Ичкеева В. Ю.

МБОУ «Адыковская СОШ» им. Г.Б.Мергульчиева Черноземельского района Республики Калмыкия учитель начальных (национальных) классов

Особенности обучения родному языку в начальной школе.

«Пока жив язык народный

в детях народа, до тех пор жив народ…

Вымер язык в детях народа – вымер и народ».

К. Ушинский

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью перестраивает всю его психику, всю деятельность учащихся. По мнению Я.С.Выготского, «есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные установки, которые при целенаправленном воспитании, становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к себе. Язык как элемент культуры является фундаментальным основанием образовательного процесса. Присваивая общественный опыт предшествующих поколений, ребенок овладевает языком, как частью национальной культуры. "Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызвать эстетические переживания".

На сегодняшний день проблема калмыцкого языка самая наболевшая. Все мы знаем, что наш родной язык находится в состоянии вымирания. И долг каждого из нас, носителей калмыцкого языка сохранить его, говорить на родном языке, тем самым, создавая языковую среду в обществе. Каждый на своем месте должен сделать все, что возможно для сохранения языка. И в первую очередь надо обучать родному языку молодое поколение. И в этом роль учителя начальных классов ключевая. Учитель - не передатчик знаний и информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с учеником. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе со своими учениками идет к предмету, т.е. к языку. Учитель национального класса – это человек, дающий ученику способы понимания целостной картины мира, т.е. он – учитель жизни. Ученик же в этом процессе не объект, на который воздействуют, а активно действующий участник, который работает не по принуждению, а в результате условий, создаваемых учителем, сам включается в процесс познания.

Десять лет проработав в национальных классах, и, увидев плоды своего труда, приходишь к пониманию того, что с применением разнообразных форм и методов обучения, путем систематических языковых упражнений, посредством игр и изучения элементов устного народного творчества, можно научить детей говорить на родном языке. После первого года обучения в национальном классе видно, что учащиеся активно овладевают определенным словарным запасом, знаниями устного народного творчества и песенно-танцевального фольклора. Вооружая знаниями, умениями и навыками, надо стремиться сформулировать сознательное отношение к учению, развивать познавательный интерес и любовь к родному языку. В этих целях на уроках широко используется обширный этнографический материал, который обогащает миросозерцание детей, знакомя их со старинными обычаями и традициями калмыков. На каждом уроке уделяется большое внимание разговорной речи – говорению на калмыцком языке, предлагая примерные образцы заданий и упражнений творческого характера для индивидуального, группового выполнения и домашней работы (например: составить предложения по картинке, составить рассказ на заданную тему, придумать диалог и т.п.).

Обучение в национальном классе особо не влияет на овладение нормами русского языка. Наряду с родным языком учащиеся четвертого года обучения хорошо пишут диктанты, изложения и сочинения на заданную тему, знают и умеют применять все изученные орфограммы при письме. Чтение, как на родном, так и на русском языке у учащихся национальной школы отвечают требованиям программы. Дети овладевают, в основном, правильным беглым чтением, умеют передать прочитанные пересказом и выделить главную мысль текста.

Основным показателем обучения учащихся национального класса является развитость родной речи. Развитие речи достигается посредством изучения элементов УНТ. Опыт показывает, что выпускники национальной начальной школы знают от 80 до 120 элементов УНТ, кроме этого до 40 названий птиц, растений и т.д., и это все повлияло на развитие диалогической и монологической речи.

Народная мудрость сказок, пословиц, поговорок, загадок, производит сильное эмоциональное воздействие на личность ребенка, осуществляемое силой родного языка, красотой родной природы. Своим содержанием пословицы, поговорки, сказки воздействуют на сознание, на эмоциональную сферу детей, тем самым способствуют превращению знаний в устойчивые социально-положительные черты личности, определяют ее отношение к окружающей действительности.

Одна из главных видов деятельности младших школьников – это игровая деятельность. Именно игра в этот период служит средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств. Калмыцкие народные игры связаны с трудом, бытом, отражают обычаи, нравы калмыков, развивают сообразительность, находчивость, смекалку. Учащиеся национального класса знакомятся с калмыцкими народными играми (Ша h а наадл h н, Б ɵ к б ǝ рлд ǝ н, Н ǝ рн шинҗ), учатся правилам игры.

Ознакомление детей с устным народным творчеством помогает глубже, полнее узнать окружающую действительность, обогащает речь детей образными словами и фразами. Калмыцкий эпос «Джангар» несет в себе ценные воспитательные идеи. Учащиеся национального класса знакомятся с эпосом, читают его, заучивают и инсценируют отрывки. Учащиеся готовят костюмы, придумывают декорации, маски, разучивают богатырский танец. Такая работа позволяет детям глубже усваивать опыт и традиции народа, лучше познать его нравственные устои.

Начальная школа выступает в качестве первой ступени, на которой закладываются и начинают развиваться основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять общение на родном языке и взаимодействие детей. Коммуникативная компетенция - способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности:

В области говорения:

Диалогическая форма

Уметь вести:

Этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;

Диалог – расспрос (запрос информации и ответ на него);

Диалог – побуждение к действию.

2. Монологическая форма:

Уметь пользоваться:

Основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).

В области аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

Речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;

Небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

В области чтения

Вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

Про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.)

В области письма

Владеть:

Умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

Основами письменной речи: писать по образцу поздравления с праздником, короткое личное письмо.

Характеристика основных видов деятельности учащихся:

Задавать вопросы о чем-либо; отвечать на вопросы собеседника;

Расспрашивать о чем-либо;

Попросить о чем-либо и отреагировать на просьбу собеседника;

Начинать, поддерживать и завершать разговор;

Описывать что-либо;

Сообщать что-либо;

Рассказывать, выражая свое отношение;

Характеризовать, называя качества лица/предмета;

Воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;

Пересказывать услышанный/прочитанный текст (по опорам, без опор);

Составлять собственный текст по аналогии.

При непосредственном общении

Понимать в целом речь учителя по ходу урока;

Распознавать на слух и понимать связное высказывание учителя, одноклассника, построенное на знакомом материале и/или содержащее некоторые незнакомые слова.

Использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей;

Вербально или невербально реагировать на услышанное;

При опосредованном общении (на основе аудиотекста)

Воспринимать на слух и понимать основную информацию, содержащуюся в тексте (о ком, о чем идет речь, где это происходит и т.д.);

Соотносить графический образ слова с его звуковым образом на основе знания основных правил чтения;

Соблюдать правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом;

Прогнозировать содержание текста на основе заголовка;

Зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова, грамматические явления, полностью понимать содержание;

Догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по контексту;

Находить значение отдельных незнакомых слов в двуязычном словаре учебника;

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

    1. Пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

Вести словарь (словарную тетрадь);

Систематизировать слова, например по тематическому принципу

В процессе изучения родного языка, младшие школьники:

Совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка(прогнозировать содержание текста по его заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.д.);

Овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст;

Совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

Учатся осуществлять самооценку, самоконтроль;

Учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Применение компьютерных технологий в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения. Знания приходят только к заинтересованному человеку. Недаром народная мудрость говорит: "Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может”.

Использование ИКТ помогает учителю начальной школы перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности, а также позволяет совместить игровую и учебную деятельности.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Правильное эффективное использование компьютера на уроке – это прочное усвоение знаний учащимися, развитие в них самостоятельности, активности и навыка самооценки.

П о предметам федеральной компетенции имеются различные компьютерные программы: обучающие, информационно-справочные, демонстрационные, контролирующие и другие. В этом плане учителям родного языка приходится создавать самим , т.к. нет каких-либо готовых материалов для уроков.

Таблицы, граф-схемы, матрицы, опорные конспекты, тесты, кроссворды – это далеко неполный перечень дидактических материалов, которые можно создать на компьютере. Созданные в презентации таблицы предлагаю тся ученикам в виде наглядно-дидактического материала – раскладушк и (приложение 1) . Таким образом, воздействие на сознание ученика не ограничивается только просмотром презентации, но и уже знакомые зрительные образы и содержание создают познавательную среду в кабинете. Презентации (приложение 2,3) способствуют наилучшему запоминанию преподаваемого на уроке учебного материала . Наглядная подача материала о народных обычаях и традициях дают возможность детям более образно представить тот или иной обряд, запомнить его важные моменты, систематизировать их.

Матрицы и граф-схемы (приложение 4,5) , разработанные на основе УДЕ П.М.Эрдниева, особенно эффективны на уроках родного языка. Граф-схемы способствуют пополнению и наращиванию словарного запаса у учащихся, а вот выполнение следующего упражнения может стать продолжением предыдущего. Выполняя данное упражнение(приложение 6), ученик опирается на прежде полученные знания, использует усвоенную лексику и уже без затруднений составляет предложения, дополняя их нужными словами. При завершении выполнения этого задания получается связный текст, который нужно ученику прочитать, озаглавить, разбить на логически связанные части, составить план и по нему пересказать содержание текста. Такая последовательная подача облегчает ученику освоить язык и развить разговорную речь.

Ч то ждет общество от школы? Ответ, казалось бы, прост: качественного образования. Как учитель родного языка должен выполнять данную задачу? Что значит качественное образование?

Результат труда учителя родного языка – это человек, с неповторимой индивидуальностью, знающий свои корни, проводник своего национального культурного насле дия в семье и обществе. Если ученик владеет родной речью, поет калмыцкие песни, танцует калмыцкие танцы, знает, как радоваться и как вести себя в минуты грусти и печали, как калмык, значит, учитель справился со своей главной задачей, значит, он на правильном пути.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Литература:

1. «В методическую копилку учителя родного языка» часть 1,2 / МО РК Центр Воспитания и Образования. – Элиста – 2005.

2. Что значит знать язык и владеть им/ Под ред. Н.М. Шанского. М.,1990.

3. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия) : Статьи и материалы. М.: Просвещение, 1994.

4.ВолковГ.Н., Петрова Т.Н., Панькин А.Б.. Введение в этнопедагогику: /Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под научной редакцией Г.М.Борликова. – М.: ООО «Большая медведица». Элиста: Калм.гос.ун-тет, 2006.

5.Мукаев О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста: Джангар,1995.

Принципы обучения - это исходные теоретические положения (правила, требования), руководствуясь которыми педагог подбирает средства, методы и приемы обучения, предусматривает его эффективность.

Дидактические принципы (общие и специальные) направлены на овладение детьми знаниями, умениями и навыками с последующим их использованием в жизни, на достижение эффективного развивающего и воспитывающего обучения. Они являются основополагающими для специальной методики развития речи. Вместе с тем методика имеет и свою систему методических принципов.

Методические принципы - это положения, определяющие как основные (общие), так и второстепенные (частичные) параметры процесса обучения определенного предмета, а также наиболее эффективные средства достижения поставленной дидактической цели. Методические принципы выступают в тесной взаимосвязи друг с другом. В общей методике методисты подходят к определению принципов с разных позиций и в связи с этим называют и различные принципы.

Проблема принципов обучения родному языку и речи в специальной методике мало разработана. Обратимся к общим принципам обучения, выведенных из закономерностей усвоения детьми языка и речи (по Л. П. Федоренко), учитывая особенности речевого развития детей с ПМР и специфику их обучения.

Принцип внимания к материи языка - строить обучение необходимо таким образом, чтобы развивать периферический речевой аппарат ребенка: органы артикуляции, голосообразования, дыхания. Кроме этого, обращается внимание на состояние органов слуха, сохранность их является необходимым условием формирования правильной речи, а также на состояние мелкой моторики пальцев и кисти рук, развитость которой способствует развитию речи и мышления ребенка.

Принцип понимания языковых значений - лексических и грамматических. Для успешного формирования и развития речи в процессе обучения дети должны усвоить языковые знаки, понимать их, соотносить слово с конкретным реальным предметом, понимать лексические значения, то есть предметную ряд объектов: предмет, число, действие, признаки предмета, признаки действия; понимать смысл слова в различных контекстах, а также грамматические значения - логическую ряд объектов - отношение между словами, или отношение говорящего, к предметам и явлениям.

Принцип оценки выразительности речи - это понимание внутреннего мира человека, воплощенного в языке, умение выражать свои эмоции и чувства. У детей воспитывают внимание к интонационной стороны речи: развивают речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука. Детей учат пользоваться различными видами интонации, выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая его в соответствии с контекстом, логично и эмоционально подчеркивать текст. Воспитывают у детей любовь к художественной литературе, способность замечать выразительные средства во время восприятия литературных произведений, народного творчества, чувствовать художественный образ, развивают поэтический слух (умение улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), воспитывают способность чувствовать образный язык сказок, рассказов, стихов.

Принцип развития языкового чутья ("чувство языка") - неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях подобных форм у ребенка в норме на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем ему дается и закономерности. Дети начинают свободно пользоваться формами языка, комбинировать элементы языка в соответствии с ее законами, хотя и не осознают их. У детей с ТВМ оказываются нарушенными сами задатки к языковой способности. А. К. Маркова, изучая детей с тяжелой речевой патологией, отмечала, что "в неречевых ребенка отсутствуют те огромные возможности (обширный словарь," чувство языка "), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недостатки в овладении речью" [ 1] .

Способность к чутье следует постоянно развивать. Детей с ПМР нужно учить ориентированным действиям в языковом материале в ситуации взаимодействия с взрослым. Развитие "чувства слова" (внимание к его звуковой, ритмической, грамматической и лексической формы) происходит в результате неосознанного обобщения опыта ориентировочных действий в различных коммуникативных условиях. Для этого организуется накопление материала, подлежащего систематизации (восприятие и запоминание речевого образца взрослого), проводится его группировки в результате специальных языковых наблюдений. Формируется внимание к речи взрослого, сверстника, потом в собственной речи и соотнесение его с эталоном. С развитием "чутье" связано и формирование языковых обобщений.

Принцип опережающего развития устной речи перед письменным. Развито устная речь является одним из условий формирования письменной речи. В дошкольном возрасте закладывают основы для обучения письменной речи. У детей с ПМР необходимо развивать невербальные формы психических процессов, а именно: зрительного гнозиса, зрительно-пространственной ориентации, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, внимания. Нужно целенаправленно формировать фонетико-фонематическое процессы, развивать словарный запас, грамматический строй языка, учить связной речи.

Принцип ускорения темпов обогащения языка предполагает постепенное усложнение содержания, средств, методов и приемов обучения по мере роста детей по возрасту и их речевых возможностей. Задачи и содержание обучения детей с ПМР родного языка и речи в первую очередь определяются особенностями их речевого развития. В соответствии с этим подбираются методы и приемы коррекционно-развивающей работы. По степени сложности и объему речевого материала они будут разные, например, для детей с I уровнем ОНР и для детей со II или III уровнем ОНР. Так, на начальном этапе обучения преобладают, как правило, наглядно-словесные методы обучения, а на последующих этапах - словесно-практические, подкрепленные наглядностью.

К частичным методических принципов относят:

а) принцип коммуникативной направленности обучения, предполагает овладение детьми родным языком как средством коммуникации (общение)

б) принцип обучения языку как деятельности обуславливает практическую направленность процесса обучения родному языку; развитие ее как средства общения в различных видах деятельности;

в) принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Речь опирается на сенсорные представления, которые составляют основу мышления, и развивается в единстве с мышлением;

г) принцип обеспечения активной речевой практики на занятиях и в повседневной жизни;

д) организация наблюдений над языковым материалом с целью познания и осознания детьми языковой действительности;

ж) принцип комплексного подхода к развитию всех сторон речи предполагает усвоение всех уровней во их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи развивают одновременно и другие, поскольку все они являются частями одного целого - процесса овладения системой языка;

з) принцип обогащения мотивации речевой деятельности на основе сочетания обучения языку с игровой деятельностью, развитием творческих умений;

ж) принцип обеспечения влияния художественной литературы на речевое развитие ребенка.

Эти принципы отражают специфику обучения родному языку и речи детей с ПМР, дополняя и взаимодействуя с системой загальнодидактичних принципов.

  • Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб, пособие для студ. высш, и сред. учеб. Заведите.: В 2 т. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М., 1997.

Введение

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. В психологии, философии и педагогике, язык и речь рассматриваются как центр, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций.. Язык является основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры. А также необходимым условием воспитания и обучения.Ребенок в дошкольном возрасте усваивает разговорный язык, происходит становление всех сторон речи: фонематической, лексической и грамматической. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободней ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Этот – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Считаю, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Без специально обучающих занятий невозможено обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятии позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Воспитатель целеноправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения. Развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.



Обогащение словаря

Работа над пониманием слов

Приемы развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников родному языку.

Введение

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. В психологии, философии и педагогике, язык и речь рассматриваются как центр, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций.. Язык является основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры. А также необходимым условием воспитания и обучения.

Ребенок в дошкольном возрасте усваивает разговорный язык, происходит становление всех сторон речи: фонематической, лексической и грамматической. Владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, и нравственного воспитания детей. Чем раньше начнется обучение родному языку, тем свободней ребенок будет пользоваться в дальнейшем. Этот – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Считаю, что систематическое обучение и методическое развитие речи и языка должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Без специально обучающих занятий невозможено обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятии позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где бы не существовала потребность в организации всей группы. Воспитатель целеноправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения. Развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.

Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.

На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития.
Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере,но и как овладение коммуникативными умениями. Это важно не только как формирование культуры речи, но и как культуры общения. По А. А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание уметь обеспечить обратную связь. Иначе общение будет не эффективным и не даст ожидаемых результатов. Необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Здесь уместно сказать о «чувстве языка», которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных.

Проблемы и принципы обучения. Многие считают, что речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека – это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же как умение дышать, сосать, глотать и т. д.. Ребенок бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих, речь усваивается интуитивно.

Однако, если разделим обучение языку и развитие речи, то в отношении дошкольников. Не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи..

Эта точка зрения обосновывается в работах отечественного психолога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина.

Ф. А. Сохин считал, что направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речь ребенка только на основе подражания речи взрослых, или здесь существенную роль играет «не подражательные» элементы – обобщение языковых и речевых явлений и их осознание ? Не отрицая влияния подражания в качестве действующего фактора речевого развития. Ф. А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы Ф. А. Сохина убедительно показывают, что в основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности. « Усвоение ребенком родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности»

Система последовательного обучения родному языку включает:

Отбор речевого содержания, доступного для дошкольника

Выделение главного в освоении речи: словарь – работа над смысловой стороной речи; грамматика – формирование языковых обобщений; монологической речи – развитие представлений о структуре связанного высказывания разных типов.

Уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

Выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения

Взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.

Владение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваю, как главное для полноценного формирования личности дошкольника. Это предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Взаимосвязь речевого и умственного развития.

Мы знаем, что мышление дошкольника наглядно –действенное и наглядно – образное. Затем они начинают взаимодействовать со словесно – логическим мышлением, которое становится ведущей формой мыслительной деятельности. На базе лексических, грамматических и других речевых средств осуществляется мыслительная форма деятельности. Вот здесь и развивается интеллектуальная функция языка.

Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении – с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком. По Н. Н. Подьякову – соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно – действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей.

Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные отношения между предметами и явлениями. Дошкольнику необходимо научиться подбирать наиболее подходящие слова для выражения данной мысли, научиться строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказываний.

Взаимосвязь развития речи и эстетического развития.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического момента. Связное высказывание показывает, на сколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольника тесно связанно с эстетическим воспитанием детей. Обучая детей пересказу фольклорных и литературных произведений с целью строить связное монологическое высказывание, тут включается ознакомление детей с изобразительно- выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.) Владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературного произведения, что в свою очередь влияет на развитие речи детей.

В формировании творческого рассказывания, важно осознанное отношение ребенка к языку и его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно выразительных средств для воплощения художественного образа задуманного ребенком.

Развитие речи и нравственное воспитание

Обучая детей родному языку, предоставляется возможность для решения нравственных задач нравственного воспитания – прежде всего для воспитания и любви к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает содержание литературных произведений, устное народное творчество, игрушки, картины. Используя метод рассказывания группами («командами») – позволяет развивать умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступить, если нужно и т. д.

Чтение художественной литературы, пересказ, коллективный рассказ способствуют формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственное поведение детей.

Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающая лексика включают в речь детей (и в понимание речи) группы слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояние, оценки поступков человека. Так же как и эстетические качества и оценки.

Принципы обучения родному языку.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, идет усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Воспитателю необходимо знать преемственность задач по развитию речи предыдущей и последующей возрастной группы.

Обогащение словаря

Все воспитатели знают. что необходимо пополнять словарь детей новыми словами, но не все стремятся к тому, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Словарная работа заключается в том, что неразрывно связанна с обогащением знаний и представлений дошкольников. Она осуществляется в разных видах деятельности: ознакомление дошкольников с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Это является необходимым звеном словарной работы в развитии речи детей и обучения их родному языку.

Работа над пониманием слов

Необходимо не только увеличивать запас слов, но и формировать точное понимание их значения. На практике мы знаем, что дети постоянно сталкиваются с различными по значению словами, с синонимами и антонимами. Известно, что у дошкольников ориентировка на смысловое содержание очень развита, а правильность высказывания зависит от того, насколько точно передается смысл выбранного слова. Речь дошкольника отличается от речи взрослого в отношении смысла, который ребенок вкладывает в произносимые им слова. Чаще ребенок сам пытается осмыслить слова, вкладывает в их содержание свойственное его опыту понимание. Отсюда следует, что в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения слов.

Приемы развития речи.

Чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению в работе с детьми использую: речевые упражнения, словесные игры. Упражнения создают условия для речевой практики детей, для пополнения и активизации словаря словами разных частей речи.

Лексические упражнения формируют у детей практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное подходящее слово, составить предложение. Подобные упражнения не требуют предметов и игрушек. В них используются уже знакомые слова.

В упражнениях большое место отводиться такому приему как вопрос. Вопрос должен вызвать умственную активность детей. Ставя перед детьми вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. « Как сказать лучше?», «Можно ли так сказать?», «Скажи всем, как ты это понимаешь», « Почему ты так считаешь, что так надо говорить?» и т. д.

Игра – самостоятельная детская деятельность, на которую мы можем влиять косвенно, через ролевое поведение, вопрос и отдельное предложение. Игры развивающие словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.

Существуют дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматикой формы. Например, игры помогающие освоить родительный падеж множественного числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде, способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов)

Игры, направленные на обучение детей рассказыванию, развивают у детей умение описывать предметы по основным признакам (цвету, форме, величине), действиям; рассказывать о животных, об игрушке, по картинке (составить сюжет, развернуть его в соответствии с замыслом).

В творческой ролевой игре, совершенствуется диалогическая речь. Возникает потребность в связной монологической речи. Таким образом ролевая игра, способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функций речи.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно – речевой деятельности.

Дидактическая задача облачена в игровые ситуации, в которых отчетливо выступают побудительные мотивы к связному изложению мыслей. В играх «Найдем игрушку, « Угадай, что в руке?» ребенок отыскивает знакомый предмет. А потом рассказывает о нем. Таким образом, специальные занятия, игры и упражнения в комплексе решают все задачи речевого развития.

НА занятиях , помимо воздействия воспитателя на речь детей , происходит взаимовлияние речи детей друг на друга .
Обучение в коллективе повышает общий уровень их развития .
Положительную оценку в практике получили интегративные занятия , построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития . Как правило , при этом используют разные виды искусства , самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу .


Преподавание родных языков становится очень важным в нашем совре­менном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на родном языке, но и давать качественное обучение родного языка. Изучение родного – это долгий процесс, который требует много времени и терпения. В нашем районе родные языки изучают во всех школах, а в пяти из них – чувашский язык. Наши учителя чувашских языков – люди активные и творческие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Людмила Николаевна Павлова

учитель чувашского языка и литературы

МОБУ СОШ с.Ефремкино

Кармаскалинского района РБ

Преподавание родных языков по современным технологиям обучения.

Преподавание родных языков становится очень важным в нашем современном мире. Сегодня, когда дети потихоньку переходят на русский язык, нам, учителям, надо не только научить правильно разговаривать на родном языке, но и давать качественное обучение родного языка. Изучение родного - это долгий процесс, который требует много времени и терпения. В нашем районе родные языки изучают во всех школах, а в пяти из них - чувашский язык. Наши учителя чувашских языков - люди активные и творческие. Под руководством методиста РОО по родным языкам ЮсуповойА.Ф., ежегодно в районе проходят семинары учителей родных языков, «Мост дружбы» в образовательных учреждениях, где учителя делятся опытом работы друг с другом, проводят мастер-классы. Так же в школах выпускают тематические газеты, проводят недели родных языков, конференции, олимпиады, конкурсы, праздники, внеклассные мероприятия. И конечно же, все мероприятия проходят с применением современных технологий обучения, в частности информационных.

Процесс компьютеризации образования ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивалось на основе новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса. И теперь применение современных образовательных и информационных технологий на уроках чувашского языка и литературы становится важным условием для совершенствования процесса обучения. В современных школах учащиеся стремятся к визуальному восприятию информации, поэтому в процессе обучения с применением информационных коммуникаций, зрительные образы стали преобладать над текстовыми.

В школах существует возможность использования электронных словарей и справочников во время работы с компьютером. Ежегодно учениками выполняются презентации по выбранным темам. Систематически, в школах проводятся предметные научно-практические конференции и по родным языкам, в которых с удовольствием участвуют ученики. Темы работ разнообразны, они связаны с литературой, историей, культурой и бытом своего народа. Работы носят исследовательский характер и выполняются на высоком уровне и при этом учащиеся показывают хорошее владение родного языка и компьютерных технологий. Ныне созданы все условия для преподавания и изучения родного языка, а так же для получения хороших знаний

На своих уроках, как и другие учителя, я использую электронные учебные пособия, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более живым и интересным. Например, в электронном пособии «В поисках знаний» для 5 класса вошли вопросы и задания на три уровня степени сложности: простые, средние и сложные. В конце каждого уровня компьютер сам оценивает ученика. В следующем пособии даны разделы: «Теоретическая часть по орфографии, лексике, пунктуации, синтаксису» и «Практическая часть», где так же в конце ученик получает оценку.

Такие пособия становятся незаменимым помощником учителя, помогают ученикам лучше усваивать учебный материал.

Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь, музыку. Они сами по себе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остаются пассивными, учебная информация на родном языке может подаваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.

Я считаю, что использование цифровых образовательных ресурсов позволяют лучше применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Если кто-то из учеников слабо усвоил учебный материал, то компьютер, обладая высоким терпением, может индивидуально несколько раз объяснять необходимую тему без всяких признаков усталости. Так же, он позволяет выбрать необходимый вам темп обучения. Есть и следующая положительная сторона: работая индивидуально, ученик всё внимание получает один, что помогает ему лучше сосредоточиться и лучше усвоить учебный материал, полюбить красоту родного края, ознакомиться с историей и культурой своего народа.

Мы, учителя чувашского языка и литературы Кармаскалинского района, применяя на практике современные информационные технологии, достигаем качественного образования по родному языку. Наши учащиеся являются призёрами и победителями республиканских, межрегиональных, Всероссийских конкурсов, олимпиад по чувашскому языку и литературе. Две ученицы: Козлова Ольга из МОБУ СОШ с.Николаевки и Иванова Вероника из МОБУ СОШ с.Ефремкино стали Президентскими стипендиатками, за достигнутые успехи в области родного языка и литературы. Так же два учителя чувашского языка и литературы стали обладателями Гранта Президента.

Современная школа требует как от учителя родного языка, так и от других существенного сокращения времени на передачу знаний и применения таких технологий, которые будут активизировать познавательную деятельность учащихся.

В условиях информационного общества возрастает роль информационной компетентности учителя, и особое внимание уделяется ее развитию. Информационная компетентность учителя указывает на уровень овладения и использования информации в образовательном процессе. К наиболее значимым информационным компетенциям, владение которыми необходимо современному учителю, можно отнести следующее:

  1. знание и использование рациональных методов поиска и хранения информации в современных информационных массивах;
  2. владение навыками работы с различными видами компьютерной информации;
  3. умение представить информацию в Интернет;
  4. владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с помощью компьютерных и Интернет-технологий;
  5. умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;
  6. владение навыками использования компьютерных и Интернет-технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики.

В настоящее время немалый процент учителей родных языков владеют информационной компетентностью в достаточном объеме.

“… то, что мы знаем - ограничено, а то, что не знаем - бесконечно”. Поэтому используйте возможность выписать или приобрести соответствующую методическую литературу, поступайте на курсы, изучайте компьютерную технику, идите в ногу со временем. “Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)

Список использованной литературы.

1. Антипина М.В. Компьютер на уроке.

2. Александрова И.В. Инновационные технологии.

3. Столяренко Л.Д. Педагогика. - 2006.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. - 2005.


Исходя ив задач обучения школьников родному языку, задач воспитания и развития, опираясь на методологические основы - на теорию познания, на смежные науки, методическая наука выдвигает собственные принципы обучения родному языку, принципы, которые определяют основные направления учебного труда учителя и учащихся и выходят за рамки общедидактических принципов, указанных выше. Это следующие принципы:

Принцип внимания к материи языка, к развитию органов речи, к правильному развитию речевых навыков. Всякое игнорирование закономерностей речи, языка отрицательно сказывается на овладении практической речевой деятельностью. Так, установлено, что недооценка произносительных, фонетических умений приводит к недостаткам орфографической грамотности. Указанный принцип обучения требует обеспечения звуковой и зрительной наглядности в языковых занятиях и тренировки органов речи (проговаривание, выразительное чтение, внутреннее проговаривание и пр.).

Принцип понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических. Понимать слово, морфему, словосочетание, предложение - значит соотносить их с определенными явлениями действительности. В отрыве от значений слова и прочие единицы языка тоже могут быть усвоены, но такое усвоение, во-первых, не отвечает задачам всестороннего развития личности, во-вторых, затрудняет усвоение языка как знаковой системы. Условием соблюдения принципа понимания языковых значений является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики - их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, усвоить, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя понять без опоры на морфологию; орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование и т. д. Морфемный анализ слова помогает понять его значение; с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано, и эта взаимосвязанность не может не учитываться в обучении.

Принцип развития чувства языка. Язык - чрезвычайно сложное явление,; запомнить его невозможно, не уловив в нем структуры, системы, не усвоив, хотя бы на подсознательном уровне, его закономерностей, его аналогий. Эти закономерности улавливает ребенок, как говорил К. Чуковский, «от двух до пяти»: он безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетаниях и даже образует новые слова в строгом соответствии с закономерностями словообразования. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно не только накапливает языковой материал, но и усваивает его законы. В результате у человека формируется так называемое языковое чутье, без которого невозможно достичь ни высокой грамотности письма, ни культуры речи.

Принцип оценки выразительности речи предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание также выразительной (стилистической) функции, понимание не только смысловых, но и эмоциональных оттенков и окрасок слов и оборотов речи, метафор и иных тропов, других средств художественной изобразительности языка.

Следование данному принципу предполагает использование в обучении языку в первую очередь художественной литературы, а также других текстов, в которых отчетливо выражены функционально-стилистические особенности. Этот материал способствует осознанию эмоциональных и смысловых «тонкостей» текста.

Принцип опережающего усвоения устной речи перед письменной также отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения языку.

Принципы методики, как и принципы дидактики, помогают в определении наиболее целесообразной деятельности учителя и учащихся, в выборе оптимальных направлений их работы,- в этом их смысл: они служат одним из элементов теоретического обоснования методики как науки.

Методика русского языка - прикладная наука, поэтому большую роль играет практика.

Высокий научный уровень практических рекомендаций методики, точность ее выводов, теоретических утверждений обеспечиваются не только опорой на методологические основы науки, не только использованием базовых и смежных наук, но и разработанностью (гибкостью, точностью, разносторонностью, широтой, взаимопроверяемостью и пр.) методики исследований.

Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические. В процессе исследовательской деятельности они, как правило, используются в единстве, тесно переплетаются.

Теоретические методы:

а) изучение методологических основ того или иного явления (например, связи мышления и речи, если исследователь поставил перед собой цель найти оптимальные пути развития речи учащихся), а также смежных наук; применяется для обоснования выбора темы, для выдвижения и обоснования гипотезы, для определения важнейших принципов обучения, основных направлений поиска и т. д.;

б) изучение «истории вопроса», т. е. опыта дореволюционной и советской школы и методики по избранному вопросу, а также зарубежного опыта, изучение всей литературы по вопросу, анализ этого прошлого опыта, выявление ясного и неясного, решенного и нерешенного, доказанного и недоказанного, обобщение прошлого опыта, его сопоставление с современным положением дела и его оценка с точки зрения современных задач;

в) изучение вопросов современного науковедения (эвристики, логики), методов исследования в смежных науках (психологии, лингвистике, социологии), опыта исследовательской работы крупных ученых; применяется с целью выбора оптимальной методики исследования или для создания новой, собственной методики эксперимента и обработки материалов;

г) анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем - в результате наблюдений, изучения опыта учителей, эксперимента, формулирование выводов и практических рекомендаций; на этом этапе в современных исследованиях применяются некоторые математические методы.

Эмпирические методы:

а) изучение опыта учителей - как правило, массового опыта, но иногда индивидуального; проводится, во-первых, с целью обнаружения, обобщения, оценки и распространения того нового и ценного, что рождается в повседневном творческом труде передового учительства; во-вторых, с целью определения того уровня работы учителей и учащихся, на который методическая наука должна ориентироваться;

б) целенаправленные наблюдения над процессом учения учащихся (как правило, такие наблюдения носят выборочный характер, в зависимости от темы и целей исследования): протоколирование уроков и их фрагментов, ответов учащихся на вопросы, их рассказов, ведение магнитофонных записей, фотографирование, сбор и изучение ученических письменных упражнений и контрольных работ - диктантов, изложений, сочинений, анкетирование школьников и учителей и т. п.; применяется при обобщении опыта учителей, в эксперименте и в других формах исследований;

в) эксперимент - самый распространенный в настоящее время метод в развитии методики. В отличие от первых двух методов, эксперимент предполагает дедуктивный путь поиска истины: выдвигается гипотеза (хотя бы в общих чертах, гипотеза развивается и уточняется в ходе эксперимента), затем создаются искусственные условия обучения школьников и их учения, которые отличаются от обычных, традиционных только в одном - в том, что являются предметом экспериментальной проверки (например, принципиально новое расположение материала; принципиально новый метод практической работы учащихся и т. д.). Эксперимент повторяется несколько раз, проводится в нескольких классах (или иных группах учащихся) параллельно. Для сопоставления берутся контрольные классы, в которых работа проводится по обычной методике. Используются различные комбинации экспериментальных и контрольных классов. Например, так называемый перекрестный эксперимент: проверяемый прием работы применяется поочередно то в экспериментальном, то в контрольном классах. Если при этом результат применения проверяемого приема работы будет одинаково высок, то это служит гарантией его эффективности.

Эксперимент предполагает высокую точность, «чистоту» проведения: одинаковый отбор учащихся в классы экспериментальные и контрольные, тщательную разработку всех материалов, точную, документальную фиксацию всего хода работы и ее результатов, полное использование всех материалов, как положительных, так и отрицательных, точные методы их обработки.

Эксперимент может сопровождаться всеми теми приемами исследования, которые указаны выше, под пунктами «а» и «б»; используются в нем также и теоретические методы исследования.

Экспериментальные исследования различаются по широте своих целей: начиная от экспериментальной проверки отдельного методического приема, для чего не требуется большой массовости, и кончая проверкой новых программ, новых учебников, в которых участвуют целые районы, области.

По своим задачам эксперимент проводится для выяснения:

а) доступности нового метода, нового учебника и пр.;

б) сравнительной эффективности этого метода или пособия;

в) одновременно и того, и другого: доступности и эффективности.

В ходе эксперимента в проверяемую методику могут быть внесены частичные изменения; так, проверяемые материалы могут быть несколько упрощены, если они оказались трудными для учащихся.

Для подведения итогов эксперимента очень важны критерии оценки его результатов. Эти критерии должны быть точными, едиными для всех случаев. Так, в исследованиях по методике русского языка применяются такие критерии, как количество или характер допущенных ошибок в «срезах» (контрольных работах), количество слов, прочитанных или записанных за один отрезок времени, размеры и связность устных рассказов и письменных сочинений и т. п.

Эксперимент может дать как положительный, так и отрицательный результат. Однако и отрицательный результат играет положительную роль в науке: он предостерегает от ошибок, ведет к усовершенствованию практических выводов и рекомендаций.

Как уже было сказано, методы исследования - как эмпирические, так и теоретические - взаимно связаны и в проведении конкретного исследования переплетаются между собой. Их применение, их место и их взаимосоприкосновения покажем на примере.

Проводится исследование «Пути повышения познавательной активности учащихся (на материале темы «Правописание безударных гласных» во II классе)». Задачи исследования - разработать методику изучения данной темы на основе максимальной познавательной активности второклассников, проверить ее доступность в условиях дифференцированного подхода к учащимся, определить ее эффективность.