Генри Форд первым внедрил конвейерный способ производства автомобилей, организовал заводы, запатентовал полторы сотни изобретений. Его компания продолжает работать больше ста лет. Книга переиздавалась много раз, автобиография написана ярко и вдохновенно.

Имя Генри Форда известно каждому ‑ знаменитый американец первым внедрил конвейерный способ производства автомобилей, организовал заводы, запатентовал более 150 изобретений. Продажи автомобилей «Ford» достигли миллионных значений, корпорация продолжает существовать уже больше ста лет.

Книга Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения» опубликована в 1922 г., переиздавалась больше ста раз, ее читали несколько поколений людей во всем мире. Автобиография незаурядного человека написана ярко и вдохновенно, содержит уникальную информацию, которая заинтересует историков, инженеров, конструкторов, экономистов, руководителей и всех, кто хочет понять секреты долголетнего процветания империи Форда. В книге 17 глав, множество интересных идей и бездна мудрых истин, с некоторыми из которых мы хотим вас познакомить.

Перемены

Не стоит идеализировать прошлое и бояться будущего, не сужайте своих возможностей. Неудачи случаются со всеми, но позорны не они, а страх перед ними. Даже если вы не получите того, к чему стремились, у вас будет опыт и ясность в выборе новых путей. Весь мир пребывает в постоянном движении, останавливаясь, вы начинаете откатываться назад. Чтобы развиваться, просыпайтесь на рассвете и будьте активны. Ваши истинные враги - не конкуренты, а лень и инерция.

Прибыль

Работая на общее благо, не забывайте о прибыли. Она не должна быть целью, но прибыль - показатель правильной работы предприятия.

Генри Форд заметил, что работа становится малоэффективной, если зацикливаться на деньгах. Страх недополучить прибыль заставляет бояться конкурентов, неудач, изменений на рынке - всего, что может отразиться на финансовом состоянии, а не на истинном положении дел. Бизнесмен должен разбираться как в финансовых вопросах, так и в производственных, но главным должно оставаться производство - единственный источник прибыли. Если вы занимаетесь производством, не пытайтесь заработать на финансовых операциях, например, на кредитах или курсовой разнице. Кредиты скрывают реальное состояние финансового положения предприятия.

Ошибочно относиться к производству как к инструменту для дешевых покупок и дорогих продаж - это спекуляции. Вы должны покупать сырье по приемлемой цене и превращать его в высококлассный продукт.

Цены

Даже не самая успешная компания может сбыть свой товар, если занизит цены. При этом завышение цены говорит о том, что экономика нездорова в целом, а в бизнесе происходят ненормальные процессы. Нормальные цены - признак здорового рынка. Когда-то считалось, что цены могут расти, пока потребитель согласен платить. Форд не разделяет это мнение и считает его безнадежно устаревшим. Снижая цены, вы увеличиваете оборот и можете расширить бизнес. В книге есть подтверждающий пример: «Ford» добивался столь высокой прибыли, что однажды было принято решение о возврате каждому покупателю по $50. Генри Форд стремился сделать свои машины общедоступными, постоянно увеличивал количество рабочих мест и хорошо оплачивал труд.

Менеджмент

Избыточный менеджмент становится препятствием для развития крупного предприятия. Особое зло, по мнению Г.Форда, «гениальный» менеджер, составляющий схемы и функциональные обязанности с перечислением должностей и имен. Предприятие - не машина, а сообщество, созданное для работы, а не для обмена информацией. В одном цеху не обязаны знать о том, что происходит в другом. Занятые люди не интересуются чужой работой. Единственная задача каждого менеджера - наладить взаимодействие звеньев процесса и обеспечить движение к общей цели. Совместная работа не предполагает взаимной любви и товарищества. Когда все прикрывают друг друга, страдает общее дело. Заводы Форда славились автомобилями, а не грандиозными производственными и административными сооружениями.

Оплата труда

Работники предприятия являются партнерами владельца и руководителя, который принимает на работу людей, так как не может осуществлять производство без их помощи. Всякий бизнес подразумевает наличие партнеров. Если у работодателя есть честолюбие, он должен устанавливать своим партнерам более высокую зарплату, чем его конкуренты. А нанятые рабочие обязаны приложить усилия и помочь в реализации честолюбивых планов работодателя.

На предприятиях Ford Motor Company рабочие всегда получали высокую зарплату. Конкуренты не понимали цели такой политики, ведь можно было нанимать рабочих с меньшими издержками. Форд таким образом укрепил основу компании и был уверен, что устойчивость обеспечивается только преданностью работников.

Мы осветили только некоторые вопросы, поднятые Генри Фордом в книге. Кроме перечисленных, в «Моей жизни…» множество интересных рассуждений, которые будут полезны и современным предпринимателям. С чего начинается любой бизнес и производство, как происходит взаимодействие людей и механизмов, какова связь между деньгами и товарами, в чем секреты хороших товаров, зачем нужна благотворительность и т. д.

Автор книги:

Раздел: ,

Возрастные ограничения: +
Язык книги:
Язык оригинала:
Переводчик(и):
Издательство:
Город издания: Москва
Год издания:
ISBN: 978-5-699-97456-6
Размер: 315 Кб

Внимание! Вы скачиваете отрывок книги, разрешенный законодательством и правообладателем (не более 20% текста).
После прочтения отрывка вам будет предложено перейти на сайт правообладателя и приобрести полную версию произведения.



Описание книги по бизнесу:

Перед вами книга, выдержавшая более ста изданий по всему миру. Ее принято считать биографией Генри Форда, но это, скорее, биография его дела. Философия Форда, лежащая в основе методов управления и организации производства, стала социально-экономическим направлением, названным в его честь. Сегодня фордизм внедрен в стратегии тысяч предприятий по всему миру. Генри рассуждает о мотивации рабочих и управлении заводом, о банковской системе и военных заказах – кратко, но доступно. Читается не как учение «акулы бизнеса», а как откровение простого парня, который хочет делать работу хорошо.

Правообладателям!

Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то .

Генри Форд написал автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения». Известно, что его нельзя было уговорить дать интервью, он отказывался рассказывать в прессе о своей жизни и своих убеждениях. Он решил сам написать историю своего успеха, и его книга уже много лет пользуется огромной популярностью, постоянно переиздаётся и раскупается миллионными тиражами.

Одной из главных задач Генри Форд считал решение проблем потребителей, этот человек упорно отстаивал их интересы. Автор книги говорит о том, что труд должен достойно оплачиваться, тогда люди будут стремиться сохранить свою работу и выполнять её на высшем уровне. В компании Форда работали даже люди с ограниченными возможностями, выполняя то, что было им доступно.

Автор данной книги был очень талантливым изобретателем и управляющим, он создал конвейерную ленту и разбил рабочий процесс на множество простых действий. Даже спустя много лет, его методы применяются во многих компаниях.

В этой книге Генри Форд отразил свои взгляды на бизнес и отношения в коллективе, между начальником и подчинёнными, между коллегами. Его принципы отличались от принципов многих других предпринимателей, и именно это дало ему возможность достичь такого колоссального успеха.

Эта книга будет полезна и тем, кто интересуется личностью создателя огромной успешной компании, и тем, кому интересны такие науки как экономика, менеджмент, инженерия. Узнать об опыте такого гениального человека будет полезно каждому.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Моя жизнь, мои достижения" Генри Форд бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

«Моя жизнь, мои достижения» Генри Форда – уникальная -автобиография выдающегося американского промышленника и основателя компании Ford Motor. Несмотря на то что книга именуется биографией самого Генри Форда, ее следовало бы назвать биографией его работы, дела всей жизни, которое вошло в историю.

В книге нет ничего лишнего, каждое слово Форда “на вес золота”. Он не любил распыляться, только рационализм и деловой подход. Таким изобретатель был в жизни, так написана и его книга. В ней сконцентрировались принципы и идеи человека, который разработал новую модель организации труда на предприятии и благодаря которому на производстве был популяризирован конвейер.

В своей книге Генри Форд затрагивает различные моменты своей жизни. Особое внимание привлекают первые ступени его карьеры, вставая на которые, он преодолевал множество жизненных трудностей: материальные проблемы, отсутствие сна и два с половиной года упорной работы, спустя которые на свет появилась разработанная им модель автомобиля, не теряющая своей ценности спустя столетие. Это яркий пример того, как нужно следовать за своей мечтой, а трудности – вещь естественная, но, если ты горишь желанием и прикладываешь усилия, то все возможно преодолеть.

Форд шел в разрез принятым стандартам, пытаясь создать универсальные механизмы с идентичными деталями, что могло бы значительно облегчить ремонт автомобиля. Так, Генри Форд делал акцент на усовершенствовании одного автомобиля, оставляя на втором плане разработку модельного ряда. Форд первым составил описание базовых принципов логистической концепции, которая в настоящем используется в компаниях Harley-Davidson и Toyota. Несмотря на это, главной отличительной чертой его компании было отношение к сотрудникам, над улучшением положения которых постоянно трудился миллиардер, создавая себе прочную базу из постоянных высококвалифицированных кадров.

Своей книгой Генри Форд учит вкладывать, работать на благо окружающих и выполнять работу добросовестно, тогда деньги будут приходить сами собой. Наоборот, чем больше твоя финансовая жажда, тем маловероятнее возможность заработать – так говорит промышленник в своей книге. Он выступает против банкиров, провозглашая то, что капитал должен работать на общее благо.

Также ценность этой книги заключается в том, что она дает возможность познакомиться с основами хозяйства и производства, практикой больших финансовых оборотов, которые базируются на личном опыте Генри Форда.

Вклад Форда в промышленность действительно огромен. Прочитать эту книгу стоит каждому человеку, который хочет основать дело своей жизни, достичь своей цели в экономическом или промышленном бизнесе, или просто ищет источники вдохновения, так как книга является сильным толчком, который побуждает к действию. В книге описана реальная история выдающегося человека, по сути такого же, как мы с вами, но сумевшего подняться на невероятную высоту. Книга Генри Форда “Моя жизнь, мои достижения”- своеобразное пособие, в котором можно найти смелые и умные идеи, чтобы вдохновиться и, пропустив их через свой опыт, создать что-то своими руками.

Страна наша только что начала развиваться; что бы ни толковали о наших поразительных успехах – мы едва-едва взбороздили верхний покров. Невзирая на это, успехи наши были в достаточной мере изумительны. Но если сравнить сделанное с тем, что осталось еще сделать, все наши успехи обращаются в ничто. Стоит только вспомнить, что для запашки земли расходуется больше силы, чем во всех промышленных предприятиях страны, вместе взятых, – и – сразу получается представление о лежащих перед нами возможностях. И именно теперь, когда столько государств переживают процесс брожения, теперь, при царящем всюду беспокойстве, наступил, по-видимому, момент, когда уместно напомнить кое-что из области предстоящих задач, в свете задач уже разрешенных.

Когда кто-либо заводит разговор об усиливающейся мощи машины и промышленности, перед нами легко возникает образ холодного, металлического мира, в котором деревья, цветы, птицы, луга вытеснены грандиозными заводами мира, состоящего из железных машин и машин-людей. Такого представления я не разделяю. Более того, я полагаю, что, если мы не научимся лучше пользоваться машинами, у нас не станет времени для того, чтобы наслаждаться деревьями и птицами, цветами и лугами.

По-моему, мы слишком много сделали для того, чтобы спугнуть радость жизни мыслью о противоположности понятий «существование» и «добывание средств к существованию». Мы расточаем столько времени и энергии, что нам мало остается на жизненные утехи. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Они только средство для некоторой цели. Я, например, смотрю на автомобили, носящие мое имя, не только как на автомобили. Если бы они были только таковыми, я бы предпринял что-нибудь другое. Для меня они – наглядное доказательство некоей деловой теории, которая, как я надеюсь, представляет собой нечто большее, чем деловую теорию, а именно: теорию, цель которой – создать из мира источник радостей. Факт необычайного успеха Общества Автомобилей Форда важен в том отношении, что он неопровержимо свидетельствует, как верна была до сих пор моя теория. Только с этой предпосылкой могу я судить существующие методы производства, финансы и общество с точки зрения человека, ими не порабощенного.

Если бы я преследовал только своекорыстные цели, мне не было бы нужды стремиться к изменению установившихся методов. Если бы я думал только о стяжании, нынешняя система оказалась бы для меня превосходной: она в преизбытке снабжает меня деньгами. Но я помню о долге служения. Нынешняя система не дает высшей меры производительности, ибо способствует расточению во всех его видах; у множества людей она отнимает продукт их труда. Она лишена плана. Все зависит от степени планомерности и целесообразности.

Я ничего не имею против всеобщей тенденции к осмеянию новых идей. Лучше относиться скептически ко всем новым идеям и требовать доказательств их правильности, чем гоняться за всякой новой идеей в состоянии непрерывного круговорота мыслей.

Скептицизм, совпадающий с осторожностью, есть компас цивилизации. Нет такой идеи, которая была бы хороша только потому, что она стара, или плоха потому, что она новая; но, если старая идея оправдала себя, то это веское свидетельство в ее пользу. Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически.

Мне прежде всего хочется доказать, что применяемые нами идеи могут быть проведены всюду, что они касаются не только области автомобилей или тракторов, но как бы входят в состав некоего общего кодекса. Я твердо убежден, что этот кодекс вполне естественный, и мне хотелось бы доказать это с такой непреложностью, которая привела бы в результате к признанию наших идей не в качестве новых, а в качестве естественного кодекса.

Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с этого естественного пути. Я не собираюсь предлагать ничего, что выходило бы за пределы безусловного признания этого естественного принципа. Я исхожу из предположения, что мы должны работать. Достигнутые нами до сих пор успехи представляют из себя, в сущности, результат некоего логического постижения: раз уж нам приходится работать, то лучше работать умно и предусмотрительно; чем лучше мы будем работать, тем лучше нам будет. Вот что предписывает нам, по моему мнению, элементарный, здравый человеческий смысл.

Одно из первых правил осторожности учит нас быть настороже и не смешивать реакционных действий с разумными мерами. Мы только что пережили период фейерверочный во всех отношениях и были завалены программами и планами идеалистического прогресса. Но от этого мы дальше не ушли. Все вместе походило на митинг, но не на поступательное движение. Пришлось услышать массу прекрасных вещей; но, придя домой, мы открыли, что огонь в очаге погас. Реакционеры обычно пользуются подавленностью, наступающей вслед за такими периодами, и начинают ссылаться на «доброе старое время» – большей частью заполненное злейшими старинными злоупотреблениями – и так как у них нет ни дальновидности, ни фантазии, то при случае они сходят за «людей практических». Их возвращение к власти нередко приветствуется как возврат к здравому смыслу.

Основные функции – земледелие, промышленность и транспорт. Без них невозможна общественная жизнь. Они скрепляют мир. Обработка земли, изготовление и распределение предметов потребления столь же примитивны, как и человеческие потребности, и все же более животрепещущи, чем что-либо. В них квинтэссенция физической жизни. Если погибнут они, то прекратится и общественная жизнь.

Работы сколько угодно. Дела – это ни что иное, как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами – она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства. Вообще, путем законодательства можно мало чего добиться: оно никогда не бывает конструктивным. Оно неспособно выйти за пределы полицейской власти, и поэтому ждать от наших правительственных инстанций в Вашингтоне или в главных городах штатов того, что они сделать не в силах, значит попусту тратить время. До тех пор, пока мы ждем от законодательства, что оно уврачует бедность и устранит из мира привилегии, нам суждено созерцать, как растет бедность и умножаются привилегии. Мы слишком долго полагались на Вашингтон и у нас слишком много законодателей – хотя все же им не столь привольно у нас, как в других странах – но они приписывают законам силу, им не присущую.

Если внушить стране, например нашей, что Вашингтон является небесами, где поверх облаков восседают на тронах всемогущество и всеведение, то страна начинает подпадать зависимости, не обещающей ничего хорошего в будущем. Помощь придет не из Вашингтона, а от нас самих; более того, мы сами, может быть, в состоянии помочь Вашингтону, как некоему центру, где сосредоточиваются плоды наших трудов для дальнейшего их распределения на общую пользу. Мы можем помочь правительству, а не правительство нам.

Девиз «поменьше административного духа в деловой жизни и побольше делового духа в администрации» очень хорош, не только потому, что он полезен и в делах и в управлении государством, но и потому, что он полезен народу. Соединенные Штаты созданы не в силу деловых соображений. Объявление независимости не есть коммерческий документ, а конституция Соединенных Штатов – не каталог товаров. Соединенные Штаты – страна, правительство и хозяйственная жизнь – только средства, чтобы дать ценность жизни народа. Правительство – только слуга его, и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно. Без деловой жизни и без правительства обойтись нельзя. То и другое, играя служебную роль, столь же необходимы, как вода и хлеб; но, начиная властвовать, они идут вразрез с природным укладом. Заботиться о благополучии страны – долг каждого из нас. Только при этом условии дело будет поставлено правильно и надежно. Обещания ничего не стоят правительству но реализовать их оно не в состоянии. Правда, правительства могут жонглировать валютой, как они это делали в Европе (и как и посейчас делают это и будут делать во всем мире финансисты до тех пор, пока чистый доход попадает в их карман); при этом болтается много торжественного вздора. А между тем работа и только работа в состоянии созидать ценности. В глубине души это знает каждый.

В высшей степени невероятно, чтобы такой интеллигентный народ, как наш, был способен заглушить основные процессы хозяйственной жизни. Большинство людей чувствуют инстинктивно – даже не сознавая этого – что деньги не богатство. Вульгарные теории, обещающие все что угодно каждому и ничего не требующие, тотчас же отвергаются инстинктом рядового человека, даже в том случае, когда он не в состоянии логически осмыслить такого к ним отношения. Он знает, что они лживы, и этого достаточно. Нынешний порядок, невзирая на его неуклюжесть, частые промахи и различного рода недочеты, обладает тем преимуществом по сравнению со всяким другим, что он функционирует. Несомненно, и нынешний порядок постепенно перейдет в другой, и другой порядок тоже будет функционировать – но не столько сам по себе, как в зависимости от вложенного в него людьми содержания. Правильна ли наша система? Конечно, неправильна в тысяче отношений. Тяжеловесна? Да! С точки зрения права и разума она давно должна бы рухнуть. Но она держится.

Хозяйственный принцип – это труд. Труд – это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. Человеческий труд создал из сезона жатвы то, чем он стал ныне. Экономический принцип гласит: каждый из нас работает над материалом, который не нами создан и которого создать мы не можем, над материалом, который нам дан природой.

Нравственный принцип – это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет у него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право.

Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать. Капиталисты, ставшие таковыми благодаря торговле деньгами, являются временным, неизбежным злом. Они могут даже оказаться не злом, если их деньги вновь вливаются в производство. Но если их деньги обращаются на то, чтобы затруднять распределение, воздвигать барьеры между потребителем и производителем – тогда они в самом деле вредители, чье существование прекратится, как только деньги окажутся лучше приспособленными к трудовым отношениям. А это произойдет тогда, когда все придут к сознанию, что только работа, одна работа выводит на верную дорогу к здоровью, богатству и счастью.

Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свои труд. Равным образом, нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и ему требовать от общества нечего. Пусть ему будет предоставлена свобода – умереть с голоду. Утверждая, что каждый должен иметь больше, чем он, собственно, заслужил, – только потому, что некоторые получают больше, чем им причитается по праву – мы далеко не уйдем.

Не может быть утверждения более нелепого и более вредного для человечества, как то, что все люди равны.

В природе нет двух предметов абсолютно равных. Мы строим свои машины не иначе, как со сменными частями. Все эти части схожи друг с другом так, как только могут быть схожи при применении химического анализа, точнейших приборов и точнейшей выработки. Нет, поэтому, никакой нужды в испытаниях. При виде двух Фордов, столь похожих внешне друг на друга, что никто не может их различить, и с частями столь сходными, что их можно поставить одну на место другой, невольно приходит в голову, что они в самом деле одинаковы. Но это отнюдь не так. Они различны в работе. У нас есть люди, ездившие на сотнях, иногда на тысячах фордовских автомобилей, и они утверждают, что нет и двух абсолютно одинаковых машин; что если они проехали на новой машине час или меньше и эта машина поставлена затем в ряду других машин, тоже испытанных ими в течение часа при одинаковых условиях, они, хотя и не в состоянии будут различить по внешнему виду отдельные машины, все же различат их в езде.

До сих пор я говорил о различных предметах в общем, перейдем теперь к конкретным примерам. Каждого следовало бы поставить так, чтобы масштаб его жизни находился в должном соотношении с услугами, которые он оказывает обществу. Своевременно сказать несколько слов на эту тему, ибо мы только что пережили период, когда в отношении большинства людей вопрос о сумме их услуг стоял на последнем плане. Мы были на пути к достижению такого состояния, когда никто уже не спрашивает об этих услугах. Чеки поступали автоматически. Прежде клиент оказывал честь продавцу своими заказами, в дальнейшем отношения изменились, и продавец стал оказывать честь клиенту, исполняя его заказы. В деловой жизни это зло. Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло. Для предприятия неизменно вредно, если отпадает необходимость напрягаться. Никогда не бывает так здорово предприятие, как тогда, когда оно, подобно курице, должно часть своего питания разыскивать само. Все слишком легко доставалось в деловой жизни. Пошатнулся принцип определенного, реального соответствия между ценностью и ее эквивалентом. Отпала необходимость думать об удовлетворении клиентуры. В определенных кругах возобладал даже род тенденции гнать публику к черту. Некоторые обозначали это состояние, как «расцвет деловой жизни». Но это ни в коем случае не означало расцвета. Это была попросту ненужная погоня за деньгами, не имевшая ничего общего с деловой жизнью.

Если не иметь постоянно перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом, в непрестанных усилиях заработать еще больше денег, совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она на самом деле хочет. Делать дела на основе чистой наживы – предприятие в высшей степени рискованное. Это род азартной игры, протекающей неравномерно и редко выдерживаемой дольше, чем несколько лет. Задача предприятия – производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства – чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю. Если вопрос о деньгах рассматривается в ложной перспективе, то фальсифицируется в угоду производителю и продукция.

Благополучие производителя зависит, в конечном счете, также и от пользы, которую он приносит народу. Правда, некоторое время он может вести свои дела недурно, обслуживая исключительно себя. Но это ненадолго. Стоит народу сообразить, что производитель ему не служит, и конец его недалек. Во время военного подъема производители заботились, главным образом, о том, чтобы обслуживать себя. Но как только народ увидел это, многим из них пришел конец. Эти люди утверждали, что они попали в полосу «депрессии». Но дело было не так. Они попросту пытались, вооружившись невежеством, вступить в борьбу со здравым смыслом, а такая политика никогда не удается. Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег. Но если служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, то деньги сами собой появляются в избытке.

Деньги, вполне естественно, получаются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег – не праздность, а умножение средств для полезного служения. Для меня лично нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на нее права. В цивилизации нет места тунеядцам. Всевозможные проекты уничтожения денег приводят только к усложнению вопроса, так как нельзя обойтись без меновых знаков. Конечно, остается под большим сомнением, дает ли наша нынешняя денежная система прочное основание для обмена. Это вопрос, которого я коснусь ближе в одной из следующих глав. Мое главное возражение против нынешней денежной системы то, что она трактуется часто как самоцель. А при этом условии она во многих отношениях тормозит производство вместо того, чтобы способствовать ему.

Моя цель – простота. В общем, люди потому имеют так мало, и удовлетворение основных жизненных потребностей (не говоря уже о роскоши, на которую каждый, по моему мнению, имеет известное право) обходится так дорого, что почти все, производимое нами, много сложнее, чем нужно. Наша одежда, жилища, квартирная обстановка – все могло бы быть гораздо проще и вместе с тем красивее. Это происходит потому, что все предметы в прошлом изготовлялись определенным образом, и нынешние фабриканты идут проторенной дорогой.

Этим я не хочу сказать, что мы должны удариться в другую крайность. В этом нет абсолютно никакой необходимости. Вовсе не нужно, чтобы наше платье состояло из мешка с дырой для просовывания головы. Правда, в этом случае его легко было бы изготовить, но оно было бы чрезвычайно непрактично. Одеяло не шедевр портновского искусства, но никто из нас не наработал бы много, если бы мы разгуливали, по образцу индейцев, в одеялах. Подлинная простота связана с пониманием практичного и целесообразного. Недостаток всех радикальных реформ в том, что они хотят изменить человека и приспособить его к определенным предметам. Я полагаю, что попытки ввести для женщин платье «реформ» исходят неизменно от безобразных особ, желающих, чтобы и другие женщины были безобразны. Иначе говоря, все происходит шиворот-навыворот. Следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее. Это прежде всего относится к обуви, одежде, домам, машинам, железным дорогам, пароходам, летательным аппаратам. Устраняя излишние части и упрощая необходимые, мы одновременно устраняем и излишние расходы по производству. Логика простая. Но, как ни странно, процесс начинается чаще всего с удешевления производства, а не с упрощения фабриката. Мы должны исходить из самого фабриката. Важно, прежде всего, исследовать, действительно ли он так хорош, как должен быть – выполняет ли он в максимальной степени свое назначение? Затем – применен ли материал лучший из возможных или только самый дорогой? И, наконец, – допускает ли он упрощения в конструкции и уменьшении веса? И так далее.

Лишний вес столь же бессмыслен в любом предмете, как значок на кучерской шляпе, – пожалуй, еще бессмысленнее. Значок может, в конце концов, служить для опознания, в то время как лишний вес означает только лишнюю трату силы. Для меня загадка – на чем основано смешение тяжести и силы. Все очень хорошо в бабе для забивки свай, но к чему приводить в движение лишний вес, когда этим ничего не достигается? К чему обременять специальным весом машину, предназначенную для транспорта? Почему бы не перенести излишний вес на груз, который транспортируется машиной? Полные люди не в состоянии бегать так быстро, как худощавые, а мы придаем большей части наших транспортных машин такую грузность, словно мертвый вес и объем увеличивают скорость! Бедность в значительной степени происходит от перетаскивания мертвых грузов.

В деле устранения лишней тяжести мы еще сильно продвинемся вперед, например, в отношении древесных материалов. Дерево великолепный материал для некоторых частей, хотя и очень неэкономичный. Дерево, входящее в состав фордовской машины, содержит около 30 фунтов воды. Несомненно, тут возможны улучшения. Должно найтись средство, при помощи которого достигнута будет одинаковая мощность и эластичность без излишнего веса. Точно так же и в тысяче других предметов.

Земледелец слишком отяжеляет свой дневной труд. По-моему, рядовой фермер тратит не больше пяти процентов своей энергии на действительно полезную работу. Если бы устроить завод по образцу обыкновенной фермы, его нужно было бы переполнить рабочими. Самая скверная фабрика в Европе едва ли организована так скверно, как рядовое крестьянское хозяйство. Механическая энергия и электричество почти не применяются. Не только все делается руками, но в большинстве случаев не обращено даже внимания на целесообразную организацию. В продолжение рабочего дня фермер раз двенадцать, вероятно, взбирается по шаткой лестнице и спускается вниз. Он будет годы подряд надрываться, таская воду, вместо того, чтобы проложить метр-другой водопроводной трубы. Если встречается надобность в добавочной работе, то первая его мысль – нанять добавочно рабочих. Он считает излишней роскошью тратить деньги на улучшения. Поэтому-то продукты сельского хозяйства даже при самых низких ценах все же слишком дороги и доход фермера, при самых благоприятных условиях, ничтожен. В хищнической трате времени и сил кроется причина высоких цен и малого заработка.