Эдхям ТЕНИШЕВ ,
председатель Российского комитета тюркологов,
чл.-корр. РАН, засл.деятель науки Республики Татарстан,
почётный академик АН Республики Башкортостан.

Язык межнационального общения золотоордынской эпохи

(Доклад на круглом столе татарской общественности "Золотая Орда: исторические параллели", организованном Фондом Развития Мусульманских народов 02.01.2000г.)


Уважаемые дамы и господа, дорогие друзья!

Выступление мое посвящается языку, или точнее языкам, в государстве Золотая Орда. Но в начале работы нашего круглого стола завязалась интересная дискуссия, и я вынужден выйти за пределы языкознания и, не будучи историком, коснуться истории татар.

Прежде всего должен сказать, что во вводном выступлении руководителя круглого стола Ш.Ф.Мухаммедьярова тема "Золотая Орда" звучала как основная - так обязывало название круглого стола "Золотая Орда: исторические параллели". В некоторых выступлениях речь шла только о Булгарском государстве. Никаких исторических параллелей не было. История Булгарского государства - особая тема, и ей можно посвятить отдельный семинар или круглый стол. Роль Булгарского государства в истории татар сейчас, по-моему, никто не отрицает.

В построениях казанского историка Дамира Исхакова, например, как выясняется из двух последних его публикаций, место и роль Булгарского государства в истории татар Поволжья совершенно определенна и очевидна.

В разделе "основные принципы", относящиеся к проблемам создания истории татарского народа, Д.М.Исхаков формулирует три подхода к истории татар. Для нас важен сейчас третий подход: "национальную историю татар нужно рассматривать прежде всего в общем контексте общетюркской истории, так как татары являются частью тюркской - исламско-тюркской цивилизации".

Далее, в той же книге автор указывает конкретную цепочку исторических этапов вплоть до современных татар: Тюркский каганат (551-603г.г.) - Хазарский каганат (90-е г.г.VI - 90-е г.г. X и вплоть до XII в.) - Булгарский каганат (середина VII - начало XIII в.в.) - Улус Джучи (Золотая Орда) (середина XIII- начало XIV в.в.) - Казанское ханство (1438-1552г.г.).

Подобные мысли и построения были и у Вас, Шамиль Фаттыхович, по времени раньше вышеприведенной точки зрения.

Значение названных этапов в истории татар неравноценно. Особенно велико оно в период Золотой Орды - именно на территории Золотой Орды в XIV - начале XV в.в. можно впервые "констатировать существование единого татарского этноса". Естественно, что Золотая Орда привлекает внимание в первую очередь.

Что означает этот древний термин в лингвинистическом отношении? В татарском языке употребляется форма Алтын Урда. Слово алтын происходит от соединения двух слов ал и тын. Первое слово ал означает алый, а второе - тын является заимствованным из китайского языка тун ~ тун (медь). Таким образом, первоначальной формой слова была алтун ~ алтун (алая, красная медь), превратившаяся в алтын (золото). Татарское урда соответствует башкирскому урза, но туркменскому, кумыкскому, кипчакскому орда, турецкому ordu, в старых тюркских языках тоже - ordu.

Слово орду~орда можно возвести к глаголу орут (стоять или располагаться лагерем). Возможны два пути происхождения слова от указанного глагола:

а) орут-у орту орду

б) орут-а орта орда.

Значения слова разнообразны: "стан, лагерь"; "войско"; "шатер султана"; "двор, резиденция правителя".

Возникает вопрос: почему слово урда имеет при себе определение алтын? Очевидно, оно несет дополнительную, уточняющую значение основного слова функцию. Это возможно лишь при переносном употреблении слова алтын (золотой). Вот некоторые переносные значения этого слова.

1. Замечательный, прекрасный, величественный.

Это значение присутствует в названии книги буддийского содержания, которая была у древних уйгуров: алтун онлуг йарук йартрыклык (сияющая золотым блеском, т.е.величественная, прекрасная [книга]). Монгольское соответствие названного термина - алтан гэрэл (золотой свет, блеск) - сохраняет также переносное значение для алтана (замечательный, прекрасный).

Словарь Д.Н.Ушакова указывает на несколько переносных значений у русского слова "золотой":

2. счастливый, блаженный, цветущий, блестящий - золотой век (в греческой мифологии - век блаженной жизни первобытных людей), золотая пора, золотое время;

3. прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам, очень ценный - золотой работник, золотые руки, золотой парень, золотые слова, золотое дело;

4. дорогой, любимый ненаглядный - золотой мой мальчик.

Из всех перечисленных косвенных значений слова алтын в словосочетании Алтын Урда самым подходящим является "величественный, прекрасный, блестящий", т.е. в целом Алтын Урда следует понимать как "величественное (блестящее) государство". Любопытно, что в русский язык понятие и термин должны были попасть из поволжско-татарского языка. Но тогда по-русски это звучало бы: "Золотая Урда", однако, на самом деле этот термин произносится как "Золотая Орда". Значит, он получен не от татар. Тогда от кого же и в какое время? Вопрос обращен, конечно, к историкам.

Земли Золотой Орды простирались от Дуная до Иртыша. На западе часть Орды называлась Ак Урда, на востоке - Кок Урда. Прилагательные "ак" и "кок" обозначали в данном случае не цвет, а географическое положение. Большую роль в истории ряда народов, в том числе тюркских, играла Ак Урда. Она охватывала огромную территорию - Причерноморье, Прикаспий, Поволжье, Казахстан. Монголов, можно полагать, было не очень много - главным образом военная, административная, сословная иерархия, некоторые аристократические роды и сословия. Основная этическая составляющая принадлежала различным тюркским народам. Самые видные из них - предки современных поволжских, крымских, литово-польско-белорусских татар, ногайцев, казахов и узбеков. Языки этих народов, несмотря, естественно, на исторические различия, вполне отождествимы с их современными языками. Что касается численности названных тюркских народов в Золотой Орде, - можно полагать, что сохранились их пропорции и в современном мире. Иными словами, наибольшее количество населения имели татары, узбеки, казахи, ногайцы. Отсюда, можно предполагать, что единого государственного языка тюркской семьи в Золотой Орде не было, торговые и административные дела обслуживались в различных частях Улуса Джучи татарским, узбекским, ногайским и казахским языками, другие потребности и живая коммуникация шла посредством большего количества языков и не только тюркских. Кроме живых тюркских языков с основной ролью устного общения, в Золотой Орде были и письменно-книжные языки, на которых создавались художественные произведения - целая литература, получившая название в науке, как "хорезмско-тюркская" или "золотоордынская" (были и другие названия менее употребительные сравнительно с названными выше). Наименование "хорезмско-тюркская" она получила по названию литературных центров (Хорезм и оазисы по нижнему течению реки Сыр-Дарья), в которых с XII в. литература начала развиваться.

В основе языка золотоордынских памятников лежит престижный язык предыдущего периода тюркской литературы - караханидско-уйгурский язык. Старые тюркские литературные языки создавались как единая цепочка. Эстафета передачи письменной традиции началась с рунической поры. Язык памятников рунического письма был усвоен и положен в основу древнеуйгурского языка. Древнеуйгурский язык, в свою очередь, лег в основу караханидско-уйгурского языка. Последний был адаптирован в произведениях хорезмского цикла, где он был обогащен огузскими и кипчакскими элементами и превратился в один из средневековых тюркских литературных языков. На нем созданы поэмы "Хосров и Ширин" Кутба (1338г.), "Мухаббат-наме" Хорезми (1353г.), "Гулистан би-т-турки" Сатри Сараи (1391г.), прозаическое богословско-дидактическое сочинение "Нахдж аль фарадис" Махмуда ал-Булгари (1358г.).

Впоследствии эти сочинения как духовное наследство были усвоены и действовали в ранний период литературы у татар, ногайцев, узбеков и казахов.

Несколько иллюстраций из названных выше произведений:

Улыг Тэнри-нинтатын йад коглдым, / С именем великого Тенгри на устах
Мухэббэт-намэ-ни бунйад когладым, / Я создал мухаббат-наме,
Ики йакту гэвхэр алэм-га бергэн, / Два светлых жемчуга дал он миру
Мухэббэт генжини эдэм-гэ бергэн. / Сокровищем любви наделил человека.

Махбуб-лэр зульфи / Локоны возлюбленной
Акл айагы-нын зэнжири, / Являются цепью ног разума
Дагы зирэк куш-лар-нын / И еще сетью
Тузагы дурур / Зорких птиц.

Сенин эзгy гадэтлэрен бар, / У тебя много хороших привычек
Йак-йавукны сэвэрсэн, / Ты любишь близких,
Йалган созлэмэссэн, / Не обманываешь,
Кишилэрнен эмгэгани кутэррурсэн, тэкый / Страдаешь вместе с людьми,
Конукларны агырларсэн, / Почитаешь гостей,
Мискинлэргэ йары бирурсэн. / Бедным оказываешь помощь.

ИА REX публикует статью эксперта по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Рустамжона Абдуллаева «Узбеки - дворяне тюркских народов, а сарты - предприниматели Центральной Азии» в трёх частях.

Какой язык был государственным языком Золотой Орды при Узбек-хане и какой статус имели узбеки в этом государстве?

Отвечая на первый вопрос , выеденный в заголовок данного раздела статьина основе литературных источников можно с уверенностью сказать, что государственным языком в Золотой Орды при Узбек-хане был тюркско-староузбекский язык. Это тот староузбекский язык:

— который в те времена, из-за того, что этот язык и в другом государстве — Улусе Чигатая, на территории которого находились часть Хорезма, Самарканд, Бухара и другие города Мавераннахра или Туркестана, где в основном обитали тюркские роды и племена, был государственным языком ;

— которого многие историки ошибочно называли и называют «чигатайским языком» , не отличая государственный язык Улуса Чигатая, названного так в честь второго сына монгольского императора Чингизхана, от монгольского языка самих монголов, так или иначе возглавлявших сам этот улус .

А отвечая на второй вопрос ,выведенный в заголовок данного раздела, вначалехочу остановиться на этимологии, т.е. о происхождении самого слова «узбек». Некоторые историки со ссылкой на французского востоковеда Поля Пеллио пишут, что имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne) . А понятие бек (бег, бей, бай) трактуется как тюркское слово bəy — властитель, князь, господин; синоним арабского понятия эмир или амир (’amīr — повелитель, вождь). Но термином «бек» изначально при родоплеменных отношениях в среде древних тюрков обозначали главу рода.

Бек возглавлял родовое ополчение в составе обще-племенного войска, во главе которого стоял хан (тюркский и монгольский титул). Это понятие позже приобрело и иные значения как, например: титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока, а также землевладельца у тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века; наследственный правитель в Тунисе в XVIII-XX веках; форма уважительного обращения в Турции, Азербайджане и современном Узбекистане.

Однако я, исходя из вышеизложенного анализа термина «узбек» («o’zbek»), состоящего из двух слов «уз» и «бек», считаю, что значение этого слова станет понятным и ясным нашим читателям, если здесь привести наглядный пример.

Так, в качестве примера, если перевести такие предложения, написанные на узбекском языке с использованием этих слов, полностью соответствующих староузбекскому «чигатайскому языку», на русский язык, как, например: «Менинг ўз бегим бор» («Mening o’z begim bor») и «У ўз бегимдир» («U o’z begimdir»), то они на русском языке будут звучать соответственно: «У меня есть свой бек» и «Он мой бек». В этом предложении первая часть слова «узбек» — «ўз» (уз), переведен на русский язык как «свой» и «мой». А вторая част этого слова — «бег», просто-напросто написана как ее вышеприведенная разновидность: вместо «бег», в форме — «бек», что соответствует произношению этого слова на узбекском языке в составе переведенных предложений. Значит как дословный, так и содержательный перевод слова «узбек» из приведенных примеров составления предложений на узбекском языке будет не иначе как «свой бек» и «мой бек», соответственно. А они, в свою очередь, равносильны таким выражениям, как: «свой господин» и «мой господин»; «свой князь» и «мой князь» и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что советские историки, академики АН СССР Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский в книге «Золотая Орда и ее падение» , вступив в полемику, с академиком АН Таджикской ССР А.А.Семеновым , Директором института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР, писали:

«Имеется ли какая-нибудь связь между терминами «узбеки», мн. «узбекиан» = «узбековец», «узбековцы» и «узбек», «узбеки»? По мнению А. А. Семенова, не имеется. Первое наименование случайно и в источниках XV в. не встречается. Термин же «узбек», по мнению А. А. Семенова, родился в обстановке Ак-Орды, там бытовал и не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к термину «узбеки». Пока неясно, когда он возник.

Нам представляется, что эта точка зрения историческими фактами не оправдана и не может опровергнуть гипотезы о прямой связи двух этих наименований. Ведь на самом деле современники именовали войска Узбек-хана — «узбекианами» (выделено — А.Р.), а все его государство «государством Узбека». Надо только внимательно вчитаться в источники, чтобы представить, какую огромную роль играло левое крыло в Улус-джучиевом войске. Тюркско-монгольские кочевники Ак-Орды были отборными воинами-конниками. Они-то, по-видимому, и были главной частью золотоордынского войска. Их-то сначала и называли «узбекианами», «узбековцами» (выделено — А.Р.).

Поэтому, если учесть, что с одной стороны Узбек-хану было хорошо известно значение своего имени, поскольку такое имя до него носили и другие тюркские правители . А с другой стороны, ему доставляло удовольствие называть своих военнослужащих своим именем — моими беками , а подданным было приятно называть их — своими ханами, эмирами и беками , то не трудно догадаться, что в его государстве УЗБЕКАМИ называли не все население. Хотя это население и называлось по общепризнанной традиции Узбекским улусом . Поскольку все население состояло не только из военного сословия, но еще и из представителей различных тюркских, малочисленных монгольских и других родов и племен, а также из ремесленников, скотоводов, земледельцев и т.д., занятых хозяйственными делами, необходимых всему улусу .

Процитированные выше и глубоко компетентные мнения таких советских историков, как Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский, а также то, что далее они, говоря о временах «ставленника» Узбека — хане Ак Орды Эрзене, писали о том, что в то время существовали «разные ступени в господствующем аристократическом классе кочевников» и «военной аристократии» , дают мне полное основание утверждать следующее.

На основе соответствующих правил, учитывающих и тюркское происхождение Джучи-хана, УЗБЕКАМИ называли только лишь тех подданных Узбек-хана, которые относились к военному сословию из тюркских родов и племен Золотой Орды. А именно — самого монарха, военной аристократии: ханов, эмиров, богодуров и беков, а также рядовых воинов, находящихся на государственной военной службе, на платной основе.

Поэтому забегая вперед можно с уверенностью сказать, что именно по этой причине и после великого Узбека-хана — ханов, эмиров, беков, багодуров и рядовых воинов Золотой Орды, продолжали называть узбеками. Например, узбеком называли не только вес Улус, но и самого хана Золотой Орды Урус-хана .

Так, что понятие такого военного сословия, которого при Узбек-хане и после него в Золотой Орде и других ее улусах называли узбеками, по своему содержанию практически полностью соответствует такому понятию, как, скажем — самураи у японцев или дворянство , введенное на Руси только лишь в XVII веке.

Полагаю, что именно по этой причине среди не мобилизованной на военную службу части тюркских родов и племен государства самого Узбек-хана и даже за его пределами, было не только очень почетным и престижным стать узбеком (самураем, дворянином), но и выгодным. Ибо если отдельные сотни, тысячи и десяти-тысячные (тумени) отряды вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному беку, то и семей воинов-узбеков, вместе с ним имеющих право [в мирное время] заниматься со своим хозяйством, не оставляли в стороне. А хан Золотой Орды, как собственник всей земли в государстве, раздавал землю и скотоводов во владение бекам через эмиров, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью, конечно же, была военная служба. Поскольку каждый бек был обязан по первому требованию эмиров (которые находились в соответствующем подчинении самому хану) и в установленный им срок, выставить в пункты их сбора, поле сражения или других военных мероприятий, установленное количество воинов, за благополучной жизнью и хозяйственной деятельностью семей, которых он следил. А сам бек в своём уделе мог эксплуатировать труд земледельцев и скотоводов, представляя им, в аренду, свои земли, а скот на выпас или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. А мелкие беки служили крупным бекам — феодалам, а те эмирам…

Однако ни Узбек-хан и ни его государство не были вечными: он умер в 1341 году, а Золотая Орда распалась и полностью прекратила свое существование в начале XVI века. Поэтому возникает следующий, пятый по счету вопрос.

Как сложилась судьба узбеков после Узбек-хана и полного распада Золотой Орды и когда было создано первое узбекское государство?

Ответ на вопрос, выведенный в заголовок раздела, так или иначе, связан с Улусом или государством Чагатая (Chig’atoy) — второго сына Чингизхана, которому он даровал многие территории современной Центральной Азии, и, в первую очередь, моей Родины — Республики Узбекистан. Об истории Улуса Чагатая рассказывают многие литературные источники. Поэтому читатели по интересующим их вопросам могут обратиться к этой литературе . Учитывая такую возможность читателей я, остановлюсь на этом вопросе очень коротко, обращая их внимание лишь на такие вопросы, которые в них не рассматривались и в полной мере не освящались.

5.1. Как я уже говорил выше, захват Чингисханом Мавераннахра, Хорезма и т.д., а также создание там государства его второго сына Чагатая, на язык и культуру коренного населения этих территорий — тюркских родов и племен (аборигенов), никакого влияния не оказало. Наоборот, тюрко-староузбекский язык, став в Улусе Чагатая государственным языком и по этой причине войдя в историю, под названием «чагатайский язык», послужил, как это не раз бывало в истории наших народов, тюркизации самих завоевателей — монголов. Причем также как это происходило раньше, позже и происходит до сих пор, с иранскими, арабскими и другими представителями стран в свое время оккупировавших наши райские земли, а потом осевших, потомки, которых продолжают жить у нас, по сей день. Как у себя на Родине, как это и должно быть.

Однако Улус Чагатая, как и другие улусы сыновей Чингисхана и вся его Монгольская империя, распался. В результате этого образовались такие два государства, как Мавераннахр и Моголистан. В первом из них — Маврауннахре, вскоре после его образования, когда этой страной правил Тоглук-Тимур , власть в нем завоевал великий полководец Амир Темур (Тамирлан), положивший впоследствии конец власти чагайтайцев. О нем, как я полагаю нашим читателям хорошо известно многое, а если нет, то его историей можно ознакомиться из тех источников, которые приведены в списке литературы .

Поэтому я здесь хочу обратить их внимание на второе государство, которое появилось после распада Улуса Джучи — на Моголистан (Улус моголов, Улус Джете и Мамлакат-и Моголистан). На государство, название которого, не правильно записав, как Могулистан и с подачи некоторых историков, многие знают или воспринимают, как будто бы оно является государством монголов или даже Монголией. Поскольку это государство, хотя на его престол, после его создания в 1347 году откуда-то нашли и посадили чингезида Тоглук-Тимура — никогда не было Монголией, также как не было монголами и его население. А все это население кроме тюркизированных дуклатов (дуглатов), состояло из тюркских племен, как: канглы, киреиты, арлаты, уйгуры и др., которые раньше — до распада Улуса Чагатая, проживали в нем и разговаривали на том же «чигатайском языке» на одной половине своей территории. И, на других диалектах тюркского языка и, в первую очередь, на уйгурском языке, на другой половине. Ибо когда оно раньше находилось в составе Улуса Чигатая, на тех его территориях, на которых говорили на староузбекском или «чигатайском языке», были расположены, не говоря уж об Иссык-Куле, Таласе, Или, верховьях Чу и Эбинора, такие знаменитые наши города, как: Андижан, Наманган, Фергана, Ош, Джалал-Абад, Сузак, Узген, Ходженд и т.д.

А упоминая о них великий поэт, а впоследствии и знаменитый падишах Индии Захириддин Мухаммад Бабур, до этого в 1494-1504 годах занимавший еще и пост правителя Ферганы, в своей книге «Бабур-наме» (1526-1530гг.) писал, что:

«Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным; сочинения Мир Алишера Навои, хотя он вырос и воспитывался в Герате, [написаны] на этом языке » .

Именно поэтому когда англичане или другие европейцы то государство, которое создал в Индии Захириддин Мухаммад Бабур, написавший свою книгу «Бабур-наме» на своем родном тюркско-староузбекском языке (которого именно по этой причине мы относим к числу великих узбекских поэтов), называют «государством великих моголов» — это надо понимать исходя из тех разъяснений, которые изложены выше. Потому что никаких доказательств о том, что подданные, Моголистана были тюркизированными монголами, как об этом утверждают некоторые исследователи, не существует. А утверждение В.Бартольда о том, что якобы язык моголов их Великой Империи (Индия) был монгольским, опровергается самим языком основателя этой империи, великого нашего поэта Захириддина Мухаммада Бабура писавшего свою книгу «Бабур-наме» на староузбекском языке, которого и современные узбеки понимают без труда.

5.2. Выше, в третьем разделе статьи, говоря о матери Менгу-Тимура Кучу-хатуне, я указывал, что она из тюркского рода ОЙРАТ . Поэтому здесь я хочу остановиться и на другом историческом факте, который связан с этим родом. Ибо ОЙРАТ - это тот тюркский род, часть которого, смешалась с теми 4-мя тысячами воинов из монгольских родов, которые Чингисхан передал для Улуса Джучи . Поэтому они, не приняв мусульманскую веру, ОСТАЛИСЬ на той территории Золотой Орды, из которой Узбек-хан к концу своего правления возвратил демобилизованных воинов и других членов своего мусульманского улуса, обратно на их родину, в Мавераннахр и Хорезм, принадлежавший тогда Улусу Джучи. А в числе этих узбеков била и другая часть ОЙРАТ ов - мусульман, возвратившихся домой, к себе на Родину. Поэтому те, оставшиеся там, ОЙРАТ ы и были названы именем ҚОЛМОҚ (QOLMOQ ), поскольку слово «остаться» [там, на чужбине], как на староузбекский или чигатайский, так и на современный узбекский языки переводится одинаково — ҚОЛМОҚ (qolmoq). А об этом историческом факте написано на стр. 225-226 исторической книги великого Мирзо Улугбека «Тўрт улус тарихи» («История четырех улусов») . Если эта история, изложенная в книге Улугбека, ни была бы достоверной, то не только сами узбекские, но и иностранные историки не включали бы в список 92-х узбекских племен и самих калмыков .

А потомки той части тюркского племени ОЙРАТ , которые смешавшись с теми переданными Чингисханом Улусу Джучи 4-мя тысячами монголов, остались на территории центра Золотой Орды, и по внешности став похожими на монголов, приняли их облик и став монголоидами, до сих пор там и живут. Сохранив лишь название своего рода, как и многие другие народы, но забыв: почему и кем они были названы ҚОЛМОҚ ами? Но, все же называя себя пусть и чуть иначе, но все же — КАЛМЫК ами, которые сейчас являются гражданами Российской Федерации из Республики Калмыкия . Полагаю, что и столица этой республики по аналогичной причине названа словосочетанием тюркского происхождения, а именно Элиста (Эл иста ), то есть из слов: эл - народ и иста - ищи, что означает, скажем: «ищи свой народ»…

Я здесь историю калмыков рассказал не ради красного словца, а потому, что в «Автобиографии Тамерлана» и первой части книги «Уложение Тимура» , речь идет не только о тех узбеках, которые оставшись в Золотой Орде, продолжали свою военную службу. Но и о тех, из них, которые после демобилизации из армии Узбек-хана, вернулись на свою родину — в Мавераннахр, среди которых были и представители племени ОЙРАТ . А также определенное количество не мусульман, в т.ч. даже небольшое количество калмыков .

5.3. Выходит Амир Темур (Тамерлан) когда в своей книге рассказывал о том, что он, используя военную хитрость, победил узбеков, имел в виду такое обстоятельство, из-за которого узбеки, испугавшись от его мнимых войск, под покровом ночи рассеялись, покинув крепости Мавераннахра. Но рассеяться на какой-то населенной людьми территории во время военного конфликта может лишь местное население. Значит, он, когда говорил в своей книге и автобиографии об узбеках, то под ними имел в виду именно тех из них, которых я отнес к их демобилизованной и по этой причине, возвращенной на свою родину и обитающей там - Мавераннахре, части.

Значит когда в тексте «Автобиографии Темерлана» и «Уложении Тимура» речь идет о какой-то общине узбеков, редакторы и переводчики в примечаниях к этим его книгам ошибочно пишут о том, будто бы: «Речь идет о кочевых, то есть даштикипчакских узбеках: о золото-ордынских гарнизонах, расположенных в городах-крепостях Мавераннахра». Ибо нигде нет ответа на вопрос: откуда они там появились, если даже и находились в распоряжении Ильяс-хана, в тот период временно исполнявшего обязанности своего отца, хана Улуса Чигатай и государства Моголистан Туглука Темура? А это еще раз доказывает обоснованность изложенного факта возвращения [демобилизованных] узбеков в Мавераннахр и Хорезм, что изложено в книге Улугбека .

Однако я полагаю, что враждебное отношение Амира Темура к демобилизованному военному сословию Золотой Орды — узбекам, заключался не только в плохом их поведении, на что жаловались религиозные деятели, а еще и в том, что он сам был из тюркского племени БАРЛАС . И, из подчиненных ему 40 племен, он кроме своего собственного племени, доверял еще только лишь таким 11-ти племенам, как: тархан, аргын, джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат и татар. Причем, отметив такой статус этих лиц оттиском своей тамги (клейма) и за их верность и оказанную помощь при его восхождении на трон Мавераннахра .

Хотя одна из жен Амира Темура по имени Ак Суфи, и была из тюркского племени КУНГРАТ . Однако, как это видно из вышеприведенного списка 12-ти тюркских племен, на которые Амир Темур опирался в своих великих делах, в их составе славного тюркского племени КУНГРАТ , который составлял костяк Улусов Золотой Орды, нет. Поскольку его представители продолжали служить своему пока еще Великому Государству — Улусу Узбеков, вступая с ним — Амир Темуром, в военные конфликты, как узбеки (дворяне) до полного распада Золотой Орды. К тому же с 1359 по 1388 годы в Хорезме (Хивинское ханство) у власти находилась династия ханов именно из этого племени, до его завоевания Амиром Темуром в 1388 году.

Именно по таким причинам он видимо и на должности верховных эмиров назначал только лишь выходцев из указанных 12-ти тюркских племен и, в первую очередь, из своего собственного племени — БАРЛАС , пожаловав им даже определенные территории: Бадахшан, пограничные области и округа. Кроме того он и на другие высокие должности эмиров и тысячников назначал выходцев из того же своего собственного племени БАРЛАС , быть может планируя на перспективу, их тоже превратить в военное сословие своей империи, на подобие узбеков...

Но здесь может, возникнут такой вопрос: почему Амир Темур не отличая демобилизованных и находящихся на службе в Золотой Орде узбеков по их родоплеменному признаку или составу, называл их всех в своих книгах исключительно узбеками ?

Ответ на этот вопрос банально прост. Узбек-хан при создании своего военного сословия под названием «узбеки», что соответствовало не только его имени, названию его улуса (Золотой Орды), но и замыслам, учитывал опыт по созданию монгольской армии со стороны Чингизхана, смешавшего при формировании десятников, сотников, тысячников и десяти-тысячников (туменей), роды и племени монголов. Ибо при создании военного сословия своих вооруженных сил под названием «узбеки», он тоже смешал все тюркские роды и племена, призванные служит ему для того, чтобы они не смогли разрушить подразделения его армии на почве родоплеменных разногласий и конфликтов, очень уж характерных для той эпохи.

Той героической эпохи, когда для правителей могущественных государств покорение чужих стран было обычным делом, демонстрирующим их превосходство над покоренными ханами, князьями, царями и королями: чем больше их, тем лучше. Ибо это было еще и одним из способов их собственного обогащения и повышения благосостояния своих подданных за счет покоренных и разграбленных государств и народов. Поэтому мы, их потомки, находящиеся в совершенно другой эпохе и с другими жизненными ценностями, не вправе осуждать их: нам остается только лишь гордиться ими, если они являются родоначальниками народов, к числу которых мы относимся или они с этими народами, так или иначе, были связаны…

Однако среди ханов Золотой Орды были и такие, как Тохтамыш. Не зная свое истинное происхождение, пытавшийся восстановить Улус Джучи (Золотую Орду) времен Чингисхана, думая, как и многие нынешние радетели его рода, считающие себя чингизидами, не зная, что они не имеют к этой величайшей личности в истории человечества, никакого отношения. Как тот хан Золотой Орды — Тохатамыш, который покорял многие русские земли и города. В том числе даже и Москву, применив для этого обман и хитрость, уничтожив впоследствии даже и тех, которые поверив ему, открывали ворота этого величественного русского города и встречали его хлебом и солью. А потом разграбив Москву, вместе с ее населением и устроив в нем разрушительный пожар .

Но среди тюркских правителей Мавераннахра был и такой великий полководец, не чем не уступающий Чингисхану, как Амир Темур — именовавший себя и как султан Турана, так и эмир Туркестана, которому было суждено не только освободить Русь от нашествия Тохтамыш-хана, но и покорить и полностью прекратить существование Золотой Орды . А это впоследствии, так или иначе, способствовало рождению от осколков Золотой Орды — тюркских племен-воинов, считающих себя узбеками (самураями, дворянами), чисто узбекских государств XV и XVI веков во главе с ханами из династии Шейбана — пятого сына Джучи-хана, покоривших даже государства династии самого Амира Темура. Тимуридов, которых в XVI веке узбеки, вытеснили за пределы Мавераннахра, в результате чего они вынуждены были довольствоваться покорением Индии и территории современного Афганистана, как великий падишах Индии, поэт и писатель Бабур.

Но сам Амир Темур является не только освободителем Русских земель от Тохтамыша, но и Европы, от нашествия Османской империи времен султана Баязида I по просьбе самих европейских монархов…

По этим причинам руководством современного Узбекистана именно легендарный Амир Темур , а не знаменитый Узбек-хан , давший свое имя нашему народу и государству, был выбран в качестве исторического личностного символа нашего великого прошлого, о чем я писал и раньше .

Но основателем могущества узбеков, вступивших на историческую арену в качестве этноса , был принц из династии Шейбана Абу-л-хайр (1412—1468) — первый хан централизованного «государства кочевых узбеков». А это государство вошло в историю как УЗБКСКОЕ ХАНСТВО , которым первый его хан Абу-л-хайр правил в течение 40 лет с 1428 по 1468 годы.

Именно при создании этого государства термин «узбеки» сменился термином «узбек», который стал еще и собирательным именем для целой группы тюркских племен, вождями которых и был избран принц Абу-л-хайр, в качестве хана первого узбекского государства. А к числу 24-х племен, поддержавших первые шаги молодого и талантливого принца Абу-л-хайра, впервые объединившись под флагом Узбекского ханства в 1428 году, образовавших узбекский этнос, относятся :

байлы, барак, джат, дурман, имчи, йиджан, карлук, кенегес, кият, КУНГРАТ , курлаут, кушчи, мангкыт, минг, найман, таймас, тангут, тубай, туман, угриш-найман, уйгур, уйшун, утарчи и хитай.

А все это дает полное основание утверждать, что узбеки на исторической карте мира впервые появились как самостоятельный этнос, не в 1924 году, при создании Узбекской ССР в составе СССР, а в 1428 году, т.е. за 596 лет до этого. Причем, в отличие от других, они появились на исторической сцене как этнос, вышедший из военного сословия или дворян тюркских племен Золотой Орды, при создании первого централизованного «государства кочевых узбеков» под названием УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО. А в 1924 году они были только лишь юридически зафиксированы в качестве титульной нации Узбекской ССР.

Обоснованность этого нового подхода к этногенезу узбеков, подтверждается наличием аналогов такого исторического процесса в мировой практике, показанных на примере превращения военных сословий, таких как раджпуты, являющихся прямыми потомки древних арийцев из Индии и амхара из Эфиопии, которые приведены в статье С.Я.Козлова «Пути этногенеза неисповедимы. Из сословия - в этнос через язык, образ жизни, обычаи и религию» .

Далее не углубляясь в деталях развития узбекских государств, после прихода к власти Мухаммеда Шайбани-хана (1451—1510) завоевавшем в 1499 году Мавераннахр — государство Тимуридов, раздробленных после смерти Амира Темура, а также истории возглавлявших их Шейбанидов, я счел необходимым отметить только лишь следующее.

В области науки к узбекам можно отнести таких гениальных русских ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов, Мичурин, Тимирязов, Радищев, Кантемировых и Карамзина. А из русских писателей к узбекам относятся Гоголь, Достоевский, Тургенев, Державин, Горький, Аксаков, Чаадаев, Ахматова и Булгаков. Знаменитые светила искусства балерины Павлова, Уланова и Спесивцева, артисты Ермолова и Каратыгин, художник Шишкин, композиторы Скрябин и Танеев, тоже происходят от узбеков. А Кузьма Минин до своего крещения носил узбекскую фамилию Миннибаев. Воеводы князь Юрий Мещерский и боярин Андрей Черкизов, павшие на Куликовском поле, сподвижники Петра Великого генерал-адмирал Ф.Апраксин, фельдмаршал С.Апраксин также были узбеками по происхождению. Более того узбекское происхождение имеют даже Кутузов, Ушаков и Тухачевский.

Эта традиция строительства родственных отношений и связей с русскими и другими народами России, Украины, Белоруссии и др. стран бывшего СССР и Европы, которые называют ассимиляционными процессами, продолжается до сих пор на различных уровнях. Как в самих указанных странах и, в первую очередь, в России, так и в Узбекистане. Так, что узбеки и русские являются братскими народами, чего не скажешь о таджиках…

Несмотря на это наш народ такие же родственные отношения и связи, которые он строить с другими народами, строил, и строить, как с таджиками, живущими в Узбекистане, так и в самом Таджикистане. Поэтому наступило пора серьезно разобраться и со следующими вопросами.

Золотая Орда (по-турецки - Алтын Орду), также известная как Кипчакское ханство или Улус Ючи, была монгольским государством, созданным в некоторых частях современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Она просуществовала до 1440 года.

Во времена своего расцвета это было сильное коммерческое и торговое государство, обеспечивающее стабильность на больших территориях Руси.

Происхождение названия «Золотая Орда»

Название «Золотая Орда» - относительно поздний топоним. Оно возникло в подражание «Синей Орде» и «Белой Орде», а эти названия, в свою очередь, обозначали в зависимости от ситуации то независимые государства, то монгольские армии.

Считается, что название «Золотая Орда» пришло из степной системы обозначения основных направлений цветами: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр.

Согласно другой версии, название пошло от великолепной золотой палатки, которую Батый-хан установил, чтобы отметить место его будущей столицы на Волге. Несмотря на то, что в девятнадцатом веке эта теория была принята как истинная, в наше время она считается апокрифической.

Не сохранилось письменных памятников, созданных до 17 века (они уничтожены), в которых упоминалось бы такое государство как Золотая Орда. В более ранних документах фигурирует государство Улус Джучи (Джучиев улус).

Некоторые ученые предпочитают использовать другое название - Кипчакское ханство, потому что различные производные от народности Кипчак также встречались в средневековых документах, описывающих это государство.

Монгольское происхождение Золотой Орды

До своей смерти в 1227 году Чингисхан завещал разделить между его четырьмя сыновьями, включая старшего Джучи, который умер раньше Чингисхана.

Часть, которую получил Джучи - самые западные земли, куда смогли ступить копыта монгольских лошадей, а затем и юг Руси были разделены между сыновьями Джучи - владыкой Синей Орды Батыем (запад) и ханом Ордой, владыкой Белой Орды (восток).

Впоследствии Батый установил контроль над территориями, подвластными Орде, а также подчинил северную прибрежную зону Черного моря, включив коренные тюркские народы в свою армию.

В конце 1230-х и начале 1240-х годов он проводил блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-преемников , многократно приумножив воинскую славу своих предков.

Синяя Орда хана Батыя присоединяла земли на западе, совершая набеги на Польшу и Венгрию после сражений при Легнице и Мухи.

Но в 1241 году, великий хан Удегей умер в Монголии, и Батый прервал осаду Вены, чтобы принять участие в споре за правопреемство. С тех пор монгольские армии никогда больше не ходили на запад.

В 1242 году Батый создал свою столицу в Сарае, в своих владениях в низовьях Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась - младший брат Батыя Шибан покинул армию Батыя, чтобы создать свою Орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Добившись стабильной независимости и создав государство, которое сегодня мы называем Золотой Ордой, монголы постепенно потеряли свою этническую идентичность.

В то время как потомки монголов-воинов Батыя составляли высший класс общества, большая часть населения Орды состояла из кипчаков, булгарских татар, киргизов, хорезмиан и других тюркских народов.

Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известый как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке, расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.

Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители - Михаил Черниговский и Михаил Тверской - за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники Золотой Орды

Орда собирала дань со своих подчиненных народов - русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах).

Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье - Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.

Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.

«Черная смерть» - пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.

Который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.

Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.

В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века также было частью России, а потомки его правящих ханов вошли в русскую службу.

В 1475 году Крымское ханство подчинилось , и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды.

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.

В. Ключевский

В сентябре 1980 года советский народ с большой помпой отмечал 600-летие . Ни один журнал или газета не остались в стороне от этого события, важного для русской истории. Но, прежде чем начать рассказ о событиях Куликова поля, необходимо сделать несколько наблюдений, потому что битва 1380 года является итогом большого исторического процесса, происходившего в течение нескольких веков.

Если мы бросим общий взгляд на средневековую историю Восточной Европы, сначала вынуждены будем обратить внимание на сложные и противоречивые отношения и борьбу между собой двух суперэтносов - тюрков и славян.

Во-первых, после распада Великой Болгарии Кубрат хана в степях Восточной Европы остается только одно государство, созданное тюрками. Это Хазарский каганат. Борьба между Хазарским каганатом и Киевской Русью оканчивается победой князя Святослава в 965 году.

Во-вторых, с конца X века (с 990 года) начинается отчаянная борьба между Киевской Русью и союзом печенегов, проникших в степи Восточной Европы. Но вскоре эта борьба прекращается. Дело в том, что в начале XI века кыпчаки, отделившись от Кимакского каганата, направляются на запад. Они проникают в степи, где хозяйничали печенеги. Начинается борьба за место под солнцем. Сильные и многочисленные кыпчакские племена вытесняют печенегов из восточноевропейских степей и вынуждают тех отступить на запад - в придунайские степи.

В-третьих, занявшие место печенегов кыпчаки в свою очередь начинают борьбу с Киевской Русью (в 1061 году князь Всеволод был разбит кыпчаками). Борьба продолжается довольно долго и только в период правления сильного князя (умер в 1125 году) активность кыпчакских племен несколько спадает.

Русские князья в междоусобной борьбе часто привлекают кыпчакские племена и ловко используют их в своих интересах. Они женят своих сыновей на дочерях высокопоставленных кыпчаков - так завязываются семейные отношения и появляется кумовство. Несмотря на это, между тюрками - кыпчаками и русскими сохраняются напряженные отношения. (Например, походы русских князей против кыпчаков в 1168, 1182, 1184, 1202, 1205 годах говорят как раз об этом). Такая непрекращающаяся борьба объясняется тем, что степняки-кыпчаки совершают на русских князей постоянные нападения и неожиданные вылазки. Кыпчаки живут неорганизованно. Они занимают сторону то одного, то другого князя и участвуют во многих столкновениях.

Если в это время русские князья ведут соперничество, чтобы занять «золотой киевский стол», то есть взойти на главный трон в славном граде Киеве, то среди кыпчаков не возникает идея объединения, накопления сил и на этой основе организации чего-то вроде своей государственности. Поэтому у кыпчаков, в середине XI века со всей мощью ворвавшихся в степи Восточной Европы, не рождается общая идея, которая бы послужила им объединяющим началом.

Они сражаются с кем попало, служат кому попало, и каждый хан заботится лишь о своих интересах. И естественно, в такой обстановке их первоначальная мощная энергетика растрачивается даром и без пользы для себя. Надо сказать, что в этот период в степях Восточной Европы тюркский массив намного увеличивается, и это обстоятельство еще будет играть положительную роль во время образования Золотой Орды.

В 1223 году в степи Восточной Европы врывается монгольская армия, и с этого времени для обитающих здесь этносов наступает пора больших испытаний и изменений. В первом бою на реке Калка против врага выступает объединенная русско-кыпчакская армия. Но монголы сражение выигрывают. По мнению историка Ризаэтдина Фахретдина, «через Дербентский проход в восточноевропейские степи Джучи хан (сын Чингиз хана) прорвался для того, чтобы вступить в союз с тюрками-кыпчаками.

Но из-за подстрекательства русских князей кыпчаки и горцы выступили против армии Джучи хана (1223 год, ). Надо сказать, в самый ответственный момент русские полки покинули поле боя, и по этой причине кыпчаки потерпели поражение, а их племенной союз распался» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. - Казань, 1996. - С.75-76).

Действительно, это похоже на правду, потому что монголы перед началом боя, послав к кыпчакам человека, пытались тех уговорить не вступать в бой, мотивируя это тем, что монголы и кыпчаки - братья по крови. Это нашло отражение и в источниках.

Возвращаясь с калкинского сражения, монгольское войско вступает и на земли , расположенной несколько в стороне от степи, но здесь оно потерпело поражение от булгар; около четырех тысяч человек спаслось бегством. А еще через тринадцать лет большое монгольское войско, переправившись через реку Яик, начинает завоевание государств Восточной Европы.

Так, в 1236 году была завоевана Волжская Булгария, в 1237 году - Рязань, Москва и Владимирское княжество. Через два года в руках монголов оказывается славный своими золочеными куполами город Киев, затем монгольская армия захватывает Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию, а в 1242 году доходит даже до стен Вены.

После грозных походов в 1243 году в степном Поволжье образовался Джучиев улус, названный впоследствии Золотой Ордой.

Тюрки и монголы

В пришедшей с востока армии наряду с монгольским элементом львиную долю составляли тюрки. Конечно, ханы были монгольского происхождения, они все были чингизидами. Но в армии представителей тюркских племен было большинство, и это дает нам право назвать походы монголо-тюркскими. Правда, в русской исторической науке на это мало кто обращает внимания, там принято выражение «монголы» или «татаро-монголы».

Но истина дороже. К тому же после образования Золотой Орды монголы в тюркской среде отюречились через два поколения. Это установленный факт. Так что походы, давшие миру новые стимулы, способствовавшие смешению крови, - явление не случайное. Деятельность великих полководцев, таких, как Чингисхан или Александр Македонский и других, без санкции неба вряд ли была бы возможна. Об этом в эзотерических источниках имеются ясные указания.

Образование Золотой Орды сплачивает в рамках одного государства живущие в степях разбросанные этносы и вот уже сколько веков ведущие между собой споры оседлые народы. Если оценивать объективно, это, без сомнения, проявление прогресса. Конечно, в войнах льется много крови, разрушаются духовные и материальные ценности. Но разве создание нового, поднятие на новую ступень развития не происходит через отказ от старого, изжившего себя? Это же основной закон эволюции.

В книге Н.К.Рериха «Держава Света» имеется интересная мысль об этом. Он пишет: «Великие переселения народов - не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этою особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются формы новых рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости» (Рерих Н.К. Держава Света. - Нью-Йорк, 1931. - С.155).

Развитие и регресс монгольской орды

А вот другой исследователь, близкий по духу Рериху, пишет о кочевниках: «Кочевники ворвались в евразийские просторы, когда древние цивилизации оседлых земледельцев уже умирали. Как океанские валы, прокатились они по Планете, неся в себе энергетику, напитавшую затем бесчисленные поколения различных народов» (Шапошникова Л.В. Веления Космоса. - М., 1996. - С.43).

В чем же заключается смысл монгольско-тюркских походов? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует выяснить, что дает эволюционному развитию данное явление. Давайте представим себе Восточную Европу той поры. В каком состоянии находятся в это время русские княжества? Надо сказать, они в это время ведут между собой междоусобные войны - развитие остановилось, все увлечены борьбой за власть. А монгольско-тюркские походы вносят в этот затхлый мир невиданное движение и свежие ветры. Войдя в состав Золотой Орды, русские знакомятся с новым государственным устройством, новыми законами, новой военной системой, усваивают новые методы управления, сбора налогов, открывают для себя новые способы связи между частями государства (ям). Возникают новые торговые пути и т.д.

Разве все эти нововведения не являются движением вперед, новым витком прогресса? Если так, то великое передвижение народов, большие походы, в результате которых образовалась Золотая Орда, необходимо рассматривать как следствие влияния внешних сил, потому что космос ведет постоянную работу по продвижению человечества по пути эволюции, но никогда не вмешивается без надобности в дела земли, все делается руками человеческими. Поэтому люди это не ощущают, думают, что само собой так получилось.

Мы уже говорили, что и до монгольско-тюркских походов в степях Восточной Европы усилился массив кыпчакских племен, что они стали основными соперниками славян в этом регионе. А с образованием Золотой Орды эти степи вообще превратились в Кыпчакскую степь, и в историю она вошла под названием Дешти Кыпчак. Таким образом, кыпчаки становятся здесь основным этносом, а монголы, как уже было сказано, ассимилируются. Тюрки превращаются не только в правящий, но и государствообразующий народ. Конечно, Волжская Булгария тоже не оставалась в стороне от этого процесса. Можно считать, что «татаризация» булгар началась именно в этот период.

Наконец-то я встретил источник, в какой-то мере уточняющий этот вопрос. В № 7, 8 журнала «Мирас» (Наследие) за 1996 год был опубликован труд Ибн аль-Асира под названием «Совершенство в деле составления летописей». В источнике речь идет о времени правления Берке хана, описывается прибытие послов из Египта и их прием в юрте хана. «Берке хан сидит на троне, рядом с ним находится его старшая жена, далее на скамьях расположились 50-60 эмиров. Когда послы вошли к хану, Берке хан приказал везирам огласить письмо… Стоявший рядом с Берке ханом старший кадий перевел письмо и отдал список хану (что за список, неясно. - С.Ш.). Письмо стали читать людям Берке хана по-тюркски. Татары этому очень обрадовались…» (Мирас. - 1996. — № 7-8. — С. 189).

Надо сказать, в последнем предложении заложена очень ценная информация. Значит, с самого начала образования Золотой Орды (первый хан Бату скончался в 1255 году) в управлении государством принимали активное участие тюрки-татары. Конечно, мы не можем сказать точно, сколько человек из тех эмиров, участвовавших в приеме послов, были из тюрко-татар. Однако обращает на себя внимание тот факт, что прибывшее с послом письмо было специально переведено для тюрков-татар, что их очень обрадовало. Этот факт говорит о том, что ханы-чингизиды Золотой Орды в управлении государством опирались и на тюрков-татар, поэтому превращение тюркского языка в скором времени в официальный язык государства было явлением естественным.

Таким образом, вошедшие в состав Золотой Орды тюрки, живя в сплошной кыпчакской языковой среде, в общественно-политическом, экономическом и культурном отношениях втягиваются в единый центр и создают общий язык, культуру и литературу.

Будучи живым организмом, изменяющейся системой, Золотая Орда тоже переживает различные времена. Но наибольшего могущества и большого авторитета в мире это государство достигает в (1312-1342). В это время его политическое влияние, высокий уровень жизни, налаженная экономика и развитая культура достигают такой высоты, что оно для соседних государств становится образцом для подражания. Именно в этот период ислам превращается в официальную религию. Из различных точек мусульманского мира в Сарай устремляются религиозные деятели, известные ученые и литераторы.

Проходивший в эти годы через земли Золотой Орды известный мусульманский путешественник Ибн Батутта отмечает мир и благополучие в государстве, безопасность дорог, наличие в пути множества караван-сараев, ханака, в которых обитают суфии и дервиши. В пути путешественник встречается с огромной процессией с сотнями юрт, идущей, заполняя половину степи. Как выясняется впоследствии, это была процессия, сопровождающая одну из жен Узбек хана. Такая роскошь и широта его крайне удивили.

Однако именно при правлении Узбек хана от достигнутого благополучия, несметных богатств, текущих в центр государства, высокого авторитета и дипломатических успехов происходит как бы головокружение и успокоенность. Люди начинают жить в свое удовольствие, получая от жизни лишь наслаждение и ни о чем не думая. Естественно, такое поведение к добру не ведет. Известно, если считаешь, что всего добился, и на этом успокоился - знай, что пропал. Это значит, что развитие остановилось.

Узбек хан также много привилегий предоставил подвластным ему русским княжествам. В свое время на это обратил внимание и Ризаэтдин Фахретдин. Оценивая деятельность этого хана, он одновременно указывает и на его ошибки. Он пишет: «Несомненно, Узбек хан был выдающимся правителем, при котором Золотая Орда достигла небывалого расцвета и могущества в политике. Она заключается в том, что он, усиливая Московское княжество и не осознавая этого, исподволь готовил против Золотой Орды серьезного врага. Узбек хан ликвидировал постоянно воюющие между собой мелкие княжества и собрал их воедино. По этой причине русские почувствовали свою силу» (Фахретдин Р. Ханы Золотой Орды. — Казань, 1996. — С.95). Мало того, Узбек хан предоставляет митрополиту Руси Петру, православной религии неограниченные вольности, монастырские земли освобождает от уплаты ежегодной дани (ясака). По словам того же Р.Фахретдина, в ярлыке хана, данном в защиту православной религии, были такие слова: «Ежели кто будет поносить христианскую религию, молвить обидные слова против церквей, монастырей и часовен - тот человек будет казнен».

Конечно, каждый народ имеет полное право исповедовать свою религию, придерживаться своих обычаев и житейских правил. В этом отношении в Золотой Орде существовала неограниченная свобода вероисповедания и толерантность, каждая религия имела равные права, никак не притеснялась, что превратило государство в одно из самых передовых. На эту особенность обращали внимание приезжие гости и послы разных стран. Их крайне удивляла такая свобода в выборе веры, о чем в своих странах они не могли даже мечтать. Все это говорит о том, что, видимо, в Золотой Орде не существовало должного понимания, что религия является одним из сильнейших видов идеологического оружия.

Обратимся к православной религии. Если бы ханы видели в этой религии сильное идеологическое оружие, направленное против татар-мусульман, если бы они понимали, что эта религия способствует объединению русского народа и одновременно является в руках церковников сильным средством воспитания в народе враждебности к мусульманам, они вряд ли предоставили бы ей столько вольностей. Русский народ воспрянул духом именно благодаря своим религиозным деятелям, постепенно окреп, поверил в себя и в конце концов превратился в силу, которая с оружием в руках выступила против Сарая. Так Золотая Орда своей необдуманной политикой сама воспитала против себя сильного врага.

Вот что интересно: Узбек хан, заняв трон, тут же начинает беспощадную борьбу против , все еще существовавшего среди монголов, прилагает много сил для искоренения этой религии в своем государстве. По этой причине входит в противоречие с монголами. А вот православию он предоставляет широкие права, не думая о том, что такая политика в дальнейшем может создать для государства серьезные проблемы.

При Узбек хане и его сыне Джанибек хане Золотая Орда еще процветает, но после убийства взошедшего на трон Бирдебек хана (1359 г.) в государстве начинаются внутренние неурядицы и борьба за власть.

В 1360-1361 годах государство разделяется на правое и левое крыло. Если земли, лежащие к востоку от Волги, представляют левое крыло, восточные входят в правое крыло. Волга является естественной границей двух частей государства. Если на одной стороне с центром в Сарае происходит постоянная смена ханов, на другой стороне действует энергичный , стремящийся посадить на трон своего хана. Так в стране начинается фактически гражданская война, которая продлится двадцать лет и превратится в фактор, разрушающий государство изнутри. Московское княжество ловко использует эту нестабильность в свою пользу, и за эти годы довольно сильно укрепляется. Если бы в Золотой Орде не возникла эта «великая замятия», то русским в 1380 году и в голову не пришла бы мысль выступить на Куликовом поле против татар.

Внутренние смуты в татарском государстве оканчиваются сражением на Куликовом поле. После этого , который начинает укреплять страну, собирая улусы в единый центр.

Однако надо сказать, что на Куликовом поле против объединенного русского войска сражались силы не центрального правительства, а только лишь , поэтому мы решительно отвергаем мнение, что на Куликовом поле силы Золотой Орды были разбиты. В этом бою русские сражались лишь с Мамай мурзой, который сам боролся против центрального правительства с центром в Сарае.

Через два года после этой битвы все возвращается на круги своя. В 1382 году Тохтамыш хан захватывает Москву, и , получивший за Куликовское сражение звание Донской, как и в прежние годы, начинает платить так называемый «ордынский выход» (т.е. ясак).

ЗОЛОТА`Я ОРДА` (Алтын Урда) государство в северо-восточной Евразии (1269–1502 годы). В татарских источниках - Олуг Улус (Великая держава) или Улус Джучи по имени родоначальника династии Джучи , в арабских - Дешт-и-Кипчак, в русских - Орда, Царство татар, в латинских - Тартария.

Золотая Орда образовалась в 1207–1208 годах на основе Джучи Улуса - земель, выделенных Чингизханом сыну Джучи в Прииртышье и Саяно-Алтае. После смерти Джучи (1227 год) решением всемонгольских курултаев (1229 и 1235 годов) правителем улуса был провозглашён хан Бату (сын Джучи). В ходе монгольских войн к 1243 году в составе Улуса Джучи находились территории Дешт-и-Кипчака, Дешт-и-Хазара, Волжской Булгарии , а также Киевского, Черниговского, Владимиро-Суздальского, Новгородского, Галицко-Волынского княжеств. К середине XIII века в зависимости от ханов Золотой Орды находились Венгрия, Болгария, Сербия.

Бату разделил Золотую Орду на Ак Орду и Кок Орду, которые были разъединены на левое и правое крыло. Они были поделены на улусы, тумены (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Территория Золотой Орды была связана единой транспортной системой - ямской службой, состоявшей из ямов (станций). Бату правителем Кок Орды назначил старшего брата Орду-иджена, другие их братья и сыновья (Берке, Ногай, Тука (Тукай)-Тимур, Шибан) и представители аристократии получили внутри этих улусов более мелкие владения (уделы - иль) на правах суйургалов. Во главе улусов стояли улусные эмиры (улусбеки), во главе более мелких уделов - туменбаши, минбаши, йозбаши, унбаши. Они осуществляли судопроизводство, организовывали сбор налогов, занимались набором войск и командовали ими.

В конце 1250-х годов правители добились определённой независимости от великого кагана Монгольской империи, что выразилось в появлении тамги рода Джучи на монетах хана Берке. Хану Менгу-Тимуру удалось добиться полной независимости, свидетельством чего стали чеканка монет с именем хана и курултай ханов улусов Джучи, Чагатая и Угедея в 1269 году, разграничивший их владения и узаконивший распад Монгольской империи. В конце XIII века в Ак Орде образовались 2 политических центра: в Северном Причерноморье правил беклярибек Ногай, в Поволжье - хан Токта. Противостояние этих центров закончилось на рубеже XIII-XIV веков победой Токты над Ногаем. Верховная власть в Золотой Орде принадлежала Джучидам: до 1360 года ханами были потомки Бату, затем - Тука-Тимура (с перерывами, вплоть до 1502 года) и Шибанидов на территории Кок Орды и Средней Азии. С 1313 года ханами Золотой Орды могли быть только джучиды-мусульмане. Формально ханы являлись единовластными монархами, их имя упоминалось в пятничных и праздничных молитвах (хутбе), они скрепляли своей печатью законы. Исполнительным органом власти был диван , состоявший из представителей высшей знати четырёх правящих родов - Ширин, Барын, Аргын, Кипчак. Главой дивана являлся везир - олуг карачибек, он руководил фискальной системой в стране, ведал судопроизводством, внутренними и внешнеполитическими делами, был главнокомандующим войсками страны. На курултае (съезде) решались важнейшие государственные вопросы представителями 70 знатных эмиров.

Высший слой аристократии составляли карачибеки и улусбеки, сыновья и ближайшие родственники хана - огланы, султаны, далее - эмиры и беки; военное сословие (рыцарство) - бахадуры (батыры) и казаки. На местах налоги собирали чиновники - даругабеки. Основное население состояло из податного сословия - кара халык, платившего государству или феодалу налоги: ясак (главный налог), различные виды поземельных и подоходных сборов, пошлин, а также различные повинности, такие как поставки провианта в войска и властям (амбар малы), ямская (ильчи-кунак). Был также ряд налогов на мусульман в пользу духовенства - гошер и закят, а также дань и налоги на покорённые народы и немусульманское население Золотой Орды (джизья).

Войско Золотой Орды состояло из личных отрядов хана и знати, войсковых формирований и ополчений различных улусов и городов, а также войск союзников (всего до 250 тысяч человек). Знать составляла кадры военачальников и профессиональных воинов - тяжеловооружённых кавалеристов (до 50 тысяч человек). Вспомогательную роль в бою играла пехота. При обороне укреплений применялось огнестрельное оружие. Основой тактики полевого боя являлось массированное применение тяжеловооружённой конницы. Её атаки чередовались с действиями конных лучников, которые поражали противника на расстоянии. Применялись стратегические и оперативные манёвры, охваты, фланговые удары и засады. Воины были неприхотливы, войско отличалось манёвренностью, быстротой и могло совершать длительные переходы, не теряя боеспособности.

Наиболее крупные сражения:

  • битва близ города Переяславль эмира Неврюя с владимирским князем Андреем Ярославичем (1252 год);
  • взятие войсками бахадура Бурундая города Сандомир (1259 год);
  • битва Берке на реке Терек с войсками правителя-ильхана Ирана Хулагу (1263 год);
  • битва Токты на реке Куканлык с Ногаем (1300 год);
  • взятие города Тебриз войсками хана Джанибека (1358 год);
  • осада города Болгар войсками беклярибека Мамая и московского князя Дмитрия Донского (1376 год);
  • Куликовская битва (1380 год);
  • взятие Москвы ханом Токтамышем, беклярибеком Идегеем (1382, 1408 годы);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Кондурча (1391 год);
  • битва хана Токтамыша с Тимуром на реке Терек (1395 год);
  • битва Идегея с Токтамышем и князем литовским Витовтом на реке Ворскла (1399 год);
  • битва хана Улуг-Мухаммада.

На территории Золотой Орды находилось более 30 крупных городов, (в том числе Среднем Поволжье - Болгар , Джукетау , Иски-Казань, Казань , Кашан, Мухша). Свыше 150 больших и малых городов были центрами административной власти, ремёсел, торговли, религиозной жизни. Управление городами осуществляли эмиры и хакимы. Города были центрами высокоразвитого ремесла (железоделательного, оружейного, кожевенного, деревообрабатывающего), расцвет переживали стеклоделие, гончарное, ювелирное производства и торговля со странами Европы, Ближнего и Среднего Востока. Была развита транзитная торговля с Западной Европой шёлком, пряностями из Китая и Индии. Из Золотой Орды вывозили хлеб, меха, изделия из кожи, пленников, скот. Ввозились предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности. Во многих городах существовали крупные торгово-ремесленные общины евреев, армян (например, Армянская колония в Болгаре), греков и итальянцев. Итальянские города-республики имели свои торговые колонии в Северном Причерноморье (генуэзская в Кафе, Судаке, венецианская в Азаке).

Столицей Золотой Орды до 1-й трети XIV века был Сарай аль-Махруса , построенный при хане Бату. Внутри золотоордынских городищ археологами выявлены целые ремесленные кварталы. С 1-й трети XIV века столицей Золотой Орды стал Сарай аль-Джадид, построенный при хане Узбеке. Основным занятием населения было земледелие, садоводство и стойловое скотоводство, бортничество, рыболовство. Население снабжало продовольствием не только себя, но и поставляло его на экспорт.

Основная территория Золотой Орды - степи. Степное население продолжало вести полукочевую жизнь, занимаясь скотоводством (овцеводство и коневодство).

Для народов Золотой Орды официальным и разговорным языком являлся тюркский язык. Позднее на его основе сформировался тюркский литературный язык - поволжский тюрки. На нём созданы произведения старотатарской литературы: «Китабе Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи, «Мухаббат-наме» Хорезми, «Хосров ва Ширин» Кутба, «Нахдж аль-фарадис» Махмуда ас-Сараи аль-Булгари. В качестве литературного языка поволжский тюрки функционировал среди татар Восточной Европы до середины XIX века. Первоначально делопроизводство и дипломатическая переписка в Золотой Орде осуществлялись на монгольском языке, который во 2-й половине XIV века был вытеснен тюркским. В городах были также распространены арабский (язык религии, мусульманской философии и законоведения) и персидский (язык высокой поэзии) языки.

Первоначально ханы Золотой Орды исповедовали тенгрианство и несторианство, а среди тюрко-монгольской аристократии были также мусульмане и буддисты. Первым ханом, принявшим ислам , стал Берке. Затем новая религия начала активно распространяться в среде городского населения. К тому времени население в булгарских княжествах уже исповедовало мусульманство.

С принятием ислама произошла консолидация аристократии и становление новой этнополитической общности - татар, объединявшей мусульманизированную знать. Она относилась к джучидской кланово-родовой системе, была объединена социально-престижным этнонимом «татары». К концу XIV века он широко распространился среди населения всей страны. После распада Золотой Орды (1-я половины XV века) термин «татары» обозначал военно-служилую тюрко-мусульманскую аристократию.

Ислам в Золотой Орде стал в 1313 году государственной религией. Главой духовенства мог быть человек только из рода сейидов (потомков пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа Али). Мусульманское духовенство состояло из муфтиев, мухтасибов, кадиев, шейхов, шейх-машейхов (шейхи над шейхами), мулл, имамов, хафизов, осуществлявших богослужение и судопроизводство по гражданским делам во всей стране. В ведении духовенства находились также школы (мектебы и медресе). Всего на территории Золотой Орды известно более 10 остатков мечетей и минаретов (в том числе в Болгарском, Елабужском городищах), а также медресе, больницы и ханака (обиталища) при них. Важную роль в распространении ислама в Поволжье сыграли суфийские тарикаты (ордена) (например, Кубравийа, Йасавийа), которые имели свои мечети и ханака. Государственная политика в области религии в Золотой Орде строилась на принципе веротерпимости. Сохранились многочисленные грамоты ханов русским патриархам об освобождении их всех видов податей и налогов. Также строились взаимоотношения с армянскими христианами, католиками и иудаистами.

Золотая Орда была страной развитой культуры. Благодаря разветвлённой системе мектебов и медресе, население страны обучалось грамоте и канонам ислама. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов, переписчиков книг. О грамотности и культуре населения свидетельствуют предметы с надписями, эпитафии. Существовала официальная историография, сохранившаяся в сочинениях «Чингиз-наме», «Джами ат-таварих» Рашидаддина, в генеалогиях правителей и фольклорной традиции. Высокого уровня достигли строительное дело и архитектура, в том числе белокаменное и кирпичное строительство, резьба по камню.

В 1243 году ордынское войско предприняло поход на Галицко-Волынское княжество, после чего князь Даниил Романович признал себя вассалом Бату. Походы Ногая (1275, 1277, 1280, 1286, 1287 годы) преследовали цель наложить на балканские страны и Польшу дань и военную контрибуцию. Поход Ногая на Византию окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением её в сферу влияния Золотой Орды (1269 год). Война, разгоревшаяся в 1262 году в Предкавказье и Закавказье, шла с перерывами вплоть до 1390-х годов. Период расцвета Золотой Орды пришёлся на время правления ханов Узбека и Джанибека. Ислам был провозглашён официальной религией (1313 год). В этот период, на гребне экономического подъёма сложилась единая система управления империей, огромная армия, стабилизировались границы.

В середине XIV века, после 20-летней междоусобной войны («Великой замятни »), природных катаклизмов (засуха, затопление Нижнего Поволжья водами Каспийского моря), эпидемий чумы начался распад единого государства. В 1380 году Токтамыш завоевал ханский престол, разгромил Мамая. Поражения Токтамыша в войнах с Тимуром (1388–89, 1391, 1395 годы) привели к разорению. Правление Идегея ознаменовалось успехами (разгром войск великого князя литовского Витовта и Токтамыша на реке Ворскла в 1399 году, поход на Мавераннахр в 1405 году, осада Москвы в 1408 году). После гибели Идегея в битве с сыновьями Токтамыша (1419 год) единая империя распалась, и на территории Золотой Орды возникли татарские государства: Сибирское ханство (1420 год), Крымское ханство (1428 год), Казанское ханство (1438 год). Последним осколком Золотой Орды в Нижнем Поволжье оставалась Большая Орда, которая распалась в 1502 году в результате разгрома потомков хана Ахмада войсками крымского хана Менгли-Гирея.

Золотая Орда сыграла большую роль в формировании татарской нации, а также в развитии башкир, казахов, ногайцев, узбеков (тюрков Мавераннахра). Золотоордынские традиции сыграли огромную роль при становлении Московской Руси, особенно в организации государственной власти, системе управления и военнном деле.

Ханы Улуса Джучи и Золотой Орды:

  • Джучи (1208–1227 годы)
  • Бату (1227–1256 годы)
  • Сартак (1256 год)
  • Улакчи (1256 год)
  • Берке (1256–1266 годы)
  • Менгу-Тимур (1266–1282 годы)
  • Туда-Менгу (1282–1287 годы)
  • Тула-Буга (1287–1291 годы)
  • Токта (1291–1313 годы)
  • Узбек (1313–1342 годы)
  • Тинибек (1342 год)
  • Джанибек (1342–1357 годы)
  • Бердибек (1357–1339 годы).

Ханы периода «Великой замятни».