Кадр из фильма "Мастер и Маргарита", режиссер Юрий Кара, 1994 г.в.

Анализ образа героя

Рассмотрите, какие средства участвуют в создании образов героев второй главы романа "Мастер и Маргарита".

Предложен план анализа образа героя для углублённого изучения школьной литературы. Изменяйте этот план в зависимости от ваших задач и уровня класса. Скачать план анализа образа героя

1. Общая информация.

    Как герой вводится в произведение?

    Предыстория.

    Позиция в произведении (герой-повествователь, 3-е лицо).

    Если повествователь, показать ракурс повествователя (рассказчик, участник событий, размышляющий повествователь).

    Есть ли прототип? Чем герой отличается от прототипа?

    Степень участия в событиях (главный герой, второстепенный герой).

2. Оценка героя с разных точек зрения:

    Что герой говорит о себе сам?

    Как к герою относятся другие персонажи? Что они о нём говорят?

    Как вы относитесь к герою? (позиция читателя)

3. Портрет

  • Одежда
4. Язык
  • внутренние монологи
  • диалоги с другими персонажами
5. Жилище
6. Поступки:
  • Что герой делает?
  • Как он объясняет мотивы своего поведения?
  • Является ли поведение типичным для своего времени?
7. Образ героя в структуре произведения
  • Какое место герой занимает в системе персонажей? (Участвует ли в конфликте? Есть ли герои, противопоставленные этому герою? Есть ли герои-двойники?)
  • С какими мотивами произведения связан герой?
  • Черты классицизма/романтизма/реализма.
  • Как герой связан с идеей произведения?
  • Зачем этот герой был нужен автору в этом произведении?
8. Оценка героя современниками писателя.
9. Оценка героя в литературной критике разных лет.
10. Общий вывод.

Вопросы для анализа образов героев

Образ Иешуа

а) Что мы узнаем о Иешуа до его появления?

б) Проанализируйте портрет героя. Что мы можем сказать о нем по внешнему виду?

в) Прочитайте реплики Иешуа в сцене с Марком Крысобоем. Что говорят об арестанте авторские ремарки в этом диалоге?

г) Проанализируйте язык Га-Ноцри как отдельный текст. Предложите свою интерпретацию.

д) Что об Иешуа мы узнаем из доноса?

е) Что арестованный рассказывает о себе сам?

ж) Почему Пилат называет Иешуа бродягой, лгуном, разбойником? Что заставляет назвать его странным разбойником? Как и почему меняется отношение Пилата к Иешуа в дальнейшем?

з) В чем проявляется бесстрашие Иешуа?

к) Почему Иешуа не воспользовался возможностью спастись?

л) Что мы можем рассказать о философии Иешуа? Какими словами в романе передаются эти смыслы?

м) Сравните Иешуа и евангелиевского Иисуса Христа. Как изменил и проинтерпретировал Булгаков библейскую легенду?

н) Проследите, как связан образ Иешуа с мотивом солнца.

о) Сравните образ Иешуа с его прототипом, используя историческую и религиозную литературу.

Образ Понтия Пилата

а) Прочитайте начало главы. Как задается портрет героя?

б) Выберите из текста наиболее важные на ваш взгляд детали поведения героя. Обратите внимание на язык жестов, тон разговора.

в) Как Булгаков описывает детали одежды и дома прокуратора? О чем нам говорят эти детали?

г) Что говорит о себе сам Пилат?

д) Что рассказывает о нем Иешуа?

е) Почему прокуратор позвал М. Крысобоя? Почему не посмотрел ему в след, когда тот уводил Иешуа?

ж) Что мы можем сказать о Понтии Пилате по его репликам в диалоге с Иешуа и Каифой?

з) Рассмотрите, как вводятся внутренние монологи героя.

Как они изменяют создавшийся образ?

и) Каким предстает Пилат в первой части главы? (до слов "все о нем...").

к) Как Пилат пытается помочь Иешуа? Зачем он это делает?

л) Почему Пилат срывается на крик, утверждая незыблемость власти императора?

м) Обобщите предыдущие 3 вопроса. Как создается образ героя при помощи описания его поведения?

н) Как мотив болезни помогает в создании образа Пилата?

о) Сравните булгаковского Понтия Пилата с прототипом, используя историческую литературу.


Теги: образ героя, Булгаков, Понтий Пилат, Иешуа, план анализа, анализ текста
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 890397 от 19 Ноя 2016

Портрет может быть экспозиционным – развернутое описание, как правило, в начале повествования, и динамическим – детали внешнего облика как бы разбросаны по всему произведению.

Психологизм может быть прямым – внутренние монологи, переживания, и косвенным – мимика, жесты.

Помимо этих критериев, к образу персонажа относится окружающее пространство .

Пейзаж – изображение незамкнутого пространства. Он нередко используется для описания внутреннего состояния героя (Н.Карамзин «Бедная Лиза») и для углубления понимания характера созданного персонажа (братья Кирсановы в «Отцах и детях» И.Тургенева).

Интерьер – изображение замкнутого пространства. Он может иметь психологическую функцию, которая позволяет оценить предпочтения и особенности характера персонажа, интерьер помогает нам узнать социальный статус героя, а также выявить настроения эпохи времени, в котором происходит действие.

Поступки и поведение персонажа (иногда, на первый взгляд, противоречащие его характеру) также влияют на создание полноценного образа. К примеру, Чацкий, не замечающий увлечения Софьи, в начале произведения нам непонятен и даже смешон. Но в дальнейшем мы понимаем, что автор таким образом раскрывает одну из главных черт героя – высокомерие. Чацкий на столько низкого мнения о Молчалине, что ему и в голову прийти не может сложившийся исход событий.

И последний (но не по значимости) критерий, влияющий на создание образа персонажа – деталь .

Деталь художественная (от франц. detail– подробность, мелочь) - выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью.

Данный художественный прием часто воспроизводится на протяжении всего произведения, что позволяет при дальнейшем прочтении ассоциировать деталь с определенным персонажем («лучистые глаза» княжны Марьи, «мраморные плечи» Элен и т.п.)

А.Б.Есин выделяет следующие виды деталей : сюжетные, описательные, психологические.
Доминирование одного из перечисленных видов в тексте, задает определенный стиль всему произведению. «Сюжетность» («Тарас Бульба» Гоголя), «описательность» («Мертвые души»), «психологизм» («Преступление и наказание» Достоевского).Однако преобладание одной группы деталей, не исключает другие в пределах одного произведения.

Л.В.Чернец, рассуждая о детали, пишет: «Любой образ воспринимается и оценивается как некая целостность, хотя бы он был создан с помощью одной-двух деталей».

Список использованных источников

1. Добин, Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л. : Советский писатель, 1981 . – 432 с.
2. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 176 с.
3. Кормилов, С.И. Интерьер // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: 2001. – 1600 с.
4. Скиба, В.А., Чернец, Л.B. Образ художественный // Введение в литературо-ведение. – М.,2004. – с.25-32
5. Чернец, Л.В., Исакова, И.Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения. – М., 2006. – 745 с.
6. Чернец, Л.В. Персонаж и характер в литературном произведении и его кри-тических интерпретациях // Принципы анализа литературного произведения. – М.: МГУ, 1984. – 83 с.

Проблема образности и ее места в художественном произведении является одной из актуальных проблем стилистики. Интерес к ней обусловлен текстообразующим потенциалом, заложенным в самом явлении. Термин «образ» в широком смысле слова означает отражение внешнего мира в сознании человека. Художественный образ есть его особая разновидность, обладающая своими специфическими особенностями. Они состоят в том, что, давая человеку новое познание мира, художественный образ одновременн о передает и определенное отношение к отражаемому. «Художественный образ - форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций худо жника»

Образ обладает огромной действенной силой. И эта действительность, столь необходимая искусству, исходит из его основного свойства, а именно способности воспроизводить в памяти прошлые ощущения и восприятия. Образ в художественном произведении, привлекая воспоминания в чувcтвенных – зрительных, слуховых, тактильных, температурных и других ощущениях, полученных из опыта и связанных с психологическими переживаниями, конкретизирует передаваемую информацию, делает живым и ярким восприятие литературного произведения в целом. Образ у свойственны конкретность и эмоциональность. Его отличает возможность передать то особое видение мира, которое заключено в тексте, сродни авт ору или же персонажу и дает им определенную характеристику.

Образность истинно художественного произведения отличается избалованностью, индивидуальностью и типичностью характеристик. Образы персонажей, событий, природы приобретают достоверность и жизненность благодаря конкретным, индивидуальным свойствам. Случается, что писатель уделяет целиком свое внимание именно последним. Читатель все время сравнивает раскрывающиеся перед нами образы с собой, с окружающими людьми. Через образ предстает перед читателем не только опыт автора, но и его собственный.

Художественный образ во всей своей полноте познается ретроспективно, ибо он не локализован в единственном, четко ограниченном участке, но рождается постепенно, пронизывает всю ткань произведения.

Развитие, перемещение, группировка образов, собственно, и составляют структуру художественного произведения. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проявляется ход авторской мысли к окончательному выводу, авторская позиция, его точка зрения. В зависимости от нее происходит выбор и расстановка образов, формируются конфликты между ними, создается движение сюжета, определяется идея произведения.

Образы литературы всегда являются созданием творческой мысли и воображения художника. Литература претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более ярко, отчетливо, законченно воплощали в себе существенные особенности. Она творчески типизирует жизнь. Другое отличительное свойство художественных образов – это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Создавая изображение типического, авторы выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого деталями художественных образов. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов художественных произведений заключается в том, что они в сегда остаются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.

Стоит подчеркнуть ошибочность распространенного школьного представления о том, что образы в романе – это обязательно образы персонажей. Образы могут быть связаны с погодой, с пейзажем, событиями, интерьером. Все образы в литературном произведении составляют иерархическую образную систему художественных образов. Все они в совокупности выступают как макрообраз, т.е. самолитературное произведение, которое понимается как целостный образ жизни, созданный автором.

Основной иерархической образной система является словесный образ или микрообраз, т.е. эпитеты, метафоры, сравнения и т.д. Совместно с другими элементами они составляют образы – характеры, образы – события, образы природы.

Функции пейзажа в художественном произведении

Пейзаж может иметь самосто ятельную задачу и быть объектом познания, он может быть также фоном или источником эмоций. Мысленное воспроизведение пейзажа или событий в природе, вызывающих какое-либо эмоциональное состояние, может вновь поднять те же эмоции. Пейзаж может гармонировать с состоянием героя или напротив, контрастировать с ним. Пейзаж связан со временем дня и года, погодой, освещением и другими объектами реальной действительности, которая по своей природе способна вызвать эмоционально окрашенные ассоциации. В качестве примера можно вспомнить дождливую погоду во многих произведениях Р. Хемингуэя или снег в стихотворениях Р. Фроста, или огонь у Ш. Бронте. Образы могут быть как статичными, так и динамичными (тайфун, извержение вулкана, вьюга).

На контрасте, противопоставлении или же напротив, слиянии природы с миром души строится собственно вся пейзажная лирика. Пейзаж в стихах больших поэтов всегда обретает обобщающее значение.

С наибольшей силой взаимосвязь человека и природы достигается через во сприятие персонажа в аспекте его конкретного индивидуального сознания. В этом случае пейзаж вовлекается во внутреннее психологическое действие и становится средством раскрытия душевного состояния человека. Такой пейзаж можно назвать «психологическим», пейзажем настроения в отличие от чисто описанного пейзажа.

Существенную роль играет пейзаж как средство характеристики литературного героя. Отношение героя к природе, его реакция на те или иные ее картины во многом определяют черты личности данного персонажа, его мировоззрение и характер. Характер пейзажа, на фоне которого изображен герой произведения, может помочь понять образ этого героя.

Очень многозначным оказывается обращение к природе самых разных художников. И какой различный смысл вкладывается всякий раз в такого рода обращения! Ведь художник не просто помещает зрителя перед пейзажем, но и говорит со зрителем, делает его у частником своих собственных сильных чувств и живых мыслей, увлекает его своим восторгом, направляет ко всему прекрасному, отрывает от всего низкого и дает ему больше чем наслаждение, он облагораживает и учит его. Эти слова принадлежат английскому философу и публицисту прошлого века Джону Рескину. Очень точные слова, если иметь в виду таких великих мастеров пейзажа как Диккенс, Тургенев, Чехов.

Художественный образ

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного об­раза определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо­феев).

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско­го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», - думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения - человек,

изменя­ются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвы­шают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис­цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны­ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.

Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя :

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

Всякая книга кем‑то рассказана. Это так очевидно, что мы почти никогда об этом не помним. А между тем тот, кто рассказывает, повествует, излагает, - всегда перед читателем. Он может вплотную подойти к автору, слиться с ним, а может полностью отделиться от него, стать совсем другим лицом.

Вероятно, вам приходилось слышать, как разные люди рассказывают одну и ту же историю. В этом случае история не только звучит по‑разному, но в каждом новом пересказе обретает новый смысл. Фабула (см. Сюжет и фабула) сохраняется - обновляется тон. А рассказчик, повествователь - это носитель тона.

Русские писатели-классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика: от «обрамляющего» условного рассказчика И. С. Тургенева до гримасничающих масок Н. В. Гоголя; от простодушного Петра Андреевича Гринева («Капитанская дочка») до нервного, захлебывающегося желчью «парадоксалиста» («Записки из подполья» Ф. М. Достоевского), от холода страстного печоринского «журнала» («Герой нашего времени») до эпического в своей простоте повествования Ивана Северьяныча Флягина («Очарованный странник» Н. С. Лескова). Рядом с этими виртуозами И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов на первый взгляд кажутся совершенно равнодушными к проблеме рассказчика, но это ложное впечатление: у них тоже присутствует образ рассказчика, и это, быть может, еще более тонкие и сложные случаи. Дидактическое, наставническое начало Толстого и просветительское начало Чехова создают эффект прямого разговора с читателем. Кажется, что они, как во многих случаях и Тургенев, пренебрегают оттенками художественного смысла, возникающими от взаимодействия образа повествователя с образами героев произведения. Но они вовсе не пренебрегают, а полностью вбирают, подчиняют эти оттенки, создавая таким образом многослойную, глубинную смысловую перспективу произведения. Яркий образ рассказчика встает перед читателями в трилогии Л. Н. Толстого: «Детство», «Отрочество», «Юность». Чехов же, будучи великим и тонким мастером «объективного» рассказа, оставил нам непревзойденные в своей классической ясности образцы повествования, доверенного рассказчику: «Скучную историю», «Ариадну», «Человека в футляре», «Дом с мезонином».

Выбор между рассказом от первого лица или от третьего - первый шаг любого писателя. Известно, что «Преступление и наказание» Достоевского сначала было начато как внутренний монолог Раскольникова и переход к рассказу от третьего лица придал повествованию новый смысл. Ведь не случайно у Достоевского повествователи - это не активно действующие персонажи сюжета, а, как правило, сторонние свидетели происходящего. Правда, каждому из главных героев хоть однажды да приходится выступать в роли рассказчика, своего рода автора вставных фабул, как правило, идеологически осмысленных и художественно завершенных. Вспомним хотя бы рассказы Мышкина о смертной казни и о бедной Мари, «Легенду о Великом Инквизиторе» Ивана Карамазова, сон Версилова о золотом веке… Но все же основную повествовательную нагрузку несет герой-рассказчик. Способы ввода повествователя многообразны (дневники, письма, мемуары, записки, сказ и т. д.).

Всякие «найденные» рукописи, письма, записки, дневники приближают к документальности, архивности, невыдуманности (мнимой, конечно), как воздух нужной писателю для создания впечатления достоверности, правдивости изображаемого и рассказываемого. Иногда бывает необходимо создать как раз обратное впечатление: таинственности, двусмысленности рассказываемого (этого добивается, например, Р. Л. Стивенсон во «Владетеле Балантрэ»). Иногда рассказчик простодушен, наивен и ему не совсем ясен смысл собственного рассказа. В результате вовлекается в процесс осмысления сам читатель. Он вынуждается творческой волей автора не к пассивному восприятию, но к активному соучастию в событии рассказывания. Часто этот способ используется в детективах.

Создание образа рассказчика сопряжено с применением таких стилевых форм, как сказ и стилизация, с использованием так называемой словесной маски (например, у Н. В. Гоголя - Рудый Панько в «Вечерах…», у М. Горького - старуха Изергиль в одноименном рассказе, у М. Ю. Лермонтова - Максим Максимыч, у М. М. Зощенко - безымянный рассказчик: «Аристократки», «Бани» и др.). Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект. Совершенно недопустимо отождествлять реального автора с образами рассказчика, повествователя. При таком отождествлении пропадает эффект объемности, присущий настоящему искусству слова, произведение теряет глубину, сужается смысл, обедняется содержание рассказа.

Первый интереснейший опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А. С. Пушкину. В его романе «Евгений Онегин» образ автора почти равнозначен Онегину, Татьяне и Ленскому. Пушкин раздвигает границы литературы. Он учит свободе и необходимости переходов из реальной жизни в искусство. Иначе говоря, создавая образ автора, Пушкин закладывал основы реализма в русской литературе. Он демонстрирует (и опять в нашей литературе впервые) многообразие способов авторского существования в пределах произведения и возможности, вытекающие из этого многообразия. Это его открытие, как и множество других, было усвоено, понято, развито и обогащено последующей литературой.