Первым крупным государственным объединением на Руси стала Киевская Русь, сложившаяся из 15 племенных союзов. После сметри Киевского князя Мстислава Великого единое государство распалось. Явления будущей раздробленности появлялись еще в правление Ярославичей, нарастали княжеские междуусобицы, особенно всвязи с несовершенством системы «лествичного восхождения» на киевский престол.

В 1097 году прошел съезд князей в Любече. По предложению В.Мономаха была установлена новая политическая система. Было решено создать федерацию отдельных княжеских владений: «каждый да держит отчину свою». Русская земля не считалась больше единым владением всего княжеского дома, а стала наследственным уделом Рюриковичей. Так юридически оформилось деление Руси на отдельные княжества, и хотя впоследствие В.Мономах и его сын Мстислав сумели восстановить единство государства, Русь всё-же распалась на 14 княжеств и Новгородскую Феодальную Республику.

Феодальная раздробленность стала новой формой государственно-политической организации общества. Зависимость княжеств и земель от Киева носила формальный характер. Однако политический распад России никогда не был полным, т.к. сохранилось влияние РПЦ, деятельностью которой руководил киевский митрополит.

Причины распада носили политический и социально-экономический характер. С конца 11 века на Руси начасля бурный экономический подъем, связанный с развитием сеьского хозяйства, ремесла и торговли. Это способствовало росту доходов всех феодалов и усилению власти местных княжеских династий, которые начали создание региональных военных сил и аппаратов управления. Интересы удельных князей поддерживало и местное боярство, стремившееся освободиться от великокняжеской власти, прекратить выплату полюдья в Киев. Стоит отметить, что в это время значительную роль в экономической и политической жизни Руси стали играть города, число которых превалило за 300. Они стали административными и воекнными центрами для окрестных земель, имели собственный аппарат управления и уже не нуждались во власти из Киева.

Колыбелью русского народа является северо-восток Руси . Северо-Восточные земли первоначально назывались Ростово-Суздальской землей. Эта территория отделилась от Киева в первой половине XII в. Общественная организация была аналогичной другим землям: вече, традиции общинной демократии, значительная роль бояр, символизировавших автономию общества от власти князей. Князья Северо-Восточной Руси стремились расширить свое влияние. Неоднократно предпринимались походы на Новгород, Киев, в Волжскую Болгарию. Особенно активной политикой прославились Юрий Долгорукий (1155-1157 гг.) и Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Юрию Долгорукому приписывают закладку крепости (Кремля) в Москве в 1152 г. Именно при нем были оборваны последние нити зависимости от Киева: отменена традиционная дань Залесской (то есть Ростово-Суздальской) земли киевскому великому князю.


В1157 г. столицей княжества стал г. Владимир. С середины XII в. здесь сложилась традиция местного летописания с включением известий из других земель (Владимирские летописные своды). Северо-Восточная Русь стремилась стать базой для объединения раздробленной Руси. Владимирские князья считались великими, то есть главными на северо-востоке, как "старшие в роду" среди местных князей были склонны к авторитаризму и стремились подчинить другие земли, ограничив их вольности. Особенно этим отличался Андрей Боголюбский. Стремясь стать "само-властцем" всей Суздальской земли в церковных делах и светских, он боролся с сепаратизмом бояр, хотел учредить во Владимире особую митрополию и тем самым поднять значение Владимирской земли (ставка митрополита в условиях раздробленности по-прежнему находилась в Киеве, и речь шла о том, чтобы выйти из юрисдикции киевского митрополита). За это стремление Андрей Боголюбский заплатил жизнью. В1174 г. он был убит.

Пришедший ему на смену после длительных усобиц брат Всеволод Большое Гнездо (1176 1212 г.), опасаясь новой вспышки внутренней борьбы, сохранял традиции значительной автономии бояр и общин от власти, но тенденцию к централизации власти продолжал. Он расширил владения Владимирского княжества, оказывал существенное влияние на ситуацию в других княжествах (Киевском, Черниговском, Рязанском и др.). Благодаря умной политике Всеволод имел большой авторитет (его деятельность воспета в "Слове о полку Игоревом") и был признан старейшиной Мономаховичей (потомков Владимира Мономаха). Однако в конце жизни Всеволод разделил княжество на уделы между шестью своими сыновьями (это соответствовало древнерусской традиции), что после его смерти привело к ослаблению княжества, к новым длительным междоусобицам и отделению Ростовского, Переяславского, Юрьевского, Стародубского, Суздальского, Ярославского княжеств.

Тенденции по усилению Владимирского княжества и укреплению его влияния были продолжены Александром Невским (великий князь Владимирский в 1252-1263 гг.). При нем в Новгород приглашались только владимирские князья. Как видно, у истоков истории русского народа проявились существенные особенности в общественной организации и политической культуре.

Таким образом, в условиях раздробленности созревали предпосылки для единства на новой основе экономической, культурной, политической. Здесь в перспективе могло возникнуть национальное государство, сформироваться единый народ. Однако этого не произошло. Развитие Руси пошло иначе. Переломным в ее истории, как и в Европе, стал XIII в., но если Европа с этого времени активно продвигалась по пути внедрения прогрессивного типа развития, то перед Русью встала другая проблема. В1237 г. в русских пределах появились монголо-татары. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, а также шведы, немцы и ливонские рыцари, наступали на русские земли. Раздробленная Древняя Русь столкнулась с труднейшей проблемой: как сохраниться, как выжить. Она оказалась как бы между жерновами Востока и Запада, причем с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества. В связи с этим русские князья для спасения населения могли пойти на поклон к татарам, соглашались на тяжелую дань и унижение, но нашествию с Запада сопротивлялись.

Крупный центр русских славян – Новгород , возникший в IX в., существовал относительно независимо и особенно ярко демонстрировал близость к средневековому европейскому типу цивилизации в период Новгородской республики (конец XI-XV вв.). Он развивался в одном темпе с Западной Европой того времени и являлся аналогом городам-республикам Ганзейского союза, городам-республикам Италии: Венеции, Генуе, Флоренции. Новгород уже в XII в. был огромным торговым городом, известным всей Европе, постоянная ярмарка здесь по своему международному значению не имела соперников не только в русских землях, но и во многих западно-европейских странах. Новгородские товары имели хождение на огромной территории от Лондона до Уральских гор. Город чеканил свои монеты, издавал свои законы, вел войны и заключал мир.

Новгород испытал мощное давление со стороны переживавшей кризис средневековой европейской цивилизации, но сумел отстоять свою независимость. Шведы, немцы, рыцари Ливонского и Тевтонского орденов объединили силы для похода против Новгорода. Они завершились поражением рыцарей (Невская битва в 1240 г., Ледовое побоище в 1242 г.). Зато судьба уберегла от опасности с востока: Новгород не подвергся монголо-татарскому нашествию. В условиях давления как с Запада, так и с Востока республика стремилась сохранить независимость, отстоять свой тип развития. В борьбе за независимость Новгорода особенно прославился князь Александр Невский. Он проводил гибкую политику, делая уступки Золотой Орде и организуя сопротивление наступлению католичества с запада.

Новгород имел развитые для своего времени формы республиканской демократии. Принципы новгородской демократии давали преимущества собственникам: знати, владельцам вотчин, городских дворов и усадеб, - но имел возможность участвовать в жизни республики и городской плебс (черные люди). Высшим органом власти являлось народное собрание (вече). Вече обладало широкими правами. К выборным высшим должностным лицам относились: посадник, ведавший управлением и судом; тысяцкий, который возглавлял ополчение в случае войны, а в мирное время исполнял полицейские функции. Вече избирало также имевший особое значение для Новгорода суд по торговым делам. Оно же являлось верховным судом республики. Административные части Новгорода имели самоуправление по принципу общины.

Князья не имели власти, приглашались в Новгород для исполнения определенных функций. В их задачи входило защищать Новгород от врагов (но начинать войну без разрешения веча они не могли), исполнять представительские функции - князья представляли Новгород в отношениях с другими землями. На имя князя шла дань. Смена княжеской власти за 200 лет с 1095 до 1304 происходила 58 раз.

Церковь в Новгороде также была самостоятельна и отличалась по положению от других русских земель. Во времена, когда Новгород входил в Киевское государство, митрополит киевский присылал в Новгород епископа, главу церкви. Однако, укрепившись, новгородцы обособились и в церковных делах. С 1156 г. они стали избирать духовного пастыря – архиепископа.

Никогда - ни до Новгородской республики, ни после - православная церковь не знала такого демократического порядка, при котором сами верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был близок к протестантской традиции. Духовенство пользовалось большим влиянием, монастыри имели огромные земельные владения. Архиепископ и игумены крупных монастырей содержали свои дружины, которые выходили на войну под своими знаменами ("стягами").

В Новгородской земле активно шел процесс формирования класса собственников. В правовом кодексе республики - Новгородской судной грамоте - была законодательно закреплена частная собственность. Основное население города - ремесленники самых разных специальностей: кузнецы, гончары, золотых и серебряных дел мастера, щитники, лучники и т.д. Ремесленники в значительной мере были привязаны к рынку. Новгород активно обзаводился колониями, превращаясь в метрополию западного типа. Расположенный в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывающих Балтийское море с Черным и Каспийским, Новгород играл посредническую роль в торговле. В военном отношении Новгородская республика была слаба. Военные дружины имели князь, бояре, крупные монастыри, но постоянного войска в республике не было. Главная военная сила - ополчение из крестьян и ремесленников. Однако Новгородская республика просуществовала почти до конца XV в.

В соответствии с распространенной среди русских историков точкой зрения с распадом Киевского государства, а затем и потерей независимости многими княжествами в условиях монголо-татарского нашествия история здесь как бы замерла и переместилась на северо-восток, где возникали новые центры исторического развития. Это промосковская традиция, утвердившаяся в историографии. Однако на самом деле история в Юго-Западных землях не прерывалась. Она развивалась по своему направлению. Главнейшая задача этих территорий - обезопасить население от монголо-татарской угрозы в любой форме, обеспечить условия для самосохранения.

Земли по-разному решали эту проблему. Галицкий князь Даниил, искал помощи у Европы, которая приветствовала возможность продвижения католичества в восточно-европейские земли. В1253 г. он принял титул короля и был коронован послом папы римского. Однако этим планам не суждено было сбыться. Галич в конечном итоге оказался в составе Польши. Минск, Гомель, а затем и Киев, другие города для спасения от монголо-татарского разорения, сохранения своего типа развития втягивались под власть языческой Литвы.

В 40-е гг. XIII в. появилось и быстро увеличилось в размерах Литовское княжество. О нем сохранилось мало сведений, но известно,что уже в XIV в. оно объединяло в своем названии три элемента: Литва, жмудь, русские земли - Русь. В период расцвета это княжество простиралось от Балтики до Черного моря (устье Днепра и устье Днестра), от границ Польши и Венгрии до Подмосковья (Можайск). Древние русские земли составляли 9/10 территории Литвы. Во многих случаях присоединение этих земель происходило на основе договора - "ряда", в котором оговаривались условия вхождения в состав Литвы. Русское население Литвы считало ее наследницей Древнерусского государства и называло свою державу "Русью". В рамках Литвы русские княжества развивались в соответствии со своими традициями (вечевой идеал здесь прослеживается до второй половины XV в.).

Политическое и материальное положение Руси в составе Литвы было благоприятным. Интересно, что жители пограничных территорий, проживавшие в зоне "риска" под угрозой вторжения монголо-татар или московитов, получали дополнительные привилегии (например, жители Белой Церкви, подвергшиеся набегу татар, были освобождены от податей на 9 лет). Русские аристократы пользовались значительными правами и имели большое влияние при дворе литовского князя. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык.

Великое княжество Литовское сложилось как федерация отдельных земель и княжеств. В большей или меньшей степени, но землям была обеспечена значительная автономия, неприкосновенность социально-экономических и политических структур. Литовское княжество строилось на принципах вассалитета, разрушалась корпоративная структура общества.

Таким образом, на Западе под эгидой сначала языческой, а затем с конца XIV в. католической Литвы развитие русских земель продолжалось в соответствии с тенденциями прогрессивного типа. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского народов.

Исторический путь от образования до распада Древнерусское государство восточных славян прошло за три века. Объединение разрозненных славянских племен князем Рюриком в 862 году дало мощный толчок для развития страны, которая достигла своего расцвета к середине XI века. Но уже через сто лет вместо могущественного государства образовались десятки самостоятельных, некрупных княжеств. Период XII - XVI веков породил определение «Удельная Русь».

Начало распада единого государства

Расцвет русского государства пришелся на период власти Великого князя Ярослава Мудрого. Он, как и его предшественники рода Рюриковичей, сделал многое для укрепления внешних связей, увеличения границ и государственной мощи.

Киевская Русь активно вела торговые дела, развивала ремесленное и сельскохозяйственное производства. Историк Н. М. Карамзин писал: «Древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, эта дата считается началом распада Древнерусского государства .

Любеческий съезд князей. Попытка остановить распад

С этого момента разгорелись усобицы за власть между наследниками княжеского престола. В спор вступили три его сына, но от них не отставали и младшие Ярославичи, внуки князя. Это происходило в то время, когда на Русь из степей впервые совершили набег половцы. Князья, враждующие друг с другом, стремились добиться власти и богатства любой ценой. Некоторые из них в расчете получить богатые уделы вступали в соглашение с врагами и приводили их орды на Русь.

Гибельность распри для страны видели некоторые князья, одним из которых был внук Ярослава Владимир Мономах. Он в 1097 году убедил князей-родственников встретиться в городе Любече, что на Днепре, и договориться о правлении страной. Им удалось поделить между собой земли. Поцеловав крест в верности соглашению, они постановили: «Да будет земля русская общим отечеством, а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем». Но договора хватило ненадолго: один из братьев ослепил другого, и в семье вспыхнули злоба и недоверие с новой силой. Съезд князей в Любече на самом деле открыл широкую дорогу распаду Древнерусского государства , придав ему законную силу соглашения.

Призванный народом в 1113 году на княжеский престол в городе Киеве, Владимир Мономах остановил разъединение государства, но только на время. Он многое успел сделать для укрепления страны, но княжил он недолго. Его сын Мстислав пытался продолжить дело отца, но после его кончины в 1132 году закончился и временный период единения Руси.

Дальнейшее дробление государства

Больше ничто не сдерживало распада Древнерусского государства, на века уходившего в эпоху политической разобщенности. Ученые называют ее периодом удельной, или феодальной, раздробленности.

Дробление, как считают историки, являлось закономерным этапом в развитии российского государства. В Европе этого не смогла избежать в период раннего феодализма ни одна страна. Власть князя в то время была слаба, функции государства незначительны, и желание богатеющих землевладельцев укрепить свою удельную власть, выйти из повиновения централизованному правлению было понятным.

События, сопровождающие распад Древнерусского государства

Русские разрозненные земли, мало связанные между собой, вели натуральное хозяйство, достаточное для собственного потребления, но не способное обеспечить единство государства. По времени совпало и снижение мирового влияния Византийской империи, которая слабела и вскоре перестала быть крупным центром. Таким образом, утратил свое значение и торговый путь «из варяг в греки», который позволял Киеву долгие века осуществлять международные связи.

Киевская Русь объединяла несколько десятков племен со сложными отношениями внутри рода. Кроме этого, набеги кочевников также усложняли их жизнь. Спасаясь, люди уходили из обжитых мест в малонаселенные земли, устраивали там свое жилище. Так заселялась далекая северо-восточная часть Руси, что вело к увеличению территории государства и утрате влияния на них киевского князя.

Принцип наследования власти, принцип майората, существовавший во многих европейских государствах, предусматривал, что все земли отца-феодала наследовал его старший сын. Земельные владения русского князя делились между всеми наследниками, что дробило земли и власть.

Появление частного феодального землевладения также способствовало порождению феодальной раздробленности и распаду Древнерусского государства на самостоятельные земли . Дружинники, часто получавшие от князя плату за службу в виде земельных наделов или попросту отбиравшие их у более слабого, начали обживаться на земле. Появляются крупные феодальные вотчины - боярские села, растет могущество и влияние их владельцев. Наличие большого числа таких владений становится несовместимым с государством, имеющим большую территорию и слабый управленческий аппарат.

Причины распада Древнерусского государства кратко

Историки называют дробление Руси на мелкие удельные княжества процессом, естественным в тех условиях.

Они перечисляют множество объективных причин, поспособствовавших ему:

    Наличие разобщенности между славянскими племенами и превосходство натурального хозяйства, достаточного для проживания общины.

    Появление новых, богатых и влиятельных феодалов, увеличение княжеско-боярского землевладения, не желающего делить власть и доходы с Киевом.

    Усиливающаяся борьба между многочисленными наследниками за власть и земли.

    Миграция племенных общин в новые отдаленные земли из-за грабежей кочевников, удаление от Киева, потеря связи с ним.

    Утрата Византией мирового господства, снижение товарооборота торгового пути к ней, ослабление международных связей Киева.

    Появление новых городов как центров удельных княжеств, рост их значения на фоне ослабления власти Киева.

Последствия распада Руси

Последствия распада Древнерусского государства носят как положительный, так и отрицательный характер. К позитивным последствиям можно отнести:

    появление и расцвет городов в многочисленных княжествах;

    поиски торговых путей взамен византийского, потерявшего былое значение;

    сохранение единой духовности, вероисповедания, а также культурных традиций русским народом.

не разрушил саму народность. Ученые отмечают, что духовная и культурная жизнь отдельных княжеств сохранила общие черты и единство стиля, хотя они и отличались многообразием. Строились города - центры новых уделов. Развивались новые торговые пути.

Отрицательными последствиями этого события являются:

    непрекращающиеся княжеские войны между собой;

    деление земель на мелкие наделы в пользу всех наследников;

    снижение способности защищаться, отсутствие единства в стране.

Значительные негативные последствия сказались самым серьезным образом на жизни Древнерусского государства периода распада . Но ученые не считают его отступлением назад в развитии Руси.

Некоторые удельные центры

В этот исторический период власть Киева и его значение как первого города государства, постепенно снижаясь, сходит на нет. Теперь он всего лишь один из крупных русских городов. Одновременно вырастает значимость других земель и их центров.

Владимиро-Суздальская земля играла важную роль в политической жизни Руси, князьями здесь были потомки Владимира Мономаха. Андрей Боголюбский, выбравший для постоянного проживания город Владимир, не оставил его даже для правления Киевом и Новгородом, которые временно подчинил себе в 1169 году. Объявив себя Великим князем всея Руси, он сделал Владимир на некоторое время столицей государства.

Новгородская земля первая вышла из-под власти Великого князя. Структура управления уделом, сложившаяся там, называется историками феодальной республикой. Сами местные жители называли свое государство «Господин Великий Новгород». Высшую власть здесь представляло народное собрание - вече, которое смещало неугодных князей, приглашая на правление других.

Монгольское нашествие

Кочевые монгольские племена, объединенные в начале XII века Чингисханом, вторглись на территорию Руси. Распад Древнерусского государства ослабил его, сделав желанной добычей для захватчиков.

Русские бились отчаянно, но каждый из князей считал себя главнокомандующим, действия их были не согласованы, чаще всего они вставали на защиту только своих земель.

На многие века на Руси установилось монголо-татарское владычество.

Политическая раздробленность.
Усобицы, начавшиеся с 972 г., в XI в. стали постоянными. Установление лествичной системы наследования престола не положило конец борьбе представителей дома Рюриковичей за власть. В 1054 г. фактически произошло разделение земель между Ярославичами – сыновьями Ярослава Мудрого. Съезды наиболее влиятельных князей в конце XI – начале XII в. в Любече, Витичеве (Уветичах) и у Долобского озера также не обеспечили мира между братьями и единства Древнерусского государства. Напротив, съезд 1097 г. в Любече юридически закрепил раздел земель между князьями.
 Объединить 3/4 русских земель удалось на непродолжительное время Владимиру Мономаху. Но после смерти в 1132 г. его сына Мстислава Великого Древняя Русь окончательно распадается на самостоятельные княжества. С 1130-х гг. Русь вступила в период политической (феодальной) раздробленности , который мы также называем Удельная Русь.
 После смерти Мстислава Великого 10 лет продолжалась борьба за титул великого киевского князя между сыновьями и внуками Мономаха и черниговскими князьями. Киев ещё некоторое время сохраняет номинальный статус «стольного града», и за него идёт упорная борьба. С середины XII до середины XIII в. киевский престол вместе с титулом великого киевского князя переходил из рук в руки 46 раз. Некоторые из князей правили в Киеве меньше года. Случалось, что великий князь сидел в Киеве всего несколько дней. Например, Игорь Ольгович смог в 1146 г. продержаться на Киевском престоле лишь 4 дня.
 В 1169 г. владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский захватывает Киев, отдаёт его на разграбление дружины, объявляет себя киевским князем, но в Киеве не остаётся, возвращается в Суздаль. По выражению русского историка В.О. Ключевского, Андрей Боголюбский «отделил старшинство от места». Киев постепенно теряет своё значение столицы русского государства.

Причины феодальной раздробленности:
экономические:
 – натуральный характер хозяйства давал возможность экономически автономно существовать отдельным княжествам;
 – уровень экономического развития позволял местным князьям содержать аппарат управления и военные формирования (дружины), достаточные для решения внутренних (борьба со смутами) и внешних (защита границ и завоевательные походы) задач;
 – наличие центральной власти означало для местного населения и администрации лишь двойное налогообложение – в пользу местного князя и киевского;
 – рост феодального землевладения;
 – укрепление городской верхушки – князей, бояр, церковников и купечества;
 – с падением значения торгового пути «из варяг в греки» исчезла актуальность его контроля центральной политической властью.  политические :
 – большие размеры государства не давали возможность киевскому князю непосредственно управлять всеми землями-княжениями, что привело к появлению наместников и системы управления, сходной с киевской;
 – размеры государства не позволяли киевскому князю оперативно реагировать на события в землях-княжениях (восстания, нападения соседей). Это потребовало содержания наместниками собственных дружин, что приводило к усилению их самостоятельности и независимости от центральной власти;
 – нерешённость династических вопросов. Утвердившаяся c XI в. лествичная система наследования престола была слишком громоздкой и не предотвратила новых усобиц;
 – необходимость поддержания социального порядка.

Последствия феодальной раздробленности:

 Феодальная раздробленность является неизбежным и закономерным процессом исторического развития. Она способствовала дальнейшему экономическому и политическому развитию общества, хотя и нанесла ущерб единой государственности.

Политические центры Удельной Руси.
В русских землях сложились три основных центра , княжества, которые отличались по типу государственной власти.
Южная (Галицко-Волынская) Русь. На юге по-прежнему была сильна княжеская власть, опиравшаяся на дружину. В критические моменты реальную власть брало в свои руки вече, в том числе приглашавшее и изгонявшее князей. Именно Галицко-Волынская земля раньше других русских княжеств стала выходить из состояния политической неразберихи, и княжеская власть, опираясь на поддержку горожан, попыталась унять своеволие боярских группировок. Большой мощи достигло Галицкое княжество в 1160–1180-е гг. – во времена правления Ярослава Осмомысла. Женитьба на дочери Юрия Долгорукого Ольге обеспечивала ему поддержку сильных ростово-суздальских князей.
 После смерти Ярослава Осмомысла в 1187 г. власть в Галиче захватил внук Владимира Мономаха Роман Мстиславич (1187–1205 гг.). Ему удалось объединить под своей властью Галич и Волынь и создать единое Галицко-Волынское княжество. Через несколько лет он присоединил к своим владениям и Киевское княжество. На юго-западных рубежах Руси выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
 Выдающимся государственным деятелем, смелым и талантливым полководцем был сын Романа Мстиславича Даниил Галицкий (1221–1264), сумевший восстановить единство Галицко-Волынского княжества.
 С Галицко-Волынской Русью считались Германия, Польша, Венгрия, Византия.
 По типу государственной власти Галицко-Волынская Русь сохранила основные черты раннефеодальной монархии.
Северо-Западная Русь. В 1136 г. княжеская власть в Новгороде прекратила своё существование как самостоятельная политическая сила. Новгородцы арестовали, а затем изгнали из города ставленника киевского князя. С тех пор князь стал частью административного аппарата. Его обязанности ограничивались военными вопросами. Охраной правопорядка в городе занимался воевода. Вся полнота власти сосредотачивалась в руках посадника и епископа (с 1165 г. – архиепископа). Важнейшие вопросы политической жизни Новгорода решались на вече. В том числе выборы должностных лиц – посадников, тысяцких, епископа (архиепископа), архимандрита, князя. На высшие должности избирались только члены влиятельных (аристократических) боярских семей, например, представители рода Мишиничей-Онцифоровичей.
 Подобная система организации политической власти существовала и в Пскове.
 Такой тип государственного устройства называют феодальной (вечевой) республикой. Причём эти республики были боярскими, аристократическими.
Северо-Восточная (Владимиро-Суздальская) Русь. Край, заселённый славянами сравнительно поздно, по-видимому, не имел глубоких вечевых традиций. Хотя до определённого момента и здесь политическое управление строилось на взаимодействии городского веча и князей, назначавшихся из Киева. В 1157 г. жители Ростова, Суздаля и Владимира избрали своим князем сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. В 1162 г. Андрей Боголюбский изгнал из своего княжества братьев, племянников, мачеху и отцовскую дружину. Владимирские князья опирались на «милостников», то есть людей, зависевших от милости князя. В отличие от дружинников, для дворни (дворян, как их стали называть с конца XII в.) князь был господином, а не товарищем. Служба дворни князю строилась на принципах, близких к понятию подданства.
 Таким образом, во Владимиро-Суздальской Руси была заложена основа для формирования неограниченной деспотической власти (по выражению летописца – «самовластия») Владимирского князя.

Борьба русских земель с нашествиями с Востока и Запада
 Феодальная раздробленность привела к военному ослаблению русских земель. Отдельные княжества оказались не в состоянии противостоять монгольскому завоеванию в начале XIII в. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской знати – Темучин был провозглашён Чингисханом, то есть верховным ханом. Чингисхан начинает покорение соседних стран и народов. Завоевав Северный Китай, Южную Сибирь, Центральную и Среднюю Азию, монгольское войско под командованием Джебэ и Субедэ в 1223 г. через Закавказье выходит на Северный Кавказ, где покоряет алан и нападает на половцев. Половецкий хан Котян обратился за помощью к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Удалому. Мстислав обратился к другим русским князьям с призывом объединиться и помочь половцам в отпоре врагам. Откликнулись далеко не все. Но и среди приведших свои дружины к месту битвы князей не было единства: они не смогли решить, кто из них будет руководить битвой, а значит, всеми русскими дружинами. В результате Мстислав Киевский вообще не принял участия в сражении, что не спасло его дружину. Битва на Калке 31 мая 1223 г. закончилась полным разгромом половцев и русских. Погибли 6 русских князей, из дружинников домой вернулся лишь каждый десятый.
 После сражения на Калке монголы нападают на Волжскую Булгарию, но терпят ряд поражений и в 1225 г. возвращаются в Азию.
 В 1227 г. ещё не завоёванные западные земли Чингисхан завещает своему старшему сыну Джучи. В 1235 г. на курултае было принято решение о походе на Волжскую Булгарию и Русь. Поход возглавил сын Джучи хан Бату (Батый). В 1237–1238 гг. Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь. В декабре 1237 г. им была взята Рязань. В январе-феврале 1238 г. – города Коломна, Москва, Владимир, Ростов, Суздаль, Галич, Тверь, Юрьев и др. После взятия Торжка, не дойдя 100 вёрст до Новгорода, монгольское войско возвращается в южные степи. 4 марта 1238 г. на реке Сити произошла битва войска великого владимирского князя Юрия Всеволодовича с крупным монгольским соединением под командованием темника Бурундая, закончившаяся полным разгромом владимирской дружины и гибелью князя.
 Упорной была оборона города Козельска. Монголам удалось его захватить только после семинедельной осады.
 В 1239–1242 гг. Батый совершает поход в Южную Русь и Восточную Европу. В декабре 1240 г. после трёхмесячной осады войсками Батыя был взят Киев.
 В начале 1240-х годов оформился улус Джучи, получивший в русских землях название Золотая Орда. Золотая Орда установила контроль над русскими княжествами (монголо-татарское , или ордынское иго ). Русские земли были обложены данью («царёв» , или «ордынский» , выход). Для определения размера дани была проведена перепись населения («число» ). Сбором дани занимались баскаки, ежегодно приезжавшие на Русь. В некоторых крупных городах баскаки проживали постоянно, наблюдая за положением дел. Права на княжение русских князей подтверждались специальными ханскими грамотами – ярлыками.
Последствия монголо-татарского нашествия и ордынского ига для русских земель :
 – гибель населения;
 – угон в Орду ремесленников;
 – выплата дани;
 – экономический упадок, замедление экономического развития;
 – консервация феодальной раздробленности;
 – разрыв или ослабление традиционных политических и культурных связей с другими странами;
 – замедление темпов культурного развития.
 Одновременно с нашествием с Востока на северные русские земли усиливается давление с Запада. В 1202 г. в Прибалтике создаётся рыцарский орден Меченосцев, объединение которого в 1237 г. с тевтонским орденом привело к созданию Ливонского ордена, угрожавшего Пскову и Новгороду.
 В 1240 г. в устье Невы высадился шведский отряд под предводительством ярла Биргера. 15 июля 1240 г. шведы были разбиты дружиной новгородского князя Александра Ярославича, получившего за эту победу прозвище Невский (Невская битва ).
 С лета 1240 г. по зиму 1241 г. рыцари Ливонского ордена захватили Изборск, Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера суздальско-новгородское войско под командованием Александра Невского разбило ливонцев (Ледовое побоище ).

Культура Удельной Руси до монгольского нашествия
 С появлением на Руси после принятия христианства славянской азбуки (кириллицы) широкое распространение среди населения получила грамотность, о чём свидетельствует обнаружение в Новгороде, Пскове, Старой Руссе и Москве большого количества берестяных грамот, написанных представителями разных слоёв населения. Грамоте обучали не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала при монастыре школу для обучения девочек.
 Развивается летописание. Собственные летописные своды, отражавшие особенности развития своего края, стали создаваться в разных древнерусских городах. Но основой их, как правило, оставалась «Повесть временных лет», созданная Нестором в конце XI – начале XII века. При монастырях создаются библиотеки, в которых хранились не только богослужебные книги и летописные своды, но и переводная литература.
 Распространёнными жанрами в древнерусской литературе были «Поучения» и «Хождения».
 Шедеврами древнерусской литературы являются: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (конец XII–начало XIII века), «Послание» священнику Фоме киевского митрополита Климентия Смолятича (середина XII века), «Притча о человеческой душе» Кирилла Туровского (конец XII века), «Слово о полку Игореве» (около 1186 г.) и др.
 Развивается архитектура. В XII веке были построены Дмитриев- ский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В годы правления Андрея Боголюбского создаются Успенский собор и Золотые ворота во Владимире, белокаменный дворец в селе Боголюбове, храм Покрова на Нерли. При брате Андрея Всеволоде III во Владимире сооружается величественный Дмитриевский собор.
 Характерной чертой русской архитектуры того времени стала украшающая постройки резьба по камню. Деревянные резные украшения стали неизменным атрибутом не только деревянных храмов, но и жилищ горожан и крестьян.
 Складываются местные иконописные школы, например, новгородская и ярославская. До нас дошли творения новгородских живописцев XII века «Ангел Златые власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы», икона ярославских мастеров XIII века «Ярославская Оранта», фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода, Дмитриевского собора во Владимире и др.
 Развивается устное народное творчество. Любимыми персонажами русских былин остаются богатыри Илья Муромец, Волхв Всеславич, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

История России с древнейших времен до конца XVII века Милов Леонид Васильевич

§ 4. Распад Древнерусского государства

Древнерусское государство, как оно сложилось при Владимире, просуществовало недолго. К середине XI в. начался его постепенный распад на ряд самостоятельных княжеств.

В древнерусском обществе эпохи раннего Средневековья отсутствовало общее понятие «государство». В общественном сознании, конечно, существовало представление о «Русской земле» как особом политическом целом, но такое «государство» неразделимо сливалось с физической личностью носителя высшей власти - князя, являвшегося по сути монархом. Монарх и был для людей того времени реальным воплощением государства. Такое представление, вообще характерное для обществ раннего Средневековья, было особенно прочным в Древней Руси, где князь-правитель выступал как организатор и распределитель производившихся обществом материальных благ. Монарх распоряжался государством, как отец семьи распоряжается своим хозяйством. И как отец делит свое хозяйство между сыновьями, так киевский князь делил между сыновьями территорию Древнерусского государства. Так поступил, например, отец Владимира, Святослав, разделивший свои земли между своими тремя сыновьями. Однако не только в Древней Руси, но и в ряде других государств раннего Средневековья такие распоряжения первоначально не вступали в силу и всей полнотой власти овладевал обычно самый сильный из наследников (в конкретном случае с наследниками Святослава - Владимир). Не исключено, что на том этапе становления государства экономическая самодостаточность могла быть лишь при условии единого контроля Киевом всех основных путей трансконтинентальной торговли: Балтика - Ближний и Средний Восток, Балтика - Черное море. Поэтому княжеская дружина, от которой в конечном итоге зависела судьба Древнерусского государства, выступала за сильную и единоличную власть киевского князя. С середины XI в. развитие событий пошло в другом направлении.

Благодаря сообщениям древнерусских летописцев XI–XII вв., уделявших огромное внимание политическим судьбам Древнерусского государства, мы хорошо представляем себе внешнюю сторону происходивших событий.

Соправители-Ярославичи. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. сложилась довольно сложная политическая структура. Главными наследниками князя стали три его старших сына - Изяслав, Святослав и Всеволод. Между ними были поделены главные центры исторического ядра государства - «Русской земли» в узком смысле слова: Изяслав получил Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод - Переяславль. Под их власть перешел и ряд других земель: Изяслав получил Новгород, Всеволод - Ростовскую волость. Хотя в летописях рассказывается, что Ярослав сделал главой княжеской семьи своего старшего сына Изяслава - «в отца место», в 50-60-х гг. три старшие Ярославича выступают как равноправные правители, совместно управляющие «Русской землей». Вместе на съездах они принимали законы, которые должны были действовать на всей территории Древнерусского государства, вместе предпринимали походы на соседей. Другие члены княжеского рода - младшие сыновья Ярослава и его внуки сидели в землях наместниками старших братьев, которые перемещали их по своему усмотрению. Так, в 1057 г., когда умер Вячеслав Ярославич, сидевший в Смоленске, старшие братья посадили в Смоленске его брата Игоря, «выведя» его из Владимира Волынского. Ярославичи совместно добились некоторых успехов: они нанесли поражение узам - «торкам», сменившим в восточноевропейских степях печенегов, сумели завоевать Полоцкую землю, отложившуюся от Древнерусского государства при Ярославе под властью потомков другого сына Владимира - Изяслава.

Борьба между членами княжеского рода. Однако сложившееся положение вызывало недовольство обделенных властью младших членов рода. Убежищем недовольных все чаще становилась крепость Тмутаракань на Таманском полуострове. К этому добавились конфликты между старшими братьями: в 1073 г. Святослав и Всеволод согнали Изяслава с киевского стола и поделили по-новому территорию Древнерусского государства. Количество недовольных и обиженных росло, но имело значение то, что они стали получать серьезную поддержку населения. Корда в 1078 г. ряд младших членов княжеского рода подняли мятеж, они сумели занять один из главных центров Древнерусского государства - Чернигов. Население «града» даже в отсутствие своих новых князей отказалось открыть ворота войскам киевского правителя. В битве с мятежниками на Нежатиной ниве 3 октября 1078 г. погиб Изяслав Ярославич, сумевший к этому времени вернуться на киевский стол.

После смерти Изяслава и Святослава, скончавшегося в 1076 г., киевский стол занял Всеволод Ярославич, сосредоточивший под своею непосредственной властью большую часть земель, входивших в состав Древнерусского государства. Политическое единство государства тем самым сохранилось, но через все правление Всеволода протянулся ряд мятежей его племянников, добивавшихся для себя княжеских столов или стремившихся ослабить свою зависимость от Киева, обращаясь подчас за помощью к соседям Руси. Старый князь неоднократно посылал против них войска во главе со своим сыном Владимиром Мономахом, но в конце концов был вынужден пойти на уступки племянникам. «Сей же, - записал о нем летописец, - омиряя их, раздаваше власти им». Киевский князь был вынужден идти на уступки, так как выступления младших членов рода встречали поддержку населения на местах. Однако племянники, даже получив княжеские столы, оставались наместниками дяди, который мог эти столы и отобрать по своему усмотрению.

Новый, еще более серьезный кризис традиционных политических структур разразился в начале 90-х гг. XI в., когда после смерти в 1093 г. Всеволода Ярославича Олег, сын Святослава Ярославича, потребовал возвращения наследия его отца - Чернигова и обратился за помощью к кочевникам - половцам, вытеснившим торков из восточноевропейских степей. В 1094 г. Олег пришел с «Половецкой землей» к Чернигову, где после смерти Всеволода Ярославича сидел Владимир Мономах. После 8-дневной осады Владимир с дружиной вынужден был покинуть город. Как он вспоминал впоследствии, когда он с семьей и дружиной ехал через половецкие полки, половцы «облизахутся на нас акы волци стояще». Утвердившись с помощью половцев в Чернигове, Олег отказывался участвовать вместе с другими князьями в отражении половецких набегов. Так создавались благоприятные условия для половецких вторжений, усугублявших бедствия междоусобной войны. В самой Черниговской земле половцы беспрепятственно брали полон, и, как замечает летописец, Олег им не препятствовал, «бе бо сам повелел им воевати». Под угрозой нападения оказались главные центры «Русской земли». Войска хана Тугоркана осаждали Переяславль, войска хана Боняка разорили окрестности Киева.

Княжеские съезды. Единство Руси при Владимире Мономахе. В 1097 г. в Любече на Днепре собрался съезд князей - членов княжеского рода, на котором были приняты решения, означавшие важнейший шаг на пути к разделу Древнерусского государства между членами княжеской династии. Принятое решение - «каждо да держить отчину свою» означало превращение земель, находившихся во владении отдельных князей, в их наследственную собственность, которую они могли теперь свободно и беспрепятственно передавать своим наследникам.

Характерно, что в сообщении летописи о съезде было подчеркнуто, что «вотчиной» становятся не только земли, полученные сыновьями от отцов, но и «городы», которые «раздаял Всеволод» и где младшие члены рода были до этого лишь княжескими наместниками.

Правда, и после решений, принятых в Любече, определенное политическое единство земель, входивших в состав Древнерусского государства, сохранялось. Неслучайно на Любечском съезде говорилось не только о признании за князьями прав на их «вотчины», но и об общей обязанности «блюсти» Русскую землю от «поганых».

Сохранившиеся еще традиции политического единства находили выражение на собиравшихся в первые годы XII в. междукняжеских съездах - на съезде 1100 г. в Витичеве за совершенные преступления по общему решению участников съезда был лишен стола во Владимире Волынском князь Давыд Игоревич, на съезде 1103 г. в Долобске было принято решение о походе русских князей на половцев. Во исполнение принятых решений последовал целый ряд походов с участием всех главных русских князей (1103, 1107, 1111 гг.). Если во время междукняжеских смут 90-х гг. XI в. половцы разоряли окрестности Киева, то теперь, благодаря совместным действиям князей, половцам были нанесены серьезные поражения, а русские князья сами стали предпринимать походы в степь, дойдя до половецких городов на Северском Донце. Победы над половцами способствовали росту авторитета одного из главных Ьрганизаторов походов - переяславского князя Владимира Мономаха. Таким образом, в начале XII в. Древняя Русь по отношению к соседям еще выступала как единое целое, но уже в это время отдельные князья самостоятельно вели воины с соседями.

Когда в 1113 г. киевский стол занял Владимир Мономах, под властью которого оказалась значительная часть территории Древнерусского государства, была предпринята серьезная попытка восстановить прежнее значение власти киевского князя. «Младших» членов княжеского рода Мономах рассматривал как своих вассалов - «подручников», которые должны были ходить в походы по его приказу и в случае неповиновения могли лишиться княжеского стола. Так, князь Глеб Всеславич Минский, который «не покаряшеться» Мономаху даже после похода войск киевского князя на Минск, в 1119 г. утратил княжеский стол и был «приведен» в Киев. Утратил свой стол за неподчинение Мономаху и владимиро-волынский князь Ярослав Святополчич. В Киеве в правление Мономаха был подготовлен новый сборник законов «Пространная Правда», столетиями действовавший на всей территории Древнерусского государства. И все же реставрации прежних порядков не произошло. В княжествах, на которые разделилось Древнерусское государство, правило уже второе поколение правителей, на которых население уже привыкло смотреть как на наследственных государей.

Политику Мономаха на киевском столе продолжал его сын Мстислав (1125–1132). Он еще более сурово карал членов княжеского рода, отказывавшихся выполнять его приказы. Когда полоцкие князья не захотели принять участие в походе на половцев, Мстислав собрал войско со всей территории Древнерусского государства и в 1127 г. занял Полоцкую землю, местные князья были арестованы и сосланы в Константинополь. Однако достигнутые успехи были непрочны, так как основывались на личном авторитете обоих правителей, отца и сына.

Завершение политического распада Древнерусского государства. После смерти Мстислава на киевский стол вступил его брат Ярополк, распоряжения которого натолкнулись на противодействие черниговских князей. Ему не удалось привести их к покорности. Мир, заключенный после продолжавшейся несколько лет войны, отразил упадок значения власти киевского князя как политического главы Древней Руси. В конце 40-х - начале 50-х гг. XII в. киевский стол стал объектом борьбы двух враждебных союзов князей, во главе которых стояли Изяслав Мстиславич волынский и правитель Ростовской земли Юрий Долгорукий. Коалиция во главе с Изяславом опиралась на подддержку Польши и Венгрии, а другая, во главе с Юрием Долгоруким, искала помощи у Византийской империи и половцев. Известная стабильность междукняжеских отношений под верховным руководством киевского князя, относительно единая политика по отношению к соседям ушли в прошлое. Междукняжеские войны 40-50-х гг. XII в. стали завершением политического распада Древнерусского государства на самостоятельные княжества.

Причины феодальной раздробленности. Древнерусские летописцы, рисуя картину политического распада Древнерусского государства, объясняли происходящее кознями дьявола, которые привели к падению норм морали между членами княжеского рода, когда старшие стали угнетать младших, а младшие перестали почитать старших. Историки, пытаясь найти ответ на вопрос о причинах распада Древнерусского государства, обращались к историческим аналогиям.

Особый период феодальной раздробленности имел место не только в истории Древней Руси. Через такой этап исторического развития прошли многие страны Европы. Особое внимание ученых привлекал к себе политический распад Каролингской империи - наиболее крупного государства в Европе раннего Средневековья. Западная часть этой державы на протяжении второй половины IX–X в. превратилась в пеструю мозаику из многих слабо связанных между собой крупных и мелких владений. Процесс политического распада сопровождался крупными социальными сдвигами, превращением ранее свободных общинников в зависимых людей крупных и мелких сеньоров. Все эти мелкие и крупные владетели добивались и успешно добились от государственной власти передачи им административно-судебной власти над зависимыми людьми и освобождения своих владений от уплаты налогов. После этого государственная власть оказалась фактически бессильной, и сеньоры-землевладельцы перестали ей подчиняться.

В отечественной историографии длительное время полагали, что распад Древнерусского государства произошел в результате аналогичных социальных сдвигов, когда дружинники киевских князей стали землевладельцами, превратившими свободных общинников в зависимых людей.

Действительно, источники конца XI–XII в. свидетельствуют о появлении у дружинников своих земельных владений, в которых жили их зависимые люди. В летописях XII в. неоднократно говорится о «боярских селах». В «Пространной Правде» упоминаются «тиуны» - лица, управлявшие хозяйством бояр, и работающие в этом хозяйстве зависимые люди - «рядовичи» (вступившие в зависимость по ряду - договору) и «закупы».

К первой половине XII в. относятся и данные о появлении земельных владений и зависимых людей у церкви. Так, великий князь Мстислав, сын Мономаха, передал Юрьеву монастырю в Новгороде волость Буице с «данию и с вирами и с продажами». Таким образом, монастырь получил от князя не только земли, но и право собирать с живущих на ней крестьян дань в свою пользу, вершить над ними суд и взимать в свою пользу судебные штрафы. Тем самым игумен монастыря стал настоящим государем для живущих в волости Буице общинников.

Все эти данные свидетельствуют о том, что начался процесс превращения старших дружинников древнерусских князей в феодалов-землевладельцев и формирования основных классов феодального общества - феодалов-землевладельцев и зависимых от них общинников.

Однако процесс становления новых социальных отношений находился в русском обществе XII в. лишь в самом зачатке. Новым отношениям было далеко до того, чтобы стать главным системообразующим элементом общественного устройства. Не только в это время, но и гораздо позже, в XIV–XV вв. (как показывают данные источников, относящиеся к Северо-Восточной Руси - историческому ядру Русского государства) большая часть земельного фонда находилась в руках государства, а большую часть средств приносили боярину не доходы от собственного хозяйства, а поступления от «кормлений» при управлении государственными землями.

Таким образом, становление новых, феодальных отношений в их наиболее типичной сеньориальной форме шло в древнерусском обществе гораздо более замедленными темпами, чем на западе Европы. Причину этого следует видеть в особо сильной сплоченности и крепости сельских общин. Солидарность и постоянная взаимопомощь соседей не могли препятствовать начавшемуся разорению общинников в условиях усиления государственной эксплуатации, но они способствовали тому, что это явление не приобрело сколько нибудь широких размеров и лишь сравнительно небольшая часть сельского населения - «закупы» - находилась на землях дружинников. К этому следует добавить, что само изъятие сравнительно ограниченного по объему прибавочного продукта у сельских общинников было делом нелёгким, и, вероятно, неслучайно и князья, и социальная; верхушка древнерусского общества в целом в течение длительного хронологического периода предпочитала получать свои доходы за счет участия в централизованной системе эксплуатации. В древнерусском обществе XII в. просто не было таких сеньоров, как на западе Европы, которые захотели бы отказать в повиновении государственной власти.

Ответ на вопрос о причинах политического распада Древнерусского государства следует искать в характере отношений между разными частями господствующего класса древнерусского общества - «большой дружины», между той ее частью, которая находилась в Киеве, и теми, в руках которых находилось управление отдельными «землями». Сидевший в центре земли наместник (как показывает пример Ярослава Мудрого, наместника своего отца Владимира в Новгороде) должен был передавать в Киев 2/3 собранной дани, лишь 1/3 использовалась на содержание местной дружины. Взамен ему гарантировалась помощь Киева при подавлении волнений местного населения и при защите от внешнего неприятеля. Пока шло формирование государственной территории на землях бывших племенных союзов, и дружины в градах ощущали себя находящимися постоянно во враждебном окружении местного населения, которому силой навязывались новые порядки, такой характер отношений устраивал обе стороны. Но по мере того, как положение и княжеских наместников и дружинной организации на местах укреплялось и она становилась способной решать самостоятельно многие задачи, она все менее была склонна отдавать в Киев большую часть собранных средств, делиться с ним своего рода централизованной рентой.

При постоянном пребывании дружин в определенных градах у них должны были возникнуть связи с населением градов, в особенности градов - центров «волостей», в которых находились и центры местной дружинной организации. Следует учитывать, что эти «грады» часто были преемниками старых племенных центров, население которых обладало навыками участия в политической жизни. За размещением дружин в градах последовало появление в них «сотских» и «десятских», лиц, которые от имени князя должны были управлять городским населением. Во главе такой организации стоял «тысяцкий». Сведения о киевских тысяцких второй половины XI - начала IX в. показывают, что тысяцкие были боярами, принадлежавшими к близкому окружению князя. Одной из главных обязанностей тысяцких было руководить городским ополчением - «полком» во время военных действий.

Само существование сотенной организации вело к установлению связей между дружиной и населением центра «земли», те и другие были в равной мере заинтересованы в ликвидации зависимости от Киева. Член княжеского рода, желавший стать самостоятельным правителем, т. е. присвоить часть централизованного фонда государственных доходов, мог в этом отношении рассчитывать на поддержку и местной дружины, и городского ополчения. При господстве в Древней Руси XI–XII вв. натурального хозяйства, при отсутствии прочных экономических связей между отдельными «землями» не было каких-либо факторов, которые могли бы противодействовать этим центробежным силам.

Особые черты политической раздробленности в Древней Руси. Распад Древнерусского государства принял иные формы, чем распад Каролингской империи. Если ЗападноФранкское королевство рассыпалось на множество больших и малых владений, то Древнерусское государство разделилось на ряд сравнительно крупных земель, устойчиво сохранявшихся в своих традиционных границах до самого монголо-татарского нашествия в середине XIII в. Это Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское княжества, а также Новгородская и Псковская земли. Хотя территория, на которой жили восточные славяне, оказалась разделенной политическими границами, они продолжали жить в едином социокультурном пространстве: в древнерусских «землях» действовали во многом сходные политические институты и общественный строй, сохранялась и общность духовной жизни.

XII- первая половина XIII в. - время успешного развития древнерусских земель в условиях феодальной раздробленности. Наиболее убедительно говорят об этом результаты археологических исследований древнерусских городов этого времени. Так, во-первых, археологи констатируют значительное увеличение количества поселений городского типа - укрепленные крепости с торгово-ремесленными посадами. На протяжении XII - первой половины XIII в. количество поселений такого типа увеличилось более чем в полтора раза, ряд городских центров при этом был создан заново на незаселенных местах. Одновременно значительно расширилась и территория главных городских центров. В Киеве огражденная валами территория увеличилась почти втрое, в Галиче - в 2,5 раза, в Полоцке - вдвое, в Суздале - втрое. Именно в период феодальной раздробленности укрепленный «град»-крепость, резиденция правителя или его воинов в эпоху раннего Средневековья, окончательно превратился в «город» - не только место пребывания власти и социальной элиты, но и центр ремесла и торговли. На городских посадах к этому времени находилось уже многочисленное торгово-ремесленное население, не связанное со «служебной организацией», самостоятельно производившее изделия и самостоятельно торговавшее на городском торгу. Археологи установили существование на Руси в то время многих десятков ремесленных специальностей, количество которых постоянно увеличивалось. О высоком уровне мастерства древнерусских ремесленников говорит освоение ими таких сложных видов византийского ремесла, как изготовление смальты для мозаик и перегородчатых эмалей. Интенсивное развитие городов вряд ли было бы возможно без одновременного оживления и подъема хозяйственной жизни деревни. В условиях поступательного развития общества в рамках традиционных социально-экономических и социально-политических структур шел медленный, постепенный рост новых отношений, характерных для феодального общества.

Достаточно хорошо известны и негативные последствия, которые принесла с собой феодальная раздробленность. Это ущерб, который наносили древнерусским землям достаточно частые войны между князьями и ослабление их способности противостоять наступлению со стороны соседей. Эти негативные последствия особенно сказывались на жизни тех земель Южной Руси, которые граничили с кочевым миром. Отдельные «земли» уже не были в состоянии обновлять, поддерживать и создавать заново систему оборонительных линий, созданную при Владимире. Положение усугублялось тем, что сами князья в конфликтах между собой обращались за помощью к восточным соседям - половцам, приводя их с собой на земли своих соперников. В этих условиях наметился постепенный упадок роли и значения южно-русских земель в Среднем Поднепровье - исторического ядра Древнерусского государства. Характерно, что в первых десятилетиях XIII в. Переяславское княжество было владением младших родственников владимиро-суздальского князя Юрия Всеволодовича. Постепенно росли политическая роль и значение таких удаленных от кочевого мира регионов, как Галицко-Волынская и Ростовская земли.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Законодательная система Древнерусского государства Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Исходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, со хранившиеся со времен первобытности.Среди

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава I Образование Древнерусского государства Зерцалом бытия и колокола звоном, Воспета летописцами огромная страна. На берегах Днепра, рек Волхова и Дона Известны сей истории народов имена. О них упоминание велось намного ранее, До рождества Христова, в былые

автора

ГЛАВА III. Образование Древнерусского государства Понятие «государство» многомерно. Поэтому в философии и публицистике многих веков предлагались и разные его объяснения, и разные причины возникновения объединений, обозначаемых этим термином.Английские философы XVII е. Т.

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§4. СПЕЦИФИКА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древняя Русь изначально была многоэтничным государством. На территории будущего Древнерусского государства славяне ассимилировали многие другие народы - балтские, угро-финские, иранские и другие племена. Таким образом,

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

автора

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

Из книги Русь между Югом, Востоком и Западом автора Голубев Сергей Александрович

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА «История – в некотором смысле священная Книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример

автора Автор неизвестен

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги Вспомогательные исторические дисциплины автора Леонтьева Галина Александровна

Метрология древнерусского государства (X - начало XII в.) Изучение метрологии Древнерусского государства связано с большими трудностями по причине полного отсутствия источников, специально посвященных единицам измерений. Письменные памятники содержат лишь косвенные

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

В середине XII века Киевская Русь распадается на несколько княжеств, внутри которых формируется более мелкие, вассальные по отношению к ним княжества. В связи с феодализацией многие дружинники становятся материально независимы от великого князя. Раньше дружинники были привязаны к великому князю, к Киеву, к центру. С ростом благосостояния государства и усилением местных экономик преимущество Киева как резиденции великого князя (и основного источника его доходов, в том числе для содержания дружины) постепенно уменьшалось. При этом система, при которой великокняжеские наместники (родственники великого князя) существовали на доходы от местных экономик, обладала большим конфликтным потенциалом, поскольку попытки дополнительного изъятия у подчиненных князей дани или требования большего количества войск приводили к мятежам, подавлять которые великим князьям становилось все сложнее. Появился независимый источник доходов – вотчина, сёла. Это привязывает его к определённой местности, и служить князю ему уже неудобно – отрываться от вотчины. С большим удовольствием такой муж служил бы местному князю. А местному князю есть, где обосноваться – города богаты и их много, есть чего взять. Так происходил распад на суверенные земли.

В 1097 г. в Любече собрался княжеский съезд. Для предотвращения ослаблявших Русь междоусобиц съезд установил новый принцип организации власти: «Каждый да свою отчину держит». Отныне Русь считалась уже не единым владением княжеского рода, а совокупностью «отчин», которыми наследственно владели различные ветви княжеской династии. Князья перестали воспринимать подвластные им земли как временные источники людских и материальных ресурсов и больше внимания уделяли нуждам своих вотчин. Власть получила возможность быстро реагировать на кризисные ситуации (набеги, мятежи, недород и др.). Но роль Киева как общерусского центра уменьшилась. Изменились торговые пути, связывающие Европу с Востоком, что вызвало упадок пути «из варяг в греки». Кроме того, усилилось давление кочевников, приведшее к уходу земледельцев в более спокойные районы Руси. Единственное что теперь связывало Русские земли были – сборник законов «Русская правда», общая вера, общий язык. Распад не фиксировался документами, шёл незаметно.

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, в 1014 году отказался платить отцу ежегодный урок в две тысячи гривен. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава, Судислава и Мстислава. Судислав был заточён Ярославом в поруб, а с Мстиславом Ярослав поделил Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира - Изяслава. После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу - Чернигов, Всеволоду - Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти - Вячеслава в 1057 году, Игоря - в 1060 году, - присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным правом», то есть князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле. Эта ветвь могла получить от родичей определённую волость и должна была ограничиваться ею навсегда. С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты. Порядок не работал. Многие князья предпочитали волость поскромнее, но в наследственное владение. Стремились отсоединиться от Киева. С 1070 - усобицы (княжеские войны) + нападали половцы.

1080 - половецкий натиск. В борьбе с половцами прославился переяславский князь Владимир Всеволодович Мономах, загнавший половцев за Дон, на Кавказ.

1113 - Он стал князем Киевским и укрепил единство Руси, приостановив распад.

1130-1149- годы период агонии Древнерусского государства.

К середине XII века Киевская Русь разделилась на 13 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением. 9 княжеств управлялись собственными домами. С 1150 года под властью великого князя остаётся лишь Киев, а прочие земли становятся суверенными, и уже к середине 12 в. - Древнерусское государство окончательно распалось (в те же годы, когда впервые упоминается Москва)

Билет №8.