Уровень загрязнения воздуха промышленными предприятиями достиг масштабов, серьезно угрожающих здоровью людей. Главными виновниками выступают промышленность, транспорт, бытовые котельные. Наибольший вклад в загрязнение вносят промышленные предприятия.

Индустриальные источники загрязнения атмосферы

Уровень вредных примесей в воздухе растет пропорционально размерам населенного пункта - от незначительного над деревнями, до тяжелого смога над крупными городами. Это объясняется скоплением в городах транспортных средств и промышленных предприятий.

Главным источником загрязнения воздуха выступают следующие индустриальные производства:

  • тепловые электростанции;
  • предприятия атомной промышленности;
  • металлургические комбинаты;
  • перерабатывающие комбинаты;
  • химические заводы.

Выброс отходов такими предприятиями производится на регулярной основе. Они постоянно используют для своих нужд жидкое и твердое топливо, которое при сжигании выделяет ядовитые вещества.

Использование теплоэлектростанциями угля высокой зольности приводит к образованию углекислого и сернистого газа. Токсичные отходы атомной промышленности производятся при переработке ядерного горючего, использовании его в реакторах. Разнообразный химический состав у отходов металлургических комбинатов - в них обнаруживается свыше десятка различных металлов.

Виды вредных примесей

Промышленные отходы образуют смеси с кислородом (при выбросе пара и газа) или аэрозоли (при выбросе твердых и жидких частиц). Аэрозоли бывают нескольких видов:

  • дым - образуется с участием мелких твердых частиц;
  • пыль - получается из крупных твердых частиц;
  • туман - образуется жидкими частицами.

Самая опасная форма выбросов - радиоактивная пыль, приводящая к значительному ухудшению состояния атмосферы. Свыше 150 млн. тонн пыли в год выделяется при производстве цемента, чугуна и горении каменного угля.


В городах фиксируется самая высокая загрязненность воздуха. Химический состав примесей различен, зависит от видов работающих заводов. В воздушном пространстве над городом постоянно присутствуют следующие вещества:

  • сернистый, угарный и углекислый газы;
  • оксиды азота;
  • соединения фтора и хлора;
  • тяжелые металлы.

Сернистый газ получается при горении серосодержащего топлива, обработке сернистых руд и принимает участие в образовании кислотных дождей. Угарный и углекислый газы создают парниковый эффект. Оксиды азота образуются при всех видах горения, производстве удобрений из азота. Соединения фтора и хлора поступают от комбинатов по производству удобрений, химических реагентов, пестицидов. Обладают высокой токсичностью.

Изучение взаимодействия промышленных отходов и атмосферы показало, что токсичные вещества вступают в реакцию с кислородом и между собой. Озоновый газ, который относят к наиболее ядовитым примесям, образуется при участии оксидов азота и летучих органических соединений. В результате возникают такие явления, как кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект, рост заболеваемости.

Влияние транспорта на воздушное пространство

Основным источником выброса в атмосферу угарного и углекислого газов является автотранспорт. Причинами этого являются:

  • неудовлетворительное техническое состояние автомобилей;
  • использование бензина низкого качества с содержанием металлов;
  • отсутствие спроса на автомобили, соответствующие экологическим требованиям по причине их высокой стоимости.

Сгорание бензина в топливном баке автомобиля приводит к поступлению в воздух углеводородов - несгоревших составляющих топлива. Часть их превращается в сажу и смолы.

Меньше влияет на воздух железнодорожный транспорт. Вредные отходы образуются при отработке горючего тепловозами. Замена их на электровозы приводит к снижению ущерба.


Развитие технологий и транспорта позволит снизить влияние на атмосферу. Сегодня разрабатываются и внедряются:

  • электромобили - исключают горение топлива, выделение токсичных веществ;
  • водородное топливо - заставляет двигатели работать бесшумно, резко сокращает вредные выбросы;
  • герметичные капсулы, передвигающиеся по тоннелю на монорельсе.

Влияние токсичных отходов на человека

При воздействии вредных веществ у человека развиваются специфические болезни. Вдыхание сернистого газа приводит к отеку легких, нарушению кровообращения. Молекулы угарного газа вступают в реакцию с гемоглобином человека, ограничивают поступление кислорода в кровь. Помимо этого, развиваются аллергии, раковые заболевания, происходит снижение иммунитета.

Способы сокращения количества примесей

Существуют нормы, ограничивающие выброс вредных веществ, однако данный процесс невозможно контролировать полноценно. Для уменьшения вредного воздействия используется удаленное размещение индустриальных производств от городов и деревень, создание санитарно-защитных зон около предприятий. Учитываются сила и направление ветров при строительстве комбинатов.


Заводами производится очистка отходов от токсичных составляющих при помощи пылеуловителей следующих типов:

  • сухой тип - для удержания твердых частиц (пыли);
  • мокрый тип - для удержания паров.

Для обезвреживания примесей токсичных газов используются другие методы. Примером могут служить абсорбция - поглощение их водой, и адсорбция - поглощение молекул газов адсорбентами (например, углем).

ГК «Эффективная безопасность» - проведение и оформление расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в г. Москва, Московской области, г. Казань и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.

Стоимость: от 20 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок действия: 7 лет.

Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) – документ в котором произведен расчет для определенного объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) допустимых норм выбросов вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды», расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий НВОС (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Также пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды» устанавливается обязанность проводить расчет нормативов допустимых выбросов веществ 1 и 2 класса опасности для объектов III категории НВОС.

Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране атмосферного воздуха» обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Содержание расчета нормативов допустимых выбросов

В связи с отсутствием специальных требований к оформлению расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, за основу берутся требования, установленные «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу», утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987. и Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, НИИ «Атмосфера» 2012 г. Объем и содержание расчета нормативов выбросов в каждом отдельном случае определяется деятельностью предприятия и характеристикой источников выбросов. Расчет НДВ включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Краткое описание деятельности предприятия;

Раздел 2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:

    Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;

    Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;

Раздел 3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ДВ для источников выбросов:

    Определение источников выбросов и вредных веществ, подлежащих нормированию;

    Предварительный анализ влияния выбросов загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;

    Детальные расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при помощи специализированных программ (УПРЗА);

    Предложения по НДВ в атмосферный воздух для объекта ОНВОС.

Этапы проведения расчета нормативов допустимых выбросов

Основные этапы по проведению расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

    Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта, либо действующей инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта;

  1. Оценка стоимости, составление договора и оплата счета;
  2. Сбор информации;

    Выезд специалистов в целях проведения при необходимости;

    Проведение лабораторных замеров выбросов (для организованных источников выбросов);

    Проведение расчета рассеивания;

    Оценка полученных сведений;

    Оформление расчета нормативов допустимых выбросов.

Законодательство

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  3. ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;
  4. Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.;
  5. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
  6. Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 20.04.2012 N 143-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками"
  7. Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2015 № 414 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов"
  9. Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

Вопросы и ответы

Вопрос №1. У нашего предприятия идет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) у двух веществ в составе выбросов. Как нам следует поступить в данной ситуации?

В данной ситуации необходимо разработать аналогичный проект ПДВ, но есть некоторые различия. Во-первых, в случае превышения ПДК разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок не более 1 года. Во-вторых, обязательным условием является разработка и согласование плана мероприятий по сокращению (снижению) выбросов и сдача отчета по выполнению этого плана. В случае невыполнения утвержденного плана предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на окружающую среду - в 100 раз.

Временно согласованные выбросы (ВСВ) - временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Вопрос №2. Можем ли мы самостоятельно провести инвентаризацию источников выбросов?

Если у вас на предприятии присутствуют канцерогенные факторы, то паспорт вам нужен.

Да, конечно. Но следует отметить, что завершающим этапом инвентаризации является проведение замеров выбросов вредных веществ в воздух. Замеры и анализ выбросов может проводится только аккредитованной лабораторией.

Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой при разработке проекта ПДВ, а именно: силами сотрудников предприятия и сторонней лабораторией была проведена инвентаризация, в процессе которой были не совсем верно указаны типы источников выбросов (неорганизованные источники превратились в организованные) и их местоположение. В связи с этим нам пришлось самостоятельно провести инвентаризацию и внести изменения в разработанный проект ПДВ.

ТЭГИ: НДВ, нормативы допустимых выбросов, ПДВ, проект нормативов предельно допустимых выбросов, нормативы предельно-допустимых выбросов, выбросы в атмосферный воздух, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов, расчет нормативов выбросов, загрязняющие вещества, атмосферный воздух

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями , утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Промышленно-экономическое развитие сопровождается, как правило, ростом загрязнения окружающей среды. Большинство крупных городов характеризуются значительной концентрацией промышленных объектов на относительно незначительных территориях, что представляет опасность для здоровья людей.

Одним из экологических факторов, оказывающих наиболее выраженное влияние на здоровье человека, является качество воздуха. Особую опасность в настоящее время представляют выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Это обусловлено тем, что токсиканты поступают в человеческий организм в основном через дыхательные пути.

Выбросы в атмосферу: источники

Различают природные и антропогенные источники поступления загрязнителей в воздух. Основными примесями, которые содержат выбросы в атмосферу от естественных источников, являются пыль космического, вулканического и растительного происхождения, газы и дым, образующиеся в результате лесных и степных пожаров, продукты разрушения и выветривания горных пород и почв и пр.

Уровни загрязнения воздушной среды природными источниками носят фоновый характер. Они достаточно мало изменяются со временем. Основными источниками поступления в воздушный бассейн загрязняющих веществ на современном этапе являются антропогенные, а именно − промышленность (различные отрасли), сельское хозяйство и автотранспорт.

Выбросы предприятий в атмосферу

Самыми крупными «поставщиками» различных загрязнителей в воздушный бассейн являются металлургические и энергетические предприятия, химическое производство, стройиндустрия, машиностроение.

В процессе сжигания топлива различных видов энергетическими комплексами в атмосферу выделяются большие количества сернистого ангидрида, оксидов углерода и азота, сажи. Также в выбросах (в меньших количествах) присутствует ряд других веществ, в частности углеводороды.

Основные источники пылегазовых выбросов в металлургическом производстве - плавильные печи, разливочные установки, травильные отделения, агломерационные машины, дробильноразмольное оборудование, разгрузка-погрузка материалов и пр. Наибольшую долю среди общего количества веществ, поступающих в атмосферу, занимают окись углерода, пыль, ангидрид сернистый, оксид азота. В несколько меньших количествах выбрасываются марганец, мышьяк, свинец, фосфор, пары ртути и пр. Также в процессе сталеплавильного производства выбросы в атмосферу содержат парогазовые смеси. В их состав входит фенол, бензол, формальдегид, аммиак и ряд других опасных веществ.

Вредные выбросы в атмосферу от отрасли, несмотря на небольшие объемы, представляют особую опасность для природной среды и человека, поскольку характеризуются высокой токсичностью, концентрированностью и значительным разнообразием. Поступающие в воздух смеси в зависимости от вида выпускаемой продукции могут иметь в своем составе летучие органические соединения, соединения фтора, нитрозные газы, твердые вещества, хлористые соединения, сероводород и пр.

При производстве стройматериалов и цемента выбросы в атмосферу содержат значительные количества различной пыли. Основными технологическими процессами, приводящими к их образованию, являются измельчение, обрабатывание шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов и пр. Вокруг заводов, производящих различные стройматериалы, могут образовываться зоны загрязнения радиусом до 2000 м. Они характеризуются высокой концентрацией в воздухе пыли, содержащей частицы гипса, цемента, кварца, а также ряда других загрязняющих веществ.

Выбросы автотранспорта

В крупных городах огромное количество загрязнителей в атмосферу поступает от автотранспортных средств. По разным оценкам, на их долю приходится от 80 до 95%. состоят из большого количества токсичных соединений, в частности оксидов азота и углерода, альдегидов, углеводородов и пр. (всего около 200 соединений).

Наибольшие объемы выбросов отмечаются в зонах расположения светофоров и перекрестков, где автомобили передвигаются на малой скорости и в режиме холостого хода. Расчет выбросов в атмосферу показывает, что основными составляющими выхлопов в этом случае являются и углеводороды.

При этом следует отметить, что, в отличие от стационарных источников выбросов, работа автотранспорта приводит к загрязнению воздуха на городских улицах на высоте человеческого роста. В результате вредному воздействию загрязнителей подвергаются пешеходы, жители расположенных у дорог домов, а также произрастающая на прилегающих территориях растительность.

Сельское хозяйство

Влияние на человека

Согласно различным источникам, имеется прямая связь между загрязнением воздуха и рядом заболеваний. Так, например, длительность течения респираторных заболеваний у детей, которые живут в относительно загрязненных районах, в 2-2,5 раза больше, нежели у тех, что проживают в других районах.

Кроме того, в городах, характеризующихся неблагоприятной экологической обстановкой, у детей отмечены функциональные отклонения в системе иммунитета и кровообразования, нарушения компенсаторно-адаптационных механизмов к условиям внешней среды. Многими исследованиями выявлена также связь между загрязнением воздуха и смертностью людей.

Основными составляющими выбросов, поступающих в воздух от различных источников, являются взвешенные вещества, оксиды азота, углерода и серы. Выявлено, что зоны с превышением ПДК по NO 2 и CO охватывают до 90% городской территории. Приведенные макрокомпоненты выбросов способны вызвать серьезные заболевания. Накопление этих загрязнений приводит к повреждению слизистых оболочек верхних дыхательных путей, развитию легочных заболеваний. Кроме того, повышенные концентрации SO 2 могут вызвать дистрофические изменения в почках, печени и сердце, а NO 2 - токсикозы, врожденные аномалии, сердечную недостаточность, нервные расстройства и др. Некоторыми исследованиями выявлена взаимосвязь между заболеваемостью раком легких и концентрациями SO 2 и NO 2 в воздухе.


Выводы

Загрязнение окружающей природной среды и, в частности, атмосферы, имеет неблагоприятные последствия для здоровья не только настоящего, но и последующих поколений. Поэтому можно смело утверждать, что разработка мероприятий, направленных на то, чтобы уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу, − одна из самых актуальных на сегодняшний день проблем человечества.

Одним из жизненно необходимых природных компонентов несомненно можно назвать атмосферный воздух. Негативное воздействие на окружающую среду в подразумевает его загрязнение в том числе. Не трудно догадаться, к чему это может привести: начиная от дискомфорта для живых организмов, заканчивая заболеваниями и отравлением природы в целом. Загрязняющие воздух вещества имеют множество источников. В основном – это предприятия, деятельность которых подразумевает выбросы загрязняющих веществ.

В этом материале мы дадим ответы на множество волнующих вопросов: Как образуются выбросы? Какая экологическая отчетность обязательна для предприятий, осуществляющих выбросы? Что можно сделать для того, чтобы сократить негативное воздействие на окружающую среду?

1. Общая информация

В Федеральном законе от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об охране атмосферного воздуха» дается наиболее точное понятие того, что такое вредное (загрязняющее) вещество – химическое или биологическое вещество, либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Государством установлены нормативы выбросов, превышение которых принято считать загрязнением воздуха. Для каждого источника устанавливается предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе. Показатель включает в себя максимальные объем или массу загрязняющих веществ и микроорганизмов, которые допустимы для выброса в атмосферу стационарными источниками, чтобы не нарушать экологические нормативы качества воздуха. Если значение норматива ПДВ соблюдается, значит, соблюдаются требования в области охраны атмосферного воздуха. В общем смысле понятие норматива означает ряд действий, которые требуется обязательно выполнить, чтобы они привели к ожидаемому результату.

Каждому объекту, осуществляющему выбросы загрязняющих веществ, необходимо иметь проект ПДВ. В случае, если проект отсутствует – предприятию грозит штраф до 250 тыс. руб., либо приостановление деятельности до 90 дней .

2. Как образуются выбросы загрязняющих веществ?

Вот перечень того, какими бывают источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

  • Организованные

Те источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в воздух через специально сооруженные технические устройства.

  • Неорганизованные

Источники, выбросы из которых поступают в виде ненаправленных потоков газа, когда нарушается герметичность оборудования, или возникают ошибки в работе оборудования по сбору газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ.

  • Точечные

Это организованные источники выбросов. При этом, вредные загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия.

  • Линейные

Выбросы из таких источников поступают в атмосферу по установленной линии.

  • Площадные

Это неорганизованные источники, выбросы загрязняющих веществ из которых поступают в воздух с установленной ограниченной поверхности.

  • Передвижные

Источники с организованными или неорганизованными выбросами в процессе его передвижения в окружающей среде.

Важно отметить, что существует две основных характеристики выбросов. Данные характеристики описывают то, какие вещества и как именно поступают в атмосферный воздух:

– Количественные характеристики выбросов (перечень веществ и их количество в год и секунду);

– Качественные характеристики выбросов (применяется только к организованным источникам – скорость, температура, объем в сек.).

Как правило, перед тем как определить качественный и количественный состав выбросов загрязняющих веществ из источников необходимо обосновать метод определения состава и количества вредных выбросов. Далее оборудуются места отбора проб в соответствии с законом. После чего и определяются характеристики выбросов в соответствии с принятым методом (а также разовое (г/с) и валовое (т/г) значения выбросов).

3. Расчет выбросов загрязняющих веществ

На сегодняшний день активно развивается нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха. Это включает в себя множество вопросов: инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам допустимых выбросов (НДВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.

Расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу – это несложный, но требующий особого внимания к деталям процесс. В начале на предприятии проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате данной процедуры выявляются источники выбросов (о которых мы рассказывали ранее). Инвентаризация выбросов проводится согласно требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 29.07.2018; далее - Федеральный закон № 96-ФЗ).

С 26 апреля 2019 года начал действовать новый порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Инвентаризация ВЗВ), установленный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 . Инвентаризацию проводят экологи на предприятии, либо же данную услугу можно заказать у специализированной организации, которая занимается разработкой проектной документации в сфере экологии. По итогам инвентаризации составляется отчет.

Далее, под каждый из источников подбирается своя методика расчета. Отметим, что так как для каждого источника выбросов существует своя методика, необходимо запросить данные для расчета. Как правило, расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводится с помощью программ Интеграла.

Разработка проекта ПДВ

Как мы и рассказывали ранее, ПДВ – это показатель допустимого вредного вещества в атмосферном воздухе, который отражает объем и массу ЗВ, допустимых для выброса стационарными источниками.

Нормативы допустимых выбросов, в широком смысле, устанавливаются для того, чтобы регулировать экологическую безопасность в стране. Масса вредных веществ измеряется в граммах, концентрация вредных веществ – в миллиграммах на кубометр, концентрация на выходе из источника – в граммах на кубометр.

От того, насколько точно определяются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (и, следовательно, проводятся расчеты для инвентаризации), зависит точность результатов расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.

4. Новые требования для объектов I-IV категории

С 1 января 2019 года нормирование и контроль субъектов хозяйственной деятельности производится на основе нового подхода, который подразумевает присвоение предприятиям определенных категорий как объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Всего таких категорий 4, отличаются они степенью воздействия на окружающую среду. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 устанавливает критерии разделения объектов на категории.

На основании действующих изменений объектам I категории разрешено осуществлять выбросы только на основании комплексного экологического разрешения (КЭР ). Объектам II категории для осуществления выбросов нужно иметь декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС ). III категория готовит отчет о выбросах вредных веществ. IV категории негативного воздействия достаточно провести инвентаризацию объекта.

Выбросы загрязняющих веществ – особенно злободневная тема для экологии. Нарушения предприятий и производственных объектов, касаемо осуществления выбросов, серьезно пресекаются надзорными органами. Помимо Вашего бюджета и репутации может пострадать окружающая среда.

Специалисты ЭкоПромЦентра настоятельно рекомендуют обратить особое внимание на то что и как «выбрасывает» Ваше предприятие. Разработку и, самое главное, согласование всей необходимой экологической отчетности Вы можете доверить нам. Достаточно лишь сделать один клик.