Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. К первой группе Аристотель относил всех высших животных: зверей, птиц, гадов (земноводных и пресмыкающихся) И рыб; ко второй группе - низших животных: насекомых, раков, моллюсков. червей и др. Так впервые были разделены животные на позвоночных и беспозвоночных. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Этот труд был написан во второй половине IV в. до н. э. на древнегреческом языке, а впервые переведен на русский язык и издан в России ТОЛЬКО в 1996 г.

Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Важное значение для изучения простейших имело изобретение микроскопа. Искусство шлифовать линзы было известно давно. Неоднократно пытались рассматривать мелкие объекты при помощи нескольких линз. Наибольшего успеха добился голландец Антони ван Левенгук (1632-1723). Его конструкция микроскопа была наиболее удачной. Он открыл и описал неизвестный тогда ученым Мир простейших животных. Приезжал к Левенгуку и Петр I с целью увидеть «тайны природы».

Число изученных организмов стало так велико, что необходимо было их классифицировать. Предлагались разные классификации растений н животных.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.


Большое значение для изучения животного мира России имели экспедиции, организованные Академией наук, созданной и 1725 г. по указанию Петра I.

Русский академик П.С. Паллас (1741-1811) совершил экспедиции в Поволжье, на Урал, юг Сибири, исследовал Прикаспийскую низменность, Северный Кавказ, Крым. Используя сведения собственных и других академических экспедиций, Паллас создал капитальный труд «Русско-Азиатская зоография», в котором были описаны все известные к тому времени позвоночные животные России.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных. Если Аристотель описал только около 500 животных, то К. Линнею стало известно 4208 видов, в начале XIX в. их было описано 48 тыс., в конце XIX столетня - 400 тыс., а сейчас известно более 1 млн видов.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Изучение животных имеет длительную и интересную историю. Исследованиями многих ученых создана современная зоологическая паука, имеющая важное значение. Она продолжает успешно развиваться.

Зоологическая номенклатура - совокупность правил, регламентирующих образование и изменение научных названий таксонов. Основные принципы зоологической номенклатуры - стабильность и универсальность. Важнейшие общие правила - приоритета, омонимии, координации. Из частных правил важно определение количества слов в названии таксонов разных рангов: названия надвидовых таксонов состоят из 1-го слова, названия видов - из 2-х слов, названия подвидов - из 3-х слов. Свод правил зоологической номенклатуры содержится в Международном Кодексе зоологической номенклатуры.

Номенклатура в зоологии

(способ наименования животных) - см. статью Вид. Кроме указанных там названий рода, вида и разновидности употребляется иногда еще название подрода (subgenus), которое ставится в скобках после называется рода, напр. Neptunea (Sipho) islandica Chemn. указывает, что данный вид рода Neptunea принадлежит к тем, которые составляют в этом роде особую группу, подрод, называемый Sipho. Употребляются также обозначения подвида, систематической категории, промежуточной между видом и разновидностью, и формы, категории, стоящей между разновидностью и особью и отмечаемой буквой f. (т. е. forma).

Презентация "История зоологии" может использоваться при изучени нового материала. Цели урока: 1) дать представление о зоологии - науке о животных, об этапах ее развития, многообразии животного мира; 2) познакомить учащихся с систематикой животных, ее основными категориями, с учебником зоологии и учебной литературой.

Скачать:


Подписи к слайдам:


Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«Лестница существ»
3
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Описал 4 тыс. видов животных
2

Сова полярная
Род
Вид

Зоология в древние и средние века
Михаил Васильевич Ломоносов
Изучение ископаемых останков
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
«История животных»
2
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
1735 г.
Классификация растений и животных
1
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Мышь малютка
Род
Вид
Введение.
История развития зоологии.
Муравлева Н.Н.
МБОУ СОШ № 2
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Двойное название животных: вид + род
2
Род
Лягушка
Вид
Лягушка остромордая
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Шимпанзе карликовый
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Шимпанзе карликовый
Шимпанзе
Человекообразные обезьяны
Приматы
Млекопитающие
Позвоночные
Хордовые
Животные
Зоология в древние и средние века
Аристотель
IV
в.
д
о н.э.
1
Термин «зоология»
Зоология в древние и средние века
Антони

ван
Левенгук
XVII
в.
Представления наших предков о животных
1
Внешний облик животных
2
Поведение животных, места их обитания
3
Пути сезонных миграций животных
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Латинский язык
1
Остромордая
лягушка
Rana

arvalis
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
Зоология в древние и средние века
Изобретение книгопечатания
Что позволяет ученым разных стран понимать друг друга?
Систематические категории
3
Род
Вид
Семейство
Отряд
Класс
Подти
п

Тип
Царство
Основная систематическая категория - ВИД
Представления наших предков о животных
Зоология в древние и средние века
Великие географические открытия
Зоология в древние и средние века
Карл Линней
Систематические категории: класс, отряд, род, вид
3
Зоология в древние и средние века

Подписи к слайдам:

Герпетология
Современная зоология
4 000
9 000
20 000
32 000
6 000
2 600
128 000
28 000
8 000
1 500 000
2 000 000
видов
Орнитология
Современная зоология
Энтомология
Домашнее задание
§ 1,2
с. 7,9
термины
1

2

3

4

Арахнология
1
Состоят из клеток, дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются
2
Имеют органы и системы органов
3
Питаются готовыми органическими веществами
4
Оболочка клеток не содержит целлюлозу и нет пластид
Стр. 8
Ихтиология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)

Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова...

Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.

Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Конспект урока по биологии, 7 класс

История развития зоологии

БОУ «СОШ №24» г.Омска,

Стрекозина Ю.С.

Тема: История развития зоологии

Тип урока:изучение нового материала

Целиурока:сформировать у учащихся знания о зоологии как науке о животных, о этапах ее

развития; познакомить с классификацией животных, ее основными систематическими категориями;

познакомить с методическим аппаратом учебника, правила работы с ним, с учебной литературой.

Задачи урока:выделить этапы развития зоологии – свидетельство накопления знаний о животных;

познакомить учащихся с жизненным и творческим путем греческого ученого Аристотеля;

нидерландского ученого Антониванн Левенгука; выделить заслуги К.Линнея в развитии

биологической науки; отметить отличительные особенности систематики животного мира.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся должные уметь характеризовать зоологию как науку о животных,

являющуюся частью науки биологии, знать основные этапы ее развития, могут назвать основные

Метапредметные:учащиеся должны уметь работать с учебником.

Личностные:у учащихся формируется интерес к познанию природы.

Оборудование:учебник, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал.

Ход урока

1. Организационный этап.

А) требования к уроку

Б) знакомство с учебником

2. Мотивация и актуализация знаний.

Ребята, давайте вспомним, как называется наука, изучающая живую природу?

О. Биология

Какие царства живой природы изучает биология?

О. бактерии, грибы, растения и животные

С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 5-6

Вспомним, как называется наука, изучающая бактерии?

О. бактериология

Как называется наука, изучающая грибы?

О. микология

Как называется наука, изучающая растения?

О. ботаника

Как называется наука, изучающая животных? Может быть, кто- то уже знает?

О. зоология

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

Предположения учащихся

биологическую семью. И сегодня, наш первый урок будет посвящен тому, как появилась эта наука и

как происходило ее историческое развитие.

Тема урока……

3. Изучение нового материала

1) понятие зоология

Слово «Зоология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

Как вы думаете, какие это слова? По вашему мнению, как они переводятся?

О. «зоон» - животное, «логос - наука»

Как мы можем сформулировать и записать, что такое зоология?

О. Зоология –наука, изучающая животных

2) представления наших предков о животных

Как вы думаете, как давно человек знаком с животным миром?(ответы учащихся)

Около 6 тысяч лет назад люди внешне выглядели так же, как мы с вами. Но жизнь их была совсем

другой: они не знали железных ножей, топоров, огнестрельного оружия. Но они очень хорошо знали

съедобные растения, грибы. Они были умелыми охотниками и рыболовами:знали повадки зверей и

птиц, пути их миграции, звериные тропы. Знали, как обмануть зверя или птицу, как притвориться

мертвым, чтобы подманить добычу.

?. С какой целью люди охотились на животных?

О. источник еду, шили из шерсти одежду, изготавливали оружие

Откуда современные люди узнали, на каких животных и как охотились в каменном веке?

О. из рисунков, изображенных на камнях, скалах (слайд 4)

Учитель обращает внимание на рисункив учебнике на с.4- 5, приводит несколько примеров из главы

первобытных людей.

Одна из самых красивых пещер с рисунками первобытных людей находится в Дордони (Франция).

Называется она Ласко. Эту пещеру нашли в 1940 году несколько мальчиков совершенно случайно.

Они шли мимо с собакой, и вдруг собака куда- то исчезла. Ребята раздвинули кустарник, убрали

камни и увидели большую щель. Один из мальчиков полез в нее и начал пробираться вперед. Вдруг

он съехал куда- то вниз, но все же продолжал ползтив темноте все дальше –туда, откуда доносился

испуганный визг. Наконец в большой, просторной пещере он увидел собаку и позвал своих

товарищей. Они поползли вслед за ним. Но вскоре расцарапанные, ободранные все вылезли обратно

на поверхность. Дети решили сохранять пока в тайне свое открытие и самим обследовать пещеру. На

следующий день мальчики вернулись к ней с веревками и фонарями. Путешествие началось.

Ребята рассказывали потом, что в пещере было темно и жутко и сердца их бились от страха. Один из

них приподнял фонарь и заметил на стене какие- то линии. Тогда все наставили свет на стены и

увидели изображения быков, оленей, диких лошадей.

О первобытных людях мальчики слышали в школе. Поэтому они, прежде всего рассказали о

пещере учителю. Он хотел поскорее осмотреть все рисунки, но это ему не удалось: рисунков было

слишком много. Этого не мог сделать и ученый Брейль, который впоследствии внимательно изучал

пещеру. Считают, что на стенах этой пещеры сохранилось больше двух тысяч одноцветных и еще

множествоцветных рисунков. Изображения часто находят одно на другое, и иногда трудно понять,

что же там нарисовано. До сих пор некоторые рисунки в пещере еще не разгаданы.

Сейчас эта пещера хорошо освещена электричеством. Лампы искусно спрятаны, но свет от них

На некоторых из них животные достигают в длину шесть метров. Все рисунки выполнены с

большим мастерством. Тонкий сталактитовый покров, образовавшийся на протяжении веков,

предохранил их от порчи. В пещеру можно проникнуть сравнительно легко. Местные жители бывали

в ней еще раньше мальчиков, но не обратили внимания на рисунки. Сейчас они гордятся "своей"

пещерой, которую открыли не приезжие ученые, а их дети. Самиребята потом работали в пещере

3) история развития зоологии

Современному человеку, попади он в те времена, пришлось бы очень трудно.

Послушайте отрывок из книги Сетона- Томпсона о белом мальчике, путешествующем в лесах Канады

с другом- индейцем [Сетон- Томпсон Э. Рольф в лесах. –М.: Дет. лит., 1993, стр.80]:

Порох и дробь были слишком драгоценны, чтобы тратить их на месть, и Рольф собрался

вскарабкаться на ёлку, но Куонеб поспешно его остановил:

- Нет, нет, и не думай. Я один раз видел, как белый полез за кэком. Кэк подпустил его поближе, а

потом повернулся спиной и замахал хвостом. Белый закрыл лицо локтем, но иглы вонзились ему в

руку в пятидесяти местах, да и лица уберечь ему не удалось. Он полез вниз, но кэк спускался

быстрее и бил его хвостом. Тут пальцы у него разжались, он упал на землю и сломал ногу. А рука

распухла втрое, и опухоль держалась полгода. Иглы очень ядовитые. Он чуть не умер.

- Ну так я собью его вниз! – воскликнул Рольф и схватил топор.

Ва! – остановил его Куонеб. – Нет! Мой отец говорил, что кэка просто так убивать нельзя.

Только если тебе нужныиглы для каких- нибудь изделий и ты принес жертву. Убьешь кэка –быть

Кто такой кэк?

О. колючая свинья

О каких двух правилах узнал от индейца Рольф?

Вы скажете, что современным людям необязательно знать то, о чем знали первобытные охотники.

Так нужно ли изучать зоологию?

Где могут пригодиться зоологические познания?

О. разведение домашних животных, охотничий и рыбный промыслы, паразиты и переносчики

заболеваний, садоводство и огородничество (опылители, энтомофаги, вредители), походы в лес,

охрана животного мира, создание биороботов, собаководство.

Г) история развития зоологии

Первый этап развития зоологии –донаучный, или описательный. Легко ли описать животное?

Попробуем это сделать.

Работа в группах. Учащиеся делают описание насекомых, затем представители каждой группы

читают готовое описание, а другие группы по этому описанию пытаются определить, о каком

виде идет речь. Изображения всех 6 видов без названий проецируются на экране.

Примеры работ учащихся

1) Гусеница непарного шелкопряда. Два глаза, длинный хвостик, брюшные и грудные лапки.

Гусеница пепельного цвета, спинка черная, покрыта волосками.

2) Боярышница. Четыре крыла белого цвета с жилками черного цвета. Есть голова, грудь, брюшко

черного цвета. 2 уса.

3) Стрекоза. У взрослой особи вытянутое брюшко, грудь, голова с большими глазами. 4 сетчатых

крыла. Крылья с темными пятнами. Голова с мощными челюстями. На груди 6 ножек.

4) Американская белая бабочка. Похожа на нашего мотылька. У неё маленькие белые крылья

длиной около 1 см. Мохнатые усы. Черные глаза. Тело мохнатое. 4 крыла, шесть лапок.

5) Кобылка. Небольшое насекомое. Имеет 2 прямых усика. Задние лапки намного больше передних.

Голова с глазами, грудь, брюшко, сетчатые крылышки. 4 лапки. Умеет стрекотать. Питается травой.

6) Майский жук. Голова насекомого черного цвета, покрыта маленькими волосками. 2 усика. Тело

светло- коричневое. 6 лапок. Брюшко черного цвета. Нижние крылья коричневого цвета.

Второй этап – научный. Большой вклад в развитие зоологии внесли такие ученые, как Аристотель,

А. Левенгук, К.Линней, М.В. Ломоносов. Некоторые из них вам уже знакомы. (слайд 9)

Проверка работ

Самостоятельная работа. Пользуясь информацией учебника на с.5-6, с.7- последний абзац,

заполните таблицу об этих ученых,и чем они знамениты.

Чем знаменит

Аристотель

А. Левенгук

К. Линней

М.В. Ломоносов

Проверка таблицы, обсуждение, дополнение учителем информации по ученым.

(?) – дополнительные вопросы учащимся к этим пунктам.

Аристотель:

А) Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно

соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных.

Б) Аристотеля называют «отцом зоологии». Он изучил более 500 видов животных, описав их

внешний вид и строение, образ жизни и поведение.

4) многообразие животного мира и систематические категории

Просмотр видеоролика «разнообразие животного мира»

? Что вы видели, просматривая видеоролик?

О. животных

?. Какое количество? (много) Они все одинаковые? (нет, разные – по размеру, цвету и.т.д.)

В настоящее время существует, по разным оценкам, от 2млн. до 4,5 млн. видов животных. Больше

всего на земле насекомых: комаров, бабочек, жуков, мух. Их более 1 млн. видов. Все животные

разнообразны - по внешнему и внутреннему строению, образу жизни, месту обитания и.т.д. Чтобы

не запутаться в таком многообразии, ученые предложили классифицировать животных, используя

А что, по вашему мнению, классифицировать?

О. разделить на группы

А как называется наука, которая занимается классификацией животных на группы

О. систематика

Как вы думаете, чем руководствуются ученые, разделяя животных на группы?

О. сходное внешнее и внутреннее строение

?. Вспомните, кто из ученых и когда предложил систему классификации животных и растений,

которая сохранилась и до настоящего времени?

О. 1735г, К. Линней

Какие систематические категории он предложил?

О. класс, отряд, род, вид

Что такое вид?

О. группа организмов, имеющих сходное строение.

Действительно, система К. Линнея сохранилась до настоящего времени и она была взята за основу в

современной систематики. Со временем она претерпела небольшие изменения, в нее были добавлены

такие систематические категории, как семейство, тип (у растений - отдел), подтип, царство.

Самостоятельная работа –в тетради, а потом на доске. Проверка заданияна доске с карточками

–расположите следующие систематические категории в последовательности от самого «низкого»

до самого «высокого» ранга:

1 – вид; 2 – семейство; 3 – класс; 4 – тип; 5 – отряд; 6 – царство; 7 – род; 8 - подтип

Проверка задания.

4. Закрепление материала.

А) фронтальный опрос «мозговой штурм»

1) О ком мы говорили сегодня на уроке? Царство?

2) Как называется наука, изучающая животных?

3) Как давно человек знаком с животным миром?

4) Как человечество приобретало знания о животных?

5) О чем говорят наскальные рисунки?

6) Выделяют два этапа истории развития зоологии…….?

7) Какие ученые внесли большой вклад в развитие зоологии?

8) Кого из этих ученых считают «отцом зоологии»?

9) Почему его считают «отцом зоологии»? Что вы можете сказать о его достижениях?

10) Кто из ученых изготовил микроскоп, что позволило изучать мир микроскопических организмов?

11) Как ученые разбираются в многообразии животных?

Животные всегда имели большое значение для человека. Жизнь древних людей полностью зависела от их знании об окружающей природе, особенно О животных. Важно было знать, где и как охотиться на зверей и птиц, ловить рыбу, как спасаться от хищников, научиться содержать и разводить животных. Наука зоология имеет длинную и интересную историю. Первые книги о животных известны из Древнего Китая и Индии. Однако научная зоология берет начало в Древней Греции и связана с трудами великого ученого Аристотеля (IV в. до и. э.).

Он описал около 500 видов животных, разделив их на две группы: имеющие красную кровь и без крови. Аристотель описал строение и развитие, распространение и значение известных тогда животных. Труды Аристотеля были для своего времени зоологической энциклопедией, а ее автора теперь вполне заслуженно называют отцом зоологии. Основной труд Аристотеля, который определил дальнейшее развитие зоологии, - «История животных». Средние века немного прибавили к познанию животного мира. Были забыты даже многие сведения о животных, известных в античное время. В Средние века зоологическая наука развивалась в связи с конкретными практическими задачами: содержанием и разведением животных, охотой на зверей и птиц,

Интерес к изучению животных резко возрос в эпоху Возрождения в связи с развитием торговли и мореплавания.

Из многочисленных экспедиций путешественники привозили сведения о неизвестных ранее животных, накапливались данные о распространении и многообразии животного мира.

Наибольшее значение для дальнейшего развития зоологии имели труды шведского ученого Карла Линнея, положившие начало современной классификации животного мира и современным научным названиям растений и животных.

Новый этап в развитии зоологии, как и других биологических наук, начинается со второй половины XIX в. после издания книги Чарлза Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Ч. Дарвин убедительно доказал, что животный мир изменяется в результате естественного развития; формирование новых видов происходит в борьбе за существование и за счет выживания наиболее приспособленных.

На основе созданного Дарвином эволюционного учения зоология стала быстро развиваться. Большие успехи были достигнуты в систематике. Об этом свидетельствует описание многих новых видов животных.

Основательную поддержку эволюционное учение получило в России. Большое значение для развития зоологии имели экспедиции А.Ф. Миддендорфа на север и восток Сибири, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, их учеников и последователей в Центральную Азию, исследования по сравнительной эмбриологии А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, по палеонтологии - В.О. Ковалевского, по физиологии - ИМ. Сеченова и И.П. Павлова.

Тема: История развития зоологии. Современная зоология.

Цели:

1) образовательная: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории ;

2 ) развивающая: учить наблюдать, видеть необычное в окружающем обычном; прививать интерес к исследовательской деятельности;

3 ) воспитательная: воспитание любви к своей малой родине, научной работе на примере интересных фактов из жизни ученых и участии в археологической экспедиции.

Оборудование: учебник 7 класса «Биология. Животные» В.В. Латюшина, В.А. Шапкина,

Ход урока

1.Ориентировочно-мотивационный этап.

Актуализация знаний учащихся и постановка цели урока.

Планирование действий.

С сегодняшнего урока мы начинаем путешествие по новому миру живой природы – миру животных

(1 слайд.).

Давайте вспомним:

1) Как называется наука, изучающая живую природу?

2) Какие дисциплины составляют биологию? (2-6 слайды)

3) Раздел биологии, изучающий животных, называется зоология (греч. “зоо” - животное, “логос” - наука)

(7 слайд)

4) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на первом уроке зоологии?

5) Корректирует ответы учащихся и направляет их к формулированию темы (слайд 8).

6) Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке?

7) Формулирование целей урока

(слайд 8) и составление плана работы (слайд 8)

1) Наука, изучающая живую природу, называется биологией.

2) Учащиеся называют разделы биологии

3) Запись определения “зоологии” в тетрадь.

4) Учащиеся дают свои варианты ответов.

5) Запись темы урока в тетрадь

6) Учащиеся дают свои варианты ответов.

7) Учащиеся записывают план в тетрадь

2. Операционный этап

Зоология – древнейшая наука. Пожалуй, она старше всех других наук. Животных, их образ жизни, повадки, строение тела человек начал изучать еще до того, как отделил себя от мира зверей и осознал человеком. Где бы ни селились люди, они должны были хорошо изучить окружающий их животный мир: насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. От этого зависела жизнь каждого. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились (слайд 9-12). Наскальные рисунки обнаружены также и на территории России - в Каповой пещере в Башкортостане

(слайд 13),

а также на территории Челябинской области – в знаменитой Игнатьевской пещере (слайд 14)

Рисунки сделаны красной охрой и принадлежат они неизвестному художнику Ледникового периода. Чтобы понять, что на камне рукой древнего человека нанесен рисунок, стены пещеры пришлось отмывать от толстого слоя копоти, скопившейся здесь за сотни лет от факелов и костров, керосиновых ламп и свечей, которыми пользовались все, кто посещал пещеру. После кропотливой работы по очистке стен перед археологами предстали изображения мамонта, щерстистого носорога, лошади и быка. Летом 2006 года археологические раскопки проводились в Ашинском районе – в пещере Козья (слайд 15).

Пока наскальные рисунки не обнаружены, зато обнаружено много фрагментов костей животных, обитавших в пещерах или принесенных древним человеком

(слайд 16–18).

Таким образом, знания людей о животных постепенно накапливались и, чтобы не запутаться в этом многообразии, человек предпринял попытки деления всех животных на группы, то есть классификации .

Как вы считаете, какой этап развития зоологии начинается с этого момента? (возвращение к плану урока).

Первую попытку систематизации животных сделал Аристотель.

Шло время. Началась эпоха Великих географических открытий, которая позволила расширить знания о видовом составе животного мира, а также привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах. С изобретением книгопечатания начали издаваться научные труды, а, следовательно, круг лиц, изучающих зоологию, расширился. Одним из таких людей оказался голландец Антонии Ван Левенгук.

Заслуга Левенгука состоит в том, что им был изготовлен микроскоп , позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать их изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринималась неоднократно. Наиболее значимая из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 году. Его системой мы пользовались в 6 классе. Давайте вспомним. (В ходе беседы проводится уточнение по вопросам: что такое вид?

По какому признаку распределяются растения по родам и семействам?

Что вы знаете о бинарной номенклатуре?)

(слайд 21)

Вклад Карла Линнея в зоологию и ботанику неоценим

(слайд 22).

Тысячи экспедиций снаряжались во все концы света, чтобы на месте узнавать о новых животных, об их жизни. К началу прошлого столетия исследователи изучили почти всех известных к тому времени животных, собрали великое множество фактов. Вот как сказал о загадках живой природы известный астроном Шепли : (слайд 23).

Казалось бы, что все нас окружающее давно известно и не представляет ничего интересного. Но это не так, стоит только внимательнее вглядеться в знакомое, чтобы узнать это знакомое с новой стороны. “Жить – чтобы узнавать” - таким должен быть девиз юного любителя зоологии

Ответы учащихся

Историческую справку об Аристотеле дают учащиеся (слайд 19)

Сообщение учащегося об Антонии Ван Левенгуке (слайд 20)

Ответы учащихся

( Вид - основная систематическая категория в биологии.

Бинарная номенклатура - обозначение видов животных, растений и микроорганизмов двумя латинскими словами: первое - название рода, второе – вид.

За каждым видом организмов закреплено одно латинское название (из двух слов), которое применяется во всех странах, независимо от местных названий. например, видовое название льва - Panthera leo (Panthera - означает название рода , leo - видовой эпитет), тигра - Panthera tigris. Из латинских обозначений этих животных видно, что львы и тигры относятся к одному роду, но к разным видам.

3. Заключительная часть

Работа по теме ( слайд 25,26)

Отвечают на вопросы

4. Рефлексия.

1.Что нового для себя узнали? 2.Чему научились?

3. Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

Ответы учащихся

5.Домашнее задание

Изучить §1,2

Ответить на вопросы стр. 7,9