РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Ставропольский Юлий Владимирович
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии


Аннотация
Достижения, к которым пришла психология образования в Китае, образуют теоретическое основание для научения через распрашивание с опорой на научное руководство и научные открытия. Другая задача развития научения через распрашивание представляет собой реформирование учебных планов в направлении стимулирования в студентах креативности, что всегда было важной задачей педагогической психологии. Закладывая научное основание формирования студенческой креативности, китайские психологи образования систематическим образом изучают психологическую структуру, метрику, формирование и типы креативности в дополнение к условиям, формирующим креативность. Китайские психологи также выдвинули концепции креативного научения и образования в надежде применить базовые принципы креативности к удовлетворению социального запроса на креативные таланты, подготовленные из числа студентов.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY IN CHINA: TRADITION AND THE PRESENT DAY LOOK

Stavropolsky Yuliy Vladimirovich
Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Ph. D. (Sociology), Associate Professor of the General & Social, Psychology Department


Abstract
Achievements reached by the educational psychology in China establish a theoretical grounds for inquiry learning by gaining a foothold in scholarly supervision and scientific discoveries. The other task of developing the inquiry learning is the curricula reforming towards the students’ creativity stimulation, which had always been an important objective of the educational psychology. While founding a scholarly basement of the students’ creativity formation, the Chinese educational psychologists in a systematic manner examine the psychological structure, measures, formation and types of creativity in addition to conditions developing creativity. The Chinese psychologists have set forth some creative learning and education concepts striving to apply the basic principles of creativity to satisfy a social demand for the creative talents, prepared amid students.

Педагогическая психология изначально возникла в странах запада, и была завезена в Китай в начале ХХ в., благодаря распространению в Азии обучения по западной модели. В 1912 г. был опубликован китайский перевод книги Торндайка «Принципы обучения, основанные на психологии», в 1926 г. китайский перевод книги Торндайка «Краткий курс психологии образования». В 1922 г. вышел в свет первый учебник по психологии образования, написанный китайским психологом Ляо «Основы психологии образования». Это был самый начальный период развития психологии образования в Китае, характеризовавшийся подражанием странам запада и влиянием со стороны поведенческой психологии. Отдельные китайские исследователи проводили полевые исследования в направлении западных образовательно-психологических теорий, но такие исследования были разрозненными и фрагментарными.

Когда в 1949 г. возник новый Китай, китайская психология попала под влияние России, а реформирование психологии опиралось на теорию И. П. Павлова. В этих обстоятельствах, китайская психология превратилась в копию русской теоретической философии по поводу образовательной психологии, но исследования стали проводиться исходя из реальной ситуации в китайском образовании. В 1962 г. Китайское психологическое общество учредило комитет по психологии образования с целью организовать и планировать развитие единообразной психологии образования. В 1962 – 1963 гг. был написан (неопубликованный) первый учебник «Психология образования» в послереволюционном Китае, в высших учебных заведениях стали читаться курсы по психологии образования, в результате удалось подготовить когорту квалифицированных специалистов.

Однако, после 1966 г. в результате десятилетней культурной революции, психология образования вместе с иными отраслями психологии была подвергнута критике, психологические исследования были насильственно прекращены, в развитии психологии образования произошёл застой. В тот период развитие китайской психологии характеризовалось ученичеством у русской психологии и реформированием. Китайской теоретической структуры и самобытных психологических исследований ещё не существовало .

После того, как в 1978 г. Китай открылся миру, был восстановлен Китайский комитет по психологии образования, а в высших учебных заведениях возобновилось чтение курсов по психологии образования. Постепенно сложились научно-исследовательские институты и факультеты психологии образования. В тот период исследования в области психологии образования с учётом китайских особенностей велись на базе усвоения концепций, сложившихся в психологии образования в других странах, с учётом реальных условий, сложившихся в китайской действительности.

Соответственно, были написаны и опубликованы множество монографий и учебных пособий, посвящённых китайской специфике. В результате был заложен фундамент для развития психологии образования с учётом китайской специфики. В тот период развитие китайской психологии образования соответствовало требованиям времени и потребностям китайского образования. Тем самым, китайская психология образования наконец сформировалась. Китайские психологи занимались разработкой теоретической структуры и исследовали основные проблемные области психологии образования.

Одна из основополагающих целей академического образования и один из основных компонентов исследований в области психологии образования состоит в освоении теории и в профессионализации мастерства. К основным проблемам, с которыми имеют дело профессиональные педагоги, относятся понимание того, как добиться от студентов эффективного практического овладения профессиональным мастерством и как стимулировать умственное развитие студентов, опираясь на формирование профессионально важных навыков. В психологии образования знание обычно разделяется на три категории: декларативное знание, процедурное знание и стратегическое знание. Исследование обучения декларативному знанию сосредоточено на концептуальном научении. Исследователями изучается усвоение и формирование таких концепций как факторы, влияющие на концепции научения. Исследования процедурного знания сосредоточены на двух аспектах, в том числе на образе идентификации и на развитии умственных навыков. Исследования образа идентификации связаны в основном с выявлением факторов, влияющих на обучение процедурному знанию и механизмам его действия через эксперимент .

Применив теорию П. Я. Гальперина о стадиях развития умственных навыков , исследователи описали три стадии формирования умственных навыков: ориентацию на прототип, операцию с прототипом, интернализацию прототипа .

Исследования стратегического знания сосредоточены на овладении стратегиями. Исследователи обращаются к изучению особенностей развития стратегий научения, к усвоению стратегий научения и факторов, влияющих на усвоение стратегий научения . Декларативное знание, усвоенное студентами, допускает транслирование в процедурное знание благодаря разнообразным непрекращающимся практическим действиям.

Процедурное знание способно трансформироваться в стратегическое знание, когда студенты сознательно применяют процедурное знание в процессе метакогнитивного мониторинга, что свидетельствует о том, что усвоение знаний органически связано с умственным развитием, тем самым создаётся новый научно-исследовательский подход к примирению различий между знанием и интеллектом .

Исследователи, специализирующиеся в психологии образования, обращают своё внимание на три аспекта учебной мотивации: общее представление об учебной мотивации в западных странах, эмпирические исследования о роли когнитивного представления в учебной мотивации студентов и исследование образа учебной мотивации у преподавателей. Китайскими психологами переведены и опубликованы серия работ по мотивации в других странах, а также большое количество статей в важных китайских академических психологических журналах с комментариями к западным теориям учебной мотивации.

Плодотворными достижениями отмечены эмпирические исследования учебной мотивации. Китайские исследователи изучают западные теории учебной мотивации и проводят эмпирические исследования по мотивации к достижениям, по атрибуции достижений, по самоэффективности исходя из специфических особенностей китайского образования.

Например, исследователи мотивации к достижениям проводят преимущественно сравнительные исследования достиженческой мотивации и исследуют факторы, влияющие на достиженческую мотивацию. В экспериментальных исследованиях обучающего режима учебной мотивации, китайские исследователи сосредоточились на стимулировании учебной мотивации в процессе классных занятий в начальном и среднем звеньях средней школы, и на стимулировании учебной мотивации студентов при помощи режимов обучения на основе сотрудничества, в учебном режиме по мотивационному плану RACS, в учебном режиме TARGET и в учебных режимах эмоциональной регуляции.

Взятые вместе эти направления научных исследований демонстрируют те достижения, которые сумели осуществить китайские исследователи в области психологии образования.

Научение через распрашивание (inquiry learning) относится к более общему методу научения и процессу усвоения знаний, навыков, эмоций и установок в повседневных ситуациях через распросную деятельность, включая обнаружения существования проблем, выдвижение гипотез, исследование и изучение, практические действия, сбор и переработку информации, самовыражение и коммуникацию .

Совершающееся в Китае реформирование требует обратить особое внимание на обучение через распрашивание. Акцент ставится на участии студентов в практических видах деятельности (таких как исследование, интервью, эксперимент) с целью усвоения знания, развитие навыков понимания и применения усвоенных знаний, совершенствования методов передачи знаний студентам.

Научение через распрашивание предполагает налаживание равноправных, демократических и гармоничных взаимоотношений между преподавателями и студентами, создание релаксирующей атмосферы, разработку адекватных проблемных ситуаций, нацеливание студентов на выявление и решение проблем, тем самым формируя у студентов сознательную способность обучаться самостоятельно.

Достижения, к которым пришла психология образования в Китае, образуют теоретическое основание для научения через распрашивание с опорой на научное руководство и научные открытия. Другая задача развития научения через распрашивание представляет собой реформирование учебных планов в направлении стимулирования в студентах креативности, что всегда было важной задачей педагогической психологии. Закладывая научное основание формирования студенческой креативности, китайские психологи образования систематическим образом изучают психологическую структуру, метрику, формирование и типы креативности в дополнение к условиям, формирующим креативность. Китайские психологи также выдвинули концепции креативного научения и образования в надежде применить базовые принципы креативности к удовлетворению социального запроса на креативные таланты, подготовленные из числа студентов.

Начиная с восьмидесятых гг., в центре внимания педагогической психологии (educational psychology) оказалась психология преподавания (teaching psychology). Подобное включение психологии преподавания в более широкий контекст привело к беспрецедентному развитию данной области педагогической психологии.

В результате теоретического и эмпирического исследования научных правил психологии преподавания, был создана теоретическая содержательная система психологии преподавания, адекватная китайской культуре и образовательным запросам. Во-первых, психология преподавания была подвергнута теоретическому исследованию. Лонгитюдинальным образом, была отслежена траектория формирования субъекта, выверены основные принципы развития психологии преподавания, расширены исследовательское поле и содержательная система, установлен основной тренд развития психологии преподавания. В горизонтальном плане, углубились исследования множества теоретических проблем современной психологии преподавания. В научных исследованиях достигнуто комбинирование понятий творения и реальности. Исследованы не только наиболее важные последние теоретические проблемы развития психологии преподавания, но подобраны также субъекты и содержание исследований исходя из действительных потребностей школьного преподавания и под углом зрения формирования субъекта психологии преподавания.


Библиографический список
  1. Dai H. Q., Zhang Q. H. Research into the Application of Regular Space Model in Descriptive and Statistic Learning Model Identification // Psychological Science, 2004. No. 27. P. 949–951.
  2. Galperin P. I. Stage-by-Stage Formation as a Method of Psychological Investigation // Journal of Russian and East European Psychology, 1992. No. 20. P. 60–80.
  3. Feng Z. L. Educational Psychology. Beijing: People’s Education Press, 2005.
  4. Liu D. Z., Huang X. T. A Brief Summary of Learning Strategy Research // Educational Research and Experiment, 2002. No. 23. P. 78 – 82.
  5. Pi L. S. Educational Psychology. Shanghai: Shanghai Education Publishing House, 2004.
  6. He S. L. 2009. On the Existence Value of Learning and Its Practice Limit // Education Science Research, 2009. No. 9. P. 14–18.
  7. Chen Z., Ye J. W., Mo L., Wen H. B. & Wang R. M. Discovery Learning and Its Promotion // Psychological Development and Education, 2008. No. 1. P. 119 – 122.

Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

Тезис весьма сомнительный. Однако, посмотрим на дело с иной стороны. Капитализму нужны творческие способности? Основной постулат капиталистического маркетинга прост - главные доходы получает не творец нового товара, а распространитель улучшенного, уже знакомого покупателям. Возьмем мифический ковер-самолет. Изобретать это зря тратиться. Даже на ранней стадии производства и продаж доходы маленькие. Зато улучшенный вариант ковра-самолета, когда уже сформировался спрос и видны контуры грядущего рынка, дает большой доход. Причем, чем дальше, тем больше. С самолета братьев Райт навар небольшой. Зато с Боинга громадный. Так с каждым товаром. Взял в основу чьё-то изобретение, улучшил и получил основной доход, оставив за счет улучшений изобретателя с носом.
Побеждает тот, чей товар улучшить невозможно. Например, производство ножей и велосипедов. Вроде, можно улучшить, а толку чуть. Слишком возрастет цена. Главное - дешевизна производства и умение сбыть товар. Это мы видим в каждом сегменте производства - пластмассовые, одноразовые ножи, складные ножи, стальные, из нержавейки и т.д. Место изобретателя занимает дизайнер, да и он получает не главную долю прибыли. Дизайнеры давно стали наемными работниками. Тут китайцы пока мастера, да и всегда были мастерами. Умели приспособиться к рынку. Пришли европейцы - срочно в придачу к стандартным китайским узорам на фарфоре стали выпускать чашки с Христом и Девой Марией. Любой дизайн, лишь бы купили. Кто-то в западной компании забыл предложить покупателям платмассовый футляры айпадов разных расцветок, а китайцы не забыли и инициативу перехватили. Пуховики шьют с разными удобствами - особая молния для малой нужды в общественном туалете, обилие кармашков и т.д.
Рыночный подход дает рыночные результаты, то есть прибыль. У нас же пропагандируют творчество как единственную возможность вылезти из грязи. Например, в семье большое горе - сын не умеет хорошо играть в футбол и никогда не сможет стать звездой спорта. К сожалению, это горе постигает большинство семей в нашем убогом мире. Тут к тебе лезут с наживкой на крючке - изобретай, оценят и заплатят, пиши роман или стихи, оценят и заплатят, стань политиком, оценят и заплатят. Между тем, это сплошной лохотрон. Главный пример Билл Гейтс. Фирму, изобретшую систему ДОС, специально отправили в полный игнор. Фирма разорилась. Появился Билл Гейтс, ему дали денег купить изобретение, а фирмачам осталось одно утешение - не прислали гангстеров, чтобы силком изобретение на себя переписать, государство не конфисковало, запатентовать дали, даже не запретили упоминать о сделке. А в наказание, чтобы другие не дергались, всегда есть фраза - вы недостаточно активно проталкивали своё изобретение. Понятно, у нас всегда писатели плохо проталкивают свои произведения, изобретатели - изобретения, ученые - открытия, слишком честные публицисты - публицистику. Поэтому тезис о низкой творческой способности китайцев, как обычная палка, имеет два конца. Одним концом бить по китайцам и доказывать незаменимость Запада, другим концом бить по нежелающим попасться на крючок и изобретать за гроши. Когда у нас плачутся, что народ потерял креативность, это нормально - выгоднее работать менеджером или краснодеревщиком, но не стать дойной коровой для неблагодарных. Как только американцы этот фокус раскусили, США пришлось срочно наладить импорт мозгов.
Интересно иное, китайская культура выработала своеобразный имунитет против разных заимствований. Это видно даже в ушу. Лучше учить только своих друзей и родственников, чем высовываться и позволить власти надавить и продать искусство по бросовым ценам. Китайским мастер делает специальные упражнения, чтобы быть неприметным. Лучше не изобретать в принципе, чем зря обогащать других. Да, это тормозило развитие общества во всех сферах. Но ведь наша цивилизация пришла к тому же. Все поумнели, все знают, что идеи своруют. В патентном бюро сидят жулики, в Интернете воры, в госаппарате конфискаторы и приватизаторы. Зато у китайцев ещё хорошо развит инстинкт независимости и жажды личного бизнеса. Ещё есть терпимое отношение к соседям. Ну, уворуют рецепт лапши, так все готовы воровать чужие рецепты. Лучше напряги мозги как остаться мелким торговцем лапши, чем строить громадьё планов и пытаться срубить со вех бабло за рецепт в мировом масштабе. Китайский материализм это отсутствие многих иллюзий.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В КИТАЕ

ЛИ ФЭН ХАЙ

В Китае психология (как и многие другие науки) распространялась с Запада, однако сама идея о необходимости изучения психологии человека существовала уже в древности. В трудах древних китайских философов и мудрецов имеется много положений, посвященных общей и возрастной психологии.

Великий китайский философ и педагог Конфуций (551-475 гг. до н. э.) исследовал развитие психики человека. Его учение, изложенное в книге "Луньюй " (Беседы и рассуждения), длительное время оказывало определяющее воздействие на моральноэтические воззрения феодального Китая.

Так, Конфуций считал, что образование играет большую роль в развитии психики человека. Он полагал, что, хотя генетические особенности людей почти одинаковы, их достижения весьма различны. Характеры у людей также разные, это результат воспитания и обучения. "Я не такой человек, который все знает от рождения, просто я очень старался узнать ",- писал он.

Конфуций определил три этапа в развитии человека: младший, взрослый и старый возраст. Когда ему было уже 70 лет, он, вспоминая жизнь, так говорил о себе: "Когда мне было 15 лет, я захотел учиться, когда мне было 30 лет, я уже достиг успеха, в 40 лет у меня уже не было сомнения, в 50 лет я познал закон природы, в 60 лет стал солидным и скромным, в 70 лет уже действую свободно от души ". Хотя его понимание развития человека звучит достаточно наивно с точки зрения современной психологии, но в нем все же воплотился общий закон психического развития.

Китай имеет весьма длительную историю образования. Педагоги разных времен определяли цели, принципы, содержание и методы обучения и воспитания подрастающих поколений. Они также уделяли большое внимание проблеме соотношения обучения и развития. Конфуций так осветил этот вопрос: "Если только учиться, а не думать, то ничего не будешь понимать. Если только думать, а не учиться, то ничего не будет получаться ". По его мнению, только через обучение человек овладевает знанием, которое способствует развитию его психики.

Многие философы и педагоги Китая придавали большое значение воспитанию нравственности. Конфуций писал: "Если утром овладел нравственностью, то вечером уже можно умереть ". Другой известный китайский педагог Хан Ин уже 800 лет назад говорил: "Учитель - тот, который распространяет мораль, преподает знание, объясняет правду ". Конфуций полагал, что "нравственность " состоит из познания, настроения, воли и поведения. Он считал, что познание определяет формирование и уровень нравственности. Чтобы иметь хорошее поведение, нужно сначала овладеть знанием нравственности. "Если не учишься, то не знаешь, как действовать ".

Надо знать, понимать и овладеть "Дао ". Что такое "Дао "? "Дао " - это основной закон природы и действия. Самое важное в "Дао " - добродетель, любовь к человеку. Добро - самое главное в нравственности. Знание нравственности состоит в том, чтобы понять "почтительность " как основание действия, "вежливость " - как его норму, "преданность " - как критерий действия.

Конфуций учил, что познание нравственности тесно связано с настроением, которое помогает восприятию стихов и музыки. Для воспитания воли он считал необходимым, вопервых, ставить высокие цели, вовторых, закалять волю, втретьих, проявлять стойкость. Но в конце концов все же надо действовать: действие важнее, чем слова.

В 20е гг. нашего века в Китае были изданы переведенные с другого языка книги по общей и детской психологии. Вслед за тем начались первые систематические исследования по возрастной психологии. Создателем современной китайской возрастной психологии был Цен Хе Чен (1892- 1982). В 1914 г. он закончил ЦинХуанский институт в Пекине. В 1917-1919 гг. занимался

в Колумбийском университете США. Вернувшись на родину, он преподавал детскую психологию в нескольких университетах. В 1923 г. он создал детский сад, в котором проводились экспериментальные исследования по проблемам детской психологии. В 1925 г. он выпустил первую в Китае книгу по детской психологии "Исследование психики ребенка ". В том же году вышла его книга "Домашнее воспитание ".

Эти книги, написанные по результатам исследований, до сих пор имеют большое теоретическое и практическое значение. Так, в первой своей книге автор использовал приемы и методы исследования, принятые в западной детской психологии, но предметом исследования сделал китайских детей. Он изучал развитие детского поведения, игры, речь, эмоции, применяя методы фотографии и полевого наблюдения.

По мнению Цен Хе Чена, результаты исследования психики ребенка должны служить практике образования. В своей книге "Домашнее воспитание " он указывает, что, только узнав особенности психики детей, можно получить хороший результат в их воспитании. По итогам своих наблюдений и экспериментов он выделил следующие особенности психики ребенка раннего возраста: 1) дети любят играть; 2) им нравится подражать; 3) дети любознательны; 4) они очень радуются успехам; 5) дети любят гулять и играть; 6) они любят играть вместе; 7) дети радуются похвале. На основе своих выводов ученый предложил 101 принцип воспитания детей. Эти принципы легли в основу работы многих воспитательных учреждений для детей. Стали открываться фабрики игрушек, издаваться детские журналы.

Вопросами детской психологии в Китае в 20-40ее гг. занимались и некоторые другие психологи. Так, проф. Хуан Ти, повторив эксперименты Ж. Пиаже, получил оригинальные результаты. Проф. Суан Го Хуа вместе со своими коллегами, американскими психологами, написал книгу "Исследование поведения новорожденного ", которая использовалась в качестве учебного пособия в университетах США. Проф. Лу Зи Ве уточнил "кривую забывания " Г. Эббингауза и доработал тест А. Бине.

Но до создания КНР в 1949 г. уровень китайской психологии был достаточно низкий: психологи больше занимались популяризацией и распространением взглядов западных психологов, хотя и проводили самостоятельные исследования. После 1949 г. возрастная психология стала развиваться поновому, превратившись в одну из важнейших областей науки. В Обществе китайских психологов специалисты по возрастной психологии составляют сейчас 1/3 всех его членов. Можно определить следующие периоды развития китайской психологии, в том числе и возрастной.

1. На первом этапе (1949-1958) многие наши психологи учились в СССР, следили за успехами советских психологов. В своих исследованиях китайские психологи не просто перенимали опыт советской психологии, но и учитывали особенности китайских детей. Они изучали вопросы восприятия пространства дошкольниками, роль слова в общении детей, психологические особенности детей 6-7летнего возраста.

2. Второй этап (1958-1959). В связи с изменением политической обстановки в нашей стране предмет, задачи и методы исследования психологии подвергались резкой критике, отрицалась эффективность психологических исследований. Это политическое движение нанесло большой урон развитию китайской психологии.

3. Третий этап (1959-1966) - "критика " политики 1958 года. Психологи были недовольны политикой страны, так как не могли заниматься наукой. ЦК КПК исправил эту ошибку. Отечественная психология снова получила возможность быстрого развития. В этот период в некоторых университетах открылись факультеты психологии, которые стали готовить специалистов разного профиля. В 1960 г. состоялся Второй съезд психологов, в 1962 г.- первая конференция по педагогической психологии, было проведено первое ежегодное собрание Общества психологов. На первой конференции по педагогической психологии был создан специальный ученый совет по возрастной и педагогической психологии. Темой этой конференции были психологические особенности детей разных возрастов, обсуждалось учение Ж. Пиаже.

В этот период специалисты в области возрастной и педагогической психологии занимались такими проблемами, как психологические особенности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, овладение понятиями числа, времени, пространства, причинности и т. д. у детей. Ученые пытались создать теорию возрастной психологии на основе диалектикоматериалистической философии, написали немало статей. В этот период вышли учебники "Общая психология ", "Детская психология " и "Педагогическая психология " для вузов, написанные китайскими авторами. Эти учебники сыграли большую роль в подготовке кадров

отечественных специалистов.

4. Четвертый этап (1966-1976) был самым трагическим периодом в истории Китая. В этот период, получивший название культурной революции, психологические исследования почти прекратились, таr как психология стала считаться лженаукой. В течение десяти лет китайская психология не могла развиваться.

5. Пятый этап начался с 1976 г., когда в стране стали складываться благоприятные условия для развития возрастной и педагогической психологии. Число научных учреждений и сотрудников в области возрастной психологии увеличилось. В Пекинском университете, Пекинском и Шанхайском педагогических университетах открылись факультеты психологии. В Пекинском педагогическом университете был создан Научноисследовательский институт возрастной психологии. Во многих институтах и университетах были созданы кафедры возрастной психологии.

В 1977 г. прошла конференция по возрастной психологии на тему "Психические особенности китайских детей в разном возрасте и образование ". Исследованию этой проблемы уделялось большое внимание. Более 200 психологов принимали участие в этой работе. Через 7 лет был издан специальный сборник. В последние годы наши психологи написали немало книг по возрастной психологии. В 1985 г. вышел в свет первый специальный журнал по возрастной и педагогической психологии.

Стало расширяться международное сотрудничество. Известные зарубежные психологи были приглашены в Китай для чтения лекций, китайские стажеры направлялись за границу.

Крупнейшим ученым в Китае в области возрастной психологии был проф. Чжу Зи ЧжиСянь (1908-1991). Он разработал многие теоретические вопросы возрастной психологии на основе диалектикоматериалистической философии, например: источники развития психики, развитие и обучение, особенности возрастной периодизации и индивидуальные особенности развития.

Чжу ЧжиСянь написал много статей и книг, главными из которых являются "Исследование учебных предметов в начальной школе " (1928), "Метод исследования педагогики " (1938), "Психика молодежи " (1941), "Психология " (1954, в соавторстве), "Детская психология " (1962, 1979), "Вопросы возрастной психологии " (1982), "Психология развития мышления " (1986, в соавторстве), "История развития детской психологии " (1987, в соавторстве), "Метод исследования возрастной психологии " (1991). Под его редакцией вышли такие книги, как "Большой словарь психологии " и "Психические особенности детей Китая и образование ". "Большой словарь психологии " и "Детская психология " были удостоены государственных премий. Проф. Чжу ЧжиСянь воспитал целое поколение психологов, многие из которых стали крупными специалистами в области возрастной психологии.

Наиболее известными исследованиями по возрастной психологии в Китае являются следующие.

1. Эксперимент по обучению математике в начальной школе, проведенный в конце 70-х гг. группой ученых под руководством проф. Лю Цзина. На основе исследования овладения детьми понятиями они выделили 12 показателей развития и написали специальный учебник математики для младших школьников.

2. Когнитивное развитие детей Китая. Работа по этой теме началась в 1978 г. под руководством проф. Лю Фаня. Основными исследованиями являлись: 1) развитие математических понятий у детей от 3 до 12 лет (вероятность, числовая последовательность, длина, объем и т. д.); 2) сравнительные исследования особенностей когнитивного развития детей разных национальностей Китая; 3) познание явлений природы детьми. По результатам этого исследования ученые сделали вывод о том, что когнитивное развитие состоит в изменении состава и соотношения когнитивных структур. Обучение играет ведущую роль в когнитивном развитии и требует учета особенностей каждого этапа развития ребенка.

3. Исследование проф. Чжэнь Син Чу по детской экспериментальной психологии. Он защитил докторскую диссертацию в Колумбийском университете. В 50-х гг. создал методику исследования социализации детей "Проекционный тест заполнения предложения ", а также свою методику обучения детей, при помощи которой 2-4летние дети могут овладевать китайскими иероглифами:

вначале письменной речью, а затем устной. В ходе исследования он заметил, что ребенку легче овладеть китайскими иероглифами, чем латинскими буквами.

4. Исследования развития нравственности детей Китая (Хан Цзинь Чжи), развития психики одаренных детей Китая. Эти работы способствуют дальнейшему развитию нашей возрастной психологии.

Поступила в редакцию 18.IV 1994 г.

1. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ. ТЕРРИТОРИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

3. КИТАЙСКАЯ БИЗНЕС-ПСИХОЛОГИЯ

4. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ – КИТАЙСКИЙ ЭТИКЕТ

5. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ОБЫЧАИ КИТАЯ

6. ОХРАНА ПРАВ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

7. ОБРАЗЫ МУЖСКИХ И ЖЕНСКИХ ДОСТОИНСТВ И ПОРОКОВ У МОЛОДЕЖИ КИТАЯ

8. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ

9. НЕПРИЯТНЫЕ ПРИВЫЧКИ КИТАЙЦЕВ

зАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы


1. НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ. ТЕРРИТОРИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ

ГОСУДАРСТВА

Население 1,26 млрд. человек (2000); китайцы (хань) 93%, чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, мяо (всего свыше 50 народов, принадлежащих к различным языковым семьям и группам). Около 80% населения живет в восточной части страны (ок. 1/10 территории). Городское население 26,4% (1991). Официальный язык -- китайский. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Административно-территориальное деление: 22 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения. Столица -- Пекин. Высший орган государственной власти -- Всекитайское собрание народных представителей, его постоянно действующий орган -- Постоянный комитет. Глава государства -- председатель КНР. Китай находится в пределах умеренного, субтропического и тропического поясов. Юго-западная часть Китая занята Тибетским нагорьем (средняя высота ок. 4500 м), обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами; на западе и северо-западе -- высокие равнины (Таримская, Джунгарская, Алашань) и горы Восточного Тянь-Шаня. Восточная часть страны менее высока; на северо-востоке -- Маньчжуро-Корейские горы, Б. и М. Хинган, равнины в бассейне р. Сунгари; южнее -- Лессовое плато, Великая Китайская равнина; на юге -- горы Наньлин, Юньнань-Гуйчжоуское нагорье. Климат на западе континентальный, на востоке преимущественно мусонный. Средние температуры января от -24 °С на севере и в Тибетском нагорье до 18 °С на юге, июля на равнинах от 20 до 28 °С. Годовое количество осадков уменьшается от 2000-2500 мм (на юге и востоке) до 50-100 мм (на севере и западе). Осенью часты тайфуны. Западные районы -- область внутреннего стока; на востоке разветвленная сеть рек. Главные реки -- Янцзы, Хуанхэ, Сунгари, Чжуцзян. Наиболее значительные озера: Кукунор, Дунтинху, Поянху. На западе -- пустыня Такла-Макан, на севере -- часть пустыни Гоби. Под лесом ок. 8% площади. Многочисленные резерваты.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Китайская Народная Республика расположена в Центральной Восточной Азии. Крупнейшая в мире страна по численности населения.

Древнекитайская этническая общность сложилась в 7-6 веках до н.э. на среднекитайской равнине вследствие контактов различных народов, говоривших на китайско-тибетских, протоалтайских, австро-азиатских и австронезийских языках. Результатом дальнейшего исторического развития Китая явилось наличие в современном населении большого числа национальных меньшинств. Несмотря на то, что национальные меньшинства составляют только 6,7% всего населения, они расселены на территории, занимающей около 60% площади страны. Плотность населения в этих районах в среднем равна 10 человекам на 1 кв. км, в то время как средняя плотность в районах, населенных китайцами, составляет более 250 человек на 1 кв. км.

В составе населения Китая свыше 50 народов, принадлежащих к различным языковым группам и семьям; 93,3% населения - китайцы (хань), остальные - хуэй, уйгуры, маньчжуры, ицзу, тибетцы, буи, мяо и другие. Национальные меньшинства населяют всю западную часть страны, а также ряд районов на юге и севере Китая. На юге и юго-западе живут народы, относящиеся к сино-тибетской, паратайской и австроазиатской семьям. В совокупности они составляют 73% общей численности национальных меньшинств. 26% общей численности нацменьшинств образуют народы алтайской семьи и корейцы, расселенные на западе и севере Китая.

Наиболее сложным в этническом отношении районом является Юго-Западный Китай. Здесь на сравнительно небольшой территории живет около 30 народностей.

Своеобразным этническим составом отличаются города Китая. Подавляющую часть населения городов составляют китайцы; вместе с ними там живут в небольшом числе хуэй, а в Северо-Восточном Китае - и маньчжуры. В городах южной части Синьцзяна живут в основном только уйгуры, а в городах Тибета - тибетцы.

6 января 2005 года население страны достигло 1,3 миллиарда человек. Эта цифра не включает жителей Гонконга, Макао и острова Тайвань.

С 2000 года в Китае ежегодно рождаются 15-16 миллионов человек. По итогам 5-й всеобщей переписи населения Китая, проведенной в 2000 году, средний возраст китайского населения достиг 71,4 года, увеличившись почти на 3 года за последние 10 лет. Средний возраст мужчин - 69,63, женщин - 73,33 года. Этот показатель на 5 лет выше среднемирового уровня и на 7 лет выше уровня других развивающихся стран, но на 5 лет ниже уровня развитых стран. В 2000 году средний возраст городских жителей составлял 75,21 года, сельских -- 69,55 лет.

По оценкам Академии общественных наук КНР, население Китая достигнет своего максимума в 2025-2030 годы и составит 1,387 - 1,45 миллиарда человек. Более медленный, чем ранее предполагалось, рост населения страны связывают с результатами проводящейся в стране политике ограничения рождаемости. Одновременно будет снижаться уровень детской смертности, говорится в исследовании. Эксперты считают, что в этой ситуации неблагоприятное влияние на экономику окажут рост доли пожилого населения и связанное с этим увеличение пенсионного бремени как на общество в целом, так и на отдельные семьи. В ситуации проведения политики "одна семья - один ребенок" на самого молодого и "единственного" члена большой семьи ложится ответственность за оказание помощи сразу шестерым (родителям, двум бабушкам и двум дедушкам).

В Китае на смену административному регулированию деторождения приходит материальное стимулирование. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао выдвинул новый лозунг демографической политики: "Меньше детей имеешь - быстрее богатеешь". При этом количество людей трудоспособного возраста достигнет максимума в 2020 году и составит 940 млн (65% населения). К середине XXI века почти четверть населения Китая окажется пенсионерами (сегодня таковых 10%).

В 2002 году в Китае родилось 16 млн детей, что увеличило население страны до 1,28 млрд человек. Параллельно 15,4 млн мужчин и женщин либо прошли процедуру стерилизации, либо перенесли другие подобные операции. За тот же период в КНР было осуществлено 1,3 млн абортов.

В противовес политике ограничения рождаемости, активно проводимой в Китае, гонконгские муниципальные власти призывают горожан активнее размножаться. "Одна семья - трое детей" - с таким лозунгом выступил Главный министр особого административного района Сянган - Дональд Цан, выступая на радиостанции RTHK-3. По его словам, сегодня показатель рождаемости в Гонконге находится на уровне 0,9 ребенка на семью, в то время как для хотя бы простого воспроизводства населения он должен равняться 2,1. Вследствие этого население Гонконга стремительно стареет, и, если в ближайшее время не произойдет резкого роста рождаемости, Гонконг может стать "городом пенсионеров", заявил Цан.

Особенностью структуры населения Китая является значительное превышение мужского населения над женским (соответственно 519,4 млн., или 51,5%, и 488,7 млн., или 48,5%). В КНР количество мужчин превышает число женщин на 30,7 млн. человек. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. В Китае имеется ряд провинций и районов с большим превышением мужского населения.

Западные аналитики полагают, что китайское правительство не желает пугать мир реальным количеством своих подданных и афишировать свои неудачи в политике сдерживания естественного прироста. Но даже согласно официальным цифрам, китайцев в КНР больше, чем представителей негроидной расы во всем мире; больше, чем европейцев в Европе, России и США, вместе взятых.

Уменьшение рождаемости происходило под влиянием изменения социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, среди которых следует отметить следующие:

1) рост уровня общей и санитарной культуры населения, что привело к уменьшению детской смертности; меньше рождений требовалось для достижения желаемого размера семьи;

2) изменение функций семьи, трансформация традиционных семейных отношений, уменьшение экономической полезности детей;... стадии наркозависимости. Прогноз болезни при прекращении интоксикации хороший. При достаточном контроле подросток не возвращается к злоупотреблению. 4. Исследование на выявление психологических особенностей среди наркозависимых больных направленных на патопсихологическое обследование. Целью данной практической работы является выявление психологических особенностей среди наркозависимых больных...

Конфликтов в современных политических процессах в стране. При объективном анализе и осмыслении сущности и содержания этнических конфликтов (особенно в социальной сфере) необходимо учитывать социально-экономические, политические, социокультурные и социально психологически ценности, существующие в конкретном обществе. Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений - ...

реть особенности развития почерка в дошкольном и младшем школьном возрасте. При написании работы был использован метод научного познания - способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний, существующих между явлениями, связями и зависимостями, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки. Также было проведено...

Недавно в The Guardian, одном из моих любимых популярных зарубежных изданий, была опубликована статья о психотерапии в Китае. После ее прочтения я решил выяснить, как именно строится работа психолога-консультанта в Поднебесной и сравнить это с нашими отечественными реалиями. Китай интересен в этом плане, так как наука о психических процессах и ее практические приложения начали развиваться там достаточно поздно, но за короткий период была создана полноценная система психологической помощи с ориентацией на западные наработки и народные традиции.

В начале прошлого века китайская психиатрическая система не справлялась с потоком пациентов и была преимуществом больших городов. Первые переводы Фрейда появились в Китае в 20-е годы и стали относительно популярны. Первыми именно психологическими концепциями китайцев одарили наши классики, ведь в 1950-60е годы отечественные теории психики преподавались китайским студентам. В 1958 году в Китайской академии наук была создана первая эклектическая модальность терапии, которая вобрала в себя, в том числе работы советских психологов и психиатров. Именно тогда и началась история китайской психотерапии.

Однако в конце 1965 года началась культурная революция, которая повлекла за собой массу негативных последствий. В 1966 году психология была признана лженаукой, так как не дружила с диалектическим материализмом и была не угодна правящей верхушке. В 1966 году Мао фактически запретил психологию (особенно практику), вероятно, он равнялся на советское правительство, сделавшее аналогичное постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 о педологических извращениях в системе Наркомпросов. Тогда же пропал интерес к психоанализу и практической психологии, а психиатрия стала сугубо клинической и закрытой от внешнего влияния областью.

Снятие запрета на психологию и практику

До 1980х годов о психологии не говорили, а тем более о психотерапии. В 1978 году с окончанием культурной революции, снова возобновила работу Китайская Психологическая ассоциация и снова начал печататься Китайский психологический журнал, закрытый во времена кризиса. В 1979 году была создана Китайская ассоциация клинических психологов, в основном в нее вошли неврологи и врачи. В 1980 году на встрече клинической ассоциации было сделано около 30 докладов, а уже через 11 лет на очередной ежегодной конференции, докладов было 900. А в последние годы профессиональные конференции практиков стали посещать не только специалисты, но и обычные слушатели, желающие больше узнать про себя, своих детей и социум. Кстати, в Китае также как и у нас есть психологи, работающие с жертвами стихийных бедствий и ЧС.

Рост количества статей о психотерапии с 1979 по 1992 в Китае

К причинам возросшего интереса к терапии в конце прошлого века относят: крушение Маосизма, который концентрировался на материальных аспектах жизни; травматичная история страны - развитие феминистических настроений и культурная революция с параллельно идущим экономическим ростом и потерей старых идентичностей; стремление молодого поколения жить по западным стандартам и отсутствие традиционных методов противостояния негативным последствиям современного образа жизни. Необходимость в психотерапии особенно возросла после т.н. политической реформы конца 70-х годов. Тогда в жизни, ранее закрытых в своей стране людей, вошли такие западные явления, как: разводы, измены, конфликты в отношениях учителей и учеников. С ростом знаний о Западе, китайцы стали более осведомлены о возможных проблемах психологического характера и стали чаще обращаться с депрессиями, тревогой и фобиями.

Сертификация в Китае

С 1985 года стали активно открываться кабинеты психологической помощи. В 1990 году была создана Китайская ассоциация консультирования и психотерапии. Китайские консультанты с 2002 года стали обязаны пройти теоретический курс, утвержденный государством, три года практики и экзамен. Консультантами могут стать только люди, закончившие высшее образование в психологии, образовании и медицине. Есть три степени консультантов: ассистент консультанта (обучение и экзамен); консультант (дополнительное обучение, еще один экзамен и 3 года практики) и старший консультант (6 лет общего стажа + только теоретический экзамен). Экзамены платные и проводятся два раза в год (май и ноябрь). За экзамены отвечает аналог российской системы соц. защиты, что соответствует российским реалиям. Существует отдельная система сертификации для психотерапевтов, которая проводится здравоохранением (консультанты также могут сдавать эти экзамены). Закон о психическом здоровье находился в разработке 27 лет и вступил в силу в прошлом году. В ней помимо прочего признается понятие психотерапии, а также сформированы требования для специалистов.

Естественно есть и критика китайской экзаменационной системы консультантов. Считается, что на экзаменах акцент делается именно на теоретических знаниях, а не на практике. Также есть один негативный момент - опыт супервизии и разбора случаев не обязателен для лицензии. Ко всему прочему в Китае есть множество консультантов, которые никогда не сдавали каких-либо экзаменов. Фактически эта система больше ориентирована на молодых и тех, кто хочет легализовать свою деятельность.

Проблемы психологической практики

Кстати час посещения специалиста стоит от 500 до 700 рублей, что несравненно меньше чем в России. В 90-е годы цена часа консультирования была около 25 центов за час. Исследователи также отмечают большой процент отказа от профессии практических психологов в Китае (что есть и у нас), что связано, в том числе с низкой зарплатой.

На данный момент в Китае работает около 20 тысяч психиатров, но чтобы оказать необходимую помощь населению, придется увеличить количество специалистов еще на 80 тысяч. Относительно психологов ситуация выглядит иначе. В Китае зарегистрировано 400 тысяч психологов-консультантов, но не все из них имеют лицензии.

Как и в нашей стране, консультанты зачастую занимают некую непонятную должность, которая включает, в том числе обязанности консультанта. Например, школьные консультанты обязаны заниматься обучением и имеют массу других должностных обязанностей (как например у нас - бегать в КДНиЗП). В связи с чем, общество не до конца понимает кто такие консультанты и зачем они нужны.

В Китае психологи сталкиваются и с рядом культурно-специфических проблем. Например, клиенты не всегда понимают по какой причине они должны видеться с терапевтом каждую неделю и почему не могут пригласить его на чашечку кофе, если он нравится им. Здесь стоит помнить, что психотерапия именно западная практика, которая не всегда соответствует традициям Востока.

В стране также возникла проблема (свойственная и России) не принятия пожилыми людьми психотерапии. Пожилые люди с удовольствием принимают лекарства даже тогда, когда можно было бы без них обойтись и просто не понимают, зачем нужна психотерапия и чем она может помочь. Молодые же в свое время наоборот более склонны к посещению психотерапевта, нежели чем к приему медикаментов. Практики также жалуются, что среди клиентов психотерапия зачастую воспринимается не более чем, как альтернативный метод коррекции психических расстройств.

В психотерапевтической практике, китайцы по их же мнению стараются отойти от традиционных западных идей - создания сильной личности и акцента на ней. Вместо этого они интересуются личностью в социальном контексте и преодолением своих слабых сторон.

Теперь вкратце про методы работы.

Морита терапия

Морита терапия это одно из традиционных направлений ранних форм психотерапевтической помощи в Китае, хотя сам метод родом из Японии. Метод был создан на основе идей дзен-буддизма японским психиатром Семой Морита после того как он изучил психоанализ Фрейда.

Тот самый японский психиатр Морита Сема

Морита предложил достаточно банальный способ психологической помощи человеку - изолировать клиента на несколько недель в одиночестве, после чего занять трудотерапией. Естественно вся процедура проводилась в клинических условиях. Благодаря Морита терапии пациент должен был понять, что его проблемы являются частью жизни и стоит принять их. Метод Морита был известен на Западе и позитивно воспринимался Карен Хорни и даже Альбертом Эллисом. Кстати с идеями Эллиса Морита терапия конфликтует напрямую, так как в ней считается, что чувства неконтролируемы, в отличие от действий. Также стоит отметить, что Морита терапия на данный момент вышла за рамки клинического применения и переросла в некое подобие общественного движения и применяется в групповых и индивидуальных формах.

Имеется и еще ряд "местных" модальностей терапии, которые с моей точки зрения больше походят на конкретные методики, нежели чем на полноценные модальности, например, терапия с элементами Цигун-практики.

Даосистская когнитивная терапия

Также в китайскую психотерапию начинает проникать философия даосизма (что с моей точки зрения только плюс). Ряд исследователей отмечают, что истоки того, что мы сегодня называем психотерапией, можно найти в ряде древних китайских трактатов. На протяжении истории Поднебесной, целителями активно применялся ряд методик, которые в измененном виде сегодня используются, например в когнитивной и поведенческой модальности терапии. Одна из самых известных методик, применявшихся китайскими целителями, это использование одной эмоции в целях контроля другой.

Даосизм является ключевой для китайцев религией, выросшей за ее рамки. Это общественное социальное учение, по мнению китайцев, лучше всего раскрывает внутренний мир людей в Поднебесной. Именно отсутствие идей Дао в психотерапии, с точки зрения китайских специалистов, привело к частичному неприятию западных методов. Но в Китае пошли очень простым путем объединения американских и европейских методов с местной философией и традициями.

Соединение Дао и идей когнитивной терапии сводится к изменению протоколов работы. Например, широко известная ABC-модель эмоционально-рациональной терапии была заменена на более подходящую. Если не вдаваться в подробности то изменения носят скорее формальный характер, за исключением элемента "D" (в оригинале, например у Эллиса, это элемент спора, диспута с иррациональными убеждениями), который естественно стал Даосизмом. Подробнее - .

Я привел пример связанный с когнитивной терапией не просто так. Китайские практики считают, что именно эта модальность терапии лучше всего подходит в их стране, так как это директивный метод, ориентированный на достижение цели. Что например нельзя сказать про психоаналитическое консультирование. Однако и психоанализ принимает свои "местные" формы в Китае, как впрочем, и все другие распространенные направления. Например, еще есть такие штуки, как: Шудао терапия и когнитивная инсайт терапия.

Заключение

В посте вы можете найти много общего с историей практики в России. Но несмотря на запрет психологии и страсть китайцев к народным методам, в стране была реализована полноценная система психологической помощи и сертификации. Это не может не радовать. Однако цены на консультантов там минимальны и вообще не понятно как они выживают. Не говорит ли это о том, что через несколько десятков лет нашими основными конкурентами станут китайцы, открытые к любым методам, готовые работать за копейки и имеющие государственный сертификат?

P.S. Кстати. я никак не дойду до написания поста про клиники реабилитации для зависимых от компьютеров. А такие клиники получили громадное распространение в Китае. Так что в блоге будет минимум еще один пост, частично посвященный этой чудесной стране.