Иногда услышав «эдакое» словечко мы заинтересовываемся, что оно подразумевает и откуда ростут его корни. Здесь полезно вспоминать, что структура любого слова разбирается с помощью двух анализов: морфемного и словообразовательного. И тут здорово может помочь разбор слова по составу онлайн бесплатно в интернете. Но какими бы возможностями не одаривала нас всемирная паутина, элементарное мы для себя всё же должны знать. Морфемный анализ – это выделение морфем, составляющих данное слово, то есть элементарные частички. При этом используя морфемный разбор слова онлайн, помните, что он же есть и разбор слова по составу онлайн. Совершаем его по пунктам:

Слово выписываем (не меняя формы его из контексте) и определяем часть речи, к которой оно принадлежит.

Отмечаемокончание. Просто склоняем слово и легко обнаруживаем его.

Находим основание.

Определить корень и перечислить однокоренные слова.

Обозначить префиксы, суффиксы, постфиксы и подбираем слова с подобными, но другим корнем.

Как видим, можно посидеть самому над словечком и разобрать по вышеуказанным пунктам или обратиться к опции «Морфемный разбор онлайн».

Словообразовательный разбор онлайн доступен тоже. На деле его также можно предоставить:

Найти исходник слова.

Обозначить есть ли это слово производным, указав на его основу.

Подобрать начальное слово (то есть то, от которого наше является производным).

Выделяем основу разбираемого нами слова и словообразующие суффиксы, постфиксы или префиксы.

Теперь можно определить способ, которым образовано данное слово.

Теперь, когда мы знаем, как разобрать слово по составу и как проанализировать словообразовательно укажем отличия двух этих способов и некоторые особенности, знание которых пригодится для их проведения:

1. При словообразовательном анализируем слово в начальном виде, а при морфемном – слово в той форме, в какой оно в тексте.

2. Сложные слова уже являются производными.

3. Чтобы узнать производное ли это слово достаточно указать его основу в начальной форме.

4. Когда мы видим в основе префикс или суффикс, это слово является сложным. (кроме случаев с бесприставочными глаголами).

5. Когда в основе начальной формы есть один корень, обычно оно определяется как непроизводное. Это не распространяется на следующие случаи: переход, из какой – либо части речи в другую; явлении нулевой суффиксации.

6. В слове мы всегда можем выделить его основу, а вот окончание – в части речи, которые изменяются.

Таким образом мы рассмотрели как можно изучить структуру слова и определить его происхождение.

Мы жители Украины, и после того, как у моей дочки появился в школе новый предмет- русский язык, возникли проблемы с морфемным разбором. Словари все отвезли еще лет 10 назад в деревню к бабушке- печь топить, поэтому и пришлось прибегнуть к интернету. В первом запросе мы искали слово . Теперь регулярно, даже ради любопытства, читаю словарь. Кто бы мог подумать, что есть сайты, где так удобно упорядочена информация, как у вас. Теперь без проблем справляемся с разбором слов по составу. Спасибо за ваш труд! Дарья Васильевна

Меня больше всего интересовали старо - русские слова, ли украинские, которые тоже имеют свою давнюю историю. Было для меня удивлением, что слово имеет давние корни, тем более, что его использовали не только в русском языке, но и в других языках тоже. Хочется отметить, что чем больше мы знаем историю слов, тем больше будем знать свою историю, а это очень интересно. Дети мои тоже этим интересуются и даже иногда советуют, что - то посмотреть новое и узнать. NikitaN

Всегда, когда слышу длинное и непонятное слово, пытаюсь самостоятельно разделить его на части, понять, как оно образовано. Если у самой не получается, приходится искать в специальной литературе, но часто там не могу найти искомое слово. Попыталась найти в интернете и мне очень помог данный словарь, здесь есть слова по составу онлайн. Очень быстро можно найти интересующее слово и увидеть полную информацию о нем. Очень приятно, что здесь размещены определения, которые пригодятся тем, кто не знает с чего начать разбор. Маргарита

С рождения мы являемся носителями языка и по мере расширения словарного запаса нам становится любопытно как произошли те или иные слова. Иногда не получается выделить основу слова самостоятельно и узнать словообразовательный или морфемный состав слова, тогда нам на помощь приходит детальный разбор слова по составу онлайн. Решение интересующих вопросов можно найти довольно просто. Здесь очень подробно описано как грамотно сделать разбор слова, пошаговая инструкция и правила разбора доступны даже для детей. Данный ресурс - находка для любознательных. Светлана

Анализ Морфем для разбора слова по составу не так прост, несмотря на четко предоставленные алгоритмы. Довольно непростые грамматические нюансы языка часто приводят к ошибочному или неоднозначному разбору современных частей слов. При выделении составных форм-морфем: "приставка-корень-суффикс-окончание" недостаточно их простой идентификации с частями слов, подобными заданным.Поэтому многие учащиеся бывают неуверенны, правилен ли их разбор слова по составу. Словарь онлайн бесплатно поможет устранить сомнения и усовершенствовать свои знания.Вот несколько причин первоначально неверного анализа:- разбор начинается с корня- неправильно определен разряд прилагательного, глагольная и отглагольная формы- не учтен лексическо-синтаксический контекст.- расхождение между буквенным и буквенно-звуковым составом словоформы.

София-Анна

У дочки отличная учительница русского. Она привила детям любовь к языку. И даже я участвую в процессе разбора слов в предложении. Для нас это увлекательный кроссворд и тренировка ума. После выполнения всех пунктов проверяем работу, воспользовавшись опцией морфемный разбор онлайн на сайте. Если дочка делает задание сама, без нас, то тоже пользуется этим сайтом для трудных слов. А их в нашем языке много. Например, в неизменяемых словах вообще нет окончания. А их можно определить, лишь четко разобравшись, какая именно часть речи нам дана. В основном, это наречия. Или другая категория неизменяемых слов. В ней трудности возникают с иностранными несклоняемыми существительными. Дети часто ошибаются, приписывая им несуществующие окончания или суффиксы. Валентина

Богатство и безграничность русского языка поражает. У русского языка очень богатый словарный запас и в нем много загадочности и необычности. Морфемный разбор очень интересно проводить, находить первоначальный источник слова, а также отделять приставки и суффиксы, окончания. В наше современное время на помощь может прийти онлайн словарь разбора слова по составу бесплатно. Онлайн словарь полезен тем что, произведя разбор и если сомневаемся в верности выполнения, есть возможность проверить себя вбив в строку поисковика "разбор слова по составу словарь онлайн бесплатно в интернете". Довольно сложно производить разбор слов,которые пришли к нам с другого языка или старославянские слова. Благодаря онлайн словарю все становится довольно легко и просто. Елена Helen

Век живи - век учись. Дочка ходит в старшие классы и периодически ставит своими вопросами по русскому языку нас с женой в тупик. Ну, на пример, определениями типа нуль-морфемная единица. Ладно, когда просто пытаешься вспомнить было у тебя это в твое время в школе либо не было и смотришь по ее учебнику, чему сейчас детей учат. Но хуже, когда она приносит домашнюю работу и просит проверить. Вот тут становится весело если одобрил, а оказалось неправильно, то за плохую оценку уже виновата не она, а родители. Более того авторитет страдает. Вот и приходится, на старости лет, лазить по бумажным словарям, в которых всяких морфемных разборов отродясь не было. Спасибо, slovoline, в интернете обнаружил. Теперь периодически пользуюсь в подобных щекотливых ситуациях. Дмитрий

Не зря, русский язык, признан одним из самых трудноизучаемых наравне с китайским. Но увы, школьные знания с возрастом забываются и с каждым прошедшим годом, правила все больше стираются из памяти. И когда тебе, внезапно, приходиться столкнуться с задачей по разбору слова или предложения, ты в ступоре смотришь на задачу и лихорадочно пытаешься систематизировать обрывки школьных знаний, но ничего не выходит и ты тайком, что-бы никто не увидел, пишешь в поисковике разобрать по составу слово онлайн.Интернет значительно упростил повседневную жизнь, но к величайшему сожалению, он убивает язык. Вам наверное доводилось не единожды с горечью замечать как общаются наши дети в сети: прив, ок, пок и т.д. И поэтому, огромная благодарность создателям подобных ресурсов за их старания. Антон80

Добрый день. Просьба разобрать слово по составу КОРЕШОЧЕК и если есть возможность выслать на емэйл fontan83mail.ru очень нужно задали в школе а никто помочь не может Сергей П

Богат и сложен великий русский язык.Особенно трогает глубина его морфемной структуры. Мы - взрослые русскоговорящие совсем не замечаем натуральных сложностей построения слов родной речи. А вот если только представить, как сложно бывает иностранцам... Хотя и нам приходилось когда-то учиться. Все были детьми.Очень интересный и полезный ресурс о правилах морфемного разбора слов русского языка. zinaya-sad

Невидимка.

Отмечаем окончание пишется раздельно,но сайт хороший.Сайт скучный поработайте над ним.Число букв в написании сообщения слишком много,сделаете поменьше вдруг кому-то это поможет.как я говорила сайт хороший,но много чего не хватает.Спасибо за внимание и понимание Невидимка.

Очень хороший и правильный сайт! Я просто восхищена и горжусь им! Так и надо держать! Очень полезный самое главное без ошибок! Советую вам и для ваших детей! Я не знаю его:(

блин, прикройте лучше вашу отстойную лавочку, я у вас так часто полный бред нахожу. Где вы, грамотеи, видели, чтоб "танцор" полностью попадал в корень??? от какого слова тогда он, интересно, произошел? йцукенг

Попробовала данный словарь на деле. Могу предложить доработать логику сервиса так, чтобы воспринимались и слова, полностью напечатанные в окне ввода. Сейчас для выполнения морфемного разбора слова после введения нескольких букв его необходимо выбрать из списка. Если же напечатать слово для разбора, несмотря на наличие в списке, оно не вылавливается в словаре и его разбор не показывается. Хотя это неудобство сполна перекрывается неоценимой услугой, которую каждый получает, используя сервис, предоставляющий разбор слова по составу. Словарь онлайн разработан с учетом практически всех языковых нюансов и поможет как ученикам оценки подтянуть по русскому, так и ассам свои знания проверить. Самоконтроль не помешает, ведь русский может преподнести сюрприз даже знатокам. Дарья Бильчик

Я работаю с наборами текстов и мне морфемный разбор онлайн, который я нашел на этом сайте очень помогает в работе. Насколько хорошо я знаю русский язык и то иногда приходится заглядывать в словарь, чтобы правильно составить тексты на русском языке. Очень просто и легко можно найти самые сложные словосочетания. Часто проверяю себя используя эти знания. Я считаю, что это онлайн словарь просто незаменим как профессионалам,так и просто ученикам школ для изучения русского языка. Рекомендую своим знакомым. Максим Говоров

Этот словарь хорошее вспомогательное пособие. Узнать слово по составу онлайн такая потребность появляется при наличии трудностей разбора или сомнений. Здесь представлены разные речевые морфемы, некоторые сложны из-за нетипичного словообразования. Никогда не вызывает вопросов только разбор междометий или служебных слов, ведь в их составе нет вспомогательных частей, только корень. Примеры: если, но, когда, алло, ах и т. д. Кузнецова Ирина

Olkezay

Столько познавательного я нашла на этом сайте. Очень помогает для детального изучения грамматики, очень просто работать. Русский язык очень сложный для изучения и много нового сейчас появилось в последнее время. Мне очень помогает звуко буквенный разбор слова, который я нашла на этом сайте для учебы. Я учусь на филологическом факультете.Теперь уже и мои сокурсники пользуются этим онлайн словарем. olga gukol

Предлагается "Словарь морфемных разборов" онлайн. Это словарь разборов слов по составу. Он содержит анализ морфемной структуры более 2300 слов, отобранных по поисковым запросам посетителей нашего сайта. Словарь постоянно пополняется Tekilka

Недавно у сына в школе проходили "Разбор слова по составу" по русскому языку, довелось вспомнить все свои знания и покопаться в интернете. Хорошую подсказку я получила именно на этом сайте, изучая морфемный разбор слова. Теперь и ребенок стал разбираться, где основа слова, где окончание, а где корень и приставка с суффиксом. Самое понятное, что слово надо разбирать в той форме, как оно написано в тексте, а уже далее распределить на части из которых оно состоит. СловарьОнлайн

Я учусь на филологическом факультете и для меня просто был находка этой онлайн словарь.Звуко-буквенный разбор слова применяется очень легко. Пользоваться таким словаре сможет даже школьник, а самое главное, что при применении такого словаря знания закрепляются в памяти отлично.Сейчас среди моих одногрупников очень стало популярным пользоваться этим словарем в самостоятельных заданиях и на курсовых. Ангелина

Правильное определение морфем слова - нелегкая наука для любого, но достоверность сервиса не абсолютна, так как автоматический анализ подвержен ошибкам. Так же, как морфологический разбор слова онлайн этого сервиса содержит неточности. Например, не уточняется особое свойство глаголов -дать- и -есть-, склоняющихся по отличающемуся от общего типу. Это нюансы, которые являются значимыми, это нужно учесть при пользовании данными словарями. Ирина Леонидовна

Морфемный разбор слова позволяет увидеть все составляющие элементы слова. На просторах интернета нашла этот сайт, на котором собрано большое количество словарей и интересных статей. В этой статье очень грамотно и популярно описан алгоритм морфемного разбора слова. Также предложен онлайн-сервис, который разберет слова на составные части без участия человека. Очень удобный сервис для ленивых учеников. Екатерина

Я живу в Украине и учусь в русской школе. Для грамотного написания текстов очень важно уметь делать морфемный разбор слова. Наша учительница по русскому языку подсказала на о существовании онлайн -словаря и пояснила как с ним работать.Теперь я делаю морфемный разбор слова онлайн бесплатно. Это мне помогает в моей учебе. Составлен он очень легко, пояснения легко воспринимаются. Большая помощь мне в процессе обучения. Ольга Василенко

В русском языке таких слов очень много. На мой взгляд морфемный разбор слова отличная возможно понять, откуда произошло то или иное слово. Узнать корень слова и так далее. К примеру, многие кулинарные слова произошли от французских слов, слышал об этом. Кроме того, когда есть возможность разобрать слово онлайн, это еще легче. На это не теряешь время, да и ошибок точно не сделаешь. Стараемся чаще пользоваться сервисом, и очень нравится. Александр

Морфемный анализ требует глубокого изучения происхождения слов. Они со временем видоизменяются, теряются родственные связи, как результат - множество расхождений у разных авторов словарей. По этой причине морфемный разбор слов онлайн не может даже теоретически претендовать на абсолютную точность, основываясь только на одном словообразующем словаре. А словообразование - определяющий фактор при выделении словообразующих морфем и основы. Ирина Леонидовна

Мы с другом с недавнего времени учимся на филологическом факультете нашего университета. Во время сдачи первой сессии, при подготовке курсовых работ возникла проблема с морфемикой. Благо друзья подсказали нам о существовании этого необыкновенного онлайн словаря! Теперь морфемный разбор слова по составу стал для нас необычайно легким заданием, а все курсовые были защищены на отлично! Теперь советуем данный сайт всем одногруппникам. Игорь Петров

Я сейчас преподаю русский язык в старших класса и к разбору приходится очень часто обращаться, чтобы научить школьников грамотно писать. Сейчас появились хорошие возможности использовать этот словарь, чтобы делать морфемный разбор слова онлайн. Мне и моим ученикам это очень удобно, потому что можно воспользоваться в нужной ситуации из-за его доступности. Теперь любой спорный вопрос можно разобрать при помощи словаря. Стефания.

Очень нам помогает онлайн версия. Особенно, когда садимся заниматься или играем, какую-то игру. Особенно нравится разбираться слова по составу, хотя иногда ошибаемся, но на ошибках учатся. Часто подглядываем сюда, чтобы точно знать, что делаем все правильно. Кроме того, в русском языке столько слов, что разбирать можно годами. Появились и новые слова, которые не знакомы, а разбирать их еще интересней. Евгений

Я сейчас использую в своей работе со своими учениками в школе словарь, который находится на этом сайте, для более грамотного написания разбора слов по составу онлайн- это очень удобно. Полученные знания легко запоминаются, много в таком словаре содержится информации. Потом мне очень удобно, что этот словарь очень доступен,в нашей школе есть интернет и дети им могут воспользоваться в любое время. Виктория Вячеславовна

В современном обиходе много слов, потерявших свои изначальные корни. Поэтому разбор слов по составу может не опираться на этимологию, что вызывает разногласия при выделении морфем. Это также объясняет присутствие неоднозначных мнений, тождественны ли понятия однокоренных слов и родственных. Например, -медведь- образовалось от объединения 2-х корней -мед- и -вед-. Но сейчас слова мед и ведать не относят к его однокоренным. Ирина Леонидовна

Морфемный разбор по составу онлайн поможет однозначно определиться с тем, к какой части речи относится выбранное слово. После него без особого труда есть возможность найти окончание и отделить его от основы для дальнейшего разбора. Этот шаг даст нам возможность путем подбора однокоренных слов выделить корень и в последующем найти уже служебные морфемы - приставки и суффиксы, причем быстро и удобно. СловарьОнлайн

Выделение морфем для учеников содержит значительные трудности. Хотя есть аффиксы, довольно распространенные. Разбор по составу легче для учащихся, имеющих четкое понимание о служебных словообразующих частях. Школьники должны знать морфемы, наиболее распространенные при формировании новых речевых частей от производящих, какая их лексическая функция - то значение, которое с их помощью придается полученным словам. Ирина Леонидовна

Я сейчас ознакомилась с этим сайтом. Преподаватели русского языка подсказали мне о нем. Для преподавания русского языка материал о разбор слова онлайн,расположенный здесь большая помощь в работе. Очень удобно со словарем работать, для грамотности написания он просто большой помощник.Теперь буду работать со своими учениками, используя этот онлайн словарь. Сейчас в школе WI-FI и таким словарем можно воспользоваться в работе. Александра

Я преподаю в русской школе на Украине. С этим сайтом я ознакомилась только сейчас. Мне понравилось как легко и просто можно воспользоваться разбором слова в этом онлайн справочнике. Тема очень сложная и важная в грамотности написания. Теперь буду обязательно рекомендовать моим ученикам, потому что сейчас есть интернет везде и в любое время при работе над текстами можно воспользоваться этим словарем. Юлия Иваниченко.

Русский язык постоянно совершенствуется и приходится постоянно повышать уровень знаний. Мне знакомые подсказали знакомые о словаре, где можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Я работаю с документами и рассмотрев возможности этого словаря, а самое главное его еще и доступности в любое время, простоты в использовании словаря, я понял о целесообразности воспользоваться им в моей работе. Станислав

Грамотно излагать свои мысли в письменной или усной формах невозможно без знаний правил словообразования. На данном сайте выполнить разбор слова по составу онлай позволит быстро установить, какое будет, например, окончание в конкретном термине, как употребить слово во множественном числе, составить сложные слова и т.д. Сократить время на создание текстового сообщения и сберечь нервные клетки - это реальная помощь не только учащимся школ, но и студентам, преподавателям, специалистам-лингвистам и многим другим. СловарьОнлайн

Многие думают, что определить основу, делая морфемный разбор, просто. Нашел окончание осталась основа. Однако разобрать по составу любую часть речи нелегко из-за нюансов, каких много. Они вызывают частые ошибки. Например, формообразующие суффиксы -е-, -ее- и другие, участвующие в сравнительной степени прилагательных: выше, сильнее, смелее, тяжелее и т. д., - имеют особенность. Они не являются составляющими основы. Ирина Леонидовна

Я ознакомился с разбором слов по составу онлайн на этом сайте. Собрано много полезной информации, которая логично обобщена в этом словаре. Русский язык постоянно совершенствуется, поэтому пользование таким словарем онлайн необходим мне как для работающего с документами в моей работе. Работать с ним мне очень легко, все понятно, легко разобраться. Теперь буду обязательно применять в моей работе этот словарь. Олег Васильев

Работая в Украине, имею отношение к документации, безусловно напечатанной на украинском языке, но каждодневный язык - русский. И русский язык, и украинский активно развиваются. Велико разнообразие слов иностранного происхождения в современном языковом "арсенале". Когда встречаешь слово впервые, а его смысл понимаешь не сразу, появляется необходимость разобрать по составу слово. А благодаря обобщенной на данном сайте информации, крайне просто вспомнить принципы этого разбора. МарияМария

На сегодняшний день, мы проблем, чтобы разобрать слово по составу онлайн не наблюдаем, но грамматику нужно подтягивать. Очень трудно вспомнить школьную программу, которая была у нас много лет назад. Приходится искать онлайн-помощников, чтобы не было проблем с разбором слова и так далее. Особенно помогает морфемный разбор слова, об этом давно уже мы позабыли с женой. Продолжаем просвещаться на ресурсе. Валерий Чалов

В статье в начале сайта пишется не ростут, а растут!Стыдно...И почему сообщение должно быть из 150 символов!?.Сайт конечно хороший,вот только есть некоторые проблемы #Виктор

Корневая морфема несет на себе самую существенную функцию. Разбирая слово по составу, можно отметить, что корень, служащий общей для всех однокоренных морфемой, все-таки обладает свойством видоизменяться. Происходит это вследствие чередования, сложившегося исторически, среди типов которого особенно сложная замена гласного (согласного) комбинацией двух гласных (согласных): бить - бой (чередуются -и- с -ой-), ловить - ловлю (-в- с -вл-). Ирина Леонидовна

Мне приходится часто использовать в работе онлайн -словарь. О нем мне подсказали мои коллеги учителя. Мои ученики трудно усваивали тему морфемного разбора слова, но без этого знания вопроса трудно научить их грамотному написанию. Теперь я научил их пользоваться разбором на состав слова онлайн. Делать его на этом сайте легко, могут разобраться и младшие школьники, очень удобен в использовании. И усвоение темы стало продвигаться. Сергей Волков

Сколько не изучаешь русский язык, но иногда встречаются моменты, когда за правильностью написания стоит обращаться в словарь. В это онлайн словаре разбор слов по составу рассмотрен детально, здесь можно найти все ответы в вопросе правильного написания.Поэтому мне удобно и легко пользоваться онлайн- словарем, он всегда под рукой, составлен просто и информация, изложенная в нем в легкодоступной форме. Ваталий

Разобрать слова по составу онлайн, на первый взгляд все очень просто, на самом деле без помощи Вашего сайта нам не обойтись, главное найти корень слова, а дальше все намного сложнее, поэтому и обращаемся за помощью на сайт,домашнее задание теперь у нас только на одни пятерки,морфемный разбор слова по составу теперь для нас с сыном не проблема, домашние задание одно удовольствие делать теперь с ребенком. Наталья

Встречаются составляющие слов, отличающиеся от остальных, - интерфиксы, которые по своей роли не существенны и не относятся к классическим морфемам. Самый известный их вид это соединительные гласные между 2-х корней. Они встречаются, когда анализируешь сложные слова по составу онлайн, например, -самолет-. Здесь ни в одну морфему соединительная -о- не включается, при этом входит в основу, не прерывая ее. Кузнецова Ирина

Вы бы сначала выучите правила русского языка, а потом сайт создавали ("ростут" во второй строчке). Правописание корней -раст- , -ращ- и -рос-: перед буквами и сочетаниями -ст- и -щ- пишется -а-, в противном случае пишется -о-. Ленапрлоплвыаоп

Требуются деньги на короткий срок? http://bit.ly/2GmqZAl - дать деньги в долг Выдача кредита онлайн на карту за 15 мин. Смотрите здесь: http://bit.ly/2DTmAX2 _z Craignes

я ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котовя ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котов я ебу собак, всегда готов сразу трахнуть несколько котов

Оставьте Ваше пожелание к сайту, или опишите найденную ошибку в статье о Разбор по составу (морфемный)

МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
РАЗБОР СЛОВА

Т.А.РОЧКО

Морфемный и словообразовательный разбор слова очень близки по методике проведения и тесно связаны друг с другом. Однако в школьной практике – в большинстве школ, где обучение проводится по стандартным программам, – словообразованию уделяется слишком мало внимания (объясняются только способы словообразования), поэтому ученики остаются в неведении по поводу того, как происходит процесс словообразования и зачем вообще нужно знать, что такое словообразование.
В идеале изучение состава слова, исследование принципов соединения морфем в слово должно служить обучению словотворчеству и в целом творческому
овладению языком. В наиболее полном объеме эта задача решается коллективом авторов, создавших учебник по русскому языку под редакцией М.В. Панова.
С морфемным анализом слова ученики знакомятся еще в начальной школе: обучаясь грамоте, необходимо знать, какой в данном слове корень, чтобы подобрать однокоренное проверочное слово; нужно уметь выделять окончание, чтобы правильно образовывать слова, и т.д. Все исследование состава слова подчинено «правильнописанию», воспроизведению готовых «деталей» языка.
С младших классов учеников обучают обращаться к этимологии слова. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т.е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес как к истории языка, так и к самому языку.
Конечной целью этимологического анализа слова является поиск этимона (от греч. etymon – «истина») – первоначального значения и формы слова. Изучение происхождения слова – чрезвычайно интересное занятие, заставляющее детей заглянуть в такие словари, как «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Школьный этимологический словарь» Шанского и Боброва, «Этимологический словарь» Фасмера, в словари иностранных слов.
Например, слово палец в современном языке непроизводное. В Толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова находим объяснение: «Палец – одна из пяти подвижных конечных частей кисти руки или ступни ноги человека». В словаре В.И. Даля рядом со словом палец стоит слово палка . В объяснительной статье читаем о том, что «подвижные конечные части кистей рук» назывались раньше перстами и лишь та часть, что противопоставлена ладони, называлась метафорически палец по своему сходству с палкой , видимо, веткой, сучком дерева. Позже все персты переименовались в пальцы , а о сходстве с палками забыли.
Итак, при этимологическом анализе мы выделим корень -пал- , знакомый нам по словам пал-к-а и пал-иц-а (огромная дубина – боевое оружие былинных богатырей). А при синхронном словообразовательном и морфемном анализе мы назовем слово непроизводным и выделим только окончание.
Как мы видим, в языке существуют связи, которые уходят корнями глубоко в прошлое. Такие связи изучает диахрония (от греч. dia – «через, сквозь», и chronos – «время»). Но есть связи, которые существуют сейчас, здесь, они свежи, понятны любому носителю языка – это современные связи, модели, значения. В противоположность диахронии этот аспект изучения состояния языка называется синхроническим; синхрония (от греч. synchronos – «одновременный»).
Самое трудное при изучении того, как образовано слово, – различение живых и исторических связей слова.
Ощущается ли современными носителями языка родственная связь в словах зрачок – зоркий – беспризорный – зрение – зрячий – презрение – надзор – позор – зрелище и т.д.? Все эти слова связаны с понятием ‘видеть глазами’, ‘наблюдать’ и имеют корень -зор-/-зр- . Но, видимо, все же трудно современному человеку поставить рядом слова зоркий и позор (раньше: ‘некое действо, которое стоит у-зр-еть ’). Поэтому, если мы ощущаем и можем подтвердить этимологическими объяснениями родственные связи между словами, которые на современном этапе развития языка кажутся слишком далеко разошедшимися, следует обязательно пояснять, в каком аспекте – синхроническом или диахроническом – мы рассматриваем слова. К сожалению, школьные учителя почти никогда не уточняют характер изучения слова (и отдают предпочтение диахронии, хотя по замыслу школьный курс должен быть синхроническим). Кроме того, школьный учитель спрашивает учеников скорее о составе слова, а не о пути «сотворения слова», который в нем зашифрован.
В чем же различие между морфемным и словообразовательным анализом?

Морфемный анализ слова

Морфема (от греч. morphe – «форма») – одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.
Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.
Морфемы делятся на две основные группы: корневые и аффиксальные (от лат. affixus – «прикрепленный»), т.е. такие, которые прикрепляются к корню.
Корень – носитель основного лексического значения слова.
Корни бывают свободными , тогда они встречаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, т.е. с материально выраженным или нулевым окончанием или и без него, если слово не имеет грамматической формы: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то;
метро
.

Аффиксальные морфемы тоже делятся на две группы: грамматические, или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.

Формообразующие аффиксы служат для образования формы слова; к ним относятся окончания, или флексии, и так называемые формообразующие суффиксы, например, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий:. Формообразующие аффиксы не включаются в основу слова, которая является хранительницей лексического значения слова, залогом тождества слова самому себе при любом изменении грамматической формы .
Однако глагол имеет две основы, служащие базой для образования разных его форм. Одна основа – основа настоящего времени – служит базой для образования всех форм наст. вр., причастия действит. залога наст. времени, причастия страдательного залога наст. вр., дееприч. несов. вида, формы повелительного наклонения.
Вторая основа – прошедшего времени – служит базой для образования форм прошедшего времени, причастия действ. залога прош. вр. и причастия страд. залога прош. вр., дееприч. сов. вида, инфинитива.
Таким образом, все аффиксы, прикрепляемые к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени -л- ), рассматриваются только как формообразующие:

Среди имен существительных и прилагательных есть ряд слов, которые называются неизменяемыми, например, кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и т.п. Им нечем указать на форму, в которой они употреблены в предложении. У них нет окончания. Никакого! И нулевого тоже .

друг другу формы падежей. При противопоставлении одна форма отражается от другой, сигнализируя о своем существовании и одновременно о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы другой – важное понятие грамматики. Без противопоставления не может быть грамматической формы. А раз ее нет, то и окончанию указывать не на что. Вот почему у неизменяемых слов никакого окончания нет.

«Па – под, недо , последие или унижение, низшая степень». Еще примеры слов с этой приставкой: пагуба, пабедить (творить беды за бедами), пащенок (бранное обращение к тому, кто якобы и до щенка не дорос), паволна (круглое волнение после бури, колышень, зыбь), паволока (ткань, чем обволакиваются либо одеваются), паворот (обратный путь).
Приставка по- отличается от других приставок, и от па- в том числе, прежде всего словообразовательным значением, которое она вносит в производное, вновь образованное слово.

Суффикс располагается за корневой морфемой. И только один суффикс располагается в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, – это суффикс, образующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись) . Его особое местоположение – дань прошлому, памяти о том, что когда-то он был местоимением (безударный краткий вариант себя ) и даже мог занимать любое место в предложении, а не только после глагола. (Такое право сохранилось за словом ся в некоторых славянских языках, например, в польском.)
Количество префиксальных и суффиксальных морфем в языке не только ограниченно, но и невелико в сравнении с количеством корневых морфем.
В словарях, например, в «Словаре морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, морфемы, в частности, представлены отдельным списком. Список корней содержит 4400 единиц, приставки составляют около 34 единиц (у многих из них есть варианты, например: -без-/бес-, -из-/-изо-, -под-/-подо- и т.д.; варианты отдельно не учитывались). Суффиксов немного больше, чем приставок, но намного меньше, чем корней, – около 500.
Однако не все суффиксы одинаково активны в современном русском языке. Из наиболее активных (или, как их называют, продуктивных ) суффиксов назовем лишь несколько:

Процесс выделения суффикса в слове осложняется тем, что в русском языке не получается «механически прикладывать» одну морфему к другой. На стыке морфем происходят процессы, связанные с фонологическими ограничениями сочетания тех или иных звуков. Например: 1) чередование фонем пеку – печешь
<к>/<ч>, люблю – любишь <бл’>/<б’>, круг – окружить <г>/<ж>
и т.д.; 2) появляются дополнительная фонема или группа фонем, которые служат «амортизаторами» при соединении морфем друг с другом, сравните: бор-ец, твор-ец и жи-(л)-ец, пе-(в)-ец; сахар-н-ый, дорож-н-ый и шоссе-(j)-н-ый, кофе-(j)-н-ый; убеж-ищ-е и в-мест-и-(л)-ищ-е; приврат-ник и кино-(ш)-ник, домино-(ш)-ник .
То, что заключено в круглые скобки, разные ученые называют по-разному. Одни предлагают термин субморф (от лат. sub – ‘под’, т.е. неосновной, неглавный морфемный элемент, или нечто морфемообразное); другие предложили термин интерфикс (буквально: прикрепленный между морфемами; лат. inter – ‘между’).
Некоторые лингвисты включают добавочный звуковой элемент в состав суффикса, поэтому получается несколько однозначных суффиксов, ср., например, -шник- (пэтэу-шник) и -ник- (работ-ник) . Но носителем основного значения, ‘название лица’, является все же элемент -ник- , т.е. тот, который есть во всех словах с данным словообразовательным значением. Предлагаем называть этот лишенный значения (десемантизированный, асемантический) элемент субморфом и выделять его скобками, чтобы отчетливее выделить основной, значимый суффикс.
Дело в том, что термином интерфикс ученые предлагали называть и тот элемент, который школьникам хорошо известен под названием соединительная гласная, например, в словах: мор-е-продукты, овц-е-бык, дом-о-строй и т.д. Для ученых, рассматривающих цепочку морфем, объединенных в слово, важно выделить смыслообразующие элементы и как-то обозначить «прокладочные», незначимые элементы, и неважно: между двумя корнями они стоят или между корнем и суффиксом: древн-е-русский, там-о-(ш)-ний . А школьнику, давно знакомому с соединительной гласной и только что узнавшему о существовании «интерфиксов», не все равно – для него эти элементы разные. Пусть интерфикс остается за гласными о и е : снег-о-ход, пуст-о-брех, лж-е-свидетель, краj-е-вед, пыл-е-очиститель .
В некоторых словах соединительную гласную в слове найти трудно, так как она совпадает, сливается с частью слова по причине благозвучия: метро мост, досто примечательность . Иногда интерфикс трудно найти оттого, что «потерялась» целая часть слова – обычно слог. Такое явление в лингвистике имеет название гаплология (от греч. haploos – простой, logos – слово, учение) – выпадение одного или двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец > знаменосец; лермонтововед > лермонтовед; трагикокомедия > трагикомедия; розоват> розоватый .
Если первая часть сложного слова числительное, то окончание числительного выполняет и роль интерфикса:
Иногда ученые выделяют еще одну морфемную единицу – конфикс (от лат. co(n) – ‘с, вместе’): под-...-ник (подоконник, подстаканник), за-...-j- (заречье, загорье).
Кроме того, существуют морфемы, которые не повторяются в языке, но выделяются как таковые, потому что точно являются морфемами другие части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган . Такие морфемы называются унификсами (уникальными, неповторимыми).
Итак, названы основные морфемы. Как найти их в слове?
Правильное установление границ между морфемами определяется рассмотрением слова (или его формы, т.е. словоформы) в рядах однотипных по структуре образований (однокоренных и одноаффиксных).

Полный морфемный анализ предполагает, что мы установили форму и значение каждого элемента. В очевидных случаях с морфемным анализом справится любой школьник, но есть случаи, непростые даже для профессионалов, и школьнику остается тогда лишь одно – воспользоваться справочной литературой и сослаться на авторитет.

Словообразовательный анализ

Только дети постоянно занимаются сотворением слов. Для взрослого носителя языка – если он не лингвист и не поэт – слово является психологически неизменной данностью: его не нужно создавать, хотя можно анализировать. Поэтому морфемный анализ неспециалистом воспринимается как нечто естественное, а словообразовательный (цель которого – восстановить процесс возникновения слова в языке и понять, живы ли в современном языке механизмы, позволяющие воссоздать его) – как странная умственная гимнастика.
В основе самой идеи словообразовательного анализа лежит представление о том, что от одного слова можно образовать другое. Допустим, есть в языке глагол учить ; отнимем от него -ть (суффикс, в котором заключена информация о том, что это глагол в форме инфинитива); добавим суффикс со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом»; получится существительное учитель . Поскольку язык – экономная система, обычно одна и та же словообразовательная модель используется в нем неоднократно. По одной и той же модели были образованы слова ваятель, читатель, ценитель, хранитель и многие другие.
Теория словообразования позволяет не только проанализировать существующие слова, но и предсказать появление новых слов. Словообразовательный анализ должен лежать в основе морфемного (а не наоборот, как думают некоторые школьники): ведь о существовании особого суффикса -тель - со значением «человек, совершающий действие, называемое данным глаголом», ученые догадались, сопоставляя пары слов типа учить – учитель, читать – читатель .
Словообразование изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах, что было открыто русским лингвистом профессором Л.В. Щербой. Отсюда два раздела словообразования: диахронический (исторический) и синхронический (современный). Есть точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О.Н. Трубачев).
Е.А. Земская назвала свою работу о синхроническом словообразовании «Словообразование как деятельность»: эта работа доказывает, что не только дети и поэты, но и все мы в речи нередко заново творим уже существующие в языке слова.

Основными понятиями словообразовательного анализа являются следующие:
Непроизводная основа – основа слова, которое ни от чего не образовано, например, море, синий, бегать, спать, еще .
Производная основа – такая основа, которая включает в себя исходную, или производящую, основу (которая может быть как производной, так и непроизводной и от которой слово образовано) и словообразовательное средство (словообразовательный аффикс).
Словообразовательное значение – наращение в значении производного слова по сравнению с исходным.
Способы словообразования. В первую очередь это способы аффиксальные :


Конверсия
– способ словообразования, состоящий в переходе слова из одной части речи в другую: любимый детьми (прич.) – любимый фильм(прилаг.); отдыхающий от трудов (прич.) – пляж для отдыхающих (сущ.); рабочие материалы (прил.) – рабочий и колхозница (сущ.)
Словосложение – способ словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух или более корней (основ).

По способу соединения корней или основ в сложное слово выделяются соединение без соединительной гласной (т.е. без интерфикса) и с соединительной гласной.
Например:

а) основа присоединяется к целому слову при помощи интерфикса: сам-о-лет, син-(е)-зеленый ;

в) сложносокращенные слова при усечении первого компонента сложного слова: завхоз (заведующий хозяйством), колхоз (коллективное хозяйство), избирком (избирательная комиссия);

г) аббревиация – слово состоит из начальных букв длинного названия: МХАТ – Московский художественный академический театр, нэп – новая экономическая политика, загс – запись актов гражданского состояния.

Следующее важное понятие словообразования – словообразовательная модель (т.е. способ словообразования в сочетании со словообразовательным значением). А вот множество производных слов, в которых одно и то же словообразовательное значение выражено одним и тем же словообразовательным средством, называется словообразовательным типом . Например, слова салатница, игольница, конфетница, мыльница, сигаретница, макаронница объединяет общее словообразовательное значение «существительное образовано от существительного; обозначает название емкости, где хранится то, что названо исходной основой», и одно и то же словообразовательное средство – суффикс -ниц- .

Словообразовательная цепочка . Если исходная (производящая) основа слова является производной, то можно найти, от какого слова оно само образовано. В результате получается словообразовательная цепочка. Например, подсинивание < от подсинивать (суф. сп.) < подсинить (суф. сп.) < синить (префикс. сп.) < от синий (суф. сп.). Чтобы счесть основу слова производной, нужно найти более простое слово, через которое можно его объяснить. Такой критерий называют критерием Винокура (по имени Г.О. Винокура, который первым предложил его использовать). К примеру, слова понимать, достигать будут считаться непроизводными в современном языке. Между тем в приведенных выше словах легко выделяются приставка и корень, если мы откажемся от семантической производности, а будем анализировать лишь формальные соответствия (ср. занимать, постигать ). В этом случае можно говорить о частичном опрощении основы.
Если слово не поддается объяснению через более простое однокоренное слово, его нельзя считать на синхроническом уровне производным, даже если один из его звуковых комплексов очень похож на приставку или суффикс. Например, слово пригожий можно растолковать как ‘красивый, симпатичный, приятный’, но не как ‘подходящий к чему-то, годящийся для чего-то’, если вычленять в нем приставку со значением приближения, присоединения и корень- – ‘гожий, годится’, т.е. ‘подходит для какой-то работы, дела’. Объясняя это слово, мы применяли диахронический подход. Такие «экскурсы» к этимологии следует специально оговаривать при разборе слова.
Критерий Винокура принимается не всеми. Логика рассуждений может быть такова.
Попробуем определить членимость на морфемы (производность) таких слов, как малина, рябина, крушина, калина . Эти слова имеют много общего: 1) они называют ягодные кустарники и ягоды, которые на них растут; 2) имеют общий фонемный комплекс -ин- в исходе основы. Нужно определить: является ли их основа производной? Допустим, что это так. Тогда мы можем объяснить данные слова через более простое однокоренное слово, поскольку оставшаяся после выделения «суффикса -ин- » часть слова должна быть корнем:

ягода (?). Объяснения, согласитесь, нелепые. В современном русском языке нельзя растолковать значение этих слов через составляющие их морфемы. Значение есть только у всего слова в целом. Значит, эти слова непроизводные.

Пользуясь критерием Винокура, т.е. подбирая более простое однокоренное слово, можно объяснить членение на морфемы таких, например, слов: черн-ик-а – ягода черного цвета; рыж-ик – гриб рыжего цвета, ряб-чик – пестро окрашенная, рябая птица, рог-ат-ка – рогатая палка, с раздвоенными концами, как рога у животного, на-перст-ок – предмет, который надевают
на палец, перст для защиты от уколов иголкой,
пер-ин-а
– мешок для спанья, набитый чем-нибудь мягким, в том числе пером, покрыва-л-о – ткань, которая покрывает что-либо сверху), плет-ень – забор, плетенный из гибких веток, под-осин-ов-ик – гриб, растущий чаще всего под осинами, слов-арь – книга, где дается толкование словам, рук-авиц-а – то, что надевается на руку, замаск-ирова-ть-ся – спрятаться, укрыться, как будто под маской, морож-ен-ое – вкусная сладкая смесь, которую морозили, и т.д.

С помощью критерия Винокура мы находим более простое слово, присутствующее звено в цепочке производных слов:

Наблюдая последовательно звенья словообразовательной цепочки, мы открываем и отмечаем синхронические способы словообразования. Часто, однако, цепочка последовательностей может выстраиваться разными путями, например:

торопить --> торопливый --> торопливость --> неторопливость
или
торопить --> торопиться --> торопливый --> неторопливый --> неторопливость,
дырявить --> продырявить --> продырявливаться

или
продырявить --> продырявливать --> продырявливаться,
быстрый ® быстренький ® быстренько

или
быстрый --> быстро --> быстренько .

В таких случаях при словообразовательном анализе одно производное может иметь две или даже три исходные или производящие основы. А.И. Кузнецова и Т.Ф. Ефремова в предисловии к «Словарю морфем русского языка» приводят в доказательство таких случаев замечательные слова Ф.Шимкевича, автора «Корне-слова русского языка, сравненного со всеми главнейшими славянскими наречиями и с 24 иностранными языками» (СПб., 1842): «Каждый судит по-своему; а кто на всех угодил, тот еще не родился».
Е.А. Земская вслед за Г.О. Винокуром предлагает такой способ подачи слова, чтобы прозрачными становились и способы словообразования, и морфемный состав слова. Этот способ осуществляется при помощи разного типа фигурных скобок. При этом в самое большое количество различных скобок заключены начальный этап образования слова, а за пределами скобок – грамматические аффиксы.
Иерархию строения слова самолетный можно изобразить таким образом {(сам- + -о- + -лет-) -н-} + ый . Читается эта запись так: слово самолетный образовано суффиксальным способом от основы самолет , которая сама образована путем сложения основ сам и лет (летать) при помощи соединительной гласной о .

Учительница: {(учи- + -тель) + -ниц-} + -а;
колхозник: {(кол- + -хоз-) + -ник};
преумный: {пре- + (ум- + -н-)} + -ый;
переписывание: [{(пере- + пис-) + -ыва-} + -ниj-] + -е.

Сравните, насколько короче такой тип записи последовательности образования слова, чем обычный: писать --> переписать --> переписывать --> переписываниj(е) .

Морфема (от греч. morphe - "форма") - одна из основных единиц языка, часто определяемая как минимальный знак, т.е. такая единица, в которой за определенной фонетической формой (означающим) закреплено определенное содержание (означаемое) и которая членится на более простые единицы такого же рода.

Произвести морфемный анализ слова означает найти, из каких минимальных значимых единиц составлено слово, и определить, каков статус этих составляющих единиц.

Морфемы делятся на две основные группы: корневые и аффиксальные (от лат. affixus - "прикрепленный"), т.е. такие, которые прикрепляются к корню.

Корень - носитель основного лексического значения слова.

Корни бывают свободными, тогда они встречаются в языке в виде самостоятельного слова без словообразовательного аффикса, т.е. с материально выраженным или нулевым окончанием или и без него, если слово не имеет грамматической формы: огонь, огненный, огниво; игра, сыграть, игрушка; там, тамошний; где, где-то;

Аффиксальные морфемы тоже делятся на две группы: грамматические, или формообразующие, аффиксы и словообразовательные аффиксы.

Формообразующие аффиксы служат для образования формы слова; к ним относятся окончания, или флексии, и так называемые формообразующие суффиксы, например, суффиксы сравнительной степени прилагательных и наречий: Формообразующие аффиксы не включаются в основу слова, которая является хранительницей лексического значения слова, залогом тождества слова самому себе при любом изменении грамматической формы .

Однако глагол имеет две основы, служащие базой для образования разных его форм. Одна основа - основа настоящего времени - служит базой для образования всех форм наст. вр., причастия действит. залога наст. времени, причастия страдательного залога наст. вр., дееприч. несов. вида, формы повелительного наклонения.

Вторая основа - прошедшего времени - служит базой для образования форм прошедшего времени, причастия действ. залога прош. вр. и причастия страд. залога прош. вр., дееприч. сов. вида, инфинитива.

Таким образом, все аффиксы, прикрепляемые к той или иной глагольной основе (например, суффикс прошедшего времени -л-), рассматриваются только как формообразующие:

Среди имен существительных и прилагательных есть ряд слов, которые называются неизменяемыми, например, кино, метро, кашпо, кашне, карате; беж, бордо, авиа, люкс и т.п. Им нечем указать на форму, в которой они употреблены в предложении. У них нет окончания. Никакого. И нулевого тоже.


При противопоставлении одна форма отражается от другой, сигнализируя о своем существовании и одновременно о своем значении. Противопоставление одной грамматической формы другой - важное понятие грамматики. Без противопоставления не может быть грамматической формы. А раз ее нет, то и окончанию указывать не на что. Вот почему у неизменяемых слов никакого окончания нет.


"Па - под, недо, последие или унижение, низшая степень". Еще примеры слов с этой приставкой: пагуба, пабедить (творить беды за бедами), пащенок (бранное обращение к тому, кто якобы и до щенка не дорос),паволна (круглое волнение после бури, колышень, зыбь), паволока (ткань, чем обволакиваются либо одеваются), паворот (обратный путь).

Приставка по- отличается от других приставок, и от па- в том числе, прежде всего словообразовательным значением, которое она вносит в производное, вновь образованное слово.

Суффикс располагается за корневой морфемой. И только один суффикс располагается в самом конце слова, после всех грамматических аффиксов, - это суффикс, образующий возвратные глаголы -ся/-сь (обучался, прятался, ленился, недоучился, казнись). Его особое местоположение - дань прошлому, памяти о том, что когда-то он был местоимением (безударный краткий вариант себя) и даже мог занимать любое место в предложении, а не только после глагола. (Такое право сохранилось за словом ся в некоторых славянских языках, например, в польском.)

Количество префиксальных и суффиксальных морфем в языке не только ограниченно, но и невелико в сравнении с количеством корневых морфем.

В словарях, например, в "Словаре морфем русского языка" А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой, морфемы, в частности, представлены отдельным списком. Список корней содержит 4400 единиц, приставки составляют около 34 единиц (у многих из них есть варианты, например: -без-/бес-, -из-/-изо-, -под-/-подо- и т.д.; варианты отдельно не учитывались). Суффиксов немного больше, чем приставок, но намного меньше, чем корней, - около 500.

Однако не все суффиксы одинаково активны в современном русском языке. Из наиболее активных (или, как их называют, продуктивных) суффиксов назовем лишь несколько:


Процесс выделения суффикса в слове осложняется тем, что в русском языке не получается "механически прикладывать" одну морфему к другой. На стыке морфем происходят процессы, связанные с фонологическими ограничениями сочетания тех или иных звуков. Например: 1) чередование фонем пеку - печешь

<к>/<ч>, люблю - любишь <бл>/<б>, круг - окружить <г>/<ж> и т.д.; 2) появляются дополнительная фонема или группа фонем, которые служат "амортизаторами" при соединении морфем друг с другом, сравните: бор-ец, твор-ец и жи-(л)-ец, пе-(в)-ец; сахар-н-ый, дорож-н-ыйи шоссе-(j)-н-ый, кофе-(j)-н-ый; убеж-ищ-е и в-мест-и-(л)-ищ-е; приврат-ник и кино-(ш)-ник, домино-(ш)-ник.

То, что заключено в круглые скобки, разные ученые называют по-разному. Одни предлагают термин субморф (от лат. sub - под, т.е. неосновной, неглавный морфемный элемент, или нечто морфемообразное); другие предложили термин интерфикс (буквально: прикрепленный между морфемами; лат. inter - между).

Некоторые лингвисты включают добавочный звуковой элемент в состав суффикса, поэтому получается несколько однозначных суффиксов, ср., например, -шник- (пэтэу-шник) и -ник- (работ-ник). Но носителем основного значения, название лица, является все же элемент -ник-, т.е. тот, который есть во всех словах с данным словообразовательным значением. Предлагаем называть этот лишенный значения (десемантизированный, асемантический) элемент субморфом и выделять его скобками, чтобы отчетливее выделить основной, значимый суффикс.

Дело в том, что термином интерфикс ученые предлагали называть и тот элемент, который школьникам хорошо известен под названием соединительная гласная, например, в словах: мор-е-продукты, овц-е-бык, дом-о-строй и т.д. Для ученых, рассматривающих цепочку морфем, объединенных в слово, важно выделить смыслообразующие элементы и как-то обозначить "прокладочные", незначимые элементы, и неважно: между двумя корнями они стоят или между корнем и суффиксом: древн-е-русский, там-о-(ш)-ний. А школьнику, давно знакомому с соединительной гласной и только что узнавшему о существовании "интерфиксов", не все равно - для него эти элементы разные. Пусть интерфикс остается за гласными о и е : снег-о-ход, пуст-о-брех, лж-е-свидетель, краj-е-вед, пыл-е-очиститель.

В некоторых словах соединительную гласную в слове найти трудно, так как она совпадает, сливается с частью слова по причине благозвучия: метро мост, досто примечательность. Иногда интерфикс трудно найти оттого, что "потерялась" целая часть слова - обычно слог. Такое явление в лингвистике имеет название гаплология (от греч. haploos - простой, logos - слово, учение) - выпадение одного или двух непосредственно следующих друг за другом одинаковых или сходных слогов: знаменоносец > знаменосец; лермонтововед > лермонтовед; трагикокомедия > трагикомедия; розоват> розоватый.

Если первая часть сложного слова числительное, то окончание числительного выполняет и роль интерфикса:

Иногда ученые выделяют еще одну морфемную единицу - конфикс (от лат. co(n) - с, вместе): под-...-ник (подоконник, подстаканник), за-...-j- (заречье, загорье).

Кроме того, существуют морфемы, которые не повторяются в языке, но выделяются как таковые, потому что точно являются морфемами другие части слова: стекл-ярус, мел-юзг-а, почт-амт, мальч-уган. Такие морфемы называются унификсами (уникальными, неповторимыми).

Итак, названы основные морфемы. Как найти их в слове?

Правильное установление границ между морфемами определяется рассмотрением слова (или его формы, т.е. словоформы) в рядах однотипных по структуре образований (однокоренных и одноаффиксных).


Полный морфемный анализ предполагает, что мы установили форму и значение каждого элемента. В очевидных случаях с морфемным анализом справится любой школьник, но есть случаи, непростые даже для профессионалов, и школьнику остается тогда лишь одно - воспользоваться справочной литературой и сослаться на авторитет.

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) - это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

  1. Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
  2. У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

Б) План словообразовательного разбора

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
  3. Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
  4. Указать основу в производящем слове.
  5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
  6. Указать способ образования слова.

Обратите внимание!

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе - слово в начальной форме.

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

В уездном городе N было так много парикмахерских 2 и бюро похоронных процессий, что казалось, жители 2 города рождаются 2 лишь затем, чтобы побриться 2 , остричься, освежить 2 голову 2 вежеталем и сразу же умереть. А на самом деле в уездном 2 городе N люди рождались, брились и умирали довольно редко. Жизнь города N была тишайшей 2 . Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит, и вся молодёжь города до такой степени была влюблена 2 в секретаршу месткома 2 коммунальников, что это мешало 2 ей работать (Ильф и Петров).

(Много) парикмахерских

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск -их (имя существительное).
2. Окончание - -их . Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск -ая , парикмахерск -ой .
3. Основа формы - парикмахер-ск- .
4. Корень - парикмахер -. Однокоренные слова: парикмахер □ , парикмахер -ш -а .
5. -ск - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск -ий , жен-ск -ий .

1. Начальная форма - парикмахерская .
2. Основа слова - парикмахерск- . Основа производная.
3-5. парикмахерск -ая (сущ.) ← парикмахерск -ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного - в существительное - субстантивация).

Жители

1) Морфемный разбор:

1. жи-тел -и (имя существительное).
2. Окончание - -и . Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель □ , жител -я .
3. Основа формы - жи-тел- .
4. Корень -жи -. Однокоренные слова: жи -ть , жи -л -ой .
5. -тель - суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель □ , вод-и-тель □ .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - житель .
2. Основа слова - жи-тель . Основа производная.
3-4. жи-тель □ → жи -ть .
5. -тель - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

Рождаются

1) Морфемный разбор:

1. рожд-а -ют-ся (глагол).
2. Окончание - -ют . Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а -ет-ся , рожд-а -ем-ся .
3. Основа формы - рожд-а-…-ся .
4. Корень - рожд -. Однокоренные слова: рожд -а -ть, рожд-ённ -ый.
5. -а - - суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а -ть, реш-а -ть.
-ся мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - рождаться .
2. Основа слова - рожд-а-…-ся . Основа производная.
3-4. рожда -ть -ся ← рожда -ть .
5. -ся - словообразовательный постфикс.
6. Постфиксальный способ.

Побриться

1) Морфемный разбор:

1. по-бри -ть -ся (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть по-бре -ет-ся , по-бре -ем-ся .
3. Основа формы - по-бри-…-ся .
4. Корень - бри -. Однокоренные слова: бри -тв -а, вы-бри -ть.
5. по - - приставка, ср.: по -сл-а -ть , по -сад-и -ть .
-ся - постфикс возвратного глагола, ср.: мы -ть-ся , куп-а -ть-ся .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - побриться .
2. Основа слова - по-бри-…-ся . Основа производная.
3-6. а) по-бри -ть-ся по -бри -ть; -ся - словообразовательный постфикс; постфиксальный способ.
б) по-бри -ть-ся ← бри -ть-ся ; по - - словообразовательная приставка; префиксальный способ.

Освежить

1) Морфемный разбор:

1. о-свеж-и -ть (глагол в неопределённой форме).
2. Окончание - -ть . Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж -ит, о-свеж -им .
3. Основа формы - о-свеж-и- .
4. Корень - свеж -. Однокоренные слова: свеж -ий, свеж .
5. о - - приставка, ср.: о -бел-и -ть, о -светл-и -ть .
-и - - суффикс глагола, ср.: о-бел-и -ть, о-светл-и -ть.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - освежить .
2. Основа слова - о-свеж-и- . Основа производная.
3-4. о -свеж-и -ть ← свеж -ий .
5. о- - словообразовательная приставка; -и - словообразовательный суффикс.
6. Приставочно-суффиксальный способ.

Голову

1) Морфемный разбор:

1. голов -у (имя существительное).
2. Окончание - -у . Оно выражает значение ж.р., ед.ч., В.п., ср.: голов -а , голов -ой .
3. Основа формы - голов- .
4. Корень - голов -. Однокоренные слова: голов -н -ой, голов -аст -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - голова .
2. Основа слова - голов- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

(В) уездном (городе)

1) Морфемный разбор:

1. уезд-н -ом (имя прилагательное).
2. Окончание - -ом . Оно выражает значения ед.ч., м.р., П.п. ср.: уезд-н -ый, уезд-н -ого .
3. Основа формы - уезд-н- .
4. Корень - уезд -. Однокоренные слова: уезд □ , по-уезд -н -ый .
5. -н - - суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: волост-н -ой , подъ-езд-н -ый .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - уездный .
2. Основа слова - уезд-н- . Основа производная.
3-4. уезд-н -ый ← уезд □ .
5. -н- - словообразовательный суффикс.
6. Суффиксальный способ.

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

1. тиш-айш -ей (имя прилагательное).
2. Окончание - -ей . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш -ая , тиш-айш -ую .
3. Основа формы - тиш-айш- .
4. Корень - тиш -. Однокоренные слова: тих -о , тиш -ин -а .
5. -айш - - суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик -ий - велич-айш -ый, свеж -ий - свеж-айш -ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) - тихий .
2. Основа слова - тих- . Основа непроизводная (состоит из одного корня).

Влюблена

1) Морфемный разбор:

1. в-любл-ен -а (краткая форма причастия).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение ед.ч., ж.р., ср.: в-любл-ён □ , в-любл-ен -ы .
3. Основа формы - в-любл-ён- .
4. Корень - любл -. Однокоренные слова: люб -и -ть (чередование б/бл ), люб -овь □ .
5. в - - приставка, ср.: в -крапл-ённ -ый , в -плет-ённ -ый .
-ен - суффикс краткого страдательного причастия прошедшего времени глагола, ср.: в-нес-ен -а , в-плет-ен -а .

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма причастия - влюблённый .
2. Основа причастия - в-любл-ённ- . Основа производная.
3-4. в-любл-ённ -ый ← в-люб-и -ть .
5. -ённ - суффикс причастия.
6. Суффиксальный способ.

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

1. мест-ком -а (сложносокращенное слово, имя существительное).
2. Окончание - -а . Оно выражает значение м.р., ед.ч., Р.п., ср.: мест-ком □ , мест-ком -ом .
3. Основа формы - мест-ком- .
4. Корни слова: 1) мест -; 2) ком(итет) - - в сокращённом виде. Однокоренные слова: мест -н -ый , мест -о ; комитет □ , комитет -ск -ий .
5. Приставок и суффиксов нет.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма - местком .
2. Основа слова - мест-ком- . Основа производная.
3-4. мест-ком □ ← мест -(н) -ый ком (итет) .
5-6. Сложение сокращённых до слогов основ - аббревиация.