БОЕВОЙ ОПЫТ устойчивые практические знания и навыки, обретенные командными кадрами, штабами и войсками (силами флота) в ходе боевых действий. Накапливается и закрепляется в боевой обстановке. Является одним из важных качеств, способствующих успешному ведению боя и операции, умению находить верные решения и выполнять сложные боевые задачи.

Отражается в уставах, наставлениях, инструкциях, директивах и приказах, военно-исторических и теоретических трудах, информационных бюллетенях и сообщениях, при подготовке и ведении последующих военных действий. В рамках боевого опыта особое значение имеет «обстрелянность войск», их непосредственное участие в проведении ряда боев и операций. С изменением условий войны прежний боевой опыт может утрачивать свое значение или даже превращаться в негативный фактор.

Однако некоторые его элементы сохраняют свою роль и должны использоваться в переработанном виде в последующих войнах. Это положение распространяется и на современные условия, несмотря на коренные изменения, происшедшие в военном деле. Поэтому глубокий критический анализ боевого опыта прошлого и внедрение его положительных элементов необходимо рассматривать в качестве одной из главных задач подготовки личного состава ВС.

ВОЕННАЯ ИГРА методическая форма подготовки органов управления войсками (силами флота) и офицерских кадров для совершенствования знаний и навыков в оценке обстановки, принятии решений, планировании операций и боевых действий.

Поставленные в ходе игры учебные вопросы отрабатываются на картах с распределением роли участников игры по соответствующим должностям и выполняемым ими задач, возложенных на них в соответствии с требованиями службы. По масштабу военные игры могут быть стратегическими, оперативными и тактическими, по содержанию – общевойсковыми и специальными, по распределению участков – односторонними и двусторонними, одностепенными и многостепенными.

В ряде случаев в ходе военных игр могут изучаться и исследоваться новые вопросы военного искусства. В особых случаях военные игры применяются для отработки планов предстоящих операций и боевых действий, оценки различных вариантов выполнения поставленных задач.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА подготовка личного состава к безупречному и точному выполнению своих профессиональных обязанностей и задач в мирное и военное время. Предусматривает выработку твердых военно-профессиональных и специальных знаний и навыков, приемов владения военной техникой и оружием, умения использовать все потенциальные возможности в любых условиях обстановки.

Лежит в основе подготовки офицерских кадров, избравших военное дело своей профессией, и военнослужащих, несущих воинскую службу по контракту в течение установленного срока, как правило, превышающего время действительной службы в соответствии с законом об обороне.


ВОИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное, нравственное и физическое развитие военнослужащих в целях формирования у них высоких политических и морально-боевых качеств, необходимых для несения военной службы и выполнения задач в бою.

Осуществляется на основе господствующей идеологии в обществе, законодательных актов государства, требований военной доктрины и военной присяги в ходе повседневной жизни войск, боевой подготовки, воспитательной и культурно-просветительской работы с личным составом. Является одним из способов укрепления морального духа и дисциплины войск. Ведется в тесном согласовании с воинским обучением.

ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ организованный и целенаправленный процесс вооружения личного состава войск (сил флота) военными знаниями и навыками, необходимыми для выполнения боевых и служебных задач.

Основными принципами воинского обучения являются научность, требование учить войска тому, что необходимо на войне, не учить тому, что оказывается излишним, ненужным в бою, максимальное приближение обучения к боевой обстановке, сознательность, актуальность, систематичность, последовательность и доступность обучения, закрепление знаний, полученных навыков, индивидуальный подход к обучаемым.

Осуществляется в системе боевой подготовки, а также в боевой практике и повседневной служебной деятельности. Успех воинского обучения обеспечивается правильным пониманием природы и характера современной войны, операции и боя, ограничением условностей и исключением послаблений, тщательной подготовкой каждого занятия и учения, всесторонним учетом и воспроизведением возможных условий боевой обстановки, уровнем профессионализма командиров, умелым использованием боевого опыта прошлых войн, применением новейших достижений военно-педагогической науки, совершенствованием методики обучения, созданием и эффективным использованием современной материально-учебной базы.

Воинское обучение тесно связано с воинским воспитанием и является одним из главных факторов повышения боевой готовности и боеспособности войск (сил флота).

ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ методическая форма оперативной и тактической подготовки офицерского состава. Заключаются в отработке отдельных учебных вопросов, при которой все участники выступают, как правило, в одной или двух-трех должностях. Могут проводиться на картах, на макетах местности и непосредственно на местности. В ходе их отрабатываются, как правило, способы выполнения боевых задач в последовательно создаваемых вариантах боевой обстановки. Является средством предварительной подготовки военных кадров для участия в более сложных формах командирской подготовки, а также на учениях с войсками (силами).

МАНЕВРЫ высшая форма подготовки войск (сил флота). Это крупные двусторонние учения стратегического, оперативно-стратегического или оперативного масштаба с привлечением большого количества органов управления, войск, сил и средств различных видов ВС и родов войск (сил флота).

Являются всеохватывающим средством комплексной подготовки командных кадров, штабов и войск (сил флота), проверки и совершенствования их боевой готовности, исследования новых вопросов военного искусства. В некоторых случаях преследуют цели демонстрации силы или дезинформации, как это было, например, с маневрами, проводившимися перед вводом войск ОВС государств-членов Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г.

Проводятся, как правило, с частичным отмобилизованием ряда соединений и частей (кораблей), выводом их в район маневров и последующим развертыванием на обширной территории и акватории прилегающих морей и океанов.

В Советской Армии маневры широко практиковались в 30-х годах ХХ века. Наиболее известны из них маневры в Киевском и Белорусском военных округах, где впервые в присутствии иностранных военных атташе многих государств отрабатывались военные действия различных родов войск, основанные на принципах «глубокого боя». С началом репрессий военных кадров в 1937-1938 гг. были прекращены и забыты. Возобновлены в 60-70-х годах ХХ века. Наиболее значительными из них были маневры «Днепр» и «Украина». Проводились в Белорусском и Киевском военных округах, а также на территории ряда смежных округов.

В ОВС НАТО ежегодно практикуется проведение крупных маневров типа «ОТЭМ ФОРЖД», которые расчленены на ряд частных учений, проводимых в течение длительного времени.

МОРАЛЬНЫЙ ДУХ АРМИИ И ЕГО УКРЕПЛЕНИЕ духовная готовность и способность войск (сил флота) переносить тяготы войны, активно вести военные действия в любых условиях обстановки и добиваться победы над врагом, сознательно отдавая для этого все свои силы. Является одним из наиболее важных факторов высокого боевого потенциала ВС, преодоления трудностей и достижения решительной победы. Показатель морально-психологического превосходства над противником.

Предусматривает сознательное отношение к данной войне, поддержку ее целей, глубокое понимание своего воинского и патриотического долга, готовность отдать все силы и жизнь для выполнения поставленных задач. Зависит от характера социального строя общества, степени единства армии и народа, патриотизма.

Повышение и поддержание высокого морального духа войск (сил флота) во всех войнах являлись предметом особой заботы полководцев и командующих, во многих случаях приводили к победе над численно превосходящим врагом.

Формируется и развивается в общей системе духовного воспитания народа, подготовки военнообязанных к воинской службе, морально– психологической подготовки личного состава ВС. Большое влияние на моральный дух войск (сил флота) может оказать благоприятный ход войны, одерживаемые армией и флотом победы или, наоборот, понесенные ими поражения, неуспехи, тяжелое положение в тылу.

Определенное влияние на моральный дух войск оказывают религия, воспитание народа на религиозных и национальных догмах. Вместе с тем, моральный дух может подрываться в результате крупных поражений, несоответствия целей войны интересам народа, а также в результате вражеской пропаганды. На этот случай должны быть заблаговременно выработаны соответствующие контрмеры.

ПЕДАГОГИКА ВОЕННАЯ составная часть общей педагогики и область военной науки. Изучает закономерности обучения, воспитания и психологической закалки военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к выполнению боевых задач, определяет принципы, формы и методы учебно-воспитательного процесса.

Как область научно-практических знаний тесно связана с оперативной, мобилизационной и боевой подготовкой, военной психологией. Дает руководящие установки командному составу и штабам по организации всех видов подготовки войск (сил флота) и их боевого применения.

ПОДГОТОВКА БОЕВАЯ система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава, слаживанию подразделений, частей и соединений всех видов ВС для ведения боевых действий или выполнения других задач в соответствии с предназначением. Главная цель боевой подготовки – повышение боеспособности и боевой готовности войск (сил флота), выработка у военнослужащих необходимых качеств для ведения успешных боевых действий.

Включает одиночную подготовку солдат, матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и офицеров войскового звена, подготовку подразделений и частей, слаживание частей и соединений, командирскую подготовку офицерского состава и подготовку штабов, служб и органов управления.

Охватывает ряд дисциплин. Важнейшие из них: тактическая, огневая, тактико-специальная, специальная, физическая, строевая и другие виды подготовки. Содержание и общая направленность боевой подготовки определяются военной доктриной государства, вероятным характером возможной войны, требованиями боевых уставов, наставлений и руководств, учебными курсами, приказами, планами, программами.

К основным формам боевой подготовки относятся теоретические и практические занятия, групповые упражнения, учебные сборы, показные и инструкторские методические занятия, тактические и специальные маневры и учения различных родов войск.

Главное требование к боевой подготовке – ее приближение к боевой действительности (учить войска тому, что необходимо на войне), системность, высокое качество, организованность, постепенный переход от простого к сложному, сочетание обучения и воспитания в едином учебном процессе и др.

Эффективность боевой подготовки определяется ее тщательным планированием, всесторонней творческой подготовкой каждого занятия и учения, развитой современной материально-учебной базой, умелым использованием обучающей аппаратуры, тренажеров, средств объективного контроля и т.п.

ПОДГОТОВКА ВС ПОВСЕДНЕВНАЯ система мероприятий по боевому обучению и воспитанию личного состава войск и сил флота, подготовке военных кадров и боевому слаживанию подразделений, частей, соединений и объединений. Включает оперативную, боевую, психологическую и мобилизационную подготовку.

Каждая из этих видов подготовки имеет свои разновидности. Подготовка ВС должна вестись систематически, целеустремленно, с переходом от простого к сложному. В случае принятия государством оборонительной военной доктрины, она направлена преимущественно на отработку оборонительных боевых действий, подготовку войск и сил флота к отражению внезапной агрессии ответными действиями.

Вместе с тем, системой подготовки должна обеспечиваться готовность ВС ко всем другим действиям, в том числе к нанесению мощных ударов по противнику, ведению контрнаступления и наступления, способности успешно решать задачи в любых условиях обстановки, местности и погоды.

В ходе оперативной, боевой и мобилизационной подготовки могут использоваться различные формы и методы обучения: стратегические, оперативные, тактические и специальные учения, командно-штабные и штабные учения, военные игры, занятия, тренировки, учебные сборы, рекогносцировочные поездки, маневры, боевые стрельбы, учебные полеты, походы кораблей и т.п.

Во всех случаях подготовки войск и сил флота должны сводиться к минимуму условности, исключаться послабления. Подготовка в полной мере должна соответствовать задачам военного времени.

ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ особый вид подготовки командных кадров, штабов, военных комиссариатов, других органов управления войсками (силами флота). Представляет собой совокупность организационных и учебных мероприятий, направленных на повышение мобилизационной готовности войск (сил флота) и отработку действий при осуществлении войсковой мобилизации.

Заключается в изучении основ войсковой мобилизации, мобилизационных планов, должностных обязанностей офицерского и всего личного состава по управлению отмобилизованием, планированию, организации и выполнению мобилизационных мероприятий всех видов, в отработке действий подразделений и частей при переходе на штаты военного времени, вводе в строй военнообязанных, подготовке оружия и военной техники к боевому применению.

Осуществляется путем проведения мобилизационных сборов и занятий, тренировок по практической отработке отдельных мобилизационных мероприятий, выборочных проверок с учебным отмобилизованием частей и соединений, приведением их в полную готовность.

ПОДГОТОВКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ комплекс мероприятий, проводимых в армии и на флоте для формирования высоких морально-боевых качеств и психологической устойчивости личного состава.

Предполагает воспитание у военнослужащих моральных устоев, закалки, активности, самоотверженности, мужества, храбрости, войскового товарищества, дисциплинированности, верности своему воинскому долгу, готовности к самопожертвованию, взаимовыручке, способности стойко переносить высокие морально-психологические нагрузки, противостоять растерянности и панике.

Достигается всей системой службы и подготовки ВС, совершенствуется на учениях и непосредственно в бою. Для выработки психологической устойчивости широко применяется имитация сложных боевых условий, критической обстановки, выполнения задач при массовых поражениях и больших потерях войск.

В современных условиях, особенно в случае применения ядерного и высокоточного обычного оружия, приобретает особое значение, становится одним из решающих факторов достижения успеха в операции и бою.

ПОДГОТОВКА ОПЕРАТИВНАЯ основной вид подготовки оперативных органов управления, командных кадров и штабов стратегического и оперативного звена, слаживания объединений всех видов ВС. Включает изучение теоретических основ стратегии и оперативного искусства своих войск (сил флота) и вероятного противника, театра военных действий, совершенствование знаний и практических навыков должностных лиц в руководстве подчиненными войсками (силами флота) в повседневной деятельности и при проведении всех видов операций, совершенствование методов анализа и оценки обстановки, принятия обоснованных решений, планирования и подготовки операции и боевых действий, организации взаимодействия и всех видов обеспечения, развития искусства управления войсками (силами флота) при ведении боевых действий.

Важнейшей задачей оперативной подготовки является также слаживание органов управления и поддержание их в готовности к выполнению задач в мирное и военное время, овладение современными методами работы командующих и штабов по руководству повседневной жизнью, службой войск (сил флота) и их боевой деятельностью.

Основными формами оперативной подготовки являются теоретические занятия, групповые упражнения, оперативные тренировки, военные игры на картах, оперативные и оперативно-тактические командно-штабные учения, в том числе с обозначенными войсками (силами флота), маневры, стратегические и оперативные учения объединений, полевые поездки, оперативные, рекогносцировочные и военно-исторические поездки.

ПОДГОТОВКИ БОЕВОЙ И ОПЕРАТИВНОЙ МЕТОДИКА совокупность правил, форм, способов и приемов обучения и воспитания личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления войсками (силами флота). Определяет порядок организации и проведения занятий и учений по различным дисциплинам. Базируется на основных положениях военной педагогики.

Предусматривает создание поучительной учебной обстановки, повышение интенсивности, эффективности и качества учебного процесса, рациональное использование учебно-материальной базы, выработку обоснованных критериев оценки и контроля результатов обучения и воспитания.

Рекомендации по методике боевой и оперативной подготовки содержатся в организационно-методических указаниях штабов, учебных пособиях, руководствах и наставлениях по проведению учений и занятий, программах и курсах боевой подготовки и т.п.

Методика боевой и оперативной подготовки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, перестраиваться с учетом использования новых учебных средств, автоматизированных систем управления, средств обозначения и воспроизведения обстановки.

Для совершенствования методики организуется методическая подготовка, которая включает проведение учебно-методических сборов, показных занятий и учений, инструкторско-методических занятий, показ учебных кинофильмов и т.п.

ПОЕЗДКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ поездка руководящего состава в район прошедших операций для изучения на местности их хода, ознакомления с военно-географическими условиями выполнения задач, характера действий войск и сил.

Проводится как одна из форм оперативной подготовки и военно-исторической исследовательской работы. Является важным средством изучения военной истории, овладения боевым опытом, извлечения уроков на будущее. Может проводиться различными методами: путем заслушивания докладов на избранных точках или рубежах, разбора боевых эпизодов, их воспроизведения с участием обозначенных войск и т.п.

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ ОПЕРАТИВНАЯ особый вид оперативных занятий, проводимых на местности и маршрутах движения. При этом изучаются оборонительные рубежи, исходные районы, направления действий, водные преграды, участки их форсирования, оперативные объекты, а на установленных точках отрабатываются способы выполнения возможных оперативных или оперативно-тактических задач.

Может использоваться также для отработки вопросов взаимодействия или отдельных вариантов ведения боевых действий войск.

ПОЕЗДКА ПОЛЕВАЯ РЕКОГНОСЦИРОВОЧНАЯ выезд на местность группы руководящего состава для ознакомления с военно-географическими условиями определенных направлений или районов, проверки целесообразности решений, принятых по карте, разработанных планов.

На каждую рекогносцировочную поездку определяются ее цель, основные задачи, район и время проведения, состав групп рекогносцирования, маршруты движения, точки работы, вопросы, решаемые на каждой точке. Составляется план рекогносцировки, назначаются и соответствующим образом оборудуются рабочие точки, устанавливается порядок работы на каждой из них.

ПОЛЕВАЯ (ВОЗДУШНАЯ, МОРСКАЯ) ВЫУЧКА основа боевой выучки войск, авиации и сил флота, комплекс знаний, умения и практических навыков, необходимых для успешного выполнения боевых задач на поле боя, в воздухе и на море.

Предполагает высокий уровень практической обученности личного состава, боевой слаженности подразделений, частей, соединений и органов управления, их способность умело применять оружие и военную технику, использовать выгодные условия местности и погоды, успешно вести боевые действия в сложной, быстроменяющейся боевой обстановке в любое время года и в любых метеорологических условиях.

Составляет один из главных показателей боеспособности и боевой готовности войск (сил флота) и характеризует степень готовности частей и соединений родов войск сухопутных войск вести общевойсковой бой в сложных условиях местности и погоды.

Воздушная выучка – комплекс практических навыков летного состава, а также степень обученности и слаженность подразделений, частей и соединений ВВС ведению боевых действий в воздухе и нанесению эффективных ударов с воздуха по наземным и морским целям противника, преодолению его системы ПВО и уклонения от ударов врага в любых условиях воздушной, наземной и метеорологической обстановки.

Морская выучка – комплекс практических навыков экипажей кораблей по ведению боевых действий в море в различных условиях боевой, морской и гидрометеорологической обстановки.

Во всех случаях полевая, воздушная и морская выучка предполагает наличие высоких профессиональных навыков личного состава, умелое использование предельных возможностей военной техники и оружия.

ТРЕНИРОВКИ специальные, обычно кратковременные занятия по отработке вопросов управления войсками (силами флота) и совершенствованию навыков выполнения отдельных элементов действий (обязанностей) в ходе повседневной деятельности войск (сил флота), приведения их в высшую степень боевой готовности, а также ведения боя (операции).

Могут быть командными, штабными и командно-штабными, общевойсковыми, огневыми, техническими и специальными, одностепенными и многостепенными. Проводятся на картах, на макетах местности или на подготовленных пунктах управления, без средств связи и со средствами связи, а также на тренажерах, боевых машинах, в огневых городках, полигонах и т.п. Являются важнейшим средством совершенствования и закрепления полученных знаний и навыков, доведения практических действий до автоматизма.

УЧЕБНАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА (МТБ) совокупность материальных и технических средств, используемых для обучения и воспитания личного состава, проведения учений и занятий, боевого слаживания подразделений, частей, соединений и органов управления.

Создается и совершенствуется в соответствии с изменением характера операций и боевых действий, развитием организационной структуры и оснащением войск (сил флота) применительно к задачам и потребностям боевой, оперативной и мобилизационной подготовки ВС.

Включает: учебные центры, полигоны всех видов, учебные поля, стрельбища, танкодромы, автодромы, учебные классы, огневые и другие учебные городки, разнообразные тренажеры, учебные приборы и приспособления, другие технические средства, наглядные пособия, мишенные установки, различного рода имитаторы, учебные кинофильмы, а также учебные (учебно-боевые) комплексы оружия и военной техники, учебные корабли.

В начале ХХI века важнейшее значение в развитии учебной МТБ приобретают широкое внедрение и использование компьютерной техники, средств объективного контроля, автоматизация рабочих мест. Развитие, наращивание и обновление учебной МТБ осуществляется непрерывно на основе специально разработанных годовых и перспективных планов.

УЧЕНИЯ АВИАЦИОННЫЕ учения, проводимые с объединениями, соединениями и частями различных видов и родов авиации, а также группировками зон и районов противовоздушной обороны ВВС (армий ВВС и ПВО, корпусов ВВС и ПВО, дивизий ВВС и ПВО) в целях отработки вопросов оперативного и боевого их применения в общевойсковых, воздушных или противовоздушных операциях.

Для их проведения разрабатываются соответствующий замысел и план, создается определенная оперативно-тактическая и воздушная обстановка, определяется состав авиации, сил и средств ПВО и взаимодействующих с ними сил и средств обеих сторон, осуществляется перебазирование авиации, устанавливается необходимый летный ресурс и расход материальных средств, подготавливается соответствующая мишенная обстановка на полигоне.

Тематика и содержание учений определяются в зависимости от предназначения привлекаемых к учению авиационных соединений и частей и поставленных учебных целей. Во всех случаях учения проводятся с реальными полетами авиации и практическим выполнением боевых задач. Обычно организуются как двусторонние. Большое внимание при планировании и проведении таких учений должно уделяться обеспечению безопасности полетов авиации.

Особое место при отработке задач оперативного и боевого применения в противовоздушных операциях (или отдельных их составных элементов) уделяется группировкам районов и зон сил противовоздушной обороны ВВС. Этому в значительной степени способствует имитация противника силами собственной авиации.

УЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКИЕ учения, проводимые с объединениями и соединениями ВМФ, а также со сводными группировками сил флота для отработки комплекса определенных задач в морских операциях и операциях флота. К участию в них обычно привлекаются разнородные силы флота, но могут быть и учения однородных сил, на которых исследуются вопросы их боевого применения.

Проводятся в установленных зонах (районах) морей, океанов с выходом кораблей в море и с реальным применением оружия или с ведением, так называемой, «немой стрельбы». В большинстве случаев военно-морские учения организуются как двусторонние или с обозначенным противником. Они являются решающим средством повышения морской выучки, слаживания сил флота и его подготовки к действиям в сложной обстановке при борьбе с сильным морским противником.

УЧЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ (ШТАБНЫЕ) форма подготовки и боевого слаживания органов управления. На учениях отрабатываются подготовка и ведение операции или боя на фоне специально созданной военно-политической, стратегической, оперативной или боевой обстановки. Проводятся, как правило, по комплексным темам, охватывающим различные виды боевых действий и всю совокупность задач, которые могут возникнуть в ходе операции и боя.

В командно-штабных учениях (КШУ) участвуют командующие (командиры), штабы в полном составе, органы управления родов войск (сил флота) и служб. В качестве руководителя выступает старший начальник и его штаб. В ходе их особое внимание уделяется отработке вопросов подготовки операций (боевых действий), организации взаимодействия и обеспечения, а также решению задач по наиболее важным этапам развития военных действий. Важнейшие учения могут проводиться с участием обозначенных войск.

На штабных учениях (ШУ) участвуют лишь штабы и службы. Командующие (командиры) выступают в роли руководителей учений. Особое внимание на них уделяется оценке обстановки, оформлению решений, отработке документов по планированию боевых действий и управлению войсками.

КШУ и ШУ различаются:

По масштабам – на стратегические, оперативно-стратегические, оперативные, оперативно-тактические и тактические;

По организации управления – со средствами связи и без них;

По составу – привлекаемые силы и средства с обозначенными войсками (силами флота) и без них;

По характеру поставленных целей – обычные, показные, исследовательские, опытные и специальные;

По методам проведения – односторонние, двусторонние, одностепенные и многостепенные.

Наиболее крупными стратегическими учениями в истории советских ВС были учения, проводившиеся в 1987 г. на территории пяти военных округов, а также на Черноморском и Балтийском флотах.

УЧЕНИЯ ОБЩЕВОЙСКОВЫЕ учения общевойсковых частей, соединений и объединений (мотострелковых и танковых полков, бригад, дивизий, общевойсковых корпусов, общевойсковых и танковых армий) с привлечением частей и соединений ВВС, различных родов войск и специальных войск, а на приморских направлениях – и сил флота.

Составляют основу подготовки всех видов ВС. Используются для освоения способов ведения общевойскового боя, корпусных и армейских операций, отработки взаимодействия и управления. Как правило, приурочиваются к завершению соответствующих этапов боевой и оперативной подготовки. Ведутся по комплексным общевойсковым темам в различных условиях местности, обычно с использованием территории полигонов. Отработка наиболее важных эпизодов на таких учениях может проводиться с боевой стрельбой, реальными пусками ракет и бомбометанием.

УЧЕНИЯ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ учения с соединениями и объединениями РВСН. Проводятся самостоятельно или в системе крупных стратегических учений. Могут вестись без пусков и с реальными боевыми пусками ракет, на которых головные части заменяются грузовыми макетами и вводятся в учебное полетное задание.

В ходе учений обычно отрабатывается приведение войск в повышенную и полную боевую готовность, нанесение ракетных ударов по одному из вариантов боевого применения, защита ракетных стартов от ударов противника, восстановление боеспособности ракетных комплексов, подготовка к последующим пускам ракет.

В соединениях и частях с подвижными ракетными комплексами, кроме того, осваивается боевое патрулирование, выход на полевые стартовые позиции, маневр в новые позиционные районы, тщательно отрабатываются вопросы маскировки и других видов боевого, специального, технического и тылового обеспечения. Особое внимание уделяется совершенствованию систем управления и предупреждению несанкционированных пусков ракет.

УЧЕНИЯ С ВОЙСКАМИ основная наиболее эффективная форма подготовки войск (сил флота), повышения их полевой, воздушной и морской выучки, боевого слаживания подразделений, частей и соединений, комплексной отработки вопросов взаимодействия, управления и обеспечения.

Проводятся с участием органов управления в полном составе специально выделенных войск (сил флота), боевых средств и соответствующих сил и средств обеспечения объединений, соединений, частей, подразделений. Как правило, на учения привлекаются также соответствующие средства усиления различных родов войск и сил, поддерживающая авиация, что позволяет контролировать, поддерживать и наращивать боеспособность и боеготовность войск (сил флота).

Подразделяются:

– по масштабам – на стратегические (оперативно-стратегические), оперативные (оперативно-тактические) и тактические;

– по целевой направленности – на обычные, контрольные (проверочные), исследовательские, показные, опытные;

– по характеру отрабатываемых действий – на общевойсковые, совместные, авиационные, флотские, ракетные;

– по составу участвующих частей – на ротные, батальонные (дивизионные и эскадрильные), полковые, бригадные, дивизионные, корпусные, армейские;

– по применению оружия – на учения без боевой стрельбы и с боевой стрельбой (с реальным применением оружия);

– по форме организации – на односторонние и двусторонние, одно– двух– и многостепенные.

Учения объединений, соединений и частей различных видов ВС, родов войск и специальных войск различаются по своему характеру, содержанию, способам подготовки и проведения. В их основе лежит отработка оперативных действий и тактики их применения в операции и бою.

Обычно учения проводятся после завершения одиночной подготовки войск (сил флота) и подготовки мелких подразделений (кораблей), чаще всего при завершении того или иного этапа боевой подготовки. Для проведения учения создается штаб руководства, назначается участковый и войсковой посреднический аппарат, организуются пункты и связь руководства, устанавливаются опознавательные знаки сторон, осуществляется подготовка войск (сил флота), аппарата руководства и района учения.

В большинстве случаев учения проводятся непрерывно днем и ночью в течение установленного периода времени, которое бывает тем большим, чем выше масштаб учения. В ряде случаев в ходе учений допускаются частные отбои для подготовки к очередному этапу учения. На каждое учение заранее определяется расход моторесурсов и всех видов материальных средств. Заканчивается учение отбоем, после чего следует его разбор отдельно с офицерским составом и отдельно с личным составом частей.

УЧЕНИЯ СОВМЕСТНЫЕ учения, на которых отрабатываются вопросы подготовки и ведения совместных операций (воздушных, противовоздушных, десантных, противодесантных) или проводится слаживание органов управления, войск и сил различной видовой и национальной принадлежности, входящих в состав одного военного блока. Для проведения таких учений, как правило, разрабатывается единый замысел, общий план, формируется объединенный штаб руководства и объединенное командование.

Обычно учения расчленяются на этапы применительно к этапам соответствующих совместных операций. В некоторых случаях могут проводиться с реальным применением боевых средств.

УЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ учения соединений и частей специальных родов войск (сил флота) – разведывательных, РЭБ, инженерных, химических, связи, космических и других, а также по отработке различных видов обеспечения, для чего создается соответствующая оперативно-тактическая и специальная обстановка. Соответственно различаются разведывательные, связные, инженерные, химические учения, учения по РЭБ и маскировке, тактико-специальные, технические, тыловые, в том числе медицинские, транспортные учения.

Проводятся самостоятельно или в системе общевойсковых учений, как правило, с привлечением всего состава соединений, частей или обозначенных сил и средств.

В ходе учений осуществляется заблаговременное развертывание частей в установленных районах в соответствии с учебным замыслом, создается соответствующая оперативно-тактическая и специальная обстановка, организуется выполнение плановых или внезапно возникших задач по предназначению специальных войск, соединений, частей и учреждений обеспечения, проверяется боеготовность и боеспособность специальных частей и соединений, эффективность различных видов оперативного, боевого, специального, технического и тылового обеспечения.

Как правило, организуются как односторонние или проводятся с обозначенным противником.

УЧЕНИЯ ТЫЛОВЫЕ учения по комплексной отработке вопросов тылового обеспечения в различных видах операций, развертыванию тыла и выполнению тыловыми соединениями, частями и учреждениями задач по их предназначению. Являются особым видом специальных учений. Проводятся самостоятельно или как часть общевойсковых (общефлотских) учений.

В ходе учений на фоне созданной оперативно-тактической и тыловой обстановки отрабатываются приведение тыловых соединений и частей в полную боевую готовность, развертывание и построение тыла, организация его охраны и обороны, все виды тылового обеспечения при выполнении различных оперативных и боевых задач, эшелонирование, подвоз и маневр материальными средствами. Наряду с общетыловыми учениями могут проводиться транспортные, медицинские и другие специальные учения по тылу.

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

  • *факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
  • *научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
  • *гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
  • *методики исследования военно-педагогической реальности;
  • *система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

  • *военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
  • *воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
  • *обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
  • *развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
  • *психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
  • *образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

  • *исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;
  • *исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;
  • *разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;
  • *способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;
  • *обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;
  • *выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;
  • *обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;
  • *разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;
  • *исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;
  • *разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;
  • *дает научные рекомендации по творческому использованию исторического наследия военной педагогики.

Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

Педагогические знания позволяют офицеру:

  • *умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;
  • *успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;
  • *продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;
  • *результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;
  • *обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;
  • *целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;
  • *эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;
  • *использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

  • *изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;
  • *занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;
  • *специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;
  • *анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;
  • *обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;
  • *самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;
  • *совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

  • *задачи военно-педагогического процесса;
  • *содержательная структура;
  • *организационная структура;
  • *субъекты и объекты данного процесса.

Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

  • 1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
  • 2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
  • 3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
  • 4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
  • 5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

  • *различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
  • *педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
  • *воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика – необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно‑педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX – начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно‑педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно‑педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно‑профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно‑педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно‑профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально‑психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

факты, полученные в результате военно‑педагогических и военно‑научных исследований и жизненных наблюдений;

гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

методики исследования военно‑педагогической реальности;

система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно‑технических и военно‑научных знаний предоставляет возможность моделировать военно‑педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

военно‑педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно‑воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

развитие военнослужащих – процесс накопления количественно‑качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно‑профессиональной деятельности;

образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно‑профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально‑педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

“ Набранная и даже организованная масса – толпа, а не войско, если она не воспитана и не образована в военном отношении ”.

/ М. Бонч-Бруевич/

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет внутринаучную дифференциацию важнейших исследовательских направлений. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием “педагогика” обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.

2. Преддошкольная и дошкольная педагогика.

3. Школьная педагогика.

4. Сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика, изучающие воспитание глухих, слепых и умственно отсталых детей.

5. Частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.

6. История педагогики.

Вновь складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций. Как самостоятельные научные дисциплины разрабатываются этнопедагогика, педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы и др.

Военная педагогика также является самостоятельной отраслью отечественной педагогической науки. Военная педагогика - это наука о воспитании, обучении, развитии и психологической подготовке военнослужащих, о подготовке подразделений и частей (кораблей) к успешным действиям по вооруженной защите Отечества в условиях современной войны.

Зарождение и развитие военно-педагогической мысли в России тесно связаны с борьбой народов нашей Родины против многочисленных иноземных захватчиков. История подготовки молодежи к выполнению воинского долга уходит в глубь веков. Однако заметное развитие военной педагогики начинается лишь с периода создания регулярных войск - армии и флота в эпоху Петра 1.

Уже тогда, предметом военной педагогики становится обучение солдат и матросов тому, что необходимо на поле брани, воспитание у них честности, верности, храбрости, стойкости и дисциплинированности1.

Предметом современной военной педагогики является изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности вооруженного защитника Родины и разработка на этой основе теории и методики организации военно-педагогического процесса в части (на корабле).

В условиях реформирования Вооруженных Сил, военная педагогика призвана исследовать и раскрыть сущность и закономерности военно-педагогического процесса, основные его противоречия и пути их разрешения.

На основе выявленных закономерностей военно-педагогического процесса, его основных противоречий, военная педагогика разрабатывает принципы обучения и воспитания военнослужащих, определяет педагогические условия их эффективного применения.

В условиях перехода на качественные параметры военного строительства и подготовки войск, одной из важных задач военной педагогики является совершенствование существующих и разработка новых форм и методов обучения и воспитания, базирующихся на последних достижениях отечественной и мировой педагогики.

Особенности сложившейся социально-экономической ситуации в обществе и армии, требования современной войны определяют такую важную задачу военной педагогики, как всесторонняя разработка путей и средств формирования у личного состава качеств гражданина - патриота, высоких морально-психологических качеств, готовности с оружием в руках противостоять сильному, технически оснащенному противнику.

Коллективный характер воинского труда, эксплуатации и обслуживания боевой техники и оружия предъявляет сегодня особые требования к воинскому коллективу. Исходя из этого, военная педагогика призвана всесторонне исследовать пути создания и укрепления воинских коллективов в условиях их формирования как по призыву, так и по контракту, обосновывать условия и факторы, способствующие возрастанию их воспитательной роли.

Из этого далеко не полного перечня основных задач, которые разрабатываются и исследуются военной педагогикой, видно, что она имеет большое и теоретическое и практическое значение в деле подготовки личного состава к ведению боевых действий в условиях современной войны и решения вопросов поддержания постоянной боевой готовности войск на этапе их реформирования.

Решая присущие ей задачи, военная педагогика эффективно применяет методы исследования присущие педагогической науке. Под методами исследования понимаются способы познания педагогических процессов и явлений. От постоянного их обогащения и совершенствования во многом зависит развитие педагогической науки.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К ним относятся: педагогическое наблюдение; исследовательская беседа; изучение документов и результатов деятельности; педагогический эксперимент; изучение и обобщение передового педагогического опыта; Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок); методы математической статистики; Теоретический анализ педагогических идей и др. Попытаемся кратко рассмотреть сущность этих методов.

Педагогическое наблюдение заключается в целеустремленном и планомерном восприятии и осмыслении военным педагогом происходящих явлений и событий. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе. Результаты наблюдений за действиями и поступками воинов, динамикой их развития, технологией применения различных средств педагогического воздействия, их результатами позволяют педагогу изучать особенности формирования различных качеств у воинов, эффективность тех или иных способов и приемов воспитательных воздействий.

Исследовательская беседа как метод отличается от всякой другой беседы своей целенаправленностью. Она проводится путем постановки определенных вопросов перед конкретными людьми для изучения интересующих исследователя сторон обучения и воспитания. Ценность этого метода состоит в том, что он позволяет устанавливать личный контакт с людьми, являющимися объектами исследования. Он помогает выяснить нужные данные, оперативно уточнять и ставить дополнительные вопросы, возникающие в ходе беседы. Успех беседы во многом зависит от такта ведущего беседу. Важно создать непринужденную обстановку, придать беседе тон взаимного обмена мнениями. С помощью данного метода исследователь глубоко проникает в сущность и причинно-следственную связь очень многих педагогических явлений.

Изучение документов и результатов деятельности. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучение документации ведущейся в подразделении (журналы боевой и общественно-государственной подготовки; книги нарядов, увольняемых и больных; служебные карточки и др.). Их изучение позволяет выявить уровень знаний, навыков и умений, а также сформированность некоторых свойств и качеств личности воина, сделать выводы об эффективности применяемых форм и методов обучения и воспитания. Качество и эффективность результатов практической деятельности обучаемых и воспитуемых дают возможность судить о многих сторонах военно-педагогического процесса, о его планомерности, систематичности организованности и воспитательной направленности. Вполне понятно, что все это учитывается при разработке тех или иных вопросов обучения и воспитания военнослужащих в подразделении (части).

Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента (от лат. experimentum - проба, опыт) как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности командиров и подчиненных с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находит свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно преобразующий (формирующий) и контрольный. В чем их сущность?

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в учебно-воспитательной практике офицерского состава конкретного подразделения (части) по какой-либо проблеме. Обратимся к примеру. Если изучается вопрос профессиональной подготовки младших командиров как руководителей учебных мест на занятиях по огневой подготовке, то прежде всего нужно установить, в какой степени они готовы к проведению занятий в теоретическом и методическом плане. Для этого и необходимо провести констатирующий эксперимент. Он осуществляется с помощью различных методик, в частности, наблюдение за учебным процессом, проведение опросов и бесед, проведение контрольных занятий с младшими командирами и их обучаемыми и т.п. В итоге исследователь констатирует достигнутый уровень подготовки сержантов как руководителей занятий, выявляет ряд недочетов в их профессиональной подготовке, разрабатывает предполагаемые условия для устранения недостатков и повышения профессионализма младших командиров.

В последующем исследователь приступает к подготовке и проведению формирующего эксперимента. Сущность его заключается в том, что экспериментатор разрабатывает гипотезу исследования, или, иначе говоря, теоретические основы и конкретные организационные и методические меры по решению исследуемой проблемы. Если взять приведенный выше пример, то исследователь предусматривает те конкретные меры, которые бы содействовали на практике преодолению недостатков в работе по профессиональной подготовке младших командиров. Другими словами, исследователь создает новую педагогическую ситуацию с тем, чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, полученные данные подвергаются дальнейшему теоретическому анализу и делаются необходимые выводы о методике организации этой работы в подразделении (части).

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанных практических рекомендаций в массовой военно-педагогической практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в педагогической практике офицеров других частей и подразделений. Если он подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.

Изучение и обобщение передового военно-педагогического опыта. Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших подразделений (частей) и офицеров, успешно осуществляющих обучение и воспитание военнослужащих. Речь идет о том, что эмпирически (от греч. empirio - опыт), т. е. опытным путем, военные педагоги нередко подходят к важным методическим улучшениям, которые зачастую не были известны в военной педагогике. Если эти новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одиночек. Об этом писал еще К. Д. Ушинский. Он отмечал, что для педагогической науки практический опыт имеет значение лишь тогда, когда из него выводится теоретическая мысль или обобщенное методическое положение. “Передается мысль, выведенная из опыта, - подчеркивал Константин Дмитриевич, - но не самый опыт”1.

Только теоретическое осмысление передового опыта учебно-воспитательной работы позволяет включать его в систему педагогической науки. Так было, например, с новыми методами преподавания школьных дисциплин, разработанными педагогами-новаторами. Широкую известность приобрели многие передовые учителя и руководители школ: В.Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, Н. Н. Палтышев, а также видные военные педагоги: А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, Н.Ф. Феденко, Н.И. Киряшов, В. Н. Герасимов и другие, внесшие весомый вклад в совершенствование военно-педагогического процесса в частях и на кораблях армии и флота.

Социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок). Рассмотренные выше методы исследования при всех их достоинствах обладают одним недостатком: с их помощью ученый получает сравнительно ограниченное число данных, причем эти данные не носят достаточно репрезентативного (представительского) характера, так как относятся к небольшому количеству подразделений и военнослужащих. Между тем нередко возникает необходимость провести массовое изучение тех или иных вопросов. Когда, например, нужно выяснить, как используют военнослужащие свободное время, правомерно провести анкетирование и предложить им ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество солдат и сержантов.

Рейтинг - метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является и метод компетентных оценок. Суть его состоит в том, что оценка поведения, характера и других качеств обучаемых и воспитуемых дается компетентными лицами (офицерами и прапорщиками подразделения); на основании этих оценок исследователь делает соответствующие выводы.

Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания военнослужащих и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в военной педагогике. Следует, однако, сказать, что каждый из этих методов выполняет свою специфическую роль и помогает изучению лишь отдельных сторон военно-педагогического процесса. Для всестороннего же его изучения применяется вся совокупность рассмотренных методов.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:

1. Педагогика представляет собой науку о законах образования и воспитания личности. Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

2. Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс воспитания берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий - профессии педагога, воспитателя, учителя.

3. Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой деятельности. Не составляет исключение и область педагогики. По мере роста запасов знаний происходит расширение отраслей педагогики, основными из них являются: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика среднего и высшего образования, социальная педагогика, сравнительная педагогика, лечебная и другие.

4. В системе основных отраслей педагогической науки особое место отводится военной педагогике, которая вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики используются в общеобразовательных школах и в системе вузовского образования при обучении основам военной подготовки. Основные открытия и разработки, выявленные военной педагогикой, активно используется в ВУЗах, в частях и подразделениях Вооруженных Сил, где молодежь осваивает военные специальности и готовит себя к защите Отечества.

Вторая половина XIX в. - важный этап в развитии теории и практики обучения войск, особенно офицерского состава. Именно в этот период в России появляются первые учебные пособия по военной педагогике, формируется военная школа.

Развитие военной педагогики во второй половине XIX - начале XX в. неразрывно связано с реформами во всех областях общественной жизни Российского государства. Уже в 1862 г. по предложению генерал-фельдмаршала Д. А. Милютина начала создаваться сеть военных гимназий и прогимназий, военных, юнкерских и специальных училищ, было расширено число военных академий. Военные гимназии и прогимназии стали учебными заведениями военно-профессиональной ориентации. 11 Бордунов С. В. Проблемы истории педагогики высшей военной школы (XVIII - начало XX века). М.: ВУ, 1996.с.389 В отличие от кадетских корпусов в них акценты смещались в сторону общегуманитарных и развивающих дисциплин. Юнкерские, военные и специальные училища (а также сохраненные Финляндский и Пажеский кадетские корпуса) готовили офицеров младшего и среднего звена. В Михайловском артиллерийском, Николаевском инженерном, Военно-юридической, Военно-медицинской, Николаевской академии Генерального штаба, на военно-интендантских курсах и Курсах восточных языков обучались штаб-офицеры, которые получали высшее военное образование. Преподавателей для военных гимназий подготавливали на Педагогических курсах при 2-й военной гимназии; обучение продолжалось в течение двух лет. Занятия в военно-учебных заведениях вели такие выдающиеся ученые, как Д. И. Менделеев, М. И. Драгомиров, С. П. Боткин, И. П. Павлов, П. Ф. Лесгафт, К. Д. Ушинский и др.

В России этого периода была выработана стройная теория обучения офицерских кадров, реализуемая на практике с учетом триединой цели: вооружения личного состава знаниями и навыками, развития мышления и умственных способностей обучаемых.

Содержание, организация и методика определялись общими дидактическими требованиями, играющими роль принципов обучения. К ним относились последовательность, посильность, наглядность, сознательность, жизненность обучения, учет индивидуальных особенностей обучаемых, прочность и основательность усвоения ими знаний, умение обучаемых выражать словами усвоенное. Все эти дидактические требования взаимосвязаны, они образуют систему, направленную на формирование всестороннего, развитого, образованного и самостоятельно мыслящего офицера, способного принимать важнейшие решения, не боящегося ответственности доводить их до конца, способного после окончания военно-учебного заведения заниматься постоянно своим самосовершенствованием.

В военной школе дореволюционной России сложились многие виды занятий: лекции, практические занятия, репетиции, военно-научные и научно-образовательные поездки и экскурсии, написание рефератов и научных работ, экзамены и др.

В 1866 г. в Москве была открыта Учительская семинария военного ведомства, готовившая учителей для военных прогимназий. Следует особо отметить, что руководивший Учительской семинарией в 1870- 1877 гг. генерал А. Н. Макаров привлекал к работе виднейших педагогов того времени: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др.

В военных училищах в этот период вводится курс методики обучения солдат чтению, письму и счету, в войсках появляются полковые школы (только за 1875 г. количество грамотных солдат выросло с 10 до 36%).

В 1879 г. майором А. В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати происходило активное обсуждение проблем обучения и воспитания воинов.

Важнейшей тенденцией развития военно-педагогических знаний в конце XIX в. было стремление обеспечить единство обучения и воспитания в процессе подготовки офицерских кадров и войск.

В наибольшей степени в конце XIX-начале XX в. это удалось достичь генералу М. И. Драгомирову, который изучал проблему воинского воспитания в тесной взаимосвязи с обучением личного состава. Обучение войск, согласно взглядам М. И. Драгомирова, базировалось на таких принципах: учить тому, что необходимо на войне; целесообразность; сознательность в обучении; систематичность и последовательность; наглядность; учить примером, показом; прочность усвоения; тесная связь теории с практикой. М. И. Драгомиров рекомендовал своим офицерам при обучении солдат избегать «книжных слов», говорить простым и понятным языком и в качестве основных учебных целей ставить следующие: формирование и совершенствование боевых качеств воина, искусное владение своим оружием, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей; выработка ловкости и сноровки в преодолении встречаемых на местности препятствий и др. 11 Биочинский И. В. Педагогика подготовки офицеров сухопутных войск (историко-педагогический анализ). Казань, 1991.с.254

М. И. Драгомировым было написано значительное количество военно-педагогических работ, его по праву считают создателем военной педагогики как науки. Его система сформировала основные подходы к военному обучению и воспитанию. М. И. Драгомировым были возрождены суворовские идеи бережного отношения к военному человеку. «Кто не бережет солдата, - говорил он, - тот недостоин чести им командовать». О действенности военно-педагогической системы М. И. Драгомирова свидетельствуют победы его дивизии во время русско-турецкой войны.

Наряду с Драгомировым прогрессивные педагогические идеи в практику подготовки войск стремились внедрять М. Д. Скобелев, И. В. Гурко, Г. А. Леер. Важную роль в развитии теории военного обучения и воспитания сыграл ученый и адмирал С. О. Макаров, которым был введен термин «военно-морская педагогика». Особый интерес сегодня представляют и труды Н. Д. Бутовского, изложенные с позиций командира роты.

В основе целей и задач воспитания лежали требования по формированию нравственных качеств личности военнослужащих, а соответствующее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов дореволюционной России, все эти составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. В то же время каждая из них выполняла свои специфические функции и, реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, не могла быть устранена или заменена другой.

Основой выступало нравственное воспитание. Именно ему уделялось большое внимание как в военной, так и в общей педагогической литературе. Под нравственным воспитанием, как указывалось в Военной энциклопедии того периода, понималось «…воздействие на разум и сердце человека таким образом, чтобы развить в нем навыки руководствоваться в службе и деятельности высшими представлениями и побуждениями, которые служат источником военных доблестей, облегчая человеку победу над противодействующими этим доблестям страстями и эгоистичными инстинктами, особенно над животным чувством самосохранения».

Цели и задачи нравственного воспитания были определены с тем расчетом, чтобы постепенно увеличивать нравственную нагрузку по мере получения молодым человеком военного образования. Так, если в кадетских корпусах главным объявлялось формирование у воспитанников общечеловеческих нравственных ценностей, то в военных училищах и академиях основной упор делался на формирование профессионально-этических норм и качеств личности офицера.

В военной педагогике дореволюционной России был разработан своеобразный морально-нравственный кодекс поведения, нацеленный на воспитание необходимых русскому офицеру общечеловеческих и профессионально-этических качеств личности. 11 Бескровный Л. Г. Русская армия и флот в XIX в. Военно-экономический потенциал России. М., 1973.с.351

Цели и задачи эстетического, трудового, патриотического и других видов воспитания военнослужащих понимались как нерасторжимые от нравственных. С этими основаниями связывалось воспитание любви к труду и своему Отечеству, искренней веры и любви к Богу, развитие любви к прекрасному и возвышенному и т. д.

Следующий важный элемент, составная часть военного воспитания в дореволюционной России второй половины XIX - начала ХХ в. - умственное воспитание. Под ним понималась забота о развитии, во-первых, сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; во-вторых, глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; в-третьих, находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), которые приводят кратчайшим путем к наибольшему успеху.

Заботясь о нравственном и умственном развитии, офицерский корпус России обязан был уделять внимание и физическому воспитанию личного состава. Целью такового признавалось укрепление здоровья человека, развитие мышечных и нервных сил, превращение воина в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, будучи составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону единого процесса. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно.

Содержание, организация и методика воспитания определялись общими педагогическими требованиями, выполняющими роль его принципов. К ним относились: индивидуализация воспитания; уважение личного достоинства воспитуемых, забота о них; уважение и любовь воспитуемых к воспитателям и разумная требовательность последних; опора на положительное в личности воспитуемого; единство и согласованность воспитательных воздействий.

Современные принципы воспитания военных кадров своим становлением и развитием во многом обязаны теории и практике второй половины ХIX - начала ХХ в.

Цели, задачи, содержание и общие педагогические требования к процессу воспитания определяли и круг средств как воспитательных методов. Их можно представить несколькими группами:

* внешние воспитательные средства (личное воздействие и личный пример командира, воздействие внешней среды);

* воспитательные средства, предусмотренные законами и воинскими уставами (награды и наказания, суды офицерской чести, дуэли, офицерские собрания);

* внутренние воспитательные средства (самовоспитание и самообразование).

Личное воздействие офицера на личный состав как воспитательное средство выражалось прежде всего в руководстве воспитуемыми, в его советах и напоминаниях. Офицер, окончивший военно-учебное заведение, выступал не только руководителем, но и старшим братом солдата. Армия в этом случае трудами тысяч офицеров-воспитателей должна была обратиться в огромный дом нравственного, умственного развития и гигиены, оставаясь школой чести, доблести, дисциплины, здорового и надежного патриотизма.

Однако личное воздействие командира (воспитателя) лишь в том случае могло стать эффективным средством, когда офицер не принуждает, а советует; не укоряет, а напоминает. И вообще вместо материальных наказаний и наград употребляет исключительно моральные меры или старается сделать так, чтобы подчиненный сам нашел свою награду и наказание в благоприятном или неблагоприятном мнении начальника о его поступках или успехах. 11 Бескровный Л. Г. Армия и флот России в начале XX в. М., 1986.с.316

В то же время необходимо отметить, что личное воздействие офицера (воспитателя) не сводилось только к дружеским отношениям, советам, напоминаниям, руководству личным составом. Воспитательными средствами в дореволюционной России служили также приказы, распоряжения, контроль.

Важное место среди воспитательных средств, предусмотренных законами и воинскими уставами, отводилось офицерскому собранию и функционирующему при нем суду офицерской чести. Суды чести, как указывалось в дисциплинарном уставе, утверждаются для охранения достоинства воинской службы и поддержания доблести офицерского звания. На них возлагались следующие задачи: рассмотрение проступков, несовместимых с понятием воинской чести и службы, достоинства, нравственности и благородства; разбор ссор, случившихся в офицерской среде.

Определенный интерес для понимания отношений, которые складывались в офицерской среде русской армии, чувства чести и достоинства представляло введение в 1894 г. дуэлей между офицерами. Император Александр III, как отмечалось в Военном альманахе за 1901 г., даровал право защищать свою честь оружием, но ограничил это право судом общества офицеров. Решение о дуэли принимал не сам участник, а офицерское собрание на своем суде чести решало, что поединок будет единственно приличным средством удовлетворения оскорбленной чести. И офицер не мог не выполнить решения такого собрания об участии в дуэли. Отказ от поединка слыл поступком, недостойным офицерской чести. Если в течение двух недель поединок не состоялся, то отказавшийся в нем участвовать обязан был лично подать прошение об увольнении из рядов русской армии. В этом случае, если такого прошения не последовало, начальник военно-учебного заведения или командир части сам по команде представлял документы на увольнение этого офицера.

Наряду с воспитательными средствами, предусмотренными законами и воинскими уставами в русской армии, определенная роль отводилась самовоспитанию и самообразованию как важнейшим внутренним воспитательным средствам. Офицер, по меткому замечанию М. И. Драгомирова, должен работать много, беспрерывно и без устали, если хочет быть достоин своего звания. Самовоспитание и самообразование офицерского состава, по мнению военных педагогов дореволюционной России, строилось на прочном фундаменте умственного, нравственного и физического воспитания, полученного в стенах военно-учебного заведения и в войсковых частях.

Следует, однако, заметить, что многие офицеры в тот период не проявляли интереса к науке и воспитательной работе с военнослужащими. Тем не менее реформа военной школы оказала благотворное влияние на офицерский корпус российской армии, систему обучения и воспитания в ней.

Тяжелым ударом для России и ее армии оказалось поражение в Русско-японской войне (1904-1905). Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях военных действий. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. 11 Барабанщиков А. В., Киряшов Н. И., Феденко Н. Ф. Советская военная педагогика и психология в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1987.с.261

С 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М. С. Галкин, М. Д. Бонч-Бруевич, Н. П. Бирюков, Д. Н. Трескин и др. Однако Первая мировая война показала существенные недостатки в военно-профессиональной подготовке солдат и офицеров.