Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия

Цель реализации программы:

Повышение квалификации инженерно-технических работников пороховых предприятий для повышения их компетенций на базе имеющейся квалификации и знаний о современных особенностях деятельности по стандартизации, метрологии, подтверждению соответствия (в т. ч. по сертификации), служащих базисом для осуществления лучших практик в области менеджмента качества, применительно к процессам и продукции народнохозяйственного и оборонного назначения.

Программа теоретического обучения состоит из блоков «Основы стандартизации», «Метрологическое обеспечение», « Основы деятельности по подтверждению соответствия».

Программа повышения квалификации

по курсу «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия»

Тема 1 Введение. Цели и задачи курса «М етрология, стандартизация, подтверждение соответствия».

Приводится информация о традиционных основах стандартизации, подтверждении соответствия и метрологии с современными воззрениями на их практическую реализацию. Приводимый материал направлен на понимание и пропаганду новой концепции технического регулирования в Российской Федерации. Приводится разъяснение новой терминологической базы в областях технического регулирования и метрологии.

Разъясняется, что объединение составных частей курса «М етрология, стандартизация, подтверждение соответствия» в единую дисциплину направлено на достижение основной цели – формирование у слушателей базисных знаний для организации деятельности по обеспечению и улучшению качества продукции, процессов и услуг.

Блок 1

«Основы стандартизации»

Тема 2. Сущность, цели и методологические основы стандартизации

Общая характеристика стандартизации (история развития, основные термины и понятия, объекты и субъекты стандартизации). Представление о стандартизации как о составной части системы технического регулирования РФ.

Рассматриваются виды и сущность применяемых методов стандартизации (селекции, симплификации, унификации, систематизации и др.), а также использование рекомендаций и выводов параметрической, комплексной, опережающей стандартизации.

Тема 3. Государственная система стандартизации

Рассматривается нормативно-правовая регламентация деятельности по стандартизации (законы РФ: «О техническом регулировании», «О стандартизации в Российской Федерации», «О защите прав потребителей»; постановления Правительства РФ, основополагающие межгосударственные и национальные стандарты и др.). Приводятся основные термины и определения, используемые в области стандартизации. Дается понятие о национальной системе органов и служб стандартизации в РФ (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, технические комитеты и др.), о видах стандартизации (международной, межгосударственной, национальной, отраслевой).

Тема 4 Формирование и актуализация нормативной базы предприятия. Особенности стандартизации оборонной продукции и процессов

Обращается внимание на необходимость осуществления любым юридическим лицом обязательного начального этапа при становлении любого вида деятельности (разработка и изготовление продукции, оказание услуги, ведение процесса), связанного с поиском нормативных документов и формированием своей, индивидуальной нормативной базы, определяющей и ограничивающей эту деятельность. Значительную часть этой базы составляет документация по стандартизации. Указывается на необходимость установления статуса выявленных документов, обязательности или добровольности соблюдения их требований, а также знания информационных источников, содержащих сведения о внедрении, отмене и изменении нормативных правовых актов, нормативных документов.

Обращается внимание на особенности, с которыми сталкиваются разработчики, изготовители, потребители вооружения и военной техники (секретность, большая надёжность продукции, отличие требований к продукции, производимой в мирное и военное время и др.), которые вызвали необходимость появления новых видов документов по стандартизации оборонной продукции.

Блок 2

«Метрологическое обеспечение»

Тема 5 Роль метрологии в обеспечении качества продукции. Основные термины и определения, используемые в области метрологии .

Приводятся краткие сведения из истории развития метрологии и раскрывается роль измерений в современном обществе. Разъясняются основные термины и определения в области метрологии.

Рассматриваются основные функции измерений, решаемые задачи, объекты измерений, измерительные шкалы, единицы физических величин, а также основные характеристики измерений и их разновидности.

Обращается внимание на необходимость выполнения требований стандарта ГОСТ 8.417-2002 по применению Международной системы единиц (СИ).

Тема 6 Управление измерительным, испытательным и контрольным оборудованием

Представляется деление технических средств на различные виды оборудования:

Средства измерений (меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, измерительные системы и др.);

Испытательное оборудование (стенды для механических испытаний, камеры тепла и холода и др);

Контрольное оборудование (калибры, шаблоны, щупы и др.).

Приводятся классификация средств измерений (СИ), понятия о метрологических характеристиках СИ, о погрешностях и их видах, о факторах, влияющих на результаты измерений, о поверке и калибровке СИ.

Рассматриваются вопросы аттестации испытательного оборудования (виды аттестаций и их содержание, порядок проведения аттестации).

Обращается внимание на установление порядка выбора, приобретения, учёта, идентификации, ремонта, обслуживания, списания контрольного оборудования, а также на необходимость проведения его проверок (первичных и периодических).

Тема 7 Государственная система обеспечения единства измерений

Рассматривается сущность деятельности по достижению, поддержанию единства измерений и обеспечению требуемой точности измерений с раскрытием правовой, организационной и технической баз этой деятельности.

Приводится краткая характеристика содержания закона РФ «Об обеспечении единства измерений» и разъясняются применяемые в РФ формы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (утверждение типа стандартных образцов, СИ, поверка СИ, аттестация методик измерений и др.).

Раскрываются содержание государственного метрологического надзора и особенности обеспечения единства измерений в сфере оборонной безопасности.

Тема 8 Деятельность по метрологическому обеспечению производств

Раскрываются сущность, развитие и совершенствование деятельности по метрологическому обеспечению (МО) производств, которая рассматривается как составная часть практической метрологии, нацеленная на достижение единства и требуемой точности измерений.

К объектам МО относят все виды работ, проводимых на предприятии на всех стадиях жизненного цикла продукции, и их результаты (документация, продукция, процессы, услуги), для обеспечения которых требуется решение измерительных задач. В частности, к рассматриваемым видам работ по МО производств отнесены:

Возложение и распределение ответственности за организацию и осуществление деятельности по МО на предприятии;

Выбор, разработка, внедрение и аттестация методик выполнения измерений;

Управление средствами измерений, испытательным и контрольным оборудованием;

Осуществление метрологической экспертизы документации и продукции;

Организация внутреннего метрологического контроля и надзора на предприятиях отрасли.

Блок 3

«Основы деятельности по подтверждению соответствия »

Тема 9 Сущность, цели, формы и нормативная база деятельности в области подтверждения соответствия

Раскрываются сущность и современные воззрения на деятельность по подтверждению соответствия, а также разъясняются основные термины и понятия, используемые в данной области знаний.

Приводится информация об объектах и основных целях деятельности, связанных с особенностями современного этапа отечественного и мировогоэкономического развития общества и направленных на обеспечение безопасности продукции (процессов, услуг), защиту потребителей от недобросовестности изготовителя (поставщика, продавца), создание условий для свободного перемещения товаров.

Рассматриваются нормативная база деятельности (от федеральных законов до стандартов организации) и современные формы осуществления процедур подтверждения соответствия.

Тема 10 Обязательное подтверждение соответствия

Приводится информация, раскрывающая сущность двух форм обязательного подтверждения соответствия: проведение обязательной сертификации и принятие декларации о соответствии.

Рассматриваются принципиальные основы деятельности по обязательному подтверждению соответствия:

Объекты, подлежащие обязательному подтверждению соответствия;

Информация об обязательных требованиях к объектам;

Схемы для форм обязательного подтверждения соответствия;

Участники процедур подтверждения соответствия (изготовители, продавцы, органы по сертификации, испытательные лаборатории).

Представляется информация об обязательных системах сертификации (типовая структура, участники и их функции, порядок проведения сертификации).

Тема 11 Особенности добровольного подтверждения соответствия

Приводится информация, касающаяся правовых и практических основ осуществления добровольного подтверждения соответствия (ДПС) в форме добровольной сертификации. Раскрываются её преимущества и возможности, а также основные особенности:

Недопустимость принуждения изготовителя (поставщика, продавца, исполнителя услуг) к ДПС;

ДПС может подвергаться любой объект (продукция, процесс, производство, услуга и др.) при наличии к нему установленных требований;

ДПС проводится, как правило, системами добровольной сертификации и возможно её осуществление обязательными системами сертификации.

Рассматриваются основные вопросы и специфика осуществления сертификации систем менеджмента качества.

Объем программы – 48 часов

Сегодня всем, кто подыскивает для себя центр обучения, чтобы пройти там профессиональную переподготовку, трудно сделать быстрый и правильный выбор.

Попробуем выделить несколько параметров, по которым можно отбирать центры дополнительного профессионального образования (ДПО). Разберемся в том, какие центры обучения бывают, чем они отличаются друг от друга.

Виды центров обучения

Не все пользователи разбираются в видах образовательных организаций, которые обучают по программам дополнительного профессионального образования (ДПО).

Первый параметр : государственный центр или негосударственный центр обучения. Об их отличиях мы расскажем ниже.

Второй параметр : организационная форма центра обучения

  • Автономная некоммерческая организация (АНО)
  • Общество с ограниченной ответсвенностью (ООО)
  • Индивидуальный предприниматель (ИП)

Автономные некоммерческие организации (АНО) действуют на основе закона №7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Также их деятельность прописана в статье 123.24 Гражданского кодекса РФ. Как прописано в этих документах, АНО могут создаваться для реализации деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры. Такие организации могут создавать как государственные, так и негосударственные учебные центры. Очень часто можно встретить ситуацию, когда у федерального государственного ВУЗа есть учебное подразделение - Автономная некоммерческая организация. Здесь ВУЗ предлагает пройти курсы переподготовки и повышения квалификации. АНО могут создавать и негосударственные юридические и физические лица. Несмотря на название "некоммерческая", эта форма организации позволяет оказывать платные образовательные услуги. Вся прибыль от деятельности этих организаций идет на усовершенствование и поддержание самой деятельности: зарплата преподавателям, техническому персоналу, на приобретение технического оборудования, обновление учебно-методической базы.

Благотворительные организации. С АНО очень близки благотворительные организации, которые обязаны тратить все средства на поддержание деятельности, ради которой организация создана. Второе отличие АНО от других форм заключается в том, что все имущество таких организаций не может принадлежать кому-либо из учредителей. То есть все имущественные права закреплены только за самой организацией, и прав на это имущество у учредителей (государства, частных лиц) нет.

Общество с ограниченной ответственностью : эти центры обучения ориентированы исключительно на коммерческую составляющую.

Тоже самое касается и индивидуальных предпринимателей

Третий параметр виды центров по реализуемым учебным программам и формам обучения

Виды

  • специальные и узкопрофильные, например, педагогические, инженерно-технические, юридические и т.п.
  • широкопрофильные, где представлены учебные программы разных направлений и специальностей.

Формы

  • Центры с очным обучением
  • Центры с очно-заочным обучением
  • Центры с очным и (или) очно-заочным обучением с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Очное обучение может быть дистанционным

Согласно законодательству очным обучением является такая форма организации учебного процесса, где предполагается общение между преподавателем и слушателем. Данное общение может быть личным либо опосредованным через специальные средства: интернет, скайп. Таким образом, дистанционное обучение является способом организации очного обучения. При выборе образовательного центра многие слушатели имеют богатый опыт взаимодействия с государственными и негосударственными образовательными учреждениями (ОУ). Граждане, которые однажды попробовали пройти обучение в частном центре, уже не возвращаются к государственным ОУ. И тут есть несколько причин.

Плюсы и минусы государственных центров обучения

Плюсы

Минусы

Выдаваемые дипломы

Диплом о переподготовке с именем известного ВУЗа

По форме этот диплом такой же, как и у негосударственных учреждений – установленного образца.

Особенности учебных программ

Программы по переподготовке соответствуют профстандартам и ФГОСам

Мало учебных программ, нет большого выбора, можно не найти нужной программы

Формы обучения

Очно-заочно

Нет дистанционного обучения, нужно ездить на занятия

Сервис

Нетактичное общение персонала, могут нагрубить

Доступность

Нет

Нельзя дозвониться, не отвечают на письма

Цена

По-разному от 50 тыс. руб до 140 тыс.

В цену надо плюсовать затраты на дорогу, за проживание и питание, то есть цена вырастает на 30-40%

Оплата

Безналичный и наличный

Иногда нужно доплачивать за дополнительные занятия или пересдачи зачетов. Хотя этим грешат и частные центры обучения

В отличии от госучреждений, негосударственные образовательные учреждения лишены недостатков:

  • По форме диплом точно такой же, как и у ВУЗа – установленный образец. Согласно закону об Образовании для дипломов о прохождении программ дополнительного профессионального образования выписывается диплом установленного образовательной организацией образца. То есть и ВУЗ и частный центр переподготовки самостоятельно устанавливают образец диплома.
  • Богатый выбор программ. Можно найти ту учебную программу, которая необходима.
  • Есть дистанционное обучение. То есть можно не приезжать на занятия, учиться можно из дома или с работы через интернет.
  • Тактичное общение, уважительность персонала центра к слушателям.
  • У некоторых есть круглосуточный телефон поддержки, например, в Москве есть только одна такая Академия - это СНТА.
  • Не надо платить за проживание, дорогу и питание, так как можно учиться дистанционно.

Давайте перечислим 5 основных параметров, по которым можно выбрать место обучения.

Совет первый: Проверяйте, имеется ли у центра образовательная лицензия?

Если такой лицензии нет, то ищите другой центр. Почему? Потому что, дипломы, выданные учреждениями без лицензии – являются не легитимными, фальшивыми.

Проверять актуальность лицензии надо на сайте Рособрнадзора. Просто вводите в поле «регистрационный номер» тот номер, который указан в проверяемой вами лицензии.

На сайте учреждения в разделе учебные программы должны быть в наличии утверждённые организацией учебные планы, где четко расписано количество учебных часов. Если вы увидите, что Вам предлагают программу меньше чем 250 ак. часов, то сразу уходите с этого сайта.

Согласно закону, программа переподготовки не может быть с нагрузкой меньше чем 250 часов. Всё, что меньше этой цифры – это уже курс повышения квалификации. В самом дипломе количество часов должно прописываться. И если эта цифра будет меньше, то диплом о переподготовке считается фальшивым.

Напомним, что по ведомственным нормативным актам (приказам министерств) по некоторым профессиям и специальностям установлены особые требования к количеству часов. В некоторых – до 1000 часов. Имейте в виду, что освоение программы более 1000 часов позволяет получить не просто диплом о профпереподготовке, но и получить квалификацию.

Совет третий: Проверяйте, уставные, организационные и другие документы

Обратите внимание, с какого года существует центр обучения. Чем он старше, тем лучше. То есть меньше вариантов, что попадете на мошенников. Уточните адрес нахождения учреждения, реально ли там находится этот центр. Адрес нужно узнавать не на самом сайте этого центра, а через сервисы поиска по ОГРН и ИНН. Если вы не нашли подтверждения адреса нахождения, это значит, что это мошенники.

Самое главное – это в самом договоре с центром. Там прописаны адрес, ОГРН, ИНН. Они должны совпадать.

Без подписания договора не стоит ничего оплачивать. Потом просто не вернёте деньги, если это мошенники.

Совет четвёртый: Проверяйте доступность сотрудников центра

Позвоните по телефону, напишите в чате. Поговорите с сотрудниками и задайте неудобные вопросы. Если сотрудник не готов ответить, то это плохой сигнал.

Бывают случаи, что после того, как оплатил по договору, связь с центром пропадает. Никто не поднимает трубки (заблокировали номер телефона), не отвечают на письма. Проверьте, есть у организации странички в социальных сетях и с какого периода.

Сегодня практически нет центров с круглосуточным телефоном. Исключение – Современная научно-технологическая академия (СНТА) в Москве, у которой есть круглосуточный Call – Центр, куда можно бесплатно позвонить в любое время, даже в праздники.

Внимательно читайте договор. Там не должно быть никаких упоминаний о дополнительных оплатах. Бывают случаи, когда даже в самом договоре пишут одну сумму, а в разделе «Другие условия» пишут, что за пересдачу экзамена нужно доплатить. Или за сдачу одного модуля – надо оплатить отдельно. Этого не должно быть. Максимум, что допустимо, это разбитие суммы обучения на 2 части: предоплата и оплата по факту. Но лучше всего оплатить единовременно, потому что некоторые ставят зависимость цены курса переподготовки от курса валют.

Итоги проверки центров обучения по программам профессиональной переподготовки

Итак, давайте проверим 7 центров по переподготовке, которые выдал нам поисковик.

ЦЕНТР

Лицензия

Учебные программы и планы с расчасовкой

Уставные документы, договор

Доплаты

Полная доступность

Вывод

Современная научно-технологическая академия (СНТА), Москва

Нет доплат

Круглосуточно

Соответствует заявленным требованиям, дистанционная форма обучения, дипломы высылаются почтой и курьером

Межрегиональный центр дополнительного образования, Москва

отсутствует

Отделение Московского государственного педагогического университета (МГПУ)

отсутствует

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК)

Нет доплат

отсутствует

Нет круглосуточно доступа к центру.

Отделение профпереподготовки РАНХиГС

отсутствует

Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.

Отделение Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

отсутствует

Очное обучение в группах, что очень неудобно. Нет круглосуточного доступа.