в. и основывается на аналогии между преобразованием информации в компьютере и процессом познания у человека («метафора компьютера»). Исследования когнитивных психологов обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений. Основными представителями этого направления являются: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер и др.

Среди современных психологов нет единого понимания предмета психологии. Наиболее универсальным его определением, которое не противоречит взглядам большинства исследователей, является следующее. Предмет психологической науки составляют факты психической жизни, механизмы и закономерности психики. Пример.

Задачи психологии

Современная психология решает две группы задач. Первая – задачи теоретические . Их решение предусматривает углубление, расширение, интеграцию (объединение) и систематизацию (приведение в систему) существующих знаний о психике. Вторая – задачи практические . Это решение повседневных психологических проблем в разных областях человеческой деятельности (образование, медицина, спорт, бизнес и т.д.).

Психологические знания необходимы человеку, во-первых, для успешного приспособления к изменениям в природе и социальной среде; во-вторых, для более глубокого понимания себя и окружающих, установления с ними эффективных взаимоотношений, в-третьих, для самоусовершенствования, оптимального использования личностного потенциала, повышения эффективности профессиональной деятельности, налаживания успешного взаимодействия со сложной современной техникой и т. п.

Основные отрасли психологии

Основу психологической науки составляет общая психология - фундаментальная дисциплина, которая исследует сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Она стала базой для развития ряда прикладных (специальных) дисциплин, к которым относятся:

Дисциплина

Что изучает

Возрастная психология

Развитие психики на протяжении всей жизни человека

Педагогическая психология

Психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Социальная психология

Взаимоотношения, возникающие при общении и взаимодействия людей в различных группах (семья, школьный класс, трудовой коллектив и т.п.)

Психология личности

Психологические особенности личности

Психогенетика

Взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании психики человека

Дифференциальная психология

Индивидуальные различия в психике

Психодиагностика

Разрабатывает теорию, принципы, инструменты измерения и оценки психических явлений;

Специальная психология

Психику людей с различными отклонения в развитии психики, которые обусловлены врожденными либо приобретенными дефектами НС. Она включает психологию слепых (тифлопсихология ), глухих (сурдопсихология ), умственно отсталых (олигофренопсихология ) и тесно связана с дефектологией

Зоопсихология

Психику животных

Музыкальная психология

Психические явления, которые порождены музыкой, а также особенности личности и профессиональной деятельности музыкантов

Психология творчества

Психологические аспекты творчества

В наше время также успешно развиваются, психология бизнеса , психология спорта , психология танца, военная , юридическая , медицинская психология и другие области психологической науки, связанные с разными видами человеческой деятельности.