Лидер – это человек, которому с помощью индивидуальных качеств удалось полностью сформировать себя. Тот, кто считается лидером на работе, будет оставаться им и в социуме. Следовательно, имеет смысл — формирование лидерских качеств в своей личности, которые помогут в любом окружении, будь то семья или работа.

Свойства характера волевого и сильного человека

Для того чтобы руководить людьми, необходимо сформировать в себе качества, которые дадут возможность занимать влиятельные позиции в любой сфере.

Сильные люди умеют управлять своими чувствами. Их внутренний мир защищен от внешних неприятностей. Настоящий лидер открыт для конструктивной критики и не обижается на нее.

Человек, обладающий волей:

  • контролирует свое поведение и эмоции;
  • имеет позитивный настрой;
  • всегда готов к переменам;
  • чувствует себя удачливым человеком;
  • выражает свои слова и мысли коротко и ясно;
  • быстро настраивается на борьбу с трудностями;
  • решая проблему дефицита времени, сразу выясняет его причину.
  • Previous Article Теоретический анализ исследовательских подходов к феноменам лидерств а и эмоционального интеллекта
  • Next Article Теории происхождения лидерства
Настроить шрифт

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях .

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения . Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации . В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник - подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер - последователь".

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления , Чередниченко И.П. с соавторами перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность. Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер , как и каждый человек, имеет большой набор потребностей , каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления — здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

6. Стиль межличностных отношений . Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление "вычислить" собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность "подстроиться" под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на "сугубо деловые" вопросы, "уход" от общения как такового .

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами , рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость - желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства - желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт.

Описание

Напористость

Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива

Честность и прямота

Заслуживают доверия; надежность; открытость

Мотивация лидерства

Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей

Самоуверенность

Вера в собственные способности

Умственные способности

Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации

Креативность

Оригинальность

Приспособляемость

Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации

Компетентность

Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов

Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им. Подчеркивается, что успешные лидеры в большей степени, чем другие люди, демонстрируют черты характера, приведенные в этом списке.

Рассматривая вопрос эффективного лидерства , Чалдини Р. с соавторами , отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт.

Характеристика

Соответствующее поведение

Идеализированное влияние, или
«харизма»

Передает чувство «совместной миссии» последователям

Демонстрирует преданность своим последователям

Апеллирует к надеждам и желаниям последователей

Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы

Интеллектуальная стимуляция

Формирует открытость к новым способам мышления

Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему

Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые»

Воодушевляющая мотивация

Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным

Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее

Индивидуализированный подход

Признает силы и слабости отдельного человека

Открыто интересуется благополучием других людей

Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы

Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л.Д. обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер — подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом - благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация — реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений "лидер - последователи", при котором лидер может "заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья" .

Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.

Адлер Ю.П., и Липкина В.В. также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, - системное мышление и ценностный базис. "Ответственность - это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, - подчеркивают авторы. - Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность".

Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.

Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества . В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество .

Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями .

Питер Сенге в своей книги "Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации" отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, "отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает "умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение" . В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует "индивидуальные дисциплины" - системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться .

Лидерство - это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельность определяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность - это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только "дают", но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту.

Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.

07.06.2015 13 146 3 Время на чтение: 15 мин.

В этой публикации я хочу рассмотреть основные лидерские качества : какими качествами должен обладать человек, чтобы стать лидером. Для того, чтобы в каком-то деле, в принципе, не обязательно быть лидером, в то же время, лидеры имеют гораздо большие шансы быстрее достичь желаемой цели. Поэтому целесообразно все же развивать в себе качества лидера — это однозначно не будет лишним, а будет только помогать вам в любой сфере жизни, бизнеса, работы.

Почему одни люди являются лидерами в любом коллективе всю жизнь, начиная со школьной скамьи, другие становятся лидерами позже, в какой-то период своей жизни, третьи — всю жизнь играют роли второго плана? Причина этому — и есть лидерские качества. У первых они врожденные, вторые развивают их в себе, а третьи — даже не задумываются об этом, их устраивает, какие они есть. Что такое лидерские качества, и что они в себя включают — об этом далее в сегодняшней статье.

Что такое лидерские качества?

Качества лидера — это совокупность знаний, навыков, умений, способностей из разных жизненных сфер, позволяющих человеку собирать других людей вокруг себя, вести их за собой, создавать свою команду и эффективно управлять ей. Нельзя однозначно назвать какое-то определенное качество, которое сразу делает человека лидером, лидерские качества — это именно совокупность большого количества разных личностных, психологических и организационных аспектов, сосуществующих одновременно.

В то же время, слишком расширять качества лидера тоже не стоит, ведь, по сути, практически любое качество человека можно так или иначе подвести под лидерское. Поэтому я решил выделить основные качества лидера, на которые и стоит ориентироваться, если вы стремитесь стать лидером. В кратком виде они представлены на следующей схеме:

Как вы видите, все лидерские качества человека можно разделить на 3 направления, каждое из которых содержит свой перечень качеств:

  1. Личные (личностные) качества лидера.
  2. Управленческие и организационные качества лидера.
  3. Психологические и социальные качества лидера.

Теперь рассмотрим все эти направления и лидерские качества, которые к ним относятся, по порядку и более подробно.

Личностные (личные) качества лидера

Сюда входят те качества, которые можно отнести непосредственно к личности человека. Они характеризуют, прежде всего, самого лидера, а не его взаимоотношения с коллективом и другими людьми. Рассмотрим те качества лидера, которые входят в эту группу.

1. Уверенность в себе. Лидер всегда уверен в себе и в своих поступках, он знает, что поступает правильно. — одно из важнейших лидерских качеств, без которого стать лидером будет непросто. Но эта вера ни в коем случае не должна быть «слепой». Лидер должен обладать адекватной самооценкой, сильными волевыми качествами, хорошо развитой интуицией. Он должен четко и ясно представлять, к чему он идет и зачем, то есть, должен уметь ставить перед собой . Настоящего современного лидера практически невозможно переубедить и сбить с намеченного пути: он будет двигаться к своей цели, несмотря ни на что.

2. Активная жизненная позиция. Следующее важнейшее личное качество лидера — активность. Лидер всегда находится в центре событий, много общается, узнает важные новости одним из первых, а потому реагирует на них раньше других, а значит — всегда оказывается на шаг впереди. Это в результате и приводит его к успеху.

3. Готовность к риску. К личностным качествам лидера стоит также отнести готовность к риску. Для достижения цели лидер вынужден рисковать и рискует довольно часто, потому как любое движение вперед, всегда связаны с риском. Но, конечно же, этот риск не бездумный, а адекватный и хорошо просчитанный. Даже если рисковый шаг приводит к негативным последствиям, лидер никогда не останавливается — он анализирует свои ошибки и идет дальше.

4. Инициативность. Еще одно личностное качество лидера — инициативность. В любом коллективе инициатива всегда принадлежит лидеру, еще больше инициатив он проявляет в решениях, касающихся его личной жизни. Лидер не боится выйти из зоны комфорта и пойти на какие-то : он не ждет, пока они настигнут его сами, он первым проявляет инициативу и идет навстречу переменам.

5. Мотивация. Говоря о лидерских качествах человека, нельзя не упомянуть о мотивации. Лидером всегда что-то движет, он знает, ради чего он совершает какие-то действия, к чему он идет, что он от этого получит. Лидер умеет грамотно мотивировать не только себя, но и команду, в которой он работает.

6. Честность, порядочность. Личные качества лидера обязательно должны включать в себя и самое элементарное: честность и порядочность. Если лидер будет уличен во лжи или непорядочности, пусть даже несущественной — он очень быстро утратит доверие и перестанет быть лидером. Этого нельзя допускать, поэтому лидер всегда должен быть честен.

7. Последовательность. Еще одно важное личностное качество лидера — последовательность в своих действиях. Он не просто идет к своей цели, а всегда имеет намеченный план последовательных действий и руководствуется этим планом. Его действия всегда носят продуманный и последовательный характер, что и помогает ему добиваться успеха.

8. Ответственность. И, конечно же, личные качества лидера будут неполными, если не добавить к ним ответственность. Лидер должен уметь брать на себя ответственность за принятые решения, ни в коем случае не должен перекладывать ее на других. Если лидер будет замечен в попытках уйти от ответственности — он быстро потеряет свою репутацию и перестанет быть лидером. Лидерство всегда предполагает полную ответственность, иначе никак.

Управленческие и организационные качества лидера

Следующая группа лидерских качеств включает в себя все то, что характеризует умение лидера собрать свою команду и повести за собой людей — ведь именно по этим критериям мы чаще всего говорим, что человек — лидер. Рассмотрим качества лидера как руководителя и организатора.

1. Умение повести за собой людей. Имеющиеся у лидера личностные качества дают ему возможность выступить в роли авторитета, к которому прислушиваются, которому верят и за которым идут другие люди-нелидеры. Лидеры притягивают к себе других людей своим мнением, своими идеями, своими поступками, своими идеалами, своим умением убеждать. Они способны нести свои идеи в массы и всегда имеют своих приверженцев и последователей. Лидеры создают свои команды, которые помогают им достигать намеченных целей.

2. Организационные способности. Лидер способен не только создать команду, но и упорядочить ее действия, воодушевить, мотивировать, и т.д., то есть, организовать работу команды. Лидер в коллективе способен взять на себя и успешно справиться с ней. Лидерские качества — это всегда и качества руководителя.

3. Видение перспективы. Качества лидера отличаются от качеств обычного человека тем, что он всегда ясно представляет себе перспективу развития дела, которым он занимается, и способен донести эту перспективу до своей команды. Он способен выделить из множества мелочей самое важное, сосредоточиться именно на нем, а более незначительные детали делегировать другим членам команды.

4. Гибкость, маневренность. Лидер должен быть гибким и маневренным в своих делах, он должен уметь быстро сориентироваться в ситуации и . Но при этом маневренность не должна уводить его от движения к поставленной цели, она просто должна давать возможность выбирать самый безопасный путь и «огибать острые углы».

5. Дипломатические способности. Важнейшие лидерские качества руководителя заключаются в умении быть дипломатом. Причем, как в общении с внешней средой, так и внутри своего коллектива. Лидер — это всегда дипломат, умеющий грамотно вести переговоры и дипломатично отстаивать свою позицию.

6. Готовность поддержать. Качества лидера как создателя и члена команды включают в себя и способность, готовность оказать поддержку своим единомышленникам и последователям. Люди всегда будут поддерживать именно такого лидера, который заботится не только о своих интересах, но и о них тоже. Без этого качества лидер может быстро утратить свой авторитет.

Психологические и социальные качества лидера

И, наконец, последняя группа лидерских качеств, которая заключается в умении лидера выстраивать отношения внутри коллектива, внутри своей команды, в той социальной функции, которую он на себя берет. Рассмотрим эти качества лидера.

1. Коммуникабельность. Лидер должен уметь общаться. И не просто общаться, а находить общий язык с людьми разных взглядов, разных возрастов, разных социальных групп, разного пола, разного характера и т.д. Это очень важное качество лидера, которое и помогает ему выстраивать и сохранять свою команду.

2. Справедливость. Важнейшая социальная роль лидера заключается в том, что он должен быть справедливым и обеспечивать справедливые решения в отношении членов своей команды. Люди должны знать, что они всегда могут обратиться к лидеру за советом и за помощью, и получить это. Лидер для коллектива — это справедливый судья, который объективно и непредвзято разрешает все спорные ситуации.

3. Отстаивание интересов команды. Современный лидер-руководитель должен заботиться не только о своих интересах, но и об интересах своего коллектива, уметь отстаивать их перед какими-то внешними инстанциями, при наличии внешней опасности, угрозы.

4. Создание условий для самореализации последователей. И, наконец, социальные качества лидера должны включать в себя и предоставление возможностей для самореализации своим последователям, своей команде, возможно даже «выращивание» из ее членов новых лидеров. Это очень важное лидерское качество, которое всегда будут ценить и уважать его последователи и преемники.

Вот такие они — качества современного, хорошего человека-лидера. Развивайте в себе эти качества — и вы тоже примкнете к тем, кто способен повести за собой. В других публикациях на я буду более подробно разбирать, как развить в себе лидерские качества, поэтому присоединяйтесь к числу наших постоянных читателей и следите за обновлениями.

Не забывайте, что лидерами не обязательно рождаются (хотя, возможно и такое), лидерами становятся, и это вполне реально, главное — поставить себе цель и стремиться к ее достижению. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Оценить:

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.
  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.
  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.
  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.
  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

Феномен лидерства существует давно, ведь человек всегда желал выглядеть в чужих глазах сильным и самодостаточным, обладать влиянием и властью. Именно лидер является главным действующим лицом в сценарии жизни, наделенным исключительными перспективами и доступом к чему-то большему. Большинство людей связывают понятие лидер с некими врожденными особенностями, которые помогают достичь успеха, но на самом деле каждый человек способен развить основные качества лидера.

Чтобы постигнуть природу лидерства, нужно изучить его структуру и особенности. В современной психологии лидер – это человек, который обладает рядом качеств и навыков, помогающих ему «вести» за собой людей к определенной цели.

Уровни лидерства

Понятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Для его верного понимания следует выделить конкретные ступени развития личности успешного лидера:

  1. Сам себе лидер. Это базовый первый этап, являющийся предпосылкой для становления лидера. Следует научиться дисциплинировать и мотивировать себя, нести ответственность за собственные поступки, формировать навыки ставить и достигать цели.
  2. Лидер в ситуации . Это лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя функции руководства в определенной экстремальной ситуации, где контекст необходимости вынудил его взять на себя ответственность.
  3. Лидер в команде. Это понятие макролидерства, где человек формирует свою команду и мотивирует ее членов к достижению целей. Здесь исчезает ситуативность, на место которой приходит постоянная инициатива и ответственность за качество работы собственной команды.
  4. Лидер в системе. Металидерство предполагает руководство целой системой, где человек становится руководителем среди лидеров. Цели стают более серьезными и глобальными, для успешного руководства на этом уровне требуется наличие многих личностных и профессиональных качеств.

Так каким должен быть лидер? Успешный руководитель должен освоить основные лидерские навыки и овладеть соответственными ключевыми качествами лидера, без которых продуктивное функционирование на любой ступени развития станет невозможным. Ключевые лидерские навыки можно условно разделить на три группы: базовые навыки, навыки общения и личностные качества на уровне развития личности.

Базовые навыки успешного лидера

Видение перспективы

Именно с этого понятия начинается лидерство, видение перспектив и развитая способность прогнозировать позволяет быть более гибким, менять стратегию и направление движения, ориентируясь на возможную ситуацию. Умение создать в представлении команды светлое будущее служит элементом вдохновения и поворачивает деятельность в позитивное русло.

Постановка целей

Целеполагание служит фундаментом для успешного видения перспектив и позволяет создать условия для постепенного продуманного движения команды к большой цели, достигая результатов постепенно, маленькими шагами. При этом, конечная и ярко, чтобы команда ощущала острую необходимость в ее достижении.

Успешная адаптация

В нашем изменчивом мире, где ежедневно сквозь сознание человека проходят нескончаемые потоки информации необходимо уметь замечать малейшие окружающие изменения. Из гигабайтов информации нужно принимать во внимание только ту, что касается деятельности компании. Такая адаптация возможна при широком общем кругозоре лидера, который сумеет заметить и выделить наиболее важные тенденции и стратегии развития.

Гибкость

Руководителю необходимо всегда иметь в запасе различные стратегии и методы, чтобы в каждой конкретной ситуации суметь выбрать наиболее подходящий вариант. Отсутствие вариантов делает его предсказуемым и слабым в глазах не только команды, но и конкурентов. Иногда это качество отлично действует на основе некоего противодействия системе, что может привести к оригинальным неординарным решениям.

Настойчивость

Это качество лидера взаимосвязано с силой личности, когда человек не останавливается перед лицом неприятной и опасностей, а также идет на оправданный риск. Важно не путать настойчивость с упрямством, когда человек способен идти к своей цели любой ценой. Такое поведение граничит с наглостью и отворачивает команду от руководителя.

Навыки общения

  • Умение убеждать. Это понятие означает эффективно использовать свой вербальный интеллект, лидерские эмоции, для достижения целей команды. Момент истины настает, когда человек переходит со своей позиции или точки зрения на позицию оппонента. Природа убеждения состоит из весомых аргументов, ведь только таким образом умный человек может прислушаться и принять точку зрения собеседника.
  • Коммуникабельность. В наше время это качество имеет ключевое значения для человека, желающего продуктивно взаимодействовать в обществе. Современный лидер должен уметь находить общий язык с различными категориями людей в разных ситуациях и обстоятельствах общения. Эффективный способ наладить коммуникацию – освоить техники быстрого установления контакта. Сейчас существует множество тренингов, где каждый желающий может научиться стилям эффективного общения, совершенствуя свое ;
  • Доверительность. Чтобы собеседник быстрее принял нужную сторону, следует включить в процесс коммуникации невербальные навыки. В их число входят поза, жестикуляция, интонация голоса, темп речи и другие. Их природа действует на бессознательную сферу психики человека и поможет установить доверительный контакт.
  • Способность не только слушать, но и слышать . Это понятие значит, что лидер может не только говорить, но и внимательно слушать, включая в действия все каналы восприятия. Важно уметь подобрать уместную тему разговора, расположить к себе собеседника, а потом дать ему возможность высказаться. В это время следует использовать стратегию активного слушания, кивая головой и вставляя короткие реплики в нужных местах. Умение задавать логичные и точные вопросы поможет добыть нужную информацию тактично и ненавязчиво.

Личностные качества успешного лидера

  • Уверенность в себе. Уверенный руководитель способен внушать доверие и давать ощущение защищенности своей команде. Его природа выделяет человека из толпы даже по физическим признакам: ровная осанка, расправленные плечи, спокойный взгляд, размеренное дыхание. Речь ровная и четкая, без колебаний и затяжных пауз.
  • Проактивность . От обычной активности это качество отличается умением самостоятельно инициировать ситуацию. Такая личность умеет опережать чужую инициативу и действует, исходя из собственных побуждений;
  • Целостность личности. Умение «держать себя в руках», проявлять эмоциональное спокойствие в экстремальных ситуациях принадлежит людям с целостным внутренним миром. Психические процессы такого лидера уравновешены, он способен контролировать свои личные чувства и поведения даже в неожиданные моменты, когда большинство людей начинают нервничать или опускать руки.

Видео: незаменимые важные качества лидера.