Создание и деятельность Государственного совета Российской империи как высшего законосовещательного учреждения России (1810-1906 годы)

Государственный совет Российской империи (далее - Совет) - порождение российской государственности Нового времени. Его историю начинают с 1801 или 1810 годов. В марте 1801 года вместо существовавшего малодеятельного Совета при высочайшем дворе был «для рассуждений о делах государственных» создан Непременный совет (официальные документы именовали Совет «Государственным»), который наделялся законосовещательными функциями.

«Непременный совет стоял на высоте призвания, был истинным законодательным учреждением в государстве, внимательно следившим за современным удовлетворением назревавших общественных потребностей…. Деятельность Совета отличалась во многих случаях таким благородством, гуманным характером, в ней обнаруживалось такое всесторонне понимание настоящих потребностей страны… что Непременный совет смело можно поставить во главе государственного управления первой эпохи реформ Александра I…» Щеглов В.Г. Государственный совет в царствование императора Александра Первого. Ярославль, 1895. С. 350 - 351

В 1810 году была проведена реформа Совета под влиянием М.М. Сперанского. Проект реформы совета готовился в тайне и весьма поспешно. К концу 1809 года проект был готов. Вечером 31 декабря все члены Государственного совета получили повестки, по которым собрались утром 1 января 1810 года. После речи императора, М.М. Сперанский прочитал манифест об образовании Государственного совета. Так началась деятельность Государственного совета.

Полномочия и устройство Совета определялись специальным нормативным документом - «Учреждение Государственного совета». Совет был призван осуществлять и кодификационную деятельность. Члены совета назначались императором. Постоянным председателем Государственного совета объявлялся монарх. Совет состоял из общего собрания, четырех департаментов, двух комиссий и Государственной канцелярии.

Согласно «Учреждению Государственного совета» 1810 года в него должны были вноситься дела, требующие нового закона, устава или учреждения, предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений, дела о толковании законов, меры и распоряжения общие, приемлемые к успешному исполнению законов, общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. К компетенции Совета относились и дела об объявлении войны, заключении мира и др. важных внешних мер, государственный бюджет и дополнительные кредиты, проекты о приватизации государственных доходов и имущества, а также о национализации частного имущества и назначении компенсации их владельцам, отчеты министерств. Российское законодательство X-XX вв. Т. 6. М., 1988. С. 67

Таким образом, по букве закона Государственный совет должен был предварительно рассматривать все законодательные и наиболее важные административные вопросы, контролируя министров.

По всем делам Государственный совет представлял свое заключение императору, который принимал окончательное решение. В 1812-1815 гг. Совет на время отсутствия монарха имел право в срочных случаях издавать законы и принимать некоторые другие решения собственной властью с докладом государю (Государственный совет. 1801-1901. С.27; Щеглов В.Г. Государственный совет в России в первый век его образования и деятельности. С. 27)

Во главе Совета стоял председатель. Он назначался императором на один год и мог быть уволен досрочно. С января 1810 года по 1906 год Государственный совет имел 12 председателей и 2 председательствующих, 8 из них занимали эту должность пожизненно. Государственный совет. 1801-1901. С.3-4 (вторая пагинация)

Начавшаяся в 1810 году с широковещательных заявлений и обширных планов деятельность Государственного совета к 1825 году затихла и стала малозаметной в движении государственной машины.

Государственный совет в Николаевскую эпоху (1825-1855 гг.) занимал одно из важнейших мест в системе органов власти. Николай I признавал его необходимость, а его составу и, главное, руководству уделял первостепенное внимание. Порядок работы Государственного совета определялся рядом частных распоряжений.

Первым изменением в структуре Совета было отделение Комиссии составления законов. В феврале 1832 года в составе Совета создан Департамент дел Царства Польского. В январе 1835 года в непосредственное ведение императора перешла Комиссия по принятию решений при Государственном Совете. В 1854 году прекращает свою деятельность Департамент военных дел.

В 1842 году в «Учреждение Государственного совета» к числу предметов, подлежащих рассмотрению в Государственном совете, добавлены следующие позиции: дела об учреждении акционерных обществ, сметы и раскладки земских повинностей по губерниям и общественного сбора на мирские расходы государственных крестьян, ежегодные отчеты о государственных доходах и расходах и др.

В период правления Николая I через Государственный совет прошли такие важные законы, как об учреждении коммерческих судов (1832 г.), новый университетский устав (1835 г.) и др.

Круг деятельности Совета расширился с 1850 года за счет подробного рассмотрения смет всех министерств, а также он получил возможность контролировать исполнение всех своих постановлений.

В результате деятельность Государственного совета была введена в более жесткие рамки бюрократической системы. Но в то же время новое «Учреждение» способствовало более органичному включению Совета в систему управления, характерную для дореформенной Российской империи, что явилось высочайшим положением Государственного совета во властной вертикали. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 17-18

Глубокие социальные и политические реформы 1860 - 1870-х годов способствовали существенному повышению роли Государственного совета в системе органов власти и управления Российской империи.

В эпоху реформ усиливается роль Государственного совета в бюджетном процессе. В тоже время в результате судебной реформы судебные функции существенно сократились. В сентябре 1862 года были утверждены «Основные положения преобразования судебной части в России», которые отделяли судебную власть от административной и выдвигали принципы несменяемости судей, устность и гласность суда и др.

В январе 1875 года высочайшим повелением было подтверждено, что все рассматривающиеся в Совете вопросы должны представлять императору в установленном порядке. Это было направленно на повышение контроля императора за законодательной деятельностью и на ограничение самостоятельности отдельных министров.

Важнейшим делом Государственного совета в царствование Александра II стало его участие в крестьянской и военной реформах.

В целом состав Государственного совета в 1860-1870-х годах отличался высокой компетентностью и заметно возросшим уровнем образованности.

В эпоху контрреформ при Александре III значение Государственного совета несколько снижается. Император предпочитает обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших сановников. Чаще всего в роли узкого круга выступает Комитет министров. Это было связано с тем, что в Государственном совете весомую роль играли сановники времен Александра II, которые была настроены более либерально, чем действующие министры нового царствования.

В этот период происходит завершение процесса объединения в Государственном совете законодательной и кодификационной деятельности. В то же время можно говорить о формальном усилении роли Государственного совета в законодательном процессе, хотя фактически абсолютной монополии совета на рассмотрении всех законопроектов и других законодательных мер не существовало никогда. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. С. 31

Всего за 13 лет царствования Александра III был назначен 51 новый член Государственного совета. При нем членами Государственного совета стали назначать не только министров и т.п., но и «свежих» людей с мест - губернских предводителей дворянства, гражданских губернаторов.

Одним из первых дел, рассмотренных Государственным советом в новое царствование, стал перевод на обязательный выкуп временно обязанных крестьян и понижение выкупных платежей. В 1881 году в Совете был рассмотрен вопрос об отмене подушной подати. Государственный совет активно принимал участие в проведении реформы местного самоуправления, где неоднократно сталкивался с оппозицией императора. Он сыграл активную роль в реформе тарифного дела и проекте нового городового положения. Там же. С.32-34

В целом можно сказать, что Государственный совет 1880-1890-х годов был на высоте своего положения.

На рубеже XIX-XX веков в деятельности Государственного совета стали проявляться черты застоя. В это время Совет занимал более либеральную позицию, чем правительство, а подчас выступал в роли сдерживающего начала по отношению к правительствующим инициативам.

Состав рассматриваемых Государственным советом дел по-прежнему зависел от инициативы министров и повелений императора. Это было обусловлено отсутствием у Государственного совета права законодательной инициативы. Основными предметами рассмотрения Государственного совета в это время становились преобразования в экономической области.

В январе 1899 года император утвердил мнение Государственного совета, одобрявшего законопроект Министерства юстиции об отмене ссылки в Сибирь. Новый закон также ограничивал административную ссылку.

В январе 1900 года в составе Государственного совета образовывается Департамент промышленности, наук и торговли. В январе 1902 года было учреждено междуведомственное Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности.

В июне 1905 года издан закон об устранении нарушений в порядке издания законов. Предписывалось вносить все проекты общих законов в Государственный совет. Демин В.А. Верхняя палата Российской империи. 1906-1917. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),2006. С. 29

В конце апреля 1906 года дореформенный Государственный совет закончил свою работу, и были созваны новые законодательные палаты.

Реформы Сперанского

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович (01.01.1772– 11.02.1839 гг.) – государственный деятель, граф (1839 г.).

М. М. Сперанский родился в с. Черкутине Владимирской губернии, в семье приходского священника. Свою фамилию Михаил получил при поступлении во Владимирскую семинарию от дяди Матвея Богословского (латинское слово «speranta» означает «надежда»). Из Владимира в 1790 г. Сперанского за отличную учебу и примерное поведение перевели в Петербургскую Александро-Невскую семинарию, считавшуюся лучшей в России. В 1795 г. Михаил Михайлович окончил ее и остался в ней преподавать.

За 12 лет, с 1795 по 1807 г., Сперанский прошел путь от преподавателя Александро-Невской семинарии до статс-секретаря императора Александра I. В этом ему помогли самостоятельность и твердость характера, умение ладить со всеми и разбираться в характерах людей и его уникальные способности. Он быстро и ясно излагал свои мысли на бумаге, умел составлять самые сложные документы. Вначале он служил домашним секретарем у генерал-прокурора князя А. Б. Куракина. К началу царствования Александра I, в 1801 г. он был уже действительным статским советником (что соответствовало воинскому званию генерала). Тогда он познакомился с «молодыми друзьями» Александра I, с которыми он обдумывал планы государственных преобразований. Сперанский стал управляющим канцелярией Непременного совета, созданного императором для разработки реформ. Одновременно Сперанский был на службе в Министерстве внутренних дел, статс-секретарем его главы В. П. Кочубея, который стал посылать своего секретаря с докладами к императору.

Александр I оценил таланты Сперанского и назначил его в 1808 г. членом комиссии составления законов и товарищем (заместителем) министра юстиции, и своим главным советником по государственным делам. Теперь все документы, адресованные императору, проходили через М. М. Сперанского. В 1809 г. он подготовил проект государственных преобразований в Российской империи, включавший постепенную ликвидацию крепостного права, введение суда присяжных и создание двухпалатного парламента. Однако этот проект не был осуществлен. В 1810 г. Сперанский начал финансовую реформу. Тогда же по его инициативе был создан Государственный совет. Политические противники Сперанского организовали придворную интригу, его стали обвинять в подрыве государственных устоев России, называли изменником и французским шпионом. В результате в 1812 г. его сослали в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а оттуда – в Пермь, где он прожил до 1816 г.

С 1816 г. начался новый этап чиновничьей карьеры Сперанского. Александр I назначил его пензенским гражданским губернатором. Сперанский думал, что возвратится в Петербург, но в 1819 г. Александр I назначил Михаила Михайловича генерал-губернатором Сибири. Лишь в 1821 г. он возвращается в Петербург и становится членом Государственного совета и Сибирского комитета, а также управляющим Комиссией по составлению законов. Сперанский был составителем Манифеста 13 декабря 1825 г. о вступлении на престол императора Николая I. Он участвовал в работе Следственной комиссии по делу декабристов.

В 1826 г. Сперанский возглавил II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшееся кодификацией законов – систематизацией и пересмотром существующих законов. К этому времени в Российской империи не было других законов, кроме устаревшего Соборного уложения 1649 г. В нач. 30-х гг. 19 в. М. М. Сперанский руководил группой чиновников, занимавшихся составлением «Полного свода законов Российской империи» в 45 томах, а также «Свода законов» в 15 томах. Он также участвовал в деятельности целого ряда секретных комитетов 20–30-х гг. 19 в., читал курс юридических наук наследнику престола, будущему императору Александру II.

В 1838 г. Николай I назначил его председателем Департамента законов Государственного совета. 1 января 1839 г. император пожаловал Сперанскому графский титул, но вскоре, 11 февраля 1839 г., Сперанский скончался. Он похоронен на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. И. В.

РЕФОРМА СПЕРАНСКОГО – название плана государственных преобразований, подготовленного и частично осуществленного М. М. Сперанским в царствование Александра I.

План государственных преобразований был подготовлен по распоряжению Александра I в 1809 г. и изложен во «Введении к уложению государственных законов». Целью реформ, по замыслу Сперанского, было установление в России господства законов. Предполагалось, что эти законы в виде конституции дарует России сам император. Согласно проекту, во главе государства должен был стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. Создавались и новые законодательные органы: Государственный совет – совещательный орган из сановников, назначаемых монархом, и выборная Государственная дума – высший представительный орган власти в стране. Создавалась система местных городских и губернских дум. Роль высшей судебной инстанции был призван исполнять Сенат, назначаемый пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах. Высшим органом исполнительной власти, согласно плану, становились министерства.

В основе выборной системы М. М. Сперанского лежал имущественный ценз и деление на сословия. Все население России делилось на три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди «среднего состояния» (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права – собственность, свободу занятий и передвижения, право выступать от своего имени в суде; а также «народ рабочий» – помещичьи крестьяне, прислуга, рабочие, не имеющие практически никаких прав. Принадлежность человека к сословию определялась его происхождением и наличием собственности. Сперанский сформулировал права и обязанности для каждого из сословий. Избирательные, т. е. политические права, имели только представители первых двух сословий. Для третьего сословия, «народа рабочего», проект реформы представлял некоторые гражданские права.

Реформы Сперанского не отменяли крепостного права, т. к. Сперанский считал, что крепостное право постепенно отомрет с развитием промышленности, торговли и просвещения.

Император Александр I разрешил претворить в жизнь лишь отдельные, второстепенные предложения плана Сперанского. В 1810 г. был учрежден Государственный совет, в 1811 г. были реорганизованы министерства. При этом было упразднено Министерство коммерции, дела которого распределились между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения вопросов внутренней безопасности страны было образовано Министерство полиции. На этом реформы закончились. План преобразования Сената так и не был осуществлен, несмотря на то, что обсуждался в Государственном совете.

Реформаторские усилия Сперанского вызвали недовольство дворянства. Это послужило одной из основных причин отставки и ссылки Сперанского в 1812 г.

В конечном итоге реформа М. М. Сперанского свелась к частичному преобразованию государственного аппарата, не оказавшему существенного влияния на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны. И. В.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ – высшее законосовещательное учреждение Российской империи, с 1906 г. – верхняя законодательная палата.

Государственный совет основан императором Александром I первого января 1810 г. вместо ранее существовавшего Непременного совета – совещательного органа при императоре, состоявшего из высших правительственных сановников. Император назначал председателя и членов Государственного совета. Министры входили в состав совета по должности. Членство в Государственном совете было фактически пожизненным.

В 1812–1865 гг. председатель Государственного совета одновременно был председателем Комитета министров. В течение 19 в. число членов Государственного совета возросло с 35 в 1810 г. до 60 в 1890 г.

Согласно «Плану государственных преобразований» М. М. Сперанского, Государственный совет должен был представлять императору проекты окончательных решений по важнейшим законодательным, административным и судебным делам. Проекты законов и постановлений, обсуждавшиеся в департаментах Государственного совета, выносились на общее собрание и после утверждения императором становились законом. При этом император мог утвердить мнение как большинства, так и меньшинства членов Государственного совета или принять собственное решение («особенную резолюцию»), независимое от мнения Государственного совета.

Государственный совет рассматривал проекты как новых законов, так и изменения, новые толкования уже существующих законов, а также сметы ведомств, общих государственных доходов и расходов (с 1862 г. – государственную роспись доходов и расходов, т. е. государственный бюджет) и другие вопросы, требовавшие высочайшего утверждения. При императоре Николае I в 1827 г. из ведения Государственного совета были изъяты ежегодные отчеты министерств, вопросы контроля над деятельностью высшей и местной администрации. Это стирало всякое его сходство с европейскими конституционными учреждениями. Государственный совет сохранил в своем ведении лишь дела законодательства и бюджета. Позднее, в 60–80-е гг., законодательные дела, требовавшие скорейшего решения, император нередко проводил в обход Государственного совета – через Комитет министров и другие инстанции.

Сначала Государственный совет состоял из общего собрания и четырех департаментов. Департамент законов ведал общегосударственными законопроектами. Департамент гражданских и духовных дел занимался вопросами о правах различных категорий населения – сословий, народностей, религиозных исповеданий и др. Департамент государственной экономии – законопроектами о финансах, промышленности, торговле, науке. Департамент военных дел (существовал до 1854 г.) следил за исполнением военных и морских уставов. В 1817 г. действовал также Временный департамент для рассмотрения ряда проектов, положений и уставов, а в 1832–1862 гг. – Департамент Царства Польского (в 1866–1871 гг. – Комитет по делам Царства Польского). В 1901 г. был учрежден Департамент промышленности, наук и торговли. Кроме того, в разные годы при Государственном совете создавались комиссии и Особые присутствия для обсуждения дел большой государственной важности – законодательных, судебных, военных, крестьянских.

Все дела из Государственного совета поступали в Государственную канцелярию. Ее глава – государственный секретарь (в ранге министра) – передавал рассмотренные в совете проекты на утверждение императору. После реорганизации в Государственном совете осталось 2 департамента: 1-й департамент рассматривал административные, гражданские и судебные вопросы; 2-й департамент – финансовые и хозяйственные дела.

В 1906 г., после созыва Государственной думы, Государственный совет был преобразован в верхнюю законодательную палату, имевшую равные с Думой права. Действовал до 1917 г. Вс. В.

ГУРЬЕВ Дмитрий Александрович (1751– 30.09.1825 гг.) – граф, государственный деятель.

Д. А. Гурьев родился в семье небогатых дворян, получил домашнее образование. Он начал службу солдатом в Измайловском полку. Благодаря покровительству князя Г. А. Потемкина в 1794 г. стал церемониймейстером при дворе великой княгини Александры Павловны, старшей дочери Павла I. В 1799 г. его назначили сенатором, но вскоре Павел I отправил его в отставку.

Александр I вновь принял Гурьева на службу, и до конца жизни он занимал пост управляющего Кабинетом императора. Человек хитрый и ловкий, он сблизился с молодыми реформаторами, окружавшими императора Александра I. Получил ряд видных назначений: до конца жизни был министром Уделов, в 1810–1823 гг. членом Государственного совета и министром финансов.

Вместе с М. М. Сперанским Гурьев разработал план финансово-экономического оздоровления России, предусматривавший равновесие государственных доходов и расходов и изменение системы налогов (увеличение старых, введение новых). Чтобы повысить ценность денежных купюр, из обращения было изъято 236 млн руб. бумажных денег (ассигнаций). Но укрепить экономику страны Гурьеву не удалось.

Гурьев учредил Государственный коммерческий банк. В 1819 г. ввел казенную продажу вина в 20 губерниях. В 1818–1819 гг. возглавлял работу Секретного комитета, который готовил проекты крестьянской реформы. Особой поддержкой Гурьев не пользовался и удерживался на посту министра финансов благодаря А. А. Аракчееву. По свидетельству современников, «обладал умом неповоротливым», был поклонником кулинарного искусства и большим гурманом. О. Н .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

1812 – Ссылка М. М. Сперанского Воспитателем Александра являлся швейцарский республиканец Ц. Лагарп, о котором царь говорил, что обязан ему всем, кроме рождения. Либеральные взгляды Александра проявились сразу после его воцарения. С 1801 г. вокруг него образовался кружок,

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Устройство центрального управления по плану Сперанского Осуществленные части преобразовательного плана Сперанского все относятся к центральному управлению, и осуществление их сообщило последнему более стройный вид. Это был второй, более решительный приступ к

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 143. Деятельность М. М. Сперанского Сперанский по происхождению был сын сельского священника. По окончании образования в Петербургской «главной семинарии» (духовной академии) он был оставлен в ней преподавателем и в то же время состоял частным секретарем у князя А. Б.

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

10.3. Проекты М.М. Сперанского и конституционные замыслы верховной власти Михаил Михайлович Сперанский (1772–1839) занимал особое место в процессе разработки планов реформ и попыток их реализации.Сын сельского священника, он благодаря своему таланту и организаторским

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1808–1812 Деятельность M. M. Сперанского Несмотря на сомнения и колебания Александра I, реформы в области управления все-таки продолжались до 1812 г. усилиями M. M. Сперанского, пытавшегося преобразовать систему государственного управления. Михаил Михайлович Сперанский, попович

автора Шумейко Игорь Николаевич

Ответ Сперанского В молодости царь Александр проехал в компании с Михаилом Сперанским почти всю Европу. Что и говорить – контраст. « Дистанции огромного размера …» И на обратном пути, подъезжая уже к Петербургу, царь спросил: «Ну, Михал Михалыч, и как тебе?..» Ну, всё же

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

31 РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХIХ В. ПРОЕКТ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ М. М. СПЕРАНСКОГО Предпринимаемые Александром I меры по преобразованию общественно-политического устройства страны не привели к серьезным изменениям. Тогда улучшить положение дел в стране император

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 1 Апокалиптическая идиллия В годы строгой ревизии царского наследия большевики придирчиво среди прочего переслушали Золотой фонд русской музыки – великие симфонии, оперы. Сюжет «Чайковский, Бородин, Мусоргский перед лицом Ревтрибунала» имеет трагикомический

автора Керов Валерий Всеволодович

4. Реформы 60-70-х гг 4.1. Причины реформ. Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. Рост

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

61. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ М.М. СПЕРАНСКОГО М.М. Сперанский (1772–1839) – видный политический деятель в истоии России. В 1826 г. император Николай I поручил ему составление Свода законов Российской империи. Комиссией под руководством Сперанского этот Свод был инкорпорирован

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

§ 2. Либерализм в России. Проекты государственных преобразований М. М. Сперанского Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу своей премудрой бабки". Основной заботой

Года Россия готовилась загодя. В том что она будет, практически никто не сомневался, ведь русское командование своевременно получало данные о стратегических планах Наполеона. Более того, сейчас уже давно ни для кого не секрет, что в русских штабах задолго до войны знали о дне ее начала.

В результате резко пошла вверх кривая военных расходов.

В 1807 году эти расходы составляли 43 млн рублей , в 1808 году — 53 млн рублей , в 1809 году — 64,7 млн рублей , а в 1810 году — 92 млн рублей .

Как видим, за три года военные расходы России увеличились в два с небольшим раза. А вот в 1811 году они составили уже113,7 млн рублей , причем только на сухопутные войска.

Как это обычно происходит в странах, где политика доминирует над экономикой, все закончилось серьезным кризисом. Кстати сказать, грянул он задолго до начала войны 1812 года. В самом деле, если «резко пошла вверх кривая военных расходов», то чего спрашивать, откуда взялась инфляция и прочие проявления экономического неблагополучия…

Собственно, государственный канцлер Н. П. Румянцев в докладе императору Александру I так прямо и написал, что «главная причина финансового кризиса отнюдь не в разрыве с Англией, а в невероятных военных расходах».

А это значит, что дело было вовсе не в Континентальной блокаде, направленной Наполеоном против Англии, к которой Россия вынуждена была присоединиться по условиям Тильзитского мира. Более того, в отчете Департамента экономии Государственного совета от 20 сентября 1810 года четко было написано: «Россия более несет вреда от превратного выполнения Континентальной системы, нежели от самого принятия системы сея».

Чтобы понять смысл сказанного, нужно посмотреть на цифры. Итак, сразу после заключения Тильзитского мира, то есть в 1808 году, военные расходы России составили 53 млн рублей . Для сравнения: недобор бюджета из-за присоединения России к Континентальной системе (за счет сокращения таможенных пошлин и налогов) составил всего 3,6 млн рублей . При этом только доход от продажи водки давал российскому бюджету 34,2 млн рублей !

Как говорится, почувствуйте разницу.

Гораздо более серьезной проблемой была начатая в 1808 году война со Швецией, ведь «война, как известно, такой же провокатор инфляции, как алкоголь — провокатор цирроза».

Развитие финансовой катастрофы в России в период до 1812 года наглядно представляет график динамики курса ассигнаций, то есть бумажных денег, по отношению к серебру. Автор книги «Наполеон. Попытка № 2» А. П. Никонов называет эту динамику «хроникой пикирующего бомбардировщика» и подчеркивает, что финансовым кризисом Россия была обязана вовсе не «проклятому Наполеону», подорвавшему российскую торговлю и заставившему императора Александра закрыть свои порты для англичан. В самом деле, Континентальная блокада начала реально действовать с весны 1808 года, а курс рубля стал падать с середины 1805 года, то есть после вступления России в первую войну с наполеоновской Францией.

Потом были еще войны, и такие же неудачные. В результате в период с конца 1805 года по конец 1809 года курс ассигнаций упал с 80 копеек до 40 копеек , то есть вдвое. Потом, к концу 1811 года, он упал еще ниже. По сути, «стремясь увеличить военные расходы <…> царь Александр довел страну до состояния, когда рубль с восьмидесяти копеек упал до двадцати пяти . И только пожарные антикризисные меры стабилизировали ситуацию. Было объявлено о прекращении допечатки ничем не обеспеченных ассигнаций, выпущены облигации государственного займа, сокращены расходы, повышены налоги, в частные руки продана часть казенного имущества…»

Все это происходило под руководством выдающегося русского экономиста М. М. Сперанского.

* * *

В январе 1810 года, согласно проекту М. М. Сперанского, был создан Государственный совет, состоявший из Общего собрания и четырех департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и пятый департамент — по делам царства Польского).

Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и ее государственным секретарем был назначен сам Михаил Михайлович Сперанский, в котором Л. Н. Толстой, автор романа «Война и мир», видел «разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

Председателем Государственного совета был либо сам император Александр, либо один из его членов по назначению председателя. В состав Государственного совета входили все министры, а также ряд высших сановников, назначенных лично императором. Важно отметить, что Государственный совет не создавал законы, а служил лишь совещательным органом при их разработке.

С другой стороны, в 1802 году «верховным местом» Российской империи был объявлен Сенат, который сосредоточил в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.

Изменениям подвергся и Святейший синод, членами которого состояли митрополиты и архиереи. При Александре представители этого высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания по выбору главы Синода, которым стал гражданский чиновник в звании обер-прокурора (с октября 1803 года по ноябрь 1817 года это место занимал князь Александр Николаевич Голицын).

Также в 1802 году была начата министерская реформа и вместо прежних коллегий (детищ Петра Великого) было утверждено восемь министерств: иностранных дел, военных сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. В частности, первым министром иностранных дел стал граф А. Р. Воронцов, первым военным министром — граф С. К. Вязьмитинов (в 1808 году его сменил граф А. А. Аракчеев), первым министром внутренних дел — граф В. П. Кочубей, первым министром финансов — граф А. И. Васильев и т. д.

Декабрист А. М. Муравьев написал об Александре:

«Чтобы понравиться властелину, нужно быть иностранцем или носить иностранную фамилию».

Однако из восьми первых министров Александра не было ни одного иностранца! Другое дело, что потом «иностранцев» стало гораздо больше: графа А. Р. Воронцова в 1804 году сменил князь Адам Чарторыйский, а потом министрами были А. Я. Будберг и К. В. Нессельроде, военным министром стал М. Б. Барклай де Толли, морским министром — И. И. де Траверсе и т. д.

Тем не менее, как утверждает историк Н. А. Троицкий, «факты свидетельствуют, что царь подбирал себе сотрудников по родству убеждений, личной преданности, способностям, но независимо от их национальности и фамилии».

После издания манифеста «Об учреждении министерств» все дела стали решаться единолично министрами, отчетными перед императором. При этом каждый министр имел заместителя (так называемого «товарища министра») и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, департаменты — на отделения, отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения неотложных дел был учрежден Комитет министров.

Манифестом 1810 года провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления, в частности министерства полиции (первым министром полиции стал генерал А. Д. Балашов) и Главного управления духовных дел разных исповеданий. Всего число министерств и приравненных к ним Главных управлений достигло двенадцати.

Интересно отметить, что еще в конце 1808 года император Александр поручил М. М. Сперанскому разработку плана государственного преобразования России, и в октябре 1809 года соответствующий проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору. К сожалению, этот весьма прогрессивный проект встретил упорное противодействие сенаторов, и Александр не решился его реализовать.

Что же касается самого М. М. Сперанского, ставшего первым государственным секретарем и фактически вторым после императора лицом в государстве, то его политическим идеалом были конституционные государства Западной Европы, но более всего он отдавал предпочтение французской системе — простоте и стройности государственного механизма во Франции при Наполеоне.

* * *

Доходная часть бюджета России на 1810 год составляла 125 млн рублей , а расходная — 230 млн. Кроме того, на стране висел огромный долг в 577 млн рублей , а золотовалютные резервы были практически равны нулю.

Отметим, что в 1810 году император Александр фактически отказался от Континентальной блокады, но, как видим, России это не помогло. Помогли реформы М. М. Сперанского.

В результате предпринятых им мер уже в 1811 году дефицит государственного бюджета сократился до 6 млн рублей (в 1809 году — 105 млн !), доходы возросли до 300 млн . И это при том, что расходы Сперанскому все-таки существенно сократить не удалось из-за подготовки Александра к очередной войне с Наполеоном.

К сожалению, предложенный и осуществленный Сперанским комплекс мер стабилизировал ситуацию, но погубил самого Сперанского. Реформаторы не выживают в России.

Сам М. М. Сперанский писал об этом так: «Каждый член правительства в течение двадцати лет хотел сложить с себя бремя сей укоризны, надлежало, однако же, чтобы кто-нибудь ее нес».

Естественно, неся на себе «бремя сей укоризны», Сперанский вызывал бурю недовольства со стороны консервативной части «высшего света», то есть тех, чьи интересы были затронуты более всего. В итоге была разработана мощная интрига, ставившая целью регулярно сообщать мнительному императору Александру разные дерзкие отзывы, якобы исходившие из уст его первого госсекретаря. Более того, Сперанского стали обвинять в подрыве государственных устоев России, назвали изменником и французским шпионом.

Развязка наступила в марте 1812 года, когда император Александр I объявил «французскому шпиону» о прекращении его служебных полномочий. Тогда же он был отправлен в далекую ссылку, не успев сделать и малой доли того, что намечал.

Современники назвали это «падением Сперанского». На самом же деле произошло не просто падение высокопоставленного сановника, а падение видного либерала-реформатора со всеми вытекающими отсюда последствиями. А жаль, ведь даже граф А. А. Аракчеев, человек обидчивый и весьма ревнивый к царской милости, говорил о Михаиле Михайловиче так: «Будь у меня хоть треть ума Сперанского, я был бы великим человеком!»

Разумеется, реформы Сперанского затрагивали весь бюрократический аппарат России, всех тех, кто использовал государственный бюджет для личного обогащения. Такие люди в России были всегда. Они-то и «убрали» Сперанского.

* * *

После этого Россия вновь приняла обычный для нее вид.

По смете 1812 года расходы на армию и флот были увеличены на 43 млн рублей по сравнению с бюджетом предыдущего года. Как видим, прирост военных расходов России увеличился за год на сумму, равную всему военному бюджету 1807 года.

Общая же расходная часть бюджета на 1812 год выразилась в огромной по тому времени сумме в 342,2 млн рублей .

«Из общей суммы дохода в 337,5 млн рублей расходная часть бюджета планировалась: на армию -122,5 млн рублей и на флот — 14,5 млн рублей . В 1812 году предполагалось, что доход выразится в сумме 287 млн рублей ».

Его коллега П. А. Хромов утверждает:

«Специальные военные расходы на отечественную войну 1812 года равнялись 157 млн рублей ассигнациями».

П. А. Жилин уточняет:

«Из общей суммы бюджета 1810 года 279 млн рублей на военные цели было израсходовано 147,6 млн. В 1811 году из общей суммы бюджета 337,5 млн рублей на военные расходы пошло 137 млн . Общие расходы на войну 1812 года, по самым скромным подсчетам, составили 155 млн рублей ».

Как бы то ни было, последствия такого роста бюджетных расходов были весьма плачевными. Например, курс ассигнаций (бумажных денег) по отношению к серебру снизился до 17 копеек в начале 1812 года. Это привело к расстройству финансовой системы России, бюджетный дефицит которой в 1809 году по сравнению с 1801 годом вырос в 13 раз и составил 157,5 млн рублей .

* * *

Очень быстро шло и укрепление русской армии. По данным генерала М. И. Богдановича, на конец 1810 года она насчитывала — 400 000-420 000 человек с 1552 орудиями. К июню 1812 года число войск было доведено до 480 000 человек с 1600 орудиями.

Формирование столь многочисленной армии не остановило российское правительство: оно пеклось также и о составлении сильных резервов. Высочайшим указом от 16 сентября 1811 года предписан был рекрутский набор, «по 4 человека с 500 душ мужеского пола <…> Сей набор послужил к составлению многочисленных рекрутских депо, расположенных во внутренних губерниях, ближайших к тем, в коих собирались армии».

В конечном итоге все сухопутные силы составили более 500 000 человек регулярных войск. Такого в России не наблюдалось никогда!

* * *

И все же страна к войне оказалась не готова, хотя с 1810 года полным ходом шло перевооружение армии, укрепление западных границ, строительство крепостей, устройство складов боеприпасов, фуража и продовольствия. К сожалению, тяжелое финансовое положение России не дало возможности до конца выполнить эту программу.

Да дело, собственно, было не только и не столько в этом. Главной причиной стало окружение императора Александра, который взял на себя Верховное главнокомандование, несмотря на то, что никогда не служил в действующей армии. Его главная квартира была битком набита знатными бездельниками.

Достаточно назвать такие фамилии, как Армфельд, Вольцоген, Штейн, Паулуччи и т. д. Но, пожалуй, главной проблемой был прусский офицер Фуль, которого военный историк Дэвид Чандлер совершенно справедливо называет «последним по старшинству и по способностям».

Он преподавал Александру основы военного искусства и был у него в большом фаворе.

«Этот генерал из бесславного прусского штаба 1806 года не блистал никакими особенными талантами, но его влияние в качестве военного „серого кардинала“ на царя давало ему несправедливый и незаслуженный вес, и он играл большую роль в определении русской стратегии в 1812 году» .

Об этом человеке известный военный специалист Карл фон Клаузевиц отзывается так:

«Он не знал языка, не знал людей, не знал ни учреждений страны, ни организации войск, у него не было определенной должности, не было никакого подобия авторитета, не было адъютанта, не было канцелярии; он не получал рапортов, донесений, не имел ни малейшей связи ни с Барклаем, ни с кем-либо из других генералов и даже ни разу не сказал с ними ни единого слова. Все, что ему было известно о численности и расположении войск, он узнал лишь от императора; он не располагал ни одним полным боевым расписанием, ни какими-либо документами, постоянно справляться с которыми необходимо при подготовительных мероприятиях к походу. В подаваемых им докладных записках нередко отсутствовали фамилии старших начальников, о которых он хотел говорить, и ему приходилось выходить из положения, расписывая различные должности, занимаемые ими».

Надо было быть полным безумцем, чтобы взять такого человека себе в советники, но император Александр сделал это. А Фуль, в свою очередь, «поступал, как поступают лунатики, о которых рассказывают, что они бродят опасными путями по коньку крыш, пока не будут разбужены и не рухнут с высоты».

В результате под руководством таких «специалистов» в русской армии штабы погрязли в мелочах и волоките. Дробление вооруженных сил наблюдалось повсюду. Самым острым был недостаток вооружения — и по количеству, и по качеству. Слабость промышленной базы, неповоротливость казенных ведомств, безалаберность частных заводчиков срывали выполнение военных заказов. А основная часть офицерского состава была «ленива, малограмотна, не имела нужных навыков и предавалась пьянству и азартным играм».

Программа дисциплины

Тема 1. Первые финансовые вузы Москвы (1919 – 1946)

Экономический подъем в России в начале ХХ в. и высшее финансово-экономическое образование. Рост потребностей в специалистах по финансам для государственных финансовых органов, частном предпринимательстве, городском и земском самоуправлении. Приход к власти большевиков и начало советизации системы образования. Характерные особенности финансово-экономической политики большевиков в начале 1920-х гг. Трудности овладения финансовыми операциями. Финансово-экономические институты в условиях безденежного хозяйства. Совместные усилия Наркоматов финансов, торговли и промышленности и просвещения по созданию первых в истории России финансово-экономических вузов. Реорганизация в 1918 г. Александровского коммерческого училища в Московский промышленно-экономический институт. Создание в 1919 г. Московского финансово-экономического института НКФ РСФСР. Первый ректор МФЭИ – Д.П.Боголепов. Выполнение главной задачи МФЭИ – создание кадров советских финансовых работников для НКФ. Начало идеологизации финансово-экономического образования. Социально-экономический кризис 1920 – 1921 гг. и ухудшение материального обеспечения МПЭИ и МФЭИ. Новая экономическая политика. Проблемы стабилизации денежного обращения, восстановления и развития народного хозяйства. Перестройка преподавания финансово-экономических дисциплин в 1920-е гг. в условиях сочетания командных методов управления экономикой и рыночных механизмов. Подъем деятельности МПЭИ в период нэпа. Ректоры 1920-х гг. – П.И.Шелков, В.И.Вегер. Реорганизация МФЭИ и создание на его основе финансового факультета МПЭИ. Организационные и финансовые ресурсы НКФ – в помощь финансовому факультету МПЭИ. Ведущие руководители Накомфина – преподаватели финансового факультета. Декан факультета – Л.Н.Юровский, один из организаторов денежной реформы периода нэпа. Сотрудничество с финансовым факультетом МПЭИ Н.Д.Кондратьева. «Орабочение» студенческой среды. Создание рабфака. Социалистическая индустриализация. Новые задачи финансово-экономического образования. Реформа высшего образования 1928 – 1929 гг. Переподчинение финансовых вузов от Наркомата просвещения Наркомфину и разукрупнение их. «Чистки» и репрессии 1930-х гг. Финансовый факультет МПЭИ воссоздан в 1930 г. в виде Московского финансово-экономического института. Первый директор МФЭИ – Д.А.Бутков, начальник планово-экономического отдела НКФ. Сотрудники НКФ – преподаватели вуза. Разработка учебных программ и планов, введение практики. Создание специальных кафедр. Развитие рабфака. Создание аспирантуры. Главная задача вуза – подготовка массовых кадров для Наркомфина и его финансовых отделов на местах, Госбанка и его филиалов на территории всего Советского Союза. Студенты МФЭИ. А.Г.Зверев, выдающийся министр финансов СССР. Репрессии против МФЭИ в 1934 г., перевод вуза в Ленинград. Вхождение в состав Ленинградского финансово-экономического института в качестве финансового факультета. Учреждение в 1931 г. Московского учетно-экономического института Госбанка СССР. От ведомственного узкоспециализированного вуза к профильный финансовый институт. Реорганизация МУЭИ в 1934 г. в Московский кредитно-экономический институт. МКЭИ – преемник МФЭИ и МУЭИ. Первый директор МКЭИ – М.И.Шеронов. Обновление учебных программ и планов в соответствии с задачами индустриализации. Создание кафедр. Ученые, внесшие вклад в развитие финансово-экономических научных дисциплин – З.В.Атлас, В.В.Иконников, Н.А.Кипарисов, А.М.Галаган, Н.Н.Любимов, Я.Е.Винер, В.К.Яцунский – преподаватели МКЭИ. Выпуск первых учебников. Создание аспирантуры. Первые аспиранты – М.С.Атлас, С.Б. Барнгольц. Научные дискуссии, как предлог для новых репрессий. 1940 г. переезд МКЭИ в новое здание на Ярославском шоссе. Великая Отечественная война. Перестройка учебной, научной и общественной работы финансово-экономических вузов в соответствии с потребностями фронта. Закрытие ряда вузов, сокращение финансирования, приостановка занятий. Эвакуация ЛФЭИ на Северный Кавказ, а затем в Ташкент. Прекращение деятельности ЛФЭИ на время войны. Новый директор МКЭИ – Д.А.Бутков. Эвакуация в 1941 г. МКЭИ в Саратов. Возобновление учебного процесса в Саратове в начале 1942 г. Организационные и материальные трудности работы МКЭИ в Саратове. Реэвакуация МКЭИ в Москву в 1943 г. Восстановление приема новых студентов в 1943/1944 г. Воссоздание МФЭИ в 1943 г. Воссоздание ЛФЭИ в 1944 г.

Тема 2. Создание МФИ и его развитие в 1946 – 1964 гг.

Советский Союз после Великой Отечественной войны. Восстановление разрушенного войной народного хозяйства. Необходимость расширение кадров для экономики и финансовой системы СССР. Решение Совета Министров СССР и Приказ Министерства высшего образования СССР об объединении МФЭИ и МКЭИ в Московский финансовый институт в 1946 г. Трудности реорганизации МФИ. Роль Д.А.Буткова в организации учебного процесса в МФИ. Первый директор МФИ Н.Н.Ровинский и его вклад в становление вуза. Устав МФИ 1947 г. Структура вуза. Цели и задачи факультетов: Финансово-экономического (ФЭФ), Кредитно-экономического (КЭФ), Учетно-экономического (УЭФ), Международных финансовых отношений (МФО). Вдущие преподаватели МФИ Д.А.Аллахвердян, З.В.Атлас, Г.И.Болдырев, Г.А.Козлов, Н.Н.Любимов, П.П.Маслов, К.Н.Плотников, А.В.Черных и др. Основные направления научных исследований преподавателей МФИ. Работы по написанию учебных пособий и учебников. Обогащение опыта подготовки преподавательских кадров. Начало преподавательской деятельности выпускников аспирантуры Ф.П.Васина, Л.Н.Красавиной, И.В.Левчука П.С.Никольского, Г.И.Раздорского, и др. Организация учебно-методической работы. Контроль над качеством проводимых занятий. Создание научного студенческого общества (НСО), организация кружковой работы на кафедрах. Производственная практика студентов. Шефская помощь кафедр МФИ промышленным предприятиям, финансовым и банковским учреждениям Москвы. Социально-экономические реформы середины 1950-х – 1960-х гг. Обновление работы МФИ. Новый директор В.В.Щербаков. Новые факультеты и кафедры. Переход на новую систему обучения – организация очного, вечернего, заочного отделений. Совершенствование учебно-методической работы. Введение защиты дипломных работ в 1955 г. Успехи и проблемы в организации научной работы: совместные разработки преподавателей МФИ с банками и финансовыми организациями Москвы. Начало работы над комплексными темами. Формы НИРС: НСО, научные кружки, производственная практика, дипломные работы и т. д. Совершенствование материально-технической базы МФИ. Студенческая жизнь, создание Студсовета общежития, избрание студкомов в учебных корпусах, старост в комнатах. Постановка культурно-массовой и спортивной работы.

Тема 3. Экономическая реформа 1965 г. и

обновление деятельности МФИ (1965 – 1984 гг.)

Экономическая реформа 1965 г. и поиск оптимальных форм учебной и научной работы в МФИ. Передача вуза в подчинение союзного Министерства высшего и среднего специального образования в 1966 г. Переход в 1967 г. на 5-летний срок обучения. Создание новых факультетов (МЭО и ПКП) и кафедр. Введение новых учебных планов, учебных дисциплин. Внедрение научной организации в учебный процесс; оснащение учебного процесса ТСО, введение программированных методов обучения. Обновление организации учебно-методической работы. Совершенствование форм преподавания профилирующих финансово-банковских дисциплин; связь науки с практикой, использование в учебном процессе наглядных пособий, внедрение производственной практики, дипломного проектирования. Совершенствование форм педагогического мастерства преподавателей: учебные и научно-методические семинары, конференции, обсуждения текстов лекций и методики проведения семинарских занятий, институт наставничества для молодых преподавателей. Участие ведущих ученых МФИ (В.С. Геращенко, И.Д. Злобин, Д.С. Моляков, Р.Д. Винокур, И.Д. Шер, Г.А. Шварц, В.П. Копняев и др.) в мероприятиях Минфина и Правительства, разработке основных направлений экономической политики. Исследования по хоздоговорным темам. Шефская помощь МФИ: создание экономических школ на заводе «Калибр», в Министерстве автомобильной промышленности, на Московском нефтемаслозаводе, при Дзержинском РК КПСС. Подготовка профессорско-преподавательских кадров. Развитие аспирантуры, вовлечение в научную работу молодых преподавателей – А.Г.Грязновой, О.И.Лаврушина, Т.Г.Семенковой, П.В.Тальминой, В.Н.Юрьева, Б.Е.Ланина, З.П.Ширинской. Создание новых учебников. Работа кафедр общественных наук. Деятельность ФПКП по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава по ключевым финансово-экономическим специальностям. Организация международного сотрудничества. Подготовка кадров из стран социалистического содружества: обмен преподавателями и студентами. Совместная работа преподавателей МФИ и учеными НРБ и ГДР в 1970-х гг. над комплексными темами и учебниками. Развитие межвузовского сотрудничества в 1970-е гг.: совместные научные исследования, подготовка учебников, монографий, обмен учеными для чтения лекций, подготовка аспирантов, научная стажировка, ознакомительно-производственная практика студентов. Первая в истории МФИ Всесоюзная научно-методическая конференция по преподаванию дисциплины «Анализ хозяйственной деятельности» в 1973 г. Начало работы МФИ по координации научно-методической работы вузов страны по финансово-банковским и аналитическим дисциплинам. Новые формы научно-исследовательской работы студентов: участие в работе отраслевой научно-исследовательской лаборатории, разработке комплексных тем, работе в студенческом бюро экономического анализа под руководством С.Б.Барнгольц, проведение предметных олимпиад, участие во всесоюзных конкурсах студенческих научных работ. Воспитательная работа; постановка идейно-политического и патриотического воспитания. Роль общественных организаций в проведении внеаудиторной работы (партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, студсовета, института кураторов). Организация досуга и отдыха студентов и сотрудников института. Культурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа. Устав 1982 г. Изменения в статусе и структуре МФИ. Организация работы МФИ как базового вуза первой категории, осуществляющего подготовку специалистов по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Международные экономические отношения». Кадровый состав МФИ в конце 1970-х – начале 1980-х гг.

Тема 4. МФИ в годы перестройки (1985 – 1991 гг.)

Перестройка в СССР и реформирование вузовского образования. Демократизация отечественной образовательной системы. Новый ректор А.Г.Грязнова и ее вклад в развитие МФИ. Возрастание роли общеинститутских органов управления – Совета института, Совета трудового коллектива (СТК), Ученого совета, ученых советов и СТК факультетов. Принятие Комплексной программы развития и дальнейшего укрепления материально-технической базы института на период до 2000 г. Устав МФИ 1990 г. Создание новых кафедр. Перестройка форм и методов преподавания. Введение новых специализаций, учебных дисциплин, интенсификация учебного процесса. Переход на новые учебные планы, в основе которых: оптимальное соотношение между общеэкономическими, общеобразовательными и специальными предметами. Новации в учебно-методической работе: разработка учебных комплексов для подготовки специалистов разного уровня для финансово-банковских специальностей, реализация принципов непрерывного образования. Акцент на активные формы работы (практические занятия, диспуты, круглые столы), самостоятельную работу студентов. Наращивание темпов компьютеризации. Укрепление связи науки и практики. Введение сквозной учебной и производственной практики на 5-ом курсе обучения; эксперимент по зачислению пятикурсников при прохождении производственной практики в учреждениях банков по месту будущей работы на оплачиваемую должность. Подготовка специалистов без отрыва от производства. Перестройка учебного процесса на вечернем отделении. Успехи в развитии научной работы. Разработка комплексных тем с участием преподаватели из 70 экономических вузов, научно-исследовательских институтов, Минфина, Госбанка, ученых БНР и ГДР. Расширение экспертно-аналитической работы ученых МФИ по осуществлению экономической реформы в СССР. Выпуск монографий, учебников. Создание учебно-методического объединения (УМО) по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». Учебно-методические и научные достижения вуза – основа для приобретения МФИ функций головного вуза: подготовка государственных нормативных документов, новых типовых учебных планов и программ по финансово-банковским специальностям; планирование и подготовка к публикации учебной и учебно-методической литературы для студентов вузов; проведение Всесоюзных научно-методических конференций. Организация послевузовского образования в МФИ. Возрастание роли аспирантуры в повышении эффективности научных исследований. Создание и развитие факультета по подготовке и переподготовке специалистов-финансистов, научно-методического консультационного центра по обобщению и распространению передового опыта предприятий и объединений Москвы в связи с переводом их на полный хозрасчет и самофинансирование. Расширение и углубление международного сотрудничества научно-педагогического коллектива МФИ. Международное признание МФИ как ведущего финансово-экономического вуза. Новый статус института – Государственная финансовая академия в 1991 г. (ГФА). Приоритетные направления научно-исследовательской работы студентов. Участие студентов 3-го курса в проведении Всесоюзной переписи населения 1989 г. Начало проведения ежегодной студенческой «Недели науки». Работа школы молодого лектора. Создание Совета молодых ученых. Воссоздание в 1988 г факультета общественных профессий. Активизация общественной студенческой жизни. Деятельность студенческих стройотрядов (ССО). Локальный комитет самоуправляемой некоммерческой неполитической студенческой организации – Международной ассоциации студентов, изучающих экономику и управление (AIESEC, 1989 г.); молодежный хозрасчетное любительское объединение «Эллипс» (1988 г.), студенческий кооператив «Тренд». Улучшение материально-технической базы вуза. Быт и отдых. Основные направления комплексной программы «Здоровье и быт студентов».

Тема 5. Финакадемия в условиях формирования рыночной экономики

Экономическое и политическое положение суверенной России в начале 1990-х гг. Возрастание потребности в экономистах новой формации и роли финансово-экономических вузов в решении задачи перехода к рыночной экономике. Высокая оценка достижений ГФА руководством РФ. Указ Президента от 7 октября 1992 г. «О мерах по подготовке кадров для обеспечения деятельности финансово-банковской системы». Преобразование Государственной финансовой академии в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. Необходимость развития довузовской подготовки в 1990-е гг. Формирование экономических классов на базе средних школ Москвы. Создание Школы юного экономиста и финансово-экономической школы (1992 – 1993 гг.). Рост эффективности работы преподавателей Академии с абитуриентами, увеличение приема в Академию в 1990-е гг. Дальнейшее развитие системы подготовки кадров. Новые специальности и специализации подготовки финансово-экономических кадров. Создание новых структур в Академии – Институтов страхования, налогов и налогообложения, налоговой полиции, финансового менеджмента, математических методов в экономике и антикризисного управления. Учреждение Международного финансового университета XXI века. Открытие магистратуры. Директора институтов и их роль в развитии образовательной деятельности Финакадемии. Введение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (1996, 2000, 2008 гг.); лицензирование образовательной деятельности, аттестации и аккредитации Финакадемии. Расширение и обновление содержания учебного процесса. Начало реализации образовательных планов многоуровневой подготовки специалистов (бакалавров, дипломированных специалистов, магистров). Демократизация учебного процесса. Новые дисциплины и новые методы обучения: проблемные лекции, деловые и ролевые игры, пресс-конференции и т.д. Совершенствование системы контроля качества обучения: письменная форма экзаменов, тестирование, проверка остаточных знаний. Учебно-методическое обеспечение занятий. Подготовка новых учебников и учебных пособий. Внедрение новых форм подготовки специалистов: отделения дистанционного (заочного) обучения и экстерната. Послевузовское образование. Аспирантура и докторантура. Создание отделения второго высшего образования. Развитие дополнительного образования. Создание Институтов подготовки и повышения квалификации кадров по финансово-банковским специальностям, повышения квалификации преподавателей Государственной службы. Производственная практика и проблемы ее организации. Пополнение бизнес-сообщества выпускниками Академии. Известные выпускники Академии 1990-х гг. – предприниматели, государственные деятели современной России. Развитие телекоммуникаций и компьютеризация учебного процесса. Создание Научно-методического центра компьютеризации обучения. Подключение Финакадемии Интернету. Свободный доступ сотрудников и студентов Академии к Интернет-ресурсам. Организация новых кафедр. Профессорско-преподавательский состав и его виднейшие представители. Интенсификация научно-исследовательской работы, рост объема печатной продукции. Основные направления исследовательской деятельности преподавателей: разработка научно-практических тем, связанных с реформированием страны, консультационно-аналитическая и экспертная работа по вопросам финансово-экономической политики по поручению Правительства и других институтов государственной власти. Трудности развития вузовской науки в связи с сокращением бюджетных ассигнований. Выполнение хоздоговорных тем и продажа продуктов интеллектуального труда. Участие ученых в конкурсах на гранты. Научно-исследовательская работа студентов. Воссоздание НСО. Важнейшие направления международного сотрудничества. Стажировка и организация практик в зарубежных странах. Осуществление совместных научных проектов. Подготовка кадров из числа российских граждан в зарубежных вузах, подготовка Финакадемией специалистов для зарубежных стран. Совершенствование языковой подготовки. Студенческая жизнь. Быт и культурный досуг. Творческие коллективы студентов, участие в общеакадемических конкурсах. Начало деятельности литературно-музыкального салона «В гостях у ректора».

Тема 6. Финакадемия – ведущий вуз в системе современного

российского образования

Дальнейший подъем всех видов деятельности Финакадемии в начале нового тысячелетия. Совершенствование структуры и управления Академией. Избрание в 2006 г. ректором Финансовой академии при Правительстве РФ – М.А.Эскиндарова, Президентом – А.Г.Грязновой. Рост конкуренции в сфере образовательных услуг. Углубление процессов глобализации. Актуализация учебной, научной и организационной работы Академии в связи с присоединением к Болонскому процессу. Принятие в 2007 г. программы дальнейшего комплексного развития Финакадемии «Создание инновационной системы образования для подготовки финансистов – лидеров конкурентной экономики». Создание Эндаумент-фонда Финакадемии. Роль, отводимая ему в развитии научной и образовательной деятельности вуза. Поэтапный переход на многоуровневую систему подготовки кадров. Создание Института делового администрирования и бизнеса с целью реализации программ «МВА – финансы». Деятельность Института повышения квалификации, возникшего на базе ИППК. Начало работы Института управления по подготовке специалистов с высшим образованием. Структурные изменения в Финакадемии – преобразование институтов в факультеты. Создание Международного финансового факультета для реализации международных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров на английском языке и Международной школы бизнеса в системе дополнительного профессионального образования. Усиление языковой подготовки в вузе. Создание центра иностранных языков. Реализация образовательных программ «двойного диплома». Расширение деятельности по реализации задач многоуровневой подготовки специалистов. Создание региональных представительств Финакадемии; Присоединение к Академии Благовещенского, Бузулукского, Звенигородского, Красноярского, Осташковского, Пермского, Ростовского, Уфимского, Кировского, Самарского и Ульяновского финансово-экономических колледжей, преобразование их в филиалы Финакадемии. Создание Факультета довузовской подготовки. Совершенствование профориентационной работы с абитуриентами. Формирование новых кафедр под руководством известных ученых и практиков. Обновление профессорско-преподавательского состава. Развитие научных школ. Работы ученых академии, удостоенные государственных наград, и их авторы. Основные направления научно-исследовательской работы: проблемы построения инновационной национальной экономической системы; модернизация финансово-экономического образования. Вклад ученых Финакадемии в развитие российской науки и экономики. Выпускники Финакадемии – активные участники развития российской и мировой экономики XXI в. Интеграция Академии в мировое научное сообщество. Сотрудничество с зарубежными вузами, финансово-банковскими учреждениями и международными организациями. Развитие научного взаимодействия. Стимулирование притока молодежи в науку, в сферу образования и высоких технологий. Возрождение Совета молодых ученых. Создание условий для развития научно-исследовательской деятельности и содействия профессиональному росту молодых ученых. «Включенное обучение» и языковые стажировки студентов Финакадемии в зарубежных вузах, участие в международных научных мероприятиях молодежи. Создание Международной школы молодых исследователей. Создание отдела воспитательной работы, развитие традиционных и новаторских форм внеаудиторной работы со студентами. Возрождение Студенческого совета. Финакадемия – ведущий вуз в системе современного российского высшего профессионального образования. Стабильно высокий рейтинг Финакадемии среди финансово-экономических вузов России. Перестройка систем образования в эпоху глобализации. Нормативные, организационные и сущностные противоречия этого процесса. Причины возникновения Болонского процесса в Европе, этапы его развития. Побудительные мотивы вступления в Болонский процесс России. Документы, регулирующие Болонский процесс. Болонский процесс: цели, задачи, основные параметры. Позитивные стороны формирования единого образовательного пространства в Европе: гибкость учебного процесса, свобода выбора и мобильность студентов как основные принципы организации высшего профессионального образования в образовательном пространстве Европы. Расширение автономии вузов, сопоставимые квалификации, соизмеримые критерии оценок и качества образования − дополнительные плюсы интеграции европейского образования. Противоречия и трудности Болонского процесса. Противоречивость некоторых его принципов: столкновение интересов национальных и общеевропейской философий, систем и концепций высшего образования; неясность ряда целей и задач. Первый опыт решения этих противоречий в странах Европы. Опыт Финакадемии и других российских вузов в перестройке системы высшего образования в соответствии с рекомендациями интеграционных документов. Международные связи Финакадемии. Учебные и научные направления, формы и перспективы этих связей.

Примерная тематика рефератов:

  1. Взаимосвязь развития народного хозяйства и совершенствование отечественной системы финансово-экономического образования. Предшественники Финансовой академии при Правительстве РФ: становление традиций.
  2. Тенденции финансово-экономической политики российского государства в ХХ в. и обновление структуры и образовательных программ вуза.

    Роль и значение уставов Академии в ее жизни.

    Перестройка в СССР и отличительные особенности деятельности МФИ-ГФА в 1985 – 1991 гг.

    Прошлое и настоящее факультета.

    Выдающиеся выпускники Финакадемии (факультета).

    Наши маяки: лучшие преподаватели и ученые МФЭИ-МФИ-ГФА-ФА.

    Празднование 90-летнего юбилея Академии.

Основная литература

    Болонский процесс: Основополагающие документы. М.: Финансы и статистика, 2006.

    Выпускники Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации/Под ред. А.Г.Грязновой; Сост. С.Л. Анохина, М.А. Эскиндаров. – М.: Финансы и статистика, 2001.

    История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. Колл. авт./Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2000; Изд. 2-е дополненное. М.: Финансы и статистика, 2001.

    История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в лицах. Колл. авт./Под ред. А.Г.Грязновой). М.: Финансы и статистика, 2003.

    История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 60 лет со дня основания МФИ. Колл. авт./Под общ. ред. А.Г.Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2006.

    История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: история и современность. Колл. авт. /Под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М.: Финансы и статистика, 2009.

    Разманова Н.А. Становление коммерческого и финансово-экономического образования в России. (XIX – 20-е годы ХХ века). М., 2002.

Дополнительная литература

    Байденко В.И ., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы //ВОС. 2005.

    Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; Российский новый университет, 2002.

    Болонский процесс и его значение для России: Интеграция высшего образования в Европе/Авт. колл.: К. Пурсиайнен, С.А.Медведев, В.А.Белов, М.Л.Энтин и др. М.: РЕЦЭП, 2005.

    Грязнова А.Г. Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний»//Вестник Финансовой академии. 2004. № 1.

    Военный Финансово-экономический … Исторический очерк о Военном финансово-экономическом факультете (при МФИ). М.: Воениздат, 1988.

    Двадцать лет в строю. УМО вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. Юбилейное издание. М.: «ВивидАрт», 2008.

    Зверев А.Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973.

    Барковский Н.Д. Мемуары банкира (1930 – 1990). М.: 1998.

    Климов В.В. Развитие высшего военного финансового образования//50 лет финансовой службы Советской Армии и Военно-Морского Флота. М.: 1968.

    Разманова Н.А. Дмитрий Петрович Боголепов в Наркомфине в 1917 – 1918 гг.//Вестник Финансовой академии. 2001. № 2.

    Разманова Н.А. Финансово-экономическая политика в первые послеоктябрьские годы и подготовка специальных кадров//Финансы и кредит. 2003. № 13 (127).

    Разманова Н.А. Общественная инициатива торгово-промышленных кругов России и материальное обеспечение коммерческих училищ//Отечественная история. 2004. № 2.

    Российский и зарубежный опыт модернизации системы высшего образования: Сборник научных статей/Под ред. Я.А.Пляйса, Д.А.Силичева. М.: Финакадемия, 2008.

    Современное вузовское образование: российский и зарубежный опыт. материалы методологического семинара/Под ред. Я.А.Пляйса, Д.А.Силичева. М., Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2006.

    Современные образовательные технологии при реализации программ непрерывного образования (колледж-вуз). Сборник научных статей/Под ред. Б.М.Смитиенко, Н.Н.Комиссаровой. М.: Финакадемия, 2008.

    Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. М.: Финакадемия, 2008.

    Трагические судьбы: Репрессированные ученые Академии Наук СССР. М.: Наука, 1995.

    Труды ученых Московского финансового института. Избранное. М.: Финансы и статистика, 1996.

    Чистякова Л.А ., Эскиндаров М.А. Концептуальные основы многоуровневой системы высшего образования в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта. М.: ИНИОН РАН, 1997.

    Эскиндаров М.А. В связи с 90-летием Финансовой академии//Деньги и кредит. 2008. № 9.

Введенное в СССР военное положение существенно изменило соотношение функций государства, обусловила необходимость перестройки форм и методов ее деятельности. В военное время возникла потребность в создании чрезвычайных государственных органов. Одним из таких органов был Государственный комитет обороны. Вся полнота власти - военное, политическое и хозяйственное руководство страной с 30 июня 1941 года сосредотачивалась в руках именно этого органа.

Особенностью работы МКЭИ военного времени стало активное участие преподавателей в перестройке финансово-кредитной системы СССР на военный лад. Они привлекались для консультаций в Государственный комитет обороны, Совет по эвакуации при СНК, Госбанк, Наркомфин, Госплан, наркоматы и ведомства по вопросам изыскания денежных ресурсов для военной промышленности, оказания помощи эвакуированным предприятиям и учреждениям, обеспечения четких расчетов и строжайшего режима экономии, регулирования эмиссии денежных знаков. Эти меры сыграли важную роль в концентрации ресурсов, налаживанию работы фронта и тыла по разгрому врага.

Для германского капитала наша страна, ее богатства были огромным пирогом, который должен был стать призом для них -- победителей. Уже в начале войны 6 июля 1941 г. Гитлер говорил: «В принципе мы должны помнить, что необходимо умело разрезать этот пирог, с тем чтобы мы могли: во-первых, господствовать, во-вторых, управлять, в-третьих, извлекать выгоду» Мельников Д., Черная Л. Преступник номер 1. -- М.: АПН, 1983, -- С.349.. Вряд ли можно еще яснее выразить цель войны и планы в отношении завоеванных земель.

Война потребовала скорейшего пересмотра народно-хозяйственных планов. Для их корректировки привлекались не только партийные, советские и хозяйственные кадры, но ведущие ученые-экономисты. Уже 30 июня 1941 г. мобилизационный народно-хозяйственный план на третий квартал 1941 г. был принят к исполнению СНК СССР. В предельные сроки были разработаны новые военно-хозяйственные планы на четвертый квартал 1941 г. В 1942 году. за эту работу профессор МКЭИ Н.Н. Ровинский приказами Наркомфина дважды награждался денежной премией Финансист № 114/декабрь 2010 . С 1942 г. до февраля 1945 г. Н.Н. Ровинский являлся заместителем начальника Бюджетного управления НКФ СССР.

В 1943-1944 гг. по поручению Политбюро ЦК ВКП выпускник МФЭИ, к тому времени нарком финансов, А.Г. Зверев готовил послевоенную денежную реформу. За свои заслуги в годы Великой Отечественной войны он был награжден орденом Ленина.

Значительная часть преподавателей и студентов МКЭИ ушли на фронт. Многие из них погибли, защищая Родину. Посмертно орденом Ленина была награждена выпускница МКЭИ, кредитный инспектор Волынской конторы Госбанка П.И. Савельева, активно участвовавшая в создании и руководстве местным подпольем. Не подлежавшие призыву сотрудники добровольцами записывались в 13-ю московскую дивизию народного ополчения, которая позже влилась в состав общевойсковых стрелковых соединений. Многие получили правительственные награды. За проявленное мужество были отмечены медалью «За оборону Москвы» Д.А. Бутков, Н.А. Кипарисов, Н.Н. Ровинский, В.В. Щербаков. Финансовый университет помнит и гордится своими преподавателями и студентами военных лет.

МКЭИ, как и другие московские вузы, пережил эвакуацию, объединение, но работу в годы войны не прекращал. Был назначен новый директор - Д.А. Бутков, возглавлявший в начале 1930-х гг. МФЭИ, а в МКЭИ руководивший кафедрой «Деньги, кредит и финансы СССР». Его заместителем стал П.П. Маслов. Началась перестройка учебно-методической работы в связи с переходом на сокращенный трехлетний срок обучения.

В октябре 1941 г. в условиях резкого ухудшения обстановки на фронте занятия в московских вузах прекратились. 3 ноября 1941 г. Госбанк и Всесоюзный комитет по высшей школе издали приказ об эвакуации института в Саратов, где находился подведомственный Госбанку Саратовский кредитно-экономический институт. Занятия в МФЭИ прекратились, здание было закрыто. 25 студентов IV курса двух отделений - расчетов и банковского учета и кредитного - остались в Москве для завершения обучения. Они доучивались в Московском институте народного хозяйства им. Г.В. Плеханова.

В Саратове занятия возобновились в январе 1942 г. Из 17 кафедр, действовавших в МФЭИ перед войной, в Саратове работали 13 кафедр. В условиях эвакуации вуз сохранился как самостоятельный благодаря тому, что большинство преподавателей уехали вместе с ним. Из СКЭИ были привлечены только четыре человека. Большую роль в организации занятий на новом месте сыграл А.П.Поликарпов, руководитель кафедры «Учет». Объединив усилия, коллектив МКЭИ решил главную задачу - обеспечил выпуск студентов IV курса. Председателем Государственной экзаменационной комиссии был назначен К. Пожитнов, а ее членами - Н.Н. Любимов, А.А. Проселков, А.П. Поликарпов и Б.К. Щуров. В апреле 1942 г. были выданы дипломы 27 молодым специалистам.

1942 и 1943 учебные года стали самыми трудными в истории МКЭИ из-за прекратившегося финансирования. Госбанк потребовал от СКЭИ выполнения работ для МКЭИ без дополнительной оплаты, так как «обучение студентов МКЭИ предусмотрено штатным расписанием и сметой Саратовского института». Это грозило существованию МКЭИ как самостоятельного вуза и могло привести к вхождению его в состав СКЭИ, как это произошло с МФЭИ в Ленинграде до войны.

Однако уже в августе 1943 году, после победы под Сталинградом, правительство приняло решение о реэвакуации в столицу учреждений, предприятий и вузов, в том числе и МКЭИ. Новым директором был назначен П.И. Цветков, а его заместителем по учебно-научной работе А.П. Поликарпов. К октябрю 1943 г. Возвращение студентов и преподавателей, возвращение имущества в Москву из других городов было завершено. Были сформированы два самостоятельных курса, и началось обучение студентов на десяти восстановленных кафедрах, возобновила работу аспирантура. Учебная и научная работа ориентировалась на решение задач по восстановлению народного хозяйства. Первокурсники начали получать стипендию. В 1944-1945 гг. в МКЭИ обучалось более 400 студентов и аспирантов. Вновь были введены конкурсные экзамены, от них освобождались только участники войны и школьники, окончившие школу с отличием. Прием шел на все курсы на протяжении обоих семестров - восстанавливались бывшие студенты, демобилизованные по ранению из Красной армии. перестройка преподаватель подготовка военный

Судьба МФЭИ, входившего в виде финансового факультета в состав ЛФЭИ, складывалась во время войны тяжело. По решению правительства оба вуза были эвакуированы на Северный Кавказ в Ессентуки, где 130 молодых специалистов 2 августа 1942 г. получили дипломы. На Кавказ наступали немцы, и вновь вузам пришлось эвакуироваться, теперь уже в Ташкент. Не все преподаватели и студенты успели уехать из Ессентуков, так как 5 августа 1942 г. город был захвачен немцами. В Ташкенте ЛФЭИ организовать работу не смог «из-за больших кадровых потерь» - некому и некого было учить. Преподаватели были разбросаны по стране и нашли работу в районных финансовых органах Ташкента, Самарканда, Куйбышева, Казани, в многочисленных отделениях Госбанка Финансовый университет: прошлое, настоящее, будущее[Электронный ресурс]: .

К концу 1943 г. МФЭИ был возрожден в качестве самостоятельного вуза и через десять лет после переброски МФЭИ в Ленинград вернулся в Москву. Его вновь возглавил Д.А. Бутков, заместителем директора стал Н.Н. Ровинский, ученым секретарем - Л.А. Кадышев.

В первом учебном 1943-1944 году в МФЭИ работали уже около 70 преподавателей. Возрождались кафедры, в первую очередь, профильные: «Финансы СССР», «Денежное обращение и кредит СССР», «Финансы и кредит иностранных государств», «Госбюджет, государственные доходы и госстрахование», «Бухгалтерский учет». Их возглавили известные ученые - З.В. Атлас, В.П. Дьяченко, Н.А. Кипарисов, Г.А. Козлов, Н.Н. Ровинский. В 1944 г. в МФЭИ начала работу аспирантура. Был создан специализированный Ученый совет, в который входили крупные ученые - академики и доктора наук - С.Г. Струмилин, И.А. Трахтенберг, A.M. Панкратова, М.И. Боголепов, З.В. Атлас, В.П. Дьяченко, Н.А. Кипарисов, Н.Н. Любимов. Деятельность Совета заметно повысила роль МФЭИ в подготовке специалистов высшей квалификации, заложила основы для превращения МФЭИ (впоследствии МФИ) в «кузницу» кадров финансистов для государственных учреждений и вузов СССР Финансовый университет: прошлое, настоящее, будущее.