Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Этапы анализа

Количество баллов

(от 0 до 2)

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

· Ориентированность на стандарты нового поколения.

· Развитие УУД (универсальных учебных действий).

· Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др.

· Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.

· Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.

· Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).

· Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

Методика проведения урока

· Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.

· Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)

· Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?

· Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?

· Использование диалога в качестве формы общения.

· Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.

· Наличие обратной связи между учеником и учителем.

· Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.

· Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.

· Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.

· Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?

· Действия, направленные на развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

Психологические моменты в организации урока

· Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?

· Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?

· Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?

· Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?

· Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Как сократить время на составление технологической карты урока

Не могу не согласиться с мнением, что подготовка к уроку в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения, а именно составление технологической карты урока, позволяет организовать более эффективный учебный процесс. Однако на начальном этапе планирование урока «по-новому» занимало у меня много времени (около 2 часов на урок!), пока не была выработана наиболее удобная форма и не прописаны возможные параметры урока.

Да, я перечитала много методической литературы в интернете, нашла много примеров технологических карт, но ни одного конкретного пособия по созданию карты урока. Поэтому решилась написать о своём опыте. Отобрав и обобщив найденную информацию, я адаптировала таблицу, список этапов урока, шаблоны целей, задач и т. д. Составляя очередную технологическую карту урока, теперь просто копирую и переношу необходимую мне информацию в следующую таблицу:

Используемые
методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

Результат сотрудничества

Средства
обучения

Действия
учителя

Действия
обучающихся

В начале технологической карты необходимо прописать «шапку».

Шаг 1 : Заполнение «шапки»

Тема урока:

Базовый учебник:

Шаг 2: Определяем место урока в теме, его цели (прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока) и задачи.

Цель (например):

    организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания;

    организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции;

    организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита;

Задачи:

    Образовательная (познавательная, когнитивная). Пример описания: формировать общеучебные умения и навыки (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать), расширять словарный запас обучающихся посредством знакомства с новыми словами…

    Развивающая. Пример описания: развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими учащимися, совершенствовать навыки чтения и произношения изученных слов; способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи, ситуации, способствующие развитию умений анализировать, условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов; содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях, способствовать развитию волевых качеств учащихся, развитию умений творческого подхода к решению практических задач, развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления.

    Воспитательная. Пример описания: создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, осознанию ценности физического здоровья, содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка, содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Задачи могут повторяться из урока в урок и это нормально - ведь мы не можем развить внимание, улучшить память или мотивировать к изучению за один урок.

Тип урока (пример): урок изучения нового, урок закрепления знаний, урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и оценки знаний (или урок формирования речевых навыков, урок совершенствования речевых навыков, урок развития речевых умений).

Теперь переходим непосредственно к заполнению таблицы.

Шаг 3: Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. Тут же можно прописать и языковые аспекты (фонетика, лексика, грамматика), и виды речевой деятельности (аудирование, говорение, письмо, чтение), чтобы проследить последовательность и логичность.

Этапы урока:

    Мотивационно-вступительная часть (5-10 мин).

1.1 Организация начала занятия: приветствие, разминка

1.2 Подготовка к основному этапу занятия (Обеспечение мотивации учебной деятельности - целеполагание)

1.3 Проверка выполнения домашнего задания

    Операционно-познавательная часть (30-35 мин)

2.1 Усвоение новых знаний и способов действий

2.2 Первичная проверка понимания

2.3 Закрепление знаний и способов действий

2.4 Обобщение и систематизация знаний

2.5 Контроль и самопроверка знаний

    Рефлексивно-оценочная часть (5-10 мин)

3.1 Подведение итогов занятия

3.2 Рефлексия

3.3 Информация о домашнем задании

Обязательно включить физминутку (на 20-25 минуте), а лучше две (на 12 и 22 минуте).

Шаг 4: Прописываем цели каждого этапа, например: усвоить, закрепить, обобщить и т. д.

Шаг 5: Содержание урока - действия учителя и действия учащихся.

Шаг 6: Используемые методы (репродуктивные, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные), а также приёмы, формы работы обучающихся (индивидуальная, коллективная, в парах).

Шаг 7: Формируемые УУД.

    Личностные УУД:

    формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

    формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности;

    развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

    развитие доброжелательности, доверия и внимательности к окружающим;

    формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

    Регулятивные УУД и виды деятельности:

    способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);

    способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;

    умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий);

    умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);

    умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя);

    умение различать субъективную сложность задачи и объективную трудность (анализ задачи, определение типа задачи);

    готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

    Познавательные (общеучебные) УУД:

    поиск и выделение необходимой информации (анализ задачи, нахождение заданной информации, проектная деятельность)

    знаково-символическое моделирование (построение чертежей, схем, создание краткой записи к задаче, выведение и запись формул)

    умение структурировать знания;

    умение осознанно строить речевые высказывания в устной и письменном виде (объяснять алгоритм вычисления, процесс решения задачи, записывать пояснения к действиям);

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (вычисление наиболее удобным способом, решение задачи несколькими вариантами);

Познавательные (логические) УУД:

    анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

    Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения)

    умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);

    умение договариваться, находить общее решение (работа в парах, группах);

    понимание возможности различных позиций (выполнение задания разными способами, предположение ответов),

    уважение к другой точке зрения,

    умение доказывать свою позицию,

    согласование усилий по достижению общих целей (работа в группах, группах, проектная деятельность).

Шаг 8 : Результат сотрудничества должен быть согласован с поставленными задачами каждого этапа урока.

Шаг 9: Прописывайте средства обучения так, чтобы вы могли видеть сразу все, что вам понадобится на данном этапе.

Теперь мы сохраняем на компьютере макет карты с пустыми колонками и строками и заполняем уже подготовленной информацией. Надеюсь, вы сможете существенно сократить время на подготовку к уроку по новым требованиям.

Технологическая карта современного урока в начальной школе

Подготовила: Селезнева Н.М. учитель начальных классов

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. Технологическая карта позволит учителю:

    реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

    системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

    проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

    на практике реализовать межпредметные связи;

    выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Деятельность учителя.

4) Деятельность учащихся.

5) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Этапы работы над технологической картой:

1 . Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Приложения

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию

можно распределить на четыре группы:

1 .Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок закрепления.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3.Урокповторения.

Деятельностная цель : формирование умения систематизировать и обобщать изученное содержание.

Образовательная цель: систематизация и обобщение учебного материала.

4. Урок контроля

Деятельностная цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Напоминает обучающимся, как…

Предлагает индивидуальные задания.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Обеспечивает мотивацию выполнения…

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

индивидуальный контроль;

выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.

Диктует.

Дает:

комментарий к домашнему заданию;

задание на поиск в тексте особенностей...

Организует:

взаимопроверку;

коллективную проверку;

проверку выполнения упражнения;

беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

оценочные высказывания обучающихся;

обсуждение способов решения;

поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

самостоятельную работу с учебником;

беседу, связывая результаты урока с его целями.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Записывают слова, предложения.

Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.

Выполняют упражнение в тетради.

По очереди комментируют…

Обосновывают выбор написания…

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

Проговаривают по цепочке.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

Составляют схемы слов (предложений).

Проводят морфемный анализ слов.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания по карточкам.

Называют правило, на которое опирались
при выполнении задания.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Озвучивают понятие…

Выявляют закономерность…

Анализируют…

Определяют причины…

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Сравнивают…

Читают текст.

Читают план описания…

Подчеркивают характеристики…

Находят в тексте понятие, информацию.

Слушают стихотворение и определяют…

Слушают доклад, делятся впечатлениями

Высказывают свое мнение.

Осуществляют:

самооценку;

самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель:

Образовательная цель:

Формирование УУД:

Личностные действия:

Регулятивные действия:

Познавательные действия:

Коммуникативные действия:

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I .

Личностные :

II .

Цели:-

Познавательные:

Коммуникативные:

Регулятивные : .целеполагание

III . Изучение нового

Цели: - выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Коммуникативные:

Познавательные : моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование.

. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Составление плана и последовательности действий

IV . Закрепление нового

Цель:-

Познавательные:

Коммуникативные : управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль

V . Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

Цель:

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия

2)Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные : личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VII

Цели:

Коммуникативные :

Познавательные :

Личностные:

Домашнее задание

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________ Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок закрепления

Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________

Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели: -проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Личностные : личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. :

II . Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные : .целеполагание

III . Закрепление пройденного

Цель: - освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные : моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование. умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

IV . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные : установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________ Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок контроля

Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________

Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели: -проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Личностные : личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. :

II . Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные : .целеполагание

III . Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Цель: выявить знаний, умения и навыки, проверить уровень сформированности общеучебных умений.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные

. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные : установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет____________________________ Урок №____________________________

Тема урока:____________________________________________________________________________________________________

Тип урока: Урок повторение

Деятельностная цель: ____________________________________________________________________________________________________

Образовательная цель: ___________________________________________________________________________________________________

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели: -проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Личностные : личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе. :

II . Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные : .целеполагание

III. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

Цель: повторить, обобщить, систематизировать понятия, освоенные способы действий.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные : моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

VII . Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: - соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные : установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Домашнее задание


Технологическая карта это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.


Структура технологической карты включает: -название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение -цель освоения учебного содержания -планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) -метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) -основные понятия темы -технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) -контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов


Технологическая карта позволит учителю: -реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; -определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; -определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); -проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;


Технологическая карта позволит учителю: -освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, -определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); -на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. -решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); -соотнести результат с целью обучения после создания продукта набора технологических карт. -обеспечить повышение качества образования.




Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: -учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; -используются эффективные методы работы с информацией; -организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; -обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология


Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организацион ный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание


Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)


Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1. Мотивация учебной деятельности 2. Актуализация знаний. Постановка цели урока 3. Проблемное объяснение нового материала 4. Закрепление 5. Итог урока. Рефлексия


Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1. Постановка учебных задач 2. Совместное исследование проблемы 3. Моделирование 4. Конструирование нового способа действия 5. Переход к этапу решения частных задач 6. Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы

Технологическая карта урока - передовой методический инструмент, позволяющий графически проектировать этапы учебного занятия, структурируя его согласно требованиям ФГОС. В дидактическом контексте она представляет собой новую форму проектирования взаимодействия учеников и учителей. Оформляется неизменно в виде таблицы, где отражаются:

  • цели и задачи занятия;
  • действия педагога и учащихся;
  • формы взаимодействия;
  • планируемые образовательные результаты.

Технологическая карта урока по ФГОС: образец документа

В отличие от традиционного конспекта урока, образец технологической карты урока по ФГОС предполагает лаконичную подачу информации и следование установленной структуре, благодаря чему обеспечивается достижение учениками предметных и личностных компетентностей, освоение УУД. Документу присущи алгоритмичность, структурированность, интерактивность и технологичность. Технологические карты уроков по ФГОС позволяют выстроить учебное занятие в таком ключе, чтобы вызвать искренний интерес у всех участников учебного процесса, обеспечивая детей необходимыми навыками и знаниями, развивая творческое сознание.

Ключевые отличия между технологической картой и конспектом урока

Карта Конспект
Отражает системно-деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем Составляется в формате сценария, в котором отражаются преимущественно слова и действия учителя, но не учитывается деятельность учащихся
Технологическая карта учебного занятия по ФГОС характеризует деятельность учеников со схематическим описанием формируемых в процессе обучения УУД Дает перечень форм и методов работы, которые будут использованы на уроке
Позволяет контролировать каждый этап урока, планируя результаты отдельных Перечисляет общие цели учебного занятия

Табличная форма работы над технологической картой по ФГОС позволяет учителям на этапе разработке учебного занятия:

  • прогнозировать эффективность выбранных методов, форм и видов деятельности;
  • планировать работу и ее результативность на любой период (месяц, четверть, полугодие);
  • достигать запланированных результатов посредством конкретизации педагогических действий;
  • анализировать достигнутые результаты на каждом этапе освоения учебного материала;
  • детализировать содержание занятия;
  • организовать самостоятельную деятельность учащихся и их взаимодействие между собой;
  • согласовывать действия участников учебного процесса на уроке, объективно оценивать достижения;
  • реализовывать на практике межпредметные связи.

Схема технологической карты урока по ФГОС

В связи с тем, что переход на ФГОС был успешно осуществлен на всех уровнях школьного обучения, все учителя знают, что такое технологическая карта урока по ФГОС, и активно пользуются ими для сокращения времени подготовки к учебным занятиям и планирования эффективного учебного процесса. Развитие и популяризация ИКТ в российской педагогике позволяет учителям пользоваться специальными программами - электронными конструкторами, - ускоряющими процесс создания техкарт уроков.

Существуют единые принципы составления технологических карт урока , хотя форма и структура документа на законодательном уровне не урегулированы. Опытные педагоги, давно практикующие составление техкарт, рекомендуют придерживаться следующей структуры документа:

  • Особое внимание уделяется составлению «шапки». В ней отражают предмет, тему и тип урока, часы, отведенные для изучения тематики раздела.
  • Указывают перечень метапредметных, личностных и предметных результатов занятия и межпредметные связи, опираясь на информацию учебной программы.
  • Вдумчиво характеризуется деятельность учеников и учителя.
  • Перечисляются формы работы на уроке, дидактические средства, используемое оборудование и этапы изучения темы.
  • В качестве дополнения в таблицу можно добавить графы «Использование ИКТ», «Время» и «Промежуточный контроль усвоения материала», а в качестве приложений к ней использовать схемы, тесты или образцы решения.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно!

За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Помимо соблюдения условной структуры таблицы, разработка технологических карт по ФГОС предполагает лаконичность изложения, которая облегчит использование документа во время занятия, последовательность передачи информации. При составлении текста техкарты важно помнить о развивающей и воспитательной направленности занятия, используя соответствующие формулировки.

Таким образом, начиная работу над технологическими картами уроков по ФГОС , необходимо следовать алгоритму действий:

  1. Определить вид и место урока в изучаемом разделе или теме.
  2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели занятия.
  3. В соответствии с видом урока обозначить его этапы, сформулировав цели каждого из них.
  4. Обозначить УУД и результаты каждого из этапов урока.
  5. Определить формы работы на уроке и принципы взаимодействия педагога и учащихся.

Учитывая принципы системно-деятельностного подхода даже молодой педагог сможет составить по образцу технологических карту урока по ФГОС .

Технологические карты уроков по ФГОС: примеры

Поскольку существует огромное количество вариаций карт урока по ФГОС , перед составлением собственной, учителю следует ознакомиться с примерами карт.

Обобщенно-графический сценарий учебного занятия. Вариант 1.

Технологическая карта урока по ФГОС . Вариант 2.

Более подробная таблица разделяет деятельность учителя и учеников, а работу последних на регулятивную, коммуникативную и познавательную.

Составление образца технологической карты урока по ФГОС и тиражирование такого вида методической документации позволяет учителю: