ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Тесты по курсу «Возрастная психология».

1. Возрастная психология как наука обозначилась:

1) в конце 18 - начале 19 века

2) в середине 19 века

3) в конце 19 - начале 20 века

4) в середине 20 века

2. Разделы возрастной психологии:

1) психология личности

2) психология детства

3) психология преклонного возраста

4) психология деятельности

5) психология мышления

3. Возрастная психология - отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную …его психики.

4. Соответствие вкладов в развитие возрастной психологии и их авторства:

5. Историко-психологический анализ развития детства (по Б.Д. Эльконину) включает обсуждение проблемы:

1) происхождения

2) длительности

3) социализация

4) акселерации

6. На продолжительность детства влияет:

1) онтогенез

2) филогенез

3) уровень культурно-исторического опыта

7. Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и... перехода от одного периода к другому, общие закономерности психического развития в... .

8. Соотнесите подходы к изучению психики ребенка и их авторов:

9. Одной из задач современной отечественной возрастной психологии является:

1) разработка методов диагностики психического развития ребенка

2) определение параметров психического развития

3) исследование проблемы ведущей деятельности взрослого человека.

10. Соотнесите стратегии исследования в возрастной психологии с их определениями:



11. Краткосрочные исследования, где сравниваются две выборки испытуемых по какому-либо психическому свойству:

1) поперечный срез

2) продольный срез

12. Опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

2) наблюдение

4) интервьюирование

13. Определите соответствие методов и их возможностей в исследованиях психики:

14. Эмпирические методы возрастной психологии:

1) наблюдение

3) анализ продуктов деятельности

4) естественный эксперимент

5) качественный анализ

6) генетический метод

15. Сравнительный метод в возрастной психологии представляет собой … отдельных особенностей психики по возрастам с целью выявления общих … изучаемого психического процесса.

16. Соотнесите методы возрастной психологии и их характеристики:



17. Необходимые условия научного наблюдения в возрастной психологии: постановка цели, разработка... наблюдения, поддержание … условий, объективность и систематичность, разработанность способов… результатов.

18. Процесс, который проявляется в деятельности и общении человека, характеризуется сменой определенных возрастных периодов, где происходит количественное и качественное изменение психики, выраженное в новообразованиях … .

19. Единица анализа психического развития, которая имеет свою структуру: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования... .

1) психологический возраст

2) социальный возраст

3) активный возраст

4) функциональный возраст

5) хронологический возраст

21. Становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества называется … психики.

22. Соотнесите понятия и их определения:

23. Психологический возраст - это:

1) качественно своеобразная ступень психического развития

2) количество прожитых человеком лет

3) показатель созревания морфо-физиологических функций

4) показатель социальной зрелости

24. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида от зачатия до смерти называется... психики.

25. Рекапитуляция - это...

1) повторение филогенеза в онтогенезе

2) аномальное развитие личности

26. Соотнесите направления развития с их определениями:

27. Возраст определяется:

28.Факторы, влияющие на ход психического развития:

1) Д. Б. Эльконин

2) Ж. Пиаже

3) Л. С. Выготский

30. По Л.С. Выготскому, человек овладевает психикой при помощи:

31. Высшими психическими функциями являются:

1) психо-физиологические функции

2) логическое мышление

3) произвольная память

4) биологические функции

5) творческое воображение

6) интеллект

32. Расположите этапы становления высших психических функций с учетом сензетивности:

1) личность

2) воображение

3) мышление

4) восприятие

33. Соотнесите теории психического развития и их авторов:

34. Основу культурно-исторической теории психического развития составляет представление о... обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в... психические функции.

35. Формирование высших психических функций происходит по закону:

1) социализации

2) интериоризации

3) интеграции

4) экстериоризации

36. В современной отечественной психологии проблема источников психического развития рассматривается с позиции трех факторов:

1) противоречия возможностями и потребностями человека

2) генетические предпосылки развития и особенности их созревания

3) характер привязанности ребенка к матери

4) социальный опыт и мир человеческой культуры

5) внешние стимулы, определяющие реакции человека

37. Соотнесите теории психического развития и факторы развития:

38. Механизмом преобразования культуры в мир личности, становлением у ребенка культурных форм поведения является... .

39. Поясните суть принципов протекания возрастного развития:

40. Высшие психические функции имеют такие свойства как:

1) предметность

2) опосредованность

3) произвольность;

4) системность

5) социальность

41. Понятие «зона ближайшего развития» предложено:

1) А.Н. Леонтьевым

2) П.П. Блонским

3) Л.С. Выготским

4) Б.Г. Ананьевым

42. В современной отечественной психологии к параметрам психического развития относят:

1) условия психического развития

2) формы адаптации психического развития

3) источники психического развития

4) социальное научение в психическом развитии

5) движущие силы психического развития

43. Движущей силой психического развития Л.С. Выготский считал:

1) воспитание

2) обучение

3) интериоризацию

4) адаптацию

44. Установите соотношение научных критериев периодизаций с их авторами:

45. Ускорение, торопливость в переводе детей с одной ступени развития на другую, например, от образа к слову, от игры к учению, от предметного действия к умственному, противоречит:

1) принципу историзма в построении периодизации психического развития

2) принципу ведущей деятельности

3) принципу непреходящей ценности всех психологических возрастов

4) принципу неравномерности психического развития в детском возрасте

46. Членение (или не членение) онтогенеза на своеобразные и неповторимые этапы, поиск критериев, на основании которых такое членение может быть произведено, составляет проблему...

47. Соотнесите понятия и их признаки:

1. Социальная ситуация А. Система взаимоотношений ребенка с социальной развития действительностью.
2. Ведущая деятельность Б. Распад прежней социальной ситуации психического развития и формирование новой.
3. Психологическое новообразование В. В различные возрастные периоды формирование основных психологических новообразований зависит, главным образом, от этой деятельности.
4. Кризис психического развития Г. Результаты возрастного развития и предпосылки дальнейшего развития.
5. Зона ближайшего развития Д. Эта деятельность занимает большую часть времени ребенка в данном возрастном периоде.
Е. Разница между тем, что ребенок может сделать с помощью взрослого, и тем, что доступно ему в самостоятельной деятельности.

1) Стэнли Холл

2) М. П. Блонский

3) Л.С. Выготский

4) В.И. Слободчиков

50. Определите основной критерий периодизации психического развития относительно каждой теории:

51. Расположите по порядку ступени субъективной реальности в периодизации Слободчикова В. И.:

А. Индивидуализация

Б. Одушевление

В. Универсализация

Г. Оживление

Д. Персонализация

52. Утверждение о неправомерности построения периодизации психического развития ребенка, общей для всех времен и народов, соответствует принципу:

1) историзма в построении периодизации психического развития

2) ведущей деятельности

3) непреходящей ценности всех психологических возрастов

4) неравномерности психического развития в детском возрасте

53. Соотнесите понятия:

54. Установите соотношение критериев построения периодизации с их авторами:

55. Сущностная характеристика возрастного этапа складывается из единства трех составляющих: определенной... ситуации развития, типа … деятельности, основных психических …

56. Соотнесите понятия и их характеристики:

57. Ученый, выделивший в развитии ребенка пять стадий, в основе которых лежит процесс развития идентичности личности:

1) З. Фрейд

2) Л. Колберг

3) Э. Эриксон

4) А.В. Петровский

58. Развитие мотивационно - потребностной сферы личности ребенка опережает развитие его операционно-технических возможностей в период, когда ведущей является:

3) интимно-личностное общение

4) учебная деятельность

5) сюжетно-ролевая игра

6) предметно-орудийная деятельность.

59. Последовательность возникновения в онтогенезе ведущих деятельностей (по Д.Б. Эльконину):

1) учебная деятельность

2) непосредственно - эмоциональное общение

3) сюжетно-ролевая игра

4) предметно - манипулятивная деятельность

5) учебно-профессиональная деятельность

6) интимно-личностное общение.

60. Развитие операционно-технических возможностей ребенка опережает развитие его мотивационно - потребностной сферы в период, когда ведущей является:

1) учебно-профессиональная деятельность

2) непосредственно-эмоциональное общение

3) интимно-личностное общение

4) учебная деятельность

5) сюжетно-ролевая игра

6) предметно - манипулятивная деятельность.

61. Согласно положению Д.Б. Эльконина о периодичности психического развития ребенка, период усвоения задач, мотивов, норм человеческой деятельности каждый раз... периоду усвоения.... действий с предметами.

62. По Д.Б. Эльконину, в каждой эпохе смена ведущих видов деятельности происходит от системы «ребенок - ...», к системе «ребенок - ...».

63. Соответствие эпох психического развития ребенка ведущим деятельностям (по Д.Б. Эльконину)

64. Установите соответствие возрастного периода развития и ведущей деятельности (в соответствии с периодизацией Д.Б. Эльконина).

65. Возникновение кризиса при переходе от младенческого периода к раннему детству Д.Б. Эльконин связывал с:

66. К «малым» кризисам возрастного развития относят (по Д.Б. Эльконину):

1) кризис 1 года

2) кризис 7 лет

3) кризис 3 лет

4) кризис 15 лет

5) кризис 12 лет.

67. Психологическим критерием завершения периода новорожденности является:

1) возникновение хватания и ползания

2) зрительное и слуховое сосредоточение

3) комплекс оживления

4) приобретение ребенком начального веса.

68. К правильным утверждениям относят:

1) рефлексы новорожденного являются основой его психического развития

2) небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, создает безграничные возможности для развития

69. К компонентам комплекса оживления относят:

1) указательный жест ребенка

3) вокализация

5) двигательное оживление.

70. Возникновение кризиса при переходе от раннего возраста к дошкольному Д.Б. Эльконин связывал с:

1) опережающим развитием мотивационно - потребностной сферы личности ребенка

2) своеобразной синхронизацией средовых и биологических влияний

3) потенциальным выбором, который осуществляется между благоприятным и неблагоприятным направлением развития

4) опережающим развитием операционно-технических возможностей ребенка.

71. К «большими» кризисам возрастного развития относят (по Д.Б. Эльконину):

1) Кризис 1 года

2) Кризис 7 лет

3) Кризис 3 лет

4) Кризис 15 лет

5) Кризис 12 лет

72. Период новорожденности длится:

1) от зачатия до рождения

2) от рождения до конца второго месяца жизни

3) от рождения до 6-7 дня жизни

4) от зачатия до конца второго месяца жизни

73. К неправильным утверждениям относят:

1) рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития

2) ребенок гораздо меньше снабжен врожденными формами поведения, чем детеныш животного

3) у новорожденного развитие зрения и слуха происходит медленнее, чем развитие телесных движений.

74. В состав комплекса оживления входят: вокализации, зрительное сосредоточение на лице взрослого, двигательное оживление и

75. Противоречие, характеризующее социальную ситуацию развития в начале младенческого возраста, - это:

76. Установите соответствие периодов в психическом развитии ребенка возрастным новообразованиям:

77. К особенностям кризиса 3 лет относят:

6) «семизвездье симптомов» поведения.

78. Ситуативно-личностное общение младенца со взрослым побуждается потребностью.... взрослого,.... мотивами и осуществляется с помощью.... средств.

79. Противоречие, характеризующее социальную ситуацию развития в начале раннего возраста, - это:

1) противоречие между максимальной социальной потребностью ребенка и его минимальными возможностями общения со взрослым

2) противоречие между возросшими потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами

3) противоречие между желанием ребенка действовать как взрослый и невозможностью его реализовать в самостоятельном социальном поведении.

80. Соответствие понятий их характеристикам:

1. Акт хватания A. Психический познавательный процесс, который проявляется, как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации
2. Предметно-орудийная деятельность Б. Новообразование в психическом развитии ребенка, являющееся критерием завершения периода новорожденности
3. Обобщенно-категориальное восприятие B. Деятельность, в которой ребенок раннего возраста осваивает общественно - выработанные способы действий с предметами
4. Хватательный рефлекс Г. Реакция младенца на прикосновение пальцами к его ладошке: он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за них, как обезьянка
5. Комплекс оживления.
6. Наглядно-действенное мышление
7.Продуктивная деятельность

81. «Лишним» в ряду новообразований является:

1) потребность в общении

4) наглядно-действенное мышление

5) личное действие и сознание «Я сам».

82. К особенностям кризиса 1 года относят:

1) акт возникновения психической жизни

2) возникновение автономной речи

3) возникновение личного действия

4) возникновение системы «Я сам»

5) аффективные реакции как симптом поведения

6) «семизвездье симптомов» поведения

83. Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым удовлетворяет потребность ребенка в... с ним, побуждается.... мотивами и осуществляется с помощью... средств.

84. Соответствие понятий их характеристикам:

1. Акт хватания A. Установление ребенком связей и отношений между предметами в процессе непосредственного контакта с ними с помощью внешних практических действий
2. Предметные действия Б. Особая положительная эмоционально-двигательная реакция младенца, обращенная к взрослому
3. Наглядно-действенное мышление B. Действия, овладение которыми в раннем возрасте, оказывает решающее влияние на развитие у ребенка мышления и восприятия
4. Обобщенно-категориальное восприятие. Г. Первое организованное целенаправленное действие ребенка, возникающее примерно в 5 мес. и определяющее перелом в психическом развитии ребенка.
5. Комплекс оживления.
6. Гипобулическая реакция.

85. Определите последовательность этапов развития игры у дошкольников в зависимости от изменения ее содержания:

1) игра-драматизация

2) игра с правилами

3) предметная игра

4) ролевая игра

86. Определите последовательность этапов развития игры в зависимости от изменения содержания игры у дошкольников:

2) возникновение такой игры связано со сдвигом мотива на результат деятельности

87. Соотнесите начало и конец суждения.

88. Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешность обучения младшего школьника, является:

1) ощущение

2) восприятие

4) мышление

89. Основные психические новообразования в младшем школьном возрасте.

1) теоретический анализ

2) внутренняя позиция школьника

3) рефлексия

4) внутренний план действий

5) учебная мотивация

6) уровень притязаний.

90. Перечисленные понятия идентифицируйте соответственно их характеристикам.

1.Произвольное поведение А. Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы
2.Внутренняя позиция школьника Б. Потребность занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, а также потребность в познании окружающего мира
3. Кризис 7 лет В. Сознательное формирование и исполнение намерений и целей
4.Сенсорное развитие Г. Начало и дифференциация внутренней и внешней жизни ребенка, в результате чего он начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, понимать самого себя
5.Психологическая готовность к школе Д. Развитие восприятия, в результате чего ребенок усваивает образцы формы, величины, цвета, звуков

91. Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется в первую очередь:

1) игровой деятельностью

2) деятельностью в сфере бытового труда

3) учением

92. Самооценка подростка главным образом определяется:

1) мнением окружающих

2) родительской позицией

3) оценкой значимых лиц

4) отношением учителей

5) отношением одноклассников, сверстников.

93. Идентифицируйте понятиям их признаки:

1. Рефлексия А. Способность ориентироваться в условиях задачи и совершать мыслительные действия по ее решению «в уме»
2. Чувство компетентности Б. Устойчивые аффективные образования, образующиеся в связи с постоянным переживанием успехов или неудач и характеризующиеся чувством неполноценности или чувством собственной значимости
3. Внутренний план действий В. Это интеллектуальный момент, позволяющий оценить свои действия или поступок с точки зрения его результатов или последствий
4. Произвольность Г. Способность рассматривать и оценивать собственные действия, осознавать содержание и процесс своей мыслительной деятельности
5. Обобщенность переживаний Д. Способность - управлять собственной психической деятельностью, контролировать ее

94. Основные признаки, характеризующие мышление подростка:

1) конкретно-образное

2) теоретическое, рефлексивное

3) абстрактное

4) формально-логическое

5) эмпирическое

95. «Чувство взрослости» как основное психическое новообразование подросткового периода проявляется:

1) требование относиться к себе как ко взрослому

2) подчинение правилам

3) ориентация на группу сверстников

4) внешние проявления взрослости

5) способность идти на компромисс

6) стремление к самостоятельности.

96. Эмоциональные реакции проявления подростков характеризуются:

1) большой силой

2) трудностью управления

3) противоречивостью

4) аффективными реакциями

97. Вставьте по смыслу слова в суждения. «При выборе профессии старшеклассники…»:

98. Для описания юношеского возраста характерно:

1) чувство взрослости

2) самоопределение

3) конфликтность

4) учебно-профессиональная деятельность

5) построение жизненной перспективы

99. Установите соответствие возрастного периода развития и основного психологического новообразования:

100. Раскройте противоречия в развитии личности старшеклассника в незаконченных предложениях:

1. Предъявляют высокие требования к окружающим, но... А. …от взрослых требуют взвешенного и объективного анализа проблемной ситуации
2. Замечают даже малейшие промахи в поведении учителя в то же время... Б. …допускают грубость и несдержанность в общении с ними
3. Демонстрируют принципиальность в большом и тут же... В. …сами совершают неблаговидные поступки
4. Рассуждают о высокой и чистой любви и способны... Г. …на деле проявлять зависимость от позиции значимых или старших
5. Проявляют принципиальность, отстаивая свою позицию на словах, а … Д. …беспринципность и уклончивость позиций в малом
6. Аффективно и гипертрофированно реагируют на собственные неудачи и неприятности, но... Е. ….вступать в интимные отношения, не испытывая глубоких чувств
Главная > Программа

Контрольные тесты по Возрастной психологии

Тест 1:
  1. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста; в) показателей умственного развития и состояния памяти.
    В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения; б) нерасчлененность детского мышления; в) искусственность, созданость мира; г) одушевленность.
    К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект; б) возраст; в) умение и навыки; г)морфофизиологические особенности.
    Движущими силами психического развития являются:
а) интересы; б) задатки и способности; в) морфологические особенности г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
    Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер; б) Л.С. Выготский; в) С.Л. Рубинштейн г) А.Валлон.
    Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями; б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами; в) ходом созревания органических особенностей; г)стадиями в развитии интеллекта.
    Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма; б) уровнем развития психологической структуры личности; в) умениями и навыками; г) психодинамическими свойствами.
    Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение; б) деятельность; в) способности; г) интроспекция.
    Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии; б) ведущие модальности человека; в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности; г) принципов формирования личности в деятельности.
    Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность; б) развитие новообразований возраста; в) доминантность во времени; г) развитие познавательных процессов.
    Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Мослоу; б) К. Лоуренс; в) Ж.Пиаже; г) Дж. Уотсон; 12. Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
  1. саморегуляцией; сензитивностью; комфортностью; эмпатией;
13. Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
  1. эмоционально-непосредственное общение; орудийно-предметноая деятельность; сюжетно-ролевая игра; учебная деятельность;
14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
  1. человеческого рода; млекопитающих; приматов; животных;
15 . Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
  1. метаморфозы; оптимального развития; развитие высших психических функций; неравномерности возрастного развития;
16 . Геронтология – это наука о:
  1. старении, старости и долголетии человека; самосовершенствовании человека; взрослении человека; развитии человека;
17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
      эпигенеза; филогенеза; эмбриогенеза; гетерогенеза;
18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
  1. революционными; эволюционными; консервативными; кризисными;
19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
  1. психологией развития; акмеологией; геронтологией; возрастной психологией;
20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:
  1. экстериоризацией; экстраполяцией; интериоризацией; эгоцентризмом;
24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
  1. семантической; символической; образной; культурной;
25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
  1. мотивационно-потребностную; эмоциональную; мотивационную; потребностную;
26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
      базовыми; предметными; эмоциональными; функциональными;

Задания:

Задание 1. Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
1. Сенсомоторная 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.
2. Предоператорная 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.
3. Фомально-оперативная 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.
4. Конкретных операций. 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.
Задание 2. Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3 х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.Задание 3. Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.Задание 4. Допишите недостающие понятия: Задание 5. Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?Задание 6. В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Контрольные тесты по Педагогической психологии.

    Л.С. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребенка:
    ни один из ответов не верен объективный и субъективный высший и низший уровень актуального развития и уровень ближайшего развития
    Средствами учебной деятельность являются…
    методы обучения теоретические и практические задания интеллектуальные действия, мыслительные операции, знаковые языковые средства предметы окружающей действительности
    Критериями выделения возраста Д.Б. Эльконин считает:
    социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования особенности интеллектуальных структур телесную зону сосредоточения Либидо особенности поведения человека

    Под …… педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

    перцептивные,

    дидактические,

    академические

    организаторские

    Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является …… готовность.

    ситуационная

    школьная

    мотивационная

    позиционная

    Согласно теории П.Я. Гальперина, знания являются производными от:
    Умений Мотивов Действий Целей.
    Деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действии и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в …… и …… называется учебной деятельностью. Л.С. Выготский проанализировал проблему соотношения:
    Обучения и воспитания Обучения и развития Развития и общения Усвоения и понимания
    Автором развивающего обучения в отечественной психологии является:
    П.Я.Гальперин В.В. Давыдов А.Н. Леонтьев Л.С. Выготский
    Автором психологической теории, выдвинувшей категорию самоактуализации человеческих потребностей, является:
    Л.С. Выготский А. Маслоу Ж. Пиаже Дж. Уотсон
    Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и субъективно оценивает результаты деятельности ученика называется:
      попустительским, авторитарным, демократическим, игнорирующим

    …. считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

1) Амонашвилли2) Божович3) Выготский

4) Леонтьев

Приложение № 4.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ.

Самостоятельная работа № 1.

Тема: Возникновение и история развития психологии как науки

    Характерные черты древнегреческой психологии. Развитие психологии в эпоху Нового времени.
  1. Научный подход к пониманию психики. Роль ассоциативной теории в развитии психологии.

  2. Основные зарубежные психологические школы.

Тема 1. История психологии .

Литература:

    Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004

    Бостанджиева Т.М., Алфёрова Е.И. Задания для самопроверки знаний по разделу «Общая психология. История психологии». Учеб. пособ. для студ. педвуза. – Тобольск. ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007.

Дополнительная литература:

    Ж. Годфруа. Что такое психология. Т. 1. - М., 1992.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса основное внимание уделить проблемам:
    Понимание психической реальности в древнегреческой философии:
А) Гиппократ и учение о темпераментах;Б) идеалистический подход Платона к объяснению фактов душевной жизни человека;В) материалистический подход Аристотеля к объяснению «души».При изучении 2 вопроса основное внимание уделить проблемам:
    Рациональный период в исследовании сознания:
А) концепция «души» в учении Гартли;Б) сущность интроспекции Декарта;В) открытие неосознаваемых восприятий Лейбницем.При изучении 3 вопроса основное внимание уделить проблемам: 1) Ассоциативный подход к объяснению сознания и поведенияА) теория элементов сознания (Вундт);Б) ассоциативные законы запоминания (Г. Эббингауз);В) Торндайк: законы интеллекта как научение.При изучении 4 вопроса придерживаться следующего плана:

Психологические школы

Сущность подхода

Представители

Предмет исследований

Функционализм
Бихевиоризм
Психоанализ
Гештальтпсихология
Гуманистическая психология
Когнитивная психология

Самостоятельная работа № 2

Тема: Развитие отечественной психологии (2)

Отрабатываемые учебные вопросы:

    Становление и развитие взглядов на психику в отечественной психологии; Культурно – историческая теория развития психики.
Литература:

    Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

    М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г. Гл. 8. § 4, 5.; с. 375-380.

    А. Н. Ждан. История психологии. М.,1990.

Для самопроверки усвоения учебного материала и подготовки к промежуточному контролю решите тесты: Тема: История психологии.

Методические указания:

При изучении 1 вопроса самостоятельно отработать вопросы:
    Рефлекторная природа психики в учении И.М. Сеченова и её развитие И.П. Павловым; Рефлексология В.М. Бехтерева;
При изучении 2 вопроса рассмотреть :
      теория высших психических функций Л.С. Выготского; теория единства сознания и деятельности во взглядах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; концепция Б.Г. Ананьева о человеке как предмете познания.
В ходе самостоятельной работы выделить ведущие понятия, дать им определения; в изучении теорий ориентироваться на умение воспроизвести их сущность. По СРС 1, 2 – коллоквиум.

Самостоятельная работа № 3.

Тема: Развитие психики в филогенезе.

    Развитие зоопсихологии как отрасли психологии

    Стадии развития психики животных.

А) стадия элементарной сенсорной психики,б) стадия перцептивной психики,в) стадия интеллекта.

    Развитие нервной системы у животных.

  1. Основные формы поведения животных.

А) инстинктБ) научение

    Мозг и психика.

Для самопроверки усвоения учебного материала и подготовки к промежуточному контролю решите тесты: Тема 3. Развитие психики в филогенезе.

Литература:

М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г., с. 167 – 178

Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. Ред. В.Н. Дружинина. – СПб.; - Питер. 2001., Гл. 6. Шовен Р. Общества насекомых. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 68-75.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981. С. 219-249-261, 277-284 .

А.Н. Леонтьев. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 62-68.

Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 83-92.

Шовен Р. Общества насекомых. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 68-75.

Дополнительная литература:

    Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).

Методические указания:

По первому вопросу ознакомиться с историей развития зоопсихологии и исследованиям в области поведения животных Второй и третий вопросы следует рассматривать исходя из материалистического подхода, т. е.: изменение условий существования, образа жизни живых существ и развитие в связи с этим нервной системы приводит к усложнению типа раздражимости и возникновению простейшей формы психического отражения – ощущению. Психика – это свойство материи и это свойство всегда развивается в единстве с ней. Важно отметить стадиальность в развитии форм отражения от простейших к более сложным (сенсорная, перцептивная, интеллектуальная), которые развиваются непрерывно и характеризуются преемственностью. Качественное изменение материи ведёт к совершенствованию способов отражения и возникновению более целесообразных и гибких форм поведения. Заполнить расширенную таблицу на основе изученной литературы:

Стадия отражения

Тип нервной системы

Характеристика психического отражения

Форма поведения

Представители

По четвёртому вопросу уделить внимание психологическим характеристикам поведения. Необходимо знать понятия, определения темы. По пятому вопросу необходимо рассмотреть проблему соотношения психики с деятельностью мозга, которая отражена в концепциях «психофизического параллелизма» и «психофизического тождества», также, необходимо ознакомиться с исследованиями А.Р. Лурия.По СР № 3 – проверочная работа.

Самостоятельная работа № 4.

Основные подходы к пониманию и исследованию личности (4 ч.)

Отрабатываемые учебные вопросы:

    Зарубежные теории личности

    Отечественные концепции личности

Для самопроверки и подготовки к промежуточному контролю решить предложенные тесты: Тема 4. Личность (тест1,2)

Литература:

    Петровский А.В. Психология: Учеб. для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002

    Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособ. для вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2004. или М. Г. Ярошевский. История психологии. (От античности до середины 20 века). М., «Академия», 1996 г. Гл. 7.

    С. Л. Рубинштейн. Направленность личности. / Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987.

    В. Н. Мясищев. Проблема отношений человека. / Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987.

    Б. Г. Ананьев. Социальная ситуация развития личности и её статус./ Хрестоматия по общей психологии. М. - Просвещение, 1987. С. 134-139.

Методические указания:

Перед семинарским занятием № 4 необходимо получить рекомендованную литературу и изучить проблемы:По 1 – му вопросу:

    сделать общий обзор по зарубежным теориям личности:
- психодинамическая теория (З. Фрейд) - психоаналитическая теория (К.Г. Юнг) - гуманистическая теория (А. Маслоу, К. Роджерс) - поведенческая теория (Б. Бандура) - диспозициональная теория (Г. Оллпорт, А. Айзенк).
    современные отечественные теории личности (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев).
При изучении теорий личности необходимо в каждой выделить главное:
    понятие личности суть концепции структура личности

а) развитие б) идентификация

в) социализация г) приспособление

  1. Понятие "зона ближайшего развития" предполагает что:

а) обучение должно идти впереди развития

б) обучение должно идти наравне с развитием

в) обучение должно идти позади развития

г) обучение должно ориентироваться на нравственность

  1. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающийся созреванием или перестройкой частных процессов и основными психологическими изменениями личности, называется:

а) основной деятельностью

б) опережающей деятельностью

в) ведущей деятельностью

г) взрослением

  1. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются:

а) феноменами роста

б) феноменами взросления

в) ведущей деятельностью

г) новообразованиями

  1. Возрастными психологическими кризисами называют:

а) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими изменениями внешности

б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

в) периоды резкого изменения отношения к родителям

г) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психоэндокринными изменениями

  1. Сжатое во времени повторение в онтогенезе элементов филогенеза называется:

а) развитие б) обучение

в) рекапитуляция г) интериоризация

  1. Метод лонгитюдного исследования предполагает:

а) исследование одних и тех же людей на протяжении длительного времени

б) исследование различных людей на протяжении длительного времени

в) длительную обработку результатов исследования

  1. Понятие «возраст» в отечественной психологии включает:

а) социальную ситуацию развития

б) ведущую деятельность



в) новообразования

г) все вышеперечисленное

  1. Согласно психоаналитическим теориям развития, на латентной стадии либидо:

а) проецируется б) регрессирует

в) сублимируется г) исчезает

  1. Р. Сирс считал, что центральным компонентом научения является:

а) зависимость б) подкрепление

в) наказание г) все вышеперечисленное

  1. Э. Эриксон считал, что развитие завершается в:

а) 16 лет б) 18 лет

в) 21 год г) продолжается всю жизнь

  1. Осознание своей принадлежности к определенному полу и принятие предписанной традициями соответствующей половой роли называется:

а) половое созревание

б) половая интериоризация

в) половая идентификация

г) половая потребность

  1. Л. С. Выготский создал закон:

а) метаморфоза

б) неравномерности детского развития

в) развития высших психических функций

г) все вышеперечисленные

  1. "Комплекс оживления" разделяет:

а) период новорожденности и младенчества

б) период младенчества и раннего детства

в) подростковый и юношеский период

г) периода зрелости и пожилой возраст

  1. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является:

а) учеба б) развлечения

в) хобби г) игра

  1. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

а) реакцией компенсации

б) реакцией гиперкомпенсации

в) реакцией оппозиции

г) реакцией эмансипации

  1. Реакция эмансипации характерна для:

а) младенцев б) престарелых

в) зрелых лиц г) подростков

  1. Чрезмерное усиление отдельных черт характера называется:

а) акцентуация характера

б) сила воли

в) акселерация

г) темперамент\

Вопросы к экзамену

1. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

2. Психологическая готовность к школьному обучению.

Билет №2

1. Проблемы психологии возрастного развития.

2. Личностное и эмоциональное развитие младшего школьника.

Билет №3

1. Источники, движущие силы и закономерности психического развития.

2. Развитие познавательной сферы и общения в младшем школьном возрасте.

Билет №4

1. Методы исследования в возрастной психологии.

2. Развитие учебной деятельности младшего школьника.

Билет №5

1. Биогенетические и социогенетические концепции детского развития.

2. Адаптация к обучению младшего школьника.

Билет №6

1. Психоаналитические теории детского развития.

2. Подростковый возраст. Чувство взрослости.

Билет №7

1. Когнитивный подход к изучению развития.

2. Личность подростка. Новообразования.

Билет №8

1. Теория культурно – исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

2. Проблемы общения в подростковом возрасте.

Билет №9

1. Периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину и Д.И. Фельдшетейну.

2. Развитие интеллектуальной сферы в подростковом возрасте.

Билет №10

1. Кризисы в психическом развитии ребенка.

2. Самосознание подростков. Потребность в самоутверждении.

Билет №11

1. Врожденные формы психики и поведения.

2. становление и развитие личности в ранней юности.

Билет №12

1. Беспомощность человеческого младенца, длительный период его зависимости от людей.

2. Формирование мировоззрения в юности.

Билет №13

1. Новорожденность: общая характеристика возраста.

2. Проблема юношеского самоопределения.

Билет №14

1. Новорожденность: ведущая деятельность, новообразования.

2. Профессиональное самоопределение старшеклассника.

Билет №15

1. Новорожденность: когнитивное, личностное и эмоциональное развитие.

2. Понятие взрослости.

Билет №16

1. Комплекс оживления.

2. Критерии взрослости.

Билет №17

1. Младенческий возраст: общая характеристика возраста.

2. Кризисы на этапе взрослости.

Билет №18

1. Младенческий возраст: ведущая деятельность, новообразования.

2. Психологическая характеристика этапов взрослости.

Билет №19

1. Младенческий возраст: коллективное, личностное и эмоциональное развитие

2. Возраст и проблемы смысла жизни.

Билет №20

1. Кризис одного года.

2. Пожилой возраст.

Билет№21

1. Раннее детство: развитие предметно – орудийной деятельности.

2. Возрастные границы и виды старости.

Билет №22

1. Личностное и эмоциональное развитие в раннем детстве.

2. Личностное развитие в поздние периода жизни.

Билет №23

1. Развитие общения и речи в раннем детстве.

2. Особенности познавательной сферы людей позднего периода жизни.

Билет №24

1. Развитие познавательной сферы в раннем детстве.

2. Особенности социальных контактов людей позднего периода жизни.

Билет №25

1. Эгоцентризм детского мышления.

2. Жизненный путь личности.

Билет №26

1. Кризис трех лет.

2. Основные понятия, предмет и задачи возрастной психологии.

Билет №27

1. Личностное и эмоциональное развитие дошкольника.

2. Проблемы психологии возрастного развития.

Билет №28

1. Развитие речи и общения в дошкольном детстве.

2. Методы исследования в возрастной психологии.

Билет №29

1. Когнитивное развитие дошкольника.

2. Биогенетическое и социогенетические концепции детского развития.

Билет №30

1. Кризис семи лет.

2. Когнитивный подход к изучению развития.

Литература

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

2.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1989.

3.Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

4.Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

5.Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4.- М.: Педагогика, 1984.

6.Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

7.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.

8.Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т.6. - М.: Педагогика, 1984.

9.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

10. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

11. Выготский Л.С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.

12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. - М.: 1981.

14. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.

15. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М.: Владос, 1998.

16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.

17. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

20. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - N 6.

21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная Пресса, 2000.

22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.

23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994.

24. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: 1960-2002, любое издание.

25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

27. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб: Ленато, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996.

28. Эриксон Э. Идеентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

  1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Тип работы: Тесты
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Тесты для итоговой аттестации
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» на 2012-2013 учебный год

1. Возрастная психология – это наука, изучающая:
А) закономерности обучения и воспитания детей на различных этапах психического развития ребенка;
Б)закономерности психического развития и становления личности на разных этапах онтогенетического развития личности;
В) закономерности психического развития взрослеющего человека.
2. Развитие – это:
А) процесс количественных преобразований в психическом и анатомо-физиологического развития человека;
Б) процесс целенаправленного воздействия на ребенка с целью оптимизации психического развития ребенка;
В) процесс количественных и качественных преобразований в психическом развитии ребенка и становлении его личности.
3. Движущими силами развития являются:
а) наследственность;
б) среда;
в) воспитание;
г) обучение;
д) совместная деятельность.
4. Основоположником детской психологии является:
А) В. Прейер;
Б) Л.С. Выготский;
В) Дж. Локк;
Г) Д.Б. Эльконин.
5. Теорию интеллектуального развития ребенка разработал:
А) Л.С. Выготский;
Б) Ж. Пиаже;
В) Л. Колберг;
Г) А. Маслоу.
6. Смена ведущих видов деятельности происходит следующим образом:
А) общение с матерью, общение со сверстниками, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, предметная деятельность;
Б) предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение с матерью, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
В) общение со взрослыми, предметная деятельность, игра, учебная деятельность, общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность;
Г) игра, предметная деятельность, общение со взрослым, учебно-профессиональная деятельность, общение со сверстниками, учебная деятельность.
7. В младенческом возрасте ведущей является:
А) предметно-манипулятивная деятельность;
Б) общение со взрослым;
В) интимно-личностное общение с матерью.
8. Эпигенетическая теория Э. Эриксона выстраивается на прохождении:
А) 10 кризисов;
Б) 5 кризисов;
В) 8 кризисов.
9. Недостатком теории психосексуального развития является:
А) излишняя сосредоточенность на влиянии либидо;
Б) излишняя сосредоточенность на формировании различных видов характера;
В) излишняя сосредоточенность на влиянии семьи в становлении личности ребенка.
10. Теория самоактуализации нашла отражение в работах:
А) Ж. Пиаже;
Б) Ш. Бюллер;
В) А. Маслоу;
Г) К. Роджерс.
11. Выберите правильный ответ. Ассимиляция – это …
А) механизм установления равновесия между имеющимися представлениями о внешней среде и реальной действительностью;
Б) механизм изменения имеющихся внутренних структур психики человека при взаимодействии с окружающей средой;
В) Механизм изменения внешней среды при неизменяемости внутренних психических структур.
12.Выберите правильный ответ. Интенциональность в работах Ш. Бюллер понимается в качестве:
А) опора на внутреннее содержание личности, т.е. интернальность;
Б) самостоятельность, умение выдвигать цели;
В) внешний локус контроля.
13. В подростковом возрасте ведущей является:
А) предметная деятельность;
Б) общение с матерью;
В) интимно-личностное общение со сверстниками.
14. Критерием классификации интеллектульного развития Ж. Пиаже является:
А) ассимиляция;
Б) аккомодация;
В) равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.
15. В основе периодизации Л.С. Выготского лежит соотношения:
а) стабильных и критических периодов;
б) ведущего типа деятельности и социальной ситуации;
в) механизмов ассимиляции и аккомодации.
16. В основе периодизации Д.Б. Эльконина лежит понятие:
а) соотношения стабильных и критических периодов;
б) ситуации социального развития;
в) ведущего типа деятельности.
17. Изначально возрастная психология существовала как:
а) педагогическая психология;
б) дифференциальная психология;
в) детская психология.
18. Расставьте стадии психосексуального развития ребенка в соответствующей последовательности:
а) анальная, латентный период, фаллическая стадия, генитальная стадия, оральная стадия;
б) оральная стадия, анальная, латентный период, генитальная стадия, фаллическая стадия;
в) оральная стадия, анальная, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.
19. Раннее детство является наиболее сензитивным периодом для развития:
а) воображения;
б) восприятия;
в) речи.
20. Периодизация А.В. Петровского базируется на механизмах:
а) идентификации / обособления;
б) адаптации / индивидуализации / идентификации;
в) принятия / отвержения.
21. Периодизация нравственного развития Л. Колберга основывается на:
а) понятии конвенциональности;
б) понятии индивидуализации;
в) понятии социализации.
22. Факторами психического развития ребенка являются:
а) психологические новообразования;
б) ведущая деятельность и социальная ситуация развития;
в) наследственность и среда.
23. Закономерностями психического развития ребенка являются:
а) периодичность;
б) неустойчивость;
в) системность.
24. Огромное значение для развития возрастной психологии имели труды:
а) Л.С. Выготского и его учеников;
б) В. Прейера и его последователей;
в) Ж. Пиаже.
25. В дошкольном возрасте ведущей является:
а) учебная деятельность;
б) предметно-манипулятивная деятельность;
в) игровая деятельность.
26. Ведущей деятельностью в период ранней юности является:
а) предметно-манипулятивная деятельность;
б) учебно-профессиональная деятельность;
в) игровая деятельность.
27. Кризис 3 лет – это кризис:
а) чувства взрослости;
б) неперсонализованности;
в) «Я-сам».
28. В концепции Бромлей младенческий возраст включает период:
а) от рождения до 18 меясяцев;
б) от рождения до 2 лет;
в) от рождения до 3 лет.
29. Основным новообразованием младенческого возраста является:
а) комплекс оживления;
б) симбиоз с матерью;
в) хватательный рефлекс.
30. Период, который является наиболее благоприятным для развития определенных психических функций называется:
а) критическим;
б) развивающим;
в) сензитивным.
31. В подростковом возрасте ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) учебная деятельность;
В) общение со сверстниками.
32. В младенческом возрасте наиболее медленно развивается:
А) осязательная чувствительность;
Б) слуховая чувствительность;
В) зрительная чувствительность.
33. В младенческом возрасте преобладает:
А) непроизвольное внимание;
Б) произвольное внимание;
В) послепроизвольное внимание.
34. Во втором полугодии жизни ребенка ведущей является:
А) общение с матерью;
Б) предметно-манипулятивная деятельность;
В) игровая деятельность.
35. В раннем возрасте наиболее быстрыми темпами развивается:
А) воображение;
Б) память;
В) речь.
36. Дошкольный возраст – это возраст:
А) самостоятельности;
Б) возраст почемучек;
В) активности.
37. Одним из основных новообразований в дошкольном детстве является:
А) комплекс оживления;
Б) формирование образа-Я;
В) соподчиненность мотивов.
38. В младшем школьном возрасте наиболее быстрыми темпами развиваются:
А) эмоциональная сфера личности;
Б) волевая регуляция поведения;
В) познавательные психические процессы.
39. Основными психологическими новообразованиями в младшем школьном возрасте являются:
А) соподчиненность мотивов;
Б) чувство взрослости;
В) внутренний план действий.
40. Ведущим психологическим новообразованием в подростковом возрасте является:
А) произвольность психических познавательных процессов;
Б) чувство взрослости;
В) формирование этических инстанций.
41. По мнению Д.И. Фельдштейна, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
А) общение со сверстниками;
Б) просоциальная деятельность;
В) учебная деятельность.
42. В подростковом возрасте продолжает развиваться:
А) наглядно-действенное мышление;
Б) словесно-логическое мышление;
В) наглядно-образное мышление.
43. По мнению Б.Г. Ананьева, наиболее высокие показатели уровня развития объема, переключаемости и избирательности внимания приходятся на возраст:
А) 27-33 года;
Б) 18-24 лет;
В) 28 до 39 лет.
44. В младшем школьном возрасте психические познавательные процессы характеризуются:
А) послепроизвольностью;
Б) непроизвольностью;
В) произвольностью.
45. В периодизации Э. Эриксона взрослость включает:
А) 2 периода;
Б) 4 периода;
В) 3 периода.
46. Невербальный интеллект достигает своего оптимума в:
А) 30 лет;
Б) 40 лет;
В) 25 лет.
47. В концепции эго-идентичности средняя взрослость включает период времени:
А) от 25 до 60 лет;
Б) от 35 до 60 лет;
В) от 25 до 50 лет.
48. Период поздней взрослости изучается:
А) дифференциальной психологией;
Б) общей психологией;
в) геронтопсихологией.
49. Кризис середины жизни приходится на возраст:
А) 40 лет;
Б) 30 лет;
В) 50 лет.
50. Позитивным вектором в концепции эго-идентичности в период поздней взрослости является:
А) продуктивность;
Б) доверие к людям;
В) эго-идентичность.

-: наука о внутриутробных дефектах развития плода

-: период зрелости

-: инфекционное заболевание

-: переход от юности к взрослости

Наука, изучающая пожилой возраст, называется _ геронтогенезом ______.

К проблемам возрастной психологии относят:

    -: проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека

    -: проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие

    -: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка;

"Конвенция о правах ребенка" принята ЮНЕСКО в...

Период жизни человека, который изучается возрастной психологией

    -: от рождения до смерти

-: с 7 до 18 лет

-: с 7 лет до смерти

-: от рождения до 18 лет

-: от рождения до 60 лет

Предмет возрастной психологии:

    -: изучение закономерностей психического развития в онтогенезе

-: изучение индивидуально-психологических различий между людьми

-: изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата

-: изучение процесса обучения и воспитания

-: изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов

Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется ..возрастной . психологией.

Специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве "мы", отличного от всех остальных возрастных общностей, называется...

-: возрастная структура

-: возрастной класс

-: возрастная группа

    -: возрастная культура

-: возрастная степень

Признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости, называется...

    -: возрастная степень

-: возрастной класс

-: возрастная группа

-: возрастная культура

-: возрастная структура

Совокупность людей, занимающих в определенный момент времени такую нормативно выделенную возрастную степень, образует...

    -: возрастной класс

-: возрастная степень

-: возрастная группа

-: возрастная культура

-: возрастная структура

Корпоративная группа, члены которой являются ровесниками, называется...

    -: возрастная группа

-: возрастная степень

-: возрастной класс

-: возрастная культура

-: возрастная структура

Система представлений и образов, в которых общество воспринимает, осмысливает и легитимизирует жизненный путь индивида и возрастную ситуацию, называется...

    -: возрастной символизм культуры

-: возрастная культура

-: возрастная структура

-: нормативные критерии возраста

-: менталитет

Принятая культурой возрастная терминология, периодизация жизненного цикла с указанием длительности и задач ее основных этапов, называется...

-: возрастной культурой

-: возрастной структурой

-: менталитетом

Черты и свойства, приписываемые культурой людям данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы, называются...

    -: возрастными стереотипами

-: возрастной культурой

-: нормативными критериями возраста

-: возрастным символизмом культуры

-: менталитетом

-: возрастной кризис

-: биологические часы

    -: возраст

-: психическое развитие

Медленный процесс перехода количественных изменений в качественные - это...

-: революционные изменения

-: движущие силы психического развития

-: возрастной кризис

    -: эволюционные изменения

Периоды, в которые возникают революционные изменения в:

-: периоды эволюционных изменений

    -: периоды возрастных кризисов

-: младенческом и подростковом периодах развития

-: период поздней старости

Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой называется...

-: эволюционным развитием

-: ситуационным развитием

    -: революционным развитием

-: поступательным развитием

Проблемы и основные понятия возрастной психологии

Представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую, называются...

    -: символизацией возрастных процессов

-: нормативными критериями возраста

-: возрастным символизмом культуры

-: менталитетом

-: возрастной культурой

Установление оптимального соответствия между процессами ассимиляции и аккомодации в интеллектуальном развитии ребенка, называется _равновесием ______.

Оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, называется самооценкой ..

Психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период, называются ___возрастным новообразованиями_ ___.

Развитие человечества во всех его аспектах, начинающееся с возникновения Homo sapiens и завершающееся сегодняшним днем, называется...

    -: антропогенез

-: филогенез

-: онтогенез

-: микрогенез

-: история

Значительные индивидуальные колебания в темпах созревания организма, называют...

    -: биологическим возрастом

-: физическим возрастом

-: социальным возрастом

-: коллективным возрастом

-: физиологическим возрастом

Определенные критерии для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе, называются...

    -: возрастной нормой

-: физиологической нормой

-: оцениванием

-: способностями

-: тестированием

Аспекты социализации:

    -: воспитание

    -: образование

-: обучение

-: просвещение

-: познание

Соответстветствие каждого из перечисленных ведущих видов деятельности возрасту

эмоциональное общение со взрослым

Младенчество

предметно-манипулятивная деятельность

раннее детство

игровая деятельность

дошкольный возраст

учебная деятельность

младший школьный возраст

интимно-личностное общение

подростковый возраст

учебно-профессиональная деятельность

юношеский возраст

Соответствие этапов развития мотивов общения ребенка и возрастных этапов.

К механизмам развития относится:

    -: интериоризация

-: идентификация

-: отчуждение

-: конформизм

-: сублимация

Принцип, предполагающий разную скорость созревания различных систем организма это принцип...

    -: гетерохронности

-: детерминизма

-: системности

-: развития

-: синхронности

Соответствие стадий развития мышления и предложенных возрастных периодов.

Быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов, называется...

-: эволюционным развитием

    -: ситуационным развитием

-: революционным развитием

-: поступательным развитием

Сенситивный период - это...

-: естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста

-: процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития

    -: период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения

-: максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

Семиотическая функция - это...

-: способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого

-: процесс объединения значений двух явлений между собой

-: процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее

    -: способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков

Кризис возрастного развития - это...

-: новый этап в развитии психических качеств человека

-: переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом

-: несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам

    -: задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера

Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями, называют...

-: стихийным обучением

    -: организованным обучением

-: преподаванием

-: изменением

Методы исследования в возрастной психологии

Возрастное новообразование - это...

    -: психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период

-: противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями

-: восприимчивость к внешним воздействиям

-: индивидуальные особенности ребенка

-: структура личности ребенка

Метод, который начали использовать в возрастной психологии первым, называется наблюдением .

Метод, при котором одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени, называется...

    -: лонгитюдным методом

-: близнецовым методом

-: кросс-культурным исследованием

-: квазиэкспериментом

-: генетическим методом

Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства называется...

    -: констатирующий эксперимент

-: формирующий эксперимент

-: моделирование

-: исследование

-: наблюдение

Краткое стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий, называется ___тестированием ____

Метод исследования, который начали использовать в возрастной психологии первым:

    -: наблюдение

-: тестирование

-: метод срезов

-: лонгитюдный метод

-: метод контент-анализа

Наиболее существенный недостаток метода наблюдения:

    -: субъективность

-: трудоемкость

-: недостаточная информативность

-: наукоемкость

-: дороговизна

лабораторным экспериментом

Задачи, стандартизированные по отношению к определенному возрасту, называются...

    -: тестами

-: экспериментальными методами

-: методами срезов

-: упражнениями

-: критерием Пирсона

Воссоздание в лабораторных условиях модели развития определенной функции или способности ребенка, которой он ранее не обладал, называется лабораторным экспериментом

Проблема в возрастной психологии, которая определяет, что больше влияет на психическое и поведенческое развитие человека - анатомо-физиологическое состояние или внешняя среда:

-: проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека

    -: проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека

-: проблема соотношения задатков и способностей

-: проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии

Метод исследования, который пришел в возрастную психологию из дифференциальной психологии:

-: наблюдение

    -: близнецовый метод

-: контент-анализ

-: эксперимент

Частота в ходе проведения психологического исследования, с которой должно осуществляться наблюдение за детьми шестимесячного возраста:

-: ежедневно

-: один раз в полгода

    -: еженедельно

-: ежемесячно

Наиболее эффективная форма проведения экспериментального исследования с ребенком-дошкольником:

-: опроса

-: обучения

-: тренировки

Метод исследования развития ребенка, который считается наиболее распространенным и надежным, с точки зрения получения наиболее достоверной информации:

-: тестирование

-: проективный метод

    -: эксперимент

.Основные направления отечественной и зарубежной возрастной психологии

.Отечественные теории развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин)

Расстояние между актуальным уровнем деятельности ребенка и потенциальным уровнем его деятельности под руководством взрослого или более опытного сверстника Л.С. Выготский назвал зоной БЛИЖАЙШЕГО развития.

Критерий, лежащий в основе периодизации А.Н. Леонтьева:

    -: тип ведущей деятельности

-: возрастные кризисы

-: круг референтных лиц

-: активность человека

-: психосоциальная динамика

Критерии, которые легли в основу периодизации Д.Б. Эльконина:

    -: ведущий тип деятельности

    -: основные новообразования

    -: возрастные кризисы

-: круг референтных лиц

Д.Б. Эльконин считал признаками перехода от младенчества к раннему детству:

    -: появление первых слов

    -: прямохождение

    -: предметно-орудийную деятельность

-: ползание

-: "комплекс оживления"

Л.С. Выготский выделял общепсихологические характеристики периода раннего детства:

    -: связанность ребенка с конкретной ситуацией

    -: восприятие является ведущей психической функцией

-: формирование рефлексии

-: мышление является ведущей психической функцией

-: ребенок становиться независим по отношению к конкретной ситуации

Укажите два парадокса детства, обнаруженных Д.Б. Элькониным.

    -: человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни

    -: за тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз, за это время новорожденный ребенок практически не изменился

-: дети развиваются поэтапно

-: общество влияет на формирование социальных навыков ребенка

-: в период детства активно усваиваются базовые элементы опыта

С точки зрения Д.Б Эльконина психику можно разделить на две сферы:

    -: мотивационно-потребностную

    -: операционально-техническую

-: предметно-техническую

-: кризисно-операциональную

-: сферу новообразований

Система отношений, в которую вступает ребенок в обществе, по мнению Д.Б. Эльконина, называется...

    -: социальная ситуация развития

-: основное новообразование возраста

-: социальный кризис

-: основной тип деятельности

-: модель развития общения

Два новообразования, которые появляются в младенческом периоде с точки зрения Л.С. Выготского:

    -: ходьба

    -: первое слово

-: общение с матерью

-: предметная деятельность

Виды деятельности с точки зрения Л.С. Выготского, лежащие в основе развития письменной речи:

  • -: рисование

-: письмо

-: конструирование

В теории Л.С. Выготского, кульминация литических микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода, называется __кризисом _____

Тесты, предназначенные для исследования взрослых, и имеющие детские аналоги:

    -: Кеттел, Векслер, Розенцвейг

-: Кеттел, Векслер, Айзенк

-: ММРI, Векслер, Люшер

-: СМОЛ, ММРI, Кеттел

Основные критерии, положенные в основу возрастной периодизации Э.Б. Эльконина:

-: возраст и интеллектуальное развитие

-: отношение с социальной средой и типы общения

    -: смена ведущих видов деятельности и характер общения

-: смена личностных интересов и внутренних мотивов

Отечественный психолог, развивший концепцию Ж. Пиаже, и доказавший, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений:

    -: Д.Б. Эльконин

-: А.А. Венгер

-: Л.С. Выготский

-: А.Н. Леонтьев

Стадия интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, соответствующая подростковому возрасту в периодизации Д.Б. Эльконина:

-: стадия сенсомоторного интеллекта

-: дооперациональная стадия

-: стадия конкретных операций

    -: стадия формальных операций

Термин "возрастной кризис" в психологию ввел:

-: Ж. Пиаже

-: Д.Б. Эльконин

    -: Л.С. Выготский

-: А.Н. Леонтьев

.Когнитивные теории развития (Ж.Пиаже, Р.Кейс)

Правильный порядок этапов формирования умственных действий, предложенных П. Я. Гальпериным.

1: мотивационный процесс

2: уяснение ориентировочной основы действий

3: выполнение действия в материальной форме

4: выполнение действия в громкой речи

5: выполнение действия в речи про себя

6: выполнение действия в умственной форме

Термин Ж. Пиаже для обозначения первой стадии морального развития, на которой дети уверенны, что правила и нормы поведения - это реальные и нерушимые условия существования, называется стадией...

    -: нравственного реализма

-: нравственного релятивизма

-: моральной черствости

-: морального примитивизма

-: морального прогресса

Термин Ж. Пиаже для обозначения второй стадии морального развития, на которой дети понимают, что правила и нормы поведения - это соглашение между людьми, и они могут изменяться, если возникает такая необходимость, называется стадией...

    -: нравственного релятивизма

-: нравственного реализма

-: моральной черствости

-: морального примитивизма

-: морального прогресса

Соответствие стадий морального развития, предложенных Ж.Пиаже и возрастных этапов.

В теории Ж.Пиаже процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы, называется ____ассимиляцией ___

Термин Ж.Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия, называется ___аккомодацией ____

Термин Ж.Пиаже для обозначения ментальной структуры, обрабатывающей знания, перцептивные образы и субъективный опыт, называется _схемой ______.

По Ж.Пиаже, первая стадия когнитивного развития (от 0 до 2-х лет), называется __ сенсорно-моторной _стадией ____.

По Ж.Пиаже, вторая стадия когнитивного развития (от 2 до 7-ми лет), называется ___ предоперационной стадией .

По Ж.Пиаже, третья стадия когнитивного развития (от 7 до 11-ти лет), называется стадией...

По Ж.Пиаже, четвертая и последняя стадия когнитивного развития (от 12-ти лет), называется стадией...

Последняя стадия интеллектуального развития в теории Ж.Пиаже называется стадией...

Соответствие стадий интеллектуального развития, выделенных Ж.Пиаже и возрастных этапов

Ж. Пиаже установил основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте, которые можно определить как:

Отечественный психолог, который ввел понятие "комплекс оживления"

-: Д.Б. Эльконин

-: Л.С. Выгодский

-: М.И. Лисина

-: А.Н. Ананьев

Р.Кейс считал, что...

-: к 5-ти годам ребенок достаточно хорошо владеет языком, что позволяет ему выходить за пределы примитивных когнитивных стратегий, работать с понятиями, использовать логику

-: период от 2 до 5 лет предшествует появлению логических операций

-: период от 2 до 5 лет - это самостоятельная стадия развития, имеющая определенную последовательность развития операционных структур и свои результаты развития

-: период от 2 до 5 лет характеризуется низкой "силой внимания", что и объясняет неудачи решения логических задач детьми данного возраста

-: Л.С. Выготского и Ж. Пиаже

-: Дж. Брунера и Р. Кейса

-: Л.С. Выготского и Н.Б. Шумакова

-: Н.Б. Шумакова, Ж. Пиаже и Дж. Брунера

Аккомодация в теории интеллектуального развития Ж. Пиаже - это...

-: мысленное действие, обладающее обратимостью

-: действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками

-: стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям

-: несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий

Работа, освещающая периодизацию интеллектуального развития и принадлежащая Ж. Пиаже

-: "Речь и мышление ребенка"

-: "Мышление и речь"

-: "Развитие интеллекта"

-: "Интеллектуальное развитие в детском возрасте"

Психоаналитический подход к возрастным изменениям в психологии (З.Фрейд, Э.Эриксон)

Постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей среде называется _______

По З.Фрейду, первая стадия психосексуального развития (от 0 до 1,5 лет), на протяжении которой рот младенца становится сосредоточением чувственного наслаждения, называется _______.

По З.Фрейду, вторая стадия психосексуального развития (от 1,5 до 3 лет), на протяжении которой чувственные наслаждения ребенка связанны с процессами выделения, называется _______.

Третья стадия психосексуального развития по З.Фрейду (от 3 до 5 лет), в течении которой чувственные наслаждения сосредоточены на гениталиях, называется _______.

Четвертая стадия психосексуального развития по З.Фрейду (соответствует младшему школьному возрасту), которая характеризуется временным затуханием интереса к сексуальной стороне, называется _______