Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

1. Установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет :

а) констатирующий эксперимент;

б) наблюдение;

в) формирующий эксперимент;

г) тестовое обследование.

2. Гипотеза о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционально-технической, и эти виды деятельности, чередуются в развитии, принадлежит:

а) Д.Б. Эльконину;

б) К. Бюлеру;

в) Л.С. Выготскому;

г) Ст. Холлу.

3. Согласно Э. Эриксону, задача молодости – формирование :

а) интеграции;

б) автономии;

в) идентичности;

г) интимности.

4. Интериоризация – это :

а) преобразование структурной предметной деятельности в структуру внутреннего плана;

б) защитный механизм личности;

в) получение извне, переработка и хранение информации;

г) интуиция.

5. К симптомам кризиса трех лет, описанным Э. Келлер, не относятся:

а) упрямство;

б) деспотизм;

в) надменность;

г) своеволие.

6. Основные черты, какого процесса описывает Д. Б. Эльконин: «Отделение действия от предмета, использование одного предметов в качестве заместителя другого, воспроизведение и узнавание в своих действиях действий взрослого»:

а) предметная игра

б) сюжетная игра

в) ролевая игра

г) подражание.

7. Согласно биогенетической теории, человек онтогенезе:

А) в более короткой стадии проходит все стадии филогенеза;

Б) находится под влиянием биосоциальных факторов;

В) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;

Г) не развивается при сенсорной депривации.

8. Научно-исследовательские задачи возрастной психологии заключаются:

А) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения общих знаний и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;

Б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;

В) в исправлении дефектов в психическом развитии;

Г) в осуществлении психологического консультирования, тренингов, индивидуальных рекомендаций.

9. Лонгитюдный метод исследования предполагает:

А) специальную организацию ситуации исследования;

Б) исследование особенностей развития одного или нескольких человек на протяжении длительного времени;

В) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих затруднений;

Г) обучающее влияние на процессы развития.

10. Э. Геккель явился основателем подхода к развитию психики:

А) психоаналитического;

Б) нормативного;

В) биогенетического;

Г) культурно – исторического.

11. Стадии развития личности по Фрейду, где зоной сосредоточения либидо является рот, язык, зубы:

А) оральная;

Б) латентная;

В) генитальная;

Г) фаллическая.

12. На какой стадии, по Фрейду, формируется супер-эго?

А) генитальная;

Б) латентная;

В) фаллическая;

Г) анальная.

13. Эго – идентичность предполагает :

А) Переход от принципа удовольствия к принципу реальности;

Б) идентификацию себя с окружающими людьми;

В) чувство устойчивости и не прерывности «я»;

Г) подчинение моральным требованиям социума;

14. Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит :

А) Л.С. Выготскому;

Б) Д.Б. Эльконину;

В) Э. Эриксону;

Г) Ж. Пиаже.

15. Движущей силой психического развития, по Л.С. Выготскому, является:

А) культурная среда;

Б) обучение;

В) зона ближайшего развития;

Г) научение.

16. Социальная ситуация развития в период новорожденности – это:

А) ситуация необходимых отношений между ребенком и взрослым;

Б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);

В) ситуация совместной деятельности со взрослым;

Г) ситуация общения со взрослым.

17. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:

А) младенчестве;

Б) раннем детстве;

В) новорожденности;

Г) дошкольном возрасте.

18. На разработку, какой концепции большое влияние оказали идеи И.П. Павлова:

А) концепция бихевиоризма;

Б) теория рекапитуляции;

В) концепция конвергентности;

Г) нормативный подход;

19. Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды называются:

А) созреванием;

Б) адаптацией;

В) развитием;

Г) ростом.

20. Расстоянием между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития Л.С. Выготский назвал:

А) зоной роста;

Б) зоной ближайшего развития;

В) зоной конфликта;

Г) зоной развития.

21. Какую стадию Э.Эриксон назвал временем психосексуального моратория;

А) анальная стадия;

Б) фаллическая стадия;

В) латентная стадия;

Г) генитальная;

22. По теории Э.Эриксона, осознание реализованности главного дела жизни входят понятие:



А) мораторий;

Б) эго- идентичность;

В) эго-интеграция;

Г) отчуждение.

23. По теории Ж.Пиаже, развитие мышления, в первую очередь, обусловлено:

А) биологическими законами;

Б) социальными факторами;

В) внутренней мотивацией;

Г) иерархией потребностей.

24. По Л.С. Выготскому, среда выступает в отношении и развития высших психических функций в качестве:

А) источника развития;

Б) условия развития;

В) основы обучения;

Г) основы деятельности.

25. Уровень актуального развития по Л.С. Выготскому, характеризует :

А) итоги, успехи развития;

Б) перспективы развития;

В) условия развития;

Г) цикл развития.

26. На какой стадии по Эриксону у ребенка формируется автономность:

А) мышечно-анальное;

Б) локомоторно - генитальная;

В) орально-сенсорное;

Г) латентная.

27. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце 19 века:

А) как ветвь сравнительной психологии;

Б) как ветвь экспериментальной психологии;

В) как ветвь дифференциальной психологии;

Г) как ветвь социальной психологии;

28. З. Фрейд в качестве стадий психического развития ребенка

выделяет:

А) переход удовольствия с начала процесса на конец;

Б) показатели физического развития;

В) зону сосредоточения либидо;

Г) модус органа;

29. В основе концепции и Ст. Холла лежит:

А) собственное экспериментальное исследование развития;

Б) теория поэтапного формирования умственных действий;

В) работа Ж. Пиаже «Психология интеллекта»;

Г) биогенетический закон Геккеля.

30. Какой закон развития, введенный Л.С. Выготским, утверждает, что каждая сторона психики ребенка имеет свой оптимальный период развития:

А) закон метаморфозы;

Б) закон гетерохронности;

В) закон неравномерности;

Г) закон организации.

31. К проблемам возрастной психологии не относятся:

А) изучение особенностей дизонтогенеза;

Б) научное обоснование возрастных норм;

В) выявления актуальных и потенциальных возможностей человека;

Г) научное прогнозирование развития индивидуума.

32. Метод «поперечных срезов» применяется к индивидам:

А) смешанных групп;

Б) разных возрастных групп;

В) одной возрастной группы;

Г) без учета возраста.

33. С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке:

А) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;

Б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;

В) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;

Г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.

34. К числу биогенетических теорий относится:

А) концепция рекапитуляции;

Б) бихевиоризм;

В) генетическая теория;

Г) эпигенетическая теория.

35. Развитие с точки зрения А. Гезелла это:

А) интеграция;

Б) интериоризация;

В) адаптация;

Г) периодизация.

36. По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций имеет возрастные границы:

А) 0 -2 года;

Б) 2 – 7 лет;

В) 7 – 11 лет;

Г) 11 – 14 лет.

37. В конце сенсомоторной стадии развития (по Ж. Пиаже) у детей появляются:

А) символические игры и речь;

Б) эгоцентризм;

В) антропоморфизм;

Г) артификализм.

38. Какой из этих законов не относятся к концепции Л.С. Выготского:

А) развития высших психических функций;

Б) метаморфозы детского развития;

В) неравномерности детского развития;

Г) развития речевого поведения.

39. Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме :

А) игровой деятельности;

Б) учебной деятельности;

В) коммуникативной деятельности;

Г) трудовой деятельности.

40. Ребенок охотнее согласится участвовать в исследовании если:

А) ему обосновать важность исследования;

Б) за отказ может последовать наказание;

В) его стимулировать поощрением и наградой;

Г) он не знает об этом исследовании.

41. Исторически первым методом исследования в возрастной психологии является:

А) эксперимент;

Б) наблюдение;

Г) анкетирование.

42. Если подставить ладонь к ступням новорожденного, то малыш будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:

А) безусловный рефлекс;

Б) рефлекс Мора;

В) рефлекс опоры;

Г) рефлекс Робинзона.

43. К концу первого года жизни у ребенка формируется:

А) ассоциативная память;

Б) механическая память;

В) опосредованная память;

Г) логическая память.

44. Ведущей деятельностью на протяжении младенчества выступает:

А) эмоционально – непосредственное общение ребенка и взрослого;

Б) игровая деятельность;

В) предметная деятельность;

Г) учебная деятельность.

45. К концу первого года жизни у ребенка формируется:

А) внутренняя речь;

Б) пассивная речь;

В) автономная речь;

Г) эгоцентрическая речь.

46. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной деятельности, а также перестройка самосознания характерны для:

А) юности;

Б) подросткового возраста;

В) младшего школьного возраста;

Г) дошкольного возраста.

47. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:

А) ролевая игра;

Б) учение;

В) самоутверждение;

Г) предметно-манипулятивная деятельность.

48. Интеллектуальный спад более характерен для:

А) подросткового возраста;

Б) геронтогенеза;

В) юности;

Г) зрелости.

49. С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:

А) с самим процессом игры;

Б) с социальными запросами;

В) с результатами игры;

Г) с желанием общения.

50. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:

А) зрительная память;

Б) образная память;

В) логическая память;

Г) эпизодическая память.

51. Внимание в подростковом возрасте развивается :

А) определяя развитие мышления;

Б) независимо от мышления;

В) параллельно с мышлением;

Г) под влиянием мышления.

52. В раннем детстве в центре сознания (по Выготскому) находится:

А) мышление;

Б) восприятие;

В) ощущение;

Г) воображение.

53. Ярко выраженный произвольный характер память приобретает:

А) в младшем школьном возрасте;

Б) старшем школьном возрасте;

В) в дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

54. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:

А) формирование индивидуального стиля мышления;

Б) в накоплении знаний;

В) в формировании формальных операций;

Г) в формировании абстрактного мышления.

55. Переходной фазой между активной и пассивной речью является:

А) эгоцентрическая речь;

Б) внутренняя речь;

В) автономная речь;

Г) внешняя речь;

56. В каком возрасте основным видом мышления является наглядно- действенное:

А) младенчество;

Б) раннее детство;

В) дошкольный возраст;

Г) младший школьный возраст.

57. Какую форму создания образов воображения используют дети в раннем детстве:

А) гиперболизация;

Б) схематизация;

В) агглютинация;

Г) типизация.

58. В каком возрасте память становится опосредованной :

А) преддошкольный;

Б) младшей школьной;

В) дошкольной;

Г) подростковый.

59. В подростковом возрасте (по Ж. Пиаже) формируется мышление :

А) абстрактное;

Б) гипотетико-дедуктивное;

В) логическое;

Г) наглядно – действенное.

60. В раннем детстве ведущим видом памяти является :

А) логическая;

Б) эмоциональная;

В) механическая;

Г) смысловая.

61. Интеллект остается относительно сохранным в старческом возрасте, если:

А) человек образован и социально активен;

Б) человек не переутомляется интеллектуальной деятельностью;

В) человек достигает эго – интеграции до старости;

В) нет правильного ответа.

62. Снижение интеллектуальной активности в подростковом возрасте обусловлено:

А) кульминацией физического и полового развития;

Б) сменой ведущей деятельности;

В) нестабильностью социального статуса;

Г) все ответы верны.

63. Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:

А) раннее детство;

Б) дошкольный возраст;

В) младший школьный возраст;

Г) подростковый возраст.

64. Какая мотивация выходит на первый план в иерархии мотивов младшего школьника:

А) познавательная;

Б) социальна;

В) общения;

Г) достижения.

65. В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредоточивать внимание на мало интересных вещах:

А) младший школьный возраст;

Б) дошкольный возраст;

В) подростковый возраст;

Г) юношеский возраст.

66. В каком возрасте ребенок начинает играть :

А) новорожденность;

Б) младенчество;

В) ранее детство;

Г) дошкольный возраст.

67. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:

А) трудовая деятельность;

Б) интимно личностное общение;

В) учение;

68. Комплексом оживления называется:

А) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;

Б) появлении хватательных движений;

В) крик ребенка при рождении;

Г) указательный жест.

69. Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:

А) пубертате;

Б) младенческом периоде;

В) младшем школьном возрасте;

Г) раннем детстве.

70. Первым типом игры, появляющемся в раннем детстве, является:

А) игра – исследование;

Б) игра - конструирование;

В) сюжетная игра;

Г) ролевая игра.

71. Наличие должного уровня потребности в достижении успехов, самооценки и уровня притязаний относится к:

А) мотивационной готовности детей к обучению;

Б) личностной готовности детей к школе;

В) речевой готовности детей к учению;

Г) интеллектуальной готовности детей к учению;

72. Умение оперировать гипотезами появляется в:

А) молодости;

Б) юношеском возрасте;

В) младшем школьном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

73. Общее интеллектуальные способности в старшем школьном возрасте формируются за счет:

А) специальных способностей;

Б) все ответы верны;

В) познавательных способностей;

Г) коммуникативных способностей.

74. Более всего индивидуальные особенности психическом развитии проявляются в:

А) младшем школьном возрасте;

Б) подростковом возрасте;

В) юношеском возрасте;

Г) дошкольном возрасте.

75. Восприятие сверстников младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:

А) мнение сверстников;

Б) установок учителя;

В) мнения старших школьников;

Г) суждения родителей.

76. Внимание младших школьников легче отвлекается при:

А) выполнении сложных заданий

Б) выполнении простых заданий;

В) выполнении заданий повышенной сложности;

Г) выполнении творческих заданий;

77. Взрослый впервые выступает как образец поведения в:

А) младшем школьном возрасте;

Б) раннем детстве;

В) дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

78. Раннее детство охватывает границы:

А) от 1 до пяти лет;

Б) от 0 до двух лет;

В) от 3 до семи лет;

Г) от 1 до трех лет.

79. Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят в:

А) раннем детстве;

Б) дошкольном возрасте;

В) младшем школьном возрасте;

Г) подростковом возрасте.

80. Произвольное поведение формируется в:

А) преддошкольном возрасте;

Б) младшем школьном возрасте;

В) дошкольном возрасте;

Г) подростковом возрасте;

81. Основным новообразованием младшего школьного возраста является:

А) произвольность внутренний план действия, рефлексия;

Б) иерархия мотивов;

В) возникновение первичных представлений о себе;

Г) комплекс « взрослости».

82. Внимание в подростковом возрасте:

А) неравномерно;

Б) подчинено логическому мышлению;

В) все ответы верны;

Г) колеблется в течение дня.

83. Для эмоцианально – волевой сферы подростков характерно:

А) высокая саморегуляция;

Б) появление психологических защитных механизмов;

В) колебания настроения;

Г) все ответы верны.

84. Мышление в подростковом возрасте:

А) гипотетико-дедуктивное;

Б) логическое;

В) абстрактное;

Г) все ответы верны.

85. Стадия формирования формальных операций характерна для … возраста:

А) дошкольного;

Б) младшего школьного;

В) подросткового;

Г) юношеского.

86. У подростков самооценка зависит:

А) от критики со стороны значимых взрослых;

Б) постоянно завышенная самооценка;

В) самооценка зависит от оценки референтной группы;

Г) все ответы верны.

87. Новообразование чувство взрослости возникает в … возрасте:

А) младшем школьном;

Б) юношеском;

Г) подростковом;

Г) дошкольном.

88. Для юношеского возраста характерно:

А) стремление к свободе, самореализации;

Б) полностью сформирован социальный статус;

В) резкая смена настроений;

Г) нет верных ответов.

89. «Эго – идентичность» формируется в возрасте:

А) детском;

Б) юношеском;

В) старости;

Г) зрелости.

90. Юношеский возраст можно охарактеризовать как процесс:

А) установления интимно – личностных отношений с противоположным полом;

Б) индивидуализации познавательной сферы;

В) формирование специальных способностей;

Г) все ответы верны.

91. Для периода зрелости характерно:

А) неравномерность и гетерохронность развития;

Б) прекращение личностного развития;

В) неспособность к активной деятельности;

Г) все ответы верны.

92. В период ранней зрелости:

А) активно формируется профессиональный статус, идет создание семьи и определение своего пути в жизни;

Б) происходит жизненное самоопределение;

В) происходит кризис семейных отношений;

Г) человек подводит итоги того, чего уже добился.

93. Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:

А) отрицательная реакция на требования взрослых;

В) протест против жизненных порядков;

Г) обесценивание взрослых.

94. В каком периоде появляется иерархия мотивов :

А) в раннем школьном;

Б) подростковом;

В) в дошкольном;

Г) в юности.

95. Какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте:

А) познавательные;

Б) нравственные;

В) социальные;

Г) мотив достижения.

96. Что такое социальная готовность к школьному обучению:

А) потребность общаться с другими людьми и соподчинять интересы;

Б) устойчивая иерархия мотивов;

В) конформность и рефлексия;

Г) готовность достигать поставленных целей в общении.

97. Что или кто в основном определяет мнение подростка:

А) родители;

Б) референтная группа;

В) телевидение;

Г) нравственные ценности.

98. Как в общем можно охарактеризовать подростковый период :

А) период окаменелости;

Б) период неустойчивой психики;

В) период самостоятельности;

Г) период депрессии.

99. Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность – это:

А) эго-интеграция;

Б) эго- идентичность;

В) супер-эго;

Г) ассимиляция.

100. Фраза дошкольника «когда я вырасту, я буду писать и читать большие книги», свидетельствует о:

А) стремлении к познавательной активности;

Б) намерении ждать, когда он вырастет;

В) стремлении быть не зависимым и самостоятельным;

Г) умении ребенка прогнозировать.

101. Процесс, в ходе которого индивидуум делает социальные правила и нормы частью своего Я, - это:

А) адаптация;

Б) индивидуация;

В) интернализация;

Г) интеграция.

102. Основным мотивом в дошкольном возрасте является мотив:

А) достижения;

Б) одобрения;

В) определения;

Г) соперничества.

103. Начиная понимать сущность отрицательного эталона, дошкольник, как правило:

А) сохраняет эмоциональный интерес к негативным поступкам;

Б) отрицает негативные поступки;

В) полностью идентифицируется с людьми, для которых характерны положительные формы поведения;

Г) старается подтвердить для себя, что эти отрицательные эталоны действительно отрицательны.

104. Для младшего школьника характерно формирование:

А) половой идентичности;

Б) самоуважения;

В) эго-идентичности;

Г) позитивного отношения к миру.

105. Наиболее значимой задачей средней взрослости является :

А) установление прочных связей со своей возрастной группой;

Б) нахождении конгениальной социальной группы;

В) усиление личностного аспекта супружеских отношений;

Г) установление связей с людьми различного возраста.

106. Неспособность ребенка мысленно встать на место другого – это:

А) эгоизм;

Б) эгоцентризм;

В) анимизм;

Г) антропоморфизм.

107. Потеря детской непосредственности происходит в период:

А) раннего детства;

Б) кризиса 7 лет;

В) кризиса 11 лет;

108. Максимализм в оценке окружающих характерен для:

А) подросткового возраста;

Б) юношеского возраста;

В) дошкольном возрасте;

Г) поздней взрослости.

109. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, - это:

А) подростковый период;

Б) юношеский период;

В) период зрелости;

Г) период старости (геронтогенез).

110. Отделение ребенком себя от взрослого характерно для:

А) раннего детства;

Б) кризиса 1 года;

В) кризиса 7 лет;

Г) младшего школьного возраста.

111. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых лет, наиболее характерен для периода:

А) старости;

Б) кризиса 30 лет;

В) средней взрослости;

Г) подросткового возраста.

112. Кризис одного года является кризисом:

А) отношений;

Б) мировоззрения;

В) саморазвития;

Г) саморегуляции.

113. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:

А) 35 – 40 лет;

Б) 20 – 35 лет;

В) 40 – 55 лет;

Г) 20 – 30 лет.

114. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:

А) эмоциональное общение;

Б) учебная;

В) игровая;

Г) нет правильного ответа.

115. Самый важный личностный механизм, который формируется в дошкольном возрасте:

А) эмоциональная регуляция;

Б) соподчинение мотивов;

В) формирование самосознания;

Г) усложнение и осознание переживаний.

116. Типичные мотивы для дошкольного возраста – это:

А) стремление подражать взрослым;

Б) желание одобрения, похвалы;

В) все ответы верны;

Г) нравственные мотивы.

117. Общение как ведущая деятельность начинает выходить на первый план в:

А) старшем школьном возрасте;

Б) младшем школьном возрасте;

В) подростковом возрасте;

Г) дошкольном возрасте.

118. На какой стадии развития начинает формироваться воля:

А) младенчество;

Б) раннее детство;

В) дошкольный возраст;

Г) подростковый возраст.

119. В каком возрасте, по В.Джемсу, проходит «бескорыстная любознательность»:

А) после 40 лет;

Б) к 16 годам;

В) после 25 лет;

120. В каком случае старость сопровождается ощущением безысходности, ненужности и отчаяния:

А) небыли осуществлены фундаментальные задачи предыдущих возрастов;

Б) сопровождается всегда;

В) при достижении полной интеграции;

Г) у людей с проблемами в детстве.

121. В детстве для ребенка основным источником эмоциональных переживаний является:

А) общество сверстников;

В) социальная среда;

Г) он сам.

122. В младшем школьном возрасте ведущее значение приобретает:

А) потребность в социальной компетенции;

Б) потребность в социальном соответствии;

В) становление самосознания;

Г) формирование мотивационной иерархии.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

  1. Возрастная психология в системе психологических знаний, ее предмет, объект, задачи.
  2. История становления и развития взглядов на возрастные особенности психики человека.
  3. Характеристика основных методов возрастной психология.
  4. Понятие возраста, основные структурные компоненты возраста. Проблема возрастной периодизации в психологии.
  5. Теории психического развития ребенка (общая характеристика, характерные особенности, одна на выбор подробно).
  6. Возрастная периодизация Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.
  7. Соотношение обучения и развития, воспитания и развития в онтогенезе Л.С. Выгосткий о зонах актуального и ближайшего развития.
  8. Когнитивное развитие ребенка в разных возрастах. Концепция Ж.Пиаже.
  9. Развитие личности ребенка в разных возрастах. Концепция Э. Эриксона.
  10. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития в младенческом возрасте
  11. Эмоциональное общение с близкими и его роль в психическом развитии младенца.
  12. Языковое развитие в детском возрасте.
  13. Общая характеристика раннего возраста.
  14. развитие личности ребенка в раннем детстве. Кризис 3-х лет.
  15. освоение предметных действий как основа психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет.
  16. Общая характеристика дошкольного периода.
  17. Роль игры в психическом развитии ребенка, виды игр.
  18. Развитие личности дошкольника.
  19. Мышление дошкольника.
  20. Психологическая готовность к школе и ее формирование.
  21. Психологические особенности младшего школьника, проблема адаптации к школе.
  22. Развитие личности в младшем школьном возрасте.
  23. Учебная деятельность, основные характеристики, мотивы, трудности ее освоения.
  24. Психологические особенности подросткового возраста.
  25. Подросток и взрослые, особенности взаимоотношений.
  26. Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Референтная группа и ее влияние на развитие подростка.
  27. Особенности становления и развития идентичности подросткового возраста.
  28. Причины и характеристика кризиса подросткового возраста.
  29. Становление личности в раннем юношеском возрасте.
  30. Проблема становления профессионального самоопределения в ранней юности.
  31. Особенности развития эмоциональной сферы в юношеском возрасте.
  32. Роль семьи в психическом развитии ребенка.


Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

(?) социальный

(?) психологический

(?) энергетический

(?) субъективный

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

(?) биологический

(?) хронологический

(?) профессиональный

(?) социальный

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

(?) тоническая

(?) рефлексивная

(?) кинетическая

(?) регулятивная

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

(?) эволюционизм

(?) детерминизм

(?) функционализм

(?) эгоцентризм

6. История индивидуального развития личности – это

(?) жизненный цикл

(?) жизненный путь

(?) образ жизни

(?) стиль жизни

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) метаморфозы

(?) неравномерности возрастного развития

(?) биогенетический

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) социализация

(?) ассимиляция

(?) фрустрация

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

(?) эмоция

(?) операция

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, - это возрастные

(?) особенности

(?) новообразования

(?) кризисы

(?) свойства

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) кризис развития

(?) новообразование развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

(?) развитие

(?) совершенствование

(?) созревание

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

(?) обучение

(?) усвоение

(?) тренировка

(?) научение

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

(?) механический

(?) психологический

(?) деятельностный

(?) биологический

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) готовности

(?) упражнения

(?) смежности во времени

(?) подкрепления

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

(?) икрогенез

(?) филогенез

(?) антропогенез

(?) онтогенез

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

(?) учение

(?) научение

(?) обучение

(?) усвоение

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

(?) жизненный стиль

(?) жизненный цикл

(?) время жизни

(?) жизненный путь

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

(?) сензитивность

(?) вариативность

(?) компенсаторность

(?) преемственность

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

(?) анаболизм

(?) аффект

(?) стресс

(?) катаболизм

21. Активное приспособление к среде – это

(?) аккомодация

(?) организация

(?) социализация

(?) ассимиляция

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) самонаблюдение

(?) близнецовый метод

(?) метод обобщения независимых характеристик

(?) метод тестирования

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) биогенетический

(?) метаморфозы

(?) готовности

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

(?) двойственной

(?) рефлексивной

(?) неустойчивой

(?) маргинальной

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

(?) эстроген

(?) тестостерон

(?) адреналин

(?) соматотропин

26. Инструмент» психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности, - это

(?) личностная рефлексия

(?) адекватное общение

(?) высокая чувствительность

(?) социальный интеллект

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

(?) Монтенем

(?) Спинозой

(?) Декартом

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

(?) групповая деятельность

(?) интимно-личностное общение

(?) деловое общение

(?) коллективное взаимодействие

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

(?) самооценка

(?) мотивация

(?) рефлексия

(?) самосознание

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

(?) тестостероном

(?) соматотропином

(?) адреналином

(?) эстрогеном

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

(?) самовоспитания

(?) эмансипации

(?) самопознание

(?) саморегуляции

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

(?) Л.И. Божович

(?) Л.С. Выготского

(?) В.Вунда

(?) Ст.Холла

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

(?) акмеология

(?) нейрофизиология

(?) психология

(?) геронтология

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

(?) интимность

(?) креативность

(?) рефлексия

(?) мудрость

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

(?) биологическим

(?) идеальным

(?) социальным

(?) зоосоциальным

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

(?) черной желчи

37. Эмоции отражают

(?) действительность

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы, вызывающие стресс, называют

(?) стрессорами

(?) причинами

(?) агентами

(?) предпосылками

39. Аффекты

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

(?) переживаний

(?) инстинктов

(?) потребностей

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) наклонности

(?) характер

(?) способности

44. Признак, характерный для понятия «акселерация физического и психического развития»:

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

45. Какое понятие раскрывается в словах Л. С. Выготского: «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа…»

(?) ведущая деятельность

(?) социальная ситуация развития

(?) сензитивный период

Тип работы: Тесты
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Тесты для итоговой аттестации
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» на 2012-2013 учебный год

1. Возрастная психология – это наука, изучающая:
А) закономерности обучения и воспитания детей на различных этапах психического развития ребенка;
Б)закономерности психического развития и становления личности на разных этапах онтогенетического развития личности;
В) закономерности психического развития взрослеющего человека.
2. Развитие – это:
А) процесс количественных преобразований в психическом и анатомо-физиологического развития человека;
Б) процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью оптимизации психического развития ребенка;
В) процесс количественных и качественных преобразований в психическом развитии ребенка и становлении его личности.
3. Движущими силами развития являются:
а) наследственность;
б) среда;
в) воспитание;
г) обучение;
д) совместная деятельность.
4. Основоположником детской психологии является:
А) В. Прейер;
Б) Л.С. Выготский;
В) Дж. Локк;
Г) Д.Б. Эльконин.
5. Теорию интеллектуального развития ребенка разработал:
А) Л.С. Выготский;
Б) Ж. Пиаже;
В) Л. Колберг;
Г) А. Маслоу.
6. Смена ведущих видов деятельности происходит следующим образом:
А) общение с матерью, общение со сверстниками, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, предметная деятельность;
Б) предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение с матерью, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
В) общение со взрослыми, предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
Г) игра, предметная деятельность, общение со взрослым, учебно-профессиональная деятельность, общение со сверстниками, учебная деятельность.
7. В младенческом возрасте ведущей является:
А) предметно-манипулятивная деятельность;
Б) общение со взрослым;
В) интимно-личностное общение с матерью.
8. Эпигенетическая теория Э. Эриксона выстраивается на прохождении:
А) 10 кризисов;
Б) 5 кризисов;
В) 8 кризисов.
9. Недостатком теории психосексуального развития является:
А) излишняя сосредоточенность на влиянии либидо;
Б) излишняя сосредоточенность на формировании различных видов характера;
В) излишняя сосредоточенность на влиянии семьи в становлении личности ребенка.
10. Теория самоактуализации нашла отражение в работах:
А) Ж. Пиаже;
Б) Ш. Бюллер;
В) А. Маслоу;
Г) К. Роджерс.
11. Выберите правильный ответ. Ассимиляция – это …
А) механизм установления равновесия между имеющимися представлениями о внешней среде и реальной действительностью;
Б) механизм изменения имеющихся внутренних структур психики человека при взаимодействии с окружающей средой;
В) Механизм изменения внешней среды при неизменяемости внутренних психических структур.
12.Выберите правильный ответ. Интенциональность в работах Ш. Бюллер понимается в качестве:
А) опора на внутреннее содержание личности, т.е. интернальность;
Б) самостоятельность, умение выдвигать цели;
В) внешний локус контроля.
13. В подростковом возрасте ведущей является:
А) предметная деятельность;
Б) общение с матерью;
В) интимно-личностное общение со сверстниками.
14. Критерием классификации интеллектульного развития Ж. Пиаже является:
А) ассимиляция;
Б) аккомодация;
В) равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.
15. В основе периодизации Л.С. Выготского лежит соотношения:
а) стабильных и критических периодов;
б) ведущего типа деятельности и социальной ситуации;
в) механизмов ассимиляции и аккомодации.
16. В основе периодизации Д.Б. Эльконина лежит понятие:
а) соотношения стабильных и критических периодов;
б) ситуации социального развития;
в) ведущего типа деятельности.
17. Изначально возрастная психология существовала как:
а) педагогическая психология;
б) дифференциальная психология;
в) детская психология.
18. Расставьте стадии психосексуального развития ребенка в соответствующей последовательности:
а) анальная, латентный период, фаллическая стадия, генитальная стадия, оральная стадия;
б) оральная стадия, анальная, латентный период, генитальная стадия, фаллическая стадия;
в) оральная стадия, анальная, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.
19. Раннее детство является наиболее сензитивным периодом для развития:
а) воображения;
б) восприятия;
в) речи.
20. Периодизация А.В. Петровского базируется на механизмах:
а) идентификации / обособления;
б) адаптации / индивидуализации / идентификации;
в) принятия / отвержения.
21. Периодизация нравственного развития Л. Колберга основывается на:
а) понятии конвенциональности;
б) понятии индивидуализации;
в) понятии социализации.
22. Факторами психического развития ребенка являются:
а) психологические новообразования;
б) ведущая деятельность и социальная ситуация развития;
в) наследственность и среда.
23. Закономерностями психического развития ребенка являются:
а) периодичность;
б) неустойчивость;
в) системность.
24. Огромное значение для развития возрастной психологии имели труды:
а) Л.С. Выготского и его учеников;
б) В. Прейера и его последователей;
в) Ж. Пиаже.
25. В дошкольном возрасте ведущей является:
а) учебная деятельность;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) игровая деятельность.
26. Ведущей деятельностью в период ранней юности является:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) игровая деятельность.
27. Кризис 3 лет – это кризис:
а) чувства взрослости;
б) неперсонализованности;
в) «Я-сам».
28. В концепции Бромлей младенческий возраст включает период:
а) от рождения до 18 меясяцев;
б) от рождения до 2 лет;
в) от рождения до 3 лет.
29. Основным новообразованием младенческого возраста является:
а) комплекс оживления;
б) симбиоз с матерью;
в) хватательный рефлекс.
30. Период, который является наиболее благоприятным для развития определенных психических функций называется:
а) критическим;
б) развивающим;
в) сензитивным.
31. В подростковом возрасте ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) учебная деятельность;
В) общение со сверстниками.
32. В младенческом возрасте наиболее медленно развивается:
А) осязательная чувствительность;
Б) слуховая чувствительность;
В) зрительная чувствительность.
33. В младенческом возрасте преобладает:
А) непроизвольное внимание;
Б) произвольное внимание;
В) послепроизвольное внимание.
34. Во втором полугодии жизни ребенка ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) предметно-манипулятивная деятельность;
В) игровая деятельность.
35. В раннем возрасте наиболее быстрыми темпами развивается:
А) воображение;
Б) память;
В) речь.
36. Дошкольный возраст – это возраст:
А) самостоятельности;
Б) возраст почемучек;
В) активности.
37. Одним из основных новообразований в дошкольном детстве является:
А) комплекс оживления;
Б) формирование образа-Я;
В) соподчиненность мотивов.
38. В младшем школьном возрасте наиболее быстрыми темпами развиваются:
А) эмоциональная сфера личности;
Б) волевая регуляция поведения;
В) познавательные психические процессы.
39. Основными психологическими новообразованиями в младшем школьном возрасте являются:
А) соподчиненность мотивов;
Б) чувство взрослости;
В) внутренний план действий.
40. Ведущим психологическим новообразованием в подростковом возрасте является:
А) произвольность психических познавательных процессов;
Б) чувство взрослости;
В) формирование этических инстанций.
41. По мнению Д.И. Фельдштейна, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А) общение со сверстниками;
Б) просоциальная деятельность;
В) учебная деятельность.
42. В подростковом возрасте продолжает развиваться:
А) наглядно-действенное мышление;
Б) словесно-логическое мышление;
В) наглядно-образное мышление.
43. По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключаемости и избирательности внимания приходятся на возраст:
А) 27-33 года;
Б) 18-24 лет;
В) 28 до 39 лет.
44. В младшем школьном возрасте психические познавательные процессы характеризуются:
А) послепроизвольностью;
Б) непроизвольностью;
В) произвольностью.
45. В периодизации Э. Эриксона взрослость включает:
А) 2 периода;
Б) 4 периода;
В) 3 периода.
46. Невербальный интеллект достигает своего оптимума в:
А) 30 лет;
Б) 40 лет;
В) 25 лет.
47. В концепции эго-идентичности средняя взрослость включает период времени:
А) от 25 до 60 лет;
Б) от 35 до 60 лет;
В) от 25 до 50 лет.
48. Период поздней взрослости изучается:
А) дифференциальной психологией;
Б) общей психологией;
в) геронтопсихологией.
49. Кризис середины жизни приходится на возраст:
А) 40 лет;
Б) 30 лет;
В) 50 лет.
50. Позитивным вектором в концепции эго-идентичности в период поздней взрослости является:
А) продуктивность;
Б) доверие к людям;
В) эго-идентичность.

Главная > Программа

Контрольные тесты по Возрастной психологии

Тест 1:
  1. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста; в) показателей умственного развития и состояния памяти.
    В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения; б) нерасчлененность детского мышления; в) искусственность, созданость мира; г) одушевленность.
    К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект; б) возраст; в) умение и навыки; г)морфофизиологические особенности.
    Движущими силами психического развития являются:
а) интересы; б) задатки и способности; в) морфологические особенности г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
    Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер; б) Л.С. Выготский; в) С.Л. Рубинштейн г) А.Валлон.
    Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями; б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами; в) ходом созревания органических особенностей; г)стадиями в развитии интеллекта.
    Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма; б) уровнем развития психологической структуры личности; в) умениями и навыками; г) психодинамическими свойствами.
    Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение; б) деятельность; в) способности; г) интроспекция.
    Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии; б) ведущие модальности человека; в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности; г) принципов формирования личности в деятельности.
    Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность; б) развитие новообразований возраста; в) доминантность во времени; г) развитие познавательных процессов.
    Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Мослоу; б) К. Лоуренс; в) Ж.Пиаже; г) Дж. Уотсон; 12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
  1. саморегуляцией; сензитивностью; комфортностью; эмпатией;
13. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
  1. эмоционально-непосредственное общение; орудийно-предметноая деятельность; сюжетно-ролевая игра; учебная деятельность;
14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
  1. человеческого рода; млекопитающих; приматов; животных;
15 . Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
  1. метаморфозы; оптимального развития; развитие высших психических функций; неравномерности возрастного развития;
16 . Геронтология – это наука о:
  1. старении, старости и долголетии человека; самосовершенствовании человека; взрослении человека; развитии человека;
17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
      эпигенеза; филогенеза; эмбриогенеза; гетерогенеза;
18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
  1. революционными; эволюционными; консервативными; кризисными;
19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
  1. психологией развития; акмеологией; геронтологией; возрастной психологией;
20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:
  1. экстериоризацией; экстраполяцией; интериоризацией; эгоцентризмом;
24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
  1. семантической; символической; образной; культурной;
25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
  1. мотивационно-потребностную; эмоциональную; мотивационную; потребностную;
26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
      базовыми; предметными; эмоциональными; функциональными;

Задания:

Задание 1. Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
1. Сенсомоторная 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.
2. Предоператорная 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.
3. Фомально-оперативная 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.
4. Конкретных операций. 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.
Задание 2. Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3 х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.Задание 3. Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.Задание 4. Допишите недостающие понятия: Задание 5. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?Задание 6. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Контрольные тесты по Педагогической психологии.

    Л.С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребенка:
    ни один из ответов не верен объективный и субъективный высший и низший уровень актуального развития и уровень ближайшего развития
    Средствами учебной деятельность являются…
    методы обучения теоретические и практические задания интеллектуальные действия, мыслительные операции, знаковые языковые средства предметы окружающей действительности
    Критериями выделения возраста Д.Б. Эльконин считает:
    социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования особенности интеллектуальных структур телесную зону сосредоточения Либидо особенности поведения человека

    Под …… педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

    перцептивные,

    дидактические,

    академические

    организаторские

    Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является …… готовность.

    ситуационная

    школьная

    мотивационная

    позиционная

    Согласно теории П.Я. Гальперина, знания являются производными от:
    Умений Мотивов Действий Целей.
    Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действии и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в …… и …… называется учебной деятельностью. Л.С. Выготский проанализировал проблему соотношения:
    Обучения и воспитания Обучения и развития Развития и общения Усвоения и понимания
    Автором развивающего обучения в отечественной психологии является:
    П.Я.Гальперин В.В. Давыдов А.Н. Леонтьев Л.С. Выготский
    Автором психологической теории, выдвинувшей категорию самоактуализации человеческих потребностей, является:
    Л.С. Выготский А. Маслоу Ж. Пиаже Дж. Уотсон
    Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика называется:
      попустительским, авторитарным, демократическим, игнорирующим

    …. считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

1) Амонашвилли2) Божович3) Выготский

4) Леонтьев

Приложение № 4.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Самостоятельная работа № 1.

Тема: Возникновение и история развития психологии как науки

    Характерные черты древнегреческой психологии. Развитие психологии в эпоху Нового времени.
  1. Научный подход к пониманию психики. Роль ассоциативной теории в развитии психологии.

  2. Основные зарубежные психологические школы.

Тема 1. История психологии .

Литература:

    Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004

    Бостанджиева Т.М., Алфёрова Е.И. Задания для самопроверки знаний по разделу «Общая психология. История психологии». Учеб. пособ. для студ. педвуза. – Тобольск. ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007.

Дополнительная литература:

    Ж. Годфруа. Что такое психология. Т. 1. - М., 1992.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса основное внимание уделить проблемам:
    Понимание психической реальности в древнегреческой философии:
А) Гиппократ и учение о темпераментах;Б) идеалистический подход Платона к объяснению фактов душевной жизни человека;В) материалистический подход Аристотеля к объяснению «души».При изучении 2 вопроса основное внимание уделить проблемам:
    Рациональный период в исследовании сознания:
А) концепция «души» в учении Гартли;Б) сущность интроспекции Декарта;В) открытие неосознаваемых восприятий Лейбницем.При изучении 3 вопроса основное внимание уделить проблемам: 1) Ассоциативный подход к объяснению сознания и поведенияА) теория элементов сознания (Вундт);Б) ассоциативные законы запоминания (Г. Эббингауз);В) Торндайк: законы интеллекта как научение.При изучении 4 вопроса придерживаться следующего плана:

Психологические школы

Сущность подхода

Представители

Предмет исследований

Функционализм
Бихевиоризм
Психоанализ
Гештальтпсихология
Гуманистическая психология
Когнитивная психология

Самостоятельная работа № 2

Тема: Развитие отечественной психологии (2)

Отрабатываемые учебные вопросы:

    Становление и развитие взглядов на психику в отечественной психологии; Культурно – историческая теория развития психики.
Литература:

    Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

    М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г. Гл. 8. § 4, 5.; с. 375-380.

    А. Н. Ждан. История психологии. М.,1990.

Для самопроверки усвоения учебного материала и подготовки к промежуточному контролю решите тесты: Тема: История психологии.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса самостоятельно отработать вопросы:
    Рефлекторная природа психики в учении И.М. Сеченова и её развитие И.П. Павловым; Рефлексология В.М. Бехтерева;
При изучении 2 вопроса рассмотреть :
      теория высших психических функций Л.С. Выготского; теория единства сознания и деятельности во взглядах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; концепция Б.Г. Ананьева о человеке как предмете познания.
В ходе самостоятельной работы выделить ведущие понятия, дать им определения; в изучении теорий ориентироваться на умение воспроизвести их сущность. По СРС 1, 2 – коллоквиум.

Самостоятельная работа № 3.

Тема: Развитие психики в филогенезе.

    Развитие зоопсихологии как отрасли психологии

    Стадии развития психики животных.

А) стадия элементарной сенсорной психики,б) стадия перцептивной психики,в) стадия интеллекта.

    Развитие нервной системы у животных.

  1. Основные формы поведения животных.

А) инстинктБ) научение

    Мозг и психика.

Для самопроверки усвоения учебного материала и подготовки к промежуточному контролю решите тесты: Тема 3. Развитие психики в филогенезе.

Литература:

М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г., с. 167 – 178

Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.; - Питер. 2001., Гл. 6. Шовен Р. Общества насекомых. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 68-75.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. С. 219-249-261, 277-284 .

А.Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 62-68.

Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 83-92.

Шовен Р. Общества насекомых. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 68-75.

Дополнительная литература:

    Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).

Методические указания:

По первому вопросу ознакомиться с историей развития зоопсихологии и исследованиям в области поведения животных Второй и третий вопросы следует рассматривать исходя из материалистического подхода, т. е.: изменение условий существования, образа жизни живых существ и развитие в связи с этим нервной системы приводит к усложнению типа раздражимости и возникновению простейшей формы психического отражения – ощущению. Психика – это свойство материи и это свойство всегда развивается в единстве с ней. Важно отметить стадиальность в развитии форм отражения от простейших к более сложным (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная), которые развиваются непрерывно и характеризуются преемственностью. Качественное изменение материи ведёт к совершенствованию способов отражения и возникновению более целесообразных и гибких форм поведения. Заполнить расширенную таблицу на основе изученной литературы:

Стадия отражения

Тип нервной системы

Характеристика психического отражения

Форма поведения

Представители

По четвёртому вопросу уделить внимание психологическим характеристикам поведения. Необходимо знать понятия, определения темы. По пятому вопросу необходимо рассмотреть проблему соотношения психики с деятельностью мозга, которая отражена в концепциях «психофизического параллелизма» и «психофизического тождества», также, необходимо ознакомиться с исследованиями А.Р. Лурия.По СР № 3 – проверочная работа.

Самостоятельная работа № 4.

Основные подходы к пониманию и исследованию личности (4 ч.)

Отрабатываемые учебные вопросы:

    Зарубежные теории личности

    Отечественные концепции личности

Для самопроверки и подготовки к промежуточному контролю решить предложенные тесты: Тема 4. Личность (тест1,2)

Литература:

    Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

    Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004. или М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г. Гл. 7.

    С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. / Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987.

    В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. / Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987.

    Б. Г. Ананьев. Социальная ситуация развития личности и её статус./ Хрестоматия по общей психологии. М. - Просвещение, 1987. С. 134-139.

Методические указания:

Перед семинарским занятием № 4 необходимо получить рекомендованную литературу и изучить проблемы:По 1 – му вопросу:

    сделать общий обзор по зарубежным теориям личности:
- психодинамическая теория (З. Фрейд) - психоаналитическая теория (К.Г. Юнг) - гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс) - поведенческая теория (Б. Бандура) - диспозициональная теория (Г. Оллпорт, А. Айзенк).
    современные отечественные теории личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев).
При изучении теорий личности необходимо в каждой выделить главное:
    понятие личности суть концепции структура личности