(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями , утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Уровень загрязнения воздуха промышленными предприятиями достиг масштабов, серьезно угрожающих здоровью людей. Главными виновниками выступают промышленность, транспорт, бытовые котельные. Наибольший вклад в загрязнение вносят промышленные предприятия.

Индустриальные источники загрязнения атмосферы

Уровень вредных примесей в воздухе растет пропорционально размерам населенного пункта - от незначительного над деревнями, до тяжелого смога над крупными городами. Это объясняется скоплением в городах транспортных средств и промышленных предприятий.

Главным источником загрязнения воздуха выступают следующие индустриальные производства:

  • тепловые электростанции;
  • предприятия атомной промышленности;
  • металлургические комбинаты;
  • перерабатывающие комбинаты;
  • химические заводы.

Выброс отходов такими предприятиями производится на регулярной основе. Они постоянно используют для своих нужд жидкое и твердое топливо, которое при сжигании выделяет ядовитые вещества.

Использование теплоэлектростанциями угля высокой зольности приводит к образованию углекислого и сернистого газа. Токсичные отходы атомной промышленности производятся при переработке ядерного горючего, использовании его в реакторах. Разнообразный химический состав у отходов металлургических комбинатов - в них обнаруживается свыше десятка различных металлов.

Виды вредных примесей

Промышленные отходы образуют смеси с кислородом (при выбросе пара и газа) или аэрозоли (при выбросе твердых и жидких частиц). Аэрозоли бывают нескольких видов:

  • дым - образуется с участием мелких твердых частиц;
  • пыль - получается из крупных твердых частиц;
  • туман - образуется жидкими частицами.

Самая опасная форма выбросов - радиоактивная пыль, приводящая к значительному ухудшению состояния атмосферы. Свыше 150 млн. тонн пыли в год выделяется при производстве цемента, чугуна и горении каменного угля.


В городах фиксируется самая высокая загрязненность воздуха. Химический состав примесей различен, зависит от видов работающих заводов. В воздушном пространстве над городом постоянно присутствуют следующие вещества:

  • сернистый, угарный и углекислый газы;
  • оксиды азота;
  • соединения фтора и хлора;
  • тяжелые металлы.

Сернистый газ получается при горении серосодержащего топлива, обработке сернистых руд и принимает участие в образовании кислотных дождей. Угарный и углекислый газы создают парниковый эффект. Оксиды азота образуются при всех видах горения, производстве удобрений из азота. Соединения фтора и хлора поступают от комбинатов по производству удобрений, химических реагентов, пестицидов. Обладают высокой токсичностью.

Изучение взаимодействия промышленных отходов и атмосферы показало, что токсичные вещества вступают в реакцию с кислородом и между собой. Озоновый газ, который относят к наиболее ядовитым примесям, образуется при участии оксидов азота и летучих органических соединений. В результате возникают такие явления, как кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, рост заболеваемости.

Влияние транспорта на воздушное пространство

Основным источником выброса в атмосферу угарного и углекислого газов является автотранспорт. Причинами этого являются:

  • неудовлетворительное техническое состояние автомобилей;
  • использование бензина низкого качества с содержанием металлов;
  • отсутствие спроса на автомобили, соответствующие экологическим требованиям по причине их высокой стоимости.

Сгорание бензина в топливном баке автомобиля приводит к поступлению в воздух углеводородов - несгоревших составляющих топлива. Часть их превращается в сажу и смолы.

Меньше влияет на воздух железнодорожный транспорт. Вредные отходы образуются при отработке горючего тепловозами. Замена их на электровозы приводит к снижению ущерба.


Развитие технологий и транспорта позволит снизить влияние на атмосферу. Сегодня разрабатываются и внедряются:

  • электромобили - исключают горение топлива, выделение токсичных веществ;
  • водородное топливо - заставляет двигатели работать бесшумно, резко сокращает вредные выбросы;
  • герметичные капсулы, передвигающиеся по тоннелю на монорельсе.

Влияние токсичных отходов на человека

При воздействии вредных веществ у человека развиваются специфические болезни. Вдыхание сернистого газа приводит к отеку легких, нарушению кровообращения. Молекулы угарного газа вступают в реакцию с гемоглобином человека, ограничивают поступление кислорода в кровь. Помимо этого, развиваются аллергии, раковые заболевания, происходит снижение иммунитета.

Способы сокращения количества примесей

Существуют нормы, ограничивающие выброс вредных веществ, однако данный процесс невозможно контролировать полноценно. Для уменьшения вредного воздействия используется удаленное размещение индустриальных производств от городов и деревень, создание санитарно-защитных зон около предприятий. Учитываются сила и направление ветров при строительстве комбинатов.


Заводами производится очистка отходов от токсичных составляющих при помощи пылеуловителей следующих типов:

  • сухой тип - для удержания твердых частиц (пыли);
  • мокрый тип - для удержания паров.

Для обезвреживания примесей токсичных газов используются другие методы. Примером могут служить абсорбция - поглощение их водой, и адсорбция - поглощение молекул газов адсорбентами (например, углем).

Описание контент-сета

Набор данных «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» содержит информацию о количестве выбросов наиболее распространенных в атмосферу загрязняющих веществ на территории города Москвы. Данные приводятся на основании ежегодного статистического сборника «Состояние атмосферного воздуха города Москвы», издаваемого территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат). Показатели приведены по юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основные понятия:

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника

Современная ситуация в России.

На сегодняшний день в России наблюдается снижение выбросов загрязняющих веществ.Динамика и изменение общей структуры выбросов вредных веществ представлена в Российском статистическом ежегоднике Федеральной службы государственной.

По данным регулярных наблюдений Росгидромета за период 2011 – 2015 гг. средние за год концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и оксида углерода снизились на 8-15%.

Современная ситуация в Москве.

По данным Мосгорстатана территории Москвы функционирует 457 предприятий, на которых зарегистрировано менее 30 тыс. стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На данный момент на территории города Москвы наблюдается отрицательная динамика численных показателей характеризующих выброс наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников 6,9% период с 2014 по 2016 год.

Табл. «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» г. Москва. (тысяч тонн).

Годы

Всего

в том числе:

выбросов

твердых

газообразных и жидких

из них


диоксида серы

оксидов азота

оксида

углерода

углеводорода (без летучих органических соединений)

летучие органические соединения

2011

61,2

59,6

13,2

35,4

2012

71,6

70,3

17,3

36,5

2013

66,0

64,7

12,9

33,1

2014

67,7

66,1

10,7

33,0

10,0

2015

63,2

61,6

29,7

2016

63,0

61,5

31,5

10,3

А знаете ли вы что?

В Москве реализуется закон «Об экологическом мониторинге в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга и практическом использовании данных экологического мониторинга» наиболее значимые с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду. Промышленные предприятия обязаны создать автоматизированные системы прямых инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на организованных источниках.

Оборудованию средствами автоматизированного контроля подлежат источники выбросов загрязняющих веществ, на которых с наибольшей вероятностью могут происходить сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также источники, используемые в мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ, при неблагоприятных метеорологических условиях.

Автоматизированные системы локального экологического мониторинга обеспечивают непрерывный автоматический контроль основных характеристик выбросов загрязняющих веществ – величины выбросов диоксида и оксида азота, оксида углерода, хлористого водорода, диоксида серы, суммы взвешенных веществ, смеси предельных углеводородов С1-С5, сероводорода, расхода, линейной скорости и температуры отходящих дымовых газов. Перечень контролируемых параметров определяется индивидуально с учетом состава выбросов промышленного предприятия. Результаты измерений передаются в режиме реального времени в информационно-аналитический центр Единой государственной системы экологического мониторинга города Москвы, функции которого выполняет ГПБУ «Мосэкомониторинг».

На данный момент системами локального экологического мониторинга оснащены 55 промышленных предприятий города Москвы: 51 предприятие теплоэнергетического комплекса (11 московских ТЭЦ, 40 районных тепловых станций), 3 мусоросжигательных завода и одно нефтеперерабатывающее предприятие АО «Газпромнефть-МНПЗ».

Анализ работы систем контроля демонстрирует их эффективность по предотвращению несанкционированных сверхнормативных выбросов. Так в 2016 году по результатам работы систем контроля зафиксировано 3 случая превышения норм ПДВ на источниках выбросов предприятий, что в 15 раз меньше аналогичного показателя в 2011 году. При этом общий суммарный сверхнормативный выброс в 2016 году сократился по сравнению с 2011 годом более чем в 100 раз (с 1317 кг до 13 кг).

Материал подготовлен на основе информации: http :// data . mos . ru /, http://moscow.gks.ru, Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».

Одним из жизненно необходимых природных компонентов несомненно можно назвать атмосферный воздух. Негативное воздействие на окружающую среду в подразумевает его загрязнение в том числе. Не трудно догадаться, к чему это может привести: начиная от дискомфорта для живых организмов, заканчивая заболеваниями и отравлением природы в целом. Загрязняющие воздух вещества имеют множество источников. В основном – это предприятия, деятельность которых подразумевает выбросы загрязняющих веществ.

В этом материале мы дадим ответы на множество волнующих вопросов: Как образуются выбросы? Какая экологическая отчетность обязательна для предприятий, осуществляющих выбросы? Что можно сделать для того, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду?

1. Общая информация

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней .

2. Как образуются выбросы загрязняющих веществ?

Вот перечень того, какими бывают источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  • Организованные

Те источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в воздух через специально сооруженные технические устройства.

  • Неорганизованные

Источники, выбросы из которых поступают в виде ненаправленных потоков газа, когда нарушается герметичность оборудования, или возникают ошибки в работе оборудования по сбору газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.

  • Точечные

Это организованные источники выбросов. При этом, вредные загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия.

  • Линейные

Выбросы из таких источников поступают в атмосферу по установленной линии.

  • Площадные

Это неорганизованные источники, выбросы загрязняющих веществ из которых поступают в воздух с установленной ограниченной поверхности.

  • Передвижные

Источники с организованными или неорганизованными выбросами в процессе его передвижения в окружающей среде.

Важно отметить, что существует две основных характеристики выбросов. Данные характеристики описывают то, какие вещества и как именно поступают в атмосферный воздух:

Количественные характеристики выбросов (перечень веществ и их количество в год и секунду);

– Качественные характеристики выбросов (применяется только к организованным источникам – скорость, температура, объем в сек.).

Как правило, перед тем как определить качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ из источников необходимо обосновать метод определения состава и количества вредных выбросов. Далее оборудуются места отбора проб в соответствии с законом. После чего и определяются характеристики выбросов в соответствии с принятым методом (а также разовое (г/с) и валовое (т/г) значения выбросов).

3. Расчет выбросов загрязняющих веществ

На сегодняшний день активно развивается нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха. Это включает в себя множество вопросов: инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам допустимых выбросов (НДВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это несложный, но требующий особого внимания к деталям процесс. В начале на предприятии проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате данной процедуры выявляются источники выбросов (о которых мы рассказывали ранее). Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее - Федеральный закон № 96-ФЗ).

С 26 апреля 2019 года начал действовать новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Инвентаризация ВЗВ), установленный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 . Инвентаризацию проводят экологи на предприятии, либо же данную услугу можно заказать у специализированной организации, которая занимается разработкой проектной документации в сфере экологии. По итогам инвентаризации составляется отчет.

Далее, под каждый из источников подбирается своя методика расчета. Отметим, что так как для каждого источника выбросов существует своя методика, необходимо запросить данные для расчета. Как правило, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится с помощью программ Интеграла.

Разработка проекта ПДВ

Как мы и рассказывали ранее, ПДВ – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе, который отражает объем и массу ЗВ, допустимых для выброса стационарными источниками.

Нормативы допустимых выбросов, в широком смысле, устанавливаются для того, чтобы регулировать экологическую безопасность в стране. Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.

От того, насколько точно определяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (и, следовательно, проводятся расчеты для инвентаризации), зависит точность результатов расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

4. Новые требования для объектов I-IV категории

С 1 января 2019 года нормирование и контроль субъектов хозяйственной деятельности производится на основе нового подхода, который подразумевает присвоение предприятиям определенных категорий как объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего таких категорий 4, отличаются они степенью воздействия на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 устанавливает критерии разделения объектов на категории.

На основании действующих изменений объектам I категории разрешено осуществлять выбросы только на основании комплексного экологического разрешения (КЭР ). Объектам II категории для осуществления выбросов нужно иметь декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС ). III категория готовит отчет о выбросах вредных веществ. IV категории негативного воздействия достаточно провести инвентаризацию объекта.

Выбросы загрязняющих веществ – особенно злободневная тема для экологии. Нарушения предприятий и производственных объектов, касаемо осуществления выбросов, серьезно пресекаются надзорными органами. Помимо Вашего бюджета и репутации может пострадать окружающая среда.

Специалисты ЭкоПромЦентра настоятельно рекомендуют обратить особое внимание на то что и как «выбрасывает» Ваше предприятие. Разработку и, самое главное, согласование всей необходимой экологической отчетности Вы можете доверить нам. Достаточно лишь сделать один клик.

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо для соблюдения нормативов его качества. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программы наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТ 17.2.1.03-84 «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения». Под качеством атмосферного воздуха в нем понимается степень соответствия атмосферных условий потребностям людей или других живых организмов.

До определенного уровня антропогенного воздействия приемлемое загрязнение атмосферы обеспечивается самой природой с помощью процессов самоочистки. Загрязняющие вещества выводятся из нее под действием гравитационных сил (только аэрозоли), вымываются атмосферными осадками, разрушаются в процессе фотохимических реакций. Однако все возрастающее техногенное воздействие на воздушный бассейн, особенно в последние десятилетия, поставило вопрос о необходимости регулирования его качества, для чего нужны нормативы:

  • а) загрязненности атмосферного воздуха различными веществами;
  • б) предельно допустимых воздействий на атмосферу.

Как уже было сказано выше, обеспечение качества атмосферного воздуха предполагает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на атмосферу.

Под воздействием понимается любая антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов человека, вносящая в атмосферу изменения физического, химического либо биологического характера. Наиболее распространенным видом отрицательного воздействия на атмосферу является выброс в нее загрязняющих веществ химической или биологической (например, микроорганиз- мов-продуцентов) природы.

Конечная цель установления этих нормативов состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических, социальных и экономических интересов общества. Надо ясно понимать, что соблюдение экологических требований всегда требует определенных финансовых издержек, которые, безусловно, нескольку ухудшают экономические показатели деятельности любого предприятия. Таким образом, соблюдение предельно допустимых нормативов - это своего рода компромисс между экологическими и чисто экономическими требованиями, компромисс вынужденный, позволяющий на взаимно заинтересованных началах, с одной стороны, развивать производительные силы общества, с другой - минимизировать негативное воздействие техносферы на здоровье людей и благополучие прочих обитателей нашей симпатичной планеты.

В основе нормативов лежат три показателя:

  • медицинский - пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе;
  • технический - способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и его среду обитания;
  • научно-технический - способность техническими средствами контролировать соблюдение установленных нормативов по всем их параметрам.

Все нормативы качества атмосферного воздуха подразделяются на три группы: а) санитарно-гигиенические; б) экологические; в) вспомогательные.

Санитарно-гигиенические нормативы определяют показатели качества атмосферного воздуха для здоровья человека, это наиболее разработанная часть нормативов.

Вторая группа устанавливает требования к качеству атмосферного воздуха относительно состояния экологических систем (например, лесных сообществ либо ихтиофауны). Таких нормативов к настоящему времени разработано немного.

Вспомогательные нормативы обосновываются для обеспечения единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и правовом регулировании экологических отношений.

Государственными органами, утверждающими нормативы, являются Министерство природных ресурсов и экологии России и Федеральная служба защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, бывший Госсанэпиднадзор РФ).

Основным нормативом качества воздуха является предельно допустимая концентрация (ПДК) - максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

Величины ПДК загрязняющих веществ в воздухе приводятся в размерности мг вещества на 1 м 3 воздуха (мг/м 3). Величины ПДК утверждаются постановлением Главного государственного санитарного врача России. В зависимости от периода осреднения ПДК атмосферного воздуха населенных мест делятся на две группы:

  • а) максимально-разовые ПДК мр (20-30 мин осреднения);
  • б) среднесуточные ПДК СС (24 ч осреднения).

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДК мр) - концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 мин рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

Понятие ПДК М р используется при установлении научно-технических нормативов - предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Соблюдение предприятием норматива ПДВ означает, что в резз"ль- тате рассеивания его выбросов в атмосфере в приземном слое воздуха на границе санитарно-защитной зоны концентрация вредных веществ, содержащихся в выбросах, в любой момент времени не превысит ПДК Ч р.

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДК СХ.) - это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. Таким образом, ПДК СС рассчитана на все группы населения и на неопределенно долгий период воздействия и, следовательно, является самым жестким санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества во вдыхаемом воздухе.

Именно величина ПДК СС обычно выступает в качестве критерия оценки благополучия воздушной среды в селитебной зоне. Однако следует отметить, что, к сожалению, в последние годы величины ПДК СС стали своеобразными единицами измерения. В государственных отчетах загрязнение воздуха описывается перечислениями типа: 5 ПДК СС но оксидам азота, 3 ПДК СС по формальдегиду, 2 ПДК СС по саже. Такой подход не только не способствует адекватной интерпретации информации, но и просто сводит к минимуму ее ценность. С одной стороны, создается иллюзия, что ПДК СС (или любая другая предельно допустимая концентрация) есть просто некоторая особая единица, а не установленный норматив предельного содержания вредного вещества; с другой стороны, возникает впечатление, что но-другому описать, оценить, разъяснить особенности загрязнения окружающей среды невозможно.

В табл. 3.1 представлены для сравнения ПДК некоторых веществ в атмосферном воздухе (моментально разовые и среднесуточные) и ПДК воздуха рабочей зоны.

Таблица 3.1

Соотношение различных видов ПДК в воздухе для некоторых веществ

Заметно, что для одного и того же вещества величина ПДК рз (ПДК рабочей зоны) значительно больше, чем ПДК мр. Это объясняется тем, что на предприятии люди проводят только часть суток и, кроме того, там не могут находиться дети и пожилые люди с ослабленным здоровьем.

Значения ПДК рз и ПДК мр (ПДК ав) приводятся в специальных документах - гигиенических нормативах (ГН), утверждаемых Главным государственным санитарным врачом России, в настоящее время действует ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Как уже было сказано, для некоторых загрязняющих (вредных) веществ вместо ПДК утверждены временные гигиенические регламенты - ОБУВ, имеющие ту же размерность, мг/м 3 . ОБУВ устанавливается сроком на три года, по истечении которого он должен быть пересмотрен или заменен значением ПДК. Так же как и ПДК, ОБУВ утверждается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». ПДК и ОБУВ являются гигиеническими регламентами загрязненности воздуха.

По степени токсического воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются па четыре класса:

  • 1 - чрезвычайно опасные (ртуть, свинец и др.);
  • 2 - высокоопасные (серная кислота, соляная кислота и др.);
  • 3 - умеренно опасные (ксилол, табачная пыль и др.);
  • 4 - малоопасные (ацетон, керосин и т.д.).

Вредным веществам, для которых вместо Г1ДК установлен ОБУВ, класс опасности не присвоен.

Процесс обоснования величины ПДК для любого вредного вещества чрезвычайно долог, трудоемок и дорогостоящ. Для этого:

  • а) проводятся многочисленные опыты на экспериментальных животных с целью установления порогов острого и хронического токсического действия;
  • б) изучается ощущение запаха человеком;
  • в) исследуется раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз;
  • г) проводится сравнительное изучение заболеваемости населения в районах с чистым и загрязненным воздухом;
  • д) делается оценка косвенного воздействия загрязнений на человека за счет снижения прозрачности воздуха, уменьшения освещенности жилищ, поглощения наиболее ценной - ультрафиолетовой части солнечного спектра.

Если загрязняющее вещество ощутимо по запаху в таких концентрациях, которые намного меньше начала его токсического действия (например, меркаптаны), то порог ощущения запаха принимается в качестве основного критерия (порога воздействия).

Процесс обоснования таких ответственных регламентов, как норматив ПДК, сопряжен с большой неопределенностью. Причины этого кроются:

  • а) в больших внутривидовых различиях среди человеческой популяции;
  • б) необходимости переноса результатов опытов, проведенных с экспериментальными животными, на человека (межвидовые различия). Неудивительно, что нормативы ПДК, разработанные в разных странах, для некоторых загрязняющих веществ значительно различаются (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Значения среднесуточных ПДК, мг/м 3 , загрязняющих веществ в воздухе в отдельных странах

Наименование загрязняющего вещества

серы диоксид

азота диоксид

углерода оксид

Швейцария

Германия

Как следует из табл. 3.2, отечественные нормативы ПДК являются одними из наиболее жестких в мире.

В настоящее время в России ПДК ав утверждены более чем для 1500 загрязняющих веществ, и этот список продолжает увеличиваться. При нормировании загрязнения атмосферного воздуха следует учитывать, что некоторые вредные вещества, поступая в атмосферный воздух, превращаются в другие вещества, зачастую более токсичные. Например, оксид азота окисляется до диоксида. При сравнении ожидаемых расчетных приземных концентраций с ПДК следует делать соответствующий перерасчет.

При нормировании загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать еще одно обстоятельство: ряд веществ при одновременном присутствии в воздухе обладает синергетическим эффектом (суммации вредного действия). В этом случае должно быть выполнено условие

Исчерпывающий перечень веществ, обладающих эффектом суммации действия, приведен в ГН 2.1.6.1338-03, па сегодняшний день известны 52 такие группы суммации.

Экологические нормативы можно проиллюстрировать на примере нормативов ПДК в воздухе для растительности ПДК„ - предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зоне лесных насаждений. На сегодня нормативы ПДК для леса достаточно полно разработаны лишь для особо охраняемых территорий (например, для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зон чрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г. Братска). Можно надеяться, что работа в этом направлении будет продолжена.

В результате проведенных исследований установлено, что на многие вещества, содержащиеся в воздухе, лес реагирует более чутко, чем человек (предельно допустимые концентрации для них меньшие, чем для человека). Для сравнения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для человека и лесной растительности приведена табл. 3.3.

ПДК а в и ПДК, загрязняющих веществ в воздухе

Таблица 33

Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды используются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие нескольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИнЗА). Его рассчитывают по формуле

где q cpi - средняя концентрация /-го вещества; ПДК СС г - ПДК СС для /-го вещества; а, - показатель степени для приведения степени вредности /-го вещества к вредности диоксида серы, зависящий от класса опасности загрязняющего вещества (табл. 3.4); п - количество загрязняющих веществ в воздухе.

Таблица ЗА

Константы приведения вредности для веществ разных классов опасности

Учет класса опасности позволяет дифференцированно подходить к обоснованию необходимых профилактических мероприятий (например, к мерам безопасности при работе с различными веществами), а также предварительно оценивать сравнительную опасность воздействия тех или иных веществ на организм человека (табл. 3.5).

Таблица 3.5

Классы опасности химических соединений в зависимости

от характеристик их токсичности

Для сопоставления данных о загрязненности атмосферы разных городов или районов города несколькими веществами комплексные индексы загрязнения атмосферы должны быть рассчитаны для одинакового количества L примесей. При составлении ежегодного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы для расчета комплексного ИнЗА используют значения единичных индексов тех пяти веществ, у которых эти значения наибольшие. В большинстве регионов России к ним относятся взвешенные вещества, оксиды азота, диоксид серы, бензапирен, формальдегид, фенол. Особый вклад в загрязнение атмосферы вносят взвешенные вещества, которые могут не только представлять собой токсичные соединения, но и адсорбировать на своей поверхности другие токсичные вещества, в том числе и ксенобиотики, пыли биогенного происхождения, патогенные микроорганизмы, тем самым способствуя вторичному загрязнению атмосферного воздуха.

Предельно допустимый выброс (Г1ДВ) - норматив допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов . ПДВ устанавливается для каждого источника с таким расчетом, чтобы выбросы загрязняющих веществ от данного источника в совокупности со всеми источниками предприятия в результате рассеивания выбросов в атмосфере не создали в приземном слое воздуха концентрации веществ, превышающую ПДК для населения, животного и растительного мира. Иначе говоря, соблюдение НДВ по г-му загрязняющему веществу означает выполнение в точках, находящихся на границе санитарно-защитной зоны предприятия, неравенства

где Cj - приземная концентрация i -го загрязняющего вещества (его содержание в слое атмосферы 0-2 м), мг/м 3 , создаваемая в результате рассеивания выбросов данного ИЗА; СД- - фоновая концентрация /-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе. Фоновым по отношению к данному ИЗА называется загрязнение атмосферного воздуха, созданное всеми прочими ИЗА, исключая данный; ПДК мр/ - максимально-разовая ПДК /-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе.

На территории курортов и домов отдыха, прочих рекреационных зонах в правой части (3.3) следует заменить 1 на 0,8. При наличии в атмосфере загрязняющих веществ, обладающих суммацией вредного действия, необходимо учитывать этот эффект по уравнению (3.1).

В части выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различают массовый ПДВ, измеряемый в г/с, и валовый ПДВ, т/год, соответственно.

Разработка и утверждение величины ПДВ для каждого ИЗА и предприятия в целом производится в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями».

Норматив предельно допустимого выброса устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы. В процессе обоснования величины ПДВ принимается условие полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы.

Сложность работы по обоснованию ПДВ быстро растет по мере увеличения как числа источников, так и разнообразия их параметров (состава выбросов, высоты и диаметра труб, температуры газов и т.д.). Даже для небольших предприятий это можно сделать лишь с помощью специальных компьютерных программ.

Если обоснованное расчетами значение ПДВ для действующего предприятия по причинам объективного характера не может быть достигнуто сразу, то вводится поэтапное снижение выбросов. На каждом этапе предприятию на определенный период времени устанавливают норматив ВСВ (временно согласованный выброс). Предполагается, что в течение действия ВСВ предприятие выполнит атмосфероохранные мероприятия и сократит величину выбросов в атмосферу до ПДВ.

  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».