Конспект урока русского языка во 2-м классе

Тема урока: «Общее понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов»

Учитель ГБОУ СОШ№86 им М.Е.Катукова

Толкачева И.А.

Цели: - познакомить с понятием «однокоренные слова»;

    развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;

    формировать умение подбирать однокоренные слова;

    воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

I Орг. момент.

II Чистописание

III Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

Мы подошли к главному моменту нашего урока: нам предстоит провести исследование и ответить на вопросы:

    Какие слова называются однокоренными. Каковы признаки однокоренных слов.

А начнём мы со сказки.

Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

    Как вы думаете, дети, какие слова могли вырасти на этом дереве? (садик, садовник, посадил, посадка, садовый, приусадебный и т.д.)

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым

Был он только словом.

    Хотите сами стать такими садовниками? Посадим слово-корень -лес -, закончив цепочку однокоренными словами. (Учащиеся работают в тетрадях)

Это слово, слово-корень

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов. Каких?

Лесник, лесной, .

    Выделите корень. Прочитайте только корень. Вы поняли, что означает это слово?

    Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова? Какой вывод сделаем?

В корне заключён смысл слова.

Это главная часть слова. От него «растут» другие слова.

Появляется сказочный герой «корень куста».

    Постойте, ребята, погодите. Это что же получается? Я – корень. Я в земле живу. От меня берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А вы моим именем что-то другое назвали.

    Мы говорим о корнях слов, от них вырастают тоже целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня..

    Ребята, посмотрите: слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные)

    Какие значения имеет слово корень? (Подземная часть растения; общая часть родственных слов)

    Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. Мы подошли ещё к одному очень важно открытию:

как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть общая часть, от которой все они произошли.

Физкультурная минутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки!

Сразу станем все бодрей.

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

    Очень интересно наблюдать за словами, правда, ребята? У меня для вас ещё одна история припасена: «Чужак» называется.

    Скажите, дети, кого называют чужаком? (Чужого, незнакомого человека)

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

    Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель. Слово имеет другое значение)

    Почему гости не сразу заметили чужака?

    Помогите найти ему своих родственников. (Водит, проводить, заводной, обводить)

    На какую мысль наводит вас наше рассуждение? Какой ещё признак есть ещё у родственных слов? (Общее значение)

    Какие слова называются родственными? (Слова, которые имеют общую часть и общее значение)

    Если у этих слов одинаковый корень как ещё их можно назвать? (Однокоренные)

IV Работа с учебником

    Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике? (стр 43)

    Какие открытия мы сделали сегодня?

Физкультурная минутка

Обернитесь, посмотрите, не прицепилась ли сзади лень? А под партой неудача не притаилась?

Невнимательность к вам не прилипла?

V Самостоятельная работа

А теперь внимание,

Самостоятельное задание. Как настоящие исследователи вы должны подтвердить полученные выводы на практике.

    Поучимся распознавать родственные слова. (упр 295)

    Докажите, что эти слова родственные.

упр. 297

    По каким признакам можно выделить однокоренные слова.

VI Итог

Ребята, вернёмся на стр.43. Прочтите ещё раз правило. Сформулируйте вопросы, на которые мы сегодня искали ответы.

Что такое корень слова?

Как иначе называются родственные слова?

Назовите два признака родственных слов.

Вы молодцы, подводя итог, мне хотелось бы знать, кого из одноклассников вам было интереснее всего слушать?

    Какие ваши качества помогли нам на уроке сделать открытия?

    Что в проделанной работе вызывает гордость?

Сейчас услышим мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Дома вы должны «посадить корень» слова и подумать, какие слова от этого корня вырастут. Думаю, что завтра мы увидим целую аллею таких деревьев и определим чьё дерево разрослось лучше.

Конспект урока.
Подготовила
Каменщикова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МОБУ Молчановская СОШ
Класс: 2 класс
УМК ` Школа России`
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа
Тема урока: признаки однокоренных слов.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема: - развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
Образовательные: учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей. - развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные: развивать умение работать совместно в парах, группах.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Оборудование
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Ход урока
1.Организационный момент.
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
-Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
-Как проверить слова с безударным гласным в слове?
2.Мотивация учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте. (все здоровы)
Будет солнышко опять
На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
-Открываем тетради, пишем число, классная работа.
-Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?
3.Минутка чистописания
-Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной(медведь)
-Скажите, какой первый звук в слове медведь?
-Какой буквой, обозначается этот звук?
-Дайте полную характеристику звука.
-Какую букву будем писать сегодня на уроке?
Мм ма ам мам ама
-Что начинаем писать с большой буквы?
-Как мы их называем?
4.Словарно-орфографическая работа
- Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
-Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
-Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
-Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
-Как называются эти слова?
-Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)
-Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
- Как проверить парные согласные на конце слова?
-Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило.Примените его.

4.Проверка Д.З.
-Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
-Какой корень вы выделили в словах?
-Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
-Кто составил предложение?
-Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
К какой части речи относится каждое слово?
Выделите корень в словах.
Что заметили?
От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
5. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
-Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
-Как иначе называются родственные слова?
- Как называется эта общая часть родственных слов?

Родственные слова.
Однокоренные слова.

Общая часть общее значение
корень
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Чему хотели бы научиться?
Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
-Мы найдем слова родные-однокоренные
6 Игра Пригласи в гости
7.Групповая работа
- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.
8.Работа в парах

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

9.Индивидуальная работа
Упражнение 297 взаимопроверка
-12. Домашнее задание
Повторить правило
Упр.296
13 Рефлексия Самооценка
Подведение итога работы
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
Оцените результаты своей работы
14.Итог урока

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Литература
1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;
2.Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)
3.Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
5.Электронные источники информации.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-01-17

Заказать написание уникльной работы

" xml:lang="-none-" lang="-none-">«Признаки однокоренных слов».

" xml:lang="-none-" lang="-none-">(Конспект урока по русскому языку во 2 классе)

Мельникова Ирина Алексеевна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №888

г. Москва

УМК Классическая начальная школа

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Цели:

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ход урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> Чистописание

;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ее Ёё её

;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пушистая ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">ёлка ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">стоит ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> ;font-family:"Propisi";text-decoration:underline" xml:lang="-none-" lang="-none-">на поляне ;font-family:"Propisi"" xml:lang="-none-" lang="-none-">.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что повторили? " xml:lang="en-US" lang="en-US"> (" xml:lang="-none-" lang="-none-">Части речи)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие части речи знаете?(" xml:lang="-none-" lang="-none-"> существительное, прилагательное, глагол)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что такое существительное? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто? Что?)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прилагательное? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Глагол? " xml:lang="-none-" lang="-none-"> (обозначает действие предмета, отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что такое предлог? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(служебная часть речи, служит для связки слов в предложении)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сообщение темы и целей урока

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">- Назовите корень в однокоренных словах.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Тема урока: « ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Признаки однокоренных слов ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">».

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> Работа по теме урока

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие слова называются однокоренными?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что общего у однокоренных слов?

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сейчас мы потренируемся в нахождении однокоренных слов

" xml:lang="-none-" lang="-none-">— Из слов, записанных в скобках, выпишите только однокоренные слова к данному слову. Выделите корень.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что повторили? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(однокоренные слова)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-"> Откройте учебники на странице 4. Мы продолжим работу по нахождению однокоренных слов.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Упр. 299.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? " xml:lang="-none-" lang="-none-">(Примерный ответ. " xml:lang="-none-" lang="-none-">Слова " xml:lang="-none-" lang="-none-">дети — малыши, мороз — холод, тропа — дорога " xml:lang="-none-" lang="-none-">имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова " xml:lang="-none-" lang="-none-">гора — горе " xml:lang="-none-" lang="-none-">имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Выполните задание.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прочитайте. Назовите корень.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что делали? (Находили однокоренные слова)

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Физкультминутка

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Закрепление изученного материала

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">А теперь поработаем с текстом.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Упр. 301.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Прочитайте. О чем говорится в тексте?(о весне)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Какие орфограммы встретились в словах? (безударная гласная, жи,)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Объясните их правописание.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Выполните задание.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что повторили? (правописание безударных гласных)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">А теперь вернемся к однокоренным словам. (если хватит вр.)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Стол — столбы " xml:lang="-none-" lang="-none-"> " xml:lang="-none-" lang="-none-">Азбука — алфавит

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Пень — пенка День — деньги

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Коза — козленок Лимон — лимонад

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Коза — стрекоза Лимон — апельсин

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Ком — комната Вода — водитель

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Сад — досада Пять — пятка

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="-none-" lang="-none-">Дорога — подорожник Час — часто
Конь — конец

" xml:lang="-none-" lang="-none-">— Почему остальные пары слов не являются родственными? (нет общей части слова и разные значения)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Итог урока

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что делали?

" xml:lang="-none-" lang="-none-">— Какие слова называются однокоренными? (слова с одинаковым значением)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Что у них есть общего?(корень)

" xml:lang="-none-" lang="-none-">Домашнее задание " xml:lang="-none-" lang="-none-">Упр. 302.

Список использованной литературы.

  1. Дорофеева Г.В. Большая книга заданий по русскому языку 1 – 4 классы: М.: Эскмо. – 2012.

ТЕМА УРОКА: Понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов.

Цели: 1. Познакомить с признаками однокоренных слов. 2. Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные. 3. Учить выделять общую часть родственных слов – корень. 4. Прививать интерес к родному языку через элементы проектной деятельности.

ХОД УРОКА:

2. Введение в тему урока (диалог «корней»)

У. – Сегодня у нас необычный урок: у нас гости - два « корня».

Здравствуйте, я корень, а ты кто?

А я тоже корень.

Я в земле живу, а ты где живёшь?

А я живу в словах.

Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! От меня в земле начало берут ростки, и вырастает целое дерево с вкусными плодами. А от тебя что растёт?

Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают деревья, но другие.

Подумаешь! Мои плоды можно есть, а твоих и не съешь, наверное?!

Давай не будем спорить. Мы с ребятами попробуем тебе доказать, что всякие корни нужны людям.

У. – Ребята о корнях знают ещё с 1 класса . Мы сегодня многое повторим, узнаем, какое же дерево вырастает из корня слов. Готовы?

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ « Бревно»

- Первое задание выполняем в тетрадях. Это разминка перед дорогой - чистописание. Выполнив задание, мы преодолеем препятствие – «бревно».

Хохлатые х_х_тушки хох_том х_хотали.

Прочитать скороговорку: 1. орфографически ; 2 с ускорением темпа; 3. с интонацией восторга, возмущения, вопросительной, обиды. – записать.


Устно разобрать по членам предложения. Какое слово лишнее? Почему? («Хохлатые» - от слова «чуб», «Хохот» - от звукоподражания «хо-хо»)

Как называются остальные слова?

Что знаете об однокоренных словах?

Выделите корень в однокоренных словах в скороговорке.

Эти признаки однокоренных слов будут нашими помощниками в пути.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Препятствие 1 – «Брёвнышки» На нашем пути - река. Подготовим для переправы «брёвна». Исключите лишнее слово. Объясните, почему (устно) Работаем в парах. Выделит корень.

· Учительница, научный, зубрилка, изучать.

· Пожар, жарко, пожарить, раскалить, жаровня.

· Молоко, молочный, молотить.

· Дерево, дуб, деревянный.

· Вихрь, ветер, ветрянка, ветрило.

· Осинка, оса, осиновый, подосиновик.

· Шестой, шесть, шест, шестнадцать.

· Жалко, жалить, жалеть.

· Печурка, печать, печка, выпечка.

Брёвнышки нам помогут в пути перебраться через реку.

Препятствие 2 – « Река» Вот и река, Работаем на листках. Вставить орфограммы, выделить корень у однокоренных слов. Я читаю текст:

Собрались у В_ды родственники. Подводник с В_дицей беседуют. В_д_ла_ (с) В_д_падом (на) солнышке греются. В_дитель(на) гармошке наигрывает. В_д_мерка (с) Вод_рослями заигралась. В_дич(ь)ка (по) камушкам на одной но_ке скачет. Даже сам В_дяной пожаловал. И все ст_руху Воду ждут.

Вышла мудрая В_да на крыльцо, глянула на гостей, сразу Ч_жака приметила. Велела ему и_ти прочь в св_ю с_м(ь)ю. Пошёл он, приг_рюнился. Где ему родственников искать?

ПРОВЕРКА : - Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Почему?

Почему гости его сразу не заметили?

Найдите ему родственников (водит, заводной…и т. д.)

Перечислите родственников воды. А ещё знаете?

Ответить на эти вопросы вам помогала ОРФОГРАФИЯ – правила написания слов (по)

Препятствие 3: « Мостик» - По мостику из наших брёвен можно идти только парами. Работаем на карточках по рядам в парах.

1 ряд: Как зовут мастера?

Баян - …, касса - …., машина - …, груз - …, рыба - …, трактор -…, море - …, кран - …, скрипка - ….

2 ряд: Кто у кого детёныши?

У кошки - …, у волка - …., у зайца - …, у грача - …, у утки - .., у ежа-….,у коровы-…, у собаки - …

3 ряд: Кто где живёт?

Кролики в …, телята в …, поросята в…, лошадь в …, человек в …

Все ли слова однокоренные?

Мы сейчас образовывали новые слова. Этим занимается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – законами образования слов.(по)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (исполнение стихов в движении)

Мы вчера в поход ходили Улитка целый день ползла

Рано утром выходили Под кустарник подползла

И сначала бодро шли И на камень заползла

Но до цели не дошли А потом с него сползла

Задержались на привале От мальчишек уползла

Находились мы - устали По лесочку поползла и до дома доползла (авторы:Асадовы)

Какие вы услышали родственные слова?

Препятствие 4: « Поле» По мостику прошли, идём через поле.

Прочитайте, написанное на листке. Это текст? Что такое текст? Озаглавьте. На листках расставить знаки, вставить орфограммы, выделить корень в однокоренных словах. 2 человека работают в поле.

ПРОВЕРКА: 1. назовите однокоренные слова; 2 объясните орфограммы.

А слово «греки» вы считаете однокоренным словом к остальным7

Ответить на этот вопрос помогает ЭТИМОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение слов. (по Ожегову)

Оказывается « гречиха» - образовано славянами от – грек-. Первоначальное значение «греческий злак» связано с тем, что славяне узнали растение от греков (по словарю)

Ещё одну тайну этимологии слов откроет Аня Пирязева (см. доп.)

(вспомните о словаре В. Даля)

ИТОГ УРОКА

Вот и добрались мы до дерева.

«Корни»: 1-ый – Дорогой корень растений! Ребята убедили тебя, что корень слова нужен?

Да! Я ещё понял, как много надо знать.

Ребята, что вырастает из моих корней? А какая наука изучает древние корни? Кто отвечает за новые слова? Чтобы вы меня не забывали, дарю вам памятки в тетради открытий.

ВМЕСТЕ: Давайте жить дружно!

У: - Оценка работы класса.

Сдать листы, вложив в тетрадь.

Все наглядные пособия сделаны детьми, в тетрадях по литературному творчеству – рассказы и сказки о корнях.

ДОМА : В тетрадях открытий вклеить памятку, упр.

краткое содержание других презентаций

«Тренажёр Безударные гласные» - 1. Зегебард Г.М. «Учение без мучения. Ссылки: Вставь нужную букву ошибка. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» город Глазов Удмуртская Республика. ТРЕНАЖЁР БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ для коррекции и профилактики дизорфографии у учащихся с ОНР 3 - 4 классов часть 2 Ившина Татьяна Николаевна учитель – логопед, II категория.

«Предложения для 3 класса» - Организационный момент. Урок по русскому языку по программе «Гармония» 3 класс. Что ты знаешь о предложении? Повествовательные. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Наша семья очень дружная. Вывод. Проверили? Всё ль на месте, всё ль в порядке! Побудительные. Садитесь! С усердием трудитесь! Снег лежать много зима. Вопросительные. Там очень опасно.

«Безударная гласная в приставке» - Мы ____шли на прогулку в парк. Сделаем вывод. Мороз. Подпись, отбросить, заехать, подлить, отпуск, пролететь, засветлело, пропуск. Подготовила Михайлова Надежда Юрьевна. Спишите предложение. Выпишите слова в 2 столбика: с ударными и безударными приставками. Назовите части слова. Как пишутся приставки в сильной и слабой позициях? Вывод: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение.

«Урок Окончания прилагательных» - Оборудование: Родовые окончания имён прилагательных. Учитель начальных классов: Кондратенко Т.А. Проект урока. Определите род имён существительных. ИКТ, аудиозапись. Физминутка. Сформулируйте вывод-отчёт. Ин_й кр_сивый сн_гирь. Карточка для формулирования вывода-отчёта (для каждой группы). Отлично. Цель:

«Части слова» - Часть основы. Ёж. Часть слова, которая стоит перед корнем. 4. Какие части слова вы уже знаете? Часть слова без окончания. А может состоять из приставки и корня. 5. Молодцы! 11. 13. Какая часть слова обозначается значком? 9. 6. 10. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Основа слова может состоять из корня. После корня.

«Однокоренные слова 3 класс» - Кто вы такие? А ты кто? «Звук заблудился». Ус хорошо, а два лучше. Как – то много лет назад Посадили дивный сад. Родня ли гусеница гусю? М м М ма М мл М мя М мв М мб Мама мыла Милу мылом. Выполни по образцу. А я ваша тетка – гусеница. Мама мыло уронила. Урок 33. «Однокоренные слова. Выпишите однокоренные слова.