В подавляющем большинстве современных технологических процессов в атмосферный воздух выбрасываются различные загрязняющие вещества. При этом источники загрязнения атмосферы (ИЗА) могут быть организованными или неорганизованными. Согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды” устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха - предельно допустимые концентрации загрязняющих воздух веществ.

Главный вклад в загрязнение атмосферы вносят организованные источники выбросов загрязняющих веществ (трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари), поэтому на них мы и обратим главное внимание.

Задача нормирования выбросов ЗВ заключается в том, чтобы установить для каждого источника загрязнения атмосферы такую предельную величину выброса, чтобы в приземном слое атмосферы концентрация любого выбрасываемого им вещества не превысила значения ПДК.

Рассмотрим один организованный источник загрязнения атмосферы - дымовая труба котельной. Известно, что при сжигании органических топлив (природный газ, уголь, дрова, мазут и др.) в составе дымовых газов содержатся различные ЗВ:

1. Природный газ: окись углерода, окислы азота.

2. Уголь: твердые частицы (зола), окись углерода, окись азота, бензапирен, сернистый ангидрид.

3. Мазут: твердые частицы (зола мазута), окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид.

Дымовая труба характеризуется рядом параметров: высотой, диаметром устья, объемным расходом дымовых газов, их температурой. Все эти параметры влияют на рассеивание выбросов в атмосфере.

Кроме того, необходимо знать величину массового выброса каждого ЗВ, г/с.

Дымовая струя, попадая из трубы в атмосферу, сносится по ветру, и одновременно, рассеивается, в горизонтальном и вертикальном направлениях. Процесс рассеивания сильно зависит от характера атмосферной диффузии, а она, в свою очередь, от существующих в данный момент метеоусловий. На процесс рассеивания примесей влияет скорость ветра, его распределение с высотой, вертикальный ход температуры, характер подстилающей поверхности, особенности рельефа местности.

Имеются и региональные особенности процессов атмосферной диффузии, все эти и другие факторы учтены в математической модели рассеивания примесей.

Если изобразить на графике ход приземной концентрации по мере удаления от трубы, то получается характерная кривая, показанная на рис.3.1.

ГК «Эффективная безопасность» - проведение и оформление расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в г. Москва, Московской области, г. Казань и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.

Стоимость: от 20 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней. Срок действия: 7 лет.

Расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ) – документ в котором произведен расчет для определенного объекта негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) допустимых норм выбросов вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды», расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий НВОС (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Также пунктом 4 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды» устанавливается обязанность проводить расчет нормативов допустимых выбросов веществ 1 и 2 класса опасности для объектов III категории НВОС.

Пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.) «Об охране атмосферного воздуха» обязывает юридические лица и индивидуальных предпринимателей обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Содержание расчета нормативов допустимых выбросов

В связи с отсутствием специальных требований к оформлению расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, за основу берутся требования, установленные «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу», утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987. и Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, НИИ «Атмосфера» 2012 г. Объем и содержание расчета нормативов выбросов в каждом отдельном случае определяется деятельностью предприятия и характеристикой источников выбросов. Расчет НДВ включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Краткое описание деятельности предприятия;

Раздел 2. Характеристика предприятия в качестве источника загрязнения атмосферы:

    Краткая характеристика технологического оборудования и технологических процессов;

    Перечень вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу;

Раздел 3. Расчеты загрязнения атмосферного воздуха и предложения по нормативам ДВ для источников выбросов:

    Определение источников выбросов и вредных веществ, подлежащих нормированию;

    Предварительный анализ влияния выбросов загрязняющих веществ на загрязнение приземного слоя атмосферы;

    Детальные расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе при помощи специализированных программ (УПРЗА);

    Предложения по НДВ в атмосферный воздух для объекта ОНВОС.

Этапы проведения расчета нормативов допустимых выбросов

Основные этапы по проведению расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

    Первичная консультация, в процессе которой наш специалист уточняют информацию о вашей организации, а именно: сфера деятельности, количество объектов и источников, местоположение их, наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ и предыдущего проекта, либо действующей инвентаризации источников и выбросов загрязняющих веществ. Если у вас имеется предыдущий проект, то необходимо уточнить какие изменения произошли в течение действия данного проекта;

  1. Оценка стоимости, составление договора и оплата счета;
  2. Сбор информации;

    Выезд специалистов в целях проведения при необходимости;

    Проведение лабораторных замеров выбросов (для организованных источников выбросов);

    Проведение расчета рассеивания;

    Оценка полученных сведений;

    Оформление расчета нормативов допустимых выбросов.

Законодательство

  1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон от 04 мая 1996 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
  3. ГОСТ 17. 2. 3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера»;
  4. Письмом Минприроды России от 29.03.2012 N 05-12-47/4521 введено в действие "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" (дополненное и переработанное), ОАО "НИИ Атмосфера", г. С-Пб, 2012 г.;
  5. Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия, утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
  6. Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 20.04.2012 N 143-п "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками"
  7. Постановление Правительства РФ от 02 марта 2000 г. № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;
  8. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2015 № 414 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов"
  9. Приказ Минприроды России от 26.12.2016 № 674 «Об утверждении Методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

Вопросы и ответы

Вопрос №1. У нашего предприятия идет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) у двух веществ в составе выбросов. Как нам следует поступить в данной ситуации?

В данной ситуации необходимо разработать аналогичный проект ПДВ, но есть некоторые различия. Во-первых, в случае превышения ПДК разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдается на срок не более 1 года. Во-вторых, обязательным условием является разработка и согласование плана мероприятий по сокращению (снижению) выбросов и сдача отчета по выполнению этого плана. В случае невыполнения утвержденного плана предусмотрены повышающие коэффициенты при платежах за негативное воздействие на окружающую среду - в 100 раз.

Временно согласованные выбросы (ВСВ) - временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ).

Вопрос №2. Можем ли мы самостоятельно провести инвентаризацию источников выбросов?

Если у вас на предприятии присутствуют канцерогенные факторы, то паспорт вам нужен.

Да, конечно. Но следует отметить, что завершающим этапом инвентаризации является проведение замеров выбросов вредных веществ в воздух. Замеры и анализ выбросов может проводится только аккредитованной лабораторией.

Некоторое время назад мы столкнулись с проблемой при разработке проекта ПДВ, а именно: силами сотрудников предприятия и сторонней лабораторией была проведена инвентаризация, в процессе которой были не совсем верно указаны типы источников выбросов (неорганизованные источники превратились в организованные) и их местоположение. В связи с этим нам пришлось самостоятельно провести инвентаризацию и внести изменения в разработанный проект ПДВ.

ТЭГИ: НДВ, нормативы допустимых выбросов, ПДВ, проект нормативов предельно допустимых выбросов, нормативы предельно-допустимых выбросов, выбросы в атмосферный воздух, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов, расчет нормативов выбросов, загрязняющие вещества, атмосферный воздух

Описание контент-сета

Набор данных «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» содержит информацию о количестве выбросов наиболее распространенных в атмосферу загрязняющих веществ на территории города Москвы. Данные приводятся на основании ежегодного статистического сборника «Состояние атмосферного воздуха города Москвы», издаваемого территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат). Показатели приведены по юридическим лицам, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Основные понятия:

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника

Современная ситуация в России.

На сегодняшний день в России наблюдается снижение выбросов загрязняющих веществ.Динамика и изменение общей структуры выбросов вредных веществ представлена в Российском статистическом ежегоднике Федеральной службы государственной.

По данным регулярных наблюдений Росгидромета за период 2011 – 2015 гг. средние за год концентрации взвешенных веществ, диоксида азота, оксида азота, диоксида серы и оксида углерода снизились на 8-15%.

Современная ситуация в Москве.

По данным Мосгорстатана территории Москвы функционирует 457 предприятий, на которых зарегистрировано менее 30 тыс. стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. На данный момент на территории города Москвы наблюдается отрицательная динамика численных показателей характеризующих выброс наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников 6,9% период с 2014 по 2016 год.

Табл. «Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников» г. Москва. (тысяч тонн).

Годы

Всего

в том числе:

выбросов

твердых

газообразных и жидких

из них


диоксида серы

оксидов азота

оксида

углерода

углеводорода (без летучих органических соединений)

летучие органические соединения

2011

61,2

59,6

13,2

35,4

2012

71,6

70,3

17,3

36,5

2013

66,0

64,7

12,9

33,1

2014

67,7

66,1

10,7

33,0

10,0

2015

63,2

61,6

29,7

2016

63,0

61,5

31,5

10,3

А знаете ли вы что?

В Москве реализуется закон «Об экологическом мониторинге в городе Москве» и постановлением Правительства Москвы от 08.11.2005 № 866-ПП «О функционировании Единой системы экологического мониторинга и практическом использовании данных экологического мониторинга» наиболее значимые с точки зрения антропогенного воздействия на окружающую среду. Промышленные предприятия обязаны создать автоматизированные системы прямых инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на организованных источниках.

Оборудованию средствами автоматизированного контроля подлежат источники выбросов загрязняющих веществ, на которых с наибольшей вероятностью могут происходить сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, а также источники, используемые в мероприятиях по снижению выбросов загрязняющих веществ, при неблагоприятных метеорологических условиях.

Автоматизированные системы локального экологического мониторинга обеспечивают непрерывный автоматический контроль основных характеристик выбросов загрязняющих веществ – величины выбросов диоксида и оксида азота, оксида углерода, хлористого водорода, диоксида серы, суммы взвешенных веществ, смеси предельных углеводородов С1-С5, сероводорода, расхода, линейной скорости и температуры отходящих дымовых газов. Перечень контролируемых параметров определяется индивидуально с учетом состава выбросов промышленного предприятия. Результаты измерений передаются в режиме реального времени в информационно-аналитический центр Единой государственной системы экологического мониторинга города Москвы, функции которого выполняет ГПБУ «Мосэкомониторинг».

На данный момент системами локального экологического мониторинга оснащены 55 промышленных предприятий города Москвы: 51 предприятие теплоэнергетического комплекса (11 московских ТЭЦ, 40 районных тепловых станций), 3 мусоросжигательных завода и одно нефтеперерабатывающее предприятие АО «Газпромнефть-МНПЗ».

Анализ работы систем контроля демонстрирует их эффективность по предотвращению несанкционированных сверхнормативных выбросов. Так в 2016 году по результатам работы систем контроля зафиксировано 3 случая превышения норм ПДВ на источниках выбросов предприятий, что в 15 раз меньше аналогичного показателя в 2011 году. При этом общий суммарный сверхнормативный выброс в 2016 году сократился по сравнению с 2011 годом более чем в 100 раз (с 1317 кг до 13 кг).

Материал подготовлен на основе информации: http :// data . mos . ru /, http://moscow.gks.ru, Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году».

ГОСТ Р 56167-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ

Метод расчета ущерба от промышленного предприятия объектам окружающей среды

Air pollution emissions. Method of prejudice calculation from industrial enterprise environment objects


ОКС 13.020.01
13.040.01

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 409 "Охрана окружающей природной среды"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 октября 2014 г. N 1325-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает метод расчета ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного промышленного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам.

Настоящий стандарт предназначен для работников подразделений по охране окружающей природной среды предприятий, специалистов научно-исследовательских, проектных и других организаций, занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха окружающей среды, а также органов и служб по охране окружающей среды администраций городов и регионов России.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ИСО/МЭК 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
________________
Действует ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 .


ГОСТ Р 8.563 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Общие положения

3.1 Настоящий стандарт распространяется на следующие основные виды ущерба, наносимого окружающей среде:

- загрязнение атмосферного воздуха организованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения;

- загрязнение атмосферного воздуха неорганизованными выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения.

3.2 Сбор данных, необходимых для определения расчета ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам и оформление результатов осуществляют совместно со специализированными организациями, аттестованными и (или) аккредитованными в установленном порядке, а также профильными научно-исследовательскими институтами.

3.3 Превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ устанавливают следующими методами:

- инструментальным методом на основании измерений параметров выбросов загрязняющих веществ, выполненных аналитической лабораторией, техническая компетентность которой соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 по методикам, прошедшим метрологическую аттестацию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563 ;

- расчетным методом на основании методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, рекомендованных к применению при нормировании и определении количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

3.4 Факт превышения норматива разового выброса загрязняющего вещества на источнике загрязнения считают установленным, если разность между фактической мощностью разового выброса этого загрязняющего вещества с учетом погрешности ее измерения превышает предельно допустимое значение.

3.5 Затраты, необходимые для определения величины ущерба, определяют на основе данных о стоимости основных видов работ и (или) на основании данных о фактически произведенных расходах по определению размера причиненного вреда.

К расходам, необходимым для оценки нанесенного ущерба, относят затраты на проведение следующих работ:

- отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах;

- оценка распространения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

- составление смет на выполнение работ по ликвидации нанесенного ущерба и его последствий;

- проведение оценки ущерба и подсчета убытков;

- проведение иных видов работ, выполнение которых связано с оценкой ущерба и подсчетом убытков.

4 Порядок расчета ущерба

4.1 Определение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

4.1.1 При наличии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарным источником загрязнения количество выброса загрязняющего вещества в тоннах, рассчитывают по формуле

где - значение выброса -го загрязняющего вещества, установленное на момент контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов; определяют инструментальным методом, г/с;

- величина норматива допустимого выброса -го загрязняющего вещества, установленного в разрешении на выброс загрязняющих веществ предприятия [предельно допустимый выброс, лимит на выброс (временно согласованный выброс)], г/с;

- продолжительность выброса загрязняющего вещества с момента обнаружения и до прекращения выброса, ч;



Пример расчета приведен в приложении А.

4.1.2 При отсутствии разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух количество выброса загрязняющего вещества в тоннах рассчитывают по формуле

где - значение разового выброса -го загрязняющего вещества, установленное на момент контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов, г/с;

- продолжительность выброса загрязняющего вещества с момента обнаружения выброса и до его прекращения, ч;

278 - коэффициент пересчета граммов в тонны и секунд в часы.

4.1.3 При неисправности или неиспользовании (отключении) очистных установок расчет значения выбросов загрязняющих веществ осуществляют согласно 6.1 или по входным характеристикам, указанным в паспорте на конкретное газоочистное сооружение. Неисправность очистных установок приравнивают к их нерабочему состоянию.

4.1.4 При аварийных выбросах загрязняющих веществ (выброс, осуществляемый при возникновения аварийных ситуаций) количество загрязняющего вещества определяют как значение выброса загрязняющего вещества по формуле (2) или как значение выброса загрязняющего вещества, установленное расчетным путем исходя из характеристик технологического оборудования и записей параметров ситуации в учетной документации природопользователя в случае ее ведения, а также с учетом продолжительности выбросов.

4.1.5 Продолжительность выброса загрязняющего вещества, включая аварийный, определяют с момента обнаружения и до момента окончания выброса.

Момент начала выброса определяют со дня установления факта сверхнормативного выброса в следующих документах:

- в акте инспекторской проверки;

- в протоколе аналитического исследования проб воздуха.

Примечание - В акте инспекторской проверки указывают сведения о соблюдении природопользователем экологических требований в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов.


Моментом окончания выброса считают дату регистрации в органе исполнительной власти, осуществляющем государственное управление в области охраны окружающей среды, отчета об устранении нарушений, приведших к нанесению ущерба, с предоставлением результатов аналитического исследования воздушной среды атмосферного воздуха, проведенного в тех же точках, где ранее были установлены факты нарушений, перечисленные в 4.1.

В случае повторного установления факта нанесения ущерба (выявления сверхнормативного выброса) момент окончания выброса устанавливают по данным лаборатории, привлеченной органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, а продолжительность выброса определяют с момента его первичного обнаружения.

5 Расчет ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ промышленного предприятия

5.1 Расчет ущерба , в рублях, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам, рассчитывают по формуле

где - удельные затраты на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества рассчитывают по формуле (4), руб./т;

- загрязняющее вещество;

- количество загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- количество -го загрязняющего вещества, определяемое по формулам (1) и (2) по каждому загрязняющему веществу, т;

- затраты, необходимые для определения размера ущерба, руб.

5.2 Расчет удельных затрат на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества , в рублях на тонну, рассчитывают по формуле

где - затраты на приобретение и установку оборудования по улавливанию и (или) обезвреживанию -го загрязняющего вещества, определяемые по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, и работы по установке оборудования, руб.;

- масса -го загрязняющего вещества, улавливаемого очистным оборудованием за год, т.

5.3 При наличии очистного оборудования, предназначенного для очистки воздуха от нескольких загрязняющих веществ одновременно, расчет удельных затрат на улавливание и (или) обезвреживание -го вещества, содержащегося в выбросах , в рублях на тонну, рассчитывают по формуле

где - затраты на приобретение и установку оборудования, предназначенного для очистки воздуха от нескольких загрязняющих веществ одновременно, определяемые по рыночным ценам на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, и работы по установке оборудования, руб.;

- количество загрязняющих веществ, улавливаемых очистным оборудованием одновременно;

- масса -го загрязняющего вещества, улавливаемого за очистным оборудованием, предназначенным для очистки воздуха от нескольких загрязняющих веществ одновременно, т;

- коэффициент приведения массы -го загрязняющего вещества к условным тоннам с учетом его относительной опасности, рассчитываемый по формуле

где - предельно допустимая концентрация -го загрязняющего вещества.

5.4 При отсутствии данных о рыночных ценах на аналогичное очистное оборудование, которое используется или должно использоваться на источнике, расчет ущерба, причиненного загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения , в рублях, рассчитывают по формуле

где - коэффициент для вычисления размера ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ, зависящий от отрасли, к которой относится промышленное предприятие, определяемый по таблице Б.1 приложения Б, руб./т;

- масса -го загрязняющего вещества, определяемое по формулам (1) и (2) по каждому загрязняющему веществу, т;

- показатель, учитывающий инфляцию, вычисляемый по формуле (8);

- затраты на установление факта нанесения ущерба и оценку размера негативного воздействия, рассчитываемые по формуле (9), руб.;

- загрязняющее вещество;

- количество загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Пример расчета ущерба, нанесенного в результате загрязнения атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения, , приведен в приложении А.

где - уровень инфляции, установленный на федеральном уровне на год исчисления размера ущерба.

где - затраты на отбор проб и проведение лабораторных анализов содержания компонентов в пробах, с учетом накладных расходов, руб.;

- затраты, связанные с определением суммы ущерба, руб.;

- затраты на оценку распространения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и последующего их влияния на население, основные фонды, смежные отрасли, руб.;

- затраты, связанные с проведением расчетов, руб.;

- прочие затраты, руб.

Приложение А (справочное). Пример расчета сверхнормативного выброса углеводородов и определение размера ущерба, нанесенного стационарным источником загрязнения

Приложение А
(справочное)

А.1 На предприятии в течение 30 дней осуществлялся сверхнормативный выброс углеводородов (бензола, толуола, ксилолов, этилбензола и фенола) стационарным источником.

В соответствии с 4.1 расчет сверхнормативного выброса углеводородов по формуле (1) вычисляют следующим образом:

Таким образом, за 30 дней в атмосферный воздух поступило 6,9045 т загрязняющих веществ.

А.2 В соответствии с 5.4 расчет исчисления размера ущерба, нанесенного стационарным источником загрязнения по формуле (7), выполняют следующим образом, при этом затраты принимают равными нулю

Таким образом, размер ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ конкретного предприятия объектам окружающей среды, экологическим системам, строительным конструкциям, памятникам и сельскохозяйственным культурам, без учета затрат равен 1191026,2 руб.

Приложение Б (обязательное). Коэффициенты для расчета размера ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ в зависимости от отрасли

Приложение Б
(обязательное)


Таблица Б.1 - Коэффициент для расчета размера ущерба, нанесенного выбросами загрязняющих веществ в зависимости от отрасли, к которой относится промышленное предприятие, в тысячах рублей за 1 т

Отрасли, производства

Взвешен-
ные вещества

Группа загрязняющих веществ

Углево-
дороды

Вещества I класса опасности

Другие вещест-
ва

Черная металлургия

Цветная металлургия

Машиностроение, металлообрабатывающее производство

Автостроительное производство (в том числе предприятия по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств)

Радиоэлектронное производство

Нефтеперерабатывающее производство (в том числе АЗС)

Химическое и нефтехимическое производство

Производство резинотехнических изделий

Химико-фармацевтическое и парфюмерное производство

Стекольное и керамическое производство

Производство синтетических смол и изделий из них

Пищевая промышленность

Производство табачных изделий

Текстильное и ткацкое производство

Черная металлургия

Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство

Производство мебели

Полиграфическое производство

Производство стройматериалов и асфальта

Сжигание мусора

Энергетические объекты (котельные, ТЭЦ, тепловые станции и др.)

Другие отрасли производства

* К другим веществам относят остальные загрязняющие вещества, для которых установлены предельно допустимые значения концентрации или ориентировочные безопасные уровни воздействий (ОБУВ) в атмосферном воздухе населенных мест.

Библиография

УДК 504.054:504.3.054:006.354

ОКС 13.020.01

Ключевые слова: выбросы загрязняющих веществ, атмосфера, ущерб, промышленные предприятия, окружающая среда



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2019

Время на чтение: 11 мин

С 01.01.2019 г. разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ (ВЗВ) в атмосферный воздух (АВ) больше не выдаются , теперь у предприятий должен быть документ - расчет нормативов допустимых выбросов.

Часто задаваемые вопросы

Полученные ранее разрешения действуют на период действия срока этого разрешения, при условии конечно неизменности технологических процессов, приводящих к выбросу ЗВ в АВ?

Действуют на период действия разрешения.

Надо ли согласовывать расчет?

Нет, не надо. Расчет утверждается руководителем предприятия.

Надо ли получать санитарно-эпидемиологическое заключение в Роспотребнадзоре?

Надо. Санитарно-эпидемиологическое законодательство никто не отменял. Посмотрите ФЗ-52, СанПиН 2.1.6.1032-01. По этому вопросу на моем сайте есть статья.

Установлены ли требования к оформлению расчета НДВ?

В настоящее время - нет.

Задать вопрос

Расчет нормативов допустимых выбросов с 01.01.2019 г. необходим для предприятий 1, 2, 3 категории ОНВОС:

При планировании строительства объектов 1 и 2 категорий в рамках оценки воздействия на окружающую среду, также необходимо сделать расчет нормативов допустимых выбросов.

Указанный расчет - это одно из приложений к для объектов НВОС 2 категории, для является составной частью комплексного экологического разрешения.

Первично для расчета нормативов допустимых выбросов - проведение . В результате которой будут выявлены и учтены все источники атмосферного воздуха на предприятии с определением показателей выбросов ВЗВ, в т.ч. для выявления ВЗВ 1, 2 классов опасности (актуально для ОНВОС 3 категории).

Конкретные требования к оформлению расчета нормативов допустимых выбросов в настоящее время отсутствуют.

Также отсутствуют требование согласования в государственных органах указанного расчета.

В одном из разъяснительных писем сказано, что

Минприроды России полагает возможным представление результатов расчетов нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов по действующим формам, предусмотренным Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденным приказом Минприроды России от 25.07.2011 N 650, и Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом МПР России от 17.12.2007 N 333, соответственно.

Ответственность за отсутствие расчета нормативов допустимых выбросов

Раньше за отсутствие разрешения на выброс ВЗВ в АВ предприятия привлекали по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, наказание в виде штрафа на юридическое лицо составляло от 180 тыс. руб.

В настоящее время в КоАП РФ не предусмотрена отдельная статья за отсутствие расчета нормативов допустимых выбросов.

Но имеется статья 8.5 КоАП РФ, касаемая сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации в декларации о воздействии на окружающую среду. Это актуально для ОНВОС 2 категории. Штраф на юридическое лицо - 20,0 тыс. в минимальном размере.

Для объектов 1 категории за отсутствие комплексного экологического разрешения будет применяться статья 8.47 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность на юридическое лицо в минимальном размере - 50,0 тыс. руб.

Нормативы допустимых выбросов - обоснование

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов

1. Нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
2. производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
3. Расчет нормативов допустимых выбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
4. Нормативы допустимых выбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
5. Нормативы допустимых выбросов не рассчитываются для объектов IV категории.
6. Методики и (или) методы разработки нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.