Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от

понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но современное общество - не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть социология - наука об обществе.

Социология (от лат.societas - общество и греч.logos - слово, понятие учение) - наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, различных социальных общностей и социальных отношений между ними.

Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но стечением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIXв. Потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и других, связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий - труда, образования, политики, семьи и других социальных институтов и процессов. Появились социологические теории так называемого среднего уровня, которые с одной стороны, были связаны с общесоциальной теорией, а с другой - опирались на материал, собранный в эмпирических исследованиях. Особой формой социологического знания являются методика, техника и организация социологических исследований.

В связи с этим распространяется представление о трехуровневой структуре социологии: общесоциологическая теория, специальные (частные) социологические теории, эмпирические социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетия укореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей.

Выделяются общности разного типа и уровня: само общество как целостный социальный организм; социальные общности, основанные на социально-статусном различии их членов (классовые); общности, обусловленные общественным разделением труда (социально-профессиональные); возникающие на базе культурно-исторической самобытности (народы и нации); территориально-региональные и поселенческие; общности по родственным связям, сходству стадий жизненного цикла (семейные, половозрастные) и многочисленные общности, связанные единством целенаправленной деятельности (от организаций до малых социальных групп). При этом исследуется совокупность социальных общностей, их взаимодействие, организация, система социальных институтов социальных отношений.

Предметом социологии являются также личность как субъект и продукт общественных отношений, закономерности социальных действий и массового поведения людей. Необходимо указать на сложности в определении предмета социологии, что связано с тем, что предмет социологии изменялся с течением времени. «Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, т.е. не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенным образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам».

Дискуссионной является проблема социального в узком смысле слова: оно трактуется то как специфический вид общественных отношений, то как особый аспект всех иных отношений (социально-экономических, социально-политических, социально-психологических и т.д.). В последнее время формируется понимание социального как способа взаимосвязи между субъектами деятельности по поводу становления и изменения статусов этих субъектов в обществе как целостной системе, что отчасти снимает различие упомянутых подходов. По сути, речь идет о состоянии социальных отношений как главной характеристики общества, являющихся одновременно особым видом общественных отношений, сущностью их совокупности.

Конкретизация предмета социологии поставила вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками. В период, когда социология находилась в поисках своего предмета, обнаружились ее тесные контакты с антропологией, биологией, психологией, экономикой, историей, этнографией, географией, правовыми науками, которые остаются традиционными и получают новые импульсы с развитием указанных дисциплин. Устойчивые функциональные связи, носящие нередко методологический характер, установились между социологией и статистикой, прикладной математикой, логикой, семиотикой, лингвистикой. Наконец, нарастание практических приложений социологии актуализирует ее взаимосвязь с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией организации и управления, другими отраслями науки, имеющими развитую нормативную основу. Междисциплинарные взаимодействия приводят к выдвижению программ новых пограничных наук: экономической социологии, социальной экологии и др. В связи с включением социологии в общий контекст междисциплинарных связей растет ее методологическая роль. Обогащается методическая оснащенность, возникает возможность комплексного подхода к изучению социальных проблем.

Место социологии в системе наук

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. Методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми другими гуманитарными науками. Кроме того, в современных условиях сложилась система исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей знаний. Их принято называть социальными. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для специальных общественных наук.

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве (например, США уникальная страна по национальному составу, христианство - уникальная религия, 30-летняя война - отличается от других войн и содержанием и целями и т.п. и т.д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и пространстве, то есть становятся общими для всех социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.д. и т.п. Несмотря на это различие, связь социологии с историей наиболее тесна и взаимонеобходима. И история и социология имеют объектом изучения общество. История, как и социология, сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и, во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества. Отрицание преемственности и исторического опыта оборачивается большими бедами для человечества. Выявить эволюцию субъективно-объективных связей, отношений, норм и ценностей можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Основная форма деятельности общества - это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе - все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Сама же трудовая деятельность человека меняется с учетом развития самого человека как социального существа. А это исследует уже социология. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество, политология - политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук - социологии и политологии породило новую отрасль науки - политическую социологию. Связь социологии и политологии определяется, во-первых, тем, что выявить закономерности политической жизни можно, только учитывая особенности общества в целом как социальной системы, во-вторых, общество нельзя понять и изменить без того влияния, которое оказывают на него политические структуры и различные политические режимы.

Социология тесно связана с философией. В основе связи - изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т.п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология - социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т.п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология - личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущности, то социология - социальные взаимодействия и взаимосвязи. Конечно же, социология осуществляет задачу, непосильную общей философии - непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни.

Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воздействие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировой сообществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его целостно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием и принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль. Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно - это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире.

Функции социологии

Значение социологической науки определяется в первую очередь теми функциями, которые она выполняет в обществе.

Социология как самостоятельная от -знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико--познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую.

Вооб-ще функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные, и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их опти-мизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвя-зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико--познавательная, критическая. Теоретико-познавательная функции подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Реализуя критическую функ-цию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упро-чить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует ради-кальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объек-тивные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, националь-ных отношений и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управ-ление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Описательная функция социологии - это систематизация, опи-сание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т. п. При исследовании социального объекта тре-буется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для буду-щих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не само-цель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социо-логами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь-ной функции.

Прогностическая функция социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов. Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завер-шаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафикси-рованную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи-ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обосно-ванию социальных проблем придается большое значение, социаль-ный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

Информационная функция социологии представляет сбор, систе-матизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать со-циологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения людей. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, тру-ды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуаль-ным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии.

Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния со-циального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Но социология лишь наука, ее функция - разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедре-ния реализации - это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.

При рассмотрении вопроса о роли социологии в преобразовании общества следует подчеркнуть, что социологические знания активно проникают в широкие слои общества. Растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в различных правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Яркий пример - опросы общественного мнения. Разработанные и примененные главным образом социологами и статистиками, они стали важным методом исследования рынка и опросов общественного мнения. Помимо уже рассмотренных областей применения социологии, деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике. Кроме того, социологическое исследование может помочь определить результаты мер социальной политики после их реализации.

Кроме того, следует отметить, что для развития социологии, так же как и других наук, нужен определенный политический климат, способствующей ее совершенствованию и процветанию. «Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии и других общественных наук парализовано в результате периодического вмешательства и репрессий со стороны властей».

По мнению Э.А. Капитонова, социология слишком долго находилась под влиянием традиций прошлого, что приводило к несоответствию между реальностью и социологическими теориями. «Выражалось это в разрыве, между тем, что может дать социологическая наука на определенном этапе, и требованиями реальности. Кроме того, в неспособности понять и предвидеть новые социальные изменения».

Прямое воздействие на развитие социологии оказывают общественные проблемы и кризисы. В период Великой депрессии 30-х годов социологи сосредоточились на исследовании безработицы и ее влияния на семейную жизнь; в настоящее время социологи уделяют большое внимание проблемам секса и неравенства мужчин и женщин. Эти примеры показывают, в какой мере социология отражает проблемы общества в целом. В то же время именно тот факт, что социологи проводят исследования каких-то явления или процессов, подтверждает серьезность связанных с ними социальных проблем. Классическое исследование расовых отношений в США, проведенное Гуннаром Мирдалом, результаты которого были опубликованы в 1944г., оказало огромное влияние не только потому, что убедительно подтвердило униженное положение негров в этой стране, но и потому, что наглядно продемонстрировало, насколько такая ситуация противоречит идее равенства, провозглашенной в Америке.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Список используемой литературы

1. Капитонов Э.А. Социология XX века. - Ростов-на-Дону, 1996. - с. 364

2. Основы социологии. Курс лекций. Ч. 1/ Отв. ред. Эфендиев А.Г. - М., 1994.

3. Радугин А.А., Радугин К.А, Социология: Курс лекций. - М., 1995.

4. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

5. Социология. Наука об обществе. Учебное пособие/Под ред. В.П. Андрущенко. - Харьков, 1996.

6. Фролов С.С. Социология. Учебник. - М.,1994.

7. Харчева В.Г. Основы социологии. Учебник. - М., 1997.

8. Щёкин Г.В. Система социологического знания. Учебное пособие. - К.,

Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и термин «социология», Образованный из ла­тинского слова societas (общество) и греческого logos (учение). Этот термин ввел в науку французский ученый и философ Но­вого времени Огюст Копт (1798-1857), которого нередко на­зывают основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о функциони­ровании и развитии общества выступали как составные части общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада. Своеобразные, порой весьма оригинальные, взгляды на разви­тие общества, проблемы политики, морали, науки, религии и искусства были высказаны в учениях древнеиндийских, древне­китайских и древнегреческих философов, европейских мысли­телей Средних веков и Нового времени.

Выступая как часть тех или иных философских учений, со­циология не ограничивалась лишь проблемами общества как целого, движущих сил его развития и т.п. Она касалась всех сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики, права, экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.

Однако с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории общества. От нее отпочковались политология, правоведение, политическая экономия, этика, эс­тетика и ряд других наук. И сама она стала развиваться как са­мостоятельная наука по отношению не только к выделившимся из нее отраслям знаний, но и к универсальным философским системам прошлого.

Предметом внимания и изучения социологии все более ста­новились фундаментальные основы развития общества как целостного социального организма, взаимодействие его объек­тивных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и со­циальной справедливости," В результате в XIX в. появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследст­вии Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда, Лестера Уорда и других социологов.

Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в на­учное объяснение исторического процесса. Их концепции об­щественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в дальнейшем мы рассмотрим их подробнее.


Выделившись из универсальных философских систем и раз­виваясь как самостоятельная наука, социология тем не менее не утратила своего философского содержания. Она получила возможность расширить общесоциологический, т.е. по сути фило­софский, анализ развития общества и существенно углубить исследования.

В своих наиболее фундаментальных положениях и выводах общетеоретическая социология выступает и как философская наука. Она исходит из соответствующих философских предпо­сылок и базируется на определенном мировоззрении, в кото­ром ведущую роль играет та или иная философская концепция. С позиций данной концепции решаются, скажем, проблемы движущих сил развития общества, направленности социальных процессов, взаимодействия личности, социальных групп и об­щества, материального и духовного в историческом развитии, т.е. наиболее фундаментальные проблемы жизни и развития общества. Методология их решения по сути дела предопределя­ет решение прочих социологических проблем, з том числе ме­нее общих и даже проблем частного характера.

Мировоззрение социолога и методология, которую он при­меняет в своих исследованиях, свидетельствуют об органиче­ской взаимосвязи философии и социологии, хотя обе эти от­расли знания выступают как самостоятельные. На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. В работе «Метод социологии» он писал, что социология представляет собой «особую и автономную нау­ку», направленную на объективное изучение социальных фак­тов. Такого же мнения о характере и значении социологии как науки придерживаются многие ее видные современные представи­тели, в том числе Я. Лазарсфелъд, Р. Мертон, Т. Парсонс и др. Од­нако, объявляя социологию нефилософской наукой, они при объяснении многих социальных явлений прибегают именно к философской аргументации, в том числе из области позитивиз­ма, прагматизма, интуитивизма и т. д. Ив этом нет ничего удивительного. Сама логика углубленного социологического анализа каких-то общественных явлений приводит к необходи­мости философского осмысления вытекающих из данного ана­лиза выводов и обобщений. Итак,

современная социология - это самостоятельная наука об об­ществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Как системное образование общество олицетворяет собой некие особые качества по сравнению с его элементами и любой их суммой. Еще древние говорили, что целое больше суммы входящих в него частей:

Это значит, что целое обладает новыми качествами, которые механически не сводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегративный эффект». Эти новые качества, присущие целому, обычно обозначаются как системные, или интегративные качества 1 .

В силу присущих ему интегративных качеств общество об­ладает собственной определенностью и самостоятельностью по отношению к составляющим его субъектам, социальным ин­ститутам, сферам общественной жизни и т.д. Это обстоятельст­во особо фиксируется и обосновывается социологией, которая изучает прежде всего механизмы функционирования общества, взаимодействие между различными субъектами, организациями и социальными институтами. Социология вскрывает и изучает также законы общественного развития. В силу этого ее можно охарактеризовать как науку о законах функционирования и развития социальных систем, о проявлениях данных законов в деятельности субъектов - больших и малых социальных групп и общностей людей, а также отдельных личностей. Все это ха­рактеризует суть и особенности социологии. С философией же она продолжает иметь связь, поскольку, во-первых, многие со­циологические проблемы осмысливаются с философских пози­ций, во-вторых, общетеоретическая социология непосредствен­но смыкается с воззрениями, относящимися к области соци­альной философии. Этим во многом определяется научность социологии, показателями которой, по мнению социологов разных школ и направлений, являются, в частности, признание объективных основ функционирования общества и закономер­ного характера его развития, правильное истолкование взаимо­действия объективных факторов исторического процесса и соз­нательной деятельности людей.

Наиболее видные философы и социологи прошлого века пытались вскрыть объективные социальные связи и закономер­ности. Так, немецкий философ Г.Ф. Гегель поставил и по-своему решал проблему обнаружения «объективных оснований исторического процесса». Он показал, что

интересы, воля, желания, действия людей, как правило, разно-направлены; но хаос случайностей - только внешний рисунок ис­тории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность 1 .

Тем самым были обозначены «контуры научной методоло­гии», важнейший принцип которой состоял в том, чтобы идти

не от субъективных намерений участников исторического про­цесса, в том числе самых выдающихся, а от внутреннего объектив­ного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль 2 .

Такой подход к анализу социальных явлений имеет большое методологическое значение и для современной социологии.

К. Маркс творчески продолжил гегелевский подход к обна­ружению и анализу объективного основания исторического процесса, преодолевая в то же время гегелевскую мистифика­цию исторической закономерности как саморазвития абсолют­ной идеи. На закономерный характер развития общества ука­зывали также французские мыслители К. Сен-Симон и О. Конт. Они пытались научно обосновать представления об обществе как едином социальном организме, развивающемся по объек­тивным естественным законам. Вместе с тем они показали роль сознания и в особенности позитивного научного мышления в развитии общества.

Представители так называемого социального дарвинизма (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Вольтман и др.) переносили действие законов естественного отбора и борьбы за существование на развитие общества. При всех различиях указанных направлений в социологии их объединяют идеи объективной обусловленно­сти развития общества природными и социальными факторами, а также закономерного характера исторического процесса.

Предметом любой науки являются соответствующие объек­тивные связи и законы развития природы и общества. Подобно тому как, скажем, физика, астрономия, химия, биология изу­чают законы неорганической и органической природы, социо­логия изучает законы развития общества. Последние составля­ют одну из основных проблем марксистской социологии, на что указывают представители других социологических направ­лений. Основное внимание марксистской социологии направ­лено на изучение объективных законов материального произ­водства и их воздействия на социальную, политическую и ду­ховную сферы общественной жизни и общество в целом. Она по-своему истолковывает проблему движущих сил социального процесса, представляет развитие общества как закономерный исторический процесс.

Разумеется, было бы неверно относиться к каждому поло­жению марксистской социологии как к истине в последней ин­станции. Именно такое к ней отношение характерно для кон­сервативно-догматического направления среди марксистов как в науке, так и в политике. Это гасит всякое творческое начало в развитии и применении марксистской социологии. В то же время было бы легкомысленно отбрасывать те положения, ко­торые стали достоянием современной мировой социологиче­ской мысли. В свое время на значение этих положений автори­тетно указал один из наиболее влиятельных социологов нынешнего столетия М. Вебер, хотя многие положения марксист­ской социологии он отвергал. Впоследствии положительное значение марксизма отмечали видные американские социологи и экономисты Р. Миллс и Дж. Гелбрейт, многие другие предста­вители западной социологии. В целом марксистская социоло­гия продолжает вносить свой позитивный вклад в развитие со­временной социологической мысли, в том числе в уяснение предмета и содержания социологии как самостоятельной науки. Ее возможности в данном отношении увеличиваются по мере освобождения от догматических и идеологических стереотипов. Тем не менее ко всем ее положениям, как и к положениям других направлений современной социологии, необходимо от­носиться критически, учитывая при этом, насколько они отве­чают сегодняшнему уровню развития социологической науки, а также объективным данным общественной практики.

В соответствующих главах данного учебника анализируются многие направления классической и современной социологии. Их содержание раскрывается также в других главах в связи с анализом тех или иных проблем современной общетеоретиче­ской социологии и так называемых специальных или частных социологических теорий. Авторы исходили из того, что различ­ные подходы к исследованию соответствующих явлений могут дополнять друг друга и способствовать их всестороннему науч­ному анализу. Это в свою очередь может помочь составить о данных явлениях целостные представления, соответствующие их природе и значению в жизни общества.

Вопросы для повторения

1. Раскройте современное понимание социологии как науки.

2. Каковы объективные основания развития социологии?

1. Социологическое знание

Признаком научного познания является объективная значимость его выводов, то есть истина./Макс Вебер/.

Социология как наука об обществе.

социология - это наука о законах и закономерностях развития общества как социальной системы, о функционировании этой системы через такие ее составные элементы, как личности, социальные общности, институты.

Исходя из определения предмета социологии как науки, можно отметить ее особенности:

1) Для социологии характерно осмысление общества как целостности. Это проявляется:

Непосредственно, когда общество изучается как система;

В том, что в социологии все частные социальные явления и процессы анализируются с точки зрения их места и роли в интеграции общественного целого;

В том, что социолог изучает всеобщие социальные свойства, связи, институты, общности («первокирпичики») независимо от сферы социальной жизни, тем самым, раскрывая человеческий контекст процессов, происходящих в этих сферах. Иначе говоря, выходя из недр социальной философии, социология вместе с тем удерживает в своих подходах определенную всеобщность, что отличает ее от других социальных наук.

Вместе с тем, эта всеобщность не носит умозрительного характера, что связано со следующими свойствами, отличающими социологию.

2) Анализ общества, общественных явлений как реальности, богатой конкретным содержанием, внутренне многообразной и дифференцированной. Социология стремится к постижению реальных конкретных связей, взаимодействий, институтов, интересов людей, вовлеченных в социальные процессы.

3) Достижение конкретного знания о реальных людях, их интересах, о социальных процессах, в которые они вовлечены, возможно благодаря широкому использованию, наряду с теоретическими, эмпирических методов, конкретно-социологических исследований, нацеленных на получение системы фактов, отобранных и обработанных в соответствии с научными процедурами.

Все это позволяет социологии сочетать широту подхода и конкретность анализа реальности, доказательность, аргументированность и стремление познать реальные социальные явления глубоко, доходя до основы.

Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровни знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группы теорий пытается дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень выступает в этих теориях как решающий и определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся такие теоретические концепции, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теория обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены непосредственно на сфере социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, в сфере социального поведения и эгомотивации и т.д.).

Структура социологии.

Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную, прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общи закономерностей функционирования и развития социума как целого;

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.);

в) микросоциология , изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология , объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания − соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии − в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.

Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между макро- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.

Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии − социальные общности − отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.

В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология , дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур).

2) прикладная (эмпирическая) социология − изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов.

3) социальная инженерия − уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии.

1. Познавательная

Теоретический и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности

Познание процесса преобразовательной деятельности

Разработка теории и методов социологического исследования,методики

2. Прогностическая

Создание условий сознательной выработки и осуществления научно

обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной

группы, общества

3. Социального проектирования и конструирования

Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

Выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии

5. Управленческая

Принятие управленческого решения

Социальное планирование и разработка социальных показателей

Определение основных направлений повышения эффективности деятельности

6. Инструментальная

Определение методов изучения социальной реальности

Определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Социология Э.Дюркгейма.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. “Манифест” дюркгеймовской социологии, книга “Правила социологического метода” (в рус. пер. - “Метод социологии”), удивительным образом перекликается с “Рассуждением о методе” Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие “правила метода”, вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим “правилам” посвящена вторая часть “Рассуждения о методе”.

Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности. Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул “отца” социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как “позитивистской” (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.

Типология обществ.

В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3) рефлексивная предметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

Виды социальных групп

По размеру или численности выделяют группы большие и малые, большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.

Малая группа представляет собой относительно небольшое число непосредственно взаимодействующих индивидов, объединенных общими целями и задачами. Во всех отношениях между членами малой группы выступает элемент личного знакомства, приводящий к тому, что взаимодействия, даже институционализированные, никогда не являются полностью обезличенными, что имеет место в больших группах, где воздействия людей друг на друга в основном анонимны. В малых группах создаётся особый вид связи между членами, создающий больше возможностей полной идентификации члена с группой, чем в больших группах. Наличие непосредственных взаимодействий формирует развитое чувство принадлежности индивида к группе, особые групповые ценности и нормы.

Малые группы могут быть неформальными (круг друзей, семья), но (могут существовать и высокоформализованные группы, где отношения (между индивидами регулируются служебными предписаниями (производственная группа или воинское подразделение).

В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью ее членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т.д. В формальных группах могут возникнуть группы с неформальными отношениями, объединяющие друзей и единомышленников.

Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционироваными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.

Большая часть жизни людей проходит в важнейшей для них социальной группе - семье, которую можно рассматривать как малую, первичную, а также как формальную, так и неформальную.

Понятие личности.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Характерные черты личности

Личность – это сложная система способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по социальным программам.

Неотъемлемыми, характерными чертами личности являются самосознание, ценностные социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки. Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся.

На протяжении Х!Х века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.

Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- часть природы. Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. Определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разго­варивать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек – существо биологическое и социальное.

Ролевая теория личности

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

Понятие социальной роли

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парсонсу):

1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

2) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

3) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

4) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

5) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;

2) предписания – требования к поведению;

3) оценки исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Структура социальной роли

Социальная роль состоит из:

1. Ролевого ожидания.

2. Исполнения этой роли.

Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

Ролевое поведение – индивидуальное исполнение социальной роли – общество задает стандарт поведения, а исполнение роли носит личностную окраску.

Освоение социальных ролей – часть процесса социализации Личности, непременное условие «возрастания» Личности в обществе себе подобных.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

1. Модель поведения человека со стороны общества.

2. Система представления человека как он должен вести себя.

Как самостоятельная наука социология появилась только в XIX веке, ее основателем является французский социолог Огюст Конт. Термин «социология» в переводе с латинского языка обозначает «социо» - «общество», а «логия» в переводе с древнегреческого – учение, наука.

Социология - это наука об обществе, законах его развития и функционирования как целостной системы и составляющих его социальных институтов. Социология – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей, механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, а также между общностями и личностью (Ядов).

По мнению О.Конта, социология должна была быть позитивной, должна опираться на опыт, наблюдение. Главная идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы.

Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. Могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Знакомясь с той или иной наукой, мы обязательно определяем объект и предмет, которые она исследует. Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество). В целом можно сказать, что объектом социологии выступает общество как целостная система.

Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.Предметом социологии является конкрктная область социальной реальности выраженная системой особых социологических понятий.

Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций. Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Основными понятиями предмета социологии является статус и роль, личность, социализация…

В чем отличие социологии от других наук, изучающих общество? Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность.

Социология как самостоятельная наука имеет свои задачи . Социология, изучая общественную жизнь в тех или иных формах и сферах, во-первых, решает научные проблемы, которые связаны с формированием знания о социальной действительности , разработкой методов социологических исследований. Во-вторых, социология изучает проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности , анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. Особенно повышается роль социологии в условиях преобразования нашего общества, так как каждое принимаемое решение, каждый новый шаг, предпринимаемый властями, задевают социальные интересы, меняют положение, поведение множества взаимодействующих групп. В этих условиях органам управления крайне необходима полная, точная и правдивая информация о реальном положении дел в любой сфере общественной жизни, о потребностях, интересах, поведении общественных групп в той или иной ситуации, а также о возможном влиянии их поведения на общественные процессы. Не менее важной задачей социологии является обеспечение надежной «обратной связи» управления обществом. Ведь принятие самого правильного и необходимого решения высшими органами управления представляет собой первый шаг преобразования действительности. Это делает необходимым постоянный социологический контроль выполнения решений, протекания конкретных процессов в обществе. Нельзя забывать также и о такой важнейшей задаче социологии, как формирование у людей социального мышления, а активизация деятельности человека, социальной энергии масс и направление ее в нужное обществу русло. Эта задача адресована в первую очередь социологам.

2. Структура и функции социологии. Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы и на уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на несколько составных частей.

Структурные компоненты социологического знания:

а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира. Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии - социальные общности - отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус. В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:

1) теоретическая социология , дающая глубокое обобщение фактического материала, путем построения теории, раскрывающих универсальные закономерности функционирования общества (социальной системы и ее структур). 2) прикладная (эмпирическая) социология - изучает практические стороны социальной жизни общества на базе общесоциологических теорий и фактических материалов. 3) социальная инженерия - уровень практического внедрения полученных знаний с целью моделирования путей разрешения конкретных социальных проблем. Кроме того, социология имеет и внутреотраслевое и отраслевое деление (социология труда, экономическая социология, социология досуга, семьи, образования, религии, малых групп, молодежи, пола, поселений и т.д.)

Функции социологии : 1. Познавательная - как наука социология дает прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, о тенденциях общественного развития. 2. Прикладная (практическая ) функция в том, что социологическая наука не только познает социальные реальность, но и обладает управленческим потенциалом. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной деятельности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и специальным социологическим теориям, дающим глубокое системное отражение сущности и закономерности развития общества. Прикладная (практическая) функция социологии в том, что наука не только познает социальную реальность но и вырабатывает предложение для управленцев всех уровней в условиях совершенствования социальной политики, для рационального управления обществом. 3. Функция социального контроля позволяет снять социальную напряженность и кризисы в обществе, информируя властные структуры об усилении деятельности социального контроля над процессами в обществе. 4. Идеологическая функция в том, что данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей. Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса. 5. Прогностическая (футурологическая ) функция социологии состоит в способности вырабатывать прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках. Объект социологии - социальная реальность, современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов. Социальная общность - базовая социологическая категория, которая должна стать главным предметом социологического анализа. Она соединяет макро- и микроуровень анализа: поведение людей, массовые процессы, культуру, социальные институты, отношения собственности и власти, управление, функции, роли, ожидания. Это и есть "социум" в наиболее точном значении этого понятия. Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует "социальный процесс", формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие). Социология является наукой о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, наукой о становлении и динамике социальных общностей, институтов, организаций, взаимодействий между личностью и общностями, наукой об осмысленных социальных действиях людей, процессах и массовом поведении.

Социология и обыденное знание об обществе (здравый смысл)

Могут ли обычные люди быть социологами? Не является ли социология просто проявлением здравого смысла? Совершенно очевидно, что мы не можем понять, как «работают» атомы, молекулы или клетки, опираясь на наш повседневный опыт, поскольку все эти процессы скрыты от пас и недоступны прямому наблюдению. Мы имеем представление об этих мирах, обращаясь к специальным знаниям, полученным экспертами в той или иной области. Отсюда становится ясно, почему никто нс оспаривает научный статус таких дисциплин, как физика, химия или биология.

Однако мы не можем сказать то же самое о социологии. Большинство из того, что изучает социология, доступно любому человеку, ведь мы начинаем получать знания об обществе с самого момента рождения. В этом смысле мы все своего рода социологи, поскольку, но мере взросления, большинство из нас приобретает различные социальные навыки и расширяет свои знания об обществе. Мы получаем знания об обществе не только из нашего личного опыта, но и из газет, радио, телевидения и Интернета. Таким образом, большинство людей имеют определенные суждения и мнения об обществе просто потому, что они живут в нем. Они имеют также собственные представления о том, что хорошо или плохо в обществе и что нужно сделать для того, чтобы улучшить ситуацию. Такие представления людей называются здравым смыслом или знанием об обществе на уровне обыденного сознания.

Обыденное социальное знание - эго знание об обществе, полученное из личного опыта человека или различных общедоступных источников информации - газет, радио, телевидения и Интернета.

Отличается ли социологическое знание от обыденного знания об обществе? Может ли социолог дать людям такое знание об обществе, которое они не могут получить сами? Такие вопросы нужно задавать для того, чтобы выяснить, является ли социология наукой вообще.

Существует достаточно много различий социологии и здравого смысла, среди которых можно выделить три наиболее важных:

  • 1) социологи по-другому смотрят на мир и задают другие вопросы об обществе;
  • 2) социология систематически изучает общество с использованием различных источников информации, включая собственные исследования;
  • 3) социология применяет социологические теории для объяснения тех или иных фактов и процессов, проверяя при этом и сами теории.

Рассмотрим каждое из этих отличий более подробно.

Что значит «видеть мир социологически»? В первую очередь это значит «видеть в привычных вещах необычное». Взгляд на социальные процессы и проблемы глазами как бы «иностранца» является частью социологического воображения 1 . То есть социологи задают вопросы о вещах, которые большинство людей принимают как само собой разумеющееся. Возьмем, например, проблему преступности. Большинство людей, так или иначе, думают о преступности, ее причинах и способах предотвращения или, по крайней мере, сокращения. Однако такого рода вопросы не относятся к собственно социологическим.

Социолог, в отличие от рядового члена общества, может задаться, например, вопросом, почему одни действия людей характеризуются как преступления, тогда как другие, которые могут быть также вредны, не относятся к преступлениям и рассматриваются как вполне приемлемые. Почему общество меняет свой взгляд на то, что квалифицируется им как преступление? Например, до середины XX в. в европейских странах насилие в семье рассматривалось как норма и не относилось к преступлениям. В то же время гомосексуальные отношения определялись как преступление (в Уголовном кодексе СССР до начала 1990-х гг. была статья, предусматривающая наказание за мужеложество). Сейчас же во многих европейских странах насилие в семье относится к уголовным преступлениям, тогда как гомосексуализм перестал рассматриваться как отклонение от социальных норм. Отсюда можно сделать вывод, что преступления - это социально определяемый феномен, т.е. что считать преступлением, а что нет, определяет конкретное общество в ту или иную социально-историческую эпоху. Социологи интересуются также тем, как эти определения конструируются в повседневной жизни людей. Например, какие социальные группы имеют право определять те или иные действия как преступления, а тех или иных индивидов как преступников?

В отличие от обычных людей социологи занимаются не только отдельными феноменами социальной жизни, но и тем, какой вклад эти феномены вносят в поддержание функционирования общества в целом. Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что социологи рассматривают преступность как фактор не только дестабилизации, но и интеграции общества. Так, по мнению классика социологии Эмиля Дюркгейма, квалификация определенных действий в качестве преступлений, наказание преступников устанавливают в обществе границы между приемлемым и неприемлемым поведением, тем самым сплачивая общество и проясняя его нравственные ценности. Кроме того, преступность обеспечивает занятость достаточно большого числа людей, включая полицейских, судей, адвокатов, тюремных работников и др. Следовательно, как это ни покажется парадоксальным, преступность вносит свой вклад в поддержание социального порядка в обществе.

Таким образом, первое отличие социологии от обыденного взгляда на общество заключается в том, что социологи видят мир по-другому и задают другие вопросы об обществе. Мыслить социологически - значит задавать себе вопросы о том, как функционирует общество и его отдельные части, как и почему происходят социальные изменения, как они влияют на индивидуальные жизни людей, т.е. как люди формируют общество и как общество формирует людей (их поведение и представления о мире и о себе).

Другое отличие социологии от здравого смысла касается источников информации. Социологи, в отличие от обычных людей, не ограничиваются той информацией, которая поступает из газет, радио, телевидения, Интернета и др., а используют свои собственные источники информации и методы исследования. Например, изучая преступность, социологи могут:

  • изучать статистическую информацию, распространяемую различными официальными органами об уровнях преступности, с тем, чтобы установить географическую определенность, возраст и социальную принадлежность преступников;
  • выяснять, насколько надежны те или иные источники статистической информации;
  • интервьюировать преступников;
  • беседовать с жертвами преступлений;
  • наблюдать за действиями полиции;
  • изучать работу судов и правоохранительной системы;
  • присоединяться к криминальным формированиям;
  • беседовать с людьми, которые наблюдали тюремную жизнь изнутри.

Таким образом, социологи используют гораздо больше источников

информации о преступности, чем большинство обычных людей, пользующихся в основном информацией, получаемой из СМИ, даже если они сами являются жертвами преступлений или преступниками.

Однако социологи не только имеют доступ к более широкому кругу источников информации, они также собирают и систематизируют информацию своими особыми способами. В социологии эти способы называются методами исследования .

Таким образом, второе существенное отличие социологии от обыденного сознания состоит в том, что социология прибегает к систематическому изучению общества с использованием широкого круга источников информации.

Третье отличие социологии от здравого смысла касается применения и проверки социологических теорий. В повседневной жизни мы все прибегаем к здравому смыслу для того, чтобы рассуждать о вещах, которые ставят нас в затруднение. Например, вы стоите на автобусной остановке, но автобус не приходит. Естественно, вы начинаете размышлять о том, что могло бы с ним случиться. Может быть, он стоит в пробке или сломался. Может быть, он уже ушел. Эти рассуждения могут повлиять на ваши дальнейшие действия. Например, будете ли вы ждать дальше или возьмете такси.

Социологи тоже опираются на суждения здравого смысла, когда они рассуждают о человеческом поведении. Однако, анализируя то или иное явление, социологи также прибегают к идеальным объяснительным схемам, называемым социологическими теориями. Например, одним из ключевых понятий социологии является аномия. Человек может пребывать в состоянии аномии или дерегуляции, когда у него есть цели и желания, однако нет адекватных средств достижения этих целей. Американский социолог Роберт Мертон использовал понятие аномии, чтобы разработать социологическую теорию, объясняющую повышение уровня преступности в американском обществе. Он утверждал, что, хотя культура американского общества побуждает каждого стремиться к достижению «американской мечты», большинство людей из низов общества, не получая доступа к хорошему образованию или полезным социальным контактам, не имеют законных способов осуществления своих желаний. Следовательно, они попадают в состояние аномии, склоняясь к тому, чтобы достигать своих целей незаконными средствами, включая преступления.

Таким образом, хотя логика здравого смысла побуждает нас объяснять преступность определенными чертами характера или особенностями воспитания индивидов, социологическая теория Мертона связывает причины преступности с более широкой организацией общества. И хотя преступники, конечно же, нарушают нормы американского общества, так как они совершают преступления, они в то же время подтверждают нормы этого общества, так как стремятся к обогащению.

Согласно теории Мертона, покуда идеология западных обществ будет побуждать людей ко все большему обогащению, притом что значительная их часть не имеет для этого законных средств, преступность будет расти. Это не значит, что теория Мертона справедлива во все времена и во всех случаях (к слову сказать, впоследствии она была модифицирована). Просто этот пример хорошо иллюстрирует отличия социологических объяснений от объяснений здравого смысла.

Применение той или иной социологической теории оказывает влияние на объяснение имеющихся социальных фактов. Так, например, более низкая успеваемость в школе детей - выходцев из рабочих семей может быть объяснена с точки зрения марксизма - как проявление социального неравенства, а с точки зрения структурного функционализма - как необходимость заполнения неквалифицированных и низкооплачиваемых рабочих мест на рынке труда.

Таким образом, разрабатывая и применяя специальные теории , социологи могут давать объяснение поведению людей , отличное от суждений здравого смысла.

Подведем итоги. Очевидно, что социологию нельзя назвать наукой, подобной естественным наукам, так как социальное поведение в корне отлично от поведения в природе и объяснение социального поведения требует не только наблюдения за его внешней (объективной) стороной, но и понимания его смысла (субъективной стороны). В то же время социология является наукой, так как она основана на систематическом наблюдении социальной жизни и построении/проверке объясняющих теорий.

  • С социологическими методами вы познакомитесь в ходе изучения главы 17.