Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
3 Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
ССП 8
4 Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
ПП 9
5 Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
ССП 10
6 Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
СПП
7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24
19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ = ].

22 Проверка. Ответы.

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

Сложносочиненное предложение

Тренировочные задания к урокам.


Соотнесите схему с предложением

1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

Ни [ = ] ,ни [= ]. То [ = - ] , то [ = - ].

3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

Либо [ - = ] , ли

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

бо [ - = ].

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ - = ]. Не только [ - = ] , но и [ - = ].


  • То светило солнце то шел дождь.
  • На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны.
  • Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку.

Проблемная ситуация.

Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую.

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.


Комментарий. В сложносочиненном предложении запятая не ставится:

  • Если его части объединены общим второстепенным членом.
  • Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями.

Например:

Это кто такие и что им надобно?

Как хороша эта девушка и как она умна!

Гармонь, играй и веселитесь, люди!


Укажите номер сложносочиненного предложения, в котором не нужна запятая. Объясните почему.

1. Становилось жарко и я поспешил домой.

2. Сумерки приближались и надо было торопиться.

3. Вот крик и снова все затихло.

4. От кого письмо и что в нем сообщается?


Найдите сложное предложение.


Укажите ССП, между частями которого не нужна запятая.

А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик.

Г. Солнышко село и зорька погасла.

4. Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.


Укажите предложение, соответствующее схеме:

И (знаки препинания не расставлены).

А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени.

Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма.

Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.


Найдите, в каком примере части ССП связывает противительный союз.

А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы.

Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить.

В. Месяца не было, звезды тоже не светили.

Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.


Найдите ССП, в котором есть пунктуационная ошибка.

А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.

Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.

В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг.

Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.


Найдите сложное предложение.

А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют.

Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет.

В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело.

Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.

Исходный текст. Синтаксическая компрессия предусматривает сжатие предложения. Приемы компрессии текста. Примеры сжатия текста. Цель урока. Наиболее распространенные способы сжатия текста. Замены. Год проходит за годом. Исключения. Основное правило сжатия текста. Исключение. Обобщение. Основные языковые приемы компрессии. Основные критерии сжатия текста. Слияния. Обобщение и исключение.

«Подготовка к экзамену по русскому языку» - Объясните постановку тире. Правописание окончаний прилагательных. Употребление дефиса. Написание наречий. Правописание производных предлогов. Определите сказуемое. Правописание мягкого знака. Средства связи. Лексические значения. Образование причастий. Оттенки значения. Человек. Правописание корней с чередованием гласных. Правописание безударных проверяемых гласных. Составьте синонимический ряд. Пропущенные буквы.

«Подготовка к написанию изложения» - Найди ошибку. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, поэтому за своей речью – устной или письменной – надо следить постоянно. Критерии оценки. Все мысли формируются языком. Упрощение. Обобщение. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Подготовка к написанию изложения. Исключение. Язык – главный показатель человека. Определи 3 микротему. Способы сокращения.

«Игра-конкурс по русскому языку» - Награды. Полученные знания. Русский язык. Заведующая библиотекой. Обратимся к истокам. Слова. Верх. Помощники. Значение. Грона. Материал. Крылатые слова. Угнетение. Фамилии. Слова-образы. Пастораль. Словарь. Оценка. Синонимы. Анабиоз. Конверты. Делирий. Конкурс. Ударения. Искры чувства. Советский языковед. Кто быстрее. Названия. Антонимы. Шутка.

«Написание сочинения ГИА» - Теоретические рассуждения. Советы по написанию сочинения. Заключение (вывод). О почерке. Язык подобен многоэтажному зданию. Примеры. Лев Васильевич Успенский. Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи. В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения. Включение примеров. Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов. Напишите сочинение-рассуждение. Переход к рассуждению.

«Связь слов в словосочетании» - Главное слово оставляем без изменения. Способы подчинительной связи. Согласование. Заполните таблицу. Полковое знамя. Виды связи слов в словосочетании. Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Каша из гречки. Зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание. Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ. Примыкание. Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ. Бессонная ночь. Советы, которые помогут избежать ошибок при выполнении упражнений.

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг рас­стилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воз­духе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые по­пугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.

Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди при­ветливо улыбнулись девочке.

(По А. Волкову) (96 слов)

Задание

(на выбор учащихся)

  1. Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
    • с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?
    • с помощью каких языковых средств (лексических, грамма­тических) предложения соединяются в единое целое - текст?
    • какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.
  2. Произведите разные виды разбора (фонетический, мор­фемный, морфологический, синтаксический);
    • составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;
    • графически объясните орфограммы и пунктограммы.