Эволюция отношения М.Ю.Лермонтова к поэтическому дару. Задания для групп. История кинжала. «Я – или бог или – никто». «Поэт». Цель. Какое предназначение поэзии утверждает М.Ю.Лермонтов. Какая проблема поднята в стихотворении. Возвышенный, торжественный слог. Не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье. В чём лирический герой видит своё сходство. Стихотворение М.Ю.Лермонтова является подражанием А.С.Пушкину.

«Лермонтов «Осень»» - Лето закончилось. Как вы думаете, почему зелень показана “мрачной”. Сейчас мы будем читать это стихотворение по строфам. Цели. М.Ю. Лермонтов «Осень». Важно уметь замечать красоту окружающей природы. Вторичное чтение. Тусклый – неяркий свет. Речевая разминка. Найдите и прочитайте 3 строфу. Скала – острая каменная гора. Пахарь – пахать, пашет. Нет в стихотворении безысходности. Что наблюдается вокруг: весёлая, энергичная жизнь или покой.

«Анализ «Песни про купца Калашникова»» - Самоанализ работы. Хранитель народной психологии. Песня - один из любимых жанров Лермонтова. Рекомендации для актёров. Режиссёр театра. Калашников. Анализ текста. Купец Калашников. М.Ю.Лермонтов. Лихой боец купец Калашников. Кулачный бой. Русские традиции.

«Поэма Лермонтова «Бородино»» - Дремлющие воды. Словарная работа. Кутузов. Михаил Лермонтов. История создания произведения. Биография автора. Поэма «Мцыри». Бородино. Богатыри. Русские солдаты. Школа гвардейских юнкеров. Потери русских.

«М.Ю.Лермонтов «Родина»» - М.Ю. Лермонтов (1814-1841) «Родина» (1841). Словарь стихотворения: Места, которые беззаветно любил поэт. Стихотворение написано по принципу от общего к частному. Люблю отчизну я, но странною любовь! Ключевые слова: Русский пейзаж прекрасен в своей простоте, обыденности, естественности. В.Г.Белинский. Тезис стихотворения-размышления: Какую родину отображают ключевые слова? С помощью каких картин создает Лермонтов образ крестьянской Руси?

«Образ Мцыри» - Сила героя. Тезис. Основа образа Мцыри. Монах дитя. Незыблемый Кавказ. Огонь свободы. Жизнь. Средство художественной выразительности. Мцыри. Мцыри видит огонь. Символ. Болезнь. Стальной шелом. Думы героя. Цветок, выросший меж монастырских плит. Цель побега Мцыри. Огонь. Образ Мцыри.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тема 6. Поэма «Мцыри»

Задание 1 . Прочитайте в учебнике поэму «Мцыри» и ответьте на вопросы.

    Что означает слов «мцыри»? Есть ли имя у героя поэмы? Почему?

    Какие исторические факты упоминаются в 1-ой главе поэмы?

    Как мальчик-горец попал в монастырь? Сколько лет ему было? Почему ему пришлось остаться в монастыре?

    Какое значение имеет слово исповедь ? Почему Мцыри не сразу стал отвечать на вопросы, но потом решил «словами облегчить» грудь?

    Можно ли по рассказу Мцыри утверждать, что к нему плохо относились в монастыре? Почему он считает свою жизнь здесь пленом? На что готов променять такую жизнь? О чем это говорит читателю?

    О какой «пламенной страсти» говорит Мцыри? С чем он ее сравнивает и почему?

    О ком тосковал Мцыри в стенах монастыря? Какую клятву он себе дал?

    Почему Мцыри спрашивает старого монаха о юности?

    Как Мцыри описывает то, что он видел на воле? Как можно объяснить, что, вспоминая картины кавказской природы, он отмечает: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»?

    Сколько дней провел Мцыри на воле? Как он объясняет свое стремление попасть за пределы монастыря? Случаен ли выбор момента, когда он совершает побег?

    В чем причина того, что Мцыри не боится грозы и опасностей пути среди гор? С кем он себя сравнивает и почему?

    Как описывается битва Мцыри с барсом? Почему Мцыри называет зверя «бойцом»?

    Что обнаружил Мцыри, когда он вышел из леса? Почему он говорит: «Но тщетно спорил я с судьбой»?

    Почему Мцыри сравнивает себя с «цветком тепличным»?

    Что видит Мцыри в предсмертном бреду?

    Почему в предсмертной исповеди Мцыри говорит, что готов «рай и вечность» променять на несколько минут в родном краю?

    Куда просит Мцыри отнести его перед смертью? О чем его последние мысли?

Задание 2. В тексте поэмы вам встретились слова и выражения, которые требуют комментария. Дайте объяснение этим словам, при затруднении обратитесь к сноскам в учебнике, словарям или ресурсам Интернета.

Инок_

Благодать __

Монашеский обет ________________________________________________

Обитель

Чернец _

Кадильница _____________________________________________________

Келья

Клятва _________________________________________________________

Исповедь ________________________________________________________

Жребий _________________________________________________________

Терновый венец __________________________________________________

Проклинать _____________________________________________________

Ниц

Аул ____________________________________________________________

Чадра __________________________________________________________

Сакля ___________________________________________________________

Задание 3 . Как вы понимаете ответ Мцыри на вопрос монаха: «Ты хочешь знать, что делал я / на воле? Жил…»? Аргументируйте свой ответ, используя цитаты из текста.

Задание 4. Проанализируйте сцену боя с барсом . Какое место занимает она в поэме? Какой основной художественный прием использует в изображении сражения человека и зверя автор? Подтверждает ли эта битва слова Мцыри о том, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов»?

Задание 5. Подготовьте рассказ о Мцыри по плану:

План

    Место, занимаемое персонажем в произведении.

    Возраст, положение в обществе.

    Образование и воспитание

    Основные интересы, идеалы, жизненные цели.

    Внешность, манера держаться.

    Речь персонажа.

    Поступки, особенности поведения.

    Взаимоотношения с другими персонажами.

    Значение в раскрытии идеи произведения.

Задание 6. Обратите внимание на особенности композиции поэмы. Какую сцену можно считать кульминацией поэмы и почему? Сколько главок занимает рассказ о Мцыри и сколько его исповедь? Почему автор так неравномерно распределяет художественный материал? Как в этом выражается идея произведения?

Задание 7. Вспомните, что называется эпиграфом ? Откуда взят эпиграф к поэме «Мцыри»? Выпишите его. Что он означает? Как вы думаете, какую важную для автора мысль призван подчеркнуть этот эпиграф?

Эпиграф к поэме _________________________________________________

Задание 8. Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описания природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя? Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри?

Задание 9.

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Задание11. Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».

Мир темен был и молчалив;

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной,

Да в берега плескал поток.

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в этом фрагменте.

1)гипербола

4)сравнение

5)метафора

Впишите соответствующие номера в таблицу

Задание 12. Докажите, что Мцыри – романтический герой, поэма Лермонтова – романтическое произведение. В качестве аргументов используйте основные положения статьи учебника о романтизме и примеры из текста поэмы.

Задание 13. Напишите сочинение на одну из следующих тем:

    «Одна – но пламенная страсть…»

    Три «блаженных дня» Мцыри.

    «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!...»

    Природа в поэме «Мцыри».

«Мцыри» - последняя романтическая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в 1839 году, а напечатана в 1840 году в стихотворном сборнике. Действие поэмы развивается в Грузии, в её древней столице Мцхет и его окрестностях. Главный герой - молодой горец, взятый в плен и попавший в монастырь не по своей воле. Он погибает вдали от родины со словами:
…И я, как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой….
Сожалея и печалясь лишь о том, что его
…труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной…
«Мцыри» - в переводе с грузинского означает «неслужащий монах», «послушник», т. е. человек, готовящийся стать монахом. Мцыри – свободолюбивый юноша, прирожденный воин, горячая душа. Ему чужда созерцательная жизнь монастыря. Он совершает отчаянный побег, как будто из тюрьмы. И тюрьма по мысли Лермонтова, не только монастырь, в котором томится Мцыри: тюрьма – вся николаевская империя. «Мцыри» - поэма о современнике Лермонтова, о юноше его поколения.
В центре внимания поэмы личность одинокого героя, его сложный духовный мир, его тоска по родине, по свободе. Поэма состоит из двадцати шести глав. В двух первых главах говорится о монастыре, исторических событиях, обо всей жизни Мцыри в обители и его побеге. Вся остальная часть поэмы представляет собой исповедь Мцыри. Рассказ ведется от лица героя. Это поэма-исповедь, в которой личное лирическое свободолюбивое начало пронизывает все повествование.
Мцыри обязан монахам жизнью. В плен его взял русский генерал и оставил больным в монастыре. Мцыри вырос среди монахов.
…Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил, безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток…
Внешне он смирился с неволей и уже готовился принять монашеский обет, как вдруг проснулся тихий огонек прошлой, практически забытой жизни, и Мцыри совершает отчаянный рывок. Он стремится узнать, для чего был рожден: для тихой размеренной жизни в монастыре монахом или же для бурной жизни горца.
…Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Он бежал из монастыря во время грозы, когда испуганные монахи «ниц лежали на земле». В нем очевиден кавказский горский темперамент.
…О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…»
Кульминацией поэмы является сражение Мцыри с могучим барсом. Этот бой - момент наивысшего подъема сил и духа героя. Именно здесь герою открывается истинное его предназначение:
…Сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Юноша побеждает барса, но израненного и обессиленного его возвращают в монастырь.
…Но тщетно спорил я с судьбой;
Она смеялась надо мной!
Винить здесь некого. Мцыри признается: «Да, заслужил я жребий мой»,- ставя себе в пример могучего коня, который и без седока находит «прямой и краткий путь» на родину. Юноша сравнивает себя с темничным цветком: «…вырос, одинок и бледен он меж плит сырых». «На мне печать свою тюрьма оставила»,- говорит Мцыри.
В поэме в противоположность душной атмосфере монастыря с его «сумрачными стенами» представлена вольная природа: «горные хребты, причудливые как мечты», «белый караван залетных птиц», «седой незыблемый Кавказ». Однако именно природа выступает орудием судьбы, рока. Сначала - эта «меж бурным сердцем и грозой», затем великолепная природа предстает перед Мцыри как «Божий сад», но потом становится преградой между ним и отчизной:
…Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…
Выросший взаперти Мцыри, оказался неприспособленным к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок».
Перед смертью Мцыри вспоминает «трех блаженных дней» на воле.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…
В своей исповеди он говорит, что променял бы две жизни в плену
…за одну,
Но только полную тревог».
А далее заявляет монаху:
Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял...

Но не суждено герою соединиться с родиной, увидеть родных и близких, но не сдержал он своей клятвы:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Последней волей Мцыри становится просьба перенести его в сад.
Оттуда виден и Кавказ.

Умирая, Мцыри обещает: «И никого не прокляну!..». Но ни малейшего смирения в этих словах нет, больше того – есть угроза, есть мятеж, продолжающийся даже после победы судьбы. Герой гибнет, но он не сломлен. Поэма «Мцыри» - пламенный протест против гнета и гимн свободе!!!

М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия поэта.

В основу поэмы положен реальный факт. мог стать одной из жертв кавказской войны, но автор изобразил этот факт как поэт-романтик, создав особенного героя.

Мцыри не принимает общественных отношений, угнетающих его внутреннее чувство. Герой живет, руководствуясь естественными побуждениями: любовью к родине, родным, свободе, жаждой деятельности. Его душа наполнена чувством любви к окружающей природе, а сердце начинает сильнее биться «при виде солнца и полей», причудливых горных хребтов, деревьев, «шумящих свежею толпой».

Кавказский пейзаж Лермонтов вводит в свою поэму не случайно. Он также является средством раскрытия образа героя. Презирающий свое окружение и жизнь в заточении, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным темничным цветком, выросшим меж сырых плит и ждущим живительных лучей. Но печальная доля ожидает этот цветок за пределами темницы. Выросший в тюрьме, он не сможет существовать в саду и погибнет, обожженный огнем безжалостного дня.

Подобно сонным цветам, тянущимся навстречу солнцу, распрямляется и поднимает голову Мцыри, вырвавшись из монастыря. Он радуется свободе, радуется буре, короткой, но живой дружбе «меж бурным сердцем и грозой», которую он ни за что не променял бы на долгую и скучную жизнь в стенах монастыря. Он восхищен радужным нарядом растений, хранящих «следы небесных слез», бегом облаков, подобных белому каравану «залетных птиц из дальних стран». Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Его слух улавливает все голоса природы, ведущие речь «о тайнах неба и земли». Ему понятен спор потока с камнями, думы мечтающих о встрече скал, навсегда разъединенных этим потоком. Он замечает и блеск змеиной чешуи, и отливы серебра на шерсти барса. И ему кажется, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. А первая встреченная им девушка связывается в его сознании с песнью рыбки, пробуждая наивное полудетское чувство любви.

Мцыри, «как зверь степной», чувствует себя чужим среди людей. Даже сбившись с пути, окруженный вечным лесом, он все же не желает людской помощи. И схватка с барсом для Мцыри - это встреча с дикой природой. Он вступает в борьбу как первобытный человек, чувствуя дикую злобу, подобно пустынному зверю. Герой сплетается со своим противником, как будто и сам рожден «в семействе барсов и волков».

И в предсмертном бреду он чувствует себя лежащим на дне речки. Он видит пестрые стада рыбок, которые весело играют в лучах солнца, сияющих «сквозь хрусталь волны». Умирая, Мцыри просит положить его в саду меж двух акаций, в густой траве, чтобы он смог в последний раз насладиться прозрачным золотом листьев, душистой свежестью воздуха и заснуть с мыслью о милой стране.

М. Ю. Лермонтов за свою творческую жизнь внес неоценимый вклад в развитие русской романтической поэмы, создал величайшие лирические шедевры, одним из которых, несомненно, и является его поэма «Мцыри».

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, «смотрел, вздыхая, на восток...». Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал «по стороне своей родной». Однажды «во цвете лет» он исчез под покровом осенней ночи. Его нашли через три дня в степи, «Он страшно бледен был и худ /И слаб...» Собрав остатки сил, Мцыри начинает свою предсмертную исповедь:

«Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог».

Всю жизнь он был томим тоской по свободе. Существование в монастырских «сумрачных стенах» стесняло грудь и в конце концов стало невыносимым. «Дитя неведомой страны» вырывается на свободу из тихой обители. И открывшийся огромный мир обрушился на юношу всею мощью, природа захлестнула его, он «сам, как зверь, был чужд людей. /И полз и прятался, как змей». В окружающей природе он видит единение, гармонию, все, чего был лишен в человеческом обществе. Страна отцов, красоты и изобилия роскошной природы влекут пылкую душу Мцыри дальше, в дорогу.

Я цель одну -

Пройти в родимую страну -

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

Однако Мцыри заблудился, и гармония была разрушена встречей с могучим барсом. Смертельная схватка состоялась между Мцыри и барсом, свободными, сильными отпрысками природы.

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков...

…Казалось, что слова людей

Забыл я...

В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он победил и нашел в себе силы продолжить путь.

Но тщетно спорил я с судьбой:

Она смеялась надо мной!

Едва он «блаженство вольности познал», судьба приводит его к «тюрьме», спасшей когда-то ему жизнь. И все же Мцыри умер не только от ран, полученных в схватке с барсом, а еще от того, что:

Меня печалит лишь одно:

Мой труп холодный и немой

Не будет тлеть в земле родной...

Он остался непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями:

Но что мне в том? - пускай в раю,

В святом заоблачном краю

Мой дух найдет себе приют.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Природа в понимании Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») . И в закладках появилось готовое сочинение. Главная > Урок

Тема: Наш разговор о Мцыри продолжается

Цели: Продолжить работу по наблюдению за худ. средствами, понять, как пейзажи родного Кавказа тесно связаны с переживаниями юноши.

План урока.

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

    Проверка д/з и работа по теме урока.

1.Что же видит и слышит Мцыри на воле? (На воле Мцыри увидел пышные поля, деревья, груды скал, холмы… Чувство свободы, лёгкости, пространства, вид гор родной кавказской природы напомнил юноше его отцовский дом, родной аул, его жителей, табуны лошадей. Перед ним промелькнул образ его отца (в боевой одежде с кольчугой, ружьём и характерным гордым и непреклонным взглядом. Он вспомнил своих сестёр, их колыбельные песни, немногочисленные детские игры на песке. Душа воинственного горца была переполнена мыслями о свободе, смысле жизни, близости с Отечеством, с друзьями, с родными, с домом. На мой взгляд, именно это счастье в представлении Мцыри.) 2.Какую роль играют эти «опасности»?

3.Что испытывает герой, наблюдая за девушкой-грузинкой?

(До встречи с неустрашимым «лесным царём» Мцыри встретился с грузинкой. Автор решил хоть частично восстановить справедливость перед своим героем, ведь в жизни каждого человека должна присутствовать Любовь. Грузинка стала первой, последней и единственной любовью юноши. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли)

4.Какая метафора усиливает страшную картину в 15 главе?

5.Что значит для Мцыри барс? (17-18 гл.)

(Кульминацией поэмы является сражение Мцыри с могучим барсом. Этот бой - момент наивысшего подъема сил и духа героя. Именно здесь герою открывается истинное его предназначение:

«…Сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов».

Юноша побеждает барса, но израненного и обессиленного его возвращают в монастырь.

«…Но тщетно спорил я с судьбой;

Она смеялась надо мной!»

Винить здесь некого. Мцыри признается: «Да, заслужил я жребий мой»,- ставя себе в пример могучего коня, который и без седока находит «прямой и краткий путь» на родину. Юноша сравнивает себя с темничным цветком: «…вырос, одинок и бледен он меж плит сырых». «На мне печать свою тюрьма оставила»,- говорит Мцыри.

В момент боя не существовало принципиальной дифференциации «человек - животное», а главенствовало право на жизнь, сталкиваются два совершенно равных, вольных, смелых соперника (аналогии между ними проводить бесконечно). Для обоих бойцов жизненным принципом являются последние строчки восемнадцатой главы: «Но с торжествующим врагом он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..» Проснувшись следующим утром, изнурённый вчерашним сражением Мцыри понял, что он вернулся к монастырю. Он убедился, что с спорить с фатальной судьбой не нужно и бесполезно. Он зря тешил себя надеждами о встрече с родиной: «на родину следа не проложить уж никогда». Мужество и стойкость Мцыри проявляются в его битве с барсом. Его не страшила смерть, потому что он знал: возврат в монастырь - это продолжение прежних страданий. Трагический финал не ослабляет его дух, мощь его вольнолюбия. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь променял бы райское наслаждение на несколько минут свободы, на несколько минут жизни среди близких.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников.)

6.Что понял он в последние часы на воле?

(Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега - это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.)

7.Как природа реагирует на это? (Природа преподносила горцу разного рода неприятные сюрпризы: встреча со смертью (встреча с барсом, возможность падения с «крутых высот», страдания голодом). Всё это подкосило силы молодого вольнолюбца: он стал сбиваться с пути. В бешенстве он рвал и метал попадавшиеся предметы, но желание - не факт. К глубочайшему сожалению, Мцыри не добился осуществления главной мечты, мечты всей жизни он не смог достичь родины.)

8.Почему Мцыри сравнивает себя с бедным цветком, выросшим в тюрьме и сожженным палящими лучами солнца?

9.Слово «исповедь» для Мцыри в каком значении прозвучала: покаяние в грехах, откровенное признание или сообщение своих мыслей?

(Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть - “рассказать душу”. Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественные для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.)

10.Почему же гибнет Мцыри? Только ли он истощен от ран?

(Выросший взаперти Мцыри, оказался неприспособленным к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок». Перед смертью Мцыри вспоминает счастье «трех блаженных дней» на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…»

В своей исповеди он говорит, что променял бы две жизни в плену

«…за одну,

«Увы! - за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял...».

Но не суждено герою соединиться с родиной, увидеть родных и близких, но не сдержал он своей клятвы:

«Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной».

Последней волей Мцыри становится просьба перенести его в сад.

«Оттуда виден и Кавказ».

Умирая, Мцыри обещает: «И никого не прокляну!..». Но ни малейшего смирения в этих словах нет, больше того – есть угроза, есть мятеж, продолжающийся даже после победы судьбы. Герой гибнет, но он не сломлен. Поэма «Мцыри» - пламенный протест против гнета и гимн свободе!!!)

    Д/З.Подготовиться к сочинению