Реакции горя

Реакции горя, скорби и утраты могут вызывать следующие при­чины:

  1. потеря любимого человека;
  2. утрата объекта или положения, которые имели эмоциональ­ную значимость, например потеря ценной собственности, лише­ние работы, положения в обществе;
  3. потеря, связанная с болезнью.

Психологические переживания, которые сопровождают поте­рю ребенка, могут быть более сильными, чем при смерти другого близкого человека, а чувство вины и беспомощности иногда бы­вает всепоглощающим.
Проявления скорби в ряде случаев длятся всю жизнь. До 50 % супругов, переживших смерть ребенка, разводятся. Реакции горя часто встречаются у лиц пожилого и старческого возраста.
Главной при оценке состояния человека является не столько причина реакции горя, сколько степень значимости той или иной утраты для данного субъекта (для одного гибель собаки - траге­дия, которая может стать даже причиной попытки суицида, а для другого - горе, но поправимое: «можно завести другую»). При реакции горя возможно формирование поведения, несущего в себе угрозу для здоровья и жизни, например злоупотребление алкого­лем.
Варианты выделения различных стадий горя представлены в табл. 8.
Помощь лицам с реакцией горя включает психотерапию, пси­хофармакотерапию, организацию групп психологической под­держки.
Тактика поведения медперсонала с пациента­ми их в состоянии горя должна основываться на следующих ре­комендациях и замечаниях:

Стадии горя

Стадии по Дж. Баулби Стадии по С. Паркере
I. Оцепенение или протест. Харак­ теризуется тяжелым недомогани­ ем, страхом и гневом. Психологи­ ческий шок может продолжаться мгновения, дни или месяцы. II. Тоска и желание вернуть поте­ рянного человека. Мир представ­ ляется пустым и не имеющим смысла, но самооценка не страдает. Пациент поглощен мыслями о по­ терянном человеке; периодически возникает физическое беспокойст­ во, плач и гнев. Такое состояние может длиться несколько месяцев или даже лет. III. Дезорганизация и отчаяние. Неугомонность и выполнение бес­ цельных действий. Усиление бес­ покойства, уход в себя, интровер- тированность и досада. Постоян­ ные воспоминания об ушедшем человеке. IV. Реорганизация. Появление но­ вых впечатлений, объектов и целей. Горе ослабевает и сменяется доро­ гими сердцу воспоминаниями I. Тревога. Состояние стресса, ха­ рактеризующееся физиологиче­ скими изменениями, например повышением артериального давле­ ния и учащением сердцебиения. Идентична I стадии по Дж. Баулби. II. Оцепенение. Неглубокие пере­ живания по поводу утраты и фак­ тическая самозащита от тяжелого стресса. III. Томление (поиск). Стремле­ ние найти потерянного человека или постоянные воспоминания о нем.Идентична II стадии по Дж. Баулби. IV. Депрессия. Ощущение безна­ дежности при мыслях о будущем. Невозможность продолжать жить дальше и отдаление от близких людей и друзей. V. Выздоровление и реорганизация. Понимание того, что жизнь про­ должается - с новыми привязан­ностями и новым смыслом
  1. следует побуждать пациента к обсуждению его пережива­ний, позволять ему просто говорить об утраченном объекте, вспо­минать положительные эмоциональные эпизоды и события про­шлого;
  2. не следует останавливать пациента, когда он начинает пла­кать;
  3. в случае если пациент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их поговорить о нем (о ней) в присутствии пациента;
  4. частые и короткие встречи с пациентом предпочтительнее, чем длительные и редкие посещения;

следует учесть возможность наличия у пациента замедлен­ной реакции горя, которая проявляется через некоторое время

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Доклад

Синдром утраты. Психология смерти. Медицинская этика по отношению к умирающему

1. Синдром утраты

Синдром утраты (иногда его принято называть «острое горе») - это сильные эмоции, переживаемые в результате утраты близкого, любимого человека. Утрата может быть временной (разлука) или постоянной (смерть), реальной или воображаемой, физической или психологической. Горе - это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Хотя преобладающей эмоцией при утрате является печаль, тут также присутствуют эмоции страха, гнева, вины и стыда.

Существует ряд теорий, объясняющих, почему люди испытывают такие сильные эмоции после тяжелой утраты. Психодинамическая модель, разработанная на основе трудов Зигмунда Фрейда и его последователей, является одной из самых влиятельных в объяснении последствий тяжелой утраты. Согласно данной модели, формирование первых и наиболее важных отношений происходит в первые годы жизни, когда возникает привязанность к людям, которые обеспечивают уход и заботу, чаще всего к родителям. Позднее человек тратит свою эмоциональную и физическую энергию на попытки найти еще кого-то, кто может его понять, дать то, чего ему не хватало в детстве, установить близкие отношения. Поэтому, когда умирает кто-то близкий, человек чувствует себя обездоленным. В эмоциональном смысле он чувствует, что как бы «отрезали» часть его.

Горе утраты характеризуется следующими проявлениями (теория Моховикова).

1. На первый план выступает физическое страдание в виде периодических приступов длительностью от нескольких минут до часа со спазмами в горле, припадками удушья, учащенным дыханием и постоянной потребностью вздохнуть. Впоследствии постоянные вздохи сохраняются длительное время и вновь особенно заметны, если человек вспоминает или рассказывает о своем страдании. Ощущается чувство пустоты в животе, потеря аппетита, мышечной силы. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания: возникает легкое чувство нереальности и ощущение, что эмоциональное расстояние, отделяющее человека от других людей, увеличилось.

2. Поглощенность образом утраченного. На фоне чувства нереальности могут возникать зрительные, слуховые или сочетанные иллюзии. Переживающие горе сообщают, что слышат шаги умершего, встречают его мимолетный образ в толпе. Такие состояния отличаются сильной эмоциональной вовлеченностью, под влиянием которой может утрачиваться грань между переживанием и реальностью.

3. Идентификация с утратой. В высказываниях и поступках человека появляются черты поведения умершего или признаки его предсмертного заболевания. Как правило, идентификация с утратой становится следствием поглощенности образом умершего.

4. Чувство вины. Горюющий пытается отыскать в предшествующих утрате событиях и поступках то, чего он не сделал для умершего. Малейшие оплошности, невнимание, упущения, ошибки преувеличиваются и способствуют развитию идей самообвинения.

5. Враждебные реакции. В отношениях с людьми снижается или исчезает симпатия, утрачивается обычная теплота и естественность, нередко человек говорит о происходящем с раздражением или злостью, выражает желание, чтобы его не беспокоили. Враждебность иногда возникает спонтанно и необъяснима для горюющих. Некоторые принимают ее за начало безумия. Другие стараются контролировать вспышки гнева, что удается далеко не всегда. Постоянные попытки держать себя в узде приводят к особой манерно-натянутой форме общения.

6. Утрата прежних естественных моделей поведения. В поступках отмечается торопливость, суетливость, человек становится непоседливым или совершает хаотические действия в поисках какого-либо занятия, но оказывается совершенно неспособным к простейшей организованной деятельности. Со временем он как бы вновь осваивает круг повседневных дел. Горюющим очень часто приходится как бы заново «учиться» их делать, превозмогая переживание отсутствия смысла какого-либо действия после случившегося.

Состоянию горя свойственна динамика, прохождение ряда этапов, когда человек осуществляет «работу горя». Цель ее состоит в том, чтобы пережить его, стать независимым от утраты, приспособиться к изменившейся жизни и найти новые отношения с людьми и миром.

1. Начальная стадия горя - шок и оцепенение. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться в среднем 7-9 дней. Физическое состояние человека, переживающего горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему. Оцепенение - наиболее яркая черта этого состояния. Часто человек в этой фазе чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие заболевания. Его бесчувственность расценивается окружающими как недостаточность любви и эгоизм. Между тем именно такое «бесчувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. Несмотря на все обманчивое внешнее благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным состоянием.

2. Следующая стадия горя - стадия поиска - характеризуется стремлением вернуть умершего и отрицанием безвозвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т.п. Поскольку большинство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохраняют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пугать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего.

Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после смерти близкого. Некоторые последствия шока могут проявляться еще довольно долго.

3. Третья стадия - стадия острого горя - длится до 6-7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы. Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Возникают ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего и его идеализация, особенно к концу фазы, подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о его плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими, может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

4. Четвертая стадия синдрома утраты - стадия восстановления - наступает примерно через 40 после события и продолжается примерно год. В этот период восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания уже приобретают характер отдельных приступов, вначале частых, потом все более редких. Часто такие приступы связаны с праздниками, какими-то памятными событиями и вообще - с любыми ситуациями, которые могут ассоциироваться с умершим. За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человек очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и обращается к будущему - начинает планировать свою жизнь без умершего.

5. Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания утраты - завершающая стадия. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Завершение переживания горя могут затруднять некоторые культурные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней).

Хотя сама последовательность (шок - переживание - принятие) типична, эти этапы не следуют строго один за другим и часто перекрывают друг друга. Переживание горя представляет собой индивидуальный процесс, и характерные признаки этапов могут сосуществовать в различных сочетаниях, создавая уникальные возможности для позитивных изменений.

2. Психо логическое состояние умирающего

Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель доктора Кублер-Росс:

1. Отрицание. При посещении разных врачей пациенты, прежде всего, надеются на отрицание диагноза. Действительное положение вещей скрывается как от семьи, так и от себя. С помощью отрицания создается иллюзия, что все обстоит хорошо. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что пациент действительно не знает о приближении смерти. Скорее можно думать, что он предпочитает оставаться в неведении. На бессознательном уровне пациент чувствует, какова ситуация в действительности, но склонен игнорировать ее. Следует отметить, что использование отрицания бывает успешным только тогда, когда никто из окружающих людей не использует этот механизм защиты.

2. Гнев. Часто обреченный человек, узнав о том, что ему предстоит, испытывает сильный гнев. Этот гнев может быть выражением страха и нежелания смириться с диагнозом. Иногда кажется, что гнев больного направлен на близких, тех, кто рядом, но это не так. Некоторые люди в этой стадии ропщут на Бога. Для этой стадии характерен вопрос: «Почему я?» Или: «Что я такое сделал и чем я это заслужил? За что мне такое наказание?».

3. Компромисс. На этой стадии стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п. Например, верующий просит у Бога время для завершения важных дел. Человек хочет дожить до существенных для него событий, поэтому дает Богу обещание, что, если он доживет или вообще не умрет на этот раз, то тогда он сделает то-то и то-то.

4. Депрессия. Во время депрессии человек испытывает страх, подавленность, беспомощность, грусть. Переживает приближающееся время разлуки с близкими, со всем, что ему дорого в этом мире. Подводит итоги жизни. Иногда на этом этапе больной уходит от реальности, отчуждается от всего, не проявляет интереса к окружающему. Эта стадия может утяжелиться у тех, кто по тем или иным причинам не может или не хочет выразить свои чувства окружающим.

5. Адаптация. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть.

Прохождение отдельных стадий у разных людей значительно различается. Следует отметить, что через все эти стадии проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека.

Ощущение приближающейся смерти существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки «роста личности»:

1. Заново оцениваются приоритеты жизни - теряют значение всякие мелочи

2. Возникает чувство освобождения - теряют силу долженствования («обязан», «необходимо» и т.п.)

3. Усиливается сиюминутное ощущение жизни

4. Обостряется значимость элементарных жизненных событий (смена времен года, дождь, листопад и т.п.)

5. Общение с любимыми людьми становится более глубоким

6. Уменьшается страх быть отвергнутым, возрастает желание рисковать.

3. Общен ие медика с умирающим человеком

умирающий медик психологический эмоция

Умирающий больной хочет чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что Вы не можете предложить больному стать здоровым. Спрашивать, слушать и стараться понять, что чувствует больной. Помочь ему доделать земные дела. Обещать исполнить его последнюю волю, если он сам не успел что-то сделать. Больному важно чувствовать, что для него делается все возможное. Больной не должен чувствовать себя в изоляции, не должен ощущать, что от него что-то утаивают. Нельзя использовать ложные обещания выздоровления как способ не говорить с больным на трудные темы. Самое худшее для больного - это отказ ему в медицинской помощи. Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его жизни. С больным следует установить доверительные отношения. Он должен знать, что в момент смерти он не останется один, и что кто-то будет помогать ему прожить этот период. Само по себе присутствие медика у постели тяжело больного и умирающего может иметь успокаивающее действие. Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боли и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб или обняли.

Основные принципы:

· Начиная разговор о диагнозе, необходимо иметь в запасе достаточно длительное время (может быть несколько часов) на общение с больным.

· Диагноз, как правило, сообщает врач, но это может быть и другое доверенное лицо.

· Больной должен быть расположен к тому, чтобы услышать правду о диагнозе.

· Диагноз сообщается после достаточно продолжительного подготовительного разговора о проведенных исследованиях и имеющихся изменениях в организме.

· Надо стараться избегать медицинских терминов, которые могут быть непонятны или неправильно поняты больным.

· Сообщение диагноза не должно выглядеть как вынесение приговора. Больной не должен услышать в словах интонацию: «Ты обязательно скоро умрешь», а: «Диагноз столь серьезен, что, возможно, ты скоро умрешь».

· Надо быть готовым к проявлению различных, иногда очень сильных эмоций больного: гнева, отчаяния и др.

· Надо быть готовым разделить с больным его сильные переживания.

· Будьте всегда готовы оказать помощь.

· Проявляйте терпение.

· Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.

· Избегайте неуместного оптимизма.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Исследование горя с психологической и клинической позиции. Психогенез развития состояния. Факторы адаптационных механизмов субъекта, перенесшего утрату. Реакция утраты на смерть близкого человека, проявляемая эмоциональным шоком. Принятие и реорганизация.

    презентация , добавлен 15.05.2014

    Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.

    реферат , добавлен 17.09.2008

    Анализ основных научных подходов к изучению женского одиночества, его виды и причины. Исследование отличий в особенностях переживания чувства одиночества овдовевшими и разведенными женщинами. Проработка проблемы горя по поводу утраты близкого человека.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Сущность и психологическое обоснование личности, ее структура и основные элементы. Психолого-правовая оценка познавательных процессов и психических состояний человека в деятельности юриста. Этапы и особенности формирования различных эмоций у человека.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    Эволюционный путь развития эмоций, эмоциональные проявления. Классификация и вид эмоций. Виды эмоциональных процессов и различная роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Многообразие эмоциональных переживаний у человека.

    реферат , добавлен 13.10.2011

    Особенности эмоционального состояния умирающего человека. Принципы паллиативного лечения. Горе - эмоциональный отклик на потерю или разлуку, его основные фазы. Оказание психологической помощи умирающему человеку и человеку, перенесшему потерю близких.

    реферат , добавлен 11.02.2015

    Понятие и подходы к исследованию человеческих эмоций учеными разных эпох, их физиологическое и психологическое обоснование, значение в жизнедеятельности и история изучения природы явления. Классификация и типы эмоций, их функциональные особенности.

    презентация , добавлен 19.11.2014

    Предмет, задачи медицинской психологии и методы изучения психического состояния человека. Общая, индивидуальная, социальная психология. Научные школы психологии Украины. Этапы экспериментально-психологического исследования. Понятие психического здоровья.

    реферат , добавлен 27.09.2009

    Социальные причины психологических проблем в мегаполисе. Типология депрессивных состояний, их симптоматология. Проявления, свойственные периодическим депрессиям. Затяжные субдепрессии у ригидных личностей. Депрессии утраты или тяжелых болезней близких.

    эссе , добавлен 22.05.2015

    Понятие стрессового состояния, его характерные черты и влияние на деятельность человека. Сущность и стадии общего адаптационного синдрома. Стресс, его определение, механизм, симптомы, психологический и физический статус, способы терапевтического лечения.

DasWortgewand/ Pixabay

Исследователей «души» — этого самого загадочного и непостижимого явления существует много. И религия, и наука часто спорят о происхождении жизни, но они едины во мнении о наличии души у человека. Ее сложно отрицать, но и до конца исследовать тоже не представляется возможным. Душа, определенно, существует. Но, как оказалось, не у всех. О людях без души верующие говорят: «продал душу дьяволу», «сгубил свою душу», «пропил душу». Эзотерики и психологи тоже склонны утверждать, что человек может потерять душу. Но лишь частично. Они называют несколько признаков, по которым можно определить, что душа «потерялась», истощилась или человек утратил с ней связь.

Психология «потери» души

В психологии, условно говоря, душа относится к бессознательному, интуиции, чувствам. Это часть психики (в переводе с греческого psyche – душа, дух, сознание). Возможен ли без нее человек? Очевидно, что нет. Поэтому, с точки зрения психологов, душа не может покинуть человека, или вообще в нем «не зародиться». Но может произойти диссоциация – механизм психологической защиты, провоцируемый сильными эмоциями, внутренними противоречиями. С его помощью природа защищает организм от психологических травм и блокирует восприятие травмирующих ситуаций. В результате человек начинает относиться к происходящей реальности, как к не связанной с ним, и с его жизнью. Он будто разделяется на части, прячется за масками или сливается с ними.

Карл Юнг предположил, что эти психологические личности человека состоят из «комплексов». Они являют собой «эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека», и либо формируются в бессознательном, либо вытесняются туда и все равно остаются неосознанными. Когда человек теряет контроль над одним из таких «комплексов», сознательная энергия ослабевает. Таким образом создается психологический дисбаланс и разрушается естественная целостность человека. Психологи это определяют как «множественное расстройство личности», а в племенных культурах его назвали бы потерей души.


Geralt/ Pixabay

Существуют сложные и легкие формы «раздвоения личности». При сложных все понятно – человека называют душевнобольным и отправляют лечить (возвращать ему душу) в психиатрические лечебницы. В случае частичной «потери» души (а сюда относится посттравматический стресс, депрессия, алкоголизм, наркомания и другие зависимости) люди сами пытаются залечить душевные раны и обрести целостность. Они обращаются к Богу, к целителям, к психологам. Церковь, благотворительность, медитация, творчество, любовь, самопожертвование – исцеляющие душу средства. Не всегда, но часто это помогает человеку, который чувствует, что он «потерял» душу, нарушил гармонию между миром и собой.

Признаки человека «без души»

К сожалению, не все осознают, что утратили связь с собственной душой. Но не всегда бездушной является только та личность, в которую вселился «дьявол» (убийца, насильник, вор, лжец, лицемер и т. д.). «Пустым» может оказаться каждый, независимо от уровня образования, наличия воспитания или совести. Узнать человека «без души» можно по следующим признакам:

Понять, от кого нужно держаться подальше, помогут пять определяющих признаков. Если в вашем окружении есть тот, кому присущи хотя бы две такие черты, постарайтесь общаться с таким персонажем максимально нейтрально, чтобы не стать его жертвой.