Учебно-воспитательный процесс в настоящее время должен развивать и самоопределять ученика в современном пространстве в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. В плане преподавания иностранного языка можно осуществлять обучение через такие составляющие как: толерантность, адаптацию в социуме, глубокое знание предмета, креативность, критичность мышления и коммуникативность. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских. Мастерская – это одна из основных развивающих, обучающих и воспитывающих форм. Одно из самых точных определений творческой мастерской дал В.М. Монахов «Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя».

За последние годы метод творческих мастерских (или по-другому метод французских мастерских) стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.

В России эта технология впервые появилась в 1990 году. Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства решили попробовать адаптировать эту технологию под российское школьное образование. Эта непривычная для российской системы технология разработана французскими педагогами – представителями ЖФЕН – «Французской группы нового образования». Начало данному движению дали следующие психологи А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др. Данная технология направлена на обращенность к личности ребенка, его поискам, интересам и целям.

Суть данной технологии выражается в следующих главных положениях:

  1. Личность с новым мировосприятием – личность социально ответственная, самостоятельная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное влияние на окружающий мир и самого себя.
  2. Любой ребенок обладает способностями к практически любым видам человеческой деятельности: к овладеванию музыкой, изобразительным искусством, естественным и гуманитарным наукам. Разница только в том, какие методы будут применяться в процессе образования.
  3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Особенности технологии творческих мастерских – это создание атмосферы сотрудничества в общении, заинтересованность ученика в изучении темы, «включение» эмоциональной сферы ребенка, совместный поиск истины учителем и учащимися (они равны в поиске этой истины). Вся информация преподносится учителем в малых дозах, во время занятия исключается официальное оценивание работы ученика, учащиеся должны оценивать себя сами и, если это нужно, корректировать себя. Очень важно отметить, что применение такой технологии помогает развивать в ученике навыки парной, групповой и индивидуальной работы, развивает творческие стороны личности учащегося.

Цель творческих мастерских – предоставить учащимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, идеи знаменитых русских педагогов и методистов П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой, Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Творческие группы могут организовываться по следующим принципам:

  1. Класс делится на 3 группы: сильные ученики; средние ученики; слабые ученики;
  2. Класс делится на группы в каждой из которых есть сильные, средние и слабые ученики.

Для технологии педагогических мастерских характерны следующие основные принципы:

  • умение работать в команде;
  • отношение учителя к учащемуся как к равному;
  • критичность мышления;
  • самостоятельный сбор знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации;
  • самостоятельность решения творческих задач;
  • выступление в роли лидера;
  • уважительное отношение к мнению других.

Реализация данной технологии предполагает следующие этапы:

  • Индукцию
  • Самоконструкцию
  • Социоконструкцию
  • Социализацию
  • Афиширование
  • Разрыв
  • Рефлексию

Индукция – это проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы.

Социоконструкция – групповая работа, связанная с решением проблемы, поставленной учителем.

Социализация – выступление группы с отчетом, в котором каждый должен проявить себя.

Афиширование – представление работ.

Разрыв – кульминация, внутренне осознание учащимся неполноты или несоответствия старого знания новому.

Рефлексия – отражение ощущений и чувств участников, возникших во время процесса.

В технологии мастерских могут быть использованы следующие информационные технологии:

  • Обучающие программы – способствуют формированию мотивации учения, стимулируют творческое мышление и инициативу;
  • Интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, задания);
  • Научно-исследовательская работа;
  • Слайд-фильм – иллюстративный, наглядный материал. Это конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, информационным и зрелищным, запоминающимся;
  • Творческие конкурсы;
  • Обучающий контроль – компьютерные тесты, моделирование и трансформация текста, предназначенные для контроля усвоения знания учащимися, а так же для закрепления и повторения материала;
  • Участие в интернет-фестивалях;
  • Самостоятельная поисковая работа в сети интернет – использование Интернет-ресурсов, а так же мультимедиа библиотеки учебного заведения;
  • Участие в телекоммуникационных проектах;
  • Электронный словарь (толковые, терминологические, языковые).

При моделировании учебного занятия в режиме технологии мастерских осуществляется диагностика уровня учебных возможностей учащегося. У данных технологий есть свой закон – делай исходя из своих способностей, личного опыта и интересов, корректируй себя сам, поэтому нет точных методик проведения мастерских.

Изучив и проанализировав весь материал, можно сделать вывод, что технологии творческих мастерских на уроках иностранного языка оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей, увеличивают творческую активность и расширяют кругозор.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – Сборник статей. – Москва–Ленинград: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – 136 с.
  2. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя: из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1988. – 192 с.
  3. Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова. – Спец. выпуск «Педагогического вестника». – Успешное обучение, 1997.
  4. Педагогические мастерские: теория и практика. – Спб., 1998. – 318 с.
  5. Педагогические мастерские Франция-Россия./Под ред. Э.С.Соколовой. – М.: Новая школа, 1997 г. – 128с.
  6. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128 c.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Умение добывать, обрабатывать информацию и пользоваться ею на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Поэтому задача школы в обучении заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить воспитанников добывать их и осваивать самостоятельно.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения.
При таком способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся.
А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.
Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Реализовывать данную концепцию помогает технология творческих мастерских. Каждый ребёнок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
Уроки «творческая мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5) (и самое главное) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Организация групп осуществляется по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные.
II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе.

Задания группам составляются в соответствии моделями групп, сформированных к данному уроку, по уровню сложности. Главная установка творческой мастерской – «УСПЕХ», «НЕУСПЕХА» не бывает.
Такой подход, по моему мнению, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, то есть один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. А педагог развивает в каждом ученике мотив достижений, укрепляет чувство компетентности и ответственности за происходящее.
Работа в творческой мастерской начинается со слова, образа, предмета, мелодии, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают его в малой группе, т.е. обучение опирается на собственный опыт членов группы и предполагает взаимообучаемость. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:
Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  1. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  2. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  3. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  4. Творчество. Коллективное творчество.

Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)
Мастерская требует большой подготовительной работы, которая проводится на нескольких уроках и позволяет расширять возможности урочной организации обучения.
Первые мастерские провожу 5 классе. Им предшествует урок по главе «Драгоценная пыль» из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Заключительный этап урока – ответ на вопрос: «Так что же такое драгоценная пыль». Звучит ответ из текста: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – всё это крупинки золотой пыли.
Мы литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою «золотую розу» – повесть, роман или поэму».
После чего класс принимает решение, какой будет, как будет называться и выглядеть их копилка, которая впоследствии, к 11 классу, превратится в «золотую розу».
Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

  • круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
  • творческие работы на компьютере;
  • собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

Всё это, чтобы не пропал интерес к предмету, обязательно сохраняется и используется в дальнейшей работе.
Виды творческих мастерских в зависимости от темы урока и возраста учеников

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;
2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);
3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);
4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 11 класс.
3. Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения в прозе» – 10 класс.
4. Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа Ф.М.Достоевского «Идиот».
5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. «Тема взаимоотношений между детьми и родителями». К.Г.Паустовский «Телеграмма». (Приложение 1 )
6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».
7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам. 2По следам Печорина» – 10 класс.
8. Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на Бородинском поле» – 5 класс.
9. Психологическая мастерская. «Психологический портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоевского» – 10 класс.
10. Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, имотивированотем, что они:

  • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
  • способствуют совершенствованию практических умений инавыков учащихся;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • повышают интерес курокам литературы;
  • активизируют познавательную деятельность;
  • развивают творческий потенциал учащихся;
  • осовременивают урок.

Используя информационные технологии, я провожу следующие типы уроков:

  • компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на столе учителя);
  • компьютер используется в индивидуальном режиме (компьютерный класс);
  • компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (компьютерный класс с выходом в Интернет).

Материально-техническая база нашей школы позволяет организовать работу в любом режиме.
Мы используем на уроках мультимедиа энциклопедии, Интернет-ресурсы, материалы школьной медиатеки, а также самостоятельно выполненные учителями и учениками материалы, с использованием универсальных инструментальных комплексов для разработки и редактирования различного рода учебных программ (Power Point - для создания презентаций, текстовый редактор Word, табличный процессор Excel – тесты, Publisher для создания буклетов)

1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль.

Компьютерные тесты, трансформация и моделирование текста, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль иформирование умений инавыков спомощью компьютера предполагает возможность быстрее иобъективнее, чем при традиционном способе, выявить знание инезнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен ипрост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5 . Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе, участие в районных, региональных и федеральных конкурсах.
6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.
7. Обучающие программы. Способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление.
8. Участие в телекоммуникационных проектах.
9. Участие в Интернет-фестивалях.

Результат использования новых информационных технологий на уроках литературы

  • повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.


Выступление на районном МО учителей технологии
по теме
"Творческая мастерская педагога"
Автор учитель технологии: Пак Нина Михайловна
МБОУ «СОШ № 8 МО «Ахтубинский район»
Современный учитель – это профессионал, он соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Педагогический профессионализм определяется, прежде всего, через понятие педагогическое мастерство.
Педагогическое мастерство – это владение педагогом системой психолого-педагогических знаний, навыков, умений и способностей по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению.
Мастерство педагога может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Несомненно, что одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, т.е. учитель тогда – педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей.
Творческая мастерская - это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного и коллективного открытия.
Творческой мастерской в нашей школе является методическое объединение учителей начальной школы. Наша мастерская является местом постижения секретов профессии, роста профессионализма.
Что даёт педагогу участие в работе:
педагог расширяет свой педагогический опыт,
идёт переосмысление теоретических положений. выводов, через практическую деятельность (в свете ФГОС).
данная работа способствует целенаправленному приращению опыта.
развивает активность, творчество, инициативность.
Видов творческих мастерских много. Считаем, что наше МО является аналитической мастерской.
Тема школы:
"Единое образовательное пространство как условие обеспечения качества образования".
Тема работы МО:
"Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Целью совместной работы является:
- изучение и анализ теоретических аспектов по вопросам образования, переосмысливание и использование их на практике т. е. пояснение практическими примерами.
Модель педагогической мастерской соответствует следующему рисунку:

Основными приёмами работы мастерской являются:
"разрыв" - сопоставление полученных результатов,
"творческий процесс" - приводящий к усовершенствованию дальнейшей работы,
"рефлексия" - чувства, которые возникают в ходе работы мастерской.
Формы работы мастерской:
методические заседания,
заседания - практикумы,
круглые столы,
мастер-классы,
творческий отчёт,
представление опыта,
посещённые уроки,
тематическая дискуссия,
курсовая подготовка и аттестация.
наставничество.
Результатом работы является:
сам процесс заседаний - сотрудничество и сотворчество педагогов;
общение и обмен опытом, что в конечном счёте приводит к повышению качества образовательного процесса;
создание разработок уроков и презентаций;
участие учителей в методических и дистанционных конкурсах;
публикации статей, разработок уроков и внеурочных мероприятий;
ориентирование педагогов на самоконтроль и анализ педагогической деятельности, оценка результатов учебного процесса;
представление и обобщение опыта работы.
Хочу остановится на некоторых эффективных формах работы мастерской за прошлый учебный год и этот.
1. Творческий отчёт.
Такая форма как творческий отчёт даёт возможность педагогу подвести некоторый анализ деятельности в том, или ином направлении. Выступления учителей по проблемам, используя собственный опыт. Духовно - нравственное воспитание стало неотъемлемой частью формирования выпускника начальной школы. Одно из заседаний было посвящено предметам "ОРКСЭ". Учитель Пак Н.М. поделилась опытом работы по предмету, предложила свои формы работы, внесла предложения по деятельностному подходу в изучении данного предмета. Назарова Н.в поделилась опытом, работы по формированию грамотного письма и предложила игровые упражнения, направление на повышение грамотности младших школьников.
2. Мастер - класс.
Это становится одной эффективных форм в становлении творческого педагога, в обобщении собственного опыта и распространении его.
Гришкова В.М. провела мастер - класс на тему «Организация групповой работы. Оценка процесса и результатов групповой работы на уроке». Это было представление опыта работы за несколько лет. Мастер - классы дают возможность получить как теоретические, так и практические знания по проблеме, а также руководство к действию.
3.Заседания - семинары, заседания - практикумы.
Пример методического заседания в этом году является семинар «Система оценивания знаний учащихся. Самооценка знаний учащимися». Рассмотрены следующие вопросы: "Формы и методы оценки знаний по ФГОС","Обеспечение комплексной оценки образовательных результатов","Технология оценивания образовательных достижений". Учитель Маракулина О.Е. показала открытый урок музыки в 3 классе и поделилась опытом работы по данному вопросу. А потом семинар по такой же теме был в районе (Гришкова В.М.). Учительница рассказала об опыте педагогов района. Всё это даёт возможность методически грамотно и эффективно, опираясь на опыт строить свою деятельность.
3. Изучение новых технологий и расширение поля деятельности применяемых.
Изучая новые современные образовательные технологии, приходим к выводу, что они просты в осмыслении и применении. Но надо знать их основу. Для этого знакомимся с новыми технологиями и обеспечивающими их приёмами.
Проектно - исследовательская деятельность - одна из основных эффективных технологии в рамках ФГОС. Внедрение подобных технологий в образовательный процесс гарантирует реализацию основных положений деятельностного и компетентностного подходов. Проведено заседание с целью разнообразия работы в этом направлении и дан урок - проект в 1 классе на тему "Новогодния ёлка" (Пак Н.М.), с последующим анализом и самоанализом.
4. Открытый урок.
Для учителя урок для коллег - это школа творчества. Педагоги тщательно готовятся к приёму гостей, вместе обсуждаем, делимся мнением, даём самоанализ и анализ урока. Такая старая форма творчества педагога как урок, показывает, что нет границ творческого подхода, "озарения", воплощение замыслов учителя и полёта творческой мысли, направленное на качественное образование учащихся.
5. Тематическая дискуссия.
К такой форме надо тщательно готовиться. Для проведения такой формы учителя подбирают материал, который акцентирует внимание на разных точках зрения по проблеме. Результативность данной формы состоит в том, что расширяется кругозор педагогов, выслушиваются различные мнения и в итоге приходим к конечному выводу и рекомендациям. "Плюсы и минусы групповой работы", "Вопросы перегрузки младших школьников" и другие вопросы.
6. Наставничество.
В нашем коллективе много молодых педагогов. С ними ведётся работа в рамках школы. За молодыми педагогами закреплён педагог со стажем работы. Но вся методическая работа МО нацелена на формирование грамотного, творческого педагога. Молодые педагоги остаются в профессии, в школе и делают первые выпуски.
7. Представление опыта работы вне школы.
Если вернуться к иллюстрации модели педагогической мастерской, то обратим внимание на становление мастера из подмастерья "от практики к опыту, возникает идея, а потом складывается собственный опыт и практика". Конечно, нельзя сказать, что мы создаём новые идеи в образовании, но свой собственный опыт и практику мы имеем и охотно делимся.
личные сайты учителей,
участие в районных дистанционных педагогических конкурсах,
публикации методических статей,
выступления на конференциях.
Многие учителя имеют свои сайты в Интернете. Они делятся опытом творческой работы с коллегами. Участие в дистанционных конкурсах, фестивале педагогических идей "Открытый урок" даёт возможность представить педагогическое мастерство и получить оценку независимого жюри.
Наши педагоги выступают на заседаниях районного МО. Начинаем принимать в региональной научно - практической конференции. Пак Н.М. в прошлом году представила опыт работы по проблеме "Воспитательные возможности современных образовательных технологий деятельностного типа".
Очень хорошо, что методический центр района даёт возможность представить свой опыт работы. Наши педагоги приняли участие в районном конкурсе "Статья года - педагоги обмениваются опытом", дистанционный конкурс методических разработок "Педагог - педагогу". Принимаем участие в педагогических конкурсах областного эколого - биологического центра по здоровому питанию.
Учителя начальной школы в педагогической деятельности используют педагогические проекты:
"Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения",
«Деятельностный подход как условие раскрытия внутреннего потенциала личности».
В процессе мастерской создается необходимая среда взаимодействия, доверительная среда рождает чувство общности, коллегиальности, взаимоуважения, что весьма актуально в современной жизни.
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.
Свое выступление мне хочется закончить притчей.
«Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги. Я приглашаю вас присоединиться к нам и вместе с нами осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного метода.
Методическая работа в современной школе – это целостная система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а, в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования.

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Технология «Творческая мастерская»

Одним из приоритетных направлений модернизации школьного образования является изменение отношения к обучению. Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Возникла необходимость обратить внимание на учащегося как субъекта межкультурной коммуникации как субъекта образовательного процесса. Основной стратегией обучения провозглашен личностно - деятельностный подход, когда в центре стоит личность учащегося, учитываются его способности, возможности, склонности и интересы.

В связи с этим возникают определённые проблемы:

1.Недостаточно эффективное использование способностей школьников к овладению иностранным языком и речевому развитию в целом.

2.Не в полной мере созданы условия для достижения выпускниками средней школы минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности, который может обеспечить им успешное продолжение образования, а также облегчить их адаптацию к постоянно меняющимся условиям жизни.

З.Низкая деятельностная составляющая обучения не способствует формированию навыка говорения, чтения, аудирования, письма и перевода, развитию креативности мышления.

4.Недостаточность социокультурных знаний как о странах изучаемого языка, так и о своей стране, не позволяет учащимся вступать в диалог культур.

Данные проблемы можно решить. Что для этого требуется?

Большую роль в формировании интереса к учению по мнению Е.И. Пассова играет создание проблемной ситуации. При «плотности общения» чрезвычайно возрастает внутренняя и внешняя активность учащихся. Чем активней методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. Наиболее продуктивн а технология Мастерской построения знаний, творческая мастерская, педагогическая мастерская разработанная психологами П. Ланжевеном, А. Валлоном, Ж.Пиаже и др. В которой главное не сообщать и осваивать информацию, а обучать способам работы. Основные идеи: в самостоятельном «открытии» знания путем исследования его генезиса и структуры «строительство» знания учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельного решения творческих задач; плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого и др.; внутри каждого задания школьники свободны в выборе способов выполнения; миссия преподавателя- мастера заключается в разблокировании способностей ребенка, в создании условий для раскрытия и реализации его творческого потенциала

Мастерская - это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм. Есть много определений технологии мастерских, но больше всего я согласна с определением В.М. Монахова: "педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя".

Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

1. отношение учителя к ученику как к равному

2. не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знания учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации

3. самостоятельность решения творческих задач

4. плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению других

5. умение работать в команде

6. критичность мышления

7. выступление в роли лидера

Закон мастерской - делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта,

корректируй себя сам. Именно поэтому и нет "точных методик" по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские?

История возникновения:

В 1920-х годах у научно-педагогической общественности проявилось стремление к избавлению от всего, что мешает человеку быть свободным, счастливым. В центр внимания педагогической общественности была поставлена личность. Педагоги, врачи, психологи активно изучали личность ребенка, искали пути ее развития.

В середине 1920-х годов во Франции возникла «Французская группа нового образования» (GFEN). В нее вошли знаменитые в то время психологи и педагоги - Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже. Они стремились противопоставить консерватизму традиционной школы новые интенсивные методы обучения и воплотить эти методы в практике.

В своем манифесте «Французская группа нового образования» заявила, что ее цель - воспитание свободно и критически мыслящей личности. Отмечалось, что движение «Новое образование» выступает «за интеллектуальную эмансипацию каждого как условие эмансипации всех». При этом подчеркивалось, что GFEN не отвергает напрочь идей педагогов, творивших до них. Представители этого движения утверждали, что основой их философии являются «мысли гениальных предшественников, представителей человечества: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Декроля, Макаренко, Корчака, Бакле, Фрэнэ, Пиаже, Нейла, Баттельхейма - всех тех, для кого изменение методов воспитания и преподавания является важнейшей задачей цивилизации». Основатели GFEN отрицали традиционные атрибуты процесса образования: позволили ученику слушать не учителя, а одноклассника, позволили ошибаться, петь фальшиво, не бояться писать плохо, выдвигать самые на первый взгляд безрассудные гипотезы и отстаивать их, отказываться от них и выдвигать новые. Они предложили тезис о том, что «знание - это созидание и поиск в противостоянии с ранее приобретенными знаниями, с критической оценкой того, что может быть давно принято всеми». При этом педагоги GFEN настаивали на наличии природных способностей всех людей к творчеству. В конце XX века, в 1989 году, в Марселе собралась творческая группа из 350 педагогов Франции и других стран Европы - представителей «Французской группы нового образования» . На этой встрече были сформулированы основные положения предложенной группой новой технологии - «Мастерской»:

1. Вызов традиционной педагогике. Ученик должен находиться в активной позиции, раскрывать внутренний потенциал, сам строить свое знание.

2. Личность с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая,

ответственная, конструктивно вооруженная личность.


    «Все способны». Каждый ребенок способен практически ко всем видам деятельности, вопрос лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Необходимо перейти от равенства по праву к равенству на деле.


    Интенсивные методы обучения и развития. Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное строительство знания с помощью метода критического мышления.


    Новый тип педагога. Учитель не авторитарный наставник, а талантливый скульптор. Педагог должен относиться к ученику как к равному.


    Точный расчет психологических воздействий. Система воздействия на личность разработана так тщательно, что каждый, кто к ней приобщился, удивляется происходящему с ним: смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль.


Таким образом, на рубеже 1980-1990-х годов представителями GFEN была предложена технология, реализующая педагогический подход данной группы которая получила название "Мастерская".

В ходе проведения мастерских возникает традиционный вопрос о знаниях, умениях и навыках. Кажется, что в дидактическом плане не хватает устного изложения преподавателем содержания изучаемых вопросов. Основное действие состоит в том, что участники мастерской выстраивают свое понимание проблемы, потом выдвигают гипотезы, обсуждают их, отвергают, формулируют новые, а после предъявления их аудитории обнаруживают свои просчеты и выстраивают новые гипотезы. При этом не происходит традиционной передачи огромного объема знаний от присутствующих педагогов ученикам. Один из ведущих отечественных ученых в области педагогической психологии Нина Федоровна Талызина считает, что это оправданно, потому что «знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого... Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями... Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать». Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности,традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать.

На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение. духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.

Свое название технология получила от того, что в ней есть МАСТЕР. Мастер лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. И принимают в нем участие все, включая мастера. В технологии мастерских главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.

В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.

Индивидуальный спо соб при традиционном подходе основывается на первоначальной деятельности педагога, на его слове, инициативе и на последующей самостоятельной работе ученика. Применение индивидуального способа обучения в технологии мастерских выдвигает на первый план личност ь ученика, который сам, без вмешательства педагога, соприкасается с проблемой, сам конкретизирует ее, формулирует вопросы, которые требуют первоочередного исследования. Ребенок самостоятельно вычерпывает первый смысл из нового текста, выделяет непонятное, достойное последующего обсуждения в паре или группе. Он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения в технологии мастерских равносилен работе в диалоге. При этом пары могут быть как постоянного, так и сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися представлениями.

Групповой способ обучения занимает важное место в технологии мастерских. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, прояснены некоторые пути ее решения, т. е. предъявлены индивидуальные и парные наработки. На втором этапе проводится их анализ, поиск наиболее эффективного пути исследования и наконец, обычно после социализации предъявления другими группами своих находок, планов, внесения корректив, начинается реализация одного из намеченных путей.

Мастерская- необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.

Таким образом, мастерская как педагогическая технология нацелена на раскрытие индивидуальности человека, реализацию его права на развитие всех способностей. При явно выраженном акценте на формировании способов умственных действий приоритет в педагогической технологии мастерских отдается развитию творческих способностей.Итак, целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Мастерская часто начинается с актуализации знан ий каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по гр уппе. На следующем этапе знания-корректируются в разговоре с дгуг ой группой, и только после этого точка зрения о6ъявляется_класо/. В этот мом ент знания еще раз корректируются в результате сопоста 1Вления_своей позиции с позициями других групп. В классе организуется самопроверка,самооценка, рефлексия работы и самого процесса познания. Учебная

деятельность школьников в процессе выполнения заданий –это альтернатива простой передачи информации.

Мастерская- это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы(7-15) при участии учителя мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Типы мастерских могут быть:

1) по составу участников: для учащихся, для педагогов, смешанные.

2) по целям и способам деятельности: мастерские творческого письма, построения знаний, мнение по самопознанию, смешанные.

3) по времени: одноактные (2-4 ч), длительные (недельные курсы погружения в проблему).

Педагогу, которого в терминологии мастерских называют мастером, приходится отказаться от привычных функций лектора, авторитарного руководителя. Задача педагога (мастера) в ходе мастерской состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, работать вместе с ними, не ставить оценки, не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать ученику собственное достижение, пусть даже небольшое. На основе анализа научной литературы в процессе исследования были выделены основные элементы технологии.

Основные элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, рефлексия.

Индукция.

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация-начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка. Французские учителя начало мастерской называют индуктором. С индуктора начинается продумывание учителем своей мастерской. Индуктор -индивидуальное задание, которое требует от каждого ребенка принятия независимого решения, своего видения проблемы.

Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка. На данном этапе ученики выполняют задания: или связанные с изучаемым учебным материалом (образовательные объекты, известные методы решения задач и др.), или эвристические (на создание собственных образовательных продуктов, на развитие известных положений, подтверждение высказанных идей и

предложений), или связанные с организацией самого учебного процесса планирование целей, определение этапов работы и др.)

Социоконструкция. Важнейший элемент технологии - групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учеников разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе учеников). Мастер может корректировать состав групп; мастер разбивает задание на частичные задачи. Группам предстоит придумать способ их решения, причем ученики свободны в выборе поиска, метода, темпа. На этом этапе могу применяться те же задания, что и для индивидуальной работы. Взаимодействие с другими обеспечивает расширение источника опыта, идей за счет увеличения количества участников, размышляющих над проблемой. Продуктом работы в паре (группе) является общий вариант решения, проект, конспект, рисунок, схема и т.д.

Социализация: общее обсуждение того, что сделано индивидуально, в паре, в группе; рассмотрение всех гипотез, мнений. Обсуждение может быть организовано на основе афиширования-представления работ учеников и мастера (текстов, схем, рисунков и т.д.) всему классу (устная презентация или вывешивание афиш в классе) и ознакомление с ними всех участников мастерской. Все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.

Разрыв-сопоставление всеми учащимися своих работ с работами одноклассников. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту и потребности в получении нового знания. Здесь же организуется выполнение учащимися соответствующих заданий.

Рефлексия- это отражение чувств, возникших у учеников в ходе мастерской, приводящее к усовершенствованию дальнейшей работы мастера и учеников; это анализ успеха и неуспеха на каждом этапе мастерской.

Алгоритмы мастерских (по А.А. Окуневу):

Алгоритм 1. Индукция-самоконструкция->социоконструкция-Социализация- афиширование-разрыв -рефлексия.
Алгоритм 2. Индукция-панель-работа с литературой-обсуждение в парах, а затем в группах - постановка вопросов-выбор группой вопроса для исследовательской работы-понимание проблемы

(каждым)-социализация в группе-поиск гипотезы (каждым)-выбор наиболее вероятной гипотезы(в группе)- социализация-планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы-представление выводов и обоснование соседней группой-коррекция (в группе)-составление проблемы, решаемой на основании сделанного вывода(в группе) -обмен проблемами и сделанными выводами между группами-оценка каждой группой

представленных им выводов и возможностями их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Алгоритм 3. Слово мастера-индивидуальная работа с полученной информацией-работа с литературой (пополнение, уточнение информации) -представление (словесное, схематическое, письменное, устное) объектов, понятий, идей, представленных в слове мастера (социализация)- составление и сбор вопросов по изученной теме-выбор вопроса каждой группой-работа с литературой-шанель-слово мастера-работа групп с документами- постановка опыта по проверке гипотезы-сбор и обсуждение новой информации-формулирование выводов-доказательство выводов- критический анализ выводов-социализация.

Алгоритм 4. Индуктор-создание модели объекта, понятия, действия, схемы,
рисунка-описание свойств продукта-обмен описаниями-воспроизведение модели по описанию-обмен построенными моделями - уточнение описания модели-слово мастера (мастер предлагает свой алгоритм действия)-использование модели на практике каждым из участников группы-обмен заданиями в группе-анализ всех выполненных заданий в группе-выделение условий правильного выполнения заданий в группе- выделение правильного выполнения задания-обмен заданиями и моделями к ним между группами-корректировка моделей.

Алгоритм 5. Мастер предлагает 2-3 темы-выбор-каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования- обнародование проблемы-каждый выясняет все, что он знает об этой проблеме-создание групп по схожим проблемам, формулирование общей темы
исследования-создание банка данных- план исследования-работа по плану: индивидуальная, парная,

групповая-обсуждение в группе-оформление первого результата-представление-каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер тоже) - работа над заданиями-оформление и представление второго результата
исследования – индивидуальное размышление проблеме-подготовка и оформление индивидуальных результатов привести пример нового понятия- группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решение проблем, связанных с новыми понятиями-группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи-коррекция-группы представляют свои примеры на доске-вопросы других групп-коррекция- группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили-каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию-каждый у доски выполняет задание мастера по новому материалу. Анализируя особенности мастерских как

педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала.

Важным аспектом педагогической технологии является воспитание участников мастерской. Процесс воспитания заключается в постоянной корректировке субъективного опыта, сопоставлении его с опытом других, в результате чего происходит выбор собственного пути, самоактуализация.

Литература:

Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986. Педагогические мастерские «Франция - Россия» / Под ред. Э. С. Соколовой.- М.: Новая школа. 1997.

Гессе Г. Избр. произведения.- М.: Панорама, 1995.

Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988.

Валери П. Об искусстве. - М.: Искусство, 1993.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986.

Данилов М. А., Скаткин М. Н. Дидактика.- М.: Просвещение, 1975.

Загашев И.О., Заир-Бек СИ. Критическое мышление: технология развития. - СПб.: Альянс дельта, 2003.

Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе- магнитогорск,2006

Петрова Г.Б. "Современные технологии в обучении литературе" Мгнитогорск 2006г

Андреянова Ольга Алексеевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №98"
Населённый пункт: Кемеровская область г.Новокузнецк
Наименование материала: Проект.
Тема: "Творческая мастерская "Традиционная народная кукла"
Дата публикации: 08.06.2016
Раздел: среднее образование

Новокузнецкий ГО

Конкурсная работа

Проект

«Творческая мастерская

«Традиционная Народная кукла»

Андреянова Ольга Алексеевна,

учитель технологии

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа № 9


Содержание: Паспорт проекта…………………………………………………………………..3 Актуальность проекта…………………………………………………………….4 Цель и задачи проекта…………………………………………………………….5 Этапы проекта……………………………………………………………..............6 Целевая аудитория…………………………………………………………………6 Конкретные ожидаемые результаты……………………………………………..7 Литература…………………………………………………………………………8 Приложения:
1.
Программа внеурочной деятельности «Народная кукла».
2.
Мастер класс изготовление куклы «Крупеничка».
3.
Мастер класс изготовления куклы «Утешница».
4.
Презентация мастер класс изготовления куклы «Утешница».
5.
Мастер класс изготовление куклы «Кубышка-травница». 2

Паспорт проекта

Наименование

ОУ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 98» , г. Новокузнецк
Сроки реализации
2015 – 2016 учебный год
Разработчик

проекта
Андреянова Ольга Алексеевна, учитель технологии
Тема

образовательного

проекта
Творческая мастерская «Традиционная Народная кукла»
Ключевая

и д е я

изменения
Создание особых условий для духовно-нравственного и культурного воспитания обучающихся, создание творческой мастерской.
Цель проекта
В процессе создания традиционной народной куклы воспитание у обучающихся нравственных основ: трудолюбия, терпения, семейных ценностей.
Задачи проекта
1. Привить интерес и любовь к русской культуре и народному творчеству, изучить историю возникновения традиционной народной куклы. 2. Знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были задействованы лоскутные куклы. 3. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. 4. Формировать отношения к семье как к основе российского общества; 5. Приобщить обучаемых к ценностям и традициям российской семьи: любви, верности, здоровью, почитанию родителей, заботы о младших и старших. 7. Изучить виды кукол, изготавливать традиционные народные куклы. 8. Разработать план мероприятий по включению обучающихся в деятельность по созданию и работе Творческой мастерской; 9. Разработать в дальнейшем программу внеурочной деятельности.
Нормативно-

правовое

обоснование

1.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС НОО и ФГОС ООО.
2.
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. М.:2010
Целевая

аудитория
Данный проект предназначен для обучающихся 1- 5 классов МБОУ «ООШ № 98» .
Прогнозируемые

результаты

На уровне учащихся
.
1.
Наличие продуктов индивидуальных и коллективных творческих дел. 2. Приобретение обще-трудовых навыков. 3. Выставка кукол. 4. Создание коллекция кукол для кукольного театра. 3
5. Подарки для пожилых людей, проживающих в «Доме престарелых».
На уровне педагогов
. Создание банка дидактических и методических материалов, направленных на духовно-нравственное воспитание обучаемых в области освоения культуры России.
На управленческом уровне.

1.
Разработка нормативной документации по созданию и планированию работы творческой мастерской.
2.
Разработка программной документации работы творческой мастерской.
На уровне образовательного учреждения.
1. Создание модели творческой мастерской в соответствии с критериями:  наличие дидактиче ского материала д у хо в н о нравственной и культурной направленности;  диалогичность проведения педагогических форм;  продуктивность образовательной деятельно сти педагогов и обучаемых по знакомству с культурой России;  креативность участников образовательного процесса.
На уровне города (района)
1. Наличие творческой мастерской, выполняющей помимо творческой, созидательной еще воспитательную и образовательную функцию.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в создании образовательной творческой мастерской с целью духовно-нравственного и культурного воспитания обучающихся.
Актуальность проекта.
Во ФГОС НОО одной из задач является духовно-нравственное воспитание школьников. Во все времена люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом отводится народному искусству. Сохранение, восстановление и преумножение братства народного искусства является одной из наиболее важных задач на данном этапе. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, к изучению истории и традиций русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества. Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной педагогики. Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из 4
поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа. К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые, выполненные в ручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. В частности, изготовление тряпичных народных кукол практически не встречается в качестве предмета изучения, ему не уделяется должного внимания и в программах. Знания по ознакомлению с традиционной народной куклой представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп. Таким образом, в практике работы в школе не вызывает сомнения значимость изучения народной тряпичной куклы, как одной из интереснейших страниц в истории русской культуры. Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает трудолюбие, терпение, любовь к родине, к изучению истории и традиций русского народа, является благодатной почвой для художественного творчества.
Цель и задачи проекта.

Цель:
В процессе создания традиционной народной куклы воспитание у обучающихся нравственных основ: трудолюбия, терпения, семейных ценностей.
Задачи:
1. Привить интерес и любовь к русской культуре и народному творчеству, изучить историю возникновения традиционной народной куклы. 2. Знакомить с народными традициями, обычаями предков, в которых были задействованы лоскутные куклы. 3. Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства. 4. Формировать отношения к семье как к основе российского общества; 5. Приобщить обучаемых к ценностям и традициям российской семьи: любви, верности, здоровью, почитанию родителей, заботы о младших и старших. 7. Изучить виды кукол, изготавливать традиционные народные куклы. 8. Разработать план мероприятий по включению обучающихся в деятельность по созданию и работе Творческой мастерской; 9. Разработать в дальнейшем программу внеурочной деятельности.
Этапы реализации проекта.
5

Название

этапа

Сроки

реализации

этапа

Диагностический
Изучение культурной традиций с целью организации Творческой мастерской Сентябр ь 2015
2

Организационный
Создание творческой группы обучаемых. сентябрь 2015 Разработка плана мероприятий по включению обучаемых в деятельность по с о зд а н и ю и р а б от е « Тв о р ч е с ко й Мастерской». Январь 2016 Создание дидактической базы по созданию воспитательной Творческой мастерской Февраль- март 2016
3

Внедрение

проекта
Проведение согласно п л а н у направления работы мероприятий, направленных на реализацию проекта 2015- 2016 учебный год
4

Подведение итогов
Диагностика результатов, их анализ. май 2016 года Планирование коррекционной работы Июнь- а в г у с т 2 0 1 6 года
Целевая аудитория.
Данный проект предназначен для обучающихся МБОУ «ООШ № 98». Также предполагаем, что проект будет полезен для специалистов дошкольных образовательных учреждений. В условиях введения ФГОС деятельность учащихся и педагогов должна быть направлена не только на формирование духовно-нравственной культуры, но и на создание благоприятных условий для социализации. «Творческая мастерская «Традиционная народная кукла» будет располагаться в кабинете технологии. Для выполнения художественных работ с текстилем необходимо следующие оборудование и материалы: ножницы, швейные иглы, утюг, швейные и шерстяные нити, лоскуты однотонной ткани и ткани с рисунком, вата, синтетический наполнитель, вата, шерсть (гребенная лента), различная тесьма, кружево, шнур и.т.д. компьютер с возможностью выхода в Интернет, программы по компьютерной графике.
Конкретные ожидаемые результаты:

1.
Наличие продуктов индивидуальных и коллективных творческих дел. 6
2. Приобретение обще-трудовых навыков. 3. Выставка кукол. 4. Создание коллекция кукол для кукольного театра. 5. Подарки для пожилых людей «Дома престарелых».
На уровне педагогов
1. Создание банка дидактических и методических материалов, направленных на духовно-нравственное воспитание обучаемых в области освоения культуры России.
На управленческом уровне.

1.
Разработка нормативной документации по созданию и планированию работы творческой мастерской.
2.
Разработка программной документации работы творческой мастерской.
На уровне образовательного учреждения
1. Создание модели творческой мастерской в соответствии с критериями:  наличие дидактического материала духовно нравственной и культурной направленности;  диалогичность проведения педагогических форм;  продуктивность образовательной деятельности педагогов и обучающихся по знакомству с культурой России;  креативность участников образовательного процесса.
На уровне города (района).
1. Наличие творческой мастерской, выполняющей помимо творческой, созидательной еще и образовательную функцию.
Оценка результатов.
Мы понимаем, что процесс становления осознанно-правильного отношения к культуре сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критериями оценки уровня его воспитанности. Поэтому методами оценки могут быть как педагогические наблюдения, беседы, викторины, проекты, творческие работы самоанализ, самооценка.
Пролонгация проекта
, на наш взгляд, приведет к следующим результатам:
1)
повысится культура учащихся школы;
2)
сформируется устойчивый познавательный интерес к истории и культурным традициям русского народа;
3)
повысится количество учащихся, желающих заниматься творческой и социальной деятельностью; 7

4)
у ребят участников проекта в ходе работы будут сформированы коммуникативные навыки, что является одним из показателей социализации. В дальнейшем нами планируется создание программы внеурочной деятельности социальной направленности «Народная кукла + ».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Литература для учителя.
1.Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.:2010 2.Кацюба Д. Краеведение в воспитании учащихся. М., 1965. 3.Лаврина В. История Кузбасса в рассказах для детей. Кемерово. Кузбасс, 2004. 4. Тарасова О.А. Куклы-мотанки. Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга, 2014. 5. Елена Берстенева; Наталья Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла.
Литература для обучаемых.
1.Тарасова О.А. Куклы-мотанки. Харьков, Белгород. Клуб семейного досуга, 2014. 2. . Елена Берстенева; Наталья Догаева. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла.
Видеоматериалы

1.
Куклы – мотанки (тряпичная кукла). 8