ГЛАВНЫЙ КОМИТЕТ ПО КРЕСТЬЯНСКОМУ ДЕЛУ [до 21.2(5.3).1858 - Секретный комитет по крестьянскому делу], в России в 1857-61 высший совещательный орган для выработки общих оснований крестьянской реформы 1861. Председатель - император Александр II, в его отсутствие председательствовали члены комитета А. Ф. Орлов, а с 25.9(7.10).1860 - великий князь Константин Николаевич. Другие члены комитета: В. Ф. Адлерберг, Д. Н. Блудов, П. П. Гагарин, М. А. Корф [до 17.2(1.3).1858], Я. И. Ростовцев [до 6(18).2.1860], К. В. Чевкин, а также шеф Отдельного корпуса жандармов и Главный начальник 3-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (1857-59), министры - внутренних дел, финансов, юстиции [с 17(29).1.1858] и государственных имуществ [с 19.2(3.3).1858]. В августе 1857 года комитет сформулировал общие основания крестьянской реформы [утверждены императором Александром II 18(30).8.1857] - «смягчить и облегчить крепостное состояние», предоставить помещикам возможность освобождать крестьян по взаимным с ними соглашениям, а позже принять меры к постепенному обязательному освобождению крестьян. Комитет рассмотрел и с поправками одобрил рескрипт, данный от имени императора Александра II виленскому, ковенскому и гродненскому генерал-губернатору В. И. Назимову [составлен членами комитета С. С. Ланским и М. Н. Муравьёвым, опубликован 20.11(2.12).1857]. Рескрипт разрешил дворянству Виленской, Гродненской и Ковенской губерний приступить к составлению проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», а для этого создать губернские комитеты по крестьянскому делу. В нём были также определены «главные основания» реформы: в собственность крестьян должна была перейти (за выкуп) их усадебная земля; полевые наделы оставались в собственности помещика, который предоставлял их крестьянам в пользование за оброк или отработки; помещики сохраняли административную власть по отношению к крестьянам. В апреле 1858 года в комитете разработана подробная «Программа занятий губернских комитетов». В конце 1858 комитет, отказавшись от прежде принятой им программы реформы, признал необходимым: предоставить крестьянам возможность выкупить не только усадебную, но и надельную землю; учредить органы крестьянского сословного самоуправления. Эти положения утверждены императором Александром II 4(16).12.1858. В октябре 1860 - январе 1861 комитет рассмотрел проект реформы, выработанный в Редакционных комиссиях, и принял его шестью голосами против четырёх (против выступили П. П. Гагарин, В. А. Долгоруков, А. М. Княжевич, М. Н. Муравьёв), а затем представил в Общее собрание Государственного совета.

Источн.: Журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу: В 2 т. П., 1915.

Лит.: Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984; она же. Главный Комитет по крестьянскому делу 1858-1861 // Социально-экономическое развитие России. М., 1986.

Секретные комитеты

временные высшие совещательные органы в России в 1-й половине 19 в. Образовывались императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований, необходимость которых была осознана правительством под непосредственным воздействием восстания декабристов в 1825 и крестьянских волнений 20-30-х гг. Главным в работе С. к. был крестьянский вопрос, и их цель состояла в упрочении путём частичных реформ феодально-самодержавного строя в условиях нарастающего кризиса всей крепостнической системы. Первый С. к. - «Комитет 6 декабря 1826» (существовал до 1832) под председательством В. П. Кочубея (См. Кочубей) и при активном участии М. М. Сперанского (См. Сперанский) пытался выработать общий план государственных преобразований и, таким образом, имел программное значение для всех последующих С. к. В этом комитете рассматривались проекты личного освобождения крестьян, запрета отчуждать их без земли и др. На основе деятельности С. к. 1826 были утверждены узаконения о дворянских обществах (1831) и почётных гражданах (См. Почётный гражданин) (1832). Созданный в марте 1835 С. к. разработал план постепенного уничтожения крепостного права с полным обезземелением крестьянства, который не был реализован. Результат работы этого С. к. - подготовка реформы государственных крестьян (См. Государственные крестьяне). В 1839-42 в С. к. обсуждался проект П. Д. Киселева (См. Киселёва реформа) о введении инвентарей (См. Инвентари). Следствием работы этого комитета явился закон 1842 об обязанных крестьянах (См. Обязанные крестьяне). С. к. в 1840 и 1844 обсуждали вопрос о дворовых крестьянах. Указом 1844 было разрешено помещикам отпускать дворовых на волю без земли. Частные вопросы положения крестьян обсуждались в С. к. в 1846, 1847 и 1848. Периодически создавались ведомственные и отраслевые С. к. Так, в 1840-43 действовало 6 финансовых С. к. В 1848 было создано 2 С. к. по вопросам цензуры (т. н. «Меншиковский» и Комитет 2 апреля, который действовал до 1855). Существовали С. к. карательного характера, действовавшие совместно с Синод ом (С. к. о раскольниках и отступниках, 1825-59, С. к. высшей церковной цензуры, 1851-60).

Деятельность ряда С. к. явилась своеобразной подготовкой самодержавия к отмене крепостного права. Последний С. к. был созван 3 января 1857 под председательством императора Александра II и занялся разработкой мер по отмене крепостного права. Нарастание революционной ситуации (См. Революционная ситуация) 1859-61 заставило правительство ускорить решение крестьянского вопроса. В конце 1857 Александр II особыми рескриптами разрешил дворянству ряда губерний приступить к составлению проектов «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», т. е. проектов отмены крепостного права. После опубликования этих рескриптов подготовка крестьянских реформ получила гласность. В начале 1858 С. к. был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу .

Лит.: Семевский В. И., Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX вв., т. 2, СПБ, 1888; Алексеев В. П., Секретные комитеты при Николае I, в кн.: Великая реформа, т. 2, М., 1911; Зайончковский П. А., Отмена крепостного права в России, 3 изд., М., 1968, с. 55-59, 68-94.

А. Г. Тартаковский.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Секретные комитеты" в других словарях:

    Временные высшие совещательные органы в России в первой половине XIX в. Содержание 1 Создание секретных комитетов 2 Секретные комитеты … Википедия

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет … Большой Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ, временные государственные учреждения, создавались во 2 й четверти 19 в. в царствование императора Николая I для обсуждения проектов различных реформ. В царствование императора Александра II в 1857 создан С. к. для обсуждения… … Русская история

    В России во 2 й четв. 19 в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ, в 1857 58 для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного права; в 1858 переименованы в Главный комитет. Политическая… … Политология. Словарь.

    Временные верховно бюрократич. учреждения, создававшиеся в царствование Николая I для обсуждения проектов реформ. Опасаясь обществ. брожения, Николай I окружил деятельность С. к. глубочайшей тайной, привлекая к ним лишь особо доверенных… … Советская историческая энциклопедия

    В России во второй четверти XIX в. временные государственные учреждения. Создавались для обсуждения проектов различных реформ; в 1857 58 действовал Секретный комитет по крестьянскому делу для обсуждения проектов подготовки отмены крепостного… … Энциклопедический словарь

    СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ - временные высшие совещательные органы в России в 1 й половине XIX в. Были образованы императором Николаем I для обсуждения проектов различных преобразований. Главным в работе Ок. был крестьянский вопрос – подготовка отмены крепостного права. До… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    А; м. [франц. comité от лат. committere поручать] 1. Выборный коллегиальный орган, руководящий какой л. работой. Исполнительный к. Местный к. профессионального союза. 2. Орган государственного управления, выполняющий определённые функции. К. по… … Энциклопедический словарь

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… …

    В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… … Большая советская энциклопедия

Между тем по старому обычаю составлен был секретный комитет по крестьянским делам подобно тем, которые составлялись в царствование Николая. Этот комитет открыт был 3 января 1857 г. под личным председательством императора из лиц, особо доверенных. Комитету поручено было выработать общий план устройства и улучшения положения крепостных крестьян. Работы этого комитета показывают нам, что в 1857 г. не существовало еще никакого плана, не собрано было еще сведений о положении дела, не выработаны были даже основные начала освобождения; так, например, еще не решили, освобождать ли крестьян с землею или без земли. Комитет принялся за дело. Между тем в ноябре прибыл в Петербург давно ожидаемый виленский генерал-губернатор Назимов с результатами своих совещаний с местным дворянством. Назимов явился повесив голову; предводители дворянства, может быть под влиянием праздничных впечатлений в Москве, наговорили лишнего, за что получили должное наставление от своих избирателей, дворян литовских губерний. Местные губернские комитеты, составленные для рассмотрения инвентарей Бибикова, решительно объявили, что не желают [ни] освобождения крестьян, ни перемены в их положении. Когда Назимов об этом доложил, составлен был следующий рескрипт на его имя, помеченный 20 ноября 1857 г. (Прошу вслушаться не в рескрипт, а в смысл.) В рескрипте значилось, что государь с удовольствием принял выраженное Назимовым желание литовских дворян улучшить положение крепостных, поэтому позволяет местному дворянству образовать комитет из своей среды для выработки положения, которым осуществилось бы это доброе намерение. Комитеты эти должны быть составлены из депутатов от уездных дворян губерний, по два от каждого уезда, и из опытных помещиков, назначенных генерал-губернатором. Эти губернские дворянские комитеты, выработав свои проекты нового устройства крестьян, должны были внести их в комиссию при генерал-губернаторе; она, рассмотрев проект губернских комитетов, должна выработать общий проект для всех трех литовских губерний. Рескрипт указывал и начала, на которых должны быть основаны эти проекты. Вот эти три начала: крестьяне выкупают у помещиков свою усадебную оседлость; полевой землей они пользуются по соглашению с землевладельцем. Дальнейшее устройство крестьян должно быть таково, чтобы оно обеспечивало дальнейшую уплату крестьянами государственных и земских податей. Крестьяне, получив усадьбу и землю от землевладельцев, устраиваются в сельские общества, но остаются под властью помещика как вотчинного полицейского наблюдателя. С большим удивлением встретили местные дворяне рескрипт, данный Назимову, с трудом понимая, чем они подали повод.

Но тут блеснула еще другая искра в Петербурге. Решено было обращенное к литовскому дворянству приглашение заняться устройством положения крестьян сообщить к сведению дворянства остальных губерний на случай, не пожелают ли они того же, чего пожелало дворянство литовское. Говорят, мысль обобщения дела впервые подана была великим князем Константином, который перед тем был введен в состав секретного комитета; скоро эта мысль получила гласное выражение. Около того времени представлялся государю воронежский губернатор Смирин; государь неожиданно сказал ему, что дело крепостных крестьян решил довершить до конца и надеется, что он уговорит своих дворян помочь ему в этом. Смирин обращается к Ланскому за разъяснением этих слов и с вопросом, не получит ли на этот счет воронежское дворянство какое-нибудь предписание. «Получит», - отвечал Ланской, засмеявшись. Около того времени кто-то вспомнил, что некоторые петербургские дворяне выразили желание определить точнее положение крестьянских повинностей в пользу землевладельцев; акт был заброшен; теперь его откопали, и последовал 5 декабря новый рескрипт: «Так как петербургское дворянство выразило желание заняться улучшением положения крестьян, то ему разрешается устройство комитета и т. д.». Дворянство с расширенными глазами встретило этот рескрипт, данный на имя петербургского генерал-губернатора графа Игнатьева. Наконец, все эти рескрипты Назимову и циркуляры министра внутренних дел разосланы были губернаторам всех губерний, с тем чтобы эти акты приняты были к сведению. С большим нетерпением ожидали в Петербурге, как отнесутся дворяне к этому сообщению.

ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ.

Первым выступило рязанское дворянство, оно выразило желание устроить из своей среды комитет для выработки проекта нового устройства крепостных крестьян. Волей-неволей одна за другой следовали этому примеру и прочие губернии, причем наша Московская была в числе последних. К половине июля 1858 г. во всех губерниях открыты были губернские комитеты, составленные подобно тому, как велено было составить губернские комитеты литовским генерал-губернаторствам, именно они составились под председательством губернского предводителя из депутатов - по одному из уездного дворянства - и из назначенных особо местным губернатором помещиков. Эти губернские комитеты и работали около года, выработав местные положения об устройстве быта помещичьих крестьян. Так пущено было в ход неясно задуманное, недостаточно подготовленное дело, которое повело к громадному законодательному перевороту.

В феврале 1859 г., когда открывались первые губернские комитеты, тогда и секретный комитет по крестьянским делам получил гласное официальное существование, как главный руководитель предпринятого дела. При нем, по мере того как начали поступать выработанные губернскими комитетами проекты, образованы были две редакционные комиссии, которые должны были дать окончательную выработку губернским проектам. Одна из них должна была выработать общие положения об «освобождении» крестьян, как, наконец, решили говорить о деле; другая должна была выработать местные положения для разных частей России, которые по своим условиям требовали изменения в общих положениях. Первая комиссия общих положений составилась из чиновников, прикосновенных к делу освобождения ведомств (это были министерство внутренних дел, финансов, государственных имуществ и второе отделение Собственной е. в. канцелярии, как учреждение кодификационное); вторую редакционную комиссию составили из представителей дворянств, но не выборных, а из экспертов по назначению председателя комиссии из состава губернских комитетов или вообще из среды дворянства. Председателем редакционной комиссии назначен был человек, пользовавшийся особым доверием императора, начальник военно-учебных заведений Ростовцев, который плохо знал положение дел, никогда не занимаясь изучением экономического положения России, но теперь, обнаружив искреннее желание помочь делу, внушал доверие. Ростовцев и составил редакционную комиссию местных положений, призвав к ней опытных людей из среды губернских комитетов; работа преимущественно сосредоточивалась в тесном кругу наиболее мыслящих и работавших людей, приглашенных в состав комиссии; то были новый министр внутренних дел, Николай Милютин, и дворяне-эксперты: из самарского комитета - Юрий Самарин и тульского комитета - князь Черкасский. Они вместе с делопроизводителями комиссии Жуковским и Соловьевым и составили тот круг, который, собственно, и понес на себе всю тяжесть работы. В главном комитете поддерживал их великий князь Константин; оппозицию дела составили преимущественно два приглашенных в редакционную комиссию члена: петербургский губернский предводитель дворянства граф Шувалов и князь Паскевич, к которым также присоединился принадлежавший к составу московского дворянства граф Бобринский.

Эти две редакционные комиссии должны были, выработав общие и местные положения, внести их на рассмотрение общей комиссии, состоявшей при главном комитете, которая должна была подвергнуть положение окончательному рассмотрению. Эти работы и шли в продолжение 1859 - 1860 гг., постоянно развивая и выясняя основания нового закона. Губернские комитеты закончили свои занятия к половине 1859 г.

ПРОЕКТЫ РЕФОРМ.

Когда разобрали проекты губернских комитетов, то нашли, что они по характеру своему представляли три различных решения дела. Одни проекты были против всякого освобождения, предлагая только меры улучшения положения крестьян; во главе их стоял проект московского губернского комитета. Другие допускали освобождение крестьян, но без выкупа земли; во главе их стоял проект петербургского комитета. Наконец, третьи настаивали на необходимости освобождения крестьян с землею; первый губернский комитет, высказавший мысль о необходимости выкупа земли, которая должна была отойти во владение крестьян, был тверской, руководимый своим губернским предводителем Унковским. Вот из какой среды вышли главные начала, на которых основано Положение 19 февраля.

РЕДАКЦИОННЫЕ КОМИССИИ.

Работы редакционной комиссии, т. е. упомянутого мною кружка, шли среди шумных и ожесточенных толков дворянского общества, которое, не знаю как захваченное в дело, теперь старалось остановить его. Тьма адресов, записок, представленных в комиссию, с ожесточением нападала на либералов в редакционных комиссиях. Согласно с обнародованным указом редакционные комиссии должны были выработанные ими проекты положений представить на обсуждение особо вызванным из губернских комитетов депутатам дворянства. К осени 1859 г. редакционные комиссии обработали проекты по 21 губернии. Из этих губерний вызваны были депутаты; эти депутаты названы были депутатами первого призыва. Депутаты шли с мыслью, что они примут деятельное участие в окончательной выработке положений, составя, так сказать, сословное представительство; вместо того министр внутренних дел встретил их в своем утреннем наряде в передней, сухо поговорил с ними и предложил им, когда понадобится, дать некоторые сведения и разъяснения редакционным комиссиям. Депутаты, которых даже не называли именем депутатов, пришли в негодование и обратились к правительству с просьбой позволить им собираться на совещание; им это позволили, и они стали собираться в кабинете Шувалова. Нет надобности рассказывать, о чем они там говорили; а там говорили о многом, шедшем дальше вопроса о крепостных крестьянах. Характер этих толков был таков, что потом посоветовали прекратить эти собрания. Раздраженные депутаты первого призыва разъехались по домам.

К началу 1860 г. обработаны были остальные проекты и вызваны были новые депутаты из губернских комитетов: депутаты второго призыва. Между тем натянутые отношения между правительством и дворянством так сильно подействовали на председателя редакционной комиссии, живого и подвижного Ростовцева, что он заболел и в феврале 1860 г. умер. Все общество, ожидавшее благополучного разрешения вопроса, было поражено, узнав его преемника; то был министр юстиции граф Панин. Он был крепостник в глубине души, и назначение было истолковано дворянством как признание, что смущенное правительство хочет отложить дело. Но сверху настойчиво вели дело дальше, и редакционные комиссии, руководимые Паниным, должны были выработать и принять окончательное положение. Депутаты второго призыва были приняты радушно; однако никто, даже Шувалов, не позвал их обедать. Этот второй призыв, уже заранее настроенный против дела, высказался консервативнее первого. В редакционных комиссиях тогда окончательно была принята мысль о необходимости обязательного выкупа помещичьей земли во владение крестьян; самые доброжелательные помещики желали только выкупа, чтобы скорее развязаться с крепостным трудом. Депутаты второго призыва решительно восстали против обязательного выкупа и настояли на поземельном устройстве крестьян по добровольному их соглашению с землевладельцами. Этот принцип добровольного соглашения внесен, следовательно, представителями консервативного дворянства вопреки комиссиям. Выслушав замечания от депутатов второго призыва, редакционные комиссии продолжали дело. Оно еще не было приведено к концу, когда наступил 1861 год; тогда последовало высочайшее распоряжение кончить дело ко дню вступления на престол. Ускоренным ходом редакционные комиссии, давши окончательный вид общим положениям, провели их сначала через общую комиссию, в комитет Государственного совета, так что можно было напечатать общие и местные положения к 19 февраля 1861 г. Так шла работа над этим законом, лучше сказать, над этим сложным законодательством, которое разрешило самый трудный вопрос нашей истории.

После исследования материалов поступивших в Министерство внутренних дел, правительство пришло к выводу, что из создавшейся ситуации можно выйти, приняв одно из трёх решений: 1) отменить крепостное право единым указом и без наделения крестьян землёй. 2) отменить крепостное право, сохранив за крестьянами их наделы за выкуп (операция потребует длительного времени); 3) перевести крестьян в положение временнообязанных на срок.

Первые два варианта казались правительству неприемлемыми из-за угрозы «пролетаризации» безземельных крестьян и финансовых затруднений государства, не способного выплатить помещикам крупных выкупных сумм за отчуждаемые у них земли. Третий вариант мог стать наиболее приемлемым: освобождение крестьян могло быть произведено без финансовых затрат со стороны государства.

Император Александр II и Министерство внутренних дел считали недопустимым взимать выкуп за освобождение личности крестьянина. Вместе с тем в скрытой форме такой выкуп планировалось получить при обязательном выкупе крестьянами своей усадьбы.

Тогда решено было учредить для обсуждения мер по устройству крестьянского быта Секретный комитет под личным председательством самого императора.

Непосредственная подготовка отмены крепостного права начинается с января 1857 года, когда был создан Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». В состав этого комитета вошли следующие лица: князь А.Ф. Орлов, С.С. Ланской, П.Ф. Брок, М.Н. Муравьёв, граф В.Ф. Адлерберг, К.В. Чевкин, князь В.А. Долкоруков, князь П.П. Ростовцев и В.П. Бутков. По составу и характеру деятельности он мало, чем отличался от тех секретных комитетов, что создавались ещё в николаевское царствование. 3 января 1857 г. состоялось первое заседание этого комитета. «Объяснив присутствующим, что вопрос о крепостном праве давно уже занимает правительство, и что состояние это уже отжило свой век, Александр II обратился к членам комитета с вопросом, следует ли теперь же принять какие-либо решительные меры к освобождению крестьян? Обсудив этот вопрос, присутствовавшие единогласно ответили, что крепостное право есть зло, и для блага государства необходимо немедленно приступить к составлению предложений о тех началах, на которых может быть проведено освобождение крестьян, но освобождение постепенное без крупных и резких поворотов» Вишняков Е.И. Начало законодательных работ//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.140 - 141.. Большинство членов секретного комитета недоверчиво относилось к задуманному императором преобразованию, считая его преждевременным и опасным, поэтому в свой покорный ответ они и ввели оговорку о постепенности в надежде, что это даст возможность ограничиться лишь незначительными мерами по крестьянскому делу. Закрывая первое заседание, император определил, что задача комитета должна заключатся: 1) в рассмотрении крестьянского вопроса и 2) в составлении для оного предложений.

Началось изучение обширного материала по устройству помещичьих крестьян, только что собранного Министерством внутренних дел и теперь вытребованных в комитет. Были приняты к сведению и рукописные проекты, из которых особенно большим вниманием общества пользовались записки К.Д. Кавелина, Ю.Ф. Самарина, А.И. Кошелева, давно уже занимавшихся разработкой крестьянского вопроса.

В сохранении значительного переходного периода были заинтересованы помещики степной полосы, где преобладали крупные хозяйства, и где не хватало рабочих рук. В проекте самарского помещика, славянофила и реформатора Ю.Ф. Самарина предусматривалось освобождение крестьян с землей при сохранении на десятилетний период обязательных барщинных работ. Сумма выкупа для степных помещиков была безразлична.

В записке тверского помещика и общественного деятеля А.М. Унковского он и его единомышленники настаивали на скорейшем решении крестьянского вопроса. В основном расхождения зависели от местных условий и размеров помещичьего хозяйства. В черноземных губерниях, где главную ценность представляла земля, предполагалось сохранить ее в руках дворянства при назначении небольшого выкупа за крестьянскую свободу.

Проект полтавского помещика М.П. Позена доказывал, что крестьянское малоземелье обеспечит помещичье хозяйство дешевой рабочей силой, и вместе с тем будет служить препятствием для ухода крестьян из деревни. В нечерноземных губерниях помещики готовы были предоставить крестьянам максимально возможное количество малоплодородной земли, но проявляли заинтересованность в больших размерах выкупа.

Всего набралось около ста документов. Для изучения их комитет избрал особую комиссию из трёх своих членов: князя Гагарина, барона Корфа и генерала Ростовцева. К весне 1857 г. они рассмотрели отобранный материал, но между ними «оказалось такое разногласие во взглядах, что общего заключения составить не представлялось возможности, и каждый из них внёс в комитет свою записку отдельно» Вишняков Е.И. Начало законодательных работ//Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Т.4. - М.,1911. -С.141.. По этим отзывам министр внутренних дел представил со своей стороны уже подробно обоснованный план реформы, выработанный А.И. Левшиным. По этому плану, вся земля должна была остаться по-прежнему собственностью помещиков; но крестьянам предлагалось отделить необходимую для них часть земли в постоянное пользование за повинности. Сами крестьяне должны были получить свободу безвозмездно; но чтобы спасти от разорения помещиков нечерноземных - промышленных губерний, Левшин предлагал дать помещикам промышленных имений вознаграждение за лишение права располагать крепостным трудом в скрытой форме, под видом повышенной оценки усадеб, а чтобы разница в оценке усадеб в этих губерниях и в хлебородных чем-нибудь мотивировалась, он предлагал размер усадеб в хлебородных губерниях довести до минимума, оставив крестьянам лишь постройки, - которые в этих губерниях по большей части были очень плохи и не имели цены - да самые ничтожные клочки земли под ними. Соответственно этому предлагались и не одинаковые сроки для выкупа за усадьбы помещикам в промышленных и хлебородных губерниях Левшин А.И. Достопамятные минуты//Русский архив. - 1885. - №8. - С.501..

Важную роль сыграла составленная Н.А. Милютиным записка об освобождении крестьян в имении великой княгини Елены Павловны. Проект предлагал освобождение крестьян сразу, с землей и за выкуп. Это были три составляющие будущей реформы.

14 и 17 августа в Комитете обсуждали поставленный Александром II вопрос, как приступить к реформе. Руководствуясь тем, что к освобождению крестьян, возможно, приступить «не вдруг, а постепенно», Комитет полагал всю подготовку реформы подразделить на три периода.

Первый период, по мнению Комитета, должен быть приуготовительный. В продолжении его правительство должно всячески смягчить и облегчить крепостное состояние, открыть помещикам все способы увольнять крестьян по взаимным с ними соглашениям и собрать все вообще материалы, сведения и данные, необходимые для постановления тех мер, которые впоследствии должны быть приняты к освобождению крепостного сословия.

Второй период должен быть переходный. «В продолжение его правительство должно принять меры к освобождению крепостного сословия, но освобождение уже не по взаимному уже соглашению помещиков и крестьян, а обязательному, только не вдруг, а постепенно, «шаг за шагом». В этот период крестьяне должны постепенно приобретать личные права людей свободного сословия, оставаясь более или менее крепкими земле.

Наконец третий или последний период должен быть окончательный, когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях к помещикам как люди совершенно свободные» Попельницкий А Секретный комитет//Вестник Европы.- 1911 - №3. - С.128.

Осенью того же года виленский генерал-губернатор и личный друг императора В.И. Назимов сумел уговорить дворянство вверенного ему края обратиться к верховной власти с просьбой об отмене крепостного права. Тем самым дворянство брало на себя инициативу подготовки реформы. Ответный высочайший рескрипт на имя Назимова от 20 ноября 1857 г. излагал первую правительственную программу реформы: земля по-прежнему считалась преимущественной собственностью помещиков; крестьянам предоставлялось право выкупа усадебной оседлости в определенный срок; им отводились дополнительные угодья для обеспечения потребностей и отбытия повинностей; на крестьян возлагалась обязанность отработки барщины и выплаты оброка в определенных размерах. На весь переходный период за помещиками сохранялись функции вотчинной полиции, а крестьянам предписывалось организоваться в сельские и волостные общества.

Для подготовки реформы рескрипт предлагал учредить дворянские комитеты в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях. Рескрипт Назимову был разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства и месяц спустя опубликован. Его появление означало гласно заявленное стремление правительства в возможно короткие сроки решить крестьянский вопрос. «Петербургское дворянство ещё раньше обращалось к правительству с ходатайством о разрешении заняться пересмотром крестьянских отношений к помещикам» Марков М. Губернские комитеты//Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.300.. Вскоре, 5 декабря 1857 г., последовал рескрипт на имя петербургского генерал-губернатора П.Н. Игнатьева о предоставлении права петербургскому дворянству открыть губернский комитет и разрешении ему приступить к «улучшению быта крестьян». Нижегородским дворянством был также представлен адрес, с заявлением о готовности приступить к устройству крестьян на началах указанных правительством. Губернатору А.Н. Муравьёву удалось увлечь дворянство своей речью, но вскоре крепостники опомнились и почти тотчас вслед за адресом послали в Петербург особую депутацию, которой поручено было объяснить правительству, что произошло недоразумение и что дворянство не согласно на те начала, которые заключены в рескрипте от 20 ноября. В Петербурге, однако же, поспешили воспользоваться полученным адресом, очень обрадовавшим императора, и 24 декабря, прежде чем делегация успела представиться, последовал рескрипт на имя Муравьёва, такого же содержания, как и рескрипт 20 ноября посланный Назимову.

За нижегородским адресом, последовал адрес московского дворянства, «которому дано было знать через генерал-губернатора графа Закревского о неприличии его молчания. Московское дворянство ходатайствовало в своём адресе об открытии комитета «для составления правил, которые комитетом будут признаны общеполезными и удобными для местностей Московской губернии». Эта оговорка очень рассердила императора Александра, и в рескрипте Закревскому было указано, что москвичи должны составить рескрипт на тех же началах, какие указаны дворянству других губерний» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.71..

Вслед за этим навстречу ясно выраженной самодержавной воле пошло дворянство остальных губерний. Впрочем, ему ничего другого и не оставалось. Запаздывавшим делались внушения через губернаторов и губернских предводителей дворянства. Кроме того, и сами помещики понимали, «что отстать от других невозможно и даже опасно, так как промедление могло легко вызвать волнения среди крестьян» Корнилов А.А. Крестьянская реформа. - СПб.,1905. - С.71.. К июню 1858 г. не осталось уже ни одной губернии, не подавшей адреса.

Но выборы в комитеты кое-где замедлились, и комитеты открывались иногда лишь через шесть месяцев после получения рескрипта. Но к декабрю 1858 г. комитеты были открыты повсеместно.

Согласно рескрипту «Комитеты должны были в 6-месячный срок со дня открытия составить проекты освобождения крестьян для представления их в главный комитет» Марков М. Губернские комитеты//Крепостное право в России и реформа 19 февраля. - М.,1911. - С.300..

Необходимость преобразований - совершенствования «внутреннего благоустройства» - была впервые декларирована в манифесте Александра II об окончании Крымской войны 19 марта 1856 г. Абстрактные благие пожелания были несколько конкретизированы в речи, произнесенной императором перед московскими предводителями дворянства 30 марта 1856 г. Участившиеся случаи крестьянского недовольства и слухи о тайных намерениях правительства по крестьянскому вопросу не на шутку встревожили московских дворян, и генерал-губернатор граф А.А.Закревский обратился к Александру II с просьбой развеять неосновательные толки. Но речь государя только усилила беспокойство помещиков. Заверив дворянских предводителей в своем нежелании освобождать крестьян, Александр II в то же время выразил огорчение ростом враждебности между крестьянами и помещиками и сказал об объективной неизбежности упразднения крепостного права, если не «свыше», то «снизу», что нежелательно. Закревский назвал речь царя «неловкой», а взволнованных дворян пришлось задабривать циркуляром министра внутренних дел, который гарантировал сохранение помещичьей власти.

Император колебался. Он понимал неотвратимость изменений, но не мог пойти на прямое столкновение с дворянством. Поэтому он поручил виленскому генерал-губернатору В.И.Назимову узнать мнение дворян северо-западного края о возможности изменения крепостного права, а во время коронации в августе 1856 г. министр внутренних дел С.С. Ланской и товарищ (заместитель) министра А.И. Левшин по заданию государя вели конфиденциальные переговоры с предводителями дворянства разных губерний России. Беседы с предводителями, которых пугал даже слабый намек на грядущее освобождение крестьян, оказались непродуктивными. Лишь предводители дворянства западных губерний, которое успело натерпеться убытков от введенных инвентарей, изъявили готовность отменить крепостное право, но освободить крестьян без земли - по примеру остзейского края, где такая реформа состоялась еще в 1816-1819 гг. Правительство решило начать подготовку законопроекта по крестьянскому делу для западных губерний империи, чтобы затем приступить к постепенному проведению реформы в других отдельно взятых местностях. Александр II оговаривался при этом, что не предпримет никаких шагов до тех пор, пока не получит от «благомыслящих владельцев населенных имений» соображений об улучшении крестьянской «участи».

3 января 1857 г. был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу, призванный подготовить проекты мер по улучшению быта помещичьих крестьян. В комитете председательствовал сам царь, а в его отсутствие - председатель Государственного совета и Комитета министров князь А.Ф. Орлов. В состав комитета вошли высшие правительственные сановники. Видавшие виды государственные мужи заняли выжидательную позицию, затягивая рассмотрение порученного вопроса. Комитет неспешно собирал соображения разных лиц о будущем крестьянском переустройстве, а между его членами наметились разногласия, заведшие деятельность в тупик. Поступали предложения освободить крестьян по «остзейскому» образцу, другие настаивали на обеспечении реального исполнения указов о вольных хлебопашцах 1803 г. и об обязанных крестьянах 1842 г. Наконец, бытовало мнение и вовсе избавить правительство от неудобной проблемы, возложив выработку условий отмены крепостного права на плечи поместного дворянства. Лишь министр внутренних дел С.С. Ланской внес на рассмотрение членов комитета качественно новые начала реформы (автором проекта был А.И. Левшин): освобождение крестьян, выкуп ими усадеб в течение 10-15 лет и сохранение наделов в пользовании крестьян за повинности. Одновременно он считал необходимым оставить решение вопроса в руках правительства при совещательном участии дворянства. Князь А.Ф. Орлов выступал против освобождения крестьян и уже собирался свернуть работу комитета, а полученные соображения по обыкновению передать в министерство внутренних дел. Однако Александр II сломал этот сценарий, потребовав принятия конкретных решений. Членом комитета летом 1857 г. был назначен брат государя великий князь Константин Николаевич. Бюрократическая идиллия была нарушена жаркими спорами, и в августе комитет принял принципиальное решение приступить к отмене крепостного права, разделив ее проведение на следующие этапы: подготовка реформы, личное освобождение крестьян при сохранении их поземельной зависимости и полное освобождение крестьян.

Попытки продолжить волокиту были внезапно сорваны в октябре 1857 г. приездом в Петербург В.И. Назимова, который добыл согласие дворянства вверенных ему Виленской, Гродненской и Ковенской губерний на замену системы инвентарей безвозмездным, но безземельным освобождением крестьян. Генерал-губернатор требовал от правительства инструкций, и 20 ноября 1857 г. Александр II утвердил разработанный Секретным комитетом рескрипт Назимову. Рескрипт, ставший первой правительственной программой по крестьянскому вопросу, закреплял начала проекта, составленного в министерстве внутренних дел. Дворянство края должно было образовать губернские комитеты и общую для трех губерний комиссию для составления проектов «об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян», но не могло выходить за пределы установленных верховной властью начал. Правительственные начала подтверждали право собственности помещиков «на всю землю». Однако крестьяне сохраняли за собой «усадебную оседлость», получали право выкупить усадебную землю в собственность и не могли быть произвольно лишены дополнительного «количества земли» при условии уплаты оброка или отбывания барщины. Таким образом, правительство предотвращало изгнание крестьян с земли. Предполагалось учредить самоуправление крестьян, но для удержания их в повиновении в распоряжение помещиков передавалась вотчинная полиция. Во избежание дворянского недовольства тезис об отмене крепостного права был в документе тщательно завуалирован.