Безопасность в школе

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ "О безопасности"

Безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе «О техническом регулировании» и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.

Безопасность образовательного учреждения складывается из многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы (направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.

Целью работы школы в области безопасности является обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательной организации во время учебной деятельности с использованием современных достижений.

Главная задача, решаемая в области безопасности - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности школы, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других возможных опасностей

Направления работы:

1. Комплексная безопасность образовательной организации.

2. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков.

3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Военно-патриотическое воспитание воспитанников.

5. Организация медицинского освидетельствования юношей допризывного возраста и их постановки на первичный воинский учет.

Пожарная безопасность:

1. Реализация комплекса мероприятий, направленных на предупреждение и исключение пожаров в школе.

2. Развитие знаний и навыков поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях в случаях пожаров.

3. Поддержка в исправном состоянии систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре.

4. Обеспечение укомплектованности школы первичными средствами пожаротушения; периодическая их проверка, выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки, путей эвакуации.

5. Обеспечение наличия и исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, периодическая их проверка.

Безопасность дорожного движения:

1. Реализация плана работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий.

2. Исключение случаев дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся.

3. Пропаганда знаний правил дорожного движения среди обучающихся.

Антитеррористическая защищенность:

1. Реализация плана по антитеррористической деятельности.

2. Подготовка обучающихся и сотрудников школы к действиям при угрозе и возникновении акта терроризма в образовательной организации.

3. Предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и минимизация ее последствий.

4. Выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

Для формирования навыков обучающихся и педагогов действовать в экстремальных ситуациях в школе регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности, по безопасности дорожного движения, практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, тренировочные занятия по эвакуации из школы при чрезвычайных ситуациях. Традиционно в День знаний, День защиты детей, в канун школьных каникул в школе проводятся игры, эстафеты, практические занятия и тренинги, направленные на формирование сознательного отношения к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

В обеспечении условий безопасности образовательной организации школа руководствуется Федеральными законами, постановлениями правительства РФ, окружными, муниципальными и локальными нормативно правовыми актами.

Как обеспечивается безопасность учеников в школе?

За организацию безопасности в школе отвечает - заместитель директора Соколова Оксана Александровна.

Пропускной режим и охрану здания школы осуществляет охранное предприятие.

Охрана школы располагает всем необходимым оборудованием для экстренного вызова квалифицированной помощи при возникновении чрезвычайной ситуации, в том числе, кнопкой тревожной сигнализации, осуществляющей связь с управлением вневедомственной охраны. В школе установлена система автоматической пожарной сигнализации для вызова по тревоге расчета пожарной команды.

Ежегодно контролирующими организациями проводится приемка готовности школы к новому учебному году - осуществляется проверка систем отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения. Чрезвычайных ситуаций в школе не было.

Во время учебного процесса выполнение установленных норм и правил поведения в школе контролируются обучающимися дежурных классов и педагогами. Общий внутришкольный контроль осуществляет дежурный администратор.

Порядок входа в школу и выхода из школы обучающихся и посетителей.

Пропускной режим в школе осуществляется на основании «Положения об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей НРМОБУ «ПСОШ №2» утвержденного приказом директора от 13.09.2016г. № 335/1-0. Обучающиеся школы проходят в здание свободно при визуальном контроле. Выход обучающихся из школы осуществляется после окончания учебных занятий. Руководители кружков и секций встречают своих подопечных в холле 1 этажа школы, сопровождают их на занятия и обратно.

На основании приказа директора школы о пропускном режиме родители обучающихся пропускаются в школу в заранее согласованное время на переменах или после занятий по предъявлению документа, удостоверяющего личность, в сопровождении дежурного администратора или педагога, к которому они прибыли. Сотрудник охраны вносит данные о посетителе в журнал регистрации.

Запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность, и объяснить цель посещения.

Обучающиеся школы не могут покинуть здание во время учебного процесса без особого разрешения заместителя директора.

Проблемы обеспечения безопасности здоровья учеников в настоящее время приобретают наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере обеспечения жизнедеятельности.

Анализируя случаи травматизма в школах основной причиной является личная недисциплинированность учащихся. Проявление личной недисциплинированности показывает не видение учащимися опасностей, которые подстерегают их в здании школы. Несмотря на то, что каждую неделю на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. Однако, несмотря на разнообразие причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности...

Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.

Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.

Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.

Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.

Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.

Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.

Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.

Я считаю, что учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе

Чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).
Особое внимание, на мой взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества) связана с действиями либо бездействием взрослых. В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды - также относится к наиболее распространенным ошибкам, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе. Но полностью усмотреть за всеми детьми невозможно, это понятно каждому. Учитель не может одновременно находиться в классе, в коридоре, в туалете и в столовой, и даже будучи на своем посту, следя за детьми, учитель все равно не может предвидеть все травмы. Поэтому, я считаю, что каждый ребенок должен осознанно заботиться о своей безопасности, оберегая свое здоровье и не подвергая стрессу своих родителей и учителей.

С детьми проводятся различные виды инструктажа:

вводный;

первичный;

повторный;

внеплановый;

целевой.

Вводный инструктаж - самый первый. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.

Первичный инструктаж проводится перед первым допуском к работе. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа — ознакомление учащихся, с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. В школе первичный инструктаж проводится с учащимися, например, в начале урока труда.

Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода. Цель этого инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

при введении в действие новых правил;

при изменении технологического процесса;

при перерывах в работе;

Целевой инструктаж с учащимися проводится при проведении экскурсии, организации массовых мероприятий (спортивные мероприятия, походы).

Итак, инструктаж является важным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, следовательно, предупреждения травматизма. Его нужно внимательно слушать, а если что-то показалось непонятным, спросить, когда учитель закончит инструктаж

Правила безопасности на уроках технологии

Во время проведения уроков технологии (уроков труда) в школе детьми используются различные инструменты, неправильное обращение с которыми может привести к травме.

Здесь мы рассмотрим правила использования ножниц, швейной иглы, клея, пластилина, канцелярского ножа, шила, а также поговорим о правилах подготовки места к работе и его уборки в конце урока.

Обучение учащихся соблюдению правил безопасности на уроках технологии в школе - это залог успешного проведения урока и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов детьми в будущем.

Правила безопасной работы с ножницами

Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

Перед работой проверь исправность инструментов.

Не работай ножницами с ослабленным креплением.

Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Работай ножницами только на своем рабочем месте.

Следи за движением лезвий во время работы.

Ножницы клади кольцами к себе.

Подавай ножницы кольцами вперед.

Не оставляй ножницы открытыми.

Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12Используй ножницы по назначению.
Правила безопасной работы со швейной иглой

Храни иглу всегда в игольнице.

Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

Не втыкай иглу в одежду.

До и после работы проверь количество игл.

Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила уборки своего рабочего места

Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

Сними рабочую одежду.

Все принадлежности убери.

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;

К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;

Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.

Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;

На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;

После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.

Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;

Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;

При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.

Техника безопасности - это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.
^ Правила безопасности на уроках физики

Не включайте электроприборы и электрооборудование в сеть без разрешения учителя.
Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника питания, их сначала нужно разрядить; не касайтесь оголённых проводов.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите их от сети и сообщите об этом учителю.

^ Для того чтобы избежать травм, необходимо руководствоваться следующими правилами безопасности:

При работе с режущими и колющими инструментами их режущие поверхности и острые кромки должны быть направлены в сторону, противоположную телу работающего, чтобы избежать травмы при случайном срыве инструмента с обрабатываемой поверхности.
Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, должны находиться на достаточном удалении от режущих кромок, а сам предмет должен быть надёжно закреплён в тисках или другом зажимном приспособлении.
На рабочем месте режущие и колющие предметы должны располагаться на виду, а само рабочее место должно быть освобождено от посторонних и ненужных предметов и инструментов, о которые можно зацепиться или споткнуться.
Положение тела работающего должно быть устойчивым. Нельзя находиться на неустойчивом или колеблющемся основании
Работающий должен быть одет так, чтобы исключить попадание частей одежды под режущую кромку или на движущиеся части инструмента (особенно важно, чтобы рукава одежды были застёгнутыми). В противном случае рука может быть затянута под режущий инструмент.
Инструмент включают только после того, как работающий подготовил рабочее место, обрабатываемую поверхность и занял устойчивое положение. После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.
При обработке хрупких материалов образуется факел частиц, вылетающих с высокой скоростью из-под режущего инструмента. Частицы, обладающие большой кинетической энергией, могут нанести травму, особенно опасно повреждение глаз. Поэтому, если на инструменте отсутствуют специальные защитные экраны, лицо человека должно быть защищено маской, а глаза - очками. Рабочая одежда должна быть из плотного материала.

Отправляя ребенка в школу, мы ежедневно задумываемся, безопасно ли там ему? Какие условия? Дойдет ли он один до школы и правильным путем ли придет из школы? А вдруг случится пожар? А по телевизору все чаще говорят о терроризме. Как уберечь ребенка от всех негативных условий и не волноваться о пребывании детей в школе?

Безопасность ребенка в школе – это самая главная вещь на протяжении одиннадцати учебных лет.

Чтобы быть более или менее спокойным за ребенка необходимо научить его правилам личной безопасности.

Безопасность ребенка по дороге в школу является доминирующей, т.к. зачастую ребенок идет в школу один. Ответственность за приучение ребенка к походу в школу лежит на родителях.


Во-первых, родитель должен обучить ребенка маршруту безопасного движения в школу:

  • продумать схему, чтобы лучше усвоить маршрут;
  • если возможно, идти в школу с одноклассниками;
  • выучить правила дорожного движения при пересечении дороги, использовании светофора, пешеходного перехода;
  • если существует несколько путей до школы, выбрать наиболее безопасный и людный;
  • звонить родителям при выходе из школы и придя домой;
  • не вступать в разговор с чужими людьми, не садиться в чужую машину.


А кто отвечает за безопасность детей в школе?

Ответственность за безопасность детей в данном случае ложится на педагогов, администрацию школы, школьную охрану.

Кроме того, обеспечение безопасности детей в школе и вне школы является предметом изучения предмета ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности).Также проводятся общешкольные родительские собрания по безопасности детей в школе, на которых присутствуют не только педагоги, но и представители пожарных организаций, районных отделений полиции, местной администрации, управления образования города.

На подобных собраниях обычно родителей знакомят с работой школы по теме: «Обеспечение безопасности детей в школе», призывают родителей к сотрудничеству с педагогами по формированию у детей навыков безопасного поведения, даются рекомендации по профилактике здоровья детей.


Безопасность и здоровье детей является предметом каждодневных обсуждений на уроках, начиная с первого класса (когда учитель объясняет детям, как вести себя в коридоре, столовой, гардеробе), заканчивая одиннадцатым (по каждому предмету учитель обязан провести вводный инструктаж по использованию школьного инвентаря, химических средств, приборов, техники, инструктаж по электробезопасности). Для закрепления полученных знаний по данной проблематике в школах используются различные наглядные материалы, в частности серия «Школа безопасности для детей в картинках». Кроме того, ребята сами выполняют рисунки по теме безопасности.


Обеспечение безопасности ребенка в школе состоит из нескольких направлений:

  1. Пожарная безопасность;
  2. Антитеррористические мероприятия: – обеспечивается в большей мере охраной школы («Посторонним вход воспрещен»), - использование турникетов, - систематические дежурства класса и педагогов по школе, включая выходные и праздничные дни, - инструктаж детей при обнаружении сомнительных предметов в школе,- запрет на посещение подвалов, подсобных помещений, чердаков школы
  3. Информационная безопасность детей – предполагает создание условий для защиты детей от информации, наносящей какой-либо вред ребенку.
  4. Учебно-бытовая безопасность: - безопасное перемещение по школе, - правильное использование столовых приборов в школьной столовой, - безопасное использование на уроках ножниц, циркуля, письменных принадлежностей, - использование по назначению различных приборов, средств, инструментов на уроках физики, химии.


Отдельно рассмотрим пожарную безопасность, т.к. комплекс подобных мероприятий разрабатывается непосредственно государственными органами, а надзорные органы систематически проверяют, насколько удовлетворительно школа соблюдает все требования.Все профилактические меры проводятся в течение летних каникул до начала учебного года.

Подготовка включает в себя следующие мероприятия по безопасности в школе:- назначение ответственного лица за пожарную безопасность;- составление плана эвакуации на случай пожара, установка схем плана на доступных местах школы, на каждом этаже;- приведение в порядок противопожарного инвентаря: огнетушителей, противопожарной сигнализации, ящиков с песком, лопат, средств индивидуальной защиты;- доступность выходов для эвакуации;- периодический осмотр территории школы, спортивных площадок, электропроводки;- обучение педагогического состава, работников школы и учащихся правилам пожарной безопасности;- проведение уроков по технике пожарной безопасности в школе для детей;- организация учебной тревоги в целях обучения и отработки действий в случае пожара;- распространение учебного материала на тему «Детям о пожарной безопасности», представление презентаций по безопасности детей в школе.


Также более подробно и глубинно необходимо рассмотреть информационную безопасность детей в школе. Обеспечение информационной безопасности детей в школе включает 3 направления:

  • защита персональных данных детей;
  • ограждение детей от запрещенной информации (порнографического, суицидального и криминального характера);
  • профилактика у детей интернет-зависимости.

МБОУ « Пушкинская школа для обучающихся с ОВЗ».

«Безопасность учащихся в школе и дома ».

Классный час.

Учитель: Лобозева Н.А.

22.03. 2017 год.

БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА.

Цель: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить избегать и предотвращать опасные ситуации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

  1. Орг. момент.

Учитель: сегодня люди живут в благоустроенных домах, ходят «охотиться» в супермаркеты, и самые страшные животные, которые попадаются на пути это соседская собака и вездесущий комар. Но современный мир наполнен опасностями, просто они стали другими. Пешеходы не достанутся на обед голодному зверю, зато могут угодить под колеса автомобиля. Причиной смертельного отравления оказывается не укус змеи, а просроченное лекарство из собственной аптечки. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Сегодня вы должны продемонстрировать свои знания по правилам поведения в экстремальных ситуациях, свои знания по основам безопасности жизнедеятельности.

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.

Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.

Работа с картинами, таблицами.

  • К природным опасностям относятся:

Ø пониженная или повышенная температура воздуха;

Ø атмосферные осадки;

Ø солнечная радиация;

Ø стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).

  • Техногенные опасности могут проявляться в форме аварий технических систем, пожаров, взрывов и т. д.
  • Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.

К опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:

Ø терроризм,

Ø социально-политические конфликты,

Ø преступления,

Ø наркоманию, алкоголизм и пр.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Задание. Подумайте и ответьте на ряд вопросов:

  1. Всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?
  2. Проверяете ли вы, уходя из дома, выключены ли электроприборы, вода?

3.Научились ли вы правилам пользования электроприборами, газовой плитой и т. д.?

  1. Знаете ли вы номера телефонов экстренных служб? Проверяем.

5.Можете ли вы в присутствии ребенка совершить необдуманный поступок, например, искупаться в незнакомом водоеме, прогуляться по тонкому льду и т.п.?

  1. Знают ли ваши родители, как и с кем, вы проводите свободное время?
  2. Проинструктировали ли вас родители, как вы должны себя вести в случае экстремальных ситуаций, например, вы застряли в лифте или услышали запах газа в квартире?

Экстремальные, т.е. ситуации, необычные по трудности и сложности, возникают вдруг и внезапно. Поэтому каждому человеку, взрослому и ребенку, важно знать, как себя вести в таких ситуациях

Окружающее человека пространство можно разделить на открытое (река, улица, поле и т. д.) и замкнутое (лифт, подвал, закрытая комната и т. д.). В открытом пространстве ребенок может обратиться за помощью, попытаться самому выйти из ситуации или предпринять действия для спасения. В замкнутом пространстве у ребенка остается два вида поведения:

Ø звать на помощь

Ø или самому предпринимать меры по спасению.

Обращение за помощью - первый вариант поведения ребенка в экстремальной ситуации. Вы, дети, должны понять и запомнить, к кому они могут обратиться в чрезвычайной ситуации. Конечно, в большинстве случаев это будет взрослый. Родителям необходимо отрабатывать с вами модели поведения в различных критических ситуациях: например, потерялся в магазине - обратись к продавцу, кассиру или представителю службы охраны, заблудился в городе - обратись к сотруднику полиции. Если возник пожар - позвони в службу 01 или 02. Второй вариант поведения - постараться избежать продолжения опасной ситуации: встретил незнакомого человека в подъезде - выйди из подъезда или ни в коем случае не заходи с ним в лифт и пр.

Важно, чтобы вы не только знали номера телефонов экстренных служб, но и умели правильно вызвать такую службу. Например, если вызывается пожарная служба вы должны сообщить, что горит, адрес, номер подъезда, код подъезда, фамилию, телефон.

На видном месте в квартире должны быть также рабочие телефоны родителей, соседей, родственников, т. е. людей, к которым вы можете обратиться в случае чрезвычайной ситуации.

Кому вы имеете право открыть дверь, если находитесь дома один. Как себя вести, если в дверь звонит незнакомый человек; где в квартире перекрывается вода, если авария водопровода произойдёт в квартире; где выключается газ, электричество. Эти и другие элементарные правила безопасности должны вы знать. Ощущение страха, опасности, паника часто не позволяют взрослым, а детям особенно, принять правильное решение, т. е. определить конкретные действия, ориентированные на сохранение собственного здоровья, их последовательность, порядок.

Рассмотрим ещё один важный вопрос - профилактика детского травматизма. Теоретически ребенок, хотя подчас и осознает возможную опасность в той или иной ситуации, но осознает ее вообще, не соотнося с собой. Часто ребенок может просто не знать о таящейся рядом опасности: открытом люке, глубокой яме во дворе и т. п.

Как правило, старшеклассники считают, что уже все знают и умеют. Они воображают, будто городские улицы им как дом родной и навыки личной безопасности им ни к чему.

Работа по правилам дорожного движения. Работа по таблицам.

Безопасность ребенка во время пребывания в школе

Вспомним о правилах безопасного поведения в школе, это поможет избежать множества проблем. А начать стоит с устава школы, где обязательно сказано, что по лестницам следует перемещаться аккуратно, не стоит выходить за пределы школьного здания без необходимости, сидеть на подоконниках и открывать окна без разрешения учителя, конечно, не бегать по коридорам, не разливать и не разбрасывать остатки еды, так как из-за этого кто-то может упасть, нельзя курить, нецензурно ругаться и употреблять спиртные напитки, не стоит носить дорогие украшения в школу, оставлять ценные вещи в раздевалке, на парте, на подоконниках — это избавит от неприятностей, например, воровства, личные вещи нужно всегда держать при себе. В случае кражи нужно рассказать обо всем учителю или администрации.

Если же вы попали в опасную ситуацию, то нужно как можно скорее сообщить о случившимся преподавателю. А если ваше чадо почувствовало себя плохо, то преподаватель должен довести его до медицинского кабинета.

Не стоит решать конфликты с одноклассниками кулаками, лучше это сделать мирным путем, просто поговорив, это намного эффективнее. И тем более не стоит ввязываться в чужие драки, лучше сообщить о происходящем учителю, чтобы прекратить конфликт. что не стоит дружить с «плохими» школьниками — те, кто носит с собой ножи, зажигалки и опасные вещества и не в коем случае не пробовать опасные вещества, даже если ребята предложили их просто попробовать бесплатно.

Мы привыкли считать, что наркотики в нашей жизни - это удел неблагополучной семьи. Ведь как думают родители: «С моим ребенком этого не случится, у нас всего хватает: еды, одежды, развлечений. Это может произойти с кем угодно, только не с моим ребенком, в этом я уверен, я его хорошо знаю». К сожалению, они нередко ошибаются. Насторожитесь, если подросток слишком поздно ложиться спать и все дольше залеживается в постели утром, если падает интерес к учебе или привычным увлечениям и хобби, снижается успеваемость, если появились прогулы школьных занятий. Он завел новых друзей не совсем обычного вида и поведения. Если подросток выпрашивает у матери или отца деньги во все возрастающих количествах, а тем более, если дома начали пропадать деньги или ценные вещи, - это очень тревожный признак!

Правила безопасности при обращении с электроприборами

1.Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть - шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора произведите в обратном порядке.

  1. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  2. Не пользуйтесь электроутюгом, плиткой, чайником, паяльником без специальных несгораемых подставок.
  3. Опасно использовать электроприбор с повреждённой изоляцией шнура. Если вы увидели оголённый провод, неисправный выключатель, розетку - сразу сообщите об этом взрослым.
  4. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включённом в сеть нагревателе.
  5. Не оставляйте без присмотра электронагревательные приборы, включённые в сеть.
  6. Никогда не тяните электрический провод руками.
  7. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочки.
  8. Уходя из дома, выключайте свет и электроприборы.

Правила личной безопасности в доме

  1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно кладите на место. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
  2. Ни в коем случае не пробуйте самостоятельно никакие лекарства. Вы можете отравиться.
  3. Не открывайте и не пробуйте никаких упаковок с бытовой химией. Это опасно для жизни!
  4. Если вы почувствовали запах газа, соблюдайте следующие правила:

Ø сообщите взрослым;

Ø откройте окна, форточки, двери и проветрите квартиру;

Ø закройте краны на плите;

Ø не включайте и не выключайте (если он включен) свет и не зажигайте спички;

Ø позвоните по телефону 04.

  1. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.

Правила личной безопасности на улице

  1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными ребятами на улице.
  2. Не играйте на дороге, идя из школы домой.
  3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.
  4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.
  5. Не играйте с наступлением темноты, а также в тёмных местах, на пустырях, свалках, рядом с дорогой, в пустых или разрушенных зданиях.
  6. Никогда не садитесь в машину к незнакомому человеку.
  7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).
  8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости,

послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.

  1. Обо всех подозрительных случаях и обо всём, что было на улице, сообщайте родителям.

Как не стать жертвой преступления

  1. Если вы оказались дома один, никому чужому или малознакомому не открывайте дверь, кем бы он ни представлялся (сантехник, электромонтёр, почтальон, милиционер, знакомый родителей). Среди множества честных и порядочных людей встречаются ещё и грабители, разбойники и мошенники. Говорите с любым незнакомцем через дверь.
  2. Не теряйтесь, если, находясь в квартире, услышите, что кто - то пытается открыть замок входной двери, а громко спросите: «Кто там?»
  3. Если незнакомцы продолжают открывать, по телефону «02» вызовите милицию, точно указав адрес, а затем с балкона (из окна) просите соседей и прохожих о помощи.
  4. На телефонные звонки с вопросом, дома ли и когда вернутся с работы родители, надо ответить, что они заняты, и спросить, кому и куда позвонить.
  5. Уходя из дома, не забывайте закрыть балкон, форточку и окна, особенно, если живёте на первом или последнем этаже.
  6. Не оставляйте в дверях своей квартиры записок - это привлекает внимание посторонних.
  7. Не хвастайтесь перед сверстниками тем, какие у вас дома есть дорогостоящие предметы (телевизионная, видео - и радиоаппаратура, одежда, украшения и т. п.), а также количеством денег.
  8. Не приглашайте в дом незнакомых и малознакомых ребят ни под каким предлогом.
  9. На вопрос незнакомых людей, дома ли папа или мама, лучше ответить, что родители сейчас дома.

«Путешествие в страну БЕЗОПАСНОСТИ».

2.Игра«Искру туши до пожара - беду отводи до удара». Отгадываем загадки.

1).Серое сукно тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется. (ДЫМ)

2).Я не сам по себе,
А сильнее всего
И страшнее всего.
И все любят меня и
Все губят меня. (ОГОНЬ)

3).В бумажном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (СПИЧКИ)

4).Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (СВЕЧА)

5).Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его: (ВОДОЙ)

6).Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (ОТНЯТЬ)

7).С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный: (абажур)

8).Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с: (утюгом)

9).Не суши белье над газом,
Все горит единым: (разом)

10).Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может: (сжечь)

11).Возле дома и сарая
Разжигать костер не смей!
Может быть беда большая
Для построек и: (людей)

12).Всем, друзья, вы расскажите,
Чем пожарные живут.
Они днем и ночью тоже
Ваши жизни: (берегут)

Задание: назовите причины возникновения пожара в квартире, доме.

Работа с таблицами, иллюстрациями.

  1. «Внимание- улица».

Пешеходы! Будущие водители!

Велосипедисты и мотоциклисты!

Автомобилисты!

Добро пожаловать! Привет!

Нам путь открыт! Зелёный свет!

Город, в котором с вами мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Вот она азбука над мостовой.

Знаки развешаны над головой.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Внимание, внимание!

Вас ожидает состязание!

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения!!!

Задание. На доске вывешены дорожные знаки. Учитель читает стихотворение про каждый знак, а ребята должны определить, о каком дорожном знаке идёт речь, выбрать из предложенных на карточке (ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ, ДВИЖЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО, ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД, ВЪЕЗД ЗАПРЕЩЁН, МЕСТО СТОЯНКИ, ПУНКТ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ТЕЛЕФОН, АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ, ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО, МЕСТО ОСТАНОВКИ АВТОБУСА, ПУНКТ ПИТАНИЯ, ДЕТИ), правильный ответ вывесить на доску.

О каких дорожных знаках идёт речь?

1.Кто-то яму раскопал-

Прямо на дороге.

Весь асфальт переломал-

Берегите ноги!

И водитель должен знать,

Что идут работы-

(дорожные работы)

7.Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть заграницу.

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон!

(телефон)

2.Этот знак, ну очень строгий,

Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!

(движение запрещено)

8.В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

«Вам ходить запрещено!»

(движение пешеходов запрещено)

3.Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти.

(пешеходный переход)

9.В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

(место остановки автобуса)

4.Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

(въезд запрещён)

10.Коли вам нужна еда,

То пожалуйста сюда.

Эй, шофёр внимание,

Скоро пункт питания!

(пункт питания)

5.Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб не нужная ему,

Не мешала ни кому.

(место стоянки)

11.Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней, водитель!

6.Если кто сломает ногу,

Здесь врачи всегда помогут

Помощь первую окажут,

(пункт первой медицинской помощи)

12.Не доедешь без бензина

До кафе и магазина

Этот знак вам скажет звонко

Рядышком бензоколонка!

(автозаправочная станция)

Задание: дорожный знак «Дети» разрезан на части. Задание: составь знак и дай его

характеристику.

4.«СКОРАЯ ПОМОЩЬ».

1 задание: кроссворд

1.Бывает артериальное, венозное, капиллярное…….

2.Состояние, при котором человек теряет сознание.

3.Набор лекарственных средств, для оказания первой медицинской помощи.

4.Патологическое состояние, развивающееся в результате попадания яда в организм человека.

5.Один из симптомов при травмах.

6.Средство обработки вокруг раны.

7.Поражение кожных покровов под воздействием высоких температур.

8.Повреждение мягких тканей, при которых нарушается целостность кожных покровов.

9.Применяется при ушибах первые двое суток.

10.Появляется при II степени ожогов.

(за каждый правильный ответ- 1 бал)

Задание: из набора предметов оказания первой медицинской помощи (йод, зелёнка, жгут, лейкопластырь, бинт, пинцет, термометр, перекись водорода) необходимо выбрать:

1.Используется для обработки ран.

2.Необходим для остановки кровотечения.

3.Используется для извлечения инородных тел.

4.Применяется для фиксации повязки.

5.Им можно заклеить рану.

6.Прибор для измерения температуры.

«АУ!»

Один мальчик заблудился в лесу, и пока он ждал помощи от взрослых сочинил стихотворение. Стихотворение не дописано. Закончите его.

Я в лесу один остался

Я ужасно испугался!

Что же делать мне в лесу,

Маленькому, одному?

Мхом я землю застелю,

Мягких веток навалю.

Никого я не боюсь.

Маму с папой я дождусь!

«СКАЗОЧНАЯ».

Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними. (Красная шапочка)

Kтo, из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, недопустимых для знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Маша и три медведя)

Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? (Незнайка)

В кого превратился один из героев сказки после того, как попил грязной воды из лужи? Какая это сказка? (В козлёночка. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Итог занятия.

Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования современными техническими устройствами и оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогическими работниками.

Создание системы обеспечения безопасности участников в общеобразовательной организации предусматривает следующий порядок действий:

Выявление угроз жизни и здоровью участников массовых мероприятий и сопутствующих этому рисков, связанных с деятельностью образовательной организации;

Выработка политики обеспечения безопасности;

Разработка организационной схемы, определение целей и задач, соответствующих выработанной политике, применительно к каждой функции и уровню управления в образовательной организации, установление приоритетов;

Планирование показателей, характеризующих безопасность проведения массовых мероприятий;

Осуществление контроля состояния безопасности во внеурочной деятельности;

Анализ функционирования системы обеспечения безопасности в образовательном пространстве, оценка соответствия системы принятых мероприятий и последовательное их выполнение;

Осуществление необходимой корректировки и предупредительных действий, а также адаптацию к изменяющимся обстоятельствам во время внеурочной деятельности .

Безопасность участников массовых мероприятий во внеурочной деятельности невозможна без выполнения определенных законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих безопасность образовательного процесса.

Профилактические мероприятия в образовательной организации направлены на развитие инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, реализуемой в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся в процессе проведения массовых мероприятий.

Основными задачами профилактических мероприятий являются:

Осуществление нормативно-правового регулирования в сфере профилактики детского травматизма во время проведения массовых мероприятий;

Формирование единого профилактического пространства путём объединения усилий всех участников профилактической работы в образовательной организации;

Обучение и повышение квалификации педагогических работников формам и методам работы по профилактике детского травматизма;

Создание системы информационно-методического сопровождения деятельности в профилактике детского травматизма;

Профилактика несчастных случаев с обучающимися в ходе образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса.

Главные принципы в работе по профилактике детского травматизма в образовательной организации:

1. Легитимность - соответствие любых форм профилактической деятельности законодательным актам федерального и регионального значения.

2. Стратегическая целостность - единая стратегия профилактики, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

3. Системность - межпрофессиональное взаимодействие педагогических работников, а также взаимодействие со специалистами различных служб и ведомств.

4. Многоаспектность - комплексное использование форм профилактической деятельности.

5. Ситуационная адекватность - соответствие содержания и организации профилактики детского травматизма с учётом травм, полученных детьми на территории образовательной организации.

6. Динамичность - подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы детского травматизма, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

7. Эффективное использование ресурсов - методических, профессиональных, информационных и т. д.

Требования к обеспечению безопасности устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации. Особое значение в работе по профилактике детского травматизма предназначено разработке инструктивно-методической документации, касающейся различных аспектов организации работы по обеспечению безопасности образовательного процесса как с обучающимися, так и с педагогическими работниками.

Обеспечение безопасности и качество организационной работы по профилактике детского травматизма зависит от степени профессионализма и компетентности педагогических работников, сотрудников, отвечающих за безопасность образовательной организации и образовательного процесса. Слаженность работы администрации и педагогов, грамотная организация разграничения полномочий и компетенций разных уровней управления образовательным процессом в образовательной организации, применения инструктивно-методической документации (по пожарной безопасности; по правилам безопасности при проведении уроков или занятий в образовательной организации по химии, биологии, физике, информатике, физической культуре, технологии и т. д.) позволит на должном уровне выполнить поставленные задачи по профилактике детского травматизма и исключить случаи травмирования обучающихся.

В процессе проведения организационных мероприятий по профилактике детского травматизма и обеспечению безопасности в образовательной организации осуществляется комплекс мероприятий, охватывающий деятельность не только директора, его заместителей, педагогического работника, ответственного за профилактику детского травматизма, но и всех педагогических работников и включающий в себя:

Организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения учебно-воспитательного процесса;

Выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива, направленных на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения массовых мероприятий;

Обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре или Управляющем совете мероприятий по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса и профилактики детского травматизма;

Работу по предупреждению травматизма среди обучающихся;

Соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и правил, препятствующих травмированию обучающихся;

Контролирование используемых в образовательном процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с позиции соблюдения требований безопасности;

Порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности и т. д.;

Контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и мероприятий вне образовательной организации с обучающимися;

Организацию с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма во время учебно-воспитательного процесса, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. п.;

Своевременное выполнение алгоритма действий при несчастном случае с обучающимися.

Работа по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться в образовательной организации на основе следующих принципов:

Системность - работа проводится ежедневно в течение всего учебного года;

Сезонность - учитываются местные условия, времена года;

Доступность - представленный учащимся материал, должен соответствовать возрастным особенностям .

Основными направлениями в этой работе выступает информационная и профилактическая деятельность педагогических работников.

Информационная деятельность по формированию навыков безопасного поведения осуществляется посредством подготовки и оформления работы различных информационных материалов - стендов, таблиц, плакатов.

Учитывая важность и актуальность проведения профилактических мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных условий при организации массовых мероприятий и организации работ по профилактике детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий, образовательная организация в современных условиях обязана планомерно организовать данную работу с обучающимися, их родителями, с педагогическими работниками.

Планированию работы помогает обязательный анализ причин и видов травм обучающихся, полученных во время образовательного процесса и на территории образовательной организации. Анализ этих несчастных случаев должен обсуждаться в педагогическом коллективе и служить материалом для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Работа по профилактике детского травматизма невозможна без точного учёта и анализа всех несчастных случаев с обучающимися, происходящими в образовательной организации и вне её. Это помогает выявить основные причины травм (нарушение санитарно-гигиенических норм; отсутствие необходимых знаний у детей; халатность взрослых) и целенаправленно вести профилактическую работу .

В планах работы образовательной организации должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов детского травматизма. Планировать работу следует отдельно для обучающихся начального, основного и старшего уровня образования. Вопросы профилактики травматизма должны найти отражение в планах работы педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, учителей-предметников и классных руководителей.

В образовательных организациях необходимо пропагандировать безопасные методы обучения. Для этого разрабатывают памятки и инструкции, используют предупредительные надписи, различные плакаты. Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки обучающимся, другие - для ознакомления в учебных кабинетах, особенно в кабинетах повышенной опасности. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ.

Большое значение для профилактики травматизма имеют различные формы агитационно-массовой работы: конкурсы, лекции, беседы, экскурсии, тренинговые занятия, игровое моделирование или имитация различных проблемных ситуаций и соответствующих действий в них, проектные работы учащихся.

Система планирования работы по профилактике детского травматизма включает в себя организационные, профилактические, информационные мероприятия, а также работу с родителями и повышение профессионального уровня педагогических работников.

В организационные мероприятия могут входить такие мероприятия, как:

Подготовка приказов о назначении ответственных за безопасность обучающихся (при проведении уроков и занятий в учебных кабинетах, спортивном зале, при проведении массовых мероприятий), при проведении экскурсий, туристических походов, спортивных мероприятий и т. п., об организации дежурства педагогического состава и назначении: дежурных администраторов, дежурных учителей, дежурных классов;

Организация внеучебной деятельности образовательной организации во второй половине дня;

Мониторинг технического и санитарного состояния учебных кабинетов, спортивных залов, столовой;

Контроль за организацией проведения массовых и выездных мероприятий;

Рассмотрение вопросов профилактики травматизма на педагогических советах, методических объединениях, управляющем совете;

Расследование и учёт несчастных случаев с обучающимися;

Ведение документации по профилактике детского травматизма.

Организация изучения обучающимися правил (Устава образовательной организации);

Тематические классные часы;

Организация дежурства педагогов;

Организация подвижных игр на переменах;

Выполнение гигиенических требований к условиям обучения в образовательной организации;

Формирование у обучающихся культуры поведения, предупреждающего получения травм;

Обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в ходе выполнения учебных задач;

Участие в профилактических мероприятиях округа и города;

Проведение тематических встреч с представителями ГИБДД, Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений,

Проведение педагогами мастер-классов по профилактике детского травматизма на уроках;

Проведение рейдов по профилактике травматизма членами Управляющего совета, родительского комитета, Совета старшеклассников.

Мероприятия по разработке информационных материалов для обучающихся, педагогов, родителей по предупреждению детского травматизма;

Выступление на педагогических советах, участие в работе методических объединений классных руководителей по регламенту действий педагога в случае получения ребёнком травмы;

Публикация статей и выступление в СМИ;

Изготовление и тиражирование методических материалов по теме «Профилактика детского травматизма»;

Изготовление и распространение буклетов, плакатов, памяток, пропагандирующих здоровый образ жизни;

Проведение тематических недель, конкурсов, лекций, бесед, экскурсий, тренинговых занятий;

Ведение информационной страницы на сайте образовательной организации;

Подготовка и размещение тематических стационарных стендов для обучающихся, например, по правилам дорожного движения, поведения при пожаре, на воде, на льду и т. д.

Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки, полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.

Мероприятия с родительской общественностью включают: рассмотрение вопросов профилактики на заседаниях Управляющего совета, родительских комитетов, проведение тематических родительских собраний, участие родителей в проведении классных часов, общешкольных мероприятий, привлечение сотрудников ГИБДД, Роспотребнадзора, МЧС к работе с родителями .

Работа образовательной организации по повышению профессионального уровня педагогических работников в вопросах профилактики детского травматизма:

Должна строиться с учетом активного привлечения ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы для решения вопросов повышения профессионального уровня не только педагогических работников, ответственных за профилактику детского травматизма, но и администрации образовательной организации и всего педагогического состава;

Включать в себя проведение постоянно действующих семинаров с такими формами деятельности, как практикумы, дискуссии, деловые игры;

Включать в себя проведение индивидуальных и групповых консультаций с практическим показом передового педагогического опыта через систему мастер-классов, открытых учебных занятий проблемных мини-групп и др.

В систему планирования работы по профилактике детского травматизма необходимо включать и систематическую индивидуальную работу социального педагога, педагога-психолога и классных руководителей, которую они будут проводить с нарушителями дисциплины (следует обратить внимание на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и целенаправленное стремление причинить боль и показать свое физическое превосходство).

Именно такая деятельность может снизить не только количество несчастных случаев с обучающимися, но и позволит не допустить несчастных случаев в образовательной организации.

Психологической причиной повышенного травматизма среди обучающихся в немалой степени является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам. Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать обучающихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, а это задача психологической службы школы.

Психологические причины возникновения опасных ситуаций, приводящие к травмированию обучающихся, можно подразделить на несколько типов:

1. Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.

2. Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.

3. Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.

4. Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.

Психологическая служба образовательной организации поможет снять стресс, научит детей конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса, что позволит обучающимся с учетом их возрастных особенностей и жизненного опыта, а также полученных знаний не попадать в ситуации, опасные для жизни и здоровья.

Оценка эффективности работы образовательной организации по профилактике детского травматизма относится к контрольно-аналитической деятельности администрации образовательной организации.

Эффективность - характеристика достигнутых результатов, отражающая их значимость в работе по профилактике детского травматизма в образовательной среде. Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом профилактической деятельности.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма выполняет следующие функции:

Диагностики (определение сферы изменений, вызванных осуществлением профилактических мероприятий);

Отбора (способ выявления наиболее эффективных программ и мероприятий по профилактике для дальнейшего внедрения в практику деятельности образовательной организации);

Коррекции (внесение изменений в содержание и структуру профилактической деятельности образовательной организации с целью оптимизации её результатов в ПДТ);

Прогнозирования (определение задач, форм и методов организации мероприятий по профилактики детского травматизма при планировании новых этапов её реализации с учётом достигнутых результатов).

Эффективность работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации может быть оценена через:

Посещение учебных занятий и внеклассных мероприятий администрацией образовательной организации, ответственным за профилактику детского травматизма;

Контроль выполнения мероприятий плана работы, оформление отчётных материалов;

Отчеты классных руководителей на совещаниях при директоре, административных совещания, педагогических советах;

Мониторинг деятельности;

Планирование и проведение рефлексивной деятельности.

Оценка эффективности работы по профилактике детского травматизма может быть внутренней и внешней. Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.

Индикаторы профилактической работы по предупреждению детского травматизма - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта деятельности в профилактике детского травматизма.

В качестве индикаторов работы по профилактике детского травматизма в образовательной организации могут быть использоваться следующие параметры:

1. Количество мероприятий по профилактике детского травматизма в образовательной организации с обучающимися, педагогическими работниками, родителями или лицами их заменяющими.

2. Количество людей (обучающихся, педагогических работников, родителей или лиц их заменяющих), охваченных мероприятиями по профилактике детского травматизма.

3. Популяризация работы образовательной организации путём представления результатов работы на сайте образовательной организации; выступлений на конференциях, семинарах, круглых столах; представления опыта работы на окружном, городском уровне; публикаций о работе образовательной организации по профилактике детского травматизма в средствах массовой информации, а также с использованием ресурсов Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

4. Сокращение количества травм и несчастных случаев в образовательной организации во время образовательного процесса, а также при дорожно-транспортных происшествиях, происшествиях на водных объектах и т. д.

Травматизм является серьезной проблемой, но его можно избежать путём принятия мер профилактики.

Целенаправленная профилактическая работа позволит снизить уровень травматизма детей, сохранить их здоровье, а, самое главное, - жизнь.

Общие требования к обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий в школе

Безопасное функционирование школы во время проведения массовых мероприятий заключается в создании условий, при которых возможно и реально осуществляется плановая работа персонала школы, надлежащее функционирование систем жизнеобеспечения.

В соответствии с Законом РФ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.02: «Риск - вероятность причинения вреда. Безопасность - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда».

За критерии опасностей, за недопущение которых отвечает администрация школы, можно принять противоправность и степень угрозы жизни и здоровью, имущественным интересам.

Обезопасить школу от всех видов опасностей (угроз) на 100% практически невозможно. Задача администрации заключается в создании надлежащих условий, при которых не нарушались бы основные нормы безопасности (противопожарные, антитеррористические, строительные, и т.д.). Анализ вероятных угроз (для типовых учебных заведений) позволяет разработать примерный перечень мероприятий по обеспечению безопасности:

1. Учащиеся приходят на мероприятие и уходят с него в заранее оговоренное время. Уход учащегося с мероприятия разрешается в исключительных случаях, При проведении общешкольных дискотек учащийся может уйти раньше с письменного разрешения классного руководителя.

Дискотеки, праздники и т.д. заканчиваются не позднее 19.00.

Не разрешается открывать окна в помещении, где проходит мероприятие, вовсе и во время его проведения.

Не разрешается ставить столы в кабинетах один на другой. При необходимости столы и стулья должны быть вынесены в коридор и аккуратно поставлены там.

Во время проведения мероприятия не разрешается хождение учащихся по школе.

Не разрешается курение учащихся.

При проведении дискотек в классах назначаются дежурные, ответственные за подготовку помещения к дискотеке и уборку помещения после ее проведения.

Присутствие и участие в дискотеках посторонних не разрешается.

При проведении мероприятий не разрешается устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать пожар.

Запрещается использование бенгальских огней, хлопушек, петард т.д. в помещениях школы .

Инструкция по пожарной безопасности.

Ответственность за соблюдение пожарной безопасности при проведении мероприятий несет классный руководитель.

В школе все массовые мероприятия проводятся в присутствии классного руководителя, дежурного учителя или завуча с соблюдением правил пожарной безопасности.

В помещении, где проводится мероприятие, должны быть свободные проходы, выходы из здания, предназначенные для эвакуации людей.

Двери из помещения во время проведения массовых мероприятий запрещается запирать на замки или трудно открываемые запоры.

У двери должен постоянно находиться дежурные администратор и учитель.

При проведении мероприятия запрещается устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, могущих вызвать загорание.

Запрещается применять огнеопасные жидкости для чистки одежды, париков и других реквизитов.

При проведении новогодних утренников и вечеров:

Елка должна быть прочно закреплена, не мешать входу и выходу из помещения и установлена вдали от штор, занавесей, отопительных приборов;

Электрогирлянда должна быть только фабричного изготовления и включаться в сеть электриками;

Маскарадные костюмы, декорации должны быть пропитаны огнезащитным составом;

В помещении, где проводится елка, запрещается зажигать бенгальские огни, свечи, пользоваться хлопушками, пекардами и т. д..

Запрещается полностью выключать свет в помещении.

В случае возгорания надо немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 и организовать эвакуацию учащихся .