УДК 378.147.88

Л. Н. Князькова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

В статье рассматривается проблема проектирования индивидуальной образовательной деятельности студента, подробно рассматриваются этапы разработки проектов индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогических дисциплин.

The problem of individual educational activity of students and the stages development of projects at studying pedagogical disciplines are considered in this article.

Ключевые слова: студент, педагогическое проектирование, этапы проектирования, индивидуальная образовательная деятельность, программа деятельности.

Keywords: the student, pedagogical modeling, stages of design, individual educational activity, the program of activity.

Переход системы высшего образования на новые стандарты третьего поколения требует пересмотра подходов в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. Главными отличительными особенностями новой формы организации образовательной деятельности студента являются: ориентированность на индивидуальные особенности студента; формирование субъектной позиции студента; выделение большего времени для практической самостоятельной деятельности; вариативность заданий; использование современных педагогических технологий и новых форм оценивания результатов деятельности студента. Особый акцент делается на формировании субъектности студента. Целью профессиональной подготовки становится способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи. В этом отношении педагогическое проектирование является эффективным средством, способствующим приобретению и развитию профессиональных компетенций. Педагогическое проектирование мы рассматриваем как деятельность, направленную на осмысление и преобразование педагогической действительности, предвидение последствий реализации тех или иных замыслов .

Педагогическое проектирование - одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Проектирование в образовании является мощным механизмом создания разнообразных эффективных педа-

© Князькова Л. Н., 2012

гогических средств, процессов и систем, который позволяет организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способности применять знания, умения и навыки для решения практических профессиональных и жизненных задач.

ФГОС ВПО в качестве одного из требований к выпускнику педагогического вуза называет овладение проектировочной компетенцией, которая заключается в построении индивидуальных маршрутов воспитания, обучения, развития обучающихся на основе изучения их возможностей, потребностей, достижений, создании условий для активизации их самостоятельной познавательной деятельности; осуществление самообразования, личностного роста, построение дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. Умение проектировать образовательный процесс является показателем профессионализма педагога, способности применять современные педагогические технологии при решении практических задач.

Педагогический вуз призван подготовить своих выпускников в обновленной системе образования, построенной на основе индивидуализации процесса обучения и воспитания подрастающего поколения - поэтому важно, чтобы система работы преподавателей моделировала индивидуализированную образовательную среду и студенты чувствовали себя полноценными субъектами процесса своего личностного и профессионального развития, а затем могли бы использовать этот опыт в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса в школе . Педагогические дисциплины сегодня рассматриваются как важнейшее средство развития субъектности студента, его индивидуальности, творческих способностей, самореализации, овладения навыками самоорганизации, самоанализа, проектирования профессиональной и собственной жизнедеятельности.

Одной из эффективных технологий становления субъектности будущего педагога и формирования проектировочной компетенции мы считатем технологию проектирования индивидуальной образовательной деятельности (ИОД) студента в процессе изучения педагогических дисциплин, которая может быть представлена последовательностью следующих этапов совместной деятельности преподавателя и студента.

1. Подготовительный этап основывается на совместной практической деятельности всех преподавателей педагогических курсов, подготовке к реализации технологии проектирования ИОД студента через различные формы: методологические семинары, совместные заседания кафедр, заседания проблемных групп, индивидуальные встречи-беседы, позволяющие обсудить, проанализировать опыт применения данной технологии и выделить основные, общие идеи, подходы к организации процесса.

2. Мотивационный этап. Целью данного этапа является осознание значимости дисциплины для будущей профессиональной деятельности через формирование личностного отношения к изучаемой предметной области, определение проблем, которые могут возникнуть при ее изучении, рефлексию имеющихся знаний и опыта. Для того чтобы стимулировать мотивационную сферу студента, можно использовать различные методики и приемы:

Методика «Кластер», которая направлена на выявление и оформление личностных смыслов студента, развитие способности устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемого понятия, явления, помогает студенту выйти на собственное целеполагание; создание ситуаций учебного, познавательного спора на различные темы;

Методика «Размышление», где студенты выдвигают предположения в ответ на вопросы: а) Что может изучать педагогика? б) Для чего нужна педагогика?;

Прием «Решение педагогических ситуаций» -преподаватель демонстрирует видеоролики с проблемными педагогическими ситуациями, а студенты предлагают варианты их решения;

Создание «модели» современного педагога. Целесообразно перед началом изучения дисциплин педагогического блока обсудить вопросы социального назначения профессии «педагог», особенности педагогической деятельности, личностных и профессионально значимых качеств учителя. В процессе групповой работы студенты могут «нарисовать» портрет, создать «модель современного педагога». Созданная «модель» педагога может стать основой для обсуждения и сравнения требований, которые сегодня предъявляются к педагогу.

Мотивационный этап проектирования ИОД может содержать знакомство студентов со стандартами, с учебными разделами и темами, которые входят в дисциплину. Проявление мотивационной установки характеризует активность, направленность на поиск и достижение цели, помогает пониманию своих эмоций и формированию образа «Я».

3. Диагностический этап заключается в изучении и оценке студентом индивидуально-психологических особенностей личности и уровня сфор-мированности профессиональных качеств с целью отслеживания динамики их развития. Мы предлагаем каждому студенту изучить особенности формирования сущностных сфер индивидуальности, мотивации профессиональной деятельности, самооценки, определить тип профессиональной направленности, уровень развития рефлексивности. Сам процесс диагностики проходит на первом занятии со студентами и тесно взаимосвязан с мотиваци-онным этапом. Результаты стартовой диагностики предлагается занести в «Диагностическую карту». Совместно с преподавателем происходит обсуждение полученных результатов, что позволяет сту-

дентам получить информацию об их индивидуальных особенностях и возможностях, склонностях и способностях, жизненных замыслах и ориента-циях, обеспечивает субъектную позицию студента, формирует аналитическое мышление, развивает навыки рефлексии. Студенты разрабатывают рекомендации по развитию индивидуальных особенностей, проектируют пути, средства совершенствования профессионально важных качеств личности через организацию образовательной деятельности.

Основываясь на идее формирования и развития необходимых педагогу компетенций, на этапе диагностики студентам предлагается «Карта профессионального роста», с помощью которой происходит диагностика самооценки и взаимооценки сфор-мированности компетенций, демонстрирующая его индивидуальное развитие в процессе изучения всего курса «Педагогика», а также прохождения педагогической практики.

Работа с «картой» заключается в оценивании студентами степени сформированности у них компетенций, которые должен формировать блок дисциплин, оценивание производится через шкалирование предложенных компетенций. Особенности введения «Карты профессионального роста» заключается в мониторинге и самонаблюдении индивидуальных изменений студента на протяжении всего обучения в вузе.

4. Этап целеполагания предполагает осознание и постановку цели образовательной деятельности студента, которая оказывает решающее воздействие на содержание, средства обучения, представляет собой обобщенный идеальный результат, к которому стремится студент совместно с преподавателем. Для более успешного процесса целеполагания преподаватель совместно со студентами обсуждает содержание дисциплин, определяя общую цель изучения предметной области. На этапе целеполагания продолжается работа с «Картой профессионального роста». На основе результатов диагностики, самодиагностики, взаимооценок, содержания дисциплины студент формулирует перспективную личностно-профессиональную цель на период изучения дисциплины, курса, темы и делает предположения о возможных средствах достижения поставленной цели, что обеспечивает возможность включения студента, в определение смысла и отношения к изучаемым курсам и дисциплинам.

5. Этап планирования ИОД осуществляется на основе результатов диагностики, поставленных целей, представлений студента о дальнейшей профессиональной деятельности. При изучении каждой темы дисциплины студентам предлагаются вариативные задания различного характера. Например, вариативные задания могут быть предложены в зависимости от дальнейших планов студента: задания исследовательского характера рекомендуются

студентам, планирующим продолжать обучение в магистратуре, задания практического характера -студентам, желающим работать в избранной профессиональной сфере, задания базового уровня направлены на формирование базового уровня компетенций.

Возможно применение уровневых заданий:

Репродуктивный уровень, задания предназначены для формирования умений выполнять задания по определенному алгоритму действий - задания по образцу: конспектирование, заполнение таблиц, схем и т. п.;

Конструктивный уровень, задания позволяют сформировать умения воспроизведения усвоенной информации и решения на ее основе типовых учебных задач - составление плана, тезирова-ние, аннотирование, создание тематического порт-фолио и т. п.;

Творческий (эвристический) уровень заданий предполагает решение нестандартных учебных задач на основе имеющихся знаний и опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, поиска способов ее решения и их реализации - написание эссе, моделирование и решение педагогических ситуаций, постановка и решение педагогических задач, создание творческого проекта, творческой работы и т. п.;

Исследовательский уровень заданий ориентирован на творческую поисковую работу, деятельность исследовательского характера, направленную на формирование способности устанавливать новые факты, выделять и обосновывать причинно-следственные связи - проведение микроисследования, создание исследовательских, поисковых, прикладных проектов, создание «проблемно-исследовательского портфолио» и т. п.

При обсуждении содержания дисциплины, темы каждый студент может определить уровень ее освоения (базовый, повышенный, научно-практический), оценить их значимость в достижении поставленной цели.

6. Содержательно-технологический этап предполагает активную деятельность по выполнению индивидуальной программы и индивидуальных планов студентов. При изучении дисциплины студенты выполняют вариативные задания, большинство которых является примером, схемой выполнения деятельности в период прохождения педагогической практики. При выполнении заданий целесообразно создать портфолио изучения дисциплины, которое будет являться, с одной стороны, основой для отслеживания динамики развития студента, с другой - накопителем выполненных практических заданий к педагогической практике и результатом ИОД.

Важно выстроить систему контроля и оценивания деятельности студента на занятии, при выполнении заданий и самостоятельной деятельности вне

аудитории. Внедряемая сегодня балльно-рейтинго-вая система оценки результатов обучения и достижений обеспечивает формирование у студентов мотивации к систематической работе, развитие у студентов способностей к самооценке, реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе, дифференциацию в оценивании, стимулирование студентов к освоению образовательных программ, повышение объективности оценки достижений студентов, активизацию студентов при организации деятельности на занятии.

7. Итогово-аналитический этап предусматривает повторную диагностику, изучение и анализ динамики формирования компетенций, анализ результативности и эффективности проектирования ИОД, постановку целей на педагогическую практику, перспективных целей, самоанализ профессиональных достижений.

Результатом проектирования индивидуальной образовательной деятельности могут быть следующие проекты:

Индивидуальная образовательная программа; программа самообразования; программа развития качеств, необходимых для овладения компетентно-стями, в которых отражаются основные образовательные, профессиональные замыслы студента и предлагаются пути реализации этих замыслов;

Индивидуальный образовательный план; индивидуальный план педагогической практики; индивидуальный план подготовки к экзамену по конкретной дисциплине, где отражены действия по достижению целей, а также порядок, формы и время выполнения;

Индивидуальный маршрут освоения программы, построения деятельности, развития профессионально важных качеств, раскрывающий программу относительно индивидуальных замыслов каждого студента и условий ее оптимальной реализации.

Следует отметить, что проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента должно строиться на добровольном решении самого студента, необходимо мотивировать студентов на проектирование и организацию собственной деятельности, так как процесс проектирования помогает осмыслить будущее, сделать осознанный выбор и принять правильное решение.

Таким образом, наше исследование показало, что вышеописанная организация образовательной деятельности студента дает позитивные результаты с точки зрения освоения учебного материала и развития индивидуальных и профессиональных качеств студента.

Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента при изучении педагогических дисциплин является основой для дальнейшего проектирования различных видов деятельности на занятиях, видов самостоятельной ра-

боты, педагогических задач, исследовательской работы.

Примечания

1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие. М.: Академия, 2005.

2. Индивидуализация образовательного процесса в педагогическом вузе: монография / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011.

УДК 37.018.26

Н. А. Тупицына

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ, ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ГИМНАЗИИ

Статья посвящена проблеме использования современных интерактивных гуманитарных технологий с целью формирования личностных и профессиональных компетентностей сообщества педагогов, детей и родителей в гимназии. В ней раскрываются особенности реализации данных технологий в образовательной среде гимназии.

The article is devoted to the problem of using modern interactive humanitarian technologies aiming at shaping personal and professional competences of the community of teachers, students and parents of gymnasia. It reveals peculiarities of realization of such technologies in the educational environment of gymnasia.

Ключевые слова: современные интерактивные гуманитарные технологии, личностные и профессиональные компетентности, педагогические идеи С. Л. Соловейчика, сообщество педагогов, детей и родителей.

Keywords: modern interactive humanitarian technologies, personal and professional competences, the system of pedagogical ideas of S.L. Soloveichic, the community of teachers, students and parents.

Согласно Концепции модернизации российского образования воспитание должно стать «органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития» . Важнейшие задачи воспитания -формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности,

© Тупицина Н. А., 2012 16

толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации, проявляющейся в способности личности выполнять многообразные виды социально-профессиональной деятельности. Компетенции -это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовы-вать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Формирование совместного опыта интеллектуально-творческой деятельности сообщества педагогов, детей и родителей - одна из задач реализации авторской воспитательной программы «Семья + школа + педагогические идеи С. Л. Соловейчика = сотрудничество» в образовательной среде КОГОКУ «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучением английского языка». Программа включает методические рекомендации по изучению педагогического наследия С. Л. Соловейчика и разработки различных воспитательных и образовательных событий, реализующие идеи педагогической системы С. Л. Соловейчика. Результаты мониторинга свидетельствуют, что в условиях совместной интеллектуально-творческой, учебно-воспитательной и проектно-организационной деятельности происходит становление и развитие единства мотива-ционно-смысловой, духовно-нравственной и интеллектуально-коммуникативной сфер личности всех участников детско-взрослого сообщества: учащихся, педагогов и родителей.

Применение в учебно-воспитательном процессе гимназии гуманитарных интерактивных технологий, включающих педагогов, детей и родителей в совместную интеллектуально-творческую деятельность по формированию отношений сотрудничества, является одним из главных педагогических условий, способствующих формированию личностных, профессиональных и общекультурных компетентностей. Мы понимаем современные гуманитарные интерактивные технологии как «разновидности социальных технологий» , основанные на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности в интерактивном взаимодействии с другими представителями социума. К таким технологиям мы относим.

Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г. Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная деятельность учащихся
и техники неформального образования

Астафьева Алина Сергеевна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 49

Аннотация . Статья посвящена описанию практической модели индивидуальной образовательной деятельности учащихся, созданной в старшей профильной школе № 49 г. Ярославля. Автор анализирует предпосылки и актуальность новых форм организации образовательного процесса, рассматривает необходимость сочетания индивидуальной урочной и внеурочной деятельности учащихся. Данное исследование убеждает в преимуществах использования в современной школе принципов и технологий неформального образования. В условиях перехода к новым стандартам в старшей школе предлагаемый опыт приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, индивидуальный учебный план, неформальное образование, принципы неформального образования, техники неформального образования, внеурочная деятельность.

Абрис проблемы

В условиях формирования информационного общества и глобализации образовательного пространства формальное образование не успевает реагировать на изменение конъюнктуры спроса. Школа теряет свою монополию в обучении и познании. Использование стратегий и техник неформального образования позволяет преодолеть консерватизм и академичность действующих моделей общего государственного образования.

Исходная ситуация (условия «входа»)

Для учащихся: При переходе в старшую школу (10-11 класс) в соответствии с действующими нормативными документами формируются классы (или группы) определенной профильной ориентации. Перечень рекомендуемых профилей утверждается органами управления образования.

Противоречие

Программы и модели профильного образования традиционной школы не отвечают быстро меняющимся условиям рыночной экономики, требованиям общества и производства

Шаги к решению

Организация обучения в интересах обучающихся, т.е. «снизу вверх», с возможностью свободного формирования индивидуального учебного плана (ИУП) и выбора форм внеурочной деятельности.

Для родителей : Любая семья заинтересована в максимальном приближении процесса обучения к интересам, запросам и способностям своего ребенка. Провозглашение принципа индивидуализации и дифференциации образования «де-юре» далеко не всегда и не везде может реализоваться «де-факто».

Противоречие

Массовая школа объективно сориентирована на общее и обязательное образование, т.е. на «среднего» ученика. Индивидуальные запросы родители вынуждены удовлетворять через частное репетиторство и платные курсы.

Шаги к решению

Вовлечение родителей в учебный и воспитательный процесс школы: родители должны иметь реальные рычаги воздействия на формирование вариативной части учебных программ. Профессиональный потенциал семьи может стать дополнительным неформальным ресурсом в решении образовательных задач.

Для учителей: Подавляющая часть педагогов использует в повседневной практике традиционные («классические») методики и средства обучения: «учат так, как их учили». При выборе тех или иных педагогических технологий доминируют не интересы ребенка, а личные и профессиональные интересы самого учителя (результаты контрольных срезов, ЕГЭ, фронтальных проверок как главных критериев при очередной аттестации и экспертизе).

Противоречие

Современные учителя даже с большим опытом работы перестают чувствовать себя уверенно. Формальные методики и «старые сценарии» не дают позитивного результата. Складывается педагогическая ситуация для изменения стратегии преподавания.

Шаги к решению

Стратегии и техники неформального образования дополняют формальные методики обучения. Образовательные события адаптируются к потребностям и возможностям учащихся, к различным темпам освоения материала. Практическая направленность технологий НФО позволяет учащимся понять смыслы учения, активно сотрудничать с учителями.

Вывод

В условиях постоянных трансформаций общества и поэтапного внедрения новых образовательных стандартов предлагается использование в старшей профильной школе модели организации индивидуальной образовательной деятельности учащихся. Данный подход предполагает использование неформальных элементов в рамках формальной образовательной среды (так называемое «интраформальное образование» в классификации А.Роджерса). ИОД учащихся включает индивидуальное проектирование учебного плана (ИУП), самостоятельный выбор глубины освоения содержания предметов (базовый или профильный уровень), автономный самоанализ образовательных достижений, внеурочную деятельность как возможность для профессиональных и социальных проб.

Целевой компонент

Основная цель проекта – создание образовательной среды для осознанного и самостоятельного выбора старшеклассниками индивидуального образовательного пути.

Карта целевых приоритетов

Воспитательные задачи

  • Сформировать у обучающихся адекватное представление и осознание собственных способностей, интеллектуальных, психологических и профессиональных возможностей.
  • Развивать потребность в самообразовании и самосовершенствовании, приобретении навыков самоорганизации и социальной ответственности.

Организационно-педагогические задачи

  • Формировать саморефлексию и адекватную самооценку достижений учащихся.
  • Создать «поле деятельности» для практической реализации личностных и профессиональных проб.
  • Приобщить родителей к проектированию ИОД ребенка, использовать профессиональный потенциал семьи в образовательном процессе.
  • Применять в предметной и внеурочной деятельности инновационные, субъект-ориентированные технологии.

Концептуальные положения

Описание практики ИОД

Соответствие принципам НФО

Организация многопрофильного обучения на основе индивидуального выбора учащихся является попыткой отойти от единых стандартизированных форм и способов организации традиционного профильного образования.

Гибкость и вариативность содержания, ориентация на субъективные образовательные потребности учащихся, их родителей и конкретных местных условий.

Данная модель предполагает самостоятельный и добровольный выбор ребенком тех направлений, уровней и форм образовательных областей, которые он считает для себя актуальными и личностно значимыми. Обучение строится на основе индивидуального набора профильных, базовых и элективных предметов каждым учеником.

Добровольность и свобода выбора образовательной траектории.

Практическая направленность знаний и навыков, необходимых для «конкурентоспособности на рынке труда».

Возможность самостоятельного формирования образовательного пути повышает уровень учебной мотивации, степень ответственности учащихся за собственную деятельность.

Осмысленность, высокая степень мотивации к образованию, основанная на внутренних импульсах личности.

Активность обучающегося.

Ориентация не на результат, а на процесс.

ИУП ломает традиционную классно-урочную систему организации обучения. Состав обучающейся группы зависит от выбранного учениками уровня изучения каждого предмета и служит дополнительным фактором социализации старшеклассников.

Большая свобода в отношении форм обучения: тренинги, клубы по интересам, «круглые столы», семинары, форумы, Интернет-сообщества и т.д.

Диверсификация интересов побуждают педагогический коллектив к освоению и реализации современных технологий обучения, созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.

Новаторский характер методов обучения: технологии сотрудничества, коммуникационные стратегии, индуктивные подходы, конструктивистские и опытные приемы обучения, дискуссионные техники и т.д.

Образовательное пространство школы позволяет реализовать не только базовый и профильный предметные запросы, но и дополнительные субъективные потребности в форме творческих объединений и научных лабораторий во внеурочное время.

Разнообразие форм и форматов педагогического сотрудничества и социального партнерства.

Провайдерами образования могут быть различные общественные и коммерческие организации.

Негосударственное финансирование.

Комбинация формального и неформального контекста
индивидуальной образовательной деятельности

Формы внеучебной самодеятельности

Организационные особенности

Практические примеры

1) Дискуссионный клуб «Мосты»

Включает учеников 9-11 классов. Публичный характер предполагает привлечение к участию педагогов, школьников, родителей, представителей местного сообщества. Открытые мероприятия – 1-2 раза в четверть.

Темы дискуссий

«Какой должна быть школьная форма?»

«Зачем современному человеку классическая литература?»

«Как нам обустроить местное самоуправление?»

«Как наказывать ребенка?» и др.

2) Театральная студия

Участники – профильная группа по литературе.

В основе – программа сотрудничества с ЯГТА (Ярославская Государственная Театральная Академия)

Посещение и обсуждение учебных спектаклей ЯГТА, театра им. Ф. Волкова, ТЮЗа и др.

Школьные постановки: «Маленький принц»,

«Рождественские колядки»,

«Новогоднее шоу» и др.

3) Правовой десант

Члены сообщества – учащиеся профильной группы по праву.

В основе – сотрудничество с общественными и коммерческими организациями: «Гражданский голос», «КонсультантПлюс», Комитет по защите прав потребителей, Избирательная комиссия г.Ярославля и др.

Проекты:

«Правовой паспорт ученика школы 49»,

«Температура прав человека в школе»,

«Правовой путеводитель ученика школы 49»,

«Правила пользования телефоном в школе» и др.

Участие в городских интеллектуальных играх по праву – «Сам себе адвокат», «Я – гражданин», «Право и подросток» и др.

4) Школьное научное сообщество «Шаг вперед»

Победители и призеры предметных олимпиад и научных конференций.

Сотрудничество с городским центром «Олимп»

Обучение навыкам научно-исследовательской деятельности.

Участие в конференциях школьников «Отечество», «Открытие» и др.

Презентация тематических проектов в рамках предметных недель (например, к 200-

летию Отечественной войны 1812 года, к 60-летию полета В.В.Терешковой и др.)

Участие во Всероссийской олимпиаде школьников, дистанционных конкурсах и проектах.

5) Бизнес-инкубатор

Учащиеся экономического профиля.

Руководство осуществляет преподаватель ЯРГУ им. П.Г. Демидова, кандидат экономических наук Зеткина О,В.

Разработка бизнес-планов (например, школьная компания по организации детских праздников и др.)

Экскурсии на предприятия и в банки Ярославля

Интервью и встречи с успешными предпринимателями.

Выездные учебные сессии по экономике совместно с «Союзом молодых предпринимателей Ярославской области» и др.

6) Литературный журнал «ПтероДактиль»

Учащиеся 10-х классов профильного изучения русского языка и литературы.

Выпуск сборников в электронном и печатном варианте.

Подготовка сценариев школьных мероприятий (например, праздника «Честь и гордость школы» и др.)

7) Лаборатория программирования

Учащиеся 9-11 классов.

Сотрудничество с МЭСИ, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

Конструирование собственных контентов в сети Интернет.

Организация онлайн-форумов, например по конкурсу на лучшую школьную эмблему и др.

Проведение тематических интернет-опросов и обработка результатов.

Участие в конкурсах юных изобретателей и программистов и др.

Этапы реализации

I. Подготовительный этап:

  • разъяснительная работа с педагогическим коллективом: фокусирование внимания на важности индивидуализации обучения;
  • формирование потребности в переменах педагогического процесса; осмысление и принятие новых ценностных знаний и ориентиров.

Действия – педагогические советы, встречи со специалистами, семинары, сбор информации об эффективных практиках

II. Организационный этап

  • создание творческой группы по проектированию моделей ИОД и научно-методическому обеспечению;
  • анализ кадровых ресурсов и формирование перечня возможных профилей, элективных курсов;
  • знакомство детей и родителей с возможностью получения образования с учетом интересов и профессиональных планов ребенка;
  • разработка алгоритма конструирования индивидуального учебного плана учащегося, моделирование расписания для старшей школы.

Действия – заседания методических объединений, тренинги и практикумы, знакомство с реальными практиками (посещение ресурсных центров)

III. Диагностико-аналитический этап:

  • исследование и анализ интересов, способностей и возможностей учащихся 9-х классов, их жизненных и профессиональных планов;
  • изучение образовательного заказа родителей;
  • предоставление семьям возможности составить индивидуальный образовательный план - заказ.

Действия – анкетирование, собеседование, наблюдение, составление диаграмм и группировка по интересам.

IV. Проектировочный этап:

  • обучение детей и родителей алгоритму составления ИУП;
  • ознакомление с базовыми учебными планами, СанПиНами, объемом учебной нагрузки, возможностями внеучебной деятельности школьников для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  • обсуждение и выбор варианта формы индивидуальной образовательной программы;
  • составление графика маршрута внеучебной деятельности ребенка;
  • разработка форм контроля и отчетности по реализации ИУП.

Действия – индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, классные часы.

V. Коррекционный этап

  • согласование проектов ИУП с педагогами, психологом и администрацией;
  • внесение корректив, уточнений, рекомендаций в намеченные программы и планы.

Действия – педагогический консилиум, административное совещание, индивидуальные консультации с детьми и родителями.

VI. Деятельностный этап

  • формирование межклассных профильных групп и индивидуального расписания, графика внеучебной деятельности;
  • закрепление педагогов-тьюторов за учащимися;
  • выполнение индивидуальных учебных планов;
  • организация внеучебной деятельности в соответствии с профессиональными планами;
  • предоставление возможности ребенку, семье изменить маршрут индивидуальной образовательной деятельности, характер, содержание и формы участия во внеучебной деятельности.

Действия – Психолого-педагогическое сопровождение реализации, родительские собрания, индивидуальные консультации, педагогические консилиумы, ситуаций создания свободного выбора.

VII. Адаптационный этап

  • внесение изменений в индивидуальный учебный план, индивидуальную программу;
  • дополнение плана работы школы новыми образовательными событиями; коррекция целевых и методических ориентиров педагогического коллектива.

Действия – собеседования с учащимися и родителями: административные совещания и методические семинары, организация сетевого взаимодействия учреждений, которые обучают учащихся по индивидуальным планам и программам.

VIII. Аналитический этап

  • подведение итогов и саморефлексия участников проекта;
  • празднование успехов;
  • обсуждение способов совершенствования и прогресса

Действия – мониторинг и оценка удовлетворенности образовательными услугами; презентация индивидуальных и групповых проектов учащихся, сдача ЕГЭ и поступление в вузы.

Критерии эффективности реализации
индивидуальных образовательных программ и планов

  • Формирование активного гражданина, умеющего делать самостоятельный выбор и нести ответственность;
  • повышение мотивации к обучению и рост общих результатов учебной деятельности;
  • снижение учебной нагрузки и сохранение физического и психического здоровья учащихся;
  • успешная социализация старшеклассников и готовность применять знания на практике;
  • рост коммуникативной культуры и снижение конфликтности внутри школы;
  • стимулирование педагогов к профессиональному поиску и росту, освоению новейших достижений психологии и педагогики;
  • совершенствование управления педагогическим процессом;
  • удовлетворенность родительской общественности и общее повышение рейтинга школы.

Методическое сопровождение

Для достижения максимального эффекта в реализации модели индивидуальной образовательной деятельности в профильной школе целесообразно сочетать педагогические технологии, которые уже зарекомендовали себя в отечественном образовании, и новейший зарубежный опыт в области неформального образования.

Библиографический список литературы:

  1. Постановление правительства РФ от 9 июня 2003г. №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) образования»
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783)
  3. Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20 апреля 2004 г., № 14-51-102/13.
  4. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. Для использования в эксперименте по предпрофильной подготовке. – М., 2003.
  5. Писарева С. А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования // Вестник Герценовского университета. 2007. №3.
  6. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля. URL: http://www.eidos.ru/journal/2003/0427.html (дата обращения 13.06.2014)
  7. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2001. – 134 с.
  8. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе [Текст]: монография / Л. В. Байбородова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К. Д. Ушинского, 2011. – 215 с.
  9. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации. Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. Н. Серебренникова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – 165 с
  10. Образовательная программа - маршрут ученика: ч.П / Под ред. А.П.Тряпицыной.– Спб.,2000.– 228с.
  11. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности обучающихся. – Ярославль: Изд-во Канцлер, 2008. -168 с.

Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута - совместная деятельность педагога и обучающегося

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют систему образования на достижение новых результатов, которые связаны с необходимостью развития личности и определяют это основной целью и смыслом образования. При этом выделяют:

  • личностные результаты – это мотивы деятельности, система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам, которые сформировались в образовательном процессе;
  • метапредметные результаты – обобщенные способы деятельности, которые обучающиеся используют не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях, освоенные ими на базе нескольких или всех учебных предметов;
  • предметные результаты, которые выражены в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках конкретного учебного предмета.

Для достижения поставленной государством цели основной задачей образования на современном этапе является смена приоритетов в образовательной деятельности и переход от структурированного, последовательного, ясного изложения теоретического материала для всей аудитории к индивидуальному контакту с обучающимися и формированию, развитию образованной, компетентной, творческой личности, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

  • Содержательное направление - создание индивидуальной образовательной траектории, предоставляя ученику возможность осваивать то содержание образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам.
  • Деятельностное направление - формирование индивидуальной образовательной траектории через современные педагогические технологии и IТ-технологии.
  • Процессуальное направление - организационные аспекты педагогического процесса.

При составлении образовательных программ учитываются следующие показатели:

  • школьная зрелость;
  • состояние здоровья, особенности развития, темп, режим работы;
  • профиль обучения;
  • склонность к конкретной предметной области;
  • уровень образования.

Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей должна разрабатываться адаптированная образовательная программа, которая при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В практике инклюзивного образования также используется индивидуальная образовательная программа - документ, который отражает общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей учителя и родителей, в организации обучения и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в рамках школы.

А.В. Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его организационных, деятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Индивидуальный подход – это важный психолого-педагогический принцип, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создается с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения, что позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Термины «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:

  • дифференциация приравнивается к индивидуализации;
  • индивидуализация является составляющей дифференциацией (как частный случай);
  • дифференциация является средством индивидуализации образования.

Индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее спланированный путь следования обучающегося, который направлен на его воспитание, развитие, обучение. Ученые определяют данный маршрут как целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, которая обеспечивает обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Таким образом индивидуальный образовательный маршрут:

Целенаправлен, так как связан с конкретной целью и условиями её достижения;

Разрабатывается до начала реализации и определен уже имеющимися знаниями и опытом обучающегося;

Оформляется как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями и разрабатывается с учетом способностей и возможностей обучающихся, а также с учетом существующих стандартов содержания образования и содержания базовой образовательной программы.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

– целевой (постановка целей получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей обучающегося);

– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

– результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется совместно педагогом, обучающимся и его родителями или законными представителями, но приоритетное право выбора варианта маршрута собственного образования принадлежит, в первую очередь, самому обучающемуся.

Основная задача педагога и родителей – это оказать помощь в проектировании и реализации своего проекта целенаправленного развития. Для этого в образовательном учреждении создаются специальные условия, а именно, условия для изучения интересов, потребностей и способностей обучающихся, обеспечение многообразия и разнообразия видов деятельности и программ, предоставление свободы выбора, повышение степени готовности педагога к реализации индивидуального образовательного маршрута, организация мониторинга.

Часто проектирование индивидуальных образовательных маршрутов вызывает у педагогов затруднения в связи с широким спектром индивидуальных различий у обучающихся. В связи с этим разработку маршрутов, чаще всего, рационально начинать с определения особенностей обучающихся. Критериями дифференциации могут быть:

Возраст обучающихся;

Гендерный признак;

Физические и психофизические особенности;

Социальная характеристика;

Уровень владения учебно-предметными знаниями и умениями;

Мотивация обучения детей.

Индивидуальные образовательные маршруты могут различаться по следующим признакам:

Степень сложности, выраженная в широте и глубине раскрытия конкретной темы, проблемы, понятийным аппаратом;

Темп освоения;

Логика преподавания;

Методы, приемы и способы организации образовательного процесса.

Но все они должны быть адекватны конкретному обучающемуся, содержанию и модели образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут состоит из обязательной, вариативной, коррекционной и организационной частей.

1. Обязательная часть состоит из основных для изучения тем.

2. Вариативная часть состоит из набора тем, интересующих обучающегося, которые он может выбрать для дальнейшего изучения.

Эти две части (обязательная и вариативная) направлены на определение содержания изучаемого материала.

3. Коррекционная часть направлена на оказание помощи обучающимся в выборе тем из вариативной части с учетом их индивидуальных особенностей, а также на определение организационной части.

4. Организационная часть включает следующие компоненты методической системы: формы, методы, технологии, средства, контроль изучения выбранного содержания.

Важно помнить, что эта и все другие части индивидуального образовательного маршрута предполагают выбор обучающегося.

Для реализации индивидуального образовательного маршрута разрабатываются индивидуальные образовательные программы:

Программы, направленные на повышение качества обучения по образовательной программе;

Программы, направленные на творчество (участие в олимпиадах, проектах, конференциях, интеллектуальных играх).

Большое значение для успешного прохождения индивидуального образовательного маршрута имеет правильная организация работы на отдельных этапах деятельности.

Каждый обучающийся получает от педагога информацию о формах, расписании деятельности, периодичности и формах контроля. Индивидуальное расписание может включать время на самостоятельное изучение учебного материала, консультации, выполнение учебных проектов, подготовку к мероприятиям, участие в образовательной деятельности и другие формы организации образовательного процесса.

Педагог при разработке индивидуальной программы для конкретного ребенка опирается на содержание базовой программы. Основной вопрос каждой образовательной программы: «Как структурировать материал?». Поэтому, начиная разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.

Существуют разные структуры образовательных программ. Рассмотрим их на примере геометрических линий.



Основная часть традиционных программ выстраивает структуру в аналогии с прямой линией, которая идет вверх. Здесь реализуется принцип систематичности и последовательности: от простого к сложному.

Выстроить программу, которая ориентирована на развитие творческого потенциала конкретного ребенка очень сложно, так как она предполагает задания творческого типа, особенностью которых является наличие множества правильных ответов. Решение подобных задач в рамках программы, основные требования которой системность и последовательность, довольно затруднительно.

Существует и другой способ структурирования учебного материала – по типу нескольких концентрических кругов. В структуру данной программы, как правило, входят несколько более мелких подпрограмм (допускается их автономность). Пройдя первый круг, обучающийся осваивает второй, затем третий. Это принцип возможен при разработке индивидуального образовательного маршрута.

Но наиболее продуктивным является третий вид программы – логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, с постепенным усложнением содержания за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Данный тип структурирования материалов открывает большие перспективы для исследовательской деятельности обучающихся.

Индивидуальная образовательная программа имеет ряд функций:

Нормативную – она фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и обосновывает выбор образовательного маршрута;

Мотивационную – информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени, определяет цели, ценности и результаты образовательной деятельности обучающегося;

Организационную – определяет виды образовательной деятельности обучающегося;

Самоопределения – позволяет реализовывать потребности в самоопределении на основе реализации образовательного выбора.

Следовательно, индивидуальный образовательный маршрут определяет программу конкретных действий обучающихся через индивидуальную образовательную программу и позволяет конструировать временную последовательность, формы и виды организаций взаимодействия педагогов и обучающихся, номенклатуру видов работы.

Рассмотрим схему построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.
  • Определение целей и задач. Проектируются цели и задачи, которые должен достигнуть обучающийся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута.
  • Определение продолжительности проекта. По согласованию с родителями и самим обучающимся, определяется время, которое необходимо затратить обучающемуся на освоение базовой и специальной программы, в соответствии с поставленными целями и задачами.
  • Определение роли родителей (законных представителей) обучающегося в реализации маршрута. Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей, совместной практической деятельности со своим ребенком.
  • Разработка учебно-тематического плана (почасового). Педагог совместно с воспитанником и родителями подбирают темы занятий дополнительно к основным темам, ориентируясь на интересы обучающегося.
  • Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
  • Интеграция с другими специалистами. На основе анализа диагностики и выбранного содержания программы, педагог принимает решение о необходимости привлечения специалистов из других областей.
  • Определение способов оценки успехов обучающегося на каждом этапе освоения маршрута. Способы выбора оценки и самооценки выбирают педагог совместно с обучающимся. Возможные формы подведения итогов: концерт, показ, открытое занятие, показ достижений, участие в олимпиаде, научно-практической конференции, зачетная работа, экзамен, тест, рефлексия, персональная выставка.

Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется также поэтапно, где предусмотрена деятельность каждого субъекта образовательного процесса.

1 этап «Диагностика».

Деятельность педагога: диагностирование уровня обученности, выявление интересов, уровня сформированности личностных качеств.

Деятельность обучающегося: участие в диагностическом тестировании.

2 этап «Разработка программы».

Деятельность педагога: постановка целей и задач, отбор учебного материала и его организация (адаптация к уровню обученности обучающегося).

Деятельность обучающегося: определение собственной цели и потребности, ознакомление с ожидаемыми результатами.

3 этап «Реализация индивидуальной образовательной программы».

Деятельность педагога: организация образовательного процесса, а именно инструктирование, обеспечение дидактическим материалом, установление благоприятного психологического климата, оказание поддержки обучающемуся.

Деятельность обучающегося: выполнение заданий, инструкций, требований, предусмотренных индивидуальным образовательным маршрутом.

5 этап «Презентация личных образовательных результатов».

Деятельность педагога: Организация контроля (текущего, взаимоконтроля, самооценки).

Деятельность обучающегося: итоговая работа, содержащая в себе теоретическое воспроизведение (демонстрация теоретической компетентности в изученном аспекте), практическое решение поставленных задач.

6 этап «Рефлексивно-оценочный».

Деятельность педагога: оценка путем анализа результатов, полученных в образовательном процессе.

Примерная схема самоанализа обучающегося, проходящего обучение по индивидуальной образовательной программе:

  • Какие цели я ставил перед собой в начале обучения по программе? (Что я хотел?)
  • Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)
  • Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?)
  • Какая эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо ещё сделать)?

Деятельность обучающихся: оценка проделанной работы, сопоставление поставленной цели и полученных результатов, решение о продолжении обучения по теме или её смене.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагог осуществляет ряд функций:

- тьюторство – руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся, которое предполагает поддержку (решение проблем самим обучающимся), сопровождение учебной деятельности и фасилитацию (сопровождение личностного развития). Педагог-тьютор осуществляет разработку заданий, организацию обсуждения, работу с субъектным опытом обучающегося, анализ познавательных интересов, намерений, личных устремлений, продумывает способы мотивации и фиксации результатов, разрабатывает результаты деятельности.

- консультирование – взаимодействие между педагогом и обучающимся, организованное особым образом и направленное на решение возникающих проблем и внесение позитивных изменений в деятельность обучающегося.

- экспертная – оценка работ, выполненных обучающимся.

- проектная – сопровождение учебной деятельности обучающегося.

- процессная – сопровождение обучающегося во время реализации индивидуального образовательного маршрута.

Литература

  • Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? - М., 2005.
  • Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 04.08.2008 N 379н (ред. от 03.06.2013) «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2008 N 12189)
  • Алехина С. В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1. С.1-6.
  • Микерова Г.Ж., Жук А.С. Алгоритм построения индивидуальной образовательной траектории обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142
1

Определяются роль и место индивидуальных образовательных программ в достижении учащимися об-щеобразовательной школы личностных, метапредметных и предметных результатов. Исходя из анализа современных концепций индивидуализации, раскрыт психолого-педагогический механизм проектирования индивидуальной образовательной программы. Индивидуальная образовательная программа рассматривается как результат конкретизации образовательной программы на основании потребностей и индивидуальных особенностей учащихся. Предполагается возможность составления таких программ, как для отдельных учащихся, так и для нескольких человек, имеющих сходственные склонности и близкий уровень развития. Проектирование индивидуальных образовательных программ предлагается осуществлять на основе модульного подхода. В соответствии с этим изложены основные положения и принципы модульного подхода, показаны возможности модульного обучения в обеспечении индивидуализации учебной деятельности. Показаны способы построения индивидуальной образовательной программы в виде самостоятельных учебных моделей, ориентированных на достижение конкретных универсальных учебных действий у учащихся. Проинтерпретированы особенности взаимодействия учителя и учащихся в выборе учебных модулей и определении содержания самостоятельной работы.

синтез учебных модулей

принципы модульного обучения

образовательный результат

модульный подход

проектирование

индивидуальная образовательная программа

общеобразовательная школа

Учащийся

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разра-ботки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Тюмень, 2006. – 42 с.

2. Вишневская Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реа-лизации их индивидуальных образовательных траекторий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2008. – 18 с.

3. Ильясов Д. Ф. Разработка индивидуальных учебно-самообразовательных программ: мето-дическое пособие. – Челябинск: изд-во ЧИПКРО, 1996. – 58 с.

4. Рыжухина И. Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании инди-видуальных образовательных программ: Дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.07. – М., 2000. – 129 с.

5. Семенко И. Е. Проектирование личностно ориентированной образовательной программы начальной профессиональной подготовки кадров: Автореф. дис. … канд. пед. – Екатерин-бург: изд-во УГППУ, 1998. – 18 с.

6. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: методическое посо-бие. – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.

7. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас: Швиеса, 1989. – 214 с.

8. Prokopenko J., Whint J., Bittel L., Eckles R. Modular Programmer for Supervisory Development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981. – 244 p.

9. Russell G. D. Modular Instruction // A Guide to the Design Selection, Utilization and Evaluation of Modular Material. Minneapolis: Burgess Publishing Company, 1974. – 196 p.

Современные педагогические концепции позволяют рассматривать проблему проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательных школ с учетом новых достижений науки. Исследование существующих публикаций показывает, что происходят не только динамичное количественное накопление опытно-экспериментального материала и теоретических обобщений в данной области, но и качественные сдвиги в разработке психолого-педагогических аспектов концепции индивидуализации обучения учащихся. Например, доказано положение, постулирующее необходимость адаптации образовательного процесса в школе к конкретному учащемуся. Однако это практически неосуществимо при традиционных подходах к обучению и воспитанию, сложившихся в общеобразовательной школе. Данные обстоятельства указывают на актуальность создания и реализации в практике средней школы адаптивных систем индивидуализированного обучения учащихся. Полагаем, что речь может идти о поиске психолого-педагогических механизмов проектирования индивидуальных образовательных программ для учащихся.

В научной литературе существует большое количество определений образовательных программ, которые, так или иначе, касаются индивидуализации образовательного процесса в школе. Ряд авторов используют термин «индивидуальная учебно-самообразовательная программа» , другие пользуются термином «личностно-ориентированная образовательная программа» или «индивидуальная образовательная траектория» («индивидуальный образовательный маршрут») , гораздо чаще используется термин «индивидуальная образовательная программа» .

Заметим, что многообразие точек зрения в определении индивидуальных программ вряд ли способствует построению соответствующей педагогической теории, не говоря уже о вопросах проектирования таких средств. Этим можно объяснить наше стремление к обобщению существующих подходов к определению программного обеспечения индивидуализации содержания образования учащихся. Имеет смысл ограничиться более общим термином - «индивидуальная образовательная программа». В этом случае данный термин можно рассматривать как основное понятие, а такие понятия как «индивидуальная учебно-самообразовательная программа», «личностно-ориентированная образовательная программа» и т.п. - в качестве вспомогательных (или определяемых понятий).

В соответствии с этим индивидуальную образовательную программу определим как образовательную программу, разрабатываемую на основании выраженных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся и уточняемую в соответствии с характером развития у соответствующих учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов. Обратим внимание на то, что термин «индивидуальная» не отождествляется со словом «персональная», что позволяет говорить о возможности проектирования индивидуальной образовательной программы для группы учащихся, имеющих сходственные склонности, близких по уровню развития, интересам и т.п. При всем при этом индивидуальные образовательные программы допускают существование различных персонифицированных вариантов.

Индивидуальные образовательные программы являются производными от образовательных программ подготовки учащихся вообще. Другими словами, в индивидуальных образовательных программах с учетом информации о специфике школы, об особенностях учащихся конкретно развертывается содержание основной образовательной программы. При этом, индивидуальные образовательные программы являются более подвижными и изменчивыми по сравнению с основными образовательными программами. Проявляется это в характерных признаках индивидуальных программ. К таким признакам, в частности, можно отнести: производность индивидуальных образовательных программ от основной образовательной программы; учет индивидуальных личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся или их групп; увеличение в структуре образовательной деятельности учащихся доли самостоятельной работы; подвижность индивидуальных образовательных программ в зависимости от результатов формирования личностных, метапредметных и предметных результатов у учащихся.

Наши исследования показывают, что при проектировании индивидуальных образовательных программ важна не только информация о конкретных учащихся, но и сведения, отражающие внешние условия, в окружении которых осуществляется образовательный процесс. Например, важной является информация о: кадровом обеспечении образовательного процесса в школе, взаимодействии школы с различными социальными партнерами, перспективах развития школы в кадровом, научно-методическом и материально-техническом направлениях и т.п. В результате появляется возможность учесть все имеющиеся ресурсы, которые непосредственно используются при проектировании индивидуальных образовательных программ. Благодаря такой информации можно наполнять конкретным содержанием инвариантную часть индивидуальных программ. Вариативная же часть конкретизируется более существенно. Речь идет о необходимости учитывать индивидуальные особенности учащихся при разработке и использовании индивидуальных программ. Мы полагаем, что в идеальном варианте индивидуальные программы должны создаваться для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей, склонностей и целевых установок. В таком случае намного увеличивается эффективность образовательного процесса в школе. Однако практика показывает, что вполне возможным оказывается вариант, когда учитываются индивидуальные особенности группы учащихся (нескольких человек), имеющих сходственные склонности, интересы и целевые установки.

Современные научные разработки обосновывают возможность использования модульного подхода для целей проектирования индивидуальных образовательных программ. Например, в зарубежной литературе встречается термин «модульное обучение», который трактуется как обучение, основанное на модулях полностью или частично. В отечественной литературе под обучением с использованием программ, построение которых предполагает модульный подход, понимается такой вид обучения, когда каждый учащийся относительно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему комплексной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, информационный банк и методическое руководство для достижения поставленной педагогической цели. Наиболее полно основы модульного подхода в обучении разработаны П. А. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» .

Большинство авторов считает, что основой такого обучения является программа, составленная с помощью модулей. Понятие «модуль» используется во многих отраслях: архитектуре и строительстве (условная величина, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания сооружению или его частям соизмеримости); радиоэлектронике (унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия); технике (унифицированный узел (или часть сложной системы), оформленный конструктивно как самостоятельное изделие и выполняющий определенную функцию в различных технических устройствах); информатике (функционально законченный узел, являющийся частью определенной системы, оформленный как самостоятельное изделие и обладающий свойством заменяемости). Одно из основных назначений этого термина - это функциональный узел. В педагогической литературе под модулем понимается определенная искусственная образовательная система, в которой «отражаются содержательные, процессуально-действенные и организационно-управленческие аспекты педагогических средств, с помощью которых учащимся присваивается определенный уровень образованности» . Обязательным признаком модуля является его ориентированность на учащихся (их склонности, выраженные потребности), на образовательную цель в условиях социальной защиты учащихся (состояние психического и физического здоровья, желание учащихся, их реальные возможности, природные способности, предрасположенность к различным видам деятельности) .

При модульном построении индивидуальной образовательной программы содержание образования представлено в виде самостоятельных учебных блоков (модулей), ориентированных на достижение конкретных универсальных ученых действий. Можно с уверенностью констатировать, что при таком подходе к построению индивидуальных программ имеется возможность полной индивидуализации содержания образования учащихся. В результате учебной работы по таким программам осуществляется индивидуальный темп прохождения материала, возможность вариативности в выборе учебных модулей и их элементов; увеличение удельного веса самостоятельной работы и приобщение учащихся к самообразованию.

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Они выступают как руководящая идея, основное правило деятельности и поведения в соответствии с установленными закономерностями. Вопросами разработки принципов модульного обучения в той или иной степени занимались: А. А. Гуцински, Б. Гольдшмид, М. Гольдшмид, Дж. Рассел, В. М. Гареев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко, П. А. Юцявичене и др. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы модульности: выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности . Принципы модульного обучения взаимосвязаны, они (кроме паритетности) отражают особенности содержания образования, а принцип паритетности характеризует взаимодействие учителя и учащихся в новых условиях, складывающихся в ходе реализации принципов модульности, выделения из содержания обучения обособленных элементов, динамичности, действенности и оперативности знаний и их системы, осознанной перспективы, разносторонности методического консультирования.

Основное средство модульного обучения - модульная программа, состоящая из отдельных модулей. П. А. Юцявичене разработаны принципы построения модульных программ: целевого назначения информационного материала; сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей; полноты учебного материала в модуле; 4) относительной самостоятельности элементов модуля; реализации обратной связи; 6) оптимальной передачи информационного и методического материала .

Имеются основания утверждать, что при такой организации учебного процесса учащиеся включаются в активную и эффективную образовательную деятельность, работая с индивидуализированными по содержанию программами. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования. Важно, что учащиеся имеют возможность самореализовываться и это способствует мотивации учения.

Практика показывает, что разработка учебных модулей представляет собой достаточно трудоемкую процедуру. При ее осуществлении важно помнить, что в учебном модуле: а) излагаются основные узловые элементы содержательной единицы, ее суть и даются пояснения к изучению и выполнению учебного материала; б) указываются возможности дополнительного углубления материала или его расширенного изучения, рекомендуются конкретные литературные источники; в) представляются практические задачи (задания) и пояснения к их решению (выполнению); г) предлагаются теоретические и практические задания и приводятся ответы на них (или комментарии).

Кроме того, важно позаботиться о том, чтобы элементы модуля и сами модули были относительно самостоятельными. Это обстоятельство позволит легко конструировать индивидуализированное содержание модуля (модулей) для каждого учащегося, из существующих фрагментов формировать новые модули или заменять устаревшие элементы новыми.

Затем процесс освоения содержательной единицы должен быть контролируемым и управляемым. Поэтому при разработке содержательной единицы необходимо принимать во внимание следующие установки: необходимо обеспечить модуль средствами констатирующего контроля, показывающего уровень готовности учащегося к освоению данного содержания образования; следует применять текущий, промежуточный и итоговый контроли; текущий и промежуточный контроли могут осуществляться в виде самоконтроля; их задача - способствовать своевременному выявлению пробелов в усвоении информации, четко показывая части учебного материала, которые необходимо повторить или усвоить глубже; итоговый контроль должен показывать уровень освоения студентами содержания образования, включенного в соответствующий модуль.

Наконец, требуется представлять материалы модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось их наиболее эффективное освоение в конкретных условиях. При этом форма представления информации в модуле определяется видами информации.

Таким образом, все содержание обучения по предмету, предлагаемое для освоения учащимся на конкретном отрезке образовательного процесса (четверть, учебный год), оказывается разбитым на конечное множество модулей, каждый из которых имеет несколько вариантов представления. Данное разбиение оказывается несколько оторванным от конкретных учащихся, но в каждом из вариантов предусматриваются некоторые стандартные проявления особенностей конкретных подгрупп учащихся. Причем каждый из вариантов подобных объединений характеризует тот или иной уровень освоения обучения по предмету.

В соответствии с графиком образовательного процесса учащегося на основании некоторых данных подбирается соответствующая цепочка модулей, включающая соответствующее содержание обучения по предмету. Эти модули образуют первые варианты индивидуальной образовательной программы. Количество модулей, включенных в индивидуальную образовательную программу, определяется количеством содержательных единиц, полученных в результате структурирования содержания обучения на конкретном временном интервале.

В дальнейшем по итогам реализации первого элемента индивидуальной образовательной программы, а также информации об изменившихся индивидуальных особенностях конкретных учащихся принимается решение о целесообразности внесения уточнения (уточнений) в следующий элемент индивидуальной программы. Таким образом, осуществляется корректировка и состыковка содержательных единиц, образующих морфологию индивидуальных образовательных программ. По существу, речь и идет о синтезе индивидуальных образовательных программ. В конечном счете, после завершения конкретного временного интервала образуется цепочка модулей, представляющая собой индивидуальную программу, освоенную вполне конкретным учащимся.

Такой подход позволяет вовремя вносить уточнения (коррективы), осуществляемые на основе информации о реализации образовательного процесса, повышает роль учащихся как субъектов образовательной деятельности. При этом можно говорить о том, что синтез индивидуальных образовательных программ является инструментом, способствующим самореализации личности в пределах тех ее возможностей, которые даны ей природой. Следовательно, можно говорить о рациональной организации образовательного процесса, при котором осуществляется развитие личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Таким образом, проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся общеобразовательной школы осуществляется на основании модульного подхода. В результате образовательный процесс строится с использованием специальных педагогических средств, ведущими основаниями построения которых являются наиболее важные характеристики учащихся: уровень развития личностных, метапредметных и предметных результатов, образовательные потребности, которые всесторонне характеризуют учащегося, а уровень их сформированности является оценкой эффективности учебной деятельности.

Рецензенты:

Ильясов Д. Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Резанович И. В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой управления персоналом Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Бондарчук Т.В., Абдуллин А.Г. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7559 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Индивидуальная образовательная траектория учащегося - персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях - познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.

Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы

Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:

    наличие субъекта деятельности - учитель - ученик. Причем учитель - собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:
    - ученик - учитель-предметник;
    - ученик - классный руководитель;
    - ученик - психолог и т. д.;

    критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);

    владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.

Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т. д.

Учащиеся разрабатывают индивидуальную образовательную программу на основе базисного учебного плана по заданному образцу ().

Перед тем как ученики приступят к проектированию индивидуальной образовательной программы, классный руководитель проводит с ними беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуальной образовательной программы и алгоритмом ее построения ().

Особое место в процессе разработки индивидуальной образовательной программы отводится родителям. Они не только ознакомляются с ней, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с классным руководителем, учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.

С момента подписания учащимся, его родителями и администрацией школы индивидуальная образовательная программа является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и образовательного учреждения.

Реализация индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.

Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальная образовательная программа включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности.

ПРИМЕР

Анализ индивидуальной образовательной программы

Учащийся самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализирует ход выполнения индивидуальной образовательной программы и вносит необходимые коррективы и изменения.

Классный руководитель анализирует индивидуальные образовательные программы сразу после их заполнения. Результат анализа может быть представлен в виде следующей таблицы.

Ф. И. ученика

Профессиональные предпочтения учащихся

Умения учащихся

Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения

ставить цель

определять задачи

выбирать формы
и методы обучения

выбирать формы
и методы контроля

планировать свою учебную деятельность

Уровень оцениваемых умений учащихся высокий, если ученик может четко сформулировать цели и задачи на определенный срок, спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города, выбрать оптимальные для себя формы, методы обучения и контроля. Если перечисленные умения сформулированы учеником недостаточно четко или ученик не может их сформулировать, то, соответственно, уровень оцениваемых умений средний или низкий.

Анализ индивидуальной образовательной программы позволяет оказать практическую помощь ученикам, нуждающимся в ее составлении, и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений; выработать рекомендации для учащихся, их родителей, учителей, администрации; внести предложения по организации учебного процесса в классе, в школе.

ПРИМЕР

Например, по результатам анализа индивидуальной образовательной программы учащихся администрация образовательного учреждения может:

    внести изменения:
    - в содержание образования (выбор элективных курсов, набор курсов по выбору, факультативов, дополнительных платных услуг и т. д.);
    - организацию учебного процесса, расписание уроков, консультаций, факультативов и т. д.;
    - работу с родителями учащихся;

Индивидуальная образовательная программа учит старшеклассника планировать и организовывать свою учебно-познавательную деятельность, анализировать ее с позиций достижений и успехов, выделять приоритеты, связанные с профессиональным самоопределением. Процесс правильного выбора предполагает наличие таких умений, как выделение альтернатив получения образования, соответствующих собственным потребностям и возможностям, оценку их преимуществ и недостатков, выбор из имеющихся вариантов наилучшего.

ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося 10 класса __________________ (Ф. И.)

Приложение 1

I полугодие

1. Цели образования (Цель - это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год - в целом, по отдельным предметам.) ___________________________________________________________________________________________________

2. Задачи образования (Задача - это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)

______________________________________________________________________________________________________________

3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).

Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши) ______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)

______________________________________________________________________________________________________________

Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши) _______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:

    в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________

    в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________

    в организацию учебного процесса ____________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________

Примечания:

    По всем предметам аудиторной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно Положению об аттестации выпускников основной школы.

    Учебный план изменяется при переходе из одного профильного класса в другой, всю ответственность в этом случае несут учащиеся и их родители.

    ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.

Дата ____________________________

Подпись учащегося ________________

Подпись родителей _______________

Подпись администрации ОУ ________

АЛГОРИТМ
построения индивидуальной образовательной программы
(в помощь ученику)

Приложение 2

1. Сформулируй свою образовательную цель

Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать:

    определенный срок;

    успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям;

    способы получаемого образования после школы.

2. Определи задачи - пути достижения цели

Задачи - план твоих действий по достижению поставленной цели, который разрабатывается:

    на определенный срок;

    по конкретным видам деятельности;

    по отдельным предметам.

3. Выбери формы и методы обучения

Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен:

    знать, чему и каким образом тебя обучают на уроках;

    уметь сформулировать предложение для учителя по применению наиболее эффективных способов обучения;

    уметь определить формы самообразования.

4. Определи формы и методы контроля

Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля:

    как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился;

    каким способом лучше проверять твои знания по отдельным предметам;

    каким образом ты должен осуществлять самоконтроль.

5. Спланируй свою учебную деятельность.
Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы школы и города.

6. Скорректируй ИОП
По окончании I полугодия (учебного года) проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.

Г.Б. Клименко , зам. директора МОУ СОШ № 108, г. Трехгорный Челябинской обл.