Закрытая система, как это становиться по названию - отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами.

В противоположность закрытой системе, открытая система функционирует благодаря взаимодействию с окружающим миром. Первостепенное значение при этом имеет обмен энергией и информацией с окружающей средой, представленной системами разного калибра.

Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы - это достаточно абстрактные понятия. Даже в сложнейших научных экспериментах и при особых природных обстоятельствах (глубоко в космосе, в центре звезды) достижение абсолютно открытого или закрытого состояния невозможно. Все, что будет сказано ниже, относиться к промежуточным состояниям разной степени выраженности.

Возможны как бы промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система. Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу. Организация, исповедующая принципы - мы сами себе все сделаем, осуществляет взаимодействие с окружающим миром. А СССР, сообщавший всем, какой он открытый, в действительности был гораздо более закрытым. И как и следовало ожидать - развалился.

Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как внутри системы, так и между системами происходит перераспределение энергии, информации и ресурсов. Данные операции обмена в теории систем называются Флуктуации (колебания). Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов.
1. При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью.
2. Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.
3. Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов.



Фактически, зная три этих момента, можно описать все возможные изменения систем. В следующем выпуске я расскажу о системах с обратной связью. Усиливающей и стабилизирующей (или как говорят большинство людей с положительной и отрицательной, что не совсем точно)

Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.
Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы.
Открытая система существует не за счет стабилизации процессов, а за счет постоянного обмена со своим окружением. Особенно за счет обмена энергией и информацией. Гибкое равновесие.
При формировании системы также формируются механизмы саморегуляции, несущие в основе петли обратной связи.
При получении системой излишнего количества информации и/или энергии возможен переход на более высокий уровень организации за счет перетряхивания системы и подключения механизмов саморегуляции и стабилизации.

БИЛЕТ 13

2. Понятие теории физиологического редукционизма (научного материализма), как основной теории среды натуралистических философских теорий, их роль и место в организационном менеджменте.

Среди натуралистических теорий наибольшее признание получили теории: редукционизм, физикализм, физиологический редукционизм (научный материализм), эмерджентный материализм, нативизм и эволюционная теория познания (эволюционная эпистемология).

Физиологический редукционизм (научный материализм ) – направление теоретических и экспериментальных исследований, преимущественно концентрирующееся на вопросах соотношения тела и психики, мозга и сознания.

Сторонники этого направления считают, что явления психической жизни человека и продукты его познавательной деятельности можно объяснить на основе физиологических процессов и состояний, происходящих в человеческом организме.

Научный материализм основывается на результатах исследований мозга человека, его физико – химических и других структур. Наиболее видными философами-теоретиками этого направления были Д. Армстронг и Г. Фейгль. Физиологический редукционизм служит методологической основой большинства теорий научения. Поэтому, среда – инстинкт – безусловный рефлекс – нужда являются теми элементами процесса побуждения человека к деятельности, посредством которых осуществляется биологическая мотивация.

В настоящее время большее распространение имеют менее жесткие варианты научного материализма. Одним из них является эмерджентный материализм, соглашающийся с относительной зависимостью психических процессов от мозговых и физиологических.

На Западе более яркими представителями этой теории являются Д. Девидсон, Дж. Фодор, М. Бунге и лауреат Нобелевской премии за открытие межполушарной асимметрии мозга Р. У. Сперри, а в отечественной философской науке - В. С. Тюхтин и Д. И. Дубровский.

3. Ситуационный подход, его сущность и место в методологии исследования теории организации и организационного поведения.

Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побу­дительным мотивом к проведению анализа являются конкретные ситуации. При таком подходе система управления организацией и организационным поведением в зависимости от характера ситуаций может менять любую из своих характеристик.

Объектами анализа в данном случае могут быть:

¾ структура управления организацией и организационным поведением в зависимости от ситуации и на основа­нии проведенных объемных расчетов выбирается структура управ­ления с преобладанием либо вертикальных, либо горизонтальных связей;

¾ методы управления организационным поведением;

¾ стиль руководства: в зависимости от профессионализма, чис­ленности и личностных качеств сотрудников выбирается тот или иной стиль руководства;

¾ внешняя и внутренняя среда организации;

¾ стратегия развития организации и повышения результативно­сти организационного поведения;

¾ технологические особенности производственного процесса и их влияние на управление организацией и организационным поведением.

Ситуация – это комплексное целое, множество стимулов, событий, объектов, людей, эмоций в конкретный момент для опре­деленного контекста.

Для анализа ситуаций и выработки управлен­ческих решений по управлению организацией и организационным поведением, следует учитывать большое количество разных фактов, характеристик и аспек­тов, в том числе:

¾ руководство: навыки, знания, стиль, стандарты, властная осно­ва, взаимоотношения, союзы и объединения;

¾ отношения групп: размер, возраст, сплоченность, цели, взаимоотношения, лидер, задачи, история отношений, ценности;

¾ системы и структуры управления: административная система, система контроля, система поощрений, организационная структу­ра, норма управляемости;

¾ физическая среда: местоположение, длительность смен, без­опасность труда, условия работы и организация рабочего места;

¾ экономическая среда: экономика, конкуренция, финансовые ресурсы;

¾ технологическая среда: условия производства, тип технологии, сырье, состояние технологического оборудования;

¾ личность: личные качества, профессиональная пригод­ность, опыт, уровень профессиональной компетентности, воз­раст, «Я – концепция» и ее элементы.

4. Функциональные области внутренней и внешней среды организации, формирующие микровнешнюю среду организации

Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних
факторов организации, которые определяют процессы ее жизнеде­ятельности.

Внешняя среда включает все силы и структуры, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической дея­тельности. Она неоднородна и дифференцирована по силе, пе­риодичности, характеру влияния на организацию. Во внешней среде выделяют микровнешнюю среду - среду непосредственного окруже­ния и макроокружение - среду косвенного воздействия.

Микровнешняя среда включает в себя совокупность субъектов и факторов, непосредственно воздействующих на воз­можность предприятия обслуживать своих потребителей (конку­ренты, поставщики, посредники, клиенты и т.д.). Микровнешняя среда и внутренняя среда фирмы образуют микросреду.

Под макровнешней средой (или макросредой ) функциониро­вания фирмы понимают совокупность общественных и природных факторов, воздействующих на все субъекты микросреды (полити­ческие, социально – экономические, правовые и т.д.).

Как бы ни относилось руководство организации к таким условиям внешней среды, как, например, политическая нестабильность и отсутствие разработанной правовой базы, изменить их непосредственным образом оно не может, а скорее должно адапти­роваться к этим условиям. Однако иногда организация придерживается более активной позиции, реализуя свое стремление воздействовать на внешнюю среду. В этом случае речь идет, прежде всего; о воздействии на микровнешнюю среду в целях изменения общественного мнения о деятельности организации, установления более тесных отношений с поставщиками и покупателями и т.д. Группы фирм, организаций или отдельных лиц, образующие микровнешнюю среду фирмы, имеют с ней непосредственные связи или прямое отношение к обеспечению ее успешной деятельности. К ним прежде всего относят потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников, контактные аудитории. Потребители обычно имеют свои предпочтения и выбирают товары известных фирм. Однако, поведение как индивидуального потребителя, так и организованного, подвержено влиянию. Потребитель независим в своем выборе, но можно повлиять и на его мотивацию, и на поведение, если предлагаемое изделие или услуга рассчитаны на удовлетворение его нужд и ожиданий.

Фирма может воздействовать на потребителей, предлагая им более совершенную по сравнению с конкурентами продукцию по более низким ценам, активно продвигая свой товар. При этом продавец способен обеспечить привлекательные для покупателя условия приобретения продукции.

Билет №14

1. Понятие теории нативизма, как основной теории среды натуралистических философских теорий, их роль и место в организационном менеджменте.

Нативизм - теория, согласно которой человеку присущи независимые от опыта врожденные идеи, с помощью которых он познает мир. Она исходит из следующих утверждений: мозг человека от рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки и способности человека являются генетически врожденными. Сторонниками нативизма являются 3. Фрейд, K. Г. Юнг, Н. Хомский, Е. Уилсон.

На этой методологической основе, 3. Фрейд, к примеру, вывел теорию психоанализа и психодинамическую тео­рию личности, базовыми элементами которых являются:

Структура личности: Оно, Я, Сверх–Я, бессознательное, предсознательное и сознательное;

Динамические аспекты личности основаны на инстинктах, тревоге и механизмах защиты;

Неосознанные бессознательные мотивы в большей степени влияют на поведение человека, чем сознательное мышление;

О подсознании человека можно судить по содержанию его снов;

Человек сам не может полностью объяснить свои поступки, так как они в большей степени бессознательны.

Психодинамическая теория личности и теория психоанализа Фрейда являются одним из теоретических оснований для разработки технологий мотивации при управлении организационным поведением персонала в процессе организационных изменений. В содержательных теориях мотивации они служат исходной базой для выбора механизмов мотивации, направленных на удовлетворение первичных потребностей человека.

2. Маркетинговый подход, его сущность и место в методологии исследования теории организации и организационного поведения.

Маркетинговый подход предполагает проектирование организации и организационного поведения на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью является ориентация управления организацией на потребителя при решении любых задач.

Реализация поставленной цели требует, прежде всего, совершенствования деловой стратегии организации, главная задача которой - обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.

Маркетинговый подход позволяет выявить эти конкурентные преимущества и факторы, их определяющие, а также обеспечить организацию всей необходимой информацией, знание которой позволит ей так организовать управление, чтобы надолго удержать и сохранить свои конкурентные позиции.

3. Организационная культура, ее понятие и взаимосвязь с культурой общества, управленческой ориентацией руководителя организации.

В настоящее время большинство организаций придают важное значение развитию своей организационной культуры. С одной стороны , организация в своей деятельности должна считаться с социальными культурными ценностями, обусловленными мировоззрением работающих в ней людей, их образом мышления в оценке того или иного поведения, предпочтениями в отношении стиля управления и др. С другой стороны , организация сама создает свою шкалу ценностей и определенную культуру поведения. Культура поведения организации представляет собой свод правил, ритуалов, символов, выражающих дух организации и дающих необходимую информацию о поведении ее членам.

Организационная культура - это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации.

Показатель индивидуальности оценивает степень однородности организации и степень ее индивидуальности. Он определяется с учетом 4 факторов. Первый фактор заключается в том, что люди развивают свою систему ценностей в целях приспособления к различным типам организаций, существующих в обществе. Второй фактор связан с процессом отбора, в результате которого выявляются те, кто не подходит данной организации. Третий фактор связан с системой вознаграждения в организации, направлен на усиление и поддержку определенного стиля поведения и взаимоотношений. Четвертый фактор отражает то, что при продвижении по службе учитываются не только профессиональные, но и личные качества сотрудника.

Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации.

Под факторами внешней среды в данном случае понимают факторы, неконтролируемые организацией, такие как природные условия или исторические события, повлиявшие на развитие общества.

Общественные ценности и национальная культура страны также оказывают влияние на организационную культуру компаний (преобладающие в обществе убеждения и ценности, такие как свобода личности, человеколюбие, уважение и доверие властям, нацеленность на активную жизненную позицию и т.д.).

Третий источник организационной культуры - внутренняя среда самой организации. Основными факторами внутренней среды являются:

Развитие и уровень используемых технологий;

Уровень квалификации персонала;

Система сформировавшихся в компании ценностей;

Уровень производственного потенциала и т.д.

К специфическим факторам организации относится и отрасль, в которой работает компания. Фирмы, принадлежащие к одной отрасли, функционируют в одной конкурентной среде и удовлетворяют одни и те же потребности покупателей.

Важную роль в формировании организационной культуры играют выдающиеся личности и важные события в истории компании. Критические события в истории организации также влияют на верования и ценности сотрудников, меняют отношение к компании собственных сотрудников, конкурентов, потребителей.


В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит именно системный подход, согласно которому любой объект материального мира может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целое. Для обозначения этой целостности в науке выработано понятие системы.

Под системой понимают внутреннее (или внешнее) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, проявляющее себя как нечто единое по отношению к другим объектам или внешним условиям.

Степень взаимодействия частей системы друг с другом может быть различной. Кроме того, любой предмет или явление окружающего мира, с одной стороны, может входить в состав более крупных и масштабных систем, а с другой стороны - сам являться системой, состоящей из мелких элементов и составных частей. Все предметы и явления окружающего нас мира могут изучаться и как элементы систем, и как целостные системы, а системность является свойством мира, в котором мы живем.

В данной работе было также уделено внимание проблемам экологии. Человек является частью биосферы. Все необходимое для жизни - воду, пищу, значительную часть энергии и строительного материала своих органов - он получает из биосферы. В биосферу человек сбрасывает отходы своей жизнедеятельности. Долгое время природа перерабатывала эти отходы и сохраняла свое равновесие. Однако в последнее столетие вмешательство человека в природные процессы стало не только слишком сильным, но чрезмерным. В этой связи проблемы экологии стали первоочередной задачей всего человечества, которую еще предстоит решить.

Третьим вопросом данной работы являются основные уровни иерархии биологических систем.

Открытые и замкнутые системы, активность и обмен

Строение системы

Рассматривая строение системы, в ней можно выделить следующие компоненты: подсистемы и части (элементы). Подсистемы являются крупными частями систем, обладающими самостоятельностью. Разница между элементами и подсистемами достаточно условна, если отвлечься от их размера. В качестве примера можно привести человеческий организм, безусловно, являющийся системой. Его подсистемами являются нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная и другие системы. В свою очередь, они состоят из отдельных органов и тканей, которые являются элементами человеческого организма. Но мы можем рассматривать в качестве самостоятельных систем выделенные нами подсистемы, в таком случае подсистемами будут органы и ткани, а элементами системы - клетки.

Таким образом, системы, подсистемы и элементы находятся в отношениях иерархического соподчинения.

Классификация систем

В рамках системного подхода была создана общая теория систем, которая сформулировала принципы, общие для самых различных областей знания. Она начинается с классификации систем и дается по нескольким основаниям.

В зависимости от структуры системы делятся на дискретные, жесткие и централизованные. Дискретные (корпускулярные) системы состоят из подобных друг другу элементов, не связанных между собой непосредственно, а объединенных только общим отношением к окружающей среде, поэтому потеря нескольких элементов не наносит ущерба целостности системы.

Жесткие системы отличаются повышенной организованностью, поэтому удаление даже одного элемента приводит к гибели всей системы.

Централизованные системы имеют одно основное звено, которое, находясь в центре системы, связывает все остальные элементы и управляет ими.

По типу взаимодействия с окружающей средой все системы делятся на открытые и закрытые .

Открытыми являются системы реального мира, обязательно обменивающиеся веществом, энергией или информацией с окружающей средой.

Закрытые системы не обмениваются ни веществом, ни энергией, ни информацией с окружающей средой. Это понятие является абстракцией высокого уровня и, хотя существует в науке, реально не существует, так как в действительности никакая система не может быть полностью изолирована от воздействия других систем. Поэтому все известные в мире системы являются открытыми.

По составу системы можно разделить на материальные и идеальные. К материальным относится большинство органических, неорганических и социальных систем (физические, химические, биологические, геологические, экологические, социальные системы). Также среди материальных систем можно выделить искусственные технические и технологические системы, созданные человеком для удовлетворения своих потребностей.

Идеальные системы представляют собой отражение материальных систем в человеческом и общественном сознании. Примером идеальной системы является наука, которая с помощью законов и теорий описывает реальные материальные системы, существующие в природе.

Проблемы экологии

По представлениям биологов, в природе действует «правило 10%», согласно которому она в экстремальных ситуациях способна выдержать десятикратную нагрузку по сравнению с обычной. Человек своим воздействием на природу вплотную подошел к этому рубежу, и поэтому, сегодня среди прочих глобальных проблем человечества возникла глобальная экологическая проблема сохранения жизни на Земле.

Симптомом современного экологического кризиса является нарушение биотического круговорота вещества - человек стремится взять из природы как можно больше, забывая, что ничто не дается даром. Ведь глобальная экосистема - это единое целое, в рамках которой ничто не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеком, должно быть рано или поздно возмещено.

Не учитывая эту аксиому, человек разомкнул существовавшие миллионы лет биотические круговороты и вызвал антропогенное выпадение химических элементов. Так, в доисторический период в почвах Земли было 2000 млрд. т углерода, в конце 1970-х гг. - 1477 млрд. т, т. е. в год в среднем теряется 4, 5 млрд. т углерода. Причем эти потери существуют в виде таких отходов, которые природа переработать не может. Постоянно растет потребление человеком энергии. Сегодня оно достигло 0, 2% всей солнечной энергии, падающей на Землю. Это сопоставимо с энергией всех земных рек и годовой энергией фотосинтеза. Результат - усиление загрязнения и нарушение термодинамического равновесия биосферы. В настоящее время оно проявляется в глобальном потеплении, которое может привести к повышению уровня Мирового океана, нарушению переноса влаги между морем и сушей, сдвигу климатических поясов, т. е. к глобальному изменению климата.

Еще один признак экологического кризиса - истощение ресурсов редуцентов и продуцентов. Сокращается биомасса микроорганизмов. Вследствие этого, а также в результате роста отходов человека нет достаточного уровня самоочищения среды жизни. Более того, возникают негативные для биосферы и опасные для человека новые формы микроорганизмов, причем некоторые формы создает сам человек.

Уже в конце 1980-х гг. под угрозой исчезновения было 10% всего видового состава растений. Растительная биомасса снизилась более чем на 7%, объем фотосинтеза сократился на 20%. Как считают некоторые ученые, за время существования человека живое вещество в целом потеряло до 90% генного разнообразия.

Это то, что человек принес природе. Но ведь человек по-прежнему остается частью природы, частью биосферы Земли. Поэтому негативные последствия глобального экологического кризиса становятся все заметнее и для него, природа отвечает человеку.

Прежде всего, во весь рост встает знаменитая проблема Мальтуса, сформулированная им еще в конце ХVIII в. , - проблема несоответствия растущих потребностей увеличивающегося в геометрической прогрессии человечества и уменьшающихся запасов ресурсов оскудевающей планеты (их производство растет в арифметической прогрессии). Как страшный кошмар перед человечеством вырисовывается перспектива неминуемого исчерпания запасов угля, нефти и газа. Продолжает уменьшаться продуктивность биоты Мирового океана, плодородие почв, большое количество плодородных земель выводится из обращения городской застройкой и промышленным строительством, растут свалки. В некоторых районах земного шара деградация природной среды видна отчетливо и приобретает характер катастрофы. Отбросы собственной жизнедеятельности душат человечество.

Помимо этой, очень серьезной проблемы, человечество вскоре столкнется еще с одной угрозой своему существованию. Это нарастающая интенсивность мутагенеза и рост генетической неполноценности человечества. Показатели этих процессов опасно возрастают. Какое-то количество неполноценных детей всегда присутствует среди новорожденных - это цена генетического разнообразия. В былые времена такие дети чаще всего погибали или, во всяком случае, не могли оставлять потомства. Благодаря успехам современной медицины эти дети сегодня не только выживают, но многие из них дают потомство, тоже неполноценное. Это и приводит к непрерывному не только абсолютному, но и относительному росту числа людей с генетическими отклонениями. Таким образом, отбор не может справиться с интенсивным потоком «искусственных» мутаций, возникающих под влиянием концентрированных мутагенных отходов - тяжелых химических элементов и соединений, а также радиации. Иначе говоря, без кардинальных изменений условий жизни человека генетическая деградация вида Homo sapiens неизбежна.

Если генетическая патология - проблема, которую будут решать наши потомки, то появление новых вирусных заболеваний угрожает человечеству уже сейчас. Их появление связано с антропогенным загрязнением окружающей среды. Среди них вирус иммунодефицита человека, не поддающийся пока лечению. Появление новых вирусов ученые объясняют тем, что уничтожение одних возбудителей болезней освобождает экологические ниши для новых организмов. Кроме того, высокая численность и плотность населения, интенсивные контакты делают чрезвычайно вероятными массовые заражения и эпидемии.

Все более серьезной проблемой становится рост нервно-психических заболеваний. Число больных неврозами за последние сорок лет выросло в 24 раза. Причина этого - в самом человеке. Ведь в городах мы ведем очень интенсивную трудовую деятельность, испытываем многочисленные стрессы, а загрязненная окружающая среда провоцирует нервные срывы.

Итак, современная ситуация может быть оценена как глобальный экологический кризис, у которого существуют две стороны кризис природы и кризис человека, причем оба они углубляются и расширяются. В результате перед нами встает грозная проблема, которая не обсуждается даже специалистами, проблема потери возможной устойчивости (стабильности) биосферы как целостной системы, частью которой является человечество. Результатом потери стабильности нынешнего квазиравновесного состояния будет переход биосферы, как всякой нелинейной системы, в новое, неведомое нам состояние, в котором человеку может не оказаться места.

Биосфера обладает колоссальной способностью к самоочищению. К сожалению, эта способность природы не безгранична. Антропогенное воздействие на природу поставило под угрозу нормальное осуществление присущих ей биотических процессов, нарушили равновесное состояние биосферы. Антропогенная нагрузка на окружающую природную среду достигла сегодня таких масштабов, что привела к глобальному экологическому кризису. Многие ученые считают, что мы стоим на грани настоящей катастрофы, так как порог устойчивости биосферы превзойден уже в 5-7 раз.

Учеными определен индекс антропогенной нагрузки, позволяющий оценить разрушительное воздействие разных стран на природу. Этот индекс показывает, что в разрушение биосферы наибольшую долю вносят высокоразвитые и густонаселенные страны мира - Япония, Германия, Великобритания. Если индекс антропогенной нагрузки всего мира оценивается в единицу, то у названных стран он больше в 10-15 раз. Индекс антропогенной нагрузки России - 0, 85.

Биосфера является сложной нелинейной системой. Если такая система теряет стабильность, то начинается ее необратимый переход в некое квазистабильное состояние. И более чем вероятно, что в этом новом состоянии параметры биосферы окажутся неподходящими для жизни человека, а может быть, и жизни вообще.



Система – совокупность взаимосвязанных действующих элементов, организованная для определенной цели и по отношению к внешней окружающей среде. Признаками системы являются: - совокупность составляющих ее элементов;

Единство главной цели для всех элементов – системообразущий фактор;

Наличие связи между ними – условие формирования системы;

Целостность и единство элементов;

Наличие структуры и иерархичности элементов;

Относительная самостоятельность элементов – каждый из них сам обладает свойствами

системы; - наличие входов, выходов, контроля и управления элементами.

Свойствами системы являются:

Свойство взаимосвязанности элементов системы – система образуется только в результате связи между элементами совокупности. От наличия этой связи зависит возникновение системного эффекта – изменение общей эффективности взаимосвязанных элементов. Качество связи определяет увеличение или уменьшение результата. Эффективность простой суммы несвязанных эле-ментов невысока;

Свойство эмерджентности: потенциал системы может быть большим, равным или меньшим суммы потенциалов составляющих его элементов, что определяется характером связи элементов;

Свойство самосохранения – система стремится сохранить свою структуру неизменной при наличии трансформирующих воздействий;

Свойство организационной целостности – система как дифференцированное целое имеет потребность в структурировании, координации и управлении для сохранения своей целостности.

Закрытая система не зависит от окружающей среды, отделена от нее и не взаимодействует с ней – это самодостаточное целое.

Открытая система находится в постоянном взаимодействии и обмене с внешней средой, от которой зависит ее функционирование. Она способна приспосабливаться к изменившимся внешним условиям своего существования, изменяя свою структуру.

Однако различие между закрытыми и открытыми системами носит, скорее, количественный характер, чем качественный. Любая система является отчасти закрытой, отчасти открытой, и вопрос заключается в том, насколько велика роль внешней среды в функционировании конкретной системы. Открытые системы способны к самоуправлению, адаптации и развитию, благодаря таким свойствам, как гомеостазис и управление посредством обратной связи.

Традиционная метафора организации как военной/механической бюрократии является моделью закрытой системы, потому что окружающая среда в ней рассматривается как данность, ее влияние на функционирование организации игнорировалось. В противоположность этому подходу метафоры организации как биологической или когнитивной системы подчеркивают ее взаимодействие с окружением. Эти модели основываются на подходе открытых систем. Внимательное рассмотрение этих трех метафор обеспечит понимание организаций и того, как они функционируют. Каждая точка зрения привносит что-то свое в это понимание. Дополнительная информация Различаются системы открытые и закрытые. Понятие закрытой системы порождено физическими науками. Здесь понимается, что система является самосдерживаемой. Ее главная характеристика в том, что она существенно игнорирует эффект внешнего воздействия. Совершенной системой закрытого типа была бы та, которая не принимает энергии от внешних источников и не дает энергию своему внешнему окружению.

Закрытая организационная система имеет малую применяемость.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы -- знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы -- это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование Доблаев В.Л. Теория организации. М.: Наука, 1995. С. 76..

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют -- какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Рис. 2 представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.

Входы Преобразования Выходы

Рис. 2. Организация - открытая система.

Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.

Гомеостат - модель живого организма, имитирующая его способность поддерживать некоторые величины в физиологически допустимых пределах, т.е. приспосабливаться к условиями окружающей среды.

Живой организм - это сложная система, состоящая из взаимосвязанных органов и тканей. Но почему говорят, что организм - это открытая система ? Для открытых систем характерен обмен чем-либо с внешней для них средой. Это может быть обмен веществом, энергией, информацией. И всем этим живые организмы обмениваются с внешним для них миром. Хотя слово «обмен» более уместно заменить на слово «поток», так как в организм входят одни вещества и энергия, а выходят другие.

Энергия поглощается живыми организмами в одной форме (растениями - в виде солнечного излучения, животными - в химических связях органических соединений), а выделяется в окружающую среду в другой (тепловой). Так как организм получает извне энергию и выделяет ее, то он является открытой системой.

У гетеротрофных организмов энергия поглощается вместе с веществами (в которых она заключена) в результате питания. Далее в процессе метаболизма (обмена веществ внутри организма) одни вещества расщепляются, а другие синтезируются. При химических реакциях выделяется энергия (идущая на различные процессы жизнедеятельности) и поглощается энергия (идущая на синтез необходимых органических веществ). Ненужные организму вещества и образовавшаяся тепловая энергия (которую уже нельзя использовать) выделяются в окружающую среду.

Автотрофы (в основном растения) поглощают в качестве энергии световые лучи в определенном диапазоне, а в качестве исходных веществ ими поглощается вода, углекислый газ, различные минеральные соли, кислород. Используя энергию и эти минеральные вещества, растения в результате процесса фотосинтеза осуществляют первичный синтез органических веществ. При этом лучистая энергия сохраняется в химических связях. У растений нет выделительной системы. Однако они выделяют вещества своей поверхностью (газы), сбрасывая листву (удаляются вредные органические и минеральные вещества) и др. Таким образом, растения как живые организмы тоже являются открытыми системами. Они выделяют и поглощают вещества.

Живые организмы живут в характерной для них среде обитания. При этом, чтобы выжить, они должны приспосабливаться к среде, реагировать не ее изменения, искать пищу и избегать угрозу. В результате в процессе эволюции у животных выработались специальные рецепторы, органы чувств, нервная система, которые позволяют получать из внешней среды информацию, обрабатывать ее и реагировать, т. е. воздействовать на среду. Таким образом, можно сказать, что у организмов происходит обмен информацией с внешней обитания. То есть организм - открытая информационная система.

Растения тоже реагируют на воздействия внешней среды (например, закрывают устьица на солнце, поворачивают листья к свету и др.). У растений, примитивных животных и грибов регуляция осуществляется только химическим путем (гуморальным). У животных, имеющих нервную систему, есть оба способа саморегуляции (нервный и с помощью гормонов).

Одноклеточные организмы также являются открытыми системами. Они питаются и выделяют вещества, реагируют на внешние воздействия. Однако в их организме-системе функции органов по-сути выполняют клеточные органеллы.