В настоящее время для перевозки грузов используются следующие виды транспорта в зависимости от вида природной среды, в которой осуществляется процесс движения: наземный (автомобильный, железнодорожный), водный (морской, речной), воздушный (авиатранспорт), трубопроводный (в зависимости от места расположения труб может относиться к любому перечисленному виду транспорта).

Используемые типы транспортных механизмов разделяются на транспортные средства, которые перемещаются вместе с грузом, и транспортные устройства, которые сами не перемещаются в пространстве, но обеспечивают пространственное перемещение груза.

Существует множество классификаций видов транспорта в зависимости от выбранного критерия классификации. Наиболее часто встречающимися являются следующие классификации.

В зависимости от среды, в которой осуществляется процесс транспортировки, различают следующие типы транспорта:

водный - это транспорт, предназначенный для перемещения в водной среде.

В свою очередь, водный транспорт подразделяется на:

надводный и подводный;

морской и речной;

наземный - это транспорт, предназначенный для перемещения по земной поверхности.

Данный тип транспорта подразделяется в зависимости от используемых транспортных средств на:

автомобильный;

железнодорожный;

трубопроводный;

воздушный - это транспорт, предназначенный для перемещения в воздушной среде (над землей, но в земной атмосфере);

космический - это транспорт, предназначенный для перемещения в космосе (над землей, но за пределами земной атмосферы).

В зависимости от круга потребителей транспортных услуг транспорт разделяется на:

магистральный, или общего пользования - это транспорт, который обслуживает любых участников рынка (круг потребителей ничем не ограничен);

ведомственный (промышленный, необщего пользования) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов только какой-то части участников рынка или даже только отдельного участника рынка.

В зависимости от времени использования транспорт бывает:

круглогодичным (всесезонным) - это транспорт, который обеспечивает перевозку грузов участникам рынка круглый год;

сезонным (межсезонным) - это транспорт, который работает только несколько месяцев в году, пока позволяют природные условия. Например, в нашей стране водный транспорт часто не функционирует в зимнее время года, так как реки и моря замерзают.

универсальный - это транспорт, предназначенный для перевозки потенциально любых видов грузов;

специальный - это транспорт, предназначенный для перевозки только определенного вида груза. Из указанных типов транспорта к данной группе относится в основном трубопроводный транспорт. Однако в каждом типе транспорта всегда имеется та или иная специализация транспортных средств по видам перевозимой продукции. Специализация транспорта - важный путь снижения транспортных расходов.

В зависимости от формы собственности транспорт может быть:

государственным - это транспорт, который принадлежит государству;

частным - это транспорт, который принадлежит частным лицам (организациям или населению).

В зависимости от того, какие перевозки обслуживаются, различается транспорт:

национальный (внутренний) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов внутри данной страны;

международный (внешний) - это транспорт, который обслуживает перевозку грузов между странами.

Участнику рынка, как правило, требуется переместить свой груз в целости и сохранности в требуемое место на определенное расстояние и в течение какого-то времени. Обычно он может сделать это путем использования разных видов транспорта, а потому перед ним всегда стоит задача выбора того или иного вида транспорта, которым он может доставить свой груз. Данная задача решается с учетом разнообразных характеристик, которыми обладает перемещение груза тем или иным видом транспорта, а критерием, в конечном счете, является минимизация транспортных расходов и (или) максимизация прибыли данного участника рынка.

Каждый вид транспорта (в данном контексте - грузового) имеет сразу целый ряд сравнительных достоинств (относительных преимуществ) и сравнительных недостатков (относительно отрицательных черт).

Сравнительную рыночную сущность вида транспорта лучше всего показывает единство его главного достоинства и основного недостатка для транспорта:

автомобильного - маневренность против затратности;

железнодорожного - масштабность против неманевренности;

водного - дешевизна против длительности;

воздушного (авиа) - скорость против затратности;

трубопроводного - масштабность и дешевизна против грузоограниченности.

Каждый вид транспорта, в конечном счете, используется участниками рынка тогда, когда его достоинства при конкретной перевозке груза перевешивают его относительные недостатки в большей степени, чем это имеет место при использовании других видов транспорта.

Поскольку обычно перевозка груза может быть осуществлена самыми различными видами транспорта, у участника рынка всегда имеется выбор в отношении того, каким видом транспорта и на каких условиях он может осуществить процесс перевозки груза.

Главная черта автомобильного транспорта - маневренность. Данный вид транспорта имеет неоспоримое достоинство - он позволяет доставить груз непосредственно на склад покупателя продукции. Все остальные виды транспорта могут это сделать только при условии, что грузополучатель имеет специально оборудованный для определенного вида транспорта пункт доставки, например собственный морской порт, железнодорожный узел, аэропорт. Поскольку в большинстве случае участник рынка не имеет такого рода пунктов доставки, ему приходится использовать автомобильный транспорт, чтобы доставить груз от пункта его выгрузки железнодорожным, водным, воздушным транспортом до собственного приемочного склада.

Особенности железнодорожного транспорта: данный вид транспорта также является наземным видом транспорта, а потому он, как и автотранспорт, способен обеспечить необходимую всепогодность перевозок и сохранность грузов больше, чем водный или воздушный транспорт, в той мере, в какой это зависит от самой среды транспортировки грузов. В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт по своему замыслу предназначен для перевозки крупных партий грузов (руда, уголь, металл и т. п.) на большие расстояния. Отсюда - главная отличительная черта железнодорожного транспорта - это масштабность.

Технически такая масштабность обеспечивается, прежде всего, тем, что используемые на железнодорожном транспорте транспортные средства (вагоны и т. п.), позволяют перевозить большие грузы (по весу, размерам). Высокая грузоподъемность - это важнейшее техническое достоинство железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным.

Очевидно, железнодорожный транспорт имеет большую роль именно в крупных по своей территории странах, как, например, наша страна, где вообще существуют большие расстояния. В небольших по территории государствах данный вид транспорта обычно занимает второстепенное место и намного уступает по использованию автомобильному транспорту. Однако в международных перевозках его роль существенно возрастает.

Возможность доставки на большие расстояния больших партий грузов означает, что затраты на их перевозку железнодорожным транспортом оказываются существенно ниже, чем автомобильным транспортом. Поэтому масштабность железнодорожных перевозок порождает главную рыночную черту этого транспорта - относительную дешевизну.

В силу своих технических особенностей железнодорожный транспорт не обладает той же маневренностью, что и автомобильный, т. е. он не может доставлять груз непосредственно к его потребителю.

В отличие от автомобильного, железнодорожный транспорт является капиталоемким - все затраты на строительство железнодорожных путей и станций в форме амортизационных отчислений непосредственно отражаются в транспортных тарифах. Однако масштабность перевозок позволяет устанавливать эти тарифы на гораздо более низком уровне, чем в автомобильном транспорте.

Особенности водного (речного, морского) транспорта: для большой по территории страны, особенно такой, как Россия, водный транспорт обычно отождествляется с речным транспортом и представляет собой преимущественно внутренний вид транспорта, а морским называется водный транспорт, обслуживающий перевозки по морю. В нашей стране морской транспорт является как внутренним видом водного транспорта, так и внешним, обслуживающим международные перевозки грузов. Для сравнения во многих европейских странах единственным видом водного транспорта является речной, который одновременно обслуживает как внутренние, так и международные перевозки грузов таких стран. Главная рыночная отличительная черта водного транспорта - это его дешевизна. Водный транспорт - самый дешевый вид транспорта в сравнении с наземными или воздушными видами транспорта.

Использование водного транспорта потенциально возможно, если грузоотправитель и грузополучатель могут быть связаны между собой посредством водного транспорта, т. е. при наличии связывающей их реки или морских путей. Если оба участника рынка располагаются на одном и том же земельном пространстве, процесс перемещения между ними водным транспортом обычно невозможен вообще. Либо только часть расстояния груз перемещается по воде, а другую часть - иными видами транспорта;

Воздушный транспорт имеет две главные взаимосвязанные черты, которые существенно отличают его от иных видов транспорта:

скорость - это главное достоинство воздушного транспорта. С помощью авиации грузы могут доставляться за самое короткое время практически в любую точку мира;

внедорожность - авиационному (воздушному) транспорту практически совершенно не нужны никакие дороги на поверхности земли. Потребность в "дорогах" у него имеется только в форме существования аэродромов. Если внедорожность водного транспорта проистекает из того, что его "дороги" уже созданы самой природой, то внедорожность воздушного транспорта вытекает из того, что ему вообще не нужны никакие дороги - ни природные, ни искусственные, т. е. создаваемые трудом самого человека.

Несмотря на то, что воздушное движение не нуждается в специально построенных для него дорогах, как это имеет место в наземном (автомобильном и железнодорожном) транспорте, высокая скорость перемещения в воздушной среде пока достигается за счет огромного расхода энергии (топлива) в расчете на единицу груза, что приводит к резкому удорожанию процесса перевозки единицы груза в расчете на единицу расстояния. В результате авиационный транспорт является самым дорогим видом грузового транспорта.

Особенности трубопроводного транспорта: данный вид транспорта является специфическим видом, который основывается на том, что непосредственно перемещается сам груз, а не его транспортный носитель. Соответствующий физический процесс, обычно создаваемый давлением, особым образом перемещает груз, но при этом сам этот транспортный механизм пространственно не перемещается, а остается на одном и том же месте. Обычно к данного рода транспортным устройствам относятся, например, ленточные транспортеры, которые широко используются в процессах производства продукции или в складской деятельности, где продукт перемещается на очень ограниченные расстояния. Однако существует один вид транспорта как транспортного устройства, применяемый не только внутри каких-то производственных процессов, но и в целях доставки груза до потребителя на большие расстояния. Это трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт представляет собой устройство для перемещения определенного рода грузов (жидкости, газы и т. п.), состоящее из труб, по которым под давлением, создаваемым соответствующим оборудованием (насосы и др.), перемещаются эти грузы. Можно сказать, трубопроводный транспорт - транспортное устройство, которое предназначено для перемещения грузов на очень большие расстояния, т. е. на доставку грузов от места их производства (добычи) до мест их потребления.

Рыночную суть трубопроводного транспорта в краткой форме можно отобразить следующей противоположностью черт: дешевизна и масштабность в обмен на высочайшую степень специализации груза.

При выборе способа доставки грузов, грузовладелец должен руководствоваться множеством критериев. Наиболее весомые из них — это скорость, надежность и стоимость.

Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, зная которые можно оптимизировать расходы и скорость перевозки грузов. Исходя из типа и параметров груза, подбирается наиболее подходящий транспорт.

Особенности использования различных видов транспорта

Критерий выбора Виды транспорта
Железнодорожный Водный Автодорожный Воздушный
Скорость (время доставки от точки до точки) средняя самая низкая высокая самая высокая
Надежность (соблюдение графика) средняя низкая высокая средняя
Способность перевозить различные виды грузов высокая самая высокая средняя низкая
Доступность (количество обслуживаемых географических точек) высокая низкая самая высокая средняя
Стоимость (уровень затрат на тонну груза) средняя низкая высокая самая высокая

ЖД транспорт

К важным преимуществам железнодорожного транспорта относятся:

  • регулярность перевозок независимо от времени года, суток и погодных условий;
  • разветвленная сеть железнодорожных путей и разнообразие подвижного состава для любого вида груза;
  • относительно невысокая себестоимость перевозки грузов;
  • более высокая скорость доставки грузов и более короткий путь по сравнению с речным транспортом.

Водный транспорт (Морской и речной транспорт)

Водный транспорт подразделяется на морской и речной.

Морская транспортировка грузов незаменима при при межконтинентальных перевозках, когда нет возможности доставить груз сухопутным путём. Главным достоинством перевозок морским транспортом считается:

  • высокая провозная и почти неограниченная пропускная способность, т.е. можно перевозить практически любые грузы и в любом количестве,
  • низкая себестоимость перевозки на дальние расстояния;

Речной транспорт используется на внутренний водных путях и имеет ограниченную зону обслуживания.

Автотранспорт

К сильным сторонам автомобильного транспорта относятся:

  • высокая скорость доставки грузов;
  • большая маневренность;
  • перевозка грузов может осуществляться без промежуточных перегрузок, т.е. непосредственно со склада отправителя на склад получателя.

Авиатранспорт

К преимуществам воздушного транспорта можно отнести:

  • возможность перевозки грузов на дальние расстояния с высокой скоростью доставки;
  • высокая сохранность груза.

Роль транспорта.

А1. Доля инфраструктурного комплекса в общем объема ВВП в России составляет

1)25% 2)42% 3)54% 4)66%

А2. Какая из перечисленных отраслей экономики входит в состав инфраструктурного комплекса?

1) металлургия 2)транспорт 3)земледелие 4)рыболовство

А3. Какой из перечисленных видов транспорта является специализированным?

1)железнодорожный 2)морской 3)воздушный 4)трубопроводный

А4. Какой из перечисленных видов транспорта играет наименьшую роль в общем грузообороте?

1)воздушный 2)железнодорожный

3)речной (внутренний водный) 4)морской

А5. Какой из перечисленных видов транспорта перевозит наибольшую часть пассажиров?

1) морской 2) железнодорожный 3) автомобильный 4) речной

В1. Какой вид транспорта обладает самой низкой себестоимостью грузовых перевозок?

В2. Установите соответствие между видом транспорта и его характерной особенностью.

Вид транспорта Особенность

1)воздушный А) наименьшая себестоимость перевозок

2)морской Б) наибольшая скорость перевозок

3)автомобильный В) исторически сложившаяся сеть транспортных путей

Г) наибольшая доля в пассажирообороте

ВЗ. Расположите перечисленные виды транспорта в порядке увеличения их доли в грузообороте.

А) морской Б) автомобильный В) внутренний водный Г) воздушный

С1 В мировом грузообороте более 50% приходится на морской транспорт. Объясните, почему в России этот показатель составляет менее 5%. Укажите не менее двух причин.

С2. Почему, несмотря на отсутствие качественной сети автомобильных дорог, в России на долю автомобильного транспорта все же приходится более 40% всем перевозок пассажиров? Укажите не менее двух причин.

Панова С.С., учитель географии МБОУ Лежневская СОШ №11

Аннотация урока.

Тема: «Транспорт России. Виды транспорта»

Урок является первым в разделе «Инфраструктурный комплекс» курса географии России 9 класс «Население и хозяйство». Урок тесно связан с предыдущими уроками, так как продолжает формирование у учащихся понятий о межотраслевых комплексах России, их составе, географии, проблемах.

Задача учителя: сформировать у учащихся представление о транспортной системе, её главных задачах, познакомить с видами транспорта, их особенностями и недостатками. Обратить внимание на вопросы влияния разных видов транспорта на здоровье человека и экологические последствия влияния их работы на географические оболочки. Урок сопровождается презентацией

Урок построен в форме изучения нового материала, поиска информации о различных видах транспорта и решения проблемных вопросов, поставленных перед учащимися.

Особенностью данного урока является сочетание современных педагогических технологий на примере ИКТ с использованием компьютерной презентации (выполненной в программе PowerPoint) и проектного метода (в ходе урока представлен результат работы над информационным проектом «Транспорт Ивановской области»), так и традиционных методов ведения урока: отработка практических умений и навыков работы с картами атласа, текстом, содержащим необходимую информацию. По ходу урока учитель демонстрирует слайды презентации, на которых представлена информация с основными понятиями по теме урока: состав и задачи транспортного комплекса, виды транспорта, даётся определение понятий «грузооборот» и «пассажирооборот» и т.д.

Обратная связь на уроке выражена активной работой учащихся, выполнением действий, способствующих развитию памяти, мышления, сенсорных сфер в области глазомерного ориентирования. Класс разделен на 4 группы, каждая группа будет заниматься изучением отдельного вида транспорта. В ходе урока предполагается использование различных заданий, ориентированных на учащихся с разным типом восприятия информации. Основной упор делается на то самостоятельную деятельность учащихся (работа в группах по поиску информации, работа над индивидуальным информационным проектом).

Конспект урока «Транспорт России. Виды транспорта».

Цель урока : познакомить учащихся с особенности работы транспорта России.

Задачи урока:

1.Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения.

2. Изучить состав транспортного комплекса.

3. Познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот».

4.Познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития.

5.Проанализировать географию ведущих видов транспорта России.

6.Рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, экономические, социальные, экологические.

7.Продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование :

    1. Карты России: экономическая, политико-административная;таблицы, схемы, хрестоматии, справочники.

      Мультимедийное оборудование (проектор, интерактивная доска, компьютер).

Методы:

Словесные : рассказ с элементами беседы; выступления учащихся.

Наглядные: демонстрация карт, таблиц,схем, компьютерных презентаций.

Практические: составление синквейна, применение кейс-технологий: работа учащихся с различными источниками информации (диаграммой, схемой, картой, справочной литературой),работа с разноуровневыми тестовыми заданиями, работа над информационным проектом,

Ход урока:

I .Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Слова учителя : «Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со следующего задания. Закончите фразу « Кровеносной системой экономики, позволяющей связывать производителей и потребителей является - ……………(транспорт)»

Деятельность учащихся:

Составление синквейна к слову «транспорт»

2 слова – прилагательных (важный, быстрый)

3 слова – глаголы (перевозить, доставлять, работать)

Предложение с термином «транспорт» (Транспорт занимается перевозкой грузов и пассажиров)

Слова, связанные с первым термином (груз, пассажир, железная дорога)

Многие слова, названные вами при составлении синквейна, будут часто звучать на сегодняшнем уроке, тема которого «Транспортный комплекс».

Презентация «Транспорт России. Виды транспорта»

(Слайд №1, №2)

Слова учителя :

«В этом году мы много работаем с тестами, готовясь к ГИА. Я предлагаю вам несколько тестовых вопросов по теме транспорт из сборника по подготовке к ГИА».

(Слайд №3)

«Скажите, сможете ли вы сейчас справиться с этими вопросами?

Правы те, кто объективно оценивая свои знания, говорит, что не может правильно ответить на все вопросы, ведь мы только начинаем изучать тему «Транспорт России». Надеюсь, что в конце урока вы сможете справиться с этими вопросам, но для этого нам необходимо получить информацию о транспортном комплексе. Это и будет целью сегодняшнего урока. А для того, что бы определить, какая именно информация о транспортном комплексе нам нужна, давайте сформулируем задачи урока. Я предлагаю каждой группе сформулировать и записать на листе вопрос или вопросы по теме «Транспорт России», на которые вы хотели бы получить ответ в ходе сегодняшнего занятия. Помните, что транспортный комплекс это не первый межотраслевой комплекс, который мы изучаем. Вспомнив, алгоритм изучения межотраслевого комплекса, сформулируйте задачи урока».

Деятельность учащихся:

В течение 2 минут учащиеся формулируют вопросы и записывают их на листе формата А-4,при этом они пользуются фломастерами разного цвета, что бы

в последствие сформулированные и закрепленные на магнитной доске вопросы каждой группы легко можно было выделить. Представитель каждой группы озвучивает свою задачу и прикрепляет лист с записанной задачей на магнитную доску.

II I . Изучение нового материала .

Слайд № 4.

Слова учителя : «Движение - это жизнь. Если бы люди не могли двигаться, то вряд ли жизнь вообще имела бы смысл. В наш век скоростей расстояния уменьшились и продолжают уменьшаться благодаря развитию транспорта. В древности, чтобы преодолеть расстояние от поля битвы до своего замка, рыцарь должен был проделать верхом на коне долгий и опасный путь. Сейчас же, купив билет на самолет, за один день можно проделать такое расстояние, на какое рыцарю и его коню пришлось бы потратить несколько месяцев, а может быть, и лет.

Транспорт претерпел долгий процесс развития и совершенствования - от использования естественных водных коммуникаций (рек, озер) и элементарного транспорта до создания транспортных артерий (железные и автодороги), что оказало колоссальное влияние на расселение людей по земному шару. Сильное воздействие на работу транспорта оказал научно-технический прогресс».

Слайд № 5

«Без транспорта невозможно развитие экономики. Транспорт обеспечивает производственные связи промышленности с сельским хозяйством, обмен продукцией между различными районами страны и ее внешнюю торговлю. Освоению новых территорий предшествует проведение транспортных путей. Без него не возможна жизнь современных городов. Велико оборонное значение транспорта. Транспорт не только обслуживает экономику, но и потребляет много электроэнергии, топлива металла и древесины.

Транспорт разделяют на сухопутный, водный, воздушный, электронный и трубопроводный».

Слайд № 6.

«Транспортный комплекс России осуществляет связь между отдельными отраслями и районами страны и занимается своевременным обеспечением потребностей хозяйства и населения в перевозках

Особенности транспортного комплекса России:

    сам не производит продукцию, а только участвует в её создании

    резкие различия западной и восточной частей страны по транспортной обеспеченности

    широтное направление для сухопутных видов транспорта и меридиональное направление речных путей».

Слайд №7.

«При выборе транспорта учитывают себестоимость перевозок его грузоподъемность скорость доставки и местные условия. Иногда, целесообразно сочетание нескольких видов транспорта».

Слайд № 8.

«О работе транспорта можно судить по его грузообороту, который измеряется тонно-километрами. Грузооборот - это количество перевозимого груза, за определенный период на определенное расстояние».

Слайд № 9

«Когда речь идет о перевозке пассажиров используется другой термин- пассажирооборот. Он рассчитывается с учетом числа перевезенных пассажиров на определенное расстояние».

Слайд № 10

«В местах, где смыкаются несколько транспортных путей, образуются транспортные узлы. В них осуществляют перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Наибольшее число транспортных узлов сосредоточено в Центральной России. Крупнейшим транспортным узлом России является Москва. Когда-то наш с вами поселок находился на перекрестке торговых путей. Не зря его называли «привал для путников семи дорог». Здесь перекрещивались сухопутные и водные торговые пути. Ведь наша Ухтохма раньше была судоходной рекой».

Слайд № 11

«Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населенные пункты тяготеют к транспортным путям. Перемещение грузов по транспортным магистралям измеряется их стоимостью. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий».

Слайд № 12.

«Сегодня мы более подробно рассмотрим автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и электронный виды транспорта. Каждая группа будет рассматривать определенный вид транспорта».

Деятельность учащихся.

В течение 7 минут каждая группа работает со своим «кейсом», в котором содержится лист - задание, статистические данные о виде транспорта, карты, диаграммы. В каждой группе есть «спикер» он организует работу группы и докладывает о результатах работы, «секретарь» фиксирует выводы, формулируемые в ходе работы группы, «тайм - менеджер», следит за соблюдением регламента работы и выступления группы. Работа учащихся в группах -7 минут.

Учащиеся работают над сбором и обобщением информации по различным видам транспорта и представляют результаты работы (выступление спикеров 3 мин.) В ходе работы групп и выступления «спикеров» учитель по мере необходимости осуществляет коррекцию.

После того как выступили спикеры каждой группы учитель обращается к классу: «Мы узнали много интересных особенностей автомобильного, железнодорожного, электронного и трубопроводного видов транспорта. На следующем уроке нам предстоит познакомиться с водным и воздушным транспортом. А сейчас давайте обратим внимание на развитие транспорта Ивановской области»

Проектная деятельность : за две недели до урока учащимся было предложено выполнить информационный проект на тему «Транспорт Ивановской области». Условием представления проекта было использование мультимедийной презентации и соблюдение регламента выступления -5 минут. Работу над проектом выбрал один из учеников класса (индивидуальный проект).

Учащиеся знакомятся с результатами работы своего одноклассника (презентация «Транспортный комплекс Ивановской области»)

Слова учителя :

«Теперь обратимся к тем вопросам о транспортном комплексе, которые вы сформулировали в начале урока. Получили ли вы ответ на интересовавшие вас в начале урока вопросы? Что бы проверить это обратимся к тестовым вопросам».

Деятельность учащихся:

Учащиеся получают тестовые вопросы и работают с ними в течение 5 мин.

После того как работа закончена учитель оглашает правильные ответы, учащиеся проверяют себя и оценивают правильность выполнения работы по критериям озвученным учителем.

Слова учителя :

«В ходе сегодняшнего урока вы ответили на вопросы, поставленные в начале урока, успешно справились с тестовыми заданиями, а значит - цель урока выполнена».

Домашнее задание: параграф 13 (по учебнику А.И. Алексеева).

Изучить карту в атласе «Транспорт России»

Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

IV . Подведение итогов урока, рефлексия.

Транспорт - третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу , воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных мира различно. Так, транспортная система промышленно имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной отличаются , Франция, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах и в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, России. Наличие большого флота у и объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется .

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (), Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные , каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по , Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, ФРГ. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - , Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.