В 2018 г. ЕГЭ по географии в основной период сдавали 15 326 человек, что составило немногим около 2% всех выпускников общеобразовательных организаций России. Это на 2231 человека больше, чем в 2017 г. (13 095 человек), что не позволяет судить о статистически значимой тенденции к увеличению участников основного периода сдачи ЕГЭ по географии. По сравнению с 2017 г. увеличилось число выпускников, сдающих в основной период ЕГЭ по географии, в 2018 г., что во многом связано с улучшением демографической ситуации, увеличением числа выпускников - участников образовательной акции Всероссийский географический диктант, проводимой РГО во всех регионах России, а также проведением ВПР по географии, которое писали значительное число обучающихся в прошлом году.

Средний тестовый балл по результатам 2018 г. составил 56,2, что несколько выше показателя 2017 г. (55,1). В 2018 г. доля участников ЕГЭ со средним тестовым баллом в диапазоне 41–80 увеличилась в сравнении с 2017 г., а доля участников с низким тестовым баллом в диапазоне 0–40 сократилась, т.е. по сравнению с 2017 г. результаты большинства участников ЕГЭ по географии в 2018 г. несколько выше. Эти изменения в условиях стабилизации экзаменационной модели можно объяснить повышением общего среднего уровня подготовленности выпускников к экзамену, отработанностью заданий и планомерной системой подготовки учителей в регионах. Минимальные первичный (11) и тестовый (37) баллы ЕГЭ в 2018 г. не изменились по сравнению с 2017 г., при этом доля выпускников, не набравших минимального количества баллов, в 2018 г. сократилось (с 9,1% до 7,5%), что можно объяснить целенаправленной работой образовательных организаций с выпускниками из «группы риска» на основе рекомендаций, разработанных специалистами ФИПИ по результатам экзамена прошлых лет.

В 2018 г. доля высокобалльников несколько возросла (6,8%) в сравнении с 2017 г. (5,7%), при этом число 100-балльников увеличилось по сравнению с 2017 г. в 3,5 раза. Анализ результатов экзамена дает возможность получить некоторое представление об особенностях освоения обучающимися школьного курса географии. Так как ЕГЭ по географии в 2018 г. сдавали всего около 2% всех выпускников, результаты экзамена не в полной мере отражают состояние школьного географического образования в России, однако позволяют выявить некоторые тенденции, определить сильные и слабые стороны подготовки выпускников.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ГЕОГРАФИИ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1.
Задание 2. Атмосфера. Гидросфера
Задание 3. Природные ресурсы. Рациональное и нерациональное природопользование
Задание 4. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природа России
Задание 5. Особенности природы материков и океанов. Особенности распространения крупных форм рельефа материков в России. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса Рос- сии
Задание 6. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
Задание 7. Литосфера. Рельеф земной поверхности. Мировой океан и его части. Воды суши. Особенности природы материков и океанов
Задание 8. Географические особенности воспроизводства населения мира. Половозрастной состав. Уровень и качество жизни населения
Задание 9. Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара. Размещение населения России. Основная полоса расселения
Задание 10. Структура занятости населения. Отраслевая структура хозяйства
Задание 11.
Задание 12. Городское и сельское население. Города
Задание 13. География отраслей промышленности России. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Задание 14.
Задание 15. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам
Задание 16. Мировое хозяйство. Хозяйство России. Регионы России
Задание 17. Погода и климат. Распределение тепла и влаги на Земле
Задание 18. Административно-территориальное устройство России. Столицы и крупные города
Задание 19. Ведущие страны - экспортеры основных видов промышленной продукции. Ведущие страны - экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции. Основные международные магистрали и транспортные узлы
Задание 20. Часовые зоны
Задание 21. Направление и типы миграции населения России. Городское и сельское население. Регионы России
Задание 22. Природные ресурсы
Задание 23. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология
Задание 24. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира
Задание 25. Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России
Задание 26. Географические модели. Географическая карта, план местности
Задание 27. Географические модели. Географическая карта, план местности
Задание 28. Географические модели. Географическая карта, план местности
Задание 29. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства
Задание 30. Форма, размеры, движение Земли. Литосфера. Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Природа России. Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения. Факторы размещения производства. География отраслей промышленности, важнейших видов транспорта, сельского хозяйства. Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства
Задание 31. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер
Задание 32. Земля как планета, современный облик планеты Земля. Форма, размеры, движение Земли
Задание 33. Численность, естественное движение населения России
Задание 34. Направление и типы миграции

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2018 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ГЕОГРАФИИ: 11 первичных баллов (37 тестовых баллов).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по

Среднее общее образование

География

ЕГЭ-2018 по географии: задание 1

Корпорация «Российский учебник» представляет разбор заданий ЕГЭ 2018 года по географии. В материале вы найдете подробный алгоритм решения 1 задания, ответы, а также комментарии по выполнению работы. Рекомендуем также посмотреть актуальную подборку материалов по географии, опубликованных ранее.

Вниманию выпускников и абитуриентов предлагается новое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по географии. Справочник содержит в полном объеме теоретический материал по курсу географии, необходимый для сдачи ЕГЭ. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Теоретический материал изложен в краткой, доступной форме. Каждая тема сопровождается примерами экзаменационных заданий с комментариями и ответами. Это поможет учителю организовать подготовку к единому государственному экзамену, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена. Практическая часть справочника включает задания для самопроверки, соответствующие формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ответы к заданиям для самопроверки, которые помогут школьникам и абитуриентам объективно оценить уровень своих знаний и степень подготовленности к аттестационному экзамену. Пособие адресовано старшим школьникам, абитуриентам и учителям.

Задание 1

(«Географические модели. Географическая карта, план местности»). 1 балл.

В этом задании необходимо найти точку на карте с предложенными координатами. Для выполнения данного задания подходит следующий алгоритм.

1. Найдём точку с координатами 0°ш. 0°д. Она расположена на пересечении экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана в Гвинейском заливе.


2. Первая координата искомой точки – всегда её широта, т.е. расстояние в градусах от экватора до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от точки 0°ш. 0°д. вдоль нулевого меридиана вверх (если широта искомой точки северная) или вниз (если она южная). В данном случае мы движемся на 58 градусов (57°50´ округляем для удобства) вверх, т.к. широта северная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли широту.

Так как значения широт (градусы параллелей) подписаны у левого и правого края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40°, 60° и 80°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (40°˂58°˂60°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам нужно отступить на 60° – 58° = 2° градуса от параллели 60° вниз.

3. Вторая координата искомой точки – это её долгота, т.е. расстояние в градусах от нулевого меридиана до данной точки. Чтобы его найти, нужно двигаться от найденной в п.2 точки на нулевом меридиане вправо (если долгота искомой точки восточная) или влево (если долгота искомой точки западная) вдоль (т.е. сохраняя отступ от) ближайшей параллели. В данном случае мы перемещаемся на 30 градусов (29°58´ округляем) вправо, т.к. долгота восточная.

Пояснение для тех, кто не понял, как мы нашли долготу.

Так как значения долгот (градусы меридианов) подписаны у верхнего и нижнего края карты с шагом в 20° (0°, 20°, 40° и т.д. до 180°), то мы находим диапазон, в котором располагается искомая точка (20°˂30°˂40°), и мысленно разбиваем его сперва на 2 части (по 10 градусов), потом ещё на 2 части (по 5 градусов), и, наконец, на 5 частей (по градусу). В данном случае нам достаточно выполнить только одно разбиение и расположить точку точно посередине между 20 и 40 меридианом.


4. Определяем страну, в которой расположена искомая точка (город Дно).

Таким образом, мы выяснили, что город Дно расположен в Российской Федерации.

2. Теперь определим широту. От найденной в п.1 точки (60°с.ш., 110°в.д.) мы движемся вдоль меридиана по направлению к Северному полюсу (вверх) на 2°32′ (62°32′ - 60°). Это будет четверть расстояния до пересечения с 70 параллелью.

3. Уточняем долготу. От полученной в п.2 точки (62°32′ с.ш., 110 в.д.) смещаемся вдоль параллели на восток (вправо и немного вверх в данном случае) на 3°57´ (113°57´ - 110°). Это будет около 2/5 расстояния до пересечения со 120 меридианом.


4. Определяем субъект федерации, в котором расположена искомая точка (город Мирный).

Таким образом, мы выяснили, что город Мирный расположен на территории республики Саха (Якутия).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Разбор заданий повышенной сложности при подготовке к ЕГЭ по географии Подготовил: учитель географии МКОУ «Икринская СОСШИ» Азизова Майина Шахабудиновна

2 слайд

Описание слайда:

Раздел: Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Например, решаем такую задачу: Определите географические координаты пункта, расположенного в Северной Америке, если известно, что 23 сентября в 19 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана в этом пункте полдень и Солнце находится на высоте 42° над горизонтом.

3 слайд

Описание слайда:

Рассуждаем так: Северная Америка находится в северном полушарии по отношению к экватору и в западном полушарии по отношению к нулевому меридиану Определяем широту точки по формуле: 90° - 42°(высота Солнца указана в задаче) = 48°с.ш.(потому что в северном полушарии). Определяем долготу точки. Время в задаче указано 19 часов, т.е. время отличается от Гринвичского на 7 часов. Подставляем это время в формулу и получаем: 19-12=7 часов За 1 час Земля делает оборот 15° (360°:24ч=15° 15° · 7ч = 105° з.д. (потому что в западном полушарии). Ответ: координаты точки 48°с.ш., 105°з.д.

4 слайд

Описание слайда:

Расположите перечисленные параллели в порядке увеличения продолжительности дня 1 июня, начиная с параллели с наименьшей продолжительностью дня. 1) 40º с.ш. 2) 10º ю.ш. 3) 30º ю.ш. Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр. Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2016 по географии. Пояснение: Первого июня в северном полушарии лето, в южном - зима. Продолжительность дня увеличивается при движении к северно­му полюсу. Следовательно, наименьшая продолжительность дня будет на параллели. 3) 30º ю. ш. 2) 10º ю. ш. 1) 40º с. ш. Ответ: 3, 2, 1.

5 слайд

Описание слайда:

Установите соответствие между явлением и параллелью, на которой оно наблюдается 6 августа: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Пояснение. В августе лучше освещено северное полушарие. За линией полярного круга - полярный день в северном полушарии и полярная ночь - в южном. Солнце в зените в районе от экватора до северного тропика. А) полярный день - 75º с. ш. Б) полярная ночь - 75º ю. ш. В) зенитальное положение Солнца - 17º с. ш. Ответ: 1, 2, 3. Явление Параллель 1) 75ºс.ш. 2) 75ºю.ш. 3) 17ºс.ш. 4) 27ºю.ш. А) полярный день Б) полярная ночь В)зенитальноеположение Солнца

6 слайд

Описание слайда:

Определите, в какой из точек 25 марта Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 18 часов по солнечному времени Гринвичского меридиана. Пояснение В таблице указана западная долгота, значит, применяем формулу: (18 ч – 12 ч) · 15° = 90° з.д. Это значит, что на меридиане 90° з.д. полдень и Солнце выше всего. Теперь смотрим в таблицу и выбираем, какой пункт ближе всего к экватору, южнее всего. Ответ: Это точка В. Применяем формулу: (12 ч - … ч) · 15° = …в.д. (если в восточном полушарии) (…ч – 12 ч) · 15° = …з.д. (если в западном полушарии) Чем дальше точка находится от этого меридиана, тем ниже Солнце над горизонтом. В северном полушарии – восточнее, в западном полушарии – западнее от полуденного меридиана Точка Широта Долгота А 30с.ш. 100з.д. В 30с.ш. 90з.д. С 40с.ш. 90з.д.

7 слайд

Описание слайда:

Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Евразии, 1 августа Солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 7 часов по солнечному времени меридиана. Ход ваших рассуждений запишите. Пояснение: определения полуденного меридиана. Выше всего Солнце будет там, где полдень (12-7)х15=75 ° в.д. Ответ: С

8 слайд

Описание слайда:

Определите, какая температура воздуха будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы её значение составляет +12 °С, и известно, что температура воздуха понижается на 0,6°С на каждые 100 м. Ответ запишите в виде числа. Пояснение. 1)500:100=5 2)0,6×5=3 3)12-3=9°

9 слайд

Описание слайда:

Какие из следующих выводах о тенденциях изменения объемов продукции животноводства сделанные на основе анализа данных, приведенных в таблице, верны? Запишите цифры под которыми они указаны. Динами объемов продукции животноводства (в % к предыдущему году) 1) В Новгородской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства. 2) В Саратовской области в период с 2009 по 2011 г.. ежегодно происходило уменьшение объемов производства продукции животноводства. 3) В Липецкой области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно увеличение объемов производства продукции животноводства. 4) В Костромской области в период с 2009 по 2011 г. ежегодно происходило увеличение объемов производства продукции животноводства. Регион 2009г. 2010г. 2011г. Новгородская 145,9 129,8 114,4 Саратовская 106,0 102,2 101,1 Липецкая 104,2 105,7 103 Костромская 96 98 98,5

10 слайд

Описание слайда:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность Смертность = Рождаемость – Естественный прирост Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост Плотность населения = Численность населения Площадь Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей Площадь территории Иммиграция – въезд в страну Эмиграция – выезд из страны

11 слайд

Описание слайда:

где КР, КС, КЕП - общие коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста соответственно; Р - число родившихся за год; С - число умерших за год; ЕП - естественный прирост населения за год; ЧН - среднегодовая численность населения.

Последнее задание ЕГЭ по географии похоже на предыдущее – в нем тоже нужно решать небольшую задачу. Однако в этот раз она связана с определением не естественного прироста, а миграционного, поэтому расчетов будет несколько больше.

Допустим, что нам нужно узнать эту величину для 2013 года.

Алгоритм такой:

  • вычитаем из численности постоянного населения в 2014 этот показатель для 2013;
  • из получившегося числа вычитаем естественный прирост населения за 2013 год.

То, что получилось, и есть миграционный прирост населения.

На бланке ответов для данного задания должны быть записаны два действия и ответ. Если все это сделано верно – он оценивается в 2 балла. Если же присутствует только одно действие, либо при вычислении ответа допущена ошибка и он неверный, но два действия записаны и первое правильное – ставится 1 балл. Во всех других случаях баллы за 34 задание не начисляются.

Для успешного выполнения 34 номера ЕГЭ нужно, опять же, хорошо заполнить алгоритм его выполнения. В отличие от предыдущего, никакие промилле тут писать не надо, поэтому риск перепутать что-либо становится меньше. Главное – внимательно смотреть на год, для которого необходимо рассчитать показатель.

Разбор типовых вариантов задания №34 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице данные, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Белгородской области в 2015. Запишите решение.

Численность и естественный прирост населения в Белгородской области

Ответ выглядит так:

  1. 1 550 137 – 1 547 936 = 2201
  2. 2201 – (-3717) = 5918

Ответ: 5918.

Второй вариант задания

Используя данные нижеприведенной таблицы, рассчитайте величину миграционного прироста населения для Республики Бурятия в 2015 году. Запишите необходимые вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Республике Бурятия

Записываем ответ:

  1. 982 284 – 978 495 = 3789
  2. 3789 – 5795 = -2006

Ответ: -2006.

Третий вариант задания

Опираясь на приведенные в таблице показатели, рассчитайте величину миграционного прироста населения в Костромской области в 2013 году. В ответе также запишите все проведенные вычисления.

Численность и естественный прирост населения в Костромской области

Напишем ответ:

  1. 656 389 – 658 925 = -2536
  2. -2536 – (-2218) = -318

Ответ:-318.

Численность населения и его движение

В тридцать третьем задании ЕГЭ по географии нужно решать небольшую задачку, связанную с численностью населения и его естественным движением. Обычно в них просят определять показатель естественного прироста в промилле. Нужно помнить, что в данном задании это всегда делается по следующему алгоритму: делим показатель естественного прироста за год на среднегодовую численность населения и умножаем на тысячу. Ответ обычно округляется до десятых.

На бланке ответов обязательно надо записать не только получившуюся цифру, но и весь ход решения. Это влияет на то, какой балл будет получен за задание. Если приводится запись решения и получен верный ответ, ставится 2 балла, а если записи решения нет – 1. Очень важно не перепутать обозначение промилле ‰ с процентом % - если допустить такую ошибку, даже при наличии записи решения и верного числового значения ответа ставится всего 1 балл. Если допущена только ошибка в округлении, 1 балл за задание все равно ставится.

Этот номер ЕГЭ совсем не сложный – достаточно запомнить формулу и прорешать несколько тренировочных заданий. Главное – не перепутать знаки и внимательно смотреть, показатель какого года требуется рассчитывать.

Разбор типовых вариантов задания №32 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Опираясь на данные, представленные в таблице, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Воронежской области в 2012 году. Запишите решение и округлите ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Воронежской области

Ответ должен выглядеть так:

  1. Решение: -11 081: 2 331 298 1000= -4,7531.
  2. При округлении получаем -4,7

Ответ: -4,7‰

Второй вариант задания

Используя данные приведенной ниже таблицы, рассчитайте показатель естественного прироста населения (в ‰) для Владимирской области в 2013 году. Запишите решение, ответ округлите до десятых.

Численность и естественный прирост населения во Владимирской области

Пишем ответ:

  1. Решение: -4131:1 417 531 1000= -2,9142
  2. Округляем до -2,9

Ответ: -2,9‰.

Третий вариант задания

Опираясь на данные таблицы, определите показатель естественного прироста населения (в ‰) для Республики Карелия в 2014 году. Запишите вычисления, округлив ответ до десятых.

Численность и естественный прирост населения в Республике Карелия

Ответ выглядит таким образом:

  1. Решение: -1429/633 468 1000= -2,2558
  2. При округлении будет -2,3

Двадцать восьмое задание ЕГЭ по географии предполагает работу с картами и планами местности. В нем необходимо строить профиль рельефа местности по прямой АВ; на профиле также нужно обозначать условным знаком какой-либо объект, изображенный на карте.

Инструкция по построению профиля

Для того чтобы построить профиль, нужно начертить профильную линию, соединяющую точки А и В, и приложить к ней край листа бумаги, на котором необходимо отметить горизонтали, через которые проходит линия АВ. Отметки горизонталей нужно подписать (на карте указано, с каким интервалом они проведены, также дается значение одной горизонтали, поэтому подписать их совсем не трудно). Этот край листа нужно приложить к горизонтальной линии на бланке, где строится профиль. Нужно перенести сделанные отметки на него вот таким образом, проведя перпендикуляры к вертикальной линии в аналогичных значениях:

После этого получившиеся точки нужно соединить плавной кривой линией. Это и будет профиль рельефа. В данном задании важно учитывать масштаб: если, например, по масштабу карты в 1 см 100 м, а в нашем рисунке в 1 см должно быть 50 м, то расстояние между двумя соседними вертикалями мы будем отмечать в два раза больше. Часто просят отметить на профиле родник; как правило, он располагается между двумя соседними высотами – в таком случае их нужно соединить не прямой линией, а вогнутой.

Разбор типовых вариантов задания №28 ЕГЭ по географии

Первый вариант задания

Постройте профиль рельефа местности по линии АВ. Перенесите основу для его построения на бланк ответов 2, применяя горизонтальный масштаб 1 см = 50 м и вертикальный масштаб 1 см = 5 м. Знаком «Х» отметьте положение родника.

Готовый профиль для данного условия выглядит примерно так:

Длина горизонтальной линии – примерно 80 мм, расстояние от вертикали до родника – примерно 29 мм. Склон на участке 1 должен быть круче, чем на участке 2. Если все эти условия соблюдены и форма профиля схожа с эталоном – ученик получает 2 балла за это задание. Если же профиль схож с эталоном, но расстояние и крутизна склонов не совпадают с указанными параметрами – ставится 1 балл. В других случаях баллы за задание 28 не ставятся.