На рубеже XIX-XX вв. были выявлены пределы применимости классической механики (см. раздел «Ограничения применимости классической механики» в конце статьи). Выяснилось, что она даёт исключительно точные результаты, но только в тех случаях, когда она применяется к телам, скорости которых много меньше скорости света , а размеры значительно превышают размеры атомов и молекул и при расстояниях или условиях, когда скорость распространения гравитации можно считать бесконечной (обобщением классической механики на тела, двигающиеся с произвольной скоростью, является релятивистская механика , а на тела, размеры которых сравнимы с атомными - квантовая механика ; квантовые релятивистские эффекты рассматриваются квантовой теорией поля).

Тем не менее, классическая механика сохраняет своё значение, поскольку она:

  1. Намного проще в понимании и использовании, чем остальные теории.
  2. В обширном диапазоне достаточно хорошо описывает реальность.

Классическую механику можно использовать для описания движения очень широкого класса физических объектов: и обыденных объектов макромира (таких, как волчок и бейсбольный мяч), и объектов астрономических размеров (таких, как планеты и звёзды), и многих микроскопических объектов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лекция 1. | 8.01 Физика I: Классическая механика, осень 1999

    ✪ Квантовая механика 1 - Несостоятельность классической физики

    ✪ Физика - первый и второй законы Ньютона

    ✪ Механика - Основные понятия механики

    ✪ Механика. Законы Ньютона. Силы

    Субтитры

Основные понятия

Классическая механика оперирует несколькими основными понятиями и моделями. Среди них следует выделить:

  • Пространство . Считается, что движение тел происходит в пространстве, являющимся евклидовым , абсолютным (не зависит от наблюдателя), однородным (две любые точки пространства неотличимы) и изотропным (два любых направления в пространстве неотличимы).
  • Время - фундаментальное понятие, постулируемое в классической механике. Считается, что время является абсолютным, однородным и изотропным (уравнения классической механики не зависят от направления течения времени).
  • Система отсчёта состоит из тела отсчёта (некоего тела, реального или воображаемого, относительно которого рассматривается движение механической системы), прибора для измерения времени и системы координат .
  • Масса - мера инертности тел.
  • Материальная точка - модель объекта, имеющего массу, размерами которого в решаемой задаче пренебрегают . Тела ненулевого размера могут испытывать сложные движения, поскольку может меняться их внутренняя конфигурация (например, тело может вращаться или деформироваться). Тем не менее, в определённых случаях к подобным телам применимы результаты, полученные для материальных точек, если рассматривать такие тела, как совокупности большого количества взаимодействующих материальных точек. Материальные точки в кинематике и динамике обычно описывают следующими величинами:
    • Радиус-вектор r → {\displaystyle {\vec {r}}} - вектор, проведённый из начала координат в ту точку пространства, которая служит текущим положением материальной точки
    • Скорость - вектор, характеризующий изменение положения материальной точки со временем и определяемый как производная радиус-вектора по времени : v → = d r → d t {\displaystyle {\vec {v}}={\frac {d{\vec {r}}}{dt}}}
    • Ускорение - вектор, характеризующий изменение скорости материальной точки со временем и определяемый как производная скорости по времени : a → = d v → d t = d 2 r → d t 2 {\displaystyle {\vec {a}}={\frac {d{\vec {v}}}{dt}}={\frac {d^{2}{\vec {r}}}{dt^{2}}}}
    • Масса - мера инертности материальной точки; полагается постоянной во времени и независящей от каких-либо особенностей движения материальной точки и её взаимодействия с другими телами .
    • Импульс (иное название - количество движения) - векторная физическая величина, равная произведению массы материальной точки на её скорость : p → = m v → . {\displaystyle {\vec {p}}=m{\vec {v}}.}
    • Кинетическая энергия - энергия движения материальной точки, определяемая как половина произведения массы тела на квадрат её скорости : T = m v 2 2 . {\displaystyle T={\frac {mv^{2}}{2}}.} или T = p 2 2 m . {\displaystyle T={\frac {p^{2}}{2m}}.}
    • Сила - векторная физическая величина, являющаяся мерой интенсивности воздействия на данное тело других тел, а также физических полей . Представляет собой функцию координат и скорости материальной точки, определяющую производную её импульса по времени .
    • Если работа силы не зависит от вида траектории, по которой двигалось тело, а определяется только его начальным и конечным положениями, то такая сила называется потенциальной . Взаимодействие, происходящее посредством потенциальных сил, может описываться потенциальной энергией . По определению, потенциальной энергией называется функция координат тела U (r →) {\displaystyle U({\vec {r}})} такая, что сила, действующая на тело равна градиенту от этой функции, взятому с обратным знаком: F → = − ∇ U (r →) . {\displaystyle {\vec {F}}=-\nabla U({\vec {r}}).}

Основные законы

Принцип относительности Галилея

Основным принципом, на котором базируется классическая механика, является принцип относительности, сформулированный Г. Галилеем на основе эмпирических наблюдений. Согласно этому принципу существует бесконечно много систем отсчёта, в которых свободное тело покоится или движется с постоянной по модулю и направлению скоростью. Эти системы отсчёта называются инерциальными и движутся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. Во всех инерциальных системах отсчёта свойства пространства и времени одинаковы, и все процессы в механических системах подчиняются одинаковым законам. Этот принцип можно также сформулировать как отсутствие абсолютных систем отсчёта, то есть систем отсчёта, каким-либо образом выделенных относительно других .

Законы Ньютона

Основой классической механики являются три закона Ньютона (формулируя данные законы, Ньютон применял термин «тело», хотя фактически речь в них идёт о материальных точках).

Второго закона Ньютона недостаточно для описания движения частицы. Дополнительно требуется описание силы F → {\displaystyle {\vec {F}}} , полученное из рассмотрения сущности физического взаимодействия, в котором участвует тело.

Закон сохранения энергии

Закон сохранения энергии является следствием законов Ньютона для замкнутых консервативных систем (то есть систем, в которых действует только консервативные силы). Фундаментальной основой данного закона служит свойство однородности времени , причём взаимосвязь закона сохранения энергии и данного свойства снова выражается теоремой Нётер .

Распространение на протяжённые тела

Классическая механика также включает в себя описание сложных движений протяжённых неточечных объектов. Распространение законов ньютоновой механики на такие объектов было в основном заслугой Эйлера . Современная формулировка законов Эйлера также использует аппарат трёхмерных векторов.

Приведенные выше выражения для импульса и кинетической энергии действительны только при отсутствии значительного электромагнитного вклада. В электромагнетизме второй закон Ньютона для провода с током нарушается, если не учитывать вклад электромагнитного поля в импульс системы; такой вклад выражается через вектор Пойнтинга , поделённый на c 2 , где c - это скорость света в свободном пространстве.

История

Античность

Классическая механика зародилась в древности главным образом в связи с проблемами, которые возникали при строительстве . Первым из разделов механики, получившим развитие, стала статика , основы которой были заложены в работах Архимеда в III веке до н. э. Им были сформулированы правило рычага , теорема о сложении параллельных сил , введено понятие центра тяжести , заложены основы гидростатики (сила Архимеда).

Средние века

Новое время

XVII век

Заложение основ классической механики завершилось работами Исаака Ньютона , сформулировавшего в наиболее общей форме законы механики и открывшего закон всемирного тяготения . Им же в 1684 году был установлен закон вязкого трения в жидкостях и газах.

Также в XVII веке в 1660 году был сформулирован закон упругих деформаций , носящий имя своего первооткрывателя Роберта Гука .

XVIII век

XIX век

Классическая механика является самосогласованной теорией, то есть в её рамках не существует утверждений, противоречащих друг другу. В целом она является совместимой и с другими «классическими» теориями (такими, как классическая электродинамика и классическая термодинамика), однако в конце XIX века выявились некоторые несоответствия между этими теориями; преодоление этих несоответствий знаменовало становление современной физики. В частности:

  • Уравнения классической электродинамики неинвариантны относительно преобразований Галилея: поскольку в данные уравнения входит (как физическая константа, постоянная для всех наблюдателей) скорость света , то классическая электродинамика и классическая механика оказываются совместимыми только в одной избранной системе отсчёта - связанной с эфиром . Но экспериментальная проверка не выявила существования эфира, и это привело к созданию специальной теории относительности (в рамках которой уравнения механики были модифицированы).
  • Несовместимы с классической механикой и некоторые утверждения классической термодинамики: применение их совместно с законами классической механики приводит к парадоксу Гиббса (согласно которому невозможно точно определить величину энтропии) и к ультрафиолетовой катастрофе (последняя означает, что

Вопросу включения методологических знаний в курс физики средней школы посвящены работы известных отечественных учёных, таких, как В.Ф.Ефименко, Г.М.Голин, А.А.Бух, В.Г.Разумовский, Б.И.Спасский, В.В.Мултановский, А.А.Пинский, Н.С.Пурышева и др. Г.М.Голин выделил следующую систему методологических знаний:

  1. Научный эксперимент и методы экспериментального (эмпирического) познания.
  2. Физическая теория и методы теоретического познания.
  3. Стержневые методологические идеи физики.
  4. Основные закономерности развития физики.

Одним из элементов данной системы является физическая теория и методы теоретического познания. Физическая теория – это целостная система физических знаний, в полной мере описывающая определённый круг явлений и являющаяся одним из структурных элементов физической картины мира (см. табл.1).

Таблица 1. Структура физической картины мира

Школьный курс физики структурирован вокруг четырёх фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, электродинамики, квантовой теории. Теоретическое ядро школьного курса физики воплощает четыре указанные фундаментальные теории, специально адаптированные для школьного курса. “Это позволяет выделить в курсе физики генеральные направления в виде учебно-методических линий и затем формировать весь материал вокруг этих линий. Такая генерализация учебного материала позволяет обеспечивать формирование у учащихся адекватных представлений о структуре современной физики, а также реализацию теоретического способа обучения…” . Генерализация учебного материала направлена на обеспечение качественного усвоения системы знаний, являющихся научной базой общего политехнического образования, на обеспечение эффективности учебного процесса и глубокого и цельного восприятия определённой области знаний; на формирование и развитие творческого, научно-теоретического способа мышления.

Таблица 2. Структура физической теории

Опираясь на работы В.Ф.Ефименко , В.В.Мултановский выделил следующие структурные элементы физической теории: основание, ядро, следствия и интерпретации (см. табл.2). В рамках школьного курса физики наиболее полно могут быть рассмотрены структура классической механики (см. табл.3) и молекулярно-кинетической теории. Полностью раскрыть структуру такой фундаментальной теории как классическая электродинамика не представляется возможным (в частности, вследствие недостаточного математического аппарата школьника). Однако в этом случае формирование знаний у учащихся о структуре физической теории можно осуществить на примере частной теории – теории Друде-Лоренца (см. табл.4).

КЛАССИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Основание

Следствия

Интерпретация

  • Эмпирический базис:

наблюдение явлений (движение тел, свободное падение, колебание маятника…)

  • Система понятий:
  • Модели:

мат. точка, абс.тв.тело

  • Кинематические уравнения движения
  • Законы:

законы Ньютона, движения абс. тв. тел, закон всемирного тяготения

  • Законы сохранения:

ЗСЭ, ЗСИ, ЗСМИ

  • Принципы:

Дальнодействия, независимости действия сил, относительности Галилея

  • Постулаты:

Однородности и изотропности пространства, однородности времени.

  • Фунд. физ. постоянные:

гравит. постоянная

  • Объяснение
  • различных видов движения
  • Решение
  • прямой и обратной задачи механики
  • Применение
  • законов в технике (космос, самолёты, транспорт…)
  • Предсказание:

Открытие планет Нептун и Плутон

Границы применимости теории:

макроскопические тела

Таблица 3. Структура классической механики

КЛАССИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕОРИЯ ДРУДЕ-ЛОРЕНЦА

Основание

Следствия

Интерпретация

  • Эмпирический базис:

1) Опыт Рикке (1901);

2)Опыт Мандельштама и Папалекси (1913);

3) Опыт Толмена и Стюарта (1916).

Основные положения теории:

1) Движение электронов подчиняется законам классической механики.

2) Электроны друг с другом не взаимодействуют.

3) Электроны взаимодействуют только с ионами кристаллической решётки, взаимодействие это сводится к соударению.

4) В промежутках между соударениями электроны движутся свободно.

5) Электроны проводимости образуют электронный газ, подобно идеальному газу, “электронный газ” подчиняется законам идеального газа.

  • Вывод закона Ома.
  • ВАХ металлов.
  • Объяснение природы сопротивления металлов.
  • Вывод закона Джоуля-Ленца.

Границы применимости и недостатки теории:

классическая теория не может объяснить закон Дюлонга и Пти, температурную зависимость удельного сопротивления металлов, сверхпроводимость.

Таблица 4. Структура классической электронной теории Друде-Лоренца

Структура физической теории, представленная в таблице 4, может быть использована для структурирования содержания обобщающего урока по теме “Электрический ток в металлах”, который является первым уроком при изучении темы “Электрический ток в различных средах” в 10 классе. Обобщение и систематизация знаний на уровне физической теории способствует осознанию учащимися методологических знаний, пониманию логики процесса познания. Очень важно в этом случае, чтобы процесс познания предстал перед учащимися в динамике. Именно в этом случае наиболее полно может быть отражён методологический характер знания. В соответствие с чем, развёртывание учебного материала целесообразно осуществлять согласно этапам цикла познания: опытные факты > гипотеза (модель) > теоретические следствия > эксперимент (см. табл.5). При этом опорный конспект в тетради учащихся может быть представлен в виде таблицы 4.

Таблица 5. Обобщение учебного материала при изучении темы “Электрический ток в металлах”

Рассмотрение границ применимости теории Друде-Лоренца оградит учеников от догматизма при изучении физики. Очень важно, чтобы изученный материал не рассматривался учащимися как завершённая схема, лишённая противоречий. Необходимо, чтобы школьники понимали, что абсолютная истина не достижима, а процесс познания – это постоянное стремление к абсолютной истине через ряд сменяющих друг друга истин относительных. Тем самым учитель подводит их к пониманию сути методологического принципа соответствия. (Впоследствии можно коснуться и содержания другого методологического принципа – принципа дополнительности, указав на то, что теория Максвелла и теория Друде-Лоренца описывают явление электропроводности с разных точек зрения и тем самым дополняют друг друга.)

В <приложении 1 > представлен подробный план-конспект урока-обобщения по теме “Электрический ток в металлах”, в <приложении 2 > – обобщённый план изучения раздела “Электрический ток в различных средах” и обобщённый план изучения физической теории, в <приложении 3 > – компьютерная презентация по теме.

Литература

  1. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. – М. Просвещение, 1987.
  2. Маншиньян А.А.
  3. Теоретические основы создания и применения технологий обучения. – М.: Прометей, 1999. - 136 с.
  4. Ефименко В.Ф.
  5. Методологические вопросы школьного курса физики. – М.: Педагогика, 1976. - 224 с.
  6. Мултановский В.В.
  7. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе – М.: Просвещение, 1977. - 168 с.
  8. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Е.Каменецкий, Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская и др.; Под ред. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 368 с.

Таким образом, предмет изучения классической механики - законы и причины механического движения, понимаемого как взаимодействие макроскопических (состоящих из огромного числа частиц) физических тел и составляющих их частей, и порождаемое этим взаимодействием изменение их положения в пространстве, происходящее с досветовыми (нерелятивистскими) скоростями.

Место классической механики в системе физических наук и границы её применимости показаны на рисунке 1.

Рисунок 1. Область применимости классической механики

Классическая механика подразделяется на статику (которая рассматривает равновесие тел), кинематику (которая изучает геометрическое свойство движения без рассмотрения его причин) и динамику (которая рассматривает движение тел с учётом вызывающих его причин).

Существует несколько эквивалентных способов формального математического описания классической механики: законы Ньютона, Лагранжев формализм, Гамильтонов формализм, формализм Гамильтона - Якоби.

Когда классическая механика применяется к телам, скорости которых много меньше скорости света, а размеры значительно превышают размеры атомов и молекул, и при расстояниях или условиях, когда скорость распространения гравитации можно считать бесконечной, она даёт исключительно точные результаты. Потому и сегодня классическая механика сохраняет своё значение, поскольку она намного проще в понимании и использовании, чем остальные теории, и достаточно хорошо описывает повседневную реальность. Классическую механику можно использовать для описания движения очень широкого класса физических объектов: и обыденных объектов макромира (таких, как волчок и бейсбольный мяч), и объектов астрономических размеров (таких, как планеты и звёзды), и многих микроскопических объектов.

Классическая механика – древнейшая из физических наук. Ещё в доантичные времена люди не только опытным путём осознавали законы механики, но и применяли их на практике, конструируя простейшие механизмы. Уже в эпоху неолита и бронзового века появилось колесо, несколько позже применяются рычаг и наклонная плоскость. В античный период накопленные практические знания начали обобщаться, были сделаны первые попытки определить основные понятия механики, такие как сила, сопротивление, перемещение, скорость, и сформулировать некоторые её законы. Именно в ходе развития классической механики закладывались основы научного метода познания, предполагающего некие общие правила научных рассуждений об эмпирически наблюдаемых явлениях, выдвижения предположений (гипотез), эти явления объясняющих, построения моделей, упрощающих изучаемые явления при сохранении существенных их свойств, формирования систем идей ли принципов (теорий) и их математической интерпретации.

Однако качественная формулировка законов механики началась только в XVII веке н. э., когда Галилео Галилей открыл кинематический закон сложения скоростей и установил законы свободного падения тел. Через несколько десятилетий после Галилея Исаак Ньютон сформулировал основные законы динамики. В механике Ньютона движение тел рассматривается при скоростях, много меньше скорости света в пустоте. Ее называют классической или ньютоновской механикой в отличие от релятивистской механики, созданной в начале XX века, главным образом благодаря работам Альберта Эйнштейна.

Современная классическая механика в качестве метода исследования природных явлений использует их описание с помощью системы основных понятий и построения на их основе идеальных моделей реальных явлений и процессов.

Основные понятия классической механики

  • Пространство. Считается, что движение тел происходит в пространстве, являющимся евклидовым, абсолютным (не зависит от наблюдателя), однородным (две любые точки пространства неотличимы) и изотропным (два любых направления в пространстве неотличимы).
  • Время - фундаментальное понятие, постулируемое в классической механике. Оно считается является абсолютным, однородным и изотропным (уравнения классической механики не зависят от направления течения времени).
  • Система отсчёта состоит из тела отсчёта (некоего тела, реального или воображаемого, относительно которого рассматривается движение механической системы), прибора для измерения времени и системы координат. Те системы отсчета по отношению, к которым пространство однородно, изотропно и зеркально – симметрично и время однородно называются инерциальными системами отсчета (ИСО).
  • Масса - мера инертности тел.
  • Материальная точка - модель объекта, имеющего массу, размерами которого в решаемой задаче пренебрегают.
  • Абсолютно твердое тело - система материальных точек, расстояния между которыми не меняются в процессе их движения, т.е. тело, деформациями которого можно пренебречь.
  • Элементарное событие – явление с нулевой пространственной протяженностью и нулевой длительностью (например, попадание пули в мишень).
  • Замкнутая физическая система - система материальных объектов, в которой все объекты системы взаимодействуют между собой, но не взаимодействуют с объектами, которые не входят в систему.
  • Основные принципы классической механики

  • Принцип инвариантности относительно пространственных перемещений: сдвигов, поворотов, симметрий: пространство однородно, и на протекании процессов внутри замкнутой физической системы не сказывается ее место положения и ориентация относительно тела отсчета.
  • Принцип относительности: на протекании процессов в замкнутой физической системе не сказывается ее прямолинейное равномерное движение относительно системы отсчета; законы, описывающие процессы, одинаковы в разных ИСО; сами процессы будут одинаковы, если одинаковы начальные условия.
  • См. также: Портал:Физика

    Класси́ческая меха́ника - вид механики (раздела физики , изучающего законы изменения положений тел в пространстве со временем и причины, это вызывающие), основанный на законах Ньютона и принципе относительности Галилея . Поэтому её часто называют «Ньютоновской механикой ».

    Классическая механика подразделяется на:

    • статику (которая рассматривает равновесие тел)
    • кинематику (которая изучает геометрическое свойство движения без рассмотрения его причин)
    • динамику (которая рассматривает движение тел).

    Существует несколько эквивалентных способов формального математического описания классической механики:

    • Лагранжев формализм
    • Гамильтонов формализм

    Классическая механика даёт очень точные результаты, если её применение ограничено телами, скорости которых много меньше скорости света , а размеры значительно превышают размеры атомов и молекул . Обобщением классической механики на тела, двигающиеся с произвольной скоростью, является релятивистская механика , а на тела, размеры которых сравнимы с атомными - квантовая механика . Квантовая теория поля рассматривает квантовые релятивистские эффекты.

    Тем не менее, классическая механика сохраняет своё значение, поскольку:

    1. она намного проще в понимании и использовании, чем остальные теории
    2. в обширном диапазоне она достаточно хорошо описывает реальность.

    Классическую механику можно использовать для описания движения таких объектов, как волчок и бейсбольный мяч, многих астрономических объектов (таких, как планеты и галактики), и иногда даже многих микроскопических объектов, таких как молекулы .

    Классическая механика является самосогласованной теорией, то есть в её рамках не существует утверждений, противоречащих друг другу. Однако, её объединение с другими классическими теориями, например классической электродинамикой и термодинамикой приводит к появлению неразрешимых противоречий. В частности, классическая электродинамика предсказывает, что скорость света постоянна для всех наблюдателей, что несовместимо с классической механикой. В начале XX века это привело к необходимости создания специальной теории относительности . При рассмотрении совместно с термодинамикой, классическая механика приводит к парадоксу Гиббса , в котором невозможно точно определить величину энтропии , и к ультрафиолетовой катастрофе , в которой абсолютно чёрное тело должно излучать бесконечное количество энергии. Попытки разрешить эти проблемы привели к возникновению и развитию квантовой механики.

    Основные понятия

    Классическая механика оперирует несколькими основными понятиями и моделями. Среди них следует выделить:

    Основные законы

    Принцип относительности Галилея

    Основным принципом, на котором базируется классическая механика является принцип относительности, сформулированный на основе эмпирических наблюдений Г. Галилеем . Согласно этому принципу существует бесконечно много систем отсчёта, в которых свободное тело покоится или движется с постоянной по модулю и направлению скоростью. Эти системы отсчёта называются инерциальными и движутся друг относительно друга равномерно и прямолинейно. Во всех инерциальных системах отсчёта свойства пространства и времени одинаковы, и все процессы в механических системах подчиняются одинаковым законам. Этот принцип можно также сформулировать как отсутствие абсолютных систем отсчёта, то есть систем отсчёта, каким-либо образом выделенных относительно других .

    Законы Ньютона

    Основой классической механики являются три закона Ньютона.

    Второго закона Ньютона недостаточно для описания движения частицы. Дополнительно требуется описание силы , полученное из рассмотрения сущности физического взаимодействия, в котором участвует тело.

    Закон сохранения энергии

    Закон сохранения энергии является следствием законов Ньютона для замкнутых консервативных систем, то есть систем, в которых действует только консервативные силы . С более фундаментальной точки зрения существует взаимосвязь закона сохранения энергии и однородности времени , выражаемая теоремой Нётер .

    За пределами применимости законов Ньютона

    Классическая механика также включает в себя описания сложных движений протяжённых неточечных объектов. Законы Эйлера обеспечивают расширение законов Ньютона на эту область. Понятие угловой момент опирается на те же математические методы, используемые для описания одномерного движения.

    Уравнения движение ракеты расширяют понятие скорости, когда импульса объекта меняется со временем, чтобы учесть такой эффект как потеря массы. Есть две важные альтернативные формулировки классической механики: механика Лагранжа и Гамильтонова механика. Эти и другие современные формулировки, как правило, обходят понятие «сила», и делают упор на другие физические величины, такие как энергия или действие, для описания механических систем.

    Приведенные выше выражения для импульса и кинетической энергии действительны только при отсутствии значительного электромагнитного вклада. В электромагнетизме, второй закон Ньютона для провода с током нарушается, если не включает в себя вклад электромагнитного поля в импульс системы выраженный через вектор Пойнтинга поделённый на c 2 , где c - это скорость света в свободном пространстве.

    История

    Древнее время

    Классическая механика зародилась в древности главным образом в связи с проблемами, которые возникали при строительстве . Первым из разделов механики, получившим развитие стала статика , основы которой были заложены в работах Архимеда в III веке до н. э. Им были сформулированы правило рычага, теорема о сложении параллельных сил , введено понятие центра тяжести , заложены основы гидростатики (сила Архимеда).

    Средние века

    Новое время

    XVII век

    XVIII век

    XIX век

    В XIX веке развитие аналитической механики происходит в работах Остроградского , Гамильтона , Якоби , Герца и др. В теории колебаний Раусом, Жуковским и Ляпуновым была разработана теория устойчивости механических систем. Кориолис разработал теорию относительного движения, доказав теорему о разложении ускорения на составляющие . Во второй половине XIX века происходит выделение кинематики в отдельный раздел механики.

    Особенно значительны в XIX веке были успехи в области механики сплошной среды . Навье и Коши в общей форме сформулировали уравнения теории упругости . В работах Навье и Стокса были получены дифференциальные уравнения гидродинамики с учётом вязкости жидкости. Наряду с этим происходит углубление знаний в области гидродинамики идеальной жидкости: появляются работы Гельмгольца о вихрях, Кирхгофа , Жуковского и Рейнольдса о турбулентности, Прандтля о пограничных эффектах. Сен-Венан разработал математическую модель , описывающую пластические свойства металлов.

    Новейшее время

    В XX веке интерес исследователей переключается на нелинейные эффекты в области классической механики. Ляпунов и Анри Пуанкаре заложили основы теории нелинейных колебаний. Мещерский и Циолковский провели анализ динамики тел переменной массы. Из механики сплошной среды выделяется аэродинамика , основы которой разработаны Жуковским. В середине XX века активно развивается новое направление в классической механике - теория хаоса . Важными также остаются вопросы устойчивости сложных динамических систем.

    Ограничения классической механики

    Классическая механика дает точные результаты для систем, которые мы встречаем в повседневной жизни. Но её предсказания становятся некорректными для систем, скорость которых приближается к скорости света , где она заменяется релятивистской механикой или для очень малых систем, где действуют законы квантовой механики. Для систем, которые объединяют оба эти свойства, вместо классической механики применяется релятивистская квантовая теория поля. Для систем с очень большим количеством составляющих, или степеней свободы, классическая механика также не может быть адекватной, зато используются методы статистической механики.

    Классическая механика является широко применяемой, потому что она, во-первых, гораздо проще и легче в применении, чем перечисленные выше теории, и, во-вторых, имеет большие возможности для аппроксимации и применения для очень широкого класса физических объектов, начиная с привычных, таких как волчок или мяч, до больших астрономических объектов (планеты, галактики) и совсем микроскопических (органические молекулы).

    Хотя классическая механика является в целом совместимой с другими «классическими» теориями, такими как классическая электродинамика и термодинамика, имеются некоторые несоответствия между этими теориями, которые были найдены в конце 19 века. Они могут быть решены методами более современной физики. В частности, уравнения классической электродинамики неинвариантны относительно преобразований Галилея. Скорость света входит в них как константа, что означает, что классическая электродинамика и классическая механика могли бы быть совместимы только в одной избранной системе отсчета, связанной с эфиром. Однако, экспериментальная проверка не выявила существование эфира, что привело к созданию специальной теории относительности, в рамках которой были модифицированы уравнения механики. Принципы классической механики также несовместимы с некоторыми утверждениями классической термодинамики, что приводит к парадоксу Гиббса, согласно которому невозможно точно установить энтропию, и к ультрафиолетовой катастрофе, в которой абсолютно черное тело должно излучать бесконечное количество энергии. Для преодоления этих несовместимости была создана квантовая механика.

    Примечания

    Интернет-ссылки

    Литература

    • Арнольд В.И. Авец А. Эргодические проблемы классической механики.. - РХД, 1999. - 284 с.
    • Б. М. Яворский, А. А. Детлаф. Физика для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М .: Академия, 2008. - 720 с. - (Высшее образование). - 34 000 экз. - ISBN 5-7695-1040-4
    • Сивухин Д. В. Общий курс физики. - Издание 5-е, стереотипное. - М .: Физматлит , 2006. - Т. I. Механика. - 560 с. - ISBN 5-9221-0715-1
    • А. Н. Матвеев. Механика и теория относительности . - 3-е изд. - М .: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2003. - 432 с. - 5000 экз. - ISBN 5-329-00742-9
    • Ч. Киттель, У. Найт, М. Рудерман Механика. Берклеевский курс физики. - М .: Лань, 2005. - 480 с. - (Учебники для вузов). - 2000 экз. - ISBN 5-8114-0644-4

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Класси́ческая меха́ника - видмеханики(разделафизики, изучающего законы изменения положений тел в пространстве со временем и причины, это вызывающие), основанный назаконах Ньютонаипринципе относительности Галилея. Поэтому её часто называют «Ньютоновской механикой ».

    Классическая механика подразделяется на:

      статику(которая рассматривает равновесие тел)

      кинематику(которая изучает геометрическое свойство движения без рассмотрения его причин)

      динамику(которая рассматривает движение тел).

    Классическая механика даёт очень точные результаты, если её применение ограничено телами, скоростикоторых много меньшескорости света, а размеры значительно превышают размерыатомовимолекул. Обобщением классической механики на тела, двигающиеся с произвольной скоростью, являетсярелятивистская механика, а на тела, размеры которых сравнимы с атомными -квантовая механика.Квантовая теория полярассматривает квантовые релятивистские эффекты.

    Тем не менее, классическая механика сохраняет своё значение, поскольку:

      она намного проще в понимании и использовании, чем остальные теории

      в обширном диапазоне она достаточно хорошо описывает реальность.

    Классическую механику можно использовать для описания движения таких объектов, как волчок и бейсбольный мяч, многих астрономических объектов (таких, как планетыигалактики), и иногда даже многих микроскопических объектов, таких какмолекулы.

    Классическая механика является самосогласованной теорией, то есть в её рамках не существует утверждений, противоречащих друг другу. Однако, её объединение с другими классическими теориями, например классической электродинамикойитермодинамикойприводит к появлению неразрешимых противоречий. В частности, классическая электродинамика предсказывает, чтоскорость светапостоянна для всех наблюдателей, что несовместимо с классической механикой. В началеXX векаэто привело к необходимости созданияспециальной теории относительности. При рассмотрении совместно с термодинамикой, классическая механика приводит кпарадоксу Гиббса, в котором невозможно точно определить величинуэнтропии, и культрафиолетовой катастрофе, в которойабсолютно чёрное телодолжно излучать бесконечное количество энергии. Попытки разрешить эти проблемы привели к возникновению и развитию квантовой механики.

    10 билет МЕХАНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА.ТЕРМОДИНАМИКА

    Термодина́мика (греч.θέρμη- «тепло»,δύναμις- «сила») - разделфизики, изучающий соотношения и превращениятеплотыи других формэнергии. В отдельные дисциплины выделилисьхимическая термодинамика, изучающаяфизико-химическиепревращения, связанные с выделением или поглощением тепла, а такжетеплотехника.

    В термодинамике имеют дело не с отдельными молекулами, а с макроскопическими телами, состоящими из огромного числа частиц. Эти тела называются термодинамическими системами. В термодинамике тепловые явления описываются макроскопическими величинами - давление, температура, объём, …, которые не применимы к отдельным молекулам и атомам.

    В теоретической физикенаряду с феноменологической термодинамикой, изучающейфеноменологиютепловых процессов, выделяют термодинамику статистическую, которая была создана для механического обоснования термодинамики и была одним из первых разделовстатистической физики.

    Термодинамика может быть применена в широком круге вопросов в области науки и техники, таких, как двигатели, фазовые переходы,химические реакции, явления переноса, и дажечёрные дыры. Термодинамика имеет важное значение для других областей физики и химии, химической технологии, аэрокосмической техники,машиностроения,клеточной биологии,биомедицинской инженерии,материаловедения, и полезно в таких других областях, какэкономика [

    11 билет ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

    Электродина́мика - разделфизики, изучающийэлектромагнитное полев наиболее общем случае (то есть, рассматриваются переменные поля, зависящие от времени) и его взаимодействие с телами, имеющимиэлектрический заряд(электромагнитное взаимодействие). Предмет электродинамики включает связь электрических и магнитных явлений,электромагнитное излучение(в разных условиях, как свободное, так и в разнообразных случаях взаимодействии с веществом),электрический ток(вообще говоря, переменный) и его взаимодействие с электромагнитным полем (электрический ток может быть рассмотрен при этом как совокупность движущихся заряженных частиц). Любое электрическое и магнитное взаимодействие между заряженными телами рассматривается в современной физике как осуществляющееся через посредство электромагнитного поля, и, следовательно, также является предметом электродинамики.

    Чаще всего под термином электродинамика по умолчанию понимаетсяклассическая электродинамика, описывающая только непрерывные свойстваэлектромагнитного поляпосредством системыуравнений Максвелла; для обозначения современнойквантовой теорииэлектромагнитного поля и его взаимодействия с заряженными частицами обычно используется устойчивый терминквантовая электродинамика .

    12 билет ПОНЯТИЕ СИММЕТРИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

    Теоре́ма Эмми Нётер утверждает, что каждой непрерывнойсимметриифизической системы соответствует некоторыйзакон сохранения. Так,закон сохранения энергиисоответствует однородностивремени,закон сохранения импульса- однородностипространства,закон сохранения момента импульса-изотропиипространства,закон сохранения электрического заряда-калибровочной симметриии т. д.

    Теорема обычно формулируется для систем, обладающих функционаломдействия, и выражает собойинвариантностьлагранжианапо отношению к некоторойнепрерывной группепреобразований.

    Теорема установлена в работах учёных гёттингенскойшколыД. Гильберта,Ф. КлейнаиЭ. Нётер. В наиболее распространенной формулировке была доказана Эмми Нётер в1918 году.

    Типы симметрий, встречающиеся в математике и в естественных науках:

      двусторонняя симметрия- симметричность относительнозеркального отражения. (Билатеральная симметрия)

      симметрия n-го порядка- симметричность относительноповоротовна угол 360°/n вокруг какой-либо оси. Описывается группой Z n .

      аксиальная симметрия(радиальная симметрия,лучевая симметрия) - симметричность относительноповоротовна произвольный угол вокруг какой-либо оси. Описывается группойSO(2).

      сферическая симметрия- симметричность относительновращенийв трёхмерном пространстве на произвольные углы. Описывается группой SO(3). Локальная сферическая симметрия пространства или среды называется такжеизотропией.

      вращательная симметрия- обобщение предыдущих двух симметрий.

      трансляционная симметрия- симметричность относительносдвигов пространствав каком-либо направлении на некоторое расстояние.

      лоренц-инвариантность- симметричность относительно произвольных вращений впространстве-времениМинковского.

      калибровочная инвариантность- независимость вида уравнений калибровочных теорий вквантовой теории поля(в частности,теорий Янга - Миллса) при калибровочных преобразованиях.

      суперсимметрия- симметрия теории относительно заменыбозоновнафермионы.

      высшая симметрия- симметрия в групповом анализе.

      кайносимметрия- явлениеэлектронной конфигурации(термин введёнС. А. Щукаревым, открывшим его), которым обусловленавторичная периодичность(открытаЕ. В. Бироном).

    13 билет СТО

    Специальная теория относительности (СТО ; такжечастная теория относительности ) - теория, описывающая движение, законымеханикии пространственно-временные отношения при произвольныхскоростяхдвижения, меньших скорости света в вакууме, в том числе близких кскорости света. В рамках специальной теории относительностиклассическая механикаНьютонаявляется приближением низких скоростей. Обобщение СТО для гравитационных полей называетсяобщей теорией относительности.

    Описываемые специальной теорией относительности отклонения в протекании физических процессов от предсказаний классической механики называют релятивистскими эффектами , а скорости, при которых такие эффекты становятся существенными, -релятивистскими скоростями .

    14 билет ОТО

    О́бщая тео́рия относи́тельности (ОТО ;нем.allgemeine Relativitätstheorie ) -геометрическаятеориятяготения, развивающаяспециальную теорию относительности(СТО), опубликованнаяАльбертом Эйнштейномв1915-1916 годах. В рамках общей теории относительности, как и в другихметрических теориях, постулируется, что гравитационные эффекты обусловлены несиловым взаимодействиемтел иполей, находящихся впространстве-времени, а деформацией самого́ пространства-времени, которая связана, в частности, с присутствием массы-энергии. Общая теория относительности отличается от других метрическихтеорий тяготенияиспользованиемуравнений Эйнштейнадля связикривизныпространства-времени с присутствующей в нёмматерией.

    ОТО в настоящее время - самая успешнаятеория гравитации, хорошо подтверждённая наблюдениями. Первый успех общей теории относительности состоял в объяснении аномальнойпрецессииперигелияМеркурия. Затем, в1919 году,Артур Эддингтонсообщил о наблюдении отклонения света вблизиСолнцав момент полногозатмения, что качественно и количественно подтвердило предсказания общей теории относительности . С тех пор многие другиенаблюдения и экспериментыподтвердили значительное количествопредсказаний теории, включаягравитационное замедление времени,гравитационное красное смещение,задержку сигнала в гравитационном полеи, пока лишь косвенно,гравитационное излучение . Кроме того, многочисленные наблюдения интерпретируются как подтверждения одного из самых таинственных и экзотических предсказаний общей теории относительности - существованиячёрных дыр .

    Несмотря на ошеломляющий успех общей теории относительности, в научном сообществе существует дискомфорт, связанный, во-первых, с тем, что её не удаётся переформулировать как классический предел квантовой теории, а во-вторых, с тем, что сама теория указывает границы своей применимости, так как предсказывает появление неустранимых физических расходимостей при рассмотрении чёрных дыр и вообщесингулярностейпространства-времени. Для решения этих проблем был предложен рядальтернативных теорий, некоторые из которых также являютсяквантовыми. Современные экспериментальные данные, однако, указывают, что любого типа отклонения от ОТО должны быть очень малыми, если они вообще существуют.

    15 билет РАСШИРЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ.ЗАКОН ХАББЛА

    Расширение Вселенной - явление, состоящее в почтиоднородномиизотропномрасширении космического пространства в масштабах всейВселенной. Экспериментально расширение Вселенной наблюдается в виде выполнениязакона Хаббла. Началом расширения Вселенной наука считает так называемыйБольшой взрыв. Теоретически явление было предсказано и обоснованоА. Фридманомна раннем этапе разработкиобщей теорией относительностииз общефилософскихсоображений об однородности иизотропности Вселенной.

    Зако́н Ха́ббла (закон всеобщего разбегания галактик) -эмпирический закон, связывающийкрасное смещениегалактики расстояние до нихлинейным образом :

    где z -красное смещениегалактики,D - расстояние до неё,H 0 - коэффициент пропорциональности, называемыйпостоянной Хаббла. При малом значенииz выполняется приближённое равенствоcz=V r , гдеV r - скорость галактики вдоль луча зрения наблюдателя,c -скорость света. В этом случае закон принимает классический вид:

    Этот возраст является характерным временем расширения Вселеннойна данный момент и с точностью до множителя 2 соответствует возрасту Вселенной, рассчитываемому постандартной космологической модели Фридмана.

    16 билет МОДЕЛЬ ФРИДМАНА.СИНГУЛЯРНОСТЬ

    Вселе́нная Фри́дмана (метрика Фридмана - Леметра - Робертсона - Уокера ) - одна из космологических моделей, удовлетворяющих полевым уравнениямобщей теории относительности, первая из нестационарных моделей Вселенной. ПолученаАлександром Фридманомв1922. Модель Фридмана описывает однородную изотропнуюнестационарную Вселенную с веществом, обладающую положительной, нулевой или отрицательной постоянной кривизной. Эта работа учёного стала основным теоретическим развитием ОТО после работ Эйнштейна 1915-1917 гг.

    гравитационная сингулярность - областьпространства-времени, через которую нельзя продолжитьгеодезическую линию. Часто в нейкривизнапространственно-временного континуума обращается вбесконечность, либометрикаобладает иными патологическими свойствами, не допускающими физической интерпретации (например,космологическая сингулярность - состояние Вселенной в начальный моментБольшого взрыва, характеризующееся бесконечной плотностью и температурой вещества);

    17 билет ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.РЕЛИКТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

    Рели́ктовое излуче́ние (иликосмическое микроволновое фоновое излучение отангл.cosmic microwave background radiation ) - космическоеэлектромагнитное излучениес высокой степеньюизотропностии соспектром, характерным дляабсолютно чёрного теластемпературой2,725К.

    Существование реликтового излучения было предсказано теоретически в рамках теории Большого взрыва. Хотя в настоящее время многие аспекты первоначальной теории Большого взрыва пересмотрены, основы, позволившие предсказатьтемпературуреликтового излучения, остались неизменны. Считается, что реликтовое излучение сохранилось с начальных этапов существованияВселеннойи равномерно её заполняет. Экспериментально его существование было подтверждено в1965 году. Наряду скосмологическим красным смещением, реликтовое излучение рассматривается как одно из главных подтверждений теории Большого взрыва

    Большо́й взрыв (англ.Big Bang ) -космологическая модель, описывающая раннее развитие Вселенной , а именно - началорасширения Вселенной, перед которымВселеннаянаходилась всингулярном состоянии.

    Обычно сейчас автоматически сочетают теорию Большого взрыва и модель горячей Вселенной, но эти концепции независимы и исторически существовало также представление охолодной начальной Вселеннойвблизи Большого взрыва. Именно сочетание теории Большого взрыва с теорией горячей Вселенной, подкрепляемое существованиемреликтового излучения, и рассматривается далее.

    18 билет КОСМИЧЕСКИЙ ВАКУУМ

    Ва́куум (отлат.vacuum - пустота) - пространство, свободное от вещества. В технике и прикладной физике под вакуумом понимают среду, содержащуюгазпридавленияхзначительно нижеатмосферного. Вакуум характеризуется соотношением междудлиной свободного пробегамолекул газаλи характерным размером средыd . Подd может приниматься расстояние между стенкамивакуумной камеры, диаметр вакуумного трубопровода и т. д. В зависимости от величины соотношенияλ/d различают низкий (), средний () и высокий () вакуум.

    Следует различать понятия физического вакуума итехнического вакуума .

    19 билет КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

    Ква́нтовая меха́ника - разделтеоретической физики, описывающий физические явления, в которыхдействиесравнимо по величине спостоянной Планка. Предсказания квантовой механики могут существенно отличаться от предсказанийклассической механики. Поскольку постоянная Планка является чрезвычайно малой величиной по сравнению с действием повседневных объектов, квантовые эффекты в основном проявляются только в микроскопических масштабах. Если физическое действие системы намного больше постоянной Планка, квантовая механика органически переходит в классическую механику. В свою очередь, квантовая механика является нерелятивистским приближением (то есть приближением малых энергий по сравнению сэнергией покоямассивных частиц системы)квантовой теории поля.

    Классическая механика, хорошо описывающая системы макроскопических масштабов, не способна описать явления на уровне атомов, молекул, электроновифотонов. Квантовая механика адекватно описывает основные свойства и поведение атомов, ионов, молекул,конденсированных сред, и других систем с электронно-ядерным строением. Квантовая механика также способна описывать поведение электронов, фотонов, а также другихэлементарных частиц, однако более точное релятивистски инвариантное описание превращений элементарных частиц строится в рамках квантовой теории поля. Эксперименты подтверждают результаты, полученные с помощью квантовой механики.

    Основными понятиями квантовой кинематики являются понятия наблюдаемойисостояния.

    Основные уравнения квантовой динамики - уравнение Шрёдингера,уравнение фон Неймана,уравнение Линдблада,уравнение Гейзенбергаиуравнение Паули.

    Уравнения квантовой механики тесно связаны со многими разделами математики, среди которых: теория операторов,теория вероятностей,функциональный анализ,операторные алгебры,теория групп.

    Абсолютно чёрное тело - физическая идеализация, применяемая втермодинамике, тело, поглощающее всё падающее на негоэлектромагнитное излучениево всех диапазонах и ничего не отражающее. Несмотря на название, абсолютно чёрное тело само может испускать электромагнитное излучение любой частоты и визуально иметьцвет.Спектр излученияабсолютно чёрного тела определяется только еготемпературой.

    Важность абсолютно чёрного тела в вопросе о спектре теплового излучения любых (серых и цветных) тел вообще, кроме того, что оно представляет собой наиболее простой нетривиальный случай, состоит ещё и в том, что вопрос о спектре равновесного теплового излучения тел любого цвета и коэффициента отражения сводится методами классической термодинамики к вопросу об излучении абсолютно чёрного (и исторически это было уже сделано к концу XIX века, когда проблема излучения абсолютно чёрного тела вышла на первый план).

    Наиболее чёрные реальные вещества, например, сажа, поглощают до 99 % падающего излучения (то есть имеютальбедо, равное 0,01) в видимом диапазоне длин волн, однако инфракрасное излучение поглощается ими значительно хуже. Среди телСолнечной системысвойствами абсолютно чёрного тела в наибольшей степени обладаетСолнце.

    Термин был введён Густавом Кирхгофомв1862 году.

    20 билет ПРИНЦИПЫ КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ

    Все задачи современной физики можно разделить на две группы: задачи физики классической и задачи физики квантовой, Изучая свойства обычных макроскопических тел, почти не приходится встречаться с квантовыми задачами, потому что квантовые свойства становятся ощутимыми лишь в микромире. Поэтому физика XIX в., исследовавшая лишь макроскопические тела, совершенно не знала квантовых процессов. Это и есть физика классическая. Для классической физики характерно, что она не учитывает атомистическое строение вещества. Ныне же развитие экспериментальной техники столь широко раздвинуло границы нашего знакомства с природой, что мы теперь знаем, и притом весьма детально, строгние отдельных атомов и молекул. Современная физика изучает атомное строение вещества и, потому принципы старой классической физики XIX в. должны были измениться в соответствии с новыми фактами, причем измениться коренным образом. Это изменение принципов и есть переход к физике квантовой

    21 билет КОРПУСКУЛЯРНО-ВОЛНОВОЙ ДУАЛИЗМ

    Корпускуля́рно-волново́й дуали́зм -принцип, согласно которому любой объект может проявлять какволновые, так икорпускулярныесвойства. Был введён при разработкеквантовой механикидля интерпретации явлений, наблюдаемых в микромире, с точки зрения классических концепций. Дальнейшим развитием принципа корпускулярно-волнового дуализма стала концепцияквантованных полейвквантовой теории поля.

    Как классический пример, светможно трактовать как поток корпускул (фотонов), которые во многих физических эффектах проявляют свойстваэлектромагнитных волн. Свет демонстрирует свойства волны в явленияхдифракциииинтерференциипри масштабах, сравнимых с длиной световой волны. Например, дажеодиночные фотоны, проходящие черездвойную щель, создают на экране интерференционную картину, определяемуюуравнениями Максвелла .

    Тем не менее, эксперимент показывает, что фотон не есть короткий импульс электромагнитного излучения, например, он не может быть разделён на несколько пучков оптическими делителями лучей, что наглядно показал эксперимент, проведённый французскими физиками Гранжье, Роже и Аспэ в 1986 году . Корпускулярные свойства света проявляются прифотоэффектеи вэффекте Комптона. Фотон ведет себя и как частица, которая излучается или поглощается целиком объектами, размеры которых много меньше его длины волны (например,атомными ядрами), или вообще могут считаться точечными (например,электрон).

    В настоящий момент концепция корпускулярно-волнового дуализма представляет лишь исторический интерес, так как служила только интерпретацией, способом описать поведение квантовых объектов, подбирая ему аналогии из классической физики. На деле квантовые объекты не являются ни классическими волнами, ни классическими частицами, приобретая свойства первых или вторых лишь в некотором приближении. Методологически более корректной является формулировка квантовой теории через интегралы по траекториям(пропагаторная), свободная от использования классических понятий.

    22 билет ПОНЯТИЕ О СТРОЕНИЕ АТОМА.МОДЕЛИ АТОМА

      Модель атома Томсона (модель «Пудинг с изюмом»,англ.Plum pudding model ).Дж. Дж. Томсонпредложил рассматривать атом как некоторое положительно заряженное тело с заключёнными внутри негоэлектронами. Была окончательно опровергнутаРезерфордомпосле проведённого им знаменитого опыта по рассеиваниюальфа-частиц.

      Ранняя планетарная модель атома Нагаоки . В 1904 году японский физикХантаро Нагаокапредложил модель атома, построенную по аналогии с планетойСатурн. В этой модели вокруг маленького положительного ядра по орбитам вращались электроны, объединённые в кольца. Модель оказалась ошибочной.

      Планетарная модель атома Бора-Резерфорда . В 1911 году Эрнест Резерфорд, проделав ряд экспериментов, пришёл к выводу, что атом представляет собой подобиепланетной системы, в которой электроны движутся по орбитам вокруг расположенного в центре атома тяжёлого положительно заряженного ядра («модель атома Резерфорда»). Однако такое описание атома вошло в противоречие склассической электродинамикой. Дело в том, что, согласно классической электродинамике, электрон при движении сцентростремительным ускорениемдолжен излучатьэлектромагнитные волны, а, следовательно, терятьэнергию. Расчёты показывали, что время, за которое электрон в таком атоме упадёт на ядро, совершенно ничтожно. Для объяснения стабильности атомовНильсу Борупришлось ввестипостулаты, которые сводились к тому, что электрон в атоме, находясь в некоторых специальных энергетических состояниях, не излучает энергию («модель атома Бора-Резерфорда»). Постулаты Бора показали, что для описания атома классическая механика неприменима. Дальнейшее изучение излучения атома привело к созданиюквантовой механики, которая позволила объяснить подавляющее большинство наблюдаемых фактов.

      А́том (отдр.-греч.ἄτομος- неделимый) - наименьшая химически неделимая частьхимического элемента, являющаяся носителем его свойств . Атом состоит изатомного ядраиэлектронов. Ядро атома состоит из положительнозаряженныхпротонови незаряженныхнейтронов. Если число протонов в ядре совпадает с числом электронов, то атом в целом оказывается электрически нейтральным. В противном случае он обладает некоторым положительным или отрицательным зарядом и называетсяионом. Атомы классифицируются по количеству протонов и нейтронов в ядре: количество протонов определяет принадлежность атома некоторому химическому элементу, а число нейтронов -изотопуэтого элемента.

      Атомы различного вида в разных количествах, связанные межатомными связями, образуютмолекулы.

    23 билет ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

    Фундамента́льные взаимоде́йствия - качественно различающиеся типы взаимодействияэлементарных частици составленных из них тел.

    На сегодня достоверно известно существование четырех фундаментальных взаимодействий:

      гравитационного

      электромагнитного

      сильного

      слабого

    При этом электромагнитное и слабое взаимодействия являются проявлениями единого электрослабого взаимодействия .

    Ведутся поиски других типов фундаментальных взаимодействий, как в явлениях микромира, так и в космических масштабах, однако пока какого-либо другого типа фундаментального взаимодействия не обнаружено.

    В физике механическая энергия делится на два вида - потенциальнуюикинетическую энергию. Причиной изменения движения тел (изменения кинетической энергии) является сила (потенциальная энергия) (см.второй закон Ньютона).Исследуя окружающий нас мир, мы можем заметить множество самых разнообразных сил:сила тяжести,сила натяжения нити,сила сжатия пружины,сила столкновения тел,сила трения,сила сопротивления воздуха,сила взрываи т. д. Однако когда была выясненаатомарнаяструктура вещества, стало понятно, что все разнообразие этих сил есть результат взаимодействия атомов друг с другом. Поскольку основной видмежатомного взаимодействия-электромагнитное, то, как оказалось, большинство этих сил - лишь различные проявленияэлектромагнитного взаимодействия. Одно из исключений составляет, например, сила тяжести, причиной которой являетсягравитационное взаимодействиемежду телами, обладающимимассой.

    24 билет ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ И ИХ СВОЙСТВА

    Элемента́рная части́ца - собирательный термин, относящийся к микрообъектам в субъядерном масштабе, которые невозможно расщепить на составные части.

    Следует иметь в виду, что некоторые элементарные частицы (электрон,фотон,кваркии т. д.) на данный момент считаются бесструктурными и рассматриваются как первичныефундаментальные частицы . Другие элементарные частицы (так называемыесоставные частицы -протон,нейтрони т. д.) имеют сложную внутреннюю структуру, но, тем не менее, по современным представлениям, разделить их на части невозможно (см.Конфайнмент).

    Строение и поведение элементарных частиц изучается физикой элементарных частиц.

    Основная статья: Кварки

    Кварки и антикварки никогда не были обнаружены в свободном состоянии - это объясняется явлением конфайнмента. На основании симметрии между лептонами и кварками, проявляемой вэлектромагнитном взаимодействии, выдвигаются гипотезы о том, что эти частицы состоят из более фундаментальных частиц −преонов.

    25 билет ПОНЯТИЕ БИФУРКАЦИИ.ТОЧКА БИФУРКАЦИИ

    Бифуркация - это приобретение нового качества в движениях динамической системыпри малом изменении её параметров.

    Центральным понятием теории бифуркации является понятие (не)грубой системы (см. ниже). Берётся какая-либо динамическая система и рассматривается такое (много)параметрическое семейство динамических систем, что исходная система получается в качестве частного случая - при каком-либо одном значении параметра (параметров). Если при значении параметров, достаточно близких к данному, сохраняется качественная картина разбиения фазового пространства на траектории, то такая система называется грубой . В противном случае, если такой окрестности не существует, то система называетсянегрубой .

    Таким образом в пространстве параметров возникают области грубых систем, которые разделяются поверхностями, состоящими из негрубых систем. Теория бифуркаций изучает зависимость качественной картины при непрерывном изменении параметра вдоль некоторой кривой. Схема, по которой происходит изменение качественной картины называется бифуркационной диаграммой .

    Основные методы теории бифуркаций - это методы теории возмущений. В частности, применяется метод малого параметра (Понтрягина).

    Точка бифуркации - смена установившегося режима работы системы. Термин изнеравновесной термодинамикиисинергетики.

    Точка бифуркации - критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительнофлуктуацийи возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Термин изтеории самоорганизации.

    26 билет СИНЕРГЕТИКА – НАУКА ОБ ОТКРЫТЫХ САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ СИСТЕМАХ

    Синерге́тика (отдр.-греч.συν-- приставка со значением совместности иἔργον- «деятельность») -междисциплинарноенаправление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принциповсамоорганизациисистем(состоящих изподсистем ). «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…» .

    Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен быть пригоден общий математический аппарат.

    С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогдакибернетикаопределялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д. Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогично - и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике .

    Основное понятие синергетики - определение структурыкаксостояния , возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особыхрежимов с обострениеми наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы нивторое начало термодинамики, нитеорема Пригожинао минимуме скорости производстваэнтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

    Этот феноментрактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направленияэволюции: от элементарного и примитивного - к сложносоставному и более совершенному.

    В отдельных случаях образование новых структур имеет регулярный, волновой характер и тогда они называются автоволновыми процессами (по аналогии с автоколебаниями).

    27 билет ПОНЯТИЕ ЖИЗНЬ.ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ

    Жизнь - активная форма существованиясубстанции, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования ; совокупность физических и химических процессов, протекающих вклетке, позволяющих осуществлятьобмен веществиеё деление. Основной атрибут живой материи -генетическая информация, используемая длярепликации. Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. Вне клетки жизнь не существует,вирусыпроявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку [ источник не указан 268 дней ] . Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов.

    Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновениядо егосмерти(онтогенез) .

    В 1860 годупроблемой происхождения жизни занялся французский химикЛуи Пастер. Своими опытами он доказал, чтобактериивездесущи, и что неживые материалы легко могут быть заражены живыми существами, если их не стерилизовать должным образом. Учёный кипятил в воде различные среды, в которых могли бы образоваться микроорганизмы. При дополнительном кипячении микроорганизмы и их споры погибали. Пастер присоединил к S-образной трубке запаянную колбу со свободным концом. Споры микроорганизмов оседали на изогнутой трубке и не могли проникнуть в питательную среду. Хорошо прокипячённая питательная среда оставалась стерильной, в ней не обнаруживалось зарождения жизни, несмотря на то, что доступ воздуха был обеспечен.

    В результате ряда экспериментов Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения .

    28 билет КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ ОПАРИНА