• Раздел 5. Основы организации ме­дико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычай­ных ситуациях.
  • Раздел 6. Безопасность жизнедея­тельности в медицинских организациях.
  • Раздел 1. Методологические и право­вые основы безопасности жизнедеятельности челове­ка.
  • 1.1. Основные понятия и виды деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека.
  • 1.1.1. Жизнедеятельность человека.
  • 1.1.3. Окружающая среда.
  • 1.1.4. Факторы окружающей среды. Факторы риска.
  • 1.1.5. Адаптация.
  • 1.2. Правовая основа обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.
  • 1.2.1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.
  • 1.2.2. Анатомо-физиологические особенности и безопасность жизнедеятельности.
  • 1.3. Система безопасности жизнедеятельности человека в Российской Федерации.
  • 1.3.1. Безопасность жизнедеятельности.
  • 1.3.2. Подходы, методы, способы и средства бжд.
  • 1.3.3. Оценка степени риска.
  • Раздел 2. Национальная безопасность.
  • 2.1. Национальные интересы России. Интересы личности и общества в различных сферах.
  • 2.2. Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе.
  • 2.3. Основы мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения.
  • 2.3.1. Государственный материальный резерв
  • 2.3.2. Воин­ский учет и бронирование медицинских работников.
  • 1. Общие положения.
  • 2.4. Современные войны и вооруженные конфликты.
  • 2.4.1. Средства вооруженной борьбы. Поражающие факторы со­временных видов оружия.
  • 2.4.2. Оружие массового поражения.
  • 2.4.3. Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время.
  • 2.5.Безопасность общества и личности.
  • Основными принципами обеспечения безопасности являются:
  • Методы обеспечения безопасности:
  • Социальная защита личности в системе национальной безопасности общества.
  • 3. Чрезвычайные ситуации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 3.1. Фазы развития и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.
  • 3.1.1. Основные понятия, определения, классификация чс.
  • Стадии (фазы) развития чрезвычайной ситуации.
  • 3.1.2. Поражающие фак­торы. Ме­дицинские и медико-санитарные последствия чрезвы­чайных ситуаций.
  • 3.1.3. Чрезвычайные ситуации природного, дорожно-транспортного, взрыво- и пожароопасного характера.
  • Эндогенные стихийные бедствия.
  • Экзогенные стихийные бедствия.
  • Дорожно-транспортное происшествие.
  • Пожары и взрывы
  • 3.2. Методика оценки медицинской обстановки при возникновении очагов поражения при чрезвычайных ситуациях.
  • 3.3. Задачи и организационная структура Российской системы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 3.3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс).
  • Организационная структура рсчс.
  • Органы управления системы рсчс.
  • Региональный состав рсчс включает регионы:
  • 3.3.2. Силы и средства рсчс.
  • 3.3.3. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
  • 4. Защита человека от вред­ных и опасных факторов природного и техногенно­го происхождения.
  • 4.1. Основы организации защиты населения от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техно­генного происхождения.
  • Основные мероприятия защиты населения в чс и условия их применения.
  • 4.2. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и не­гативных факторов.
  • Организация систем мониторинга в России
  • Обработка результатов и оценка экологической ситуации.
  • 4.3. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
  • Классификация защитных сооружений.
  • Индивидуальные средства защиты.
  • Противогазы шланговые используются при очистке резервуаров и других емкостей от нефтепродуктов, при сварочных работах закрытых и полузакрытых объёмах (ямах, колодцах, цистернах и др.).
  • 4.4. Индивидуальные медицинские средства защиты.
  • Снабжение медицинскими сиз
  • 4.5. Санитарная и специальная обработка.
  • Специальная обработка техники и санитарная обработка личного состава.
  • Виды и способы специальной обработки техники, вооружения и материальных средств.
  • Порядок проведения частичной и полной специальной обработки.
  • 5. Основы организации ме­дико-психологического обеспечения населения, медицинских работников и спасателей при чрезвычай­ных ситуациях.
  • 5.1. Особенности развития нервно-психических расстройств у населения, медицинского персонала и спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций.
  • Психические нарушения. Виды. Причины возникновения.
  • Особенности психоневротических расстройств у пострадавшего населения.
  • Особенности психоневротических расстройств у спасателей.
  • 5.2. Методы медико-психологической коррекции нарушенного психического и функционального состояния пораженных в чрезвычайных ситуациях.
  • Структура медико-психологической помощи.
  • Цель, задачи и принципы оказания антистрессовой специализированной медицинской помощи в условиях чс.
  • Психофармакотерапия.
  • Силы и средства антистрессовой специализированной медицинской помощи.
  • 6. Безопасность жизнедея­тельности в медицинских организациях.
  • 6.1. Безопасность медицинских услуг.
  • 6.2. Безопасность медицинского труда.
  • 4.2. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и не­гативных факторов.

    В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды.

    Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека.

    Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек - среда обитания». В процессе эволюционного развития мира составляющие этой системы непрерывно изменялись: нарастала численность населения Земли, уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества, менялись промышленные технологии. Как результат, изменялась и среда обитания: увеличивались территории, освоенные человеком, нарастали темпы разработки недр; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества - появились искусственно созданные человеком среды: бытовая, городская и производственная.

    Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

    Загрязнение окружающей среды - привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.

    В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

    Техносфера - регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями.

    Таким образом, человеческое производство, в отличие от природного, построено на отходной технологии, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вредных материалов. Воздействие человека на природную среду и негативные последствия его деятельности создали в цивилизованном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек, контроля и мониторинга опасных и негативных факторов.

    Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

    Мониторинг окружающей среды - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

    Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

    Мониторинг окружающей природной среды - по законодательству РФ - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды.

    Под качеством природной среды понимают такое состояние экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергий и веществ между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой природой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнения нетехногенного происхождения.

    В соответствии с типами загрязнений мониторинг различают:

      глобальный;

      региональный;

      импактный;

    По способам наблюдения:

      авиационный;

      космический;

      дистанционный.

    По задачам:

      прогностический.

    Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

    Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

    Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

    Базовый мониторинг осуществляет слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории.

    При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.

    Основные цели мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений; а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются; создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

    Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов.

    Основные задачи экологического мониторинга:

    Наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия;

    Наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

    Оценка фактического состояния природной среды;

    Прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

    Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.

    Процесс обучения невозможен без проведения контроля знаний и умений. Разработкой системы контроля занимаются не только учёные – педагоги, издающие различные пособия, но и каждый учитель – предметник в частности. Современные требования к программам обучения предполагают обязательное наличие контрольно – измерительных материалов. Прежде, чем составлять их, необходимо ответить на ряд вопросов:

    • В чем заключаются функции учебного контроля?
    • Какие вид, тип и форма контроля будут уместны в определённой теме?
    • Какой метод контроля будет наиболее подходяще на данном уроке?
    • Какие средства контроля необходимо разработать к занятию?

    Функции учебного контроля

    Контроль, простыми словами, это проверка соответствия полученных результатов с поставленными заранее целями обучения. Но его функции не сводятся только к проверке соответствия знаний и компетенций требованиям образовательного стандарта. В современной дидактике выделяются следующие функции:

    • Диагностическая . Учитель получает достоверную информацию о пробелах в знаниях у обучающихся, о часто совершаемых ошибках и их характере. Это помогает подобрать наиболее эффективные методы и средства обучения.
    • Контролирующая . В результате устанавливается уровень овладения компетенциями, знаниями; уровень интеллектуального развития учеников.
    • Обучающая. Выполняя задания и решая задачи, учащиеся совершенствуют свои знания и умения, применяя их в новых ситуациях.
    • Прогностическая. По результатам контроля можно понять, достаточно ли усвоены знания и сформированы компетенции для того, чтобы перейти к новому учебному материалу.
    • Развивающая. Её сущность заключается в развитии речи, памяти, внимания, мышления, творческих способностей учеников, происходящем в процессе выполнения заданий.
    • Ориентирующая. Суть её состоит в выявлении степени изученности темы.
    • Воспитательная. Периодическая проверка способствует формированию чувства ответственности, аккуратности; дисциплинирует обучающихся.

    Составляя контрольно-измерительные материалы, выполняющие перечисленные функции, учитель сможет повысить результативность обучения в несколько раз.

    Разнообразие видов контроля

    Вид контроля на уроке зависит от этапа обучения. В связи с этим, выделяют:

    • Предварительный
    • Текущий
    • Тематический
    • Итоговый контроль

    При переходе к изучению новой темы или раздела учителю необходимо определить, какими знаниями и умениями обучающийся уже обладает. Особенно это актуально в пятом и десятом классах, так как прибывают ученики с разной степенью подготовленности. К тому, например, на уроках истории концентрическая система предполагает в 10 классе повторное, но более глубокое, научное изучение почти всех тем. Поэтому здесь проведение предварительного контроля особенно важно. Ценность такого вида проверки проявляется в определении вопросов, которым нужно будет уделить повышенное внимание.

    Одним из главных условий успешности обучения является постоянное обнаружение существующих пробелов в знаниях для своевременного их устранения. В этом поможет текущий контроль , который, в основном, является частью урока.

    Название «тематический контроль » говорит само за себя. Он проводится после изучения новой темы или раздела, в основном, на уроках контроля и коррекции знаний. Главная цель – подготовить обучающихся к зачетам или итоговому контролю.

    В конце учебного года и после окончания определённой ступени обучения (начальной, основной школы) проводится итоговый контроль . Можно сказать, что все предыдущие виды проверок подготавливают к главной, итоговой проверке. По его результатам определяют степень освоения учебной программы за год или несколько лет.

    Формы контроля знаний и умений учащихся.

    В школьной практике используется пять основных форм проведения контроля:

    • Фронтальная . Задание предлагается всему классу. Обычно ребята дают краткие ответы с места.
    • Групповая . Класс разделяется на группы. Каждая группа получает своё задание, которое нужно выполнить совместно.
    • Индивидуальная . У каждого ученика своё задание, которое нужно выполнить без чьей – либо помощи. Данная форма подходит для выяснения знаний и способностей отдельного человека.
    • Комбинированная . Эта форма контроля сочетает в себе три предыдущие.

    Методы контроля

    Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

    Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

    • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
    • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
    • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

    Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

    В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

    Типы контроля

    В зависимости от того, кто производит контроль, разделяют:

    • Внешний контроль . Производится учителем над деятельностью обучающихся.
    • Взаимоконтроль . Осуществляется обучающимися друг над другом.
    • Самоконтроль . Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.

    Целесообразно комбинировать различные типы, а не использовать постоянно только один из них.

    Средства контроля

    Перед педагогом стоит нелёгкая задача выбора подходящих к уроку средств оценивания знаний и умений. Как уже упоминалось выше одним самых распространённых методов в настоящее время является тестовый. Различных тестов по всем предметам сейчас издаётся великое множество. Кроме того, учитель сам может составить тестовые вопросы или поручить это задание обучающимся (конечно, за отдельную отметку). Тестовые вопросы могут быть:

    • Многовариативными . В данном случае к вопросу предлагается несколько ответов, где только один или несколько будут правильными.
    • Альтернативными . Предлагается два суждения или ответа, нужно выбрать верный.
    • Вопросы перекрёстного выбора . Нужно найти соответствия между предложенными вариантами.
    • Открытыми . Присутствуют варианты ответов.
    • Закрытыми. Нужно дать ответ самостоятельно. Вариантов нет.

    Вопросы должны быть точными, не спорными, соответствовать учебной программе и пройденному материалу.

    Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

    Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

    Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

    Требования, предъявляемые к контролю в обучении

    Контроль даст нужный эффект, если его проведение будет соответствовать следующим требованиям:

    • Систематичность . Проверять знания и умения нужно регулярно. Учащиеся должны знать, что после изучения каждой новой темы будет проверочная работа; домашняя работа проверяется на каждом уроке и т.д.
    • Объективность . Контроль должен реально оценивать способности и знания обучающихся. Какие – либо личные отношения и предпочтения учителя здесь не уместны. Рекомендуется учитывать не только правильный ответ, но и способ его получения: ход рассуждения, способ решения задачи.
    • Педагогическая тактичность . Суть этого требования – сохранение спокойной и деловой атмосферы. При соблюдения этого условия обучающиеся не будут бояться отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
    • Экономичным по временным затратам .
    • Разнообразие используемых методов и форм контроля .

    Контроль – необходимое звено любого урока. От его организации, проведения и оценивания зависит эффективность обучения.

    Тема № 4.2«Технические средства индивидуальной и коллективной защиты»

    1. Средства и методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов природного и антропогенного происхождения

    2. Технические средства индивидуальной и коллективной защиты.

    2.1 Общая характеристика и классификация средств коллективной защиты.

    2.2 Технические средства индивидуальной защиты.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Федеральный закон 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

    2. Федеральный закон 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

    3. Постановление Правительства РФ 2003 года № 794 « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

    4. Постановление Правительства РФ 2007 года № 804 «Положение о гражданской обороне в Российской Федерации».

    5. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: Учебник для вузов/ Под ред. В.А. Пучкова.- М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 684 с. – (Фундаментальный учебник).

    6. Организация медицинской службы гражданской обороны Российс-кой Федерации / Под ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова - М.: Медицина для Вас, 2003. - 212 с.

    7. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях: Уч. Пособие/ В.И.Сахно, Г.И. Захаров, Н.Е. Карлин, Н.М. Пильник. - СПб.: ООО "Издательство ФОЛИАНТ", 2003. - 248с.

    8. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.

    Средства и методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов природного и антропогенного происхождения

    В общей системе мер противодействия чрезвычайным ситуациям приоритет должен быть отдан комплексу мероприятий, направленных на снижение риска возникновения ЧС и смягчение их последствий. Он основан на управлении рисками ЧС, которое не возможно без информационной поддержки для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для управления риском осуществляется мониторинг состояния природной среды и объектов техносферы, анализ риска и прогнозирование ЧС.



    Термин «мониторинг» впервые появился в 1971 году в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО, а в 1972 году были разработаны первые предложения по глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

    Мониторинг окружающей среды – наблюдение за состоянием среды обитания и предупреждение о создающихся негативных ситуациях. Его основными задачами являются

    - наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

    - наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

    - наблюдение за состоянием окружающей среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

    - оценка фактического состояния среды;

    - прогноз опасных изменений природной среды под влиянием негативных факторов воздействия и оценка прогнозируемого состояния.

    Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 года № 177 утверждено «Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды» в соответствии с которым информация, полученная при осуществлении экологического мониторинга, используется при прогнозировании ЧС и проведении мероприятий по их предупреждению.

    Информационная стратегия государства и каждого производственного объекта по укреплению здоровья и профилактики болезней населения должна включать:

    Регулярную информацию об опасностях для среды обитания;

    Регулярную информацию о токсичных выбросах в окружающую среду;

    Регулярную информацию для работающих о негативных факторах производства и их влиянии на здоровье;

    Информацию о состоянии здоровья населения региона и профессиональных заболеваниях;

    Информацию о средствах и методах защиты от опасностей;

    Информацию об ответственности руководителей предприятий и служб безопасности за допущенные нарушения в сфере охраны здоровья, безопасное состояние среды обитания.

    Вообще, под мониторингом [от лат. Monitor – предостерегающий] понимается определенная система наблюдения (а также оценки и прогноза) состояния и развития природных, техногенных, социальных процессов и явлений. Он заключается в слежении за состоянием определенных структур, объектов, явлений и процессов, а его результаты используются для предупреждения о создающихся опасностях, угрозах и критических ситуациях и обеспечения органов управления информационной поддержкой для подготовки и принятия управленческих решений по изменению в нужном направлении состояния и развития системы, процесса или явления.

    Данные мониторинга и информация о различных процессах и явлениях служат основой для анализа риска и прогнозирования. Целью прогнозирования чрезвычайной ситуации является выявление времени ее возникновения, возможного места, масштаба и последствий для населения и окружающей среды.

    Существует большое число видов мониторинга, различающихся по учитываемым источникам и факторам антропогенных воздействий, откликам компонентов биосферы на эти воздействия, методам наблюдений и т.д. В литературе наиболее часто встречается классификация видов мониторинга по следующим признакам:

    Пространственному охвату;

    Объекту наблюдения (атмосферный воздух, воды суши и морей, почвы, геологическая среда, растительный и животный мир, человек);

    Физическим факторам воздействия (ионизирующее излучение, электромагнитное излучение, тепловое излучение, шумы, вибрация);

    Методам (прямое инструментальное измерение, дистанционная съёмка, косвенная индикация, опросы, дневниковые наблюдения);

    Степени отношения эффекта и процесса, за которыми ведутся наблюдения;

    Типу воздействия (геофизическое, биологическое, медико-географическое, социально-экономическое, общественное);

    Целям (определение современного состояния среды, исследование явлений, краткосрочный прогноз, долгосрочные выводы, оптимизация и повышение экономической эффективности исследований и прогнозов, контроль за воздействием на среду и т.д.).

    В соответствии с типами загрязнений мониторинг подразделяют на глобальный, региональный, импактный и базовый.

    Глобальный мониторинг осуществляет слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

    Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

    Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах непосредственно примыкающих к источникам загрязнения.

    Базовый мониторинг осуществляет слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории.

    При мониторинге качественно и количественно характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа.

    Основные цели мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информации позволяющей:

    Оценить показатели состояния экосистемы и среды обитания человека;

    Выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений;

    Определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

    Создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

    В нашей стране в законодательном порядке установлена система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.

    В природоохранное законодательство входят закон РФ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

    Немаловажную роль играют нормативные правила – санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т.д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т.д. Нормативы качества – предельно допустимые нормы воздействия на окружающую природную среду антропогенной деятельности.

    Нормирование качества окружающей природной среды – это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей предельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания. Предельно допустимой нормой является законодательно устанавливаемые размеры воздействия человека на окружающую среду. Предельно допустимые нормы – это своего рода вынужденный компромисс, который позволяет развивать хозяйство, охранять жизнь и благополучие человека.

    В соответствии с Законом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

    Экологическая безопасность населения;

    Сохранение генетического фонда;

    Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

    Устойчивого развития хозяйственной деятельности.

    Нормативы качества оценивают по трем показателям:

    · Медицинским (устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе).

    · Технологическим (оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания).

    · Научно-техническим (оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем характеристикам).

    Нормативы качества не обладают юридической силой до момента утверждения его компетентным органом. Такими органами являются Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора при Правительстве РФ (Госкомсанэпиднадзор), Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология)

    Госкомсанэпиднадзор России осуществляет мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения. Министерство природных ресурсов осуществляет мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. В задачи Госкомэкологии входит:

    Координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды;

    Организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия;

    Организация мониторинга животного и растительного мира;

    Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем;

    Ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

    При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая информация:

    Источники поступления загрязняющих веществ;

    Переносы загрязняющих веществ (процессы атмосферного переноса и переноса в водной среде);

    Данные о состоянии антропогенных источников эмиссии.

    На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов. В государственной системе управления природоохранной деятельностью в России важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

    ЕГСЭМ включает в себя:

    Мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

    Мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей среды;

    Мониторинг биотического компонента окружающей среды;

    Социально-гигиенический мониторинг;

    Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

    Все экологическое нормирование и стандартизация опирается на нормы:

    ПДК – предельно-допустимые концентрации;

    ПДД – предельно-допустимые дозы;

    ПДУ – предельно-допустимые уровни вредных агентов;

    ПДВ – предельно-допустимые выбросы (в атмосферу);

    ПДС – предельно-допустимые сбросы (в водоемы).

    ПДК – наибольшая концентрация веществ в среде и источниках биологического потребления (воздухе, воде, почве, пище), которая при более или менее длительном воздействии на организм – контакте, вдыхании, приеме внутрь – не оказывает влияния на здоровье и не вызывает отсроченных эффектов. Поскольку эффект вредного воздействия зависит от многих факторов (длительности действия, особенностей обстановки, чувствительности реципиентов) различают ПДК:

    ПДКсс – среднесуточные ПДК;

    ПДКмр – максимально-разовые ПДК;

    ПДКрз – рабочей зоны.

    Средства контроля подразделяются на:

    Контактные;

    Неконтактные (дистанционные);

    Биологические.

    Контролируемые показатели:

    Функциональные (продуктивность, оценка круговорота веществ и др.);

    Структурные (абсолютные или относительные значения физических, химических или биологических параметров).

    Контактные методы контроля состояния окружающей среды представлены как классическими методами химического анализа, так и современными методами инструментального анализа.

    Контактные методы контроля подразделяются на химические, физико-химические и физические.

    Наиболее применяемые – спектральные, электрохимические и хроматографические методы анализа объектов окружающей среды.

    Общая схема контроля включает этапы:

    1) отбор пробы;

    2) обработка пробы с целью консервации измеряемого параметра и её транспортировка;

    3) хранение и подготовка пробы к анализу;

    4) измерение контролируемого параметра;

    5) обработка и хранение результатов.

    Неконтактные (дистанционные) методы, основаны на использовании двух свойств зондирующих полей (электромагнитных, акустических, гравитационных): осуществление взаимодействия с контролируемым объектом и перенос полученной информации к датчику – это аэрокосмический и геофизический контроль.

    Биологический контроль проводится с целью разносторонней оценки качества среды обитания и дает интегральную характеристику её состояния. Биологические методы наблюдения – биоиндикация и биотестирование.

    Согласно классификации опасных и вредных производственных факторов, наиболее часто контролируются:

    Уровень шума;

    Уровень ионизирующих излучений;

    Уровень электромагнитных излучений;

    Наличие патогенных микроорганизмов (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продуктов их жизнедеятельности.

    При этом используются различные модификации шумомеров (Testo 815 и др.), дозиметров и радиометров (ДКГ-РМ1621, ИМД-7, МКС-07Н, ИД-1 и др.), измерители параметров электрических и магнитных полей (ВЕ-МЕТР-АТ-002, П3-31, РАДЭКС ЭМИ 50 и др.), универсальные газоанализаторы на различные аварийно-опасные химические вещества (УГ-2, ГСА-3М, ИГС-98 "Бином-В" и др.) и т.д.

    В чрезвычайных ситуациях одной из главных опасностей, которую можно контролировать, является поражение людей радиоактивными или отравляющими (ОВ) и аварийно-опасными химическими веществами (АОХВ), что требует быстрого выявления и оценки радиационной и химической обстановки в условиях заражения. Организация радиационного и химического наблюдения призвана обеспечить предупреждение населения об опасности заражения. За состоянием атмосферы постоянно ведут наблюдение посты метеорологической службы, которые следят за радиационным и химическим заражением.

    При ядерном взрыве, авариях на АЭС и других ядерных превращениях образуется большое количество радиоактивных веществ (РВ). Радиоактивными называются вещества, ядра атомов которых способны самопроизвольно распадаться и превращаться в ядра атомов других элементов и испускать при этом ионизирующие излучения. Они заражают местность и находящихся на ней людей, объекты, имущество и различные предметы.

    Наряду с ионизирующим излучением большую опасность для людей и всей окружающей среды представляют ОВ при применении химического оружия, а также АОХВ при авариях на производствах.

    Поражение людей может быть вызвано при непосредственном попадании ОВ и АОХВ на них, в результате соприкосновения людей с зараженной почвой и предметами, употребления зараженных продуктов и воды, а также при вдыхании зараженного воздуха.

    В целях своевременного оповещения населения о возможном радиационном и химическом заражении, службы радиационной и химической разведки гражданской обороны располагают соответствующими приборами, которыми можно контролировать состояние окружающей среды.

    Дозиметрические приборы предназначены для определения уровней радиации на местности, степени заражения одежды, кожных покровов человека, продуктов питания, воды, фуража, транспорта и других различных предметов и объектов, а также для измерения доз радиоактивного облучения людей при их нахождении на объектах и участках, зараженных радиоактивными веществами.

    В соответствии с их назначением дозиметрические приборы можно подразделить на приборы радиационной разведки местности, для контроля степени заражения и для контроля облучения.

    В группу приборов для радиационной разведки местности входят индикаторы радиоактивности и рентгенометры; в группу приборов для контроля степени заражения входят радиометры, а в группу приборов для контроля облучения – дозиметры.

    Обнаружение и определение степени заражения ОВ и АОХВ, местности, сооружений, оборудования, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды, продовольствия, воды, фуража и других объектов производится с помощью приборов химической разведки или путем взятия проб и последующего анализа их в химических лабораториях.

    Принцип обнаружения и определения ОВ приборами химической разведки основан на изменении окраски индикаторов при взаимодействии их с ОВ. В зависимости от того, какой был взят индикатор и как он изменил окраску, определяют тип ОВ, а сравнение интенсивности полученной окраски с цветным эталоном позволяет судить о приблизительной концентрации ОВ в воздухе или о плотности заражения.

    Контактные методы: Суть этих методов заключается в непосредственном изучении пробы исследуемой среды (воды, воздуха или почвы).

    Хроматографический метод - на сегодняшний день является одним из самых распространенных методов анализа проб воздуха и воды.

    Хроматография - это метод разделения и анализа газовой или жидкой смеси (например, пробы загрязненного воздуха или воды), основанный на распределении разных компонентов смеси при пропускании ее через твердый сорбент. Анализ проводится на специальном приборе - хроматографе , в который помещается пробирка с исследуемой пробой. На выходе из хроматографа получается хроматографическая кривая, высота и площадь пиков на которой отображают концентрацию различных загрязняющих веществ.

    Фотометрический метод основан на сравнении оптических плотностей исследуемой жидкости (например, вода из водохранилища) и контрольной жидкости (чистая вода). Данный метод применяется для контроля качества питьевой воды.

    Полярографический метод заключается в том, что в исследуемое вещество помещают электроды и пропускают по ним ток. По характеру поляризации рабочего электрода судят о наличии и концентрации в данной пробе примесей различных металлов; в основном этот метод используется для выявления примесей меди, свинца, кадмия и цинка.

    Кондуктометрический метод состоит в исследовании электропроводности и диэлектрической проницаемости пробы исследуемого компонента окружающей среды. Метод используется для выявления загрязняющих веществ в жидкой среде (питьевая вода и пр.).

    Кулонометрический метод основан на измерении количества электрической энергии, затраченной на осуществление в данной пробе электрохимических процессов. Метод позволяет выявлять присутствие в пробе как неорганических, так и органических загрязнителей (нефтепродукты и т. п.).

    Потенциометрический метод базируется на изменении потенциала электрода в зависимости от физико-химических процессов, протекающих в пробе компонента окружающей среды. Часто используется для определения водородного показателя рН и концентрации соединений азота.

    Колориметрический метод основан на изучении того, как изменился и ослабился световой поток, пропущенный сквозь пробу исследуемого вещества. Метод используется для анализа загрязнения атмосферного воздуха.

    Рефрактометрический метод базируется на изучении того, как изменяется избирательное преломление светового потока, падающего на поверхность пробы исследуемого вещества. Метод позволяет выявить примеси нефтепродуктов в исследуемой пробе.

    Люминесцентный метод заключается в облучении пробы исследуемого компонента окружающей среды излучением с определенной длиной волны (например, рентгеновскими лучами). После этого различные вещества, присутствующие в пробе, начинают испускать ответное излучение в разных зонах спектра.



    Термографический метод заключается в изучении того, как изменяется проба исследуемого компонента окружающей среды при нагревании. Также может изучаться изменение электрического сопротивления данной пробы при ее нагревании.

    Ионометрический метод основан на помещении в пробу исследуемого компонента окружающей среды ионоселективных электродов, обратимых к отрицательным и положительным ионам. Метод применяется для выявления широкого перечня загрязнителей: от нитратов и нитритов до тяжелых металлов.

    Метод титрования заключается в изучении взаимодействия раствора исследуемого вещества с раствором-индикатором. Метод широко применяется при исследовании качества воды для определения концентраций неорганических и органических загрязнителей, щелочности и жесткости.

    Неконтактные (дистанционные) методы: Неконтактные или дистанционные методы мониторинга основаны на использовании зондирующих полей для изучения объекта мониторинга. В качестве таких полей могут выступать радиоволны различных диапазонов, электромагнитное излучение, акустическое или гравитационное поле. Основное преимущество зондирующих полей перед контактными методами исследования заключается в том, что эти поля позволяют изучать мониторируемый объект независимо от расстояния, на которое он удален. Поэтому применение зондирующих полей сделало возможным ведение мониторинга за такими труднодоступными для непосредственного контакта объектами, как озоновый слой, ионосфера, Солнце и т. п. Неконтактный контроль исследуемого объекта может выполняться 2 способами: пассивным и активным. При пассивном контроле осуществляется прием зондирующего поля, исходящего от самого объекта (например, при мониторинге Солнца испускаемое им излучение фиксируется на специальные фотопленки). В случае активного контроля зондирующее поле создается неким посторонним источником и направляется на мониторируемый объект. Далее производится прием поля, отраженного или переизлученного объектом. Разновидностью активного контроля является рефлексный контроль , когда одновременно выполняется и передача, и прием зондирующего поля. При неконтактном контроле наблюдения за исследуемым объектом ведутся с помощью радиолокационных и оптико-электронных приборов (радиолокаторов, радиометров, аэрофотоаппаратов и т. д.), установленных на борту самолета, вертолета, космического спутника или серии спутников. В наши дни неконтактные методы мониторинга окружающей среды применяются весьма широко, благодаря постоянному совершенствованию оборудования и программного обеспечения.



    Неконтактные методы мониторинга атмосферы . В настоящее время для этих целей широко применяется лидарное (лазерное) зондирование атмосферы. С его помощью наблюдают такие параметры, как температура, атмосферное давление, относительная влажность, направление и скорость ветра, концентрация в атмосфере загрязняющих веществ в виде газов и аэрозолей. Для наблюдения используются радиолокаторы с радиусом действия до 500 км. При метеорологическом мониторинге для ежесуточного прогноза погоды используются спутниковые системы, поскольку для формирования такого прогноза необходимо охватить территорию в 1500 км (из-за высокой скорости перемещения приземных воздушных масс). При мониторинге локальных воздушных масс (территориальный охват не более 1-2 км) используются акустические и радиоакустические методы контроля, позволяющие наблюдать за колебаниями температуры воздуха, изменениями скорости ветра, определять верхнюю границу тумана. По такому принципу ведут наблюдения за погодой на маяках, в аэропортах и пр.

    Неконтактные методы мониторинга поверхностных вод. В этом случае основным параметром наблюдения является радиояркость воды - способность воды излучать радиоволны в широком диапазоне. Наблюдения за изменениями радиояркости того или иного водного объекта позволяют оценить следующие параметры:

    Волнение (используются радиоволны миллиметрового диапазона);

    Температура (используются радиоволны сантиметрового диапазона);

    Соленость воды (используются радиоволны дециметрового диапазона);

    Загрязненность водной поверхности нефтью (используются радиоволны с длиной волны 360 - 460 нм при мониторинге загрязнения легкими фракциями нефти, и радиоволны с длиной волны около 500 нм при мониторинге загрязнения тяжелыми фракциями).

    Неконтактные методы мониторинга снежного покрова позволяют наблюдать такие параметры, как граница и глубина снежного покрова, температура и влагосодержание снега. Для этих целей применяются радиоволны видимого диапазона (длина волны 0,4 - 0,72 мкм) и ближнего инфракрасного диапазона (длина волны 0,72 - 1,3 мкм). Для более четкой фиксации границ снежного поля используют радиоволны микроволнового диапазона (длина волны от 0,8 до 30 мкм), так как именно в нем наилучшим образом отображается контраст между снегом и почвой.

    Неконтактные методы мониторинга почвенно-растительного покрова. В этом случае наблюдают за следующими оптическими характеристиками:

    Коэффициент спектральной яркости (отношение яркости измерения к яркости эталонного рассеивания);

    Спектральные отражательные характеристики; - альбедо (величина, характеризующая отражение потока падающего света к потоку отраженного света). Используются радиоволны красного и инфракрасного диапазонов (длина волны от 0,6 до 11 мкм). Такой мониторинг позволяет четко выделить различия между влажной и сухой почвой, разреженной или густой зеленой растительностью.

    Огромное значение в организации рационального природо-пользования имеет изучение проблем природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах различного ранга.

    Мониторинг — это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей сре-ды под влиянием антропогенной деятельности.

    Наряду с отрицательным влиянием на природу человек может в результате хозяйственной деятельности оказывать и положительное влияние.

    В состав мониторинга входит:

    наблюдение за изменением качества окружающей среды, факторами, воздействующими на окружающую среду;

    оценка фактического состояния природной среды;

    прогноз изменения качества среды.

    Наблюдения могут осуществляться по физическим, хими-ческим и биологическим показателям, перспективны интегри-рованные показатели состояния окружающей среды.

    Виды мониторинга. Выделяют глобальный, регио-нальный и локальный мониторинг. (Что лежит в осно-ве такого выделения?)

    Глобальный мониторинг позволяет оценить современное состояние всей природной системы Земли.

    Региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, куда стекается информация о территориях, подвер-женных антропогенному влиянию.

    Рациональное природопользование возможно при наличии и правильном использовании информации, представленной си-стемой мониторинга.

    Экологический мониторинг — это система наблюдения, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия.

    Задачами мониторинга являются:

    Количественная и качественная оценка состояния воздуха, поверхностных вод, климатических изменений, почвенного покрова, флоры и фауны, контроль стоков и пылегазовых выбросов на промышленных предприятиях;

    Составление прогноза о состоянии окружающей среды;

    Информирование граждан и об изменениях в окружающей среде.

    Прогноз и прогнозирование.

    Что такое прогноз и прогнозирование? В различные пе-риоды развития общества способы изучения окружающей сре-ды изменялись. Одним из важнейших «инструментов» приро-допользования в настоящее время считают прогнозирование. В переводе на русский язык слово «прогноз» означает предвидение, предсказание.

    Поэтому прогноз в при-родопользовании — это предсказание изменений природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах в глобальном, региональном и локальном масштабах

    Прогнозирование — это совокупность действий, кото-рые позволяют вынести суждения относительно поведения природных систем и определяются естественными процес-сами и воздействием на них человечества в будущем.

    Главной целью прогноза является оценка предполага-емой реакции окружающей природной среды на прямое или опосредованное воздействие человека, а также решение задач будущего рационального природопользования в связи с ожи-даемыми состояниями окружающей природной среды.

    В связи с переоценкой системы ценностей, изменением технократического мышления на экологическое происходят изменения и в прогнозировании. Современные прогнозы долж-ны проводиться с позиций общечеловеческих ценностей, глав-ными из которых являются человек, его здоровье, качество окружающей среды, сохранение планеты как дома для чело-вечества. Таким образом, внимание к живой природе, к челове-ку делает задачи прогнозирования экологическими.

    Виды прогнозов. По времени упреждения различают сле-дующие виды прогнозов: сверхкратковременные (до года), краткосрочные (до 3—5 лет), среднесрочные (до 10—15 лет), долгосрочные (до нескольких десятиле-тий вперед), сверхдолгосрочные (на тысячелетия и бо-лее вперед). Время упреждения прогноза, т. е. срок, на кото-рый дается прогноз, может быть очень разным. Проектируя крупный промышленный объект со сроками эксплуатации 100—120 лет, необходимо знать, какие изменения в окружаю-щей природной среде могут возникнуть под воздействием это-го объекта в 2100—2200 гг. Недаром говорят: «Будущее управляется из настоящего».

    По охвату территории выделяют глобальные, регио-нальные, локальные прогнозы.

    Существуют прогнозы в конкретных отраслях наук, напри-мер геологические, метеорологические прогнозы. В географии — комплексный прогноз, который многие считают общенаучным.

    Основными функциями мониторинга являются контроль качества отдельных компонентов окружающей природной среды и определение основных источников загрязнения. На основании данных мониторинга принимаются решения для улучшения экологической ситуации, сооружают новые очистные сооружения на предприятиях, загрязняющих землю, атмосферу и воду, изменяют системы рубок леса и сажают новые леса, внедряют почвозащитные севообороты и т. д.

    Мониторинг чаще всего ведут областные комитеты по гидрометеослужбе через сеть пунктов, проводящих следующие наблюдения: приземные метеорологические, тепло - балансовые, гидрологические, морские и т. д.

    Например, мониторинг Москвы включает постоянный анализ содержания оксида углерода, углеводородов, сернистого ангидрида, суммы оксидов азота, озона и пыли. Наблюдения проводят 30 станций, работающих в автоматическом режиме. Информация от датчиков, расположенных на станциях, стекается в центр обработки информации. Информация о превышении ПДК загрязнителей поступает в Московский комитет по охране окружающей природной среды и в правительство столицы. Автоматически контролируются и промышленные выбросы крупных предприятий, и уровень загрязнения воды Москвы-реки.

    В настоящее время в мире насчитывается 344 станции по мониторингу воды в 59 странах, которые образуют глобальную систему мониторинга окружающей

    Мониторинг окружающей среды

    Мониторинг (лат. monitor наблюдающий, предостерегающий) - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или отдельных ее элементов под влиянием антропогенных воздействий

    Основные задачи мониторинга :

    наблюдение за источниками антропогенного воздействия; наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием антропогенных факторов;

    прогноз изменений природной среды под влиянием антропогенных факторов и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

    Классификации мониторинга по признакам:

    Методы контроля:

    Биоиндикация - обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ;

    Дистанционные методы (аэрофотосъемка, зондирование и пр.);

    Физико-химические методы (анализ отдельных проб воздуха, воды, почв).

    среды. Эта система находится в ведении ЮНЕП — специального органа по охране окружающей среды при ООН.

    Виды мониторинга. По масштабам обобщения информации различают: глобальный, региональный, импактный мониторинг.

    Глобальный мониторинг — это слежение за мировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений.

    Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся от естественных по природному характеру или из-за антропогенного воздействия.

    Импактный мониторинг проводится в особо опасных зонах, непосредственно примыкающих к источниках загрязняющих веществ.

    По методам ведения выделяются следующие виды мониторинга:

    Биологический (с помощью биоиндикаторов);

    Дистанционный (авиационный и космический);

    Аналитический (химический и физико-химический анализ).

    По объектам наблюдения выделяются:

    Мониторинг отдельных компонентов окружающей среды (почвы, воды, воздуха);

    Мониторинг биологический (флоры и фауны).

    Особым видом мониторинга является базовый мониторинг, т. е. слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия (биосферные заповедники). Целым базового мониторинга является получение данных, с которыми сравниваются результаты, полученные другими видами мониторинга.

    Методы контроля. Состав загрязняющих веществ определяют методами физико-химического анализа (в воздухе почве, воде). Степень устойчивости природной экосистем проводят методом биоиндикации.

    Биоиндикация — это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них живых организмов и их сообществ. Сущность биоиндикации заключается том, что определенные факторы среды создают возможность существования того или иного вида. Объектами биоиндикационных исследований могут быть отдельные виды животных и растений, а также целые экосистемы. Например, радиоактивное загрязнение определяют по состоянию хвойных пород деревьев; промышленное загрязнение — по многим представителям почвенной фауны; загрязнение воздуха очень чутко воспринимается мхами, лишайниками, бабочками.

    Видовое разнообразие и высокая численность или, наоборот, отсутствие стрекоз (Odonata) на берегу водоема говорят о его фаунистическом составе: много стрекоз — фауна богата, мало — водная фауна обеднена.

    Если в лесу на стволах деревьев исчезают лишайники, значит, в воздухе присутствует сернистый газ. Только в чистой воде встречаются личинки ручейников (Trichoptera). А вот малощитинковый червь (Tubifex), личинки хирономид (Chironomidae) обитают лишь в сильно загрязненных водоемах. В слабозагрязненных водоемах живут многие насекомые, зеленые одноклеточньте водоросли, ракообразные.

    Биоиндикация позволяет вовремя выявить еще не опасный уровень загрязнения и принять меры по восстановлению экологического равновесия окружающей среды.

    В некоторых случаях методу биоиндикации отдают предпочтение, так как он проще, чем, например, физико-химические методы анализа.

    Так, английские ученые обнаружили в печени камбалы несколько молекул — индикаторов загрязнения. Когда общая концентрация опасных для жизни веществ достигает критических значений, в клетках печени начинает накапливаться потенциально канцерогенный белок. Его количественное определение проще, чем химический анализ воды, и дает больше информации об ее опасности для жизни и здоровья людей.

    Дистанционные методы используются в основном для ведения глобального мониторинга. Например, аэрофотосъемка является эффективным методом для определения масштабов и степени загрязнения при разливе нефти в море или на суше, т. е. при аварии танкеров или при разрыве трубопровода. Другие методы в этих экстремальных ситуациях не дают исчерпывающей информации.

    ОКБ им. Илюшина, самолетостроители Луховицкого завода сконструировали и построили “Ил-10З” — уникальный самолет для выполнения практически любых задач государственного экологического и земельного мониторинга. Самолет оборудован контрольно-измерительной и телеметрической аппаратурой, спутниковой навигационной системой (СРS), системой спутниковой связи, интерактивным бортовым и наземным измерительно-регистрирующим комплексом. Самолет может летать на высотах от 100 до 3000 м, находиться в воздухе до 5 часов, тратит всего 10—15 л топлива на 100 км и берет на борт помимо пилота двух специалистов. Самолеты-новинки “Ил- 103” Авиационного центра специального экологического назначения, базирующиеся на подмосковном аэродроме Мячиково, выполняют дистанционный мониторинг для экологов, авиалесоохраны, служб МЧС и нефтегазопроводного транспорта.

    Физико-химические методы используются для мониторинга отдельных компонентов окружающей природной среды: почвы, воды, воздуха. Эти методы основаны на анализе отдельных проб.

    Почвенный мониторинг предусматривает определение кислотности, потери гумуса, засоления. Кислотность почв определяют по значению водородного показателя (рН) в водных растворах почвы. Значение водородного показателя измеряют с помощью рН-метра или потенциометра. Содержание гумуса определяют по окисляемости органического вещества. Количество окислителя оценивают титрометрическим или спектрометрическим методами. Засоление почв, т. е. содержание в них солей, определяют по значению электрической проводимости, так как известно, что растворы солей являются электролитами.

    Загрязнение вод определяется химическим (ХПК) или биохимическим (БПК) потреблением кислорода — это количество кислорода, расходуемого на окисление органических и неорганических веществ, содержащихся в загрязненной воде.

    Атмосферное загрязнение анализируется газоанализаторами, которые позволяют получить информацию о концентрации в воздухе газообразных загрязнителей. Применяют «многокомпонентные» методы анализа: С-, Н-, N-анализаторы и другие приборы, которые дают непрерывные времени характеристики загрязнения воздуха. Автоматизированные приборы для дистанционного анализа загрязнений атмосферы, сочетающие лазер и локатор, называют лидарами.

    Оценка качества окружающей среды

    Что такое оценка и оценивание?

    Важным направ-лением мониторинговых исследований является оценка каче-ства окружающей среды. Это направление, как вы уже знаете, получило в современном природопользовании приоритетное значение, поскольку качество окружающей среды связывается с физическим и духовным здоровьем человека.

    Действительно, различают окружающую природную среду здоровую (комфортную), при которой здоровье у человека в норме или улучшается, и нездоровую, при которой нарушает-ся состояние здоровья населения. Поэтому для сохранения здоровья на-селения необходимо следить за качеством окружающей сре-ды. Качество окружающей среды — это степень соответствия природных условий физиологическим возможностям че-ловека.

    Существуют научные крите-рии оценок качества окружающей среды. К ним от-носятся стандарты.

    Стандарты качества окружающей среды. Стандарты каче-ства подразделяются на экологические и производст-венно-хозяйственные.

    Экологические стандарты устанавливают предельно допу-стимые нормы антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которых угрожает здоровью человека, пагубно для растительности и животных. Такие нормы устанав-ливаются в виде предельно допустимых концент-раций загрязняющих веществ (ПДК) и предельно до-пустимых уровней вредного физического воздействия (ПДУ). ПДУ устанавливаются, например, для шумового и электромагнитного загрязнения.

    ПДК — это количество вредного вещества в окружающей среде, которое за определенный промежуток времени не влия-ет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных по-следствий у его потомства.

    В последнее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей в целом на природные сообщества. С каждым годом все больше устанавливается ПДК для веществ в воздухе, почве, воде.

    Производственно-хозяйственные стандарты качества окру-жающей среды регламентируют экологически безопасный ре-жим работы производственного, коммунально-бытового и лю-бого другого объекта. К производственно-хозяйственным стан-дартам качества окружающей среды относится предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в окружаю-щую среду (ПДВ). Как улучшить качество окружающей среды? Над этой проблемой думают многие специалисты. Контроль качества окружающей среды осуществляется специальной государст-венной службой. Меры по улучше-нию качества окружающей среды. Их объединяют в следую-щие группы. Важнейшими являются технологические мероприятия, ко-торые включают разработку современных технологий, обеспечивающих комплексное использование сырья и утилизацию отходов. Выбор топлива с меньшим продуктом сгорания зна-чительно уменьшит выбросы веществ в атмосферу. Этому же способствует электрификация современного производства, транспорта и быта.

    Санитарно-технические мероприятия способствуют очистке промышленных выбросов с помощью различных конструкций очистных сооружений. (Имеются ли очистные сооружения на ближайших предприятиях вашего населенного пункта? На-сколько они эффективны?)

    В комплекс мероприятий, улучшающих качество окружаю-щей среды, входят архитектурно-планировочные мероприятия, которые влияют не только на физическое, но и на духов-ное здоровье. В них включают борьбу с запыленностью, ра-циональное размещение предприятий (их нередко выносят за территорию населенного пункта) и жилых районов, озеленение населенных мест, например, при современных нормах градо-строительства для городов с полуторамиллионным населением необходимо 40—50 м2 площади зеленых насаждений, обяза-тельно выделение в населенном пункте санитарно-защитных зон.

    К инженерно-организационным мероприятиям относят уменьшение стоянок у светофоров, снижение интенсивно-сти движения транспорта на перегруженных автомагист-ралях.

    К правовым мероприятиям относится установление и со-блюдение законодательных актов по поддержанию качества атмосферы, водоемов, почвы и т. д.

    Требования, связанные с охраной природы, улучшением качества окружающей среды, отражаются в государственных законах, указах, нормативных актах. Мировой опыт показы-вает, что в развитых странах мира власти решают проблемы, связанные с улучшением качества окружающей среды, через законодательные акты и исполнительные структуры, которые призваны вместе с судебной системой обеспечивать выпол-нение законов, финансировать крупные экологические проекты и научные разработки, контролировать исполнение законов и финансовых затрат.

    Несомненно, что улучшение качества окружающей среды будет осуществляться за счет экономических мероприятий. Экономические меры связаны, в первую очередь, с вложением денежных средств в смену и развитие новых технологий, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережение, снижение вы-бросов вредных веществ в окружающую среду. Средства го-сударственной налоговой и ценовой политики должны созда-вать условия включения России в международную систему обеспечения экологической безопасности. Вместе с тем в нашей стране из-за экономического спада объемы внедрения в промышленность новых экологических технологий существенно сократились.

    Воспитательные меры направлены на формирование эко-логической культуры населения. Качество окружающей среды во многом зависит от формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра приоритета, потребно-стей, способов человеческой деятельности. В нашей стране в рамках государственной программы «Экология России» разра-ботаны программы, пособия для экологического образования на всех ступенях получения знаний от дошкольных учрежде-ний до системы повышения квалификации. Важным средством в формировании экологической культуры являются средства массовой информации. Только в России существует свыше 50 наименований периодической печати экологической на-правленности.

    Все мероприятия, направленные на улучшение качества ок-ружающей среды, тесно между собой взаимосвязаны и во многом зависят от развития науки. Поэтому важнейшим условием для существования всех мер является проведение научных исследований, обеспечивающих улучшение качества окружающей среды и экологической устойчивости как пла-неты в целом, так и отдельных регионов.

    Однако следует отметить, что принимаемые меры по улуч-шению качества окружающей среды не всегда приносят за-метный эффект. Рост заболеваемости населения, снижение средней продолжительности жизни людей, рост смертности свидетельствуют о развитии негативных экологических явле-ний в нашей стране.