Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова . Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости.
  3. Синонимы . В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  4. Антонимы . У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты . Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения . 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
  5. Частицы .
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
  7. Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.
Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется?
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.
КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.
НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.
НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов.
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.
ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее.
ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.
ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.
ДАЖЕ Вносят значение усиления.
НЕ СЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине».
ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
  7. тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  • Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  • Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  • Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
  • Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  • Следствия: так что
  • Уступительные: хотя, несмотря на то что
  • Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  • Изъяснительные: что, как, чтобы
  • В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

Средства связи предложений в тексте. Местоимения как средства связи между предложениями. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку 2019. Практика.


1. Самостоятельно подберите личное местоимение (2)

(1)Ровно сто лет назад на семинаре Геттингенского математического общества была представлена теорема, которая со временем стала важнейшим инструментом в математической и теоретической физике. (2) ... связывает каждую непрерывную симметрию физической системы с некоторым законом сохранения. (3)Доказала эту теорему Эмми Нётер - и этот результат, наряду с последовавшими важнейшими работами по абстрактной алгебре, заслуженно позволяет многим считать Нётер величайшей женщиной в истории математики.


2. Самостоятельно подберите личное местоимение (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)День кальмары-светлячки проводят на глубине, а ночью устраивают световое шоу, собираясь на мелководье и поднимаясь на поверхность в поисках добычи. (2)Сверкающие кальмары обитают на северо-западе Тихого океана. (3)... можно встретить в водах Охотского и Японского морей, а также в северной части Восточно-Китайского моря.

3. Самостоятельно подберите указательное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Считается, что супероксид влияет на процесс старения и развитие некоторых заболеваний, в том числе рака и нейродегенеративных заболеваний. (2)Сами по себе гидрохиноны не способны разрушать супероксид, однако в сочетании с цинком гидрохиноны создают комплекс, который имитирует фермент супероксиддисмутазы. (3)... фермент защищает организм от процессов деградации, вызванных окислением, и оказывает антиоксидантное действие.

4. Самостоятельно подберите указательное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Норвежский художник Эдвард Мунк на протяжении почти всей жизни боролся с депрессией и тревогой. (2)... чувства нашли отражение во многих его работах и достигли апогея в знаменитом «Крике». (3)Однако «Танец жизни» (1899–1900) по настроению отличается от большинства картин художника, в ней нет напряжения и тревоги.

5. Самостоятельно подберите личное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска в четвертом (4) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Фу Хао - первая женщина-генерал в китайской истории, но в наше время далеко не все китайцы знают ее имя. (2)По легенде, она жила в XIII веке и была женой императора У Дина. (3)Фу Хао прославилась как талантливый полководец: она руководила действиями 13 тысяч солдат. (4)... подчинялись прославленные китайские военачальники, что по тем временам было неслыханно. (5)По дошедшим до нас скудным данным, она смогла одержать победу над войсками 20 государств.

6. Самостоятельно подберите личное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Знаменитые песни китов - это длинные сложно организованные последовательности звуков. (2)... имеют иерархическую структуру: различные звуки складываются в более-менее стереотипные «фразы», которые многократно повторяются, формируя «темы». (3)Песня может включать от четырех до семи различных тем, исполняемых в определенном порядке.

7. Самостоятельно подберите определительное местоимение , которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)В живых организмах постоянно происходит огромное количество химических реакций, которые направлены на поддержание жизни. (2)Совокупность этих реакций принято называть обменом веществ, или метаболизмом. (3)... химические превращения можно поделить на два типа: реакции, в ходе которых сложные органические вещества расщепляются на более простые, и реакции, в результате которых образуются сложные молекулы из простых.

«Выполнение задания требует

КРОМЕ ТОГО

НАПРИМЕР, ТАК

НАОБОРОТ

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

ТО ЕСТЬ

ОДНАКО, ЗАТО, НО

ИМЕННО, ВЕДЬ

ДАЖЕ

Вносят значение усиления.

НЕ СЛУЧАЙНО

ЕГЭ-2019 Задание 2

«Выполнение задания требует выявления отношений между предложениями текста и определения средств связи между предложениями …экзаменуемый должен подобрать это слово самостоятельно.

Вводное слово, союз, частица, наречие

Когда используется? (отношения между предложениями текста)

ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ

КРОМЕ ТОГО

Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО

НАПРИМЕР, ТАК

НАОБОРОТ

ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ

Указывают на порядок изложения аргументов.

НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ

«вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».

ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО

ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА

ТО ЕСТЬ

Используется для уточнения сказанного ранее.

ОДНАКО, ЗАТО, НО

Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.

ИМЕННО, ВЕДЬ

Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.

ДАЖЕ

Вносят значение усиления.

НЕ СЛУЧАЙНО

Имеет значение «по этой причине».

    Соединительные: тоже

    Разделительные: ли

    Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

    Градационные: а

    Пояснительные: то есть, а именно

    Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

    тоже, да и, то есть, а именно.

    Временные: лишь

    Причинные: что

    Условные: скоро

    Целевые: чтобы

    Следствия: так что

    Уступительные: хотя, несмотря на то что

    Сравнительные: (устар.)

    Изъяснительные: что, как, чтобы

    В начале предложения не употребляются союзы: чтобы.

Алгоритм выполнения задания:

    1. текста.

      предложениями.

Образец

Текст

Задание

Предложение 3 поясняет

осциллографа?)

Ответ: НАПРИМЕР

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

    Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

    Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

    Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

    Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

    Пояснительные: то есть, а именно

    Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

    В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

    Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

    Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

    Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

    Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

    Следствия: так что

    Уступительные: хотя, несмотря на то что

    Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

    Изъяснительные: что, как, чтобы

    В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

Алгоритм выполнения задания:

1.Внимательно вчитаться в текст, понять логику автора.

    1. Выяснить (по таблице) значение, которое вводное слово, конструкция, союз, частица или наречие вносят в рассуждения автора исходного текста.

      Путём подстановки подобрать нужное слово или сочетание слов, не нарушающих логическое соответствие между предложениями.

Образец

Текст

(1) Оказывается, что любой источник звука совершает сложные несинусоидальные колебания. (2) Их можно наблюдать при помощи известного прибора – осциллографа. (3) …если к нему подключить микрофон и пропеть какую – нибудь мелодию, то на экране осциллографа появится не синусоида, а более сложная кривая.

Задание

Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Предложение 3 поясняет то, о чём говорилось в предложении 2 (каким образом можно наблюдать

несинусоидальные колебания звука при помощи осциллографа?)

Когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде, используются вводные слова: НАПРИМЕР, ТАК.

Ответ: НАПРИМЕР

ЕГЭ-2019 Задание 2

1.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. (2)Единственным исключением служит вулканическая деятельность - явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). (3)<...>, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с "внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма.

  1. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Вулканическая магма состоит из многих компонентов: кальция, магния, железа и некоторых других, она содержит пары воды и газы. (2)<...> главной составляющей магмы является окись кремния. (3)От количества этого элемента зависят свойства магмы, характер извержения - спокойный или взрывной, форма вулкана.

  1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

(1)Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. (2)<...>состояния веществ называют их агрегатными состояниями. (3)Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

4.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, в научном - около 10%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3)<...>, повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

5.Самостоятельно подберите слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это слово.

(1)Создание хорошо защищенной компьютерной системы невозможно без тщательного анализа потенциальных угроз для её безопасности. (2)Специалисты составили перечень действий, которые необходимо провести в каждом конкретном случае, чтобы представлять сценарии возможных нападений на компьютерную систему. (3)<...>, что при проведении анализа потенциальных угроз безопасности компьютерной системы эксперт ставил себя на место злоумышленника, пытающегося проникнуть в эту систему, то есть специалисту необходимо было понять, что представляет собой злоумышленник, от которого нужно защищаться.

6.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии. (3)<...> такая зависимость России от экспорта нефти и газа несёт в себе постоянную угрозу нового спада экономики из-за падения мировых цен на энергоносители, которое предсказать невозможно.

7.Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)<...> «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то

«Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался настолько слаб для плавания в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о досрочном прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о возвращении.

8.Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Одним из способов получения эфирных масел является анфлераж, который основан на использовании очищенного жира, позволяющего впитывать эфирные масла. (2)Этот процесс хорош тем, что можно извлечь эфирное масло, не подвергая сами растения или предметы, содержащие пахучие вещества, термической обработке. (3)<...> в настоящее время анфлераж в парфюмерии не используется, так как он требует больших затрат времени и сырья.

9.Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

(1)В конце ХVIII века в философии и искусстве возникло направление, известное под названием «роман- тизм». (2)Вместо культа здравого смысла, разума романтизм стал утверждать культ человеческих чувств. (3)<…> в области искусства романтизм выдвинул на первый план жанр пейзажной живописи: картины приро- ды вызывают в душе человека преимущественно внерациональный, эмоциональный отклик.

10.Самостоятельно подберите сочетание слов, которое должно стоять на месте пропуска в третьем

(3) предложении текста. Запишите это сочетание слов.

(1)В море вокруг вулканического кратера, находящегося на поверхности вулкана или неглубоко под водой, об- разуется риф - возвышение в форме кольца. (2)Он состоит из скелетов кораллов - микроскопических мор- ских существ, миллионы которых живут в тёплой морской воде на небольшой глубине. (3)<...> вулканический остров разрушается и опускается под воду, коралловый риф поднимается всё выше.

11.Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

(1)Радиатор автомобиля представляет собой замкнутую систему, в связи с чем зимой возникают трудно- сти. (2)При температуре ниже нуля обычная вода замерзает и перекрывает патрубки радиатора, из-за чего мотор перегревается, и, что ещё хуже, замёрзшая вода расширяется и может взорвать патрубки. (3)<...> воду для радиатора смешивают с антифризом - содержащей сахар жидкостью, не позволяющей воде пре- вратиться в лёд даже при минусовой температуре.

12. Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Окраска оперения у сов, как правило, «защитная», то есть она сливается с окружающей средой, помогая птице оставаться незамеченной во время дневного отдыха. (2)Перья лесных сов имеют обычно коричневатый цвет, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок. (3)<...> cовы, которые живут в пустыне, и их родственники, водящиеся на равнинной местности, отличаются более светлой, почти рыжей окраской; у полярных сов цвет оперения снежно-белый.

13.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это вводное слово.

(1)В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. (2)<...> дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. (3)Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда- нибудь доказано.

14.Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)<...> основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3)Поэтому и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

15.Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу.

(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор - процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<...> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.

Ответы:

1-естественно, разумеется, безусловно 2-но

3-эти

5-оказалось, выяснилось 6-несмотря на это

7-если

8 - однако, но 9- неслучайно

10- по мере того как

11. - так что 12 – вот

    бесспорно, конечно

    –всё-таки

    Ведь

Задание 2 в ЕГЭ по русскому языку требует поиска пропущенного слова, которое связывает предшествующее предложение с данным. Это могут быть разные части речи (частица, союз, наречие), а также вводные слова или конструкции.

Обычно это слова, которые выражают определенные смыслы:
– пояснение сказанного и акцентирование важности: иными словами, так, к примеру, то есть, именно, ведь, согласно этому, кстати, при этом, также, в связи с этим;
– порядок изложения мыслей: сначала, во-первых, в первую очередь, с одной стороны, начиная с…;
– указание на причину: так как, поскольку, потому что;
– противопоставление: но, в отличие от…, наоборот, однако, зато;
– усиление сказанного: причем, даже, несомненно, что…, как правило, к тому же, более того;
– значение уступки: несмотря на…, вопреки чему-либо, и хотя;
– неуверенность: вероятно, быть может, наверно;
– уверенность: конечно, действительно, бесспорно;
– условие: лишь если, если не;
– выражение чувств и эмоций: к сожалению, к счастью;
– подведение итогов: итак, таким образом, следовательно, поэтому, отсюда, наконец, а значит, в результате, так что, вследствие этого.

Последовательность выполнения

  • внимательно прочтите текст и выясните суть размышлений автора;
  • определите значение, заложенное в пропуске (выделены курсивом);
  • подставьте подходящее слово;
  • еще раз проверьте себя, убедившись в правильности выбора.

Примеры задания и их разбор

Пример 1

1.Характер любого человека формируется не с периода сознательного возраста, а с первых месяцев существования. 2. Процесс этот происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающим миром и под его влиянием. 3. (…) малыш копирует модель поведения и выражение эмоций, ориентируясь на значимых взрослых.

– поэтому
– вероятно
– иными словами
– наоборот

Автор не противопоставляет (наоборот), не делает преждевременных выводов (поэтому) и не выражает значение неуверенности (вероятно). Предложение №3 поясняет содержание №2: как же происходит формирование характера? Правильный ответ: иными словами .

Пример 2

Какое из слов или их сочетаний должно быть на месте пропуска?

1.Солнце, как утверждают ученые, производит огромный поток света. 2. К возрасту 8 миллиардов лет оно станет настолько ярким, что результатом этого станет смерть нашей планеты. 3. (…) его значение как единственной звезды в нашей Солнечной системе неоспоримо с точки зрения возможности жизни, ведь только благодаря равномерному излучению энергии становится реальным комфортное существование всего живого на Земле.

– несмотря на
– с одной стороны
– кстати
– именно поэтому

Здесь нет уступительного значения (несмотря на), пояснения сказанного (кстати), не предполагается определенный порядок изложения (с одной стороны). Третье предложение подводит итог. Правильный ответ: именно поэтому .

Пример 3

Какое из слов или их сочетаний должно быть на месте пропуска?

1.Кошки – прекрасные животные, поражающие каждого не только своей красотой, но и грацией, даже в самых неожиданных ситуациях. 2. При падении с высоты, в отличие от других беспомощных представителей фауны, неспособных ничего предпринять, они, (…), могут переворачивать свое тело рефлекторно, при этом приземляясь на лапы. 3. Такой отличительный признак обеспечивает им большое количество мышц, сухожилий и эластичные соединительные звенья между позвонками, что способствует невероятной подвижности скелета.

– например
– к тому же
– конечно
– наоборот

Здесь не приводится пример (например), не выражается уверенность (конечно) и нет уточнения высказывания (к тому же). Во втором предложении содержится значение противопоставления кошек другим животным. Правильный ответ: наоборот .

Задание 2 немного сложнее, нежели , но – как видно из примеров, вполне выполнимое.