История возникновения таджикского народа

Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, начавшиеся еще в 1-м тыс.днэ. Территорией сложения таджиков были древние Бактрия (басс.р.Амударьи), Согдиана (басс.рр.Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганская долина. Здесь обитали бактрийцы, согдийцы, парканы (древние ферганцы) – земледельцы, а также сакские племена, кочевавшие на северных и восточных окраинах этой страны. Современными потомками согдийцев считаются ягнобцы, саков – припамирские таджики.
Во 2 в.днэ. в Бактрию проникают юечжи (или тохары). Одна из ветвей сако-тохаров – кушаны создали могущественное государство (Кушанскую империю). Ослабление его привело в 4-5 в.н.э. к вторжению в Ср.Азию новых степных племен – эфталитов, которые образовали обширное государство, успешно воевавшее с сасанидским Ираном. С образованием в 6 в. Тюркского каганата усилилось проникновение и тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания в 8 в. на территории современного Таджикистана выделились три основные этнические области: согдийская – на севере, ферганская – на северо-востоке и тохарская – на юге. Арабские вторжения замедлили процесс формирования таджикского народа. С образованием государства Саманидов в 9-10 вв. завершился и процесс сложения этнического ядра таджиков. Процесс этот был связан с распространением общего таджикского языка, который постепенно вытеснил языки восточноиранской группы (согдийский, бактрийский, сакский).
С конца 10 в.политическое преобладание в Ср.Азии переходит к тюркоязычным народам, все новые волны тюркских, а позднее монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения. Начинается процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени – в горах и больших городах (Бухара, Самарканд, Ходжент).
Во времена Таджикской ССР таджикский язык полностью завершил свое формирование.
Это статья из Советской Исторической Энциклопедии 1973 года выпуска.
А сейчас напишем эту же статью из Энциклопедии Кирилла и Мефодия за 2005 год.
Сложению таджикского народа предшествовали длительные этногенетические процессы, восходящие к концу второго - началу первого тысячелетия до нашей эры, когда из евразийских степей в Среднюю Азию пришли ираноязычные племена. Они смешались с местными племенами эпохи поздней бронзы и основное население Средней Азии стало ираноязычным. В Древней Бактрии (бассейн Амударьи), Согде (бассейн Зеравшана и Кашкадарьи), Ферганской долине обитали земледельческие племена бактрийцев, согдийцей, паркан (древние ферганцы), на северной и восточной окраинах Средней Азии кочевали саки. Потомками согдийцев (по лингвистическим данным) считаются ягнобцы; сакские племена сыграли важную роль в формировании припамирских таджиков. Во втором веке до нашей эры в Бактрию проникли юэчжи, или тохары, в состав которых входили сакские племена. С образованием в 6 веке Тюркского каганата усилилось проникновение в Среднюю Азию тюркских этнических элементов.
Ко времени арабского завоевания (8 в.) выделились три основные этнические области будущей таджикской народности: согдийская на севере, ферганская на северо-востоке и тохарская на юге, население которых на протяжении многих столетий сохраняло особенности в культуре и быту. Арабское вторжение затормозило формирование таджикского народа. Но с образованием самостоятельного государства Саманидов в 9-10 веках завершился процесс сложения этнического ядра таджиков, что было связано с распространением общего таджикского языка, ставшего в эпоху Саманидов господствующим. На этом языке развиваются таджикская культура и наука, складывается богатая литература. С конца 10 века политическое преобладание в Средней Азии переходит к тюркоязычным народам, новые волны тюркских, а позже монгольских племен проникают в области оседлого таджикского населения; начался многовековой процесс тюркизации таджиков, особенно на равнинах, в меньшей степени в горах и больших городах. Однако таджикский язык не только сохранился, но и был государственным языком тюркских правителей. Во 1868 году северные районы, заселенные таджиками, вошли в состав владений России, а население южного Таджикистана оставалось под властью Бухарского эмирата.
Исконным занятием таджиков было земледелие, основанное в значительной мере на искусственном орошении, и садоводство; скотоводство носило подсобный характер. У таджиков развиты ремесла, в том числе художественные, многие из которых имели древние традиции (резьба по дереву и алебастру, декоративные вышивки). Таджикский народ развивался в тесной связи с другими народами Средней Азии. Особенно близка средневековая история таджиков и узбеков - народов, имеющих общие этнические элементы. Как видите и современных энциклопедиях история возникновения таджиков
Написана почти так же.

А теперь я буду прослеживать историю возникновения таджикского народа по своему историческому атласу и на основе собранной мною информации. Начну с глубокой древности, которую многие современные историки не признают.
17 млн.лет назад самым крупным материком на Земле была Лемурия, она располагалась на месте современного Индийского океана. В западную часть Лемурии входил современный остров Магадаскар, северной оконечностью Лемурии был современный Цейлон, крайней восточной оконечностью Лемурии была территория вокруг современного острова Пасха. Южным берегом Лемурии был берег Антарктиды. Других крупных материков на Земле не было или они существовали в виде небольших островов. Даже Тибет в те времена был островом. Памира и самой территории современного Таджикистана не было – на этом месте был океан. Лемурию населяли первый на земле народ – первая человеческая раса – асуры. Их цивилизация была очень сильно развита. Более поздние народы из даже называли богами или полубогами. Это были люди высокого роста (до 16-36 метров, а позднее – до 6 метров).
К 4 млн.лет днэ основная часть Лемурии ушла под воду Индийского океана. К этому времени материк, включавший в себя Тибет увеличисля за счет появления гор – Гималаев и Тибета, а также небольшой части северной Индии. К этому времени асуры уже были ростом меньше (до 4 метров). С уходящего под воду материка часть асуров, которых уже можно назвать к этому времени потомками асуров стали переселяться на вновь возникающие материки – Восточная Африка, Южная Азия, Австралия с Гвинеей, на острова Индонезии.
1 млн.лет днэ на Земле самым крупным материком был материк Атлантида, она находилась в Атлантическом океане, другие материки еще не были сформированы полностью. Асуры продолжали переселяться на восток Африки, юг Южной Азии, в Автралию, Гвинею, острова Индонезии.
С 400 тысяч лет днэ, а особенно быстро с 199 тыс.лет днэ материк Атлантида стал уходить под воды океана, к этому времени современные материки уже в основном сформировались. Поэтому с Атлантиды началось переселение народов (потомков атлантов) на современные континенты. В это же время материк Южная Азия соединился с материком Северная Азия, вокруг Памира появилась обширная территория. Но еще в те времена территория Туркмении, северная часть Узбекистана, юг.Казахстана были под водой большого моря, включающего в себя и Каспийское и Аральское море. Всего вероятнее в это время на территории Таджикистана появились первые жители – это потомки асуров. Они уже были невысокого роста (деградированные, одичавшие асуры). Внешность их была похожа на современных аборигенов Австралии и папуасов. Это были древние австралоиды. Кроме их в этих местах жили и древние большие обезьяны – питекантропы.
К 79 тыс.лет днэ территория Средней Азии была уже примерно похожа на современную, только Каспийское и Аральское моря были больше. И реки Аральского моря уже появились. Жителей (австралоидов) стало больше, но еще мало. К этому времени питекантропов заменил новых вид древних обезьян - неандертальцы, похожих на людей потому, что ходили на двух ногах постоянно, но все равно это были обезьяны.
Немногочисленные племена, жившие в то время в Таджикистане были родственны племенам соанской архелогической культуры, существовавшей в то время в Северной Индии (австралоиды).
С 38 тыс.лет днэ начинается массовое расселение потомков атлантов по всей Евразии,
Но главный поток (туранские племена) прошел в основном из Европы в Восточную Азию, на территорию вокруг моря (на месте пустыни Гоби было море). И вряд ли кто либо из туранцев участвовал в заселялении Таджикистана. По прежнему там жили австралоидные племена и их было немного.
Первая волна поселенцев из Восточной Европы в Среднюю Азию началась примерно в 17500 году днэ. Это были племена Костенковской культуры, которые под давление других племен Европы. Костенковская культура сложилась из смешения австралоидов, живших примерно в современной Воронежской области (раса Гримальди) и европеоидной селетской культуры. Племена костенковской культуры явились создателями нового народа – дравидоидов (переходный народ между европеоидами и австралоидами).
К 14500 году днэ дравидоиды заселили (массово) и всю территорию современного Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Примерно к 7500 году днэ на обширной территории Ср.Азии и Ирана сложилась археологическая культура Али-Кош. Это культура дравидоидов. Они еще занимались охотой, собирательством, рыбной ловлей.
Примерно к 6500 году днэ на территории Таджикистана сложилась гиссарская культура,
Племена этой культуры тоже были дравидоидами. В остальной части Ср.Азии примерно к 5700 году днэ сложилась Джейтунская культура (это тоже дравидоиды).
Примерно к 4100 году днэ на территории Ср.Азии сложилась развитая культура Анау, это земледельческая культура и это были тоже дравидоиды.
Примерно к 2800 году днэ на территории Ср.Азии сложилась более развитая культура – культура Алтын-депе, народ этой культуры (тоже дравидоиды) уже начал строить городские поселения, развивалось ремесло, земледелие и домашнее скотоводство.
Примерно с 1900 года днэ. племена древних ариев (древних иранцев и индийцев) начали свое движение со степей Южного Урала и Казахстана на юг – на территорию Ср.Азии.
Около 1500 года днэ на территорию Таджикистана с севера проникли племена древних индийцев, дравидоиды уничтожаются, ассимилируются или бегут на юг – в Индию (позднее они на основе объединения с древнеиндийским населением создадут народы дравидов, которые сохранятся до наших дней на юге Индии).
Около 1300 года днэ на территорию Таджикистана вторгаются и заселяют древнеиранские племена.
К 1100 году днэ большая часть территории Таджикистана входит в кайракумскую археологическую культуру (это древнеиранские племена).
К 600 году днэ на территории Таджикистана и на севере Афганистана сформировался новый ираноязычный народ – бактрийцы, которые создали свое государство – Бактрию.
Я считаю, что бактрийцы (и бактрийский язык) стали основой формирования таджикского народа (и таджикского языка). На севере от бактрийцев кочевали саки (иранские племена), западнее бактрийцев жили согдийцы (ираноязычный народ, родственный бактрийцам). Примерно 550 году днэ Бактрия была подчинена ахеменидской Персии, но это никак не повлияло на бактрийцев и их язык. Даже завоевание территории Бактрии Александром Македонским не повлияло на бактрийцев и их язык.
Примерно в 250 году днэ на территорию Таджикистана вторглись племена тохаров (это индоевропейские племена, жившие до этого в северо-западном Китае и вытесненные оттуда племенами хунну (будующие гунны). Одно из племен тохаров – кушаны создали на территории Таджикистана, Афганистана и северной Индии мощное государство – Кушанскую империю. Тохары и бактрийцы жили вместе и постепенно, тохары восприняли язык бактрийцев. Страна называлась Тохаристан, но язык оставался бактрийским (возможно в него вошли некоторые тохарские слова).
Примерно в 450 году нашей эры на территорию Таджикистана вторглись племена эфталитов (это ираноязычные племена с Казахстана, вытесненные оттуда гуннами). Эфталиты создали тоже крупное государство, в которое входили также Афганистан и Сев.Индия. Язык эфталитов (тем более, что он сильно родственен языку бактрийцев), не изменил сильно язык бактрийцев.
Примерно с 650 года с севера на территорию Таджикистана стали вторгаться кочевые тюркские племена Но если к 1100 году родственный народ согдийцы полностью потерял свой язык, и согдийцы сами превратились в тюркский народ, бактрийцы (будущие таджики) жили совместно с тюрками и сохранили свой язык, особенно в крупных городах и горных областях. В дальнейшем этот язык и стал таджикским (возможно в него пришло несколько тюркских слов).
К 1200 году таджикский язык и таджикский народ окончательно сформировался, почти одновременно с ним сформировался тюркский народ – туркмены, и родственный народ – пуштуны (в Афганистане). Но я думаю, что таджики, живущие сейчас в горных районах говорят немного по-другому, чем долинные таджики, у горных таджиков наверняка сохранилось больше слов от бактрийцев.

- (перс. tadschik покоренные). Потомки древних персов, мидян и бактриан, составляющие коренное население средней Азии арийского происхождения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАДЖИКИ перс. tadschik.… … Словарь иностранных слов русского языка

Современная энциклопедия

Народ, основное население Таджикистана (3172 тыс. человек), в Российской Федерации 38,2 тыс. человек (1992). Живут также в Афганистане и Иране. Общая численность 8,28 млн. человек (1992). Язык таджикский. Верующие в основном мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

ТАДЖИКИ, таджиков, ед. таджик, таджика, муж. Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТАДЖИКИ, ов, ед. ик, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Таджикистана. | жен. таджичка, и. | прил. таджикский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (самоназвание тоджик), народ. В Российской Федерации 38,2 тыс. человек. Основное население Таджикистана. Живут также в Афганистане, Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Иране. Язык таджикский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие в … Русская история

Таджики - (самоназвание тоджик) народ общей численностью 8280 тыс. чел. Основные страны расселения: Афганистан 4000 тыс. чел., Таджикистан 3172 тыс. чел., Узбекистан 934 тыс. чел. Другие страны расселения: Иран 65 тыс. чел., Российская Федерация 38 тыс.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

таджики Этнопсихологический словарь

ТАДЖИКИ - представители коренной нации республики Таджикистан. Специальные исследования показывают, что для таджиков наиболее характерны такие национально психологические качества, как практический склад ума, рациональный образ мышления, опирающийся на… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Ов; мн. Нация, основное население Таджикистана; представители этой нации. ◁ Таджик, а; м. Таджичка, и; мн. род. чек, дат. чкам; ж. Таджикский, ая, ое. Т. язык. Т ая культура. * * * таджики народ, основное население Таджикистана (3172 тыс.… … Энциклопедический словарь

Таджики - иранский народ, является вторым многочисленным этносом Средней Азии, по оценкам ООН и данным Книги фактов ЦРУ. Таджики - один из наиболее древних народов Центральной Азии. Прямыми предками народности являются бактрийцы, согдийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, парканцы, сако-массагетские племена.

В 1924 году была образована Таджикская АССР, столицей которой стал город Душанбе, входящий в состав Узбекской ССР. Таджиков не выделяли отдельно, а объявили титульной нацией. Таджикистан был выделен как отдельная советская республика в 1929 году, которая позже стала современным независимым Таджикистаном.

Где живут

Народ проживает в основном на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков живет в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. К таджикам в Афганистане относят персоязычное население озера Хамун и бассейнов Герируда. Живут в США, Германии, России, КНР, Великобритании, Казахстане, Канаде, Швеции, Бельгии, Туркмении, на Украине, в Италии, Финляндии, Нидерландах.

Название

Этноним «таджик» связан с происхождением среднеперсидского слова «тазиг», которое переводится как «араб». На востоке иранского мира согдийским словом «tazik» называли армии халифата, которые вторглись туда под знаменем джихада. Тюрки караханиды, захватившие Среднюю Азию, использовали широко слово «тежик» для обозначения оседлого подвластного иранского населения. На другом конце иранского мира «тежик» называли всех мусульман в армянском языке.

Как название национальности, этноним «таджик» стал широко употребляться в 20 веке после национального размежевания и советского «национального строительства». Другое название национальности - «дари».

Численность

Общая численность таджиков во всем мире составляет около 20 000 000 человек. Примечательно, что в Афганистане живет больше представителей этого народа, чем в Таджикистане.

Язык

Таджики говорят на разных диалектах персо-таджикского континуума, таджикском и языке дари (афгано-персидский).

До 20 века литературный язык таджиков был единым с языком персов в Иране и назывался «персидским» или «придворным», языком двора. Иногда многочисленные разговорные формы этого языка называли таджикскими, но данный термин был распространен слабо.

В таджикском языке существует более 50 говоров, которые делятся на четыре основные группы:

  1. центральная (верхнезеравшанская)
  2. юго-восточная (дарвазская)
  3. северная
  4. южная

Когда Арабский халифат завоевал Среднюю Азию, письменность таджикского была на основе арабского алфавита, затем в 1929 переведена на латиницу. Современная письменность основана на кириллице. В 1940 году впервые был введен таджикский алфавит. Современный вид он приобрел только в 1988 году. В нем 35 букв и основан он на русском алфавите с добавлением шести диакритических букв для обозначения звуков.

Многие специалисты рассматривают язык дари как афганский местный вариант персидского и таджикского. Дари практически идентичен с таджикским, отличается только письменностью. Носители таджикского, дари и персидского понимают друг друга без сложностей.


Религия

Со времен арабского завоевания, основной религией таджиков Средней Азии был ислам суннитского толка. Сегодня основная часть народа является суннитами ханафитского мазхаба. В Средней Азии существует небольшое число шиитских общин.

Особыми группами являются фарсиваны запада Афганистана. В основном это шииты и таджики Памира, исповедующие ислам вслед за памирскими народами. В традиционной вере таджиков широко проявляется зороастризм и древнеиранские верования. Важную роль в мифологии народа играет культурный герой, прародитель таджикского народа «Бобо Дехкон». Он представлен в виде деда земледельца, который научил людей пахать землю, сеять хлеб.


Еда

Национальная кухня таджиков является одной из древнейших в мире. К ней наиболее близки узбекская и персидская кухни по ассортименту продуктов и видов блюд. Кулинарное искусство таджикского народа формировалось под влиянием богатой истории.

Кухня очень разнообразна, насчитывает десятки видов разных блюд:

  • молочные
  • мясные
  • мучные
  • овощные

Для приготовления и потребления пищи используются разные способы, в зависимости от региона. Раньше блюда различались по природным, географическим условиям, социальному положению людей.


Основой питания в горных районах были лепешки (нон), молочные продукты, сухой сыр (курут), топленое масло, творожный сыр (панир), разнообразные каши, лапша. В равнинных районах питались лепешками, блюдами из риса, лапшой, фруктами, овощами, лепили манты. Для приготовления еды использовали растительное масло, в том числе хлопковое.

Едят говядину, баранину, конину, козлятину, часто в сушеном виде с лапшой, картофелем. Из конины изготавливают колбасу (казы). Из мяса часто делают шашлык, жаркое куырдак, кабоб, голубцы шахлет. Редко на столе появляется птица, в основном это курица, перепела, куропатки.

У горных таджиков праздничное блюдо, это суп из баранины (шурбо). Праздничным традиционным угощением равнинных таджиков является плов. Готовят его в чугунных котлах-казанах разными способами. Сперва в растопленном жире обжаривают морковь с луком, мясо, добавляют крупу и иногда даже рубленую домашнюю лапшу. Есть виды плова, которые готовят с добавлением сухофруктов, айвы, нута, головок чеснока, зерен граната, виноградных листьев.

Салаты подают отдельно, делают их из свежих овощей, зелени. Из овощей в пищу употребляют помидоры, огурцы, тыкву, репу, кабачки, редьку, редис, баклажаны. Супы обычно густые, жирные, наваристые. Все ингредиенты сперва обжаривают в большом количестве жира. Первые блюда готовят в основном на костном, мясном бульоне, редко на отваре овощей, кислом молоке. Самые популярные супы таджикской кухни:

  • мастоба
  • нарын
  • шавля
  • атола
  • чолоб

Каши готовят из нута, пшеницы, риса, фасоли, чечевицы, маша, джугары. Всегда в блюда добавляют большое количество специй: барбарис, шафран, анис, чеснок, зиру. Большой популярностью пользуется рубленая пряная зелень: кинза, петрушка, мята, базилик, укроп, щавель, зеленый лук.

Мучные изделия народ очень любит, готовят их из пресного и дрожжевого теста. Популярные изделия с мясом: пельмени хушан, слоеные пирожки самбуса, манпар, лагман, шима. Изделия из теста с начинкой или без варят в подсоленной кипящей воде, жарят в масле, готовят на пару.

Сладости едят несколько раз за трапезу, делают сухофрукты, едят бахчевые, свежие и жареные орехи, их теста готовят хворост, сладкие слоеные пирожки. Национальные сладости: мучная халва, конфеты пичак, сахар с пряностями нават, белковый крем нишалло.

Самый популярный напиток - чай, из всех сортов особенно распространен именно зеленый. Пьют его в горячем или холодном виде, в основном без сахара. Этим напитком начинается и заканчивается любая трапеза таджиков. Черный чай обычно смешивают с молоком, сливочным маслом. Из спиртных напитков употребляют вино, которое называют «май» или «шароб», в зависимости от региона.


Внешность

Сегодня большинство таджиков носит одежду городского типа, но национальный костюм сохранился. Особенно он востребован среди женщин в сельских местностях. Женщины носили платье-рубаху (курта), которая служила нательной и верхней одеждой, шаровары «эзор» или «пойцома», стеганый халат «цома», головной платок «румол». В последние годы в районных центрах носят камзул - верхнюю одежду в виде пальто, зауженного в области талии.

Рубахи однотонные с ярким орнаментом, украшаются вдоль воротника, на рукавах и подоле вышивкой, отличаются покроем ворота:

  • пешчокак, с глубоким клинообразным вырезом на груди;
  • парпари, со стоячим воротником, плиссированной сборкой;
  • цазоцй, со стоячим воротником без сборки;
  • узбакй, платье с отложным воротником и отрезной кокеткой.

Халаты похожи с мужскими по крою. Платки носят из белой кисеи, фабричные, вязаные, полушерстяные, шелковые. Обычно платки больших размеров, складывают их по диагонали, набрасывают на голову, концы закидывают за спину. Молодые женщины часто закрывают лоб, завязывают на затылке концы. Последнее время все чаще таджички носят тюбетейки (тоци).

Женщины расчесывают волосы на прямой пробор, плетут тонкие косички, приплетая к ним чура из искусственных или шерстяных черных ниток, которые заканчиваются на конце кистями из разноцветного бисера и ниток.

Обувь сегодня носят в основном городского типа, галоши из резины с острым носком, туфли. Иногда женщины надевают «маусй» - мягкая обувь, которую носят с галошами. Встречается местная старинная обувь из дерева. В теплое время года носят обувь на босую ногу, зимой надевают шерстяные цветные чулки с орнаментом (ууро). Из украшений таджички постоянно носят на шее бисерные повязки гулу-бандакж, ожерелье из коралловых бус и монет муура, браслеты, кольца.

Костюм таджикских мужчин состоит из шаровар, рубахи, халата, тюбетейки, поясного платка. Рубаху носят на выпуск, поверх штанов, подпоясывают большим, сложенным по диагонали платком. Летние халаты тонкие, без подкладки, зимние стеганые на вате, с подкладкой. Все чаще современные таджики одевают брюки и пиджак, сочетая их с некоторыми элементами национальной одежды.

Независимо от возраста, все представители мужского пола носят тюбетейки, расшитые орнаментом. Практически не надевают чалму. В холод поверх тюбетейки обматывают голову платком из шерсти, носят меховые шапки. Мужчины обычно бреют голову, иногда оставляют усы. В более старшем возрасте отращивают бороду.

На ноги надевают шерстяные цветные чулки джурабы, если предстоит дальний путь, обматывают икры широкой тесьмой пой-тоба. Это придает ногам крепость при ходьбе. Обувают башмаки из сыромятной кожи, мукки - обувь на мягкой подошве из хорошо выделанной кожи, деревянные башмаки кауш.


Жилище

Селения таджиков отличаются компактностью. Они тесно застроены, улицы похожи на лабиринты, с тесными тупиками. В основном стоят глинобитные дома, обнесенные забором дувал. В горных районах жилища возводят из камня. Крыша плоская, иногда в доме есть терраса айвон.

Жилище таджиков делится на женскую и мужскую половины. Женская - внутренняя часть дома, куда нельзя входить посторонним. В комнате для гостей пол застилают коврами, паласами, кошмами. По периметру помещения на ковровых покрытиях раскладывают стеганые, узкие одеяла «курпача», на которых сидят. В центре постелена скатерть для приема пищи. Стены в комнате украшены вышивкой, коврами. Ниши у стен часто используются у равнинных таджиков в качестве шкафов.

В полу для обогрева делают «сандали», который представляет собой яму, куда кидают горячие угли. Сверху ямы устанавливают невысокий столик квадратной формы, покрытый одеялом. Жители дома рассаживаются вокруг него, ноги просовывают под одеяло. В домах устанавливают камины касаба с одним или двумя очагами для кипячения чая.

Если дом трехкамерный, позади к нему пристраивают небольшое помещение для кухни, где обустраивают камин. Хозяйственные постройки примыкают к жилищу или строятся во дворе. Есть кладовая, помещение для дров «уезумхона», помещение для мытья и омовения (обхона), хлев, уборная. Недалеко от дома устанавливают печь «танур», где выпекают хлеб.

Сегодня в домах появились столы, стулья, кровати, пользуются которыми в основном молодое поколение. Старики предпочитают сидеть и спать на полу, считая, что так удобнее. На столы часто ставят радио, книги, письменные принадлежности. Современные таджики начали строить у дома бани с цементированным полом, устанавливать водосток, топки с вмазанным котлом, современные плиты с конфорками.


Жизнь

Издавна таджики занимались пашенным земледелием, скотоводством. В горных, равнинных и высокогорных районах использовали искусственное орошение. Выращивали бобовые, злаковые культуры, хлопчатник, ячмень, просо, плодовые, бахчевые, огородные культуры, разбивали фруктовые сады.

Держали крупный рогатый скот, небольшое количество овец, коз, лошадей, ослов. Использовали вертикальное кочевание - скот перегоняли летом на горные луга, куда переселялась часть жителей для пастьбы. В горах женщины создавали товарищества по сливу молока. Каждая по очереди получала весь удой молока, из которого заготавливала впрок масло, сыр и другие молочные продукты.

Равнинные таджики занимались ремеслами: мужчины изготавливали суконные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, распространено было ювелирное, гончарное дело. К древним ремеслам относится резьба по дереву, декоративная вышивка. Горные таджикские мужчины производили на продажу шерстяные ткани, женщины вязали, вышивали.


Культура

У народа есть свои традиционные виды спорта:

  1. Бузкажи, козлодрание (борьба участников за тушу козла);
  2. Кушти, национальная таджикская борьба;
  3. Човган.

Таджикский фольклор разнообразен и богат, включает различные жанры:

  • народные песни «суруд» (обрядово-календарные, трудовые, праздничные, траурные);
  • четверостишия «рубаи»;
  • сказки (сатирические, волшебные);
  • юмористические рассказы-анекдоты «латифы».

Народные музыкальные инструменты:

  • рубаб
  • дутор
  • танбур
  • гиджак
  • скрипка
  • карнай
  • сурнай
  • таблак
  • бубен дойра
  • кайрок

Любимые народные зрелища: кукольный театр, выступления канатоходцев, фокусников.


Традиции

У народа существует огромное количество различных традиций, уникальные свадебные церемонии. Свадьба длится 7 дней, на первый день жених с невестой проводят праздник по отдельности, каждый со своей семьей. Длятся такие банкеты 3 дня. На пятый день жених вместе с родственниками и друзьями идет в дом невесты. Молодожены пьют стакан воды, съедают кусочек мяса с солью. Это необходимо для связи их обязательств перед имамом. Только после проведения обряда молодожены могут быть месте. Потом начинается великое празднование, все танцуют, поют до полуночи. После праздника молодожены садятся на лошадь и едут в дом жениха. На шестой день свадьбы семья невесты едет в дом жениха, где всю ночь празднуют завершение праздника. Медовый месяц молодых длится 40 дней. Вместе с ними в этот период живут родители мужа, чтобы защитить молодоженов от сглаза и зла.

Перед тем как обратиться к женщине, нужно спросить разрешения у ее мужа или родственника. У народа не принято, чтобы жена выходила встречать гостей, она не присутствует на застольях. Нельзя заходить в дом, где нет мужа, есть только женщина с детьми. Хозяйка в знак своей воспитанности, пригласит зайти, но приглашение принимать нельзя. Нужно узнать у нее, когда вернется муж, и только тогда снова прийти.


Народ очень гостеприимен, гостя всегда сажают на почетное место в мехмонхона - большую гостиную в доме. При строительстве жилья таджики обязательно строят такую комнату в знак того, что гости в этом доме всегда желанны.

Есть принято сидя на полу, застеленным ковром или специальными матрасами курпача. Такие матрасы набиты очищенным хлопком или ватой, сшиты из красивых тканей. Нельзя сидеть с вытянутыми в сторону или вперед ногами, лежать. На пол стелют скатерть дастархан, когда все расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствие гостя, который повторяют в конце застолья.

С пустыми руками не принято ходить в гости, обязательно нужно купить угощения. Если человек остался ночевать в таджикском доме, не принято появляться перед людьми полуобнаженным или в ночной одежде, особенно во время мытья в общем умывальнике. Самое святое в таджикском доме - это хлеб. Обращаются с ним бережно, стараются не крошить. Национальную таджикскую лепешку ломать нужно двумя руками, резать ножом ее нельзя.

Если в доме люди молятся, в это время нельзя смеяться, громко разговаривать. В доме, где недавно умер человек, нельзя смеяться, улыбаться, громко говорить, слушать музыку, смотреть телевизор.

Когда представители этого народа приглашают гостей, традиционно готовят плов. За столом первым к плову может протянуть руку самый старший среди сидящих за дастарханом. Но если в доме есть гость, его просят попробовать плов первым.

Чай разливает младший из хозяев. Пиалу с напитком принимают только правой рукой, левая должна находиться на правой стороне груди. Точно так же пиалу возвращают человеку, разливающему чай. Если за столом есть спиртные напитки, разливает их один из самых молодых присутствующих - «виночерпий». Первую чашку он наливает себе, доказывая тем самым, что это не яд.

Главный праздник у народа - мусульманский Новый год - Новруз. Празднуют его в день весеннего равноденствия. Новруз знаменует собой новые надежды, новую жизнь для людей. К празднику готовятся всей деревней. Столы ломятся от угощений, готовят главное блюдо - сумалак.


Отмечают таджики праздник тюльпанов Гули Лола. В этот день проводятся выступления с танцами и хоровым пением. Тюльпаны и маки 1 это родные цветы Таджикистана, именно от них произошли голландские тюльпаны.

Часто чай пьют в местной чайхане - специальное заведение, где собираются люди всех возрастов, беседуют, обсуждают важные вопросы. Как только человек напился чая, он должен пустую чашку (пиалу) перед собой перевернуть вверх дном. Это является знаком, что он больше не хочет чаю.

По Всероссийской переписи населения 2002 года, на Южном Урале живут 5125 человек таджикской национальности (0, 1 процента), в 1989 году было 870 (0,02 процента)

При подготовке очерка о таджиках Южного Урала я все дальше дистанцировался от образов Равшана и Джамшута, прочно закрепившихся в российском массовом сознании. Меня поразило, как сильно отличается широко распространенное вульгарное представление о наших сегодняшних героях от их истинного культурного лица.

Персидские корни

– иранский народ, говорящий на различных диалектах персо-таджикского континуума и населяющий регионы к востоку и северо-востоку от современного Ирана, расположенные в Афганистане, Таджикистане, Узбекистане и Пакистане. Традиционные земли таджиков охватывают Ферганскую долину, Чач (область в долине реки Чирчик), долину реки Зеравшан, бассейн верховий Амударьи (Пянджа), Муграба и Кабула, а также бассейны Гильменда и Аргандаба. В Афганистане к таджикам также относят персоязычное население бассейнов Герируда и озера Хамун. Для Афганистана характерны другие варианты названия этой группы населения: фарсиваны (персоязычные), дехкане (оседлые земледельцы). Общая численность таджиков, по неофициальным оценкам, около 22 миллионов человек.

Этноним связан со среднеперсидским tāzīg – «араб», от названия ближайшего к Ирану древнего арабского племени. Или с соответствующим согдийским словом tāžīk – так на востоке иранского мира называли вторгшиеся VIII веке под знаменем джихада арабские армии. В исламском завоевании Средней Азии массово участвовали и персоязычные новообращённые мусульмане из Фарса, Загроса и Хорасана. Персидский язык, родственный распространённым там согдийскому и бактрийскому, оказался не только языком господствующего слоя персоязычных завоевателей, но и языком исламской проповеди. Он стал вытеснять местные наречия, положив начало персоязычной мусульманской общности современных таджиков.

Качественно новый этап развития этноса наступил в конце XIX века, после включения таджикских областей в состав Российской империи. С 1920-х началась советизация культуры, сопровождавшаяся широким распространением грамотности на русском и таджикском (графика – на основе русского алфавита) языках. Официальное закрепление широко употреблявшегося термина «таджик» в качестве национальности произошло именно в XX веке, при проведении советской властью национального размежевания. В 1924 году была образована Таджикская АССР со столицей в Душанбе в составе Узбекской ССР. В 1929 году Таджикистан был выделен в отдельную советскую республику – предшественницу современного независимого Таджикистана.

Современные таджики считают себя носителями и хранителями многотысячелетней традиции, связанной с культурой всего персоязычного ареала. Республика подчеркивает свою преемственность с раннесредневековыми государственными образованиями, прежде всего – с державой Саманидов со столицей в Бухаре (874-1005 года нашей эры). Считается, что в этот период сложился таджикский этнос. Кульминацией культурного развития народа стало время правления Исмоили Сомони . Этот период называют Золотым веком таджикской цивилизации. При дворе были собраны лучшие ученые, писатели, философы, поэты, астрономы, живописцы, алхимики. Двери дворца были открыты для гостей, привозящих новости о мировой культуре. В 1999 году в Таджикистане торжественно отмечалось 1100-летие Саманидского государства. Именем Исмоили Сомони названы высочайший пик (бывший пик Коммунизма, 7495 метра) и главная площадь Душанбе. В столице республики установлен памятник этому великому таджику.



Таджики – очень красивая нация. У них тёмные волосы и глаза, кожа – от средней по смуглости до светлой. Светлые волосы и глаза встречаются у горных таджиков Бадахшана. Часть народа, живущая в Центральной Азии, имеет примесь этнических черт тюрков, в отдалённых горных областях таджики лучше сохранили черты восточных иранцев дотюркского и домонгольского периодов. Начиная со времён арабского завоевания, основной религией таджикского населения Средней Азии является ислам сунитского толка . В Таджикистане, других странах Средней Азии и Афганистане с Пакистаном – две различные формы литературного языка таджиков: таджикский и дари. Главные блюда – плов и курутоб . Главные музыкальные инструменты – тор (деревянный щипковый, пять струн) и дутор (две струны).

Нация умельцев

Среди таджиков немало талантливых народных умельцев, ремесленников. В течение веков они создавали ткани, посуду, музыкальные инструменты, ковры, предметы мебели, ювелирные украшения и многое другое. И все из натурального экологически чистого сырья. Есть династии народных мастеров, которые передают древнее искусство из поколения в поколение. Древнейший вид народного промысла – ткачество . Самыми распространенными видами таджикских тканей являются: зандона (в эпоху Саманидов экспортировалась в разные страны‚ имела гладкокрашенную и узорчатую форму‚ иногда орнаментировалась способом узловой перевязки‚ легшим в основу абровой, облакоподобной, орнаментации); алоча (разноцветная полосатая материя из шелка и хлопка, ее поверхность переливается и мерцает); бекасам (многоцветная полушелковая материя, орнамент – полосатый, узорчатый); парча (шелковая материя‚ известная во всем мире); карбос (хлопчатобумажная материя‚ самый распространенный вид ткани в Средней Азии); шохи-камус (шелковая ткань‚ очень плотная, с богатым рисунком, используется для шитья парадных платьев и головных платков); чит (хлопчатобумажная, орнаментированная материя‚ одна из самых распространенных тканей среди населения Средней Азии); зардузи – золотое шитье (используется два вида ниток – золотистые и белые, применяется в отделке бархата); заминдузи (разноцветная орнаментация, нанесенная по площади всего материала); гулдузи (орнамент создается на основе рисунка‚ нанесенного на материал, этим способом вышиваются халаты‚ чапаны, туфли для невесты‚ боскат‚ тюбетейки‚ украшения для лошадей, чаще всего используется в современном золотом шитье); абрбанды (набойка или набивка, наносится способом печатания рисунков на готовый материал).

Редкое тканое изделие у таджиков лишено национальной художественной вышивки . Среднеазиатские женщины занимались ею с незапамятных времен, в XIX столетии вышивка стала там одним из самых развитых, популярных и процветающих видов народного искусства. Сюзане – большое прямоугольное вышитое панно на стене, главное и неизменное украшение таджикского дома, по красоте не уступающее ковру. Его вышивают на бархате‚ шелке‚ хлопчатобумажных тканях. Тесьма – декоративная вышивка горных таджиков, украшающая некоторые предметы. Ее орнамент по своему композиционному строю носит каймовый‚ ленточный характер. Румол – поясные хлопчатобумажные платки мужчин, украшенные вышивкой разного цвета, швом басма или двухсторонней гладью. Преобладают узоры растительного характера‚ напоминающие арабский шрифт. Вышивкой также украшают: борпуш (покрывало)‚ джойнамоз (коврик для чтения молитвы)‚ карс (платок)‚ руиджо (покрывало)‚ зардевор (для украшения стен дома)‚ оинахалта (для зеркал‚ личных вещей).

*Токи*–*каллапуш* (тюбетейка) – традиционная часть национального таджикского костюма. Особенно популярные «чусти» – мужские черно-белые тюбетейки: обычный узор – бодом (миндаль) или каламфур (стручковый перец) вышивают на белом шелке.

Таджикские мастерицы

Таджики в совершенстве владеют искусством декоративной резьбы . Ею украшены памятники архитектуры, предметы быта, музыкальные инструменты, посуда, двери, рамы, сувениры. Различают резьбу по дереву (посуда, мебель), камню и ганчу (архитектурные памятники, дома, отделка помещений). Ранее в подобной резьбе широко использовались изображения людей и животных. С распространением ислама они постепенно исчезают, их место занимает большое количество арабских надписей.

Знаменитости

В конце I – в первом веке II тысячелетия нашей эры стали знаменитыми многие самородки. Это врач Абу Али ибни Сино (он же Ибн Сина, Авиценна). Весь мир знает основоположника таджикско-персидской литературы Абу Абдуллаха Рудаки (IX век), Абдулкасима Фирдоуси – автора Шахнаме (X век), Саади , Хафиза , Омар Хайяма . Лоик Шерали – таджикский поэт, иранист, одна из основных фигур таджикско-персидской литературы. Много сделал для формирования современного литературного языка известный писатель Садриддину Айни (1878–1954). Классиками литературы считаются поэты Абулькасим Лахути (1887–1957) и МирзоТурсун-заде (1911–1977).

Эмомали Рахмон в Челябинске.

Широко известно имя историка-востоковеда и государственного деятеля Бободжона Гафурова. Туйчи Эрджигитов – Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны. Мухаммад ибн Закария Рази -медик, основатель первых медицинских учреждений в Средней Азии, Ахмад Шах Масуд – афганский полевой командир, министр обороны Афганистана. Раимкуль Малахбеков – российский боксер, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр, двукратный чемпион мира. Тимур Зульфикаров – поэт, писатель, сценарист. Благодаря клипу в Интернете стал знаменитым таджик Джими , этот гастарбайтер забавно играет на ведре и поет песню из индийского фильма.

Таджики на Южном Урале

По переписи 1989 года, в области 870 таджиков. Кто они, как попали сюда? В Таджикском национально-культурном центре «Сомониен» отвечают на этот вопрос примерно – приехали по распределению, по комсомольской путевке, остались после службы в армии. Историки, в силу незначительности присутствия, тоже ничего определенного сказать не могут. Зато после распада СССР есть, что изучать самым разным специалистам – официально число таджиков в области увеличилось в 5,9 раза. На Южном Урале находится от 25 до 30 тысяч человек. Из них постоянно живущих около восьми тысяч, это больше, чем по переписи 2002 года, но официальные данные «переклички» 2010-го еще не готовы.

Таджикские студенты 80-х годов.

Наши герои живут во всех городах и районах области. Я познакомился с ними, когда бригада молодых таджиков штукатурила соседний с редакцией дом. Проходя мимо, поразился, как лихо они взбираются по хрупким строительным лесам и работают без всякой страховки. Заговорил со стоящим внизу. Тот что-то крикнул начальнику – парню, стоящему наверху (я улыбнулся, услышав знакомые интонации Равшана – Миши Галустьяна). Спустившись вниз с ловкостью Тарзана, начальник (бригадир) согласился ответить на вопросы, но попросил никого не фотографировать и не называть его фамилии. Оказалось, что большинство ребят из бригады с детства живут в России, родители купили квартиры, все получили гражданство. Штукатурному ремеслу их обучили русские мастера. Заказами обеспечивает российская фирма, зарплату выдают без задержек (20-25 тысяч рублей). Все время, пока таджикские парни работали на объекте, они вежливо здоровались и махали мне рукой с верхотуры.

Мы также привыкли видеть таджиков торговцами, дворниками и водителями маршруток, но их много и в других сферах деятельности. В Челябинской академии культуры и искусства работает профессор Бозорали Сафаров . В столице Южного Урала живут талантливые дзюдоисты: победитель первенства Европы среди молодежи Зафар Махмадов и победитель первенства России Шерали Лоиков . На ведущих позициях в УрФО находятся молодые дзюдоисты Шерали и Хайридин Махмадовы . Многим известны хирург Эмомали Раджабов , стоматологи Муслихидин и Марифат Пировы (брат и сестра) и другие врачи – хирурги, терапевты. Есть среди наших героев преподаватели вузов. Более 300 молодых таджиков – студенты ЮУрГУ, ЧелГУ, медакадемии, они учатся почти во всех техникумах. Дети ходят в школы. С русскими и с другими отношения хорошие. Недоразумения возникали только первое время. Как говорят таджики, у живших в одной большой стране очень много общего, а уральцы вообще очень добрый народ. Единственный минус – в нашем крае южанам не хватает энергии солнца и зелени, в таджикских деревнях воздух буквально пропитан ароматами базилика и прочих пряных растений.

Футболист и папа
Председатель центра «Сомониен» Исломудин Раджабов приехал в редакцию с сыном.
- Как тебя зовут? – спросил я улыбчивого мальчугана с модной прической (спереди и сбоку волосы короткие, а сзади – длинные), которому на вид лет шесть. Он ответил.

- Как? – переспросил я .
- Хус-ра-ви! – По слогам проговорил паренек и улыбнулся. Я понял, что ему не привыкать так представляться русским людям. Он не обижается, когда понимают не с первого раза.

- Хусрави уже в России родился? – спрашиваю Исломудина Асоевича.
- Да. А вообще у меня пять детей!

Сам Исломудин Раджабов родился в 1965-м. Служил в армии в Куйбышевской области, в железнодорожных войсках. Строил мосты, побывал в десятках городов. Затем окончил Таджикский аграрный университет, стал агрономом. Работал в комитете комсомола, главным агрономом хозяйства, директором совхоза Чорсода-1 в Комсомолабадском районе (республиканского подчинения). В хозяйстве выращивали овец, кур, крупный рогатый скот, а также поливной картофель (собирали 450 центнеров с гектара!), яблоки, груши, персики, абрикосы – земля в Таджикистане хорошая.

О Челябинске Исломудин слышал с детства, знал, что в годы войны в городе делали танки. После того, как мирную жизнь Таджикистана нарушила гражданская война, стал устанавливать деловые отношения с Южным Уралом. Впервые появился в наших краях в 1995 году. Вагонами поставлял овощи и фрукты, жил то здесь, то там. В 2000-м возникли таможенные сложности, перевез семью. В 2002-м купил квартиру. Занимается предпринимательством на Доваторском рынке, его компания реализует товары из Таджикистана. На этом месте вообще много таджиков. Они установили хорошие отношения с покупателями со всей округи. Рынок хотели закрыть, но передумали, это стало бы для диаспоры ощутимым ударом.

Самая старшая из детей Раджабовых – 20-летняя дочь, она окончила школу на пятерки и вышла замуж за московского таджика, он тоже занимается торговлей. Старший сын учится в автотранспортном колледже. Остальные – школьники.

Наливаю Хусрави и папе чай. Мальчик с удовольствием пробует печенье, конфеты игнорирует. «Он у нас футболист», – говорит Исломудин Асоевич. Я улыбаюсь и достаю из шкафа редакционный футбольный мяч. «Мне что, набивать?» – деловито осведомляется Хусрави. От волнения у него получается продержать круглый снаряд над полом не очень долго. «Я болею за «Барселону», – рассказывает Хусрави, отложив мяч в сторону. – Из игроков нравятся Месси, Хави, Пуйоль, а также Криштиану Роналдо, Фабрегас, Аршавин и Руни». Исломудин Асоевич смотрит на сына счастливым взглядом, иногда они обмениваются короткими репликами на родном языке. Мы вспоминаем душанбинскую команду «Памир», игравшую в чемпионате СССР. Гости рассказывают, что, оказывается, в футбол играет Рустами Эмомали , сын Президента Таджикистана Эмомали Рахмона .

Председатель областного таджикского культурного центра Самониен Исломудин Раджабов.

На следующую встречу в редакцию Исломудин Асоевич приводит еще одного сына. Шахрому 11 лет, он тоже футболист. С Хусрави здороваемся за руку как старые друзья. Он сразу сообщает футбольные новости о «Барселоне». Гости принесли с собой торт, который мы тут же разрезаем…

Национально-культурный центр

Таджикский национально-культурный центр «Самониен» назван в честь Исмоили Сомони. Он создан в октябре 2002 года. С 2005-го председателем регионального совета организации работает Исломудин Раджабов. В Челябинске его знает каждый таджик. «Если меня не будут уважать даже 10 процентов из диаспоры, я не буду председателем, – говорит Исломудин Асоевич. – Я каждый день получаю по 100 и больше звонков. Многим достаточно сказать два слова, чтобы им было понятно, как поступать. В любой день могу оказаться в любом месте». Я был приятно удивлен, когда узнал, что Раджабов делает все это бесплатно. Он тратит на акции «Самониена» много своих денег. Помимо этого, Исломудин Асоевич – член Общественного совета при посольстве Республики Таджикистан, член Общественного совета при главе администрации Челябинска.

Таджикский народный ансамбль.

Вдалеке от родины сложно соблюдать национальные традиции и обычаи, но мы стараемся, – говорит председатель. – Стараемся, чтобы дети не забывали национальный язык, культуру. Для этого постоянно приглашаем в Челябинск знаменитых артистов из Таджикистана, это очень хорошая культурная и языковая поддержка нашей молодежи. Национальная культура особенно ценна на расстоянии, когда ощущается ее определенный недостаток. Тем не менее, даже здесь, вдали от родной страны, наша многочисленная диаспора старается соблюдать все национальные обряды, отмечать главные культурные праздники.

Центр ежегодно организует и проводит десятки мероприятий. Среди челябинцев разных национальностей уже стал популярным ежегодный национальный праздник «Навруз» (это персо-таджикское слово переводится очень просто: нав – новый, руз – день). Он впервые прошел по инициативе Исломудина Раджабова 5 апреля 2008 года в легкоатлетическом манеже. Собралось около 10 тысяч человек, представители более 50 народов и национальностей. На праздник был приглашен известный таджикский певец Фахридини Малик . Было приготовлено 1000 лепешек, 10 котлов плова, на который ушло 500 килограмм мяса.

Семья за праздничным столом.

Кроме того, мы всегда отмечаем праздник красного тюльпана, который символизирует наступление лета, тепла, цветения, – продолжает Исломудин Раджабов. – Участвуем в Днях дружбы народов. В сентябре празднуем День независимости Республики Таджикистан. Для нас особенно ценно участие в Дне защиты детей, содействие администрации Челябинска в проведении государственных праздников (Дня Победы, Дня Военно-морского флота и других). Мы всегда представлены на общегородском общественно-политическом вернисаже, организуем соревнования по национальной борьбе «Гуштингири» с поощрением победителей ценными подарками и грамотами организации. Оказываем благотворительную помощь детским домам, учебным заведениям области, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам.

Центр оказывает помощь и поддержку соотечественникам, живущим на Южном Урале. В 2007 году, во время приезда в Челябинскую область на учения Шанхайской организации сотрудничества Президента Таджикистана Эмомали Рахмона, по инициативе председателя центра «Сомониен» была организована его встреча со 120 активными членами объединения в Законодательном собрании.

Оставаться человеком!

Побывав на практике в Душанбе, мои сокурсники по журфаку УрГУ рассказывали о гостеприимстве народа. Таджики очень любят приглашать домой, щедро угощают. До встречи с челябинской диаспорой у меня были только такие «познания» о человеческих качествах этого народа. Ну и, понятное дело, к ним примешивались образы из «Нашей Раши». Поэтому поначалу произошла какая-то нестыковка. Реальные таджики не соответствовали моим стереотипным представлениям. Мне подумалось, что они подчеркнуто, как бы в противовес хотят показаться только с хорошей, парадной стороны. Стараются соответствовать чему-то цивилизованному. Это казалось неестественным, хотелось большей открытости.

Очень удивило, что таджикам не хочется говорить о реальных проблемах, в том числе здесь, на Южном Урале. «Уехали потому, что трудно стало жить?» – спрашивал я. В ответ на этот простой человеческий вопрос уже много раз получал такие же простые человеческие ответы, полные жизненного драматизма. Тут – по-другому. «Миграция – это же мировое явление», – ответили мне. Мои собеседники не желали говорить ничего плохого о своей стране. «Мы воспитаны на светском образе жизни, – говорили они. – Не хотим обратно в феодализм. И считаем за честь вместе с Россией идти вперед». Причем, наши герои хотят идти, находясь не только в России, но и в Таджикистане, это политика президента. «Эмомали Рахмона по-настоящему уважают?» – спрашивал я «чисто по-российски» и видел недоумение. Мол, а как же иначе?! Я показал найденные в Интернете фотографии таджиков в национальных костюмах, мои собеседники поспешили сказать, что в них в таджикских кишлаках не ходят уже лет 60. Они так подчеркивали современность, цивилизованность своего народа, а мне в этом увиделась частичная потеря его своеобразия. Почему-то вспомнились японские девушки, перекрашивающиеся в блондинок и с помощью операций расширяющие свои красивые глаза на европейский манер…

Девушка с национальном костюме.

Смутило челябинских таджиков и то, что я прошу рассказать анекдот про свой народ. Тут особенно почувствовалась обида и досада по поводу вульгарного образа своего народа в российском массовом сознании, сформированном «Нашей Рашей». «Вы бы подали руку Мише Галустьяну?» – спросил я Исломудина Раджабова. «Да, – с некоторой неохотой ответил он, – но пусть это делает кто-то другой, я все-таки не мальчик». А потом, уже от молодых таджиков автор узнал, что у них к Михаилу Галустьяну есть вопросы совсем другого уровня. Мне напомнили, что армянский и таджикский народы – персидского происхождения. У них много общего в языке («тысяча» – «хазар» по армянски и «хазор» по таджикски; одинаково звучат на обоих языках слова: «свобода» – «азат», «звонок» – «занг», «доска» – «тахтаг», «гвозди» – «мех» и т.д.). Таджики и армяне создали мощные централизованные государства, когда другие народы еще жили разрозненными племенами, внесли вклад в развитие человеческой цивилизации, подверглись геноциду: таджики со стороны монголов (XIV век), армяне – со стороны турков (1915 год). Молодые таджики считают, что если бы армянин Михаил Галустьян (настоящее имя, кстати, – Ншан) лучше знал историю своего этноса, он вряд ли бы стал глумиться над родственным народом. А имени Джамшут у таджиков вообще нет.
Постепенно я понял, что таджики не рисуются, они действительно чувствуют себя представителями своей культуры . Каждый из них несет ее в себе.

Они говорят, что таджик должен перед сном взвесить, как прошел день, что сделал правильно, а что нет, чтобы утром выйти на работу с чистой душой. Один из моих собеседников начал на память цитировать Абу Абдуллаха Рудаки:
«Нет в мире светлей и сильней,
Чем лицезрение, свидание и встреча друзей».
А затем заговорил о связи таджикской поэзии с русской, о вечной философии.
В конце встречи Исломудин Раджабов сказал, что главное для таджика, кем бы он ни был, какая бы ни была жизнь, – оставаться человеком.

Кухня

Характерной особенностью таджикской кухни является использование в большом количестве мясных продуктов. При приготовлении плова рис предварительно замачивают на один-два часа в теплой подсоленной воде, это делается для ускорения варки. В других рецептах к рису добавляют нут. Таджики также готовят плов, где вместо риса используют крупку угро. В плов принято добавлять кусочки айвы или целые головки чеснока. Есть в национальной кухне особенное блюдо – хушан или таджикские манты с нутом.

Таджики очень мало используют рыбу, яйца, отдельные виды круп (гречневую, овсяную, перловую). Самые распространенные виды мяса – баранина, козлятина, реже идут в пищу куры, цыплята и почти совершенно не употребляются утки, гуси. В отдельных районах популярна дичь: куропатки, перепела. Другая особенность национальной кухни – повышенное потребление бобовых и риса. Значительный удельный вес в питании занимают изделия из муки: лепешки, лагман, угро, самбусе, хворост и другие. Для приготовления первых блюд мясо предварительно нарубают с костями и обжаривают. При таком способе готовые кушанья приобретают своеобразный вкус и коричневый оттенок. У домашней птицы до или после тепловой обработки снимается кожа. Рыбу, а также мясо и овощи обжаривают в большом количестве раскаленного жира. Картофель и морковь для первых блюд отваривают целиком.

Продукты подвергают тепловой обработке в чугунных котлах – казанах, а также в специальных кастрюлях-мантоварках или кастрюлях с вкладышами. Обжаривание продуктов на мангалах и в тонурах придает готовым изделиям специфический вкус и аромат. Большинство блюд таджикской кухни обильно заправляют луком, специями, зеленью, кислым молоком (катыком). Из специй широко применяются красный перец, зира. Пряную зелень – кинзу, укроп, петрушку, мяту, райхон (базилик), зеленый лук, щавель и другие – в измельченном виде добавляют к салатам, первым и вторым блюдам, а также к кислому молоку. Любимый напиток – зеленый чай. Из сладких блюд предпочтение отдается освежающим фруктовым шербетам. Едят таджики, сидя на курпаче, вокруг низких столиков.
Недавно Исломудин Раджабов в районе Доваторского рынка открыл кафе «Самониен».

Таджикский анекдот

Афанди сидел в комнате, на верхнем этаже. К его дому подошёл нищий и постучался в калитку. Афанди выглянул из окна: «Что тебе надо?» – «Спуститесь сюда, у меня к вам дело». Когда Афанди спустился, нищий попросил у него милостыню. Не сказав ни единого слова, хозяин повёл его наверх и нараспев протянул: «Всевышний подаст, у меня ничего нет». – «Почему вы этого не сказали внизу, а заставили меня подняться?» – «А почему ты заставил меня спуститься, желая сказать, что тебе надо?»

Как вам живется на Южном Урале?

Бободжон ИКРОМОВ, предприниматель :
- В 80-х годах я окончил Всесоюзный сельскохозяйственный институт в Москве, два года работал главным зоотехником в Тульской области, потом вернулся в Таджикистан. А после гражданской войны волею судьбы оказался в Челябинске. Занимаюсь поставкой овощей с родины, успеваем довезти их свежими. Дома на столе не только свои блюда, жена научилась готовить борщ и щи. Дети – школьники, родной язык знают, но уже с акцентом разговаривают, между собой общаются на русском. Мы уже привыкли к Челябинску, тут работа, дети учатся, заводят друзей – значит, это теперь наша родина.

Курутоб

Необходимые продукты . Блюдо берет название от таджикского слова «курут». Это сухой соленый творог у скотоводческих народов Азии, заготавливается впрок. Казахи называют его курт, буряты – хурут, татары – корт. Этого продукта для курутоба надо полстакана, потребуется также мелкорубленый зеленый лук – 2 ст. ложки, лук репчатый – 1 шт., помидоры – 2 шт., сладкий перец – 2 шт., сливочное масло – 4 ст. ложки, мелкорубленные зелень петрушки и укропа – по 2 ст. ложки, лепешка фатыр (из слоеного теста) – 1 шт., перец красный молотый, соль по вкусу. Приготовление . Курут развести теплой кипяченой водой до консистенции густой сметаны, посолить, поперчить и довести до кипения. Выложить курут на середину блюда, вокруг разложить букетами тонко нашинкованный репчатый и зеленый лук, нарезанные кружками помидоры, нарезанный кольцами сладкий перец, мелкорубленную зелень. Свежеиспеченный фатыр разломать на очень мелкие кусочки и уложить на курут, полить горячим маслом. Курутоб – очень сытное и вкусное блюдо, оно готовится для уважаемых гостей.

Исломудин Раджабов чуть не обиделся, когда узнал, что я хочу «примерять» национальный костюм с помощью фотошопа. В отличие от некоторых других диаспор, у таджиков Челябинска оказался свой аутентичный наряд. Мои герои одновременно удивились и обрадовались, что я хочу его надеть. В этом чапане по миллионному российскому городу, конечно, не походишь, но теплый халат очень хорошо может защитить как от среднеазиатской жары, так и от прохлады .

Скромные работники сферы торговли, ЖКХ и строительства, давно стали привычными в российских городах.
Но мало кто знает, что таджики - потомки одного из самых древних народов Азии, с тысячелетней историей и культурой, полной как взлетов, так и катастроф...

Дети Турана и Ирана

Кадр из советского фильма "Сказание о Рустаме" по мотивам персидского эпоса Шахнамэ

Несмотря на то, что этноним "таджик" имеет довольно позднее происхождение, связанное с тюркским и арабским нашествием, народ носящий это имя имеет другое происхождение.
Предки таджиков, имеют гаплотип R1A почти в половине случаев, что указывает на родословную от индоевропейских кочевников Евразии бронзового века.
Андроновцы и предки персов и индусов, переселились на юг из Казахстана и южной Сибири, истребив и ассимилировав местное население.
Будущие таджики стали древними персами и туранцами, проживая на территориях державы Сассанидов, Ахеменидов, Бактрии и царств эфталитов и кушан.
Их происхождение от индоевропейцев юга России, до сих пор выдает очень широкое лицо, с тонким прямым носом и резкими чертами, рослость и высокий процент светлых волос и глаз.
Собственно, таджиков по этой линии, можно считать двоюродными братьями славян и балтов.

Нашествие арабов

Конный воин Сассанидов

Ведомые пророком, арабы и их союзники напали на Иран и соседние государства, воспользовавшись тем, что Византия и Иран, столетиями войн, настолько ослабили друг друга, что мощного сопротивления плохо вооруженным, не знавшим дисциплины фанатикам, оказать они не смогли...
Иран был завоеван, маги зороастрийцев убиты, святыни разрушены, как капища язычников, а священная книга Авеста потеряна на века.

Здесь мы впервые встречаем название "таджик", которым именовались как арабы, жившие на границе Ирана, так и местные жители, которые перешли к мусульманам, приняв их веру и джихад.

В дальнейшем, уже тюрки стали именовать бывших персов таджиками, чтобы отделить их от тюрок и арабов, с значением "мусульманин".
Но на века уже закрепилось соответствие: таджик - житель Персии, исповедующий ислам.

Монгольское нашествие

Процветающий Хорезм, восставший из пепла Персии, стал самым мощным и развитым государством домонгольской Азии. Его минареты устремлялись ввысь, ученые славились по всему миру, а неприступные каменные цитадели еще никто не смог взять...
Поражение Джелал-ад-Дина и его еще менее удачливого отца от восточных кочевников и затем уже полноценное вторжение монголов, привело к новой катастрофе: снова запылали храмы, население истреблялось, знания терялись и запустение покрыло некогда цветущую землю.

Монголы убили не только всех жителей Хорезма, но также домашних животных и посыпали землю солью, чтобы более не ней ничего не росло! Это была плата из отчаянное сопротивление.

Уцелевшие таджики получили большое число монгольских генов, что иногда можно заметить и у современных представителей таджикского народа, где с европеоидным профилем соседствует монгольская складка века...
А также обязанность выставлять войско для хана, что привело к тому, что название "таджик" и "узбек" стали синонимами и татарского воина.

Этноним таджик окончательно закрепился, как определение культурного, городского жителя региона, мусульманина, а монголы стали именоваться тюрками, чтобы отличать их друг от друга.
Кочевая элита состояла из тюрок, а персоязычное население стали официально именовать таджиками.

Современное состояние

После монголов, таджики некоторое время пребывали в консервации, смешиваясь лишь в небольшой доле с окрестными народами. А уже во времена Российской империи и СССР они распространились по Евразии гораздо шире.
И при этом, они сохранили удивительные черты персидской культуры в кухне, песнях и танцах и даже в именах!
Так, типичное имя таджика в России - Джамшуд, ставшее синонимом понятия гастарбайтер, происходит от древнейшего, еще арийского имени третьего вождя арийцев в Иране - Йимы.